Церковь папы климента на пятницкой. Церковь Климента, Папы Римского: описание, история и интересные факты

Храм Климента, папы Римского, на Пятницкой July 12th, 2012

Храм Климента, папы Римского, - православный храм в честь Священномученика Климента, расположенный в Москве на пересечении Климентовского переулка и улицы Пятницкой. Является крупнейшим в Замоскворечье храмом. Его главный престол освящён в честь Преображения Господня и вторым названием церкви является храм Спаса Преображения. Нынешнее здание храма было построено в 1770 году.

Храм был впервые упомянут в письменных источниках под своим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польским-литовским войском гетмана Ходкевича. 24 августа 1612 года у "острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского" развернулись тяжелые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боев, когда войска гетмана захватили острог и церковь св. Климента, св. Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога.

Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом; в 1662 году у него было уже три придела.


Храм был перестроен в 1720 году, затем в 1756-1758 годах к нему добавили трапезную и колокольню.

В 1762 году прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1770 году на средства купца К.М.Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено: предположительно, его выстроил И.Я.Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини.

Первой найденное фото храма сделано в 1882 году из Климентовского переулка:

1905 год:

1906 год:

Павильон, который находился в ограде храма, - 1920-е годы. К сожалению, его снесли в 1932 году из-за расширения улицы.

Конец 1920-х годов - сам павильон был построен ещё в XVIII веке. В настоящее время он уже восстановлен и находится на стороне Пятницкой улицы.

В 1929 году храм был закрыт.

Вид с Пятницкой улицы на храм в 1931 году:

Павильон в 1932 году - видно, как он сильно обветшал - в этом же году его снесут:

А следующие 2 снимка для сравнения были сделаны с Пятницкой улицы. Первый сделан в 1932 году - павильон еще на месте:

А это уже снимок после 1932 года с видом на храм и уже отсутствующий павильон:

В 1934 году храм был отдан под хранение книг Ленинской библиотеке.

1940 год - перед храмом со стороны Пятницкой улицы небольшой сквер со скамейками:

Первая половина 1960-х годов - сам храм сильно обветшал и это чудо, что его также не разрушили. Здесь видны трамвайные пути, которые раньше проходили по Пятницкой улице.

Первый найденный цветной снимок датируется 1972 годом - трамвайных путей уже нет и в сквере перед храмом очень сильно подросли деревья.

1975 год - вид с Пятницкой улицы:

Вид на храм из Климентовского переулка в 1976 году:

Вид на храм с другой стороны (не такой популярной у фотографов тех времён, если судить по архивным фотографиям) от станции метро "Третьяковкая" в 1980-х годах:

1986 год:

1989 год:

1989 год - на храме видны строительные леса - видимо, чтобы окончательно не разрушился:

Вид на храм в 1992 году из Климентовского переулка:

Ограда храма в середине 1990-х годов:

Вид на храм в середине 1990-х годов от станции метро "Третьяковская":

И напоследок ещё несколько архивных фотографий храма в 1997 году, когда он явно уже нуждался в реставрации:




В 2008 году храм был возвращён Русской Православной Церкви, книги были вывезены, и по инициативе Ю.М.Лужкова была начата масштабная реставрация по воссозданию исторического облика, которая отчасти продолжается и в настоящий момент. Хотя основные строительные леса уже убраны. Также был восстановлен павильон, который до 1932 года был в ограде со стороны Пятницкой улицы.


Вход в храм Климента, папы Римского, на Пятницкой находится со стороны Климентовского переулка недалеко от выхода со станции метро "Третьяковская".

Расположен храм Климента, папы Римского, на Пятницкой по адресу: улица Пятницкая, д.26, стр.1. Ближайшие станции метро - "Новокузнецкая" или "Третьяковская".
Официальный сайт храма -

Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью Дроздов Денис Петрович

ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО (Климентовский переулок, № 7/26)

ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО

(Климентовский переулок, № 7/26)

Усадьба Долговых располагалась на углу Большой Ордынки и Климентовского переулка, в который выходили южные корпуса. Переулок получил свое название в честь храма Священномученика Климента. Он соединяет Большую Татарскую улицу с Большой Ордынкой, но нам предстоит пройти только по его пешеходной части до Пятницкой улицы. Мы дважды за время нашей прогулки доходили до нее. Безусловно, Пятницкая заслуживает отдельной книги, в которой не последнее место займет и интересующая нас церковь, но очень уж велик соблазн свернуть с Большой Ордынки и посмотреть на этот впечатляющий памятник архитектуры. Немногие московские церкви могут соперничать с храмом Климента, папы римского, числом топографических уточнений в названии. «В Пятницкой улице», «на Ленивом торжку», «на Ленивке», «на Пятницкой», «против полицейской части», «что в Ордынцах», «на Ордынке» – всех и не вспомнить! Эти названия говорят о равном значении церкви для обеих улиц – Большой Ордынки и Пятницкой.

Церковь Священномученика Климента, папы римского

В XIII – XIV веках от первого «живого» моста Большая Ордынка (тогда Ордынская дорога) шла не в сегодняшнем ее направлении, а юго-восточнее – в сторону современных Татарских улиц. В это же время возник пересекающий Ордынку переулок, первоначального названия которого не сохранилось. Возле переулка оседали ордынцы, казанские и ногайские торговцы, которые торговали с Москвой и образовали Татарскую слободу. А рядом обосновались переводчики-толмачи, о чем свидетельствует Старый Толмачевский переулок. На рубеже XV – XVI веков появился так называемый Климентовский городок – укрепленный острожек.

В письменных источниках церковь впервые упоминается в 1612 году, когда русские ополченцы сражались с войсками гетмана Хоткевича. Новый летописец сообщает: «Гетман же, собрав всех лучших людей и всеми людьми учинил напуск, и смяте всеми людьми конными и пешими, и гна их до самыя реки Москвы; аще не бы устоял Князь Дмитрий Пожарской с своим полком, побил бы многих. Князь Дмитрий же Трубецкой и казаки с ним отшедше в таборы своея, а гетман, видев сие, пришед, ста у церкви Екатерининской и таборы своя устрой тут, и острожек, стоящий у церкви Климента Римского Папы, и казаков в нем сидящих взять, и посади в него королевских людей. Ратный же вси во страсе быша велицем; воеводы же вси посылаху к казакам, чтоб за едино стояти против гетмана; они же не хотяху».

Как известно, все закончилось для нашей страны хорошо. Хоть Пожарский и Минин почти опустили руки, видя, что отступили казаки, но у них хватило мужества продолжить борьбу. Они послали за старцем Авраамием – единственным человеком, который дружил с казаками и с которым дружили казаки.

