Что входит в средний ремонт. Текущий ремонт средств связи и управления

3.12 средний ремонт: Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса ЭПС с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей,… …

ремонт (средний ремонт) - (overhaul): Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемым в … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

средний ремонт железнодорожного подвижного состава - 42 средний ремонт железнодорожного подвижного состава: Ремонт железнодорожного подвижного состава, кроме грузовых и пассажирских вагонов, выполняемый в соответствии с ремонтной и технологической документацией для восстановления исправности и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

средний ремонт железнодорожного подвижного состава. - 42 средний ремонт железнодорожного подвижного состава. Восстановление работоспособного состояния осуществляют при помощи ремонта, восстанавливая при этом ресурс изделия в целом. Ремонт может состоять из разборки, контроля технического состояния,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Средний ремонт установки - 28. Средний ремонт установки Источник: РД 34.04.181: Руководящий норматив … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Средний ремонт судна - 8. Средний ремонт судна D. Mittlere Reparatur des Schiffs E. Average ship repair F. Réparation moyenne du navire Источник: ГОСТ 24166 80: Система технического обслуживания и ремонта судов. Ремонт судов. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

средний ремонт средства - 247 средний ремонт средства [сооружения] железнодорожной электросвязи: Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса средства [сооружения] железнодорожной электросвязи с заменой или восстановлением… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

текущий (средний) ремонт турбины - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN turbine inspection … Справочник технического переводчика

Ремонт корабля - (судна) комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на поддержание либо восстановление свойств корабля, его оружия и технических средств силами личного состава, судовых мастерских или судоремонтных заводов. Различают… … Википедия

РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (ФОНДОВ), СРЕДНИЙ - ремонт, производимый с периодичностью свыше одного года. Он больший по объему и более сложный по сравнению с текущим ремонтом. При среднем ремонте производится частичная разборка агрегата, замена и восстановление изношенных деталей. Затраты на… … Большой экономический словарь

Замена или восстановление какого-то неисправного элемента при­меняется в целях повышения готовности аппаратуры. Иногда его называют агрегатным. Достоинство метода - в сокращении времени простоя аппаратуры в неработоспособном состоянии, так как отыскать неисправный блок намного проще, чем неисправный элемент .

Замена невосстанавливаемого элемента распространяется в настоящее время не только на замену таких неремонтируемых элементов, как резисторы, конденсаторы, транзисторы, электронные лампы, но и на печатные платы, неремонтируемые модели, ячейки. Выгода заключается в меньшем расходе времени, в возможности использования менее квалифицированного обслуживающего персонала, в уменьшении числа поломок во время ремонта. Особенно выгодно применять в сложной аппаратуре модульные конструкции.

Ремонт при наличии резервирования осуществляется без снятия с аппаратуры выполненных функций. Этот метод требует значительных затрат на резервирование.

Замена текущего ремонта профилактическим обслуживанием пре­дусматривает разделение отказов аппаратуры на два вида: профилактируемые и непрофилактируемые. К профилактируемым отказам относятся почти все постепенные отказы и часть внезапных, для которых закон распределения времени безотказной работы является функцией наработки элемента. Только зная этот закон, можно обоснованно принять решение о профилактической замене элемента. Применяемая иногда сплошная замена элементов по истечении определенного срока службы является порочным подходом, так как не базируется на закономерности отказов и, следовательно, не столько предупреждает отказы, сколько приводит к ним.

Профилактичность (возможность профилактики) аппаратуры характе­ризуется коэффициентом профилактики

где , - число профилактируемых и непрофилактируемых отказов за определенный период времени; - общее число отказов аппаратуры за этот период времени.

Не все отказы могут быть предотвращены профилактикой. Эффектив­ность профилактики характеризуется коэффициентом эффективности про­филактики

где - число предотвращенных и непредотвращенных отказов; = /() = / - вероятность предотвращения профилактируемого отказа.

Вероятность предотвращения профилактируемых отказов зависит от качества аппаратуры, прогнозирования отказов, периодичности профилактики и ее качества.

