Это не магия. Это «невроз судьбы. Что такое магическое мышление

Магическое мышление в определенной мере, является, с одной стороны, результатом нарушения процесса деидеализации, и защиты от угрожающей действительности, с которой не выстроены надежные связи, с другой.

Магическому мышлению характерны завышенные нереалистичные ожидания, как от себя, так и от других людей. Магически мысля, человек хватается за идею всемогущества, вместо того, чтобы укреплять связь с реальностью. Источником многих негативных психологических состояний, таких как агрессия или депрессия, является именно магическое мышление. Не зарываясь в историю, изучаемого вопроса, которая несомненно интересна и имеет большую ценность, попытаюсь кратко описать суть феномена и его эффектов.

В качестве главного источника магического мышления можно назвать экзистенциальное одиночество в раннем опыте ребенка и недостаток опыта доверительных контактов с другими людьми (прежде всего с матерью).

Формальные отношения с другими усложняют дифференциацию собственного образа и образа других людей. В этом случае вместо человеческой сложности существует два крайних и примитивных, связанных с такими же недифференцированными аффектами, образа – хороший и плохой, беспомощный и всемогущий.

В качестве еще одного источника может быть названа материнская сверхвключенность , выражающаяся в чрезмерной слежке за потребностями ребенка и стремлением удовлетворять еще до того, как ребенок самостоятельно осознал и выразил эти потребности.

При таких «предвосхищяющих» коммуникациях формируется ожидания, что люди способны видеть, понимать твои потребности, догадываться о желаниях и состояниях, без каких либо сообщений с твоей стороны.

Магическое мышление нередко выражается и в идее собственного всемогущества, например, в представлениях о силе возможностей собственных мыслей и действий, которые могут непосредственно влиять на события. В таких феноменах выражается потребность в контроле и власти, компенсирующая характерное этим людям состояние собственной беспомощности.

Люди с преобладанием тревожного аффекта и соответствующим ему избегающим поведением мучимы мыслями, о том, что другие люди способны узнать об их «никчемности», прямо и непосредственно увидеть их внутреннюю ничтожную суть и станут смеяться и издеваться над ними. Такие люди испытывают затруднения в межличностных контактах, ввиду того, что чувствуют себя выставленными в наготе своего позорного убожества на всеобщее обозрение. Таким образом, тревога магии мышления склоняет человека к уединению, избеганию контактов и отношений.

Нередко может возникать параноидная настроенность – «меня используют, узнают мои мысли, я потеряю контроль и пр.». Часто, можно встретить убеждение: «Если некто враждебен по отношению ко мне, то он способен силой своих мыслей повредить мне, разрушить что-то ценное, дорогое сердцу». Так радующаяся мать, сын которой поступил в институт, не распространяется об этом важном событии, так как зависть других людей может все испортить.

Ипохондрические страхи также связаны с магическим мышлением, в этом случае часто можно столкнуться верой в порчу, сглаз и в сверхъестественную силу собственных предчувствий.

У пограничных и нарциссически организованных личностей, со свойственным им аффектом ярости, с легкостью возникает агрессия и даже всеобъемлющая ненависть, если их потребности не были угаданы и что-то идет не так, как они ожидали. В этом случае магическое мышление проявляется в убежденности, что другой человек все знает относительно их желаний и намерено не удовлетворяет их из враждебных, издевательских мотивов. Эти чувства могут проявляться по отношению к близким людям, которые чего-то не смогли предугадать (не подарил цветы, не позвонил и пр.). У пограничной личности в близких отношения постоянно происходят скандалы, причиной которых становятся такие мелочи как: не позвонил, не догадался, не подумал, и т.д. Такие личности убеждены, что другой человек должен заботиться об их удобствах и знать о том, как их создать таким образом, чтобы создать абсолютный комфорт. Близкие такого человека становятся жертвами его магического мышления, постоянно попадая под упреки и недовольство. Попытки «поговорить», «обсудить» успехом не увенчиваются, так как незыблемым, не поддающимся коррекции убеждением магического мышления, является убежденность, в том, что «ты сам (а) должен (а) был (а) понять, догадаться, увидеть, почувствовать и пр.».

Аналогичные чувства, от раздражения до ярости могут проявляться и по отношению к психотерапевту, который вместо того, чтобы быстро догадаться обо всем и скорее помочь, докучает и донимает расспросами.

Магическое поляризованное мышление выражается в фантазиях о собственном всемогуществе, которые обычно отличают нарциссических личностей. Так, часто вместо построения реалистичных планов, связанных с карьерным ростом, или профессиональным самосовершенствованием, постепенного погружения в какое-то дело, могут иметь место постоянные метания или вовсе отказ от деятельности.

Главный соблазн магического мышления и один из мощных секретов его власти состоит в возможности обрести все и сразу вместо долгой и упорной работы, исход которой не никогда не гарантирован. Магическое мышление искушает, а отрыв реальности увеличивается. Человек все больше и больше находится в плену иллюзий и фантазий.

Магическое мышление затрудняет реалистичное отношение и к процессу психотерапии. Такой клиент ждет, что психотерапевт, взмахнув волшебной палочкой, поможет ему повысить свою эффективность до уровня своих желаний и не способен осознать, что именно в нереалистичности его желаний и коренятся истоки его жизненного коллапса. Клиент такого типа твердо уверен, что существуют методы и средства, с помощью которых психотерапевт может превратить его в героического сверхчеловека. Часто именно магическое мышление, заставляет таких клиентов ходить от терапевта к терапевту, обесценивая одного за одним, когда они не оправдывают его магических упований. С этим тесно связана, концепция «материальных мыслей» и построение не ее основе различных «психотехник» исполнения желаний и взлома барьеров. Например, существует очень известная методика, когда люди становятся в круг, крепко держащихся за руки. В центре круга стоит один человек, задача которого вырваться из круга. Предполагается, что таким способом человек учится взламывать внутренние преграды и вырываться на свободу. Это магическое упование на освобождение: Если я делаю это, выполняя ритуал, то решу и реальные сложности своей жизни. Этот метод на самом деле разработан для того, чтобы человек почувствовал себя освобожденным и свободным. Однако если человек на не прочувствует той боли, которая его ограничивает на деле то подобный ритуал может способствовать кратковременному сбросу напряжения, который вряд ли затронет жесткую систему защит.

Это же касается различных аффирмаций и созданий картин будущего. Так, девушка длительное время создающая различные успешные «картины будущего», в один момент, узнав об успешной жизни своей бывшей одноклассницы, сначала впала в ярость, а затем в субдепрессивное состояние от вторжения «картины реального настоящего».

Обсессивно-компульсивному типу личности характерна большая потребность во всемогущем контроле, который является своеобразным щитом от тревоги. Подавленная агрессия или сексуальное желание, которые направлены на близких, не осознаются в силу их непереносимости для сознания. Тогда они находят свое выражение в беспокойстве, что с ними самими и их близкими может произойти что-то ужасное. Собственным мыслям и действиям приписывается магическая сила – если плохо подумаю, то мои близкие могут заболеть, умереть, погибнуть и пр., но если при этом, по дороге на работу, сосчитаю десять автомобилей красного цвета, смогу предотвратить это.

Формула «все ясно без слов» трансформируется в перманентную проекцию на окружающих своих тревог, враждебности и потребности во всемогущем контроле и удовлетворении потребностей, что сказывается на качестве межличностных контактов и порождает в них множество проблем и конфликтов.

