Большая ордынка церковь всех скорбящих радость. Храм на Ордынке "Всех скорбящих Радость". Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость": значение

Иначе называется по главному престолу - Преображенская церковь на Б.Ордынке (или "в Ордынцах").

В летописи впервые упоминается в 1571 г., когда храм носил имя Варлаама Хутынского. Основан при митрополите Варлааме в 1523 г. Престол Преображения Господня известен с 1625 г.

Каменная церковь построена в 1683-1685 гг.

После прославления в 1688 г., находящейся в нем иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", за храмом закрепилось название этого чудотворного образа.

В конце XVIII в. западная половина храма с 3-х ярусной колокольней переделана архитектором В.И.Баженовым.

Во время пожара 1812 г. храм пострадал. Вновь перестроен в 1831-1836 гг. архитектором О.Бове на средства братьев Куманиных и А.А. Долгова.

Храм закрыт в 1930 г., колокола сорваны и уничтожены. Во время войны внутри помещался запасник Третьяковской галереи, благодаря чему внутреннее убранство осталось в целости и сохранности. Вновь храм был освящен в 1948 г.

Рядом сохранились чугунная ограда XIX в., дом притча, которые тоже стоят на государственной охране.



Классицистический облик храма сочетается с традиционной планировкой XVII века «кораблем», при которой храм, трапезная и колокольня расположены по оси восток-запад. Нынешний храм возник в результате постепенной перестройки церкви 1683-1685 гг. и в целом сохранил ее планировочное решение.

Вначале были перестроены колокольня и трапезная. Заказчиком переделки храма был купец Афанасий Долгов, чей дом находился на противоположной стороне Б. Ордынки (сохранился в перестроенном виде). Упомянутый купец был родственником выдающегося архитектора Василия Ивановича Баженова; вполне объяснимо, что он заказал перестройку именно ему. Постройки Баженова относятся к 1791 году. Колокольня стала круглой в плане, трехъярусной, увенчанной куполом и золоченой главой. Нижний ярус украшен колоннами ионического, средний - полуколоннами коринфского, верхний, на котором расположены колокола - пилястрами композитного ордера. По обеим сторонам трапезной, получившей характерный для классицизма план прямоугольника с закругленными углами, возведены ионические четырехколонные портики. Эффектно выглядят круглые окошки, размещенные над входами и окнами трапезной, в тимпанах ее фронтонов, а также на нижнем ярусе колокольни.

Позднее, в 1828-1836 годах, основной объем церкви был перестроен О. И. Бове. Из квадратного в плане он стал ротондальным. В интерьере ротонды по окружности расположены 12 ионических колонн, поддерживающих массивный барабан с прямоугольными окнами. Барабан увенчан сферическим куполом с четырьмя «термальными» полукруглыми окнами в основании. Такие же окна-люнеты, обрамленные мощными архивольтами, размещены над крупными окнами нижнего яруса ротонды. Мотив круга, начатый еще в «баженовской» части постройки, продолжает и практически сферическая глава. Апсид у храма нет, алтарь размещается в особо выделенной восточной части ротонды.

По обеим сторонам ротонды О. И. Бове добавил двухколонные ионические портики, перекликающиеся с ионическими же баженовскими портиками трапезной, но не повторяющие их буквально. Украшающий их лепной фриз и карниз с модульонами продолжается по всей окружности ротонды.

В советское время (в начале 1930-х годов) храм был закрыт, но, по счастью, избежал разрушений - лишь колокола были сброшены и уничтожены. Во время войны здесь размещались запасники находившейся неподалеку Третьяковской галереи. Ее сотрудники, понимавшие художественную ценность церкви, в немалой мере позаботились о сохранении интерьеров. А вскоре после войны храм был возвращен верующим и вновь освящен в 1948 году. Все это способствовало тому, что этот памятник архитектуры, созданный двумя знаменитыми московскими архитекторами, сохранил и внешний облик и интерьеры, включая иконостас, созданный по проекту О. И. Бове, и чугунные плитки пола, выполненные по его же рисунку.



Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома. Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского. В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма.

Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста. Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

Более подробные сведения об истории храма вы можете подчерпнуть из книги Е. А. Мусориной и С. И. Выстрелкова, посвященной храму иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Книга всегда имеется в наличии в церковной и свечной лавке, а также библиотеке храма.

