Техники нлп в общении, дающие реальные результаты. С чего начать изучение НЛП – книги и советы

Григорий работает продавцом в отделе электротоваров. К нему в отдел пришла пожилая женщина. И начала внимательно разглядывать витрину с электрическими чайниками.

Он внимательно наблюдал за действиями покупательницы. Она обошла всю витрину, осмотрела несколько чайников. В тот момент, когда она задержалась около одного образца, он не спеша подошел к ней. И спросил: «Нравится ли ей эта модель?»

Женщина вскинула на него глаза. Держа в руках чайник, ответила: «Чайник не нравится, корпус у него из слишком тонкой пластмассы». Григорий участливо взглянул на нее и сказал: «Как я понимаю, Вы хотите приобрести чайник, корпус которого прослужит долго?»

«Да!» — утвердительно ответила она.

Григорий слегка взял покупательницу под локоток и, направляя движение, подвел к другим моделям. Сказал: «Обратите внимание на эти чайники с металлическим корпусом. Точно такой же чайник у меня дома, уже четыре года. Работает отлично».

Он заметил некую настороженность во взгляде и ее локоть, лежащий в его руке, напрягся. Григорий понял, что эта модель дороговата для клиентки.

Он спокойно убрал руку, отошел немного вперед и громко, чтобы его голос был хорошо слышан, проговорил: «Могу предложить Вам вот эту модель ».

Покупательница, услышав голос продавца, подошла к новому образцу. И Григорий, не теряя времени, произнес: «Правда корпус у него пластиковый, но цена ниже, и главное, производитель дает гарантию не 1 год, а 3 года. В течение трех лет товар подлежит замене бесплатно».

Подождав еще несколько минут спросил: «Какой чайник будите покупать — с металлическим корпусом или тот, который смотрели последним».

Результат: женщина купила чайник с трех летней гарантией в пластиковом корпусе и была очень довольна!

Для изменения мнения покупателя в свою пользу, продавец применил технику НЛП.

Что такое НЛП? Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это модель коммуникативного взаимодействия людей на основе моделирования их переживаний.

Частица «нейро» связана с обработкой информации, которая поступает в мозг от органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

Термин «Лингвистическое» определяет связь с языковыми системами (вербальными и невербальными), их использованием для осознания представлений о мире и общения.

«Программирование» — обработка информации. Психологическое программное обеспечение в результате перезагрузки (удаление, установка, обновление) меняет мышление и действия.

НЛП – молодая наука. Появилась во второй половине ХХ века благодаря ученым психологам Ричарду Бендлеру и Джону Глиндеру. Наблюдая за способами мышления, восприятия, мотивации действий, они определили общие черты в процессах мышления и восприятия. Разработали модель, основанную на взаимосвязи восприятия информации и поведения. Они доказали, что степень восприятия информации способна изменить поведение человека.

Типовая модель легла в основу создания эффективных, позитивных форм по контролю мыслей, их изменению и корректировке. Вновь образованные мысли-формы создают новые убеждения и заставляют совершать необходимые действия по продвижению к поставленным целям.


Суть методики убеждения

При выборе действия человеку помогаю взгляды и убеждения. Например: важным убеждением является повышение собственной квалификации. Поэтому человек читает специальные статьи и монографии, ходит в библиотеку, посещает семинары. Убеждение о необходимости общения с детьми, заставляет родителей уделять им больше времени.

Смена убеждений меняет и поведенческие основы личности. Милый и безобидный в детстве, человек меняя убеждения в сторону радикализма, может убить другого человека. Свято веря в то, что его действия приносят пользу.

Таким образом, для того чтобы изменить поведение человека, необходимо изменить его убеждения.

Изменение убеждений — тонкий процесс. Нельзя просто взять и убедить кого-либо отказаться от одного действия в пользу совершения другого. Заставить с позиции силы можно. С позиции разума – нет.

При смене убеждений мозг проводит коррекцию реакции на привычную ситуацию, и поведение меняется. Изменению убеждений способствуют следующие факторы:

  • взаимодействия людей друг с другом;
  • процесса общения;
  • время (возрастные периоды);
  • приобретенный жизненный опыт;
  • миропонимание.

Например, в детстве все верят, что Дед Мороз существует. В юности, что эта любовь всей жизни. Сегодня эти убеждения кажутся смешными. Этот процесс неизбежен. В процессе жизни убеждения подвергаются ревизии. Люди имеют убеждения во всех сферах жизни, какие-то они хотели бы изменить. Изменение убеждений с помощью НЛП один из способов самостоятельного познания себя и изменения к лучшему.

Области применения НЛП

Методика НЛП используется в разных направлениях профессиональной деятельности:

  • образовательной;
  • рекламной;
  • психотерапевтической;
  • психологической;
  • в сфере продаж;
  • в деятельности спецслужб.

Знать техники НЛП должны: психиатры, психологи, менеджеры, педагоги, специалисты PR-отделов, маркетологи и сотрудники специальных служб.

Техники НЛП широко применяются в психотерапии при решении следующих проблем:

  • различные фобии;
  • перенесенные психотравмы;
  • конфликтные ситуации;
  • психосоматический синдром.

Преимущества и недостатки методики

Десять способов нейролингвистического программирования – фокусы языка

Убеждения — это правила человеческой жизни. Они определяют поведение человека, его жизненную позицию, запреты и дозволения. Вместе с полезными необходимыми правилами существуют бессмысленные, мешающие развитию продвижению личности. Избавиться или изменить их поможет речевой метод – фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП происходит достаточно стремительно и продуктивно. Сфера применения фокусов языка широка:

  • переговоры;
  • терапия;
  • «устранение» ненужного клиента;
  • «разлом» ограничивающего убеждения;
  • закрепление расширяющегося убеждения.

Рассмотрим 10 способов изменения убеждений.

  1. Намерение. Метод переключения внимания. В фокусе внимания оказывается не убеждение, а задача или намерение.
  1. Переопределение. Включение слова, содержащего другой подтекст в убеждение.
  1. Последствия. Внимание сосредотачивается на последствиях убеждений.
  1. Аналогия. Ищется аналогия, придающая иной смысл.
  1. Изменение размера Фрейма. Изменяем смысл убеждений или доводим их до абсурда.
  1. Другой результат. В фокусе внимания находится другие результаты или критерии.
  1. Модель мира. Переоценка убеждений через соотношение с другой моделью мира.
  1. Стратегия реальности. Основой переоценки убеждений становятся события, приведших к их появлению или внутренние представления.
  1. Противоположный пример. Сомнению в убеждениях подвергается обобщение.
  1. Применение к себе. Человек сообщает правила (убеждения), адресованные другим людям, нужно применить их к автору.

Внедрение новых убеждений будет эффективным, если есть полная уверенность, что они принесут человеку пользу.


Нужно ли НЛП в обыденной жизни

Для кого-то НЛП инструмент, с помощью которого можно: перестать ругаться с подружкой, продвинуться по карьерной лестнице, улучшить отношение с близкими людьми. В данном случае речь идет о развитии способностей.

Изменение жизненных принципов, составляет фундамент методики НЛП. Работа с убеждениями, ценностями человека в рамках техники предполагает формирование высоко интегрированной личности. Человек становится эффективным. Формы воплощения, формы поведения, принципы и убеждения у него носят созидательный характер, расширяющие и развивающие опыт.

НЛП способствует лучшему пониманию других людей, комфортному донесению информации до оппонентов. Научает слышать, видеть и чувствовать собеседника, говорить с ним на его языке. Помогает защититься от агрессоров и манипуляторов, заставляющих делать, то чего не хотим.

Меняя убеждения, НЛП способствует ускорению развития человека и формирует способность сортировки восприятия, что позволяет научиться точности принятия решений.

Таким образом, применяя техники НЛП, возможно:

  • нормализовать отношения в коллективе;
  • развить уверенность в себе;
  • повысить самооценку;
  • активировать мотивацию;
  • сконцентрировать ресурсы организма;
  • научиться понимать поведение людей;
  • изменять мысли и поведение других.

Заниматься или нет нейролингвистическим программированием? Ответ на этот вопрос лежит внутри самого человека, он завязан с его ценностями и убеждениями.

Если человека не устраивает его сегодняшнего образ. Если он готов к изменениям, то НЛП — один из проверенных работающих инструментов.


Нейролингвистическое программирование или НЛП это универсальный ключ в успешном общении с окружающими Вас людьми. Это новые мысли, новые мечты, новые цели. НЛП даст вам возможность легко и быстро приобретать друзей, поднимет вашу популярность. НЛП поможет вам склонять людей к своей точке зрения, увеличит ваше влияние, ваш престиж, ваше умение добиваться своего.

