Ощущение — общие понятия. Понятие и классификация ощущений

Ощущения - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосред-ственном воздействии на соответствующие рецепторы

Рецепторы - это чувствительные нервные образования, которые восприни-мают воздействие внешней или внутренней среды и кодируют его в виде набора электрических сигналов. Эти сигналы затем поступают в мозг, который их расшифровывает. Этот процесс сопровождает возникновением простейших психических явлений - ощущений.

Часть рецепторов человека объединены в более сложные образования - органы чувств. У человека есть орган зрения - глаз, орган слуха - ухо, орган равновесия - вестибулярный аппарат, орган обоняния - нос, орган вкуса - язык. В то же время некоторые рецепторы не объединяются в один орган, а разбросаны по поверхности всего тела. Это рецепторы температурной, болевой и тактильной чувствительности. Большое количество рецепторов находятся внутри тела: рецепторы давления, химического чувства и т. д. Например, рецепторы, чувствительные к содержанию глюкозы в крови, обеспечивают возникновение чувства голода. Рецепторы и органы чувств - это единственные каналы, через которые мозг может получать информацию для последующей переработки.

Все рецепторы можно разделить на дистантные , которые могут воспринимать раздражение на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные) и контактные (вкусовые, тактильные, болевые).

Анализатор - материальная основа ощущений

Ощущения являются продуктом деятельности анализаторов человека. Анализатором называют взаимосвязанный комплекс нервных образований, который осуществляет прием сигналов, их трансформацию, настройку рецепторного аппарата, передачу информации к нервным центрам, ее обработку и расшифровку. И.П. Павлов считал, что анализатор состоит из трех элементов: органа чувств , проводящего пути и коркового отдела . Согласно современным представлениям, в состав анализатора входит как минимум пять отделов:рецепторного, проводникового, блока настройки, блока фильтрации и блока анализа. Так как проводниковый отдел, по сути представляет собой всего лишь электрический кабель, проводящий электрические импульсы, наиболее важную роль выполняют четыре отдела анализатора. Система обратной связи позволяет вносить корректировку в работу рецепторного отдела при изменении внешних условий (например - тонкую настройку анализатора при разной силе воздействия).

Пороги ощущений

В психологии существует несколько понятий порога чувствительности

Нижний абсолютный порог чувствительности определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.

Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зрительный порог составляет всего 2-4 кванта света, а обонятельный равен 6 молекулам пахучего вещества.

Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу его сновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследование психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего - на болевую). Например, при постепенном увеличении температуры воды, человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке и или давлении на кожу.

Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение ин-тенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера-Вебера, относительный порог ощущений является постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения.

Закон Бугера - Вебера : «Порог различения по каждому анализатору имеет

постоянную относительную величину»:

D I / I = const , где I- сила раздражителя

Классификация ощущений

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды («пять чувств»). К ним относят зрительные, слуховые, вку-совые, температурные и тактильные ощущения. На самом деле, рецепторов, которые обеспечивают эти ощущения, больше пяти, и так называемое «шестое чувство» здесь ни при чем. Например, зрительные ощущения возникают при возбуждении палочек («сумеречное, черно-белое зрение») и колбочек («дневное, цветовое зрение»). Температурные ощущения у человека возникают при раздельном возбуждении рецепторов холода и тепла . Тактильные ощущения отражают воздействие на поверхность тела, и они возникают при возбуждении или чувствительных рецепторов прикосновения в верхнем слое кожи, или при более сильном воздействии на рецепторы давления в глубоких слоях кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутрен-них органов. К ним относят ощущение боли, голода, жажды, тошноты, удушья и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздраже-ниях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.

3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о поло-жении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслабле-нии мышц, состоянии суставов и связок и т. п. Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного то-нуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий; раз-дражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направ-ления, формы и быстроты движений. К этой же группе ощущений многие авторы относят и ощущения рав-новесия и ускорения, которые возникают в результате возбуждения рецепторов вестибу-лярного анализатора.

Свойства ощущений

Ощущениям присущи определенные свойства:

·адаптация,

·конт-раст,

·пороги ощущений,

·сенсибилизация,

·последовательные образы.

Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений.

При помощи ощущений мы узнаём свойства окружающих нас вещей: их твёрдость или мягкость, шероховатость или гладкость, их тяжесть, температуру, запах и вкус, цвета этих вещей, звуки, которые они издают. Кроме того, ощущения дают нам сведения об изменениях в нашем собственном теле: мы ощущаем движение и положение отдельных частей нашего тела, нарушения в работе внутренних органов и т. д.

Ощущения, будучи отражением свойств внешнего мира, дают материал для других, более сложных познавательных процессов: восприятий, представлений, воспоминаний, процессов мышления. «Иначе, как через ощущения,- писал Ленин,- мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем».

Материальные вещи и процессы, которые оказывают воздействие на органы чувств, называются раздражителями, а самый процесс этого воздействия - раздражением. Тот процесс, который в результате раздражения возникает в нервной ткани, называется возбуждением. Когда возбуждение по центростремительным нервам приходит в кору больших полушарий, возникает ощущение.

Весь анатомо-физиологический аппарат, необходимый для получения ощущения, И. П. Павлов предложил называть анализатором. Всякий анализатор состоит из трёх частей: органа чувств (рецептора), центростремительных нервов и соответственных участков мозга. Если разрушается любая из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, например, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при перерезке зрительных нервов, и при разрушении соответствующих участков коры.

Необходимо обратить внимание на то, что термин «органы чувств» имеет условное значение. Он получил распространение в те времена, когда в науке ещё не было проведено ясного различия между ощущениями и чувствами. Теперь, как мы знаем, словом «чувство» обозначается особый психический процесс, существенно отличный от ощущений. Правильнее было бы поэтому называть рецепторы не органами чувств, а органами ощущений.

