Чудов и вознесенский монастыри в кремле. Вознесенский кафедральный собор

Духовным центром города Ельца по праву считается Вознесенский собор, который вот уже более века украшает город, являясь центром восхитительной панорамы, открывающейся с правого берега реки Быстрой Сосны.
Построенный в 1889 году на месте, благословленном в середине XIV века митрополитом Алексием для возрождения сожженного в татарское нашествие древнего Ельца, Вознесенский собор воспринимается жителями и гостями города как начало начал: от главного входа собора расходятся дороги в важнейших направлениях. Вознесенский собор является организующим звеном градостроительной структуры, он виден с очень больших расстояний при подъезде к городу, радуя сердце каждого ельчанина после дальнего пути: «Слава Богу, дома!»
Строительство Вознесенского собора началось в 1845 году. За 44 года (вместо 7, как предполагалось по смете) в строительных работах приняли участие практически все ельчане: именитые граждане содействовали постройке капиталом, простые горожане – личным участием. Однако первое место среди всех, несомненно, принадлежит представителям нескольких поколений купцов Петровых, обеспечивавших строительство не только личными вкладами, но и взявших на себя многолетний труд по осуществлению общего надзора за строительными работами.
Проект Вознесенского собора был разработан академиком К. Тоном, автором многочисленных выдающихся по архитектуре сооружений, в том числе храма Христа Спасителя в Москве. Москвичи даже при беглом взгляде на Вознесенский собор в Ельце отмечают его внешнюю схожесть с храмом Христа Спасителя. Действительно, оба храма – и елецкий, и московский – спланированы в одном русско-византийском стиле, оба являются пятикупольными, стоят на излучинах высоких берегов рек и вписываются в сложившиеся системы вертикалей своих городов и панорамы их парадных, обращенных к рекам ансамблей, оба являются архитектурными доминантами городских центров – окружающая застройка тяготеет к их мощным объемам. Высота Вознесенского собора с крестом составляет 74 м, длина – 94 м., ширина – 34 м.
Освящение Вознесенского собора состоялось 21 августа 1889 года и стало значительным событием в истории города Ельца. На торжество было разослано 3 000 пригласительных билетов. Во всенощном бдении принимало участие духовенство столицы и соседних епархий. Собор, несмотря на его величину, не смог вместить желающих, и вся площадь вокруг него была заполнена народом. Так, с августа 1889 г. новый Вознесенский собор начал свою непростую жизнь.
Одна из славных страниц истории собора связана с пребыванием в нем архимандрита Исакия Виноградова, который с 1958 года до своей смерти в 1981 году был его настоятелем. Могила архимандрита Исакия, выдающегося проповедника, награжденного Патриаршим посохом, на елецком городском кладбище почитается верующими, её посещают паломники из разных концов страны и из-за границы.
Были в истории Вознесенского собора и трагические страницы. В годы антирелигиозной кампании XX века с временной деревянной колокольни (каменная так и не была построена) были сняты колокола – самый большой из 16-ти колоколов весил 706 пудов. Были сорваны, разбиты и сданы на металлолом бронзовые люстры собора, с икон снимались оклады, смывалось кислотой сусальное золото, разбивалась резьба деревянных иконостасов и киотов. Собор превратили в хранилище овощей и зерна.
Восстановление Вознесенского собора началось лишь в 1947 году. Ельчане принесли множество домашних икон, в то время еще живые мастера резали деревянный иконостас по прежним образцам, собрав его частично из деталей иконостасов других церквей. От подлинного иконостаса сохранились лишь верхние элементы. И все-таки, несмотря на утраты, Вознесенский собор является огромной художественной экспозицией: только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей и живописных полотен, большинство из которых принадлежит выдающимся русским художникам – А.И. Корзухину и К.В. Лебедеву.
В настоящее время Вознесенский собор имеет три зала. В летнем и зимнем залах (название они получили по отсутствию и наличию отопления в прошлом) расположено пять приделов, три придела имеется в нижнем зале. Главный иконостас храма – труд архитектора А.С. Каминского – трехъярусный: нижний ярус из позолоченного резного дерева, а два верхних – лепные.
У северной стены Вознесенского собора в церковной ограде стоит часовня в виде древнерусского шлема, устроенная, по преданию, над братской могилой ельчан, погибших при нашествии Тамерлана в 1395 году. Восточнее часовни расположено несколько захоронений священнослужителей.
В 2013 году храм начал новую страницу своей истории: с открытием в году Елецкой и Лебедянской епархии Вознесенский собор стал кафедральным. Это огромной важности событие дает ельчанам надежду на развитие церковной жизни в городе, на скорейшее возрождение многочисленных городских храмов и обретение новых святынь.

Дмитрий Перцев

Вознесенский женский монастырь в Кремле был основан в XIV веке великой княгиней Евдокией — женой князя Дмитрия Донского. Обитель является одной из древних в Москве. Она была построена в память о Куликовской битве (1380 г.) и стала одним из первых женских монастырей.

