Виды характера человека типы темперамента. Четыре типа темперамента по Гиппократу: общая характеристика

Человеческая психика подобна морским глубинам: сколько бы ее ни исследовали, всегда остается пространство для дальнейшего изучения.

Нам известно, что все люди разные, но откуда берется это различие? Почему невозможно вырастить двух детей абсолютно одинаковыми? Почему даже в равных условиях у людей формируются разные особенности характера?

На все эти вопросы психологи уже способны ответить: все дело в типах темперамента.

Что такое темперамент? Можно сказать, что это биологическая основа – фундамент, на котором строятся характер и умственная деятельность – сама личность человека. Темпераментом называют совокупность тех характеристик, которые отвечают за эмоциональную сторону жизни человека – его поведение в отдельных ситуациях, волевые характеристики, контроль и оценку собственной деятельности.

Стоит знать! Очень часто темперамент путают с характером. Это – не одно и то же. Характер рождается из жизненного опыта и легко поддается коррекции, в то время как темперамент задается от рождения, на генетическом уровне. Практически невозможно полностью изменить тип темперамента, но выработать у себя отдельные элементы поведения вполне реально.

Четыре типа темперамента человека

Античные врачи, философы — Гиппократ и Гален были первыми, кто ввел определение «темперамент». Гиппократ отметил особую роль мозга в общей регуляции человеческого поведения, а Гален определил темперамент как особенность поведения личности, выраженное доминированием в организме одного из 4 «жизненных соков» (типов темперамента):

В настоящее время психологи выделяют четыре типа темперамента: сангвиники, меланхолики, холерики и флегматики.

Каждый тип обладает рядом отличительных черт, по которым человека и определяют к тому или иному типу. Так, например, холерики – вспыльчивы, но отходчивы; настроения у них могут сменяться очень быстро. Флегматики – малоэмоциональны и малоподвижны. Меланхолики глубоко переживают все, что с ними происходит, а сангвиники – жизнерадостны и подвижны.

Это, разумеется, далеко не все отличительные черты типов темперамента. Больше о них будет сказано чуть ниже – в подробных разборах каждого типа темперамента.

Обратите внимание! Представители «чистых» типов темперамента встречаются крайне редко, чаще всего в человеке уживаются несколько типов (смешанные типы темперамента), из которых один-два доминируют.

Холерики и их психологические особенности

Люди такого типа темперамента обычно несдержанные, вспыльчивые. Эмоциональные переживания у них выражены очень ярко. Но не стоит думать, что все это – один сплошной минус. Пожалуй, холерик ярче других типов темперамента показывает, что у каждой монеты две стороны.

Да, холерики вспыльчивы, и, их легко разозлить, но точно так же легко они «отходят» от всех переживаний. Холерики не склонны затаивать обиды и долго держать в себе злобу. Они, как правило, сразу высказываются обо всех своих переживаниях, а уже через несколько минут могут забыть об обиде.

Из холериков часто получаются прекрасные руководители: они красноречивы, убедительны и способны принимать решения за всю группу, когда другим это дается трудно. Однако здесь кроется еще один момент – холерики часто склонны к доминированию над другими, что не всегда хорошо. Холерики ревнивы, несдержанны и порой бывают даже грубы.

Дети-холерики чаще всего капризны, им нравится быть в центре внимания. Часто они увлекаются каким-нибудь творчеством, но увлечение быстро им надоедает в силу отсутствия терпения для совершенствования навыков.

Меланхолики — характеристика в психологии

Почти противоположные бурным и вспыльчивым холерикам, меланхолики чаще всего — вялые и пессимистичные люди. Часто они печалятся без видимой на то причины. Любое событие меланхолики переживают очень глубоко. Они медленно реагируют на внешние раздражители и часто с большим трудом запоминают информацию.

Современное образование рассчитано на активных детей, поэтому дети-меланхолики часто довольно плохо учатся в школе. Родители и учителя из-за вялости могут обвинять их в лени и нежелании учиться, но на самом деле таким детям обучение дается попросту тяжелее, чем другим. Меланхолики больше всех склонны к депрессивным состояниям, они не уверены в себе и от давления извне у них может развиться масса комплексов.

Таким людям важна поддержка. В случае возникновения комплексов, депрессии или фобий они, скорее всего, попытаются удержать все в себе и справиться с этим самостоятельно, скрыть проблемы от окружающих, но это не значит, что проблем нет. Близким людям меланхолика необходимо прислушиваться к нему и поддерживать его.

Важно! Не стоит путать меланхолический тип темперамента с депрессией. Депрессия – серьезное заболевание, требующее вмешательства специалиста. Вовремя оказанная помощь может спасти чью-то жизнь. Заметив признаки депрессии у близких, постарайтесь убедить их обратиться за лечением.

Не стоит думать, что от меланхолического типа темперамента один вред. Меланхолики ранимы и чувственны, из них выходят прекрасные художники, поэты и писатели. Также, в силу своей чувственности, меланхолики часто стремятся помочь тем, кто в этом нуждается.

Флегматики

Типичный флегматик – уравновешенный человек, часто с аналитическим складом ума. Флегматика сложно вывести из себя, но есть у этой черты и обратная сторона: точно так же трудно заставить его проявлять практически любые другие эмоции. Например, флегматик не всегда может показать радость по поводу полученного подарка или приятного события. Из-за этого его близкие могут подумать, что его ничем нельзя удивить или порадовать, но это не так. Флегматики удивляются и радуются так же, как и все остальные люди, просто этого не видно.

Флегматики очень спокойны, чаще предпочитают «плыть по течению», не проявляя особенной активности, поэтому им бывает трудно найти друзей, особенно в детском возрасте. Поиску друзей также препятствует замкнутость, типичная для этого типа темперамента.

Флегматики с трудом адаптируются к смене обстановки, но она бывает для них полезна.

В целом флегматики считаются самыми уравновешенными людьми, но психологи рекомендуют им не поддаваться лени и быть активными.

Сангвиники- плюсы и минусы

Сангвиники чаще всего – люди жизнерадостные, активные и оптимистичные. Как и холерики, они любят находиться в центре внимания, но к лидерству стремятся нечасто. Сангвиники обладают неутолимой жаждой общения, поэтому, как правило, у них много друзей.