http://ordynka.com/history



Свой нынешний облик Скорбященская церковь на Большой Ордынке приобрела после пожара 1812 года. Возможности сохранить основной храм ХVII века не было, однако трапезная и колокольня, выстроенные Баженовым, пострадали не так сильно, и О.И. Бове, которому поручили переустройство церкви, обошёлся с ними весьма деликатно, органично вписав в существующий архитектурный контекст свою церковь-ротонду с куполом, венчающим низкий световой барабан. Говоря о "баженовских элементах", следует отметить, что в данном случае Баженов впервые дал тот тип трапезной, который впоследствии получил столь широкое распространение в московской храмовой архитектуре: невысокий, почти квадратный в плане объём со скруглёнными углами. Этой "округлости" трапезной соответствует и колокольня - "совершенная по форме", как аттестует её сабашниковский путеводитель. Она составлена из трёх последовательно уменьшающихся цилиндров, поставленных друг на друга. Таким образом, Бове лишь довёл до логического завершения заданную Баженовым скруглённость очертаний храма, явив и высокий вкус, и чуткость к архитектурному материалу. В итоге первопрестольная получила один из выдающихся памятников "своего" - московского - ампира. Кстати, об ампире. Мы привыкли видеть Скорбященскую церковь в классическом ампирном - охристо-белом - одеянии. Между тем такая разновидность колера - не единственно возможная. Были эпохи, когда храм представал перед москвичами бледно-розовым с белыми деталями. То есть подобная окраска, с исторической точки зрения, вполне допустима и сейчас. Но, учитывая то, что ордынская церковь находится между двумя "только красными" храмами - свт. Климента в Климентовском переулке и Воскресения Христова в Кадашах, - бледно-розовую окраску решено было не применять. Чрезвычайно изящна и сдержана лепнина Скорбященской церкви. Систему лепных украшений составляют медальоны с головками херувимов и растительный орнамент. В сравнении с орнаментальным буйством барочных церквей декор ордынского храма выглядит даже "скудновато". Купол покоится на низком световом барабане, прорезанном большими окнами. В верхней части барабана - фриз, украшенный тонкой лепниной с растительными мотивами. Существенной особенностью купола являются четыре полукруглых окна в его основании. Большие окна самого храма, оформленные пилястрами и резными карнизами, открыты солнечному свету, благодаря чему пространство основного храма всегда, даже в не слишком яркий день, освещено очень хорошо. Кроме того, окна выполняют и декоративную функцию, задавая вертикальное членение фасадов ротонды, которая без этого выглядела бы чересчур приземистой. С южной и северной сторон ротонды мы видим портики, покоящиеся на колоннах ионического ордера. Дверной проём оформлен пилястрами.

"Круглый главный храм орнаментирован великолепно, - сообщал путеводитель "Прогулки по Москве", вышедший в 1917 году в издательстве Сабашниковых, - двери его (со двора) совсем "светские" по характеру украшения... Внутри храма необычайное богатство... Войдя со стороны колокольни в трапезную (зимний храм), видим справа и слева приделы прп. Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", по одному из которых ныне зовётся весь храм. По обе стороны центральной арки, ведущей в летний храм, мраморные клиросы с двумя парами мраморных же ангелов; клиросы украшены бронзой; работа очень богатая, но впечатление от этих клиросов совсем не православное. Отметим с правой стороны входа в летний храм хорошую фламандскую картину - изображение Христа, идущего на крестную муку; чисто фламандские мужицкие лица (Христос, например, в бороде, с выбритыми усами) взяты необыкновенно реалистично, портретно, с попыткой передать настроение (эта картина находится сейчас в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Через арку входим в летний храм. Перед нами торжественная круглая колоннада с верхним светом, дающая впечатление нарядное, даже пышное, но выполненная совсем не в духе православного храма; великолепный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским иконостасом в смысле канонического распределения икон и ярусов. Это прекрасно выполненное архитектурное задание в классическом духе: иконостас вызывает в памяти пышные выезды, беседки, триумфальные арки конца ХVIII - начала ХIХ веков. Интересен, наконец, чугунный пол из отдельных плит, складывающихся в красивый рисунок".

Стоит добавить, что прежде холодный и тёплый храмы были разделены стеклянной перегородкой с застеклённой же дверью. Перегородку разобрали в бытность храма "галерейным". Впрочем, практической нужды в ней теперь и нет, поскольку обе его части отапливаются. Нетронутыми остались (после принятия в 1933 году облисполкомом решении о закрытия церкви и передаче здания Третьяковской галерее под архитектурный кабинет) восточная часть храма (собственно ротонда с великопным иконостасом, чугунными полами и ампирной люстрой), иконостасы приделов, прекрасной работы подсвечники перед иконами Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и прп. Варлаама Хутынского. Росписи во время ремонтных работ 1947-1948 годов были частью забелены, поскольку на их полноценную реставрацию не хватило средств. Свой настоящий вид храм иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке приобретал в два этапа. В 1780-е годы В.И. Баженов выстроил существующую ныне трапезную с двумя приделами и колокольню. А в 1820-1830-е годы О.И. Бове возвёл восточную часть храма, ротонду. С 1948 года регентом храмового хора был Н.В. Матвеев (его называют "великим регентом ХХ столетия"). Он создал хор, получивший признание не только в церковных, но и в профессионально-музыкальных кругах. Ценители церковной музыки особенно старались попасть в Скорбященскую церковь 8 ноября, когда хор Матвеева исполнял "Литургию Иоанна Златоуста" П.И. Чайковского, не звучавшую в советскую эпоху более нигде - ни в других храмах, ни в светских концертных залах. Великолепный хор звучал внутри, но снаружи храм был безгласен. В 1961 году жильцы писательского дома в соседнем Лаврушинском переулке, потребовали "убрать колокольный звон". Убрали. В 1974 году храмовое здание отреставрировали. В частности, лепной фриз ротонды получил недостающие детали.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №89, 2014 г.

