Изготовление навеса из поликарбоната, пристроенного к дому, фото инструкции. Навес для машины из поликарбоната: этапы изготовления и фото

Очень удобное решение для создания зоны отдыха или закрытой парковки для автомобиля на даче — из современного красивого пластичного материала поликарбоната. Навес не занимает много места, его не нужно регистрировать как недвижимость, он быстро и легко строится своими силами. Навес можно разместить вплотную к забору, к гаражу или пристроить к стене дома: тогда затраты на его строительство будут минимальными.

Навес можно построить на металлическом или деревянном каркасе. Деревянные стройматериалы недороги и при строительстве не требуют применения сварочного аппарата. Дерево — легкий материал, удобный для обработки. Металлический каркас более долговечен, но требует определенного навыка работы с металлом. Самый простой и удобный вариант для самостоятельного изготовления — это пристроенный навес.

Подготовительные работы

  • Перед началом работ обязательно следует потратить время на создание схематического чертежа, где отобразить все размеры навеса, месторасположение ферм и поперечин.
  • Кроме общего чертежа, нужно позаботиться о создании схемы фермы с реальными размерами. Фермы и прочие элементы каркаса можно опереть на опоры ограждения.
  • Форма крыши навеса может быть скатной, дугообразной, изогнутой, двухскатной. На фотографиях вы можете увидеть крышу в форме крыла.


Для изготовления навеса потребуется сварочный аппарат, болгарка, шуруповерт, дрель. Лучше заручиться помощью кого-то из домочадцев — одному работать с установкой ферм будет затруднительно.

Для монтажа ферм, оптимальным решением будет профилированная труба прямоугольного сечения 20 на 40 мм. Для основного каркаса можно брать профилированную трубу сечением 80 на 80 мм. Поликарбонат выбирается в зависимости от формы крыши:

  • для прямой крыши — от 10 мм,
  • для крыши изогнутой формы — от 8 мм.

Поликарбонат следует подбирать соответствующего стилевой концепции цвета или с необходимой степенью тонированности.


Навес из тонированного поликарбоната.

Все металлические детали обязательно должны быть обработаны на несколько раз антикоррозийной грунтовкой, предотвращающей ржавление. Особое внимание при обработке нужно обратить на те части опор, которые будут находиться под землей или соприкасаться с ней.

Установка опор

  • На площадке вычерчивается периметр каркаса, все углы проверяются по уровню.
  • Расстояние между опорами должно быть не больше трех метров.
  • Есть несколько способов закрепления опор.


Изготовление каркаса

Для гнутия дуг понадобится трубогиб. Работать трубогибом несложно: труба вставляется между роликами и задается определенный радиус гнутия.



Как работать с поликарбонатом

Работать с поликарбонатом несложно, но есть некоторые общие рекомендации, которых стоит придерживаться:



Как установить поликарбонат на каркас



Установка поликарбоната завершена. Теперь навесу потребуется только регулярный осмотр, уход и чистка.


Возможные ошибки при работе с поликарбонатом

Качество навеса зависит от качества материала и соблюдения всех правил установки. Самые частые ошибки, которые допускаются при работе с пластиком:



Чем склеить поликарбонат

Иногда после постройки беседки или большого навеса остаются небольшие отрезки поликарбоната, которые жалко выбросить. Из таких кусков можно сделать небольшой декоративный навес над скамейкой, мостиком или крыльцом.


Склеивание поликарбоната.

Для склеивания поликарбонатов применяются специальные одно- и двухкомпонентные клеи. Однокомпонентные клеи в основном применяются для приклейки поликарбоната к деталям конструкции из других материалов. Для склеивания листов поликарбоната друг с другом используются двухкомпонентные акриловые, этиленвинилацетатные, полиуретановые клеи. Силиконовый клей поможет склеить листы любой толщины.

Заказать навес?

Мы изготавливаем и стекла.
По ценам есть акционные навесы - навес для машины под ключ 3.6 x 6.3 = 63.000 руб!!!
навес для 2 машин под ключ 5.7 x 6.3 = 128.000 руб!!!

Сообщение
отправлено.

Заполните заявку

Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

* - поля, обязательные для заполнения

Отправить заявку

Рассчитайте стоимость навеса

68.040 руб.


Куда Вам позвонить?


На смену традиционным кровельным материалам, используемым для изготовления козырьков, пришел поликарбонат. Благодаря своим уникальным свойствам он значительно снизил требования к конструкции, расширив многообразие форм.

Установить козырьки из поликарбоната можно самостоятельно, но для этого нужно знать специфику обработки этого материала и правильно подобрать чертеж.

Требования к конструкции

Для начала необходимо ознакомиться с основными эксплуатационными качествами. Они предназначены для защиты от ветра, дождя и снега, устанавливаются снаружи входных дверей жилых домов и коммерческих зданий.

В зависимости от вида конструкции предъявляются следующие требования.

  • Продолжительный срок эксплуатации при воздействии погодных факторов. Материал изготовления каркаса не должен коррозировать (для металла) или терять свои качества из-за грибка и плесени (деревянная основа). заключается в изменении цвета под воздействием солнечных лучей. Поэтому поверх наружной стороны наносят защитную пленку.
  • Надежность крепления. Козырек из поликарбоната должен выдерживать ветровую нагрузку и вес снеговой шапки.
  • Оптимальная площадь защиты. Чаще всего размеры козырька равны габаритам крыльца или чуть меньше. В редких случаях навес может быть больше, но тогда необходимо предусмотреть наличие дополнительных стоек для усиления жесткости.

Исходя из этого, можно определить, что оптимальным материалом изготовления для козырьков является металл - профильная труба или алюминиевые конструкции. Деревянный каркас встречается реже, так как он намного массивнее и характеризуется меньшим сроком эксплуатации.

Виды и чертежи

Внешний вид поликарбонатного козырька напрямую зависит от архитектурных особенностей фасадов зданий и общей площади конструкции. Среди самых распространенных видов каркасов можно выделить несколько.

Односкатные



Эти каркасы изготавливаются треугольной формы с прямым углом. Один из катетов крепится к стене здания, сверху самой длиной стороны устанавливается поликарбонат.

Такой чертеж козырька предусматривает небольшую площадь перекрытия, а увеличение повлечет за собой нагрузку на крепежные элементы.


Купольные


Для них основа изготавливается в виде полуокружности, торцевые части которой крепятся к стене. Поликарбонат должен иметь форму полусферы с задней усеченной частью. Для обеспечения жесткости дополнительно устанавливают обрешетку. Сложность изготовления и относительно небольшая площадь полезного перекрытия являются основными факторами редкого использования такой конструкции. Чаще всего она применяется в том случае, если козырек из поликарбоната своими руками должен гармонично сочетаться с общим фасадом здания.



Арочные

Наиболее популярный вид поликарбонатных козырьков. В отличие от вышеописанных схем изготовления, арочная конструкция предусматривает установку дополнительных стоек. Это обеспечивает большую площадь перекрытия. Внешне он практически полностью , различие заключается лишь в креплении задней части к дому.


Определившись с внешним видом можно приступать к главной части работ - выбору материала для изготовления каркаса.

Материал для каркаса

Одним из главных условий для козырька над крыльцом из поликарбоната является долговечность и небольшой вес. Немаловажный фактор - стоимость и трудоемкость монтажа. Рассмотрим наиболее популярные материалы для изготовления каркасов, которые подходят к поликарбонату.


Дерево

Экономичная природная основа, которая активно использовалась до недавнего времени. Деревянные конструкции характеризуются дешевизной и возможностью самостоятельного изготовления. Однако применение брусьев приводит к увеличению внешнего объема, что не всегда приемлемо с эстетической точки зрения. Также следует обратить внимание на подверженность древесных волокон гниению и возникновению грибка. Поэтому чаще всего выбирают твердые породы - лиственницу, бук или граб. Предварительно все элементы обрабатываются антисептиком и олифой. Эти меры значительно увеличат срок эксплуатации.


Размеры несущих брусьев напрямую зависят от площади козырька. Для небольших габаритов можно использовать заготовки 50*60 мм.

Однако это определяется только путем вычислений, так как крепления должны выдержать все виды внешних нагрузок.


Сталь

Это самый распространенный материал изготовления, так как он обладает всеми важными качествами для наружных конструкций. Основным негативным фактором является большой удельный вес. Поэтому в отличие от навесов, для изготовления каркаса козырька применяют не профильные трубы, а уголки.

Рекомендуемый размер для стандартной конструкции - 30*20 мм. Так как металл может быть достаточно гибкий и гнуться при сильных порывах ветра из-за парусности листа поликарбоната, необходимо установить дополнительные ребра жесткости. Соединять отдельные элементы лучше всего с помощью сварки с дальнейшей зачисткой стыков. Можно сделать болтовой крепеж, но тогда возрастает вероятность потери жесткости в течение срока эксплуатации.

Для защиты от коррозии поверхность металла должна быть обработана грунтовкой с дальнейшей покраской. Эту процедуру рекомендуется повторять в среднем 1 раз в течение 5-7 лет.


Алюминий

Долговечный материал, который характеризуется повышенными показателями устойчивости к коррозии. Немаловажным фактором является его удельная масса, которая на порядок меньше, чем у металлических профилей. При самостоятельном изготовлении козырька из алюминия сталкиваются с проблемой его сборки. Поэтому рекомендуется приобретать уже готовые профильные комплектации.