Историк И.Е. Забелин в своем труде «Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время» пишет: «Старец к этой казачьей толпе и обратился с должным увещанием, сказал им льстивую речь, что от них началось доброе дело (разорение государства!), что стали они крепко за истинную православную христианскую веру, раны многие принимая, голод и наготу претерпевая, прославившись во многих дальних государствах своей храбростью и мужеством. «Теперь ли, братие, – говорил старец, – все доброе начало в один час погубить хотите!» И многое иное говорил им со слезами, моля их, утешая и понуждая идти на врага… Казаки за это с радостью обещали за веру Христову стоять и головы свои положить. Кликнули казаки чудотворцевым ясаком: «Сергиев! Сергиев!» и устремились оба полка, дворяне и казаки, единодушно. Враг был побежден».

Получается, победоносное сражение русских войск с поляками случилось именно здесь – у церкви Климента. Оно ознаменовало поворотный момент в борьбе против захватчиков. Началось триумфальное освобождение Москвы от интервентов-католиков. Это важнейшая веха в истории церкви Климента, да и всей нашей страны. Если внимательно посмотреть на Годунов чертеж – план Москвы, составленный до 1605 года, – можно увидеть церковь, расположенную на том же месте, где сейчас стоит храм Климента. Во время Смуты церковь была деревянной. В 1662 году на средства Александра Степановича Дурова было построено каменное здание с престолами Священномученика Климента, иконы Богоматери Знамения и Святителя Николая. Дуров – родоначальник известной дворянской фамилии – был думным дьяком при царе Михаиле Федоровиче. В 1636 году он был оклеветан и осужден на смертную казнь. Дуров попросил принести ему в темницу семейную икону Знамения. Известный московский историк Н.М. Молева рассказывает об этом в книге «Ошибка канцлера»: «В ночь перед казнью дьяку явилась изображенная на иконе Богородица и сказала, что его ждет помилование и всяческое благополучие. Одновременно та же икона якобы явилась во сне и царю, поручившись перед ним в невиновности дьяка. Михаил Федорович, проснувшись, отменил казнь, затребовал к себе дуровское дело, оправдал оклеветанного и «за невинное претерпение» значительно повысил в должности и в дальнейшем не забывал своими милостями. Дуров еще в темнице дал зарок, если останется жив, соорудить в своем приходе церковь в честь иконы-спасительницы. С особого разрешения царя он «устроил на том месте, иде же бысть его дом, церковь каменну, украсив ю всяким благолепием, в честь Божия Матери Честного ее Знамения с приделом святителя Николая. А сии святые иконы, яко его домовнии, постави в том святом храме».

До сих пор неизвестно, в чью честь был освящен главный престол церкви – иконы Богоматери Знамения, Преображения Господня или все-таки Климента, папы римского. Возможно, церковь Знамения была придельной, но не сообщалась с главной. Однако, судя по приведенному выше летописному рассказу, храм уже в начале XVII века именовался Климентовским. Священномученик Климент считался на Руси особым святым. Он был апостолом от семидесяти и четвертым епископом Рима. Родившись в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией, Климент покинул Рим и уехал в Палестину, чтобы слушать проповеди апостолов. В Иудее он встретил апостола Петра, принял от него крещение и стал его учеником. Незадолго до смерти Петр рукоположил Климента во епископа Рима. Во время гонений на христианство Климент был отправлен в изгнание на каторжные работы в каменоломню города Херсонес Таврический. Климент нашел там более двух тысяч христиан, осужденных на тесание камней в горах. Узнав, что за водой им приходится ходить на большое расстояние, Климент помолился Богу, после чего увидел агнца, стоявшего на одном месте и поднимавшего одну ногу, как бы показывая место. Он понял, что Бог указывает ему на место, где есть вода, и стал копать. Тотчас явился источник вкусной чистой воды, из которого образовалась целая река. Слух о чуде быстро распространился по всей окрестности. Многие люди уверовали во Христа и были крещены в воде от Климента. Говорят, что в день он крестил более пятисот язычников. При Клименте было построено семьдесят пять новых храмов. Император Траян, узнав о случившемся в Херсонесе, послал туда сановника, который подверг христиан пыткам. Но многие из них с радостью шли на смерть ради Христа. Тогда посланник Траяна решил убить самого Климента.

Житие священномученика составлено митрополитом Ростовским Дмитрием, который в конце XVII века написал двенадцать томов житий святых на каждый день года. Вот что сообщает Дмитрий Ростовский: «Сановник повелел посадить его в лодку, отвезти на средину моря и там, привязав якорь на шею, повергнуть в самое глубокое место моря и утопить, дабы христиане не нашли его тела. Когда все это произошло, верующие стояли на берегу и сильно плакали. Потом два вернейших ученика его, Корнилий и Фив, сказали всем христианам: «Помолимся все, чтобы Господь открыл нам тело мученика». Когда молился народ, то море отступило от берега на расстояние трех поприщ, и люди, подобно израильтянам в Чермном море, перешли посуху и нашли мраморную пещеру наподобие церкви Божией, в которой покоилось тело мученика, а также нашли близ него и якорь, с которым был потоплен мученик Климент. Когда верные хотели взять оттуда честное тело мученика, то было откровение вышеупомянутым ученикам, чтобы тело его здесь оставили, ибо каждый год море в память его будет отступать так в течение семи дней, давая возможность приходить желающим поклониться. И так было много лет, начиная с царствования Траяна до царствования Никифора, царя греческого. Много и других совершилось там чудес по молитве святого, которого прославил Господь».

В IX веке мощи священномученика Климента были чудесным образом обретены на берегу святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием и перенесены в римскую базилику Климента. Часть мощей была оставлена в Херсонесе. Когда князь Владимир захватил город, мощи Климента в мраморном саркофаге были перенесены в Десятинную церковь Киева в особый придел в честь святого. «Володимер же посем поем царицю, и Настаса, и попы корсуньски, с мощми святаго Климента и Фифа, ученика его, поима ссуды церковныя и иконы на благословенье себе», – повествует Лаврентьевская летопись. С тех пор священномученика Климента на Руси особо почитают. Немецкий историк Титмар Мерзебургский, побывавший в Киеве, назвал Десятинную церковь Климентовской. В XI веке Климент Римский считался первым небесным заступником Русской земли и русского народа. Это подтверждает написанное в то время «Слово на обновление Десятинной церкви», в котором говорится о Клименте: «Так и этого церковного солнца, своего угодника, нашего же заступника, святого, если сказать достойно, священномученика Климента из Рима подлинно в Херсон, из Херсона в страну Русскую сотворил пришествие Христос Бог наш, благодаря преизобильной милости ради нашего, верных, спасения».

