Магическое мышление и ОКР: есть ли выход из внутренней тюрьмы? Избавление от магического мышления пострадавших (страдающих) от абьюза

Не так давно мой коллега Павел Зыгмантович выложил серию заметок о детском и магическом мышлении и о том, почему не работает "трансерфинг реальности". Ознакомиться можно здесь: часть 1 , часть 2 , часть 3 .

Было интересно, обещал написать ответ, что и выполняю. Кому интересно - пожалуйте ...

Я специально дождался третьей заметки, так как предполагал, что она в значительной степени сгладит впечатление от несколько провокационных первых двух. Поэтому по сути спорить уже особо не с чем, но есть что добавить.

1. Против чего же мы "против".

Мне кажется что не корректно отождествлять детское мышление, магическое мышление и инфантилизм - это три разных категории. Детское мышление - хорошо, потому что это необходимый этап развития ребенка. Когда оно остается во взрослом возрасте - это инфантилизм. Не обязательно инфантилизм должен сопровождаться магическим мышлением, и не обязательно магическое мышление должно быть инфантильным. Это как теплое и мягкое - разные категории. К слову сказать - инфантильное мышление вполне возможно и в рамках естественно-научного подхода. А вот (британские) учёные выяснили, что... и поэтому теперь я буду.... .

Насколько я понял - Павел как всегда против инфантилизма, то есть за отвественность и осознанность. Вот и договорились.

2. Какие бывают мышления.

Тип мышления который Павел называет взрослым, я бы определил как естественно-научный или позитивисткий. На нем стоит нынче наша цивилизация и я полностью приветствую его в этом качестве. Я тоже против средневековья и мракобесия. Государство у нас светсткое - честь ему за это и хвала. А поскольку оно ещё и допускает свободу совести и верований, то каждый лично может выбирать тот тип мышления, который ему ближе. Потому что естественно-научный тип мышления хорошо работает в рамках большой группы людей - им просто договориться друг с другом на общей основе и при этом оставить достаточно свободы, но не вполне удовлетворяет потребностям индивида.

Например у этого типа мышления куча минусов. Начиная с того, что наука жутко костна и неповоротлива, и все научные прорывы - это почти всегда результат одиночки противопоставляющего себя общепринятой системе научных взглядов, а не результат консенсуса ученых мужей. Да, достижения в медицине благодаря науке уникальны, при этом система медицины - это машина, жестко перемалывающая индивида в соответствии с ограниченными возможностями сегодняшнего дня. Все бы этим хирургам резать - я дам таблеточку и само отвалится. Научное мышление говорит о потенциальной способности познать все в мире с помощью разума. Мне приятнее считать, что мир - это огромная непознаваемая тайна, частью которой является и человек.

И здесь мы подходим к магическому мышлению и мистическому мышлению. Я специально разделяю их, потому что они действуют по-разному.

Магическое мышление - это изменить что-то внутри себя (настроение, понимание и т.д.) для того, чтобы изменилась внешняя ситуция. Это можно объяснять как угодно - страшными эзотерическими словами, или психологическими явлениями выборочности восприятия, НЛП-ерскими "фильтрами" или любым другим научным или квазинаучным бредом. Все равно все это лишь слова и мы можем лишь догадываться со своей колокольни знаний и верований о том, как это действует. Любой, кто скажет - "я точно знаю, что это работает потому-то и только поэтому" - в лучшем случае просто врет себе.

Если мы оказываемся от магического мышления и опирамся только на научное, то мы также вынуждены отказаться от таких его бонусов как интуиция, (часто не обоснованная рациональными фактами) вера в себя и свою удачу и т.д. и т.п. Психосоматика, к слову сказать - типичный пример магического мышления. Значительня часть психологии в самом строгом смысле слова - ненаучна и опирается на магическое мышление (уж по крайней мере везде, где фигурирует "бессознательное", "архетипы", "субличности" и т.п.)

Если в магическом мышленим человек опирается в первую очередь на свою силу и свои действия, то в мистическом - на веру и помощь Бога (богов). И если мы отказываемся от мистического мышления - мы вынуждены отказаться от той силы, которую вера может дать человеку. Здесь что называется - без комментариев.

3. Хорошо-плохо.

Я очень благодушно отношусь к всевозможным верованиям. "Каждый выбирает для себя - женщину, религию, дорогу". Вот и пускай выбирают - по крайней мере до тех пор, пока остаются в рамках правового пространства. Даже у самой нелепой идеи, как показывает практика, найдутся последователи. Если им это помогает - да сколько угодно. Помогает трансерфинг - пускай трансёрфятся, ничего не имею против. Только за.

4. Работает или не работает.