Обозначает убеждение , согласно которому посредством символических физических и/или умственных действий можно оказывать значительное или решающее влияние на подлинные причины происходящего в действительности. В качестве нормального это явление до некоторой степени свойственно детям, до 3-5 летнего возраста считающим, что их мысли являются причиной или эквивалентом происходящего во внешней действительности, а также представителям “примитивных” культур, сохранившим, предположительно, в своих основных чертах модели мышления первобытного человека. В условиях развитых в культурном отношении стран, способным обеспечить доступ к современному образованию и научному знанию и стимулирующим развитие дисциплинированного, научного мышления, последнее постепенно, хотя и далеко не всегда успешно оттесняет магическое мышление из предполагаемого центра сознания людей в сторону его периферии или, точнее, куда-то в его глубины. Это многовековое противоборство всё еще сопровождается неустойчивым, переменным или даже сомнительным успехом относительно демагикофренизации немалого числа людей. Самое удивительное во всём этом состоит, пожалуй, в том, что магическое мышление у современных его обладателей и их гипотетических предков, если судить о нём по описаниям этнографов, в существенных чертах сходны или даже идентичны, хотя никаких генов, контролирующих структуры такого мышления, не существует или таких генов до сих пор не обнаружено. Не менее примечательно и то, что при психических расстройствах магическое мышление нередко и внезапно, как бы аутохтонно возрождается даже у тех пациентов, которые до болезни им не обладали, никак его не проявляли или на уровне сознания считали его убогим и неприемлемым архаизмом.

Серьёзных доказательств того, что в таких случаях происходит регрессия мышления на детский или филогенетически древний уровень его развития, не так уж и много, если они существуют вообще, в лучшем случае это не более чем поверхностная гипотеза , построенная по принципу аналогии. Больше оснований считать, что по мере распада или торможения высших инстанций мышления некоторые сохранившиеся фрагменты его структуры интегрируются под влиянием эмоций таким образм, что возникающие ментальные образования приобретают некоторое сходство с магическим мышлением. Следует заметить также, что структуры магического мышления у некоторых людей сосуществуют бок о бок с другими, эволюционно более поздними, более развитыми и сложными когнитивными программами, но при этом они не взаимодействуют с последними, а используются индивидом даже вопреки им, пусть это происходит не всегда, а только время от времени, лишь в определённых ситуациях, особенно в таких, когда другого доступного пути достичь желаемого психологического результата у таких людей нет, и они готовы довольствоваться хотя бы утешительной иллюзией успеха, прибегая к тому, чтобы его использовать как некую психологическую защиту в состоянии тревоги и растерянности, с которым они не способны совладать.

Широкая распространённость тенденции в палеомышлению и готовность к принятию магического мышления в населении современных развитых стран мира может, вероятно, служить косвенным признаком того, что психологическое состояние многих люди из самых разных социальных слоёв общества глубоко дестабилизировано вследствие подспудной тревоги и неспособности самостоятельно с ней справиться каким-либо иным образом. Существует эта серьёзная проблема и в РФ. Так, 28 января в РФ отмечается как «день колдуна». Радио «Эхо-Москвы (2011) поздравило волхвов в этот день с их профессиональным праздником и обратилось к ним с просьбой не насылать на людей порчу, как если бы именно от неё, а не от состоянии здравоохранения и культуры общества в целом, зависит здоровье и жизнь массы людей. 2 февраля каждого года в США, как известно, извлекают сурка Филла, предсказывающего погоду. Непонятно только, зачем в этой стране существует одна из лучших в мире метеослужба, которой многие американцы верят куда меньше, чем столь талантливому суслику. Синонимы: Первобытное мышление,

Мифологическое сознание.

В антропологии и этнической психологии долгое время предпочитали использовать термин «мифологическое мышление» или «первобытное мышление». Однако этот термин не совсем корректен. Человек, воспринимающий мир сквозь призму мифа, имеет не только своеобразное мышление – он иначе осознаёт себя в окружающем, несколько другие у него и эмоциональная и мотивационные сферы личности. Поэтому более точным представляется термин «сознание». Характеристика мифологического сознания как первобытного так же не достаточно верна, так как довольно много его «пережитков» существует у современных людей. Большой вклад в понимание сознания и мышления людей прошлого, специфики мифологического восприятия мира внесли труды таких учёных, как Б. Малиновский, Дж. Фрэзер, Д. Кэмпбелл, К.Г Юнг и др.).

Мифологическое сознание – это самая ранняя историческая форма сознания человека, основной структурной единицей которого является миф.

Миф – это предание, в художественно-поэтической форме объясняющее то или иное явление окружающего мира. Миф содержит в себе элементы и науки, и философии, и поэзии, и религии, но не является ничем из этого перечня. Это особая форма познания и восприятия. При этом миф, в отличие от сказки, воспринимается рассказчиком и слушателями как истина. Он базируется на вере и эмоциональном сопереживании событий, о которых рассказывается в мифе.

Мифологическое сознание характеризуется следующими признаками.

    Целостность.

Первобытный человек не выделял себя из окружающей среды, он был частью его. Всё в мире находилось во взаимосвязи. Так, предками племён считались животные (так, среди многочисленных индейских племён было племя Орла, племя Кабана и др.), в каждом предмете и животном обитал свой дух, с которым можно разговаривать и договариваться (анимизм мифологического сознания). Поэтому охотники многих древних племён просили прощения у убитых животных и благодарили их за то, что они позволили себя убить. Кроме того, любой предмет окружающей среды мог стать амулетом, оберегающим от враждебно настроенных сил.

Элементы такого отношения к окружающему миру сохранились и до настоящего времени. Так, для многих наших современников характерно приписывание животным человеческих черт и мотивов поступков. Споткнувшись о какой-нибудь корень, человек может выместить на нём свой гнев (пнуть), «наказав» его таким образом (что вполне характерно для мифологического сознания). Человеку свойственно одушевлять и технику – достаточно пронаблюдать за «общением» с телевизором (часто, если он плохо показывает, весь ремонт сводится к яростным ударам по нему, что не имеет под собою рациональной логики, но вписывается в логику мифологическую) или с компьютером – с ним могут даже разговаривать, упрашивать, ругать, хвалить.

    Отсутствие деления на естественное и сверхъестественное.

В мифологическом сознании нет места для сверхъестественного. Всё в этом мире естественно, всё подчиняется единым законам – и всё известно, т.к. мифы объясняют все известные древнему человеку феномены среды. Боги, в отличие от христианского Бога или Аллаха, вполне досягаемые, они такие же обитатели нашего мира, как и люди, только обладают большими возможностями и олицетворяют природные стихии. Живут боги опять-таки не где-то «на небесах», а в конкретных местах – гора Олимп, гора Меру, на западе и т.д. Точно так же локализован в пространстве загробный мир.

Поскольку боги – часть этого мира, то с ними можно встречаться, спорить, обманывать и даже бороться с ними. Например, в центральноафриканских племенах в случае засухи охотники наказывают бога, отвечающего за дождь, путём высечения его статуи розгами или вбиванию в неё гвоздей. Экзекуция продолжается до тех пор, пока бог не пошлёт дождя. Причём такое поведение совершенно не исключает страха перед тем же самым богом – если он нашлёт ураган, то его будут уже задабривать. Множество примеров таких «житейских» отношений с богами можно обнаружить в древнегреческой мифологии.

    Относительность морально-этических понятий.