Некоторое время мощи святого были, вместе с крестом равноапостольной княгини Ольги, единственной святыней Руси. Почитание Климента, апостола от семидесяти и ученика Петра, объясняется желанием русской церкви встать в один ряд с другими апостольскими кафедрами. Однако уже в XII веке культ Климента заменился культом святителя Николая Мирликийского, определявшим византийскую традицию православия на Руси. О Николае Чудотворце у нас еще будет повод поговорить: на нашем пути встретятся два храма этого святого. В Москве было лишь две церкви с престолами Климента, папы римского: церковь Рождества Иоанна Предтечи на Варварке и храм, возле которого мы сейчас стоим.

В 1720 году на средства купца И.Ф. Комленихина церковь Климента была перестроена. С храмом в Климентовском переулке связано множество тайн и загадок. Например, до сих пор неясно, кто является автором этого памятника архитектуры. В рукописном сборнике XVIII века, обнаруженном в 1862 году, есть «Сказание о церкви Преображения между Пятницкою и Ордынкою». В нем рассказывается, что в приходе храма жил дипломат Алексей Петрович Бестужев-Рюмин. Настоятель церкви просил знатного прихожанина о помощи, но Бестужев-Рюмин не мог заручиться поддержкой Анны Иоанновны. Когда императрицей стала Елизавета Петровна, она распорядилась в Петербурге, в слободе Преображенского полка, первым присягнувшего ей в верности, возвести храм Климента, папы римского, тем более что восшествие ее на престол совпало с днем памяти этого святого. Тогда-то и вспомнил Бестужев-Рюмин просьбу настоятеля и, по примеру государыни, выделил на строительство московской церкви семьдесят тысяч рублей. Старый храм был разобран в 1742 году, а через пять лет был сооружен новый, освященный, как и петербургский, в честь Преображения. Рукопись заканчивается 1754 годом. Вероятнее всего, проект разработал архитектор храма Климента в Петербурге Пьетро Трезини. Но вот кто построил церковь – до сих пор остается загадкой. В 1750-х годах Бестужев-Рюмин попал в опалу у Елизаветы Петровны и был выслан в подмосковную деревню.

Во многих справочниках говорится, что церковь возведена на средства купца Кузьмы Матвеевича Матвеева, о котором уже упоминалось выше. Но по версии некоторых историков, в частности Н.М. Молевой, Матвеев был подставным лицом, потому что Бестужев-Рюмин из-за опалы не мог действовать открыто. Однако предположение, что церковь была выстроена на деньги Бестужева-Рюмина, нигде документально не подтверждается. А Матвеев был состоятельнейшим купцом и фабрикантом, жил прямо напротив храма Климента в своем особняке на Пятницкой улице. Так что, возможно, связь Бестужева-Рюмина с храмом не более чем легенда. В самой церкви, по крайней мере, в помощь Бестужева-Рюмина не верят, а благотворителем и жертвователем считают именно Матвеева. В 1756 – 1758 годах к храму были пристроены существующие и сейчас трапезная с двумя приделами и трехъ ярусная колокольня. В 1762 году началась очередная перестройка храма, в результате которой в 1769 году церковь стала пятипрестольной с главным престолом Спасопреображения и приделами: боковыми Знамения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, а на хорах Вознесения Господня и Рождества Богородицы. Но даже в официальных документах гораздо чаще встречается древнее, исконное название храма – Климентовский.

Кто был архитектором новой церкви – снова вопрос. Долгое время думали, что это К.И. Бланк, потом автором церкви считался А.П. Евлашев – ученик Бартоломео Растрелли. К этой версии склонялись и М.И. Александровский, и П.В. Сытин, и М.А. Ильин. Исследователь архитектуры русского барокко Т.П. Федотова выдвинула предположение, что проект церкви Климента был сделан в 1750-х годах петербургским архитектором Пьетро Трезини или кем-нибудь из его помощников, но не был реализован. В 1760 – 1770-х строительство церкви по несколько измененному проекту было осуществлено московскими архитекторами под предполагаемым руководством И.Я. Яковлева. Иконостас храма Климента был выполнен знаменитыми мастерами XVIII века и отличался оригинальной композицией и совершенной деревянной резьбой. В описи церковного имущества 1817 года было отмечено: «Иконостас весь резной с колоннами самого лучшаго художества, весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии Художеств».

Не зря этот храм называют самым загадочным и впечатляющим архитектурным памятником Замоскворечья. Наш современник, москвовед С.К. Романюк, в книге «Из истории московских переулков» снова поднимает вопрос об авторе храма: «Церковь Климента – замечательное произведение талантливого архитектора, имя которого до сих пор остается неизвестным, а само время появления этого памятника развитого барокко, его принятая датировка находятся в явном противоречии с тогдашней классицистической стилистикой московской архитектуры. Более того, как отмечал академик И.Э. Грабарь, «по своему облику он выпадает из круга московских памятников данного периода, будучи наделен скорее чертами петербургской архитектуры, но архитектуры высокого стиля, притом не имеющей прямой аналогии с творчеством ведущих мастеров Петербурга».

Действительно, в общем облике храма Климента, в членении на парадные этажи, в узорных металлических решетках, охватывающих верх здания, в обилии декора ощущается влияние дворцовой архитектуры.

Если не смотреть на завершающее храм пятиглавие, то можно спутать его со светским зданием, потому что эта церковь не имеет алтарных выступов, а низкая трапезная и колокольня, хоть и расположены с ней по одной оси, мало сочетаются с главным объемом. Эти и другие архитектурные особенности и несоответствия осложняют задачу идентификации архитектора церкви Климента, папы римского. Но кто бы ни был автором, со своей задачей он справился великолепно.

По описи, проведенной в 1770 году, храм Климента оказался в числе пяти храмов, «наилучших во всей Москве». Необычная церковь с хорами на всех четырех сторонах, увенчанная массивным пятиглавием и украшенная коринфскими колоннами, поражала своим барочным убранством.

В книге И.Г. Гурьянова «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского» 1831 года сказано: «Далее видите вы на правой руке великолепной наружности храм Священномученика Климента Папы Римскаго. Мало найдете вы церквей сей подобных. Не знаю, возможно ли придумать более наружных украшений, как придумано здесь, и все так хорошо, что нимало не портит вида. Далеко видны пять глав сей церкви, выкрашенной еще темной краскою, что по мнению нашему придает более вида. Внутренность величественна и нельзя сказать, чтоб была стеснена приделами, которых, кажется, слишком бы было для одного храма; иконостас в древнем вкусе резной, но очень хорош; ограда занесена узорчатою железною решеткою».

