Почему мы живем не так как хотим? Почему мы живем в трехмерном пространстве

Третье измерение — зачем нам?

— Что такое четвертое измерение? — Вы наверно удивитесь но, каждый человек бывает там ежедневно!

Внимательные люди существовали всегда, обладающие большим опытом, мудростью, знанием. Они замечали и говорили об этом, но когда общество решает задачи выживания в мире физическом, то становится не до них. Однако следует напомнить: вы не только тело, задача выжить не единственная, стоящая перед вами, иначе человек не отличался бы настолько сильно от животного. Эволюция никогда не прекращается, она продолжается.

Человек не только физическое тело, это нечто гораздо большее. Тело — это временное ограничение формы выражения вашей сущности, которое вы по свое воле приняли для себя, для получения определенного опыта. Вы даже представить не можете насколько вы величественны и огромны. Физическое тело и мир в третьем измерении очень ограничивает ваш потенциал. Вашей сущности в такой форме здесь не совсем уютно. Потому непрерывное заточение свободного сознания в оболочку (и, к тому же в экстремальных условиях) – серьезное испытание. Серьезное испытание и неповторимый опыт, вызывающий уважение к вам, к решительности и смелости вашей сущности. Но постоянное пребывание в физическом теле довольно сложно, невыносимо и даже невозможно. Без чего, кроме факторов необходимых для того чтобы выжить (воды, пищи, благоприятных условий окружающей среды) не может жить человек?

— Без сна.

Современная наука не в состоянии дать ответ – что это (на данный момент ученые фиксируют только состояния мозга в состоянии сна). Во время сна, пока тело отдыхает, вы (ваше сознание, которое и есть вы) покидает тело. И это уже другое измерение. Проснувшись вы в большей степени ничего не помните или лишь последние моменты вашей деятельности в другом измерении, которые довольно быстро забываются, потому как это мир третьего измерения (он, точней наши тела устроены таким образом, чтобы можно было начать все с чистого листа, и чтобы ни безграничные возможности, ни огромный опыт и багаж знаний нашей сущности из других измерений, ничего не могло помешать получению такого опыта, какого мы хотим. Такие правила игры, на которые мы согласились по своей воле. Ведь игра по правилам намного интересней, чем без них.


По мере накопления опыта в игре каждый проходит путь, эволюцию сознания, стадии взросления от младенчества к старости, от решений задач выживания к опыту возвышенного, от иллюзии отделенности к гораздо большему осознанию себя, как части Целого. Лишь иногда, в исключительных случаях, в особо важные, решающие моменты игры, правила могут быть нарушены теми, кто создал эту игру, может прийти сущность без ограничений. Такое уже было в истории Земли и такое повторится снова.

То, что мы делаете во снах – наша реальность. Память о том, что происходило во сне остается с вами навсегда, но когда вы в физическом теле, включаются ограничения, и не уместный для вас опыт блокируется. К информации которая заблокирована трудно получить доступ, но возможно через тренировки, определенные техники, гипноз. Если то, что происходит с вами во сне важно вам знать для успешного получения опыта, выполнения своих целей в воплощении, то как правило вы сразу после пробуждения можете помнить этот сон, вспомнить о нем на протяжении дня или при особых обстоятельствах в жизни.

Обращали ли вы внимание на происходящее с вами во сне, на что вы способны там?

На первый взгляд может показаться, что там полнейший хаос или наоборот, пустота. В обоих случаях это будет ваш реальный опыт там. И в первом, и во втором случае вы будете правы. Просто вы отразили, спроецировали себя в другое измерение.

Во сне не существует времени и расстояния, но есть сознания сущностей, которые совместно и создают все. Создают через мысль и тут же, моментально переживают результат своей мысли (к примеру, если вы думаете о человеке или месте, то можете мгновенно переместиться туда). Причем вы испытываете более глубоко, более ярко, более полно переживаете эмоции от того что происходит с вами, так как можно назвать или астральный план, на котором мы познаем эмоциональную сферу. Эмоции сущностей проявляются несравнимо с Землей (даже учитывая то, что на Земле эмоции очень выражены) ярко и в более широком спектре.

