Забытая жатва: миссионерская деятельность среди приволжских калмыков. Крещение калмыков

B нижних частях Поволжья и прикаспийских степях с конца XVII в. началось крещение калмыков, исповедовавших ламайскую веру.

B 1700 г. из новокрещеных калмыков образовалось уже большое селение на р. Терешке. Хан Аюка сильно враждовал против России за крещение и прием своих подданных и требовал их к себе обратно, разорил самое селение их на Терешке. Русское правительство стало поэтому отсылать крещеных калмыков на жительство в Киев и к казакам в Чугуев. По смерти Аюки (+ 1722) и после крещения в Петербурге его внука Тайшина, Св. Синод решился отправить к калмыкам в 1725 г. особую миссию под начальством иеромон. Никодима Ленкевича. Миссия эта лет за 10 крестила до 1700 человек. Β 1730-х гг., для облегчения крещеных калмыков от переселений, правительство, по мысли Никодима, дало им для жительства земли по Волге выше Самары, где для них основан был г. Ставрополь. Тут поселена и вдова Тайшина Анна со всей ее ордой. Никодим скончался в 1739 г. Трудами его преемника протоиерея Андрея Чубовского при имп. Елизавете обращено было еще до 6000 человек, в том числе множество калмыков из главных кочевьев их в астраханских степях и вдова тамошнего хана Дундука - Омбо с детьми. Β 1740-х годах в Ставрополе заведена была русско-калмыцкая школа и появились переводы на калмыцкий язык Нового Завета и молитв. При Екатерине II дело христианской миссии ослабело и y калмыков. От притеснений русских чиновников множество из них уходило за Куму и Урал, где они снова обращались в старую веру. Β 1771 г. разом ушло 30 000 кибиток к границам Китая. После этого, в предотвращение новых уходов, правительство стало обращаться с ними крайне осторожно и, чтобы не раздражать их, даже стеснило проповедь христианских миссионеров. При имп. Александре I на калмыцкий язык переведены были катехизис и Евангелие от Матфея, но очень неудачно и непонятно. Одно время за миссионерство y калмыков взялись было братья-гернгутеры из Сарепты, но не имели удачи; притом же их миссионерские подвиги в 1823 г. были остановлены правительством - обращенных ими калмыков указано присоединять к православной церкви. При имп. Николае несколько раз поднимался вопрос об учреждении особой калмыцкой миссии, но из тех же опасений раздражить калмыков каждый раз был отклоняем. Самыми важными средствами к их обращению и просвещению все время оставались: кое-какое обучение калмыцкому языку в саратовской и астраханской семинариях будущих пастырей для селений, близких к калмыцким кочевьям, некоторые калмыцкие переводы семинарских преподавателей этого языка, богослужение, совершавшееся для калмыков с 1848 по 1859 г. в походной церкви, при которой все это время состоял священником хороший знаток калмыцкого языка В. Дилигентский, наконец, заведенная последним в Царицыне школа для калмыцких детей. Несмотря, впрочем, на всю недостаточность этих средств и сильное противодействие христианству со стороны калмыцких начальств и сильных гелюнов*, частных обращений было довольно - до 100 человек в год. Позже деятельность миссии y калмыков сосредоточилась в епархиях Астраханской, Кавказской и отчасти Донской.
Говоря об обращении в христианство инородцев Европейской России, нельзя не упомянуть еще ο крещении самоедов в Архангельской епархии, которое началось в 1821 г. при епископе Неофите трудами священника Феодора Истомина. После первых успехов его проповеди Св. Синод распорядился об устройстве для самоедов особой миссии из двух причтов с двумя походными церквами под начальством архим. Вениамина Смирнова. Действия этой миссии начались с 1825 года из Мезени. Проповедь ее предлагалась на природном самоедском языке, на который миссионеры перевели разные молитвы, катехизис и Новый Завет, и имела большой успех. К 1830 г. всех крещеных самоедов считалось более 33 000 душ. Для них устроено было по тундрам севера три церкви с причтами на казенном жалованье и три школы. После этого миссия была упразднена и дальнейшее утверждение христианства в крае предоставлено приходским причтам.