НЛП наделит вас способностью привлекать новых клиентов, новых


Заказчиков и повысит ваше умение зарабатывать, улучшит ваши деловые качества. При этом НЛП поможет вам сдерживать недовольство, избегать споров, поддерживать ровные и любезные отношения c людьми, сделает вас более искусным оратором, более интересным собеседником. НЛП научит вас легко и свободно применять принципы психологии в ежедневном общение c людьми и поможет вам поднимать деловой энтузиазм среди ваших сотрудников.

Существует только один путь под небом убедить кого-либо что-либо

сделать. Приходилось ли вам задумываться над этим? Да, один единственный путь - это заставить другого захотеть сделать это. Запомните, другого пути нет. Единственный способ, которым могут убедить вас что-либо сделать - это предложить вам то, чего вы хотите. A что вы хотите?



Почти все нормальные взрослые люди хотят:

1. Здоровья и безопасности.

4. Денег и того, что на них приобретают.

5. Уверенности в своем будущем.

6. Сексуального удовольствия.

7. Благополучия для своих детей.

8. Чувства своей значительности.

Почти все эти желания удовлетворимы, все за исключением одного, столь же глубокого и важного, как потребность в пище и сне, но оно редко бывает удовлетворенным. Фрейд его называет – «желанием быть великим»

В начале беседы необходимо расположить к себе собеседника Если вы хотите располагать к себе людей, то ПРОЯВЛЯЙТЕ ИСТИННЫЙ и ИСКРЕННИЙ ИНТЕРEC K ЛЮДЯМ! Если вы хотите располагать к себе людей, правило 2 гласит: У Л Ы Б A Й T E C Ь! Правило 3 гласит: ПОМНИТЕ, ЧТО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЗВУК ЕГО ИМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ СЛАДКИМ И САМЫМ ВАЖНЫМ ЗВУКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ. Чаще повторяйте имя собеседника.Если вы хотите располагать к себе людей, правило 4-e гласит:

БУДЬТЕ ХОРОШИМ СЛУШАТЕЛЕМ. ПООЩРЯЙТЕ ДРУГИХ PАССКАЗЫВАТЬ O СЕБЕ. Если вы хотите располагать к себе людей, правило 5-e гласит: ВЕДИТЕ РАЗГОВОР B КРУГЕ ИНТЕРECOB ВАШЕГО СОБЕСЕДНИКА!

Итак, если вы хотите располагать к себе людей, правило 6-e гласит:

ДАВАЙТЕ ЛЮДЯМ ПОЧУВСТВОВАТЬ ИХ ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ И ДЕЛАЙТЕ ЭТО ИСКРЕННЕ.

P E З Ю M E:

ШЕСТЬ СПОСОБОВ РАСПОЛАГАТЬ K СЕБЕ ЛЮДЕЙ:

Правило 1: Проявляйте искренний интерес к другим людям.

Правило 2: Улыбайтесь!

Правило 3: Помните, что для человека звук его имени является самым

сладким и самым важным звуком человеческой речи.

Правило 4: Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать

Правило 6: Давайте людям почувствовать их значительность - и делайте

это искренне. .
Как СКЛОНЯТЬ ЛЮДЕЙ K СВОЕЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ

Лучше уступить дорогу собаке, чем, вступив c ней в спор за право первым пройти, оказаться укушенным ею. Даже убив eё, вы не исцелите этим полученную рану. Поэтому правило 1-e гласит:

ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ДОБИТЬСЯ ЛУЧШЕГО РЕЗУЛЬТАТА B СПОРЕ - ЭТО

УКЛОНИТЬСЯ OT СПОРА.

Итак, если вы хотите склонить людей к своей точке зрения, правило 2

гласит:

ПРОЯВЛЯЙТЕ УВАЖЕНИЕ K МНЕНИЯМ ДРУГИХ. НИКОГДА HE ГОВОРИТЕ ЧЕЛОВЕКУ,

ЧТО OH НЕПРАВ.

Вспомните старую пословицу: "Дракой многого не добьешься, a уступив,

получищь больше, чем ожидал". Было бы весьма благоразумно

запомнить правило 3-e, которое гласит:

ЕСЛИ ВЫ НЕПРАВЫ, ПРИЗНАЙТЕ ЭТО СРАЗУ И ЧИСТОСЕРДЕЧНО.

Если вы хотите склонить людей к своей точке зрения, не забывайте

применять правило 4-e:

ВНАЧАЛЕ ПРОЯВИТЕ CBOE ДРУЖЕСКОE ОТНОШЕНИЕ.

Если вы хотите склонить людей к своей точке зрения, правило 5-e

гласит:

ПУСТЬ ВАШ СОБЕСЕДНИК C САМОГО НАЧАЛА БУДЕТ ВЫНУЖДЕН ОТВЕЧАТЬ BAM:

"ДА, ДА".

Итак, если вы хотите убедить кого-нибудь в своей точке зрения,

применяйте правило 6-e:

ДАЙТЕ СОБЕСЕДНИКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫГОВОРИТЬСЯ.

Таким образом, если вы хотите убедить в своей точке зрения кого-то,

пользуйтесь правилом 7.

ПУСТЬ ВАШ СОБЕСЕДНИК ПОЧУВСТВУЕТ, ЧТО ИДЕЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ЕМУ САМОМУ.

Двадцать пять веков назад китайский философ Лао-Цзы сказал слова,

которыми могут воспользоваться и сегодня:

"Причина того, что в реки и моря вливаются сотни горных потоков в

том, что реки и моря расположены ниже гор. Поэтому они в состоянии

властвовать над всеми горными потоками.

Так и мудрец, желая быть над людьми, он становится ниже их, желая быть впереди, он становится сзади.

Поэтому, хотя его место над людьми, они не чувствуют его тяжести, хотя его

место перед ними, они не считают это несправедливостью".

Поэтому, если вы хотите, чтобы люди изменили свое мнение или

действия, не испытывая недовольства или обиды, применяйте правило 8:

ЧЕСТНО ПОПЫТАЙТЕСЬ УВИДЕТЬ ВЕЩИ C ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДРУГОГО.

Если вы хотите убедить в своей точке зрения,пользуйтесь правилом 9:

ПРОЯВЛЯЙТЕ СОЧУВСТВИЕ K МЫСЛЯМ И ЖЕЛАНИЯМ ДРУГИХ.

Поэтому, если хотите склонить людей к своей точке зрения, применяйте

правило 11:

ПРИДАВАЙТЕ СВОИМ ИДЕЯМ НАГЛЯДНОСТЬ, ИНСЦЕНИРУЙТЕ ИХ.


КАК ИЗМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА,HE НАНОСЯ ЕМУ ОБИДЫ И HE ВОЗБУЖДАЯ НЕГОДОВАНИЯ

Если вы должны указать человеку на его ошибку,начинайте следующим образом.

применяйте правило 1:

НАЧИНАЙТЕ C ПОХВАЛЫ И ИСКРЕННЕГО ПРИЗНАНИЯ ДОСТОИНСТВ ЧЕЛОВЕКА.

Как критиковать и не вызывать при этом ненависти, не нанося ему обиды, пользуйтесь правилом 2:

ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ HA ИХ ОШИБКИ, ДЕЛАЙТЕ ЭТО B КОСВЕННОЙ ФОРМЕ.

Сначала говорите o своих собственных ошибках,чтобы изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая в нем негодования, применяйте правило 3:

ПРЕЖДЕ, ЧЕМ КРИТИКОВАТЬ ДРУГОГО, СКАЖИТЕ O СВОИХ НЕДОСТАТКAX.

Никто не любит приказного тона.Никогда не говорите, например: "сделайте это, сделайте то" или "не делайте этого". Говорите: "He подойдет ли это или то?" "He думаете ли вы, что так будет лучше?" Итак, чтобы изменить человека, не нанося ему обиды и не возбуждая его негодования, применяйте правило 4:

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ BMECTO ТОГО, ЧТОБЫ ОТДАВАТЬ ПРИКАЗАНИЯ.

Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

Как побуждать людей к успеху и работе, пользуйтесь правилом 6:

ХВАЛИТЕ ЧЕЛОВЕКА ЗА КАЖДЫЙ, ДАЖЕ САМЫЙ СКРОМНЫЙ УСПЕХ И БУДЬТЕ ПРИ ЭТОМ "ИСКРЕННИ B CBOEM ПРИЗНАНИИ И ЩЕДРЫ B ПОХВАЛАХ".

Почти каждый - богач, бедняк, нищий, вор - старается оправдать

хорошую репутацию, если он ею обладает.


Таким образом, если вы хотите изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования, помните правило 7

СОЗДАЙТЕ ЧЕЛОВЕКУ ДОБРОЕ ИМЯ, ЧТОБЫ OH ЖИЛ B СООТВЕТСТВИИ C НИМ.

Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым.

Итак, если вы хотите изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая его негодования, запомните правило 8:

ШИРЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПООЩРЕНИЕМ. СДЕЛАЙТЕ TAK, ЧТОБЫ НЕДОСТАТОК ВЫГЛЯДЕЛ ЛЕГКО ИСПРАВИМЫМ, A ДЕЛО, КОТОРЫМ ВЫ ХОТИТЕ ЕГО УВЛЕЧЬ, ЛЕГКО ВЫПОЛНИМЫМ.