А теперь критически взглянем на себя. Признайтесь себе, что порой у вас кавардак в голове: бардак в чувствах и хаос в мыслях. Представьте сами, что произойдет, если это не гармоничное сознание, этот хаос мгновенно перенести в четвертое измерение, где мысль определяет вашу реальность, а переживаемые эмоции еще глубже? Согласитесь, не самый лучший опыт. От этого беспорядок у нас и на физическом плане. Вот потому мы здесь учимся вначале выживать (но всегда есть те, кто учат нас Человеческим качествам, без этого мы бы никогда не выжили), а если сумеем выжить и не погубить сами себя, то человечество продолжит свое развитие, с течением времени научиться контролировать себя и однажды полностью закончит свою эволюцию на планете Земля.

«Начиная с 1926 года, когда Макс Шелер ввел термин «философская антропология», было сделано достаточно много попыток ответить на вопрос о сущности человека сохраняя философскую точку зрения. Наиболее важное открытие философской антропологии состоит в том, что сущностью человека является его способность строить самого себя, а значит, постоянно изменять содержание ответа на вопрос о его собственной сущности».

Эта цитата как нельзя более точно отражает то понимание человека, речь о котором пойдет ниже.

Итак, сущностью человека является его способность строить самого себя . Здесь имеется ввиду сознательная способность себя образовывать исходя из своих собственных желаний и стремлений – самообразование .

Самообразование по некоторым причинам прямо противоречит детерминизму современной культуры в экзистенциальной сфере человеческого существования.

«В конечном счете, тот факт, что предшествующее поколение нечто делало (или что оно делало нечто так, а не иначе), сам факт по себе не может быть достаточным основанием для воспроизводства (повторения) этих действий в будущем».

Главное отличие этого типа человека от описанного состоит в том, что он перестает жить-из-вне , и начинает жить-из-себя . Он становится человеком, живущим так, как живет, поступающим так, как поступает, думающим так, как думает. И для этого ему не нужны никакие внешние обстоятельства. Он такой, потому что таким хочет быть, такой есть и находит способ таким быть. Его развитие, движение по жизни, его бытие зависят только от него самого, его устремленности.

Это «человек сам по себе, сам в себе для себя бытие – не нуждающийся ни в какой поддержке, программировании извне. Ничто ему не нужно снаружи, чтобы быть таким, каким он хочет быть».

То есть он полностью , во всех без исключения своих проявлениях обусловлен изнутри .

В каждом человеке есть так называемое «ядро личности», которое составляет комплекс само собой разумеющихся норм. Само собой разумеющиеся нормы появляются в процессе переживания субъективной истины – когда человек принимает что-то с полной уверенностью что это именно так, а не иначе. Эти истины закладываются в человека с детства в основном через авторитет родителей, затем продолжают складываться в процессе социализации.

Здесь возникает проблема свободы, т.к. истины закладываются из вне без ведома человека, и никто после не будет ему объяснять относительность всех этих истин по той простой причине, что передатчик этих истин сам переживал их когда-то как истины , и, следовательно, не может относится к ним критично.

Для того, чтобы человек стал полностью обусловлен изнутри должно произойти «извлечение» всего привнесенного и конструирование своей собственной реальности. Как правило, довольно часто выведение человека из состояния культурной обусловленности осуществляется с помощью Другого как посредника, своеобразного моста между реальностью субъективной и реальностью объективной (культурной), и важно, что происходит с человеком при этом переходе, - когда человек может занять метапозицию по отношению к культуре и самому себе?