Магическое, как и мистическое мышление - работает. Пользовались ими испокон веков и ещё столько же веков пройдет после нас - будут пользоваться. И дети и взрослые. И солидные бизнесмены с заводами и пароходами в том числе. По поводу криво - есть гипотеза, что это как раз когда есть примесь инфантилизма. Теперь поясню как это.
Инфантильный подход , это когда я чтобы например получить деньги - не предпринимаю совершенно ничего кроме того, что вешаю на стену китайскую монетку или закрываю отныне крышку унитаза. Моля о выигрыше - не покупаю свой "лотерейный билет" и отвергаю лодку и вертолет, моля о спасении.
Взрослый подход - когда я знаю (или в каком-то случае - предполагаю) что определенный настрой, ритуал или молитва могут помочь мне. Пускай они добаваят хоть толику уверенности в себе или удачи, или чутья в выборе наиболее правильного момента для решающего действия... Если я практичный человек - я этим воспользуюсь.

И потом уже неважно, что помогло мне, например выздороветь: таблетка врача, психосоматика, аффирмация, гомеопатия или руки друга, практикующего третью ступень рейки. Вероятно я никогда не узнаю что из этого сработало или возможно все работало в комплексе - но результат есть, и это меня устраивает. Объяснять это только чем-то одним и ни чем другим - значит возвращаться в инфантилизм и одевать те или иные линзы.

Таким образом критерий инфантилизма - принятие желаемого за действительное, подгонка фактов или обман себя. Критерий взрослости - честность с собой (сделать все необходимое) и открытость к восприятию других взглядов на мир, себя, проблему и т.д. Зашориться кстати можно вполне и в естественно-научных взглядах.

Опять же не так важно, откуда осуществляется вход в магическое мышление - им все равно пропитано все вокруг... Кто-то эмпирическим путем определил что определеный настрой или действие для него работают. Другой верит в мудрость предков, отмечавших, например, определенные этапы жизни и года теми или иными ритуалами. Третьему знание передается от родителей и их родителей и т.д. Для кого-то обряды - часть его веры. В конце концов неизвестно, что бы было с нами если бы например инок Александр Пересвет поколебался в своей вере.

Ну и наконец - я разворачиваю картину сейчас исключительно в практическом ключе, оставляя за скобками то, какое упоительное чувсто просто ощущать себя ребенком на руках Бога. Или как удивительно замечать, что работают в жизни те или иные изменения, произошедшие в сознании. И как душно порой бывает в плену естественно-научных объяснений, которые явно не удовлетворяют сознание, избегая ответов на самые важные вопросы, и т.д. и т.п

5. Полесловие

Я, как и Павел - чрезвычайно негативно отношусь к моментам, когда магическое мышление начинает использоваться в рамках государства. Потому что это право индивида, но не структуры. Как и вера: пока она в сердце - это прекрасно, но когда становится государственной доктриной - ничего хорошего ждать не приходится. Но, возвращаясь к событиям в Киргизии ... Это, мне кажется, запоздалое постсоветское "средневековье" пришло. Вспомните, ведь и у нас не так давно Чумак с экранов всех телевизоров страны "крэмы" заряжал. Это конечно мракобесие, но кто мы такие, чтобы лишать их этого "детства" нации - пускай прочищают свои солнечные чакры. Все проходит - и это пройдет.

Характерная для примитивных ступеней развития человека и общества вера во всемогущество мыслей. Суть магического мышления состоит в убеждении, что мысли всемогущи и способны сами по себе менять физическую реальность:

У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет.

В религии

В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу » (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма , религии и народных суеверий , а также, возможно, искусства . Отправление определённого ритуала (жертвоприношения , молитвы) или соблюдение табу , по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия - на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:

так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с ее мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк , какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой... было, разумеется, ее противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что ее муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.

- З. Фрейд . «Тотем и табу»

В эстетике

О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики . Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (Je sais bien, mais quand meme… )

Литература

  • Mannoni, Octave. Clefs pour l’imaginaire ou L’autre scène . Èditions du Seuil, 1969.

И тогда вы окунётесь в бездну собственной вечности, собственной бесконечности.

Вы вдруг осознаете вполне физически, что ваш век исчисляется не годами, а вечностью, что вы сами представляете собой вечность и бесконечность одновременно”.

Хотелось бы сразу отметить, что на эту тему существует достаточно много публикаций и статей. Достаточно много точек зрения. Ряд точек зрения в данной статье по поводу магического мышления, магического видения мира - не просто рассуждения, предположения или гипотезы. Это точки зрения, подтверждённые не только теорией, но и реальной практикой. Дело ведь как раз в том и состоит, что все кто мыслит "не совсем стандартно", как это ни парадоксально, как раз и обладают в той или иной степени "магическим” мышлением.

Не стандартность мышления имеет, несомненно, органичное сочетание "рационального” стиля мышления и "иррационального” стиля мышления. Причём последнее (иррациональное) не просто там присутствует, а является базовой основой магического мышления. Естественно, наиболее осведомлённая часть общества вполне осознанно не просто догадывались об этом. Они несомненно использовали эти механизмы для достижения определённых целей, либо социальных, либо религиозных.

Естественно это всегда предполагало использование этих способностей в развитии науки, искусства, медицины, психологии и т. д. И это было всегда. Но всегда присутствовало вполне определённое отношение к подобному стилю мышления, стилю существования. И вообще к подобным людям. Магическое мышление характерно для глубоко осознанных, всегда имеющих свою точку зрения, а значит свободных, трезво мыслящих творческих людей.