До 1790 года она называлась "Преображение Господне, что на Б.Ордынке". Несмотря на то, что престол Преображения находится в центральной части основного храма, церковь с конца 18 века более известна под именем "Скорбященской". Впервые церковь Преображения на Б. Ордынке упоминается в книгах патриаршего Приказа 1625 года. Первоначально она состояла из главного предела Преображения Господня и придела во имя преподобного Варлаама Хутынского. В писцовых книгах 1657 года церковь упоминается как деревянная. По сообщению церковных ведомостей в 1685 году на средства замоскворецкой жительницы Евдокии Акинфовой вместо бревенчатой церкви была построена каменная.
Со второй половины 17 века церковь на Б.Ордынке получает новое название в честь чудотворной иконы Божией Матери.
Образ Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", который находился в Преображенском храме, был прославлен силой чудотворений в 1688 году, исцелив родную сестру патриарха Иоакима - рабу божию Евфимию. Она страдала от тяжелой болезни и готовилась к смерти.Будучи глубоко верующей, она со слезами молилась и взывала о помощи к Божией Матери. И по наитию свыше, Евфимия услышала голос, советующий ейпригласить в дом священника из храма на Ордынке с образом Богоматери и совершить молебен с водосвятием. Болящая так и сделала. По окончании молебна, испив воды и получив окропление, Евфимия исцелилась.


С этого времени храм Преображения на Ордынке стал известен всей верующей Москве под именем "Скорбященского" и в честь Матери Божией в 1713 году был устроен небольшой придел.Позднее на средства прихожанки Любовниковой в 1777 году к церкви был основательно пристроен придел во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". И уже во всех указах Московской духовной Консистории с 1801 года храм на Ордынке стал называться по чудотворному образу Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".
С устройством нового придела завершился первы период в истории Скорбященской церкви. второй строительный период связан с именем русского зодчего второй половины 18 века Василия ивановича Боженова. Строительство началось по инициативе московских купцов братьев Долговых, которые предложили построить на месте прежней новую Скорбященскую церковь. Средства на эту постройку были собраны в результате " подаяния к Образу Божией Матери", но более всего от пожертвования московского первой гильдии купца Афанасия Долгова- прихожанина церкви. В качестве архитектора приглашается муж племянницы луки Долгова - В.И. Баженов.
Строительство начинается в 1783 году. По проекту В.И. Баженова была построена трапезная с двумя приделами: Скорбященским и Варлаамским, а также колокольня. В строительстве храма В.И. Баженов сохраняет принцип ярусной высотной композиции, характерный для древне-русского зодчества, с богато декорированнымит четвериками, восьмериками колоколни, вводит круглые пластичные объемы.
Первый по значимости придел в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" был освящен в день её праздника, то есть 24 октября (6 ноября н.с.)1790 года митрополитом московским Платоном левшиным.
Второй придел в честь Варлаама Хутынвкого Чудотворца был освящен 26 января 1791 года епископом Дмитровским Серапионом, викарием московской епархии. Придел преподобного Варлаама хутынского был сооружен не случайно. Его постройка находится в связи сособым отношением московских великих князей и царей к Хутынскому монастырю в Великом Новгороде. Хутынский монастырь был основан в 12 веке Преподобным Варлаамом. в 1462 году, когда великий князь Иван Васильевич III был в Хутынском монастыре и пожелал видеть открытые мощи преподобного, из его гроба выпвалось пламя, чудесно поразившее князя, но не причинившее ему никакого вреда. Именнно тогда и начинается почитание преподобного Варлаама московскими князьями. Сын Иоанна III, Василий III, глубоко чтил преподобного, предсказавшего ему победу над Литвою и крымским ханом.
По убеждению царя Иоанна Васильевича Грозного своей победой над Казанским ханством он был обязан заступничеству и молитвам преподобного Варлаама. заступничество преподобного Варлаама в борьбе московских князей с Ордой и послужило причиной постройки в 17 веке церкви Преображения с приделом Варлаама Хутынского на большой Ордынке.
Третий период период строительства храма начался в 1831 году и связан с именем известного зодчего Осипа Ивановича Бове.20 сентября 1836 года церковь во имя Преображения Господня была освящена митрополитом московским Филаретом (Дроздовым).