Эта возможность появляется тогда, когда человек попадает в экзистенциальный вакуум, метафизическую пустоту – когда все, на что он опирался, все законы по которым он жил – все вдруг становится нереальным, нелепым, тем, что в индуизме называют майя (иллюзорность мира).

Как человек может попасть в экзистенциальный вакуум? Одной из причин может послужить современная культурная ситуация. Темпы изменения в общественной, социальной, государственной жизни таковы, что создали предпосылки к изменению самого характера культурной обусловленности человека. Под сомнение в разных странах все чаще начинает ставится вся система предыдущего обусловливания, то есть возникают ситуации, когда человек может заметить вещи, которые он не в состоянии был заметить до этого.

Почему? Потому что появились новые взгляды на необходимые аспекты внешней обусловленности. Появилось взаимное столкновение всевозможных аспектов обусловленности. И Я сам, и Мир оказываются передо мной на какой-то промежуток времени предельно обнаженными.

Вот здесь и возникает возможность «выхода из механизмов жизни и из механизмов самого себя в некое пустое пространство и зарождение новой жизни. То есть «штуковина» или происходит, или не происходит... Если же все-таки «штуковина произойдет», человек может осознать, что нет никакого «на самом деле», все ценности, цели и смыслы относительны , с этого момента только он сам является мерой всех окружающих его вещей и явлений – он один является критерием истины.

Здесь может начаться свершаться переход «снаружи» во «внутрь». Очень важную роль в этом переходе играет творчество.

«Когда перейдете (если перейдете; это, конечно же, не момент, это – процесс), никто вам ничего не предложит. Не из чего выбирать, не в чем искать, не к чему приспосабливаться – нужно все делать. Готового ничего нет…Все надо делать, все то, что раньше приходило готовым. Вы будете как рыба, которая сама себе должна делать море, или пруд, или реку. Никто ничего не предлагает, сплошное творчество. И не в переносном, а в буквальном смысле, потому что даже если вы берете что-то готовое, то должны его как-то трансформировать – заполнить эту форму своим содержанием».

Таким образом, человек начинает творить собственную реальность, собственную историю – ту, которую он сам сознательно выбирает. То есть человек не создан природой и эволюцией. Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в собственной истории, с участием его собственных индивидуальных усилий – с участием его самого. Он овладевает культурой и творчески ее преодолевает - самореализуется.

Этот процесс приобретает непрерывный характер, т.к. человеку свойственно постоянно выходить за свои пределы, постоянно меняться. При таком подходе непрерывное образование выступает как модус развития личностного существования отдельного человека.

Вообще говоря, каждый человек находится в непрерывном образовании. Жизнь человека – это его реальность, и все, что он пережил в ней, узнал, сделал и т.д., так или иначе, в грубом или тонком виде отпечатывается во всех аспектах его существования – психологической, физической, ментальной – любой. Вся разница лишь в том, что некоторые люди этого не осознают, а некоторые сознают.

У вторых это образование носит характер самообразования, т.к. они контролируют окружающее пространство и фильтруют всю информацию, поступающую из социума во «внутрь» и «изнутри наружу» (по крайней мере, максимально – на сколько это вообще в принципе возможно).

Если присутствует такой контроль, человек может воспринимать себя как текст, который читают - т.к. он своим поведением каким-то образом воздействует на окружающее пространство и всех, кто в него входит. И свою собственную жизнь как текст – как самый главный написанный им текст.

Таким образом, идея «непрерывности образования» или идея «самообразования» направлены против предзаданности и контролируемости образа действия, чувствования и мысли, и таким образом – против культуры, как основы некритичного образования.

