Три простых упражнения для укрепления ваших отношений. Упражнение, которое спасёт ваши семейные отношения

Ваши отношения стремительно развиваются, вы довольны собой и своим партнером, вам кажется, что это именно тот человек, которого вы так долго искали. Но... иногда чего-то все-таки не хватает. Возможно, вы просто нуждаетесь в большей близости, понимании и открытости друг другу, так как это важнейшие аспекты настоящей любви.

За последние несколько лет было разработано и описано множество упражнений, направленных на то, чтобы помочь влюбленным парам из всех слоев общества увеличить их близость и чувство единения. И как замечают психологи, пары, которые хотят заниматься такими упражнениями, это не только люди на грани развода. Это те влюбленные, которые хотят еще сильнее укрепить свою тесную связь. Они хотят наслаждаться отношениями на все 100%.

Поэтому мы собрали для вас шесть из лучших таких упражнений, на которые пары обычно откликаются лучше всего. Вы можете делать их в любом порядке, в любой период времени и ровно столько, сколько захотите. Ежедневно или по расписанию – это не главное! Главное – это получить удовольствие от времени, проведенного вместе, и добиться положительных результатов.

1. Взгляд в душу

Если вы настроились на серьезную работу, то вам необходимо обязательно выполнить это упражнение. Безусловно, если вы только начали заниматься чем-то подобным, вам поначалу может быть немного трудно (новичкам может даже будет лучше начать с упражнения №3 или №6).

Чтобы заглянуть в душу своему партнеру, вам нужно сесть лицом друг к другу почти соприкасаясь коленями и удерживать непрерывный зрительный контакт в течение 3-5 минут. Да, вы можете моргать. И, конечно, вы можете почувствовать себя немного неловко первые 1-2 минуты, если вы никогда не пробовали делать такое раньше. При этом обязательно нужно избегать разговоров во время упражнения. Если вы слишком некомфортно чувствуете себя в тишине, выберите 4-5 минутную музыкальную композицию и обязательство удерживайте зрительный контакт в течение всей песни.

В мире, который все больше и больше пытается захватить наше внимание и отвлечь нас, это «соединяющее» упражнение, безо всяких сомнений, способно эффективно разжечь ваш любовный огонь. Делайте его несколько раз в неделю, и оно даст вам ту связь и близость, которую вы со своим партнером так упорно ищете.


2. Время для длительных объятий

Это так просто, но так часто игнорируется.

Чем вы занимаетесь перед сном? Отвлекаете ли вы себя с помощью мобильного телефона, ноутбука или книг? Как вы думаете, помогает ли это вам быстро и крепко уснуть? Я лично очень сомневаюсь, а вот химические вещества счастья и удовольствия, которые вырабатываются в вашем организме во время объятий и / или секса, помогут вам заснуть еще легче. Спите вы вместе или нет, длительные объятия по несколько раз в неделю сделают настоящие чудеса с вашими интимными отношениями.

Некоторые пары обнимаются во время воспроизведения своих любимых музыкальных композиций, некоторые даже специально составляют для этого чувственные плейлисты. Они делают их определенной длительности (как правило, это 20-30 минут), потому что таким образом влюбленные гарантированно получают ежедневный необходимый минимум физической любви. Но это то, что действует именно для них.

А как бы вы хотели изменить свое времяпрепровождение перед сном? Готовы ли включить в него длительные объятия? Подумайте об этом, поговорите об этом со своим партнером, а затем включите их в свою жизнь, для создания полезной и очень приятной привычки.


3. 7 вдохов, соприкасаясь лбами

Возможно, это звучит немного странно... но поверьте мне, это упражнение обладает изумительным эффектом!

Вы можете лежать на боку или сидеть лицом друг к другу и легонько соприкасаться лбами. Опустите подбородки немного вниз так, чтобы не мешать друг другу носами (это нормально, если они немного касаются, но прикосновение носами не является необходимым для этого упражнения).

Касаясь лбами, сделайте вместе семь глубоких медленных вдохов, стараясь синхронизировать свое дыхание с дыханием вашего партнера. Как и при зрительном контакте, когда вы сделаете первые один или два вдоха, вы можете почувствовать, что это заставляет вас прикладывать определенные усилия, вам может быть тяжело психологически, но при третьем или четвертом дыхании вы почувствуете себя очень естественно.

Это упражнение не ограничивается семью вдохами (вы можете продолжать заниматься этим в течение нескольких минут, если вы этого захотите), но я считаю, что семь вдохов – это идеальное минимальное количество для пары, позволяющее почувствовать себя связанными и близкими. Если вы и ваш партнер суперуспевающие люди, которые могут справиться и с дополнительным домашним заданием, вы можете делать это упражнение даже в течение нескольких минут, в любом случае вам это никак не повредит.

4. Непрерывное слушание

Это первое словесное упражнение в нашем списке, и не просто так. Я думаю, что для того, чтобы установить прочную связь со своим партнером, полезно начать именно с невербальных упражнений. Упражнения 4, 5 и 6 являются словесными, и я настоятельно рекомендую вам сделать одно или несколько из указанных выше невербальных упражнений, прежде чем вы начнете работать со словесными.

Один из партнеров может быть более разговорчивым, чем второй, и это просто отлично! Часто партнер, который не столь общителен, будет даже рад возможности высказывать свои мысли без перерыва, потому что его могут часто перебивать и в повседневной жизни (друзья, коллеги по работе и т.д.)

5. Еженедельное совещание

Можете ли вы назвать свою жизнь и жизнь вашего партнера достаточно занятой и загруженной? Наверное, большинство читателей ответят: «Да». Поэтому нужно как-то находить время и для своих отношений.

Много недопонимания может произойти в течение всего лишь одной недели (незавершенные рассуждения, неудовлетворенные ожидания, неуслышанные желания). Подумайте о еженедельном совещании, как о способе разрешить все спорные вопросы и удовлетворить желания каждого из вас.
Для выполнения этого упражнения запланируйте 30-ти минутный разговор, при котором вы избавитесь от всех отвлекающих факторов окружающего мира (телефоны, компьютеры, дети и т.д.) и сможете поговорить, как два взрослых любящих человека.

Вы можете начать с вопросов типа «Как ты чувствуешь себя в наших отношениях на данный момент?», «Есть ли что-нибудь из того, что случилось за прошедшую неделю, о чем бы ты хотел поговорить со мной?» или «Как я могу заставить тебя почувствовать себя более любимым в ближайшие дни?», «Что особенного я могу для тебя сделать?»

6. Эстафета "5 вещей"

Это мое любимое упражнение, потому что оно быстрое, простое и может быть сделано в любом месте и в любое время.

Всякий раз, когда вы или ваш партнер употребляете в речи свое выбранное уникальное кодовое слово или тему, вы оба начинаете словесную эстафету, называя по 5 вещей, посвященных определенной теме. Вот некоторые возможные темы: 5 вещей, за которые вы благодарны в своей жизни; 5 вещей, которые вам нравятся в своем партнере или 5 вещей, которые вы хотели бы сделать со своим партнером в течение ближайших нескольких недель.

Вы можете называть их либо по очереди: сначала один 5 вещей, потом второй (1, 2, 3, 4, 5 - 1, 2, 3, 4, 5), либо попеременно (1, 1, 2, 2, 3, 3, 4, 4, 5, 5).
Универсальность и игривость этого упражнения делают его самым интересным и популярным из всех здесь предложенных. Проявите творческий подход. Количество всевозможных тем ограничено только вашим воображением.

Хотите больше примеров для тем?

5 вещей, которые сделали бы ваш день идеальным
- 5 вещей, которые вдохновляют вас в вашем партнере
- 5 вещей, из тех, что ваш партнер сделал для вас в последнее время, которые вам очень понравились
- 5 вещей, которые имеют огромное влияние на вас
- 5 самых заветных желаний
- 5 удивительных вещей, которые вы хотите, чтобы ваш партнер сделал для вас
- 5 забавных фактов из вашего детства и т.д.

Нужно ли вам настраивать более крепкую связь в своих отношениях?

Многие пары не могут понять эти упражнения и встречают их с сопротивлением. «Разве нам нужно дополнительно настраиваться друг на друга? Все должно происходить само по себе!»

Конечно, существует романтическая концепция о том, что ваши отношения должны в полной мере развиваться на автопилоте. Но любые отношения начнут процветать только тогда, когда вы будете прикладывать для их развития определенные усилия. Я ни капли не сомневаюсь, что вы можете построить хорошие отношения и не делая никаких из вышеперечисленных упражнений. Но если вы хотите перевести отношения на качественно новый уровень, я бы рекомендовала вам все-таки кое-что попробовать. В худшем случае вы потеряете несколько секунд или несколько минут своей жизни. Но при лучшем сценарии вы обнаружите, что нашли легкие и простые способы повторного разжигания теплого и яркого огонька любви, когда вы почувствуете, что вам это сейчас необходимо.

Рай - это когда ты влюблен, и любовь никогда не перестает. И ощущение близости никогда не прекращается. Рай - это чувствовать близость любимого вечно. Поэтому любите друг друга и не бойтесь становиться более близкими и более открытыми своей второй половинке!

Семейные тренинги – это ключ к взаимопониманию, восстановлению доверия и налаживанию отношений между супругами. Семейный курс помогает преодолеть самые различные ситуации, с которыми пришлось столкнуться одному или обоим членам во время совместной жизни.

Я работаю с семьями, которые:

  • Столкнулись с алкоголизмом;
  • Другие виды зависимостей.