Кому это понравится? Ответ предельно ясен. Правда времена постепенно меняются. Таких людей обычно боялось по своему невежеству их окружение, хотя интуитивно понимали, что без них сложно обойтись. Сейчас большая часть человечества начало понимать, что неграмотным, не талантливым быть, в наше время, по крайней мере, хлопотно, да и стыдно. Хотя бывают этим даже и гордятся. Но это несколько иная тема.

Магический стиль мышления – как нестандартность мышления, это естественно одна из точек зрения и она верна в своей основе. В основе любого мышления, как известно, лежит СОЗНАНИЕ. Либо, иначе говоря, мышление - это проявление деятельности сознания, его непосредственное подтверждение. Иначе просто не бывает. Но, тем не менее, с другой стороны само по себе мышление, не просто проявление деятельности сознания, это одна из граней состояния сознания.

Его форма существования. Одно без другого просто не существует. Возникает парадоксальная, чисто обывательская ситуация – кто главней? Какая реальность первична, а какая вторична. Либо говоря более научно, какая реальность из них реальность "порождающая” а какая из них реальность - "порождённая”? Заметьте, практически в любых ситуациях, в любых рассуждениях доминирует одна и та же позиция, причинно – следственная.

Причина порождает следствие, а значит она главнее. А вот следствие оно естественно вторично. Но вот в чём незадача. Ведь следствие неизбежно превращается в причину сразу же, мгновенно в причину порождающую следующее следствие, причём это происходит одновременно. Но кто сказал, что этот процесс развивается исключительно в одном направлении? Кто это определил? Да никто. Это как это ни странно не является истиной.

Вполне закономерно, что следствие, непрерывно порождая причину (всё наоборот) развивает точно так же любой процесс в противоположном направлении. Наше сознание по большёму счёту (то есть наша суть), развивается и существует одновременно в двух временных потоках направленных в противоположных направлениях друг относительно друга и направленных в противоположных направлениях друг к другу.

Примером являются два поезда идущих в противоположных направлениях. И кто может утверждать движутся ли они на встречу, друг к другу, или уходят друг от друга? Исходя из принципа относительности, эти два процесса происходят одновременно. Для человека обыденного мышления это в лучшем случае просто гипотеза, либо полный не заслуживающий внимания бред, не имеющий никакого практического применения.

Для магического мышления, магического видения мира, это вполне нормальная позиция, имеющая вполне нормальное практическое применение в реальной жизни. Парадокс? Отнюдь. Парадокс существует в данной ситуации исключительно для людей с однонаправленным, линейным мышлением.

Почему мы сейчас об этом немного порассуждали? Дело в том, что несложно догадаться, что всегда существовал спор в среде человеческой, что первично – материя или сознание? Является ли сознание продуктом деятельности мозга (типичная позиция проктолога), либо наоборот? И много чего ещё. Проще говоря, магическое мышление – это многоплановое, одновременно разнонаправленное, многомерное мышление.

Это порой сложно понять c позиции "рациональной” грани сознания, но это факт. И вот здесь – то, как раз и выходит на сцену "иррациональная” грань сознания. "Иррациональное” имеет все характеристики квантовой жидкости*. "Иррациональная” грань сознания непрерывно, каждое мгновение обрабатывает поистине вселенский объём информации.

Это и есть непрерывный поток сознания, оперирующий поистине бесконечным объёмом эмоциональных значений, львиная доля которых просто никогда не выходят в осознаваемое пространство "Рациональной ” грани сознания – или дискретного потока сознания.

Хотелось бы отметить, что чрезмерное доминирование того, либо иного компонента (либо рационального, либо иррационального) в нашей деятельности всегда приводит к достаточно ярко выраженному перекосу.

И такое состояние как «магическое мышление» проявляется очень слабо, и весьма спонтанно. Мало того, оно осознанно не подконтрольно – случайно повезло, случайное озарение и т. д. Человек либо чрезмерно эмоционален и следовательно, просто реагирует на ситуацию (реактивный стиль поведения), и мышление при отсутствии ярко выраженных внешних стимулов переходит в вяло текущую стадию полусонного дремотного существования (пока не пнут и не подумаю шевелиться).

Яркий пример – позиция крокодила, позиция ленивого кота.

Мало того, здесь как обычно очень мало логики, трезвости мышления – ‘слов нет, одни слюни’. И естественно бесконечные и очень жёсткие, чаще всего безосновательные претензии и требования к внешнему окружению, внешнему миру.

Либо наоборот, человек чрезмерно рационален, чрезмерно логичен. И здесь будет наблюдаться иная крайность. Но и в том и в другом варианте результат один и тот же – практически полное отсутствие творческого состояния – (идеи рождаются случайно, а если и случаются, то в муках), и как обычно и у тех и у других всё те же претензии и бесконечные требования.

Это не по тому, что они «плохие», просто чаще они такие и есть. Человеку с магическим мышлением естественно это понятно, и он обычно знает, как действовать в таких случаях, при взаимодействии с людьми подобного стиля существования.