Свою жизнь сангвиники стараются сделать максимально яркой и интересной: такие люди любят путешествовать, знакомиться с новыми людьми и даже находить новые интересные места в своем городе или рядом с домом. Часто стремление ко всему интересному приводит их в творческие профессии: многие режиссеры, певцы и актеры – как раз сангвиники.

Люди с этим типом темперамента очень ярко переживают все эмоции, как положительные, так и отрицательные. Как правило, они не боятся проявлять эти эмоции открыто и охотно делятся с окружающими всеми своими переживаниями.

Также сангвиники часто обладают нестандартным мышлением. Это проявляется абсолютно во всех сферах их жизни. Дети-сангвиники порой испытывают трудности в учебе, потому что не все учителя способны принять их нестандартные способы выполнения заданий. Взрослый же сангвиник может помнить, что ел позавчера на ужин, и какого цвета шляпа была у случайного прохожего, но забывать о днях рождения родственников. Память сангвиников фокусируется только на том, что им по-настоящему интересно.

Основным минусом этого типа темперамента можно назвать неспособность к монотонной работе: однообразие и скука способны даже привести их к депрессии.

Свойства темперамента в психологии

Разумеется, определять тип темперамента на основании кажущегося соответствия одному из четырех текстов-описаний было бы ненаучно.

Как наука, психология руководствуется рядом свойств личности, которые и определяют, к какому типу относится тот или иной индивид. Эти свойства называют формально-динамическими свойствами личности или проще – свойствами темперамента. Что же это за свойства?

  • Сензитивность – это свойство темперамента еще называют чувствительностью. Оно проявляется в реакции на наименее интенсивный внутренний или внешний раздражитель.
  • Реактивность – свойство, которое проявляется в том, как человек реагирует на то или иное действие раздражителя. Речь при этом идет об интенсивности и скорости реакции. Например, один человек реагирует на все бурно и быстро (такого человека мы чаще всего назовем вспыльчивым), а другой реагирует так, что не понятно, какие именно эмоции вызывает у него раздражитель.
  • Активность – свойство, проявляющееся в том, с какой энергией человек воздействует на мир вокруг него.
  • Темп реакций – свойство темперамента, которое заключается в том, с какой скоростью протекают психические процессы и состояния.
  • Пластичность/ригидность – свойство, находящее свое проявление в скорости приспособления человека к новым обстоятельствам. Пластичный человек адаптируется быстрее и легче; ригидный – труднее и медленнее.
  • Экстраверсия/интроверсия – свойство, связанное с общей активностью организма и выраженное в направленности деятельности вовне или вовнутрь. Экстраверты направлены больше на внешний мир, а интроверты – на внутренний (свои мысли и переживания).

Это интересно! В совокупности активность и реактивность образуют отдельное свойство, заключающееся в том, что одни люди предпочитают «плыть по течению», действуют всегда под действием каких-то обстоятельств (внешних или внутренних), а другие определяют свое поведение сознательно.

При тестировании соотношение всех свойств темперамента позволяет понять, к какому именно типу относится конкретный человек.

Тесты на определение типа темперамента

Существуют разные тесты, позволяющие определить тип темперамента: поискав в интернете, вы увидите великое множество ссылок на различные методики.
Запомните! Не всем тестам из Интернета стоит доверять. Безусловно, тест на определение типа темперамента едва ли сможет вам навредить, если будет составлен неправильно, но психологи настоятельно рекомендуют пользоваться проверенными методиками для любого тестирования.
Какие же «проверенные» методики есть для определения типа темперамента? Даже адекватных и рабочих тестов очень много, новые появляются постоянно. В этой статье к рассмотрению будут предложены три самых распространенных теста.

Личностный опросник Г. Айзенка

Личностный опросник Айзенка (его также можно увидеть под названием «Тест на темперамент EPI») помогает определить тип темперамента, опираясь на его основные свойства, о которых уже было сказано в предыдущем разделе статьи. Этот тест состоит из 57 вопросов, на которые тестируемому предлагается ответить «да» или «нет».

Как и практически любой психологический тест, личностный опросник Айзенка требует по возможности давать первый пришедший в голову ответ. Это важно, чтобы выявить обычный для человека способ поведения.

Опросник структуры темперамента В. Русалова

Этот тест отчасти похож на тест Айзенка – здесь тоже нужно давать положительный или отрицательный ответ. Вопросы, разумеется, другие и их несколько больше – этот опросник состоит из 105 штук. Точно так же, как и в предыдущем тесте, вопросы преследуют цель определить ваш типичный вариант поведения, а ответы должны быть из числа первых пришедших на ум.

Обработка результатов теста Русалова несколько сложнее, чем теста Айзенка: подсчет придется вести по нескольким шкалам, каждую из которых нужно сверять с «ключами» отдельно.

«Формула темперамента» А. Белова

Этот тест сильно отличается от предыдущих двух – в его основе лежат не столько свойства темперамента, сколько типичные «портреты» холерика, меланхолика, сангвиника и флегматика.

Тест состоит из 84 утверждений, из которых тестируемому предлагается выбрать присущие именно ему. Существенный недостаток такой методики состоит в том, что человек порой склонен оценивать себя неадекватно, видеть себя вовсе не таким, каким является на самом деле. Но пройти такой тест тоже может быть интересно, тем более, что он показывает не только доминирующий тип темперамента, но и процентное соотношение всех остальных.

Темперамент – одна из важнейших вещей, заложенных в человеке. Учитывая особенности собственного темперамента, человек может эффективнее осуществлять саморазвитие, а учитывая особенности темпераментов ближних – общаться без лишних конфликтов. Определение типа темперамента – это не попытка «навесить ярлык» на самого себя, а правильный шаг на пути к гармоничному развитию личности.

Полезное видео по теме

Видео рассказ про 4 типа темперамента у людей и их особенности.

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу.

Появляются раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все валится из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, повышенную подверженность появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой; обладает быстрой скоростью реакции; его поступки обдуманны; он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях.

Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Вследствие этого: реагирует медленно; неразговорчив; эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное; не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Если же раздражитель сильный, то может случиться «срыв», «стопор», появится растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрой утомляемости и падению работоспособности (требуется более длительный отдых).

Незначительный повод способен вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, такие люди часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания оно может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому редко встречаются «чистые» типы темперамента, но тем не менее определенная тенденция всегда проявляется в поведении человека.

