Оборудование для технического обслуживания автомобилей купить. Механизированные заправочные агрегаты Bedford TM. Рабочие места должны быть обеспечены естественным и искусственным освещением, достаточным для безопасности выполнения работ

Стационарное оборудование технического обслуживания исполь-зуется для облегчения и механизации выполняемых работ. По назна-чению оборудование подразделяют следующим образом: для уборочно-моечных работ, осмотровые канавы, подъемно-транспортное и смазочно-заправочное.

Оборудование для уборочно-моечных работ размещают на участ-ках ежедневного технического обслуживания.

Мойка бывает ручной или механизированной. Ручная мойка во-дой осуществляется из шланга брандспойтом под низким (0,2- 0,4 МПа) или высоким (1,0-2,5 МПа) давлением.

Механизированная мойка выполняется с помощью моечных ус-тановок струйного, щеточного или струйно-щеточого типа.

Моечные установки струйного типа используют в основном для мойки водой грузовых автомобилей и моющим раствором - для легковых.

Основным рабочим органом щеточной моечной машины явля-ются вращающиеся щетки, к которым подводится моющий раствор.

Комбинированные моечные установки включают устройства для струйной мойки шасси и механизированной щеточной установки для мойки наружных частей кузова автомобиля.

Для очистки сточных вод мойки оборудуются грязеотстойниками и маслотопливоуловителями, принцип действия которых основан на различии плотностей воды, нефтепродуктов и механических приме-сей.

Очищенная вода повторно применяется для мойки автомобилей, что является основой для системы повторного и оборотного водо-снабжения. В ливневую канализацию разрешается сбрасывать сточ-ную воду только после ее очистки.

Осмотровые канавы обеспечивают удобный подход к нижней ча-сти автомобиля при проведении технического обслуживания и теку-щего ремонта и поэтому являются неотъемлемой частью специали-зированных и универсальных постов.

Ширина узкой канавы не превышает размера колеи автомобиля и равна 0,9-1,4 м. Длина канавы на универсальном посту должна быть равна габаритной длине автомобиля с добавлением 1,0-1,3 м для удобства проведения работ по мостам и в районе свесов автомобиля.

Сходы в канаву оснащены ступенчатыми лестницами. Реборды канав служат направляющими для колес автомобиля при заезде его на канаву.

Лампы освещения располагаются в нишах стенок, в которых хра-нятся инструменты и мелкие детали. Стенки канав облицованы свет-лым кафелем, пол покрыт деревянными решетками.

Канавы должны вентилироваться и обогреваться воздухом тем-пературой 16-25 °С.

Подъемно-транспортное оборудование предназначено для подъе-ма автомобиля на требуемую высоту для удобства выполнения ра-бот. По типу механизма подъема подъемники делят на электромеха-нические и гидравлические.

Опрокидыватели предназначены для бокового наклона автомо-биля под углом до 50°, чем и обеспечивается удобный доступ к дни-щу. Опрокидывание производят в сторону, противоположную распо-ложению горловины топливного бака. Перед опрокидыванием сни-мают аккумулятор.

К подъемно-транспортному оборудованию относят кран-балки, тали, конвейеры и др.

Кран-балки и тали используют для перемещения и подъема агре-гатов и других грузов при техническом обслуживании и ремонте ав-томобилей. Кран-балки имеют грузоподъемность 1-32 т, тали - 0,2-1,0 т.

Конвейерные линии используют при поточном способе техничес-кого обслуживания для механизированного перемещения автомоби-лей с одного поста на другой. По способу передачи движения авто-мобилю конвейеры делят на толкающие, несущие и тянущие.

Толкающие конвейеры перемещают автомобили с помощью тол-кающей тележки, упирающейся в передний или задний мост или зад-нее колесо. Несущие конвейеры представляют замкнутую транспор-тирующую цепь, движущуюся от приводной станции. Автомобиль Устанавливают на транспортную цепь или подвешивают за передний и задний мосты.

Тянущие конвейеры представляют замкнутую цепь, перемещаю-щуюся вдоль поточной линии. Автомобиль закрепляют к тяговой цепи за передний буксирный крюк и он катится на своих колесах.

Смазочно-заправочное оборудование предназначено для замены смазочного материала и заправки тормозной и охлаждающей жидко-стями, воздухом агрегатов автомобиля. Оно подразделяется на спе-циальное и комбинированное (стационарное и передвижное).

Маслораздаточная колонка используется для заправки двигате-лей моторным маслом с измерением разового и суммарного отпуска масла. Колонка смонтирована на насосной установке, расположенной на масляном резервуаре. В комплект входят самонаматывающийся шланг с раздаточным краном, расходомер и другие приборы.

Стационарный солидолонагреватель применяется для смазыва-ния узлов автомобиля пластичными смазками с помощью прессмасленок. Он состоит из четырех шлангов с пистолетами, плунжерного насоса с электроприводом, аппаратного шкафа и др.

Комбинированные установки служат для механизированной смаз-ки узлов автомобилей, заправки двигателей моторным маслом, во-дой, накачивания шин воздухом, прокачки гидропривода тормозов. Состоит установка из трех баков для масел и смазок с пневматичес-кими насосами, пяти самонаматывающихся шлангов с пистолетами. Элементы установки могут работать и индивидуально.

1. Наименование предприятия, адрес, организационно-правовая форма.

2. Применяемое на предприятии технологическое оборудование для ТО и ремонта автомобилей, их характеристика.

3. Анализ уровня оснащенности основного производства, перспективы развития материально-технической базы предприятия.

4. Технологическая карта.


1. Наименование предприятия, адрес, организационно-правовая форма .

ИП. Кузнецов А.А.

Смоленск, ул. Рославльское шоссе 5км, строение 7.

Применяемое на предприятии технологическое оборудование для ТО и ремонта автомобилей, их характеристика.