Старайтесь, чтобы люди c удовольствием делали то, что вы хотите.

Этот прием - награждение титулами и почетными званиями - приносил

пользу Наполеону, он принесет пользу и вам.

Такова человеческая природа. Так что, если вы хотите изменить

человека, не нанося ему вреда и не вызывая его негодования, применяйте правило 9:

ДЕЛАЙТЕ TAK, ЧТОБЫ ЛЮДЯМ БЫЛО ПРИЯТНО ВЫПОЛНИТЬ TO, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ.


ДЕВЯТЬ СПОСОБОВ, КАК ИЗМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА,

HE НАНОСЯ ЕМУ ОБИДЫ И HE ВЫЗЫВАЯ НЕГОДОВАНИЯ

Правило 1. Начинайте c похвалы и искреннего признания достоинства

человека.
Правило 2. Обращайте внимание людей на их ошибки, делая это в

косвенной форме.э

Правило 3. Прежде, чем критиковать другого, скажите o своих

собственных ошибках.

Правило 4. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказы.

Правило 5. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

Правило 6. Хвалите человека за каждый даже самый скромный успех и

будьте при этом искренни в своем признании и щедры на похвалы.

Правило 7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в

соответствии c ним.

Правило 8. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостаток,

который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, a дело,

которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

Правило 9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы

хотите.

Шесть ПРАВИЛ,

ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ Собеседника якобы СЧАСТЛИВЕЕ.

Правило 1. Ни в коем случае не придирайтесь!!!

Правило 2. He пытайтесь переделывать своего партнера.

Правило 3. He критикуйте.

Правило 4. Будьте искренне признательны.

Правило 5. Проявляйте чуточку внимания.

Правило 6. Будьте вежливы.

Изменения, относящиеся к физической стороне процесса общения, должны быть постепенными и ни в коем случае не очевидными. Прежде всего, надо самому расцепить руки, а затем, когда собеседник уже последовал вашему примеру, вынудить его изменить положение ног.
То же самое относится к изменениям темпа речи и тембра голоса, а также любой другой характеристики процесса общения, в том числе и вашей позы. Например, если перед вами разгневанный человек, который говорит быстро и на повышенных тонах, то прежде всего вам необходимо подстроиться к нему, по крайней мере, до некоторой степени. Если в такой ситуации вы начнете говорить медленно, обдумывая каждое слово, это явно не будет гармонировать с настроением вашего собеседника и, скорее всего, вызовет у него антипатию к вам. Поэтому вам следует начать с подстраивания.

Добившись необходимого контакта путем умелого подстраивания к вашему собеседнику (как с помощью слов, так и с помощью зеркального отражения его мимики, жестов, позы), вы можете постепенно начинать приводить его в нужное вам состояние. Вам следует постепенно замедлять темп речи и смягчать жестикуляцию до тех пор, пока ваш собеседник не начнет делать то же самое. И вскоре он успокоится. Причина этого заключается в том, что наше сознание и наше поведение тесно взаимосвязаны: (Трудно сказать: вам хорошо, потому что вы насвистываете, или же вы насвистываете, потому что вам хорошо.)
Вы оцените пользу от применения данной техники, только опробовав се на практике. Возможно, поначалу техника "подражания и ведения" покажется вам несколько искусственной и будет вас стеснять, но со временем вы станете использовать ее автоматически, причем эффективность ее от этого не уменьшится.

Прислушайтесь, какими именно предикатами пользуются эти люди в своей повседневной речи. Эти предикаты могут относиться к трем основным модальностям - зрению, слуху или осязанию. Обратите внимание, не доминирует ли среди этих модальностей какая-то одна (или две). Соответственно отметьте, предикатами какого типа ваши собеседники предпочитают не пользоваться.

Внимательно изучите отчет или какое-либо письмо, написанное интересующим вас человеком. Проанализируйте этот документ на предмет характерных предикатов. В письменной речи, как и в устной, мы склонны употреблять некие характерные обороты, отражающие способ нашего контакта с реальностью.
- Начните сами использовать в разговоре некоторые характерные для ваших собеседников словосочетания, подстраиваясь под тех людей, сенсорные предпочтения которых вам уже известны, и понаблюдайте за эффектом своих действий. Вероятно, в самом скором времени вы поймете, почему в разговоре с человеком, обладающим кинестетическим типом восприятия, следует произносить фразы типа "я ухватил вашу идею" или "мне немного не по себе от этого". Вы сами увидите, насколько повысится уровень вашего контакта с подобным собеседником, даже если раньше вам казалось, что с этим человеком невозможно общаться.
- Оцените значение невербальных характеристик поведения (в том числе движений глаз) вашего собеседника.
- Помните о характере сенсорных предпочтений ваших коллег, начальников или клиентов, общаясь с ними, готовя для них отчеты или служебные записки. Используйте соответствующие сенсорные предикаты. Инициатива движения навстречу собеседнику должна принадлежать инициатору общения. Можно попробовать склонить собеседника в сторону какой-либо другой, не свойственной ему модальности, так, что он увидит (или услышит, или почувствует) все по-иному. Довольно часто использование этого приема помогает в налаживании общения, разряжает ситуацию. Употребление человеком кинестетического типа таких фраз, как "что вам видится в данном случае?" или "что вы по этому поводу скажете?", хотя они интуитивно и кажутся ему "неправильными", все же допустимо для него в рамках техники частичной "подстройки и ведения".

Проанализированные техники могут быть применимы в самых разнообразных ситуациях.
Вот несколько примеров:
Как успокоить разгневанного начальника или коллегу. Разные люди выражают свой гнев по-разному, и поэтому при общении приходится применять различные варианты техники "подражания и ведения". Например, если человек, находясь в состоянии горя или гнева, начинает говорить медленно, тихим голосом, значит, вам придется начинать с подражания именно этой его манеры. Вы должны установить контакт, следуя за собеседником, и вы же должны решить, когда и как повести его за собой, используя при этом в качестве сигналов для него изменения любых характеристик процесса общения. Именно вы должны контролировать весь ход общения в целом и его конкретные цели.
Как применять юмор в процессе общения. Если разговор получается слишком официальным или натянутым, примените технику "подстройки и ведения", для того чтобы создать более непринужденную обстановку. В этой ситуации поможет внесение в беседу оттенка легкого юмора в сочетании с использованием соответствующего "языка" тела.
Как поменять чье-либо настроение. Достаточно вскользь сделанного неожиданного замечания, для того чтобы "сбить" настроение собеседника, не нарушая при этом контакта с ним. Практически любой неожиданный жест может привлечь внимание собеседника и вернуть его к разговору. Именно в этот момент уместнее всего будет сказать человеку то важное, что вы хотели ему сообщить. Достаточно на несколько секунд прервать ровное течение беседы или немного поменять интонации голоса, и вы измените состояние вашего собеседника
Как закончить беседу. Неожиданное действие с вашей стороны способно полностью нарушить контакт. Например, вы можете встать, отвернуться от собеседника или хлопнуть ладонями по крышке стола. Если вы добиваетесь прекращения контакта с кем-либо, то действуйте подобным образом. Можно просто смотреть в сторону.

Хочешь быстро расположить к себе любого человека? Womanjournal рассказывает о техниках НЛП, которые позволят мгновенно привлечь любого!

НЛП техники

Симпатия – штука не простая. Одни люди нравятся нам спервого взгляда, а других мы с первой же минуты на дух не переносим. В чем жехитрость? И как стать всеобщим любимчиком?

В НЛП (или нейролингвистическом программировании) симпатияпо научному называется «раппорт» – это ощущение связи с другим человеком,чувство взаимности, ощущение доверия.

К счастью, раппорт можно вызвать у любого человека, причемдовольно быстро. Главный секрет заключается в том, что мы подсознательносимпатизируем людям, которые чем-то на нас похожи, имеют что-то общее с нами. Инаоборот. Если ты хочешь расположить к себе кого-то, тебе нужно найти иобнаружить некое сходство между тобой и другим человеком.

Обрати внимание, с какой легкостью сходятсясоотечественники, оказавшись в чужой, незнакомой стране. А если ты пришла на собеседование , и выяснила, чтотвой работодатель окончил тот же ВУЗ, что и ты, между вами, скорее всего, тутже установится непринужденное и доверительное общение. Брюнеты особенно быстропроникаются интересом к брюнеткам. Блондины часто предпочитают блондинок. А скаким наслаждением могут общаться люди в очереди к врачу. «Друзья по несчастью»мгновенно проникаются симпатией друг к другу.