Об этом же говорил и П. Г. Щедровицкий:

«…процессы самоопределения, процессы становления…всегда протекают в какой-то культурной, социокультурной среде, а значит, опираются на определенные социокультурные институты… Однако, по мере того, как это пространство возникает, мы все больше и больше сталкиваемся с тем, что социокультурная и пространственная среда не обустроены для развития, и те направляющие, которые создает эта среда, расходятся и противоречат тем целям и ценностям, которые мы с вами как субъекты, практикующие развитие, выдвигаем»

Выводом из всего рассмотренного будет описание понятия «epimeleia » – «забота о самом себе » - введенном Мишелем Фуко. Он считал заботу о себе сущностной необходимостью и конечной целью жизни любого человека. Человека, заботящегося о себе, характеризует следующее:

1. Своеобразная и индивидуальная манера смотреть на мир, действовать и вступать в отношения.

2. Перенесение взгляда с внешнего, окружающего мира на самого себя. Предполагает своего рода наблюдение и контроль за собственными мыслями, действиями и т.д.

3. Определенный образ действий, осуществляемый субъектом по отношению к самому себе – действие, которым он изменяет, очищает, преобразует и преображает себя.

«Человек должен стремиться…к тому, чтобы приобрести статус субъекта, которого он никогда не имел до этого. Не-субъекту следует придать статус субъекта, что определяется полнотой его отношений к своему «Я». Нужно создать себя как субъекта…».

Примерно то же сказал и Мераб Мамардашвили.

«Люди освобождаются ровно настолько, насколько они сами проделали свой путь освобождения изнутри себя, ибо всякое рабство – это самопорабощение. «Внутренняя свобода» - это вовсе не подпольная свобода ни в социальном смысле, ни в смысле душевного подполья. Это реально явленная свобода в смысле освобожденности человека внутри себя от оков собственных представлений и образов, высвобожденности человеческого самостояния и бытия».

Мы живем в трехмерном мире: длина, ширина и глубина. Некоторые могут возразить: «А как же четвертое измерение - время?» Действительно, время - это тоже измерение. Но вот вопрос, почему пространство измеряется в трех измерениях - загадка для ученых. Новое исследование объясняет, почему мы живем в мире 3D.

Вопрос о том, почему пространство трехмерно, мучил ученых и философов с античных времен. Действительно, почему именно три измерения, а не десять или, скажем, 45?

В целом, пространство-время четырехмерно (или 3+1-мерно): три измерения образуют пространство, четвертым измерением является время. Существуют также философские и научные теории о многомерности времени, которые предполагают, что измерений времени на самом деле больше, чем кажется: привычная нам стрела времени, направленная из прошлого в будущее через настоящее — всего лишь одна из возможных осей. Это делает возможными различные научно-фантастические проекты, вроде путешествий во времени, а также создает новую, многовариантную космологию, которая допускает существование параллельных вселенных. Однако существование дополнительных временных измерений пока не доказано научно.

Вернемся в наше, 3+1-мерное измерение. Нам хорошо известно, что измерение времени связано со вторым законом термодинамики, который гласит, что в замкнутой системе — такой, как наша Вселенная — энтропия (мера хаоса) всегда возрастает. Уменьшаться вселенский беспорядок не может. Поэтому время всегда направлено вперед — и никак иначе.

В новой статье, опубликованной в EPL, исследователи предположили, что второй закон термодинамики может также объяснить, почему пространство трехмерно.

«Ряд исследователей в области науки и философии обращались к проблеме (3 + 1)-мерной природы пространства-времени, обосновывая выбор именно этого числа его стабильностью и возможностью поддержания жизни», — рассказал соавтор исследования Джулиан Гонсалес-Айала из Национального политехнического института в Мексике и университета Саламанки в Испании порталу Phys.org. «Ценность нашей работы заключается в том, что мы представляем рассуждения, основанные на физической модели размерности Вселенной с подходящим и разумным сценарием пространства-времени. Мы первые, кто заявил, что число «три» в размерности пространства возникает в качестве оптимизации физической величины».