Наименование оборудования Изготовитель Краткая техническая характеристика, габаритные размеры, мм.
Подъемник гидравлический, одноплунжерный. П-104 Стационарный. Грузоподъемность 2,0 т. Вывешивание легковых автомобилей за несущее основание кузова. Общая мощность эл. двигателей 1,7 кВт. 650×435×790 мм. Масса 562 кг. (с насосной станцией)
Домкрат гаражный гидравлический, с ручным приводом П-302 Р/О «Росав- тоспецобору- дование» Передвижной. Грузоподъемность 1,6 т. 1760×352×152 мм. Масса 43 кг.
Приспособление для снятия и установки КПП грузовых автомобилей. 2471 ЦПКТБ «Ав- тоспе-цоборудо- вание» Переносное. Подъемное устройство – ручная лебедка с самозатормаживающимся червячным редуктором. Максимальное усилие на рукоятки лебедке 10 кгс. 925×850×265 мм. Масса 23 кг.
Солидолонагнетатель многопостовой с насосом С-506 Р/О «Росав- тоспецобору- дование» Передвижной. Давление смазки до 300-400 кг/см2. Производительность при рабочем давлении подводимого воздуха 8кг/см2 и противодавлении 100 кг/см2. Около 200 г/мин. 790×520×915 мм. Масса 33 кг.
Установка для промывки маслосистемы двигателей. 1147. Р/О «Росав- тоспецобору- дование» Передвижная, с насосной и фильт- рующими системами. Общая мощ- ность эл. двигателей 0,6 кВт. 1035×680×995 мм. Масса 90 кг.
Установка для нанесения антикоррозийного покрытия на днище автомобиля. 183М Р/О «Росав- тоспецобору- дование» Передвижная, пневматическая. Давление сжатого воздуха 5-10 кг/см2. Производительность до 120 г/мин. Ем- кость бака 20 л. 635×370×900 мм. Масса без жидкости 27,6 кг.
Установка компрессорная. 155-2-В5 Бежецкий за- вод «Авто- спецоборудо- вание» Стационарная, автоматическая. Про- изводительность 0,6 м3/мин. Давление 12 кг/см2. Общая мощность эл. двигателей 5.5 кВт. 1785×560×1300 мм. Масса 350кг.
Стенд для проверки и регулировки топливных насосов высокого давления. ЧССР Стационарный. Бесступенчатая регу- лировка числа оборотов от 80 до 3000 об/мин. Емкость бака 30 л. Общая установочная мощность 9,8кВт. 1600×845×1830 мм. Масса 840 кг.
Прибор для определения технического состояния цилиндропоршневой группы НИИ- АТ К69М Р/О «Росав- тоспецобору- дование» Переносной, пневматический, с заме- ром относительной утечки воздуха. 305×260×180 мм. Масса 9,1 кг.
Пост поэлементной диагностики легковых автомобилей. К-455 Р/О «Росав- тоспецобору- дование» Стационарный, комплексный, на базе стенда К-409. Включает в себя контроль диагностических стендов и приборов, предназначенных для выполнения углубленной диагностики. Время диагностирования 30 – 40 мин на 1 автомобиль. Нагрузка на ось до 1,5 т. Площадь поста 12000×6000 мм. Масса 2940 кг.
Стенд оптический, для проверки углов установки управляемых колес легковых автомобилей. К-111 Р/О «Росав- тоспецобору- дование» Стационарный. Точность измерения ±15. Время полной проверки автомо- биля 20 мин. 7000×4150 мм. Масса 180 кг.
Клещи переносные с пневматическим приводом и подвесным устройством для контактной, точечной эл. сварки тонколистовых стальных конструкций К-265 Каховский завод электросва- рочного обо- рудования Первичное напряжение питающей се- ти 380 В. Максимальный. Толщина свариваемых деталей 2÷2. Производительность при сварке 0,8÷0,8 170 точек в мин. Номинальная мощность 25,0 кВт. Полезный вылет электродов 140 мм. 6031×145×312 мм. Масса 20 кг.
Набор инструмента слесаря монтажника (большой) 2216Б Р/О «Росав- тоспецобору- дование» Состоит из 56 оксидированных инст- рументов и металлического ящика для них. Масса 18,1 кг.
Набор ключей с цилиндрическими головками (1комплект) 2336М-1 Казанский ОЭЗ Состоит из 26 инструментов, в чехле. Масса 2,6 кг
Комплект ключей гаечных, накидных. (1 комплектности) И106-1 Казанский ОЭЗ Состоит из 6 ключей. Масса 0,98 кг.

Страница 2 из 3

Оборудование для уборочно-моечных работ позволяет выполнять операции механизированным или комбинированным способами.

При ручной уборке салона автомобилей и автобусов используют стационарные или переносные пылесосы (рис.1).

Рис.1. Пылесос Karcher (Керхер) NT 27/1

Ручную мойку осуществляют из шланга с брандспойтом или моечным пистолетом струей воды низкого давления (2... 4 кгс/см 2) или высокого (10...25 кгс/см 2).

Установка для наружной мойки автомобилей

Для наружной мойки автомобилей на пунктах технического обслуживания используют моечные установки моделей ОМ-830 (рис.2, 3).


Рис.2. Установка ОМ-830

Рис.3. Пистолет-брандспойт установки ОМ-830

1 - электродвигатель, 2 - полозья рамы, 3 - электрический кабель, 4 - пакетный выключатель, 5 - трехплунжерный насос, 6 - рукоятка, 7 - всасывающий рукав, 8 - нагнетательный рукав, 9 - рукоятка регулятора, 10 - штуцер для соединения с нагнетательным рукавом, 11 - рукоятка пистолета, 12 - сальниковая набивка, 13 - поджимная гайка, 14 - регулятор, 15 - гайка сопла, 16 - распылитель, 17 - вихревой насос, 18 - всасывающая камера, 19 -перепускной клапан, 20 - манометр, 21 - вентиль, 22 - пистолет-брандспойт, 23 - кожух, 24 - рама, 25 - всасывающий фильтр, 26 - рабочее колесо, 27 - перепускная труба, 28 - нагнетательная камера, 29- соединительная муфта, 30 - сопло, 31 - регулировочный винт, 32 - втулка, 33 - корпус пистолета.

Источниками водоснабжения для моечных установок служат естественные или искусственные водоемы, резервуары и водопроводная сеть. При наличии оборотного водоснабжения (многократной очистки использованной воды) применение установок является выгодным особенно для тех районов, где водные ресурсы ограниченны.

Мойка высокого давления Portotecnica Universe DS 2640 T4

Мойка высокого давления с подогревом - эффективное оборудование для очистки твердых поверхностей от различного рода загрязнений, в том числе масляных пятен и агрессивных жидкостей (рис.4).

Рис.4. Мойка высокого давления Portotecnica Universe DS 2640 T4

Технология работы аппаратов основана на подаче струи воды под давлением, которое создает насос. При этом мойка забирает холодную воду, а выдает горячую. Это позволяет очищать поверхности без дополнительного использования моющих средств. Например, мойка с подогревом воды найдет свое применение при очистке поверхностей и емкостей от жирных пятен, для удаления агрессивных веществ и остатков масла, топлива или мазута.

Моечная установка ОРГ-4990-ГОСНИТИ

Моечная установка ОРГ-4990-ГОСНИТИ служит для очистки и мойки деталей при проведении операций технического обслуживания автомобилей (рис.5).

Очистку и мойку деталей в установке осуществляют следующим образом. Сначала очищают наружные поверхности деталей (всухую) в ванне 1. Грязь через решетку и отверстие в дне ванны ссыпается в ящик 2. По мере наполнения ящик выдвигают и грязь удаляют. Детали моют под струей жидкости, которая подается к щетке 8, или непосредственно в заполненной жидкостью ванне 11. Для этого снимают решетку 12 и закрывают пробкой отверстие сливной трубы 9. Для мытья деталей используют водный раствор препарата «Лабомид». Вымытые детали обдувают сжатым воздухом из пистолета 13.


