Как осуществляется роспись по штукатурке. Особенности рисования по сырой штукатурке водяными красками Техника настенной живописи по штукатурке

Роспись по штукатурке пришла к нам с давних времен, по этой технологии расписаны сохранившиеся древние храмы и дворцы. Такая методика наружной и внутренней отделки стен позволяет создать индивидуальный, неповторимый образ в жилых и общественных помещениях.

Расписывать можно как сырую, так и сухую оштукатуренную поверхность стен. Чтобы создать на поверхности стены настоящий шедевр, придется пригласить художника, умеющего работать в этом направлении. Несложный узор или рисунок можно нанести своими руками, но для этого нужно изучить технологию росписи стен.

Виды росписи


Чтобы получить фреску, изображение нужно наносить на сырую штукатурку

Живопись по штукатурке с каждым годом набирает популярность и является достойной альтернативой обоям.

Многим интересно, как называется роспись по сырой штукатурке.

В переводе с итальянского языка, слово сырой переводится, как .

Существует два вида нанесения:

  • по сухой поверхности может выполнить художник или человек, хорошо умеющий рисовать. Обойдется ручной рисунок более дорого, чем роспись по влажной поверхности по эскизу;
  • роспись по сырой штукатурке называется фреска. Нужно успеть нанести изображение до того, как поверхность высохнет. Такая техника требует тщательной подготовки.

Технология выполнения росписи по сырой и сухой поверхности существенно отличается. При выборе метода нанесения руководствуются требованиями к внешнему виду изображения, наличием средств и времени, личными художественными навыками.


Важно не нарушить технологию, тогда изображение прослужит долго

Даже если не планируется выполнение работы своими руками, специалистов нужно контролировать. От четкого соблюдения ими технологии выполнения работ зависит окончательный результат и долговечность изображения. При нарушении технологического процесса может получиться, что изображение со временем начнет трескаться и осыпаться.

Чтобы создать качественное , понадобится:

  • в качестве основы используют не успевшую высохнуть оштукатуренную в несколько слоев стену;
  • эскиз рисунка нужно подготовить заранее, если он занимает большую площадь, его делят на секции;
  • на влажную штукатурку наносят эскиз, затем разукрашивают его, придерживаясь технологии нанесения.

Технология создания фрески требует умения и мастерства художника. Если нет уверенности в своих силах, лучше пригласить специалиста.

Подбор изображения

Стена, на которую наносят изображение, должна быть открытой и естественно освещенной. Если роспись стен выполняют самостоятельно, лучше выбирать несложное изображение, содержащее не более 3 цветов.

Подготовка поверхности


Подготовьте стену, сделав небольшие выбоины в стене

Чтобы штукатурка крепко держалась, нужно сделать поверхность, на которую будем наносить раствор, максимально шершавой.

Сначала удаляют все отслаивающиеся части строительных материалов.

Для более крепкого сцепления делают перфоратором или отбойным молотком неглубокие выбоины на стене.

Если стена ранее оштукатурена, сбивают раствор в тех местах, где он плохо держится. Грунтовка стены обеспечит хорошее схватывание материалов и способствует обеспыливанию поверхности.

Подготовка раствора


Добавьте в раствор кирпичную крошку или кварцевый песок

Штукатурный раствор готовят на основе свежей извести высшего сорта с добавлением кирпичной крошки или кварцевого песка. Кирпичная крошка продлевает время высыхания раствора, это дает возможность нанести рисунок.

Известь предварительно гасят водой до прекращения в растворе соответствующей реакции. Для этого оставляют выстаиваться известь, залитую водой, на несколько суток.

Состав раствора для каждого слоя понадобится различный. В таблице указаны пропорции смешиваемых материалов:

Нанесение штукатурки

Для получения идеально результата нужно четко следовать технологии нанесения. Работу выполняют в несколько этапов, от их выполнения зависит внешний вид и качество рисунка.

Этапы нанесения:


Консистенция раствора должна быть такой, чтобы шпатель, опущенный в него, выходил сухим. Это гарантирует минимальную усадку раствора после его нанесения на стену. Для повышения крепости штукатурки в раствор добавляют рубленую пеньку и льняное волокно.

Нанесение изображения

Даже опытные мастера заранее подготавливают рисунок на плотной бумаге. Прорисовывать каждую деталь необязательно, главное четко выделить контуры основных элементов. Если композиция имеет большие размеры, ее разрезают на несколько одинаковых частей. Учитывают при выборе размера, что каждая часть должна быть нанесена на стену в один заход. Мастер-класс по росписи стен смотрите в этом видео:

Контуры рисунка наносят иглой на сырую штукатурку

Пошаговая инструкция росписи стен:

  1. Когда поверхность выровняли, переносят контуры рисунка на влажную штукатурку методом прокалывания иглой по контуру рисунка или выдавливанием. Интересной идеей является перенос контура с помощью обведения контура изображения, передаваемого диапроектором.
  2. Рисовать по сырой штукатурке начинают с крупных объектов, постепенно переходят на более мелкие детали. Используют мягкие кисти. Прорисовывают от светлых элементов, постепенно закрашивая более темные участки. По окончании закрашивания проходят вторым слоем, начиная наносить сначала темные тона, затем продвигаемся к более светлым тонам.
  3. Место стыка краев росписи аккуратно подрезают ножом, чтобы получился наружный скос. Накладывают на незаполненные края штукатурку и разглаживают, чтобы не видно было шва. Продолжают роспись.
  4. После того, как проработали рисунок, наносят тени, выделяют основные слои, подкрашивают и лессируют.
  5. После высыхания изображения поверхность нуждается в шлифовке. Затем изображение натирают воском, который защищает поверхность от разрушения и выцветания красок под внешними воздействиями. Подробнее о том, как нанести фреску, смотрите в этом видео:

Пока кисть легко скользит по стене, краска хорошо впитывается, проникая внутрь основы и закрепляясь в ней. Если после мазка остаются борозды, штукатурка высохла, нужно срезать ее на этом участке, нанести новый слой штукатурки и только после этого продолжать наносить рисунок.

После окончания раскрашивания фрески ее нельзя трогать на протяжении 7—14 дней. Краски впитываются неравномерно, поэтому пока поверхность высыхает, насыщенность красок может меняться несколько раз. Когда изображение высохнет, оно приобретет требуемый вид.


Чтобы изображение оставалось ярким после высыхания, выбирайте более яркие цвета

Чтобы получилось качественное изображение на стене, нужно учесть несколько советов:

  • при выборе красок учитывают, что после высыхания цвет значительно блекнет, нужно выбирать более яркие краски;
  • изображение подбирают так, чтобы, если изменится назначение комнаты, оно гармонировало с оформлением нового помещения. Не стоит выбирать кричащие, раздражающие тона и картины с изображением сцен войны и т.д;
  • пока штукатурка высыхает, помещение нужно защитить от сквозняков, прямых солнечных лучей и резких перепадов температуры;
  • краски наносят с легким прижимом кисти, чтобы не повредить основание. Наносят тонким слоем, толстый слой не полностью впитается в штукатурку;
  • для изображения дымки в пигменты добавляют белила из извести.

Краски наносят от более светлого к темному. Обязательно нужно соблюдать такую последовательность, чтобы светлые тона успели впитаться в штукатурку. Когда художник движется в обратном направлении, видит, где тон поблек и его нужно обновить.

Роспись по сухой штукатурке

Применяют такой вид живописи значительно реже, чем фреску. Называют нанесение рисунка на сухую стену - Альсекко. Подробный мастер-класс по росписи смотрите в этом видео:


Краски для росписи основаны на казеиновом тесте

Так как художник не зависит от процессов высыхания поверхности, этот вид работ не требует скорости выполнения.

Для росписи применяют краски на основе известкового и казеинового теста. Они полностью безопасные для здоровья и подходят для оформления детских комнат.

С такой работой справится профессиональный художник или человек, умеющий хорошо рисовать. Ручная работа неповторима, она стоит дороже, чем нанесение рисунка по готовому эскизу.

Поверхность, являющаяся основой для рисования, должна быть идеально ровной. Обязательно грунтовать стены перед нанесением рисунка.

Перед нанесением изображения поверхность стены увлажняют. Краски наносят в несколько слоев. Каждый последующий слой накладывают после высыхания предыдущего.

Краски для росписи

Рисовать можно по сырой штукатурке водяными, известковыми или темперными красками. Рассмотрим их свойства в таблице:

Вид краски Характеристики
1 На водной основе Колеры разбавляют водой, возможно добавление в состав гидрата окиси кальция (известь).
2 Известковые Краски изготавливают на основе известкового теста или известковой воды. Ими удобно вносить правки на высохшей основе.
3 Темперные Применяют для ретуширования готового изображения. В состав входят яйца, казеин, сухие пигменты, добавки, замедляющие застывание краски.
4 Клеевые


В продаже существует большое разнообразие видов красок для росписи стен по сырой и сухой .

Мастер при выполнении работ должен учитывать все нюансы применяемой техники нанесения. Важно не допускать нарушения целостности штукатурного слоя.

Это может произойти, если художник по неопытности пытается смешать накладываемый цвет с невысохшим оттенком предыдущего слоя. Живопись с использованием более 3 цветовых оттенков требует особого внимания и мастерства.

Живопись по сырой штукатурке обретает все большую популярность благодаря возможности создать уникальные изображения на стене.

Рисунки по сырой штукатурке делаются снаружи здания и в помещениях. Это практически искусство, которое не каждый может освоить и выполнять своими руками. Как наносятся рисунки, тонкости процесса подскажет статья.

Живопись водяными красками по сырой штукатурке называется фреской. При создании фресок ранее художники использовали краски с добавлением в них клея или казеина, что значительно увеличивало их срок хранения.

