Стремление к одиночеству - это болезнь современного общества: мнения. Почему мы стремимся к одиночеству

Не каждый из нас способен с легкостью переносить уединение. Среди нескончаемых телефонных звонков, электронных сообщений и социальных сетей американцы все чаще находятся в состоянии общения. «Уединение» – по мнению ученых – это состояние физического одиночества, когда рядом нет никого, чтобы поговорить. В этом его принципиальное отличие от «одиночества» – состояния психологической оторванности от общества и нехватки общения. Другими словами, в комнате можно запросто сидеть одному и при этом не чувствовать себя одиноким. В идеале, время, проведенное в уединении от других людей должно располагать к самопознанию, поиску внутренней гармонии и развитию духовности.

Особенно полезно уединение в работе. Некоторые эксперты критикуют сессии «мозгового штурма», а также открытую планировку офисного пространства, сомневаясь в том, что группа способна на создание хороших идей. Напротив, они считают, что люди работают намного продуктивней в одиночестве.

Однако, положительные свойства уединения отмечаются не только на рабочем месте – многие эксперты в области межличностных отношений сходятся во мнении, что один или даже оба партнера периодически нуждаются в уединении друг от друга ради сохранения здоровых романтических отношений. И если раньше считалось, что только мужчины хотят «побыть одни», теперь эта тенденция все чаще прослеживается у женщин.

Некоторые люди не готовы даже делить с кем-либо свою кровать: последняя перепись населения показала, что около 28% американцев живут одни (а в крупных городах, таких как Атланта, Вашингтон, Сиэтл и Нью-Йорк их число достигает 40-50%!), при том что в 1950-х годах одиноким был лишь каждый десятый житель США.

Американцы, живущие одни, называют наличие личного пространства причиной повышенной социальной активности, продуктивности на работе, да и вообще считают себя более счастливыми. Но даже при всех положительных аспектах, перебарщивать с уединением все же не стоит.

Одни люди стремятся к общению с себе подобными, а другие предпочитают оставаться в одиночестве . Недавно группа исследователей из Чикагского университета пришла к выводу, что и социальная активность, и любовь к изоляции предопределены особенностями работы нашего мозга. В этом им помогли данные, полученные при помощи магнитно-резонансной томографии.

В исследовании приняли участие 23 студентки. Сначала психологи расспросили их о взаимоотношениях с окружающими, чтобы установить модель социального поведения, а затем подвергли МРТ. Во время сеанса девушкам демонстрировали различные картинки. Одни носили позитивный характер, к примеру, изображали счастливых, веселых и довольных людей, а другие имели негативную направленность — скажем, на них были изображены сцены ссор и конфликтов.

Как выяснилось, при просмотре "положительных" картинок у участниц активизировалась передняя область полосатого тела, отвечающая за позитивные эмоции и удовлетворение. Но при этом у девушек, склонных к одиночеству, эта зона активировалась гораздо слабее, чем у их общительных и компанейских подруг. Зато при просмотре "отрицательных" изображений у испытуемых возбуждалось височно-теменное соединение, ответственное за представления о людях. Так вот, у "одиночек" эта область оказалась более активна, чем у более коммуникабельных студенток.

По словам ученых, активность полосатого тела в мозгу зависит от получения удовлетворения, как первичного (к примеру, поедания вкусной пищи), так и вторичного (скажем, получения крупных денежных сумм). Также стимуляции этого центра способствуют любовь и социальные контакты. Если же активность данной зоны снижена, то человек не стремится завязывать отношения.

Та же мозговая область связана с обработкой информации о социальном статусе. Она активизируется, когда статус человека изменяется.

В этом разделе:
Новости партнеров

Как полагают специалисты, у тех, кто предпочитает одиночество, мозг не реагирует на положительные стимулы, связанные с социальным взаимодействием. Либо эти люди получают удовольствие от чего-нибудь другого, не связанного с общением.