Рис.5. Моечная установка ОРГ-4990-ГОСНИТИ

1- ванна для сухой очистки, 2 - ящик-накопитель, 3 - электродвигатель, 4 - корпус, 5 - бак для моющей жидкости, 6 - насос, 7 - теплоэлектронагреватель, 8 -фильтр-отстойник, 9 - сливная труба, 10 - переливная труба, 11- моечная ванна, 12 - решетка, 13 - обдувочный пистолет, 14 - крышка, 15 - держатель крышки, 16 - кран, 17 - футляр для моющего инвентаря, 18 - щетка.

Оборудование для механизированной мойки автомобилей в зависимости от конструкции рабочего органа установки бывает струйного, щеточного или струйно-щеточного типов.

В струйной моечной установке вода или моющий раствор подается через сопла или форсунки, соединенные со шлангами или трубопроводами-коллекторами. Струйные установки используют в основном для мойки грузовых автомобилей водой и легковых - моющим раствором.

В щеточной моечной установке рабочим органом являются цилиндрические вращающиеся щетки, к которым подводится моющий раствор. Щеточные установки используют для мойки легковых автомобилей и автобусов.

Струйно-щеточные установки с помощью щеток и сопл, по которым подается моющий раствор, осуществляют мойку легковых автомобилей, грузовых автомобилей-фургонов и автобусов.

Автоматические моечные установки включаются в работу при наезде колеса автомобиля на рычаг, вмонтированный в пол, от фотоэлемента, при пересечении автомобилем светового луча либо при опускании монеты в кассовый аппарат.

Комбинированные моечные установки включают устройства для струйной мойки шасси и механизированной щеточной установки для мойки наружных частей кузова автомобиля.

Вода после мойки автомобиля собирается в межколейную канаву, которую делают с уклоном в сторону приемного трапа, расположенного в центре. Для очистки сточных вод посты мойки оборудуют грязеотстойниками и маслотопливоуловителями, принцип действия которых основан на различии удельных масс воды, механических примесей и нефтепродуктов.

Возрастающая потребность в воде для мойки автомобилей вызвала необходимость использования на АТП системы повторного и оборотного водоснабжения. Система очистки сточных вод позволяет повторно использовать очищенную воду для мойки автомобилей и других технических целей, а также сбрасывать ее в ливневую канализацию, что важно с экологической точки зрения.

Подъемно-осмотровое и транспортирующее оборудование

Подъемно-осмотровое и транспортирующее оборудование и сооружения используют при ТО автомобилей для повышения производительности труда при одновременном выполнении работ сверху (двигатель, электрооборудование), снизу (трансмиссия, подвеска) и сбоку (колеса, тормозные механизмы).

К основному подъемно-осмотровому оборудованию и сооружениям относятся осмотровые канавы, эстакады и подъемники, а к вспомогательному - домкраты, гаражные опрокидыватели и др.

Осмотровые канавы получили наибольшее распространение. Они обеспечивают одновременный доступ к автомобилю снизу. Канавами оборудуют тупиковые и прямоточные посты и поточные линии. В нишах стен канав устанавливают низковольтные светильники. Канавы должны вентилироваться и обогреваться воздухом температурой 16...25°С. Для удаления отработавших газов предусматривают вытяжную вентиляцию из канав. В зависимости от назначения канавы оборудуют подъемниками, передвижными воронками для слива отработанного масла и приспособлениями для заправки смазочным материалом, охлаждающей жидкостью.

Эстакады (рис.6) представляют собой металлические, железобетонные или деревянные колейные мосты, расположенные выше отметки пола на 0,7... 1,4 м, с рампами, имеющими уклон 20...25 % для въезда и съезда автомобиля.

Рис.6. Эстакада

Подъемники поднимают автомобиль над полом на требуемую высоту для удобства выполнения работ. По типу механизма подъема подъемники подразделяют на электромеханические и гидравлические.

Стационарные электромеханические подъемники бывают одно-, двух-, четырёх- и шестистоечные. Для подъема и спуска автомобиля используют винтовую, цепную, карданную, тросовую или рычажно-шарнирную силовые передачи, приводимые в действие от электродвигателя. Предназначенный для подъема легковых автомобилей напольный стационарный двухстоечный электромеханический подъёмник (рис. 7) имеет четыре подвижных подхвата. Каждый подхват упирают в место на кузове, предназначенное для установки домкрата. Вдоль двух стоек посредством грузонесущих винтов и грузовых гаек, приводимых в действие от электродвигателя, перемещаются каретки с балками подхватов. Страхующая гайка и концевые выключатели ограничивают перемещение кареток и обеспечивают безопасность при эксплуатации подъемника. Этот подъемник позволяет выполнять работы с любым агрегатом, расположенным снизу и сбоку.


Рис.7. Напольный стационарный двухстоечный электромеханический подъемник

Канавные подъемники (рис.8) используют для вывешивания переднего или заднего моста автомобиля при выполнении работ в канаве. Они имеют повышенную грузоподъёмность, не закрывают доступа к агрегатам автомобиля снизу и обеспечивают свободный проход вдоль канавы.

Рис. 8. Подъемник-канавный-П-263

Опрокидыватели (рис.9) предназначены для бокового наклона автомобиля при обслуживании его снизу под углом до 50°. Таким образом обеспечивается удобный доступ к днищу. Перед опрокидыванием с автомобиля снимают аккумулятор и герметизируют отверстие в пробке главного тормозного цилиндра. Опрокидывание производят в сторону, противоположную расположению горловины топливного бака и маслозаливной горловины двигателя.

Рис.9. Опрокидыватель

К подъемно-транспортному стационарному оборудованию относятся кран-балки, тали, конвейеры и др.

Кран-балки и тали позволяют поднимать и транспортировать агрегаты и другие грузы при ТО и ремонте автомобилей.

Кран-балки (рис.10) грузоподъемностью 1... 32 т предназначены для перемещения груза в помещении вниз-вверх, вдоль и поперек.


Рис.10. Кран-балка

Тали, передвигаемые по подвесным однорельсовым путям, с наименьшим радиусом закругления 1,5 м имеют грузоподъемность 0,25... 1 т и позволяют перемещать груз вниз-вверх и в направлении, определяемом расположением рельсовых путей.

Тали электрические канатные передвижные Т 500 (рис.11) предназначены для перемещения груза как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Эксплуатируется при температуре от -20°С до +40°С. Оснащена канатоукладчиком.

Рис.11. Тали электрические канатные передвижные Т 500

Таль ручная рычажная ТРШСР грузоподъёмность 0,75–1,5–3,0 тонны

Таль ручная шестерённая рычажная ТРШСР (рис.12) предназначена для подъёма, удержания в поднятом положении и опускания груза в режиме 1М по ГОСТ 25835. Также тали ТРШСР могут использоваться для создания тяги в условиях ограниченного пространства благодаря своим компактным размерам.