В 1389 г. после смерти мужа княгиня Евдокия приняла решение уйти в монастырь. Единственное, что останавливало Евдокию от исполнения ее решения — завет мужа вырастить детей до совершеннолетия. В 1395 г., когда на Москву шел хан Золотой орды Тамерлан, Евдокия велела перенести в город Владимирскую икону Божией Матери, и сама встречала ее с народом на Кучковом поле, где потом был основан Сретенский монастырь. В народе о правительнице шла добрая слава: она помогала нуждающимся, отстраивала жилые дома после пожара, за ее счет иногда хоронили нищих.

Точная дата основания Вознесенского женского монастыря в Москве не установлена. По преданию, монастырь появился на том месте, где княгиня провожала мужа на Куликовскую битву, и встречала его с победой, под устройство монастыря Евдокия отдала часть своих палат. К тому времени, когда княгиня Евдокия была готова принять постриг, обитель уже была обустроена: кельи располагались в бывших княжеских покоях, был построен собор Вознесения Господня. Последние годы перед постригом княгиня тяжело болела.

Княгиня Евдокия приняла постриг под именем Евфросинии, а в первые дни своего иночества повелела начать строительство каменного Вознесенского собора взамен деревянного. Спустя несколько недель после пострига, в июле 1407 г. святая Евдокия скончалась. По преданию, у ее гроба сама собой возгорелась свеча, и все присутствовавшие явились свидетелями этого чуда. Святую Евфросинию стали почитать как покровительницу Москвы, а церковь отмечает ее день 30 (17 ст. ст.) мая и 20 (7 ст. ст.) июля. Поскольку Евдокии не удалось закончить строительство Вознесенского собора, его продолжила ее невестка — Великая княгиня Софья Витовтовна, которая вышла замуж за Василия I.

Вознесенский монастырь часто страдал от пожаров, поэтому к середине XV века собор так и не был достроен. В 1467 г. княгиня Мария Ярославна, вдова князя Василия II приказала разобрать недостроенный собор до основания, а на его месте начать возводить новый. Поручено это дело было известному мастеру Василию Ермолину, который сохранил древнее здание, лишь переложив обгоревшие своды и покрыв стены новым кирпичом.

В 1518 г. великий князь Василий III приказал своему архитектору Алевизу Фрязину заменить старый собор новым. При Федоре Иоанновиче Вознесенский собор вновь строили заново, как точную копию Архангельского собора — усыпальницы царей. В последующие века собор сильно страдал во время пожаров и не раз обновлялся — при императоре Петре I, императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Однако во время самого большого пожара 1737 г. в Московском Кремле Вознесенский собор пострадал незначительно. В 1730-х гг. в Вознесенском соборе устроили Успенский придел и придел во имя иконы "Всех скорбящих Радость".

Внутреннее убранство Вознесенского собора не сохранилось до наших дней, уцелел лишь иконостас, который после революции 1917 г. перенесли в кремлевский собор Двенадцати апостолов. Иконостас выполнен в стиле барокко в конце XVII века, украшен флемской резьбой, символизирующей райский сад. Среди святынь Вознесенского собора был древний образ Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Считается, что сама княгиня Евдокия спасла его из огня при пожаре во время нашествия Тохтамыша в 1382 г.

К началу XX века в Вознесенском монастыре было три храма: Вознесенский собор, церковь Святого Михаила Малеина и храм Великомученицы Екатерины, который был построен в XVII веке на месте древней церкви Святых Афанасия и Кирилла (в честь бракосочетания Дмитрия Донского и Евдокии). К XIX веку он сильно обветшал, его хотели снести. В 1808 г. по приказу императора Александра I новую Екатерининскую церковь создал итальянский архитектор Карл Росси в совершенно нехарактерном для Москвы готическом стиле. Храм был освящен в 1817 г.

Вознесенский монастырь служил усыпальницей для женщин царской фамилии. Здесь также находили последний приют родственные великим князьям удельные правители. Самой почетной была южная сторона храма. У этой стены в серебряной раке покоились мощи святой Евдокии, здесь была похоронена Мария Шуйская (жена сверженного царя Василия Шуйского), которая, по мнению историков, начинала свой род от отца Евдокии, Анастасия Романова — первая и самая любимая жена Ивана Грозного и другие прославленные женщины. Находясь под покровительством правительниц, Вознесенский монастырь считался царским, на его настоятельниц распространялась привилегия входить к великим княгиням и царицам без доклада. Часть инокинь и сами принадлежали к царскому роду. Здесь провела остаток своих дней Мария Нагая (инокиня Марфа) — последняя жена Ивана Грозного и мать царевича Димитрия. Инокиней Вознесенского монастыря была мать первого царя из рода Романовых — Марфа, здесь Лжедмитрием была заточена дочь Бориса Годунова царевна Ксения. По традиции, установившейся в древние времена, в Вознесенском монастыре до венчания находились государевы невесты после обручения. Здесь жила какое-то время и Марина Мнишек — жена Лжедмитрия I.