У древних племён было весьма своеобразное, с точки зрения современного человека, представление о морали. Его хорошо иллюстрирует известный пример. Христианский миссионер в Южной Африке в середине XIX века пытался объяснить зулусу, что такое «добро» и что такое «зло», а заодно пояснял, что нехорошо воровать коров. На эти рассуждения зулус ответил так: «Добро – это когда я угнал у соседа коров. Зло – это когда сосед угнал у меня коров». Воровство для миссионера и для современных европейцев – практически всегда осуждаемое деяние, это грех (заповедь «Не укради»). Для зулуса этот «грех» относителен. Убийство своего соплеменника осуждается, но убийство представителя другого племени если не поощряется, то не наказывается (в христианстве запрет на убийство носит абсолютный характер – пусть даже он фактически и не соблюдается). Если внимательно изучить мифологию, то обнаруживается, что в древних мифах нет злых богов. Боги такие же непостоянные, как и силы природы, которые ими олицетворяются. Бог Солнца добрый, когда светило ласково и помогает урожаю созреть. Но бог Солнца становится злым, когда приходит засуха.

    Символическое мышление.

Это базовая, общечеловеческая форма мышления. Если представить нашу психику в виде айсберга, то понятийное мышление лишь его небольшая верхушка, а основа – символическое. Этот вид мышления оперирует символами. Американский гештальт-психолог немецкого происхождения Рудольф Арнхейм выделил три вида образов.

    Изображение. Оно воспроизводит реальность конкретно и буквально

(документальная фотография) или в схематической форме (план города). Форма и содержание в изображении полностью совпадают, автор изображения имеет в виду только то, что изобразил.

    Символ – вид образов, имеющий конкретную чувственную форму, но

передающий, помимо конкретного, дополнительный, скрытый смысл. Например, красная роза – символ любви, изображение толстяка у некоторых народов – символ изобилия и богатства. Скрытый смысл так или иначе связан с конкретным изображением (яйцо выступает как символ жизни во многих мифологиях потому, что из яйца появляются живые существа).

    Знак. Вид образов, форма и содержание которых всегда являются

условными, искусственно создаными. О них всегда договариваются заранее. Если вы не подготовленный зритель, вы не обнаружите смысла в знаках. Например, к знакам относятся цифры, буквы алфавита, теоретические понятия (аутизм, имманентность и др.), условные обозначения (! ? +).

Один и тот же образ может быть и изображением, и символом, и знаком. Например, круг можно рассматривать, в зависимости от ситуации, и как мишень, и как символ солнца или луны, и как дорожный знак. Поэтому смысл символа определяется контекстом. В одном контексте чёрный цвет воспринимается как символ смерти, в другом – как символ ночи.

Ввиду того, что конкретное значение и смысл часто не совпадают, человек, попавший в другую культурную обстановку, зачастую не понимает смысла как в различных видах художественного творчества других народов, как и многих вещей, которые являются обыденными для представителей этноса, среди которых находится иностранец. Например, настоящие индийские танцы (имеющие мало общего с танцами в индийском кинематографе) являются глубоко символичными, так как каждый жест, каждая поза имеет своей смысл, т.е. они являются знаками. И там, где иностранец видит лишь танец, индиец может «прочесть» целую поэму. Такой же символизм присущ японскому театру «Но» и «Кабуки», пекинской опере и многим другим явлениям культуры разных народов.

Классическим примером символического мышления являются иероглифы – древнеегипетские и современные китайские, основа которых – не слова, а образы-символы.

    Вера в магию.

Магия – это управление силами природы посредством определённых ритуалов и средств ради достижения какой-либо цели. Пожалуй, вера в магию – один из наиболее устойчивых элементов мифологического сознания, в той или иной степени сохранившийся у всех народов мира.

Основа веры в силу магии коренится в представлении о целостности, взаимосвязанности всего мира и в символическом мышлении. Для мифологического мышления характерна убеждённость в том, что вещь и символ (изображение), обозначающий эту вещь – суть одно и тоже, они находятся в неразрывной связи. Чтобы магически воздействовать на человека, необязательно видеть его – достаточно соорудить его фигурку, использовав, правда, какую-нибудь вещь, принадлежащую объекту колдовства (волосы, ногти и др.). После чего можно приступать к магическому ритуалу, например, наведения порчи через повреждение статуэтки. Поскольку статуэтка связана с тем, кого она изображает, то на голову несчастного должны будут обрушиться несчастья.

Большинство ритуалов обязательно задействуют определённые словесные формулы. Слова так же обладают магической силой, и составленные в определённом порядке, могут воздействовать на силы природы и духов. Например, при раскопках древнеегипетских городов находили разбитые таблички, на которых были записаны имена вождей враждебных племён. Разбивая таблички и нарушая таким образом целостность имени, египтяне, с их точки зрения, наносили вполне реальный вред врагам – слово так же связано с вещью, как и любой другой символ, её изображающий. Слово имеет такую же силу, что и действие. Впрочем, магия была не только вредоносной, но и позитивной, которая строилась на тех же принципах.

В современном мире, даже среди рационально мыслящих людей, в большом количестве сохранилась вера в магию. Это и «диагностика и лечение по фотографии» экстрасенсов, и многочисленные суеверия (многие из которых базируются на том, что при помощи определённых действий – постукивание по дереву, вставание с правой ноги и т.п. – можно избежать неприятностей). Сжигания флагов и чучел так же восходят к древним магическим ритуалам – уничтожаемый флаг символизирует какую-либо ненавистную страну, а чучело (или портрет) – человека. Многочисленные «салоны магии» и предложения снять порчу свидетельствуют о том, что подсознательная вера в магию.

Мифологическое сознание до сих пор является господствующим у так называемых «традиционных» народов – племён Африки, Австралии, частично - у многих азиатских народов (индуистские народы, китайцы, японцы). Но и у европейских народов оно по-прежнему присутствует. Кроме вышеперечисленных пережитков, можно назвать попытки нацизма реанимировать древнегерманскую мифологию как замену христианству. Как ни парадоксально, глубоко мифологична и религиозна была коммунистическая идеология – несмотря на все слова о «научном коммунизме». Анализ коммунистической идеологии как мифологии выходит за рамки этнической психологии, поэтому интересующиеся этой темой могут обратиться к работам М. Мамардашвили , Л. Андреевой и А. Цуладзе . Кроме того, в обществе в большом количестве бытуют политические и национальные мифы, появляющиеся тогда, когда существует потребность в знании при отсутствии достаточного количества информации. В данном случае миф – это какие-либо сведения, воспринимаемые индивидом или обществом на веру как истина.

Религиозное сознание.

Религиозное сознание очень тесно связано с мифологическим, более того, исторически оно «оформилось» именно в рамках мифологии – как дальнейшее её развитие. Например, христианство как религия основано на еврейской мифологии, изложенной в Ветхом Завете. Но, несмотря на тесную связь с мифологией, религиозное сознание имеет ряд специфических черт. Следует отметить, что термин «религиозное» - условен, и черты, которые свойственны этому типу сознания, проявляются и в других сферах, кроме религиозной, в которой они выражены ярче всего. Человек, не являющийся приверженцем какой-либо религии, так же может быть носителем этого сознания.

    Выделение сверхъестественного.

Вместо прежнего, целостного восприятия мира, приходит образ мира как творения одного Бога. Мир разделяется на две части – естественная (природа и человек) и сверхъестественная (Бог). Бог находится над и вне природы, он существовал всегда и создал Вселенную. А значит, он не подчиняется законам этой Вселенной. Фактически, вместо мифологического представления о полностью познанном мире (мифы объясняют всё) появляется картина мира как разделённого на три категории: то, что уже познано человеком; то, что пока ещё не познано; и то, что познать невозможно никогда (Бог). Бог не живёт, как боги мифов, в нашем мире – он где-то на небесах, хотя, как пережиток мифологических представлений, ад располагается в нашем мире – под землёй.

