Сообщение про степана разина. Донской казак Степан Тимофеевич Разин: биография, история, основные даты и интересные факты. Разинцы в Царицыне

Стенька Разин - герой песни, буйный разбойник, в порыве ревности утопивший персидскую княжну. Вот все, что большинству известно о нем. И все это - неправда, миф.

Реальный Степан Тимофеевич Разин - выдающийся полководец, политический деятель, "отец родной" всех униженных и оскорбленных, был казнен то ли на Красной, то ли на Болотной площади в Москве 16 июня 1671 года. Его четвертовали, тело разрубили на части и выставили на высоких шестах у Москвы-реки. Там оно провисело, по меньшей мере, пять лет.

«Степенный мужчина с высокомерным лицом»

То ли от голода, то ли от притеснений и бесправия бежал из-под Воронежа на вольный Дон Тимофей Разя. Будучи человеком сильным, энергичным, смелым, он довольно скоро вошел в число "домовитых", то есть богатых казаков. Женился на плененной им же самим турчанке, которая родила трех сыновей: Ивана, Степана и Фрола.

Внешность среднего из братьев описана голландцем Яном Стрейсом: "Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью". Многие черты его внешности и характера противоречивы: к примеру, существует свидетельство шведского посла о том, что Степан Разин знал восемь языков. С другой стороны, согласно преданию, когда его и Фрола пытали, Степан шутил: "Слыхал я, будто только ученых людей обривают в священники, мы с тобой оба неученые, а все же дождались такой чести".

Челночный дипломат

К 28 годам Степан Разин становится одним из виднейших казаков на Дону. Не только потому, что он был сыном домовитого казака и крестником самого войскового атамана Корнилы Яковлева: раньше качеств полководца в Степане проявляются дипломатические качества.

К 1658 году он в составе донского посольства отправляется в Москву. Полученное задание выполняет образцово, в Посольском приказе его даже отмечают как человека толкового и энергичного. Вскоре он примиряет в Астрахани калмыков и нагайских татар.

Позже, в походах Степан Тимофеевич будет неоднократно прибегать к хитрости и к дипломатическим уловкам. К примеру, по окончании длительного и разорительного для страны похода "за зипунами" Разина не только не арестуют как преступника, но отпустят с войском и частью оружия на Дон: таков результат переговоров казацкого атамана с царским воеводой Львовым. Более того, Львов "принял Стеньку в названые сыновья и по русскому обычаю подарил ему образ девы Марии в прекрасном золотом окладе".

Борец с бюрократией и тиранией

Ждала Степана Разина блестящая карьера, если бы не случилось событие, кардинальным образом изменившее его отношение к жизни. Во время войны с Речью Посполитой, в 1665 году, старший брат Степана Иван Разин решил увести с фронта свой отряд домой, на Дон. Ведь казак - вольный человек, может уйти, когда захочет. Иного мнения придерживались государевы воеводы: они догнали отряд Ивана, вольнолюбивого казака арестовали и предали казни как дезертира. Бессудная казнь брата пострясла Степана.

Ненависть к аристократии и сочувствие бедным, бесправным людям окончательно укоренились в нем, и через два года он начинает готовить большой поход "за зипунами", то есть за добычей, для того, чтобы накормить казацкую голытьбу, уже в течение двадцати лет, с момента введения крепостного права, стекающуюся на вольный Дон.

Борьба с боярами и прочими угнетателями станет главным лозунгом Разина в его походах. И главной причиной того, что в разгар Крестьянской войны под его знаменами будет находиться до двухсот тысяч человек.

Хитрый полководец

Предводитель голытьбы оказался изобретательным полководцем. Выдав себя за купцов, разинцы взяли персидский город Фарабат. В течение пяти дней они торговали награбленными ранее товарами, разведывая, где находятся дома богатейших горожан. А, разведав, ограбили богачей.

В другой раз хитростью Разин победил уральских казаков. На сей раз разинцы прикинулись богомольцами. Войдя в город, отряд из сорока человек захватил ворота и позволил зайти всему войску. Был убит местный атаман, а яицкие казаки сопротивления донским не оказали.

Но главная из "умных" побед Разина - в битве у Свиного озера, в Каспийском море недалеко от Баку. На пятидесяти кораблях к острову, где был разбит лагерь казаков, приплыли персы. Увидев противника, силы которого превосходили их собственные в несколько раз, разинцы бросились к стругам и, неумело управляя ими, попытались уплыть. Персидский флотоводец Мамед-хан принял хитрый маневр за побег и приказал сцепить персидские корабли между собой, чтобы, как в сети, поймать все войско Разина. Воспользовавшись этим, казаки принялись из всех орудий стрелять по флагманскому кораблю, взорвали его, а когда тот потянул на дно соседние и среди персов поднялась паника, принялись топить один за другим другие суда. В итоге от персидского флота осталось всего три корабля.

Стенька Разин и персидская княжна

В сражении у Свиного озера казаками был пленен сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда. Согласно легенде, в плену оказалась и его сестра, в которую был страстно влюблен Разин, которая будто бы даже родила донскому атаману сына и которую Разин принес в жертву Волге-матушке. Однако существованию персидской княжны в реальности нет никаких документальных подтверждений. В частности, известна челобитная, с которой обращался Шабалда, прося отпустить его, но при этом принц ни словом не обмолвился о своей сестре.

Прелестные письма

В 1670 году Степан Разин начал главное дело своей жизни и одно из главных событий в жизни всей Европы: Крестьянскую войну. О ней не уставали писать в иностранных газетах, за ее ходом следили даже в тех странах, с которыми у России не было тесных политических и торговых связей.

Эта война уже не была походом за добычей: Разин призывал к борьбе с существующим строем, планировал идти на Москву с целью свержения, но не царя, а боярской власти. При этом он надеялся на поддержку запорожских и правобережных казаков, отправлял к ним посольства, но результата не добился: украинцы были заняты собственной политической игрой.

Тем не менее война стала всенародной. Бедняки видели в Степане Разине заступника, борца за их права, называли отцом родным. Города сдавались без боя. Тому способствовала активная агитационная кампания, проводимая донским атаманом. Используя присущую простому люду любовь к царю и набожность,

Разин распустил слух, будто с его войском следуют наследник царя Алексей Алексеевич (на деле умерший) и опальных патриарх Никон.

Первые два корабля из плывших по Волге были накрыты красной и черной материей: на первом якобы находился царевич, на втором - Никон.

Расходились по всей Руси разинские "прелестные письма". "За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны", - писал Разин. Его агитационная политика была настолько успешной, что царь даже допрашивал Никона о связи того с бунтовщиками.

Казнь

Накануне Крестьянской войны Разин захватил фактическую власть на Дону, нажив себе врага в лице собственого крестного отца атамана Яковлева. После осады Симбирска, где Разин потерпел поражение и был тяжело ранен, домовитые казаки во главе с Яковлевым смогли арестовать его, а затем и его младшего брата Фрола. В июне отряд из 76 казаков доставил Разиных в Москву. На подходе к столице к ним присоединился конвой из ста стрельцов. Братьев одели в лохмотья.

Степана привязали к позорному столбу, установленному на телеге, Фрола приковали так, чтобы он бежал рядом. Год выдался засушливым. В разгар жары арестантов торжественно провезли по улицам города. Затем жестоко пытали и четвертовали.

После смерти Разина о нем стали слагаться легенды. То он бросает со струга двадцатипудобые камни, то защищает Русь вместе с Ильей Муромцем, а то добровольно садится в тюрьму, чтобы выпустить заключенных. "Полежит так маленько, отдохнет, встанет... Дай, скажет, уголь, напишет тем углем на стене лодку, насажает в ту лодку колодников, плеснет водой: река разольется с острова до самой Волги; Стенька с молодцами грянут песни - да на Волгу!.. Ну, и поминай как звали!"

Биография и эпизоды жизни Степана Разина. Когда родился и умер Степан Разин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты атамана, изображения и видео.