Рис.12. Таль рычажная ТРШСР

Козловый кран ОПТ-1135Д

На площадках для сборки и регулировки автомобилей пунктов технического обслуживания АТП используют передвижные козловые краны ОПТ-1135Д (рис.13а), с помощью которых снимают и устанавливают двигатели и другие агрегаты автомобилей, выполняют разгрузочно-погрузочные работы, а также перемещают грузы на небольшие расстояния.

Рис.13а. Козловый кран ОПТ-1135Д


Рис.13б. Лебедка козлового крана ОПТ-1135Д

1 - колесо, 2 - вилка, 3 - рукоятка фиксации колеса, 4 - сектор, 5 - лебедка, 6 - левая ферма, 7 - неподвижный блок, 8 - верхняя ферма, 9 - грузовой крюк, 10 - подвижный блок, 11 - трос, 12 - правая ферма, 13 - крышка левого корпуса, 14 - крышка подшипника, 15 - вал-шестерня, 16 - шестерня-сателлит, 17 - ось шестерни, 18 - зажимное устройство, 19 - пружина собачки, 20 - собачка, 21- храповое колесо, 22 - фрикционный диск, 23 - ведомая шестерня, 24 - крышка правого корпуса, 25 - пробка маслозаливного отверстия, 26 - ведущая шестерня первой передачи, 27 - рукоятка, 28 - пробка контрольного отверстия, 29 - вал ведущей шестерни второй передачи, 30 - ведущая шестерня второй передачи, 31- правый корпус редуктора, 32 - основание редуктора, 33 - барабан, 34 - левый корпус редуктора.

Подъем груза осуществляют ручной двухскоростной лебедкой с планетарно-цилиндрическим редуктором (рис.13б). Барабан лебедки вращается на валу между двумя корпусами редуктора, и он снабжен храповым механизмом, который препятствует самопроизвольному опусканию груза. Лебедка имеет две передачи. Первую передачу применяют для подъема грузов массой до 1500 кг, вторую - до 3000 кг. Для работы на второй передаче рукоятку устанавливают на вал 29.

Не разрешается поднимать или опускать груз во время движения, подтаскивать по земле с помощью крана при косом натяжении каната, а также отрывать груз, примерзший к земле, засыпанный или заложенный другими грузами. Запрещается снимать с лебедки рукоятку при поднятом грузе.

Гаражный домкрат М444


Рис.14. Подъем автомобиля гаражным домкратом


Рис.15а. Внешний вид домкрата М444


Рис.15б. Устройство домкрата

1 - рычаг домкрата, 2 - рукоятка фиксатора, 3 - рукоятка привода спускной иглы, 4 - фиксатор со стопором, 5 - регулировочная тяга, 6 - поворотное колесо, 7 -гидравлический цилиндр, 8 - кронштейн, 9 - стрела, 10 - неповоротное колесо, 11- пята, 12 - шток, 13 - рабочий цилиндр, 14 - пробка маслозаливного отверстия, 15 - поршень, 16, 17, 18, 21 - каналы в корпусе насоса, 19, 22 - пробки для выпуска воздуха, 20 - игла, 23 - плунжер насоса, 24 - выпускной клапан, 25 - впускной клапан, 26 - фильтр.

Перед началом работы иглой 20 перекрывают канал перепуска масла и расстопоривают фиксатор 4. Рычагом домкрата приводят в движение плунжер насоса 23. При движении плунжера вправо открывается клапан 25, и рабочая жидкость по каналу 16 поступает в гильзу насоса. При движении плунжера влево клапан 25 закрывается, а клапан 24 открывается, и жидкость нагнетается в цилиндр. В результате этого поршень 15 вместе со штоком 12 также перемещается влево. Шток 12 шарнирно связан с подъемной стрелой домкрата. Для опускания груза открывают иглой 20 перепускной канал.

Конвейеры применяют для передвижения автомобилей при организации обслуживания поточным методом. По способу передачи движения автомобилю конвейеры делят на толкающие, несущие и тянущие.

Толкающие конвейеры перемещают автомобили с помощью толкающей тележки 2, упирающейся в передний или задний мост или заднее колесо (рис. 16).


Рис. 16. Принципиальная схема толкающего конвейера: 1 - приводная станция; 2 - толкающая тележка; 3 - цепи; 4 - натяжная станция; 5 - направляющая пути; 6 - ведущая звездочка

Несущие конвейеры представляют собой замкнутую транспортирующую цепь 3, движущуюся по направляющим путям 5 с помощью приводной станции 1. Для натяжения цепи 3 используется натяжная станция 4 конвейера. Автомобиль устанавливают на транспортирующую цепь или подвешивают за передний и задний мосты.

Тянущие конвейеры имеют замкнутую цепь, расположенную вдоль поточной линии обслуживания снизу или сверху автомобиля. Автомобиль присоединяют к тяговой цепи захватом за передний буксирный крюк и он катится на своих колёсах. В конце конвейера захват автоматически отцепляется.

Оборудование для смазывания и заправки автомобилей

Оборудование для смазывания и заправки автомобилей предназначено для выполнения соответствующих работ различных видов ТО. На поточной линии оборудуют специализированный пост для замены смазочного материала в агрегатах автомобиля и дозаправки его охлаждающей жидкостью и воздухом.

Смазочное оборудование в зависимости от механизма привода бывает электрического, пневматического или механического типов. Оборудование предназначено для подачи жидких смазочных материалов (моторных и трансмиссионных), а также консистентных.

Для сбора отработанного смазочного материала применяют стационарные или переносные резервуары с приемными воронками. Баки размещают в подвальном помещении. Приемные воронки монтируют непосредственно на постах смазывания, в канаве или около подъемника. Трубопроводы к воронкам делают с шарнирными соединениями или гибкими шлангами. Воронку легко можно установить в нужном положении под отверстием для слива смазочного материала.

Заправку трансмиссионными смазочными материалами агрегатов автомобилей осуществляют вручную из раздаточного бака или механизированным способом с использованием стационарной установки электромеханического типа. Подают смазочный материал из стационарного бака шестеренным насосом с электроприводом.

Для подачи консистентного смазочного материала применяют солидолонагнетатели. Наибольшее распространение получили передвижные солидолонагнетатели.

Маслораздаточная колонка 367М

Маслораздаточная колонка 367М (рис.17 а, б, в) предназначена для заправки машин маслом с одновременным объемным учетом количества выданного нефтепродукта.

При работе установки в гидравлической системе колонки поддерживается давление 12 кгс/см 2 . Если закрыт раздаточный кран, давление в системе возрастает до 14-15 кгс/см 2 . При этом контакты 19 автоматического выключателя 12 размыкаются, и электродвигатель 14 останавливается. Давление в системе поддерживается гидравлическим аккумулятором 10 и перепускным клапаном 20. При открытии раздаточного крана 7 давление масла в гидравлической системе постепенно снижается до 8- 10 кгс/см 2 , контакты 19 автоматического выключателя вновь замыкаются и включают электродвигатель, приводящий насос 15 в действие.