Во время прохождения курса происходит оказание терапевтической поддержки всем членам семьи, разрешение затяжных конфликтных ситуаций и перестроение существующей семейной модели.

Семья - это уникальное явление

Мы работаем над каждым периодом семейных отношений – в семейной жизни нет простых периодов – она вся состоит из сложностей и помощь психолога, профессионального или «доморощенного», роль которого часто играют наши близкие, нужна на каждом этапе семейной жизни.

Записаться

Цель программы – восстановить гармонию в семье путем разрешения проблем и улучшить взаимоотношения между супругами.

В ходе психологических семейных тренингов пары получают навыки эффективной семейной коммуникации и учатся решать проблемы, которые в той или иной степени возникают в каждой семье. Ведь зачастую именно неумение правильно выражать обоюдные претензии и высказывать свое недовольство распределением власти или обязанностей в доме становится камнем преткновения в отношениях. Тренинги для семейных пар направлены на получение и развитие навыков конструктивного общения между супругами.

Программа тренингов для семьи с проблемами разрабатывается мною в индивидуальном порядке. Во внимание принимаются особенности отношений пары, их сложности и персональные пожелания. Программа такого тренингового курса, как правило, многодневная.

Галерея

Курс предполагает:

  • 10 консультаций;
  • Выполнение заданий;
  • Фототерапию;
  • Работу в паре.

Программа тренинга распланирована таким образом, чтобы супругам хватало время не только на работу, но и общение с окружающей природой.

Научившись применять в повседневной жизни навыки, полученные в ходе тренинга счастливые отношения, вы очень быстро заметите положительные сдвиги в супружеском общении и поведении, которые станут ключом к самому сокровенному – семейному счастью.

Программа рассчитана на 7 дней + время на дорогу.

Где проходят семейные тренинги

Наш центр экотерапии находится в экологически очень благополучном месте: это Тверская область, Андреапольский район. На время тренингов мы предоставляем нашим клиентам индивидуальный деревянный дом, настоящий сруб на берегу озера. Весь интерьер дома в стиле кантри, и даже есть настоящая дровяная печь, которую можно топить самим!

Предусмотрены самые разнообразные варианты проведения досуга: есть настоящая баня с выходом на мостки к озеру, для любителей рыбной ловли – настоящая рыбалка, зимой – коньки, летом – катание на велосипеде, купание в озере, пешие прогулки.

Детально ознакомиться с описанием местности, дома, досуга, а также с особенностями метода экотерапии, который мы применяем в нашей работе, вы можете, перейдя по ссылке в раздел .

В разделе вы можете увидеть все фотографии: деревянный дом, баня с террасой, озеро в разные времена года и время суток и другие.

Адрес и месторасположение Центра экотерапии на карте:

Адрес: Тверская область
Андреапольский район
деревня Синьково

Цена курса

Стоимость тренингов, а также их программа очень варьируют в зависимости от продолжительности курса, пожеланий клиентов, конкретной ситуации и других обстоятельств, которые учитываются и нами обсуждаются совместно. Ознакомиться подробнее с принципами формирования стоимости семейных и прочих тренингов вы можете в разделе . Цены на консультации и другие виды психологического сопровождения указаны на странице.

Если вы хотите получить более подробную информацию по услуге семейной экотерапии, или обсудить программу экотерапии конкретно для вашей семьи, то вы всегда можете заказать консультацию через Skype (natylika1). Мы обсудим все интересующие вас вопросы вместе.

Отношения в семье бывают сложными. Знание психологических тонкостей взаимопонимания в семье поможет правильно повести себя и не довести отношения до разрыва. Станьте сами себе психологом, выполнив несколько несложных упражнений, направленных на познание себя, своих сильных и слабых сторон. Честно выполнив предложенные упражнения Вы обязательно измените ситуацию и наладите отношения в семье.

Помните, что на все нужно время. Любой результат приходит с задержкой. Нужно будет немного потерпеть и подождать. Главное не пускать все на самотек, вовремя действовать и принимать правильные решения, что Вы несомненно сможете сделать, выполняя следующие упражнения:

  • Упражнение «Волшебная таблетка». Представьте, что Вы приняли волшебную таблетку, которая на время устраняет все сдерживающие факторы, усвоенные правила и моральные нормы. Вы освобождаетесь от робости, нерешительности, тревожности, от внутренней цензуры и любого внешнего давления. Действие таблетки продолжается в течение недели. Как Вы себя чувствуете? Что изменится в ваших отношениях? Что Вы будете делать? Что Вы будете говорить? Какими теперь Вы видите ваши отношения? Произошли ли в них изменения? Если да, то какие? Запишите, что Вам понравилось в этих отношениях и что не понравилось. Могли бы Вы сделать что-то из того, что Вы записали, и без волшебной таблетки? Как? Запишите свои мысли.
  • Упражнение «Моя роль в семье». Подумайте и запишите ответы на следующие вопросы: «Какого отношения к себе я бы хотел (а) от своих родных?», «Какого отношения к себе хотели бы от меня мои родные?», «Могу ли я дать это своим родным? Как?», «Мои права в семье?», «Мои обязанности в семье?», «Права мужа (жены)?», «Обязанности мужа (жены)?», «Могу ли я что-то в этих обязанностях и правах поменять?», «Чему мне необходимо научиться во взаимоотношениях со своими родными и близкими людьми?». Проанализируйте все то, что Вы записали.
  • Упражнение «Кто Я?». Дайте 10 ответов на вопрос: «Кто я такой (такая)?». Проанализируйте ответы. То, что Вы поставили в начало списка - это Ваши приоритеты на данный момент. Действительно ли для Вас это важно или Вы хотели бы видеть себя в другой роли? Посмотрите, нет ли чего того, что Вы забыли? Например, что Вы - женщина. Может, стоит задуматься о том, чтобы иначе себя позиционировать. Проранжируйте список еще раз, но уже сознательно расставляя приоритеты.
  • Упражнение «Знай, чего хочешь». Полезно решить, чего Вы хотите достичь, то есть иметь как желаемый результат для того, чтобы отношения в семье Вас устраивали. Продолжите предложение: «Я хочу…». Проанализируйте свою цель: что именно Вы хотите увидеть, услышать, почувствовать. То есть Вы говорите, например, что хотите больше нежности от мужа. И детализируете так: Если я буду иметь больше нежности от мужа, тогда я буду видеть (перечисляете что именно), я буду слышать (перечисляете), я буду чувствовать (перечисляете). Вас все устраивает? Если нет, то корректируйте предложение «Я хочу…» и снова проверяйте, что вы при этом чувствуете, видите и слышите. И так до тех пор, пока не получите и ясно не увидите то, что Вас действительно устраивает.

Данными упражнениями Вы задаете себе определенную программу и в дальнейшем уже на подсознательном уровне начинаете действовать и реагировать на происходящее более правильно, что приносит свои положительные результаты. Успехов Вам!

Тренинг супружеских отношений (Васильев, 2003; Кипнис, 2004, 2005; Щеколдина, 2004) состоит из нескольких блоков (тем), которые можно использовать вместе или по отдельности, в зависимости от запроса клиентов. Большинство упражнений тренинга могут проводиться как в группе, так и при консультировании одной супружеской пары. Тренинг включает следующие темы:

Тема 1. Прояснение и развитие образа «Я» членов семьи.

Тема 2. Семейные ценности, традиции семьи.

Тема 3. Семейные роли.

Тема 4. Партнерские отношения в семье, коммуникация, лидерство.

Тема 5. Семейные конфликты, способы решения проблем.

Перед участниками тренинга стоят следующие общие задачи:

Эмоционально и когнитивно включиться в процесс саморазвития и совершенствования семейных отношений;

Обнаружить и откорректировать те особенности семьи как саморазвивающейся многопрофильной системы, которые требуют обновления, исправления, улучшения;

Освежить чувства сопричастности, любви, приятия, которые характеризуют счастливые семьи;

Устранить «одиночество вдвоем», ощущение ненужности, необязательности семейного союза, потери духовных связей в семье;

Проверить, что объединяет членов семьи в одно целое, что делает их союз семьей, провести ревизию семейных ценностей и табу;

Разрушить стереотипы восприятия, возникшие во внутрисемейных контактах и общении, внести в жизнь семьи элементы спонтанности, импровизации, свободного творчества, сотрудничества;

Проверить, насколько каждый участник тренинга подходит под определение «хороший партнер», насколько отвечает критерию «хорошего» мужа или жены.

Кроме того, тренинг поможет участникам познакомиться с семейным опытом других людей.

Упражнения для начала занятия

Упражнение «Ассоциации»

У каждого из участников тренинга есть ручка и бумага для записи. Ведущий предлагает команде поиграть в ассоциации. Все, что для этого нужно, – слушать задание и записывать первые же образы, пришедшие в голову.

Вопросы-задания могут быть такими.

Если семья – это постройка, то она… (крепость; кооперативная квартира; коммуналка; только не дача; общежитие; шалаш на двоих…);

Если семья – это цвет, то она… (серо-буро-малиновая; и цветов-то таких в природе не существует; нежно-розовая; черно-белая, как зебра; серая, унылая; кроваво-красная…);

Если семья – это музыка, то она… (скрипка; фуга Баха; тяжелый металл; цыганщина; романтическая баллада; задушевная песня у костра; «Взвейтесь кострами, синие ночи!»; мелодия, которая не кончается; какофония; «форте»…);

Если семья – это геометрическая фигура, то она… (круг; вектор; «треугольник, только не подумайте чего-то „такого“!»; зигзаг удачи; точка; многоточие; спираль…);

Если семья – это название фильма, то она…(«Фантомас разбушевался»; «Розыгрыш»; «Богатые тоже плачут»; «Рабыня Изаура»; «Отверженные»; «Семь невест ефрейтора Збруева»; «Единственная»; «…И младенец в люльке»; «Красавица и чудовище»…);

Если семья – это настроение, то она… (радость; тоска смертная; постоянный стресс; блаженство; «детский смех, если можно так определить настроение»; тревога; «это праздник со слезами на глазах»…).