Как следствие «нарушения» восприятия мира как единого целого, человек ставится над природой. Он – венец творения, царь природы, которая создана в первую очередь для человека. Отсюда – существенно изменившееся отношение к окружающей среде.

    Появление абсолютных морально-этических понятий и догм.

Как уже говорилось, для религиозного сознания характерно наличие абсолютных моральных истин и критериев. Более того, представители каждой из религий настаивают на том, что абсолютная истина принадлежит именно им, а всё остальное – «от лукавого». Если люди с мифологическим восприятием мира терпимо относились к чужим богам, признавая право каждого молиться кому хочется, то религиозная картина мира предписывает право только на одну правду и только на одну истину. Поэтому для религиозного сознания характерна категоричность. Добро является абсолютным, зло – тоже, мир мыслится в чёрно-белых категориях (это особенно свойственно для всех ветвей христианства и, в несколько меньшей степени – для ислама). Типичный пример общества с религиозной доминантой – США. Рональд Рейган, называя СССР «империей Зла», и Джордж Буш-младший, говоря об «оси Зла», состоящей из Ирака, Ирана и КНДР, обращались именно к религиозному сознанию своих соотечественников, т.к. в политической науке мы не найдём такого термина, как «Зло». Это совершенно ненаучно, и к мифологии, в которой зло не имеет какого-либо конкретного и абсолютного воплощения, отношения тоже не имеет. Но для американцев эти слова были понятны.

    Мессианизм.

Мессианизм – это стремление распространить свои взгляды и убеждения, как единственно верные, среди других людей, общностей и народов, а так же убеждённость в собственной особой миссии по распространению истины. Это явление мало характерно для представителей мифологического сознания, довольно терпимых к другим религиям. Убеждённость в том, что именно ты обладаешь истиной, побуждает к проповеди своих взглядов (необязательно религиозных) и ценностей среди других людей. В XX веке мессианизм был характерен и для СССР (стремившегося к мировой революции), и для США, которые и в начале XXI века продолжают распространять в мире свою систему взглядов.

Таковы основные черты религиозного сознания. Для него так же характерно символическое мышление и высокая эмоциональность (искренняя веря невозможна без глубоких эмоциональных переживаний), что связывает религиозное сознание с мифологическим.

Рациональное сознание.

Рациональное сознание часто называют научно-практическим. Это наиболее поздний исторический тип сознания, тесно связанный с развитием научного, рационального взгляда на мир. Если основой мифологии и религии являются вера и эмоциональное переживание, то основой науки – разум и объективность.

    Отсутствие сверхъестественного.

Наука не оперирует понятием «сверхъестественное». Окружающий мир делится на две категории – «то, что уже изучено», и «то, что пока не изучено». Таким образом, «сверхъестественное» попадает во вторую категорию. К ней же относятся те явления, которые не могут быть объяснены наукой на данном этапе её развития. Однако, к сожалению, часто происходит замена рационального анализа «здравым смыслом», иногда выражающимся во фразе «этого не может быть, потому что этого не может быть» (критика того, что Земля – круглая, потому что это противоречит «здравому смыслу»; критика идей о том, что падающие звёзды – это твёрдые тела, на основании того, что «на небе нет камней»; критика теории Эйнштейна).

    Отсутствие моральных понятий.

Наука так же не связана с моральными критериями и представлениями. На смену таким категориям, как «хорошо-плохо», «добро-зло» приходит критерий полезности для науки или выгодности. В психологии классическими выразителями этого подхода являются бихевиористы. По словам бихевиориста К. Лэшли (1890-1958), «старая психология настаивала, что должно остаться место для человеческих идеалов и стремлений. Но другие науки (физика, биология и физиология – прим. И.Л.) уже освободились от этого рабства, поэтому психология должна освободиться от метафизики и ценностей» [см. 11]. Ф. Зимбардо, известный американский психолог, обосновывал этичность некоторых своих экспериментов тем, что психологическое исследование морально оправданно, если приобретения в виде новых знаний превосходят убытки и ущерб.

    Понятийное мышление.

Научные дисциплины в большинстве своём оперирует абстрактными терминами и понятиями, т.е. оперируется в первую очередь на понятийное мышление (словесно-логическое). Примером абстрактности науки могут служить многочисленные научные теории, которые, абстрагируясь от частных случаев, устанавливают общие закономерности и связи.

В силу этой причины долгое время в научном мире отвергалась роль интуиции и инсайта в человеческом мышлении, равно как и других «иррациональных» проявлений человеческой психики. Во многом благодаря открытиям в психологии это отношение было пересмотрено.

    Фрагментарность картины мира.

Научная картина мира не является целостной, как и сама наука. Миф объединяет в себе все стороны человеческой жизни, человек религиозный объясняет все явления природы и собственной жизни через промысел Божий. Наука же разделена на множество течений и областей, например: физика, химия, биология (естественные науки), история, антропология (гуманитарные науки). В рамках этих отдельных наук выделяются всё новые специализации (в физике - квантовая физика, астрофизика и др., в истории – историография, философия истории, история различных временных периодов и др). Т.е. вместо достижения главной цели – составления единой картины мира (чем занимается философия как интегрирующая наука), наука движется прямо в противоположном направлении.

Рациональное сознание в настоящее время не является доминирующим ни в одной стране мира. Оно существует, тесно переплетаясь с мифологическим и религиозным. В школах (за исключением церковно-приходских) и университетах идёт формирование именно научного сознания, т.к. один из главных принципов педагогики – научность преподаваемого знания. Однако во многих случаях жители даже западных, «рационалистических» стран, оперируют мифологическими и религиозными понятиями и символами («американская мечта», «общечеловеческие ценности»

Таким образом, мы рассмотрели три исторических типа общественного сознания. Знание их особенностей позволяет понять очень многие специфические черты психологии и культуры этносов. Крайне сложно «проникнуть» в психологию большинства народов Азии, Африки, Южной Америки и Океании, не обращаясь к мифологическим и религиозным типам их общественного сознания, как это делали европейские учёные-рационалисты в XVII – нач. XX вв.

Вопросы для самопроверки.

1. Что понимается под историческими типами общественного сознания?

2. Каковы особенности мифологического сознания.

3. В чём отличие религиозного сознания от рационального?

Литература.

1. Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. М., 2001.

2. Андреева Л. Религия и власть в России. М., 2001.

3. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2001.

4. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1978.

5. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М. .1998.

6. Кэмпбелл Д. Мифический образ. М., 2002.

7. Кэмпбелл Д. Мифы, в которых нам жить. Киев, 2002.

8. Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами. Киев, 1998.

9. Мамардашвили М. Философия и религия. СПб., 2000.

10. Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1998.

11. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 2002

12. Цуладзе А. Политическая мифология. М., 2003.

Лекция 5. Специфика межнационального восприятия. Этническая идентичность. Проблема характеристики национального менталитета.

Специфика межнационального восприятия

Народы мира находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, поддерживают политические, экономические, культурные контакты. Разумеется, что постепенно у каждого народа образуется свой набор стереотипов, типичных представлений о других нациях. На эти стереотипы накладывают свой отпечаток не только и не столько текущие контакты, но и исторический опыт – войны, союзы, исторический опыт взаимодействия. Поэтому стереотипы могут изменяться во времени. Например, в начале XIX века немцев характеризовали как ленивых и неорганизованных (!) мечтателей. Подобное представление обуславливалось политической раздробленностью Германии, а так же большим влиянием в литературе и поэзии немецкого романтизма. После объединения Германии, двух мировых войн экономического возрождения ФРГ стереотип кардинально поменялся: немцы - педантичные, трудолюбивые, но лишённые воображения люди. Другим примером может послужить восприятие многими африканцами всех белых людей как исключительно богатых людей (схожее с восприятием иностранцев в СССР). Большинство стереотипных представлений очень устойчиво.