Естественно, если человек действительно желает выйти из этого непродуктивного состояния, из этого порочного круга, то он всегда найдёт пути в достижении своей цели.

Какие признаки соответствуют гармоничному, равновесному состоянию?

Человек с магическим стилем мышления и рационален и осознанно иррационален одновременно. Он не столько реактивен в своём поведении, сколько активен. Не столько ситуации формируют его, сколько он формирует ситуации. Он создаёт свою реальность, творчески соотнося себя с миром (смирение – быть в продуктивном диалоге с миром, а не быть рабом кем – то создающим в отношении вас обстоятельств), либо в агрессивной позиции относительно мира.

Настоящий маг понимает такое понятие как "смирение” именно в этом ключе, и здесь рабская психология – психология халявщика, либо агрессивная психология – обратная позиция той же самой рабской психологии просто не проходят. Ибо это просто не продуктивно. Или, проще говоря, маг не подчиняется чьей – то воле (психология раба), маг учитывает возникшие обстоятельства и в любом варианте активно разрешает ситуацию наиболее рационально.

Он не подчиняется закону – он использует закон как инструмент. Мало того и это чрезвычайно важно, он не станет обслуживать какие – либо чужие комплексы, также как и свои. Эта позиция, как вы понимаете, кардинально отличает человека магического мышления от человека обычного, социально обусловленного, а значит человека с социально обусловленным мышлением.

И эти признаки были весьма характерны всегда. Ещё в древние времена был сформулирован универсальный тезис, и он всегда гласил что: "Создающие правила живут по исключениям”. В данном варианте это не позиция махрового эгоизма, а как это ни странно, это позиция творческого поиска. Ведь всегда подчиняясь каким – то правилам, никогда не создашь исключений, чего-то не стандартного и не обычного.

Гений, с точки зрения обычного человека, всегда слегка сумасшедший, потому что нестандартен в своих решениях.

Гибкость мышления один из важнейших критериев магического мышления. А потому, любая нормальная система, любая школа, прежде всего главное внимание уделяет развитию нестандартности, гибкости, осознанной иррациональности мышления. Эффективность технологий в реальной жизни – вот важнейший показатель эффективности реальной магической школы. Здесь не только учат, как эффективно использовать магические алгоритмы для решения самых разных задач, здесь учат, как эффективно создавать алгоритмы для решения самых разных, порой и чаще нестандартных задач.

А это активная позиция сознания. Что это предполагает? Магическое мышление всегда предполагает активное взаимодействие с прошлым (прошлое у мага не ушедшая реальность, не область отжившего и невозвратного воспоминания, а вполне активная, живая реальность), с настоящим, и естественно с будущим. Для магического мышления будущее с одной стороны вероятностно (набор вероятностей), а с другой стороны, каждая вероятность это вполне реальная, живая, физически воплощённая и реализованная грань его существования.

В этой реальности, я всегда из набора вероятностных решений выбираю и реализую какую – то одну, но не все не реализованные в этой реальности вероятности это пустые мечты, и абстракции, а вполне физически воплощённые варианты в иных параллельных мирах. Именно потому магически мыслящий человек, всегда понимая это обстоятельство весьма аккуратен со своими мыслями, идеями.

Его мысль наполнена ясностью, конкретна, и очень точно направлена в цель – адресное мышление. Что это такое, адресное мышление, и как этого состояния достичь хотя бы в общем приближении? Он понимает, что каждая его мысль непременно физически подтверждается, но подтверждается только в этой реальности и ни где более. Другое дело, что всегда кроме понимания и осознания, нужна постоянная практика и дисциплина ума.

Дисциплина ума - непременный признак магического стиля мышления, магического восприятия мира. И в этом мире, и во всех иных вариантах его одновременного присутствия в иных мирах, в иных пространствах. Мы непрерывно порождаем и воплощаем свою реальность во всех реальностях, во всех пространствах одновременно. Есть такая простая древняя истина: "Надо всегда соответствовать своей мечте, своему будущему, ибо будущее не где – то там впереди, оно всегда присутствует и наступает прямо сейчас вместе с нашими мыслями”, "Переосмысливая и меняя сценарий всегда существующего прошлого, мы тут же меняем реальность в своём сейчас и естественно в своём завтра”.

Да это действительно так, мы можем мечтать о своём будущем здесь и сейчас, и создавать его. Но точно также мы можем мечтать о будущем своего прошлого здесь и сейчас и тоже создавать его. Всё взаимосвязано, всё порождает друг друга непрерывно и одновременно. И в то же время каждая вероятность как совершенно неповторимая и уникальная реализуется только один раз в своё время и в своей системе координат.

Для магического мышления также характерна позиция равнозначности в мире. Что это означает? О чём гласит этот принцип? "Всё в мире равнозначно в силу своей абсолютной неповторимости и своей абсолютной уникальности”. Каждый человек, каждое существо, каждая форма сознания представляет собой одну единственную и неповторимую "Вероятность” проявления мирового пространства сознания.