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

«Называйте меня Арсланом»

Лев Гумилев говорил: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом патбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 - 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

«Заха улус»

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века, прозванного в русской истории «бунташным». Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье» образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Некоторые историки даже возводят русский боевой клич «Ура!» к калмыцкому «уралан», что переводится как «вперед!»

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко. Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход, обернувшийся для калмыков настоящей трагедией. Они потеряли около 100 000 человек и лишились почти всего скота.

В октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков – это 21,4 % численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов. При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.

А. Безнощенко

КАЛМЫКИ В БЕЛОМ ДВИЖЕНИИ

Альманах «Белая гвардия», №8. Казачество России в Белом движении. М., «Посев», 2005, стр. 43-44 .

С момента прихода калмыков в низовья Волги, в начале XVII в., их судьба неразрывно связана с Pocсией. Совместное проживание двух народов на протяжении почти четырех веков способствовало их взаимному обогащению в различных областях человеческой деятельности. Калмыки активно участвовали в военных кампаниях России и со временем стали надежным форпостом ее южных границ.

Калмыцкие иррегулярные войска были представлены в Астраханском, Оренбургском, Терском и Моздокском казачьих войсках. А в Области войска Донского был целый калмыцкий район, состоявший из 13 станиц и хуторов. Но самостоятельной организации калмыков-казаков не было. В 1914 г., после начала Первой мировой войны, к вопросу о калмыцком казачестве вернулись. Определенную роль в этом сыграл ординарец Верховного Главнокомандующего русской армией Данзан Тундутов. Он был нойоном (князем) Малодербетовского улуса Астраханской губернии. Осенью 1915 г. Тундутов из штаба Главнокомандующего приехал в Калмыцкую степь и занялся претворением в жизнь положения о военном налоге «на инородцев», не отбывающих воинской повинности, а также сбором денежных средств и лошадей на военные нужды. Это подвижничество оценили по достоинству, и идею о переводе астраханских калмыков в казачье сословие поддержали. Князя поддержал бакша (настоятель) буддийского монастыря в Манычском улусе Бова Кармаков, который организовал подписи сторонников на улусных сходках.

Из действующей армии дело и ходатайство (прошение) было передано в МВД, в ведении которого к тому времени находились калмыки. Но февральская революция 1917 г. помешала претворить в жизнь это начинание. 24-25 июня 1917 г. в Астрахани состоялся II-й съезд представителей калмыцкого народа, на котором были 116 делегатов от астраханских калмыков, 9 - из Большербетовского улуса Ставропольской Губернии, 2 - от терских (кумских) калмыков и 9 делегатов - из Области войска Донского. Двумя днями раньше состоялся съезд духовенства в Калмыцком Базаре, тоже поддержавший эту идею.

28 июля 1917 года в Новочеркасске состоялось совещание (при участии Донского правительства) представителей Совета Союза казачьих войск. Были также и посланцы астраханских калмыков. На совещании председательствовал атаман А.М. Каледин. Было принято решение о включении калмыков Астраханской и Ставропольской губерний в состав казачьих войск. В конце сентября первая партия астраханских калмыков на Большом Войсковом Круге была принята в казачество. Это были первые мероприятия не только обращения калмыков в казачество, но и объединения всего калмыцкого народа.

После октябрьских событий 1917 г. Тундутов и его сторонники в Яшкуле провели казачий Круг, на котором предводителем был избран Данзан. 23 декабря 1917 г. Круг утверждает его атаманом Калмыцкого войска. В 1919 г. в основном все улусы Калмыцкой степи заняли белые. Была установлена новая военно-административная структура, имевшая казачью направленность, несколько улусов были преобразованы в отделы (округа), а их аймаки - в станичные правления, возглавляемые атаманами.