Особенностями создания фресок являются:

  • Краска впитывается слоем штукатурки, а кисточка должна легко скользить по этой штукатурке.
  • Скатывание краски или оставление полос, указывает на уже высохшую штукатурку, которая перестала впитывать краску, что позволит создать фреску.
  • Эту “бракованную” часть стены нужно удалить и нанести новый штукатурный слой.
  • Работы могут быть продолжены.

Роспись по штукатурке часто используется при декорировании помещений.

Достоинствами художественной росписи являются:

  • Создаваемая на стене композиция становится уникальной и неповторимой в своем роде.
  • Она может украшать стены абсолютно разными композициями, это могут быть:
  1. простые орнаменты;
  2. сложные пейзажные панно.
  • Рисунками на стенах подчеркивается любой интерьер помещения.

Самым большим недостатком художественной росписи стен по штукатурке является необходимость наличия у человека художественного таланта.

Помимо этого к недостаткам покрытия относятся:

  • Рисунок по сырой штукатурке сложно нанести самостоятельно.
  • Нужно уметь рисовать.
  • Цена работ при привлечении специалистов может быть достаточно большой.
  • Необходимо, чтобы скорость выполнения работ была высокой.
  • Нужна тщательная подготовка поверхностей под роспись.

Живопись по штукатурке имеет следующие особенности, при выполнении работ:

  • Живописная штукатурка для сырых помещений – это сложный и очень длительный процесс, требующий контроля при его выполнении приглашенным специалистом.

Совет: Перед нанесением изображения на стену, следует нарисовать на ней эскиз с контурами желаемого рисунка, а затем кисточками наносятся водорастворимые краски

  • Обрисовка набросков на стене начинается с прорисовкой контуров участков с наличием на них красок темного цвета.
  • Техника живописи по сырой штукатурке требует наличия достаточно влажной основы. Определить это можно таким образом: при появлении на поверхности разводов после кисти, это место штукатурки очищается шпателем и снова покрывается новым составом.
  • Своеобразное впитывание пигмента краски известью или какими-либо другими компонентами штукатурки, позволяет после высыхания картины приобрести ей характерную глубину.

Совет: При желании выполнить фреску самому, но есть сомнения сделать роспись качественно и достаточно быстро, нужно попробовать свои силы на маленьком участке влажной штукатурки или на сухой поверхности.

Как подготовить стены к нанесению росписи

Любые отделочные работы начинаются с качественной подготовки основания.

В таблице представлены основные этапы этого процесса:

№ п/п Наименование операции Порядок проведения
1 Удаление старого покрытия

Совет: Если на некоторых участках слой держится очень прочно, его можно не снимать.

  • Поверхность обметается веником от пыли и строительного мусора.
2 Нанесение насечек
  • Вся поверхность стены перфоратором с насадкой-долотом или старым топором покрывается неглубокими насечками, глубиной до 8 миллиметров.
  • На один квадратный метр площади количество насечек должно быть до 120 штук.
  • Со стены убирается пыль.
3 Выполнение грунтовки Для обеспечения максимальной адгезии штукатурки к стене, поверхность грунтуется двумя-тремя слоями проникающего состава (см. Грунтовка стен и все по этому вопросу).
4 Штукатурка основания
  • Сверху огрунтованной и увлажненной поверхности наносится базовый слой штукатурной смеси, предназначенной для чернового выравнивания, имеющихся на стене дефектов.
  • Покрытие хорошо просушивается.
  • Наносятся остальные слои, служащие основной для создания росписи.

Как подготовить раствор

Секретом мастеров фресок является приготовление раствора для ошкатуривания поверхностей. Выполняя живопись на стенах, штукатурка, вернее пропорции ее компоненотов подбираются самостоятельно, универсального варианта нет: разные составы смесей имеют свои плюсы и минусы.

Ими можно воспользоваться:

  • Основа раствора для штукатурки – известь (см. Готовим сами раствор для штукатурки известковый). С улучшением ее качества, увеличивается прочность материала, тем на него лучше ляжет краска. Приобретается максимально чистая и свежая строительная известь, независимо от ее стоимости.
  • Известь гасится чистой водой и оставляется примерно на 15 дней, что хначительно улучшит ее свойства.
  • Добавляется песок крупной фракции или смесь его с кирпичной крошкой, что предпочтительней, которые будут служить наполнителем.

Совет: При нанесении фрески на улице, песок способен обеспечить ей нужный запас прочности. В этом случае следует количество кирпичной крошки в смеси снизить до минимума.

  • Добавляется пенька, предварительно мелко нарубленая, или волокно целлюлозы, что повышает эластичность состава и защищает его от растрескивания в смесь.

Состав готовится прямо перед началом выполнения работ по оштукатуриванию, а затем росписи.

Примерные пропорции смеси:

  • Базовый слой :
  1. три части наполнителя.
  • Лицевой слой :
  1. одна часть известкового теста;
  2. 2,2 части наполнителя.
  • При необходимости нанесения состава более двух слоев для лицевого покрытия берется более жирный раствор, в нем соотношение компонентов составляет 1: 1,8.