Годы жизни Степана Разина:

родился в 1630, умер 6 июня 1671

Эпитафия

«Степи, долины,
Трава и цветы -
Весенних надежд
Разлились океаном.
А он, кто делами,
Как солнце, светил,
Он и в клетке
Сидел атаманом».
Из поэмы Василия Каменского «Степан Разин»

Биография

Биография Степана Разина - громкая и трагическая история жизни человека, решившего, что он сможет изменить судьбу своей страны. Он никогда не стремился стать царем или властителем, но хотел добиться равноправия для своего народа. Увы, жестокими методами и заручившись поддержкой людей, у которых не было столь высоких целей, как у него. Необходимо отметить, что, даже если Разину удалось бы одержать победу и взять Москву, он вместе с его окружением не смог бы создать новое демократическое общество, о котором мечтал. Хотя бы потому, что система, в которой обогащение производится за счет раздела чужого имущества, все равно не смогла бы долго и успешно существовать.

Степан Разин родился примерно в 1630 году, его отцом был казак, а крестным - войсковый атаман, поэтому он с детства рос среди донских старшин, знал татарский и калмыцкий языки, и еще будучи молодым казаком возглавил отряд, чтобы совершить поход против крымских татар. Он сразу же получил известность на Дону - высокий, степенный, с прямым и высокомерным взглядом. Современники отмечают, что Разин всегда держался скромно, но строго. На формирование личности Разина и на его мировоззрение большое влияние оказала ожесточившая Стеньку казнь его брата Ивана по приказу воеводы князя Долгорукова.

Начиная с 1667 года Разин стал совершать один военный поход за другим. Походы заканчивались победой Разина, его авторитет рос, и вскоре к нему со всей страны стали присоединяться не только казаки, но и беглые крестьяне. Один за одним брал Разин города - Царицын, Астрахань, Самара, Саратов. Огромное крестьянское восстание охватило большую часть страны. Но в одном из решающих боев этих сил оказалось недостаточно, и Разин только чудом смог покинуть поле сражения - его увезли раненным. Авторитет Разина начал падать, к тому же разинцам стали противостоять не только правительственные войска, но и низовые казаки. Наконец, Кагальнийцкий городок, где осел Разин, был захвачен и сожжен, а Разин вместе с братом выдан московским властям.

Смерть Разина стала публичной показательной расправой с тем, кто посмел восстать против высших чинов. Причиной смерти Разина стало удушение от повешения, но даже если бы его не повесили, атаман скончался бы от жестоких действий палачей, отрубивших ему руки и ноги. Похорон Разина не было, но его останки были захоронены на Татарском кладбище в Москве, где сегодня располагается парк культуры и отдыха. Мусульманское кладбище для могилы Разина было выбрано потому, что Разин был отлучен от православной церкви еще задолго до смерти.

Линия жизни

1630 г. Год рождения Степана Тимофеевича Разина.
1652 г. Первое упоминание о Разине в исторических документах.
1661 г. Переговоры Разина с калмыками о мире и совместных действиях против крымских татар и нагайцев.
1663 г. Поход против крымских татар по Перекопу во главе со Стенькой Разиным.
1665 г. Казнь брата Степана Разина, Ивана.
15 мая 1667 г. Начало антиправительственного похода во главе со Степаном Разиным.
весна 1669 г. Бои в «Трухменской земле», гибель друга Степана Разина, Сергея Кривого, бой у Свиного острова.
весна 1670 г. Поход-восстание на Волгу под предводительством Разина.
4 октября 1670 г. Тяжелое ранение Разина во время подавления восстания.
13 апреля 1671 г. Штурм Кагальницкого городка, приведший к жестокому бою.
14 апреля 1671 г. Пленение Разина, выдача его царским воеводам.
2 июня 1671 г. Прибытие Разина в Москву в качестве пленного.
6 июня 1671 г. Дата смерти Разина (казнь через повешение).

Памятные места

1. Станица Пугачевская (бывшая станица Зимовейская), где родился Степан Разин.
2. Памятник Разину в селе Средняя Ахтуба, которое, по преданию, основал Стенька Разин.
3. Сенги Мугань (Свиной остров), около которого в 1669 году произошло сражение между войском Разина и персидской флотилией, завершившееся крупной русской морской победой.
4. Ульяновск (бывший город Симбирск), где в 1670-м произошло сражение между мятежниками Разина и правительственными войсками, закончившееся поражением Разина.
5. Болотная площадь, на которой был публично казнен Стенька Разин.
6. Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького (бывшая территория Татарского кладбища), где был похоронен Разин (погребены его останки).

Эпизоды жизни

Разина часто сравнивали с Пугачевым, но на самом деле между этими двумя историческими фигурами есть принципиальное отличие. Заключается оно в том, что Разин не убивал вне боя, в отличие от Пугачева, который был известен своей кровожадностью. Если Разин или его люди считали кого-то виновным, они избивали человека и бросали его в воду, по русской традиции на «авось» - мол, если Бог решит защитить человека, то спасет его. Лишь однажды Разин изменил этому правилу, сбросив с колокольни воеводу города Астрахани, который прятался в церкви во время осады города.

Когда Разину был вынесен приговор, он нисколько не смирился и не стал готовиться к смерти. Наоборот, все его движения выражали ненависть и гнев. Казнь была страшной, а мучения Разина - еще ужаснее. Ему отрубили сначала руки, затем ноги, но он не выдал боли даже вздохом, сохранив свое обычное выражение лица и голос. Когда его брат, испугавшись такой же участи, закричал: «Я знаю слово и дело государево!», Разин взглянул на Фрола и крикнул на него: «Молчи, собака!»

Завет

«Я не хочу быть царем, хочу жить с вами как брат».


Документальный фильм о Степане Разине из цикла «Тайны правителей»

Соболезнования

«Личность Стеньки должна быть непременно несколько идеализирована и должна возбуждать симпатию, а не отталкивать. Надо, чтобы восстала и пронеслась какая-то исполинская фигура среди угнетаемого народа…»
Николай Римский-Корсаков, композитор

"Сквозь наважденье византийской вязи
Черты и резы различить пора,
Чтоб вышел Русь - освобождённый Разин -
И развернул, как знамя, Солнце-Ра."

(Алексей Широпаев)

"Тиранят меня два змия ужасные."
(Степан Разин)


Сегодня мы подробно поговорим об одном из величайших русских чернокнижников - Степане Разине. Успешно соединив воинское мастерство и некромантию, он объединил под своим началом русские земли, по размерам превышавшие любое европейское государство того времени. Подлые москали не сумели убить его окончательно, но им удалось пленить его заговорёнными цепями и через ритуал расчленения заточить его в облике лича - всё ещё живого, но недвижимого.

Тема важная, разговор будет долгим, букв будет много.

Начнём с малоизвестной статьи из ранней "Лимонки" (выделял жирным шрифтом - я):

СТЕПАН РАЗИН: ЛЕГЕНДА

Редкие документы 17 века, содержащие факты его биографии, поражают больше, чем легенда о нем.

Казак, известная личность в Войске Донском еще до поднятия Великого Бунта, полководец, военный дипломат. По свидетельству современника - секретаря шведского посольства в Персии Кемпфера, Разин знал восемь языков. Факт удивительный, но вполне объяснимый тем, что Войско Донское имело постоянные дипломатические и торговые отношения с Персией и Турцией, с прочими своими не совсем миролюбивыми соседями. Неоднократно возглавляя различные посольства, Разин был сам себе толмачом, помимо русского владел татарским, калмыцким, персидским, турецким, украинским, возможно, польским и литовским языками. На Украине Разин, должно быть, побывал в 1665 году в составе казачьего отряда, вместе с русскими войсками сражавшегося за независимость Украины от Польско-Литовского государства. На этой войне за самовольство воеводой Юрием Долгоруким был повешен старший брат Степана Разина - Иван. Персидские и турецкие девушки, захваченные казаками в разбойных походах, были не редкость на Дону, так что владение и этими языками не является загадкой. Дипломаты, военные и политики нынешние, эй! Способны ли вы сказать хотя бы "здравствуйте" на восьми языках?