Изначально высокая стоимость материала является основным ограничивающим фактором. Но проанализировав все положительные качества, собственники частных домов зачастую согласны заплатить большую сумму, чем за деревянный или стальной каркас.

Изготовление козырьков и монтаж

Перед самостоятельным изготовлением козырьков из поликарбоната нужно подготовить фасад стены для монтажа. Обязательно проверяется возможность установки болтового или анкерного узла крепления. Важно, чтобы он выдержал максимальную нагрузку.

Затем приступают к сварке (сборке) каркаса. Порезка материала осуществляется в строгом соответствии чертежам. Заранее подбираются габариты — оптимальное значение ширины может составлять от 40 до 60 см. Это зависит от конфигурации крыльца. Длина выноса конструкции обычно равна 80 см. При ее увеличении необходимо будет поставить дополнительные опорные стойки.

Порезка поликарбонатного листа осуществляется согласно принятой технологии. Для сотовых моделей обязательно изолируются торцы, а для монолитных обрабатываются края. Во время крепления отверстия для шурупов (саморезов) в поликарбонате делаются чуть больше, чем их диаметр. Это необходимо для компенсации теплового расширения.

Монтаж козырька осуществляется на усиленные болты или заранее установленные штыри в стене. Проверяется надежность крепления и уровень козырька относительно здания и плоскости поверхности земли.

Таким образом можно установить козырьки из поликарбоната самостоятельно. Если же есть сомнения в правильности выполнения какого-либо из этапов работ – нужно проконсультироваться у специалистов. Даже небольшая ошибка может значительно ухудшить качество навеса.

Изготовление козырьков на видео

Обустройство территории загородного дома нередко занимает много времени. Собственники всегда стремятся улучшить комфорт и внешний вид приусадебного участка. Самой востребованной и популярной конструкцией являются навесы из поликарбоната. Они выполняют функции защиты, а если при проектировании учитывать особенный внешний вид – их можно гармонично вписать в общий ландшафтный дизайн.

Основные требования к конструкции

Что же представляет собой это на первый взгляд несложное строение? Состоит оно из опор и фермы, на которую устанавливаются листы полупрозрачного пластика.

С точки зрения практического применения, навес из поликарбоната может защищать от дождя и снега автомобиль или служить . Исходя из этого материал изготовления конструкции должен соответствовать следующим требованиям:

  • Не терять свои технические показатели внешнего вида под воздействием внешних погодных факторов.
  • Сохранять целостность даже при сильных порывах ветра.
  • Выполнять функции защиты от прямых солнечных лучей, при этом обеспечивая должный уровень естественного освещения.

В качестве материала изготовления подконструкции (опор из фермы) можно , деревянные брусья или специализированные алюминиевые системы. Последние отличаются высокой стоимостью, поэтому чаще всего навес для машины изготавливают из подручных средств своими руками.

скатные навесы

Важно учитывать толщину и форму листа. Если предусмотрен большой радиус изгиба — рекомендовано использовать сотовые модели толщиной от 8 до 10 мм. Для арок с малым радиусом можно применять до 6 мм. Лучше всего для этого подойдет волновой, так как он имеет повышенные прочностные характеристики.

Расчет

На первом этапе необходимо рассчитать параметры навеса для автомобиля. Изготавливать эту конструкцию без предварительного проекта крайне не рекомендуется. Это может повлечь не только ухудшение прочностных качеств, но и повысить вероятность опасности для жизни проживающих в доме.


Сначала выбирается участок, где из поликарбоната, устройство которого несложно. Делать это следует исходя из условий его эксплуатации (защита для автомобиля, беседка или обустройство внутреннего двора). Необходимо учитывать здания, находящиеся рядом, состав грунта. Самостоятельный расчет трудоемок, поэтому рекомендуется использовать онлайн сервисы или обращаться к проектировщикам. При первоначально заданных длине, ширине, высоте и форме конструкции они рассчитывают следующие параметры:

Для примера ниже показан вариант расчета различных видов.



Чертежи навесов можно взять там же. Хотя они и не отличаются сложностью – лучше всего использовать стандартные схемы для монтажа. Зная количество расходных компонентов, можно непосредственно приступать к закупке и изготовлению.

Выбор материалов

Для установки можно использовать несколько видов материалов. Чаще всего это профильные конструкции - трубы с различным сечением. Рассмотрим основные составляющие компоненты и рекомендуемые материалы изготовления для них.


Стойки

Чаще всего они делаются из профильной трубы 40*40 или 50*50 мм. Толщина металла должна составлять минимум 1 мм. На нижних частях крепятся стальные пластины – они необходимы для связки с фундаментными опорными столбами. Их габаритные размеры обычно больше сечения трубы на 7-10 мм. По углам делают отверстия, через которые в дальнейшем установят крепежные прутья.

В верхней части предусматривают монтажные элементы для соединения с фермой. Их форма и размеры напрямую зависят от вида – плоские или арочные. Высота стоек не ограничена, но оптимальной величиной считается 2,2 м.

арочные навесы из поликарбоната

Фермы

Предназначены для придания жесткости. Они соединяют стойки в единую конструкцию навеса из поликарбоната, образуя площадку для крепления листов прозрачного материала. Для их изготовления используют стальной уголок 15*15 или 20*20 мм. С целью придания лучшего эстетического вида можно применять профильные трубы небольших размеров. Однако в этом случае общий вес конструкции будет увеличен.

Их количество напрямую зависит от габаритов конструкции. Чаще всего они изготавливаются отдельными блоками, которые впоследствии крепятся между стойками.


Арки и поперечные планки

Основа для крепления поликарбонатного листа. В расчете было указано их количество, которое напрямую связано с длиной и шириной навеса из сотового поликарбоната. Для оптимизации расходов рекомендовано использовать те же уголки, что и для изготовления ферм.

Обязательно предусматривается подложка из резины или аналогичного ей материала. Поликарбонат не должен напрямую контактировать со стальными элементами. В противном случае неизбежен быстрый износ козырька.

Самостоятельная установка

Определившись со всеми составляющими и формой конструкции можно приступать непосредственно к процессу изготовления. Для этого понадобятся следующие инструменты и материалы.

  1. Угловая шлифовальная машина – болгарка. Потребуется для отрезания заготовок и зачистки сварных углов.
  2. Сварочный аппарат. В случае его отсутствия можно заказать изготовление требуемых компонентов у профессионального сварщика.
  3. Дрель и сверла по металлу.
  4. Рулетка, строительный уровень.
  5. Защитная, одежда, очки, маска сварщика.

Расход материала был дан выше, поэтому стоит подробнее рассказать о порядке изготовления навеса – как его сделать и установить. Сначала необходимо сделать столбчатый фундамент для установки стоек. Его габариты должны быть на 5-7 см больше, чем размеры опорной пластины. Технология изготовления может быть различной – заливная, из кирпичей или шлакоблоков. Рекомендуемая глубина — 0,5 м. Но она может изменяться в большую сторону в зависимости от состава грунта. Для песчаника чаще всего делают глубину фундамента от 0,6 до 0,8 м.


После заливки необходимо подождать 7-14 дней для окончательного застывания материала. Если делать монтаж стоек раньше – существует большая вероятность их наклона. Для защиты от влаги поверхность столбчатого фундамента покрывается рубероидом или битумной мастикой. Для уменьшения трудоемкости работ еще в процессе заливки фундамента можно установить в него крепежные штыри. Их высота относительно поверхности конструкции должна превышать толщину пластин на 3-2 см.

Посмотрите на видео, как устанавливаются арочные навесы из поликарбоната.

Затем выполняется монтаж навеса из поликарбоната - несущих конструкций. Следующий этап – крепление фермы. Она соединяет все элементы в общий каркас.

При порезке и установке листов поликарбоната следует знать такие правила:

  • Учитывается температурное расширение пластиковой поверхности. Крепление листов к ферме должно выполняться только с помощью специальных термошайб, которые компенсируют это явление. Их не нужно туго прикручивать.
  • Торцы листов обрабатываются паропроницаемой лентой. Это касается только сотовых моделей.
  • Сторона, обращенная наружу, должна находиться в заводской упаковке. Это защитит от естественного выцветания и изменения цвета листа.
  • Ребра жесткости должны располагаться по дуге. В случае монтажа монолитного волнового покрытия направление изгибов также должно совпадать с арочными элементами.

Таким образом можно самостоятельно изготовить навес из поликарбоната. Но следует помнить, что перед приобретением материала и сборкой обязательно следует расчетная часть. Именно она определит эксплуатационные и технические качества всего строения.

Поликарбонат вполне заслуживает имени Великого Неизвестного. Он широко применяется для постройки легких, прочных и недорогих укрытий: навес из поликарбоната можно увидеть везде от центра Москвы до Таймыра, а в поликарбонатной можно в Заполярье круглый год снимать урожай овощей и фруктов. В конструкциях из поликарбоната несложно и недорого сочетаются высокая функциональность с изысканной эстетикой (см. рис.) и вместе с тем большинство из них для домашнего употребления можно сделать своими руками, владея лишь начальными рабочими навыками.


Вместе с тем широко доступные источники сведений по применению поликарбоната информативны где-то на уровне инструкции, как сколотить скворечник. Действительно, плитный сотовый поликарбонат обладает замечательными свойствами и работать с ним легко. Но эта видимая простота базируется на весьма сложном научно-технологическом основании.