Ранее ученые обращали внимание на размерность Вселенной в связи с так называемым атропным принципом: "Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек". Трехмерность пространства объяснялась возможностью поддержания Вселенной в том виде, в каком мы её наблюдаем. Если бы во Вселенной было множество измерений, по ньютоновскому закону тяготения не были бы возможны устойчивые орбиты планет и даже атомная структура вещества: электроны падали бы на ядра.

В данном исследовании ученые пошли другим путем. Они предположили, что пространство трехмерно из-за термодинамической величины — плотности свободной энергии Гельмгольца. Во Вселенной, заполненной излучением, эту плотность можно рассматривать как давление в пространстве. Давление зависит от температуры Вселенной и от количества пространственных измерений.

Исследователи показали, что могло происходить в первые доли секунды после Большого взрыва, называемые Планковской эпохой. В момент, когда Вселенная начала охлаждаться, плотность Гельмгольца достигла своего первого максимума. Тогда возраст Вселенной составлял долю секунды, а пространственных измерений было ровно три. Ключевая мысль исследования заключается в том, что трехмерное пространство было «заморожено», как только плотность Гельмгольца достигла своего максимального значения, которое запрещает переход в другие измерения.

На рисунке ниже изображено, как это происходило. Слева — плотность свободной энергии Гельмгольца (е) достигает своего максимального значения при температуре Т = 0,93, которое возникает, когда пространство было трехмерным (n=3). S и U представляют плотности энтропии и плотность внутренней энергии, соответственно. Справа показано, что перехода к многомерности не происходит при температуре ниже 0,93, что соответствует трем измерениям.

Это произошло вследствие второго закона термодинамики, который допускает переходы в более высокие измерения только тогда, когда температура выше критического значения — ни градусом меньше. Вселенная непрерывно расширяется, и элементарные частицы, фотоны, теряют энергию — поэтому наш мир постепенно охлаждается: Сейчас температура Вселенной гораздо ниже уровня , предполагающего переход из 3D-мира в многомерное пространство.

Исследователи поясняют, что пространственные измерения похожи на состояния вещества, а переход из одного измерения в другое напоминает фазовый переход — такой, как плавление льда, которое возможно лишь при очень высоких температурах.

«В процессе охлаждения ранней Вселенной и после достижения первой критической температуры, принцип приращения энтропии для замкнутых систем мог запретить определенные изменения размерности», — комментируют исследователи.

Это предположение по-прежнему оставляет место для более высоких измерений, которые существовали в Планковскую эпоху, когда Вселенная была еще более горячей, чем это было при критической температуре.

Дополнительные измерения присутствуют во многих космологических моделях — в первую очередь, в теории струн. Это исследование может помочь объяснить, почему в некоторых из этих моделей дополнительные измерения исчезли или остались такими же крошечными, как были в первые доли секунды после Большого взрыва, в то время как 3D-пространство продолжает расти во всей наблюдаемой Вселенной.

В будущем исследователи планируют улучшить свою модель, чтобы включить дополнительные квантовые эффекты, которые могли возникнуть в первую долю секунды после Большого взрыва. Кроме того, результаты дополненной модели могут также служить ориентиром для исследователей, работающих на других космологических моделях, таких как квантовая гравитация.

Зачем люди живут на земле? Ответ на этот вопрос испокон веков искали как великие философы, так и простые обыватели. Но к окончательному выводу не пришел пока никто из них, ведь эта задача не имеет единого решения. Сколько философских школ, столько же и мнений, а может, и того больше.

И все же некоторые смогли подобрать логически ответы, способные объяснить существование человека.

Как часто мы размышляем о том, и живет?

Самая беззаботная пора - детство. В этот период все мы бегаем как угорелые по родным дворам, притворяясь пиратами, супергероями, роботами. В нашей голове могут роиться тысячи удивительных идей, но нет ни одного вопроса о смысле жизни. Да и зачем?