На межнациональное восприятие влияют не только формировавшиеся веками стереотипы. Огромную роль в нём играет состояние современных международных отношений и их освещение в средствах массовой информации (СМИ – газеты, журналы, телевидение, радио) и киноиндустрии. Собственно говоря, современный человек узнаёт что-либо о других странах в первую очередь из СМИ, которые освещают многие события достаточно однобоко. Так, сообщения из России или арабских стран в американских СМИ появляются чаще всего в связи с террористическими актами, арестами известных деятелей и т.п. Под воздействием подобного потока информации постепенно формируется стереотипное восприятие страны и этноса (арабы – террористы, в России всё ужасно и жить невозможно и др.). Американский учёный арабского происхождения А. Шахин провёл исследование образа араба в изображении американских СМИ . Почти все стереотипные изображения являются негативными. Араб в СМИ США это: террорист; богатый нефтяной шейх; сексуальный извращенец, часто занимающийся продажей в рабство европейских или американских женщин; бедуин, извечный обитатель пустыни, дикарь и невежда. Шахин отмечает, что проблема не столько в том, что имеют место подобные стереотипы, сколько в том, что они не уравновешиваются позитивными образами, которые вносили бы коррективы в воспринимаемую ментальную реальность. Таким образом, СМИ сами участвуют в формировании негативных (или, значительно реже, позитивных) стереотипов. К сожалению, для многих современных СМИ характерны погоня за сенсацией или же негативными фактами, и обычная жизнь людей в разных странах остаётся «за кадром».

Ещё один фактор, влияющий на межнациональное восприятие – это личностные симпатии – антипатии. Личностное отношение к той или иной стране обуславливается воспитанием в семье, модой на ту или иную страну, увлечённостью культурой. Российский журналист А. Куланов, специализирующийся на Японии, не без иронии пишет: «Мне кажется, всех нас в общении с японцами можно разделить (весьма условно) на три категории. Первая – это те, кто относится к Японии с пиететом, любовью, уважением, пониманием. Их можно назвать японофилами. Главная опасность для этих людей – полюбить то, чего нет… Во вторую категорию я включаю людей, которые Японию не любят, не понимают, воспринимают отрицательно… Есть ещё третья категория – «сумасшедшие». Увы, это реальность, и реальность довольно навязчивая. В своей любви к Японии они доходят до фанатизма». . Личное отношение и информированность играют большую роль в межличностном общении, они могут идеализировать или наоборот, «демонизировать» представителей того или иного этноса, но на уровне массового сознания господствуют стереотипы.

Не меньшую роль в межнациональном восприятии играет и этническая идентичность общающихся. Этническая идентичность : составная часть социальной идентичности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности. В её основе – миф об общих культуре, происхождении, истории. Социальная идентичность: часть Я-концепции человека, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе или группах вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству (Р. Тэшфел).

Этническая идентичность имеет два составных компонента.

    Когнитивный компонент – знания, представления об особенностях своей группы.

    Аффективный компонент – чувство принадлежности к группе, оценка её качеств.

Они могут не совпадать. Так, есть еврейские семьи, которые изучают еврейскую культуру, посещают синагоги и культурные мероприятия (когнитивный компонент), но всё же ощущают себя русскими, а не евреями, и их поведение определяется ценностями, характерными для русского менталитета. Так же и потомки российских эмигрантов за рубежом могут многое знать о России, на когнитивном уровне считать себя русскими, но аффективно (на эмоциональном уровне) ощущать свою принадлежность к этносу, проживающему в стране их пребывания. Подобное явление называют этническим диссонансом.

Формы этнической идентичности.

    Древнейшая форма – осознание родства по крови и браку.

    Осознание общности происхождения. Появляются мифы, повествующие о происхождении племени и народа от прародителей (тотемы, перволюди). Появляется культ предков

    Идея территориальной общности.

    Этническая эндогамия – запрет вступать в брак с представителями чужого народа.

    Идентичность по языку и культуре (с XVIII века).

    Общность исторической судьбы

Таким образом, этническая идентичность играет большую роль в самовосприятии народов, а так же в межнациональных отношениях, зачастую провоцируя этнические конфликты, связанные со стремлением многих народов утвердить свою этническую идентичность.

Проблема характеристики национального менталитета. Перед исследователем, взявшимся за изучение и характеристику менталитета того или иного этноса постоянно встаёт следующая проблема: что и о чём именно писать? Что в психологии народа является базовым, а что – вторичным, «производным» от базовых категорий? Рассказать обо всех явлениях невозможно, не хватит никакого объёма, так как придётся описывать абсолютно все сферы человеческой жизни и деятельности. Поэтому необходимо определиться с важнейшими составляющими менталитета народа. Мы выделили пять таких составляющих. При этом следует понимать, что эти составляющие выделены с некоторой долей условности – человеческую психологию трудно уложить в прокрустово ложе классификаций, поэтому многие психологические явления «кочуют» из одной категории в другую.

Историко-географическая среда и специфика цивилизации. Любой народ – продукт исторического и географического развития, его менталитет формируется как исторической, так и природной средой. Цивилизации, к которым принадлежат этносы, так же имеют свою специфику, которая накладывает свой отпечаток на менталитет народов, вне зависимости от их происхождения и культурных особенностей.

Религиозная специфика. Религия – один из важнейших культурных и психологических факторов развития самосознания этносов. Религию можно отнести не столько к этническим, сколько к цивилизационным (над-этническим) факторам, влияющим на менталитет. Часто этническая идентичность равна религиозной, т.е. именно религия становится «границей» между этносами. Например, боснийцы (босняки), проживающие в Боснии и Герцеговины, считаются отдельным народом именно по религиозному фактору – они мусульмане, а сербы, которые имеют с боснийцами один язык, общее происхождение и во многом историческую судьбу – православные. Хорватский этнос так же в основу своей идентичности и самосознания имеет религию – они католики, что противопоставляет их близкородственным сербам и боснийцам.

Латыпов , А.А.Павлова, Н.Д.Павлова, 1995). Психосемантические методы... : ее заведующая, пять медицинских (клинических) психологов , психолог медицинской комиссии городского военного комиссариата...

Магическое мышление как попытка контроля реальности возникло ещё в первобытные времена. Тогда, не зная законов объективного мира, люди пытались защитить себя от ударов судьбы специфическими ритуалами. Удивительно, но сегодня, в XXI веке, во время расцвета науки и свободного доступа к знаниям многие по-прежнему зацикливаются на «магических ритуалах» в попытках воздействовать на постоянно меняющийся мир. В том, что такое магическое мышление, чем оно опасно и что собой представляет обсессивно-компульсивное расстройство, разбираемся вместе с практикующими психологами и ведущими исследователями.

Каждое новое столетие ставит человечеству условия, к которым оно не было готово: Первая и Вторая мировые войны поразили мир своей невиданной жестокостью и сломали психику целым поколениям, а относительно стабильный XXI обрушился на нас ежедневной изменчивостью реальности. Находясь в так называемом информационном обществе, мы ежедневно получаем потоки информации самого разного, порой полярного содержания, вынуждены осваивать новые программы и технику, регулярно повышать квалификацию, чтобы сохранить источник дохода, переосмысливать общественные процессы и самое главное — смириться с абсолютной нестабильностью повседневности.