В годы Гражданской войны жители казачьих станиц Дона испытали все лишения и тяготы тех суровых лет. Мирное население по нескольку раз покидали родные станицы и хутора и бежало от наступавших красных. С уходом белых с Нижней Волги и с Северного Кавказа управление Большедербетовского улуса и другие административные структуры Калмыцкой степи прекратили свое существование.

Самым тяжелым и печальным оказалось отступление 1920 г., в ходе которого беженцы дошли до предгорий Кавказа и черноморского побережья. Люди умирали от голода, холода, болезней. Бесчинствующие банды грабили их, насиловали женщин, отбирали скот. В этот период состоялся казачий Круг, на котором было решено мирному населению возвратиться домой, а казакам как военнообязанным, несшим службу в казачьих полках, с боями отступать в Крым. Так происходило разделение семей: отец, старшие сыновья покидали страну, а дети, старики и женщины оставались...

Особенно тяжелой была обстановка в Сальском округе. Его территория оказалась ареной ожесточенной борьбы. В декабре 1919 г. Донское правительство издало приказ об эвакуации сальских калмыков со всем имевшимся хозяйством. Тех, кто не хотел уходить, считали большевиками, отбирали имущество, иногда расстреливали. Когда настигали войска красных, то беженцев постигала та же участь, кроме того, были многочисленные банды «зеленых», грабившие и убивавшие всех подряд.

В 1920 г. в пос. Чилгир (ныне - село Яшкульского района Калмыкии) состоялся съезд, на котором была провозглашена Калмыцкая автономия. Это решение послужило основанием для территориального объединения всех калмыков, проживавших на обширной территории Дона, Поволжья, Урала и Предтеречья.

Большинство лидеров Белого казачьего движения у калмыков-казаков оказалось за рубежом, где они вернулись к реализации своих идей. Практически все поддержали автономию калмыков, однако при практическом решении этого важного вопроса мнения разделились. Одни считали, что объединение должно происходить путем переселения в создаваемую Калмыцкую область, другие хотели включить в автономию территорию Сальского округа и сгруппированные на ней части астраханских калмыков, третьи выход видели только под эгидой казачества. На практике был реализован первый вариант. Впрочем, это уже совсем другая история.

Приложение

Полковник А.А. Алексеев
(1883-1948)

До прихода к власти Советов на территории области Войска Донского было 13 станиц с поселениями калмыков-казаков. У казака станицы Граббевской Апеля Алексеева было три сына: Абуша, Бадма, Эрне и одна дочь. Рождение сыновей радовало родителей, поскольку означало продолжение рода, а, кроме того, немаловажным было то обстоятельство, что в казачьей общине земельные паи выделялись только на членов мужского пола. Отец братьев Алексеевых умер рано. За старшего в семье оставался старший брат Абуша, который вместе с братьями вел хозяйство сообща.

Абуша Апельевич Алексеев начал учительскую деятельность в своей родной станице в 1904 г., совмещая работу учителя с ведением смешанного хозяйства - животноводства с земледелием. Как лучший земледелец станицы Абуша был избран членом Сальского окружного земельного совета. Мирный труд земледельца и учителя А. Алексеева, также как и его земляков-станичников, был прерван Первой мировой войной, которая резко изменила его жизнь.

По первой мобилизации А.А. Алексеев уходит на войну, рядовым в составе 39-го Донского казачьего полка, который формировался во 2-м Донском округе в станице Нижне-Мирской. За участие в военных действиях крещеный калмык Абуша Алексеев был награжден медалью «За усердие». В 1915 г. А. Алексеев направляется на курсы подготовки офицеров казачьих войск в Новочеркасское казачье юнкерское училище, по окончании которого зачислен в 4-ый запасной полк и занимался покупкой лошадей для армии в Средней Азии.