Удивительно, что человек, явивший собой олицетворение кровавого бунта, 300 лет предаваемый анафеме (церковь аки блудница - кого скажут, того и проклянет), дважды ходил на богомолье, пересекал всю Русь - от Азовского до Белого моря - почти две тысячи километров, - осенью 1652 года, будучи юношей лет 23, после неоднократного участия в походах к турецким берегам, и снова осенью - уже 1661 года, после того, как представлял Войско Донское в переговорах с калмыками. Переговоры он провел успешно и, переждав лето, Разин, достигший возраста Христа и Ильи Муромца, отправляется на другой конец света - в Соловецкий монастырь. Разин к этому времени имел многое - положение, авторитет, имя, благополучие; стоит упомянуть, что он был крестным сыном атамана Войска Донского - Корнилы Яковлева, то есть крестником главы огромной и мощной республики.

Спустя два года после богомолья, с ведома Войскового Старшины, Разин во главе казачьего отряда совершает военный поход на крымцев. В бою под Молочными Водами отряд Разина одерживает победу, о чем было отписано государю Алексею Михайловичу.

А весной 1667 года Разин уже самовольно возглавляет отряд казаков для похода на Азов, принадлежащий тогда Турции. Малочисленность отряда заставила Разина не предпринимать штурм. Сложись события иначе, Азов был бы взят не Петром I в 1695, а Разиным в 1667.

Историки советские, датирующие начало Крестьянской Войны 1667 годом, не совсем правы. До Крестьянской Войны было еще далеко. Во-первых, поначалу все происходящее касалось в основном казачества: Разин бросает вызов богатой, зажравшейся части донцев, продавшихся Москве, забывших заветы казачьей вольницы . Его отряд поднимается по Дону и, как сообщается в исторических документах, "многие казачьи городки разоряют, проезжих торговых людей и казаков грабят и до смерти побивают", "многих хозяев и работников бьют и вешают безпрестанно".

Далее разинцы встали между рек Тишины и Иловли (притоки Волги с поэтическими названиями), ограбили караван, спускавшийся по Волге к Астрахани, освободили ссыльных, которых был целый струг, изрубили начальных людей, целовальников, отдельных из них перед этим заживо изжарив, с патриаршего струга трех "повесили на шоглу за ноги, а иных за голову". (По какому принципу, интересно, выбирали способ повешения?)

Нет смысла сейчас говорить о жестокости казаков, само время было жестоким, иностранцы писали, что людей в Московии убивают чаще, чем собак, - на улицах, в ссорах и драках; государством были узаконены пытки, для чего в каждом городе имелись профессиональные палачи, казни и наказания проводились прилюдно, да и что говорить о тех несчастных, изуродованных казаками, если женщин в те времена за измену закапывали заживо в землю. Нам ли с нашей моралью судить те времена...

Далее Разин отправился вниз по Волге, у Царицына остановился. Воевода города велел стрелять по воровским стругам, но ни одна пушка не выстрелила - порох вышел запалом. Следом за этим к ошалевшему воеводе, бормочущему что-то о нечистой силе, явился есаул Разина и потребовал наковальню, меха и кузнечную снасть. Что и было немедленно предоставлено. Возле Черного Яра Разин порезвился снова и высек встретившегося на пути воеводу этого города, ссадив его без штанов на берег после экзекуции. Это тоже не было Крестьянской Войной, все происходящее было чистой воды разбоем, только от прежних разбойников действия Разина отличались неким бесшабашным размахом и совершенно немыслимой наглостью.

Морем разинцы подошли к Яицкому городку. Оставив струги и переодевшись, сорок человек во главе с самим атаманом постучали в ворота городка, попросив пустить их в церковь помолиться. Ворота были открыты, и "богомольцы" перерезали охрану. Разинцы вошли в городок.

Стоявший в Яицком городке стрелецкий гарнизон оказать сопротивления не успел либо не посмел. Однако Яцын - стрелецкий голова и его товарищи задумали что-то против Разина. Прознавший об этом атаман наказал их. Собрали гарнизон на площади, и один из стрельцов (звали его Чикмаз) стал рубить головы вчерашним своим товарищам. Картина, думается, была несравненная: отрубив за два часа 170 голов, Чикмаз, должно быть, сильно измазался, кровь покрыла все его тело и лицо коркой - лето было, жара; агонизирующие трупы кидали в яму. Некоторые из приговоренных стрельцов падали в обморок от ужаса, и подтаскивали их к плахе, впавших в беспамятство. Степан сидел здесь же, наблюдал и, видимо, утомившись, объявил оставшимся в живых стрельцам, что, мол, прощаю, можете остаться со мной, а можете идти. Стрельцы подумали денек и сдуру пошли куда-то. Казаки во главе с атаманом нагнали их за городом и порубили.

Задушевный парень Чикмаз заслужил доверие атамана и остался с ним надолго.

Казаки обосновались в Яицком городке; нужно было чем-то питаться, и осенью Разин разгромил татар в устье Волги, не желавших делиться добром. Чуть позже разбил отряд государевых ратных людей, посланных астраханским воеводой для поимки смутьянов. "Нечего ловить - мы и не прячемся." Разин задумал поход на Персию - за богатой добычей, и относить этот период к Крестьянской Войне попросту глупо - что это за Крестьянская Война за пределами России, да к тому же без крестьян - отряд Разина почти целиком состоял из казаков. Разин почти мирно зимовал в Яицком городке, и мысли расправиться с боярами им еще не владели. Правда, трижды в городок приезжали послы с увещеванием прекратить разбой. Первый раз их отпустили, во второй раз одного из послов убил сам Разин , в третий раз послов повесили. Надоели, наверное.

В 1667 году, если верить "Каталогу землетрясений Российской Империи", в городе Шемахе были землетрясения большой силы. В последние годы появились исторические работы, где этому факту придано основополагающее значение, и весь Каспийский поход Разина, удивительный по своему размаху и по удали казачьей, сведен к постыдному мародерству. Если брать во внимание вышеприведенный факт о землетрясении, то пресловутое мародерство вообще бред. Потому что казаки появились в тех местах спустя год - в 1668, когда последствия землетрясения были сведены на нет, и потому что далеко от побережья разинцы не уходили, опасаясь быть отрезанными от стругов, а Шемаха находится в сто километрах от берега. Тенденция к уничижению русского национального героя приводит к подтасовке фактов и откровенной нелепости. Впрочем, я даже могу помочь новым толкователям истории мятежа - помимо "Каталога" существует письмо иностранца Т.Брейна, проживавшего в те годы в Персии, в котором тоже упоминается о землетрясениях, - это письмо историки упустили, а то б плясали от восторга, - но и оно не влияет на суть дела - Персия была и оставалась мощнейшим и сказочно богатым государством, и существует масса доказательств того, что города в Персии процветали, а не лежали в развалинах, богатейшие рынки работали, велась активная торговля с соседними странами, и шах Аббас II оплачивал работу наемного войска. Да и сам Т.Брейн, писавший о землетрясениях, из Персии уезжать не собирался - значит, не так уж страшно было.

Итак, Разин вышел из Яицкого городка в Каспийское море. Побережье от Дербента до Баку подверглось разорению. Что удивительно - к казацкому войску примыкали иноземцы, в основном персы. Общался с ними Разин на их родном языке.