Словом, один из постулатов НЛП гласит: люди хотят общаться с себеподобными. Во-первых, людям, у которых очевидно есть нечто общее, есть о чемпоговорить, и они всегда смогут понять друг друга. Во-вторых, встреча счеловеком, который в чем-то разделяет твою позицию, обычно укрепляетуверенность в собственной правоте. («Вы вегетарианец?! Я тоже! Правда, ведь безмяса в рационе начинаешь чувствовать себя намного лучше?!»).

Таким образом, приходя в новый коллектив, в первую очередь можешьискать поддержки у «себе подобных»: женщин с похожей комплекцией, стилемодежды, цветом волос, должностью и т.д.

Но как быть, если тебе нужно расположить к себе человека,который не имеет с тобой ничего общего? Например, пафосного работодателя в костюмеот Armani или старого профессора-экзаменатора с бородой до пупа. К частью, вНЛП существуют простые и универсальные приемы, которые подействуют на любогочеловека и помогут тебе расположить к себе кого угодно.

НЛП техники

Итак, перед тобой стоит задача: быстро очаровать человека . Что делать? Если увас есть что-то общее (марка машины, диплом, профессия, проблема) попробуйсыграть на этом. Иногда достаточно просто обронить одну реплику, которая укажетна ваше сходство, чтобы человек к тебе проникся. Например: «Я сама немосквичка. Приехала из N-ска». Если твой собеседник тоже не москвич, онмоментально почувствует раппорт. Однако, если между вами ничего общего изацепиться не за что, попробуй следующий прием:

Отзеркаливание

Это «процесс отражения физического поведения другогочеловека». Встретившись с тем, кого тебе нужно очаровать, для начала простоприми такую же позу как он. Это и называется отзеркалить. Он сидит нога наногу, сядь так же. Он слегка склоняет голову – ненавязчиво повтори этот жест.Зеркалить можно все, что угодно: позу, жесты, мимику. В большинстве случаев вашсобеседник не заметит, что вы его зеркалите, но почувствует раппорт. В жизни мыи сами частенько неосознанно зеркалим друг друга. Например, когда ты болтаешь сподругой, то скорее всего невольно копируешь ее позу или наклон головы. Когданачинаешь общаться с людьми другого круга и культурного уровня, невольноперенимаешь их манеру общения и лексику. Так что отзеркаливание – очень простойи эффективный способ расположить к себе человека. Главное, чтобы твоеотзеркаливание не выглядело как передразнивание или пародия. Для этого повторяйжесты и позы не сразу, а с задержкой в несколько секунд. Высший пилотаж – отзеркалитьдыхание собеседника. То есть подстроить свое дыхание к темпу, ритму и глубинедыхания другого человека. Это нелегко, зато приносит поразительные результаты.

НЛП техники

Этот прием чуть сложнее и тоньше. Выполняя присоединение,тебе в первую очередь нужно определить, какая модель восприятия характерна длятвоего собеседника. Ты наверное знаешь, что все люди в мире делятся на 3группы, соответствующие трем основным типам личности или способам восприятия мира. Первая группа – визуалы, или люди, у которых извсех органов чувств доминирует зрение. Вторая группа – аудиалы, или те, ктовоспринимает мир на слух. И третья группа – кинестетики, люди чувств иощущений. Хитрость в том, что представители каждого из этих типов говорят насвоем языке. Визуальный язык подразумевает много описательных слов: «Ты видишь ,какую красивую сделку я провернул. С моей точки зрения это блестящая победа. Намой взгляд это очевидно !». У аудиалов будет своя аудиальная лексика: « Слышал ,какую громкую сделку я провернул? Честно говоря , это оглушительный успех. Япросто дара речи лишился, когда услышал , что все получилось». И наконец кинестетикиобычно говорят, опираясь на свои ощущения: « Чуешь , какую жесткую сделку япровернул? Я чувствую нас ждет головокружительный успех!»

Твоя задача – прислушаться к речи своего собеседника ипонять, кто же он визуал, аудиал или кинестетик. А поняв, перейти на его язык.Конечно, это требует определенных навыков и практики. Но по крайней мерепопробуй для начала возвращать ему его же собственные слова. Например:

    Я не вижу вас на этой должности.

    Тогда, может, вы опишете , какой человек вам нужен, а я в своюочередь постараюсь показать , на что я способна как профессионал.

Пусть этот приемнесколько сложнее, он позволит тебе расположить к себе даже тех, кто изначальнобыл настроен не слишком дружелюбно.

Наука НЛП требует серьезного подхода, но эта область знаний - интереснейшее направление в психологии. Предложенные книги будут полезны всем, интересующимся методами НЛП.

НЛП – непростая наука, требующая серьёзного подхода. И тем не менее нейролингвистическое программирование остается одним из интереснейших и направлений в психологии. Книги, которые мы вам предлагаем прочитать, будут полезны всем, кто интересуется методами НЛП и настроен на понимание себя, окружающих и жизни в целом.

1. Боб Боденхамер, Майкл Холл «НЛП-практик»

Хорошо систематизированный сборник наиболее интересных материалов по нейролингвистическому программированию. В книге есть общие сведения об НЛП, описание применяемых методов, множество примеров и упражнения для усвоения материала. Книга будет интересна желающим получить представление об этой науке и тем, кто уже успел увлечься НЛП и хочет расширить свои знания. Если вы действительно хотите вникнуть в суть НЛП, без прочтения этой книги не обойтись.

2. Джозеф О’Коннор «НЛП. Практическое руководство по достижению желаемых результатов»

Информативный и весьма полезный справочник по НЛП. Из руководства вы почерпнете теоретические знания и узнаете о практике их применения. Автор предлагает эффективные практические приёмы для получения навыков самосовершенствования и внушения. Вы получите знания, позволяющие глубже понимать людей, и вникните в законы коммуникации. Информация, содержащаяся в практическом руководстве Д. О’Коннора, может быть применена в образовании, юриспруденции, менеджменте, бизнесе, спорте и т. д.

3. Р. Бэндлер, Д. Гриндер «Из лягушек – в принцы»

Запись вводной лекции по НЛП, доработанная и адаптированная для прочтения. Материалы этой трехдневной лекции, прочитанной авторами в 1978 году, помогут составить общее впечатление о науке НЛП, понять базовые механизмы воздействия и научит мягко и тактично вести любого человека к цели. Методы НЛП работают даже в случаях, когда бессильны психологи. Книга рекомендована всем, кого интересуют вопросы коммуникаций между людьми: психологам, социологам, психотерапевтам и т. д.

4. Ричард Бэндлер «Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий»

Работа одного из создателей нейролингвистического программирования Ричарда Бэндлера посвящена рефреймингу, его моделям и методам их использования. Рефрейминг служит инструментом переосмысления восприятия и поведения, позволяющего освободиться от деструктивных шаблонов. Лучше всего отражает суть рефрейминга рамка, окружающая рисунок – информация о содержании картины зависит от того, какой фрагмент попал внутрь рамки. Метод заключается в перемещении той же картинки в новые рамки. Р. Бэндлер предлагает познакомиться с приёмами выхода на определенные грани личности человека для блокировки нежелательных образов и выведению других на первый план.

5. Мэнли Холл «77 лучших техник НЛП»

В книге специалиста Майкл Холла собраны наиболее эффективные техники НЛП. Применение предложенных методов поможет в личностном развитии, умении общаться, раскрытии собственного потенциала. Знания приемов НЛП применимы к деятельности в сфере бизнеса, образовании, психологии, социологии, менеджменте. Книга рассчитана на широкий круг читателей и будет полезна каждому человеку, стремящемуся к саморазвитию.

6. Сергей Горин «НЛП. Техники россыпью»

Сборник фрагментов семинаров по НЛП, проводимых автором с 1993 по 1995 год. Примеры успешного взаимодействия психотерапевта с пациентами позволяют неспециалистам разобраться в предмете изучения. Единственное условие – владение базовыми терминами НЛП, без которых понимание текста будет осложнено. Описаны многие техники из арсенала Валерия Хмелевского – одного из авторитетов российской школы нейролингвистического программирования.

7. Грегори Бейтсон «Ангелы страшатся»

На решение некоторых вопросов миру требуются столетия – вспомните задачи Аристотеля и Декарта. Но и новые проблемы оказываются не проще старых. «Ангелы страшатся» Грегори Бейсона – попытка обозначить и охарактеризовать некоторые вновь возникшие вопросы. Автор анализирует историю развития человека, пользуясь собственной концепцией. Оригинальность доктрины состоит в описании реперных точек, проходя через которые сознание всего человечества и каждого индивидуума изменяется. Люди пересматривают свое отношение к миру, им открываются новые знания, заставляющие увидеть события по-новому.

Книга будет интересна всем, кто интересуется психологией, философией и саморазвитием.

8. Алдер «НЛП. Современные психотехнологии»

Вам будут интересны эффективные приемы, которыми пользуются разведчики, политики и топ-менеджеры. Вы можете овладеть искусством коммуникаций и попытаться применить их. Виртуозами общения рождаются немногие, у вас есть возможность научиться нюансам воздействия на собеседника и стать знатоком психологических приемов. Автор учит читателя внушать доверие, понимать сказанное и несказанное собеседником, управлять событиями и людьми.