В 1917 г. Алексеев был делегатом 1-го Войскового казачьего съезда в Новочеркасске, участвовал в комиссиях по созыву Большого войскового круга, а с июня этого года стал членом Донского войскового правительства. Тогда же жители его родной станицы заочно избрали его станичным атаманом, но он не приступил к исполнению своих обязанностей из-за работы в Донском правительстве. В конце 1917 г. Алексеев в чине хорунжего назначен помощником окружного атамана Сельского округа по гражданской части. В феврале 1918 г. походный атаман генерал-майор П.Х. Попов отступал под натиском красных вглубь Сальских степей по реке Маныч. Алексеев в станице Грабовской проводит мобилизацию среди взрослого населения и приводит Попову 204 казака на подкрепление. Отряд Алексеева в составе войск Попова, пройдя через конный завод Я.А. Королькова и калмыцкие станицы Граббевскую, Бурульскую, Экетинскую, переправился через реку Сал и двинулся на Дон.

Депутат «Круга спасения Дона» А.А. Алексеев предложил сформировать отдельный национальный калмыцкий полк. Идея получила поддержку войскового атамана П.Н. Краснова. Формирование 80-го Дзюнгарского полка шло в станице Константиновской. Алексеев командовал 4-й сотней полка и занимался снабжением и обмундированием полка.

Весной 1918 г. по поручению атамана П.Н. Краснова Алексеев занимался в Сальском округе формированием 3-го Донского калмыцкого полка. В 1919 г. он прошел с боями путь до Черного моря. Остатки войск белых погрузились в Адлере на пароходы, отходящие в Крым. Там Алексеев Войковым кругом избирается главой Беженской комиссии для организации быта беженцев, организует землячества. Затем эвакуация в Турцию.

В 1921 г. член Большого Войскового Круга полковник Алексеев познакомился с английскими военными властями и предложил им использовать калмыков, хороших наездников и коневодов, в обозной службе. Группа калмыков была освобождена из военного лагеря и переведена в другое место для использования в обозной службе английского оккупационного корпуса, где они имели заработок, содержание и обмундирование. Благодаря хлопотам Алексеева многие казаки были отправлены в Болгарию на сельскохозяйственные работы, дети - на учебу в сельскохозяйственные школы. Некоторых эмигрантов удалось устроить на учебу в Русскую школу автодела в Стамбуле, где они получили специальность шоферов.

После 1922 г. Алексеев с группой калмыков поселился в Сербии, где долгое время был главой калмыцкой колонии. Вместе с бакшой Джамнином Умальдиновичем Алексеев был организатором строительства буддийского храма в Белграде. Общими усилиями калмыцкой эмиграции при поддержке сербских властей и русских эмигрантов хурул был построен и в декабре 1929 г. освящен при большом количестве прихожан.

В 1921 г. А. Алексеев был амнистирован декретом ВЦИК РСФСР, но дорога домой была по-прежнему закрыта. Доктор Э. Хара-Даван в письмах Наркоминнац ВЦИК просит разрешения на возвращение в Россию А. Алексеева и А. Батырева, но разрешения они не получили.

Во время Второй мировой войны А.А. Алексеев с группой донских казаков из Сербии переехал в Австрию, а оттуда в Германию. Умер Алексеев 5 января 1948 г. и похоронен на казачьем секторе кладбища г. Фельдмохинг в Баварии.


Полковник А.А. Батырев

Андрей Антонович Батырев (Батыров) родился на Дону в казачьей семье. Несколько сроков избирался станичным атаманом станицы Граббевской (1908-1914 гг.). С началом войны подъесаул Батырев по первой мобилизации ушел на фронт. Во время войны он показал себя отважным и профессиональным воином, за что был награжден двумя Георгиевскими крестами, медалями и получил чин полковника. Был в германском плену, откуда бежал в Россию и примкнул к Белому движению. Воевал в составе корниловских частей. Эмигрировал в Сербию, где проживал в местечке Банат. Авторитетные калмыцкие деятели «красной волны» ходатайствововали перед новой властью о возвращении белых эмигрантов в Россию, но разрешения не получили.