Церковь Климента пострадала в пожаре 1812 года незначительно, разве что крыша полностью сгорела. Но французы похитили всю дорогую утварь, оклады и другие ценности. Иконостасы и иконы остались невредимы во всех приделах. После смерти благотворителя К.М. Матвеева храм часто бедствовал. Удивительно, но приход такой величественной и пышной церкви практически на протяжении всей ее истории оставался малочисленным и бедным. Причту было очень трудно содержать дорогое уникальное убранство храма в надлежащем благолепии. Часто в архивных документах встречаются записи вроде этой: «Зданием каменная, многия имеет ветхости, а имянно крыши как на холодной и на теплой церкви во многих местах проржавели. Четыре главы облиняли и ржавеют, снаружи штукатурка во многих местах обвалилась, паперть и ограда кругом всей церкви обветшали, в холодной церкви многие рамы от долговременности повредились». О бедности церкви говорит тот факт, что Московское епархиальное управление включило храм в число наиболее нуждающихся во вспомоществовании церквей и выделило ему единовременную помощь, чтобы начать богослужения. В 1853 году московский митрополит Филарет помог храму Климента пособием в размере трехсот рублей. Во второй половине XIX века благосостояние церкви улучшилось. Большой вклад в церковную казну внесло купеческое семейство Куниных, особенно после того, как в 1886 году церковным старостой стал С.А. Кунин. В 1900 году храм Климента, папы римского, был обновлен на пожертвованные сто тысяч рублей Е.С. Ляминой – вдовой городского головы, купца первой гильдии И.А. Лямина.

После революции 1917 года храм Климента, папы римского, одним из первых получил статус памятника архитектуры. Декрет 1922 года об изъятии церковных ценностей узаконил разграбление храма. Среди конфискованных серебряных церковных предметов – двадцать четыре ризы, восемь лампад, три дарохранительницы, два напрестольных креста, две кадильницы, две крышки от Евангелий, сосуды для причастия и жемчужное шитье с простыми камнями весом в три пуда двадцать семь фунтов. К счастью, иконы остались на своих местах. В 1925 году последним настоятелем церкви Климента стал протоиерей Михаил Галунов – одаренный священнослужитель и проповедник. При нем в храме был создан известный на всю Москву церковный хор. В 1932 году началось разрушение древней ограды. В 1933 году отца Михаила арестовали, а храм закрыли. Через несколько лет был снесен входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. Жилищно-строительный кооператив «ВСНХовец», получивший здание церкви, планировал снести памятник архитектуры и разбить на его месте сквер с детским садом. Этому не довелось сбыться благодаря вмешательству академика И.Э. Грабаря.

В 1936 году началась подготовка к реставрации, но Великая Отечественная война не позволила реализовать это начинание. После войны церковь Климента находилась в удручающем состоянии. На месте бывшего погоста был устроен сквер с подземным общественным туалетом, размещенным прямо под алтарем. Туалет просуществовал до 1980-х годов. Во второй половине 1940-х годов отец Михаил вернулся в Москву и жил в колокольне церкви Климента. Здание храма передали Библиотеке имени Ленина для фондового хранения, благодаря чему внутреннее убранство и иконостас не были полностью уничтожены. Но внутри все переоборудовали для устройства книжных стеллажей. В 1957 году произошло расширение Климентовского переулка, в результате которого ограда церкви Климента была значительно передвинута. В 1970-х годах проводился внешний ремонт храма.

В 1990 году по просьбе Святейшего Патриарха Алексия II храм был возвращен верующим. Но лишь в 2002 году, с назначением настоятелем протоиерея Леонида Калинина, духовная жизнь храма возобновилась. В 2005 году был заново освящен небольшой придел в честь иконы Божией Матери Знамение. В 2007 году произошло объединение клира церкви и братии Инкерманского Свято-Климентовского монастыря – самого древнего на территории Московского патриархата. В 2008 году Российская государственная библиотека покинула храмовое помещение, а 8 декабря 2010 года, в день памяти Климента, впервые за семьдесят шесть лет было совершено богослужение во вновь воссозданном приделе, освященном в честь Климента, папы римского, и Петра, архиепископа Александрийского.

С 2008 года в церкви Климента проходит полномасштабная реставрация, которая не закончилась до сих пор. Но уже видны результаты работы: полностью восстановлены все фасады, купола и кресты над главами, а также часть старинной церковной ограды с коваными решетками и необычный павильон, разрушенный в 1930-х годах. Сейчас полным ходом идет восстановление интерьеров храма – лепнины, настенной живописи и резных барочных иконостасов. В Москве подобных иконостасов XVIII века нет ни в одной церкви, а в Климентовской их целых пять. Планируется завершить ремонт к 2012 году, когда столица будет отмечать две круглые даты, связанные с церковью Климента. Во-первых, это четырехсотлетний юбилей боя ополченцев с польскими войсками, случившегося возле храма. А во-вторых, ровно двести лет назад во время грандиозного пожара 1812 года церковь Климента оказалась одной из немногих в центре города практически не пострадавшей от огня.

Храм Климента, папы римского, не имеет аналогов не только в Замоскворечье, но и во всей столице. Специалисты называют такой стиль «петербургское барокко». До Москвы он дошел слишком поздно, когда в Петербурге уже властвовал классицизм. Поэтому-то в столице только одна подобная церковь. Храм Климента – один из самых нарядных в Москве: он украшен сложными наличниками с лучковыми и фронтончатыми завершениями, фигурными фонариками и главками, тонкими лепными гирляндами и выразительным орнаментом решетки. Основной объем храма имеет практически правильную квадратную форму с легкими центральными ризалитами, с портиками и фронтонами на фасадах. Мы видели традиционное русское пятиглавие у церкви Михаила и Феодора, Черниговских чудотворцев. Храм Климента имеет настолько широкий центральный купол, что возникает ощущение, будто пятиглавие сливается в единую массу и продолжает нижнюю часть церкви, подчеркивая вертикальность композиции.

О церкви Климента, папы римского, можно рассказывать часами. А сколько о нем уже написано и написано будет! Думаю, у каждого, кто хоть раз видел эту церковь, остались яркие о ней впечатления. А.А. Григорьев в книге «Мои литературные и нравственные скитальчества» вспоминал, как в детстве восхищал его величественный «Климент»: «Пятиглавая, великолепная церковь Климента папы римского поражает и останавливает ваш взгляд с кремлевской вершины, когда вы, отклоняя постепенно глаза от юго-востока, ведете их по направлению к югу. Перед ней вы остановитесь и идя по Пятницкой: она поразит вас строгостью и величавостью своего стиля, своею даже гармониею частей... Но особенно выдается она из бесчисленного множества различных узорочных церквей и колоколен, тоже оригинальных и необычайно живописных издали, которыми в особенности отличается юго-восточная часть Замоскворечья». Действительно, в Замоскворечье много удивительных по красоте церквей, в чем мы уже вполне убедились. Но не расходуйте впечатления. Впереди еще столько интересного!