Упражнение «Мячик»

Бросая мячик сидящим в кругу участникам, ведущий просит каждого, поймавшего мяч, назвать (каждый круг – один вопрос):



свое имя;

причину, по которой он пришел на тренинг;

свое семейное положение, профессию или любые другие биографические данные, которые хотелось бы озвучить…

Перебрасывая мячик, участники продолжают начатое ведущим предложение, а затем передают мячик любому из игроков в кругу. Например:

Когда я вспоминаю свое детство, то я думаю, что оно было…

Традицией нашей семьи было…

Я ищу в семье…

Мне кажется, что счастливая семья – это…

Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок рос человеком…

Когда я злюсь, я…

Я горжусь тем, что я…

Завершая тренинг, можно использовать игру с мячиком, чтобы, передавая его друг другу, участники говорили комплименты, оценивая успешность совместной работы в ходе встречи, какие-то особенные качества, успехи партнеров.

Упражнение «Полюбите нас „черненькими“!»

Участники, сидя в кругу, представляют себя группе, рассказывая, чем, по их мнению, они могут раздражать близких и других людей.

Упражнение «Дело мастера боится!»

Каждый из сидящих в кругу участников представляет себя группе и рассказывает о том, чему бы он мог научить своего ребенка, в чем он чувствует себя специалистом.

Можно поставить вопрос и по-другому: что из большого объема разнообразных дел, связанных с семьей, домом, воспитанием детей, каждый участник встречи умеет делать мастерски.

Упражнение «Герой моего романа»

Представляя себя, участники тренинга говорят о человеке, который служит для них жизненным примером, является идеалом. Можно предложить им также рассказать об том, как в их представлении выглядит «идеальная женщина», «идеальный мужчина», «идеальный ребенок», «идеальная мать», «идеальный отец»…

Упражнение «Диаграмма»

Группу условно делят на сцену и зрителей. Участники упражнения, а их одновременно может быть до десятка, даже чуть больше, занимают место на «сцене». Ведущий объясняет им, что перед ними на полу существует воображаемая шкала. Крайняя левая часть равна нулевой отметке. Крайняя правая часть представляет собой максимально яркое проявление признака – 100.

Ведущий дает группе участников некое утверждение и просит их разместиться на воображаемой оси в соответствии с тем, насколько они согласны или не согласны с прозвучавшей мыслью. Если они согласны с утверждением абсолютно, то они становятся на крайней правой точке. Если идея кажется безумной, совершенно неприемлемой, то их место около нулевой отметки, т. е. крайней левой точки. Все остальные оттенки согласия-несогласия – от 0 до 100. После того как ведущий произносит утверждение, дается немного времени для размышления, и игроки занимают свои места на разных точках шкалы. Затем ведущий просит каждого объяснить, почему он находится именно в этой точке.

Примеры высказываний:

Согласны ли вы, что:

«добро должно быть с кулаками»?

стерпится-слюбится?

быт – главная угроза семейному счастью?

любви без ненависти не бывает?

детей нужно «любить, как душу, но трясти, как грушу»?

родители обязаны жить отдельно от детей?

нет ничего плохого в романе на стороне, это лишь добавляет «перца» в семейные отношения?

феминистка в глазах мужчины – это «половина женщины»?

основная ответственность мужчины проявляется в денежном обеспечении семьи?

Упражнение «На шкале эмоций»

Другой вид диаграммы, где участникам предлагается определить свое место на воображаемой шкале в зависимости от проявления в их семейных отношениях определенных качеств характера и эмоций. Даются пары свойств:

терпимый – нетерпимый;

мягкий – жесткий в оценках;

готовый простить – бескомпромиссный;

спокойный – раздражительный;

дружелюбный – агрессивный;

внимательный – равнодушный;

заботливый – эгоистичный;

закрытый – открытый (в проявлениях эмоций, выражении мнений);

рассудительный – импульсивный;

прижимистый – щедрый.

После прочтения каждой пары свойств ведущий просит участников занять свои места «на шкале» с учетом того, что минимальное, близкое к нулю проявление качеств – крайняя левая позиция на воображаемой оси, максимальное – крайняя правая. В качестве варианта можно предложить участникам повторно совершить «идеальный» выбор. Это предоставляет возможность обсудить, в чем причина существенных расхождений (если они есть) между желаемым и действительным.

Упражнение «Линия раздела»

Вся группа стоит перед чертой, нарисованной на полу или воображаемой. Ведущий произносит предложение или вопрос, и тот, кто отвечает на него утвердительно, переступает черту. Дается несколько секунд на то, чтобы увидеть изменения, происшедшие с группой, – кто переступил черту, кто остался на месте, и осмыслить решения, свое и товарищей. Затем все возвращаются на исходную позицию за черту, и звучит следующий вопрос ведущего.

Примеры вопросов.

Боитесь ли вы одиночества?

Считаете ли вы свою семейную жизнь удавшейся?

Часто ли вас задевает поведение партнера?

Вам хочется иметь много детей?

Вам кажется, что близкие не ценят ваших усилий в полной мере?

Вы в постоянном конфликте с собой из-за того, что позволяете близким «на себе ездить»?

Вам совестно тратить деньги на свои маленькие увлечения?

Вы непростительно много времени отдаете работе в ущерб общению с детьми?

Вы задаете себе вопрос, а любят ли вас ваши дети?

Вы окружены заботой и лаской?

Вы любите свой дом?

Вы человек эмоциональный, а потому с вами нелегко в семье?

Вы считаете, что молчание – золото?

Упражнение «Остров везения»

Это задание хорошо проводить в супружеских парах или в командах, изображающих семью.

Ведущий дает задание:

«Представьте себе, что вам удалось освободиться от всех срочных дел, обязательств и проектов, чтобы вдвоем (или с семьей) провести целых две недели на прекрасном необитаемом острове.

Вы (семейная пара или как семья) можете взять с собой всего 10 предметов. Подумайте, что это за предметы, которые удовлетворят вкусам и требованиям всех отдыхающих. (Если играет семья, то можно внести добавочное условие: каждый может взять 3 предмета для себя и 7 предметов для других.)

Согласуйте список с остальными участниками поездки. На поиски консенсуса у вас есть 20 минут».

Обсуждение

Какие предметы в вашем индивидуальном списке? Почему именно они?

Какие проблемы возникли у вас при составлении списка для спутников?

Насколько ваши предложения соответствовали реальным пожеланиям партнеров?

Как происходило обсуждение?

И самое главное: теперь, после окончания споров и дискуссий, осталось ли у вас по-прежнему желание провести вместе эти прекрасные две недели?!

Тема 1. Прояснение и развитие образа «Я»

Дать возможность участникам тренинга оценить себя с помощью метафор;

Обучить выявлению «Я»-концепции и ее связи с окружающими людьми;

Развивать умение видеть себя глазами других и понимать окружающих.

Упражнение «Кто я?»

Эта методика повторяющегося вопроса используется для драматизации сознания участника тренинга и для концентрации на знаковых позициях в семейных отношениях и супружеских ролях.

Каждый участник кладет перед собой чистый лист бумаги. Ведущий предупреждает, что он будет задавать всем вопрос, на который просит отвечать письменно. Чем спонтаннее ответ, тем лучше. (Проверив, что задание усвоено, вопросов нет, ведущий определяет тему упражнения. Это может быть самый общий вопрос, и тогда уточнения не потребуется, а может быть некий срез жизни: семья, родительские обязанности, работа, друзья…) Упражнение начинается. Ведущий громко и четко ставит перед группой вопрос:

– Запишите, пожалуйста, сверху листа первый вопрос: «Кто я?» – и ответьте на него! Кто вы? (Пауза в 30–40 секунд для записи ответов.)

– Следующий вопрос: «Кто я?» (Если участники в замешательстве и утверждают, что на этот вопрос уже дан ответ, ведущий очень коротко объясняет, что ошибки нет, он вновь просит ответить на поставленный вопрос искренне и по возможности спонтанно…)

– Готовы к следующему вопросу? Он таков: «Кто я?»…

Таким образом ведущий постоянно возвращается к одному и тому же вопросу, поощряя участников к быстрым и откровенным ответам, отображающим их взгляд на самих себя. Стоит задать не менее десяти повторяющихся вопросов, прежде чем перейти к выслушиванию записанных ответов (если ведущий хочет их обнародовать) и к обсуждению того, с какими эмоциональными и интеллектуальными открытиями было связано для участников тренинга это упражнение.

Упражнение «Какой я?»

Один из участников группы (адресат) уходит за дверь с листком бумаги и ручкой, пытаясь представить себе и записать, что о нем думает группа, каким она его видит. В это время группа думает над тем же: каким мы видим этого человека? В процессе обсуждения группа находит не менее 10 положительных и 10 отрицательных характеристик, которые ведущий записывает на листе бумаги. После выполнения задания адресата приглашают в комнату, он зачитывает свои записи. Если совпадают хотя бы 3 характеристики из списков, сделанных группой и адресатом, остальные характеристики зачитывают и отдают адресату. В роли адресата выступает каждый участник группы по очереди. Затем можно обсудить отличие собственных представлений от представлений других людей.