В ХРАМЕ

Киоты с чудотворной иконой "Всех Скорбящих Радость" и чтимой иконой преподобного Варлаама Хутынского чудотворца помещены на значительной высоте и для подхода к ним молящихся сделаны возвышения, к которым с двух сторон ведут полукруглые лестницы. Центральную часть композиции занимают сами чтимые иконы, каждую из которых как бы держат скульптурные изображения двух ангелов, выполненных из белого мрамор.Увенчаны иконы также двумя фигурами сидящих ангелов. над изображением Девы Марии они держат корону, как бы увенчивая ею Царицу неба и земли, а над изображением преподобного Варлаама Хутынского - скрижали с десятью заповедямиМоисеевыми. Под каждой из икон помещены написанные на бронзовых досках тексты молитв. Оба иконостаса обоих приделов совершенно одинаковы, они различны только помещенными в них иконами. Справа и слева помещены иконы Спасителя и Божией Матери в нижнем ряду и по две круглых иконы праздников выше. В центре между колоннами помещаются резные ажурные царские врата с овальными иконами Благовещения и круглыми Святых евангелистов. над аркой царских врат помещены иконы Тайной Вечери. Иконостас придела в честь иконы "Всех Скорбящих Радость" увенчивает икона коронования Девы Марии, а придела преподобного Варлаама Хутынского - Вознесения. По бокам этих икон помещены овальные иконы страстей Христовых. В храме находятся особо чтимые иконы: мч.Лонгина Сотника,Казанской Божией Матери, Светителя Николая и др.
ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Письменной фиксации чудотворений от иконы в храме не велось, но в литературе упоминается о том, что в 1848 г. исцелилась умиравшая девица-дворянка, к одру которой был принесен образ (в память об этом к окладу был приложен большой бриллиант), в 1849 г. выздоровел заболевший холерой врач Выборгской больницы, в 50-х гг. по молитве отца перед иконой в храме поправился сын чиновника.
Образ был написан на кипарисной доске (69,0х51,2 см). При императрице Екатерине II был выполнен 2-й оклад, в 1858 г.- 3-й, золотой, по рис. Ф. Г.Солнцева. В храме имелось 3 списка с чудотворного образа. 1-й иконографически соответствовал иконе, и на него был наложен оклад царевны Наталии Алексеевны. В 1847 г. этот образ, но без оклада был передан в полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь и заменен копией работы П.М.Шамшина. 2 других выполнены в живописной манере с изменением иконографии (добавлены страждущие). Один (293,4х226,7 см), написанный в 1858 г. художником Ф.А.Бронниковым, находился на хорах храма. Второй (213,5х124,5 см), выполненный художником Тюриным на медной доске в ознаменование 50-летия храма в 1869 г., был установлен в нише на наружной стене храма. Ни один список не сохранился.
В 1932 г. храм был закрыт, после чего судьба иконы неизвестна. Версия о том, что она была перенесена в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга, неверна. Икона «Всех скорбящих радость», в настоящее время находящаяся в нем и считающаяся подлинной, не соответствует сохранившимся описаниям, литографическим изображениям и фотографиям чудотворной иконы.
В начале 1930-х гг. храм был закрыт, с колокольни сбросили колокола. Здание было передано под запасник Третьяковской галереи, и во многом благодаря ее сотрудникам удалось сохранить многое из уникальных интерьеров даже во время Великой Отечественной войны. В 1948г. храм был заново освящен, и в 1950г. там уже регулярно стали проводиться службы.
При храме сохранились также дом причта и чугунная ограда, поставленные на государственную охрану. Об этом храме не раз упоминала Анна Ахматова, которая, останавливаясь в Москве в квартире Ардовых на Ордынке, посещала в нем службы.
При храме открыты воскресная школа, библиотека, центр реабилитации для жертв нетрадиционных религий.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ впервые прославилась в 1688, в Москве, в Преображенской Скорбященской церкви на Ордынке, исцелением родной сестры патр. Иоакима Евфимии, которая так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Особенно она взывала к Пресвятой Богородице о своем помиловании, и вот однажды во время молитвы она сделалась как бы вне себя и услышала голос: “Евфимия, почему ты не прибегаешь к общей для всех Исцелительнице?” - “Где же мне найти такую исцелительницу?” - спросила больная. “Есть в храме Преображения Сына Моего, - отвечал невидимый голос, - образ Мой, именуемый “ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ”.
Он стоит на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови священника этой церкви с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Исцелившись, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени”. Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление.
Это было 24 октября, и с того времени, говорит составитель сказания о первом чуде от иконы, “иже с верою притекающие приемлют неоскудно исцеление: слепые прозрение, немые глаголание, глухие слышание, расслабленные благомощие и обидимые мщение, бесные целомудрие и неплодные жены неплодства разрешение, и сосущие младенцы и малые отроки притекающие здравие приемлют, и различные очные болезни, многие же страхования и различные привидения наднесением сего многочудесного образа все упражняются и во всех печалях вспоможение приемлют. Поистине убо наречеся сей святой образ “Всех скорбящих Радость”.
Празднование в честь иконы 24 октября (6 ноября).
Вел. кн.Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к Скорбященской иконе и, сделав с нее список, в 1711, с переведением царской резиденции из Москвы в Петербург, перевезла список в новую столицу и поставила в дворцовой церкви. В царствование имп. Елисаветы Петровны был воздвигнут храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" по адресу Шпалерная, д.35-а. Икона весьма богато украшена царевной Наталией, имп.Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и др. Сейчас чудотворный образ находится в Троицком храме ("Кулич и Пасха") проспект Обуховской обороны 235.
Эта икона впервые прославилась 23 июня 1888 г. во время страшной грозы. Икона стояла в небольшой часовне у завода. Сюда она была пожертвована купцом Матвеевым, торговавшим на заводе. Рассказывают, что икона была прибита волнами к берегу Невы и принята купцом. Она представляла собой копию с иконы, привезенной из Москвы кн.Наталией, простого письма. Во время грозы молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и большую часть икон. Коснулась иконы "Скорбящих Радости", которая висела на шнуре в углу, и она, до сего времени бывшая с потемневшим от времени и копоти ликом, обновилась, просветлела и без всякого повреждения спустилась на землю, только шнур был обожжен. Невдалеке от нее валялась разбитая вдребезги кружка для сбора подаяний. Деньги были рассыпаны по полу, а двенадцать грошиков оказались очень плотно прильнувшими к иконе.
Слух разнесся по столице, и многие больные получили от иконы исцеление. Особенно поразительны были следующие два чуда: 6 декабря 1890 был исцелен отрок Николай Грачев от ужасной болезни, признанной врачами неизлечимой. Больной уже был приготовлен к смерти, но ночью со 2 на 3 декабря, во время сна, он услышал голос: "Николай!" - и увидел пред собой Пресвятую Богородицу, святителя Николая Чудотворца и еще неизвестного святителя в белом клобуке с крестом, и Пресвятая Богородица сказала ему: "Николай, поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но раньше никому ничего не говори". Проснувшись, он убедительно стал просить свезти его в часовню. Как ни трудно было сделать это, сделали, и здесь во время молебна он получил исцеление. Вскоре после сего от иконы получила исцеление от чахотки г-жа Белоногова. Ей явился во сне, как она рассказывала, седенький старичок в черной рясе, подпоясанный кожаным поясом, похожий на святителя Николая, как его пишут на иконах, и приказал идти в часовню и отслужить молебен.
Иконография
Божья Матерь стоит на возвышении в окружении ангелов и людей. В верхней части иконы изображение Cпасителя, чуть пониже надписи. Различается икона с прорисоваными грошиками. Их должно быть двенадцать. Известны разные варианты иконы. Внизу на другой иконе много надписей и вверху изображена Пресвятая Троица, а Богоматерь держит Младенца.