Достигнув Решата, Разин предложил службу шаху, о чем, кстати, в советском историковедении не принято распространяться. Ни вождем Крестьянской Войны, ни новым Ермаком - завоевателем земель для Московии Разин быть тогда не желал . Он попросил земель у шаха, обещая служить верой и правдой; Агамир Осёнов, приезжий перс, упоминал о личном свидании Разина с шахом. Шах тянул время - такие беспокойные и наглые соседи были ему явно не нужны, но и уничтожить их казалось невозможным. В то время, пока разинские есаулы вели в Исфагани переговоры с шахом, Разин поставил условие правителю Решата выплачивать казакам 150 рублей на день и помимо этого ежедневно кормить их. То есть Разин практически обложил один из персидских городов данью. И это с двумя тысячами человек! А если б было десять тысяч? Сосчитать их казаки, конечно, не позволили, посему жрали и получали денег каждый за троих. Кроме того, развлекались в городе, кто как мог. В конце концов жители Решата, уставшие от казачьего пьянства и беспредела, застали их, обнаглевших и пьяных, врасплох и убили около четырехсот человек.

Оступись здесь история, и было бы наемное казачье войско у шаха. Не оступилась, к счастью.

Месть не заставила себя ждать. Оставив злополучный Решт и прибыв к Фарабату, Разин попросил впустить казаков в город для торговли. Правитель Фарабата поверил увещеваниям казаков в добрых намерениях. Пять дней они торговали, благо до этого награбили на побережье немало - меняли персидское добро на персидское, на шестой день Разин подал знак - тронул шапку, и начался праздник: вырезали весь город. Жестокость предела не знала. Несметные богатства перенесли на струги, струги же обили бархатом и повесили шелковые паруса. После Фарабата разинцы взяли Астрабат и, разграбив его, обнаглевшие вконец, встали на полуострове Миян-Кале между Фарабатом и Астрабатом - в шаховом лесном заповеднике, где шаховы потешные дворы. Два персидских города были в худшем состоянии, чем после землетрясения, думается, а Разин не собирался уплывать - укрепил казачье поселение и установил торговлю - на трех взятых в плен бусурман меняли одного православного. Шах спешно готовился к войне.

Весной отряд Разина перекинулся на восточный берег Каспийского моря - в Трухменскую землю. (Здесь, кстати, вообще землетрясений не было.) Все туркменские кочевья, что встретились на побережье, были разграблены, туркменское воинство рассеяно. Оттуда Разин вернулся на западное побережье вновь, видно, обида за резню в Реште спать не давала атаману. Казаки встали на Свином острове возле Баку, разграбили несколько сел возле этого города, но успокоиться на содеянном не сумели. В июне 1669 года к Свиному острову подошел флот шаха во главе с первым полководцем Персии Менеды-ханом. Персы, имевшие прекрасное вооружение и четырехкратное численное превосходство , ехали к Свиному острову, как на праздник. С музыкой. Хан даже взял с собой юного сына (а по легенде и дочь), дабы дети могли насладиться победой персидского воинства.

Поначалу все получилось, как и было задумано Менеды-ханом: казаки при виде приближающегося противника ударились в постыдное бегство. Персы возликовали. Преследование сопровождалось громом барабанов и труб. Казаки, как оказалось, даже управлять стругами не умели - еле двигались, беспомощно тыркаясь друг в друга. Персы соединили свои суда цепями, чтоб ни один казачий струг не скрылся, и стали окружать разинцев. Тут и начался праздник: неожиданно казаки научились управлять, и причем необыкновенно четко и слаженно, своими стругами и развернулись в сторону персов. С центрального - разинского струга раздался пушечный выстрел. Буса Менеды-хана, отмеченная им самим поднятым флагом, загорелась - ядро угодило в пороховой запас, самому хану пришлось спешно перейти на другое судно. Но его загоревшаяся буса стала тонуть и потянула за собой все остальные персидские суда, связанные цепями.

Маневрировать персы не могли и посему послужили прекрасной мишенью. После короткого и точного обстрела казаки начали непосредственное истребление впавшего в жуткое замешательство персидского воинства. Все войско в краткий срок было уничтожено. Хан, потеряв в суматохе боя своего сына Шебалду, ушел на трех сандалях. Казаки потеряли убитыми всего несколько десятков человек. Весть о страшном поражении войска Аббаса II пришла во все окрестные восточные страны, в европейские державы.

Дошла весть и до Москвы. И хоть слал государь Алексей Михайлович извинения Аббасу II за действия разбойников, гордость за своих неразумных подданных Московия чувствовала явно. Государем были отпущены вины казакам. "Прощаю, мол, только не дурите больше. Награбили и сидите смирно." Смирно не вышло. Остановиться было невозможно.

Разин вернулся на Дон. Со всей Руси к нему потянулись все те же угнетенные и обездоленные, но и: воры, убийцы, насильники. Всю зиму 1669 года Разин слал гонцов к гетману Правобережной Украины Петру Дорошенко и атаману Войска Запорожского Ивану Серко - искал товарищей для задуманного. Чуть позже посылал гонцов Степан к опальному патриарху Никону. Поддержи все они его - о, разошлась бы по швам Русь, пала б Москва...

В мае 1670 года начался Великий Поход. Крестьянская Война. Разин вышел на Волгу. Окружив Царицын и оставив возле него часть войска, Разин занялся привычным делом, в котором издавна не ведал поражения - разгромил кочевья ногайских татар. Вернувшись после тяжелого боя к стенам Царицына, Разин узнал, что жители города открыли ворота своему освободителю - батюшке Степану Тимофеевичу. Воевода с немногими людьми заперся в башне, откуда его вошедшие в город разинцы во главе с атаманом выкурили и на следующий день, по просьбе жителей Царицына, утопили.

Отряд стрельцов с головой Иваном Лопатиным, плывший на помощь Царицыну, был разбит со свойственными Разину удалью, блеском и жестокостью: в семи верстах от города из-за косы навстречу стрелецким стругам неожиданно выплыли струги Разина. Стрельцы было рванулись к берегу, но там их ждала сидевшая в засаде конница. Ошалевшие, они кинулись к Царицыну, полагая, что город еще не взят. Немыслимо велик был их ужас, когда со стен города, в котором они чаяли спрятаться, по ним ударили пушки. Разинцы во всей той бойне потеряли убитыми и ранеными несколько человек. От стрелецкого отряда остались те, кто вовремя успели сдаться.

Когда я смотрел "Храброе сердце" с Мелом Гибсоном, мне становилось жалко, что не сняли у нас такой фильм о Разине. И прелесть была бы в том, что о Разине и выдумывать ничего не надо - вся его жизнь, все его победы воинские и поступка да выходки человеческие восхитительно интересны...

Другой отряд стрельцов под руководством князя Львова, отправленный астраханским воеводой, в котором поработали разинские "прелестники", столь же умело окруженный войсками Разина, как и предыдущий отряд, сдался Разину без боя.

Жители Черного Яра сами впустили атамана, Камышин был взят обманом. Разин спускался вниз по Волге, чтобы не оставлять в тылу Астрахань.

Астраханская крепость была одной из лучших в Европе. Иностранные мастера говорили, что устоит она против любой армии. Каменный кремль: десять башен, за ними Белый город с каменными стенами до десяти сажен в высоту, за ним земляной вал с деревянной стеной на нем. У вала - глубокий ров. На трех крепостных стенах стояло пятьсот пушек!

С воеводой Астрахани - Прозоровским - Разин самолично поднялся на высокую крепостную башню с плоским верхом - раскат. Они говорили о чем-то. Разговор свелся к тому, что Разин тихонько подтолкнул Прозоровского, стоявшего у края раската. Спустившись вниз, Разин приказал повесить двух его сыновей за ноги.

Всего в Астрахани по решению горожан и казачьего круга было казнено 66 человек. Думаете много?

Тут как-то по TV была передача, где бородатый историк проникновенным голосом рассказывал о немыслимой жестокости разинцев и в пример приводил следующую историю: когда разинская голытьба вошла в Астрахань, воевода, дьяки, многие стрельцы заперлись в церкви. После бесплодных уговоров впустить их разинцы начали стрелять в резные ворота - во внутрь церкви, и случайным выстрелом убили полуторагодовалого ребенка на руках у матери. Нерадивой матери, стоит отметить. Нечего было в церковь лезть, младенцев казаки не ели и нет ни одного случая, когда Разин приказал бы казнить женщин или детей. Изнутри церкви, кстати, стреляли тоже, и метиться разинцам было некогда.