Во время наполеоновского нашествия 1812 г. настоятельница Вознесенского монастыря успела увезти в Вологду ризницу, поэтому самые важные ценности избежали осквернения и разграбления. Несмотря на то, что обитель была оккупирована французскими солдатами, она сохранилась лучше других московских монастырей и почти не была повреждена. Монастырский священник Иван Яковлев даже сумел здесь спрятать мощи святого царевича Димитрия, которые нашел в оскверненном Архангельском соборе.

В ноябре 1917 г. в ходе боев за Кремль были разрушены многие стены и купола его храмов. В марте в Кремль переселилось новое большевистское правительство и монахиням было приказано покинуть обитель. Покидая монастырь, они сумели тайно вынести под одеждами Казанскую икону Божией Матери, а также некоторые драгоценности, спрятав их на лаврском подворье. Властями был учинен обыск, сокровища нашли и отправили в Оружейную палату Кремля. В церкви Святой Екатерины был оборудован гимнастический зал.

В 1929 г. Вознесенский монастырь был уничтожен. На этой территории в 1932-1934 гг. была построена Военная школа имени ВЦИК. В 1950-х гг. здание было передано Верховному Совету СССР, в 1958 г. его часть перестроена под Кремлевский театр на 1,2 тысячи мест.

В последнее время в корпусе размещались административные службы администрации президента и комендатуры Кремля. Президент России Владимир Путин предложил план преобразований территории внутри Московского Кремля, в частности, восстановить два монастыря и церковь, находившиеся на месте 14-го корпуса Кремля до 1930 года.

http://ria.ru/spravka/20140731/1018344553.html

Город Елец является одним из самых загадочных российских городов России. Этот районный центр входит в состав Липецкой области. Некогда на его месте была крепость, раскинувшаяся на берегу небольшой реки Быстрая Сосна, впадающей в Дон. Город Елец считается одним из немногих населенных пунктов, в которых сохранились практически все памятники зодчества прошлых веков. Именно поэтому он внесен в Золотое кольцо России. Еще с трассы при подъезде к городу виднеются синие купола. Это - Вознесенский собор.

Елец

История города еще до конца не изучена. Специалистам не удается пока определить точную дату его возникновения. В летописях город упоминается еще с 1146 года в качестве бастиона на юго-восточной границе. Он охранял Русь от набегов татаро-монголов, половцев и печенегов. В старинных документах говорится о том, что именно в это время через Елец по направлению к Рязани проезжал князь Святослав. Именно эту дату и принято считать примерным годом его основания. Но есть мнение, что Елец построен намного раньше: согласно неподтвержденным данным - в конце десятого века.

До той поры, как город вошел в московскую вотчину, он в документах значился военной крепостью. Елец на себе пережил не одно крупное нападение. Он страдал сот татаро-монгольского ига, от войск хана Ахмата Темира, хана Узбека, хана Тогая, даже кровопролитная Куликовская битва этот город не обошла.

В 1395-м году Елец разорили войска Тамерлана. Но до сих пор летописцы и историки не знают, почему полководец, так успешно захвативший крепость, так и не пошел дальше на Россию. Так и осталось загадкой, когда завоеватель, повернув свою орду обратно, обосновал свое решение вещим сном, связанным с этим городом. Якобы Тамерлану привиделись святые, которые с великим войском победили его.

Достопримечательности города

Елец издревле считается одним из святейших городов России. Здесь построено множество монастырей, храмов и церквей. Видимо, благодаря этому город считается освященным. Разве не является чудом то событие, которое много столетий назад здесь произошло с Тамерланом? Сам по себе Елец, расположенный в восьмидесяти километрах от Липецка, большим назвать трудно.

Изначально он был устроен на левом берегу небольшой реки Быстрая Сосна, однако впоследствии, за счет окружающих близлежащих сел и поселений, со временем влившихся в черту города, Елец разросся и теперь занимает оба берега.

В целом в этом небольшом населенном пункте насчитывается семнадцать церквей. Большинство из них находится в состоянии руин. Однако для туристов именно в этом и заключается вся загадочность данного города. Реставрировав их, конечно, можно сделать внешний вид города более привлекательным, но так считают далеко не все. Наоборот, по мнению большинства горожан, именно руины и таят в себе дух древних веков. Одной из интересных достопримечательностей, которые туристам показывают, является Владимирская церковь. Конечно, в первую очередь путешественникам показывают Вознесенский собор. Елец, как известно, был крепостью. А кирпичные красные своды Владимирской церкви являются хранителями тайн и воспоминаний о древнем Ельце.