Источник: www.days.ru

МОЛИТВА ПЕРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЮ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ":


"О пресвятая Владычице Богородице, преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити. Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице, и псаломски вопити Тебе дарзаем: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей: Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подаеши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими,всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранени Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков."

ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ, НОВГОРОДСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Преподобный Варлаам Хутынский жил в XII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах - сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: "Аще кто не хощет делати, ниже да яст" (2 Сол. 3, 10). К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: "Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель - начало и корень всякого добра".
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний - сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: "Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами". Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года.

Весь мир полон символов, и каждое явление имеет двойной смысл , - Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Паломничество (от латинского palma «пальма», - от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа). Паломник буквально, - странник, возвратившийся с пальмовой ветвью из святых мест.

Вильям Васильевич Похлёбкин в «Словаре международной символики и эмблематики» называет пальму символом долговечности и одной из эмблем мира. Вместе с тем укрепилось и значение пальмы как награды за победу, в то время как ее первоначальный смысл как символа долговечности постепенно смазался. Поэтому мы до сих пор употребляем выражение «пальма первенства», что должно означать «высшая награда».

Пальметта, - внизу две ромашки или хризантемы, что по сути одно и то же, в виде октаграммы, - в окружении листьев аканта.

Изображения архангелов Михаила и Гавриила на дверях в жертвенник и святых Николая Чудотворца и архидиакона Лаврентия в местном ряде выполнил знаменитый художник Владимир Лукич Боровиковский. Ходит легенда, что он расписывал и стены храма, но это доподлинно неизвестно. К большому огорчению, иконы Боровиковского были утеряны в советское время.

Многое во внутреннем убранстве храма очень не типично для православной церкви. Слева и справа, по обе стороны центральной арки, мраморные клиросы с двумя же парами мраморных ангелов. Центральная арка же, ведущая в круглую ротонду, опирается на две колонны.

Картина голландского художника XVI века Яна Мостарта «Се человек» в строгой ампирной раме находилась в правой ячейке стеклянной перегородки, разделяющей трапезную и ротонду. Картина изображала Христа идущего на смертную муку, Христос изображен в бороде с выбритыми усами. О самой картине ниже.

В росписи храма много деталей выполненых в технике гризайли, опять же с нетипичными для православия мотивами. Это головки херувимов и факелы. Иконостас храма не имеет ничего общего с классическим иконостасом в смысле распределения икон и ярусов. Классический иконостас состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Здесь же иконостас состоит только из одного местного ряда. Очень интересен круглый чугунный пол ротонды сделанный по рисункам Бове. На чугунных плитах три переплетающихся кольца, точно такие же как и на дверях.

В 1930-1940 годах в храме находились центральные реставрационные мастерские и запасники Третьяковской галереи, и, благодаря музейным работникам, внутренне убранство храма оказались практически нетронутыми.

Из протокола, составленного после осмотра храма в 1933 году. Мастерские решили пока не трогать «всю восточную часть - произведение архитектора Бове, вплоть до материи балдахина в алтаре, подсвечников и паникадила, имеющих рисунок руки самого Бове», не вынимать икон из иконостаса. «Чугунный рисунчатый, художественно выполненный пол тоже останется, как образец чугунного литья». «…В западной части, созданной архитектором Баженовым, остаются неприкосновенными оба иконостаса с клиросами и иконами, два больших художественных подсвечника (один из них с 3-мя фигурами на основании), 4 панно в золоченых рамах на южной и северной стенах между окнами, как интересные по композиции и живописи. Остается на месте двойная стеклянная стенка между обеими помещениями, то есть западным и восточным.

В 1947-1948 годах в храме проводились реставрационные работы, во время которых была покрыта штукатуркой гризальная роспись на стенах и уничтожена стеклянная перегородка между трапезной и ротондой, возведенная когда-то по рисунку Бове.

В 1948 году в храме были возобновлены богослужения.

Масонский посыл «Всевидящего Ока Господне», - Бог тебя видит и ему есть до тебя дело.

И еще одна цитата Леонида Мациха из цикла лекций «Великие идеи и книги человечества», - глаз в треугольнике - это пожелание успехов и знак того, что Бог надзирает за нами, Богу есть до нас дело - очень важная для масонов идея. Чем масонская идея отличается от многих иных? Что Бог неравнодушен к людям, ему не все равно. Бог - личностное существо. На этом настаивает Каббала, и масоны очень эту идею любят, что Бог смотрит за всем, что происходит в мире. То, что он смотрит, графическим образом выражается глазом в треугольнике или иной раз просто точкой в треугольнике. Это по-разному называется: всевидящее око и так далее. У масонов этот знак - глаз в треугольнике называется лучезарная или сияющая дельта.