Как наносится штукатурка

Инструкция, по которой выполняется роспись по сырой штукатурке, называется иначе

фресковой росписью, предполагает такую последовательность выполнения всех операций:

  • Подготовленная поверхность увлажняется, не менее чем за 24 часа до начала работ.
  • Увлажнение повторяется за 90 минут до начала процесса оштукатуривания.

  • Набрасывается на поверхность первый слой до восьми миллиметров толщиной. Раствор равномерно распределяется по стене теркой для штукатурки без лишнего разглаживания.
  • Наносятся волнистые линии до двух миллиметров глубиной с шагом до 40 миллиметров. Эти борозды будут формировать рельеф, который обеспечит максимальную адгезию штукатурных слояв.
  • Первый слой сушится не менее 12 суток.
  • Поверхность увлажняется, пока она полностью не будет насыщена жидкостью.
  • Наносится второй слой, который будет промежуточным.

Совет: Второй слой делать не обязательно, но новичкам спешить не стоит: двухслойные фрески имеют большую чувствительность к нарушениям технологии.

  • Если на поверхностях базовых слоев появился белесый налет, его необходимо счистить, а стену повторно увлажнить. В противном случае нарушится адгезия штукатурного основания, что со временем приведет к расслоению фрески.
  • После высыхания всех предварительных слоев штукатурки, последний увлажняется и наносится лицевой раствор. Из-за быстрого высыхания укладывать его следует небольшими участками, выполняя параллельно роспись на стене.

Некоторые нюансы росписи стен

Заранее нужно подготовить все необходимо для росписи стены:

  • Эскиз изображения.
  • На водной основе акриловые краски.
  • Инструменты.

Работа выполняется в такой последовательности:

  • После выравнивания штукатурки, с помощью иглы контуры с эскиза «перекалываются» на основание. Основные линии лучше наметить острым кончиком карандаша или шилом, как на фото.

  • Мягкими широкими кисточками наносятся разведенные водой краски, соблюдая определенную последовательность:
  1. укладываются светлые оттенки;
  2. средние тона;
  3. темные цвета.
  • Мазки наносятся легкими движениями, таким образом чтобы кисточка не «счищала» со стены подсыхающий известковый состав. При появлении в краске белесых разводов, кисть необходимо тщательно промыть и снизить при работе нажим на инструмент.
  • Прорисовка повторяется, но в обратной последовательности:
  1. укладывается темная краска;
  2. средние цвета;
  3. светлые оттенки.

Это позволит создавать между оттенками плавные переходы. А на участках где светлая краска уже впиталась в основание, можно будет повторить высветление, что сделает картину более контрастной.

  • По окончании росписи участка, края, незаполненные штукатуркой, аккуратно срезаеются шпателем и ножом, чтобы формировался внешний скос, на который накладывается снова гипсовый раствор и заглаживается, пока не исчезнет шов.
  • Операции по росписи снова повторяются.

Самым сложным является финальный этап работ: нельзя трогать фреску примерно нам 10 суток. Это связано с тем, что при высыхании штукатурки впитывание краски происходит неравномерно, что может непредсказуемо изменять оттенки изображения.

Совет: До полного высыхания штукатурки, помещение должно быть защищено от сквозняков и перепадов температуры.

Нанести красками рисунок на сырой штукатурке – достаточно сложная техника, освоить ее на должном уровне под силу далеко не каждому художнику.

Но при большом желании и наличии художественного вкуса можно попробовать, а видео в этой статье и некоторые рекомендации помогут на первых этапах.

Периодически, прогуливаясь по улицам городов давней постройки, заходя в храмы или просто смотря фильмы, наш взор упирается в произведения искусства, которые выполнены прямо на фасадах зданий или внутри помещений на стенах и потолках. Данный стиль росписи называется живопись по сырой штукатурке или фреска. Данный тип живописи берет свое начало еще со второго тысячелетия до нашей эры, так как во время Эгейской культуры люди уже начинали роспись, только красками, где в качестве связующего вещества использовали казеин или клей.

Техника была похожа на «а секко» или стенная живопись по сухой штукатурке. Материалы в то время были легкодоступными, техника довольно проста, а долговечность и практичность изделий сильно повлияли на популярность фресковой росписи в античный период. В период зарождения и процветания христианства роспись по штукатурке приобрела популярность в украшении внутренних и внешних стен каменных храмов и соборов. В Древней Руси роспись по стенам была смешанной. Роспись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой росписи (верхние прописки и фон) с разнообразными связующими материалами (животные, растительные клеи и яйцо). В период эпохи Возрождения владение искусством фрески стало основополагающим в измерении мастерства художника. Именно в это время в Италии фреска достигла наивысшей грани своего развития.

Живопись на штукатурке в ванной комнате

В Италии с давние времена после принятия решения по структуре и композиции письма и полного выполнения эскиза, делался макет из картона. На нем художник полностью воспроизводил свои мысли, цвета и структуру росписи в полном масштабе. Если роспись была больших размеров – поверхность делилась на участки. Разделение выполнялось по контуру деталей, обычно в области затемненных участков, дабы в последствие шов разделения цветов был малозаметен. Контуры цветов переносились посредством передавливания или проколов через кальку и присыпанием угольной пылью. Подготовительный слой, для исключения подтеков на роспись, наносился слоем от 3 до 5 мм и тщательно разглаживался.