Упражнение «Я – предмет»

Ведущий предлагает группе ответить на вопрос: «Если бы вы были предметом, то каким?» Каждый участник записывает на листе бумаги этот предмет и его качества, которые должны отражать его «Я», при этом не указывает своего имени. После выполнения задания ведущий собирает карточки с ответами и зачитывает их группе. Все участники описывают характер человека, закодировавшего себя таким образом.

Упражнение «Ценные качества»

Каждый участник, не указывая на карточке своего имени, записывает 5 качеств, которые больше всего ценит в себе и за которые его уважают другие. Перевернув лист бумаги, участник записывает 5 качеств, которые ему не нравятся в себе. Ведущий собирает карточки, а затем, перемешав их, раздает участникам группы. Каждый участник, получив карточку и прочитав положительные и отрицательные качества, пытается представить себе этого человека и составляет рассказ о нем и его жизни.

Обсуждение

Что чувствовали участники группы, когда слушали рассказ о себе;

Много ли было совпадений с их представлениями о своей жизни.

Упражнение «Визитная карточка»

Материалы: большой ватманский лист на каждого участника; для всех – фломастеры, ножницы, клейкая лента, краски, клей, большое количество печатной продукции (рекламные проспекты, брошюры, иллюстрированные журналы и газеты).

Сначала каждый участник складывает полученный им ватманский лист по вертикали пополам и делает посередине разрез (такой, чтобы в образовавшееся отверстие можно было просунуть голову). Надев на себя такой лист, каждый увидит, что превратился в живую рекламную тумбу, у которой есть лицевая и тыльная сторона.

На передней части листа каждый участник составит коллаж, рассказывающий о его личных особенностях. Здесь нужно подчеркнуть свои достоинства, но не забывая и о тех качествах, которые не слишком приятны. Тыльная (на спине) сторона ватманского листа отражает стремления, мечты, желания чего-то достичь. Сам коллаж создается из текстов, рисунков, фотографий, которые можно вырезать из печатной продукции, дополнив при необходимости рисунками и надписями, сделанными от руки.

Когда работа завершена, все надевают на себя получившиеся коллажи и ходят по комнате. При этом участники рассматривают визитки друг друга, общаются, задают вопросы. Может звучать негромкая фоновая музыка.

Обсуждение

Не кажется ли вам, что в ходе задания вы смогли лучше понять, что вы за человек? Удалось ли вам достаточно полно и внятно отобразить себя на визитной карточке?

Что было легче – демонстрировать свои достоинства или недостатки?

Нашли ли вы среди партнеров кого-то, кто похож на вас? Кто резко отличается от вас?

Чей коллаж запомнился вам больше всего и почему?

Упражнение «Матрешка»

Материалы: большая матрешка.

Доброволец, вышедший на площадку, берет в руки матрешку и начинает открывать ее, пока не найдет самую маленькую фигурку. Каждый слой обозначает его сущность, так что под внешней оболочкой – каким видят его окружающие – скрываются более глубокие и тайные уровни.

Игра начинается словами:

– Это я (фамилия и имя участника), каким меня видят окружающие…

Продолжение может быть таким: «Это я – такой, каким меня знают сослуживцы (друзья… семья… любимая… каким я являюсь на самом деле)». Можно направить разговор в определенное русло и просить высказываться лишь о лидерских качествах, потенциале, удачах и просчетах, страхах и ожиданиях. А можно оставить все как есть, дать участнику говорить в соответствии со своим уровнем открытости и рефлексии.

Упражнение «Три стула»

На площадке стоят в рядок три стула. Ведущий объясняет, что в технике психодрамы, в театре вообще стул – это не просто мебель. Он может быть чем угодно, даже кем угодно. Он может олицетворять людей, обозначать временные промежутки, символизировать какое-то место… То же относится и к стоящим тут стульям. Первый стул в ряду – это «Я». Следующий за ним символизирует самого близкого вам в семье человека. Третий стул станет метафорой для того образа, которого вам не хватает в семье.

Доброволец выходит на площадку и, пересаживаясь со стула на стул, рассказывает о трех различных образах.

Обсуждать упражнение можно в форме «пресс-конференции», когда участники в разных образах должны будут ответить на вопросы участников группы. Эти вопросы должны прояснить взаимоотношения между «Я» героя и другими образами, уточнить его оценки, чувства.

Упражнение «Одно из трех»

Для проведения игры нужно подготовить площадку: любым способом наметить три условных места. На каждое место собирается первая, вторая или третья подгруппа. В ходе игры участникам каждый раз придется решать для себя вопрос, к какой из трех групп они относятся. Свое место они определят в зависимости от ответа на поставленный вопрос: если они выбирают первый вариант ответа, то занимают место для подгруппы номер один, и так далее. Ведущий дает инструкцию:

«Я предложу вам серию вопросов, которые метафорически описывают ваши особенности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой из предложенных вариантов вам ближе всего, и, в соответствии со своим выбором, займите, пожалуйста, место на своей площадке.

Итак, кто вы: марш Мендельсона, «Мурка», Венский вальс?

(Участники обдумывают ответ и разделяются на три группы. Когда выбор сделан, игроки объясняют свои решения.)

Кто вы: ребенок, зрелый человек, пенсионер?

(Речь не идет о реальном возрасте игрока, а лишь об образе – «душевный возраст» – на сколько лет человек себя ощущает.)

Первое свидание, помолвка, золотая свадьба?

Спальня, кухня, рабочий кабинет?

Палатка, крепость, вилла?

Обвиняемый, адвокат, прокурор?

Табличка с надписью «Посторонним вход воспрещен!», «Скоро вернусь…» или «Добро пожаловать!»?

«С радостью!», «Надо подумать…», «Через мой труп!»?

Прошедшее, настоящее, будущее?»

Обсуждение

Что понравилось, а что нет в игре?

Ответ на какой вопрос был наиболее трудным?

На какой вопрос было легче всего ответить и почему?

Удивил ли вас выбор кого-то из ваших товарищей по команде? Поделитесь с этим игроком своими впечатлениями: чем вас удивил, обрадовал, огорчил, озадачил его выбор?

Удалось ли вам в ходе игры открыть что-то в самих себе?

Предложите, пожалуйста, свои тройки образов для товарищей по команде!

Тема 2. Семейные ценности, традиции семьи

Упражнения данного блока позволяют достичь следующих целей:

Стимулировать размышление о семейных ценностях и обсуждение их значимости в семейном кругу;

Продемонстрировать уникальность данной семьи среди других семейных союзов, пробудить чувство гордости ею;

Передать в игровой форме ту мысль, что каждая семья – объединение личностей с разными характерами, ценностями, интересами и запросами.

Упражнение «Семья для меня – это…»

Материалы: лист-опросник и ручка для каждого участника. Ведущий дает следующую инструкцию:

«У вас есть 15 минут для того, чтобы встретиться с как можно большим количеством других участников и выяснить у них (записав имя человека в соответствующей строчке) ответы на вопросы:

У кого то же имя, что и у вашей матери?

У кого столько же детей в семье, сколько у вас?

Кто в детстве испытал положительное влияние дедушки/бабушки?

У кого была няня?

У кого такое же, как и у вас, количество братьев и сестер?

Кто, как и вы, младший/средний/старший ребенок в семье?

Кто вырос в неполной семье?

Кто рос в большом городе?

Кто с детства проявлял склонность к спорту?

Кто писал в юности стихи?

У кого первая влюбленность завершилась свадьбой?

Кто начал работать до достижения совершеннолетия?

На кого в детстве сильно влияла мать?

Кто часто путешествовал со своими родителями?

У кого в доме жили совместно три поколения семьи?

Кто с детства ежегодно празднует день рождения?

У кого дома (в детстве, юности) жили домашние животные?

Чьи родители поженились до 20-летнего возраста?

Кому в детстве родители обычно читали перед сном книги?

Кто жил в религиозном окружении?

У кого в семье были родственники-долгожители (старше 90 лет)?

У кого в юности был страх не найти в жизни «свою половину»?

Чья фамилия начинается с той же буквы, что и ваша?

Кто живет вместе с родителями?

У кого род занятий отличается от того, чего желали их родители?

Кто работает в той сфере, в которой получил образование?

Кто, как и вы, считает добрачную жизнь возможной/желательной/невозможной?

Кто, как и вы, считает/не считает, что в семье есть «мужские» и «женские» обязанности?

Кто, как и вы, считает/не считает, что главное для создания семьи – это общие этнические корни?»

Обсуждение

Что нового вы узнали о товарищах по группе?

Полезно ли было для вас подобное упражнение?

Как вы чувствуете себя после того, как нашли немало сходного между собой и другими участниками?

Поможет ли это в общении с товарищами по группе?

Упражнение «Древо семейных ценностей»

Материалы: список ценностей для каждого, большие листы белой бумаги, карандаши, ластики, краски.

Ведущий раздает участникам материалы для упражнения и дает следующую инструкцию:

«Вам предлагается список ценностей, которые люди, как правило, считают важными для совместной жизни. Просмотрите, пожалуйста, список. Если необходимо – дополните его своими ценностями.