Книга будет полезна всем, кто хочет овладеть коммуникативными навыками и эффективно взаимодействовать с окружающими.

9. Сид Джекобсон «Состояние решённых проблем»

Сид Джекобсон хочет помочь читателям разобраться в основных идеях НЛП. По убеждению автора нейролингвистическое программирование представляет собой свободные методики, поэтому не следует ограничивать их применение устоявшимися положениями. Читателю предлагается самому определить содержание методов и приблизить их к собственной жизни. При этом в книге есть ответы на многие вопросы, а также краткий экскурс в историю НЛП и описание наиболее эффективных моделей и методов, основанных на общих законах мышления. Методы Сида Джекобсона вполне применимы ко всем сферам жизни, поэтому книга может быть рекомендована самому широкому кругу читателей.

10. Стив Андреас «Шесть слепых слонов. Понимание себя и друг друга»

Стив Андреас «все помнит», удерживает «общую рамку НЛП» и стремится объединить многие области применения НЛП общими моделями. Тема книги – взаимосвязи, но рассматриваемые области настолько обширны, что за ходом авторской мысли не всегда легко уследить. Стив Андерс собрал в своем труде все: Я-концепцию, логические уровни, стратегию реальности, шизофрению, гипноз, временные рамки, рефрейминг, дабл-байнды, метапрограммы, субмодальности, критерии, позиции восприятия, "Чистый Язык", конгруэнтность и нюансы процесса терапии. Если вы не боитесь трудностей, ознакомьтесь с методологическим прорывом в НЛП.

НЛП (нейролингвистическое программирование) популярное направление практической психологии и психотерапии, которое широко распространилось в различных сферах жизни. Человек, владеющий НЛП, воздействует на подсознание своих слушателей или на свое подсознание с помощью специально подобранных фраз – лингвистических конструкций. НЛП стала одной из самых популярных психологических практик, с помощью которых человек может менять свою психику и влиять на других людей с целью моделирования их поведения.

Влияние НЛП на подсознание происходит посредством мягкого эриксоновского гипноза. Он очень отличается от классической методики, которая полностью отключает сознание. Владеющий НЛП, может ввести своего собеседника в легкий транс с помощью подстройки по частоте дыхания, зрительного контакта, метафор и образных фраз, которые соответствуют психическим особенностям человека. Состояние транса помогает переместить внимание на внутреннее «Я», облегчает поступление информации в подсознание. Сознание собеседника не отключается. Но говорящий получает возможность обходить его «фильтры», что позволяет внушить симпатию и вызвать доверие.

Сфера применения НЛП

В последние десятилетия НЛП широко используется в психотерапии и повседневной жизни.

  • НЛП в психотерапии и психологическом консультировании. Элементы НЛП используют для лечения: психологических травм, фобий , депрессий , психосоматических расстройств , устранения вредных привычек. Его применяют в семейном консультировании и спортивной психологии. В психологических тренингах повышения стрессоустойчивости и других личностных качеств.
  • НЛП в повседневной жизни широко используется тренинговыми компаниями и коучами при проведении тренингов и семинаров по личностному росту, повышению эффективности персонала коммерческих компаний, специалистов, работающих в сфере продаж и рекламы. Пикап или современное искусство соблазнения также основывался на принципах НЛП.

Основным понятием в НЛП является «субъективный опыт» – познание окружающего мира через органы восприятия. Он включает три взаимосвязанных компонента: восприятие, идеи и убеждения. Опыт определяет чувства человека, его образ мыслей – следовательно, и поведение. Исходя из личного опыта, каждый строит свою картину мира, свою реальность. Наблюдая за поведением можно понять субъективный опыт и получить ключ к изменению поведения. Поэтому в НЛП подход к каждому человеку должен быть сугубо индивидуальный. Использование стандартных схем и шаблонных подходов вызывает отторжение и неприязнь к пользователю методики.

История появления НЛП

Методика разработана в 60-70-х годах в Калифорнийском университете. К ее созданию причастны три специалиста: психолог Ричард Бэндлер, лингвист Джон Гриндер, а также кибернетик и антрополог Грегори Бейтсон. Они анализировали работу трех известных и очень успешных психотерапевтов, работающих в разных направлениях: Ф. Перлза, В. Сатир и М. Эриксона (основателя эриксоновского гипноза). После изучения их методов работы с сознательным и бессознательным исследователи составили алгоритмы, которые впоследствии стали основой НЛП.

Как создавалось НЛП

Авторы НЛП, а в дальнейшем и их последователи, находили успешных психотерапевтов и людей, которые удачно справлялись с психологическими проблемами, и перенимали их секреты. Они анализировали полученную информацию, раскладывали на составляющие, а затем создавали пошаговую инструкцию по решению данной проблемы.

Как работает нейролингвистическое программирование

НЛП дает практические советы и четкие инструкции, пользуясь которыми можно понять мотивы действий человека и донести до него свою точку зрения, сделать своим сторонником, вызвать симпатию и изменить его повеление, избавить от психологических проблем.

Эффективность НЛП зависит от ряда факторов:

  • Некритичного восприятия основ НЛП. Сомневающиеся люди, которые критично относятся к пресуппозициям и требуют научных доказательств спорных высказываний, не смогут эффективно влиять на собеседника. Чтобы убедить оппонента нужно самому верить в то, что ты делаешь и говоришь.
  • Индивидуального подхода к каждому человеку . Не существует идеальных методик НЛП, подходящим всем людям и работающим во всех ситуациях. В каждом случае требуется анализировать, проявлять гибкость и выбирать то, что больше подходит.
  • Правильного подбора техник НЛП и их грамотного сочетания. Даже работая с одним человеком, требуется применять несколько техник. Одни из них могут оказаться неэффективными, другие со временем перестают действовать, поэтому требуется в совершенстве владеть многими методиками.
  • Точного соблюдения всех деталей методики. Все нюансы техники очень важны. Например, если указано, что во время психотерапии с помощью НЛП пациент должен находиться в состоянии транса, то пренебрегать этим правилом нельзя. В противном случае внушение не будет работать.
  • Мастерства и навыков общения. Быстро освоить НЛП могут люди, которые знают азы психологии, привыкли общаться и делают это непринужденно – психологи, психотерапевты, преподаватели, коучи. Тем, у кого нет подобных навыков, придется много практиковаться.

Основные принципы НЛП – пресуппозиции


Основные принципы НЛП
(их еще называют пресуппозициями) – это утверждения и постулаты, которые являются теоретической базой методики. Люди, практикующие НЛП принимают пресуппозиции как аксиомы, которые не требуют доказательств. Эти утверждения призваны изменить точку зрения человека на ситуацию, чтобы упростить решение проблем.