В таком же условном смысле слово «чувство» употребляется в выражениях: «чувство зрения», «чувство вкуса», «вибрационное чувство» и т. п., обозначающих способность иметь ощущения зрительные, вкусовые, вибрационные и т. д. Встречаясь с такими обозначениями, нужно помнить, что они относятся не к «чувствам» в настоящем смысле этого слова, а к ощущениям.

В больших полушариях представлены центральные концы анализаторов, осуществляющих различение внешних воздействий и внутренних состояний организма. «В высшем этаже центральной нервной системы, - отмечает И. П. Павлов, - мы имеем концы тончайших и бесконечно разнообразных анализаторов». Мозговой конец зрительного анализатора расположен главным образом в затылочной доле коры, слухового анализатора - главным образом в височной доле.


Виды ощущений

Все ощущения можно разделить на две группы:

1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящихся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней.

2) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и состояние наших внутренних органов. Органы этих ощущений расположены в глубине тканей (например, мышц) или на поверхности внутренних органов (например, в стенках желудка, дыхательных путей).

К первой группе относятся ощущения зрительные, ховые, обонятельные, вкусовые и кожные.

1. Зрительные ощущения.

Раздражителем для органа зрения является свет, т. е. электромагнитные волны, имеющие длину от 390 до 800 миллимикронов (миллимикрон - миллионная часть миллиметра).

Всё, что мы видим, имеет какой-либо цвет. Бесцветным может быть только предмет совершенно прозрачный и, значит, невидимый. Поэтому мы можем сказать, что зрительные ощущения - это ощущения цветов.

Все цвета делятся на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические. К ахроматическим цветам относятся белый, чёрный и все серые, к хроматическим - все остальные, т. е. красные, жёлтые, зелёные, синие со всевозможными оттенками.

2. Слуховые ощущения.

Раздражителем для органа слуха являются звуковые волны, т. е. продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука.

В звуковых волнах различают: частоту колебаний, амплитуду, или размах, колебаний и форму колебаний. Соответственно этому слуховые ощущения имеют следующие три стороны: высоту звука, которая является отражением частоты колебаний, громкость - отражение амплитуды колебаний, и тембр - отражение формы колебаний. Наш орган слуха чувствителен к колебаниям в пределах от 16 колебаний в секунду до 20 000 колебаний в секунду. Колебания с частотой больше 20 000 колебаний в секунду, недоступные для нашего слуха, называются ультразвуком.

Звуки по характеру вызываемых ими ощущений разделяются на музыкальные звуки (звуки пения, музыкальных инструментов, камертонов) и шумы (всевозможные скрипы, шорохи, стуки, треск, грохот и т. п.). Речь состоит как из музыкальных звуков (главным образом в гласных), так и из шумов (главным образом в согласных) .

3. Обонятельные ощущения.

Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. Раздражителем для органа обоняния служат частицы пахучих веществ, проникающие в нос вместе с воздухом.

4. Вкусовые ощущения.

Раздражителями для органа вкуса - вкусовых почек - служат растворённые (в воде или слюне) вкусовые вещества.

Вкусовые ощущения имеют четыре различных качества: сладкое, кислое, солёное и горькое. Разнообразие вкусов различных кушаний в значительной мере зависит от присоединения к вкусовым ощущениям обонятельных, Если совершенно исключить обоняние, вкус чая, кофе и хинина в соответствующих растворах становится одинаковым.

5. Кожные ощущения.

Кожа, а также слизистая оболочка рта и носа могут давать ощущения четырёх видов: а) ощущения прикосновения, или тактильные ощущения, б) ощущения холода, в) ощущения тепла и г) ощущения боли. Одни точки кожи дают только тактильные ощущения (точки прикосновения), другие - только ощущения холода (точки холода), третьи - только ощущения тепла (точки тепла), четвёртые - только ощущения боли (точки боли). Легко простым опытом убедиться в существовании точек холода. Для этого нужно кончиком карандаша, слегка прикасаясь к коже, медленно провести по закрытым векам; время от времени будет получаться мгновенное ощущение холода.

Чувствительность разных участков кожи к каждому из этих четырёх видов ощущений различна. Чувствительность к прикосновению больше всего на кончике языка и на кончиках пальцев, т. е. на самых подвижных органах; спина же например, очень мало чувствительна к прикосновению. Совсем иначе распределяется болевая чувствительность: наиболее чувствительна к боли кожа спины, щёк, а наименее чувствительна кожа на кончиках пальцев и на ладони. Таким образом, те участки кожи, которыми мы больше всего пользуемся для ощупывания, наименее болезненны; они сильнее всего «закалены» против боли. Что касается ощущений тепла и холода, то наиболее чувствительны к ним те части кожи, которые обычно прикрыты одеждой: кожа поясницы, живота, груди.

Ко второй группе относятся двигательные ощущения, ощущения равновесия и органические ощущения.

1. Двигательные ощущения.

Рецепторы их находятся в мышцах, сухожилиях и на суставных поверхностях. Двигательные ощущения доставляют сигналы о степени сокращения мышц и о положении наших членов, о том, например, насколько согнута рука в плечевом, локтевом или луче-запястном суставе.

Сочетание кожных и двигательных ощущений, получающихся при ощупывании предметов, т. е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука со всеми её кожными, мышечными и суставными рецепторами. Рука как орган осязания впервые появляется у обезьян, но полного развития достигает лишь у человека, став у него орудием труда.

Кожные ощущения сами по себе сигнализируют только о факте прикосновения предмета к телу и о месте этого прикосновения. Когда муха садится нам на лоб, мы легко замечаем это, но так же легко можем быть введены в заблуждение и принять за муху прикосновение соломинкой, кисточкой, травинкой или бумажкой. Чтобы точнее определить свойства прикасающегося к коже предмета, его твёрдость, мягкость, шероховатость, гладкость, форму, очертания и т. д., нужно его ощупать. Например, ощущения твёрдости и мягкости зависят главным образом от того, какое сопротивление оказывает тело при давлении на него; поэтому нельзя определить степень твёрдости или мягкости предметов без участия двигательных ощущений.

2. Ощущения равновесия.

Рецепторы их находятся во внутреннем ухе и дают сигналы о движении и положении головы. Эти ощущения играют чрезвычайно большую роль в лётном деле; поэтому при определении пригодности к работе лётчика всегда испытывается деятельность этих органов.

3. Органические ощущения.

Рецепторы их находятся в стенках большинства внутренних органов: пищевода, желудка, кишечника, кровеносных сосудов, лёгких и т. д. К числу органических относятся ощущения, которые мы имеем при голоде, жажде, насыщении, тошноте, внутренних болях и т. п. Пока мы вполне здоровы, сыты, вообще когда работа внутренних органов происходит нормально, мы не замечаем почти никаких органических ощущений; они главным образом дают сигналы о нарушениях в работе внутренних органов. Исследования павловской школы, прежде всего работы К. М. Быкова, показали, что импульсы, направленные в кору от внутренних органов, не осознаваясь отчётливо, лежат в основе общего «самочувствия» человека. Внутренние анализаторы контролируют, проверяют химический состав и давление крови, состояние органов и их работу; при этом они могут вступать во временную связь с анализаторами, приносящими сведения о внешних предметах.

Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике ощущений) выделяют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние (ощущения внутреннего состояния организма).

Зрительные ощущения являются отражением как ахроматических (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого), так и хроматических (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего) цветов. Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых (или отражаемых) физическими телами на зрительный анализатор. Наружным воспринимающим "прибором" является сетчатка оболочки глаза.

Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие - низкие), силы (громкие - тихие) и различного качества (музыкальные звуки, шумы). Они вызываются воздействием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел.

Обонятельные ощущения являются отражением запахов. Обонятельные ощущения возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа.



Вкусовые ощущения являются отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне. Вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи.

Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Эти ощущения также отражают температуру предметов окружающей среды и внешнее болевое воздействие.

Указанные ощущения называются экстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов, расположенных на поверхности тела или вблизи нее. Экстероцептивные ощущения подразделяются на контактные и дистантные. Контактные ощущения вызываются непосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязание), дистантные - раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии (зрение, слух). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между ними.

Следующую группу составляют такие ощущения, которые отражают движения и состояния самого тела. Их называют двигательными или проприоцептивными. Двигательные ощущения отражают положение конечностей, их движения и степени прилагаемого при этом усилия. Без них невозможно нормально выполнять движения и координировать их. Ощущения положения (равновесия) наряду с двигательными ощущениями играют важную роль в процессе восприятия (например, устойчивости).

Кроме того, имеется группа органических ощущении - внутренних (интероцептивных). Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела. К ним относятся чувство голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения и др.

Различные виды ощущений имеют общие для них свойства . К таким свойствам относятся:

качество - сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри данного вида (например, по цвету, насыщенности);

интенсивность - количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

продолжительность - временнáя характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью.

Качество ощущений всех видов зависит от чувствительности анализаторов соответствующего типа.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений проявляется в повышении и понижении чувствительности: слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные понижают.

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации и синестезии. Сенсибилизация (лат. sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов - обонятельные и вкусовые ощущения. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, при воздействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы.

3. Восприятие: понятие, виды. Основные свойства восприятия.

Восприятие - это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Представители гештальтпсихологии трактуют восприятие как некую целостную конфигурацию – гештальт. Целостность согласно гештальтпсихологии - это всегда выделение фигуры на фоне. Детали, части, свойства лишь позже могут быть выделены из целостного образа. Гештальтпсихологи установили множество законов перцептивной организации, совершенно отличных от законов ассоциаций, по которым элементы связываются в целостную структуру (законы близости, замкнутости, хорошей формы и т. д.). Они убедительно доказали, что целостная структура образа влияет на восприятие отдельных элементов и на отдельные ощущения. Один и тот же элемент, будучи включенным в разные образы восприятия, воспринимается по-разному. Например, два одинаковых кружка кажутся различными, если один окружен большими, а другой маленькими кругами, и т. д.

Выделяют основные особенности (свойства) восприятия:

1) целостность и структурность - восприятие отражает целостный образ предмета, который, в свою очередь, складывается на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие способно уловить не только отдельные части ощущений (отдельные ноты), но и сотканную из этих ощущений обобщенную структуру (мелодию целиком);

2) константность - сохранение определенных свойств образа предмета, которые кажутся нам постоянными. (При изменении условий восприятия.) Так, известный нам предмет (например, рука), удаленный от нас, будет нам казаться точно такого же размера, как этот же предмет, который мы видим близко. Здесь задействовано свойство константности: свойства образа приближаются к истинным свойствам этого объекта. Наша перцептивная система корректирует неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием окружающего и создает адекватные образы восприятия. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и наконец перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза. Итак, формирующаяся прижизненно в процессе предметной деятельности константность восприятия - необходимое условие ориентировки человека в изменчивом мире;

3) предметность восприятия - это акт объективации, т. е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира, и главную роль играют осязание и движение. Предметность играет большую роль и в регуляции поведения. Благодаря этому качеству мы можем отличить, например, кирпич от блока взрывчатки, хотя по виду они будут похожи;

4) осмысленность. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие связано, таким образом, с мышлением и речью. Мы воспринимаем мир через призму значений. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его и отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Например, когда мы смотрим на часы, мы видим не нечто круглое, блестящее и т. д., мы видим конкретный предмет - часы.

5) активность. При процессе восприятия участвуют двигательные компоненты анализаторов (движения руки при осязании, движения глаз при зрительном восприятии и т. д.). Кроме того, необходима возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело;

6) свойство апперцепции. Перцептивная система активно «строит» образ восприятия, избирательно используя не все, а наиболее информативные свойства, части, элементы стимула. При этом используется и информация из памяти, прошлого опыта, которая присоединяется к чувственным данным (апперцепция). В процессе формирования сам образ и действия по его построению постоянно корректируются через обратную связь, идет сравнение образа с эталонным. Влияние установки на восприятие отражено в комедии Гоголя «Ревизор».

Таким образом, восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего объекта - конкретного человека. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, устремления, эмоции на момент восприятия и др. Восприятие, таким образом, тесно связано с содержанием психической жизни человека.

Классификация восприятия .

В основе одной из классификаций восприятия , так же как ощущений, лежат различия в анализаторах , участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой второй классификации являются формы существования материи . Выделяют восприятие пространства, времени и движения.

Восприятие пространства это восприятие формы, величины, взаимного расположения предметов, их рельефа, удаленности и направления. В восприятии пространственных свойств вещей определенную роль играют осязательные и кинестетические ощущения, но основой являются зрительные данные.

В восприятии величины существенную роль играют два механизма: аккомодация и конвергенция. Восприятие глубины и удаленности осуществляется благодаря бинокулярности. Восприятие направления, в котором находятся объекты, возможно не только с помощью зрительного, но и с помощью слухового, двигательного и обонятельного анализатора.

Восприятие времени - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе этого вида восприятия лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в ц.н.с. В восприятии времени участвуют кинестетические и слуховые ощущения.

Восприятие времени обусловлено тем содержанием, которое его заполняет. Так, занятые интересной деятельностью, мы не замечаем течения времени. Бездельничая, мы, наоборот, не знаем, как убить время. Однако, вспоминая, мы оценим первый промежуток как более длительный по сравнению со вторым. В этом явлении проявляется закон заполненного временного отрезка. На восприятие времени также влияют эмоции человека. Время ожидания желательного события томительно, нежелательного, мучительного - сокращается.

Восприятие движения - это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Существуют два способа восприятия движения:

1. Когда изображение предмета на сетчатке глаза остается более или менее неподвижным.

2. Глаз остается относительно неподвижным, а изображение предмета перемешается на сетчатке.

Различают движения действительные и кажущиеся.

Примером кажущегося движения является стробоскопическое движение, на принципе которого построен кинематограф. Известно, что зрительное ощущение не исчезает сразу, поэтому мы не видим мелькание, а видим устойчивое изображение.

Иллюзии восприятия

Иллюзия Эббингауза (1902).
Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами
или же тот, который окружен большими?

Они одинаковые.

Иллюзия Мюллера-Лайера (Franz Muller-Lyer, 1889)
(перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части)

Какой из горизонтальных отрезков длиннее?

...................................

Жена или теща (два варианта картинки).

Кого здесь вы видите?
Молодую девушку или грустную старуху?

Краткий экскурс в развитии понятия об ощущениях

Ощущения — «закон специфической энергии органа чувств», то есть ощущение зависит не от природы раздражителя, а от органа или нерва, в котором происходит процесс раздражения. Глаз — видит, ухо — слышит. Глаз видеть не может, а ухо видеть. 1827 г.

Объективный мир принципиально непознаваем. Результатом процесса ощущения является парциальный, то есть частичный образ мира. Все что мы воспринимаем это процесс специфичности воздействия на органы чувств. «Психические процессы» Веккер Л.М.

Степенная зависимость изменения ощущений при изменении интенсивности раздражителей (закон Стивенса)

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Наряду с этим различают оперативные пороги ощущений — величину различия между сигналами, при которой точность и скорость их различения достигают максимума. (Эта величина на порядок больше, чем величина порога различения.)

2. Адаптация . Чувствительность анализатора не стабильна, она изменяется в зависимости от различных условий.

Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно чувствительность анализатора повышается; находясь в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора); когда мы из плохо освещенного пространства попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора постепенно понижается.

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией (от лат. adaptatio — приспособление).

Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит быстро, к другим — медленнее. Быстрее адаптируются обонятельные и тактильные (от греч. taktilos — прикосновение) анализаторы. Медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы.

Полная адаптация к запаху йода наступает через минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя. (Поиск очков, сдвинутых на лоб, — один из примеров тактильной адаптации.) Для полной темневой адаптации зрительного анализатора необходимо 45 мин. Однако, зрительная чувствительность имеет самый большой диапазон адаптации — она изменяется в 200 000 раз.

Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных. Адаптация, как привыкание к постоянным условиям, обеспечивает повышенную ориентацию на все новые воздействия. Чувствительность зависит не только от силы воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.

3. Сенсибилизация . Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией (от лат. sensibilis — чувствительный). Она может быть вызвана: 1) взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой); 2) физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин «А»); 3) ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение раздражителей; 4) упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт).

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация .

Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других. Это явление называется десенсибилизацией . Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность; происходит десенсибилизация зрительной чувствительности.

Рис. 4. . Внутренние квадраты производят ощущения различной интенсивности серого цвета. В действительности они одинаковы. Чувствительность к свойствам явлений зависит от смежных и последовательных контрастных воздействий.

4. . Одно из проявлений взаимодействия ощущений — их контраст (от лат. contraste — резкая противоположность) — повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств действительности. Так, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — белой (рис. 4).

5. Синестезия . Ассоциативное (фантомное) иномодальное ощущение, сопутствующее реальному (вид лимона вызывает ощущение кислого), называется синэстезией (от греч. synaisthesis — совместное чувство).

Рис. 5.

Особенности отдельных видов ощущений.

Зрительные ощущения . Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч. chroma — цвет) и ахроматические — бесцветные (черный, белый и промежуточные оттенки серого цвета).

Для возникновения зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор — сетчатку глаза (скопление фоточувствительных нервных клеток, расположенных на дне глазного яблока). В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки — колбочки, обеспечивающие ощущение цвета. На краях сетчатки преобладают палочки, чувствительные к перепадам яркости (рис. 5, 6).

Рис. 6. . К светочувствительным рецепторам - палочкам (реагирующим на перепады яркости) и колбочкам (реагирующим на различную длину электромагнитных волн, т. с. на хроматические (цветовые) воздействия), свет проникает, минуя ганглиозные и биполярные клетки, осуществляющие первичный элементарный анализ нервных импульсов, идущих уже от сетчатки глаза. Для возникновения зрительного возбуждения необходимо, чтобы электромагнитная энергия, попадающая на сетчатку, была поглощена ее зрительным пигментом: палочковым пигментом - родопсином и колбочковым пигментом - иодопсином. Фотохимические превращения в этих пигментах и дают начало зрительному процессу. На всех уровнях зрительной системы этот процесс: проявляется в виде электрических потенциалов, которые регистрируются специальными приборами - , электроретинографом, .

Световые (электромагнитные) лучи разной длины вызывают разные цветовые ощущения. Цвет — психическое явление — ощущения человека, вызываемое различной частотой электромагнитных излучений (рис. 7). Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 380 до 780 нм (рис. 8). Длина волны 680 нм дает ощущение красного; 580 — желтого; 520 — зеленого; 430 — синего; 390 — фиолетового цветов.

Электромагнитные излучения.

Рис. 7. Электромагнитный спектр и его видимая часть (НМ - нанометр - одна миллиардная часть метра)

Рис. 8. .

Рис. 9. . Противоположные цвета называются дополнительными - при смешении они образуют белый цвет. Любой цвет может быть получен путем смешения двух пограничных с ним цветов. Например: красный - смешением оранжевой и фиолетовой).

Смешение всех воспринимаемых электромагнитных волн дает ощущение белого цвета.

Существует трехкомпонентная теория цветового зрения, согласно которой все многообразие цветовых ощущений возникает в результате работы лишь трех цветовоспринимаемых рецепторов — красного, зеленого и синего. Колбочки делятся на группы этих трех цветов. В зависимости от степени возбуждения данных цвето- рецепторов возникают различные цветовые ощущения. Если все три рецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета.

Рис. 10. .

К различным участкам электромагнитного спектра наш глаз имеет неодинаковую чувствительность . Наиболее чувствителен он к световым лучам с длиной волны 555 — 565 нм (светло-салатный цветовой тон). Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек перемещается в сторону более коротких волн — 500 нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление Пуркинье). Палочковый аппарат более чувствителен к ультрафиолетовому цвету.

В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбочки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу включаются только палочки. Поэтому при сумеречном освещении мы не различаем хроматического цвета, цветовую окраску предметов.

Рис. 11. . Информация о событиях в правой половине поля зрения поступает в левую затылочную долю из левой части каждой сетчатки; информация о правой половине поля зрения направляется в левую затылочную долю из правых частей обеих сетчаток. Перераспределение информации от каждого глаза происходит в результате перекрещивания части волокон зрительного нерва в хиазме.

Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность . Это является причиной сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия раздражителя. (Поэтому мы не замечаем перерывов между кадрами фильма, которые оказываются заполненными следами от предшествующего кадра.)

Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические цвета. (Этот недостаток, описанный английским физиком Д. Дальтоном, называется дальтонизмом ). Ослабление работы аппарата палочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении (этот недостаток называется «куриной слепотой».)

Для зрительного анализатора существенное значение имеет перепад яркостей — контраст . Зрительный анализатор способен различать контраст в определенных пределах (оптимум 1:30). Усиление и ослабление контрастов возможно посредством применения различных средств. (Для выявления слабозаметного рельефа усиливается теневой контраст путем бокового освещения, использования светофильтров.)

Цвет каждого объекта характеризуется теми лучами светового спектра, которые объект отражает. (Объект красного цвета, например, поглощает все лучи светового спектра, кроме красного, которые отражаются им.) Цвет прозрачных объектов характеризуется теми лучами, которые они пропускают. Таким образом, цвет любого объекта зависит от того, какие лучи он отражает, поглощает и пропускает .

Рис. 12. : 1 - хиазма; 2 - зрительный бугор; 3 - затылочная доля коры больших полушарий.

В большинстве случаев объекты отражают электромагнитные волны различной длины. Но зрительный анализатор воспринимает их не раздельно, а суммарно. Например, воздействие красного и желтого цветов воспринимается как оранжевый цвет, происходит смешение цветов.

Сигналы от фоторецепторов — светочувствительных образований (130 млн. колбочек и палочек) поступают к 1 млн. более крупных (ганглиозных) нейронов сетчатки. Каждая ганглиозная клетка отсылает свой отросток (аксон) в зрительный нерв. Идущие к мозгу по зрительному нерву импульсы получают первичную обработку в промежуточном мозге. Здесь усиливаются контрастные характеристики сигналов, их временная последовательность. И уже отсюда нервные импульсы поступают в первичную зрительную кору, локализованную в затылочной области полушарий мозга (17 — 19 поля по Бродману) (рис. 11, 12). Здесь выделяются отдельные элементы зрительного образа — точки, углы, линии, направления этих линий. (Установлено бостонскими исследователями, лауреатами Нобелевской премии за 1981 г. Хьюбелом и Визелом.)

Рис. 13. Оптограмма , снятая с сетчатки глаза собаки после ее смерти. Это свидетельствует об экранном принципе функционирования сетчатки глаза.

Зрительный образ формируется во вторичной зрительной коре, где сенсорный материал сопоставляется (ассоциируется) с ранее сформированными зрительными эталонами — происходит опознание образа объекта. (От начала действия стимула до возникновения зрительного образа проходит 0,2 сек.) Однако уже на уровне сетчатки происходит экранное отображение воспринимаемого объекта (рис. 13).

Слуховые ощущения . Существует мнение, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем посредством зрения. Вряд ли это можно подсчитать. Ведь то, что мы видим глазом, должно охватываться нашей понятийной системой, которая формируется интегративно, как синтез всей сенсорной деятельности.

Рис. 14. Отклонения от нормального зрения — близорукость и дальнозоркость . Эти отклонения, как правило, можно компенсировать с помощью очков со специально подобранными линзами.

Работа слухового анализатора не менее сложна и важна, чем работа зрительного анализатора. По этому каналу идет основной поток речевой информации. Человек ощущает звук через 35 — 175 мсек после того, как он достиг ушной раковины. Еще 200 — 500 мсек необходимо для возникновения максимальной чувствительности к данному звуку. Необходимо также время для поворота головы и соответствующей ориентации ушной раковины по отношению к источнику слабого звука.

От козелка ушной раковины в височную кость углубляется овальный слуховой проход (его длина 2,7 см). Уже в овальном проходе звук значительно усиливается (за счет резонансных свойств). Овальный проход замыкается барабанной перепонкой (ее толщина 0,1 мм, а длина — 1 см), которая постоянно вибрирует под влиянием звуковых воздействий. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего — небольшой камеры объемом в 1 см³ (рис. 15).

Полость среднего уха соединена с внутренним ухом и с носоглоткой. (Поступающий из носоглотки воздух уравновешивает внешнее и внутреннее давление на барабанную перепонку.) В среднем ухе звук многократно усиливается посредством системы косточек (молоточка, наковальни и стремечка). Эти косточки поддерживаются на весу двумя мышцами, которые натягиваются при слишком громких звуках и ослабляют работу косточек, защищая слуховой аппарат от травм. При слабых звуках мышцы усиливают работу косточек. Интенсивность звука в среднем ухе повышается в 30 раз благодаря разнице между площадью барабанной перепонки (90 мм 2), к которой присоединен молоточек, и площадью основания стремечка (3 мм 2).

Рис. 15. . Звуковые колебания внешней среды проходят по ушному каналу к барабанной перепонке, расположенной между наружным и средним ухом. Барабанная перепонка передает вибрации и костный механизм среднего уха, который, действуя по рычажному принципу, усиливает звук примерно к 30 раз. В результате этого незначительные изменении давления у барабанной перепонки передаются поршнеобразным движением в овальное окно внутреннего уха, что вызывает движение жидкости в улитке. Действуя па упругие стенки канала улитки, движение жидкости вызывает колебательное движение слуховой мембраны, точнее, определенной ее части, резонирующей на соответствующие частоты. При этом тысячи волоскообразных нейронов трансформируют колебательное движение в электрические импульсы определенной частоты. Круглое окно и идущая от него Евстахиева труба служат для выравнивания давления с внешней средой; выходя в область носоглотки, Евстахиева труба приоткрывается при глотательных движениях.

Назначение слухового анализатора — прием и анализ сигналов, передаваемых колебаниями упругой среды в диапазоне 16-20 000 Гц (звуковой диапазон).

Рецепторный отдел слуховой системы — внутреннее ухо — так называемая улитка. Она имеет 2,5 оборота и разделена поперечно мембраной на два изолированных канала, заполненных жидкостью (перелимфой). Вдоль мембраны, которая сужается от нижнего завитка улитки к верхнему ее завитку, расположено 30 тыс. чувствительных образований-ресничек — они и являются звуковыми рецепторами, образуя так называемый Кортиев орган. В улитке происходит первичное расчленение звуковых колебаний. Низкие звуки воздействуют на длинные реснички, высокие — на короткие. Колебания соответствующих звуковых ресничек и создают нервные импульсы, поступающие в височную часть головного мозга, где и осуществляется сложная аналитико-синтетическая деятельность. Важнейшие для человека словесные сигналы кодируются в нейронных ансамблях.

Интенсивность слухового ощущения — громкость — зависит от интенсивности звука, то есть от амплитуды колебаний источника звука и от высоты звука. Высота звука определяется частотой колебаний звуковой волны, тембр звука — обертонами (дополнительными колебаниями в каждой основной фазе) (рис. 16).

Высота звука определяется количеством колебаний источника звука в 1 сек (1 колебание в секунду называется герцем). Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 000 Гц, но наибольшая чувствительность лежит в пределах 2000 — 3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины). Человек не ощущает звуки самых низких частот (инфразвуки). Звуковая чувствительность уха начинается с 16 Гц.

Рис. 16. . Интенсивность звука определяется амплитудой колебания его источника. Высота - частотой колебаний. Тембр - дополнительными колебаниями (обертонами) в каждой «разе (средний рисунок).
Однако подпороговые низкочастотные звуки влияют на психическое состояние человека. Так, звуки с частотой в 6 Гц вызывают у человека головокружение, ощущение усталости, угнетенности, а звуки частотой 7 Гц даже могут вызвать остановку сердца. Попадая в естественный резонанс работы внутренних органов, инфразвуки могут нарушить их деятельность. Другие инфразвуки также избирательно воздействуют на психику человека, повышая его внушаемость, обучаемость и т. п.

Чувствительность к звукам высокой частоты ограничивается у человека 20 000 Гц. Звуки, лежащие за верхним порогом звуковой чувствительности (те. свыше 20 000 Гц), называются ультразвуками. (Животным доступны ультразвуковые частоты в 60 и даже 100 000 Гц.) Однако поскольку в нашей речи обнаруживаются звуки до 140 000 Гц, можно предположить, что они воспринимаются нами на подсознательном уровне и несут в себе эмоционально значимую информацию.

Пороги различения звуков по их высоте составляют 1/20 полутона (то есть различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, издаваемыми двумя соседними клавишами рояля).

Кроме высокочастотной и низкочастотной чувствительности, существуют нижние и верхние пороги чувствительности к силе звука. С возрастом звуковая чувствительность понижается. Так, для восприятия речи в 30 лет необходима громкость звука в 40 Дб, а для восприятия речи в 70 лет ее громкость должна быть не ниже 65 Дб. Верхний порог слуховой чувствительности (по громкости) — 130 Дб. Шум свыше 90 Дб вреден для человека. Опасны и внезапные громкие звуки, бьющие по вегетативной нервной системе и ведущие к резкому сужению просвета кровеносных сосудов, учащению сердцебиения и повышению в крови уровня адреналина. Оптимальный уровень — 40 — 50 Дб.

Тактильные ощущение (от греч. taktilos — прикосновение) — ощущение прикосновения. Тактильные рецепторы (рис. 17) наиболее многочисленны на кончиках пальцев и языка. Если на спине две точки прикосновения воспринимаются раздельно лишь на расстоянии 67 мм, то на кончике пальцев и языка — на расстоянии 1 мм (см. таблицу).
Пространственные пороги тактильной чувствительности.

Рис. 17. .

Зона высокой чувствительности Зона низкой чувствительности
Кончик языка — 1 мм Крестец — 40,4 мм
Концевые фаланги пальцев рук — 2,2 мм Ягодица — 40,5 мм
Красная часть губ — 4,5 мм Предплечье и голень — 40,5 мм
Ладонная сторона кисти — 6,7 мм Грудина — 45,5 мм
Концевая фаланга большого пальца ноги — 11,2 мм Шея ниже затылка — 54,1 мм
Тыльная сторона вторых фаланг пальцев ноги — 11,2 мм Поясница — 54,1 мм
Тыльная сторона первой фаланги большого пальца ноги — 15,7 мм Спина и середина шеи — 67,6 мм
Плечо и бедро — 67,7 мм

Порог пространственной тактильной чувствительности — минимальное расстояние между двумя точечными прикосновениями, при котором эти воздействия воспринимаются раздельно. Диапазон тактильной различительной чувствительности — от 1 до 68 мм. Зона высокой чувствительности — от 1 до 20 мм. Зона низкой чувствительности — от 41 до 68 мм.

Тактильные ощущения в сочетании с двигательными образуют осязательную чувствительность , лежащую в основе предметных действий. Тактильные ощущения — разновидность кожных ощущений, к которым относятся также температурные и болевые ощущения.

Кинестезические (двигательные) ощущения.

Рис. 18. (по Пенфилду)

Действия связаны с кинестезическими ощущениями (от греч. kineo — движение и aesthesia — чувствительность) — ощущение положения и перемещения частей собственного тела. Трудовые движения руки имели решающее значение в формировании мозга, человеческой психики.

На основе мышечно-суставных ощущений человек определяет соответствие или несоответствие
своих движений внешним обстоятельствам. Кинестезические ощущения выполняют интегрирующую функцию во всей сенсорной системе человека. Хорошо отдифференцированные произвольные движения — результат аналитико-синтетической деятельности обширной корковой зоны, расположенной в теменной области мозга. Двигательная, моторная зона коры мозга особенно тесно связана с лобными долями мозга, осуществляющими интеллектуально-речевые функции, и со зрительными зонами мозга.

Рис. 19. .

Мышечные веретенообразные рецепторы особенно многочисленны в пальцах рук и ног. При движении различных частей тела, рук, пальцев мозг постоянно получает информацию об их текущем пространственном положении (рис. 18), сравнивает эту информацию с образом конечного результата действия и осуществляет соответствующую коррекцию движения. В результате тренировки образы промежуточных положений различных частей тела обобщаются в единой общей модели конкретного действия — действие стереотипизируется. Все движения регулируются на основе двигательных ощущений, на основе обратной связи.

Двигательная физическая активность организма имеет существенное значение для оптимизации работы мозга: проприоцепторы скелетных мышц посылают в мозг стимулирующие его импульсы, повышают тонус коры головного мозга.

Рис. 20. : 1. Границы допустимых вибраций для отдельных частей тела. 2. Границы допустимых вибраций, действующих на все тело человека. 3. Границы слабо ощущаемых вибраций.

Статические ощущения — ощущения положения тела в пространстве относительно направления силы тяжести, ощущение равновесия. Рецепторы этих ощущений (гравиторецепторы) находятся во внутреннем ухе.

Рецептором вращательных движений тела являются клетки с волосяными окончаниями, находящиеся в полукружных каналах внутреннего уха, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. При ускорении или замедлении вращательного движения жидкость, заполняющая полукружные каналы, оказывает давление (по закону инерции) на чувствительные волоски, в которых вызывается соответствующее возбуждение.