Чтобы заполнить систему маслом и удалить из нее воздух, вывертывают пробку 16 из тройника всасывающего трубопровода 17 и заливают в него через отверстие масло. Затем ввертывают пробку 16, открывают кран 9 и включают насосную установку. Кран 9 держат открытым до тех пор, пока из отверстия 21 не пойдет масло ровной струей.

Рис.17а. Маслораздаточная колонка 367М


Рис.17б. Маслораздаточная колонка с насосной установкой

Рис.17в. Гидравлическая схема

1- корпус колонки, 2 - трубопровод, 3 - рукав, 4 - кран, 5 - счетчик масла, 6 - крышка корпуса, 7 - раздаточный кран, 8 - фильтр, 9 - кран для спуска воздуха, 10 - гидравлический аккумулятор, 11- манометр, 12 - автоматический выключатель, 13 - обратный клапан, 14 - электродвигатель, 15 - насос, 16 - пробка-тройник, 17 - всасывающий трубопровод, 18 - приемный фильтр, 19 - электрические контакты реле давления, 20 - перепускной клапан, 21 - продувочное отверстие.

Установка для централизованной смазки и заправки ЦКБ-3141

Установка ЦКБ-3141 (рис.18) предназначена для централизованной механизированной смазки и заправки тракторов, комбайнов и автомобилей моторными и трансмиссионными маслами, водой и воздухом на пунктах и станциях технического обслуживания.


Рис.18. Установка ЦКБ-3141

1 - бочка для дизельного масла, 2 - насос для жидких масел, 3 - бочка для солидола, 4 - насос для солидола, 5 - бочка для трансмиссионного масла, 6 - пневматический двигатель, 7 - наконечник с манометром для воздухораздаточного рукава, 8 - воздушный трубопровод, 9 - барабан с самонаматывающимся рукавом для воздуха, 10 - барабан с самонаматывающимся рукавом для выдачи трансмиссионного масла, 11, 15, 18 - раздаточные краны, 12 - барабан с самонаматывающимся рукавом для выдачи солидола, 13 - пистолет-солидолонагнетатель.

Электромеханический солидолонагнетатель М390

Электромеханический солидолонагнетатель М390 (рис.19) служат для механизированной смазки подшипников машин консистентной смазкой через пресс-масленки.

Рис.19. Электромеханический солидолонагнетатель М390

1 - магнитный пускатель, 2 - шестерня редуктора, 3 - корпус солидолонагнетателя, 4 - спускной вентиль, 5 - реле давления, 6 - электродвигатель, 7 - корпус насоса, 8 - корпус фильтра, 9 - смазочный пистолет, 10 - шнек, 11 - напорный рукав, 12 - электрический кабель со штепсельным разъемом, 13 - рыхлитель, 14 - бункер, 15 - перепускная трубка, 16 - кнопочная станция, 17 - манометр, 18 - блок клапанов, 19 - фильтр, 20 - палец, 21 - толкатель, 22 - звездочка, 23 - шток.

Перед пуском солидолонагнетателя в работу в картер механизма передачи заливают маловязкое масло. Бункер заполняют солидолом вручную лопаткой.

При низкой температуре окружающего воздуха и при нагнетании чрезмерно густой смазки бункер заполняют не менее, чем на половину емкости. Иначе смазка зависает на стенках бункера, шнеке и рыхлителе и не попадает в насос.

В холодное время солидолонагнетатели можно использовать только в отапливаемом закрытом помещении, так как смазка застывает в раздаточном рукаве, бункере и не подается к пистолету. Чтобы исключить возможность попадания воздуха в систему, не допускают расход солидола из бункера ниже верхнего торца шнека. Регулярно нужно промывать фильтр солидолонагнетателя в керосине.

При заправке свежим солидолом следят за чистотой смазки и не допускают попадания в бункер песка, бумаги, волокон ткани, щепок и т.д.

Компрессорная установка М155-2

На пункте технического обслуживания для привода пневматического инструмента, накачки шин, привода пневматических маслонасосов, а также наружной очистки машин используют сжатый воздух. Его получают с помощью компрессорной установки М155-2 (рис.20).

Установка состоит из поршневого компрессора с приводом от электродвигателя и ресивера, который служит также и ее основанием.


Рис.20. Компрессорная установка М155-2

1 - ресивер, 2 - опора, 3 - расходный воздушный вентиль, 4 - манометр, показывающий давление в системе смазки компрессора, 5 - компрессор, 6 - клиноременная передача, 7- реле давления, 8 - магнитный пускатель, 9 - электродвигатель, 10 - кожух, 11 - манометр, показывающий давление воздуха в ресивере.

В компрессорной установке предусмотрено автоматическое выполнение следующих операций: остановка электродвигателя по достижении в ресивере определенного давления и включение электродвигателя при падении давления с помощью реле давления, разгрузка компрессора от рабочего давления при пусках клапаном-пневморазгружателем, соединяющим трубопровод низкого давления с атмосферой, удаление конденсата из ресивера при отсутствии в нем давления с помощью влагоотделителя. Автоматический выключатель останавливает электродвигатель компрессора при давлении сжатого воздуха в ресивере 10 кгс/см 2 , а включает его при давлении 7,5 кгс/см 2 .

Механизированные заправочные агрегаты Bedford TM

Bedford TM внедорожный колесный автомобиль (рис.21) с колесной формулой 6х6 предназначен работы как на дорогах общего пользования, так и на пересеченной местности, в том числе и по абсолютному бездорожью в том числе и по абсолютному бездорожью V категории в сложных погодно-климатических условиях при температуре окружающего воздуха от -50° до +50° по Цельсию.

Модификация МЗА + АРС (Механизированный Заправочный Агрегат + Агрегат Ремонтно-Сварочный) предназначен для обслуживания и заправки маслами, топливом и смазками дизель-гидравлических карьерных экскаваторов, буровых станков, строительно-дорожных и других машин а так же выполнения различных сварочных работ.

Оборудование и комплектация:

кран манипулятор гидравлический ATLAS грузоподъемностью 4650 кг на вылете 2 метра, вылет стрелы 6,5 метров;

электрогенератор сварочный AC 6/12/24 В DC 220/380 В с системой зарядки батарей и внешнего старта ДВС;

газорезательное и сварочное оборудование: электродная сварка 450А, полуавтомат, сварка под водой, сварка стали, чугуна, нержавейки, алюминия, газовая резка металла;

компрессор воздушный;

маслораздаточный комплекс на 7 постов;

теплогенератор;

пневматический насос;

2 топливных бака объемом 2200 литров каждый;

2 раздаточных пистолета на рукавных барабанах;

телескопическая мачта освещения.