На ограде храма со стороны Ордынского тупика можно увидеть тамплиерские кресты, - но ограда явно не штатная. Такие же кресты я видел . Осип Иванович Бове принимал участие в ее строительстве.

А эти столбы ограды со стороны Большой Ордынки явно штатные.

Леонид Александрович Мацих в программе «Братья» на «Эхо Москвы» лишь намекнул на цвет куполов церкви Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке, - Посмотрите, кто зайдет в эту церковь, обратите внимание на ее купол из черной меди, что крайне редко , - что он хотел этим сказать?

Эти две фотографии отсканированы мною из справочника-путеводителя «Москва и Подмосковье» Ильина и Моисеевой 1979 года. Была такая потрясающая серия «Памятники искусства Советского Союза», отпечатаная в ГДРовском издательстве «Эдицион» в Лейпциге. На верхней хорошо виден шахматный пол. Честно говоря, заметить этот эффект сложно, потому что он достигнут поворотом рифленых чугунных плит на 90 градусов. Необходимо поймать свет.

Символика шахматного пола сводится к следующему толкованию: в мире существует добро и зло и они находятся в постоянном противоборстве. Добро - белые клетки, зло - черные. Поэтому человек, решивший двигаться к свету, должен балансировать между светом и тьмой.

Восприятие складывается по законам контраста. Мы отдыхаем по мере усталости, мы ценим удовольствие лишь в сопоставлении его с той же мерой страдания. Радость пропорциональна горю и тоске, им предшествовавшим. Обнаружение ошибки открывает истину. Добро влечет нас в той мере, в какой нас отталкивало зло. Ценность выживания измеряется силой борьбы против побежденных трудностей, стоявших на пути.

На этой фотографии чугунного пола из Скорбященской церкви на Большой Ордынке, - отлично видны пять переплетающихся венков, - точно таких же как и на дверях храма.

А на этом фото, - помимо пяти переплетающихся колец, - еще виден меандр и гексограмма.

Возвращаюсь к картине Яна Мостарта «Се человек». Картина была подарена Скорбященской церкови на Большой Ордынке купцами Куманиными.

На картине изображен Христос в венце, которого ведет на казнь жестокий палач. За спиной Иисуса - Пилат в перчатках на омытых руках, шепчущий ему на ухо «Распни!» первосвященник и глашатай, трубящий о неумолимости приговора. Судьба предопределена.

В 1924 году из Преображенской церкви на Большой Ордынке картина была передана в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке. Раньше считалось, что это полотно кисти знаменитого Альбрехта Дюрера, и лишь после того как оно попало в Музей изобразительных искусств на Волхонке, было определено авторство Мостарта.

Может быть, именно картину Яна Мостарта «Се человек» описывает князь Мышкин в романе Достоевского «Идиот»? ...лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу, - все это можно нарисовать как бы на третьем плане, в тумане, для аксессуара...

Фото Скорбященской церкви на Большой Ордынке из альбомов Николая Александровича Найдёнова «Москва. Соборы, монастыри и церкви» выпущенных в четырёх томах в 1882-1883 годах. «Всевидящее Око Господне» на месте, а двери явно другие.

Обожаю историков, - и тут не смогли придти к консенсусу. Каждый остался при своей точке зрения. Два историка, - три мнения.

И еще один интересный символ в приделе Варлаама Хутынского, - развернутая книга с римскими циферками от I до X, - совершенно небезосновательно предполагаю, - это скрижали Завета с десятью заповедями. Точно такие же римские циферки встречались мне , а на на скрижалях десять заповедей обозначены даже не цифрами, а латинскими буквами (sic!). А ведь похоже, что медная табличка что-то прикрывает?

На постаменте, где стоит книга, начертан акафист, - Радуйся предивный Варлааме великих добродетелей зерцало!

Под иконой, - табличка с молитвой, - В предсветлом предстоя новосозданном храме, о святе Варлааме, ходатайствуй у Престола Владыки об украсивших оный и молящихся перед образом Пречистой Его Матери, да сподобимся вняти в чертоге праведных!

Корона в приделе иконы «Всех скорбящих Радость». На табличке под короной написано, - Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки , - это часть псалма из «Часослова», - глава «Час шестой», - полностью выглядит так, - Яко не имамы дерзновения за премногия грехи наша, Ты иже от Тебе Рождшагося моли, Богородице Дево, много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки. Не презри грешных мольбы, Всечистая, яко милостив есть и спасти могий, Иже и страдати о нас изволивый.

Согласно московскому преданию, образ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви Преображения на Большой Ордынке, где ныне и находится.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева - Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа - Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского (до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь). Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Кстати, - икона «Всех скорбящих Радость» самая почитаемая среди масонов. Посыл, который здесь видят братья таков, - терпи, - будь упорен в получении знаний, - не сдавайся и награда твоя будет велика. Трудись не жалей сил.

Под иконой табличка с молитвой, - О всемилостивая владычица! Всем ты утешение в скорбях, в печалях, радости и веселии. И в недугах скорую помощь, и в бедах избавительницу, и предстательницу в искушениях.

Рядом с иконами «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского находятся два массивных подсвечника. Говорят, что эти подсвечники спасены из Храма Христа Спасителя во время его сноса. С другой стороны, - есть версия, что подарили подсвечники церкви братья Куманинины.

Один из подствечников, - который в приделе Варлаама Хутынского, - весьма любопытен, -

На навершии в виде шара надпись, - «ведомому Богу в 1836 году» , - подпираемая пальмовыми ветвями. Только на одном храме мне встретилась такая надпись, - .