И только переступив порог юности, человек начинает искать на него ответ. «Зачем человек живет? Какое у него предназначение? В чем смысл моей жизни?» - все эти вопросы тревожили сердце каждого из нас. Но одни быстро выбрасывали их, переключаясь на более насущные проблемы, иные же, наоборот, провели всю жизнь в поисках неоспоримой истины.

Древние философы и смысл жизни

Однажды Аристотель сказал: «Познание души - это главная задача философа, так как это сможет дать ответы на многие вопросы…» Более того, он считал, что любой мыслитель должен искать смысл во всем, так как этот поиск является неотъемлемой частью нас самих. Он учил тому, что недостаточно принимать вещи таковыми, как они есть, нужно еще и понять, зачем они нужны в этом мире.

Немецкий философ Георг Гегель также был озадачен вопросом о том, зачем человек живет в этом мире. Он считал, что подобная тяга к познанию самого себя заложена в нас природой и является нашим истинным Я. Более того, он утверждал: если понять, какая роль отведена человеку, то можно будет разгадать и предназначение других явлений вселенной.

Также не стоит забывать о Платоне и его размышлениях о том, зачем человек живет на земле. Он был уверен: поиски своего предназначения - это высшее благо для человека. Отчасти, именно в этих поисках и был сокрыт его смысл жизни.

Божий план, или Зачем люди живут на плане?

Нельзя рассуждать о смысле жизни и не затронуть тему религии. Ведь все существующие верования имеют по этому вопросу. В их священных текстах есть четкие указания касательно того, как следует провести свою жизнь и что является высшим благом для человека.

Итак, рассмотрим наиболее распространенные конфессии.

  • Христианство. Согласно Новому Завету, все люди рождены для того, чтобы прожить праведную жизнь, что подарит им место в раю. Следовательно, их смысл жизни в том, чтобы служить Господу, а также быть милосердными к другим.
  • Ислам. Мусульмане не слишком далеко отошли от христиан, их вера также основывается на служении богу, только на этот раз Аллаху. Помимо этого, каждый истинный мусульманин должен распространять свою веру и всеми силами бороться с «неверными».
  • Буддизм. Если спросить буддиста: «Зачем человек живет?», то он, скорее всего ответит так: «Чтобы стать просветленным». Именно эту цель преследуют все последователи Будды: очистить свой разум и перейти в нирвану.
  • Индуизм. В каждом есть божественная искра - Атман, благодаря которой человек после смерти возрождается в новом теле. И если в этой жизни он вел себя хорошо, то при следующем перерождении станет более счастливым или богатым. Высшей же целью бытия является разорвать круг перерождения и предаться забвению, которое дарует наслаждение и покой.

Научная точка зрения на предназначение человека

Поставила главенство церкви под сомнение. Это было связано с тем, что человечество получило еще одну версию, объясняющую появление жизни на Земле. И если вначале лишь немногие были согласны с этой теорией, то по мере развития науки ее приверженцев становилось все больше и больше.

Но как наука смотрит на обсуждаемый нами вопрос? Зачем человек живет на земле? В целом все довольно просто. Поскольку человек произошел от животного, то и цели у них схожие. А что является самым важным для каждого живого организма? Верно, продолжение рода.

То есть, с научной точки зрения, смысл жизни заключается в поиске надежного партнера, воспроизведении потомства и заботе о нем в дальнейшем. Ведь только так можно сохранить вид от вымирания и обеспечить себе светлое будущее.

Минусы предыдущих теорий

Теперь следует поговорить о том, какие недостатки есть в этих концепциях. Ведь как научная, так и религиозная гипотезы не способны дать исчерпывающего ответа на вопрос: «Зачем люди живут на земле?»

Минус научной теории в том, что она выделяет общую цель, которая идеально подходит для всего вида в целом. Но если рассматривать проблему в масштабе одного индивида, то гипотеза теряет свою универсальность. Ведь получается, что те, кто не способен иметь детей, и вовсе лишены всякого смысла жизни. Да и здоровому человеку вряд ли понравится существовать с мыслями о том, что его единственное предназначение - это передача своих генов потомству.