Рис. 2.10. Характеристика типов темперамента

Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что стройная картина соответствия четырех типов высшей нервной деятельности (по И. П. Павлову) четырем темпераментам, известным с древности, не так очевидна, как предполагалось ранее. Они предложили временно отказаться от обсуждения типов высшей нервной деятельности, пока не будут более полно изучены ее основные свойства и характер их взаимосвязи. Эти ученые показали парциальность таких свойств при применении условно-рефлекторных процедур к различным анализаторным системам и наметили поиски общих характеристик нервной системы в амодальных регуляторных структурах мозга. Особенно важны выводы Б. М. Теплова об отсутствии прямого параллелизма между свойствами нервной системы и особенностями поведения. По психологическим характеристикам поведения нельзя судить о физиологических качествах нервной системы. Ее свойства не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни и труднее другие. Задачу представляет поиск тех ее качеств, которые определяют индивидуальные различия по параметрам общей психической активности и эмоциональности - главных двух измерений темперамента (В. Д. Небылицын).

Таким образом, темперамент - это характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности.

Можно выделить следующие признаки свойств темперамента:

  1. обусловленность их свойствами нервной системы и постоянные индивидуальные особенности эмоциональной сферы, к которым относятся: сила, скорость эмоций, эмоциональная возбудимость;
  2. устойчивость или изменчивость, плавность или резкость изменения эмоций;
  3. регуляция динамики психических процессов и психической деятельности в целом (скорость, темп реагирования).

Имеются интересные наблюдения о взаимосвязи кожных узоров на пальцах рук человека и его нервной системы, его темперамента. «Гребешковый счет» - количественный метод анализа рисунков на коже пальцев. Гребешки - это видимая ребристость кожи, образующая тот или иной папилярный узор на крайней фаланге. В узоре подсчитывается число гребешков, пересеченных или же соприкасающихся с отрезком прямой, проведенной от центра дельты (три радиуса) до центра узора. Если узор в виде дуги, то гребешковый счет равен нулю.

Общий гребешковый счет определяется путем суммирования всех гребешков на десяти пальцах руки. Он выше у мужчин (от 130 до 150), чем у женщин (от 110 до 135). Преобладание спиралей и больших петель увеличивает его. У лиц с сильной и уравновешенной нервной системой доминируют «петли»; сильной, но неуравновешенной - «спирали», а «дуги» наблюдаются у обладателей слабой нервной системы. Холерик имеет 50% спиралей, а остальные - петли. Флегматик - все петли. Меланхолик - хотя бы одну дугу, и чем больше дуг, тем слабее нервная система.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может дать дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводят такого человека к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. Один и тот же тип темперамента может быть как у «великой», так и у социально ничтожной личности.

И. П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности:

  • мыслительный;
  • художественный;
  • средний.

Представители первого типа (у которых преобладает активность второй сигнальной системы левого полушария мозга) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через «фильтр» разума. Такие люди обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (здесь преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария мозга) мышление образное, на него накладывают отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения. Это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей».

Большинство (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания (с самого раннего детства), от жизненных обстоятельств.

04.05.2018

Темперамент - статистика

Многие люди, которые хоть раз сталкивались с прохождением психологических тестов слышали о темпераменте и примерно представляют, что это такое. Кто-то даже может назвать пару-тройку типов или какого-нибудь автора теста на темперамент .

Бытует мнение, что «чистых» темпераментов не существует, либо они крайне редко встречаются. Можете попробовать найти такого рода статьи в поисковых системах – их не мало. Правда зачастую подобные утверждения ничем не подкреплены, либо просто устарели – мир и общество не стоят на месте, а постоянно меняются и развиваются. Поэтому попробуем разобраться в этом.

Для начала определимся в том, что мы будем считать «чистым» темпераментом. Возьмем для этого методику «формула темперамента Белова». У каждого из четырех темпераментов имеется 3 градации выраженности: незначительное выраженные качества, значительные, ярко-выраженные. Соответственно будем считать, что если качества одного из темпераментов ярко-выражены, и при этом качества остальных незначительны, то мы имеем дело с «чистым» темпераментом.

Факты и развенчание мифов

Чистый темперамент - редкое явление?

Было опрошено 20207 человек, из которых 10780 (53,3%) оказались со смешанными темпераментами. Достаточно этого, чтобы утверждать, что «чистые» темпераменты – редкое явление? – НЕТ!

Кого больше?

Многие считают, что больше всего сангвиников, основывая это на «личном опыте». Смотрим на диаграмму – и это не так! Относительно остальных «чистых» темпераментов больше всего меланхоликов, а меньше – холериков.


Яркие сочетания

Если у человека все темпераменты выражены в примерно равной степени это одно, а вот если два каких-либо темперамента ярко-выражены, при слабой выраженности остальных, возникают интересные сочетания. Например, сангвиник+холерик – оба подвижные, общительные, только первый уравновешенный, а второй – нет. Причем таких людей 10,4%.


Сочетания противоположностей

Или сочетания «меланхолик+сангвиник», «флегматик+холерик» – как две противоположности могут уживаться в одном человеке? А таких людей суммарно 1,2%.


Как Вы могли увидеть, «чистые» темпераменты не такая уж и редкость – 46,7% от всей довольно немаленькой выборки. А какой темперамент преобладает у Вас?

В этой статье мы познакомимся с основными видами темперамента человека. Так же в этой статье я постараюсь ответить на вопрос, как определить тип темперамента человека. Эта статья будет очень полезна тем людям, которые много общаются, у которых профессия связана с людьми. И для школьников и студентов эта статья тоже будет полезна. Умение определять тип темперамента иногда очень важно для человека. Читайте эту статью в любом случае. Итак, начнем.

Что такое темперамент?

Темперамент – это врожденные качества человека, которые определяют темп протекания его психологических процессов. У каждого человека свой темперамент, и поэтому мы все реагируют на внешние обстоятельства по-разному. Это как раз темперамент отвечает за реакцию на те или иные события. Можно с уверенностью сказать, что именно темперамент формирует характер личности, его индивидуальность и является важной составляющей, связывающий организм с познавательными процессами.

