Осознанность — шаг на пути к гармоничной жизни. Осознанность. Сознание. Пространство сознания

Осознание

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я, или как то, что Томас Нагель называл существованием «чего-то что есть подобие» бытия этого что-то. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Другие попытки определить сознание

Философские теории сознания

Дуализм

Дуализм души и тела - точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Логический бихевиоризм

Идеализм

Материализм

Функционализм

Двухаспектная теория

Двухаспектная теория - это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы , Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменологическая теория

Эмерджентная теория

Индуизм

К определению термина

Термин сознание является одним из самых трудных для точного формального определения. Весьма спорны параметры и критерии, по которым можно судить, обладает ли то или иное существо тем, что подразумевается в том или ином определении. Например, обладает ли сознанием (в смысле осознавания своего тела, предугадывания последствий своих телодвижений) новорождённый или играющий со своим собственным хвостом щенок? С развитием животного происходит изучение закономерностей, характерных для своего тела. Взрослые собаки уже не гоняются за своим хвостом.

Остаётся открытым вопрос, должно ли входить в признаки сознания возможность прогнозирования только собственных, или обязательна возможность прогнозирования и собственных, и несобственных действий.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Сознание (Психологический словарь)
  • Сознание на ресурсе Национальная психологическая энциклопедия
  • Лорен Грэхэм . Глава V. Физиология и психология: Проблема определения понятия «сознание» // Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе

Литература

  • Андреева Л. Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания // Общественные науки и современность. 2005. № 3.
  • Дели М. М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева . - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 312-315. - («Мыслители», выпуск 12).
  • Книгин А. Н. Философские проблемы сознания. - Томск: Изд-во ​Томского ун-та, 1999. - 338 с.
  • Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: 1994.
  • Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии : Моногр. - М.: Высш. шк., 1998 - 144 с
  • Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. М.: Ижевск, 2005.
  • Спирова Э. М. Идолы сознания на пути к пониманию // Знание. Понимание. Умение . - 2006. - № 1. - С. 48-53.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. СПб.: 2005.
  • Tart Ch. T. States of Consciousness. N.Y.: 1975.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Наверняка в вашей жизни были случаи, когда по прибытии в место назначения на своем автомобиле вы могли вспомнить лишь очень немногое из того, что видели во время поездки. Или, открыв пакет чипсов, буквально спустя миг вдруг замечали, что всё, что осталось у вас в руках – только пустой пакет.

Такое состояние ума часто называют автопилотом, как будто человек спит наяву. В результате научных исследований было установлено, что около 47 % времени, которое люди проводят в состоянии бодрствования, проживается большинством из нас в режиме автопилота, т.е. человек живет не в реальности, а в своих мыслях у себя в голове.

Живя таким образом, мы часто не замечаем большое количество достопримечательностей, которыми одаривает нас жизнь на каждом шагу, не воспринимаем многие звуки, запахи, радостные моменты, которые могли бы оценить по достоинству.

Мы не прислушиваемся к тому, что подсказывает наше тело, и слишком часто задействуем механически однообразный способ мышления, который становится вредным как для нас самих, так и для окружающих.

На автопилоте мы склонны увязать в постоянной спешке и избыточной деятельности, либо заниматься совершенно ненужными делами.

Наш ум, неспособный замолкнуть ни на секунду, находится в постоянном движении, в результате чего мы теряем связь с реальностью и со своим собственным телом, довольно скоро погружаясь в одержимые мысли о чем-то, что как правило связано с уже несуществующим прошлым или еще не наступившим будущим.

Мы становимся подвержены беспокойству, негативным переживаниям, депрессии и трате энергии впустую.

И неспроста ученые пришли к выводу, что блуждающий в своих мыслях ум отрицательно сказывается на уровне ощущения счастья и удовлетворенности жизнью.

Понятие осознанности, а также практики по ее развитию уходят в далекие времена, и тесно связаны с такими религиями как буддизм и индуизм.

Осознанность – это человеческая способность полностью присутствовать в настоящем моменте, быть здесь и сейчас, осознавать, где человек находится, что делает и что ощущает, вместо того, чтобы концентрироваться на своих мыслях, выходящих за рамки окружающей реальности.

Осознанность является противоположностью блуждающему уму, поэтому предполагает выключение режима автопилота и принятие на себя ручного управления штурвалом нашего внимания.

Мы наблюдаем привычку нашего ума рисовать картины и писать истории о том, какой реальность является. И когда мы начинаем слепо верить своему разуму, то легко можем стать жертвой страданий, если наши ожидания не выполняются.

Поэтому мы делаем шаг назад и воспринимаем реальность такой, какой она является на самом деле, не больше и не меньше.

Мы начинаем понимать, что не являемся собственными мыслями или чувствами, переставая отождествлять себя с ними и руководствоваться ими.

Вместо того, чтобы сожалеть о прошлом или беспокоиться о будущем, мы пребываем в настоящем моменте, имея дело с тем, что происходит здесь и сейчас.

По мере приобретения навыков управления эмоциями и нашим состоянием ума, мы получаем возможность использовать свой ум максимально эффективно, вместо того, чтобы быть его рабом.

Еще следует подчеркнуть, что осознанность характеризуется непредвзятостью. Мы не выносим оценочные суждения, мол то событие плохое, а это хорошее, и даже если мы поступаем так, то просто осознаем подобные мысли и отпускаем их восвояси.

Мы не расстраиваемся, если испытываем неприятные ощущения, или потому что не получаем желаемые эмоции. Мы просто осознаем и принимаем все, что происходит.

Мы не стремимся контролировать, подавлять или останавливать наши мысли. Выбрав роль наблюдателя, мы замечаем явления, спонтанно возникающие, проходящие через нас и прекращающие свое существование.

Является ли этот опыт приятным или болезненным, мы относимся к нему одинаково. В этом и заключается спокойствие разума.

Что значит осознавать. Пример осознанного подхода

Вспомните о том, как вы обычно реагируете, когда перед вами встает какая-нибудь проблема.

Сперва вы либо пугаетесь, либо раздражаетесь, начиная вопрошать и убеждать себя: “За что мне все это?”, “Я плохо разбираюсь в этом”, “У меня ничего не получится”, “Я буду выглядеть глупо”.

Установки такого рода лишь отвлекают ваше внимание от работы над поиском решения проблемы. Иногда вы вообще откладываете проблему в долгий ящик и ничего не делаете.

А как могло быть иначе, если бы вы реагировали осознанно, без суждений и внутреннего отношения к самой ситуации и собственным возможностям, руководствуясь только любопытством, направленным на решение возникшей задачи.

Что, если бы вы непосредственно переживали весь процесс по мере его развития и прохождения каждой из стадий – тревога, идея, действие, результат, осознавая и принимая каждую мысль и ощущение без необходимости останавливаться на ней и предаваться рассуждениям.

Если вы будете поступать так систематически, вы начнете замечать свои привычные шаблоны мышления, которые заставляют вас автоматически реагировать на события отрицательным и бесполезным способами, загоняя вас в стрессовые ситуации.

Осознавая, и при этом не реагируя, вы расширяете перспективу своего объективного взгляда на ситуацию и можете выработать наиболее эффективное решение.

Преимущества осознанности

  1. Осознанность снижает беспокойство, раздражительность и подверженность стрессовым состояниям.
  2. Является эффективным средством в борьбе против депрессии.
  3. Наполняет умственной и физической энергией, помогает избавиться от .
  4. Имеет высокую эффективность в управлении хроническими болями.
  5. Улучшает память и концентрацию внимания.
  6. Позволяет управлять бесполезными мыслями.
  7. Развивает ваш интеллект, сочувствие и сострадание, в том числе по отношению к себе, а также совершенствует вас в сфере межличностных отношений.
  8. Улучшает ваше (особенно благоприятно сказывается на сердечно-сосудистой системе) и повышает иммунитет.
  9. Развивает более ясное целеустремленное мышление, повышающее вашу эффективность в профессиональных и домашних делах.
  10. Способствует повышению творческих способностей и .
  11. Повышает и совершенствует гибкость вашего поведения.
  12. Помогает избавиться от вредных привычек и даже сбросить лишний вес.
  13. Повышает уровень счастья, благополучия и оптимизма.

Осознанность способна буквально трансформировать вас изнутри.

Развивая осознанность, вы обнаружите самый удивительный и невероятный сюрприз: то, что вы искали всегда где-то “там” – чувство гармонии, удовлетворенности и целостности, находилось все время в вас самих.

Иными словами, чем более осознанными вы являетесь, тем более счастливую и полную жизнь вы сможете прожить.

Как быть осознанным человеком

Существует много простых способов, применяя которые вы сможете повысить свой уровень осознанности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Практика осознанности в повседневной жизни

Попытайтесь вовлечь осознанность в повседневную деятельность, которую вы обычно выполняете на автопилоте.

Например, сконцентрируйте свое внимание на том, как вы чистите зубы, принимаете душ, завтракаете или идете на работу.

Осознавайте все, что вы видите, слышите, к чему прикасаетесь, какой запах и вкус ощущаете. Вы можете обнаружить, что рутинная деятельность на самом деле намного интереснее, чем вы предполагали ранее.

2. Не запрещайте уму блуждать

Ваш ум – естественный странник, напоминающий ползающего по полу ребенка, и в этом нет ничего криминального.

Осознанность заключается не в преднамеренном недопущении возникновения мыслей, а скорее в том, чтобы не предвзято рассматривать их как привычные ментальные события.

Представьте, что вы стоите на автовокзале и наблюдаете, как мыслительные автобусы приходят и уходят, и вы не совершаете попыток запретить им въезжать на автовокзал или покидать его. Сначала это может показаться сложной задачей, но позже у вас все получится.

Просто отмечайте, что ваш ум устремился в размышления и совершенно спокойно и очень мягко возвращайте его в реальность, освобождая от рассуждений о прошлом и будущем.

3. Осознавая, называйте свои мысли

Чтобы развить осознанность мыслей и чувств, полезно не только их выявлять, но и называть их про себя.

Например, если вы волнуетесь, то вам следует понять, что все совсем не так. Это не вы волнуетесь, а просто вас посетила мысль по имени Тревога, в таком случае поприветствуйте ее.

Так и скажите про себя: “Привет, Тревога, я тебя узнал и осознал.”

Как ни странно, не подавление, а именно ясное и полное осознание мыслей и ощущений способствует устранению их оккупационного воздействия на ваш разум.

4. Практикуйте осознанность, находясь в ожидании

В нашей жизни, наполненной нескончаемым потоком различных событий, ожидание является надоедливым источником унылого разочарования, и не важно, ожидаете вы в очереди в магазине или находясь в пробке на дороге.

Хотя ожидание и является не самым приятным явлением, оно может стать возможностью практики осознанности.

Во время ожидания направьте ваше внимание на собственное дыхание. Сосредоточьтесь на вдохе и выдохе, позволяя при этом всему остальному просто быть, даже если вы испытываете нетерпение или раздражение.

5. Придумайте напоминание быть осознанным

Выберите подсказку, с которой вы сталкиваетесь на регулярной основе, чтобы переводить свой мозг в режим осознанности.

Например, вы можете определить в качестве такого напоминания дверь, зеркало, кружку кофе или чашку чая.

6. Займитесь медитацией

Лучший способ развить осознанность в повседневной жизни. Практика медитации – это как выучить язык осознанности.

Медитация

Как правило, медитация заключается в том, чтобы находясь в расслабленном состоянии, сосредоточить внимание на своем дыхании. Концентрация внимания на каждом вдохе и выдохе позволяет вам наблюдать за своими мыслями, то и дело возникающими в вашем сознании, и прекратить борьбу с ними.

Вы осознаете, что мысли приходят и уходят сами по себе, что вы не ваши мысли. Вы можете отмечать, как они появляются в вашем сознании, казалось бы ниоткуда, а затем исчезают, словно лопнувший мыльный пузырь.

Вы приходите к глубокому пониманию того, что мысли и чувства, в том числе отрицательные, являются преходящими явлениями. Таким образом, у вас появляется выбор: стоит ли как-то реагировать на них, либо позволить им раствориться.

Если негативные мысли нависают над вашей головой, вы научитесь не воспринимать их, как что-то личное, а будете относиться к ним, словно это черные облака на осеннем небе, наблюдая за ними с дружелюбным любопытством, когда они дрейфуют мимо.

Развитие осознанности в результате медитации позволит вам улавливать негативные мысли, прежде чем они окажут на вас отрицательное воздействие, возвращая вашу жизнь под ваш контроль.

Со временем осознанность приводит к долгосрочным изменениям настроения, уровня счастья и благополучия.

Развенчание мифов о медитации

  1. Медитация – это не религия, а осознанность – это просто метод тренировки ума.
    Многие люди, практикующие медитацию, сами по себе религиозны, но достаточное количество атеистов и агностиков также используют в своей жизни практику медитации.
  2. Когда вы медитируете, вам не обязательно сидеть скрестив ноги на полу, но можете поступать так, если хотите. Вы можете медитировать сидя на стуле, а также практиковать медитацию ходьбы.
    И все же первый вариант более предпочтительный.
  3. Практика осознанности не отнимает много времени (30 минут в день вполне достаточно, но можно увеличить продолжительность до 1 часа), хотя требует некоторого запаса терпения и настойчивости.
    Многие люди быстро обнаруживают, что медитация освобождает их от давления времени, поэтому у них появляется больше возможностей эффективно заниматься другими делами.
  4. Медитация не является каким-то сложным процессом, хотя поначалу вы будете испытывать некоторый дискомфорт, поскольку раньше такого не делали.
    Вы ни к чему не стремитесь, вы не жаждете успеха и не принимаете риск неудачи. Вы просто сидите и концентрируете внимание на своем дыхании, осознавая как ваш живот поднимается, а затем опускается.
  5. Медитация не остановит работу вашего ума и не встанет на пути достижения ваших жизненных целей.
    Но она позволит вам увидеть мир с большей ясностью, способствуя принятию вами более разумных и взвешенных решений, корректируя в лучшую сторону те вещи в вашей жизни, которые действительно требуют изменений.
    Медитация поможет вам развить глубокую осведомленность об окружающих вас явлениях, которая позволит вам объективно оценивать свои цели и находить оптимальный путь для их реализации.

Как медитировать

1. Определите место для медитации

Независимо от того, сидите вы на стуле, медитационной подушке, скамейке в парке, или расположились у стены, выберите место, которое будет удобно именно для вас, и не позволит вам укладываться или свисать.

2. Обратите внимание на ваши ноги

Если вы расположились на подушке на полу, в таком случае скрестите ноги перед собой. Если вы приняли решение медитировать на стуле, проследите, чтобы ваши ноги касались пола.

3. Выровняйте верхнюю часть тела

Стараясь выровнять спину, не совершайте попытки ее избыточного вытягивания, потому что у позвоночника имеется естественная кривизна. Позвольте спине остаться в естественном положении. Вашим голове и плечам должно быть комфортно, находясь на вершине позвонков.

4. Расположите плечи параллельно верхней части тела

Тогда пусть ваши руки упадут на основания ваших ног.

5. Немного опустите свой подбородок вниз

В результате ваш взгляд также устремится за подбородком несколько вниз. Глаза закрывать не обязательно, но если вы чувствуете, что вам комфортнее медитировать с закрытыми глазами, то можете их закрыть. По мере получения опыта вы, скорее всего, все же начнете закрывать глаза.

6. Расслабление тела и концентрация внимания

Просканируйте тело своим вниманием, и расслабьте все его участки. Сконцентрируйте внимание на животе и продолжайте следить за своим дыханием, наблюдайте как ваш живот поднимается и опускается.

Не старайтесь вбирать слишком много воздуха, позвольте телу делать все естественно, потому что от вас требуется только осознанное созерцание. В итоге для вас станет привычным едва уловимое дыхание.

Ваше внимание неизбежно будет отвлекаться от концентрации на дыхании. Не беспокойтесь и не осуждайте себя, а просто верните свое внимание на нужную точку. Внимание убегает – внимание возвращается.

В процессе медитации не пытайтесь достигнуть какой-либо цели. Занимайтесь медитацией ради самой медитации.

Поначалу вы можете медитировать в течение 5 минут, после чего вы сами почувствуете о необходимости увеличения продолжительности медитации.

Заключение

Осознанность – это энергия, позволяющая вам признать условия счастья, которые уже присутствуют в вашей жизни.

Вам не нужно ждать десять лет, чтобы испытать счастье, потому что им наполнен каждый момент вашей повседневной жизни.

Многие из нас живы, но забывают об этом, однако когда вы делаете вдох и осознаете свое дыхание, вы вновь прикасаетесь к чуду быть живым в полном смысле этого слова. Вот почему осознанность является источником счастья и радости.

(пробуждение сознания) – главная ключевая практика для каждого человека, которая, проходя красной линией, через всю нашу жизнь, добавляет ко всему, что мы делаем гармонию, эффективность, ясность, аккуратность и точность. Если возникает ощущение, что ситуация дисгармонична, а поступки неправильные, необходимо просто пробудить . И это – лучший выход из любого положения.

Что такое осознанность?

Осознанность – это пробуждение сознания , непрерывная внимательность в каждое мгновение жизни, когда во время выполнения каких-либо действий не происходит блуждания в мыслях, а внимание направлено на то, что совершается конкретно в данный момент.

Обыденное восприятие подобно полудремотному состоянию, в котором где-то на бессознательном уровне происходит «покадровое» сканирование происходящего в текущий момент. Затем, «принятая» в форме образов информация переходит к более детальной обработке уже при помощи мыслительного аппарата. Таким образом, человек теряет контакт с чистой реальностью, которую ему подменяют его (кармически) обусловленные мысли. Осознанность пробуждает дремлющее сознание.

Цель практики осознанности – отвлечь внимание от мыслей о происходящем на само происходящее в моменте «сейчас». Как сказал один дзенский мастер о своей практике: «Когда я ем – я ем, когда несу воду – я несу воду». Это чрезвычайно важный, можно сказать, ключевой, момент (и суть) практики пробуждающей и эволюционирующей наше сознание.

Практика осознанности

Соль в том, чтобы сделать внимание непрерывным, не отвлекающимся на мысли ни на мгновение. Благодаря такой постоянной бодрости сознания, появляется невероятное тонкое переживание, словно Вы пробудились. Поначалу кажется чудом, что эта удивительная свобода и полнота непрерывного «сейчас», ощущения бытия всегда была с вами, и как странно, что никто этого не замечает и не говорит об этом.

Окружающее пространство и предметы лишаются размеров, ведь все эти переживания имеют лишь мысленную окраску. При взгляде на привычные формы становится очевидным факт условности их величины. Сложно сказать – большие они или маленькие, далеко или близко, и это нисколько не затрудняет передвижения, и даже наоборот – делает его более проникновенным и точным.

При дальнейшем углублении осознанности может появиться ощущение вечности, словно происходящее здесь и сейчас было всегда, а расстояния до предметов могут казаться бесконечно далекими. Тело начинает восприниматься как бы со стороны. Скорость всех явлений также теряет привычные критерии, и даже в простых движениях и чувствах переживается невероятно быстрый поток ощущений. Эти переживания невозможно передать словами. Ничто не сравнимо с прямым опытом.

Как освоить практику осознанности?

Поначалу практика осознанности для большинства людей оказывается чем-то почти невозможным для выполнения. Но со временем, особенно в связке с , осознанность становится все более естественной и спонтанной. Как правило, для полной ее реализации нужны годы работы над собой. Это действительно непросто, однако именно развитие осознанности – настоящий ключ личной эволюции – это нить, которая подтягивает за собой все параметры успешной личности .

Самая сложная битва – это битва с самим собою. И чем больше мы прилагаем усилий, тем сложней она становится. Вся штука в том, чтобы перестать прилагать усилия и подавлять ум. Необходимо оставить все старания, сдаться и расслабить голову. Тогда осознанность льется спонтанно , как естественная пробужденность. Обыватель пребывает в непрерывном напряжении ума, что препятствует ясному восприятию действительности. Начинающий практик, зачастую своими стараниями склонен еще больше усиливать эту напряженность, что приводит к стрессу и нервозности. Правильная практика происходит без усилий, когда ум расслаблен. Сознание льется само собою, вам просто не нужно ему мешать.

В сравнении со «случайными» природными циклами, личное развитие заметно ускоряется, благодаря намеренной практике. По мере углубления осознанности все те (кармические) ощущения, что вам было суждено пережить на событиях, начинают проживаться без видимых причин, без зависимости от внешних обстоятельств, и проходят при наименьшем сопротивлении – не так долго и мучительно, как на событийном уровне. Хотя сопротивление и уровень смирения – также индивидуален.

Некоторое время, пока личные кармы высвобождаются без зависимости от событий, со стороны вы можете выглядеть странным, или даже неадекватным для других. Чтобы этого избежать, существует практика «сталкинга» (учение толтеков), «иллюзорного тела» (в буддизме), когда вы, не обременяя других своими удивительными переживаниями, ведете себя нормально, в соответствии с событийным уровнем, а не с вашим внутренним миром, который другие люди не увидят и не смогут понять.

Первое время, открывая новые миры, почти у каждого появляется ярое желание показать свои открытия окружающим. В большинстве случаев этого делать не стоит, потому что каждый упрямо цепляется за свою картину мира, остерегаясь любых перемен. Можно пробовать делиться знаниями аккуратно без всякого навязывания и обид, если вас не желают услышать. Каждый мир живет по своим законам. И если человеку необходимо пережить драгоценный опыт мирских иллюзий, вряд ли вы сможете изменить его судьбу.

В повседневной практике для поддержания осознанности допустимо использовать установки, при помощи которых можно научиться вводить себя в соответствующее состояние. Эти установки как бы пробуждают понимание и меняют состояние, если вы отдаетесь им без всяких сомнений. Это могут быть установки, данные в конце статьи , и полезная в общении установка (данная в статье ) – «Никто не может иначе». А также такие повседневные установки как: «Я уже и так пребываю в непрерывном сейчас», «Мое внимание и так спонтанно и непрерывно» или любые другие, которые подойдут вам лично.

Напоследок, хотел бы напомнить, о том, как читать тексты о саморазвитии. Их нужно читать так, словно они могут спасти вам жизнь. Каждую технику и любой анализ стоит соотносить с собственной жизнью. Важно понять, что все то полезное, о чем вы прочли, можно и нужно применять прямо сейчас. Если вы откладываете «на лето» – это иллюзия.

© Игорь Саторин

В продолжение темы.

Субъективное состояние, пребывая в котором, мы осознаем что-либо. Термин имеет разные значения - от осознания стимулов в физическом мире, до осознания своего внутреннего «Я» и его воздействия на наше поведение.

ОСОЗНАНИЕ

Достижение пациентом в процессе психотерапии отчетливого, явного понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов. О. в более широком смысле означает также формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира. Однако в рамках психотерапии термин "О." характеризует прежде всего достижение пациентом понимания самого себя, собственной психической жизни, взаимосвязей и взаимоотношений в самом себе и с самим собой, с другими людьми и окружающим миром, т. е. О. способствует становлению адекватного самопонимания, "образа "Я"", представления о самом себе за счет интеграции сознанием неосознаваемого ранее материала. О. играет определенную роль практически во всех существующих психотерапевтических направлениях и школах, однако его значение и удельный вес в психотерапевтическом процессе, фокусировка (историческая или интерперсональная, "здесь и теперь" или "там и тогда" и пр.) представления о собственно материале О., методы и приемы, используемые психотерапевтами для достижения О., полностью определяются базовой теоретической ориентацией.

Основная цель психоанализа выражена Фрейдом (Freud S.): "Где было Ид, там будет Эго". Психоанализ использует знание специфических приемов и особое (психоаналитическое) понимание психического функционирования для выбора и проведения психотерапевтического вмешательства. Для развития "Я" как одного из компонентов структуры личности в психоанализе психотерапевт с помощью специальных технических приемов (терапевтический союз, свободное ассоциирование, анализ сновидений, интерпретация защит и переноса, высокая частота психотерапевтических сеансов и др.) стремится привести пациента к О. защитных психологических механизмов его реакций переноса, в частности, в том виде, в каком они проявляются в ходе взаимодействия пациента с психотерапевтом. Задача психоанализа и психоаналитической психотерапии состоит также в выявлении у пациента характера психотравмирующих переживаний личностных конфликтов и в освобождении от них путем достижения инсайта и катарсиса, О. вытесненных влечений, понимания психологических причин невротических симптомов. Наиболее важным умением, которым должен обладать психоаналитик, является его способность соотносить сознательные мысли, чувства, фантазии, импульсы и поведение пациента с их бессознательными предшественниками (Greenson R. R., 1994). Понимание (наряду с выслушиванием и ответом с последующим возвращением к выслушиванию пациента) является одной из 4 фаз при реализации методики выражения мыслей и чувств пациента в ходе психоаналитической психотерапии (Luborsky L., 1984). О. сопряжено с неизбежным сопротивлением больного, главным образом в силу действия специальных механизмов, препятствующих этому О. Успешное преодоление сопротивления в процессе психотерапии завершается О. механизмов дезадаптивной психологической защиты.

О. иррациональных установок "неадаптивных когниций" ("автоматических мыслей") или основных механизмов, вызывающих рассогласование между тем, что человек воспринимает и как он оценивает воспринятое, - главная задача когнитивной психотерапии. Основной смысл когнитивной психотерапии сводится к утверждению: нас делают несчастными не вещи и явления, а то, как мы воспринимаем их. Сталкиваясь в различных условиях с провоцирующим проблемы событием, пациент обучается осознавать, как иррациональные установки изменяют восприятие события. Описание события, вызвавшего последствия, заставившие обратиться к врачу, не требовало бы особых условий, если бы при описании пациент не смешивал вместе то, что произошло, и то, как он воспринимает и как оценивает событие. В результате повторных столкновений с последним пациент по ходу психотерапии учится изменять восприятие (видение) его. И наконец, он обучается стратегии рационального поведения (многовариантного) в отношении события, расширяет свой диапазон стратегий решения проблемы. Необходимо напомнить, что проблемы, приводящие к психотерапевту, как правило, создаются не одной иррациональной установкой, а несколькими, находящимися между собой в определенных связях (иерархических, параллельных, артикуляционных). О. характера этих связей - основная задача психотерапевта и пациента. Вопрос о том, с чего начинать, обычно определяется вместе с пациентом. К числу основных приемов когнитивной психотерапии, позволяющих осознать иррациональные установки, относят изменение ракурса рассмотрения явления. Пациент вместо фиксации на том, что вызывает у него длительную болезненную эмоцию, концентрируется на вопросе, как у него возникает эта эмоция, и далее осознает излишнюю широту применения иррациональных установок, излишнюю их персонализацию и, как следствие, обретает способность заменить их более точными и гибкими, менее эгоцентричными, более адаптивными и реалистическими. Задача психотерапевта - последовательно структурировать эти процессы, помочь пациенту выработать несколько новых альтернативных правил (рациональных установок), которыми бы он руководствовался в поведении. Успешное решение этой задачи определяется процессом О. и умелым использованием его механизмов психотерапевтом.

В гуманистической психотерапии значение процесса О. и его основных механизмов наиболее полно раскрывается концепциями личности, принятыми в рамках данного направления. В концепции личности, описанной, например, Роджерсом (Rogers С. R.), некоторые аспекты опыта индивида в процессе его развития приобретают характер, символизированный в О. бытия, О. своего функционирования. Это то, что Роджерс называет Я-опыт. По мере взаимодействия со средой, в частности со значимым окружением, Я-опыт в О. постепенно развивается в Я-концепцию (реальное "Я", т.е. представление о самом себе). Другим важным звеном является идеальное "Я" - представление о том, каким человек хотел бы быть. Идеальное "Я" в значительной степени формируется под влиянием извне, под воздействием норм и ценностей, навязываемых человеку окружением и не всегда согласующихся с его собственными потребностями и стремлениями, с его реальным "Я". По мере О. "Я" у индивида развивается потребность в положительной оценке. Эта потребность, по мнению автора, носит центральный характер для всех людей, является всеобъемлющей и постоянной. Ради сохранения положительной оценки со стороны окружающих индивид начинает фальсифицировать некоторые из переживаемых им оценок и воспринимать их только по критерию ценности для окружающих. Возникает существенное препятствие на пути развития психологической зрелости индивида, его развития как самоактуализирующейся личности, и формируется невротическое поведение.

Фрустрация потребности в положительной оценке (самооценке) вызывает тревожность. Уровень тревожности зависит от степени угрозы Я-структуре. В случае, если процесс защиты неэффективен, переживание полностью символизируется в О., а целостность Я-структуры разрушается этим переживанием неконгруэнтности, правильно символизированным в О. В результате наступает состояние дезорганизации. Указанному выше пониманию личности и нарушений ее функционирования соответствуют и разработанные Роджерсом основные принципы клиент-центрированной психотерапии.

Следует выделить личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как вариант отечественной психотерапии, разработанный в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. О. в рамках этого метода принято рассматривать в 3 сферах: интеллектуальной (когнитивный аспект), эмоциональной и поведенческой. В целом задачи интеллектуального О. сводятся к следующим направлениям: О. взаимосвязей "личность- ситуация-болезнь"; О. интерперсонального плана собственной личности; О. генетического (исторического) плана. О. взаимосвязей "личность-ситуация-болезнь" не имеет определяющего значения для собственно психотерапевтической эффективности, оно скорее создает устойчивую мотивацию для активного и осознанного участия пациента в психотерапевтическом процессе. В эмоциональной сфере в процессе О. пациент начинает понимать и вербализовать свои чувства, может приобрести искренность в отношении чувств к самому себе, раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, произвести эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний эмоционального реагирования, восприятия отношений с окружающими. Способности пациента корригировать неадаптивные реакции и формы поведения с учетом их значения и функций в структуре психопатологических расстройств - основное следствие процесса О. в поведенческой сфере. При личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, особенно в групповой ее форме, имеет значение не только О., но главным образом формирование более адекватного самосознания и расширение его границ.

Процессу О. практически во всех психотерапевтических системах придается важное значение. С внедрением видеотехники в психотерапию появилась возможность более направленного влияния на формирование процесса О. в различных сферах, что приводит к его ускорению и тем самым к повышению эффективности психотерапии.

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.