Неидеальной является и позиция религиозных общин. Ведь большинство религий ставит превыше земной. Более того, если человек - атеист или агностик, то и существование его лишено всякого смысла. Подобная догма многим не по душе, поэтому с годами церковные устои начинаю ослабевать. Как следствие, человек снова остается один на один с вопросом «зачем люди живут на земле».

Как же найти истину?

И что теперь? Что делать, если научная точка зрения не подходит, а церковная слишком консервативна? Где найти ответ на столь важный вопрос?

На самом деле универсального решения проблемы попросту нет. Каждый человек - личность, следовательно, его уникален. Каждый должен сам найти свой путь, свой смысл и свои ценности. Только так можно обрести гармонию внутри себя.

При этом необязательно всегда следовать одному пути. Прелесть жизни в том, что здесь нет установленных правил и границ. Каждый вправе выбрать для себя конкретные идеалы, и если они со времен покажутся ложными, их всегда можно заменить новыми. Например, многие люди полжизни работают ради того, чтобы сколотить состояние. И когда они добиваются этого, то понимают, что деньги - это далеко не главное. Тогда они снова принимаются за поиски смысла бытия, способного сделать их и красивее.

Главное - не бояться задумываться: «Зачем я существую и в чем мое предназначение?» Ведь если есть вопрос, то и ответ на него обязательно найдется.

Антропный принцип вместо Бога?

Антропным принципом ученые стали именовать примерно с середины XX века сопоставление особенностей нашего мира с возможностью существования в нем жизни и разума. В вольной и более понятной формулировке этот принцип утверждает удивительное явление, а именно, что мир наш создан и существует исключительно для того, чтобы в нем мог появиться и существовать человек! Другими словами говоря, все свойства Вселенной приспособлены для возникновения разумной жизни, поскольку в ней присутствуем мы, наблюдатели!

Почему мы живем в трехмерном пространстве?

Природа выбрала для нашего существования трехмерное пространство (длина, ширина и высота), хотя некоторые физики считают, что в реальности наше пространство имеет 11 измерений (!). Но 8 из них «свернуты», поэтому мы их не замечаем. Впрочем, если у «свернутых» измерений геометрические параметры будут увеличиваться, то когда-то они будут серьезно влиять на динамику нашего мира. К этому стоит добавить, что такое важнейшее явление эволюционирующей реальности, как устойчивое движение, возможно только в трехмерном пространстве!

Если бы наше пространство имело всего два измерения (длину и ширину), или только одно (длину), то, как всем очевидно, движение в таком пространстве было бы настолько сковано, что о возникновении жизни в нем не могло бы быть и речи. Если бы число измерений в нашем пространстве было больше трех, то, например, планеты не могли бы удерживаться около своих звезд — они либо упали бы на них, либо улетели бы прочь! Подобная судьба постигла бы также и атомы с их ядрами и электронами.

Напомним, что сегодня мы знаем четыре вида основных природных сил: гравитационные, электромагнитные и внутриядерные — слабые и сильные.

Так вот, доказано, что даже малейшее их изменение приведет к существенной трансформации нашей Вселенной! Аналогичные ограничения существуют и в соотношениях масс электрона и протона. Их изменение повлекло бы за собой непредсказуемые последствия.

Фактор стабильности - время!

Мало кто знает, что наше пространство, строго говоря, имеет не три измерения, а четыре! Причем четвертой координатой является… время!

Важнейшее отличие ее от остальных трех координат заключается в необратимости, то есть время по неизвестным нам причинам течет только в одну сторону — из прошлого в будущее! И тем не менее без этой координаты в мире не было бы развития и какой-либо эволюции.

Согласно современным научным представлениям, пространство, время и материя были рождены одномоментно в результате так называемого Большого взрыва. Эта идея достаточно хорошо разработана учеными, хотя как все происходило на микроуровне, в значительной степени остается неясным.