Мало того, я смею утверждать, что зверство Разина, его непримиримая жестокость в обращении с боярами, князьями да дьяками - выдумка и блеф. Представителей "белой кости" Разин миловал так же часто, как и казнил. Уничтожались лишь явные враги: грабили в 1667 году караван на Волге - патриаршего сына боярского Лазунку Жидовина не тронули и даже приняли в отряд вместе с 160 ярыжками; взяли Яицкий городок - воевода цел и невредим; в 1670 году встал Разин войной на Боярскую Русь - все семя вроде должны истребить боярское, ан нет - в казнях не усердствовали; взяли Царицын - и детей боярских и племянника воеводы, захваченных в плен, - пощадили, причем, как сообщается в историческом документе, "в начальных людях в Царицыне - по его Степанову приказу - сын боярский Ивашка Кузьмин... да соборный поп Андрей"; разбили стрелецкий отряд Лопатина - над самим Лопатиным, взятым в плен живым, Разин "велел наругаться всячески, и кололи, и посадили в воду", однако полуголову по просьбе стрельцов, сдавшихся в плен, пощадили. А ведь он участвовал в бою против разинцев. В милости к побежденным - величие воина, не так ли? Следуем далее: в Черном Яре воеводу пощадили; в отряде князя Львова, сдавшемся Разину под Черным Яром, было 80 офицеров и дворян, котрые пытались сбежать, и вот как описывал это участник событий - голландский офицер Фабрициус, бывший тогда при князе Львове: "... и тут быть резне, да Стенька Разин сейчас же отдал приказ не убивать больше ни одного офицера, ибо среди них, верно, есть все же и хорошие люди, таких следует пощадить. Напротив, тот, кто плохо обращался со своими солдатами, понесет заслуженную кару по приговору атамана и созванного им круга." На круге Разин бьет челом перед казаками, чтоб пощадили князя Львова. По решению круга, князь и большинство офицеров были пощажены. В Астрахани Разин запретил трогать церковные богатства и приказал беречь митрополита Иосифа и других духовных пастырей. Перед этим, правда, одному из попов, по приказу Разина, отрубили руку и ногу, а другого посадили в воду. (Набивали в мешок камней и, усадив в мешок человека, кидали в реку.) Но эти попы вели себя неподобающе - принялись обличать Разина, будто занимается он богомерзкими делами . Надо было показать попам безынтересность таких проповедей, дабы они народ не смущали. Жителей Астрахани Разин "приводил к кресту" - то есть присягали ему астраханцы, чтобы "за великого государя стоять" и Разину "служить". И чтоб ни у кого не возникло сомнений в верности Степана Разина государю и церкви, Разин посадил на свои струги псевдоцаревича Алексея Алексеевича и псевдопатриарха Никона, имена их вписывались в предестные грамоты... Из Астрахани Разин во главе своего с каждым днем увеличивающегося войска стал подниматься вверх по Волге, были взяты Самара и Саратов, где, как и во многих других, взятых разинцами, городах казнены были единицы, по приговору горожан. Не было никаких массовых кровопусканий, убивались те, кого нельзя не убить.

Беспредел и пьянство казачье тоже вопрос спорный. Без сомнения, трудно было урезонить несколько тысяч человек, среди которых немало каторжников, но: после взятия очередного города и следовавшего за этим событием праздника, со следующего дня Разин запрещал пьянство. За кражу попавшийся казак убивался на месте. По свидетельству иностранцев, бывших во время восстания в Астрахани, блуд являлся самым тяжким преступлением в среде разинцев, за насилие строго наказывали. В той же Астрахани Разин запретил призносить на улицах матерные слова, какое уж тут пьянство. Даже ненавистник Разина Костомаров, отмечая, что воинство его "составлялось из беглых воров", говорит, что малейшее ослушание наказывалось смертью, то есть в войске Разина царила дисциплина, сравнимая разве что с дисциплиной татаро-монгольского воинства.

В начале сентября Разин подошел к Симбирску. Царское ополчение под началом князя Юрия Боротянского, шедшее на помощь городу, было опрокинуто. Был взят Симбирский острог, разинцы осадили малый симбирский город, где со многими людьми насмерть засел воевода. В течение сентября Разиным было проведено несколько жестоких штурмов, сам атаман неоднократно ходил вместе с казаками на стены Симбирска, появляясь в самых опасных местах.

В краткие сроки Разину был подчинен весь Симбирский уезд.

Во власти Разина находилась вся низовая Волга - крупнейшие города: Астрахань, Черный Яр, Царицын, Саратов, Самара, Симбирск должен быть взят со дня на день; полдороги до Москвы было пройдено, остались Казань, Нижний Новгород, где Разин намеревался зазимовать, Муром да Рязань.

Во все стороны Руси шли прелестные грамоты и разинские посланники. Под Казань и под Свияжск отправил грамоты Разин, написанные на русском и татарском языках. Дважды появлялись разинские посланники в Москве, ходили средь народа, увещевая простолюдинов воздать заступнику Степану Тимофеевичу честь - встретить хлебом-солью.

Смута расползлась по всей Руси. Объявились прелестные грамоты даже в Карельской и Ижорской землях, возле свейской границы. Дошли разинские рассыльщики в малороссийские земли, на Полтаву.

Еще из Царицына начал рассылать Разин своих атаманов, чтоб шли своими путями по Руси - к Москве.

К середине осени 1670 года, когда под началом Разина было свыше 60 тысяч человек, мятеж принял неслыханные размеры.

Окраинными городами двигались одни атаманы: родной брат Степана Разина - Фрол шел на Коротояк; названный брат Сепана - Леско Черкашенин поднимался по Северному Донцу, были взяты Царев-Борисов, Маяцк, Змиев, Чугуев. Другой разинский атаман Фрол Минаев поднимался по Дону при содействии принявшего сторону восставших полковника Дзиньковского, взял Острогожск и вышел на Воронеж.

Другими атаманами, посланными из-под Саратова и Симбирска, в краткие сроки были захвачены Алатырь, Курмыш, Ядрин, Саранск, Керенск, Пенза и многие другие города. Восставшие подошли к Нижнему Новгороду, осадили Тамбов. Появились повстанцы под Тулой и Суздалем, Коломной и Ярославлем. К северо-востоку от Москвы была взята Унжа, восставшие двигались на Кострому.

Владения Разина к октябрю 1670 года превышали размеры любой европейской державы . Под именем Разина были огромные территории: вся Волга, все Заволжье, около 20 городов в Междуречье, часть Слободской Украины, десятки километров к северу от Казани и Нижнего Новгорода, за спиной восстания лежал безопасный Урал...

Это уже не было бунтом. Это было Нашествие. Об ужасах в Московии писали европейские газеты: "посланный против мятежников московский генерал Долгорукий требует стотысячную армию, а иначе не решается показаться на глаза врагу."

Москву трясло. Спешно создавалось всероссийское дворянское ополчение. Церковь предала Степана Разина анафеме.

И произошло то, о чем молила дрогнувшая Москва: в начале октября войско Разина, стоящее под Симбирском, было рассеяно. Мужичье оказалось негодным к войне и дрогнуло при первом жестком натиске. Основная сила и надежда Разина - казачий костяк, профессиональные воины, шедшие за Разиным еще с Персии, - была уничтожена. Сам Разин, под которым в бою убило лошадь, раненый выстрелом пищали в ногу и с рассеченной саблей головой, с немногими людьми спешно возвратился на Дон: пока цвел бунт на Руси, срочно собрать новое казачье ополчение - с двумя тысячами Персию трясли, неужель не найдется несколько тысяч, желающих боярскую Русь за бороду потаскать!