Вознесенский собор: история возникновения

Хотя в городе много старинных архитектурных памятников, тем не менее об этой знают все жители. Назвать адрес Вознесенского собора сможет даже маленький ребенок. Ведь стоит он на Красной площади и считается одним из главных зданий Ельца. Этот выдающийся памятник прошлого был построен в конце девятнадцатого столетия (1845-1889 гг.) по проекту зодчего Константина Тона. Идея строительства большого нового собора зародилась у горожан уже достаточно давно. С 1815-го был начат сбор пожертвований. Учет велся, как тогда было принято, в специальной прошнурованной - "снуровой" - книге. Подлинно народной стройкой называли Вознесенский собор. Елец семьдесят пять лет собирал пожертвования, которые шли не только от местных жителей, но и из Петербурга, Москвы и т. д. Даже на знаменитой Нижегородской ярмарке собирались деньги на то, чтобы был возведен собор.

Проект

Первые чертежи храма в классическом стиле были разработаны в 1824 году харьковским зодчим Даниловым. Но проект был отклонен, а горожане обратились к самому Тону, который является создателем храма Христа Спасителя.

Проект, сделанный в свойственном этому зодчему византийском стиле, ельчанам пришелся по душе. Размеры здания намного превосходили те, которые предложил Данилов. Тон предусмотрел общую длину сооружения в сто тридцать два аршина. Высота храма с крестом составляет семьдесят четыре метра.

Торжественное богослужение в честь закладки первого камня собора состоялось двадцать второго августа, в день, когда был коронован Николай Первый. Над проектом внутреннего убранства храма работал не менее известный архитектор А. Каминский. Так начинал строиться Вознесенский собор.

Елец в последней четверти девятнадцатого столетия сильно изменился. На его облике сильно отразилась активная творческая деятельность А. Каминского. Будучи учеником К. Тона, он оставил свой след на многих постройках города того времени: на табачной фабрике Заусайлова, Царской часовне и т. д.

Описание

Вознесенский собор (Елец) имеет огромную художественную ценность. Только в храмовой части можно насчитать более двухсот двадцати стенных росписей и живописных полотен. А иконописные работы, большинство из которых - работы кисти выдающихся русских передвижников К. Лебедева и А. Корзухина, ежегодно привлекают в храм сотни туристов. Верхний купол, паруса, а также настенные росписи и верхний ряд икон в иконостасе, "Распятие Христа", являющееся центральным образом, - все это представляет собой настоящую экспозицию. Кисти Корзухина принадлежит и знаменитая роспись в соборе - Елецкая Божия Матерь. Заступница Богородица, изображенная на ней с поднятыми руками, своим небесным воинством преградила путь полчищам кровавого Тамерлана, пытавшимся захватить Русь.

Всего текстов: 2

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 125-126, 128

Собор Вознесения Господня посреди монастырского двора

"Построен в 1519 г. зодчим Алевизом на месте старой церкви, строившейся с 1407 по 1467 г.".

"Последнее здание Вознесенского собора Вознесенского девичьего монастыря было выстроено в 1587-1588 гг. ктиторшей царицей Ириной Годуновой как реплика Архангельскому собору - поскольку в последнем, по обычаю, погребались цари, а в первом царицы".

"Придел Успения Богородицы построен в 1731 г." "с севера".

"Придел Богоматери "Всех Скорбящих радость" устроен в 1732 г." "с юга". "Построен императрицей Анной Иоанновною в память сестры своей Параскевы".

"Придел Успения устроен братом царицы Параскевы Феодоровны - Василием Федоровичем Салтыковым".

"В соборной Вознесенской церкви иконостас украшен живописью старинного греческого письма. Царские врата обложены серебром и вызолочены. Возле царских врат, по левую сторону, Смоленская икона Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе".

Эта икона работы Дионисия ныне находится в Гос. Третьяковской галерее (1990 г.).

"За престолом крест с мощами, устроенный игуменьей Трефиной в 1816 г. По правую сторону царских врат храмовый образ Вознесения. По левую - Благовещения, Николая чуд. и др. Из других святынь замечательны: два золотые напрестольные креста - дар царя Михаила Феодоровича, водосвятная серебряная чаша - дар царя Алексея Михайловича, семь серебряных блюд, золотые - потир, дискос, звезда, лжица, к потиру ковшичек - дар императрицы Анны Иоанновны, два Евангелия на александрийской бумаге, обложенные серебром и украшенные жемчугом и каменьями".

План собора с указанием расположения в нем царских гробниц см. в книге.

"Собор разрушен в 1929 г.".

Сытин. С. 57-58.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 493-498; библиогр.

Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2 (краткое донесение императору от настоятельницы монастыря о происшествиях при французах).

Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 77-82.

Проценко. Монастыри в России и соборы в Москве. М., 1863.

Нива. 1917. № 2; 3 (фото разрушений).

Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 15-16.

Александровский, № 20, 54, 325.

Пшеничников Ал., свящ. Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894. 140 с.: ил. (планы всего монастыря, а также Вознесенского собора с захоронениями).

Список Бахима, № 340.

Рукопись Александровского, № 36, 301 и 205-а (см. также под № 37 разобранную церковь Афанасия и Кирилла, стоявшую на месте церкви Екатерины; под № 451 Казанский придел церкви Екатерины).

Материалы. С. 285.

Комм. Д. Селиверстова к письмам А. Н. Руднева к В. И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 358.

Синодальный справочник.

Страхов Б. Вознесенский монастырь: ист. очерк монастыря от основания до нашего времени, описание храмов, достопримечательностей монастырской ризницы, колокольни, наиболее памятные события в истории монастыря // Мирской вестник. 1870. № 10. С. 2-26.

Церковь преп. Михаила Малеина с приделом во имя свщмч. Феодора иже в Пергии в Московском Вознесенском монастыре. М., 1889.

Забелин И. Е. История города Москвы. 2-е изд. М., 1905. Ч. 1. С. 248-269.

Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 1893. С. 55.

Баталов А. Л. Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле // Памятники культуры: Новые открытия. 1983. Л., 1985. С. 468-482.

Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1. С. 329; Т. 2. С. 268, 274, 402.

Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков. М., 1980 С. 203-219.

Козлов В. У истоков // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 7. С. 16.

Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 309.

Московский Кремль. Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 115-116.

Александровский = Указатель Московских церквей / Сост. М. Александровский. М., 1915.

Альбом Найденова = Москва. Соборы, монастыри и церкви. Изд. Н. А. Найденова. Часть I. Кремль и Китай-город. М., 1883. Часть II. Белый город. М., 1881. Часть III. Отд. 1. Земляной город. М., 1882. Часть III. Отд. 2. Замоскворечье. М., 1882. Часть IV. Местность за Земляным городом. М., 1883.

Богоявленский = Богоявленский М. Л. Московские церкви. М., 1968-1970. Ч. 1-8. Машинопись (с позднейшими дополнениями).

Каталог архивов = История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М., 1988. Вып. 3; М., 1990. Вып. 5.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Указатель кремлевских церквей. М., 1916, с. 23

Церковь Вознесения Господня. Находится в глубине двора Вознесенского женского монастыря. Была заложена при основании монастыря в 1407 году. Нынешняя построена на старом фундаменте в 1519 году; зодчим был Алевиз. Значительное обновление было в 1721 году и после 1812 года. В церкви погребены Великие Княгини и Царицы, Великие Княжны и Царевны. У южной стены почивают мощи основательницы монастыря Преподобной Евфросинии, в миру В. К. Евдокии Димитриевны. С севера в 1731 году пристроен придел Успения Пресвятой Богородицы генералом В. Ф. Салтыковым, братом Царицы Прасковьи Феодоровны; в этом приделе погребены родственники Царицы из рода Салтыковых. В южном предалтарии главного храма Императрица Анна Иоанновна устроила в 1732 году придел Всех скорбящим Радости, где погребена сестра Императрицы Царевна Прасковья Ивановна.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

…Минувшее проходит предо мною…
Александр Пушкин. Трагедия «Борис Годунов».

…Каждый камень твой- заветное преданье поколений…
Михаил Лермонтов. Поэма «Сашка»

…Время собирать камни…
Экклезиаст, 3.5

Надеюсь, что навсегда в прошлое ушло время тяжелых испытаний
для Русской Православной Церкви, время поругания, унижения и
оскорбления религиозных чувств, время осквернения святынь.
У народа должны быть святыни! Без них невозможно говорить о
нравственности, о возрождении духовности и культуры.
Без святости, без высокого идеала человек теряется в море зла
и неправды…
Президент Российской Федерации Владимир Путин

Древнейшие Чудов и Вознесенский монастыри, находившиеся около Спасской башни Московского Кремля, значительно пострадали при обстреле артиллерийскими снарядами в ходе революционных боев в 1917 году. А в 1918 году их закрыли после переноса столицы России из Петрограда в Москву и переезда советского правительства из Петрограда в Московский Кремль.
Первое время после закрытия монастырей в помещениях Чудова монастыря разместился кооперативный магазин «Коммунист» и изба-читальня, затем помещения передали кремлевскому Лечсанупру (Лечебно-санитарное управление), отвечавшему за здоровье высокопоставленных лиц из советского правительства. В кельях Вознесенского монастыря разместили кремлевскую обслугу, а в Екатерининской церкви хотели оборудовать спортивный зал.

В 1929 году советское правительство приняло решение о сносе этих монастырей, несмотря на протесты известнейших архитекторов и других деятелей искусства и культуры.