Прочность, надежность и долговечность построек из поликарбоната нельзя наращивать простым увеличением массы материала в конструкции, как каменных. И строить их, пользуясь усредненно-обобщенными параметрами, помноженными на «провсякслучные» коэффициенты запаса прочности, тоже нельзя. Нужно держаться в пределах некоего оптимума, иначе результат может оказаться обратным. Что это за оптимум, как в него попасть и удержаться там? Об этом и написана данная статья. В ней мы разберем вопросы:

  • Что такое плитный сотовый поликарбонат как материал, чем он хорош и плох, что позволяет и чего не может.
  • Как правильно работать с поликарбонатом.
  • Как выбрать плиты для постройки по их размерам и структуре.
  • Как самому попроще и подешевле, но вполне надежно, сделать разного рода конструкции; в первую очередь навес для машины из поликарбоната. Он должен быть абсолютно надежен, т.к. стоимость автомобиля несравнима с таковой укрытия для него.
  • В каких случаях следует отдавать предпочтение заказным навесам, а когда имеет смысл взяться за самодельный.

Поликарбонат как есть

Как вещество поликарбонат – один из видов органического стекла, прозрачный полимер, в молекулах-цепочках которого регулярно чередуются атомы углерода с органическими радикалами, углеродные радикалы СО и бензольные кольца. Открыт от был случайно в Германии в 1898 г. при попытке улучшить только что синтезированное обезболивающее кодеин. Первые же исследователи обратили внимание на его хорошее, лучше, чем у силикатного стекла светопропускание, термостойкость и высокую, свыше 250 кДж/кв. м, ударную вязкость. Попросту говоря, поликарбонат очень плохо бьется и колется, а вне пламени самозатухает. Получается поликарбонат также не сложным путем, в результате одноступенчатой химической реакции без катализаторов, при нормальных температуре и давлении.

Однако в производство первыми, в 30-х годах прошлого века, пошли в производство оргстекла иного происхождения, плексиглас и родоплекс. Мешала специфическая реакция поликарбоната на ультрафиолетовое излучение (УФ, UV, ultraviolet). Под его действием материал не только быстро мутнел, но и растрескивался, теряя прочность. Промышленное производство массивного поликарбоната удалось наладить впервые только в 1953 г. тоже в Германии.

«Поликарбонатная революция» произошла в середине 70-х в Израиле. Там лихорадочно строили кибуцы на захваченных арабских землях, и поселенцам требовалось продовольствие, в т.ч. фрукты и овощи. Выращивать помидоры с капустой в открытом грунте в пустыне бесполезно, поэтому решено было строить теплицы с капельным орошением. Однако стеклянные оказались дороги, тяжелы, а ветры пустыни ломали их безо всякого участия обиженных мусульман.

Тогда-то израильтяне и придумали, первое, подвергнуть поликарбонат экструзии, т.е. продавливанию в размягченном состоянии сквозь профилированные сопла – фильеры. Это стабилизировало механические свойства поликарбоната и улучшило их на порядок. Второе – на внешнюю поверхность плит начали наносить двухслойное защитное покрытие от УФ: первый слой отражал большую его часть, а следующий поглощал остаток. Так и появился сотовый поликарбонат, см. рис. А листы массивного теперь стали тоже экструдировать или отливать под давлением, и также наносить на них UV-фильтр.


Общие следствия

Как и все сотовые материалы, поликарбонат имеет очень резкий порог усталости и разрушается катастрофически : внезапно и без предупреждающих признаков. Стоит себе и стоит сооружение, как влитое, а потом – трах! бах! – обрушилось. На новую машину или грядки с урожаем, доход с которого кормит всю семью.

Далее, сотовый поликарбонатный лист относится к числу работающих материалов. Т.е., он не просто лежит на каркасе и передает на него нагрузку, но и сам ее воспринимает и перераспределяет . Излишняя толщина и/или неправильно выбранная структура плиты (см. далее) не только утяжелят и удорожат конструкцию, но и придадут ей избыточную жесткость. Нагрузки будут плохо растекаться, и все сооружение быстро, но незаметно подберется к порогу усталости, со всем вытекающим.

Свести вероятность «трахбаха» к нулевой можно, если проектирование и строительство из поликарбоната вести не по наитию, а по результатам расчета, цель которого: а) выбрать оптимальный типоразмер плиты; б) разработать каркас под нее. В процессе расчета нужно добиваться оптимума прочности пошире, чтобы естественные и эксплуатационные воздействия заведомо не превзошли его.

Наконец, UV-защита плиты вступает в силу только под воздействием кислорода воздуха и солнечного света, причем поверхностная прочность плиты при этом падает. Ничего не поделаешь, лучшего UV-фильтра для поликарбоната пока не придумали.

Исходя из всего этого, уже можно указать общие правила обращения с сотовым поликарбонатом:

  1. Не хранить плиты на свету и не покупать, если есть подозрение, что условия хранения нарушались.
  2. При покупке выборочно проверить 1-2 плиты скручиванием: 2 человека слегка, на 3-5 градусов, закручивают плиту винтом. Подпорченный материал при этом потрескивает. Добросовестные продавцы такую проверку разрешают и даже сами предлагают.
  3. Не снимать защитную пленку с плит до полного окончания строительства. Из-под штатного крепежа она выдергивается без проблем.
  4. Монтаж настила вести быстро. Желательно закончить его в течение одного рабочего дня. Если не вышло – защитную пленку с законченной части удалить, а работу прервать на 2-3 суток, пока UV-фильтр не въестся в материал. Остаток монтировать осторожно, т.к. ранее законченную поверхность теперь поцарапать легче.
  5. Монтировать плиты только стойкой к UV стороной наружу. Лицевая сторона обозначена на защитной пленке.

Такие предосторожности необходимы потому, что UV-фильтр изначально представляет собой тонкий слой липкой желеобразной массы, вроде липучки на скотче. Если плиту под пленкой оставить на свету, то в UV-фильтре начнется фотохимическая реакция, он, пленка и плита слипнутся и все вместе придут в негодность.

Общие правила

Сотовый поликарбонат, кроме того, что сам работает в составе силовой схемы конструкции, в некоторых случаях пригоден для использования в предварительно напряженном состоянии. Что такое предварительно напряженные конструкции (ПНК), объяснять, наверное, не стоит. Останкинская телебашня всем известна.

Навес для машины

Навес для автомашины – строение весьма ответственное, особенно, если автомобиль находится под ним долгое время. Летом, кстати, машину лучше держать под навесом, а не в душном и пропеченном солнцем гараже. Поэтому в таком случае целесообразно будет использовать принципы ПНК. Это же позволит намного сократить расходы на металл для каркаса и бетонирование. Таким способом можно построить простые и недорогие, на абсолютно надежные навесы разной вместимости (поз. 1-3 на рис.)


Каким образом – посмотрим ниже, но для начала стоит обсудить распространенные ошибки . Первая, в местах с преобладающими ветрами одного направления автонавесы нередко делают наклонными к наветру, поз. 4. Для заправок и кафе/ресторанов, где главное – укрыть от непогоды вышедших из машины людей, это неплохо, но для длительной стоянки личной/семейной машины может оказаться просто опасным.

Дело в том, что в таких местах если уж задует с противоположной стороны, то сильно. И наклонный навес теперь работает как крыло, создающее огромную подъемную силу. Если навес на 2-х столбах (поз. 4; между прочим, он вдвое дороже такого же на 4-х по углам), то его просто снесет. А если на 4-х, то столб с бетонной «шишкой» может быть выдран из грунта о пойдет колотить по машине. Пардон, теперь уже не-страховому металлолому.

В ветреных местах наклонный навес для автомобиля хорош как пристройка к дому; все равно, в наветра или с подветра. По аэродинамике выполнять его лучше арочным (поз. 5). Конструкция типа крыла с выпущенным предкрылком/закрылком (поз. 6) оригинальнее, то требует больше материала, работы, а под загнутым краем в непогоду возникнет завихрение, в котором будет крутиться дождевая/снеговая морось.

Для свободно стоящего навеса оптимальна конструкция, показанная на поз. 7. Если преобладающие ветра слабые или умеренные, что и бывает в большинстве случаев, то на ветер ориентируют выпуклую часть навеса. Зимой это позволить уменьшить снеговую нагрузку, см. далее о расчете навесов. Если же «рванет» с обратной стороны, то давление ветра на плоскую часть только крепче прижмет навес к земле, а облако мороси будет отнесено далеко в сторону.

ПНК или ферма?

В спецификациях на сотовые плиты прямо говорится, что сгибать их (а не гнуть до необратимых деформаций!) можно только поперек, чтобы внутренние ребра жесткости располагались перпендикулярно изгибу, а не по нему. Но некоторые виды поликарбоната можно в небольших пределах сгибать и вдоль, как показано слева на рис. Тогда кровля настила и образует ПНК, очень прочную и жесткую; размер ячейки обрешетки можно в любых условиях (см. далее о расчете) сделать от 1,5х2 м. Арочный навес-ПНК для одного автомобиля размером в плане 3х4 м потребует минимального расхода материала и работы.


Примечание: о видах поликарбоната, его выборе и проектировании металлокаркаса далее будет рассказано подробнее.

ПНК из жесткого пластика и бетона имеют еще одно полезное свойство: со временем материал «устаканивается» в новом состоянии и техпараметры конструкции улучшаются. Вспомните, как повело Останкинскую башню во время памятного пожара. А заменили стягивающие канаты – и ничего, стоит, как и стояла, вещает. Что вещает – вопрос не к строителям, они телевизор смотрят как и все прочие.