Заметьте, все формы в мировом пространстве сознания всего лишь вероятности и только в этом мы все равнозначны. Или как говорят древние – он это другой я и наоборот – я это другой он. Возможно это странно, но это факт. Из этого можно легко догадаться, что смерти действительно нет. Мы не только продляем себя в детях на генетическом уровне, мы в процессе своего существования порождаем в себе прогрессивно новую реальность, новую личность.

И когда заканчивается физическое подтверждение одной из нашей вероятностей, в тот же момент наше сознание на трасфизическом уровне начинает порождать самоё себя в новом физическом подтверждении. В форме новой совершенно уникальной и никогда неповторимой вероятности. Как говорится, там впереди, всё всецело зависит от самого себя. Надо лишь отметить, что прогрессивно развивается любое состояние, любая идея.

Любая программа может прогрессивно свёртываться, а может прогрессивно развёртываться, Всё в наших руках. Мысль постоянно, непрерывно порождает мир. Остановить этот процесс нереально даже на мгновение. Видимо, это не предусмотрено по сценарию. Даже если мы останавливаем внутренний диалог и создаём состояние абсолютного безмолвия, мы постоянно находясь в нём на самом деле – постоянно порождаем – создаём это безмолвие.

Мы постоянно порождаем в себе желание – быть в этом состоянии, быть в этом безмолвии. И заметьте, наше пространство сознания всегда относительно, относительно нашего нами порождаемого безмолвия. С одной стороны мы и есть это безмолвие, а с другой стороны, раз мы это осознаём и это порождаем, то мы непрерывно наблюдаем своё безмолвие, а значит мы одновременно и вне этого безмолвия.

"Я думаю свою мысль” – сказал удав из мультфильма про удава и его друзей. В данном варианте можно сказать – находясь в состоянии безмолвия, я непрерывно думаю своё безмолвие. Я везде и нигде одновременно. Я и наблюдатель и наблюдаемое одновременно и непрерывно. Возможно, многие скажут, а не много ли уделяется внимания в данном варианте принципу относительности? Естественно нет.

Это один из фундаментальных принципов на базе, которого, существует и прогрессивно развёртывается программа дискретного потока сознания.

Дискретный поток и воплощает собой принцип относительности. Каждое мгновение человек меняется и естественно, он, перейдя в другое функциональное состояние, не соответствует той системе координат, в которой находился мгновение назад. Он с ней уже никак не совпадает и естественно оказывается в другой системе координат. И это происходит непрерывно, постоянно. Заметьте, он не перемещается в другую систему координат, он там оказывается.

И вот он уже относителен по отношению сам к себе, к своей прежней системе координат, он стал другим. И он вспоминает и воспринимает сам себя со стороны, как уже не просто другого человека, а как себя другого. Он имеет возможность сравнения себя сейчас, с собой предыдущим (понятие памяти). Всё познаётся в сравнении. Но, тем не менее, всегда параллельно и одновременно существуют два варианта.

Это когда я вспоминаю себя тогда со стороны. Я помню те события со стороны и это один вариант – внешний. И второй тип воспоминаний, это когда на пример снится сон, где я непосредственно переживаю те воспоминания, те события до мельчайших подробностей. Примером является состояние человека в глубоком трансовом состоянии, где он реально проживает какой – то период своей жизни. И если сейчас он видит плохо (возрастные дефекты зрения), а тогда видел прекрасно, то он видит, так как видел тогда.

Но обратите внимание, реально проживая то состояние, он уже не относителен относительно того события, он уже не знает про это сейчас, он находится там в своём воспоминании, в своей реальности. И он относителен того себя, что был до того. Он просто там живёт и этим всё сказано. Это как бесконечный фильм, состоящий из череды бесконечной последовательности образов – файлов. Как кинолента.

Каждый кадр относителен относительно другого кадра и между ними непреодолимая пропасть, пусть бесконечно малая, но пропасть**. И каждый кадр может знать о другом, только со стороны (внешний наблюдатель). Но как только он станет им, он уже не в состоянии знать о себе со стороны того будущего, он просто стал тем, кем был раньше. Вот так и каждый из нас. Мы одновременно существуем в каждом воспоминании – состояние целостности и в тоже время тотально относительны.

Какой интересный вывод возникает из этой ситуации. Каждый человек, каждое существо при тотальной целостности, непрерывности, одновременно состоит из бесчисленного числа (вариантов) бы мы сказали – проявляется в новой вселенной из ничего с точки зрения внешнего наблюдателя. А с другой стороны, он, переходя в другое функциональное состояние - порождает новую систему координат, он сам, меняясь, творит свою вселенную и сам ей соответствует.

Или как всегда говаривали на Руси, – какие сами, такие и сани. Можно естественно задать себе вопрос, а при чём здесь магическое видение мира, магическое мышление? Какое отношение имеет данное расам ей соответствует. Или как всегда говаривали на Руси, – какие сами, такие и сани. Можно естественно задать себе вопрос, а при чём здесь магическое видение мира, магическое мышление?