Существует всего лишь четыре основных типа или вида темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический . Но это вовсе не означает, что человек, или конкретно Вы, обладаете одним типом темперамента. Такое встречается крайне редко, а может вообще не встречается. На самом деле каждому человеку присуще все четыре вида темперамента. Но у каждого из нас есть преобладающий тип темперамента. Лично у меня преобладает сангвинический, но иногда я становлюсь холериком. Меланхолический тип во мне точно не присутствуют, флегматический редко.

Виды темпераментов и их характеристики

Сначала рассмотрим сангвинический темперамент . Сангвиники это энергичные, активные и жизнерадостные люди, которые обладают легким и игристым нравом. Они с легкостью приспосабливаются к новой обстановке, проявляют активное внимание там, где им интересно. Можно сказать, что способность быстро приспосабливаться к новому характеризуется гибкостью их . Это помогает им избежать многих расстройств.

Сангвиники умеют управлять своими эмоциями, они охотно берутся за новые дела. Но у сангвиников часто наблюдается перепад в настроении, однако доминирующей чертой для них является состояние бодрости.

Как определить, является ли человек сангвиником? На самом деле определить сангвиников очень легко, ведь они имеют отдельные черты характера, присущие только им. Люди с таким типом темперамента имеют хорошую осанку, их походка уверенная, а движения легки и быстры. Их речь, как правило, громкая и выразительная, мимика лица разнообразная и естественная. Именно сангвиники являются душой компании. Такие люди имеют природную тягу к постоянному общению и всеобщему вниманию.

Так же сангвиники всегда добры, чутки, и не редко бывают трудоголиками. Сангвиники очень редко подвержены . Но у всего есть обратная сторона медали, и сангвиники тоже имеют отрицательные качества. В основном это беззаботность, безответственность, поверхностное выполнение какого-либо дела. Если во внешнем проявлении что-то долго не меняется, то сангвиник теряет интерес, становится вялым и равнодушным. Все сангвиники любят новизну. Именно новизна держит их в напряжении.

Теперь рассмотрим холерический темперамент . Холерики являются неуравновешенными личностями. Переключить их внимание очень сложно. Они легко возбудимы и на многие вещи очень бурно реагируют. Холерики это импульсивные люди, им присущи такие черты характера, как вспыльчивость, агрессивность, необузданность. Холерики имеют завышенную , из-за чего новые дела, за которые они берутся охотно, часто заканчиваются .

Холериков определить очень легко. Их речь очень торопливая, ходят они быстро, мимика лица дерганная, очень часто меняют позу, а выражение их лица вечно недовольное и сердитое. Такие люди очень часто , но большим количеством друзей они похвастаться не могут. При общении они стараются занимать доминирующее положение, во всем видят соперничество.

В личной жизни они тоже выделяются. У холериков очень сильно развито чувство собственности, поэтому они в большинстве случаев ревнивы. Спорить с ними тоже бесполезно. Если честно, спор с ними лучше избегать, чтобы поберечь свои нервы. Они все равно не успокоятся, пока Вы не сдадитесь.

С сангвиниками и холериками мы познакомились, теперь перейдем к меланхолическому темпераменту . Обладатели этого вида темперамента не обладают , они легко уязвимы и почти не реагируют на внешние раздражители. А не реагируют потому, что они почти всегда погружены в себя. Они любят находиться в спокойной, знакомой для них обстановке. Сильными сторонами этого темперамента являются постоянство и глубина их чувств.

Определить их можно по сдержанной и быстрой походке. Их взгляд устремлен вниз, так как они погружены в свои мысли. Говорят они не очень быстро, часто запинаются, скорость речи меняется. Меланхолики очень скромные и люди. заниженная, часто занимаются самокопанием (самоанализом), в коллективе их почти никогда не слышно и не видно.

Несмотря на их слабость, меланхолики становятся лучшими друзьями. Эти люди умеют ценить дружбу, так как большим количеством друзей они тоже, как и холерики, не могут похвастаться. Они всегда держат свое слово, а если не могут сдержать обещание, то они сильно и искренне переживают по этому поводу.

В работе меланхолики очень быстро устают. Им необходимо делать в работе перерывы. Любая мелочь способна вывести их из равновесия. Обладатели такого вида темперамента очень часто подвержены депрессиям. Так же они всегда находятся в подчинении.

И последний тип темперамента – флегматик . Флегматики очень спокойные люди, которых очень трудно вывести из себя. Они спокойны как ветер, упорны и настойчивы. Но их чрезмерное спокойствие иногда выходит им боком. Спокойствие мешает им проявлять бурные эмоции, такие как радость и . Они тяжело сходятся с людьми, еле-еле перестраиваются, ненаходчивы.

Флегматики ходят медленно и лениво. В сидячем положении они могут долго находиться в одной позе. Жестикуляция и мимика однообразная, что-либо прочитать с их лиц навряд ли получится. Речь неторопливая, да и вообще они не очень разговорчивые личности.

К плюсам можно отнести рассудительность, внимательность, последовательность, не любят торопить события, выполняют какую-либо работу в последовательном порядке. Они не умеют сосредотачивать свое внимание сразу на нескольких делах, полагая, что сначала надо завершить одно дело, а уже потом другое.

Флегматики тоже не обладают широким кругом друзей, так как они ограничиваются близкими и проверенными друзьями. Но их миролюбивость не мешает им приспосабливаться к другим людям. К тому же они не любят спорить, и умеют учитывать мнение каждого человека.

Как определить свой темперамент?

Как я уже говорил, чистые темпераменты почти не встречаются. Все люди имеют смешанные виды темперамента . Для определения темперамента создано много тестов. И один из них Вы видите ниже. Все что Вам нужно сделать, это поставить плюсик над тем утверждением, с которым Вы согласны. Этот тест поможет Вам определить процентное соотношение каждого вида темперамента.