Рис.21. Механизированный заправочный агрегат Bedford TM 6x6

Передвижные ремонтные и ремонтно-диагностические мастерские

Передвижные ремонтные и ремонтно-диагностические мастерские предназначены для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей вне СТОА и автотранспортных предприятий. Располагаются такие мастерские в кузове грузовых автомобилей и включают в себя оборудование для выполнения заточных работ по металлообработке: слесарных, сверлильных, токарных и др. Такой комплекс оборудования позволяет проводить мелкий ремонт, вплоть до изготовления неответственных деталей.

Передвижная авторемонтная мастерская на шасси УРАЛ 43203-41 (рис.22) предназначена для технического обслуживания, диагностики и ремонта грузовых автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной и дорожной техники в полевых условиях.

токарно-винторезных;

газо- и электросварочных;

сборочно-разборочные подшипниковых узлов, деталей с посадкой в натяг;

слесарно-монтажных;

сверлильно-шлифовальных;

диагностических и наладочных;

работы по ремонту камер покрышек;

работ по замене жидких и пластичных смазок в картерах двигателей и редукторах;

работ по продувке и опрессовке пневматических систем автомобиля, либо перекачки смазочных материалов;

работ по пуску двигателя и зарядке аккумуляторов автомобиля;

работ по подъему неисправных агрегатов и прочих грузов внутрь фургона (до 250 кг).

Кроме того, передвижная ремонтная мастерская комплектуется приспособлениями, приборами, датчиками для измерения рабочих параметров агрегатов и узлов автомобиля и диагностирования их технического состояния.

Ремонт и обслуживание автомобиля возможно только при наличии условий и инструмента для этого. То, что находится в комплекте для ремонта, предназначено только для мелкого ремонта.

И хотя у всех автолюбителей, скорее всего, имеется значительная часть нужного инструмента, однако для серьезного ремонта понадобится еще много различных приспособлений и механизмов.

У всех имеется набор гаечных ключей , но многие предпочитают комбинированные или универсальные. Это неправильно, если вам нужен на самом деле качественный ремонт.

Гаечные открытые ключи желательно иметь в полном ассортименте, причем лучше в двух экземплярах. Комбинированные и разводные ключи, особые клещи для гаек специалисты не используют: они не слишком удобны в работе, не обеспечивают должного усилия при использовании, кроме того, они портят головки болтов.

Обязательно следует приобрести набор торцевых ключей (головок) с воротком и удлинителем. Головки бывают 6– и 12-гранные.

Последние удобны тем, что позволяют переставлять ключ в исходное положение после поворота на небольшой угол. Это значительно облегчает работу. Такие ключи, кроме того, надежно удерживают головку болта или гайку даже в том случае, если ее грани немного деформированы.

Почти в каждом автомобиле имеются такие неудобные болты или гайки, на которые не удается надеть головку торцевого ключа: мешают соседние детали. Этому можно помочь. Рекомендуется проточить такие головки снаружи на токарном станке, чтобы несколько уменьшить их диаметр.

Важные резьбовые соединения необходимо затягивать определенным усилием (крутящим моментом). Поэтому автолюбителю необходимо иметь динамометрический ключ.

Отверток должно быть несколько, с разной шириной лезвия и различной длины. Для подтягивания туго затянутых винтов необходимы особо мощные, прочные отвертки. Можно изготовить их в виде набора сменных лезвий различной ширины, которые могли бы вставляться в патрон коловорота.

Лезвие отвертки должно быть правильно заточено. Неправильно заточенная отвертка не дает возможности приложить необходимое усилие к винту и портит его головку.

Кернер – это стержень из твердой стали с заостренным концом.

Он служит для нанесения на металлы и пластмассы углубленных точек. Им намечают места сверлений, наносят различные метки и т. п. Хороший кернер можно изготовить из обломка сверла или старого метчика, заточив их на точильном станке.

Молотков должно быть, как минимум, два: один массой 200 г, второй потяжелее – 500 г.

При сборке и разборке механизмов автомобиля нужны выколотки . Это цилиндрические стержни из мягкого металла (латунь, дюралюминий).

Пробойники необходимы для изготовления правильных круглых отверстий в прокладках из бумаги, картона, резины и других материалов. Пробойник представляет собой металлическую трубку с заостренным концом.

Необходим и резьбонарезной инструмент – метчики и лерки. В автолюбительской практике их чаще всего используют для прочистки резьбы перед сборкой. В первую очередь автомобилисту нужны метчики и лерки следующих размеров: М5Х0,8; М6Х1; М8Х1; М8Х1,25; М10Х1; М10Х1,25; М10Х1,5.

Кузова современных легковых автомобилей изготовляют из тонколистовой стали. Чтобы увеличить прочность кузова, панелям придают изогнутую форму, штамповкой вводят различные переходы, усилители, ребра жесткости. Восстановление формы таких деталей после аварии – довольно сложная и трудоемкая работа, так как устранение вмятин, перекосов, скручиваний и изгибов, как правило, производится по металлу в холодном состоянии методами силовой правки, выколотки отдельных участков и их тонкой рихтовки. Когда правка в холодном состоянии не удается, для устранения деформаций, имеющих вид глубоких складок и резких перегибов, допускается применять предварительный подогрев. Качественно выполнить работу по правке деформированных деталей с наименьшими трудозатратами можно лишь при наличии большого набора инструмента, гидравлических и винтовых устройств.

Прежде всего необходимы винтовые устройства.

Винтовой домкрат двустороннего действия состоит из винта, воротка и двух втулок с правой и левой резьбой. Оснащая этот домкрат удлинителями различной длины, которые устанавливают с одной или двух сторон домкрата, получают винтовые устройства, позволяющие выполнять работы на длине от 790 мм, 1 м и более. Устройство Ж-4 с удлинителем 600 мм, имея на концах захватывающие струбцины, может выполнять вытяжку деформированного металла на длине до 130 мм. Винтовое устройство Ж-5 с двумя удлинителями (400 + 400 = = 800 мм), оснащенное упорами, может выправлять перекосы в пределах 1185–1285 мм.

Имея в наборе винтовой домкрат, по одному удлинителю длиной 200, 500, 600 мм и два удлинителя по 400 мм, три-четыре типа упоров и струбцин, можно выполнять работы по устранению перекосов в моторном отсеке, багажнике или по проемам дверей практически всех моделей отечественных легковых автомобилей, да и иномарок.

Окончательную доводку поврежденных мест кузовных деталей выполняют с помощью набора рихтовочного инструмента . В его состав входят различные правочные рычаги и прижимы, рихтовочные молотки, фасонные плиты, оправки и наковальни.

Правочные рычаги и прижимы используют для исправления деформаций в труднодоступных местах. Для выполнения этой работы с деформированных деталей снимают накладки, молдинги, обивку и другие навесные детали, открывая тем самым окна и отверстия, через которые появляется возможность воздействовать на поврежденный участок.