Если навес – простой козырек, (слева на рис.) то и его хребет выполняют как простую рамку, крепящуюся к стене здания. Если же навес свободный на столбах в виде полной арки, то хребет следует делать ферменным с параметрами такими же, как для следующего случая.

При ширине навеса свыше 3,5-3,6 м, арочного или скатного, стропила крыши должны быть ферменными. Широко распространенные конструкции по расходу материала явно избыточны. Во вред прочности это не идет, т.к. каркас металлический или деревянный, но затрат денег и работы требует больше.

Оптимизировать фермы можно по хорошо известному авиаторам принципу переменного шага подкосов. Для этого при проектировании фермы угол при вершинах ее ячеек держат постоянным, средняя поз. Типоразмер профиля подкосов берут в 1,5-2 раза меньше, чем на столбы, обвязку и дуги/плечи стропил.

Принцип ПНК можно использовать и в металлическом каркасе, справа на рис. Он позволит создать навес размерами в плане 4х6 м, обойдясь всего 4 столбами, 3 стропилами из сегментных арок с тетивой, одним коньковым прогоном, 3 подпорками и 2 диагональными связями половинного типоразмера, справа на рис. На кровлю пойдут 2 стандартных (2,1х6 м) листа поликарбоната, согнутых правильно, поперек.

Суть в том, чтобы под ветром и снегом не дать своду расползаться-съезжаться углами, их и держат диагональные связи. Чтобы они работали как надо, столбы нужно отодвинуть от самых углов на 1/3 шага стропил, а перекрестье диагоналей приварить к тетиве средней арки.

Но главный секрет – в туго натянутых стальных 4-6 мм стальных тросиках внутри диагональных связей. Они-то и придают каркасу отменную жесткость без ущерба для упругости. Натягивать тросы нужно винтами, никакая пружина не даст требуемого усилия. Дважды в год, весной и осенью, натяжку проверяют и тросы подтягивают. Тросы нужны только гибкие многожильные двойной спиральной свивки. Простые одножильные спиральные быстро ослабнут, а крестовые вовсе не годятся.

Крыльцо

Навес над крыльцом не столь ответствен, как автомобильный, меньше размером и прикреплен к стене здания над входом. Поэтому технические требования к нему ниже, а эстетические выше.

Техданные в любой климатической зоне РФ почти всегда обеспечивает простая, без стягивающей тетивы, радиусная арка с двумя подкосами, поз. 1 на рис. Возможно и применение описанной выше ПНК, тогда весь навес будет состоять всего лишь из 3-х деталей, поз. 2. Если вынос навеса более 1,5 м, то имеет смысл от подкосов отказаться, а по углам подпереть козырек столбами, поз. 3.


Вообще столбы подкосам не помеха, особенно если крыльцо высокое и с перилами, поз. 4. Но при низком крыльце с радиусными ступенями столбы только требуют лишней работы, мешают проходу и портят вид, поз. 5. Исключение – регионы с чрезвычайными снеговыми и ветровыми нагрузками, но показанный на поз. 5 дом явно не в таком.

Если козырек по дизайну требуется без подкосов, то его нужно сделать глубоким, как на поз. 6, чтобы крылья свода воспринимали те же нагрузки. Прочность и жесткость плитного сотового поликарбоната вполне позволяют использовать такое решение.

Однако вынос подкосов должен быть не менее чем на треть выноса навеса. Тут дело уже в стене здания и каркасе, они ведь не поликарбонатные. При слишком маленьких подкосах (поз. 7) само-то поликарбонат устоит, а вот ветром каркас может сломать или весь козырек из стены вывернуть.

Оригинальное, но аэродинамически неудачное решение показано на поз. 8. Ну кто где когда видал крыло на стойке только спереди или сзади? Его же вывернет на скорости; для крыльца – при сильном ветре. Стоек делают 2 по краям или одну посередине, но этот вариант для крыльца не подходит.

Вообще говоря, механические качества поликарбоната для козырька над дверью не столь уж важны. Более значимо, что этот материал позволяет получить красивый навес только за счет своих собственных декоративных качеств, не прибегая к услугам дизайнера.

Второе эстетическое достоинство поликарбоната – он, сам по себе гладкий и блестящий, зрительно отлично сочетается с металлом. Кровля из поликарбоната облагораживает даже обычную конструкционную сталь, крашеную кузнечной краской. Здесь работает т. наз. доминанта верха. Изделие, само по себе на вид грубоватое, под изящной крышей приобретает изысканность.

Для примера на рис. ниже – чертежи навеса над входом в дом. Его особенность, во-первых, в том, что боковые декоративные элементы не несут механической нагрузки и могут быть выполнены любыми на вкус мастера. Второе – чтобы их сделать, достаточно обычной слесарной мастерской, дорогая художественная ковка не требуется. А третье – благодаря правильно рассчитанной под поликарбонат обрешетке кровли трубостойки можно делать любого, от 30 мм, диаметра, из трубы обычной или нержавеющей, и менять их длину в широких пределах. Все это вместе придает навесу зрительную легкость.


Примечание : один из способов, как самому сделать навес над крыльцом из поликарбоната без применения сварки, см. видео ниже. Для начинающего мастера это существенно.

Видео: самодельный козырек из поликарбоната без сварки

Беседки

Чтобы понять, какой должна быть уютная и удобная из поликарбоната, нужно разобраться в вопросе: а почему из него не строят жилых помещений? А поликарбонатные душевые и пляжные кабинки – большая редкость? Вы не задумывались над этим?

Дело в том, что поликарбонат, лучше, чем силикатное стекло, пропуская свет, в то же время лучше отражает тепловое (инфракрасное, ИК) излучение. Отсюда – сильный парниковый эффект . Видимый свет, попадая в помещение, в нем поглощается, отчего все внутри нагревается, излучая ИК. А оно опять отражается внутрь. Для создания микроклимата в теплицах это как раз то, что нужно. Но жилые помещения окажутся невыносимо паркими.

Парниково-поликарбонантный эффект сказывается уже в беседках, особенно, если их обшивка изогнута и концентрирует ИК. К примеру, в творении украинских дизайнеров (поз. 5 на рис.) не только тревожный красный свет бьет по нервам, но и упаришься даже весной или осенью. Чтобы довести себя до нужного градуса перед очередным майданом, подходяще, особенно если и без того «оно по жизни колбасит». Но для душевных посиделок не годится. Если уж хочется всепогодного эксклюзива, то придется выложить 7-12 тыс. долл. за комфорт с престижем и заказать капитальный купол со сдвижными секциями, принудительной вентиляцией и кондиционированием, поз. 6.


Примечание: вследствие сильного парникового эффекта беседку из поликарбоната нежелательно делать с мангалом, он мощный источник ИК.

О вентиляции упомянуто не зря. В беседке с крышей из поликарбоната хотя бы 2 стены должны быть ажурными, обеспечивающими свободную циркуляцию воздуха, как на поз. 1 и 3. Если же ограждение сплошное, его нужно сделать высотой по пояс человеку и непременно с вентиляционным зазором внизу, поз. 2.

Следующий камень преткновения – согласование материалов по эстетике. У поликарбоната она исключительно хайтековая, поэтому с деревом его сопрячь трудно. Та же беседка на поз. 1 – хороший пример. В такой деревянный аквариум не очень-то хочется. Если уж делать деревянную беседку под поликарбонатом, то нужно или цвет плит взять теплым, в тон дереву, или беседку выкрасить под кровлю, сделать ее из тонких деталей и в лаконичном стиле, как на поз. 2.

Для бюджетных простеньких конструкций эффективен будет принцип цветового контраста эстетически тяготеющих частей. На поз. 4 естественно совмещающийся с поликарбонатом металл выкрашен в кричащий и контрастный кровле цвет. Поэтому части служебные как бы воюют друг с другом, а функционально главные – лавочки и столик – создают манящий островок уюта. Кто бы ни был автором этой беседки, художественным вкусом его природа не обделила.

От общего к частностям

Если вы устали от общих, но все-таки нужных, рассуждений, приготовьтесь получить массу конкретных указаний, численных данных и расчетов: мы начинаем разбираться, как происходит изготовление навеса. Пока из предыдущего нужно помнить, что поликарбонатная обшивка – работающая . О ПНК достаточно было сказано выше.

Еще о работающей обшивке

Возьмите одинаковых 4 кусочка реек, ну, скажет, 20х20, концы которых выбраны в четверть, и 4 гвоздика. Сбейте из реек квадрат, вогнав гвозди по углам, и оклейте его плотной бумагой. Теперь попробуйте перекосить. Перекашивается? Бумага морщится, рвется? Обшивка не работает.

А теперь возьмите рейки вдвое-вчетверо тоньше и кусок тонкого картона. Прежде чем сбивать в квадрат, наложите картон и сбейте прямо сквозь него, не приклеивая. Перекашивается? Куда там, можно на пол ронять. Это и есть работающая обшивка. А работать ее заставляет большая, чем у бумаги той же толщины и плотности, жесткость картона, он ведь прессуется в процессе изготовления.

Теперь возьмем прежние толстые рейки, а на покрышку вместо бумаги или картона – тоненькую жестянку. Уроним изделие на пол. Если пришлось на угол, разлетится на части: слишком жесткая обшивка отыграла до того, что разрушила каркас. Предыдущий вариант, дешевле и проще, при максимально возможном воздействии оказался прочнее.