Из книги Пословицы российские автора Новиков Николай Иванович

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ПОРТРЕТ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ Х Диего Веласкес Эпохой расцвета как литературного портрета, так и портрета скульптурного и живописного был XVII век. Художники, каждый на свой лад, создавали замечательные портретные образы - величественные и великолепные (как того требовала

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА

Из книги Европа в Средние века. Быт, религия, культура автора Роулинг Марджори

2. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА (VIII–I ВВ. ДО Н. Э.) Республика оставила немного произведений, но которым можно судить о принципах зодчества того времени: сооружения разрушались, нередко позднее переделывались. Большая часть уцелевших памятников была создана в годы

Из книги Здравствуйте, дети! автора Амонашвили Шалва Александрович

3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА (I–II ВВ.)

Из книги На меже меж Голосом и Эхом. Сборник статей в честь Татьяны Владимировны Цивьян автора Зайонц Людмила Олеговна

4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА (III–IV ВВ.)

Из книги История разводов автора Ивик Олег

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Папы бывают разные Большая перемена. Мы готовимся к прогулке. Неподалеку от школы находится парк. Нам и улицу переходить не надо. Там можно играть, бегать, дышать свежим воздухом. На большой перемене мы всегда направляемся в этот парк, и прогулка получается чудесная.Я не

Из книги Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века автора Злыднева Наталия Витальевна

Наталия Злыднева (Москва) Опять «рассказали страшное»: об одной картине Климента Редько в свете эмблематического нарратива 20-х годов Предметом настоящей статьи является картина Климента Редько «Восстание» (1925, ГТГ, масло, холст; илл. 1). Это произведение интересно тем,

Из книги автора

Развод без папы В шестнадцатом веке в Европе грянула Реформация. Вожди протестантов затеяли церковные реформы, конечно же, не для пересмотра брачно-семейного законодательства – но и не сказать своего слова по проблеме разводов они не могли. И слово это было достаточно

Из книги автора

Развод без папы Аникст А. Джон Мильтон // Мильтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М., 1976.Бахметова Г.Ш. Джон Мильтон и его взгляды на проблему развода // Вопросы истории, № 9, 2008.Вознюк С.М. Библейский взгляд на повторный брак. Диссертация… магистра Библии и

Из книги автора

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок, № 2/4) Напротив доходного дома И.Ф. Нейштадта находятся сразу две старинные церкви – Святых Великомучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи, которые связаны

Из книги автора

Церковь Святых благоверного князя Михаила и боярина его Феодора, Черниговских чудотворцев (Черниговский переулок, № 3) Князь Михаил Черниговский – сын Всеволода Ольговича Чермного – с юности был благочестивым и смиренным. Он страдал тяжелой болезнью (случи же ся ему

Из книги автора

Церковь Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, № 9) Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван

Из книги автора

Глава 4. О картине Климента Редько «Восстание» иеелитературных параллелях Редько «Восстание» (1925). Это произведение интересно тем, что предполагает множественность интерпретаций.П Картина представляет собой фигуративную композицию с элементами абстрактного

В Храм Священномученика Климента, Папы Римского в Замоскворечье

Всего 23 фото

В Климентовском переулке между Пятницкой и Большой Ордынкой, в двух шагах от Третьяковской галереи можно найти образец не совсем традиционной православной церковной архитектуры - церковь Священномученика Климента, Папы Римского. Эта красивая церковь в стиле барокко была построена по проекту швейцарского мастера Пьетро Трезини в 1762 -1774 годах.


Священномученик Климент, в честь которого названа церковь - святой первого века, ученик апостола Петра, считающийся первым Папой Римским. Роль Климента заключается в том, что будучи патрицием, то есть царского рода,он принес христианство в высшие слои общества. До Климента христианство было религией рабов. С приходом Климента на кафедру римских епископов христианство стало религией не только рабов, но и высших слоев общества - патрициев, воинов, свободных граждан.

02

Храм пережил пожар Москвы 1812 года, войны и революции, сохранив подлинные интерьеры XVIII века, чудом дошедшие до нашего времени.
В 1612 году это место было прославлено первым боем, данным ополчением Минина и Пожарского полякам, возглавляемых литовским гетманом Ходкевичем. На этом месте у Климентовского острожка ополченцами был взят маленький городок - острожец. Этот острожец был полон боеприпасов, продовольствия, всем тем, что поляки готовили для взятия Кремля. И хотя полную победу еще предстояло завоевать, бои у церкви во имя священномученика Климента, Папы Римского, явили веру «непоколебимо» сражавшегося русского ополчения за независимость Родины. Автор «Краткого исторического описания московской Климентовской, что на Пятницкой улице, церкви» отметил, что «сражение при Климентовском острожке было как бы зерном спасения Москвы и России», а сам храм, как свидетель этого важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества». Таким образом, священномученика Климента Римского, наравне с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, можно считать Небесным заступником русской армии.
Тогда современного храма здесь еще не было. Здесь стоял храм XVI века, одна стена которого сохранилась при строительстве нового храма в ХVIII веке до настоящего времени. Сохранившаяся в память древнего храма стена говорит о том, что здесь храм стоял несколько веков ранее 1612 года. Таким образом, история храма восходит к тем временам, когда святой Климент был также широко почитаем на Руси, как Святитель Николай сейчас.

Современный облик храм приобрел в середине XVIII века. Храм был построен с поистине дворцовым великолепием: использование стилей барокко и рококо как во внешнем облике храма, так и в интерьерах, придает ему особую торжественность.. Храм - уникальный для Москвы памятник позднего барокко, содержащий элементы раннего классицизма. Кого только не записывали в авторы этого храма - и Растрелли, и Чевакинского, и Жеребцова… Ныне исследователи склоняются к мысли, что проект принадлежал швейцарскому зодчему Пьетро-Антонио Трезини, однофамильцу первого архитектора Петербурга.

Храм не имеет аналогов в московской архитектуре XVIII века; близок по форме постройкам Б.Ф. Растрелли в Санкт -Петербурге и Андреевскому собору в Киеве.