Не нашлось. Это была агония: полгода метался Разин по Дону, казаки не шли за ним. Наступил 1671 год. Разин ждал весны, чтоб с несколькими сотнями людей вновь подняться по Волге, где еще стояли под его, Разина, именем Астрахань и Царицын, где в междуречье Оки и Волги разинские атаманы в муках удерживали завоеванные земли, где еще бушевал Народ.

И пощады Народу от воевод не было. Великой кровью метились города, вырванные у восстания. НИКОГДА , предаваемый анафеме за богопротивные деяния и жестокость, Разин не устраивал такого ужаса, что сотворили благословляемые церковью царские воеводы . Иностранец, очевидец подавления восстания Степана Разина, писал: "Страшно было смотреть на Арзамас, его предместья казались совершенным адом, повсюду стояли виселицы... валялись разбросанные головы и дымились свежей кровью, здесь торчали колья, на которых мучились преступники и часто были живы по три дня, испытывая неописуемые страдания." Только в Арзамасе по приказу воеводы Юрия Долгорукого было казнено 11 тысяч человек! И вспомните, что в каждом захваченном Разиным городе казнился лишь воевода и несколько его прихвостней - единицы! Вспомните о стрелецких полках и об офицерах, командующих ими, которых Разин миловал из раза в раз.

Зато в Астрахани Разиным было казнено аж 66 человек, - скажете вы. А знаете, что произошло в Астрахани, когда ее отбили у восставших? Бывший тогда в городе голландец Людвиг Фабрициус вспоминает о том, что новый воевода Одоевский "велел взять под арест всех астраханских жителей... свирепствовал до ужаса: многих повелел воевода заживо четвертовать, кого заживо сжечь, кому вырезать из глотки язык, кого заживо зарыть в землю. И так поступали как с виновными, так и с невиновными. Под конец, когда народу осталось мало, он приказал срыть весь город."

Где тот бородатый историк, что ныл о жестокости Разина? Хоть бы читать книги научился, коль совести нет.

Где те церковники, что 300 лет предавали русского национального героя Степана Разина и его атаманов анафеме, - вы воевод-то забыли, что ль? И доныне с теми воеводами один сытый стол делите, да анафему шлете, куда ни попадя... И это наши духовные пастыри... м...звоны.

Разина пленили 13 апреля 1671 года - в построенном Разиным городке Кагальнике, пленили сами казаки во главе с крестным отцом Степана - Корнилой Яковлевым.

4 июня 1671 года Разина Степана и его брата Фрола привезли в Москву. После жутких двухдневных пыток, пренесенных Разиным с нечеловечьей стойкостью, его четвертовали на Красной Площади . Когда Разину отрубили уже руку и ногу, брат его Фрол смалодушничал и закричал, чтобы избежать казни, что откроет государю тайну ... Разин, два дня пытаемый, с отрубленной рукой и ногой, крикнул брату:

Молчи, собака!

Бунт Разина, что буйными цветами да горящими головнями разлетелся по Руси, еще долго топтали воеводы.

Последний оплот бежавших разинцев - Соловецкий монастырь - пал лишь в 1676 году. Тот самый монастырь, куда молодой Разин ходил на богомолье...


Вот так. Но это - лишь внешний слой событий. Расовую же (и, частично, оккультную) подоплёку мы разберём во второй части статьи.

Об этом удалом бунтаре, предводителе мятежных казаков, мы все знаем не только по школьному курсу истории, но также по знаменитой песне «Из-за острова на стрежень», текст которой был написан самарским фольклористом и поэтом Дмитрием Садовниковым в 1872 году. И это не единственное звено, которое связывает наш город с легендарным народным героем. Оказывается, в 1670-1671 годах власть в Самаре в течение 10 месяцев принадлежала не царским наместникам, а выборным атаманам, сподвижникам Степана Тимофеевича Разина (рис. 1).

Месть за брата

Он родился около 1630 года в станице Зимовейской на Дону. Здесь есть одно историческое совпадение: именно здесь ровно через сто лет появился на свет и другой легендарный атаман - Емельян Пугачев. Под названием Пугачевская эта станица существует и по сей день, и относится она к Волгоградской области. Что же касается Степана Разина, то впоследствии он привлек к себе огромное внимание и современников, и потомков, став героем фольклора, действующим лицом художественных произведений и научных трудов не только в России, но и за рубежом.

А первые упоминания об этой личности в исторических документах датируются 1661 годом, когда в хрониках казачьих походов на Крымское ханство и Османскую империю неоднократно отмечалась доблесть троих братьев Разиных – Ивана, Степана и Фрола. В 1662 году Степан, средний из них, был избран верховным атаманом. Его братья в это время тоже стали видными людьми, хотя и занимали места ниже Степана по казачьей иерархии.

В ходе битвы с турками в 1662 году при Молочных Водах на Крымском перешейке казаки одержали победу и вернулись на Дон с богатыми трофеями. Однако в 1665 году произошел серьезный конфликт, когда царский воевода князь Юрий Долгоруков повесил старшего брата Ивана за его самовольный уход на Дон во время войны с Речью Посполитой. Это событие в сочетании с усиливавшимися попытками лишить казачество завоеванных вольностей не могло не оказать огромного воздействия на свободолюбивого Степана Разина.

Именно это событие стало поворотным во всей дальнейшей жизни атамана. На ближайшем кругу он заявил, что будет мстить лично Долгорукову и всей московской власти в целом, а также собирается добиться вольной и благополучной жизни для всех казаков, находившихся под его началом (рис. 2, 3).


С этого времени неприязнь Разина к московскому правительству перешло в открытую войну против царского режима. Тем самым с 1667 года весь волжский путь в Персию из-за действий взбунтовавшихся казаков оказался блокированным, что в это время больше всего волновало вовсе не русские власти, а европейские торговые представительства в Москве, теряющих огромные прибыли (рис. 4).

В том же году многотысячное казацкое войско под предводительством Разина отправилось в поход сначала на Нижнюю Волгу и на Яик, а затем на персидские города на Каспийском побережье. В отечественной истории это плавание получило название «поход за зипунами». Как раз в это время, скорее всего, и произошел тот печально известный эпизод с персидской княжной, о котором рассказывается в песне «Из-за острова на стрежень».

Во время похода по персидскому побережью Каспия казаки разграбили городок Астрабад, где перерезали всех мужчин, а более 800 молодых девушек и женщин увели с собой. Из их числа Разин и его приближенные отобрали около полусотни самых красивых наложниц, а остальные несчастные после общей трехнедельной оргии все были уничтожены. Впрочем, Разин не жалел даже понравившихся ему девушек, что и было отражено в известной песне (рис. 5).

В 1668-1669 годах казаки Разина в основном занимались лишь грабежом царских и иностранных судов на Нижней Волге, но с весны 1670 года их действия уже приобрели характер открытого восстания. Атаман рассылал по городам агитационные листовки, которые в те времена именовались «прелестными письмами» (от слова «прельщать»). В них восставшие от имени Разина призывали простых горожан не платить больше грабительские налоги в царскую казну, перебить опостылевших им градоуправителей, а затем перейти на службу атаману. При этом Разин не собирался (по крайней мере, на словах) свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной власти - воевод, дьяков, представителей церкви, обвинив их в «измене» царю (рис. 6).

Во всех занятых разинцами городах и крепостях убивали или изгоняли представителей центральной власти, взамен которой вводилось казачье градоустройство. Разумеется, вожаками здесь становились не сам Разин и его казаки, а местные бунтари и неформальные лидеры, что произошло, в частности, и в Самарском крае.

Мятежный град Самара

Согласно архивным документам, в окрестностях Самары отряды Степана Разина впервые появились 31 мая 1670 года. В то время на месте нашего города еще стояла крепость, обнесенной высоким частоколом со сторожевыми башнями на углах. Внутри нее держал оборону небольшой гарнизон во главе с воеводой Иваном Алфимовым, которому подчинялись около 100 конных и 200 пеших стрельцов, а также нескольких пушкарей. Под стенами крепости находились посадские и крестьянские дворы, торговые лавки и базар (рис. 7).