Остаток жизни А.А. Батырев провел на чужбине. Дочь его, Екатерина Батырева, по мужу Абушинова, была одной из немногих калмычек, окончивших гимназию в станице Великокняжеской (ныне - Пролетарск Ростовской области). В 1934-1936 гг. она работала воспитательницей колхозного детского сада-яслей в станице Граббевской Калмыцкого района, затем переехала в с. Шусту Калмыцкой АССР. Она умерла в 1947 г. во время депортации калмыков в д. Самарово Ханты-Мансийского национального округа. Внук Батырева - Б.Э. Абушинов проживает в совхозе «40 лет ВЛКСМ» Приютненского района Калмыкии. Таковы скупые сведения об атамане станицы Граббевской, полковнике А.A. Батыреве, участнике Первой мировой и Гражданской войн.

К началу XVIII века появляются калмыцкие поселения вне пределов Калмыцкого ханства. Это – Донское, Чугуевское, Ставропольское, Оренбургское, Яицкое. Во второй половине XVIII века они возникли также на Тереке и Днепре. Казаки, зная калмыков как «…добрых конников, храбростью отличных, к службе всегда готовых и ревностных», старались привлечь их в свое сословие.

Донские калмыки. Калмыцкие поселения на Дону возникли во второй половине XVII в. и росли в течение всего XVIII в. за счет притока калмыцких групп. Калмыцкая знать постоянно обращалась к российскому правительству с просьбами запретить калмыкам селиться на Дону, однако это не остановило притока калмыков на Дон.

Донские калмыки, включенные в состав казачьего Войска Донского, продолжали заниматься традиционным для них видом деятельности – скотоводством.

Со второй половины XVIII в. небольшая часть донских калмыков стала заниматься земледелием. Жизнь донских калмыков вплоть до XIX в. строилась традиционно по национальным законам.

С середины XVIII в. донская администрация делила своих подопечных на три улуса и несколько сотен, при этом улусного предводителя именовали атаманом, а сотенного – сотником. Донские калмыки, в зависимости от общевойсковой мобилизации, обязаны были комплектовать отдельные сотни во главе со своими владельцами (атаманами) и пополнять состав казачьих полков и команд.

Чугуевские калмыки .

В 60-е годы XVII в. небольшая группа волжских калмыков во главе с зайсангом Алексеем Кобиновым поступила на службу в Белгородский полк. В 1679 г. эта группа, приняв православную веру, по указанию российского правительства поселилась в пригородной слободе Осиповка г. Чугуева. Поселенные в Чугуеве калмыки вместе с украинскими казаками явились основателями Чугуевской казачьей команды, призванной защищать левобережную Украину от нападений крымских татар. В середине 30-х гг. XVIII в. команда была преобразована в Чугуевский казачий полк.

В 1803 г. жителей г. Чугуева исключили из состава полка, причем казаков-украинцев обратили в податное сословие, а основную часть калмыков перевели в состав Войска Донского для продолжения казачьей службы.

Ставропольское калмыцкое войско, оренбургские и яицкие калмыки. Ставропольское (на Волге) поселение калмыков возникло в 1737 г. и было одним из самых многочисленных среди калмыцких групп вне пределов калмыцкой степи.

В 1737 году было создано специальное поселение для крещеных калмыков в урочище Кунья Воложка, расположенном на месте впадения реки Воложки в Волгу, которое в 1739 году переименовали в г. Ставрополь-на-Волге (современный Тольятти). Крещеным калмыкам отвели землю, построили дома и церковь. В 1744 году Ставропольская крепость была подчинена Оренбургской губернии.