Так же работает и поликарбонат, только его жесткость на единицу и толщины, и массы намного выше. Одно условие: если жесткость обшивки будет потеряна (например, вследствие чрезмерного прогиба листа), то она может не только сама разрушиться, но и потянуть за собой каркас. Это тоже нужно четко помнить.

Что будем делать?

Вопрос в заголовке на технический язык переводится: этап предварительного проектирования. В данном случае его цель:

  • Выбрать тип навеса соответственно его назначению и применительно к личным требованиям.
  • Выбрать общие принципы постройки.
  • Выбрать способ крепления настила к каркасу.
  • Выбрать тип панелей кровли для конкретных местных условий.
  • Определить вид материала каркаса и требуемые его типоразмеры.
  • Разработать способ установки/прикрепления каркаса к основанию.

Выбор навеса

Типовые конструкции навесов показаны на рис. Это не значит, что нельзя сделать другой; возможно, уникальный. Но для типовых конструкций в строительных руководствах (СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия»; СП 20.13330.2011) приведены полные наборы расчетных параметров и коэффициентов к ним. Поликарбонат терпит многое, но перебора воздействия сверх меры не прощает. Поэтому оригинальный проект придется тщательно моделировать на компьютере и, поскольку свериться по опыту эксплуатации нельзя, задавать большие «провсякслучные» поправки. В силу особенностей материала, описанных выше, проектирование усложняется в разы и на порядки. Этим и объясняется запредельная стоимость эксклюзивных навесов.


При выборе нужно учитывать следующее:

  1. Для российских условий (ветры в основном слабые, но снега много) лучшие варианты – купол, простая радиусная арка и маркиза.
  2. Последние два в поликарбонатном исполнении по трудоемкости и расходу материала почти равны двухскатному навесу.
  3. Вогнутый навес не рекомендуется; при снегонакоплении по 2-му предельному состоянию (см. далее) его надежность невысока, а создаваемая им травмоопасность – наоборот. Исключение – малоснежные места с сильными ветрами.
  4. Простой односкатный навес из поликарбоната обязательно должен внешними углами опираться на столбы. Если их поставить невозможно, нужно делать навес с подзором или прямой коробчатый. Высота подзора не менее 12% длинной стороны; коробки – не менее 20% короткой.

Последнее требование вызвано тем, что ветер может завернуть край навеса волной или «пропеллером». Отыграв, когда порыв стихнет, жесткий и упругий поликарбонат способен вывернуть каркас.

Особо следует сказать об автонавесах:

  1. На большей части РФ оптимальная конструкция – арочная.
  2. Для мест малоснежных, но ветреных (от Нижнего Поволжья и Дербента до российского Приазовья) более подходит навес двухскатный с углом наклона до 10-15 градусов; его аэродинамическое качество ниже, а трудоемкость меньше.
  3. В совсем экстремальном климате: Южный Берег (Северного Ледовитого океана, это тюремный термин), Чукотка, Камчатка, горные районы, надежнее будет удлиненная пологая арка, низкий удлиненный купол или описанный далее простой комбинированный навес повышенной стойкости.

Как будем строить?

Здесь же на рис. с навесами показана общая технология сборки. Она несложна:

  • Ставятся опорные столбы базового типоразмера, по их верху делается обвязка.
  • Монтируется обрешетка под кровлю.
  • В поперечную обрешетку из несущих балок (стропильных ног, дуг арок) ввариваются или врезаются заподлицо продольные опоры – прогоны, меньшего типоразмера. Коньковый прогон, если он есть, берется базового типоразмера.
  • Стыки плит должны приходиться на поперечные балки; шаг поперечных связей мы еще рассчитаем.
  • Плиты стыкуются с помощью специальных профилей или самодельных соединительных узлов, см. далее. Теперь конструкция способна держать вертикальные нагрузки.
  • К прогонам плиты крепятся точечными креплениями с зазорами на температурные деформации и упругими прокладками, именно благодаря им обшивка работает.
  • Оформляются торцы панелей и конек, как описано далее в разделе о сборке.

Выбираем панели


Какой поликарбонат выбрать для навеса? Его качество и эксплуатационные свойства, вопреки рекламным утверждениям, более зависят от структуры панели, чем от торговых марок и брендов производителей . Да будет известно читателю, что ситуация с поликарбонатом немного напоминает пивную: порошок (гранулированную массу) производят лишь несколько фирм во всем мире, а остальные его разводят, то бишь пропускают через экструдер, разливают (режут), капают капельку вкусовой добавки (наносят UV-фильтр), тоже покупной, налепляют свою этикетку и пускают в продажу.

Примечание: лучший в мире поликарбонатный гранулят – российский. Отечественная промышленность выпускает виды его, не имеющие аналогов. К сожалению, производители, как Соломон тайну своей печати, держат в секрете, чье сырье они используют. Впрочем, для бытового применения любые фирменные панели хороши.

Основные виды поликарбоната сотовой структуры показаны на рис. Символы [цифра]R обозначают количество продольных слоев, а Х – наличие диагональных ребер жесткости в сотах. Толщина листа и его структура не связаны прямо: панели одной и той же структуры могут быть разной толщины, и наоборот. Типичный продажный ассортимент показан на след. рис.


Как точно выбрать панель по толщине, мы разберемся в порядке расчета. Рекомендации по структуре можно дать следующие:

  • 2R, минимально допустимый радиус изгиба (МРИ) 35 толщин – для козырьков над дверью, витриной, небольшим крыльцом или беседок в 1-2 ветровых и снеговых зонах, карты см. ниже.
  • 3R, МРИ 45 толщин – то же для 3-4 климатических зон, а в тихих малоснежных местах для общего применения, кроме автонавесов долговременного пользования.
  • 3RX, МРИ 55 толщин – для всего, что указано выше и навесов для машины в тех же местах.
  • 5R, МРИ 75 толщин – то же, что и 3R, для 5-6 снеговых и 1-2 ветровых зон.
  • 5RX, МРИ 120 толщин – то же, что и 5R, для 5-6 снеговых и 3-6 ветровых зон.
  • 6RX, МРИ 300 толщин – в местах с очень суровым климатом преимущественно для теплиц. Для навесов не рекомендуется, очень жесткий.

Примечание: МРИ даны ориентировочные для изгиба поперек листа, уточняются по спецификации на конкретные панели. Продольный изгиб в составе ПНК допустим для 3RX и 5RX при условиях, описанных выше.

И снег, и ветер…

Уже теперь нам потребовались карты расчетного ветрового давления в РФ:


и снеговой нагрузки:


Численные значения параметров пока не нужны, но далее потребуются. К снеговой карте сразу же дадим пояснения:

Первый предельный случай – постепенной накопление снега тихой стабильно морозной зимой с обильными осадками. Снег, не успевая испаряться всухую (сублимировать), смерзается внизу в плотную зернистую массу – фирн. Весной снеговой пласт с фирновой подкладкой на гладком поликарбонате сначала держится на головках крепежа, а затем, подтаяв, съезжает вниз весь сразу.

Второй предельный случай – зима нестабильная, с оттепелями и/или сильными ветрами. Видимого накопления снега на крыше может не быть. Но он, съезжая по скату вниз, слипается в большие комки, сильно нагружающие свесы кровли и водостоки. Для гладкого поликарбоната, тем более для навеса без водостоков, это случай несуществен.

Примечание: слой снега в 5 см увеличивает ветровую нагрузку на 3 кг/кв. м; 10 см – на 10 кг/кв. м; 15 см – на 12 кг/кв. м; 25 см – на 15 кг/кв. м. Это ориентировочные значения для обычных навесов из поликарбоната, точный прирост, если нужно, считается по аэродинамике крыши.

О толщине панелей

Какой должна быть толщина поликарбоната для навеса? Не менее 10 мм, такой лист 3RX на ячейке обрешетки 1,5х2 м держит вес взрослого человека. Но вспомним опыты с рейками, картонкой и жестянкой: оптимальную толщину панели нужно определять комплексно, вместе с ее структурой. Мы это сделаем далее, в процессе расчета кровли.

Каркас

Поликарбонат по параметрам прочности ближе к металлу, чем к дереву. Поэтому, увы, получить работающую обшивку на деревянном каркасе не выйдет . Поликарбонатные панели для дерева все равно что шифер, кровельное железо или ондулин. Как все-таки уложить поликарбонат на дерево, вкратце рассмотрим в конце, а пока займемся более подходящим металлом.

Металл – материал массивный. Это значительно упрощает расчет каркаса, можно воспользоваться обобщающе-усредняющими методиками. Оптимальный профиль несущего элемента – квадратная со скругленными углами стальная профтруба . По соотношению прочности к материало-, трудоемкости и общей стоимости она оказывается, что называется, на круг впереди прочих.

Расчетные соотношения также выходят простыми:

  • 1-2 ветровая и снеговая зоны – базовый типоразмер, при толщине стенки от 2 мм, от 10 мм на 1 м наибольшего размера навеса в плане, но не менее 40 мм.
  • 3-4 зоны, те и те – база для навесов общего назначения та же, а для автонавесов от 15 мм/м.
  • 5-6 ветровые и 5 снеговая зона – общая база от 15 мм/м, авто – от 20 мм/м.
  • 7 ветровая, 6 и 7 снеговые зоны – общая база от 20 мм/м, авто – от 30 мм/м.

Выбор зоны делаем по наихудшему. Т.е., если мы в 1 ветровой и 5 снеговой зоне, то ветер игнорируем и считаем по снегу. Точно так же, кстати, и во всех последующих расчетах, если не используются параметры и ветра, и снега. Профиль из ряда типоразмеров выбираем ближайший больший.