Фотография, сделанная 10 сентября 1930 года с немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» (на борту которого были и советские специалисты), позволяет увидеть, как выглядела территория Кремля незадолго до полного сноса Чудова и Вознесенского монастырей.

На территории снесенных в 1929-1930 годы монастырей и находившегося рядом с ними Малого Николаевского дворца возвели в 1932-1934 годах по проекту инженера-архитектора Ивана Рерберга здание Школы красных командиров (корпус № 14). В нем в 1934-1938 годах помещалась 1-я Советская объединенная военная школа РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) имени ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет), затем Президиум Верховного Совета СССР, а позже- Администрация президента Российской Федерации.

За свою историю Москва лишилась многих своих строений и памятников архитектуры. В период, когда в столице были, в основном, деревянные строения, почти ежегодные пожары уничтожали многие ее строения. Историки подсчитали, что за первые свои 450 лет значительная часть Москвы сгорала более ста раз. Наиболее страшные пожары случились в годы: 1177 (первый отмеченный в летописях пожар), 1238 (нашествие Батыя: «град и церкви святыя огневи предаша и монастыри вси и села пожгоша»), 1293, 1331 («бысть пожар на Москве, погоре город Кремль»), 1335, 1337, 1343, 1354 (пожаром уничтожен Кремль и 13 церквей), 1365 («Всехсвятский» пожар: «погоре посад весь, Кремль и Заречье»; после этого пожара князь Дмитрий Донской «замыслил ставити город Москву камен»), 1382 (Кремль сожжен татарами), 1390, 1408, 1413, 1439, 1445 (в Кремле не осталось ни одного деревянного здания), 1453 («выгоре Москва, Кремль весь»), 1470, 1475, 1480, 1485, 1493, 1501, 1547, 1626 (погибло и много архивных документов), 1634 (сгорело 5 тысяч домов), 1701 (после этого пожара Петр I издал указ: «деревянного строения отнюдь не строить»), 1737 («Троицкий» пожар, сгорел Кремль, во время этого пожара и раскололся Царь-колокол)... Великий пожар 1812 года (продолжался неделю) во время пребывания в Москве армии Наполеона (сгорело 6,5 тысяч домов из 9 тысяч, 7 тысяч лавок из 8,5 тысяч, 122 церкви из 329). Несмотря на страшные последствия этих бедствий и потерь от войн, Москва каждый раз возрождалась…

Но не только из-за войн и стихийных бедствий лишилась Москва многих своих архитектурных памятников, среди которых исчезло и огромное количество храмов…
Жизнь, к сожалению, сопровождается не только приобретениями, но и потерями: человеческими, духовными, материальными … Все вокруг непрерывно изменяется… Стремительно преобразовывается и Москва… Среди столиц государств по динамике развития она сегодня вышла на второе место в мире после Пекина… Не остается неизменным и архитектурный облик нашей столицы. Но можно ли при возведении новых строений не уничтожать ранее созданные, являющиеся памятниками истории и культуры? В значительной мере это зависит от тех взглядов, которыми руководствуются люди, определяющие судьбу этих памятников. А что считать памятниками?
В 1928 году в Советском Союзе Главнаука посчитала главным критерием, определяющим принадлежность «сооружения» к памятникам- время его создания. Те из них, которые были созданы до 1613 года, объявили неприкосновенными, созданные в 1613-1725 годы- «в случае необходимости» могли подвергаться изменениям, в созданных в 1725-1825 годы сохранялись лишь фасады, а все созданные после 1825 года к памятникам не причислялись и государством не охранялись.
А Никита Сергеевич Хрущев, например, говорил: «Перестраивая Москву, мы не должны бояться снести дерево, церквушку или какой-нибудь храм!» Последствия таких взглядов оказались печальными. Огромны потери и в XX веке. На территории Москвы (в границах 1960 года) к 1917 году находилось 848 храмов, а к 1991 году- 191 действующий и 263 закрытых храмов. Было уничтожено 433 (по другим данным- 368) храмов!
В 2010 году в Москве было 837 действующих церквей, а в 2014 году их стало 1056.

Казалось, что Чудов и Вознесенский монастыри исчезли навсегда. Но недавно появилась надежда, и теперь мы ждем их возрождения. Какие есть для этого основания?
31 июля 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил не реконструировать административный 14-й корпус Кремля (который не является историческим памятником и находится на реконструкции с 2001 года), а снести его, и восстановить исторический облик этого места с Чудовым и Вознесенским монастырями, придав им в сегодняшних условиях характер исключительно культурных ценностей.

Эти монастыри, являвшиеся важными духовными центрами Православия, были не только украшением Кремля: здесь творилась наша отечественная история.

По преданию, Вознесенский женский монастырь создала предположительно в 1386 году княгиня Евдокия Дмитриевна (1353-1407)- дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича и супруга великого князя Московского Дмитрия Донского (1350-1389).
После победы Дмитрия Донского в 1380 году над войском хана Мамая на Куликовом поле Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях.
До 1817 года монастырь назывался Стародевичьим Вознесенским монастырем.