Сенат своим решением от 19 ноября 1745 г. узаконил здесь систему казачьего управления. С этого времени поселение крещеных калмыков получило официальное название – Ставропольское калмыцкое войско, включавшее в себя 8 рот (в гражданском отношении – улусов). Значительная реорганизация в войске была проведена в мае 1760 г. В связи с этим создаются еще 3 роты из числа прибывших сюда калмыков из Джунгарии. Таким образом, всего стало 11 рот, а войско переименовали в Ставропольский калмыцкий корпус тысячного состава с подчинением Оренбургскому казачьему войску. Позже на его базе был сформирован Ставропольский калмыцкий полк.


Оренбургское калмыцкое поселение возникло с конца 40-х гг. XVIII в., когда правительство Российской империи решило организовать отдельный казачий корпус. В Оренбургское казачье войско калмыков приняли в 1755 г. В 60- е годы XVIII в. корпусом командовал калмык Андрей Анчуков , получивший казачий чин полковника, позднее – армейское звание секунд-майора. В дальнейшем число служилых калмыков в корпусе возросло за счет притока выходцев из Джунгарии и соотечественников из Калмыцкого ханства. В основном калмыки несли кордонную службу.

На Яике калмыки поселились в 20-х гг. XVIII в. Калмыки наравне с яицкими казаками несли здесь кордонную службу.

В 1727 г. из крещеных калмыков, кочевавших под Астраханью, была скомплектована команда из трехсот человек для охраны пограничной линии Астрахань – Царицын. В 1787 г. команду преобразовали в пятисотенный казачий полк, в котором наряду с калмыками служили астраханские и черноярские казаки и татары. Постепенно побережье Волги от Астрахани до Черного Яра стало застраиваться станицами, в которых вместе с казаками селились калмыки. К 70-м годам XVIII в. число калмыков в составе полка увеличилось до 600 человек.


Сальские казаки-калмыки. Начало 20 в.

После Азовского похода 1698г. в Приазовье был скомплектован Николаевский казачий полк для охраны вновь построенных здесь пограничных городков. В конце 20-х годов из войска Донского перевели к Азову 1000 калмыков на службу в этом полку. В 1777 г. полк был упразднен. Служивших в нем калмыков, учитывая их высокую воинскую выучку, перевели на Новую Днепровскую линию для продолжения службы.

В конце 70-х годов XVIII в. возник вопрос о создании Новой Днепровской линии, в районе которой проходила дорога, связывавшая Центральную Россию с Кубанью, Крымом и северным Кавказом. Из калмыков (855 чело- век), переведенных сюда из Николаевского казачьего полка, у местечка Токмак-Могила был создан форпост «весьма в небезнужном и совсем необитаемом месте».

В 1777 г. на землях Терского казачества возникло еще одно калмыцкое поселение. Переселение калмыков в этот район было вызывано необходимостью укрепить южные границы государства на Северном Кавказе крепостями, и обеспечением их дополнительным контингентом казаков. Поскольку калмыки были прирожденными воинами, то российская администрация старалась привлечь их в казачье сословие с дальнейшим использованием на пограничной и военной службе.

казак Ставропольского полка

Фото: Калмык на военной службе .

Как известно, калмыки появились в пределах России в начале XVII века. Они перекочевали из Джунгарского ханства и образовали в низовьях реки Волга Калмыцкое ханство, которое укрепилось при Аюке-хане. Архивные документы свидетельствуют, что калмыков призвали на Дон местные казаки для совместной борьбы с крымскими татарами. Так, в 1642 году донские казаки обратились к своим новым соседям с предложением о совместной борьбе с крымцами за овладение Азовом. А в 1648-м калмыки впервые появились под Черкасским городком. Между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз, согласно которому 1000 калмыков выступили против крымцев. С этого времени между ними заключались договора и давались присяги о верной службе России.

В 1696 году Аюка-хан отпустил на Дон под Азов до трех тысяч кибиток (порядка десяти тысяч человек) для охраны пограничной линии и борьбы с азовцами. Эти калмыки обратно в Калмыцкое ханство не вернулись, остались на Дону, под Черкасском. Часть из них приняла православную веру .