Храм шестипрестольный: главный престол - Преображения Господня (осв. в 1770 г.), приделы — Вознесения Господня (осв. в 1774 г.), Рождества Пресвятой Богородицы, икон Божией Матери «Знамение» и «Неопалимая Купина», святителя Николая Чудотворца. В одноэтажной трапезной приделы -священномученика Климента, Папы Римского и святителя Петра Александрийского.

04 Церковь Климента, Папы Римского, на Пятницкой - самое барочное сооружение в столице

05 Церковь Климента на Пятницкой ул., 1890-1901

Монументальное здание решительно устремляется ввысь. Пять могучих куполов, вырастающих из главного объема постройки, составляют компактную группу. Архитектурный колосс, полный движения, несет вместе с тем печать единства. В Москве середины XVIII века не найдется памятников, подобных этому храму.

06

07

08

09

10

11

12

Стены основного здания не имеют алтарных выступов, обрамлены сдвоенными колоннами.

13

По верху здания — узорные металлические решетки.

14

Храм украшен декоративной лепниной.

15

16

17

18 Колокольня

19

20

Внутри сохранились семиярусный иконостас (XVIII в.) с многочисленной деревянной резьбой, украшенный деревянными скульптурами и частично внутреннее убранство. Иконостас выдержан в стиле позднего барокко-рококо.

21

Храм был закрыт в 1929 году и оказался перед угрозой разрушения. За храм вступились П. Барановский и И. Грабарь, обратившись в правительство. Жильцы же обратились с петицией, требовавшей разрушить храм и устроить на его месте детскую площадку - "на очаге дурмана установить очаг разума".
Климент Ворошилов, к которому направились Петр Барановский и Игорь Грабарь, будучи крещеным в честь Климента, Папы Римского, принял другое решение -здесь было размещено книгохранилище Российской государственной библиотеки. В это время как раз издали первое полное собрание сочинений вождя и девать его было просто некуда. Тогда К. Ворошилов приказал разместить его в храме. В храме быстро соорудили огромные стеллажи и заставили их книгами, в том числе и произведениями вождя революции. Когда пришли взрывники закладывать заряды в стены и колонны храма, они увидели здесь книги вождя. Библиотекари предупредили, что сейчас позвонят в НКВД и сообщат о той диверсии, которую собираются сделать в библиотеке. Взрывники ретировались. Храм был спасен.
В 2008 году здание храма, сохранившее свой облик, а также в некоторой степени интерьер, было передано православной общине, книги вывезены. При финансовой поддержке правительства Москвы проведена реставрация храма, которая была завершена в 2014 году

22 Ограда храма

23

Настоятель храма протоиерей Леонид Калинин рассказал «Правмиру» о проведенных работах в храме:

«Для меня этот храм очень значим. Еще когда я был школьником, около него произошло чудо – здесь Господь спас мне жизнь, буквально рядом упала огромная глыба льда. Это спасение я помню всю свою жизнь.

В Древней Руси святой Климент почитался наравне со святителем Николаем, но впоследствии из-за того, что он – папа Римский, это почитание начало затираться в памяти, даже многие его чудеса перешли в житие святителя Николая. Например, именно святой Климент – покровитель путешествующих по водам: Королевский флот Великобритании, Голландии, Испании и ряда других стран почитают святого Климента именно как чудотворца, который спасает в бурю, в опасных ситуациях.

Со времени Крещения киевлян в 988 году, святой Климент был очень почитаем на Руси. В древности знали, что благодаря его участию Кирилл и Мефодий получили благословение на славянскую письменность, впоследствии князь Владимир, получивший после таинства святого Крещения в Херсонесе ковчег с его честной главой, крестил Русь. Таким образом, честная глава священномученика Климента стала первой Апостольской святыней на Руси.

Потом было много разных событий, связанных с его мощами и мироточением честной главы, которая сейчас покоится в Киево-Печерской Лавре. Мы сугубо молимся святому Клименту о мире, покое, прекращении кровопролития на Украине…

Что же касается величественного храма священномученика Климента в центре Москвы, то я, став его настоятелем в 2002 году, понял, что прежде, чем обращаться к Патриарху, в Правительство Москвы и инстанции города, святыню нужно «отмолить». Ведь не только люди творят, а Сам Господь творит через людей. И чтобы Господь услышал нашу молитву, мы еженедельно по воскресеньям и средам служили молебны – на улице, у входа в храм, когда в нем находилось книгохранилище, он был почти в руинах и был закрыт для верующих.

Каждую седмицу без перерывов, без пропусков, в любую погоду, как солдаты мы выходили и служили, с кадилом и кропилом по воскресным дням обходили храм, по средам служили панихиды за упокой всех, кто строил этот храм, кто в нем служил и молился, кто погребен под его стенами. И эта общая молитва и прошение к Господу, и воспоминание наших предков и опора на их память, их труды, которые были совершены в этом храме, – все это привлекло Божию благодать, безусловно. И чудо возрождения храма произошло.

Все, что мы сейчас видим – рукотворное, но в чем-то и нерукотворное Божие чудо…

Конечно, как и при любой стройке, были технические трудности. Все было разворочено, вскрыты полы, на два метра вглубь были прокопаны разные туннели, каналы, ходить было невозможно, служили мы под лесами в грязи и пыли. Наши прихожане мужественно все это выдержали. Мы благодарны именно народу, который нас поддерживал, в нас верил и остался с нами в трудные времена.

У нас нет спонсоров, только Правительство Москвы, которое действительно дало большие деньги на реставрацию храма, и мы земно кланяемся им за такую поддержку. Но больше всего нам помогали самые простые верующие люди, которые любят Церковь, Отечество наше, архитектуру, XVIIIвек, понимают его значение в истории России.

Была проведена огромная работа по сбору архивных материалов, был чудом найден и выкуплен авторский проект реставрации храма 1986 года, который сыграл решающую роль в принятии решения о быстром разворачивания работ, выполненный ЦНРПМ – мастерской бывшей Росреставрации и очень нас выручивший.

Хочется сказать слова самой горячей благодарности предыдущему мэру Москвы Ю.М. Лужкову, его первому заместителю Ю.В. Росляку, бывшему руководителю Москомнаследия В.А. Шевчуку и многим-многим тем, кто поработал на первом этапе реставрации. И, конечно, хочется выразить благодарность нынешнему мэру Москвы С.С. Собянину, главе Москомнаследия А.В. Кибовскому, рабочим и особенно реставраторам и художникам, которые снова вдохнули в этот храм живой дух, свою веру и любовь, именно это двигало ими в работе – намного больше материальных интересов.