Какое отношение имеет данное рассуждение к реальной магической практике? Да самое непосредственное. Любой нормальный человек извлекает опыт, из каких – то вариантов своего прошлого существования, но заметьте, чаще всего это как банк данных здесь и сейчас. И очень редко кто задумывается, что можно не просто задействовать память, а можно реально задействовать те реальности, что существуют в нас в форме наших бесчисленных «Я» как мыслительных эволюционирующих центров.

Ведь каждое наше инвариантное «Я» это не просто некий динамический стереотип, замороженный в виде энергетического контура то, что обычно называют – «память». Это одна из наших вероятностных, по – своему неповторимых, постоянно развивающихся граней нашей же личности. И пусть эта наша вероятностная грань нашей личности поработает с вашей идеей именно как личность, а не как простой источник информации.

Представьте себе, к вам из вашего для вас гипотетического будущего, появляется не просто некто, а вы сами. И в диалоге с вами вручает вам свою идею из его (вашего) будущего. И вы вдруг осознаёте, что вы обогащённый собственной идеей из вашего же будущего придёте туда совсем иным – реальная связь времён. Вы реально налаживаете диалог с самим собой с прошлым, прошлое же начнёт налаживать реальный диалог с вами будущим.

Возникнет так называемый гиперпространственный, гипердинамический сверхвременной контур. К созданию своей трансперсональной, трансфизической реальности эти технологии имеют самое непосредственное отношение. Это совершенно уникальный динамический стереотип пространства сознания. Вы тем самым задействуете разные реальности своего пространства сознания по временной шкале и создаёте качественно иное пространство мышления.

Это и есть магическое видение мира, магическое мышление. По созданию подобной конфигурации сознания существуют вполне реальные технологии. И именно в процессе освоения данных технологий возникают интересные многомерные варианты восприятия мира. Хотелось бы отметить, что для создания подобной конфигурации используются двадцать два базовых функциональных состояния пространства сознания.

Это не совсем из области современной психологии, хотя имеет к этому отношение. Но о создании философских принципов подобных конфигураций речь пойдёт чуть позже в следующих статьях.

*Жидкий гелий – квантовая жидкость, обладает сверхтекучестью, металлический контур помещённый в жидкий гелий приобретает такое качество как сверхпроводимость, и однажды пропущенное по нему электричество движется не испытывая ни какого сопротивления. Жидкий гелий обладает одной интересной особенностью, он течёт одновременно из одной точки в противоположные стороны одновременно.

**Дискретное состояние либо пространства, либо времени всегда предполагает наличие между элементами - промежутков. Пусть эти элементы представляют собой бесконечно малые величины но, тем не менее, между ними всегда будут в наличии пусть бесконечно малые, но промежутки. И их наличие будет всегда иметь физическое подтверждение. Именно в этом их непреодолимость. В этом и состоит принцип дискретности.

Приветствуем вас, приверженцы теории заговоров, па­ра­нор­маль­но­го и мис­ти­чес­ко­го! Сегодня речь пойдёт про магическое мышление. Вы узнаете, что это такое. Почему люди верят в теории заговоров. Как их распознать. С чем кор­ре­ли­ру­ет вера в па­ра­нор­маль­ное. И то, как вести диалог с при­вер­жен­ца­ми эзотерики. А для того, чтобы вы могли пе­ре­про­ве­рить ре­ле­вант­ность пред­с­тав­лен­ной ин­фор­ма­ции, все ссылки на научные ис­сле­до­ва­ния мы собрали в ис­точ­ни­ках . Но прежде, чем начать, следует сказать, что мы не пытаемся никого оскорбить или задеть чьи-то чувства. Речь идёт ис­клю­чи­тель­но о том, почему эзотерика не может пре­тен­до­вать на объек­тив­ность.

Магическое мышление – это убеждённость в том, что сим­во­ли­чес­кие действия или мысли могут влиять на объек­тив­ную реальность . Но мы в данном случае будем рас­смат­ри­вать магическое мышление в более широком смысле. А именно в качестве про­ти­во­пос­тав­ле­ния магического мышления на­уч­но­му способу познания объек­тив­ной ре­аль­нос­ти. При этом нас интересует выяснить то, с какими пси­хи­чес­ки­ми рас­строй­с­т­ва­ми кор­ре­ли­ру­ет магическое мышление, как его распознать и как вести диалог со сто­рон­ни­ка­ми па­ра­нор­маль­но­го. И следует сразу сказать, что вера в па­ра­нор­маль­ное кор­ре­ли­ру­ет с ши­зо­ти­пи­чес­ким , и об­сес­сив­но-ком­пуль­сив­ным рас­строй­с­т­ва­ми .

Важно так же понимать, что магическое мышление часто коррелирует со слабыми ана­ли­ти­чес­ки­ми спо­соб­нос­тя­ми . А поскольку защищать свои убеждения человека сти­му­ли­ру­ет мозг , наивно было бы пред­по­ла­гать воз­мож­ность «на­хож­де­ния истины в споре». Ровно потому, что убеждения в су­щест­во­ва­нии па­ра­нор­маль­но­го являются не столько следствием познаний человека, сколько пос­лед­с­т­ви­ем осо­бен­нос­тей его психики . И именно поэтому такие люди часто склонны принижать значение или отрицать саму воз­мож­ность научного познания мира . При том, что они пред­по­чи­та­ют иг­но­ри­ро­вать неудобные факты и заострять вни­ма­ние только на той ин­фор­ма­ции, которая им им­по­ни­ру­ет .