В 1710 году Аюка-хан прислал дополнительно на Дон еще десять тысяч калмыков во главе с торгоутским владельцем Чиметом и дербетовским владельцем Четырем для несения охранной службы южных границ от набегов кубанцев.



В 1723 году Петр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать. Таким образом, в 1731 году калмыки, перешедшие на Дон, вошли в состав населения Войска Донского и были подчинены Управлению войскового казачества. В 1745 году вся населенная Западная степь была отдана под кочевье калмыкам, причисленным к Войску Донскому. На этих землях было образовано три калмыцких улуса с хуторами и населением: Верхний, Средний и Нижний.


Атаман ВВД, г.ш.генерал-лейтенант Богаевский А.П. пъёт чару с руководством калмыкского казачьего войска. Крайтий справа(для нас) полковник Тепкин, справа от Атамана - Нойон(князь) Тюмень, слева от Атамана - Бадьма Уланов - представитель донских калмыков на всех войсковых кругах Дона, активный общественный деятель калмыкского народа на Родине и в эмиграции, юрист, выпускник Ст.Петербургского университета.

7 марта 1269 Монгольское посольство в Японию. Хубилай шлет посольство с письмом примерно такого содержания: "Помазанный небом, Великий монгольский император шлёт письмо правителю Японии. Мелкие суверенные государства, имеющие границу по берегу, исстари стремятся поддерживать дружеские отношения. С тех пор, как мой предок получил небесную власть, бесчисленные княжества Корё стремились оспаривать наше превосходство, а теперь благодарят за прекращение огня и за возрождение их страны, начавшегося с моего восхождения на трон. Мы как отец и сын. Мы думаем, вам это уже известно. Корё - мои восточные владения. Япония была в союзах с Корё и, иногда, Китаем, с самого основания вашей страны; однако Япония не присылала послов с тех пор, как я занимаю трон. Это крайне расстраивает. Посему мы шлём письмо с выражением наших желаний. Нам следует войти в дружеский контакт. Мы считаем, что все страны являются членами одной семьи. Никто не желает поднимать оружие." 1735 Дондук-Омбо был объявлен «главным управителем калмыков». Официально объявлен ханом в 1737 году в результате борьбы за престол с наследниками своего деда Аюки и другими претендентами. Правопреемником Аюки считался его старший сын Чакдор-Джаб. Однако, тот умер в феврале 1722 году ещё при жизни своего отца. Во время встречи Аюки с Петром I в начале 1722 года возле Саратова, хан просил императора назначить своим наследником другого сына - Церен-Дондука, на что было получено согласие. После смерти Аюки ханский престол стал оспаривать старший сын Чакдор-Джаба Досанг. Российская власть выдвинула своего кандидата - Доржи Назарова, младшего сына Аюки. В свою очередь вдова Аюки Дармабала выдвинула на ханский престол внука Аюки Дондук-Омбо. Опасаясь усиления Калмыцкого ханства и поддерживая междоусобицы в нём, астраханский губернатор Артемий Волынский назначил наместником непопулярного в народе Церен-Дондука. В Калмыцком ханстве стали формироваться группировки, поддерживавшие различных претендентов на престол. Вокруг Дондук-Омбо собирались недовольные правлением ставленника российского правительства Церен-Дондука. 1 мая 1731 года астраханский губернатор Иван Измайлов объявил Церен-Дондука ханом, что привело к волнениям среди калмыцкой знати. 9 ноября 1731 года брат Церен-Дондука Галдан-Данджин с двумя тысячами воинов напал на Дондук-Омбо. Проиграв сражение, Галдан-Данджин бежал в Царицын. Российское правительство стало на сторону Церен-Дондука. Дондук-Омбо, чтобы не вступать в конфликт с российской властью, ушёл на Кубань, где принял подданство Порты. В это время назревал конфликт между Россией и Османской империей. Царское правительство опасаясь усиления позиции Турции на Северном Кавказе было вынуждено признать ханом калмыков Дондук-Омбо, который приобрёл к этому времени значительную роль среди своего народа. 