Эффективность профилактического обслуживания наиболее полно можно рассчитать по формуле

где - затраты на профилактику; - экономия, достигнутая благодаря повышению безотказности (готовности); - экономия на текущем ремонте и содержании аппаратуры; - затраты на поддержание безотказности (готовности) с учетом текущего ремонта; - затраты на содержание аппаратуры с учетом текущего ремонта.

Однако профилактическое обслуживание не может полностью заменить текущий ремонт. Степень возможной замены текущего ремонта профилактикой характеризуется коэффициентом эффективности профилактики, который был определен выше.

Процесс текущего ремонта ССУ включает следующие этапы: уста­новление наличия неисправности; установление характера отказа и отыскание неисправного элемента; устранение неисправности; проверку аппаратуры после ремонта.

Выполняя текущий ремонт, специалист обычно производит следующие операции: получает (со склада) и устанавливает испытательные приборы и инструменты; читает технические описания, инструкции по эксплуатации ремонтируемой аппаратуры; подсоединяет испытательные приборы; собирает и разбирает, чистит и смазывает аппаратуру; удаляет, заменяет или восстанавливает неисправный элемент; сжимает и обратно сдавливает блоки, модули; регулирует аппаратуру, подвергшуюся ремонту; испытывает аппаратуру, подвергшуюся ремонту; если необходимо, консультируется с обслуживающим персоналом; записывает результаты произведенного ремонта.

Наиболее трудоемкой операцией является отыскивание неисправностей. Алгоритм ее состоит в следующем.

1. Исследуемая схема делится по условной вероятности отказа пополам, и в точке деления производится испытание.

2. В зависимости от результатов испытания принимается неисправной та или иная часть схемы.

3. Для неисправной части схемы указанная процедура вновь повторяется, и деление схемы производится до тех пор, пока неисправным останется только один элемент.

На практике нередко применяют следующие способы проверки ис­правности элементов (или части схемы): внешний осмотр, промежуточные измерения, сравнение, замена. При внешнем осмотре устанавливается наличие изменений внешнего вида комплектующих элементов, цепей (перегрев, искрение, подгорание и т.д.). Промежуточные измерения - это измерения параметров аппаратуры и установка соответствия их заданным допускам изменения (по документации). Способ сравнения заключается в том, что режимы работы элемента (или участка схемы) сравниваются с режимами работ однотипного элемента, заведомо исправного, и делается вывод о его работоспособности. Способ замены характеризуется тем, что отдельные элементы (блок, модуль, электровакуумные и полупроводниковые приборы) заменяются на заведомо исправные. Этот способ довольно эффективен, если съемными элементами являются блоки, модули. Если же заменяются электровакуумные и полупроводниковые приборы (что чаще всего так и бывает), такой способ приводит к большим потерям комплектующих элементов.

Глава первая

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РЕМОНТОВ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕ-

СКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

1.1. СИСТЕМА ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ РЕМОНТОВ

ОБОРУДОВАНИЯ

Экономическая и бесперебойная работа оборудования на электростанциях является важнейшей задачей эксплуатационного персонала. Решение этой задачи требует проведения организационных мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту энергооборудования, которые обеспечивали бы длительную и надежную работу оборудования при наилучших экономических показателях, без вынужденных остановов на ремонт.

Работники электростанций в своей деятельности руководствуются двумя главными директивными документами:

    «Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей» - ПТЭ, где изложены основные организационные и технические требования к эксплуатации энергетических объектов, выполнение которых обеспечивает надежную и бесперебойную работу оборудования.

    «Правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей» (Руководящий нормативный документ РДПр 34-38-030-92, введен в действие с 1 июля 1993 г.).

В нашей стране поддержание оборудования в работоспособном состоянии, восстановление его важнейших характеристик, улучшение эксплуатационных качеств и повышение экономической эффективности его использования достигаются при помощи системы планово-предупредительного ремонта (ППР).