В частности, остается непонятным, почему в результате Большого взрыва количество образовавшейся материи оказалось чуть больше, чем антиматерии, хотя вроде их должно быть поровну! «Кто-то» позаботился об этой антисимметрии, ибо при равном количестве частиц и античастиц все они исчезли бы (аннигилировали) и не из чего было бы создавать сложные системы.

Условия существования белковых тел

Понятно, что разумная жизнь может существовать лишь на белковой основе, причем в очень узком интервале температур. Следовательно, орбиты жизненосных планет должны быть выбраны так, чтобы средняя температура на них не выходила за эти пределы! Хорошо бы, чтобы эта орбита была круговой — в ином случае зимы на этих планетах были бы долгими и гибельными для всего живого. А слишком жаркое лето погубило бы оставшихся в живых! Более того, наша Земля тоже намертво прикована к своей орбите — большинство живых существ на ней не смогло бы выжить даже при изменении ее орбиты всего на десятую долю!

Говорят, что и Луна со своими приливами и отливами крайне необходима для развития разумной жизни на Земле. А ведь высказывалось предположение, что Луны когда-то не было у нашей планеты. Говорят, «кто-то» ее сюда притащил! Сей факт подтверждается, в частности, очень тщательной «установкой» Луны на земной орбите: диаметр ее в 200 раз меньше диаметра Солнца и расположена она в 200 раз ближе к нам. В результате в период полного солнечного затмения диск Луны точно накрывает диск Солнца и мы можем видеть ночное небо средь бела дня! «Кому-то» было нужно показать нам эту удивительную картину!

«Подозрительное» молчание космоса

Не символизирует ли оно неизбежность гибельного будущего цивилизаций, прошедших путь нашей планеты? Попробуем оценить шансы застать кого-либо из них, как говорится, в добром здравии. Для этого рассмотрим нашу звездную систему, Галактику, содержащую, как считается, порядка 100 миллиардов звезд.

Наше Солнце зажглось 5 миллиардов лет назад и за это время около него, на планете Земля, зародилась и дожила до наших дней разумная жизнь. Однако допустим, что около других звезд жизнь возникала гораздо раньше — скажем, 10 миллиардов лет назад. Тогда, по достижении соответствующего уровня развития и по мере ухудшения среды обитания, тогдашняя цивилизация решит колонизировать окружающее ее пространство для заселения своими гражданами. С этой целью она отправит в разные стороны три громадных космических корабля с тысячью поселенцев и необходимыми припасами и техникой на каждом.

До ближайшей звезды путь корабля, летящего со скоростью 10 тысяч километров в секунду (!), займет сто лет! Дадим поселенцам еще 300 лет на обустройство на новом месте и дождемся момента, когда они отправят свои корабли к следующим звездам. При таких «ступенчатых» полетах тогдашняя цивилизация заселит всю Галактику за 20 миллионов лет! Причем эта цифра явно занижена, поскольку на самом деле не представимо много времени уйдет на поиски подходящих планет. Понятно, что изложенный сценарий можно считать абсолютно сказочным, поскольку в нем фигурируют совершенно фантастические сроки. А чем больше сроки, тем больше шансов встретиться с непредсказуемыми событиями.

Вселенные могут быть разными!

Весь мир, возникший после Большого взрыва, во много раз превышает ту его часть, которую мы можем увидеть в телескопы. Поэтому сегодня ученые допускают существование вселенных со своими наборами фундаментальных параметров и законов, и мы их не видим исключительно по причине гигантских космических расстояний.

А что касается антропного принципа, то он начал широко обсуждаться в середине прошлого века после выхода в свет книги американского ученого В. Картера «Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии». Автор так объяснил этот принцип: «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции могли существовать наблюдатели». Или: «Наши наблюдения должны быть ограничены условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей».