Есть ли связь между Орденом Тамплиеров и масонами? Тамплиеры и масоны: есть ли связь? Связь тамплиеров и масонов

В начале зодческой работы мне хотелось бы сделать ряд предваряющих замечаний. Во-первых, тема настолько обширна, что я сузил задачи работы только до рассмотрения организационных связей тамплиеров и масонов, умышленно не касаясь эзотерической составляющей. Для этого потребуется отдельное исследование. Во-вторых, в работе понятие исторических взаимосвязей предполагает поиск истоков масонства, а не поиск следов сохранившихся остатков тамплиеров. Попытаюсь это объяснить. Я далек от мысли, что на протяжении почти 700 лет тамплиеры сохранялись в первоначальном и неизменном виде. И потому это не поиск следов тамплиеров как таковых, а поиск того, как трансформировались структуры тамплиеров после разгрома, и имеют ли они отношение к истокам масонства. И наконец последнее предварительное замечание. Эта зодческая работа не претендует на исчерпывающее изложение всего исторического материала, посвященного связям масонам и тамплиерам.

Рассмотрение проблемы я предлагаю вести в двух встречных направлениях. Первое. Каким образом, откуда и почему на историческую арену вдруг ворвались масоны и почему их прошлое до 1717 года окутано пеленой неизвестности? Или как таковой истории масонства не было?

Второе направление. Каким образом, куда исчезли остатки тамплиеров и оставили ли они после себя преемников? Или в одночасье растворились сами рыцари, их богатства, финансовая система и флот?

Уже сама постановка этих вопросов априори предполагает, что масоны не могли появиться ниоткуда, а тамплиеры не могли в никуда исчезнуть. Но кто был предшественником масонов, и кто был преемником тамплиеров — эти вопросы до сих пор остаются актуальными. Слишком мало исторического материала и слишком много домыслов в обоих случаях. Но есть другой путь. Это — путь исторической реконструкции, когда недостающий факт не домысливают, дав волю своей фантазии, а достраивают, исходя из логики исторического процесса, сложившейся ситуации, анализа письменных источников и устных преданий.

Начнем с происхождения масонов. Как известно, 4 лондонских ложи в 1717 году объединились в Великую Ложу. И тут сразу появляются вопросы. Сам перевод на русский язык термина Великая Ложа не совсем точен. Скорее, имеется ввиду Большая ложа, то есть ложа объединившая несколько более маленьких лож. И в тот момент Великая Ложа не претендовала на то, что она является представителем всех масонов Англии (или их вообще не было?). Не случайно, в ответ на создание Великой Ложи объявляет о своем создании Великая Ложа Йорка, претендуя на свою более древнюю историю. А кавалер Рамсей уже во Франции объявляет о привнесении на континент масонства из Шотландии. Затем, много позже, выясняется, что масонские ложи спекулятивного характера были в 17 веке, о чем свидетельствуют дневниковые записи Эшмола. Есть указания на то, что еще в конце 16 века знатные дворяне работали в ложах. И наличие лож не ограничивалось одним лишь Лондоном. Итак, в любом случае история спекулятивного масонства отодвигается на столетие, а то и больше, назад. Но вместе с этим, нам предлагают версию о происхождении спекулятивного масонства из недр средневековых гильдий каменщиков. На мой взгляд, это не выдерживает никакой исторической критики. И вот почему.

Гильдии каменщиков в средневековье по многим позициям не отличались от других средневековых цехов. По крайней мере, истории об этом ничего не известно. Зато известно, что все гильдии городских ремесленников были крайне преданными католицизму и Римскому папе. И представить, чтобы ложи каменщиков провозглашают терпимость к религиозным воззрениям своих братьев, - невозможно. Кстати, клятва на Библии тоже довольно интересный факт. Книги в средневековье были не просто дороги, а баснословно дороги, и трудно себе представить, чтобы в каждой ложе, собирающейся тайно, была своя Библия.

Даже внутри самой гильдии, в рамках одного города, было трудно продвинуться по социальной лестнице. Место мастера в цеху занимал конкретный человек, имеющий свой инструмент и мастерскую. Количество заказов внутри средневекового города, очень не большого по своим размерам, было весьма ограничено. И потому новый мастер далеко не всегда становился таковым по официальному статусу после того, как сдавал экзамен на мастерство. И после успешного экзамена он еще долго мог быть подмастерьем, пока не освободится место мастера по смерти его предшественника или в связи с расширением числа заказов, когда уже имеющиеся мастера не могли справиться с объемом работ.

О каком братстве, какой взаимопомощи, каких тайных путешествиях и страшных секретах, за которые надо было быть готовым отдать жизнь, мы можем говорить, если рассматриваем жизнь гильдии оперативных каменщиков? И наконец, о символах масонства. Чистые и незапятнанные фартук и перчатки — можем мы ли это представить, говоря о каменщиках на строительных работах? (Кстати, а были ли эти фартук и перчатки, как таковые, у средневекового каменщика?) Итак, символы масонства, традиции секретов, религиозная терпимость и многое другое, свойственные спекулятивным масонам, не могут иметь истоки в средневековых гильдиях оперативных каменщиков. Спекулятивные масоны использовали инструменты каменщиков для наполнения их своим философско-нравственным смыслом и не более.

Кстати, о философии, науки и эзотерики в масонстве. Не касаясь подробно самого содержания этих понятий, хотел бы обратить внимание на следующее. Сами идеи таких ученых как Ф.Бекон, как розенкрейцеры, а также как основатели Королевского Общества, впоследствии Академии, очень перекликались между собой и имеют непосредственные связи с философией масонства. Но представить, что представители интеллектуальной и нравственной элиты Англии, вдруг все вместе бросились искать членство в средневековых цехах каменщиков, которые и в Новое время продолжали цепляться за свои традиции и привилегии, не просто трудно, но я бы сказал даже более определенно - невозможно.

Подведем промежуточные итоги. Использование исторической реконструкции не позволяет согласиться с распространенной версией о происхождении масонства. Масонство появилось намного раньше, чем принято считать. Масонские ложи были распространены в Англии и Шотландии, их предшественниками не могли быть гильдии средневековых каменщиков. Соответственно мы обязаны искать истоки масонства в другом месте.

В таком случае обратимся ко второму направлению поиска, к тамплиерам, точнее ко времени разгрома тамплиеров и последующим событиям. Давайте зададимся вопросом: насколько невосполнимый ущерб был нанесен королем Филиппом Ордену Храма? Могли ли сохраниться тамплиеры после этого разгрома, или же у них не было на то шансов? Да, во Франции удар по тамплиерам был нанесен сокрушительный. Но как соотносится наше представление о Франции и наличии тамплиерских командорств на территории Франции с реалиями того времени? Когда мы говорим о том, что указ Филиппа был выполнен на всей территории Франции, мы вольно или невольно представляем Францию в современных границах. Но в то время ряд командорств на французской территории не относились к юрисдикции королевской власти Франции. Провинция Пуату с городом Бордо и ряд других территорий были владениями других монархов, в частности, английского короля. Поэтому здесь приказ об аресте тамплиеров не мог быть выполнен. А в Ла-Рошели флот тамплиеров беспрепятственно снялся с якоря и ушел в неизвестном направлении. Кстати, меня всегда удивляло это понятие — в неизвестном направлении. Тогдашний флот, не имея возможности ходить против ветра и имея маленькое водоизмещение, не мог далеко уйти, он мог быть только в пределах Ойкумены, известной средневековым европейцам, а это - Прибалтика, Скандинавия, Британские острова, Испания, Португалия и менее вероятно — побережье Средиземного моря. И если конечно не брать на веру легенду о том, что тамплиеры скрылись в Америке.

Итак, даже на территории Франции не мог быть выполнен приказ об аресте тамплиеров, что означает сохранение свободы значительному числу членов Ордена даже во Франции. Но это не все. Известно, что в Испании и Португалии командорства продолжали действовать, лишь немного изменив название своего Ордена. Это означает, что уже здесь была возможность укрыться тем, кто спасался от преследования французских властей. В Португалии и Испании рыцари продолжали свою деятельность, и даже существует предание, что морские карты для путешествия на Запад - в целях открытия Америки и на Восток — в целях открытия пути в Индию, были получены от последователей тамплиеров. Крест, который был изображен на парусах бригантин, шедших на открытие новых земель, был абсолютно похож на крест тамплиеров. Насколько это соответствует исторической истине - это предмет другого исследования. А сейчас следует отметить, что в Испании и Португалии командорства тамплиеров сохранились. Но вряд ли они могли стать структурами, предшествовавшие масонству. Они могли действовать открыто, не занимаясь созданием тайной сети, разработкой системы тайных знаков и т.д.

А вот Пуату и Англия представляются интересными для нашего анализа. Несомненно, члены Ордена на юго-западе Франции, где были английские владения, знали до подробностей, что происходило во владениях французского короля и конечно, сразу же сообщили об этом своим братьям в Англии. Именно здесь складывалась благоприятная обстановка для сохранения тамплиерских структур, хотя и не в таком явном виде, как на Пиренейском полуострове. Английский король Эдуард II, еще совсем недавно посвящавшийся в рыцари при участии тамплиеров и на территории их приорства, был молод и слаб характером. Исполнять просьбу своего тестя короля Филиппа ему не хотелось. Тамплиеры ничего плохого не сделали Эдуарду, пользовались поддержкой английской знати и обладали большими финансовыми возможностями. Преследования тамплиеров могли создать дополнительные конфликты с английским дворянством, которое и так не жаловало Эдуарда II за гомосексуальные пристрастия. И потому в Англии приказа об аресте тамплиеров не было 3 месяца. Этого времени было достаточно, чтобы тамплиеры, обладая информацией о событиях во Франции и имея разветвленную сеть прецепторий в Англии, могли подготовиться к будущим событиям, создать систему секретных убежищ и отработать правила опознавания своих. А спустя 3 месяца, после переписки с французским королем и Римским папой, когда король Англии отдал приказ об аресте, то было арестовано всего 2 человека. Все остальные пропали. Опять встает вопрос куда они пропали, где их надо искать и чем стали заниматься эти воины?

Итак, подведем промежуточный итог. Приказ Филиппа был полностью выполнен не на всей территории Франции из-за того, что его власть не распространялась на все французские земли. На юго-западе Франции, а также в Англии тамплиеры имели 3 месяца для подготовки своего убежища и создания системы связей этих убежищ. Флот, стоявший в Ла-Рошели, ушел в неизвестном направлении. Но его отдельные корабли могли беспрепятственно возвращаться в порт еще 3 месяца и перевозить тамплиеров в неизвестном направлении. Тамплиеры, практически открыто, сохранились в Испании и Португалии.
Также неизвестным остается, что произошло с банковской системой тамплиеров. Обычно обращают внимание на бесследное исчезновение их сокровищ Но кроме того, всем была известна их система использования своеобразных «дорожных чеков», предоставления кредитов, перевода денег и т. д. Конечно, финансово-кредитные отношения были еще в зародыше. Но и финансовых структур, которые оперировали бы на территории Европы и Ближнего Востока, было на перечет - коммерческие компании ломбардцев, евреев, тамплиеров и некоторых других. Мы отлично знаем, какой резонанс получается в случае ликвидации одного из основных финансовых учреждений - неразбериха, банкротства и т. д. Но почему-то все этого не произошло в связи с разгромом тамплиеров. Может быть сокровища тамплиеров никуда не пропадали, и их деятельность в финансово-кредитной области не прекращалась? Это тоже требует отдельного рассмотрения.

Вернемся к Англии. Поимка двух тамплиеров из многих сотен заставляет задать вопрос, а где остальные? По всей видимости, часть перебралась на Пиренеи, а часть в Шотландию. В Шотландии разворачивалась борьба против Англии за свою независимость. Это борьба шла с переменным успехом. Партизанские вылазки шотландцев заканчивались успехом, а крупные битвы, где нужна была дисциплина и мощь рыцарской конницы, шотландцы проигрывали. Шотландское дворянство не признавало никакой дисциплины и не хотело никому подчиняться. И вот Роберт Брюс, стоявший во главе этой борьбы, обратил внимание на гонимых тамплиеров. Он не выполнял и раньше распоряжения Римского папы об аресте тамплиеров, и они находили в Шотландии приют. А теперь, после запоздалого приказа английского короля об их аресте, беглые тамплиеры могли в Шотландии не только найти убежище, но и применение своим боевым искусствам, что так было нужно Роберту Брюсу в борьбе против англичан. Результат не замедлил сказаться.

В 1314 году, когда во Франции сожгли Жака де Молле, Роберт Брюс наголову разбил войска англичан у Бэннокберна. И роль тамплиеров, как профессиональных воинов-рыцарей, здесь была далеко не последней. Разумеется, эта заслуга перед Шотландией не могла остаться без вознаграждения. И хотя впоследствии Р.Брюс наладил отношения с католической церковью, но неафишируемый приют и возможность продолжить тайную деятельность он тамплиерам предоставил. Именно этим объясняется, что в глухих северо-западных районах Шотландии, где было удобно поддерживать морское сообщение с Ирландией и через нее с континентом, сохранились могилы тамплиеров, относящиеся к этому и более позднему времени. И что очень примечательно, на этих тамплиерских могилах встречаются масонские символы. Именно этим же объясняется и такой феномен как часовня Рослин, где, с одной стороны, использован при построении план храма Соломона, а с другой, - на колонне - есть изображение очень напоминающее прием неофита в масонское братство.

Можно заявить, что на этом следы тамплиеров в Англии и Шотландии теряются, и мы не сможем довести историческую линию до времен первых масонов. Но дело обстоит не так просто. Джон Робинсон в своей книге убедительно показал, что следы тамплиеров можно найти в конце 14 века в связи с восстанием Уота Тайлера. Сам Уот Тайлер появился из ниоткуда, но его фамилия — Тайлер — по английски звучит очень по масонски и по тамплиерски одновременно. Именно так по-английски звучит должность одного из офицеров в масонской ложе. Тайлер имеет отношение также и к тамплиерам. Во время проведения капитула страж тамплиеров выставлялся на крыше храма, то есть на его кровле. И не случайно, что перевод слова тайлер обозначает кровельщик. И наконец, возвращаясь к Дж.Робинсону, в переводе со старофранцузского тайлер означает воина-рубаку, то есть именно такого, кто должен стоять у входа в ложу и охранять тайну проведения собрания.

Сама история восстания связана с событиями, которые имеют непосредственное отношение к тамплиерам. Восставшие врывались, в первую очередь, в здании и церкви, принадлежащие госпитальерам и сжигали здесь же все бумаги этого ордена. Следует отметить, что вся собственность тамплиеров после их разгона была передана госпитальерам, что не могло не вызвать стремление к мщению у последователей тамплиеров. Самое интересное заключается в том, что когда восставшие ворвались в церковь тамплиеров, переданную госпитальерам, они не стали сжигать бумаги внутри. Словно боясь нанести урон имуществу тамплиеров, они вынесли их на дорогу и только потом сожгли.

Восставшие действовали очень согласованно, хотя двигались к Лондону с разных направлений. И во всех случаях имущество госпитальеров подвергалось разграблению, а командиры этого Ордена - казни. Дело доходило до поразительного. Уже в Лондоне, восставшие разгромив весь город, вызвали на переговоры короля, который скрывался в Тауэре. И когда на лодках король вместе со свитой поплыл на встречу, главари восстания с небольшим отрядом ворвались в Тауэр. Возникает вопрос, каким образом небольшому отряду удалось взять штурмом мощную крепость? Но еще более удивительно то, что после взятия Тауэра, восставшие схватили приора госпитальеров, казнили его и удалились прочь, не нанеся больше никакого ущерба крепости и не имея желания там остаться. Подобное происходило не только в Лондоне, но и в других регионах. Складывается убеждение, что в числе главных целей восставших были госпитальеры и их имущество.
После ареста руководители восставших указывали, что действовали по указанию некоего Великого Общества. К сожалению, следствие не стало интересоваться, что это за Великое Общество. Логическим продолжением этой линии сокрытия истинных руководителей восстания является и тот факт, что после смерти У.Тайлера и ряда других вождей, иные участники не только не были казнены, но и вскоре были отпущены на волю. Нельзя избавиться от мысли, что некие люди, пожелавшие остаться в тени, но обладающие значительным влиянием, добились их освобождения. Ненависть к госпитальерам, согласованные действия в разных регионах, стремление сохранить имущество тамплиеров, наличие некоего Великого Общества — это свидетельства, которые заставляют задаться вопросом: не является ли это следом тайной организации, созданной после разгрома Ордена Храма?

Но наличие тайной организации, имеющие связи с тамплиерами еще не означает связи этой организации с масонами. Поэтому для дальнейшей реконструкции нам следует перейти к ритуальной практике масонов. Многие термины, используемые в английских ритуалах, а также некоторые неясные указания в масонских легендах можно понять только привлекая для этого историю тамплиеров. Д. Робинсон указывает, что при посвящении в масоны английским масонам в старину заявляли, что они становятся братьями пиратам и корсарам. Казалось бы, откуда эта фраза? Но если мы вспомним, что флот тамплиеров ушел из Ля-Рошели и следы его теряются, то начинает складываться определенная картина. Тамплиеры становятся гонимыми, а корабли - их домом и средством пропитания. Вряд ли из рыцарей получились бы старательные рыбаки, а вот удачливые и умелые корсары из них получились бы очень легко. Они оказались вне закона, у них были корабли и навыки военного дела — все это это было логическими посылом стать корсаром. Может отсюда и эта фраза о «брате корсарам» при посвящении?

Теперь вернемся к знакам и фразам, используемых в масонской практике. Если средневековому каменщику не надо было укрываться и давать для опознания тайные знаки, то для разгромленных тамплиеров, для сохранения своей жизни им надо было усвоить практику секретных слов и символов. Если для заседания гильдии каменщиков не было смысла укрываться и охранять в тайне ее собрания, то для разыскиваемых тамплиеров жизненно необходимо были вооруженные привратники (тайлеры по-английски) и специальные опознавательные знаки, которые помогли гарантировать, что посторонний не попадет на заседание ложи. Если для каменщиков из средневекового цеха не надо было под страхом смерти хранить некие тайны, то для тамплиеров нарушение тайны грозило смертью всем членам общества. И наконец, если оперативные каменщики были верными католиками, то тамплиеры были отвергнуты Римским папой и волей или не волей оказались вне пределов церкви. Наличие среди них людей, которые склонялись ли католицизму, или принесли с юга Франции катарскую ересь, или с Востока — идеи гностицизма, могло привести к пагубным разногласиям и окончиться разгромом тайной организации. Именно поэтому стал так необходим принцип религиозной терпимости. Главное, что бы признавалась вера в Единого Великого Господа Бога, который получил общее для всех название - Великий Архитектор Вселенной. Все, что было не уместным и не понятным для практики оперативных масонов, становится вполне объяснимым и понятным, если это касается скрывающихся тамплиеров и их последователей.

Подобная реконструкция подтверждается также анализом масонских терминов. Общеизвестно, что Орден Храма был франкоязычным. Вместе с тем, многие масонские термины на английском можно понять, только используя знание старофранцузского. Выше уже указывалось о старофранцузском происхождении слова тайлер. Но этим все не ограничивается. Тайлер охранял ложу от "cowans and eavesdroppers", что в объяснении английский масонов переводится как профанов и соглядатаев. Но не в английском, ни в шотландском языках такого слова "cowans” нет. А вот во французском есть слово "сouenne" произносимом как "куэн", что означает невежда или мужлан. Значит тайлер охраняет ложу от невежд и любопытствующих.

В английском ритуале используется опознавательный жест "due-guard". Во французском языке есть выражение "gest du gard", что переводится как защитный жест. В английском варианте его сократили и англизировали до "due-guard". Подобная картина и со словом Lewis, что обозначает сына масона. Во французском есть слово Levees, обозначающее понятие побеги, отпрыски. В английском произошла инверсия v на w. Использование этого слова вполне логично для обозначение потомства масонов. И еще один пример. Во время посвящения на неофита надевают петлю, которая на английском обозначатся словом cable-tow. Казалось, бы это можно перевести английским словосочетанием, которое означает толстый морской канат. Но французский вариант оказывается более приемлемым. С французского слово cable можно перевести как повод или недоуздок, что более точно передает значение этого атрибута, так как посвящаемого в буквальном смысле слова ведут по храму на поводке.

Перечисление подобных старофранцузских и шотландских слов в масонском лексиконе, смысл которых становится более понятным при переводе на современный язык, можно продолжить, но уместнее в этом случае обратиться к книге Д.Робинсона, которая стала для меня источником информации по этому вопросу. Но уже этих примеров достаточно для того, чтобы уяснить, что тамплиеры, как франкоговорящие рыцари, оставили масонству целый ряд выражений, которые нельзя правильно понять, если не обратиться к старофранцузскому языку, на котором говорили рыцари Ордена Храма.
Этот же автор приводит несколько объяснений по поводу ритуальной атрибутики. Масонский фартук делали их овечьей шкуры. Тамплиерам же единственно, что разрешали использовать в одеянии, кроме грубого полотна, была овчина. Переход овчины из одеяния тамплиеров в символ чистоты масонства становится весьма объяснимым. Точно также обстоит дело и с перчатками. Если оперативным каменщикам средневековья перчатки не соответствовали их социальному положению, то для рыцарей перчатки были обязательным элементом одежды. Здесь также можно продолжить перечень подобных примеров, но я вновь отсылаю к первоисточнику.

Итак, в результате реконструкции, полученной в ходе продвижения по второму направлению, мы получаем следующее. Тамплиеры имели время и возможность перебраться в безопасные места и сохранить свой Орден. Но если в Испании и Португалии это приняло официальные формы, то в Англии и Шотландии это привело к созданию тайной организации. При создании тайной сети своих убежищ им потребовались секретные знаки и слова для опознавания своих, только при соблюдении тайны, под угрозой смертельного наказания за ее разглашение, тамплиеры смогли сохранить свою секретную организацию И только им потребовалось вводить принцип религиозного терпения в условиях отлучения от католической церкви. И напротив, все эти символы, секреты и т.п. совершенно не нужны были средневековым каменщикам.

Следы тайной организации преемников тамплиеров прослеживаются спустя многие десятилетия после их разгрома. От помощи Р.Брюсу и его шотландским борцам за независимость до восстания У.Тайлера — вот путь рыцарей и их последователей, не пожелавших смириться с решениями французского короля и Римского папы. Следы их секретных структур можно найти от юга Англии до севера-запада Шотландии. Старофранцузские термины, бывшие в ходу у тамплиеров, были восприняты масонами, хотя за десятилетия и века их произношение, а порой и смысл, был изменен. Но как только мы начинаем привлекать старофранцузский для перевода этих терминов многое становится более понятным. И наконец, ряд предметов атрибутики масонов, по всей видимости в том или ином виде, перекочевал из атрибутики тамплиеров.

Два направления сошлись где-то во времена 15 столетия. За время после разгрома тамплиеров, их секретная организация видоизменялась, постепенно потеряла изначальный смысл, появлялись новые символы и новые идеи. Но базовые принципы были пронесены через столетия. Братство, взаимопомощь, веротерпимость, тайный, а затем просто закрытый характер организации, стремление познать истину и Великий Свет, сохранение верности духовным и нравственным ценностям и совместное построение Храма внутри себя и во внешнем мире — вот далеко неполный перечень тех идей, которые являются общими для масонов и тамплиеров.

Рыцари подписывали свои документы как Рыцарь Храма. Но Храм, как они называли свой Орден, был разрушен. Нам, вольным каменщикам, как их преемникам, они завещали восстановить этот Храм.

Литература.

  1. Амбелен Р. Иисус или смертельная тайна тамплиеров. - Спб.: Евразия, 2007.
  2. Бейджент М., Ли Р. Храм и ложа. От тамплиеров да масонов. - М.: Эксмо, 2006.
  3. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке. - М.: Мол.гвардия,2004 .
  4. Дезгри А. Орден тамплиеров и масонское тамплиерское рыцарство.- Спб.: Евразия, 2008.
  5. Дезгри А.Тайная история Грааля: Катары, тамплиеры, розенкрейцеры и фракмасоны. - Спб.: Евразия, 2008.
  6. Жаринов Е. Жак де Моле. М.: Олимп, Астрель, 1999.
  7. ЛегманДж., Ли Г.Ч. История тамплиеров. - М.: Олма-пресс, 2002.
  8. Найт К., Ломас Р. Масонский завет. Наследие Хирама. - М.: Эксмо, 2006.
  9. Лобе М. Трагедия ордена тамплиеров. - Спб.: Евразия, 2003.
  10. Робинсон Д. Рожденные в крови. Утраченные секреты масонства. М.: Эт Сетера, 2004.

Глава седьмая. Масонство и тамплиеры

В наши дни в мире существуют тысячи масонских лож с различными для каждой страны обычаями и ритуалами, да и внутри одной страны каждая ложа имеет свои особенности. Столь же многочисленны и версии зарождения общества вольных каменщиков и трактовки его роли в истории. Одна из причин такого многообразия - это миф, созданный масонами восемнадцатого века, согласно которому история общества и его традиций восходит к античным временам. В наши дни эти версии в большинстве своем не признаются соответствующими действительности.

Мифы, созданные самими масонами, а также истории, которые о них рассказывают другие, порождены одной и той же причиной: ложи ревностно охраняют свои тайны и особенно - правила приема новых членов. В девятнадцатом веке один из масонов писал по этому поводу: «Связь с вновь принятыми членами всегда считалась весьма важным элементом в жизни тайных обществ… Масонство занимает заметное место в ряду тайных организаций, увлеченных экзотикой скрытой от непосвященных жизни и секретной деятельности».

Связь современных масонов со старинным ремеслом каменщиков до сих пор не вполне изучена. Обычай людей определенной профессии объединяться в группы для взаимной поддержки существовал еще со времен поздней Римской империи. Такие объединения носили разные имена, но наиболее распространенным названием стало слово «коллегия». Коллегии выполняли как общественные, так и экономические функции. Купеческие коллегии договаривались с правительством о монопольных правах на торговлю определенными товарами. Если эти товары были жизненно важными для государства, соответствующая коллегия получала налоговые и иные льготы. Кроме того, коллегии организовывали празднества в честь божества, покровительствовавшего данному ремеслу.

Членами таких коллегий могли быть не только работники определенной профессии, но и знатные граждане, «которые использовали свое влияние в государстве на благо коллегии в обмен на общественный престиж, сопряженный с титулом покровителя». Это обстоятельство может пролить свет на дальнейшее развитие масонских лож, в которых практически не осталось собственно каменщиков.

Ко времени правления Константина Великого членство во многих коллегиях, особенно в объединениях пекарей, стало наследственным и обязательным. Коллегии потеряли независимость и попали под контроль государства. Теперь все те выгоды, которые могли бы получить члены этих коллегий, сводились к нулю необходимостью оказывать услуги властям.

У нас почти нет сведений о том, удалось ли коллегиям пережить период вторжения готских и германских племен. С шестого по девятый век большинство городов империи опустели, так что вряд ли в общинах оставалось достаточное количество работников одной профессии, чтобы могла идти речь о создании профессиональных объединений. К тому времени, как они вновь появились на свет, их стали называть германским словом «гильдия» - возможно, однокоренным со словом «gelt», то есть «деньги».

В Средние века гильдии работников одной и той же профессии возникали сначала как похоронные общества. Ткачи, бондари, кожевенники, даже проститутки хотели быть уверенными, что их похоронят по христианскому обряду, над их могилами произнесут молитвы и за упокой их душ отслужат мессы. Со временем такие гильдии стали заниматься и выдачей разрешения на профессию. Были установлены степени мастерства - ученик, подмастерье, мастер.

Каждая гильдия имела святого-покровителя и в день этого святого устраивала пир. Покровителем каменщиков был святой Иоанн Богослов, чей праздник приходится на 27 декабря. Вступая в гильдию, ученик приносил клятву хранить секреты профессии. Кроме того, каменщикам, возможно, присваивали секретный код, чтобы члены гильдии могли узнать друг друга. Дело в том, что люди этой профессии часто переезжали с места на место, работая на строительстве храмов и замков, и мастер, возглавляющий такую стройку, хотел быть уверенным, что нанимает работника должной квалификации. Тайный пароль мог обеспечить такую уверенность. Хотя я не нашла документального подтверждения, что до конца шестнадцатого века среди каменщиков бытовал такой обычай, подобные пароли могли появиться и значительно раньше.

Появление современного масонства

Похоже, что современное масонство немало позаимствовало у шотландских гильдий каменщиков. В Шотландии каменщики не только объединялись в сообщества по своим городам, как это делали их собратья по профессии в иных местах, но и образовывали сплоченные группы в местах временного проживания, «ложах», когда работали на какой-нибудь стройке. В таких ложах между членами устанавливались более тесные связи, чем в обычных гильдиях, где люди проводили вместе только часть времени, а остальное - с семьями и друзьями, принадлежащими к другим профессиям.

В Средние века среди знатных семейств было принято придумывать себе мифические родословные. Они прослеживали свою историю до легендарной Трои, или короля Артура, или святого-покровителя, или даже какого-нибудь демона. Шотландская гильдия каменщиков поступила так же. В результате появились «Древние заповеди» - история возникновения ремесла каменщиков, составленная из библейских текстов, апокрифов и народных сказаний.

Согласно шотландской версии «Древних заповедей», искусству каменщиков, идущему рука об руку с геометрией, положили начало сыновья Ламеха, которые записали секреты своего мастерства на каменных столбах. После Всемирного потопа эти столбы нашел правнук Ноя по имени Гермарий и таким образом открыл для себя тайны ремесла каменщиков, геометрии и других наук. Эти знания он передал строителям Вавилонской башни. Позже Авраам, живший в те времена в Египте, поведал секреты геометрии своему ученику Евклиду, который уехал в Грецию и передал эти знания тамошним жителям. Затем каменщики появились в Иерусалиме, где построили Храм Соломона. По завершении строительства они рассеялись по всему миру. Один из них объявился во Франции и поступил на службу к Карлу Мартеллу, деду Карла Великого. Другой каменщик, святой Альбан, принес свое ремесло в Британию. Со временем британских каменщиков взял под свою опеку принц Эдвин, сын короля англосаксов Ательстана (в других источниках Эдвин не упоминается). Принц так увлекся искусством каменщиков, что те приняли его в свои ряды. Именно этот мифический Эдвин и приказал записать «Древние заповеди».

Другая легенда о строителях Храма Соломона связана с именем Хирама Тирского, главного мастера строителя храмов. Согласно апокрифу «Мудрость Соломона», Хирам руководил строительством храма и самолично воздвиг два медных столба, названных им Иахин и Воаз. Однако Хирама убили другие каменщики, которые пытались заставить его выдать им секреты некоего тайного знака - «Масонского слова». В 1851 году вышло руководство для вольных каменщиков, в котором утверждалось, что основателями масонства были Соломон и Хирам, называемый здесь «царем Тира».

Созданные в среде так называемого «рабочего» масонства, то есть в гильдиях, куда входили настоящие каменщики, владевшие своим ремеслом, подобные легенды стали также частью традиций и символики «умозрительных» масонов, или лож, объединяющих людей из иных слоев общества.

Но как случилось, что обычная профессиональная гильдия стала основой организации, в которую вошло множество художников, композиторов, титулованных персон, руководителей корпораций и глав государств?

Шотландия, Уильям Шо и лорды Рослина

В конце шестнадцатого века Шотландией правил король Яков VI, сын королевы Марии Шотландской, которому вскоре предстояло стать английским королем Яковом I. Одна из правительственных должностей в то время называлась «распорядитель работ», и назначали на нее людей хорошего рода; в круг обязанностей такого человека входило наблюдение за финансированием и организация всех строительных работ. В 1583 году этот пост занял некто Уильям Шо.

Шо был католиком в теперь уже протестантской стране, но, похоже, ему удалось скрыть свою истинную веру, так что при дворе ничего не заподозрили. Именно Шо в 1598 году впервые составил свод правил, которым должны были следовать «все мастера-каменщики королевства». Эти правила, в основном касающиеся приема учеников и субординации внутри ложи, получили одобрение мастеров. Кроме того, были документально оформлены некоторое индивидуальные клейма, а также впервые упомянуто «Масонское слово» - система знаков, по которым масоны могли узнавать друг друга.

Спустя год Шо расширил свой свод правил, оговорив в нем обязанности мастеров по обучению учеников не только ремеслу, но и «искусству памяти и смежным знаниям». Это означало, что помимо механической зубрежки каменщику надлежало овладевать и специальными приемами запоминания.

Нам не ясна причина, по которой Шо так настойчиво вводил этот единый устав. По-видимому, он осознавал необходимость, объединения независимых лож в рамках одной организации. Кроме того, он полагал, что каменщикам нужен покровитель, подобный тем, что в свое время были у римских гильдий. На роль такого покровителя он избрал Уильяма Синклера, лорда Рослина. Уильям был потомком графа, построившего часовню Росслин. Возможно, Шо перенес на Синклера часть уважения к его предку, некогда одарившему каменщиков столь почетным и сложным заказом. Однако сам Уильям Синклер был католиком и не блистал высокой нравственностью, он даже не мог сообщить местным протестантским властям, был ли крещен его последний прижитый вне брака сын; впрочем, одного сына он определенно крестил в своей часовне по католическому обряду. Синклер упорно сопротивлялся попыткам властей уничтожить орнамент внутри часовни. Он не проявил особого усердия в защите интересов лож в судах, тем не менее в 1601 году был составлен договор, согласно которому Уильям Синклер стал покровителем каменщиков.

Экземпляр этого договора находится в часовне Росслин, там я и смогла его прочитать. Со всей очевидностью, при составлении договора каменщики отошли от установившихся традиций: они не просто просят покровительства лорда Рослина, но предполагают некую новую форму сотрудничества. Однако в документе нет никаких указаний на то, что в просьбе каменщиков содержится что-либо, кроме желания получить от представителя знатного рода защиту для группы людей, практически лишенной политического влияния.

Похоже, заметной пользы каменщикам от этого Уильяма не перепало. А вот его сын, тоже Уильям, отнесся к своим обязанностям куда серьезнее. Он составил новый договор, согласно которому получал контроль над масонами на законных основаниях. К 1697 году лорды Рослина получили право посвящения в тайны «Масонского слова».

Оставалось, правда, еще сделать прыжок от лож профессиональных каменщиков к обрядовым собраниям интеллектуалов эпохи Просвещения.

Превращение гильдий каменщиков-профессионалов в масонские ложи состоялось под действием ряда совпавших во времени общественных и политических сил. На протяжении семнадцатого века представители шотландских родовитых фамилий обращались с просьбой принять их в масонские ложи. Эти просьбы встречались благосклонно: то ли в ожидании славного пира по случаю посвящения нового богатого члена, то ли кое-кому из масонов нравилось близко общаться с титулованными особами. Какое-то время это было модной причудой среди вельмож, но большинство из них вскоре отошли от масонства. Не исключено, что вступали они в ложи с надеждой приобщиться к неким эзотерическим знаниям, но впоследствии разочаровывались.

В обществе всегда, во все времена есть люди, одержимые жаждой познать древние тайны. Похоже, однако, что в период с 1580 по 1750-е годы количество таких людей превысило обычную норму. Это было время необычайно интенсивных интеллектуальных усилий, направленных на постижение как духовных истин, так и вещного, материального мира. Протестантская реформация и католическая контрреформация оставили многих людей в сомнении относительно истинности обеих религий. Растущая уверенность во вредоносности колдовства имела обратную сторону: она порождала желание добыть истину из божественных источников, но не обязательно христианских. Если кто-то может получить власть от сатаны, то должны существовать и другие пути постижения тайн Вселенной, при которых нет необходимости продавать свою душу.

В этот период появляются книги розенкрейцеров, а такие ученые, как Исаак Ньютон и Роберт Бойль, проводят химические и алхимические опыты, практически не делая различия между ними. Даже Королевское общество в Англии начиналось с группы друзей, которые на тайных собраниях обсуждали алхимические проблемы.

Именно в такой атмосфере в начале восемнадцатого столетия появилась первая в Англии масонская ложа. К изначальному мифу о происхождении масонства и множеству традиционных масонских символов англичане вскоре добавили обряды, основанные на алхимических исследованиях, неоплатонизме и оккультных науках. К 1720 году масонство распространилось во Франции, а затем в Германии и по всей Европе. «Вместо того чтобы связывать происхождение масонства с гильдией каменщиков, следовало бы сказать, что ученые, желающие работать вместе и обмениваться идеями, переняли символику и организационные структуры, которые ранее использовались рабочими-каменщиками».

На сцене появляются тамплиеры

Возможно, читатель заметил, что я еще ни разу не упомянула о связи между масонами и тамплиерами. Мною владеет соблазн объяснить это тем простым фактом, что таковой не существует, но это было бы несправедливо. В сущности, мысль о том, что Орден тамплиеров может послужить своеобразным примером для масонов, возникла впервые лишь в 1750 году, когда барон Карл фон Хунд создал свою систему «Строгого тамплиерского послушания». Дабы узаконить свое детище, барон заявил, что речь идет о «неразрывной связи этой системы с Орденом рыцарей Храма, существование которого тайным образом продолжается до наших дней».

Фон Хунд основывал свои выводы на шотландских связях тамплиеров, хотя источники его информации на этот счет остаются неизвестными. «Считается, что перед казнью последний Великий магистр тамплиеров Жак де Моле поручил канонику Гуго фон Зальму тайно вывезти важные документы ордена в Шотландию». По всей видимости, Гуго фон Зальм - это храмовник, явившийся защищать орден в Польше. У нас нет свидетельств, что он когда-либо бывал во Франции, но совершенно очевидно, что во время запрета деятельности ордена он там оказаться не мог, поскольку находился в Польше. Свидетельства о его поездке в Шотландию также отсутствуют.

Как бы то ни было, тамплиеры приобретали популярность в протестантской Европе восемнадцатого века. К ним уже относились не как к скаредным негодяям, которые то ли были, то ли не были еретиками, но о судьбе которых никто особенно не сожалел, - теперь они стали жестоко гонимыми хранителями утраченного тайного знания. Логика проста: уж если их преследовал папа, то, стало быть, они были вполне достойными людьми. Слава храмовников набирала силу.

Этот образ рыцарей Храма отлично вписался в мистические тайные общества, которые в изобилии появлялись в век Просвещения (так он сам себя назвал). Условия для такого восприятия тамплиеров оказались превосходными - ведь множество письменных источников эпохи были утрачены, а потому никакие неумолимые факты не могли сдержать развитие легенды. Таким же образом тайные общества основывали свою философию на собственной трактовке иероглифики. Когда в Египте обнаружили Розеттский камень и наконец расшифровали иероглифическое письмо, эти общества пережили страшный конфуз.

В наши дни не один уважающий себя историк не станет утверждать, что масонство было основано тамплиерами или строителями Храма Соломона. Более того, большинство масонских лож поддерживает серьезные изыскания по истории масонства. «Результаты таких исследований могут огорчить некоторых масонов, но совершенно немыслимо, чтобы какой-либо член ложи оказался изгнанным из своей организации за изучение масонских ступеней и рангов и уверенность в том, что все они возникли относительно недавно».

Проблема состоит в том, что немало людей, не являющихся масонами, не имеют об этом понятия. Они-то и пишут псевдоисторические произведения.

Масонская символика

Самый распространенный символ масонов - это циркуль и угольник, два инструмента, повсеместно используемых строителями. Другой символ, который можно найти в любой масонской ложе, - два столба из храма царя Соломона, Воаз и Иахин. Эти названия считаются первоначальным «Масонским словом». Согласно Йоркской ложе (США), столбы храма были полыми, и в них хранились архивы и прочие бумаги.

Для всех масонских лож характерен еще один символ - три колонны, знаменующие мудрость, силу и красоту. Весьма распространены также фартук каменщика и рукавицы.

Среди многочисленных растений, имеющих символическое значение в масонской традиции, часто встречаются акация, роза, лилия и олива. Нередки звезда и пентаграмма. В сущности, трудно найти предмет, который нельзя пустить по ведомству масонской символики. «Обряд посвящения в первую ступень, то есть в ученики, включает в себя изречение: „Все есть символ“».

С другой стороны, набор символов тамплиеров весьма небогат. Единственный, который не вызывает у меня сомнений, - это изображение двух всадников на одной лошади. На некоторых печатях ордена также изображен купол Храма Гроба Господня. Даже знамя ордена представляет собой просто два прямоугольника - белый и черный. Храмовников явно не заботила символика, они просто делали свою работу.

Современное масонство

Современные масоны могут исповедовать любую религию, включая католичество (несмотря на запрет католической церкви на членство в масонской ложе, датируемый еще восемнадцатым веком), или не исповедовать никакой. Существуют ложи, в которые входят как мужчины, так и женщины, и ложи, где все члены одного пола. Впервые женщины были допущены в масонские круги (вспомогательную организацию «приемные масоны») во Франции в 1740 году.

Только лишь перечень известных масонов составил бы целую книгу. В него вошли бы большинство американских президентов, короли Англии, Швеции и другие монархи, Уинстон Черчилль, Томаш Массарик, Вольтер, Гете, Киплинг, Марк Твен, Дэви Крокетт, Дюк Эллингтон, Гарри Гудини и многие другие. В опере Моцарта «Волшебная флейта» находят массу масонских намеков.

Подобно тамплиерам, масоны обвинялись в подрывной деятельности, подтасовках результатов выборов и воздействии на политиков в корыстных целях. В некоторых случаях эти утверждения могли иметь под собой почву. В 1922 году в Орегоне Шотландская ложа совместно с местным ку-клукс-кланом продвигала законопроект об отмене частных школ и выступала за обязательное посещение всеми детьми государственной школы. Истинной мишенью законопроекта была система католических школ, где обучались дети иммигрантов из католических стран. Губернатор штата Уолтер Пирс согласился принять их сторону в обмен на поддержку его кандидатуры масонами и ку-клукс-кланом - в этих организациях было немало общих членов. Закон был принят, но опротестован, после чего Верховный суд признал его неконституционным.

В данном случае масоны, которые одновременно входили и в ку-клукс-клан, выступали от имени всей ложи и действительно смогли повлиять на выборы в штате. В наши дни большинство масонов пришли бы в ужас, если бы их ассоциировали с ку-клукс-кланом.

Они бы непременно указали, что подобное поведение не характерно для масона, а то и вообще заявили, что такое просто невозможно.

Подтвердить или опровергнуть подобные обвинения в адрес масонов довольно трудно. Любые группы людей, которые прием новых членов сопровождают особым ритуалом, а свою деятельность окружают завесой тайны, неизбежно вызывают подозрения в обществе. Масонам предписаны тайные ритуалы и обряды, но вместо того чтобы настаивать на своей связи с древними знаниями храмовников, им бы следовало обратить внимание на то, к чему в конце концов привели тамплиеров их тайные церемонии приема в орден.

Из книги Трагедия Тамплиеров [Сборник] автора Лобе Марсель

Глава III. Тамплиеры и священная война За время своего «агитационного турне» по Европе тамплиеры нашли множество последователей. Новые члены ордена, большинство из которых происходили из семей высшей знати, передали ему свое имущество, благодаря чему последний

Из книги Цепные псы церкви. Инквизиция на службе Ватикана автора Бейджент Майкл

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ МАСОНСТВО И ИНКВИЗИЦИЯ В Европе начала семнадцатого столетия – более неподвластной гегемонии Церкви – вовсю множились и процветали ереси, мистицизм и мистически ориентированные философские системы. Был целый ряд в конечном счете бесплодных попыток

Из книги Оккультисты Лубянки автора Андреев Александр

Глава девятая Масонство Масонство (в переводе с французского масон - «вольный каменщик») - религиозно-этическое движение, возникло в конце XVIII века в Великобритании, распространилось (в буржуазных и дворянских кругах) во многих странах, в т. ч. в России. Название,

Из книги Злая корча. Книга 1. Невидимый огонь смерти автора Абсентис Денис

Глава 6 Женевьева и тамплиеры Погода стояла великолепная - значит, не будут выносить раку святой Женевьевы, как в 1551 году, чтобы добиться прекращения дождя. Дождь уже прошел позавчера - значит, не будут выносить раку святой Женевьевы, как в 1556 году, чтобы молить о дожде. Не

автора Ньюман Шаран

Глава десятая. Тамплиеры и деньги «Целая страна на Востоке была бы уже покорена, если бы не тамплиеры, госпитальеры и прочие ордена, называющие себя духовными… Но тамплиеры, госпитальеры и их присные, жиреющие на неумеренных барышах, опасаются, что утратят власть над

Из книги Подлинная история тамплиеров автора Ньюман Шаран

Глава одиннадцатая. Тамплиеры в Париже Чтобы добраться как можно ближе к тому месту, где были арестованы Жак де Моле и другие тамплиеры, следует воспользоваться парижским метро (третья линия) и выйти на станции «Тампль». Не думайте, что там вам удастся найти что-либо,

Из книги Подлинная история тамплиеров автора Ньюман Шаран

Глава двенадцатая. Тамплиеры в Лондоне Одна из старейших церквей Лондона, церковь Темпла, втиснута во двор у Темпл-бара на берегу Темзы. Некогда эта круглая церковь, стоявшая в окружении жилых зданий, конюшен, складских строений и помещений для деловых встреч, была

Из книги Подлинная история тамплиеров автора Ньюман Шаран

Глава одиннадцатая. Кем же были тамплиеры? Хотя в число храмовников входили весьма заметные фигуры, а время от времени какой-нибудь рядовой воин ордена получал известность благодаря тому, что летописец восславил его героическую гибель, в массе своей братья Ордена

Из книги Подлинная история тамплиеров автора Ньюман Шаран

Глава первая. Тамплиеры в художественной литературе Если принять во внимание количество книг о тамплиерах, получивших распространение в наши дни, то не грех удивиться тому, что храмовники столь редко появлялись на страницах рыцарских романов и эпических произведений

Из книги Подлинная история тамплиеров автора Ньюман Шаран

Глава пятая. Тамплиеры и Туринская плащаница Насколько я понимаю, тамплиеры оказались связанными с легендой о Туринской плащанице в силу совпадения. Но поскольку Туринская плащаница стала частью представлений о храмовниках, нам придется остановиться на ее истории,

автора Ольсен Оддвар

Глава 4 Тамплиеры и их тайны Юрий Литч. «Франкская шкатулка, Сабин Баринг-Гульд и Сангреаль» Его преподобие Сабин Баринг-Гульд, плодовитый автор XIX века, написал более 150 книг, а также хорошо известный церковный гимн, «Вперед воины Христовы». В своем самом известном

Из книги Наследие тамплиеров автора Ольсен Оддвар

Глава 6 Масонство

Из книги Трагедия ордена тамплиеров автора Лобе Марсель

Глава III Тамплиеры и Священная война За время своего «агитационного турне» по Европе тамплиеры нашли множество последователей. Новые члены ордена, большинство из которых происходили из семей высшей знати, передали ему свое имущество, благодаря чему последний

Из книги Русское масонство в царствование Екатерины II [Илл. И.Тибиловой] автора Вернадский Георгий Владимирович

Глава четвертая. Масонство в общественной жизни

Стремление использовать некие сенсационные материалы для повышения рейтингов лежит в основе всех медиа, начиная от интернет-блогов и заканчивая уважаемыми телеканалами с многомиллионными бюджетами. На фоне коммерческого успеха «разоблачающих» книг Дэна Брауна и их экранизаций стали особенно популярны всевозможные и некие «исторические открытия». Жертвой их популярности становится историческая объективность. Именно это случилось в случае с утверждением, будто бы масонские организации Нового времени зародились ещё среди тамплиеров. В народном сознании тамплиеры и масоны прочно связаны некоей загадочной связью. Но так ли это на самом деле?

Четыре столетия разницы?

Итак, для начала версия, согласно которой разношёрстные масонские ложи, которые стали появляться по всей Европе в XVIII веке словно грибы после дождя, имели своими непосредственными «предками» знаменитых тамплиеров, Орден Храма. По сути, сторонники данной гипотезы утверждают, что тамплиеры XIII-XIV веков и были первой масонской организацией. И в данном случае можно сказать, что авторы данной гипотезы следуют лучшим традициям Дэна Брауна: взять исторические факты и немного их скорректировать таким образом, чтобы, с одной стороны, не получилась откровенная нелепость вроде «Новой хронологии» Фоменко и Носовского, с другой, получилась совсем другая история.

В самой Франции на свободе осталось множество тамплиеров, а в остальной Европе, особенно в Англии, Португалии и Испании, тамплиеры безболезненно влились в ряды других рыцарских орденов. Более того – на вполне законных основаниях тамплиеры должны были получать от правителей стран, где они жили, пожизненную пенсию. Из этого исторического факта, который никогда ни для кого не был секретом, ныне делается глубокомысленный вывод о том, что тамплиеры мол и сохранить свои знания и обычаи вплоть до XVI-XVII веков.

Второй тезис касается уже масонства и тоже давным-давно всеми признаётся: несмотря на то, что организационно первые масонские ложи оформились лишь в начале XVIII века в Англии, существование групп людей, которые могут считаться предшественниками масонов («ложи вольных каменщиков»), документально можно проследить до середины XVII века. Скорее же всего, первые ложи появились как минимум на полвека ранее. Из этого же теперь выводится, что масонское движение старше своей официальной даты рождения и может быть отнесено даже к XVI столетию.

Тамплиерам нечего было передать масонам

Следовательно, потирают руки сторонники теории о тамплиерах-масонах, наследники тамплиеров и первые масоны могли хронологически пересечься в XV-XVI веках – и это якобы автоматически означает их родственные связи. Тут же находится великое множество мелких «доказательств» наследия тамплиеров в масонской философии и, особенно, в организации деятельности масонских лож. При этом отметается как смехотворная традиционная версия о том, что предшественниками масонов были ремесленные союзы каменщиков, а также придумываются некие древние аналогии в воззрениях тамплиеров и масонов.

Прежде всего, нужно обратить внимание на приписываемые тамплиерам некие альтернативные христианскому, то есть еретические, мистические воззрения и ритуалы, которые могли быть использованы затем в масонстве.

Тема идеологии тамплиеров действительно вызывает большой интерес историков с точки зрения изучения судебного процесса над тамплиерами, поиска ответа, были ли тамплиеры действительно виновны в тех еретических грехах, в которых их обвиняли. Проблема в том, что нет заслуживающих доверия исторических данных о том, что у тамплиеров была какая-то особая идеология, которая отличалась бы от догматов католической веры. Обвинения в ереси и колдовских ритуалах подтверждались лишь выбитыми под пытками показаниями самих тамплиеров, которые готовы были сознаться в чём угодно. По факту же до сих пор не удалось обнаружить ничего, чтобы тамплиеры могли бы передать масонам в качестве особого духовного наследия.

В полёте фантазии доказательства ни к чему

Что касается самих масонов и аргументов такого рода, что структура их секретных организаций явно позаимствована у тамплиеров и не могла быть порождена никакими каменщиками, то такие доводы порождены незнанием вопроса. Во-первых, тамплиеры были не более секретной организацией, чем другие подобные духовно-военные ордена того времени и последующих эпох (госпитальеры, иезуиты и так далее). Поэтому приписывать именно им создание структуры тайного общества некорректно. Во-вторых, структура средневековых ремесленных цеховых организаций соответствовала тайным обществам куда больше: это были закрытые общества, в которые принимались только посвящённые, хранившие секреты своего ремесла от посторонних и в такой же тайне решавшие внутренние дела своих сообществ.

И в этом плане подобные организации каменщиков, то есть строителей и архитекторов, обладают всеми признаками родства с последующими масонскими ложами. В Средние века, в эпоху масштабного каменного строительства, каменщики были самой востребованной и престижной профессией, они путешествовали по всей Европы, от одного строительного объекта к другому, и поэтому выработали особую универсальную систему знаков, по которым узнавали друг друга и могли сообщаться. Поэтому сообщества каменщиков, постепенно пополнявшиеся оппозиционными светским и церковным властям мыслителями, подходят на роль «предков» масонских лож куда больше, чем тамплиеры. И основное - ни одного документального, даже косвенного, свидетельства связи тамплиеров и масонов не существует.

Александр Бабицкий


Где требуется только вера в Высшую Сущность , независимо от религиозной принадлежности, тамплиеры являются одним из нескольких дополнительных масонских орденов, в которых членство открыто только масонам, которые исповедуют только христианскую веру. Одной из клятв членов ордена является обязательное декларирование, что они впредь будут охранять и защищать христианскую веру. Полное название этого ордена - «Объединённые религиозные, военные и масонские ордены храма и Св. Иоанна Иерусалимского, Палестинского, Родеса и Мальты». Слово объединённые в этом названии указывает на то, что более одной исторической традиции и более чем один реальный орден совместно контролируются в рамках этой системы. В рамках этой системы «объединены» ордена: рыцари храма (тамплиеры), мальтийские рыцари, рыцари Святого Павла, и только в пределах Йоркского устава - рыцари красного креста. Орден получил своё название от исторических тамплиеров, но не претендует на прямое наследование по прямой линии от первоначального Ордена тамплиеров .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Н.В. ЛЕВАШОВ... ТАМПЛИЕРЫ И МАСОНЫ

Субтитры

История

Самая ранняя документальная связь между масонством и крестовыми походами была представлена в 1737 году, в речи шевалье Эндрю Майкла Рэмзи . Рэмзи утверждал, что европейское масонство произошло от взаимодействия между крестоносцами-масонами и рыцарями-госпитальерами . Также подобная связь встречается в самых ранних известных ритуалах Современных , в бернской рукописи, написанной на французском языке между 1740 и 1744 годами .

В 1779 году высшие тамплиеры ирландской ложи получили грамоту от материнской ложи «Килуиннинг» . Ложа «Килуиннинг» начала выдавать хартии другим ложам на право присваивать степень «Рыцаря тамплиера». Около 1790 года был сформирован Великий лагерь Ирландии, который начал создавать тамплиерские ложи и стал в 1836 году Верховным великим лагерем . В начале великий лагерь присоединил несколько шотландских лагерей, один из которых, будучи присоединён в 1805 году как «Эдинбургский лагерь» № 31, затем стал «Великой ассамблеей тамплиеров в Эдинбурге» . Тамплиерская степень просочилась даже в ложи Древних в Ирландии около 1780 года, о чём есть запись в Йорке, примерно в то же время . В системе из пяти градусов, разработанной йоркскими масонами, тамплиерская степень располагалось между степенью мастера масона и степенью Королевской Арки .

Тамплиерское масонство в Англии вступило в новую эру в 1791 году, с образованием его первого великого конклава, великим мастером которого стал Томас Данкерли. В то время в Англии было восемь известных тамплиерских лагерей, самым старшим из которых был «Лагерь искупления в Йорке», и «Лагерь Болдуин» в Бристоле, по просьбе которого Данкерли начал свою миссию. Под его руководством число лагерей неуклонно росло, вплоть до его смерти в 1795 году. Затем великим мастером был Стасис, до 1805 года, пока их королевский покровитель, герцог Кентский, не стал новым великим мастером, который смог придать второе дыхание развитию и росту лагерей. Данкерли заложил основу для этого не только путём широкого представления ордена, но и за счет стандартизации ритуала и настаивая на правильном ведении записей .

Тамплиеры как часть Йоркского устава

Тамплиеры - последний орден из входящих в Йоркский устав. В отличие от остальных его подразделений, требующих для членства просто веру во Высшую Сущность , вне зависимости от религиозной конфессии, для членства в Ордене тамплиеров необходимо быть исключительно христианином, прошедшим полностью все градусы Королевской Арки , а в некоторых юрисдикциях - ещё и градусы крипты . Этот орден сделан по примеру исторического Ордена рыцарей-храмовников в надежде сохранить дух этой организации. С давних пор считалось, что масонство было основано тамплиерами или они после их преследований нашли в нём своё убежище. Великий стан Соединённых Штатов признаёт наличие таких теорий, но признаёт, что нет никаких доказательств в их оправдание . Отдельное подразделение тамплиеров называется командорством и в каждом штате действует под юрисдикцией великого командорства, а на уровне страны (в Соединённых Штатах) - под юрисдикцией великого стана. Такое подчинение - уникально среди всех масонских подразделений, так как они обычно подчинены только старшему подразделению штата. В противоположность стандартной системе градусов, существующей во всём масонстве, Орден тамплиеров состоит ещё из трёх орденов, плюс одного «проходного» Ордена:

  • Прославленный орден красного креста
  • Проходной орден Св. Павла (или Путь Средиземноморья )
  • Орден рыцарей Мальты (или просто Мальтийский орден )
  • Орден храма

Тамплиеры как независимый орден

Официальное название - «Объединённые религиозные, военные и масонские ордены храма и Св. Иоанна Иерусалимского, Палестинского, Родеса и Мальты», но повсеместно орден известен под названием «Тамплиеры». Отдельные подразделения Ордена тамплиеров носят название прецепторий; Рыцарей Святого Павла - капитулов; Рыцарей Мальты - приораты; все работают под юрисдикцией великого и высшего приората, зачастую через промежуточный уровень - провинциальный приорат. Хотя некоторые юрисдикции по отдельности входят как в Великий приората храма, так и Великий приорат Мальты (к примеру, так обстоят дела в Англии), но великий мастер и прочие великие офицеры занимают равные должности в обоих подразделениях. В этой системе три градуса:

  • Тамплиер (Орден храма)
  • Рыцарь Св. Павла (представляет Путь Средиземноморья)
  • Рыцарь Мальты (Орден Мальты)

Членство - по приглашению, а кандидаты должны быть в градусе мастера масона, достигшими градуса Святой Королевской Арки и принимать принцип святой и неделимой Троицы.

Тамплиерские градусы в ДПШУ

История и легенда относительно исторических тамплиеров также играла важную роль в степенях Древнего и принятого шотландского устава , в частности в 30-й степени, которая носит название Рыцарь Кадош . Другие степени шотландского устава также имеют пересечения в названиях с историей тамплиеров. 27-я степень носит название - Рыцарь-командор храма, 29-я степень - Великий рыцарь Св. Андрея, 32-я степень - Верховный князь царственной тайны, и 33-я и последняя степень -

В мире существует большое количество крупных организаций, о роде деятельности которых большинству людей практически ничего не известно. И, как мы знаем, все непознанное или познанное, но не до конца, всегда вызывает массу слухов и домыслов. Поэтому тайным обществам, предпочитающим оставаться в тени, приписывают и организацию вселенских заговоров, и связь с потусторонними силами.

В действительности, большинство такого рода «кружков по интересам» куда безобиднее, чем их пытаются нам представить, хотя среди них попадаются и такие, что реально повлияли на мировую историю. Мы решили изучить историю 10 самых известных и могущественных тайных организаций, чтобы разобраться, когда же они все-таки появились и зачем и существуют ли до сих пор.

Иллюминаты

Под иллюминатами чаще всего подразумевается «Орден иллюминатов» профессора Адама Вейсхаупта, существовавший в 1700 годах. Его задачей было всестороннее улучшение церкви и достижение всеобщего благоденствия. Правитель Баварии Карл Теодор назвал иллюминатов одной из ветвей нелегального сообщества масонов и объявил об уголовном преследовании членов общества, поставив в истории точку в 1787 году. Официально орден перестал существовать, но считается, что его оставшиеся члены не оставили свое дело и просто ушли в подполье. Иллюминатам приписывают организацию Великой Французской Революции, покушение на Джона Ф. Кеннеди, а также влияние на мировую политику в современном мире.

Opus Dei

Организация была основана в 1928 году католическим священником Хосемария Эскрива де Балагер. С латыни название общества переводится как «Дело Божие», а занимаются там тем, что помогают обрести путь к святости без отрекания от повседневной жизни. Большинство ее членов это обычные люди: бизнесмены, рабочие, учителя, домохозяйки, которые по внешнему виду ничем не отличаются от своих коллег. И хотя организация не скрывает местоположение своей штаб-квартиры, в ее адрес поступает самая разнообразная критика. В силу закрытости сообщества некоторые католические священники считают его опасным, кроме того, с Opus Dei нередко связывают применение таких практик, которые свойственны сектам. Все это создает вокруг общества некий ореол таинственности, в силу чего его нередко приписывают к некоему секретному католическому обществу. Масло в огонь из домыслов и слухов добавил Дэн Браун, изобразивший Opus Dei в «Коде да Винчи» как тайную секту, скрывающую важную информацию.

Тамплиеры

Официальное название ордена звучит как «Объединенные религиозные, военные и масонские ордены храма и Св. Иоанна Иерусалимского, Палестинского, Родеса и Мальты». Это современное ответвление масонства, не имеющее отношения к ордену Бедные рыцари Христа, основанному группой рыцарей в 1119 году. Но орден сделан по его примеру , чтобы сохранить дух этой организации. Орден входит в Йоркский устав и для членства в нем необходимо быть исключительно христианином, прошедшим полностью все градусы Царственного Свода, а в некоторых юрисдикциях также еще и градусы Крипты.

Черная рука

Южнославянская тайная националистическая организация появилась в 1911 году. По одной из версии, возникла она как ответвление группировки «Народная Оборона», которая стремилась объединить все славянские народы. Своей целью организация ставила борьбу за освобождение сербов, находившихся под властью Австро-Венгрии. В ее составе были офицеры сербской армии и некоторые государственные чиновники. С «Черной рукой» была связана группа террористов, убивших эрцгерцога Франца Фердинанда, чья смерть стала поводом для начала Первой мировой войны. В 1917 году по приказу короля Сербии Александра I Карагеоргиевича организация была ликвидирована, а ее глава полковник Драгутин Дмитриевич и его приближенные расстреляны.

Ассасины

Организация неоисмаилитов-низаритов образовалась в 11 веке. Основал общество — Хасан ибн Шаббат. Их внутренняя система была построена на строгой иерархии, где переход на следующую ступень сопровождался мистическими ритуалами. В идеологии секты основная роль отводилась антифеодальным, коммунистическим и национально-освободительным мотивам . За ассасинами прочно закрепилась слава наемных убийц без страха и упрека, всегда выполняющих свой приказ. Считается, что секта прекратила свое существование в 1256 году, после того, когда были взяты крепости Аламут и Меймундиз. По другим сведениям, некоторым ассасинам все-таки удалось бежать и они основали касту наследственных убийц в Индии. Традиции ассасинов наиболее выражено сохранились в действиях террористических мусульманских сект типа «Джихад» и «Хизбалла», и особенно в отрядах фидаинов.

Общество Туле

В этом оккультном политическом немецком обществе состояли все те, кто позже стали ближайшими советниками Гитлера. Официальное название организации звучало как Группа изучения германской древности. Занимались они тем, что исследовали происхождение арийской расы. Туле — мифическую северную страну из древнегреческих легенд — нацистcкие мистики считали столицей древней Гипербореи. Все участники общества рассматривали арийцев как высшую расу, жившую уже со времен доисторической эпохи и Атлантиды, а жители того самого Туле — потомки арийцев, которым удалось спастись с Атлантиды. Другая часть общества, не столь верившая во всякие мистические байки, больше интересовалась борьбой с евреями, коммунистами и массонами. В 1919 году члены Туле создали политическую организацию «Немецкая рабочая партия», членом которой стал Адольф Гитлер . Общество Туле существовало вплоть до 1933 года.

Рыцари золотого кольца

В 1850-1860-х годах на Среднем Западе США действовала полувоенная организация Рыцари золотого кольца. Общество было создано сторонниками южных штатов, которые хотели создать штаты, в которых рабство было бы узаконено. Предполагаемой территорий действия должна была стать Мексика, Центральная Америка и острова Карибского моря. Наиболее известными членами организации были убийца Авраама Линкольна Джон Уилкс Бут и преступник Джесси Джеймс. После ареста руководителей и конфискации оружия правительством в 1864 году организация прекратила свое существование.

Сыновья свободы

Организация была основана в 1765 году Сэмюэлем Адамсом. Целью членов общества была борьба за самоопределение североамериканских колоний. Их девизом стала фраза «Нет налогам без представительства». Политика сопротивления общества включала распространение тематических брошюр, акции протеста и открытые насильственные действия против британских властей, за что их деятельность приравняли к преступной и начали преследовать. После отмены закона о гербовом сборе в 1766 году организация самораспустилась.

Череп и кости

Это одно из старейших студенческих тайных обществ США. Возникло оно в 1832 году с подачи секретаря Йельского университета Уильяма Рассела, решившего вместе с 14 единомышленниками создать тайное братство. В свой клуб они принимали только выходцев из американской аристократии, англо-саксонского происхождения и протестантского вероисповедания. По слухам, в наши дни обязательным условием вступления является лишь то, что кандидат должен быть лидером своего кампуса. В обществе состояли президенты США, сенаторы, судьи Верховного суда, из-за чего его стали считать некой подпольной группой, объединяющей политическую элиту Собрания общества проходят два раза в неделю, но что на них обсуждают и делают — остается тайной за семью печатями.

Масоны

Официальной датой возникновения масонства принято считать 1717 год, но существуют документы, датируемые 1300 годами, в которых уже упоминаются масоны. Собрания масонов проводятся в ритуальной форме, а кандидаты в регулярное масонство должны верить в Высшее Существо. Сами масоны говорят, что их целью является нравственное совершенствование, развитие и сохранение братской дружбы и благотворительность. Считается же, что сообщество стремится к достижению политического влияния во всем мире. Наиболее известными членами общества были Уинстон Черчилль, Марк Твен, Джеймс Бьюкенен, Боб Доул, Генри Форд, Бен Франклин и многие другие. Всего членами общества являются около 5 миллионов человек по всему миру.