Как распознать «думающего человека»

Во-первых, стоит поменьше слушать женщин. Это, конечно, шутка! Но, как и в любой шутке, в ней есть доля правды. Дей­с­т­ви­тель­но, среди женщин больше людей, склонных к магическому мышлению . Впрочем, как и людей с пси­хи­чес­ки­ми проб­ле­ма­ми. Например, женщины чаще болеют , . Поэтому нет ничего уди­ви­тель­но­го в том, что стра­да­ю­щий человек с большей лёгкостью может стать жертвой мо­шен­ни­ков или других доб­ро­со­вест­но заб­луж­да­ю­щих­ся людей. И именно поэтому, вне за­ви­си­мос­ти от половой при­над­леж­нос­ти, к магическому мышлению склонны одинокие, социально не­а­дап­ти­ро­ван­ные, нес­част­ные и болеющие не­из­ле­чи­мы­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми люди .

Во-вторых, магическое мышление, конечно же, коррелирует с низкими ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми спо­соб­нос­тя­ми . Вот почему склонность верить в теории заговора часто обус­лов­ле­на не только пси­хи­чес­ки­ми, но и ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми пот­реб­нос­тя­ми . Человек просто пытается удов­лет­во­рить свою пот­реб­ность в понимании окружающей дей­с­т­ви­тель­нос­ти. И, кроме того, теория заговора способна оправдать его соб­с­т­вен­ные неудачи злой волей мо­гу­ще­с­т­вен­ных иных . И тут не важно, кто это. Это могут быть «реп­ти­ло­и­ды», евреи, «крем­ле­бо­ты» и кто угодно другой. Зна­че­ние имеет подмена объек­тив­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких процессов влиянием все­мо­гу­щест­вен­ных иных .

Как распознать магическое мышление

Теория заговора была выбрана неспроста! И да, именно теория заговора кремлеботов. Ровно потому, что, во-первых, в истории дей­с­т­ви­тель­но встре­ча­ют­ся заговоры , и, во-вторых, потому что заговор крем­ле­бо­тов является ак­ту­аль­ной и рас­прос­т­ра­нён­ной теорией. В связи с чем очень многие люди верят в то, что жизнь резко изменится в случае замены пре­зи­ден­та, гу­бер­на­то­ра или какого-то другого чиновника. Причём, не важно, в лучшую или худшую сторону. Важна сама вера в роль личности в истории. Пер­со­на­ли­за­ция объек­тив­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких про­цес­сов. Их подмена злой волей лич­нос­тей. Это отличный пример рас­прост­ра­нён­но­го в обществе ва­ри­ан­та магического мышления. Но давайте обо всём по порядку!

Как распознать теорию заговора? Ведь, дей­ст­ви­тель­но, в истории встре­ча­ют­ся заговоры , . Например, в 1944 году был ор­га­ни­зо­ван и неудачно осу­щест­в­лён заговор по свержению на­цист­с­ко­го пра­ви­тельст­ва. Причём далеко не все заговоры ста­но­вят­ся дос­то­я­ни­ем об­щест­вен­нос­ти сразу. Например, заговор пра­ви­тель­с­т­ва США по слежке за соб­с­т­вен­ны­ми граж­да­на­ми в Ин­тер­не­те был раскрыт спустя дос­та­точ­но долгое время . И логично пред­по­ло­жить, что какие-то заговоры так и остались тайной группы за­го­вор­щи­ков. Это дей­с­т­ви­тель­но так! Но это никоим образом не под­т­вер­ж­да­ет адек­ват­ность теорий заговора в целом. Потому что они не просто до­пус­ка­ют воз­мож­ность заговора в том или ином кон­крет­ном случае, а подменяют роль объек­тив­ных причин вза­и­мо­дей­с­т­вия ин­ди­ви­дов ролью их злого умысла.

Отличительными же чертами теорий заговоров являются презумпция виновности, не­фаль­си­фи­ци­ру­е­мость, пред­взя­тость спе­ци­а­лис­тов и про­ти­во­пос­тав­ле­ние «офи­ци­аль­ной точке зрения» . Например, когда речь идёт о , то сразу пред­по­ла­га­ют, что аме­ри­кан­цы на Луну не летали, запись сняли в па­виль­о­не, а спе­ци­а­лис­ты сго­во­ри­лись и врут. При этом, как в случае с , любят про­ти­во­пос­тав­лять себя «офи­ци­аль­ной науке». Либо, приводить аргументы от незнания. Причём не только в от­но­ше­нии не­раз­га­дан­ных тайн, как, например, в случае , но и в отношении прос­то­го незнания оп­по­нен­та. Они пред­по­ла­га­ют, что если их оппонент чего-то не знает, то это является од­но­знач­ным до­ка­за­тель­с­т­вом в пользу их гипотезы. А это, естественно, не так!