Требования, которые нам предъявляет современность, затрагивают огромное количество психических ресурсов. Между тем, потребность в стабильности по-прежнему остается для нас одной из базовых. Реальность ускоряется, и в этих непростых условиях все больше людей прибегает к так называемому «магическому мышлению». Его суть заключается в том, что человек начинает думать, что его мысли, действия или слова оказывают определенное воздействие на окружающую его реальность.

Стоит заметить, что исследованием этого явления занимался еще Иван Петрович Павлов, который изучал склонность человека к попытке запрограммировать окружающую действительность.

Как отмечают современные специалисты, такая привычка может перерасти в зависимость, и в этом случае все свои победы и поражения личность станет объяснять тем, что «нагрубил кому-то в общественном транспорте», «не занял другу денег», «не стал выслушивать надоевшего ему товарища» и т.д. Варианты «магических действий» глубоко индивидуальны и разнообразны.

Кроме того, по мнению доктора социологических наук В.С. Свечникова и соискателя кафедры «Культурология» СГТУ Л.Н. Чевтаевой, мифы о магии устойчиво внедрены в коллективное бессознательное. Они отмечают:

Здравомыслящие граждане России, бизнесмены, политики, врачи, ученые понимают, что любые таинственные явления всегда интересуют массы и являются почвой для различного рода спекуляций.

Особенно это было заметно в 90-е гг. В период абсолютной нестабильности люди с особым рвением обращались к всевозможным магам, гадалкам и экстрасенсам. На протяжении этого времени, а в последствии и в 2000-х гг. телевидение, радио и прочие СМИ поддерживали интерес масс ко всему «таинственному»: особой популярностью пользовались передачи А. Кашпировского, шоу с экстрасенсами, звонки в студию к «магам», «разрешающим» на расстоянии любые проблемы — от алкоголизма мужа до серьёзных заболеваний.

В связи с этим Российская академия наук даже создала специальную Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

При этом интересно, что многие понимают алогичность «магического мышления» и высказываются против такого метода контроля реальности. Однако проведенное в Великобритании психологом Е. Субботским исследование показало обратное. Один из экспериментов описывается так:

Взрослых испытуемых просили вообразить их будущую жизнь. После этого им пытались внушить, что а) наложенное на их будущую жизнь магическое заклинание изменит эту жизнь к лучшему или худшему (мифическое внушение), и б) изменение чисел на экране компьютера изменит их будущую жизнь к лучшему или худшему (обычное внушение). Все испытуемые отрицали, что изменение цифр на экране компьютера может повлиять на их будущую жизнь, однако в своих действиях они продемонстрировали веру в эту возможность.

Таким образом, можно сказать, что психически здоровые люди осознают нелепость «магических заклинаний», однако глубоко заложенное в бессознательном иррациональное зерно, в некоторых случаях связанное с детской травмой, а также с культурой (сказками, мифами, сказаниями, поговорками и местными суевериями) мешает им мыслить рационально и значительно повышает уровень тревоги.

Именно этим и опасно «магическое мышление». Получая иллюзию контроля над миром, человек начинает стремиться к «абсолютному всемогуществу» и старается запрограммировать неконтролируемое. В тех случаях, когда его действия совпадают с получением ожидаемого результата, он все больше верит в то, что нашел «волшебный способ» контроля окружающей среды. В обратном случае — винит себя за якобы «неправильные» мысли или действия.

Привычка мыслить «магически» чревата тем, что, казалось бы, безобидные действия довольно быстро прогрессируют в реальное психическое заболевание — обсессивно-компульсивное расстройство (далее – ОКР), принося личности тяжелые, порой невыносимые страдания.

ОКР представляет собой навязчивое состояние, которое характеризуется обсессиями и компульсиями, где обсессия является некой настойчивой, сильно пугающей или неприятной мыслью, приходящей в голову больного помимо его воли, а компульсия — особенным, глубоко индивидуальным ритуалом, который помогает временно избавиться от навязчивых мыслей.

Таким образом, сознание личности с разной степенью частоты посещают фобические, иногда отвратительные, несвойственные индивиду мысли. Среди самых распространённых — страх заразиться опасной, неизлечимой болезнью, подхватить вирус, потерпеть фиаско на работе или в учебе, потерять близкого человека и т.д. Иногда больной сталкивается с противными и несвойственными ему образами насилия, жестокости, сексуальных извращений, намерениями причинить кому-то моральный или физический вред.

Не имеющие ничего общего с личностью пациента мысли сводят его с ума, вгоняют в панику. Чтобы избавиться от них, он старается выполнять абсурдные, им же придуманные ритуалы. Самые частые из них — постоянное мытье рук, избегание наступать на определенные ступеньки лестницы, выстраивать книги и другие предметы в «нужном» порядке и т.д. Ритуалы могут быть очень различны. Например, некоторые люди испытывают страх перед тем, чтобы сделать репост в социальных сетях или поставить лайк, просто потому что им кажется, что может случиться «что-то плохое».

Психолог-консультант А.В. Духарева замечает:

Человек верит, что повторение определенных действий может защитить его от превратностей судьбы. Часто от таких клиентов можно услышать фразы вроде: «если я все сделаю правильно, то ничего не случится», «главное выключить свет с правильной/хорошей мыслью», «если я ошибся в последовательности действий, то важно все начать сначала» и т.п.

Обычно ОКР возникает по разным причинам. Это может быть как следствие увлечения магическим мышлением, так и детская травма, перенесенный стресс, моральное и физическое истощение, сильная загруженность на работе, нестабильность в профессиональной деятельности.

Угроза заключается в том, что в действительности никаких «волшебных» ритуалов не существует. Но искренне веря в их силу, пациент может тратить часы только на то, чтобы мыть руки, поворачивать ручки двери определенное количество раз, переписывать сообщения в социальных сетях, выбирая «правильный порядок слов» и пр. Страх, стоящий за каждым ритуалом, существенно различается у каждой отдельной личности. Например, люди, больные анорексией, могут запрещать произносить себе определенные слова или буквы из-за страха набрать вес. При этом ритуалы приносят лишь временное облегчение, заставляя человека самостоятельно погружать себя во внутреннюю тюрьму, полную невыносимых страданий.

Интересно, что большинство людей, подверженных ОКР, действительно понимают абсурдность ситуации, но ничего не могут исправить. Как правило, они скрывают свою болезнь, боясь осуждения и насмешек. По данным ВОЗ, В 2013 году от ОКР страдали от 1 до 3% населения. Однако, по мнению специалистов, эта цифра сильно занижена.

Важно и то, что, кроме большинства людей, осознающих алогичность своих поступков, пациенты с «психопатическим уровнем организации будут верить в то, что ритуалы действительно спасают их от фатальных последствий».

Хорошая новость заключается в том, что это заболевание излечимо. Советы психиатров универсальны. Человек должен чутко следить за своим состоянием и усилием воли пробовать нарушать цепочку его собственной «причинно-следственной связи», пытаясь выявить в причине удачи или неудачи не признак «правильного выполнения магических действий», а реальный поступок, осознать уровень тревоги, мешающий полноценной жизни, например, в виде проблем в отношениях, пищевом расстройстве, стрессовой работе, нестабильном бизнесе. Также психотерапевты предлагают доводить ритуалы до абсурда, то есть, к примеру, закрывать и открывать двери до того момента, пока человек просто не устанет и не осознает бессмысленность этого действа. Более того, врачи рекомендуют визуализировать свои страхи, представлять, а что бы случилось, если бы я «потерял работу», «набрал вес», «расстался с токсичным партнером» и т.д. В таком случае пациент, пусть и с долей большего дискомфорта и высокой тревоги, прорабатывает альтернативные варианты, которые помогают ему убрать фатальные сценарии из его жизни.