В базовом типоразмере выполняем столбы, их верхнюю обвязку (опорную раму) и основные несущие элементы:

  1. Ноги стропил.
  2. Их полные нижние балки – затяжки.
  3. Дуги арок; если арка из двух дуг (двойная, «лунная») – обе дуги.
  4. Тетивы сегментных арок.
  5. Коньковый прогон.
  6. Срединные подпорки стропил и арок – бабки.
  7. Подкосы столбов, верхние и нижние.

Вспомогательные несущие элементы – прогоны, раскосы ферменные арок и стропил и пр. – выполняем из профиля половинного типоразмера. Увеличить его до базового не повредит.

К примеру, в Воронежской обл. на садовую беседку и автонавес для бюджетной малолитражки размером 3х4 м пойдет одна только 40 мм профтруба. В Подмосковье каркас беседки останется тем же, но на навес для той же машины нужна труба как минимум 60 мм, а для солидного Лексуса – 80 мм. А вот на восточном побережье Камчатки для беседки (кто там в ней усидит?) нужна труба 80 мм, а для любого автонавеса – от 120 мм.

Забивать, вкапывать, бетонировать?

Теперь разберемся, как производится установка столбов, руководствуясь принципом: дешево и сердито. Для беседки и крыльца оптимальный вариант – диаметром в базовый размер, самых дешевых хватит с избытком. Глубина заворачивания – не менее 1200 мм.

Тут дело не только в том, что обойдутся они вряд ли дороже профиля с бетонированием. И даже не в простоте и скорости вворачивания: винтовая свая передаст в грунт любые нагрузки, в т.ч. боковые. Навес их даст будь здоров, а бетон таких не любит.

Если беседка цельнодеревянная, столбы можно просто врыть в землю на 600-900 мм. Это надежнее, чем забивать в грунт обрезки трубы, а в них – корни столбов. Но предварительно участок столба, который будет в земле, нужно хорошенько пропитать кипящим битумом. Если размер битумной посудины позволяет (скажем, варится в обрезанном промышленном газовом баллоне или в заваренной снизу трубе), то сунуть деревяшку туда и подержать 1-5 мин, пока битум вокруг дерева не перестанет пузыриться. Это значит, что из древесины испарилась вода и вышел воздух, а вместо них вошел битум. Когда пропитка остынет до отлипа, земляной конец столба обертывают рубероидом и тут же закапывают в предварительно пробуренную яму.

Для навеса над машиной важнее всего общая устойчивость, и по размерам он больше. Тут уже без бетонирования не обойтись. Но каждый столб будет расшатывать бетонную пробку сам по себе, не то что в заборе. И знакопеременных вертикальных нагрузок забор почти не дает, а навес – создает большие.


Типовая схема бетонирования столбов под навес предусматривает установку специальных закладных деталей (анкеров), слева на рис., преобразующих все нагрузки в привычное для бетона сжатие. С точки зрения массового производства для широкой продажи это оптимально – к анкеру можно привинтить любой столб. Но по прочности выходит не ахти: пучности нагрузок на столб (места их сосредоточения) приходятся, как раньше говорили, в аккурат, на разъемные соединения.

Если делать навес самому, то можно и на анкерах немало сэкономить, и прочность каркаса увеличить в 1,5-2 раза. Для этого (справа на рис.):

  1. На расстоянии 600-900 мм от нижних концов столбов привариваем к ним плиты от 350х350 мм, толщиной от 8 мм.
  2. По углам плит, в 40-50 мм от краев, должны быть вварены насквозь отрезки стального прута диаметром от 16 мм и длиной 350-400 мм.
  3. С внешней стороны каждый столб подкрепляется одним подкосом.
  4. Глубина ямы под столб – на 300 мм больше глубины его заделки в бетон (по плиту), из которых 100-120 мм придется на песчаную подушку.

О количестве столбов

Сколько нужно столбов под навес? Трудоемкие они, поменьше хочется, только без потери надежности. Что ж, для забетонированных столбов можно дать рекомендации по ветру; снеговую нагрузку выдержат любые:

  • 1-3 зоны – максимальный шаг 6 м.
  • 4 и 5 зоны – шаг до 4 м.
  • 6 и 7 зоны – шаг до 2,5 м.

Минимально допустимый шаг столбов для всех зон – 1,7 м. Если ставить чаще, сильный ветер натолкнется на них, как на сплошную стену. Тогда и навес нужно рассчитывать не как навес, а как крышу здания, а это совсем другая тема.

Как крепить панели?

Еще совсем недавно соединительные профили для поликарбоната собирались на саморезах или винтах, слева вверху на рис. Здесь:


  1. Декоративная накладка.
  2. Верхний удерживающий профиль.
  3. Уплотнитель обычный.
  4. Поликарбонатная панель.
  5. Уплотнитель самоклеющийся.
  6. Саморез.
  7. Антипыльная лента с микрофильтрами в перфорации.
  8. Торцевой профиль.
  9. Несущий элемент каркаса.

Примечание: антипыльная лента совершенно необходима. Без нее панели не только пачкаются изнутри, но и растрескиваются оттуда же.

Самодельщики, используя для уплотнения силикон или, для мест слабоветренных, микропористую резину, а для крышек – обрезанные ПВХ-короба, с успехом обходились без дорогих фирменных соединителей, справа вверху на рис. Если выходы каналов панели находились на разных уровнях (напр. в ПНК), антипыльной лентой оклеивали только нижний торец, а верхний – более дешевой алюминиевой самоклейкой, слева внизу на рис.


Для точечных креплений в любом случае требуются специальные термошайбы, внизу в центре и справа на рис. Успешные попытки заменить их собственными изобретениями неизвестны. Дело в том, что при малейшем рассогласовании параметров теплового расширения плиты и термошайбы панель коробится, настил теряет прочность и в его каналы проникают пыль и грязь.

Вообще, точечные крепления – слабое место поликарбоната. Термошайбы следует покупать рекомендованные производителем панелей, или наоборот. Можно и другие, но тогда нужна проба: шайбу затягивают, не доводя ее крышку до панели на 1 мм. Прокладка при этом должна стать вровень с краем крышки или не доходя до него тоже 1 мм, но ни в коем случае не выпирать.

Сейчас «винтовая» технология стыковки плит отживает свое. Ее по всем параметрам, включая эстетические, превосходят соединительные профили на защелках, рис. ниже. Сравните, например, коньковый стык на винтах (рис. справа выше), и с помощью профиля RP. А стоимость цельных пластиковых соединителей упала настолько, что и городить самоделки потеряло смысл.


О резке панелей

Лучший вариант резки вручную – дисковая ручная пила с кругом «чистый рез». Такими пользуются паркетчики, работающие с ламинатом; внешне похож этот инструмент на машинку для стрижки волос.

Для поликарбоната непременное условие – пила должна быть с системой отвода опилок (попросту, с отсосом). Только при этом рез жесткого пластика будет действительно чистым, а мелкие зубья специального профиля ему только способствуют.

Шаг вправо, шаг влево…

Вот теперь мы подошли к тому, чтобы, наконец-то, закончить расчет навеса. Нам осталось определить:

  1. точную толщину и структуру панелей;
  2. шаг установки стропил или арок;
  3. шаг установки прогонов;
  4. расположение точечных креплений на прогонах.

Для того, чтобы найти все это, нужно сначала определить общую (сводную, сборную) нагрузку на крышу. Для навеса это не так-то просто, т.к. ветер свободно поддувает под него.

Нагрузка

Из карт зонирования России по ветровой и снеговой нагрузке видно, что на большей части ее территории снег давит куда сильнее. Отсюда для навеса следует полезное обстоятельство: варьируя параметры выбранной конструкции (или выбирая другую, если не сходится), нужно добиться некоторой «отрицательной» ветровой нагрузки.

«Отрицательной» взято в кавычки потому, что на самом деле эта нагрузка положительная: ветер стремится оторвать крышу, это разгрузит ее от снега и позволит лучше согласовать параметры прочности каркаса и настила, что упростит и удешевит постройку. Для сотового поликарбоната, который при толщине 16 мм не ломается под ступнями здорового мужика, такой подход вполне правомерен.

Тут уместно вспомнить суворовский принцип: тяжело в ученье, легко в походе. Не в бою, Суворов так не говорил. Он знал, что в бою легко никогда не бывает. Расчет ветровой нагрузки несложен, но трудоемок.

Воздействие ветра на крышу рассчитывается следующим образом:

  • Пользуясь строительными руководствами (напр., теми, что указаны выше) для выбранного типа кровли находим расположение зон действия ветра, их размеры и расчетные коэффициенты для конкретных параметров навеса. Пример для дома под двухскатной крышей см. на рис.


  • Для каждой зоны действия (приложения силы) находим величину ветрового давления, помножив его расчетное значение по карте на площадь зоны и ее коэффициент.
  • Суммируем их и делим на площадь навеса в плане. Работающая поликарбонатная обшивка вытерпит такое с запасом.
  • Изменяя параметры крыши, добиваемся возможно более полной компенсации снегового давления, пользуясь картами зонирования нагрузок. Не забываем проверять на выдергивание опор, зная, что 1 столб сидит в обычном грунте с силой 1,2 т!
  • Если нужно, берем другой вид навеса, добавляем столбы.
  • Не забываем учитывать, что снег усиливает действие ветра, см. выше!
  • Добившись оптимума, переходим к выбору панелей и шага стропил.