Сущность этой системы заключается в предотвращении прогрессивного износа оборудования проведением профилактических осмотров и различных видов ремонтных работ, чередование и периодичность которых зависят от особенностей агрегата и условий его эксплуатации.

Система ППР предусматривает следующие виды работ по обслуживанию и ремонту техники:

Техническое обслуживание оборудования:

Межремонтное текущее обслуживание (наблюдение за состоянием оборудования, проведение ежедневных смазок и чисток, регулирование механизмов, устранение мелких неисправностей);

Периодические профилактические ремонтные операции (работы), выполняемые по календарному графику (промывки, смена масла, осмотры и т.п.).

Плановые ремонты оборудования:

Малый (текущий);

Средний;

Капитальный.

Техническое обслуживание действующего оборудования электростанций предусматривает выполнение комплекса операций по осмотру, контролю, смазке, регулировке, не требующих вывода его в текущий ремонт, в том числе:

Обход по графику и осмотр работающего оборудования для контроля состояния и своевременного выявления дефектов;

Смазка трущихся деталей, замена смотровых стекол, загрузка дроби и шаров, осмотр и замена дефектных бил молотковых мельниц, чистка масляных, мазутных, воздушных и водяных фильтров и отстойников, чистка решеток водоочистных сооружений, трубных досок конденсаторов и маслоохладителей, осмотр и проверка механизмов управления, подшипников, приводов арматуры, подтяжка сальников, регулировка обдувочных, дробеструйных, газо- и пневмоимпульсных, ультразвуковых и электроимпульсных аппаратов и др.;

Обдувка поверхностей нагрева, устранение зашлакований, присосов, пылений, парений, утечек воды, масла, газа и мазута, обслуживание водомерных колонок, контроль и регулировка средств измерений и автоматического регулирования и др.;

Наблюдение за опорами, креплениями, указателями положения трубопроводов и другие работы по поддержанию исправного состояния оборудования, находящегося в эксплуатации;

Осмотр и проверка оборудования при нахождении его в резерве, с целью выявления и устранения отклонений от нормального состояния.

Периодичность и объем технического обслуживания оборудования и запасных частей, находящихся на хранении на электростанциях, в том числе централизованного запаса устанавливается электростанциями в соответствии с инструкциями по хранению и консервации оборудования и запасных частей.

На каждой электростанции:

Устанавливается состав работ по техническому обслуживанию и периодичность (график) их выполнения для каждого вида оборудования с учетом требований завода-изготовителя и условий эксплуатации;

Назначаются ответственные исполнители работ по техническому обслуживанию;

Вводится система контроля за своевременным проведением и выполненным объемом работ при техническом обслуживании;

Оформляется журнал технического обслуживания по видам оборудования, в которые должны вноситься сведения о выполненных работах и исполнителях по формам, рекомендуемым ГОСТ 2.601-68.

Указанные документы должны быть проработаны с персоналом и находиться на рабочих местах.

Плановый ремонт оборудования основан на изучении и анализе ресурса работы деталей и узлов с установлением технически обоснованных норм и нормативов.

Плановый ремонт предусматривает вывод в ремонт оборудования с учетом требований действующих в отрасли норм и нормативов.

Плановый ремонт подразделяется на следующие виды:

Капитальный

Средний

Текущий (малый)

Текущий ремонт включает замену быстроизнашиваемых деталей, промывку и чистку масляных и охлаждающих систем, испытание агрегата, выявление деталей, требующих замены или ремонта при среднем или капитальном ремонте, составление ведомости дефектов. Текущий ремонт призван обеспечивать работоспособность оборудования до очередного планового ремонта.

Текущий ремонт предшествует капитальному или среднему.

Средний ремонт включает частичную разборку энергооборудования, замену изношенных деталей, проверку и чистку деталей и узлов, испытание агрегата, уточнение предварительно составленной дефектно-сметной ведомости и выявление работ, которые могут быть проведены в период капитального ремонта.