Почему заговор кремлеботов – это чушь?

Во-первых, следует сказать, что представители правящего класса, ес­тест­вен­но, выражают, прежде всего, интересы своего класса. Во-вторых, кон­к­рет­ные чиновники могут вступать в сговор с другими людьми для ре­а­ли­за­ции своих личных интересов. Но пре­зумп­ция ви­нов­нос­ти чи­нов­ни­ков и вера в роль их личности, а так же обвинение любого оп­по­нен­та в том, что он «крем­ле­бот» – это верные признаки теории заговора. Мо­гу­щест­вен­ные иные – есть. Пре­зумп­ция ви­нов­нос­ти – есть. Отрицание влияния объек­тив­ных факторов – есть. Спор не с фактами, а с позицией – есть. Именно поэтому «нужно по­ме­нять пра­ви­тель­с­т­во и создать хо­ро­ший ка­пи­та­лизм, а кто не согласен, тот крем­ле­бот». Хотя на самом деле нужно менять со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кие от­но­ше­ния в обществе, то есть «правила», а не людей, играющих по ним.

Другие признаки магического мышления

Во-первых, это апелляция к утерянному знанию древних, которое «мы не в сос­то­я­нии понять», и од­но­вре­мен­ное иг­но­ри­ро­ва­ние сов­ре­мен­ных научных данных по этому вопросу . Во-вторых, защита соб­с­т­вен­ных фантазий, об­ра­ще­ни­ем к ор­то­док­саль­нос­ти науки . Например, любят приводить в пример Га­ли­лея, от­с­та­и­вав­ше­го ге­лио­цен­т­ри­чес­кую модель , споря с ор­то­док­саль­ной ка­то­ли­чес­кой цер­ковью. При этом забывая, что гипотеза Га­ли­лея была ос­но­ва­на на хороших наб­лю­да­тель­ных фактах, а гипотеза влияния небесных тел на судьбу не вы­дер­жа­ла экс­пе­ри­мен­таль­ной проверки . И поэтому, в третьих, как уже го­во­ри­лось выше, хорошим приз­на­ком магического мышления яв­ля­ет­ся вы­бо­роч­ное иг­но­ри­ро­ва­ние неудобных фактов .

В четвёртых, попытка фальсификации противоречащих их убеждениям теорий пос­ред­с­т­вом бес­ко­неч­ных вопросов . Но нужно понимать, что «нез­на­ние не является фаль­си­фи­ка­цией. Не­зна­ние – это причина искать ответ»! В пятых, об­ра­ще­ние к анекдотам . Когда человек пытается оп­ро­вер­г­нуть объек­тив­ные научные данные, по­лу­чен­ные в конт­ро­ли­ру­е­мых ис­сле­до­ва­ни­ях, обращаясь к личному опыту. Например, плохому са­мо­чувст­вию после вак­ци­на­ции или от­рав­ле­нию , или, наоборот, по­ло­жи­тель­ным опытом . И вот тут следует ещё раз привести главный признак магического мышления – про­ти­во­пос­тав­ле­ние своей точки зрения «офи­ци­аль­ной науке» .

Как спорить с приверженцами магического мышления?

Никак! Как уже было показано выше, магическое мышление является след­с­т­ви­ем не набора знаний, а сос­то­я­ни­ем психики, обус­лав­ли­ва­ю­щим желание про­ти­во­пос­та­вить себя «офи­ци­аль­ной точки зрения», при­об­щив­шись к тайному знанию, по­вы­ша­ю­ще­му са­мо­о­цен­ку человека и вну­ша­ю­ще­му ему веру в спо­соб­ность решить все свои проблемы, пос­ред­с­т­вом познания некоторой ми­фи­чес­кой истины. Поэтому спорить с при­вер­жен­цем магического мышления бес­по­лез­но! Его в худшем случае нужно лечить, если это какая-та пси­хи­чес­кая травма, а в лучшем случае – обучать и соз­да­вать воз­мож­нос­ти для ре­а­ли­за­ции его умст­вен­ных и духовных спо­соб­нос­тей не в рамках фантазий, а в рамках ма­те­ри­аль­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких от­но­ше­ний.

У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путём, должно произойти только потому, что он этого хочет.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ТЕМА // Мышление на Миллиард Упражнение на Рсширение Денежного Сознания / #ИгорьМерлин

    Мышление, поведение, качества

    Как использовать свой мозг на все 100. Мысли как Эйнштейн!

    Субтитры

В религии

В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу » (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма , религии и народных суеверий , а также, возможно, искусства . Отправление определённого ритуала (жертвоприношения , молитвы) или соблюдение табу , по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия - на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:

так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с её мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк , какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой… было, разумеется, её противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что её муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.

В психиатрии магическое мышление считается нормальным у детей до 3-5 лет и представителей «примитивных» культур .

В эстетике

О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики . Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (Je sais bien, mais quand même… )