Художественная штукатурка довольно трудоемка по своей натуре и требует большого опыта в работе с ней. Пока кисть с легкостью скользит по рабочей поверхности – роспись продолжается, а когда она начинает оставлять борозды на поверхности, значит, краска уже не приникает вглубь штукатурки и не закрепится. Данный участок срезают и наносят новый слой, а только потом продолжают роспись. Техника живописи на штукатурке очень своеобразна: первоначально накладываются только светлые цвета, по заготовленному эскизу, затем средние и только после этого темные. Затем, наоборот: от темного к светлому, давая, таким образом, светлым краскам впитаться и подкорректировать те места, где они оказались слишком блеклыми. После окончания росписи и полного высыхания раствора поверхность шлифуют и натирают воском, а высохшие участки незаполненного грунта аккуратно снимаются с предыдущего слоя.

Технология изготовления штукатурки

Технология изготовления штукатурки основана на природных свойствах извести во время высыхания постепенно превращаться из жидкого в относительно твердое вещество. Большая часть всего процесса зависит по большей части от качества извести. Для изготовления штукатурки для фресковой росписи необходимо брать самую свежую известь высшего сорта, которая при изготовлении хорошо обожглась и «загасить» ее большим количеством воды. Во время процесса гашения необходимо быть крайне осторожными – известь при соприкосновении с водой очень нагревается. После того, как мы высыпали всю известь, ей необходимо время отстояться либо в воде, либо в мокрой среде как можно больше времени.

Наполнителями для штукатурки под живопись на штукатурке, часто используется кирпичная крошка. Преимущества ее в том, что при сыром растворе вода, в которой присутствует крошка, высыхает гораздо медленнее, чем продлевает время работы со штукатуркой во время нанесения изображения. Если кирпичная крошка отсутствует по каким-либо причинам, рекомендуется заменять ее речным песком, так как он обладает разнозернистостью с повышенной плотностью прилегания. А если учесть, что штукатурка выполняет во фреске роль клея, скрепляющего наполнители, то покрытие будет гораздо прочнее по своей натуре. Так же важными являются наполнители льняное волокно и рубленая пенька. Они сводят к минимуму хрупкость слоя, придавая дополнительную устойчивость к деформациям и пластичность.

Перед нанесением штукатурки на стену, необходимо сначала ее правильно подготовить. Если работа будет проводиться по бетонной стене, то необходимо сделать ее неровной, посредством выбоин, сколов и отверстий для лучшего сцепления с ней. Для этого можно использовать перфораторы или отбойные молотки. Если рабочая поверхность раннее штукатурилась – старое покрытие необходимо снять, а в местах, где не снимается, хорошо очистить от пыли и старой краски.

Раствор наносится в два или три слоя на обильно смоченную поверхность. Первому слою при таком нанесении дают хорошо просохнуть, а затем смачивают водой до полного впитывания и наносят два остальных. При нанесении последующих слоев поверхность штукатурки чистится шпателем от образований извести при высыхании. В процессе высыхания любая роспись по сырой штукатурке, как правило, дает немного усадки. Соответственно, чем гуще был замешан раствор, тем меньше уровень усадки. По факту, количество воды должно быть минимальным, чтоб шпатель, воткнутый в нее, выходил сухим (один из способов проверки).

Технология написания фрески

Написание фрески должно быть быстрым, но торопиться в этом деле не стоит. Для того, чтобы не тратить время на размышления и переделку, мастер должен заранее ознакомиться со всеми тонкостями и знать схему работы, последовательность и окончательный вид готового изделия. Есть метод, позволяющий разграничить всю работу на три этапа:

  • изготовление рисунка;
  • нанесение тонов;
  • отделка изображения отсветами и тенями.

Такая методика позволяет полностью выработать ресурс сохнущей штукатурки.

Началом живописи по сырой штукатурке является создание рисунка. Этот процесс подразумевает поиск затемненных и осветленных мест на фреске для лучшей выразительности работы. Окончанием этапа является полностью разграниченная область работы для каждого из цветов.

Когда поверхность фрески будет полностью раскрыта, необходимо первоначально заняться работой с тенями. В некоторых ситуациях есть вероятность пересыхания описей и теней, при которой в раствор вводится желток, разбавленный водой. Он не замедляет высыхание штукатурки, но образует клеящую смесь, удерживающую краски на поверхности.

В процессе написания мастеру приходится учитывать множество особенностей этой техники. первоначально важно помнить, содержащие известь колера после высыхания довольно сильно высветлятся. Увы, угадать окончательный тон довольно трудно, поскольку штукатурка каждый раз ведет себя по-разному. Это зависит от характера поверхности, на который она наложена. Если стена, продолжает быстро впитывать воду, фреска будет высыхать быстрее. Если штукатурка нанесена на не-впитывающую воду стену и если используется трехслойный грунт, время высыхания увеличится.