Перемещение в пространство по прямой линии отражается в отолитовом аппарате . Он состоит из чувствительных клеток с волосками, над которыми расположены отолиты (подушечки с кристаллическими включениями). Изменение положения кристаллов сигнализирует мозгу направление прямолинейного движения тела. Полукружные каналы и отолитовый аппарат называются вестибулярным аппаратом . Он связан с височной областью коры и с мозжечком посредством вестибулярной ветви слухового нерва (рис. 19). (Сильное перевозбуждение вестибулярного аппарата вызывает тошноту, т. к. этот аппарат связан и с внутренними органами.)

Вибрационные ощущения возникают в результате отражения колебаний от 15 до 1500 Гц в упругой среде. Эти колебания отражаются всеми частями тела. Вибрации для человека утомительны и даже болезненны. Многие из них недопустимы (рис. 20).

Рис. 21. . Обонятельная луковица - мозговой центр обоняния.

Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизистой оболочки носовой полости, где находятся обонятельные клетки.
Вещества, раздражающие обонятельные рецепторы, проникают в полость носоглотки со стороны носа и носоглотки (рис. 21). Это позволяет определить запах вещества как на расстоянии, так и если оно находится во рту.

Рис. 22. . Относительная концентрация вкусовых peцепторов на поверхности языка.

Вкусовые ощущения . Все многообразие вкусовых ощущений состоит из комбинации четырех вкусов: горького, соленого, кислого и сладкого. Вкусовые ощущения вызываются химическими веществами, растворенными в слюне или воде. Рецепторами вкусовых ощущений являются нервные окончания, расположенные на поверхности языка — вкусовые сосочки . Они расположены на поверхности языка неравномерно. Отдельные участки поверхности языка наиболее чувствительны к отдельным вкусовым воздействиям: кончик языка более чувствителен к сладкому, задняя часть — к горькому, а края — к кислому (рис. 22).

Поверхность языка чувствительна к прикосновениям, то есть участвует в формировании тактильных ощущения (консистенция пищи влияет на вкусовые ощущения).

Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов кожи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По поверхности тела они расположены в одних местах больше, в других — меньше. Например, к холоду наиболее чувствительна кожа спины и шеи, а к горячему — кончики пальцев и языка. Различные участки кожного покрова сами имеют разную температуру (рис. 23).

Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и химическими воздействиями, достигшими сверхпороговой интенсивности. Болевые ощущение в значительной мере связаны с подкорковыми центрами, которые регулируются корой головного мозга. Поэтому они поддаются в некоторой степени торможению через вторую сигнальную систему.

Рис. 23. (по А.Л. Слониму)

Ожидания и опасения, усталость и бессонница повышают чувствительность человека к боли; при глубоком утомлении боль притупляется. Холод усиливает, а тепло ослабляет болевые ощущения. Болевые, температурные, тактильные ощущения и ощущение давления относятся к кожным ощущениям.

Органические ощущения — ощущения, связанные с интерорецепторами, расположенными во внутренних органах. К ним относятся ощущения сытости, голода, удушья, тошноты и др.

Эту классификацию ощущений ввел известный английский физиолог Ч.С. Шеррингтон (1906);

Различаются три вида зрительных ощущений: 1) фотопическое — дневное, 2) скотопическое — ночное и 3) мезопическое — сумеречное. Наибольшая острота фотопическош зрения расположена в центральном поле зрения; оно соответствует центральной, фовеальной области сетчатки. При скотопическом зрении максимальная световая чувствительность обеспечивается парамолекулярными областями сетчатки, для которых характерно наибольшее скопление палочек. Они обеспечивают наибольшую световую чувствительность.

Источники и литература

Виды ощущения

Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике ощущений) выделяют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние (ощущения внутреннего состояния организма).

Зрительные ощущения являются отражением как ахроматических (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого), так и хроматических (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего) цветов. Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых (или отражаемых) физическими телами на зрительный анализатор. Наружным воспринимающим "прибором" является сетчатка оболочки глаза. Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие -- низкие), силы (громкие -- тихие) и различного качества (музыкальные звуки, шумы). Они вызываются воздействием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел. Обонятельные ощущения являются отражением запахов. Обонятельные ощущения возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа. Вкусовые ощущения являются отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне. Вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи. Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Эти ощущения также отражают температуру предметов окружающей среды и внешнее болевое воздействие. Указанные ощущения называются экстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов, расположенных на поверхности тела или вблизи нее. Экстероцептивные ощущения подразделяются на контактные и дискантные. Контактные ощущения вызываются непосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязание), дистантные-- раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии (зрение, слух). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между ними .

Следующую группу составляют такие ощущения, которые отражают движения и состояния самого тела. Их называют двигательными или проприоцептивными. Двигательные ощущения отражают положение конечностей, их движения и степени прилагаемого при этом усилия. Без них невозможно нормально выполнять движения и координировать их. Ощущения положения (равновесия) наряду с двигательными ощущениями играют важную роль в процессе восприятия (например, устойчивости).;Кроме того, имеется группа органических ощущении -- внутренних (итероцептивных). Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела. К ним относятся чувство голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения и др. По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными. Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество -- сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри данного вида (например, по цвету, насыщенности);интенсивность -- количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора; продолжительность--временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью. Качество ощущений всех видов зависит от чувствительности анализаторов соответствующего типа .

Психофизический закон

Закон Фехнера.

Соотношение E = C1x ln (R/ R1) называется законом Фехнера или иногда законом Вебера--Фехнера.

Абсолютный порог ощущения -- это наименьшая интенсивность стимула, достаточная для того, чтобы вызвать ощущение;

дифференциальный порог ощущения -- это увеличение интенсивности раздражителя, достаточное для того, чтобы вызвать у субъекта изменение ощущения .