Этот вклад очень ценен – храм ожил, возродился, воспрял, задышал и стал, как сказал Святейший Патриарх Кирилл, одним из лучших соборов Первопрестольного града, который ждет теперь Великого освящения, которое совершит сам Святейший Патриарх.

Мы исполнены благодарностью Святейшему Патриарху Кириллу за высокое доверие, которое он выразил лично мне и нашим сотрудникам в процессе этой работы. И когда он был у нас, мы увидели не только великого Патриарха, но и настоящего человека – великодушного, любящего, способного все понять и правильно оценить. Все были покорены его визитом в наш храм.

Конечно, вклад обоих мэров Москвы: Юрия Лужкова и Сергея Собянина огромен. Если бы они дрогнули, побоялись продолжить начатое, то храм долго бы еще был в плачевном состоянии. А сейчас в Москву вернулась «корона Замоскворечья», как называли этот величественный Собор. Это самый красивый храм в этой местности, хотя лично я считаю, что он является по формам больше западно-европейским, но главное, по духу он по-настоящему православный и в нем живет благодать.

Надо вернуть народу память о священномученике Клименте, чтобы люди понимали значение подвигов и чудес этого апостольского мужа. Например, св. Климент явился преподобному Серафиму Саровскому при последнем посещении Богородицы вместе со священномучеником Петром Александрийским, о чем повествует житие преподобного Серафима, у которого в келье всегда была икона сщмч. Климента. Преп. Серафим знал, что с этим святым связано будущее России.

Я уверен, что возрождая этот храм, мы призываем в молитву о нас, грешных, великого предстателя перед Богом за землю Русскую – святого Климента, который всегда принимал участие в ее судьбе».

Староста храма Альберт (в святом Крещении Николай) Тоноян поделился планами на дальнейшие работы: «Дел еще очень много, это пока только алмаз, отшлифованных граней пока еще немного. Надо еще много интересного сделать: выставить правильно свет в четверике, сделать подсветку икон и сводов, чтобы человек шел в храме по свету – от святыни к святыне. Жаль, что нигде этому не придается значения, обычно в храмах висят софринские паникадила, которые, увы, являются просто плохими копиями.

У нас много необычного – уникальная живопись, лепнина, музыка, звучащая в храме. Это нетрадиционно, но музыка так настраивает людей на молитву, мы же видим! Мы используем и русскую духовную музыку, и произведения Баха, который писал музыку во славу Господа. Паникадила, которые мы повесили, придали храму дворцовый вид, интерьер выиграл от них удивительно.

Храм как будто родился заново. У нашего храма мощный Дух, он так явно расправляется со всякой нечистью и со своими врагами, но и чутко оберегает своих друзей. Это действительно происходит! Храм «выдавливает» людей, которые не полезны ему и всем становится понятно, Кто стоит за храмом – Сам Господь Бог»!

После Октябрьской революции в 1917 г. многие древние храмы Москвы были, к сожалению, уничтожены. Однако некоторые религиозные сооружения практически чудом, но все же были сохранены. Относится к их числу и церковь Климента, Папы Римского, в Замоскворечье, на ул. Пятницкой. Особенностями этого старинного храма являются достаточно необычные для православной церкви архитектура и убранство. По-другому церковь называют также храмом Спаса Преображения.

Минин и Пожарский

О точном времени строительства храма Климента историкам, к сожалению, ничего не известно. Впервые упоминание об этой церкви встречается в летописи, повествующей о битве войск Минина и Пожарского с поляками, происходившей 24 августа 1612 г. Тогда русские казачьи войска отбили у Ходкевича этот храм и находящийся поблизости острог, тем самым нарушив планы гетмана по подготовке ко взятию Московского кремля.

Храм до революции

Согласно летописи, в те времена это сооружение имело совсем другой вид. Построено оно было, как и большинство других храмов Москвы, из дерева. Однако уже через 40 лет после битвы церковь Климента, Папы Римского, совершенно преобразилась. На месте старого деревянного сооружения построили каменное. Первое упоминание о новом храме относится к 1657 году. В начале XVIII века церковь была полностью перестроена. Рядом с ней также были возведены трапезная и колокольня с двумя приделами. Архитекторами нового храма стали предположительно А. Евлашов или К. Бланк.

В середине XVIII в. церковь вновь была подвергнута глобальной реконструкции. Основной объем старого здания снесли, а к 1769 году строители завершили возведение пятиглавого барочного храма. Финансировал реконструкцию московский Матвеев. Архитектором предположительно был итальянец Пьетро-Антонио Трезини. Именно в таком виде эта церковь дошла и до наших дней.

Храм после революции

Решение о закрытии церкви Климента, Папы Римского, на Пятницкой властями Москвы было принято в 1929 году. Как рассказывают священники, разгонять верующих пришли прямо на Великую пятницу. Прихожанам даже не дали отпраздновать Пасху. Протоиерея Михаила Галунова, определенного на эту должность в 1925 году и много сделавшего для реставрации храма, увезли в НКВД. В лагерях в дальнейшем он находился 10 лет.

В 1934 г. пустующую церковь Климента на Пятницкой было решено разрушить. Жильцы близлежащего дома написали об этом петицию властям. В ней они просили на месте храма обустроить детскую площадку. Однако за церковь вступились реставраторы Игорь Грабарь и Петр Барановский, спасшие в те времена тысячи древних религиозных сооружений. Сегодня РПЦ называет их подвижниками и всячески почитает, даже несмотря на то, что они были неверующими.

История церкви Климента, Папы Римского: интересные факты

Как было на самом деле, никто достоверно не знает. Но о спасении церкви Климента на Пятницкой существует довольно-таки Считается, что Барановский и Грабарь отправились прямо к Ведь именно этого советского военачальника и политика в детстве крестили в честь святителя Папы Римского. По слухам, по указу Ворошилова в 1934 г. в церковь на Пятницкой привезли первое полное издание сочинений Ленина, как раз вышедшее в то время. В храме быстро соорудили огромные стеллажи и заставили их книгами, в том числе и произведениями вождя революции. То есть здесь экстренно была создана библиотека.

Пришедшим разрушить храм взрывникам работники книгохранилища пригрозили звонком в НКВД о диверсии. Увидев на стеллажах книги Ленина, те, согласно легенде, ретировались.

Таким образом, благодаря заступничеству двух реставраторов, церковь Климента, Папы Римского, в советские годы почти не пострадала. До наших дней она сохранилась практически в первозданном виде.

Связан с церковью Климента и еще один довольно-таки интересный факт. Священники рассказывают, что отбывший десятилетнее наказание протоиерей Михаил Галунов после освобождения долгое время вместе с женой тайно проживал в колокольне храма. Считается, что возможным это стало благодаря тому, что в книгохранилище, организованном в церкви, работали верующие библиотекари.