Если к поврежденным участкам нет доступа, то выбирают место во фланцевых соединениях деталей или в соединениях, выполненных точечной сваркой, где можно разъединить две детали и через образовавшуюся щель выполнить правку. Если нет возможности образовать щель, допускается сделать отверстие непосредственно в деформированной детали или вблизи поврежденного участка, через которое правка будет возможной. После окончания работы сделанное отверстие должно быть запаяно методом сварки или твердой пайки и затем зашлифовано заподлицо с основным металлом.

Рихтовочные молотки отличаются значительным разнообразием по массе, форме рабочей части и материалам, из которых они изготовлены. Для правки деталей из тонколистового металла, имеющих большие деформации, используют деревянные молотки (киянки). В качестве поддержек применяют фасонные плиты и ручные наковальни.

Значительные коробления (особенно при наличии выпучин, где волокна металла растянуты) устраняют молотками, имеющими на рабочей части насечку.

Легкие молотки и молотки-гладилки применяют при устранении мелких вмятин и забоин, когда доводят лицевую поверхность под окраску или когда необходимо восстановить поверхность с сохранением лакокрасочного покрытия.

Одни молотки используют при правке фланцев, другие – при грубой правке. Молотки с вставной ударной частью из мягких металлов (медь, свинец), а также с пластмассовыми или резиновыми вставками используют при тонкой рихтовке окрашенных поверхностей.

Молотки, ударная часть которых представляет собой плоские квадратные бойки, при рихтовке лицевых поверхностей панелей кузова легковых автомобилей применять не рекомендуется, так как они оставляют на металле следы в виде забоин.

У всех рихтовочных молотков рабочую часть рекомендуется затачивать по радиусу и доводить полированием. Следы забоин, царапин, рисок или каких-либо других дефектов на рабочей части рихтовочных молотков не допускаются.

Фасонные плиты, оправки и наковальни предназначены для поддержки тонколистового металла кузовных панелей в процессе восстановления деформированных участков. Форма большинства плит, оправок и наковален выбирается с учетом кривизны поверхностей, радиусов и переходов, заложенных в конструкции кузовных деталей, а также с учетом опыта рабочих этой профессии и опыта предприятий, специализирующихся на восстановлении кузовов легковых автомобилей.

В ходе восстановления первоначальных форм деформированных панелей, если внутренняя часть панели легкодоступна, можно использовать одни наковальни и плиты. Если доступ к поврежденному участку затруднен, применяют специальные оправки или сегментные плиты.

Когда молоток и наковальня используются вместе, то наковальня служит для поднятия металла на вдавленном участке, а молоток – для придания панели правильной формы.

Рабочие поверхности этих инструментов всегда должны быть хорошо отполированы и храниться так, чтобы не получить повреждений рабочих поверхностей. Некоторые из них, кроме того, дополнительно хромируют и доводят поверхность до идеальной чистоты в целях использования при рихтовке небольших вмятин или выпуклостей на лицевых панелях кузова без повреждения окрасочного слоя.

Оборудование для уборки и мойки

Мойка может производиться вручную, механизированно или комбинированно. Ручная мойка производится из шланга с брандспойтом или щеткой. При мойке струей среднего или высокого давления шланг должен иметь моечный пистолет, который позволяет регулировать форму струи. Для мойки нижних, более загрязненных частей автомобиля применяют направленную, кинжальную струю, для мойки верхних частей – веерную или конусообразную струю.

Для механизированной мойки применяют специальные моечные установки, которые в зависимости от способа управления могут быть автоматическими и с ручным приводом.

Комбинированная мойка применяется в случае, когда одну часть автомобиля моют ручным способом, а другую – механизированным.

Для мойки автомобилей применяют моечные установки , которые могут быть стационарными струйно-щеточными с кареткой, перемещаемой вокруг автомобиля, и с перемещением автомобиля, и стационарные бесщеточные с кареткой, перемещаемой вокруг автомобиля, и с перемещением автомобиля.

С т а ц и о н а р н ы е с т р у й н о – щ е т о ч н ы е установки оборудуются щетками с качающейся системой подвески. Наибольшее распространение для мойки легковых автомобилей получили передвижные моечные установки. Они представляют собой П-образную арку, перемещающуюся с помощью электропривода по рельсам, уложенным на моечном пути. На портале монтируют две вертикальные и одну горизонтальную ротационные щетки с электроприводами, щетки для мойки дисков колес и устройство для сушки (обдува) автомобиля после мойки. Щетки смачиваются через систему труб с форсунками. Большинство моечных установок имеет дополнительную распыляющую арку, которая обеспечивает предварительное смачивание и ополаскивание. Контроль последовательности мойки осуществляют с помощью компьютера.

Технологический процесс с применением современной моечной установки состоит из следующих операций: общая мойка автомобиля водой под высоким давлением; разбрызгивание моющей пены с химическими элементами, позволяющими размягчать масляные и жировые отложения; двухпроходная мойка плавающими щетками, огибающими контуры автомобиля, с одновременной мойкой днища автомобиля; распыление воска (полироли); двухпроходная принудительная сушка.

Недостатком щеточных моечных установок является повреждение покрытия поверхности автомобиля в результате воздействия щеток. Щетки установки должны периодически очищаться от скопившейся грязи, что не всегда выполняется. Для исключения повреждения поверхности на некоторых моделях моечных установок в щетках вместо ворса применяют тряпичные полоски.

Производительность щеточных установок – от 30 до 40 автомобилей в час при рабочем давлении 0,4–0,6 МПа. На мойку одного автомобиля расходуется до 900 л воды.

Для мойки кузовов и нижней части автомобиля применяют с т а ц и о н а р н ы е б е с щ е т о ч н ы е моечные установки. Они не повреждают антенны и другое наружное оборудование автомобиля, не оставляют царапин на лакокрасочных покрытиях. Производительность установок – от 20 до 30 автомобилей в час при рабочем давлении 0,8–1,2 МПа. Расход воды на мойку одного автомобиля составляет 1200–1800 л.

В связи с возросшими требованиями владельцев автомобилей к качеству мойки, а также высокой стоимостью щеточных моечных установок все чаще применяют м а л о г а б а р и т н ы е передвижные моечные установки высокого давления. Они могут иметь привод насоса как от электродвигателя, так и от двигателя внутреннего сгорания. Мойка производится горячей или холодной водой при давлении 3–15 МПа.

Учитывая высокую стоимость воды, моечные установки оборудуют системами оборотного водоснабжения, применяют биологические системы очистки воды.

Для удаления с автомобиля влаги мосле мойки применяют специальные установки, которые удаляют влагу с помощью подогретого до 40–50 °C воздуха при давлении 0,2–0,4 МПа, инфракрасных лучей и т. п. Влагу с двигателя и приборов системы зажигания после мойки снимают сжатым воздухом при давлении 1 МПа. Наружные поверхности кабины, капота, облицовки, фар, крыльев, подфарников протирают обтирочным материалом, а полированную поверхность кузова протирают байкой или замшей.