Эта надпись связана с эпизодом из жизни апостола Павла, когда в Афинах он увидел жертвенник с надписью «неведомому Богу», - «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! Вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» , - Деяния Святых Апостолов Глава 17 стихи 22 и 23 .

Но, - самое интересное, как всегда, - осталось за кадром. Буквально в следующем стихе апостол Павел говорит, - он не в рукотворенных храмах живет. Зная, что из триады Бог, церковь и культ, масоны признавали только первое, - совершенно очевидно, что имеено сюда, - к нерукотворенному храму , - отсылает нас надпись на шаре «ведомому Богу» .

Масоны должны были построить храм в своей душе. Братство никогда не принадлежало к какой либо церкви или религиозной организации. Масоны никогда не были «за» или «против» какой бы то ни было религии. Вера в Бога, жизнь после физической смерти и всемирное братство универсальны.

На шаре четырёхконечный крест и «Всевидящее Око Господне».

Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест - четырехконечный.

Закончу замечательной мыслью Леонида Александровича Мациха, - символическая система любая надолго переживает своих создателей. Пока есть люди, интересующиеся масонским символизмом, будет жива и масонская символика. И люди будут спрашивать, что означает «лучезарная дельта», ветка акации и так далее. Тысяча человек пройдет, - не обратят на это внимания, - тысяча первый спросит, - вот ему-то все и расскажут. Для этого все и создавалось.

В конце войны Сталин разрешил ослабить гонения на церковь. Изменение политического курса коммунистической партии приводит к возрождению духовной жизни народа. Из тюрем и лагерей освободились оставшиеся в живых священнослужители. Начинают функционировать храмы, не разрушенные большевиками в годы гонений православных христиан. В числе церквей, возобновивших богослужения, был храм «Всех скорбящих Радость».

История церкви

В начале тринадцатого века Золотая Орда активно вторгается в славянские земли. Рязань, Коломна, Москва становятся первыми городами, павшими под натиском захватчиков. Монголо-татарские завоеватели грабят и сжигают поселения, русских людей убивают или забирают в плен. Западный историк Алан Фишер подсчитал, что почти три миллиона человек было угнано в рабство.

Выкупали невольников государство, церковь и родственники. Посольский приказ по указу Ивана Грозного выделял средства царской казны на освобождение пленников, которых татары продавали. Митрополит Филипп за собственные деньги выкупил из Орды кузнечных дел мастера. За родственника приходилось отдавать от 40 до 600 рублей в зависимости от статусного положения. К примеру, в XVI веке корова или лошадь стоила 1 рубль.

Путь, по которому освобождённые рабы возвращались в Москву, назывался «ордынской дорогой», а место их поселения - Ордынкой. В этом районе возвели деревянную церковь в честь Варлаама Хутынского, которую перестраивают в середине семнадцатого века в каменный храм с главным престолом во имя Преображения Господня.

В 1688 году случилось первое чудо от иконы «Всех скорбящих Радость». Сестра Московского патриарха тяжелобольная Евфимия Папина в молитве к Богородице услышала голос, повелевший найти святой образ в церкви Преображения Спаса и отслужить молебен с водосвятием. Исполнив наказ Царицы Небесной, болящая женщина исцелилась.

Извод чудотворной иконы прославился в Санкт-Петербурге. В 1888 году молния попала в часовню, где сохранялся список. Святой образ не пострадал, но к нему прикипело 12 монеток из кружки для пожертвований. До 1932 года лик Богородицы располагался в Скорбященской церкви на берегу Невы. В пятидесятых годах прошлого века в церковь «Кулича и Пасхи» передана икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками, где находится и в настоящее время.

Придел в честь чудотворной иконы пристроен к храму в 1713 году, когда был выдан антиминс на алтарь. В 1770 году церковь обновилась и благоустроилась на пожертвования Г. Любовниковой.

В 1783 году московский купец первой гильдии Афанасий Иванович Долгов выделил крупную сумму на реконструкцию здания. Перестройкой занялся зять благотворителя Василий Иванович Баженов. По проекту архитектора возводится колокольня и трапезная с двумя приделами. Инок Саровского монастыря Вонифатий написал для церкви иконы.

Во время знаменитого пожара 1812 года храм пострадал настолько, что здание пришлось возводить практически заново. Зодчий О. И. Бове постарался сохранить части уцелевшей постройки Баженова. Обновлённый храм-ротонда освящён московским митрополитом Филаретом в 1836 году.

В тридцатых годах большевистские руководители закрыли церковь. Семьдесят семь килограммов золотой и серебряной церковной утвари изъяты в Гохран. Безбожники сняли и уничтожили колокола. От полного разрушения собор спасло хранение в его помещениях запасных фондов Третьяковской галереи.

В вербное воскресенье 1948 года Преображенский храм возобновил богослужения, и по сей день привлекает желающих приобщиться к духовным ценностям в историческом памятнике архитектуры уникальной конструкции.

Архитектурные особенности

Уникальность Скорбященского собора состоит в том, что он имеет форму ротонды. В Москве построено только четыре церкви такого типа. Двенадцать внутренних колонн поддерживают барабан с куполом, увенчанным золотой главкой.

Мраморные стены украшает лепной горельеф и картины на евангельские сюжеты. Лики архангелов и икона Николая Чудотворца в иконостасе принадлежат кисти знаменитого портретиста В. Л. Боровиковского.