Захватив слободу, мятежники начали штурм крепости. Были сожжены две сторожевые башни, но прорваться внутрь повстанцы так и не смогли, после чего вынуждены были отступить вниз по Волге. Об этом в донесениях в Москву сказано так: «И как де вор Стенька к Самаре пришел, и его де грацкие люди в город не пустили, и он де вор Стенька, пограбя на кабаке на посаде вино, побежал на низ, а под Самарою де не мешкал ни часа».

Новые отряды Разина стали подходить к Самаре 26 августа. К этому времени сделали свое дело упомянутые выше «прелестные письма», и настроения в городе резко повернулись в сторону повстанцев. Казачьи войска к стенам Самары прибывали сюда в течение трех дней, и поэтому 28 августа, когда разинцы начали решительный штурм, жители крепости подняли восстание, открыли ворота и встретили мятежников как дорогих гостей - хлебом-солью и колокольным звоном (рис. 8).

Самарский воевода Алфимов, несколько дворян и подьячих были схвачены и «посажены в воду», то есть утоплены. На сторону восставших вместе со своими отрядами перешли также оба стрелецких сотника - Михаил Хомутов и Алексей Торшилов. Уже через день крепостью стал управлять местный посадский житель Игнат Говорухин, а военными силами - выборный атаман Иван Константинов, которые объявили всем вольную и освободили население от податей.

После успешного взятия Самары разинцы пошли на Симбирск, намереваясь следом за ним штурмовать также Казань и Нижний Новгород. В это плавание добровольно отправились 50 пеших и 40 конных стрельцов из Самары. Однако благодаря лазутчикам о походе мятежников вверх по Волге сразу же стало известно властям. Прибывший на защиту Симбирска полковой воевода Юрий Барятинский в своем донесении царя сообщал, что он сумел опередить Разина, который «не поспел прийти с Самары. А которые передовые люди шли перед ним выше Самары, те поворотились обратно на Самару, уведав про меня… и твоих великого государя ратных людей приход» (рис. 9).

Как известно, этот поход для Разина стал роковым. Казаки в сражении с царскими войсками под Симбирском 4 октября потерпели полный разгром, а сам атаман был ранен, и с немногочисленными сподвижниками бежал вниз по Волге на Дон, где рассчитывал восстановить свою армию. В своем донесении на этот счет симбирский воевода сообщал, что «вор Стенька» с отрядом казаков проплыл мимо Самары 22 октября, остановившись затем ниже города для отдыха и пополнения припасов.

В самой же Самаре продолжали верховодить сторонники вольной жизни. Для укрепления обороны крепости сюда вскоре пришел отряд яицких казаков под начальством атамана Максима Бешеного. Вот так летом 1670 года многие приволжские города из-за разгула вольницы Степана Разина фактически выпали из-под власти Москвы, отказывались платить налоги в центральную казну, и больше не присылали в столицу свои товары. Царь Алексей Михайлович был этим крайне недоволен, и своим указом повелел собрать войско, чтобы «вора Стеньку изловить, а воров холопов в Самаре, Саратове, Царицыне и Астрахани повесить».

Чтобы установить численность бунтовщиков в прибрежных городах, и узнать, какими средствами они располагают, в течение наступившей зимы сюда для разведки были засланы лазутчики. В частности, из нашего города от шпионов пришло сообщение, что «в Самаре нас распознали, держали скованными и хотели казнить, но бежать помогли верные государю люди. А всего в крепости 90 яицких, 10 донских и около 300 новоприборных (вновь прибывших – В.Е.) казаков… А всего в Самаре народу 700 человек, пять пушек, но нет пороха, и мало хлебных запасов».

Клады казачьей вольницы

В середине зимы глава мятежной Самары Игнат Говорухин был сильно обеспокоен тем, что в течение нескольких месяцев не поступало никаких известий о судьбе Степана Разина, которого город еще в августе признал верховным атаманом всей волжской вольницы. А через некоторое время в Симбирскую приказную избу от находящихся в крепости царских шпионов поступили сведения о том, что из Самары вниз по Волге был послан атаман Максим Бешеный с отрядом казаков, с целью поиска Степана Разина. Следом для связи с предводителем были отправлены и другие группы самарцев на Саратов, Царицын и Пензу, однако все они вернулись ни с чем. Лишь с наступлением весны 1671 года в город стали приходить сведения о том, что Разин схвачен правительственными войсками.

Сейчас известно, что пленение легендарного атамана произошло в результате предательства со стороны ближайшего окружения, которое посчитало его виновным в непомерных устремлениях и переоценке своих сил. В итоге 14 апреля 1671 года в донском городе Кагальник Степан Разин вместе с братом Фролом был схвачен его бывшим соратником атаманом Константином Яковлевым и выдан царским властям (рис. 10).
После допросов и пыток предводитель мятежников 6 июня был четвертован в Москве на Лобном месте (рис. 11).
Затем правительство начало жестокие расправы на местах и с остальными повстанцами. За год около 100 тысяч из них было казнено, многие посажены на кол. В течение всего лета 1671 года по Волге плыли плоты с виселицами - в назидание бунтовщикам (рис. 12).

Несмотря на это, ближайшие сподвижники Разина отказывались верить в смерть своего атамана, и продолжали воевать с верховной властью. Уже после пленения предводителя вольницы в Самару из Астрахани прибыл большой отряд под начальством атамана Федора Шелудяка, который соединился со стоявшими здесь казаками Ивана Константинова и двинулся на взятие Симбирска. С ними пошли и около сотни самарских жителей. Но и в этом бою под Симбирском повстанцы также потерпели поражение, а оба атамана с остатками своих отрядов бежали обратно в Самару. Но они не знали, что 27 июня в город без боя вошли правительственные войска, которые здесь схватили Говорухина и еще нескольких близких ему людей. Попался в засаду и вернувший в город Иван Константинов, но Федору Шелудяку с несколькими казаками на струге удалось уйти от погони. Только в 1672 году он был схвачен в Астрахани и впоследствии казнен. Впоследствии его именем была названа одна из вершин в Жигулевских горах (рис. 13).

Что касается крепости Самары, то ее население после поражения восстания вынуждено было принести государю повинную и в течение нескольких лет платить громадную пошлину в царскую казну. Самарским воеводой тогда же был поставлен стольник Вавил Эверлаков, о котором в указе о его назначении говорилось так: «Печатных пошлин с него не взято, потому что он послан на воеводство неволею». Тем же летом были казнены Константинов, Говорухин и некоторые другие предводители мятежной Самары, а еще более сотни горожан сосланы в Холмогоры на вечное поселение.

После похождений Стеньки Разина по Волге в народе о нем сложили многочисленные легенды. Самые распространенные из них рассказывают о кладах, которые либо сам атаман, либо его казаки якобы закопали где-то в Жигулевских горах. И поныне на Самарской Луке насчитывается не менее пяти пещер, носящих имя Степана Разина: у сел Малая Рязань и Шелехметь, у подножия Молодецкого и Усинского курганов, а также на горе Печора, что стоит на берегу реки Усы. За сотни лет сокровища Разина в этих местах пытались найти десятки кладоискателей, в том числе и владельцы Самарской Луки Орловы-Давыдовы, однако удача по сей день так никому и не улыбнулась.

Еще нужно отметить, что в течение нескольких лет к народному восстанию Степана Разина было приковано внимание всей Европы, поскольку от ее исхода зависела судьба важнейших торговых путей по Волге, связывавших западные государства с Персией.

Статьи и даже книги о казацком мятеже и о его предводителе еще до окончания бунта появились в Англии, Нидерландах, Германии и других странах, которые часто были фантастическими в своих подробностях, особенно касательно «русской дикости». Затем многие иностранцы стали свидетелями прибытия пленного Разина в Москву и его казни, поскольку правительство Алексея Михайловича было в этом сильно заинтересовано и всячески стремилось уверить Европу в окончательной победе над восставшими.