Для уборки салона автомобиля применяют переносные и передвижные п ы л е с о с ы.

Подъемно-транспортное оборудование

Для обеспечения доступа ко всем узлам и агрегатам автомобиля на предприятиях автосервиса широкое применение получили различные подъемники. Они могут быть оборудованы электромеханическим, гидравлическим или пневматическим приводами. Для обслуживания и ремонта легковых автомобилей применяются двухстоечные, четырехстоечные, ножничные и плунжерные подъемники, а также опрокидыватели. При обслуживании автомобиля на осмотровых канавах могут применять также канавовые подъемники. Однако чаще всего применяют напольные двухстоечные электромеханические подъемники грузоподъемностью 2–3 т. Состоит такой подъемник из двух коробчатых стоек и поперечины. В каждой стойке размещен ходовой винт, по которому перемещается грузоподъемная гайка. К гайке прикреплена каретка с шарнирно установленными раздвижными подхватами. Грузоподъемные ходовые винты приводят в действие электродвигателем через редуктор. Вращение на другой винт передается с помощью цепной передачи, установленной внутри поперечины.

Управляют подъемником с помощью кнопочного выключателя. Высота подъема составляет 1,8–2,0 м, время подъема 50–60 с. В крайних верхнем и нижнем положениях каретка останавливается конечным выключателем электродвигателя. Такой подъемник устанавливается на ровную поверхность без специального фундамента, а крепится к полу анкерными болтами.

Опрокидыватели применяют при мойке днища автомобиля перед ТО или ремонтом, сварочными работами, нанесением антикоррозийных покрытий. Хороший доступ к днищу и осям автомобиля обеспечивает и применение одностоечных гидравлических подъемников .

На небольшую высоту автомобиль можно поднять и с помощью гидравлического, пневмогидравлического или пневматического домкрата .

В автосервисном предприятии подъем автомобиля и перемещение его агрегатов производят с помощью электротельферов, талей, передвижных кранов, грузовых тележек, кран-балок и другого оборудования.

Другие виды оборудования

Для производства технических осмотров и ремонта автомобилей применяются средства диагностики, позволяющие обнаружить дефекты без разборки автомобиля. Техническое состояние узлов, агрегатов и приборов автомобиля устанавливается по диагностическим параметрам, отдельные значения которых свидетельствуют о нарушении режима работы, регулировок, сопряжений деталей приборов и механизмов. Диагностирование является одним из технологических элементов технического осмотра.

Применяемое для диагностики оборудование может быть переносным, стационарным и передвижным. К стационарному оборудованию относят стенды различных конструкций и типов, на которых проверяют состояния тормозной системы, подвески, тяговые качества, углы установки колес, балансировку колес и т. д. Передвижное оборудование включает комплекс специальных приборов, с помощью которых диагностируют системы и механизмы двигателя. Например, мотор-тестеры, приборы для определения состава отработанных газов, приборы для проверки фар, габаритов и поворотов, стенды для балансировки колес без снятия их с автомобиля.

Существует много малогабаритных переносных приборов для проверки работоспособности агрегатов, узлов и систем автомобиля, например: сканеры, компрессоры и др.

С целью облегчения определения типа и серьезности неисправностей и лучшего обслуживания автомобиля в автомастерских применяются следующие приборы.

Омметром проверяют сопротивление катушки зажигания, а также проверяют элементы электронной системы впрыска.

Вольтметр служит для проверки электрической сети, состояния контактов прерывателя, аккумулятора и регулятора напряжения.

Амперметр применяется для проверки электронной системы зажигания, а также заряда аккумулятора.

Ареометр используется для проверки плотности электролита в аккумуляторе и охлаждающей жидкости в радиаторе.

Динамометрический ключ служит для определения момента затяжки креплений, а также свечей зажигания.

Счетчик оборотов применяют для регулировки оборотов холостого хода карбюратора и диагностики топливного насоса.

Часовым оптиметром определяют биение колеса, проверяют зазор в подшипниках ступицы колеса.

Манометры различных давлений применяют для проверки топливного насоса, шин, давления масла в двигателе, давления в тормозном механизме.

Щупы используют для проверки зазоров в клапанах, между контактами прерывателя, свечей и генератора.

Окрасочно-сушильные камеры различных конструкций служат для окраски кузова или отдельных деталей автомобиля и для последующей сушки. Камера представляет собой сборно-разборную емкость или помещение, изготовленные из утепленных панелей. Для того чтобы пыль не попадала на окрашиваемую поверхность и в целях обеспечения санитарно-гигиенических условий труда при покраске, камера оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией, которая необходима для удаления распыленной краски и растворителя, входящего в ее состав.

Работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту могут производиться механизированным, механизированно-ручным и ручным способами. При механизированном способе используют металлообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое оборудование, конвейеры для перемещения автомобилей, электротельферы, электротали, кран-балки, краны-штабелеры, механизированные подъемники для вывешивания автомобилей, диагностические стенды, микропроцессорную технику и т. д.

В случае механизированно-ручного способа выполнения работ механизированы наиболее трудоемкие операции, в которых автомеханик применяет различный механизированный инструмент и оборудование, например: установку для ручной (шланговой) мойки, маслораздаточное оборудование, электро– и пневмо-гайковерты, контрольно-измерительные приборы, воздухораздаточные колонки, пневматические окрасочные пистолеты, а также другие инструменты, приборы и аппаратуру, имеющие электрический, гидравлический, пневматический и другие приводы и приводимые в действие специальным источником энергии. В то же время здесь может сохраняться и значительная доля ручного труда, когда работник осуществляет доставку инструмента к месту выполнения операций, его наладку и подключение.

При ручном способе работы выполняют при помощи простейших орудий труда, а также приспособлений и устройств: съемников, домкратов, кранов и другого оборудования, не имеющего привода от специального источника энергии.

Качество ремонтно-профилактических работ и в первую очередь диагностирования автомобиля значительно повышается при использовании микропроцессорной техники , которая повышает точность расчета параметров, визуальную и графическую четкость воспроизведения результатов, что благоприятно сказывается на техническом состоянии автомобиля. При этом повышается и безопасность движения, так как диагностирование неисправностей перед выходом автомобиля служит гарантией того, что при работе не произойдут технические отказы. Тщательное и качественное обслуживание двигателя и его систем с помощью микропроцессорных устройств снижает токсичность отработанных газов, что особенно важно при эксплуатации автомобиля в городских условиях.

Для правильной диагностики и ремонта неисправностей автомобиля важно правильно подобрать инструмент и приспособления, которые хранят на стеллажах или в инструментальных шкафах, переносных ящиках и передвижных тележках. На различных рабочих местах применяют верстаки, состоящие из рабочего стола, на котором, как правило, устанавливают тиски и другие приспособления. В выдвижных ящиках верстака хранят инструменты.