Художественная декоративная штукатурка требует повышенной внимательности и кропотливости, так как изменить участок фрески не получится, можно или внести небольшие коррективы или начать полностью все сначала. Поэтому если роспись выполняете не Вы, а наемный художник, стойте рядом с ним и полностью контролируйте процесс, хотя бы присутствием и видом, как будто Вы профессионал в этом деле.

Великие мастера прошлого времени использовали растворы по собственным рецептам приготовления, и большинство секретов, увы, утеряно. По большому счету они и не нужны для выполнения фрески в нашем времени, так как нынешние технологии уже хорошо продвинулись вперед. Выбирайте любой известный ныне, и пусть художественная штукатурка своими руками станет для Вас более, чем хобби и истинным произведением искусства.

Главное назначение штукатурки – это защита основного материала стен от активного воздействия агрессивных факторов окружающей среды. К таким факторам в первую очередь относится влага, ультрафиолетовое излучение и перепады температуры. С этой задачей успешно справляется всем известная штукатурная масса, состоящая из песка, извести и цемента. Однако, кроме защитной функции, никакой другой такой вид штукатурки не несет и требует последующего декорирования поверхности стен. Наиболее распространенным настенным декором являются обои. Из других видов облицовки стен можно еще выделить керамическую плитку, деревянную вагонку, различные декоративные панели.

Пример 1. При помощи специального валика с рисунком можно делать рельефные узоры на штукатурке.

Есть еще один вид отделки стен, который одновременно выполняет и защитные, и декоративные функции, – это художественная штукатурка. Бытует мнение, что художественная штукатурка стен своими руками невыполнима из-за сложности работ. Прежде чем делать такие выводы, необходимо разобраться в том, что подразумевается под этим понятием.

Виды художественной штукатурки

Под определением «художественная штукатурка» нужно рассматривать различные виды штукатурного покрытия:

  • декоративные;
  • фактурные;
  • покрытие с применением художественной росписи.

Техника исполнения у них слегка различается, но все они имеют общие эксплуатационные характеристики, которые относятся к их защитным свойствам:

  • такой вид покрытия обладает свойством отталкивать влагу, не впитывая ее своей поверхностью из окружающей среды; легко поддается чистке при помощи воды, моющего средства и поролоновой губки или обыкновенной тряпки;
  • под действием прямых солнечных лучей не меняется окраска и цветовая гамма, внешний вид на длительное время сохраняет свое первоначальное состояние;
  • может быть применена как для внутренней отделки стен, так и для покрытия фасадов зданий благодаря высоким показателям морозоустойчивости;
  • обладает многообразием фактурных покрытий как по структуре, так и по художественному оформлению;
  • декоративную штукатурку отличает прочность сцепления практически с любыми материалами, из которых изготавливаются или покрываются стены – бетоном, гипсокартоном, кирпичами, первичной штукатуркой на основе извести или цемента и другими;
  • состоит из экологически чистых компонентов без вредных примесей;
  • при воздействии открытого огня не возгорается и не выделяет ядовитого дыма.

Декоративная штукатурка

Условно декоративная штукатурка по конечному результату может подразделяться на следующие виды:

Пример 2. Небольшие неровности стены скрывает фактурная штукатурка.

  • гладкая поверхность с использованием цветных добавок, которые образуют хаотические разводы по декорируемой поверхности;
  • после нанесения на стены имеет фактурный внешний вид под изображение различных облицовочных материалов;
  • фактура поверхности имеет произвольный рельеф;
  • структурная разбивка поверхности на вкрапление фрагментов из различных декорирующих материалов;
  • флоки.

Используя в качестве конечной отделки стен декоративную штукатурку, можно получить следующие визуальные изображения:

  • покрытия из натурального камня;
  • отделки стен под старину;
  • античный стиль покрытия стен;
  • однотонного матового или глянцевого покрытия;
  • капель дождя, стекающих по оконному стеклу;
  • скальной породы.

Это довольно краткий перечень тех зрительных эффектов, которые возможно воспроизвести, используя декоративную штукатурку.

При данном виде отделки на поверхности образуется рельефный рисунок. Выступы могут по высоте достигать до 2 мм. Узор рельефа может быть различным и формируется методом многократного нанесения слоев.

Ввиду того, что после нанесения слоя дается время на его высыхание, данный вид отделочных работ довольно продолжителен по времени, но конечный результат оправдывает эти трудозатраты.

Венецианская штукатурка

Художественный вид декорирования стен с визуальным эффектом изображения шлифованного мрамора.

Поверхность штукатурки у венецианки может быть как глянцевая, так и матовая.

В качестве добавок могут использоваться перламутровые, золотые или серебряные имитаторы. Не исключается наличие небольшого рельефа для придания изображению натурального камня прозрачности и глубины – тех зрительных иллюзий, которые отличают этот вид настенного декора.