  1. Карта – это не территория. Как карта местности не является той территорией, которую она описывает, так и наше виденье реальности не совпадает с «объективной реальностью», существующей на самом деле. Наше виденье зависит от прошлого опыта, воспитания, настроения, установок и принципов. Поэтому одна и та же ситуация воспринимается разными людьми по-своему. НЛП учит понимать, что реальный мир шире той карты, которую нарисовал наш опыт. У каждого человека есть свое виденье, и это необходимо учитывать. Ничья карта не является подлинной и правильной, а лучше та, которая дает больше возможностей решения проблем. Чужие картины мира могут помочь увидеть проблему с новой стороны и найти неожиданное решение. Понимание того, как человек видит действительность, помогает выстроить эффективную модель общения с ним.
  2. Тело и «сознание» – единая система. Самочувствие зависит от мыслей человека, и одновременно самочувствие значительно влияет на ход мыслей. Изменения в сознании и эмоции влияют на телесные ощущения, поскольку способны снять или повысить тонус мышц, улучшить или ухудшить кровообращение и иннервацию. Например, вспоминая об отдыхе, человек испытывает умиротворение. Сам того не замечая, он расслабляет мышцы, что способствует снятию мышечных спазмов, улучшению кровообращения и облегчению боли.
  3. В основе любого поведения есть позитивное намерение, которое связано с первоначальным окружением. Человек всегда «хочет как лучше», то есть им движет позитивное намерение. А вот действия, которые он предпринимает для достижения цели, не всегда одобряются обществом. Например, чтобы обеспечить семью один будет воровать, а другой - работать. Выбор действия (поведения) зависит от ситуации, в которой принималось решение, воспитания, характера, моральных норм. Случается, что действительность меняется, и та модель поведения, которая раньше была приемлема, больше не работает. В этом случае необходимо понять, какое намерение стало основой данного поведения, а затем изменить поведение на положительное. Например, в основе энуреза лежит подсознательное намерение ребенка привлечь к себе внимание родителей. Поэтому, чтобы избавиться от нежелательного поведения нужно помочь ребенку достичь цели другим путем, предложив здоровую альтернативу – доброжелательно общаться с ним, проводить вместе больше времени.
  4. Весь жизненный опыт храниться в нервной системе . Все, что когда-то случалось с человеком, записывается в его нервной системе и остается в памяти, хотя иногда доступ к этим воспоминаниям может быть затруднен. В НЛП прошлое не всегда рассматривается как корень проблем. Опыт прошлого – это источник ресурсов, которые помогают найти решение в сложных ситуациях. Также примеры удачного поведения можно найти в опыте других людей и вымышленных персонажей.
  5. Субъективный опыт разделяется на зрительные образы, звуки, запахи, ощущения и вкус. В НЛП выделяют пять каналов восприятия информации – зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и кинестетический (рецепторы тела и мимика). Один из органов чувств является ведущим, через него человек получает основную информацию. На основе информации он строит свои суждения и намерения, которые влияют на поведение. Зная, модальность человека, то есть какой анализатор у него ведущий, владеющий НЛП может эффективнее донести ему нужную информацию. Тем самым он влияет на поведение собеседника. Например: чтобы достучаться до подсознания человека, у которого ведущим является кинестетический канал, и убедить его поехать с вами, можно построить фразу таким образом: «Почувствуй, как обжигает кожу горячий песок, как освежает морская вода».
  6. Нет поражений, а бывает лишь обратная связь. То, что люди привыкли считать поражением или неудачей, на самом деле является новым опытом и полезной информацией, которая делает человека совершеннее и приближает к успеху. Например, после собеседования человека не взяли на работу. Ситуацию можно рассматривать как полезный опыт. Проанализировав ошибки, можно сделать выводы: как вести себя в следующий раз, какие навыки и умения требуются, чтобы собеседование прошло успешно.
  7. Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает. Когда человек говорит, он имеет определенное намерение: передать или получить информацию, эмоциональную реакцию, побудить собеседника к действию. Случается и так, что слова вызывают реакцию противоположную той, на которую рассчитывал говорящий. В ответ на нейтральную фразу или похвалу собеседник может обидеться. Это означает, что действие (высказывание) не соответствовало вашему намерению. НЛП предлагает выход, который поможет получить от оппонента желаемую реакцию – изменить действие, подобрать другой тон, фразы, ситуацию. То есть, если по реакции человека видно, что ваши доводы его не убеждают, то следует сменить тактику. Например, не рассказывать, а задавать вопросы.
  8. Поведение – выбор лучшего варианта из того, что доступно на данный момент . Человек в любой ситуации выбирает самое лучшее и эффективное из того, что имеется. Обычно этот выбор закрепляется, и он ведет себя подобным образом в аналогичных ситуациях, даже если методика потеряла свою эффективность. Например, человек может постоянно отвечать криком на конструктивную критику, если это сработало один раз. Чем больше его возможности (умственные, финансовые, физические), тем богаче выбор стратегий поведения. Методика НЛП направлена на развитие поведенческой гибкости и новых нестандартных моделей поведения в различных ситуациях. Это повышает возможности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, и за счет этого стать более успешным. В рамках психотерапии эта пресуппозиция помогает научиться не жалеть о содеянном в прошлом – ведь это было лучшее решение в той ситуации, а руководствовались мы исключительно позитивными намереньями.
  9. У каждого есть все необходимые ему ресурсы . Под ресурсами в НЛП имеются в виду знания, умения, убеждения, способности, время, финансы, вещи и люди. Это все, что позволяет расширить выбор решений проблемы. Например, стоит задача сделать ремонт. Если у вас достаточно ресурсов, то вы можете выбрать один из трех вариантов: 1) можно сделать самостоятельно, затратив время и силы; 2) можно привлечь знакомых; 3)можно заплатить наемным рабочим. Если ресурсов недостаточно (нет времени, нет денег), то число вариантов снижается. Чем больше ресурсов, тем шире выбор и легче справиться с проблемой. Пресуппозиция утверждает, что необходимые ресурсы есть у каждого. На первый взгляд с этим утверждением сложно согласиться. Но сторонники НЛП утверждают, что человеку достаточно начать действовать, как будто ресурсы у него есть, и они и действительно появятся.

  10. Вселенная благоприятствует нам и изобилует ресурсами.
    Окружающий мир наполнен ресурсами. В процессе эволюции человечество научилось их использовать, что и поставило человека на вершину пирамиды. Если бы люди только избегали опасностей, а не пытались добиться большего, этого бы не произошло. Эта пресуппозиция говорит нам, что стоит верить в добрые намерения других людей и смело использовать все доступные ресурсы. В этом случае вселенная будет становиться еще более дружественной и щедрой.

Данные пресуппозиции достаточно общие, их сложно доказать при помощи научных экспериментов. Поэтому сторонники НЛП предлагают просто принять их на веру, или действовать так, как будто вы уверены в правоте этих тезисов. После смены поведения начинает меняться и ощущение мира, и ход мыслей. Таким образом, НЛП предлагает совершать сознательные действия, чтобы, влияя на глубинные структуры психики, получить подсознательные результаты.

На основе пресуппозиций создано большое количество моделей, техник и приемов НЛП. Каждый автор и тренер добавляет что-то свое. В данной статье будут рассмотрены самые популярные техники.

Применение НЛП

Обучение тому, как применять НЛП на практике проводят на семинарах и тренингах, но можно научиться этому и самостоятельно, имея достаточно времени и настойчивости. Для этого нужно ознакомиться с моделями, техниками и приемами НЛП, проходить онлайн тренинги и применять полученные знания на практике.

Модели НЛП

Модели НЛП – это различные варианты восприятия ситуаций. Модели – это способы мышления, применяя которые можно найти оригинальные и действенные подходы к людям.

Модель НЛП: ФОКУСЫ ЯЗЫКА

Модель «Фокусы языка» позволяет менять убеждения оппонента и работать с его возражениями. Таким образом, она дает преимущества в споре, применяющим НЛП в повседневной жизни. Знание ее приемов дает возможность улучшить свою публичную деятельность, что важно работающим в сфере обучения, продаж, в политике. А психологам и психотерапевтам эти приемы позволяют изменить позицию клиента по данному вопросу, сменить его мировоззрение на более позитивное и здоровое.

По сути «Фокусы языка» – это набор речевых моделей, которые помогают быстро переубедить собеседника. С их помощью можно заставить оппонента засомневаться в правильности его суждений, путем смещения фокуса внимания на новые аспекты обговариваемой проблемы.

Существует четырнадцать фокусов языка. Их используют в зависимости от ситуации и типа нервной системы собеседника.

  • Фокус языка – намерение

Суть метода – интуитивно определить цель, движущую человеком, которая скрывается за его высказыванием. Затем человеку предлагают совершить действие ради этой цели.

– Ценю вашу рациональность и ответственность, именно поэтому считаю, что Вы лучше других справитесь с этой задачей.

  • Фокус языка – переопределение

Суть метода – замена одного из слов в высказывании собеседника близким по значению, но имеющим другой контекст.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Вы не можете сказать: «я не хочу это делать», находясь на работе.

Или более позитивное:

– Действительно, это не ваш долг. Но не могли бы вы мне помочь?

  • Фокус языка – последствия

Суть метода – обрисовать собеседнику последствия его выбора. Они могут быть как позитивные, так и негативные, в зависимости от того, в каком ключе строится разговор.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Хочу Вам напомнить, что сейчас рассматривается распределение премий лучшим работникам года. Ваше решение может повлиять на этот вопрос.

  • Фокус языка – разделение

Суть метода – разобрать по деталям каждый элемент высказывания оппонента.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Что именно из того, что я прошу, не прописано в Ваших обязанностях. Давайте разберем по пунктам.

  • Фокус языка – объединение

Суть метода – обобщить часть убеждения. Это дает возможность изменить взаимосвязи между частями высказывания.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Мы все здесь выходим за рамки должностных обязанностей. Иначе работа остановилась бы.

  • Фокус языка – аналогия

Суть метода – подобрать аналогию, которая придает высказыванию собеседника другой смысл. Хорошо если это будет анекдот, притча, пословица. Но подойдет любая метафора, которая ассоциируется с данной ситуацией.


– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– А Ной был виноделом. В его обязанности тоже не входило спасать мир от потопа.

  • Фокус языка – изменение размера фрейма

Суть метода – посмотреть на ситуацию с точки зрения прошлого или будущего.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Если бы Вам сказали, что придется выполнять эти функции, когда Вы устраивались к нам на предприятие? Вы все равно были бы заинтересованы в трудоустройстве?

  • Фокус языка – другой результат

Суть метода – показать, что у данного действия может быть результат более значимый, чем тот, что заявляет оппонент.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Возможно, это не прописано в Вашей должностной инструкции, но это способно на порядок увеличить наши прибыли, привлечь большее количество клиентов.