По проекту зодчего Осипа Бове пол центральной части храма выложен из чугунных плит, поверхность которых украшает орнамент.

Реликвии храма

В церкви Спаса Преображение сохраняются святыни, почитаемые православными христианами:

Настоятель церкви

Григорий Валериевич Алфеев родился 24 июля 1966 года. Среднее образование мальчик получил в московской музыкальной школе им. Гнесиных по специальности скрипка и композиция. Здесь он познакомился со знаменным пением и крюковой записью мелодии.

В одиннадцать лет отрок прошёл обряд крещения. С 15 лет Григорий служил чтецом в церкви Воскресения Словущего, а затем иподиаконом при митрополите Волоколамском и Юрьевском Питириме.

После школы юноша поступает в Московскую консерваторию на композиторский факультет. Служба в Советской Армии на два года прерывает получение образования. В январе 1987 молодой человек оставляет учёбу и уходит на послушание в Виленский Свято-Духов монастырь. Через шесть месяцев состоялось пострижение в монашество.

С 1988 по 1990 год будущий митрополит служил священником в церквях Виленской и Литовской епархии. В 1990 году становится настоятелем каунасского кафедрального Благовещенского собора. В качестве избранного делегата принимал участие в Поместном Соборе Русской церкви, избравшей Алексия Второго на патриарший престол.

В январе 1991 года советские войска, введённые в Литву Горбачёвым , захватили вильнюсский телецентр, что повлекло за собой человеческие жертвы. Следующим объектом военных назначался Каунас. Иларион выступает по телевидению и призывает солдат не стрелять в безоружных людей. Преступное кровопролитие было предотвращено.

В 1989 году Иларион заочно окончил московскую духовную семинарию, а через два года духовную академию. А ещё через два года молодой священник окончил аспирантуру при академии. С этого момента много времени посвящено преподаванию церковных дисциплин:

  • Гомилетики - правилам составления проповеди.
  • Священного Писания.
  • Патрологии - учению об отцах церкви.
  • Мистического и догматического богословия.

С 1995 года работая в Отделе внешних церковных связей , в 2009 году епископ Иларион назначен председателем этого структурного подразделения Московского патриархата. На следующий год патриарх Кирилл возводит Илариона в сан митрополита.

14 апреля 2009 года Иларион назначается настоятелем храма «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Московский Синодальный хор

До XV века хор служил сначала при киевском, а затем при владимирском митрополите. В 1589 году на Руси учреждается патриаршество с кафедрой в Москве, и местом послушания певчих дьячков, объединённых в Патриарший хор, назначается Успенский собор в Кремле. После упразднения патриаршества и образования Синода в 1721 году, хор стал называться Синодальным.

В царствование Петра Первого в светских кругах приобретает популярность Придворная певческая капелла, и синодальный хор приходит в упадок. Указом императрицы Екатерины количество певцов снизилось до 26 человек.

Несмотря на трудности, хор оставался верным старинным традициям. Певчие дьячки изучают церковные и вокальные науки под руководством регента и священнослужителей. В 1886 году создано духовно-певческое училище, директором которого назначается С. В. Смоленский. Под началом талантливого руководителя, знатока древнего церковного пения получили образование будущие композиторы В. Калинников, А. Гречанинов, С. Рахманинов.

В конце девятнадцатого века Синодальный хор, состоявший из 25 мужчин и 45 мальчиков, исполнял духовную музыку русских композиторов и светские произведения иностранных авторов. В 1910 году коллектив с успехом гастролировал по Европе.

После 1917 года, когда Советская власть закрывала церкви , Синодальное певческое училище было упразднено. Хор распался. Певцам приходилось работать в немногочисленных московских храмах, продолжавших богослужения.

4 сентября 1943 года Сталин приглашает в Кремль трёх оставшихся на свободе митрополитов на беседу. После этой встречи начинается восстановление православной церкви под надзором органов госбезопасности. В 1948 году состоялась первая служба в открытом Скорбященском храме.

Из прихода подмосковного села Тарасовка в собор на Ордынке переводится регент Николай Васильевич Матвеев. Вместе с музыкантом приехали певцы, которые составили основу воссозданного Синодального хора. Коллектив возродил традиционное исполнение Литургии П. И. Чайковского в день смерти композитора.

Другим знаменательным событием стало воцерквление «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова. Произведение, написанное в стиле старинного знаменного пения, создавалось специально для Синодального хора и посвящено С. В. Смоленскому. Первое исполнение сочинения состоялось 10 марта 1915 года.

Матвеев отдал много сил на возрождение русской духовной музыки, что было непростым делом в обстановке жёсткого контроля со стороны КГБ. Труд церковного подвижника продолжил Алексей Пузаков, работавший под началом Матвеева с 80-х годов прошлого столетия.

А. Пузаков также руководит ещё двумя хорами, поющими в московских храмах. Объединённый коллектив, включающий 80 певцов, участвует в торжественных богослужениях и концертных выступлениях. Кандидаты на вакансии проходят тщательный отбор.

С приходом митрополита Илариона хор обретает второе дыхание. В день поминовения московского святителя Петра 3 января 2010 года Святейший патриарх благословил возрождение исторического имени московского Синодального хора.

Расписание богослужений и адрес храма

Благочестивые прихожане и паломники стремятся посетить храм «Скорбящих Радость» на Ордынке. Расписание богослужений с указанием имени служащего иерея находится на сайте храма.