Настенные флоки

Достаточно оригинальный вид настенного покрытия. На стену наносится специальная клеящая масса, поверх которой еще до ее застывания набрызгиваются разноцветные частички неправильной формы, после чего наносится защитный слой лака.

Стили художественной штукатурки

Подготовительные работы и пример нанесения фактурного декора

Перед тем , необходимо тщательно подготовить рабочую поверхность стен.

Стена очищается от всех старых покрытий – краски или штукатурки. Производится грунтовка, при этом она должна иметь характеристику глубокого проникновения. Высыхание грунтовки должно быть естественным, без применения строительных фенов и обогревательных приборов.

Перепады поверхности более 3 мм подлежат устранению путем заделки штукатуркой.

Для нанесения фактурной штукатурки необходимо собрать следующий набор инструментов:

  • шпатели с различной шириной рабочей поверхности, от 400 мм до 10 мм;
  • терка;
  • гладилка;
  • шпатель для работы в углах;
  • строительный уровень;
  • отвес;
  • дрель;
  • насадка-миксер для дрели.

На данном этапе при помощи гладилки наносится базовый слой штукатурки. При этом должна быть учтена фактура будущего рисунка по высоте. На практике начальный слой наносится толщиной в 1-1,5 мм.

Полезный совет: перед тем как наносить рельеф на поверхность штукатурки, лучше опробовать технику на куске гипсокартона или небольшом участке стены.

Все растворы, которые применяются в декоративной отделке стен, имеют длительный срок схватывания, что позволяет выполнять формирование рельефа без спешки.

Один из простейших зрительных эффектов, который под силу воспроизвести любому начинающему штукатуру, – эффект скалы. Для данного декоративного оформления стены не требуется специальный состав, работы производятся с применением любой шпаклевки для финишной отделки на основе гипса или цемента. Главное требование к базовой шпаклевке – твердость и прочность после впитывания и высыхания.

В случае применения декоративной штукатурки в таких помещениях, как кухня, ванная или туалет, а также в других комнатах с нестабильным уровнем влажности и температурного режима базовый слой должен иметь в качестве основы цемент.

Шпаклевка наносится на стену слоем в 2-3 мм. Нанесение рисунка осуществляется при помощи гладилки. Для этого гладилка промывается от раствора и плотно прижимается к зашпаклеванной поверхности стены.

После этого нижний край гладилки приподнимается и делается движение вниз. Движение отрыва инструмента от шпаклевочного слоя должно быть плавным, без срыва раствора. После каждого обработанного участка гладилка должна промываться.

Освоив данную технику нанесения текстуры на поверхность штукатурки, уже можно переходить на более сложные визуальные эффекты, связанные с созданием рельефного изображения и структурных вставок.

Главным правилом при нанесении художественной штукатурки должно являться соблюдение времени полного высыхания каждого нанесенного слоя.

Всепоглощающая страсть человечества к передаче собственных эмоций с помощью живописи прослеживается с первых наскальных рисунков, лаковых миниатюр и монументальных работ стеновой росписи. Заветной мечтой творческих натур является создание картины, а вернее фрески, выполненной в технике росписи по сырой штукатурке. Не спорим, творческий процесс росписи увлекательный, требующий определенных навыков и знаний, о которых мы поведаем.

Роспись по штукатурке

Бурное развитие цифровой технологии печати в содружестве с химической промышленностью упростила нанесение рисунков (печати) на любую поверхность. Не скроем, что данный способ оформления и декорирования, как и трафаретный, стал доступен для широкого потребления.

Копии живописных полотен, аккуратно наклеенных на стены, завораживают сюжетами и яркими красками, но что-то не хватает в этих штампованных рисунках. Совсем иное впечатление производит рисованная живопись по штукатурке.

Живопись (роспись) водяными красками, называемая фреской, известна со времен эпохи Возрождения.

Мастера украшали фресками дворцы и храмы, посвящая этому свою жизнь.

Живописные рукотворные фрески и картины великих Мастеров сохраняют прозрачность красок, яркость изображения и воздушность фактуры.

Искусство росписи требует от художника твердой уверенной руки, зоркого глаза и душевной чуткости.

В противном случае, не будут переливаться самоцветами краски, линии утратят свое изящество, а композиция желаемую ритмичность и гармонию. Роспись по сырой штукатурке в современном интерьере можно уверенно считать находкой декорирования. Стильность и оригинальность живописного рисунка способна украсить стены, потолок и даже двери квартир и домов.

Современная ручная стенная роспись по сырой штукатурке является трудоемким процессов и профессионально нанесенная высоко ценится.

Полезные советы

Существует два вида живописи: сухой способ нанесения краски и роспись по сырой штукатурке. Настенную живопись «по сухому» называют Альсекко, а роспись по сырой штукатурке Альфреско. Для сухого способа росписи используют краски, замешанные на воде, клеевой основе и желтках сырых яиц. Такая роспись более стойка к загрязнению и сырости, поэтому ее используют для росписи наружной стороны. В составе краски по сырой штукатурке: известь, песок, яичные белок и желток, растительные масла, натуральные краски, кирпичная крошка, лен и пенька.