Список ценностей:

наличие общих интересов

взаимное уважение

невмешательство в дела друг друга

преданность

сохранение самостоятельности и автономии членов семьи

материальное благополучие

национальная монолитность

благополучие в глазах окружающих

дисциплина и четкость

выполнение всеми членами семьи своих обязанностей

совместное проведение свободного времени

«открытый дом» – для друзей, родственников, коллег

много детей

хорошее здоровье

взаимопомощь

Вы поработали над составлением списка семейных ценностей. Теперь вам предстоит составить шкалу приоритетов: определить, какие из ценностей для вас являются базовыми, какие – менее значимыми, а какие вообще находятся на периферии. На листе ватмана нарисуйте, пожалуйста, большое дерево. Это – Древо семейных ценностей. Изобразите его таким образом, чтобы корнями дерева стали ваши базовые, самые принципиальные ценности, ствол составили менее важные, а ветвями – те ценности, которые относительно важны для вас».

Обсуждение

Какие выводы вы могли бы сделать по окончании своей работы над Древом семейных ценностей?

Подумайте, как бы выглядело Древо, если бы его изобразили другие члены вашей семьи?

Упражнение «Семейное предание»

Ведущий просит участников сосредоточиться и вспомнить одну из тех семейных историй, которая передается как предание, как семейная реликвия из поколения в поколение. Затем это предание можно рассказать группе. Слово предоставляется всем желающим. Наконец, в процессе обсуждения группа выясняет, какие чувства вызвали у каждого семейные воспоминания. Почему данная история была столь значимой для семьи, стала преданием? Можно ли сказать, что эта история отражает ценности, стиль поведения, традиции, принятые в данной семье? Если да, то какие?

Упражнение «Танец семьи»

Материалы: магнитофон и соответствующие характеру задания записи.

Группа разбивается произвольно на команды (не предупреждая о предстоящем задании, ведущий тем не менее следит за тем, чтобы в команде было не больше 7–8 человек). Когда разделение закончено, ведущий объявляет участникам, что каждая созданная осознанно или стихийно команда – это отдельная община. Он дает инструкцию:

«Через пять минут начнет звучать музыка, которая пригласит всех-всех игроков принять участие в особенном „семейном танце“. Если танцует одиночка – это метафора его решения остаться холостым или незамужней. Выбрав себе пару для танца, вы заявляете о том, что именно этот партнер отвечает вашим вкусам, вы предпочитаете его остальным. Танец в группе тоже означает готовность к семейной жизни. Вопрос только в том, остается ли эта группа целостным коллективом, или в ходе танца внутри ее постоянно сменяются партнеры.

Если вы с партнером – «самодостаточный союз», то в течение всего танца проявляйте друг к другу знаки внимания и не обращайтесь ни к кому другому из членов группы. Если же отношения в вашей семье позволяют продолжать поиск партнера, то по ходу танца вы можете махать рукой понравившимся вам людям или перейти к ним, чтобы продолжить танец в измененном составе. Возможностей много. Есть пять минут на обсуждение, затем команда за командой предстанут перед нами в своем «Танце семьи».

Обсуждение

Прокомментируйте, пожалуйста, свои впечатления от игры.

Насколько такое метафорическое упражнение позволило вам выразить себя, с одной стороны, и понять товарищей – с другой?

Давайте подумаем, какие способы организации семейного союза были представлены в ходе игры!

Нет ли чего-то, что вызывает ваше внутреннее сопротивление, протест? Что, напротив, обрадовало вас в собственном поведении или реакциях партнеров?

Тема 3. Семейные роли

Продемонстрировать участникам тренинга амбивалентность стереотипного мышления, его положительные аспекты и опасности;

Увидеть зависимость поведения от ожиданий других людей;

Осознать влияние доминирующего мнения, предубеждений, заведомо принятых решений на проявляемые в семейной жизни модели поведения;

Позволить супругам взглянуть на свой брак и увидеть его и друг друга по-новому, стимулировать открытое и честное обсуждение своих желаний и стремления к переменам и обновлению;

Отказаться от негативного восприятия партнера, помочь участникам преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед изменениями;

Изменить стереотипы восприятия;

Продемонстрировать на практике различия, присущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению;

Помочь осознать важность определенных качеств характера для построения качественных, демократичных, укрепляющих семью партнерских отношений;

Проанализировать представления о гендерных различиях и их влияние на формирование личности, на совместную семейную жизнь.

Упражнение «Парад стереотипов»

Материалы: доска (или большой лист бумаги) и маркеры.

На доске или листе бумаги плакатного формата записываются существующие у участников представления о ролях, которые, по их мнению (и по мнению общества), должны выполнять в семье муж и жена.

Записывается абсолютно все без цензурирования. Чтобы не обидеть присутствующих резкостью чьих-то формулировок, ведущий определяет заранее, что не стоит относиться к словам как к выражению личного мнения конкретного человека. Это – стереотипная установка – «так говорят». Ведущий записывает все прозвучавшие высказывания в два столбика – «женский» и «мужской».

Можно без труда предположить, что среди женских обязанностей будут фигурировать:

быть хорошей хозяйкой;

заботливая мать;

любящая и нежная жена;

должна вкусно и разнообразно готовить;

гладить мужу брюки и рубашки;

убирать квартиру;

создавать дома уют;

заниматься здоровьем и воспитанием детей…

Среди стереотипных мужских ролей, скорее всего, появятся следующие:

быть защитником семейного очага;

обеспечивать семью;

воспитывать детей сильными и выносливыми;

уметь произвести дома элементарный ремонт;

заниматься обслуживанием домашней техники, уметь починить неисправность;

отвечать за стабильность семьи…

Теперь ведущий просит группу высказаться по каждому пункту. Он предлагает проверить, а так ли уж сильно представленный на доске список отличается от мнения участников тренинга.

Может выясниться, что многие стереотипы стали для кого-то по-настоящему личными установками. Для установки характерно наличие трех компонентов: убеждения, эмоциональное отношение и поведение. Если убеждения в правоте или неправоте партнера формируют эмоциональное отношение (предположим, негативное), то финалом триады будет соответствующее поведение. Недовольство из-за несоответствия стереотипным представлениям приведет к конфликту.

Обсуждение.

Зачем нужны стереотипы? Можно ли обойтись без них? Всегда ли стереотипы плохи, может быть, тут существует и положительная сторона?

Как стереотип или миф соотносятся с реальностью?

Нужно ли со стереотипами бороться и как отличить стереотип от объективной реальности?

Что произойдет, если до супружества и жених, и невеста не прояснят ожиданий друг от друга, а будут основывать свои надежды на стереотипных представлениях?

Проверьте, существуют ли несоответствия среди членов группы в их взгляде на роль мужчины в семье (а что по этому поводу думают сами мужчины?), на то, какие обязанности возложены на женские плечи (согласны ли участницы тренинга с этими ролями?).

Какие трудности возникают перед мужчинами и женщинами в связи с принятыми взглядами на «традиционно мужское» и «традиционно женское» поведение в семейной жизни?

Приведите примеры, когда вы оказались «жертвой стереотипа».

Упражнение «Семейный контракт»

Материалы: бумага и ручка для каждого участника.

Люди, вступающие в отношения, заключают формальные или неформальные, явные или скрытые контракты. Всем хорошо известны контракты между покупателями и продавцами, адвокатами и их клиентами, учителями и учениками. В одном случае контракт оговаривается условиями покупки. В другом – предполагаемым порядком действий и итогом судебного разбирательства. В третьем – объемом и качеством преподанного и воспринятого материала. Супружеский контракт – один из важнейших договоров в жизни. Интересно, что порой не только мелочи и второстепенные детали, но даже принципиальные положения этого союза не проясняются.

Ведущий дает следующие инструкции:

«Давайте попробуем взглянуть на брачный договор не только с точки зрения юридической ответственности сторон, но и с позиций ежедневного многолетнего сосуществования, которое скреплено любовью, взаимным уважением, стремлением развить семейный союз и при этом не потерять собственную индивидуальность! Перед вами лист бумаги, ручки. У каждой семейной пары есть двадцать минут для того, чтобы записать те пункты, которые, на их взгляд, определяют дух и букву существующего между ними союза.

Определено ли у вас, кто является главой семьи, кто отвечает за семейную кассу, кто занимается «внешними связями», а кто – воспитанием детей? Каковы приоритеты семьи в строительстве семейного очага, взгляды на место проживания и его особенности, на досуг, на материальную ответственность, на степень свободы, которую супруги предоставляют друг другу?

Итак, перед вами основные положения существующего брачного договора. Теперь давайте представим себе, что брачный контракт, как и множество других существующих договоров, принято через какое-то время обновлять. Срок действия вашего семейного контракта истек, вы можете составить новый.

Просмотрите свой нынешний брачный договор и определите: что вы хотите в нем изменить?

Что важно дополнить?

Где вы хотите жить?

Кто из вас будет заниматься финансовым обеспечением, ремонтом, хозяйством, воспитанием детей, покупками, организацией семейного досуга, праздников?

Как вы будете пользоваться семейной кассой? Как собираетесь проводить отпуск?

Сколько времени вы планируете проводить в кругу семьи, на работе, с детьми?

Кто и каким образом решает вопросы питания?

Что вы думаете по поводу сексуальных отношений: их частота, время, место? Кто может являться их инициатором?

Вы предпочитаете дом «открытого типа»: с гостями, вечеринками, совместными праздниками – или «закрытого»: с вечерами в кругу семьи, с минимальным общением с окружающими?

Определите особые условия и привычки, которые могут улучшить или, напротив, испортить ваш брак. Запишите их, даже если они кажутся не столь принципиальными (время и характер отхода ко сну, стиль мебели, воздержание от курения, ширина кровати, любимые телепередачи каждого и как вы «делите» телевизор в случае проблем, цвет обоев или побелки, цветы и домашние животные…)».

Упражнение «Коронная поза»

Группа разбивается на подгруппы в 5–6 человек. В каждой подгруппе один-два игрока назначаются консультантами. Остальные члены команды включаются в работу скульпторов.

Каждый из них думает о том, в каком составе он хочет увидеть свою семью. Разобравшись с действующими лицами, вспоминает их коронные позы, жесты, мимику, которые, как правило, характеризуют отношение этих людей к нему.

Каждый из участников по очереди берет в свои руки режиссерскую функцию и выстраивает из товарищей картины своей семьи, ее членов в «коронных позах». Последним место в «живой картине» занимает сам герой. После чего к работе подключается «консультант». Он обращается к каждому из «членов семьи» с расспросами о том, почему тот занял именно такую позицию, что выражает его «коронная поза» по отношению к главному герою. Затем «консультант» обращается уже не к персонажам, а к актерам с просьбой прокомментировать, каковы их чувства и мысли в связи с заданными позами. Далее герой-«скульптор» делится с партнерами по группе своими впечатлениями о том, каковы скрытые в метафоре «скульптуры» подтексты, как он чувствует себя по отношению к другим участникам композиции, удовлетворяет ли его собственная роль тут. «Консультант» предлагает ведущему теперь выстроить идеальную или желаемую скульптуру, в которой он вновь должен найти и собственное положение. Полученный результат обсуждают с точки зрения «ведущего» игрока. Он еще раз смотрит на свое творение и при желании говорит о том, что, на его взгляд, поможет реализовать этот воображаемый проект в действительности.

Затем роль «скульптора» переходит к следующему участнику группы.

Понятно, что этот вариант упражнения только выиграет, если его можно будет предложить реальной семье-команде. Тогда участники, играющие сами себя, вскроют все подводные течения, прояснят внутренние напряжения и связи.

Упражнение «Таблица силы»

Материалы: доска (лист бумаги) и маркер, бумага и ручка для каждого участника.

Ряд проблем семейной жизни связан с такими моделями поведения, которые навязаны традицией или общественным мнением, – чужими представлениями о том, что «правильно» и «неправильно» для мужчин и женщин. «Женщина должна быть милой, нежной и застенчивой. Так было в мои времена, это спасло бы семью и сегодня»; «Большие мальчики не плачут!»; «Что это за женщина, для которой работа важнее ребенка?!», «Это не отец! Он и сам ведет себя как маменькин сыночек, и сына научит быть таким же тряпкой!».

В течение жизни люди могут избавиться от навязанных моделей поведения, отстаивая свой взгляд на «женское» или «мужское» поведение или гендерные роли. Важно разобраться в этих стереотипах, увидеть их амбивалентность, как они влияют на партнерские отношения, семейную жизнь, воспитание детей. «Таблица силы» поможет группе вынести эти проблемы на обсуждение и не просто рассмотреть распространенные взгляды на мужчин и женщин, но выяснить, в чем слабость «сильного пола», в чем сила «слабого».

В принципе «Таблицу силы» можно применять для анализа самых разных антагонистических взаимодействий: родители – дети, начальники – подчиненные, учителя – ученики. В этом примере рассматриваются именно гендерные различия. Ведущий разделяет доску на три столбца и в среднем пишет «Мужчины и женщины». Левый столбец отводится для «женских», а правый – для «мужских» качеств.

Теперь вместе с участниками тренинга ведущий заполняет таблицу. Например:

На втором этапе под руководством ведущего группа строчка за строчкой рассматривает каждое из сильных качеств той и другой группы с точки зрения семейной жизни и родительских обязанностей и попробует найти те негативные свойства, которыми может обернуться каждое из названных качеств. Скажем, доверчивость может превратиться в инфантилизм, индивидуализм обернуться эгоизмом, бесстрашие – глупым риском, сила – агрессивностью, материнство – излишней мелочной опекой.

Упражнение «Ты мне поможешь?»

Материалы: листы-задания для каждой подгруппы, доска, маркер.

Группа разбивается на подгруппы в 3–5 человек каждая.

На доске записаны следующие роли:

старший ребенок

младший ребенок

бабушка/дедушка

Ведущий просит каждую группу задуматься над тем, как одна и та же информация трансформируется в различной ситуации, применительно к различным людям, в зависимости от формы высказывания. Затем дает инструкцию:

«Насколько мы успешны в том, что можно было бы назвать „уместным поведением“ – реакциями, адекватными той ситуации, месту, в которых мы оказались, людям, с которыми мы общаемся?

На карточках, которые получила каждая группа, есть несколько ситуаций. Выбереите одну из них и начните работу.

– Мне необходима помощь! – обращаетесь вы к различным людям и получаете в ответ… Давайте проверим, как каждый из перечисленных на доске людей может отреагировать на вашу просьбу.

Построим работу следующим образом:

– в каждой подгруппе определите для себя, о каком виде деятельности пойдет речь, в каком характере помощи вы нуждаетесь;

– каждый попытается представить себе мысленно (можно сделать необходимые записи), к кому из героев списка он может обратиться и как будет развиваться сцена-диалог;

– на следующем этапе в группе проигрываются все варианты диалога со всеми выбранными вами героями. Каждый из членов мини-группы может поучаствовать в импровизированной сцене-диалоге, продемонстрировать группе свое видение ситуации, разыграв с партнером свой вариант развития сцены;

– последний этап – обсуждение. Чтобы сделать его эффективным и конкретным, каждая подгруппа может использовать листок с вопросами:

Насколько варианты, которые были заранее подготовлены вами, вписываются в общее представление группы о том, как может развиваться ситуация?

Считаете ли вы свои варианты оптимальными после того, как познакомились с мнениями других участников команды?

Считаете ли вы свой вариант более мирным, более агрессивным, нейтральным, более интеллигентным, чем чужие варианты? Говорит ли выбранная вами реакция о стиле вашего поведения в реальной семейной обстановке?

Что в реакциях и предложениях товарищей по группе показалось вам неприемлемым? Что стало неожиданностью? С чем вы готовы безоговорочно согласиться?

Ниже в качестве примера приводятся лишь несколько ситуаций. Для любого ведущего не составит труда предложить ситуации, связанные с актуальной для участников проблематикой.

КАРТОЧКА 1

Через несколько недель вы празднуете десятилетие семейной жизни. Хотелось бы провести этот день по-особенному. У вас есть некоторые мысли по этому поводу, так что с вопросом «Ты мне поможешь?» вы обращаетесь к…

КАРТОЧКА 2

Ваш ребенок завалил один из школьных предметов. Партнер считает, что вы не уделяете ребенку достаточно времени. Карьера – это прекрасно, но проблемы сына тоже требуют срочного решения.

– Можешь ли ты помочь мне? – просите вы у…

КАРТОЧКА 3

После семейной ссоры вам очень неуютно. Хочется помириться, разрядить уже два дня царящую в доме грозовую атмосферу, которая мешает всем жить. Даже дети обратили внимание на то, что между родителями произошла серьезная размолвка, и ждут, когда же наконец конфликт разрешится. «Ты мне поможешь?» – обращаетесь вы к…

КАРТОЧКА 4

Наконец, после замечательного семейного торжества ваши гости разошлись. Квартира выглядит так, как и должна выглядеть после приема двух десятков гостей, половина из которых – дети. Через час по телевизору начинается передача, которую вы целый месяц мечтали посмотреть, но стол завален, раковина переполнена, игрушки разбросаны по всей квартире…

– Ты мне поможешь? – обращаетесь вы к…

КАРТОЧКА 5

Вы серьезно обеспокоены предстоящим семинаром, который должны приготовить для коллег по отделу. Множество вариантов, планов, идей громоздятся в голове, никак не желая укладываться в какую-то стройную концепцию. Время поджимает, а решение еще не найдено… К кому вы обратитесь за помощью?

Ведущий приглашает всех собраться для обсуждения. Участникам предлагают самостоятельно определить, что было для них самым главным в упражнении, в чем его польза и учебный потенциал. Ведущий поощряет всех высказываться и подводит итог выступлениям.

Тема 4. Партнерские отношения в семье, коммуникация, лидерство

Упражнения этого блока позволяют достичь следующих целей:

Осознать важность определенных качеств характера для создания благоприятной семейной атмосферы;

Потренироваться в сознательной постановке и снятии «блоков коммуникации», чтении невербальных признаков «закрытого и открытого» межличностного взаимодействия;

Продемонстрировать на практике в игровой форме идею о том, что каждая семья – объединение личностей с разными характерами, ценностями, интересами и запросами;

Расширить диапазон коммуникативных возможностей, усилить способность к эмпатическому сопереживанию;

Усилить эмоциональные реакции и снять «мышечный панцирь», страх перед телесным контактом;

Обучать навыкам концентрировать внимание на партнере;

Тренировать умение давать «обратную связь» партнеру.

Упражнение «Лед и пламень»

Материалы: доска и маркер, лист бумаги и ручка для каждого участника.

Ведущий дает инструкцию:

«Запишем на доске десять главных эмоциональных характеристик человека, которые делают его в семье подарком для всех.

Записав эти качества, перейдем к эмоциям прямо противоположным, тем, которые несут угрозу для семейного мира и спокойствия. Запишем и их на доске. Обсудим полученные списки, и, если группа их «утвердит», попросим каждого участника тренинга переписать на свои листы в столбик результат совместной деятельности.

Теперь разлинуем оставшуюся свободной часть листа. Каждому из членов вашей семьи выделите отдельный столбик. Не забудьте оставить место и для себя. Получится таблица, где слева – эмоциональные состояния и качества, а справа – ряд колонок «я», «жена», «сын», «дочь», «теща»… Записываем всех людей, которые участвуют в создании семейного климата.

Теперь против каждого качества в каждой из колонок проставьте оценку по десятибалльной системе. Начните с себя, затем проанализируйте степень проявления качеств у родных и близких.

Озвучьте от имени членов вашей семьи оценки по одному или нескольким пунктам. К примеру:

– Я – бабушка. Я приношу в семью высокий (8 баллов) уровень тревожности, потому что… Кроме того, мои чувства сопричастности оценены в 9 баллов, потому что…

– Я – дочь, в «высоком» (9 баллов) плюсе у меня чувство «радости», ведь… Среди «минусов» – высокий балл по «несдержанности» – это объясняется тем, что…

В итоге работы перед глазами возникнет эмоциональная карта семьи с ее островками спокойствия и нестабильными зонами. Полезно продолжить работу и после занятий, расспросив домашних о том, какие оценки они поставили бы вам и самим себе. Насколько близки ваши оценки к самооценке близких, а также их мнение о вас к вашей самооценке?»

Обсуждение

Что упражнение дало вам в понимании себя и вашей семьи?

Чего в этой карте больше, какая атмосфера характеризует вашу семью?

Были ли вещи, которые открылись вам по-новому? Что заставило обрадоваться? Задуматься? Что огорчило?

Упражнение «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

Материалы: колода карт.

Ведущий говорит:

«Помните таблички на дверях официальных советских учреждений: „Добро пожаловать!“, „Посторонним вход воспрещен!“? На самом деле, их можно с полным правом воспринимать как метафору общения. У нее, несомненно, есть нюансы: насколько выражены приглашение или запрет, распространяется ли высказывание на всех или на определенную (кем?) категорию людей. Тем не менее, всем знакомы ситуации, когда человек, с которым мы общаемся, как будто вывешивает у себя на груди такие же таблички, открывающие или закрывающие общение.

Потренируемся «в чтении» этих посланий, которые проявляются в мимике, интонации, жестах. Попробуем понять, всегда ли сдержанность – проявление «закрытости», а «улыбка до ушей» – признак теплоты и искренней заинтересованности в общении. Кто хочет выступить в роли эксперта?»

Ведущий выходит на середину. Он берет колоду карт и делит ее на две части. Одну половину он отдает «эксперту», вторую раздает оставшимся участникам. Ведущий продолжает:

«Задание таково: наш „эксперт“ выйдет на несколько минут за дверь. За это время вы решите, в какой позиции по отношению к нему вы будете выступать: в открытой или закрытой. Постарайтесь не выдавать себя сразу. Давайте попробуем, с одной стороны, „сыграть коммуникацию“ искренне и последовательно. С другой – сделать это с нюансами, на полутонах, чтобы оставить „эксперту“ возможность поразмышлять».

Вернувшись в комнату, «эксперт» по очереди подходит к любым пяти из сидящих в кругу участников. Он может разговаривать с ними, может молча анализировать их позы, жесты, мимику, может пользоваться любой подходящей возможностью определить, «открыт „или“ закрыт» партнер. Когда ответ найден, «эксперт» выкладывает перед игроком любую карту из своей колоды. Если он выложил карту вверх рубашкой, это признак того, что он обнаружил закрытый стиль коммуникации. Если же карта выкладывается открыто, то и коммуникация признана открытой. Лишь после этого сам игрок выкладывает против карты «эксперта» свою карту. Если карты совпадают, «эксперт» записывает себе в актив один балл. Если же нет, получает штрафное очко.

Определившись с каждым из пяти игроков, «эксперт» меняется с последним из них ролями. Выигрывает «эксперт», набравший максимум очков. Это – свидетельство об умении расшифровывать язык невербальной коммуникации, различать нюансы в партнерском взаимодействии.

Обсуждение

Чем запомнилась вам игра? Чему научила, о чем заставила задуматься?

Вспомните моменты семейной жизни, когда вам хотелось выбрать «закрытую карту» по отношению к партнеру. Когда и почему это происходило?

Всегда ли «закрытый» тип коммуникации плох, а «открытый» – хорош?

Проанализируйте семейные контакты: с кем из членов семьи вы используете по преимуществу один из видов контакта («открытый» или «закрытый») и почему?

Упражнение «Сцены из семейной жизни»

Команда разбивается на две подгруппы, которым присваиваются номера. В каждом раунде проходит соревнование «экспертов» – по одному от каждой из групп. Когда «эксперты» выбраны, группы проводят короткую (3–5 минут) репетицию и втайне от соперников готовят живую скульптуру, в которой, кроме «эксперта», принимают участие несколько игроков этой группы. Тема скульптуры – какая-то сцена семейной жизни.

Когда репетиция закончена, команды собираются вместе. На площадку выходит первая команда и выстраивает свою живую скульптуру. «Эксперт» соперников может в течение 30 секунд осмотреть статую, после чего покидает комнату. В это время в скульптуре происходят изменения позиций, мимики и жестов, расположения действующих лиц, ролей. Когда «эксперт» возвращается, он должен как можно точнее восстановить предшествующую картину. Затем наступает очередь второй команды.

Упражнение «Какой вы партнер в браке?»

Материалы: распечатка текста «Классификация поведения в браке».

Сначала ведущий просит участников вспомнить и рассказать какую-то ситуацию из семейной жизни, в которой ярко проявляется необходимость партнерского взаимодействия между мужем и женой. Участники обсуждают ситуацию, а не поведение героев, пытаются прояснить проблематику рассказа. Затем группа разбивается на пары. Каждая из пар получает свой номер из приведенной ниже классификации партнерского поведения в браке. (Желательно, чтобы получилось 7 пар, если же участников больше, оставшихся игроков можно присоединить к какой-либо паре либо предложить им роль «экспертов».)

В течение десяти минут каждая пара пробует разыграть обсуждаемую ранее ситуацию таким образом, чтобы один из партнеров вел себя в точном соответствии с ролью, заданной номером классификации, а второй свободно импровизировал. Скажем, в паре номер четыре один из участников будет выступать в роли «детского» партнера, а второй выберет для себя любой вариант.

Зрители (или «эксперты») постараются определить, какому типу партнерских отношений соответствует поведение импровизирующего участника. Пары представят свои сцены одна за другой. Затем начинается обсуждение.

Обсуждение

Попытайтесь для каждого из партнеров найти всю палитру качеств и свойств, которые проявились в импровизации (лексика, жесты, мимика, текст и подтекст, приемы влияния на партнера и манипуляции).

Запишите на доске продемонстрированные ролевые комбинации и проанализируйте, в каком направлении развивались партнерские отношения в каждой из пар.

При анализе можно использовать следующую классификацию профилей брака:

– симметричный (например, независимый – независимый, рациональный – рациональный, равноправный – равноправный…). В таком союзе у обоих супругов равные права и нет подчинения одного другому. Проблемы здесь решаются путем обсуждения и компромисса, соглашения;

– комплементарный (родительский – детский) характеризуется подчинением внутри пары. Один распоряжается, руководит, принимает решения, другой исполняет, подчиняется, ждет указаний;

– конфликтный – союз «романтика» или «товарища» с «независимым», «романтика» с рационалистом».

Помогла ли работа над сценами или просмотр этюдов определит, какой тип поведения в браке свойственен лично вам?

Тест «Классификация поведения в браке»

Принята следующая классификация поведения в браке.

Равноправный партнер: ожидает равных прав и обязанностей.

Романтический партнер: ожидает душевного согласия, крепкой любви, сентиментален.

«Родительский» партнер: с удовольствием заботится о другом, воспитывает его.

«Детский» партнер: привносит в брак спонтанность, непосредственность и радость, но одновременно приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.

Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственен, трезв в оценках.

Товарищеский партнер: хочет быть соратником и ищет для себя такого же спутника. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.

Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к супругу.

Упражнение «Гроссмейстеры общения»

Материалы: 32 карточки с изображением шахматных фигур, ручки, лист бумаги для каждого «эксперта».

Взаимопонимание и групповая сплоченность – приметы хорошего партнерского союза, «здоровой семьи». Подобная атмосфера достигается взаимной работой участников любой группы, в том числе и семейной, по углублению взаимопонимания, выяснению скрытых и явных предпочтений, кодов поведения, умения интуитивно предугадывать желания партнера, разбираться в законах невербальной коммуникации. Хороший партнер – «гроссмейстер общения».

Ведущий дает инструкцию:

«Давайте попробуем определить, насколько вы искушены в законах межличностной коммуникации и… шахматной игры.

Каждый из вас получает карточку с изображением шахматной фигуры определенного цвета. (В случае, если в игре заняты 16, а не 32 участника, раздается комплект одного цвета.) Вы не можете показывать карточку партнерам по команде, не можете сообщать, что за фигура вам досталась. В то же время через 15 минут в нашем зале должны расположиться друг против друга две армии шахматных фигур в принятом порядке. Справа от меня будут «черные», слева – «белые». Напоминаю вам, что любые разговоры, записи, рисунки запрещены. Желаю успеха!»

Обсуждение

Что было самым трудным?

Как команды справились с заданием?

Упражнение «Цепочка речи»

Группа садится полукругом или кругом, чтобы все участники видели друг друга, что помогает сконцентрироваться на партнере. Концентрация и слушание – одни из ключевых умений в этом упражнении. Игра будет идти «с накоплением», т. е., как во всяком куммулятивном упражнении, информация будет накапливаться от игрока к игроку. Каждый последующий участник использует сделанное/сказанное/показанное до него и передает эстафету следующему, прибавляя к полученному ранее материалу свою информацию.