Интересно, что Степан Разин, по-видимому, стал первым русским человеком, о котором на Западе была защищена диссертация на звание магистра истории. Это событие состоялось 29 июня 1674 года в Виттенбергском университете (Германия). Автором научного труда о казацком атамане стал Иоганн, работа которого в XVII-XVIII веках неоднократно переиздавалась в разных странах (рис. 14).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

Список литературы

Дубман Э.Л. 1996. Самарский край в XVI-XVII веках. - В кн. «Самарская область (география и история, экономика и культура)». Самара, :171-183.

Елшин А.Г. 1918. Самарская хронология. Тип. Губернского земства. Самара. :1-52.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т. I. Самара, Самарское книжное изд-во, 416 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т. II. Самара, изд-во «Книга», - 304 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Галактионов В.М. 2013. Слово о Волге и волжанах. Самара. Изд-во Ас Гард. 396 стр.

Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.

«Зеленая книга» Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области. Сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. Самара, Кн. изд-во. 1995. :1-352.

Земля самарская. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Под ред. П.С. Кабытова и Л.В. Храмкова. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1990. :1-320.

Классика самарского краеведения. Антология. Под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана. Самара, изд-во «Самарский университет». 2002. :1-278.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина. В 2-х томах. - М., 1957.

Легенды и были Жигулей. Издание 3-е, перераб. и доп. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1979. :1-520.

Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.

Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.

Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.

Памятники природы Куйбышевской области. Сост. В.И. Матвеев, М.С. Горелов. Куйбышев. Куйб. кн. изд-во. 1986. :1-160.

Перетяткович Г. 1882. Поволжье в XVII и начале XVIII века. Одесса.

Рычков П.И. 1896. История оренбургская (1730-1750 годы). Оренбург.

Сыркин В., Храмков Л. 1969. Знаете ли вы свой край? Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-166.

Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-128.

Чистякова Е.В., Соловьёв В.М. Степан Разин и его соратники. М.: Мысль, 1988. 224 с.

Художественные произведения

Волошин М. Стенькин суд. Стихотворение. 1917.

Гиляровский В.А. Стенька Разин. Поэма.

Евтушенко Е. Казнь Стеньки Разина. Глава из поэмы «Братская ГЭС». 1964.

Злобин С. Степан Разин. Роман. 1951.

Каменский В. Степан Разин. Поэма.

Логинов С. Колодезь. Роман. 1997.

Мордовцев Д.Л. За чьи грехи? Исторический роман. 1891.

Наживин И. Степан Разин (Казаки). Исторический роман. 1928.

Песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные / А.С. Пушкин.

Садовников Д. Из-за острова на стрежень. Стихотворение, слова песни.

Толстой А. Суд. Стихотворение.

Усов В. Огненное предзимье: Повесть о Степане Разине. Повесть. 1987.

Хлебников В. Разин. Поэма. 1920.

Цветаева М.И. Стенька Разин. Стихотворение 1917.

Чапыгин А. Разин Степан. Исторический роман. 1924-1927.

Шукшин В. Я пришёл дать вам волю. Роман. 1971. Одноименный сценарий.

Документальных свидетельств о том, когда родился Степан Разин, нет. Однако эту дату можно вывести из второстепенных источников. Например, голландец Ян Янсен Стрейс, путешествовавший по России, несколько раз виделся со знаменитым мятежником. В своих записках он зафиксировал, что в 1670 году Разину было 40 лет, что говорит о том, что он родился приблизительно в 1630 году.

Подробности биографии

В точности известно только то, что знаменитый атаман родился на Дону. Биография Степана Разина началась в нынешней Волгоградской области, где в XVII веке были многочисленные казачьи хутора и станицы. Его жизнь обросла многочисленными выдумками и преданиями, что было традиционно для того времени. Биография Степана Разина стала предметом почитания у казачества. Его репутацией пользовался который во время своего восстания часто упоминал о предшественнике.

В 1652 году биография Степана Разина пополнилась важным для последнего событием. Он становится атаманом. Десять лет спустя Стенька участвовал в походе против крымского хана. Помимо казаков, в войске были калмыки и запорожцы. Тогда Россия защищалась от посредством большой прослойки вольных солдат, квартировавших на юге страны.

У Разина был старший брат Иван. Он был атаманом Войска Донского. Его казаки отличались вольным и буйным нравов, из-за чего у них постоянно возникали конфликты с царскими посланниками. Московский воевода Юрий Долгоруков во время одной такой стычки приказал казнить Ивана за непослушание. Это настроило Степана против царской власти.

Обстановка в казачестве

XVII век вообще получил прозвище «бунташного» из-за частых крестьянских восстаний. Сельские жители начали попадать в крепостную зависимость от помещиков, после того как в 1649 году было принято Крестьяне бежали от рабства на Дон, откуда беглецов не выдавали. К 70-м годам на юге страны накопилось огромное количество новообращенных казаков. Эта прослойка была настроена наиболее непримиримо к царской администрации, которую многие обвиняли в несправедливом отношении к сельскому населению.

Крестьяне, ставшие казаками, назывались «голутвенными». Они зарабатывали на жизнь тем, что грабили корабли на Волге. Старожилы смотрели на ситуацию сквозь пальцы...

Поход в Персию

В 1667 году предводителем такого отряда стал Степан Разин. Краткая биография атамана в учебнике истории включает в себя упоминания о походе на Персию. Действительно, это был первый серьезный военный опыт бравого атамана. В низовьях Волги его казаки грабили купцов и даже суда, которые принадлежали патриарху Иоасафу. К отряду массово присоединялись чернорабочие, бурлаки и прочий люд, промышляющий на речном флоте.

Грабежи купцов не волновали Москву, которая была крайне далеко. Но когда казаки разгромили стрельцов и даже захватили привычные границы допустимого были нарушены.

В новом 1668 году после зимовки на Яике войско Разина отправилось в Каспийское море. Здесь оно впервые столкнулось с силами К Разину присоединялись черкесы и другие жители Северного Кавказа. С такими силами в июле русские сразились с персами у Свиного острова. Это была крупнейшая отечественная победа на море в XVII веке. Сражение развернулось рядом с Баку. Персы были побеждены, а казакам досталась добыча. Но поскольку положение было шатким, последние отступили в Астрахань, где их принимали царские воеводы.

Народное восстание

В следующем году биография Степана Разина ознаменовалась открытым восстанием против царя. Он рассылал по югу страны грамоты, в которых звал всех желающих получить волю присоединяться к нему. Кроме того, тогда существовала традиция самозванцев, которой воспользовался Степан Разин. Краткая биография атамана продолжилась так: он распустил слух о том, что у него в войске есть наследник престола на самом деле недавно умерший. Тогда же царь конфликтовал с патриархом Тихоном, которого отправил в ссылку. Пользуясь этим, Разин также говорил о том, что и первосвященник его поддерживает. Крестьянам не нужны были доказательства, они охотно шли под его знамена.

Народная поддержка помогла Разину захватить Астрахань, Саратов, Царицын и Самару. Двигаясь вверх по течению, казаки оказались рядом с Симбирском. Его осада началась в 1670 году. Приказ отдавал сам Биография атамана гласит, что жизнь бравого казака висела на волоске. Он зашел так далеко, что поражение не оставило бы ему возможности выжить.

Поражение и казнь

Тем временем из Москвы уже двигалось войско из 60 тысяч солдат. Разинцы были разбиты и отброшены от Симбирска. Степан бежал, но ему не удалось заручиться поддержкой казачества, которое не хотело оказаться в опале. В итоге Разин был схвачен своими же соратниками, которые сдали его царю в апреле 1671 года. 6 июня предводитель народного восстания подвергся четвертованию.

Оно произошло в Москве на Болотной площади в назидание всем окружающим. Тем не менее все до сих пор помнят, кто такой Разин Степан Тимофеевич. Краткая биография атамана стала основой для многочисленных фольклорных песен, которые популярны и сегодня.