Теперь рассчитываем действительную снеговую нагрузку как P = p*cos α, где p — расчетная нагрузка в нашей зоне; P — действительная нагрузка; α — угол ската крыши. Для невысоких радиусных арок α — угол наклона линии от конька к мауэрлату. Снеговую нагрузку складываем с ветровой алгебраически, с учетом знаков. Для гладкого поликарбоната коэффициентом сцепления снега с крышей можно пренебречь.

Панели, стропила, арки

Теперь возьмем на вооружение табл. на рис. справа. По ней, зная совокупную нагрузку на крышу (ветер + снег), можно сразу найти шаг стропил, толщину и структуру панели.


Нужно только придерживаться следующих условий:

  • Шаг стропил выбирать кратным стандартной ширине панели в 2,1 м или целым ее частям: 1/2, 1/3, 1/4.
  • Соединение панелей должно приходится только на основные несущие элементы, висячие стыки недопустимы.
  • Необходимо учитывать рекомендации по выбору структуры панелей, приведенные выше.

Примечание: в зонах, начиная с 5-й, использовать панели слабее 5RX 16 мм нельзя. Вообще, для оптимизации под отрицательную нагрузку нужно подбирать панели, каркас тут мало чем поможет.

О креплении соединителей

О шаге крепления соединительных профилей к стропилам думать не нужно: он кратен шагу крепежных отверстий в них. Стандартная величина – 300, 450, 600 мм, смотря по климату.

Прогоны

С прогонами дело обстоит проще: их шаг равен полуторному от стропил. Скажем, если стропила через 1 м, то прогоны – через 1,5 м. Если на плечо крыши приходится меньше одного прогона, то из продольных связей достаточно продольной балки обвязки (мауэрлата) и конька.

Здесь, используя работу обшивки, можно применить интересный прием: находим по таблице шаг стропил, считаем шаг прогонов и вычисляем площадь ячейки обрешетки. Затем, выдерживая ее, ставим стропила чаще, пока прогоны вовсе не уйдут. Получим «воздушный» навес, а своих внутренних прогонов в каждой панели предостаточно.

Точечные крепления

Минимальный шаг «точек» – 300 мм. Если ставить их чаще, общая прочность панелей ослабнет из-за отверстий в них. Для сводной нагрузки менее 100 кг/кв. м на прогон ставим по 3 «точки»: по одной в 15-20 см от стыков и одну посредине. Для больших – шаг «точек» берем приблизительно равным половинному шагу стропил для структуры 3R 6 мм, это верхняя строка в таблице, но соблюдаем ту же тройственность: обязательно по одной с краев и одна посредине.

Крепкий эконом (пример для машины)

В соответствии со всем вышеизложенным была разработана довольно хорошо известная конструкция экономного, но прочного навеса для машины, см. рис.


  • Конфигурация кровли такова, что снег на ней не залеживается в любом климате: сверху его сдувает самый слабый ветер, а с боковин он сам сваливается и без ветра, настил-то гладкий. А при длительном безветрии с обильными снегопадами вес снега на площадке вверху распределяется по всей площади опоры крыши и общая нагрузка падает вдвое.
  • Для «дорог ветров», узких долин и ложбин, разработан вариант крыши, показанный справа на рис. Гребни ее фонарей ориентируют по преобладающему ветру. Дунет обратно – ничего страшного, продует точно так же.

Поликарбонат на дереве

Как уже сказано, поликарбонатная кровля на деревянной основе – просто настил. Устройство кровли на дереве – отдельная тема. Здесь мы только приводим на рис. основные их виды и конструкции стропил.


Примечание: опечатки на рис. нет. Наслонные значит, что они наслонены на стены сверху, а не прислонены к ним сбоку. Думаете, зря филологи считают русский язык не имеющим себе равных по выразительности?

На след. рис. – чертежи деревянных стропил для односкатных навесов у стены здания. Опорные столбы, где показано, обязательны! На дереве прочность и жесткость поликарбоната позволяет только уменьшить сечение основных несущих элементов (см. выше) до 60х100 мм, а вспомогательных – до 40х60 мм.


Делать или покупать?

Но что мы выгадаем, уразумев все эти сложности и применив их на практике? Сравним: стоимость панелей 2R 4 мм в РФ колеблется от 1600 до 2200 руб./кв. м; за 1 квадрат 5RX 16 мм – в пределах 3900-4200 руб./кв. м. За готовый простой, арочный на 4-х столбах, навес для машины с установкой на месте просят 2200-4500 руб./кв. м. Самому делать явно невыгодно, для профи тут действуют оптовые цены и дилерские скидки.

Не так давно появился вообще интересный вариант: готовые комплекты деталей под сборку без сварки. Самому ничего считать не нужно, придется только поставить столбы и собрать всю конструкцию. Цены – от 1700 руб./кв. м.

Но если речь идет о навесе пусть типовом, но нестандартного размера или конфигурации (напр., комбинации одного ската и полуарки, как на поз 7 рис. с автонавесами), цены взлетают за облака: ниже 12 000 руб. за квадрат найти трудно, и фирмы местные-неизвестные без гарантии. Вот за такой навес стоит взяться самому. А мучения с расчетами потом позволят со знанием дела браться за постройки посерьезнее, методики схожи.

Живя в частном доме, глупо постоянно находиться в четырёх стенах. А для комфортного пребывания на прилегающем участке, необходима какая-то крыша. Желательно рядом с домом. Или другими словами – навес.

Навесы из поликарбоната. Долговечная и практичная конструкция.

Виды навесов

Навес, если убрать всю шелуху, это прежде всего крыша. Он может быть:

  • Без опор или со стойками.
  • Стоять отдельно.
  • Прикреплён к дому.

В любом случае, наличие стен не оговаривается. А форма покрытия достаточно сильно варьируется. Но градация довольна проста. Покрытие может быть:

1. Прямое. Оно в свою очередь делится на:

  • Односкатное.
  • Двускатное.

2. Фигурное. У них градаций больше:

  • Вогнутые.
  • Выпуклые, или Маркиза. И уже в зависимости от отношения линейных размеров друг к другу и способа расположения направляющих, маркизы могут быть выполнены в виде:
    • Купола.
    • Удлинённого купола.
    • Арки.
    • Удлинённой арки.


Различные варианты исполнения навесов. На любой вкус.

Для изготовления навеса своими руками, фигурные варианты лучше не рассматривать. Они требуют завидного мастерства и наличия оборудования для создания гнутых профилей в строгом соответствии с чертежами. При этом кривизна направляющих, должна быть выдержана по всей длине у каждой планки. Малейшее отклонение, зримо проявит себя уже во время монтажа.

Прямые навесы, сделать гораздо проще. Времени для их создания потребуется не более одного дня, а радовать они вас будут довольно долго.

Критерии оптимального выбора навеса

Остановились на прямом навесе. Своими руками сделать его просто, но надо разобраться с количеством скатов и градусом наклона.

Двускатный навес обычно выполняют над входной дверью. Он обеспечивает защиту от попадания дождя через открытую дверь. И не более того. Слишком малы его размеры, чтобы под ним можно было отдыхать. Организация двускатного навеса больших размеров, потребует неоправданного увеличения затрат на материалы. Значит, остаётся односкатный навес.


С углом наклона разобраться несколько сложнее. Для этого, надо рассмотреть односкатный навес в разрезе. Выглядит он, как прямоугольный треугольник, у которого:

  • Вертикальный катет крепится к стене.
  • Горизонтальный катет находится параллельно земле.
  • Гипотенуза и есть навес.

Материал для навеса и их размеры

Для организации навеса потребуются:

  • Брус.
  • Два асбоцементных столба.
  • Поликарбонат.

Поликарбонат для навеса подходит как нельзя лучше по следующим причинам.


Для навеса лучше всего использовать сотовый поликарбонат толщиной от 8 мм.

  1. Самый дешёвый из прозрачных материалов.
  2. Обладает высочайшей прочностью.
  3. Безопасен при разрушении (он не даёт острых осколков).
  4. Легок в обработке.
  5. Доступен в любом регионе.

И больше всего подкупает его долгий срок службы – 10 лет.
Выбор цвета, прерогатива хозяина, но мы бы порекомендовали зелёный.

Теперь посчитаем размеры и количество материала.

Длина и ширина навеса подбираются сугубо индивидуально. Невозможно давать рекомендации, не зная размеров дома и ваших желаний. В качестве рекомендации, мы посоветуем делать длину навеса кратной 2 м. Это позволит избежать лишних работ по подгонке поликарбоната.


Для рассчета количество необходимого материала, для устройства навеса из поликарбоната вам потребуется замерить несколько плоскостей.

Для расчёта длины бруса, опять рассмотрим навес с разрезе, то есть как треугольник. И вспомним школьный курс геометрии за 6 класс. И так, мы имеем:

  • Нижняя часть навеса, или прилежащий катет – А.
  • Вертикальная часть навеса, прилегающая к стене, или противолежащий катет – В.
  • Гипотенуза, или покрытие навеса – С.
  • Угол между А и С = 30°
  • Тангенс, это отношение противолежащего катета (В), к прилежащему (А). Для угла 30°, тангенс равен 0,577.
  • Если длина нижнего катета 4 м, то вертикальный катет равняется 4 х 0,577 = 2,3 м.
  • Длину навеса, или гипотенузу рассчитаем через косинус. То есть, через отношение прилежащего катета (А), к гипотенузе (С). Для угла 30°, значение косинуса 0,866.
  • Длина гипотенузы (С) = 4/0,866= 4,62 м.