7 марта 1735 года Дондук-Омбо был объявлен «главным управителем калмыков». 14 ноября того же года Дондук-Омбо, вернувшись на Волгу, принёс присягу на верность России. Договорившись с ним, Россия использовала калмыцкие войска в войне с Турцией в 1735-1739 годах. 3 марта 1737 года Дондук-Омбо был объявлен ханом Калмыцкого ханства. Его правление характеризуется единовластием -проводил политику жёсткого управления, иногда физически расправляясь со своими противниками. Численность калмыцкого войска при нём доходила до 50 000 человек. На Кубани находилось 30 тысяч, на Волге - 20 тысяч, охранявших калмыцкую степь от набегов казахов. 1920 Части Красной Армии вступили в Иркутск. Республике возвращен золотой запас империи (2200 пудов=35 тонн 200 кг), захваченный белогвардейцами летом 1918 г. в Казани. Гражданская война началась в 1918-м: Сибирской армии требовалось оружие, боеприпасы, обмундирование и продовольствие. Вот почему из Владивостока через "Иокогама спеши банк" и "Чосен бенк" переправлялись в зарубежные банки все новые и новые партии золота, платины и драгоценностей. Белое движение в Сибири не испытывало недостатка ни в чем, в то время как в армии генерала Деникина на юге России даже офицеры воевали в лаптях... В 1919 году воинское счастье стало изменять Белому движению в Сибири, и его войска отошли к Байкалу. Предали Сибирское правительство и союзники. В Иркутске арьергард Чехословацкого корпуса арестовал уже сложившего с себя полномочия Верховного правителя Сибири адмирала Колчака и некоторых членов правительства. Чехословаками были взяты под охрану и остатки золотого запаса. 7 марта 1920 года в Иркутске представители Антанты передали Сибревкому 2200 пудов золота и платины. Начальник материально-технического снабжения Амурского фронта Атавин: "Весной 1920 года в Благовещенск из Приморья прибыл эшелон из нескольких вагонов с золотом и платиной. Прибывший ценный груз сразу же рассортировали. Платину, часть золота и драгоценности императорской семьи отправили вьючными караванами окружным путем через Якутию (т.е. вокруг Байкала) в Москву. Чита все еще находилась в руках Верховного правителя Сибири атамана Семенова. Золото через расположенный на противоположном берегу Амура городишко Сахалян, а в середине лета 1920 года через Харбин переправили в китайские банки, где оно превратилось в йены, доллары и боны корейского "Чосен бенк". Дальневосточная республика не бедствовала На эти деньги Дальневосточная республика смогла уже к середине 1920 года вооружить и содержать 70-тысячную армию. А после событий 4-5 апреля принять более 20 000 беженцев из Николаевска и Хабаровска. На это и ушла большая часть колчаковского золота. Для подпольной работы коммунистов, снабжения вновь создаваемых партизанских отрядов и обеспечения резидентов внешней разведки ГПУ на Дальнем Востоке: за несколько дней до апрельского выступления японцев сотрудники Особого отдела Военного совета Приморской области получили в казначействе по распоряжению Приморской конторы Государственного банка России 18 000 000 золотых рублей. Две недели из мешков с миллионами партии, которые хранились под кроватью заведующего финансовым отделом обкома Элеша в доме на Семеновской, выдавались деньги руководителям отделов и парткомов. И лишь после прихода к власти правительства Антонова остаток в количестве 6 000 000 был внесен на специальный счет в отделение "Чосен бенк", что размещалось на ул. Пекинской. Его и тратили разведка ГПУ и агенты Коминтерна, работая в ДВР, Китае и Японии...