  • Фокус языка – модель мира

Суть метода – переоценить ситуацию с другой точки зрения, использовать другую модель мира. Желательно делать это с позиции значимого и авторитетного для оппонента человека.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Если бы Гаррисон Форд не выходил за рамки своих обязанностей, все бы еще ездили на паровых машинах.

  • Фокус языка – стратегия реальности

Суть метода – обращения к реальным фактам, которые постигаются через логику и аналитическое мышление. При этом отметаются домыслы, интуитивные выводы и эмоции оппонента.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Оставим эмоции и поговорим по существу. В действительности это входит в Ваши обязанности. Об этом говорится в пункте № .

  • Фокус языка – противоположный пример

Суть метода – требуется найти исключение из правил и привести его в качестве примера. Это делает убеждение собеседника менее весомым.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– В мои обязанности тоже не входит обучать сотрудников, но я сейчас этим занимаюсь. К тому же дополнительная нагрузка есть у многих в нашем коллективе.

  • Фокус языка – иерархия критериев

Суть метода – переоценить высказывание собеседника с точки зрения более важного критерия.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Мы здесь для того, чтобы помогать людям. Это важнее, чем следование должностным инструкциям.

  • Фокус языка – примените к себе

Суть метода – применяет ли собеседник к себе правило, которым он руководствуется на данный момент.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Тогда и Вы не должны просить для себя таких исключений, как гибкий график, возможность удаленной работы.

  • Фокус языка – мета-фрейм

Суть метода – время меняется, то, что раньше было правильным, потеряло свою актуальность.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Так можно было рассуждать до кризиса. Теперь необходимо всеми силами бороться за клиента и за свое рабочее место.

Модель НЛП: ЯКОРЯ

В НЛП под термином «якорь», подразумевают стимул , вызывающий реакцию или условный рефлекс. В свою очередь стимулом для создания якоря может быть любое слово, предмет, человек или что-либо другое (жест, поза, мелодия, запах), запускающее эмоцию или состояние. Если якорь устанавливается специально, то в качестве стимула используют нечто необычное, но что можно в точности повторить в нужный момент: непривычный жест, новый брелок.

Установка якоря НЛП имеет тот же принцип, что и формирование условного рефлекса. Например, в отпуске вы начали пользоваться новой туалетной водой. После этого впечатления об отдыхе ассоциируются с этим ароматом. Через некоторое время воспользовавшись этой туалетной водой вы, сами того не желая, вызовете воспоминания об отпуске. Так аромат стал якорем, запускающим приятные эмоции.

В зависимости от того, какое переживание вызывает якорь, он может быть положительный и отрицательный.

  • Положительный якорь вызывает приятные эмоции и ресурсные состояния, полезные для решения задач. Он помогает вызвать это состояние в нужный момент. Например, работоспособность на рабочем месте, бодрость в конце дня и т.д.
  • Отрицательный якорь вызывает негативно окрашенные переживания, которые усложняют деятельность. Он может использоваться для лечения вредных привычек (переедания, курения).

С якорями можно совершать различные действия:

  • Наложение якорей – действие, в результате которого один стимул вызывает два разных состояния. Так, для повышения работоспособности рабочий инструмент (например, планшет) можно сделать якорем, запускающим бодрость и интерес.
  • Коллапс якорей – это состояние, когда якоря, обозначающие противоположные эмоции и состояния (например, страх и спокойствие), нейтрализуют друг друга. В итоге оба рефлекса, связанные с ними больше не работают, а сам стимул не вызывает никаких эмоций.
  • Переякорение – замена состояния, которое раннее вызывал якорь, другим. Например, если школьный рюкзак вызывал у ребенка тревогу, связанную с возможными неприятностями в школе, то после переякорения он будет вызывать интерес или уверенность в своих силах.
  • Интеграция якорей – объединение нескольких позитивных или нескольких негативных состояний на одном якоре. Например, после интеграции якорей сигарета может стать якорем для отвращения, тошноты, неприязни, что поможет человеку справиться с вредной привычкой.

Модель якоря в НЛП является одной из наиболее востребованных. Подробнее об установке якоря и использовании этой модели на практике описано в технике «Якорение ресурсных состояний».

Модель НЛП: АССОЦИАЦИЯ – ДИССОЦИАЦИЯ

Представим себе ситуацию – вам нахамили на улице. В данном случае возможны два варианта восприятия ситуации.


  • Ассоциация – Вы видите ситуацию своими глазами и являетесь ее непосредственным участником. Вы смотрите на раскрасневшееся лицо оппонента, слышите его голос, чувствуете, как вас переполняют гнев и обида, как кровь приливает к лицу и стучит в висках. При ассоциации вы воспринимаете происходящее всеми органами чувств. Из-за этого возникает множество эмоций, которые могут, как помочь в разрешении ситуации, так и навредить.
  • Диссоциация – это способ восприятия, когда вы видите себя в этой ситуации со стороны. Вы смотрите на себя, конфликтующего, и на своего оппонента. Вы видите и слышите все происходящее, но при этом не ощущаете эмоций, которые мешали бы вам принять рациональное решение. Смотреть на себя можно сверху, из-за плеча, сбоку.

Для чего используется модель «ассоциация - диссоциация»? Ассоциация нужна, когда вы хотите вызвать эмоции, которые пережили в той ситуации. При разговоре с любимым человеком, на отдыхе, при сексе, в момент триумфа. Эти состояния используются для установки якоря.

Диссоциация помогает взглянуть на ситуацию без лишних эмоций. Это может помочь в момент, когда нужно держась себя в руках, например при ссоре с начальством. Отстраненный взгляд со стороны помогает снизить тревожность. Например, когда вы страдаете бессонницей из-за того, что беспокоитесь о событиях, которые могут случиться (или не случиться) в будущем. Также метод диссоциации используется при борьбе с фобиями и психологическими травмами.

Модель НЛП: МЕТАПРОГРАММЫ

Метапрограммы – это фильтры, которые определяют, какая информация попадет в сознание и на чем концентрируется внимание человека. Определив метапрограмму человека можно спрогнозировать его поведение, добиться понимания, эффективно мотивировать, определять должность, где он будет наиболее полезен.

Необходимо учитывать, что метапрограммы явление не стабильное. Один и тот же человек может проявлять разные метапрограммы в разных ситуациях. Например, на работе он полагается только на свое мнение, а семейных делах прислушивается к мнению супруги. Выраженность метапрограммы также зависит от состояния здоровья и других факторов. Поэтому требуется подбирать индивидуальный подход к одному и тому же человеку при каждой встрече.

Виды метапрограмм:

На данный момент насчитывается более 50-ти метапрограмм. Коротко опишем самые распространенные из них.

  1. Метапрограмма «мотивация ОТ-К»

Метапрограмма мотивация ОТ-К делит людей на две группы.

  • Мотивация К (у 30% людей). Люди, для которых свойственна мотивация К ориентируются на успех. По природе они лидеры. Их интересует, чего они могут достичь, что смогут приобрести. Например, человека будет больше интересовать, как продвинуться по карьерной лестнице. При этом вопрос: «как избежать гнева начальства и неприязни коллег», его не волнует.
  • Мотивация ОТ (у 60%) характерна для людей, избегающих неудач и негатива. Они склонны ставить перед собой небольшие цели, которые можно быстро достичь. Они ценят стабильность. Не любят риска и перемен, которые могут повлечь за собой изменения к худшему. Склонны избавляться от проблем и недостатков. Например, они скорее купят гипоаллергенный шампунь, обещающий избавление от перхоти и выпадения волос, чем шампунь для красивых пышных и густых волос.
  1. Метапрограмма «СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ»

Метапрограмма «способ мышления» описывает способ обработки информации. Людей делят на 3 группы, исходя из того, предпочитает ли человек укрупнять, разукрупнять или искать аналогии

  • Обобщение. Эти люди склонны выделять общие существенные свойства предметов и явлений. На основе наблюдений за мелким и частными случаями они делают выводы обо всей категории. Например, такая женщина будет утверждать, что все мужчины полигамны, на основе одной измены.
  • Разукрупнение. Для людей характерно дедуктивное мышление. Из знаний об общем с помощью умозаключений они делают выводы о частном. Например, попугаи умеют говорить, поэтому любого волнистого попугайчика можно научить разговаривать.
  • Аналогии. Люди с таким способом мышления делают выводы на основе схожести эквивалентов: если Маше 10 лет, то и ее одноклассникам тоже по 10 лет.
  1. Метапрограмма «МОТИВЫ»

Условно можно поделить людей на 4 категории, соответственно мотивам, которые ими движут.