  1. Отличаетесь неусидчивостью.
  2. Вспыльчивы и импульсивны.
  3. Чаще всего нетерпеливы.
  4. Инициативны и решительны.
  5. Упорны, даже упрямы.
  6. Быстро ориентируетесь в спорах, находчивы.
  7. Ритм вашей деятельности неравномерный, скачкообразный.
  8. Любите рисковать.
  9. Легко прощаете обиды.
  10. Ваша речь быстрая и пылкая.
  11. Часто страдаете от своей неуравновешенности.
  12. Не терпите недостатков.
  13. Вас привлекает все новое.
  14. Ваше настроение часто меняется.
  15. Вы жизнерадостный и веселый человек.
  16. Энергия бьет ключом, вы всегда собранны.
  17. Часто бросаете начатое на полдороге.
  18. Не всегда адекватно оцениваете свои силы.
  19. Ваши интересы и увлечения часто меняются.
  20. К изменившимся планам и новым обстоятельствам привыкаете легко.
  21. Вам не трудно отвлекаться от своих дел, вы быстро разбираетесь с чужой проблемой.
  22. Тщательная проработка деталей и кропотливый труд не для вас.
  23. Вы отзывчивы, любите общение.
  24. Ваша речь внятная и громкая.
  25. Вы не паникуете даже в сложных ситуациях, у вас отличное самообладание.
  26. Легко засыпаете и быстро просыпаетесь.
  27. Вам сложно сосредоточиться, принять обдуманное решение.
  28. Вы рассеяны, невнимательны.
  29. Вы сдержанный и хладнокровный человек.
  30. В своих словах и делах вы отличаетесь последовательностью.
  31. Вы осторожны и рассудительны.
  32. Выдержанны, умеете выжидать.
  33. Неразговорчивы, не любите пусто-порожней болтовни.
  34. Ваша речь размеренна, спокойна.
  35. Вы грамотно распределяете свои силы, никогда не выкладываетесь полностью.
  36. У вас существует четкий режим дня, вы планируете свои рабочие дела.
  37. Спокойно воспринимаете критику, равнодушны к порицанию.
  38. Вам трудно с ходу переключиться на другую деятельность.
  39. С другими людьми у вас ровные, хорошие отношения.
  40. Аккуратны, педантичны в мелочах.
  41. Вам сложно приспособиться к новой обстановке и изменившимся планам.
  42. Вы не любите много двигаться, медлительны.
  43. Вы застенчивый человек.
  44. Новая обстановка вызывает у вас замешательство.
  45. Вы неуверенны в себе, своих силах.
  46. Одиночество не тяготит вас.
  47. Неудачи и неприятности надолго выбивают вас из колеи.
  48. В сложные жизненные периоды вы замыкаетесь в себе.
  49. Вы не слишком выносливы, быстро устаете.
  50. Ваша речь тихая, иногда невнятная.
  51. Вы автоматически перенимаете черты характера собеседника и его манеру говорить.
  52. Сентиментальны и впечатлительны.
  53. Вы перфекционист, у вас завышенные требования к себе и окружающему миру.
  54. Вам свойственна некоторая мнительность и подозрительность.
  55. Вас легко обидеть.
  56. Вам приятно, когда окружающие сопереживают вам.

Ну что, выполнили? Давайте теперь посмотрим Ваши результаты. В тесте четыре группы по четырнадцать вопросов. 1-14 вопросы это холерик, 15-28 это сангвиник, 29-42 – флегматик, 43-56 – меланхолик.

Гиппократ выделял 4 вида темперамента — сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Однако в чистом виде они встречаются редко, каждый человек лишь тяготеет к какому-то из них. В течение жизни под влиянием социального воздействия, воспитания, образа жизни, здоровья проявления темперамента могут сглаживаться. У детей признаки темперамента более отчетливы, их легко увидеть, если понаблюдать некоторое время за поведением ребенка.

Поговорим подробно о каждом виде темперамента. Расскажем о занятиях, которые являются для детей комфортными с учетом темперамента.

Сангвиник

Правильное воспитание сформирует в ребенке активное отношение к обучению, целеустремленность.

Такому ребенку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребенок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы — в подростковом, юношеском возрасте.

Флегматик

Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребенка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации — займитесь с ним художественным творчеством.

Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.

Командные игры — футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта — бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.

Холерик

Ребенок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенно дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.

При верном воспитании у ребенка-холерика формируются очень важные качества: активность, инициативность, увлеченность, организаторские и коммуникативные способности.

Для ребенка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребенок-холерик будет «зажигать» и на танцполе, в музыкальном коллективе — там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.

Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребенку. Тяжелым испытанием для ребенка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.

Меланхолик

У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Если ребенка подгонять, действия еще больше замедляются. Медленно, но надолго ребенок погружается в то или иное эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолетным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребенок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.

В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируются мягкость, отзывчивость, душевность.

Для такого ребенка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать ее.

Их глубокие чувства и переживания могут раскрыться в художественном, литературном творчестве.

Чтобы определить темперамент ребенка, воспользуйтесь вопросами, которые представлены в разделе «Диагностика способностей и интересов». Они помогут увидеть в поведении ребенка признаки типа темперамента.

Подведем итоги

  • Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.
  • Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.
  • Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.
  • Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.

Основа темперамента

Каждый человек уникален, отличается способами выражения эмоций, чувств и по-разному реагирует на происходящее в окружающей действительности. Если один индивид сохраняет в любой ситуации спокойствие, то другого даже малейшие неприятности могут привести в отчаяние. Данные особенности человеческого поведения во многом зависят от различий в деятельности нервной системы.

Темперамент, как психобиологическая основа личности

Психическая деятельность человека, которая характеризуется при помощи ее динамических особенностей (темпа, быстроты и интенсивности), является темпераментом. Он характеризует не убеждения личности, взгляды или интересы, а ее динамичность, поэтому не является показателем ценности.

Можно выделить следующие компоненты, определяющие основу темперамента:

  • Общая активность психической деятельности человека, которая выражается в степени стремления действовать, проявлять себя в различных занятиях, преобразовывать окружающую реальность. Существуют две крайности общей активности: с одной стороны, пассивность, инертность, вялость, а с другой - стремительность. Между этими двумя крайностями располагаются представители различных темпераментов;
  • Двигательная или моторная активность выражается в быстроте, интенсивности, резкости, силе мышечных движений и речи индивида, его подвижности, говорливости;
  • Эмоциональная активность выражает чувствительную основу темперамента, то есть восприимчивость и чуткость личности к эмоциональным воздействиям, ее импульсивность.

Также темперамент человека имеет внешнее выражение и проявляется в деятельности, поведении и поступках. По этим признакам можно судить о некоторых его свойствах. Когда говорят о темпераменте, то в основном имеют в виду психические различия у людей, связанные с интенсивностью, глубиной и устойчивостью эмоций, впечатлительности, энергичности действий.

Существует несколько теорий, определяющих основы темперамента. Но при всем многообразии подходов к этому вопросу большинство ученых признают, что это своего рода биологический фундамент, на котором личность формируется как социальное существо.