Средний ремонт проводится с периодичностью свыше одного года.

Средний ремонт проводится один раз в межремонтный период с целью улучшения технико-экономических показателей.

Капитальный ремонт включает полную разборку оборудования, осмотр всех деталей, уточнение предварительно составленной дефектно-сметной ведомости, замену отдельных деталей и узлов, исправление всех дефектов, испытание и опробование после капитального ремонта. Его задача состоит не только в обеспечении работоспособности оборудования, но и в полном восстановлении производственной мощности агрегата, его первоначальных технико-экономических показателей.

Соответственно задачам отдельных видов ремонтов их финансирование производится из разных источников.

Капитальный ремонт финансируется за счет амортизационных отчислений, а затраты на текущий ремонт входят в себестоимость продукции.

Средний ремонт с периодичностью свыше одного года осуществляется за счет амортизационных отчислений, а при периодичности до года – за счет эксплуатационных расходов производства.

Капитальный, а иногда и средний ремонты энергетического оборудования могут сочетаться с частичной или комплексной модернизацией , позволяющей улучшить технико-экономические показатели оборудования.

Частичная модернизация оборудования предусматривается обычно в планах организационно-технических мероприятий и осуществляется за счет амортизационных отчислений.

Комплексная модернизация, требующая значительно больших затрат, осуществляется за счет фонда развития производства (также за счет краткосрочных ссуд и кредитов).

Мероприятия по модернизации оборудования должны быть экономически обоснованы.

Вне системы планово-предупредительных ремонтов остаются особые виды ремонтов: аварийный и восстановительный (проводится на оборудовании, находившемся длительно в бездействии или после стихийных бедствий и др.)

Классификация ремонта по различных признакам (характеру, содержанию работ, источникам финансирования, времени проведения) показана на рис. 1.1.

Рис.1.1. Схема классификации ремонта.

Планово-предупредительный ремонт энергетического оборудования осуществляется в форме планово-периодического ремонта, т.е. через определенные промежутки времени, установленные применительно к различным видам оборудования и условиям их эксплуатации.

Период времени между двумя капитальными ремонтами называется ремонтным циклом.

Межремонтным периодом называется время между двумя очередными плановыми ремонтами, а межосмотровым периодом – время между двумя очередными осмотрами или между очередным плановым ремонтом и осмотром.

Перечень и последовательность выполнения ремонтных работ на протяжении одного ремонтного цикла образуют его структуру.

При известной длительности ремонтного цикла t ц можно определить длительность межремонтногоt мп и межосмотровогоt мо периодов по следующим соотношениям:


и

где п с, п м, п о – количество средних и малых ремонтов, а также осмотров для данного вида оборудования, соответственно.

1.2. РЕМОНТНЫЙ ЦИКЛ, ВИДЫ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕМОНТОВ

ОСНОВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

Ремонтные циклы, виды и нормы продолжительности ремонтов некоторых энергоблоков и оборудования тепловых электростанций с поперечными связями по пару и питательной воде представлены в таблицах 1.1 – 1.3.

В таблицах приняты следующие сокращения:

К 1 – капитальный ремонт 1 категории;

К 2 – капитальный ремонт 2 категории;

К 3 – капитальный ремонт 3 категории;

С – средний ремонт;

Т 1 – текущий ремонт 1 категории;

Т 2 – текущий ремонт 2 категории.

Нормы разработаны на основе обобщения многолетних данных с учетом:

Номенклатуры и объема работ, выполняемых при проведении различных видов ремонтов;

Работы в 2-3 смены на участках ремонта, лимитирующего длительность простоя оборудования в ремонте;

Обеспечения ремонтируемых объектов необходимым количеством ремонтного персонала (в пределах утвержденных нормативов) соответствующей квалификации, материалами, запасными частями, такелажными приспособлениями и т.д.

Продолжительность каждого вида ремонта исчисляется в календарных сутках, включая выходные дни, но исключая праздничные дни.