Вместе с Вознесенским монастырем в 1929 году были уничтожены и расположенные на его территории Собор Вознесения Господня (создан в 1588 году), Церковь Михаила Малеина (создан в 1634 году) с колокольней и Церковь Екатерины Мученицы (создана в 1817 году).
Первая Вознесенская соборная церковь монастыря была построена из дерева. Когда Евдокия удалилась в 1407 году в этот монастырь за несколько недель до своей кончины, приняв монашество под именем Евфросиньи (греч.- «Радость», «Веселье»), она поручила заложить на месте деревянного новый, каменный Вознесенский собор. Инокиня Евфросиния после кончины была погребена в этом строящемся храме. Его строительство продолжила невестка княгини Евдокии, но вскоре при пожаре незавершенный собор выгорел дотла, и лишь через пятьдесят лет, в 1467 году он был восстановлен зодчим Василием Ермолиным, который для прочности «одел» старые стены собора в новые. Полностью выгоревший при следующем пожаре собор разобрали «ветхости ради», и на его фундаменте в 1519 году начали строительство нового Вознесенского собора. Предполагают, что его создал архитектор Алевиз Новый, окончивший к тому времени строительство 11 церквей на московском посаде. Но и этот облик собора оказался не последним. В 1588 году собор строится как архитектурная копия («реплика») Архангельского собора Кремля (созданного Алевизом Новым).
В этом главном монастырском храме находилась почитаемая древняя икона Божьей Матери Одигитрии (греч.- Путеводительница, Указующая Путь)- Богоматерь с младенцем Иисусом. Считается, что эту икону княгиня Евдокия спасла во время нашествия на Москву в 1382 году хана Тохтамыша. Через сто лет икона сгорела, и на ее обгоревшей доске знаменитый иконописец Дионисий в 1482 году написал новый образ Богоматери. К иконе прикладывались цари и патриархи у ворот монастыря, когда по великим праздникам ее выносили им навстречу. Теперь икона находится в Государственной Третьяковской галерее.
Кроме главного Вознесенского собора в монастыре были построены еще два храма: церковь во имя преподобного Михаила Малеина и церковь во имя святой великомученицы Екатерины.

Церковь Михаила Малеина построена по приказу Михаила Романова- первого царя династии Романовых. Он посвятил ее своему святому покровителю, в честь которого и получил свое имя. В конце XVIII века в монастыре рядом с Церковью Михаила Малеина построили колокольню, а в 1823 году- двухэтажную каменную богадельню. Авторами церкви называют подмастерьев каменных дел Бажена Огурцова и Семейку Белого. Храм был богат многочисленными дарами от царствующих особ. Михаил Малеин (около 854-963)- православный святой, учитель Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры Афона, находящейся в Греции. Есть предположение, что на месте Церкви Михаила Малеина ранее стоял одноименный храм (построенный, вероятно, между 1613 и 1617 годами). Когда в 1613 году в Вознесенском монастыре поселилась царица-инокиня Марфа- мать новоизбранного царя Михаила Романова, она выстроила здесь храм во имя Михаила Малеина с приделом (пристройкой) во имя мученика Федора, то есть во имя святых, соименных мужу Федору и сыну Михаилу. В честь Михаила Малеина строили церкви во многих местах России.
Третья монастырская церковь была освящена во имя великомученицы Екатерины. Ее построили на месте обветшавшей небольшой Георгиевской церкви. Екатерининскую церковь заложили в 1809 году по проекту молодого талантливого зодчего Карла Росси (1775-1849). Это был изящный холодный летний храм с многочисленными башенками, стрельчатыми окнами, со стенами нежно-персикового цвета и с золотым куполом, украшенный изящной декоративной лепниной и кружевной каменной резьбой. Церковь больше походила на светское кокетливое здание, чем на храм. Над входом в храм были помещены рельефы Спасителя и апостолов.

В этом монастыре, как и в соседнем Чудовом, был свой хороший хор. На Вербное воскресенье здесь устраивались гулянья, на которых москвичи могли приобрести выставленные для продажи изделия монахинь.

Вознесенский монастырь стал свидетелем многих исторических событий. Здесь, например, разыгралась комедия торжественного признания Марией Федоровной Нагой (женой Ивана Грозного и матерью убитого в Угличе малолетнего царевича Дмитрия) явившегося к ней ее мнимого сына Лжедмитрия I. Правда, после убийства Лжедмитрия I.она быстро отреклась от своего признания. Мария Федоровна поселилась в этом монастыре под именем Марфы. Монастырь был местом пребывания царских невест до брака. В нем на несколько дней до свадьбы поселилась и Марина Мнишек, невеста Лжедмитрия I. К ней регулярно и приезжал Лжедмитрий I.