Потребуется брус различных размеров.

И того, потребуется материал следующих размеров:

  • Брус 200х100х6000 – 1 шт. (мауэрлат между столбами)
  • Брус 200х100х6000 – 2 шт. (лежень и коньковый прогон)
  • Брус 150х100х4000 – 6 шт. (схватки)
  • Брус 150х100х4620 – 6 шт. (стропила)
  • Брус 100Х100х2100 – 2 шт. (вертикальная фиксация на стене)
  • Поликарбонат, ширина 2 м, длиной 4,7 м – 3 шт.
  • Трубы асбоцементные ∅150 мм, длиной 4 м – 2 шт.
  • Соединительный неразъемный профиль для поликарбоната – 15 м.
  • Торцевой профиль для поликарбоната – 16 м.

Расходные материалы: саморезы для бруса и поликарбоната, пластины и уголки для крепления бруса, мешок цемента и 3 мешка ПГС, килограмм стальной фибры, две шпильки 1 длиной 30 и ∅2 см.

Инструменты:

  • Лопата.
  • Шуруповёрт.
  • Ножовка.
  • Отвес.
  • Правило.
  • Уровень (желательно лазерный).
  • Угольник.
  • Рулетка.
  • Дрель.

Последовательность работ


Существует множество вариантов установки столбов. Какой из них выбрать - решать вам.

Разметка, и установка столбов

Обозначьте на земле место для будущего навеса с таким расчётом, чтобы длинной стороной(6 м) он прилегал к стене дома. В итоге, два угла навеса будут прилегать к дому, а два будут находиться на расстоянии 4 м. В этих двух углах требуется выкопать ямы. Глубиной ямы, вы должны регулировать высоту навеса. То есть, учитывая высоту асбоцементных столбов (4 м) + высоту бруса (0,2 м), вы определяете высоту навеса. При этом помните - минимальная глубина ямы должна быть 1 м.

На дно ямы насыпают слой песка 10 см и устанавливают столбы. Расстояние между столбами должно быть равным 5,85 м. Обратите внимание, расстояние измеряется не между центрами, а между ближайшими точками. Учитывая, что 7,5 см это половина диаметра, то в сумме, расстояние между центрами столбов будет 5,85+(0,075+0,075)=6 м.

Таким же образом, контролируется расстояние от стены до трубы, но дистанция уже 3,93 м.

ВАЖНО: в обоих случаях, расстояние должно быть одинаковым по всей высоте столба. Это подтверждает вертикальность установки, которую контролируют отвесом.

Нижнюю часть столба следует обмотать куском рубероида, который с внутренней стороны надо густо смазать солидолом. Такая процедура, в купе с песчаной подушкой, будет предохранять от выдавливания опоры при возможном вспучивании грунта во время морозов.


Бетонирование опор. Для дисперсного армирования применяйте стальную фибру в количестве 0,7% от общего объёма смеси.

Яма засыпается крупным щебнем, а сверху заливается небольшой, 20-30 см, слой бетона. Одновременно с этим, бетон необходимо залить в сами трубы. Такая операция будет служить страховкой устойчивости опоры, в случае её повреждения. Объём одной трубы ∅15 см и выстой 4 м, приблизительно равен 70 л. На заливку двух столбов и ям потребуется около 200 литров бетона. Для его замешивания используйте мешок цемента и 3 мешка ПГС. ВАЖНО: Сверху каждой трубы, необходимо утопить в бетоне заподлицо, заранее приготовленный деревянный куб с гранью 10 см. В него будет крепиться брус. Для лучшей фиксации, в нижнюю сторону куба можно чуть вкрутить несколько больших саморезов.

После заливки, ещё раз проверьте вертикальность установки и расстояние между контрольными точками.
Время набора бетоном прочности достаточной для дальнейших работ, при температуре воздуха 20-25°C, примерно 3 суток. За это время можно выполнить второй этап.

Монтаж опоры на стене дома

На стене необходимо зафиксировать 2 горизонтальных бруса.
Нижний брус, лежень, необходимо зафиксировать на такой высоте, чтобы его верхняя сторона была на 20 см выше, уровня столба.

Видео: Монтаж настила

Верхний брус, коньковый прогон, закрепляется параллельно ле́женю. При этом расстояние между ними должно быть 2,1 м. С учётом размеров конькового прогона, это даст высоту 2,3 м. То есть, позволит выдержать угол наклона 30°.
Оба бруса крепятся к стене с помощью уголков, которые располагают вокруг каждого элемента. Такой подход менее сложный, ибо закручивать саморезы в стену, через брус толщиной 100 мм, чрезвычайно сложно. Уголки следует закручивать через каждый 70-80 см по всему периметру бруса. На один элемент потребуется 15-17 уголков.

Между коньковым прогоном и ле́женем, устанавливаются два вертикальных бруса. Их можно расположить в 20-30 см от края конструкции. Закреплять их следует только к горизонтальным элементам конструкции через пластины и уголки.

ВАЖНО: Во время работ, постоянно контролируйте с помощью лазерного уровня горизонтальность прилегания элементов. А перед закручиванием саморезов в брус, обязательно просверлите отверстие ∅1,5-2 мм.

Укладка мауэрлата, крепление стропил и схваток

После застывания бетона, можно определить по месту мауэрлат. Он укладывается на торец, и для его фиксации необходимо просверлить два сквозных отверстия (по одному с каждой стороны). Продолжение этих отверстий, должны быть в деревянных кубиках, которые утоплены в столбах. В эти отверстия вставляются шпильки 1. Жёсткое крепление здесь не потребуется. Так как мауэрлат будет придавлен общим весом конструкции, а небольшая вертикальная подвижность, предохранит конструкцию от разрушения в случае вспучивания грунта зимой.


Крепления выполняются с помощью уголков и пластин.

Важно: При работе с мауэрлатом, проконтролируйте его горизонтальность с помощью лазерного уровня. Помните, что верхний торец мауэрлата должен быть в одной плоскости, с верхним торцом ле́женя.

Следующий шаг – фиксация схваток. Первые две из них крепятся с краёв конструкции и фиксируются уголками по бокам и сверху, а пластинами снизу. Обратите внимание, мауэрлат и лежень, имеют высоту 200 мм, а схватки – 150. Поэтому выравнивать их надо по нижнему торцу!

После крепления двух крайних схваток, аналогично устанавливаются и фиксируются остальные 4, на равном расстоянии друг от друга.

Последний шаг – монтаж стропил. Начинают работу с крайних элементов. Но в отличии от схваток, каждую стропилу необходимо запиливать с торцов для плотного прилегания с обеих сторон: к коньковому проходу и углу между мауэрлатом и схваткой. Важной особенностью этого этапа, является возможность определения качества выполнения предыдущих работ.

Дело в том, что все шесть стропил должны быть одинаково запилены в том случае, если аккуратность и скрупулёзность предыдущих работ была проведена на высоком уровне. Поэтому, сначала приложите одну стропилу к месту фиксации, обозначьте места отпила, и после подгонки, попробуйте приложить её к остальным 5 точкам. Если расхождения не слишком большие, то причина может быть и в линейных дефектах пиломатериалов. А при совпадении параметров по всем 6 точкам фиксации, работу можно считать проведённой на отлично.


Схема монтажа конструкции навеса

Но сначала надо подготовить, уложить и зафиксировать все стропила. Помните, что на верхней части стропил не должно быть выступающих шляпок саморезов, а тем паче пластин.

Настил сотового поликарбоната

На последнем этапе необходимо уложить всего три листа поликарбоната. Первый лист можно фиксировать, не наступая на него, а закрепляя саморезы с лестницы или стремянки приставленной сбоку. При этом саморезы необходимо закручивать в каждую стропилу, шаг между каждым элементом фиксации 50 см.

Каждый лист сотового поликарбоната с торцов закрывается профилем, а между ними необходимо закрепить соединительный неразъёмный профиль. При креплении второго и третьего листа, для закручивания саморезов, потребуется забраться на поверхность навеса. Для предохранения поликарбоната от повреждения и собственной безопасности, используют доску, шириной 40-50 см. На которую набивают ступени. Этот этап работ всё-таки лучше выполнять вдвоём, с использованием страховочного, монтажного пояса.


Работать предстоит с лестницы, поэтому соблюдайте осторожность и аккуратность.

Не забывайте следующие моменты:

  • Зафиксировав лист поликарбоната, снимите с него защитную плёнку.
  • Сотовый поликарбонат фиксируется специальными саморезами.
  • Перед закручиванием самореза, в поликарбонате надо просверлить отверстие, ∅ которого чуть больше, аналогичного параметра самореза.
  • Все пиломатериалы, следует обработать олифой.

Украшение навеса

По большому счёту, такой красивый навес уже нельзя сделать лучше. Но зато под ним можно сделать оригинальное освещение. Допустим с помощью светодиодной ленты.

В случае необходимости, треугольные торцы навеса можно закрыть сотовым поликарбонатом. Тем более, что для этого потребуется всего два отреза стандартной ширины (2 м) и длиной 2,4 м.

При желании, можно организовать круговой занавес из тарапулина или брезента. Некоторые владельцы подобных навесов, подходят к этому творчески, и такие занавесы могут очень оперативно скатываться в рулон и фиксироваться на верху.

Главное – навес из сотового поликарбоната собранный своими руками уже есть. А украшение и декорирование, это вопрос времени.