Допускается в течение ремонтного цикла повторное проведение капитального ремонта той же категории вместо ремонта более высокой (сложной) категории. Например: К 1 вместо К 2 , или К 2 вместо К 3 .

Т 2 – кратковременные плановые остановы энергоблока с целью устранения отдельных мелких неисправностей. Количество, сроки и продолжительность остановов для Т 2 планируется электростанцией в пределах норматива на Т 2 .

Нормы продолжительности ремонта приведены при условии выполнения только типового объема работ, т.е. такого, который по правилам ППР нельзя сократить, не снижая надежности работы оборудования.

При включении в объем ремонта сверхтиповых работ, требующих увеличения срока простоя агрегата в ремонте, электростанция и ремонтное предприятие обосновывают необходимый срок простоя, который утверждается после рассмотрения в вышестояших организациях.

Нормы продолжительности ремонта для паровых котлов с поперечными связями приведены при сжигании пылеугольного топлива с содержанием золы до 35% при средней абразивности. При других видах топлива или высоком содержании золы и высокой абразивности золы к нормам продолжительности ремонта, указанным в таблицах применяются коэффициенты:

Для газа – 0,8;

Для смеси мазута и газа – 0,85;

Для мазута – 0,9;

Для пылеугольного топлива с зольностью выше 35% и (или) высокой абразивности – 1,2;

Для сланцев – 1,4.

Для текущих ремонтов приведена годовая (суммарная) продолжительность ремонтов.

Капитальный, средний и текущий ремонт турбогенераторов производится в те же сроки, что и паровых турбин.

В установленных нормах продолжительности ремонта котлов с поперечными связями предусматривается проведение химической промывки и консервации от коррозии продолжительностью каждой работы не более двух суток, а при проведении на одном котле обоих работ – не более 8 суток. При более длительных сроках проведения химической промывки и консервации по утвержденным графикам продолжительность ремонта котлов соответственно увеличивается.

Таблица 1.1.

Ремонтный цикл, виды, продолжительность ремонта энергоблоков

ЭНЕРГОБЛОКИ 200-210 МВт с котлами ПК-40, ПК-40-1, ПК-40-2, ПК-47, ПК-47-1, ПК-47-3, ПК-47-5, ПК-33, ТП-100, ТП-100А, ТП-108, ТПБ-208, ТБ-109, БКЗ-640-140, БКЗ-670-140,

Вид ремонтного цикла

Вид ремонта

ЭНЕРГОБЛОКИ 300 МВт с котлом ТГМП-114,

с периодичностью капитальных ремонтов – 4 года

Вид ремонтного цикла

Вид ремонта

Продолжительность ремонта, кал.сутки

ЭНЕРГОБЛОКИ с турбиной Т-250 и с котлами ТГМП-314Б, ТГМП-314Ц, ТГМП-314П, ТГМП-344А, ТГМП-210А,

с периодичностью капитальных ремонтов – 4 года

Вид ремонтного цикла

Вид ремонта

Продолжительность ремонта, кал.сутки

ЭНЕРГОБЛОКИ 500 МВт с котлами П-57, П-57-1, П-57-2, П-57-3,

с периодичностью капитальных ремонтов – 4 года

Вид ремонтного цикла

Вид ремонта

Продолжительность ремонта, кал.сутки

ЭНЕРГОБЛОКИ 800 МВт с котлом ТГМП-204,

с периодичностью капитальных ремонтов – 4 года

Вид ремонтного цикла

Вид ремонта

Продолжительность ремонта, кал.сутки

1.3. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

И РЕМОНТА ОБОРУДОВАНИЯ

В соответствии с правилами и нормами, действующими в отрасли, организация технического обслуживания и ремонта технологического оборудования, тепловой автоматики и средств измерений, производственных зданий и сооружений возлагается на тепловые электрические станции.

Структура организации технического обслуживания и ремонта должна рационально сочетать укрепление собственного ремонтного персонала энергопредприятия с развитием экономически обоснованного централизованного ремонта на уровне энергосистемы, региона и отрасли с привлечением других организаций независимо от их статуса и форм собственности.