Состояние храма в начале нового тысячелетия

Разрушена церковь Климента, Папы Римского (Спаса Преображения), в Москве в 30-е годы, как многие другие, не была. Однако и особого внимания ей в последующем, конечно же, никто не уделял. К 2002 году библиотека в храме еще работала, но находился он в ужасном состоянии. Большинство окон в здании отсутствовало, а крыша протекала.

Реставрация храма

Первыми о задумались, конечно же, верующие. На их деньги была проведена небольшая реконструкция. Для сохранения здания первым делом перекрыли кровлю. Течи прекратились. Также верующие позаботились и о большинстве окон. В проемы были вставлены стекла. Через некоторое время священнослужителям удалось привлечь внимание к состоянию храма властей. В 2008 году по инициативе Лужкова здание было передано РПЦ. Книги из него вывезли. В 2014 г. реставрация храма святого Климента была практически закончена. Финансировали реконструкцию этого важного для духовной жизни страны сооружения московские власти.

Отзывы о церкви Климента, Папы Римского

Конечно же, за несколько лет после открытия и реставрации храм посетили многие верующие и любители истории. Отзывы о проведенных в нем работах существуют только хорошие. Выглядит церковь, по мнению многих прихожан, просто великолепно. Интерьеры ее необычны, но настраивают на нужный лад верующего очень хорошо. Отличные отзывы эта церковь заслужила и за то, что рядом с ней имеется чистый скверик. Здесь можно посидеть в тени, отдохнуть и подышать воздухом старой Москвы.

Кто такой святой Климент

Собственно сам покровитель этой церкви жил в Риме во времена Христа и апостола Петра. Родителей святого Климента звали Фавстом и Матфидией. Оба были царского происхождения и приходились родственниками римскому императору. Помимо Климента, у них было еще двое детей — близнецы Фавстин и Фавстиниан. Веры родители святого придерживались языческой.

Случилось так, что из-за поступка неблагочестивого человека вся эта большая семья растерялась. Долгое время ее члены считали друг друга погибшими. Воссоединились они только через 24 года после разлуки благодаря апостолу Петру. Братья-близнецы и Климент, независимо друг от друга, поверили в Христа и последовали за этим святым.

Печальные истории своей жизни рассказывали почитаемому апостолу многие люди. Сделали это и Климент и Матфидия. Петр совершенно случайно встретил ее просящей милостыню у входа в один из городов, через который проходил. Поняв, что женщина и его ученик приходятся друг другу сыном и матерью, апостол организовал их встречу. Об этой счастливой истории в подробностях узнали и другие последователи Петра, в том числе и близнецы Фавстин и Фавстиниан. Конечно же, они тут же поняли, кем являются Климент и Матфидия, и поспешили встретиться с ними.

Но чудеса на этом не закончились. Счастливая Матфидия поверила в то, что найти детей ей помог сам Христос, и попросила Петра окрестить ее. Но о предстоящем в его городе обряде прослышал один старый астролог. Ученый начал уговаривать Петра не крестить женщину, так как никакого Бога на небе нет. Да если бы он и был, то, по словам старца, не допустил бы гибели его жены и детей много лет назад. Выслушав историю астролога, Петр понял, что перед ним стоит муж Матфидии и отец трех его учеников. Так семья воссоединилась окончательно.

Почему святого называют Папой Римским

Храм священномученика Климента, Папы Римского, был построен в честь этого святого, конечно же, не из-за чудесного воссоединения его с семьей, а в память о его делах. Встретившись, родители Климента вернулись в Рим и были осыпаны подарками и всякими благами их обрадовавшимся родственником — римским императором. Конечно же, Матфидия и Фавст начали активно проповедовать новую религию. После их смерти это дело продолжил Климент. За свою жизнь этот проповедник часто подвергался гонениям и в конечном итоге был утоплен язычниками в море.

Сегодня церковь очень почитает святого Климента, считая, что именно он первым распространил христианство среди римской знати. До него эта религия была верой бедняков. Как знатный человек, Климент крестил очень много богатых римлян. В результате христианство стало религией в том числе и военных, и самых почитаемых граждан. Именно поэтому священники, включая православных, считают его человеком, достойным носить звание первого дораскольного Папы Римского.

Особенности архитектуры

Внешне церковь Климента, Папы Римского, выглядит очень необычно. Похоже это здание скорее не на православный храм, а на католический. Архитектура этого сооружения по стилю очень приближена к западноевропейской. Однако внутренняя православная суть храма, по мнению его священнослужителей, сохранилась полностью.

Внутреннее убранство

Интерьеры храма Папы Римского выполнены в также необычном для православного религиозного сооружения стиле рококо. Внутреннее убранство его немного напоминает католическое. Однако, в отличие от западных храмов, в церкви святого Климента нет изображений химер и чудовищ. Православные священники считают их наличие в оформлении признаком отхода католической церкви от истинной веры.

Конечно же, основой внутреннего убранства храма являются иконы. Старых образов в церкви Климента сохранилось пять. Самой почитаемой при этом является икона Державной Божьей Матери. Этот образ считается даже более старым, чем обретенный в Коломенском, использовавшийся когда-то при отречении Николая II.

Создана эта икона, как и четыре остальных, итальянскими мастерами. В сравнении с традиционными православными, все эти изображения выглядят довольно-таки необычно. В церкви имеется даже образ святой Екатерины, на котором представлена не она сама, а императрица Екатерина II. Такие вольности иногда позволяли себе иконописцы XVIII века. Современная Церковь этого не одобряет. И тем не менее икона украшает стены храма, и посмотреть на нее может любой желающий.

Как найти храм

Добраться до церкви Климента, Папы Римского, в Москве труда не составит. Находится она прямо в центре города, на месте бывшей казачьей слободы. Доехать до нее можно на метро. Расположена эта церковь прямо между двумя большими станциями — "Третьяковской" и "Кузнецкой" — и занимает почти весь Климентовский переулок. Точный адрес храма выглядит так: Москва, ул. Пятницкая, д. 26, стр. 1.

Церковь Климента в Пскове и других городах

Конечно же, в честь этого почитаемого святого в России построен не один только храм на Пятницкой. Есть такие церкви и в других городах России. Посетить храм святого можно, к примеру, в Пскове. Церковь Климента, Папы Римского, в этом городе находится на Ольгинской набережной, д. 16.

Построен такой храм и в Великом Новгороде. Найти его можно по адресу: ул. Большая Московская, 36. Еще одна церковь святого действует в д. Костюрино Ярославской области.