Первый участник произносит любое предложение на заданную ведущим тему. Второй буквально, дословно повторяет услышанное, добавляя к нему свою реакцию. Третий возвращается по смыслу к предыдущим двум предложениям и добавляет свое.

Предположим, заданная тема – погода.

1-й: Как по-твоему, сегодня не холодно?

2-й: Ты спрашиваешь, не холодно ли сегодня. Я думаю, что сегодня теплее, чем вчера!

3-й: Игорь спросил, не холодно ли сегодня. Оказалось, что сегодня теплее, чем вчера. Значит, мы можем не надевать куртку.

4-й: Наша беседа началась с вопроса о том, не холодно ли сегодня. Мой товарищ ответил, что, по его мнению, сегодня теплее, чем вчера. Это обрадовало еще одного из собеседников, потому что он считает, что мы можем не надевать куртку. Я считаю, кроме того, что и зонтик нам не понадобится, потому что не будет дождя…

В этом примере видно, что лишь второй игрок дословно повторяет фразу первого, чтобы закрепить тему в сознании группы. Дальнейшее накопление идет максимально близко к тексту, с обширным цитированием, но, тем не менее, каждый следующий участник свободен вводить новые фигуры речи, использовать вводные слова. Он подыскивает синонимы, чтобы придать разговору уровень красивой и эстетичной, а не только информативной беседы. Когда цепочка обрывается (из-за исчерпанности темы, излишней развернутости, недостаточной концентрации кого-то из участников и т. д.), начинается новая цепочка текста со следующего по очереди игрока.

Упражнение «Пойми меня!»

Материалы:

беруши и широкая резинка или платок, две повязки на каждую тройку участников.

Вся команда разбивается на тройки. Один человек из каждой тройки получает две повязки, которыми в ходе игры воспользуется, чтобы завязать себе глаза и рот. Второй участник получает беруши и повязку: в ходе игры он затыкает себе уши и завязывает рот. Третий игрок получает беруши и широкую резинку, которой он перехватит свои руки, чтобы не пользоваться ими в ходе упражнения (вместо резинки можно просто связать кисти рук с помощью платка). Раздавая реквизит для игры, ведущий определяет коммуникативные возможности участников.

Первый – ничего не видит и не разговаривает. Он может лишь слышать и жестикулировать. Второй – ничего не слышит и не говорит; его коммуникационные каналы – зрение и жестикуляция. Третий имеет возможность говорить и видеть, но не может жестикулировать, а также ничего не слышит.

Тем не менее участникам тройки необходимо будет о чем-то договориться, при этом придется проявить недюжинную активность, фантазию и энергию. Участники могут договариваться о том:

На какой фильм они пойдут после тренинга;

В каком месте встретятся до похода в кинотеатр;

Какой подарок они купят общему другу на его день рождения;

Какое блюдо каждый из них приготовит на вечеринку, которую компания организует в складчину.

Упражнение это непростое, но очень эффективное и веселое. Важно только, чтобы ведущий постоянно был в курсе событий и жестко контролировал соблюдение всех наложенных на игроков ограничений. Поначалу участники могут путаться, но затем преодолевают свои проблемы и концентрируются на коммуникационной задаче.

Тема 5. Семейные конфликты, способы решения проблем в семье

Упражнения данного блока позволяют достичь следующих целей:

Продемонстрировать многообразие подходов к проблеме;

Мобилизовать внимание и творческую фантазию членов семьи в ходе решения групповой задачи, актуализировать внутренний коммуникативный потенциал семьи;

Продемонстрировать родителям принятые в семье коды и подходы к решению проблемы/задачи;

Осознать положительные и отрицательные факторы доминирующего поведения;

Дать возможность высказаться по проблематике семейных отношений (что иногда позволяет предотвратить разрастание конфликта, его переход в межличностное столкновение);

Развить гибкость и толерантность, провести тренировку преодоления внутреннего диссонанса, конфликта, связанного с противоречивыми взглядами на проблему;

Сформировать навыки бесконфликтного взаимодействия и позитивного отношения к проблемной ситуации;

Изучить эмоциональные состояния, сопровождающие конфликтное взаимодействие;

Изучить разрушительные иррациональные убеждения;

Изучить вторичные выгоды от нерешенного конфликта.

Упражнение «Позитив – негатив»

Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий призывает участников подумать о какой-то своей проблемной ситуации на сегодня. В левой части листа записывают 10 аспектов проблемы, которые имеют негативные последствия, а в правой – 10 положительных сторон существующей ситуации.

Затем в процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо находить положительные стороны и за счет этого сохранять самообладание и толерантность.

Упражнение «Co-творчество»

Материалы: доска и маркеры; для каждой семьи: клей, куски картона и цветной бумаги, проволока, 2–3 куска пластилина разных цветов, ножницы, 2 воздушных шарика, коробка спичек, 5 трубочек для коктейля.

Каждая команда усаживается за стол, на котором разложены материалы. Ведущий объявляет задачу: через 30 минут семья должна представить на суд группы плод своего коллективного творчества. Что это за произведение – решает сама семейная команда. Важно только, чтобы в творческом акте участвовал каждый, чтобы решения принимались коллегиально и в работе были использованы абсолютно все предложенные материалы. Кроме того, необходимо дать название полученному произведению.

Через 30 минут все семьи выносят работы на установленные в центре комнаты столы, и участники могут оценить творчество товарищей.

Обсуждение

Какие работы представляют, на ваш взгляд, наибольший интерес?

Что вы думаете по поводу названий произведений?

Как происходила групповая работа?

Обсудите роли, взятые на себя или навязанные группой; стиль работы лидера и группы; механизм принятия общего решения; распределение ролей на этапе работы по созданию произведения.

Как данная игра связана с реалиями вашей семейной жизни? Все члены семьи исполняли «свои роли» или кто-то взял на себя чужую? Что произошло в таком случае? Насколько ситуация игры вообще аналогична жизненной ситуации?

В чем, на ваш взгляд, это задание проявило «плюсы» и «минусы» коллегиального решения и совместного творчества? Приведите конкретные примеры и запишите их в два столбика: «+» и «-» на доске. Обсудите представленные на доске результаты.

Упражнение «Управление конфликтом»

Участники группы объединяются в пары и разыгрывают любую конфликтную ситуацию, применяя следующие принципы управления конфликтом:

Полный контроль за собственными эмоциями, которые, как правило, мешают оценивать происходящее;

Анализ подлинных причин конфликта, которые могут быть скрыты за мнимыми причинами;

Локализация конфликта, т. е. установление его четких рамок и стремление к сужению области противостояния;

Отказ от фиксации на самозащите, поскольку увлечение защитными действиями обычно мешает вовремя заметить изменения в обстановке и поведении конфликтующей стороны;

Переформулирование аргументов оппонента, которые не стоит заведомо отвергать, но лучше попытаться перевести на понятный язык, выделяя опорные смысловые моменты.

В процессе обсуждения группа решает, какие пары наиболее конструктивно нашли выход из конфликтной ситуации.

Упражнение «Разрушительные переживания»

Шаги с 1-го по 5-й каждый участник выполняет индивидуально, 6-й – в группе численностью 6–8 человек. Ведущий группы дает следующую инструкцию:

1. Вспомните, когда и где в последнее время вы испытывали перечисленные ниже разрушительные переживания. Выделяют пять групп разрушающих переживаний (Эллис, Ландж, 1997):

Эмоции тревожного круга: волнение, беспокойство, страх, тревога;

Эмоции агрессивного круга: обида, раздражение, гнев, ярость;

Аутоагрессия: чрезмерное чувство вины;

Эмоции депрессивного круга: глубокое уныние, апатия, тоска, депрессия;

Сильное огорчение, отчаяние.

2. Составьте таблицу, где напротив каждой группы переживаний (С) опишите ряд ситуаций (А), в ответ на которые у вас возникли эти эмоции. Постарайтесь вспомнить по несколько ситуаций для каждой группы эмоций. Возможно, некоторые из переживаний вам не свойственны, вы их никогда не испытываете. В таком случае пропустите соответствующую рубрику. Перечень инициирующих событий Таблица 6.1

3. Опишите, что вы сделали в каждой ситуации: ваши переживания и ваша поведенческая реакция. Обратите внимание на то, что важно описать не только поступки, но и эмоции. Перечень негативных ответов Таблица 6.2.

4. Определите, являются ли эти чувства аутентичными и оправданными. Для этого необходимо оценить, помогают ли вам эти переживания конструктивно завершить ситуацию. Определите также, было ли конструктивным ваше поведение. Для этого каждый эпизод оцените по следующим критериям:

Помогает ли мне это добиваться своих целей? Помогает или мешает мое поведение тем, кто для меня дорог?

Помогает ли мне это в отношениях с окружающими?

Не разрушает ли это мое здоровье?

Если хотя бы по одному из перечисленных критериев ответ неблагоприятный, реакцию можно отнести к неконструктивной и неоправданной.

5. Выберите только те инициирующие события, на которые вы ответили неоправданными, негативными, разрушительными переживаниями.

После того как все таблицы будут заполнены, вам предстоит обсудить результаты в вашей группе. Для этого объединитесь в группы по 6–8 человек и выберите временного руководителя дискуссии. Его задача – заботиться о том, чтобы у каждого участника была возможность высказаться и быть услышанным.

6. Обсудите выполненно