Как правило, пациенты, имеющие диагноз «обсессивно-компульсивное расстройство», проходят как медикаментозную терапию (обычно с помощью антидепрессантов и транквилизаторов), так и посещают психотерапевта, который помогает не только избавиться от навязчивых мыслей, но и старается помочь клиенту найти и обезвредить причину его тревог. Ведь все, что происходит с нами, будь то ОКР или паническая атака, по сути, является сигналом того, что в нашей жизни что-то идет не так. И наша психика начинает бунтовать, требуя более бережного отношения к себе и к своей жизни. Пересмотр жизненного сценария, осознание того, что пациент, возможно, идет не по своему пути или слишком много на себя берет, помогает ему вернуться к здоровой жизни.

Кроме того, важно помнить, что жизнь всегда была, есть и будет изменчивой субстанцией. В этом ее ценность и красота. Мы не в праве «забетонировать» настоящее, но мы имеем уникальную возможность жить без страха, наслаждаясь каждым днем, со всеми его удивительными сюрпризами или неприятностями, которые, в конечном итоге, избавляют нас от инфантилизма и делают сильнее.

Введение

Со времен Л.Леви-Брюля и Зигмунда Фрейда, считалось, что магическое мышление было присуще только первобытному человеку. В последнее время можно с уверенностью утверждать, что магическим мышлением обладает и современный человек. Прежде чем говорить о видах мышления и о самом магическом мышлении давайте дадим определение мышлению с точки зрения психологии:

Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

Разные школы психологии выделяют разные типы мышления в трансоаналитической концепции принято выделять критическое мышление, логическое мышление, абстрактное мышление, наглядно-образное мышление и магическое мышление, давайте дадим определение каждому из этих видов мышления.

Критическое мышление - это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Логическое мышление- это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями. Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания.

Абстрактное мышление- это умение переводить информацию о реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на практике.

Наглядно-образное мышление- это совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств.

Магическое мышление - это совокупность верований в возможность определенным способом мыслей влиять на реальный мир.

Магическое мышление можно определить как вера в сверхъестественные явления, которые каким-то образом влияют на наш мир, это может быть религиозные образы, мистические образы, уфологические образы (НЛО, инопланетяне). Значительную часть в формировании магического мышления играет культура и социум, во многом зависит от семьи в которой воспитывался человек, какие культурные компоненты ему присуще, в каком обществе живет и работает этот человек. Огромное значение для формирования магического мышление имеет средства массовой информации.

В целом магическое мышление имеет ключевое значение для трансоанализа, психологии и антропологии человека, в последнее время стало популярно верить во все необычное и мистическое по телевидению постоянно показывают телепрограммы посвященные различным аномальным, сверхъестественным явлением, существует даже несколько телеканалов, которые специализируется именно на этой теме, видимо одна из их целей формирование у населения магического мышления. Несмотря на технический прогресс современный человек очень подвержен мистическим и религиозным верованиям, кроме огромного количества религий, веры в бога, современные человек верит: в магию, духов, призраков, полтергейстов, домовых, русалок, инопланетян, НЛО, ангелов, демонов и т.д. По этому я считаю просто необходимым полностью разобраться в понятии магического мышления и так приступим.

Формирование магического мышления

В формировании магического мышления можно выделить несколько компонентов:

1. Культурно-психологический компонент. Человек приобретает магическое мышления в результате воспитание, например в религиозной семье, или в семье, которые верят в аномальные, сверхъестественные явления. Как правило ребенок перенимает у родителей их веру и убеждения, в результате развивается магическое мышление. В другом случае в результате получения определенного знания из средств массовой информации или из социума, я решил не выделять его как отдельный компонент, тем немее возникновение интереса к сверхъестественному может возникнуть в результате получения информации о мистицизме, паранормальных явлениях из книг, телевидения, радио и из сети интернет.

2. Предрасположенность к мистицизму. У человека есть предрасположенность к вере в сверхъестественные явления, он уже с детства увлечен всем таинственным и аномальным, тем немее первые свои знание он получает из средств массовой информации.

3. Спонтанный мистический опыт. Человек может прожить пол жизни и ни когда не верить в сверхъестественные явления, но в результате определенного опыта (не относящимся к СМИ), например спонтанное проявления религиозных образов (бога, ангела, демона), встреча с инопланетянами или какое-нибудь другое мистическое знамение. В результате различных психотехник, духовных практик, наркотиков, таких как галлюцинагены, психоделики. Человек получает определенный мистический опыт в результате чего формируется магическое мышление.

Особенности магического мышления

Специфическая особенность магического мышления - это непоколебимая вера в сверхъестественные явления. Люди, которые верят в сверхъестественные явления, особенно - это касается религиозной веры, глубоко убеждены в существовании сверхъестественного, их бывает сложно переубедить в этом. Иногда магическое мышление пытаются подделать под научные исследования, такие индивидуумы утверждают, что их интерес к мистицизму связан исключительно с научными изысканиями. Автор общался с данными людьми - в большинстве случаев оказывалось, что это связанно именно с магическим мышлением.

Стоит учитывать, что магическое мышление проявляется в разной категории у человека, магическое мышление может быть сильно, средне и слабо выражено. Сильно выражено - это когда у человека вся жизнь связанно со сверхъестественным, когда вещи получают мистическое значение или одушевленное, например автомобиль «живой» ему бывает «больно», подводная лодка «Курск» утонула в результате вмешательства инопланетян из НЛО и т.д. Средне выражено магическое мышление - это когда человек верит в сверхъестественное, но без фанатизма, и может критически оценивать свои убеждения. Слабо выражено - допускает существование сверхъестественного, но не более того.

В некоторых случаях магическое мышление возникает в результате мистического опыта, когда человеку является как он считает, что-то сверхъестественное, в таких случаях психика человека изменяется, например из атеиста он может стать верующем бога или слабо выраженное магическое мышление усиливается в несколько раз в результате мистического опыта.

Магическое мышление и

психические расстройства

Психиатры утверждают, что магическое мышление часто связано с психическим расстройством, в психиатрии ведено в классификацию DSM -IV нового кода V62.89 «Религиозные и духовные проблемы». В результате сильно выраженного магического мышления у человека появляются психопатологические симптомы, которые в современной психиатрии обозначаются, как шизофрения, психозы, галлюцинации вызванные психическим расстройством. Существует такое понятие в психологии, как «локус контроля». Это склонность человека приписывать те или иные события в жизни (успех или неудачи) внешним – окружающему миру (внешний локус контроля) или внутренним – самому себе (внутренний локус контроля) факторам. Так вот люди с этими расстройствами чаще всего имеют внешний локус контроля и полагают, что их жизнь может зависеть от чего угодно извне (погоды, соседей, колдунов, инопланетян…), но только не от них самих.

Психиатры утверждают: у лиц с шизотипическим личностным расстройством не абстрактно-теоретический, а конкретный характер, который непосредственно соотносится с реальной жизнью. Пациенты чувствуют в себе способность определенным образом влиять на окружающих, например, передавать им некоторые свои убеждения. Тем не менее, они не используют эти особенности для привлечения к себе внимания, не стремятся казаться необычными, они так живут, так думают и чувствуют. Выражение, что другие могут чувствовать их чувства и эмоции, является для них не метафорическим, а конкретным. В более молодом возрасте, когда шизотипическое личностное расстройство еще не диагностируется, эквивалентом этого признака у детей и подростков является наличие необычных, вычурных патологических фантазий и сверхзанятость размышлениями на какую-то определенную тему. Это может находить выражение в определенных действиях, например, придумывании какой-то игры, рисунках, персонажи которых, с одной стороны, живут самостоятельной жизнью, а с другой – отражают события, происходящие в виртуальном мире.