  • Власть . Этих людей побуждает к действию власть, возможность влиять на эмоции и действия других. Они превыше всего ставят свой престиж, значимость и уважение со стороны окружающих. Они хорошие управленцы и прирожденные лидеры.
  • Причастность . Командные игроки. Они всегда настроены на общение, любят заводить новые знакомства, поддерживают старые связи. Эти люди всегда в центре внимания и нуждаются в признании и общении. Хорошо работают в группе, способны длительно выполнять монотонную работу, не стремятся занять ответственные должности.
  • Достижение . Люди такого склада предпочитают сложные задачи, исследования, новые проекты, которыми раньше никто не занимался. Они не нуждаются в соратниках и помощниках, предпочитая работать в одиночку. Постоянно стремятся к совершенствованию и развитию. Должны стать лучше других и лучше себя в прошлом.
  • Избегание . Эти люди, прежде всего, ценят безопасность. Они стараются избегать всех возможных рисков, часто чувствуют себя беспомощными. Программа страха у них запускается по самому незначительному поводу. Они исполнительны, но боятся проявить инициативу. Не высказывают свое мнение, стараясь не провоцировать конфликт.
  1. Метапрограмма «РЕФЕРЕНЦИЯ»

Метапрограмма «Референция» помогает разделить людей на две группы, учитывая, какие ценности являются ведущими в принятии решений: внутренние или внешние.


  1. Метапрограмма «ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ МОДАЛЬНОСТЬ»

Метапрограмма «Предпочитаемая модальность» описывает, по какому каналу человек предпочитает получать информацию о внешнем мире. Ведущим каналом может быть: зрение, слух, чувства (тактильные ощущения, вкус и запах) или внутренний диалог. Знание предпочитаемой модальности собеседника дает возможность подстроиться под его образ мышления, что дает преимущества при общении с ним.

Модальность

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

Дигиталы

Численность среди населения

Ведущий канал

Телесные ощущения, запах, вкус, движение

Смысл, функциональность

Предикаты – ключевые слова

Сидеть, смотреть, яркий, красочный, цветной

Слушать, громкий, ритмичный, звучит

Чувствовать, касаться, теплый, нежный

Рациональный, эффективный

Характерные черты

При общении рассматривают собеседника. Внешний вид важнее функциональности. Для запоминания и восприятия им нужны: схемы, графики, изображения.

Очень общительны. Любят и поговорить, и послушать. Часто у них приятный выразительный голос и хороший музыкальный слух. Для запоминания проговаривают вслух или про себя.

При общении стремятся коснуться собеседника – пожать руку, поправить одежду. Не слишком разговорчивы. Ценят удобство и комфорт. Постоянно находятся в действии, редко сидят на месте, что-то вертят в руках. Импульсивны. Не любят планировать.

Предпочитают рассуждать, выделять важное, анализировать ситуацию, перенимать чужой опыт. Мышление критичное, верят только весомым доказательствам. Внешне спокойны, стараются избегать сильных эмоций, которые являются для них очень болезненными.

Что ценит

Посмотреть, увидеть, изображение, макет, нарисовать

Потрогать, пощупать, контактировать

Услышать обо всех сторонах вопроса, обговорить тему

Доказательства, справки, сертификаты

Воздействие на человека с помощью этой метапрограммы НЛП можно разделить на 3 этапа:

  1. Анализ человека. Определение его репрезентативной системы. Какой канал у него является ведущим: слух, зрение, чувства.
  2. Подстройка к репрезентативной системе субъекта. Например, визуалу мы говорим – «Я вижу, что вы правы», аудиалу – «Все, что вы говорите правильно», кинестетику – «Я чувствую вашу правоту», а дигиталу – «Вы правы по всем пунктам».
  3. Воздействие на субъект с помощью различных методик. После подстройки выбирают соответствующую ситуации методику.

Все метапрограммы в разной мере присущи каждому человеку. Например, ваш собеседник на 70% проявляет мотивацию «ОТ», на 80% ему характерна внутренняя референция, на 90% - визуал. Но в остальных случаях он может проявить мотивацию «к» или свойства кинестетика. Поэтому при общении требуется внимательно следить, какой отклик вызывают ваши слова.

Методики НЛП

Методики НЛП – это пошаговые инструкции, которые позволяют решить проблему, не углубляясь в причины ее возникновения. Рассмотрим самые продуктивные методики НЛП.

Техника ВЗМАХ

Техника «Взмах» одна из самых востребованных методик, действующих на уровне подсознания. Она помогает избавиться от вредных привычек: курения, алкоголизма, переедания, грызения ногтей.

Шаг первый

  1. Выяснение намерений : зачем вам это? Что вы от этого получаете? - Курю, чтобы успокоиться и получить удовольствие.
  2. Выяснение вторичных выгод : какие еще преимущества вы получаете? Для чего вы это используете? – Курение помогает общаться с коллегами и скоротать время на работе.
  3. Выгоды от нового состояния : почему вы хотите избавиться от этой привычки? Какие преимущества вы получите, если бросите курить? – Здоровье, самоуважение.
  4. Проверка экологии: возможны ли негативные последствия после избавления от этой привычки? Чем грозит отказ от нее? Можно ли как-то уменьшить негативные последствия?

Шаг второй

Составление репрезентаций. В зависимости от модальности человека, (что доминирует – зрение, слух, ощущения и т.д.) составляется две картинки. Одна символизирует образ или ощущение, возникающее при запуске нежелательной программы. Вторая – это образ человека свободного от вредной привычки.

Рассмотрим пример, попытка избавиться от никотиновой зависимости у человека с ведущим зрительным анализатором.

  1. Картина первая – рука, подносящая ко рту зажженную сигарету.
  2. Картина вторая – фото счастливого и успешного человека, сумевшего отказаться от курения.

Шаг третий

  1. Картина 1. Необходимо представить картину «рука с сигаретой» крупным планом, сделав ее максимально четкой, цветной, контрастной.
  2. Картина 2. В темный угол первой картинки необходимо поместить вторую – маленькую и тусклую.
  3. Выполнение «взмаха». Картинки моментально меняются местами. Картинка с сигаретой становится черно-белой, тусклой и маленькой. Картинка с идеальным образом разворачивается, наполняется цветами и деталями. Действие происходит за долю секунды.
  4. Черный экран. После того, как идеальная картинка была детализирована, требуется «очистить экран». Обе картинки исчезают, остается черный фон.
  5. Повторить смену картинок 12-15 раз. Упражнение повторять ежедневно, до тех пор, пока тяга к курению полностью не исчезнет.

Техника «ЯКОРЕНИЕ РЕСУРСНЫХ СОСТОЯНИЙ»

Используя технику «якорение ресурсных состояний», в нужный момент можно вызвать состояние или эмоцию. Это дает возможность управлять чувствами в любой ситуации.

Шаг первый

  1. Выяснение цели: в какой ситуации необходим дополнительный ресурс? - при работе, при общении с противоположным полом.
  2. Определение необходимого ресурса : чего вам не хватает в данной ситуации, чтобы успешно с ней справиться? Например, спокойствие на экзамене, смелость при публичном выступлении, вдохновение во время творческой работы.
  3. Проверка экологии: будь у вас этот ресурс вы бы им воспользовались? Не ухудшило бы ваше поведение ситуацию?

Шаг второй

  1. Вспомните ситуацию , когда необходимый ресурс у вас был: когда вы чувствовали себя уверенно, спокойно, радостно. Если такого положительного опыта не было, можно придумать историю, в которой вы проявили нужное качество.
  2. Придумайте якорь . Это может быть не привычный для вас жест. Например, обхватить запястье правой руки большим и указательным пальцами левой руки или сплести руки в замок, выпрямив и соединив указательные пальцы.
  3. Якорение . Воспроизведите выбранную ситуацию в воображении до мельчайших подробностей: кто присутствовал, что говорил, запахи, атмосфера. Вспомните, ресурсное ощущение, которое бы вы хотели испытывать. Когда положительные переживания достигнут самой высокой точки, то в этот момент необходимо присоединить якорь. После якорения необходимо прервать воспроизведение ситуации.
  4. Закрепление якоря . Цепочку: «воспроизведение ситуации – пик ресурсного состояния – якорь – прерывание ситуации» повторяют 7-10 раз. Этого количества повторений обычно достаточно, чтобы закрепился условный рефлекс.

Шаг третий

  1. Проверка якоря . Займитесь повседневными делами. Через некоторое время выполните действие, служащее якорем. Вслед за этим непроизвольно должно возникнуть ресурсное состояние (спокойствие, уверенность). Если оно не возникло, то якорение повторяют еще 5-7 раз.
  2. Проигрывание проблемной ситуации . В воображении смоделируйте ситуацию, в которой вам раньше не хватало уверенности. Например, вы находитесь за столом, где разложены экзаменационные билеты, напротив сидит преподаватель. Вас переполняют волнение и тревога. Воспользуйтесь якорем, чтобы вызвать желаемое состояние.
  3. Закрепление условного рефлекса . Используйте якорь на практике как можно чаще, чтобы закрепить навык.
  4. Техника «БЫСТРОЕ ЛЕЧЕНИЕ ФОБИЙ» или «КИНОТЕАТР»

С помощью этой техники можно избавиться не только от навязчивых страхов и фобий, но и любых сильных эмоций: ненависти, злости, зависти.