Выбор организационной структуры ремонта осуществляет непосредственно энергопредприятие с учетом сложившихся условий и перспективы развития энергосистемы и региона.

Ремонтные, монтажные, строительные, проектные, научно-исследовательские и другие организации, не входящие в энергосистемы, строят хозрасчетные отношения с энергопредприятиями (энергосистемами) на договорных условиях.

Координирующими органами в области сбалансированного развития электроэнергетики являются функциональные подразделения РАО «ЕЭС России» и Минэнерго РФ.

Направление технического обслуживания и ремонта координирует Главэнергоремонт. Разрабатывает перспективы развития энергоремонтного производства, техническое и нормативное обеспечение энергоремонтного производства, внедрение новых прогрессивных технологий в ремонтный процесс и т.д.

Энергопредприятия несут ответственность за техническое состояние оборудования, полноту выполнения подготовительных работ, своевременное обеспечение запланированных объемов ремонтных работ запасными частями и материалами, выполнение объемов, сроки и качество выполненных ремонтных работ.

На энергопредприятии ответственность за проведение технического обслуживания и всех видов ремонтов возложено на главного инженера. Непосредственно руководит этими работами зам. главного инженера по ремонту.

Участвуют в подготовке и проведении ремонтов

Отделы (группы) подготовки ремонта, численность которых определяется энергопредприятием;

Цеха централизованного ремонта и ремонтный персонал других цехов.

Предприятия-исполнители ремонта любой ведомственной подчиненности являются ответственными за сроки и качество выполнения ремонтных работ в согласованных объемах в соответствии с договорами.

Более подробно этот материал изложен в РДПР в приложении 3 и 2, раздел 6.

1.4. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В ЭНЕРГОРЕМОНТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Техническая сложность, большое разнообразие оборудования, проведение ремонтов на месте его эксплуатации с определенной периодичностью требуют развития специализации при проведении ремонтов.

Специализация энергоремонтного производства предусматривает организацию:

Специализированных участков, бригад и цехов по ремонту отдельных видов оборудования или их узлов и деталей – на электростанциях;

Ремонтных предприятий – в энергосистемах;

Межсистемных специализированных ремонтных предприятий.

Ремонтный персонал электростанций выполняет техническое обслуживание, часть объемов ремонтных работ при плановых ремонтах, аварийно-восстановительные работы на основном, вспомогательном и общестанционном оборудовании.

Ремонтные предприятия энергосистем специализируются на:

Выполнение капитальных и средних ремонтов основного и вспомогательного оборудования по всей номенклатуре работ;

Выполнение ремонта транспортабельного оборудования или его составных частей и деталей на своих производственных базах.

Межсистемные специализированные ремонтные предприятия могут выполнять:

Капитальные, средние и текущие ремонты оборудования на энергопредприятиях энергосистем, где имеются их постоянные участки или не созданы ремонтные предприятия энергосистем;

Сложные работы по модернизации основного оборудования.

Строительно-монтажные организации привлекаются к работам связанным с:

Модернизацией оборудования (замена поверхностей нагрева паровых котлов, замена дефектных или изношенных составных частей паровых турбин, перешихтовка активной стали статоров электрогенераторов);

Замена базовых частей оборудования (барабаны паровых котлов, цилиндры паровых турбин и т.д.);

Аварийно-восстановительными работами на оборудовании, зданиях сооружениях (демонтаж поврежденного оборудования, установка нового оборудования, замена деформированных колонн каркасов паровых котлов и др.);

Специальными ремонтными работами (туннели, цементирование, антикоррозионные покрытия и т.д.).

Важнейшим направлением специализации в энергоремонте является дальнейшее развитие заводского ремонта транспортабельного оборудования (изделий) или его составных частей на основе прогрессивной технологии и развитой специализации с созданием соответствующего обменного фонда, позволяющего обеспечить переход к агрегатному ремонту.