Физиологические основы темперамента

Первым данный термин ввел древнегреческий врач Гиппократ, который положил начало гуморальной теории. Он объяснял особенности темпераментов людей различными соотношениями жидких веществ в организме: крови, желчи и лимфы. Если преобладает желтая желчь - это делает человека горячим, импульсивным или холериком. У подвижных, веселых людей (сангвиников) преобладает кровь, а у спокойных и медлительных (флегматиков) - лимфа. Меланхолики отличаются грустным и боязливым характером, и как утверждал Гиппократ, у них преобладает черная желчь.

Согласно конституционной теории, которую вывели Кречмер и Зиго, природную основу темперамента определяют особенности общего строения организма человека, а также его отдельных органов. В свою очередь, телосложение индивида зависит от протекания эндокринных процессов в его организме.

Но наиболее обоснованной была признана неврологическая теория, которую предложил Иван Петрович Павлов. По его мнению, физиологической основой темперамента является набор приобретенных особенностей и врожденных свойств нервной системы.

Индивидуальные различия нервной деятельности при этом проявляются соотношением двух главных процессов - возбуждения и торможения, которые обладают тремя важными свойствами:

  • Сила процессов, которая выражается в способности нервных клеток выдерживать продолжительное или концентрированное воздействие раздражителей. Это определяет выносливость клетки. О слабости нервных процессов свидетельствует высокая чувствительность или переход клеток в состояние торможения вместо возбуждения, при воздействии на них сильных раздражителей. Эта особенность нередко ложится в основу темперамента;
  • Уравновешенность нервных процессов характеризуется равным соотношением возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса проявляются в равной степени, у других преобладает один из них;
  • Подвижность нервных процессов представляет собой быструю или медленную смену возбуждения на торможение и обратно, когда это требуют условия жизни. Таким образом, при неожиданных и резких изменениях подвижность обеспечивает приспособление индивида к новой обстановке.

Комбинации указанных свойств, по утверждению Павлова, определяют тип нервной системы и являются природной основой темперамента:

  • Слабый тип, при котором человек не способен выдерживать сильное, длительное и концентрированное возбуждение и торможение. В слабой нервной системе клетки обладают низкой работоспособностью. Хотя, при воздействии сильных раздражителей отмечается высокая чувствительность;
  • Сильный уравновешенный тип характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов, отличается преобладание возбуждения над торможением;
  • Сильный уравновешенный подвижный тип - нервные процессы сильны и уравновешены, однако, их быстрота и подвижность нередко приводят к неустойчивости связей;
  • Сильный уравновешенный инертный тип, при котором процессы возбуждения и торможения сильны и уравновешены, но отличаются малой подвижностью. Представители данного типа всегда спокойны, их трудно вывести из себя.

Таким образом, основу темперамента составляют индивидуальные свойства психики, которые отражают динамику психической деятельности человека. Они проявляются независимо от его целей, мотивов, желания и остаются практически неизменными в течение всей его жизни.

Учение о темпераменте

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д. Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Для темперамента показательна, во-первых, сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т. е. степень динамической устойчивости. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение — более слабую реакцию. У индивидов с большей не-устойчивостью, наоборот, сильное раздражение может — в зависимости от очень изменчивого состояния личности — вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: «реакция» в этом смысле совсем не адекватна «раздражителю».

Психическая деятельность одной и той же силы может отличаться различной степенью напряженности, в зависимости от соотношения между силой данного процесса и динамическими возможностями данной личности. Психические процессы определенной интенсивности могут совершаться легко, без всякого напряжения у одного человека в один момент и с большим напряжением у другого человека или у того же человека в другой момент. Эти различия в напряжении скажутся в характере то ровного и плавного, то толчкообразного протекания деятельности.

Существенным выражением темперамента является, далее, скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психических процессов нужно еще отличать их темп (количество актов за определенный промежуток времени, зависящее не только от скорости протекания каждого акта, но и от величины интервалов между ними) и ритм (который может быть не только временным, но и силовым). Характеризуя темперамент, надо опять-таки иметь в виду не только среднюю скорость протекания психических процессов. Для темперамента показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Наряду с этим существенное значение имеет и то, как совершается переход от более медленных к более быстрым темпам и наоборот — от более быстрых к более медленным: у одних он совершается, более или менее ровно и плавно нарастая или спадая, у других — как бы рывками, неравномерно и толчкообразно. Эти различия могут перекрещиваться: значительные переходы в скорости могут совер-шаться путем плавного и равномерного нарастания, а с другой стороны, относительно менее значительные изменения в абсолютной скорости могут совершаться порывистыми толчками. Эти особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессов.

Основное проявление темперамента очень часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека — в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Действительно, центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражают динамические особенности не отдельно взятых психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психического содержания. Однако сенсомоторная реакция никак не может служить ни исчерпывающим, ни адекватным выражением темперамента человека. Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность.

Темперамент человека проявляется прежде всего в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних будто кто-то, по словам А. М. Горького, «всю кожу с сердца содрал», до того они чувствительны к каждому впечатлению; другие — «бесчувственные», «толстокожие» — очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие — сильное или слабое, — которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление — даже сильное — оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность — это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости — в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, — и устойчивости, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность — та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

Темперамент проявляется особенно наглядно в силе, а также скорости, ритме и темпе психомоторики человека — в его практических действиях, речи, выразительных движениях. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленные, плавные или порывистые, иногда неожиданный поворот или движение головы, манера вскинуть взгляд или потупить взор, тягучая вялость или медлительная плавность, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают нам какой-то аспект личности, тот динамический ее аспект, который составляет ее темперамент. При первой же встрече, при кратковременном, иногда даже мимолетном соприкосновении с человеком мы часто сразу по этим внешним проявлениям получаем более или менее яркое впечатление о его темпераменте.

С древности принято различать четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический — слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический — сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический — слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Таким образом, эта классическая традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы наделяем темперамент, приобретая при этом соответствующее психологическое содержание. Дифференциация как впечатлительности, так и импульсивности по силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для дальнейшей дифференциации темпераментов.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т. е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Пенде, Белов, отчасти Э. Кречмер и др.) склонны были поставить и темперамент, и даже характер в зависимость прежде всего от этих последних. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.