Со времен основательницы монастыря Евдокии соборный Вознесенский храм стал усыпальницей лиц женского пола из царствующей фамилии (великих княгинь, цариц и женщин из царствующего дома). Здесь были похоронены Софья Витовтовна (жена великого князя Василия I- сына Дмитрия Донского), Софья Палеолог (жена великого князя Ивана III), жёны Ивана Грозного, царевна Евдокия Алексеевна (дочь царя Алексея Михайловича), царица Мария Владимировна (Долгорукова, первая жена царя Михаила Фёдоровича)... При разрушении монастыря в 1929 году сотрудникам Оружейной палаты Кремля удалось спасти погребения, которые ныне находятся в южной пристройке к Архангельскому собору.

К 1907 в монастыре находились игуменья, 62 монахини и 45 послушниц. В 1929 году ряд икон из Вознесенского монастыря передан в Государственную Третьяковскую галерею, в Государственные музеи Московского Кремля. Иконостас Вознесенского собора установлен в соборе Двенадцати Апостолов в Кремле.

В 2007 году (к 600-летию кончины княгини Евдокии) Русская Православная Церковь учредила новую награду: Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Это вторая женская награда после Ордена святой равноапостольной Ольги.
В Москве 9 марта 2014 года князю Дмитрию Донскому установлен памятник (князь на коне) на пересечении Николо-Ямской и Яузской улиц (недалеко от высотного здания на Котельнической набережной), на том месте, где собиралось и отправлялось на Куликово поле его войско и ополчение. На памятнике надпись: «Посвящается Святому Благоверному князю Дмитрию Донскому- освободителю земли Русской». Автор- скульптор В.М. Клыков.

А на юго-западе Москвы, на Нахимовском проспекте около открытой в ноябре 2013 года Церкви Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке (Евфросиния- имя княгини Евдокии в монашестве) 19 ноября 2013 года установлен памятник супругам князю Дмитрию Донскому и княгине Евдокии с детьми. Автор- московский скульптор Дмитрий Кукколос. В композиции памятника даны не все дети Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны (их было 12: восемь сыновей и четыре дочери), а только Василий, который станет преемником отца- великим князем Василием I (1371-1425) и Юрий (1374-1434). В скульптурной группе Василий стоит около родителей, а Юрий находится на руках у матери, нежно прильнув к ней. Накануне открытия памятника его автор написал стихотворение, в котором есть такие строки:

Как долго шел я к вашим образам,
Взрастив в душе черты ваши святые,
Молился- и вокруг рождался Храм,
Димитрий перед ним и Евдокия.

Василий, княжич, впереди стоит,
Младенец Юрий к матери прижался,
От счастья глина плакала навзрыд,
Когда сей светлый образ создавался…

И так хотелось людям передать
Заученные истины простые-
Отец и сын, и со младенцем мать-
Семья! Семьей у нас сильна Россия!

В мае 2008 года в эту церковь были перенесены мощи Преподобной Евфросинии Московской.
В Москве есть примеры успешного воссоздания утерянных памятников истории и культуры: Храм Христа Спасителя (взорванный 5 декабря 1931 года), Воскресенские ворота Китай-города с Иверской часовней, Красное крыльцо у Грановитой палаты Московского Кремля, Казанский собор на Красной площади, Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском…

Нет никаких сомнений в том, что будет успешно воссоздан и прежний облик Ивановской площади Московского Кремля с находившимися на нем Чудовым и Вознесенским монастырями- важный для нашей памяти исторический уголок России.

Нас ждет еще много археологических открытий на пути к возрождению этих монастырей, ведь на их месте в подземной части сохранилось много артефактов прошлого…

Идут дискуссии о способах возрождения исторического облика Ивановской площади и монастырей…

Увидеть прежнюю Ивановскую площадь Московского Кремля позволяют старые открытки и фотографии, картины художников (например, «Ивановская площадь» А.М. Васнецова), замечательный документальный фильм «Москва в снежном убранстве», который снял в 1908 году французский режиссер Жорж Мейер (фильм есть в Интернете)…

Сегодня, когда существует Интернет, любой человек, у которого нет возможности оказаться на территории Кремля, может совершить увлекательное путешествие не только по современному Кремлю, но и заглянуть в его прошлое, совершить виртуальное путешествие…

В декабре 2014 года в южном (то есть обращенном к Москве-реке) приделе (пристройке) Архангельского собора Московского Кремля открылась выставка, посвященная истории Вознесенского монастыря (в связи с 85-летием уничтожения этой уникальной обители, жемчужины Московского Кремля), на ней представлены сохранившиеся реликвии: иконы, церковные сосуды, книги...

На нашем сайте (Проза.ру Юрий Жданов 2) размещен рассказ: «Рассказы Юрия Жданова о Московском Кремле». В нем указаны и размещенные на этом сайте рассказы о памятниках Московского Кремля.