На протяжении второй половины XX в. накопился значительный по объёму и разнообразный по форме материал о так называемых «контактах третьего рода» - взаимодействиях землян с экипажами НЛО. При анализе этого материала определённый интерес представляет концептуальный аппарат современной психиатрии, - в частности, клинические признаки галлюцинаторно-параноидного синдрома - синдрома Кандинского–Клерамбо (СКК). Его «составляющие» - псевдогаллюцинации, бред преследования и воздействия, явления психического автоматизма, - так или иначе просматриваются в «контакторском опыте».

Самым существенным отличием псевдогаллюцинаций является ощущение у больного их «искусственного» характера. В «контакторском» опыте с внеземными цивилизациями, «Высшим Разумом», «Банком Памяти Вселенной», «параллельными мирами» и т. д., занимают образы, которые поддаются отождествлению со зрительными псевдогаллюцинациями.

СКК наблюдается как при различных психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии, пролонгированных симптоматических психозах, хроническом алкоголизме), так и при органических заболеваниях головного мозга. Так, с очаговым поражением правого полушария связана группа пароксизмальных расстройств сознания, которая включает в себя «особые состояния сознания с переживанием ирреальности окружающего мира»; состояния с «двухколейностью переживаний»; «вспышки пережитого в прошлом»; онейроидные (сновидные) состояния.

Эти последние представляет особый интерес для интерпретации отдельных аспектов «контакторского» опыта. При них больные (как и участники «контактов третьего рода») также игнорируют реальную действительность и оказываются в ином мире. Больные (как и «контактёры») часто отмечают, что не ощущают веса собственного тела, движутся со «сверхъестественными» скоростями; больные рассказывают, что проносились мимо других планет, встречались с инопланетянами. Клиническая практика здесь оказывается сопряжённой с парадоксографической традицией.

Следует подчеркнуть, что медико-психиатрический (как и любой другой) подход к анализу квазирелигиозных верований и суеверий нельзя переоценивать. Граница между патологией и нормой - весьма условна, определяется характером культуры эпохи, выбором картины мира из того многообразия, которое в ней присутствует. То, что в рамках различных вариантов научной картины квалифицируется как патология, девиация, в контексте религиозной, мистической, эзотерической картин мира может выступать нормой; и, соответственно, - наоборот.

В России зарегистрировано около трёхсот тысяч разного рода целителей, значительная часть из которых - душевнобольные, нашедшие в знахарстве способ самокомпенсации. Но самокомпенсируя себя, они декомпенсируют народ.

Нелишним следует заметить, что если родственники «замечают», что с их ребёнком происходит что-то неладное, то это происходит уже на стадии развёртывания клинических проявлений заболевания. Естественно, обращение больных с развивающимся психозом к целителям приводит не только к более быстрому развитию заболевания, но и к фиксации болезненных переживаний на самом факте обращения к тому или иному целителю - «мне сказали, что я быстрее всех вылечусь, так как у меня особые способности, стукнула меня по рукам, а теперь я всё время слышу её голос». Больных уверяли, что они обладают особым даром - «контактёр», «чистильщик», отсюда появлялись идеи обладания особыми способностями - «я должна людей энергией заряжать, должна смотреть каждому в глаза и желать добра».

С этой точки зрения профессора Б.С.Фролова соотношение нормы и патологии в магическом мышлении представляется следующим образом:

Гармоничное магическое мышление. Сюда относятся лица, у которых сосредоточение внимания на боге не мешает, а наоборот, гармонизирует социальное функционирование. Им присущи благоговение и любовь, уважение к собственной личности и к убеждениям других людей, ориентация на теплые межличностные отношения.

Магическое мышление с кратковременными религиозно-мистическими состояниями. Включает верующих, у которых во время богослужений или индивидуальных молитв возникают кратко-временные эпизоды измененных состояний сознания. Их следует считать практически здоровыми, если выход из состояния не сказывается на социальном функционировании и повседневной деятельности.

Магическое мышление, отягощенное невротическими психическими расстройствами. Лица с данными нарушениями нуждаются в психиатрической и психотерапевтической помощи, которая оказывается с их согласия, преимущественно в амбулаторных условиях.

Магическое мышление, отягощенное психопатическими нарушениями (религиозные фанатики, реформаторы, страдающие паранойяльной психопатией со сверхценными идеями притязания). Нуждаются в психиатрической и психотерапевтической помощи, которая оказывается с их согласия, преимущественно в амбулаторных условиях. Принудительное психиатрическое обследование необходимо, если их поведение представляет опасность для близкого окружения, например, содержит призывы к жертвоприношениям, совершению суицида и т. д.

Магическое мышление, отягощенное психическими расстройствами психотического уровня. Включает больных, у которых патологический процесс отвечает закономерностям развития психического заболевания. Бред и галлюцинации религиозного содержания сочетаются с другими симптомами и синдромами, характерными для определенной нозологической единицы. Нуждаются в лечении в стационарных условиях. Недобровольная госпитализация применяется в случаях, если психическое состояние представляет опасность для самого больного и для окружающих или есть основания предполагать утяжеление болезни без оказания психиатрической помощи.

Критическое и магическое мышление

В предыдущей части мы подробно поговорили о психических расстройствах у людей с магическим мышлением. С моей точки зрения магическое мышление должно сочетаться с критическим - это нужно для того, чтобы у человека был «здравый рассудок», все его мистическое мировоззрение сочеталось с долей критики себе и к своему миропониманию, иначе бывает так, что скатываются к грани между нормой и патологией.

Очень многие люди с магическим мышлением не анализируют ту информацию, которая им открывается, передовая и воспринимая ее как есть, как истину, не думая о последствиях для себя и своих близких. При магическом мышлении психическое расстройство наступает незаметно и достаточно быстро и причина как правило одна: человек не осмысливает ту информацию, которую получает, воспринимает ее как истину в первой инстанции, для того, чтобы этого избежать нужно всю информацию и мысли анализировать, если есть такая возможность обсуждать с другими людьми, которым доверяешь.

Магическое мышление и психика

Наша психика очень предрасположена к вере в сверхъестественное, все что человек не может объяснить, он относит к мистике, это было и в древности и продолжается и в ниши дни. Бывает и так что человек с магическим мышлением принимает желаемое за действительное, видя мистицизм там где его нет, а иногда и во всем в подряд, но это уже граничит с патологией.

Я считаю, что люди всегда будут верить в мистическое и сверхъестественное, пусть это будет в разных формах, разных теориях, разных обертках, в зависимости от культурно-психологической составляющей общества, мистицизм будет всегда, по той причине что наша психика имеет особенность фантазировать, воображать, и пытаться объяснить все явления, зачастую религиозными и мистическими образами, связи с этим существует огромное количество религий и мистических школ, а мистицизм остается популярен во все времена, в прошлом, настоящем и в будущем. Магическое мышление будет существовать всегда изменятся под влиянием времени, в зависимости от культуры и воспитания, но без шанса исчезнуть на всегда, наше дело исследовать феномен магического мышления, так как он в некоторых случаях выполняет защитную функцию, оберегая человека от потрясений - вещей которых он пока не понимает, а с другой опасность получить психическое расстройство. Основные особенности магического мышления еще предстоит изучить, исследование магического мышления поможет понять происхождение различных аномальных и сверхъестественных явлений, что - это фантазии психики или реально существующие феномены, почему люди верят в Богов, демонов, ангелов, НЛО, инопланетян и в много чего еще, познаем с раскрытием потенциала магического мышления.