Роспись по сырой штукатурке своими руками, поэтапная технология

Технология живописи по сырой штукатурке поддерживает естественные свойства извести в процессе высыхания переходить из жидкого состояния в коллоидно-кристаллическое вещество. В чем заключается сущность росписи? Известь, являясь основой штукатурного фона, в процессе реакции гасится водой, одновременно впитывая в созданный слой нанесенную краску.

Поэтому, увлажнение стены при росписи обязательно.

как сделать роспись собственноручно

Технологический цикл живописи состоит из этапов:

Специфичная подготовка поверхности

Нанесение слоев штукатурки с обязательным высыханием предыдущего слоя

Подготовка рисунка для живописи и нанесение его на поверхность

Технология росписи по сырой штукатурке многослойная. Количество накладываемых слоев составляет от 4 до 7. Подготовке стен к последующей росписи уделяют особе внимание.

выбор расположения рисунка

Будущий рисунок предпочтительнее расположить на свободной стене. Не помешает предварительно сделать эскиз размещения с уточненными размерами рисунка относительно высоты стены. Расположение рисунка возможно в нише и в простенках рядом с дверью или окном. Приветствуется естественное освещение будущей фрески.

подготовка стен к росписи

Скажем откровенно, подготовленная к росписи стена должна иметь неприглядный вид: неглубокие щели, выбоины с рваными краями и пазы. Все это необходимо для хорошего сцепления наносимых слоев с основанием. Стену портят с использование насадок перфоратора и молотка.

нанесение штукатурных слоев

Раствор штукатурки под роспись готовят с использованием кирпичной крошки и извести. Для приготовления штукатурки добавляют известь и гасят большим количеством воды до прекращения реакции.

Состав штукатурки:

базового слоя — 1 часть известь, 3 части наполнителя,

лицевого слоя — 1 часть извести, 2,2 части наполнителя.

Первый слой наносят толщиной от 2 до 4 см без затирки, оставляя грубые неровности на поверхности. Первые слои являются грунтовочными, поэтому их толщина более высокая. Сушка грунтовочного слоя составляет от 12 суток. Наносимые последующие слои более тонкие.

После окончательного высыхания всех слоев, последний лицевой слой увлажняют и начинают выполнять роспись.

Полезные советы

Грунтовочный слой для лучшего сцепления со стеной необходимо уплотнить. Для этого можно использовать плотные плоские предметы, которыми слегка простукивают нанесенный слой в процессе высыхания. Затем перед созданием следующего слоя наносят неглубокие вертикальные и горизонтальные линии. Последний слой должен иметь толщину от 1 до 3 мм и содержать просеянный кварцевый песок.

подготовка рисунка для живописи

Постепенно, усложняя рисунок, можно переходить к «букету в разброску» и картинам с перспективой.

Выбранный рисунок наносят на стену методом припорашивания.

Подготовленный рисунок на бумаге разрезают на отдельные фрагменты, одинаковые по размеру и рассчитанные на одиночный сеанс живописи. Контур эскиза переносят на свеженанесенную штукатурку с использованием иглы методом выдавливания или прокалывания.

Создать контур рисунка на стене можно с использованием диапроектора или эпидиаскопа.

Полезные советы, как сделать копию картины, показано в видео.

нанесение краски

Перед началом нанесения краски на рисунке, расположенном на стене, определяют осевую линию (линию равновесия). Первый маховый мазок при кистевом письме на плоскости начинают с крупных элементов и цветов. Затем постепенно переходят к меньшим элементам рисунка.

Своеобразие техники нанесения краски по сырой штукатурке заключается в первоначальном нанесении светлой краски, затем краски средник оттенков и самых темных. По мере нанесения светлого тона к более темному тону, краска впитывается в свежий штукатурный слой и немного блекнет. Поэтому после первого нанесения краски необходимо пройтись по рисунку и прокрасить темными красками, затем средними тонами и по окончании росписи светлыми.

Следующим этапом нанесения краски является световая моделировка: тоновая и теневая. Техника моделировки заключается в раскрытии фона рисунка или орнамента, создании падающих теней и подложки. Прокладка основных тонов создает плотность рисунка. Следующим этапом является процесс подмалевки и лессировки.

На этапе подмалевки подкрашивают и акцентируют динамику рисунка посредством светлого лессирующего слоя. В заключение процесса росписи фрагмента «по сырому» делают бликовку и прорисовку (чертежку).

Переход от каждого участка росписи к краю незаполненного фрагмента аккуратно срезают ножом и разглаживают до исчезновения шва. На новом фрагменте роспись повторяют идентично предыдущему.

Полезные советы

Известно, что для создания фрески и росписи всегда востребованы опытные мастера и специалисты.

Дороговизна краски и не менее дорогих крупных колонковых кистей для рисования должна заставить задуматься, а стоит ли игра свеч и в состоянии ли вы воспроизвести правильно рисунок. Не скроем, что живопись и роспись интерьера доступна состоятельным людям.