Было бы неправильно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в самостоятельную основу темперамента, поскольку самая гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе.

Для темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Но опять-таки совершенно неправильно было бы, эмансипируя подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу темперамента, как это стремятся сделать в современной зарубежной неврологии течения, которые признают решающее значение для темперамента серого вещества желудочка и локализуют «ядро» личности в подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальных ганглиях. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет в конечном счете не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивает И. П. Павлов в своем учении о типах нервной системы.

В основу своей классификации типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных критерия, а именно силу, уравновешенность и лабильность коры.

Исходя из этих основных признаков, он в результате своих исследований методом условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы:

  1. Сильный, уравновешенный и подвижный — живой тип.
  2. Сильный, уравновешенный и инертный — спокойный, медлительный тип.
  3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением — возбудимый, безудержный тип.
  4. Слабый тип.

Деление типов нервной системы на сильный и слабый не ведет к дальнейшему симметричному подразделению слабого типа, так же как и сильного, по остальным двум признакам уравновешенности и подвижности (лабильности), потому что эти различия, дающие существенную дифференциацию в случае сильного типа, при слабом оказываются практически несущественными и не дают реально значимой дифференциации.

Намеченные им типы нервных систем И. П. Павлов связывает с темпераментами, сопоставляя четыре группы нервных систем, к которым он пришел лабораторным путем, с древней, от Гиппократа идущей классификацией темпераментов. Он склонен отожествить свой возбудимый тип с холерическим, меланхолический с тормозным, две формы центрального типа — спокойную и оживленную — с флег-матическим и сангвиническим.

Основным доказательством в пользу той дифференциации типов нервной системы, которые он устанавливает, Павлов считает различные реакции при сильных противодействиях раздражительного и тормозного процессов.

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент — это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т. д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т. п.

Психические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма — как врожденными особенностями строения нервной системы (нейроконституции), так и функциональными особенностями (мышечного, сосудистого) тонуса органической жизнедеятельности. Однако динамические свойства деятельности человека несводимы к динамическим особенностям органической жизнедеятельности; при всем значении врожденных осо-бенностей организма, в частности его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, не отрывного от развития личности в целом.

Темперамент не свойство нервной системы или нейроконституции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. Эта динамическая сторона темперамента взаимосвязана с остальными сторонами жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и деятельности; поэтому динамика деятельности человека и несводима к динамическим особенностям его жизнедеятельности, поскольку та сама обусловлена взаимоотношениями личности с окружающим. Это с очевидностью обнаруживается при анализе любой стороны, любого проявления темперамента.

Так, сколь значительную роль ни играют в впечатлительности человека органические основы чувствительности, свойства периферического рецепторного и центрального аппарата, все же впечатлительность к ним несводима. Впечатления, которые воспринимаются человеком, вызываются обычно не изолированно действующими чувственными раздражителями, а явлениями, предметами, лицами, которые имеют определенное объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе отношение, обусловленное его вкусами, привязанностями, убеждениями, характером, мировоззрением. В силу этого сама чувствительность или впечатлительность оказывается опосредованной и избирательной.

Впечатлительность опосредуется и преобразуется потребностями, интересами, вкусами, склонностями и т. д. — всем отношением человека к окружающему и зависит от жизненного пути личности.

Точно так же смена эмоций и настроений, состояний эмоционального подъема или упадка у человека зависит не только от тонуса жизнедеятельности организма. Изменения в тонусе, несомненно, тоже влияют на эмоциональное состояние, но тонус жизнедеятельности опосредован и обусловлен взаимоотношениями личности с окружающим и, значит, всем содержанием ее сознательной жизни. Все сказанное об опосредованности впечатлительности и эмоциональности сознательной жизнью личности еще в большей мере относится к импульсивности, поскольку импульсивность включает и впечатлительность, и эмоциональную возбудимость и определяется их соотношением с мощью и сложностью интеллектуальных процессов, их опосредующих и контролирующих.

Несводимы к органической жизнедеятельности и действия человека, поскольку они представляют собой не просто моторные реакции организма, а акты, которые направлены на определенные предметы и преследуют те или иные цели. Они поэтому опосредованы и обусловлены во всех своих психических свойствах, в том числе и динамических, характеризующих темперамент, отношением человека к окружающему, целями, которые он себе ставит, потребностями, вкусами, склонностями, убеждениями, которые обусловливают эти цели. Поэтому никак нельзя свести динамические особенности действий человека к динамическим особенностям органической его жизнедеятельности, взятой в себе самой; сам тонус его органической жизнедеятельности может быть обусловлен ходом его деятельности и оборотом, который она для него получает. Динамические особенности деятельности неизбежно зависят от конкретных взаимоотношений индивида с его окружением; они будут одними в адекватных для него условиях и другими в неадекватных. Поэтому принципиально неправомерны попытки дать учение о темпераментах, исходя лишь из физиологического анализа нервных механизмов вне соотношения у животных с биологическими условиями их существования, у человека — с исторически развивающимися условиями его общественного бытия и практической деятельности.

Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. Темпы моей деятельности будут, очевидно, различными в том случае, когда направление ее вынужденно идет вразрез с моими склонностями, интересами, умениями и способностями, с особенностями моего характера, когда я чувствую себя в чуждом мне окружении, и в том случае, когда я захвачен и увлечен содержанием моей работы и нахожусь в созвучной мне среде.

Живость, переходящая в игривую резвость или развязность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Стиль эпохи, образ жизни определенных общественных слоев обусловливает в известной мере и темпы, вообще динамические особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих общественных слоев.

Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей. Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями, в том числе орга-ническими и функциональными. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляция указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно-производственной жизни, нравов, быта, приличий и т. п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка — хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического — на внутренний строй личности, на ее темперамент.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Говоря о том, при каких условиях темперамент в игре актера может быть убедительным, Е. Б. Вахтангов писал: «Для этого актеру на репетициях нужно главным образом работать над тем, чтобы все, что его окружает в пьесе, стало его атмосферой, чтобы задачи роли стали его задачами — тогда темперамент заговорит "от сущности". Этот темперамент от сущности — самый ценный, потому что он единственно убедительный и безобманный». Темперамент «от сущности» единственно убедителен на сцене потому, что таков темперамент в действительности: динамика психических процессов не является чем-то самодовлеющим; она зависит от конкретного содержания личности, от задач, которые человек себе ставит, от его потребностей, интересов, склонностей, характера, от его «сущности», которая раскрывается в многообразии наиболее важных для него взаимоотношений с окружающим. Темперамент — пустая абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный путь.

Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера.

Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются, — от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Так, на основе импульсивности как свойства темперамента в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути могут выработаться различные волевые качества у человека, который не приучился контро-лировать свои поступки размышлением над их последствиями, могут легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьется решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом — на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем — чувствительность в смысле сентиментальности. Формирование характера на базе свойств темперамента существенно связано с направленностью личности.

Итак, темперамент — динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

Влияние темперамента

От темперамента зависят динамические особенности характера человека — стиль его поведения. Темперамент — «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека.

Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций.

Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир. Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность. Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности. Существуют несколько видов ригидности: сенсорная - пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула; моторная - трудность перестройки привычных движений; эмоциональная - продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия; памяти - пересерверация, навязчивость образов памяти; мышления - инерция суждений, установок, способов решения задач. Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции. Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.

Темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Например, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; возбудимость — легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Однако темперамент не является ценностным критерием личности, он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.

Структура темперамента

Темперамент - термин, образованный от латинского temperamentum (надлежащее соотношение черт) и tempero (смешиваю в надлежащем соотношении). К настоящему времени проблема темперамента достаточно подробно изучена, и потому в науке существует большое разнообразие определений данного свойства личности.

Б.М. Теплов дал следующее определение: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - другой».

Таким образом, можно утверждать, что темперамент - это совокупность психодинамических свойств нервной системы, биологический фундамент, на котором формируется личность.

Так как психика — свойство нервной системы, то и индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Поэтому первый основной признак свойств темперамента - это их обусловленность свойствами нервной системы, которые составляют физиологическую основу темперамента. При этом от каждого типа нервной системы (с его специфическими свойствами) зависит только один тип темперамента.

Одни и те же динамические особенности психической деятельности зависят от соотношения эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение и есть тот характерный признак, который со времен Гиппократа лежит в основе понятия темперамента. Следовательно, есть объективные основания полагать, что индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы являются свойствами темперамента. Это, однако, не значит, что с темпераментом связаны все индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, и только они.

В результате попыток такого анализа было выделено три главных, ведущих, компонента темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наибольшее значение в структуре темперамента имеет общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.

По содержанию с первым компонентом темперамента особенно тесно связан второй компонент - двигательный, или моторный, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику).

Третьим основным компонентом темперамента является эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. Основными характеристиками эмоциональности считают впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность.

Впечатлительность выражает чуткость субъекта к эмоционально значимым воздействиям.

Импульсивность означает скорость, с которой эмоция побуждает к действиям без их предварительного обдумывания и сознательного планирования. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость смены одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в поведении человека единую структуру, что дает возможность ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

Проявление темперамента

Различие людей по темпераменту проявляется в их деятельности. Для достижения успехов в ней важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности — это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

Формирование индивидуального стиля деятельности осуществляется в процессе обучения и воспитания. При этом необходима собственная заинтересованность субъекта.

Условия формирования индивидуального стиля деятельности:

  1. определение темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств;
  2. нахождение совокупности сильных и слабых сторон;
  3. создание положительного отношения к овладению своим темпераментом;
  4. упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых.

Темперамент имеет значение и для выбора вида деятельности. Холерики предпочитают эмоциональные ее виды (спортивные игры, дискуссии, публичные выступления) и неохотно занимаются однообразной работой. Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами деятельности.

Известно, что в процессе учебных занятий сангвиники при изучении нового материала быстро схватывают основу, выполняют новые действия, хотя с ошибками, не любят длительной и тщательной работы при освоении и совершенствовании навыков. Флегматики не станут выполнять новые действия, упражнения, если что-то неясно в содержании или технике, они склонны к кропотливой, длительной работе при овладении ею.

Например, для спортсменов существуют различия, зависящие от темперамента, в предстартовых состояниях. Сангвиники и флегматики перед стартом находятся преимущественно в состоянии боевой готовности, холерики — в состоянии стартовой лихорадки, а меланхолики — в состоянии стартовой апатии. На соревнованиях сангвиники и флегматики показывают стабильные результаты и даже более высокие, чем на тренировках, у холериков и меланхоликов они недостаточно стабильны.

Столь же дифференцированно, в частности с учетом силы и уравновешенности нервной системы учащихся, нужно подходить и к применению различных форм педагогических воздействий — похвалы, порицания. Похвала оказывает положительное влияние на процесс формирования навыка у всех учащихся, но наибольшее — у «слабых» и «неуравновешенных». Порицание наиболее эффективно действует на «сильных» и «уравновешенных», наименее — на «слабых» и «неуравновешенных». Ожидание оценки за выполнение заданий оказывает положительное влияние на «слабых» и «уравновешенных», но менее существенно для «сильных» и «неуравновешенных».

Таким образом, темперамент, будучи зависимым от врожденных свойств нервной системы, проявляется в индивидуальном стиле деятельности человека, поэтому важно учитывать его особенности при обучении и воспитании.

Учет особенностей темперамента необходим при решении в основном двух важных педагогических задач: при выборе методической тактики обучения и стиля общения с учащимися. В первом случае нужно помочь сангвинику увидеть в монотонной работе источники разнообразия и творческие элементы, холерику — привить навыки особого тщательного самоконтроля, флегматику — целенаправленно развить навыки быстрого переключения внимания, меланхолику — преодолеть страх и неуверенность в себе. Учет темперамента необходим при выборе стиля общения с учащимися. Так, с холериками и меланхоликами предпочтительны такие методы воздействия как индивидуальная беседа и косвенные виды требования (совет, намек и т. д.). Порицание на виду у класса вызовет у холерика конфликтный взрыв, у меланхолика — реакцию обиды, подавленности, неуверенности в себе. Имея дело с флегматиком нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требования, необходимо дать время созреть собственному решению ученика. Сангвиник легко и с удовольствием примет замечание в форме шутки.

Темперамент — природная основа проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, не свойственные данному темпераменту. Особое значение здесь имеет самовоспитание. В письме О. Л. Книппер-Чеховой А. П. Чехов писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».