Эксперты считают, что эти исследования могут ответить на вопрос, почему некоторые люди постоянно одиноки и даже не стремятся к общению. Им оно попросту не нужно, так как они не получают от него никаких "бонусов"!

Однако не факт, что всех одиночек это устраивает. Ведь нам внушают, что быть одиноким плохо. Поэтому подобные индивиды могут переживать из-за неумения налаживать контакты и даже обращаются со своей проблемой к психологам. А окружающие могут считать их эгоистами или высокомерными личностями… К сожалению, и сами психологи нередко уверены в том, что причина одиночества их клиентов — неправильное поведение. Так, одна женщина-психолог с возмущением рассказывала о своем визите к клиентке домой: та в ее присутствии приготовила обед и съела его в одиночестве. Психологиня приняла это за крайнюю степень эгоизма. А женщина, по всей вероятности, просто не нуждалась в социальных привязках, потому ей и не пришло в голову предложить гостье отобедать вместе с ней.

По этой же причине человек может отказываться и от любовных отношений, не вступать в брак. Ведь это не приносит ему положительных эмоций.

Как же помочь таким людям? Возможно, искусственная стимуляция отдельных зон мозга будет способствовать большей "социальности" прирожденных одиночек. Со временем это может стать реальностью.

В нашем мире стремление быть в одиночестве многим кажется, по крайней мере, странным. Если вы одна – не важно, без друзей, или без мужчины, вас непременно принимаются жалеть, давать советы, как избавиться от «проблемы», как наладить контакт с внешним миром и вообще произносят большое количество банальных истин, которые к вам ровным счётом никакого отношения не имеют. Многие из нас слова соболезнующих переносят стойко: главное - ваши собственные внутренние ощущения. А вот кому-то может прийтись совсем нелегко. Именно в случае, если тяга к уединению внушает вам страх, дискомфорт, даже панический ужас, если хотите, тогда стоит задуматься, так ли хорошо вам в одиночестве. А может быть, вы всего лишь слишком подвержены давлению общественности?

В любом случае, если ваше стремление к уединению представляется вам проблемой - значит, так и есть, в конце концов, наши ощущения относительно собственного состояния всегда верные, в отличие от мнения окружающих.

Все люди делятся на интровертов и экстравертов. И если вторые способны долгое время находиться в обществе других людей, то у интровертов дела с этим обстоят куда хуже: любой затянувшийся контакт может не просто вызвать чудовищную усталость, но даже спровоцировать болезнь. Всё дело в тонкой душевной организации. Никто не говорит, что экстраверты менее чувствительны, просто они способны черпать силу, находясь в компании (будь то коллеги, друзья или родственники). Интроверты же могут приобретать энергию исключительно в уединении, и в этом нет ничего страшного, в конце концов, все люди разные. В этом случае одиночество необходимо вам, как ингаллятор астматику – если пропустить приём, придётся вызывать скорую.

Иногда нам совсем не помешало бы разобраться в себе. Особенно, когда внушительная часть пути пройдена, впереди так же много, как и позади, вопрос лишь в том – куда направиться дальше. В шуме повседневности принять мало-мальски важное решение практически невозможно. Это нормально: для самоопределения женщине нужны не подружки-советчицы, а тишина. Вы расстались с мужчиной, решили поменять работу, обнаружили в себе потребность в качественных переменах? В таком случае ваше стремление к одиночеству совершенно обоснованно. Не бойтесь оставаться одна – может быть, именно дни, проведённые исключительно с самой собой, помогут вам определиться с будущим направлением движения.

Плюсы одиночества

Одиночество - идеальная платформа для создания новой жизни, новых стремлений, новых увлечений. Работайте, читайте книги, смотрите фильмы, развивайтесь духовно, поверьте, однажды всё это вам пригодится. Пикассо сказал: «Без большой тишины невозможно большое творчество». « В одиночестве рождается наша личность», - утверждал Томас Манн. Позвольте большой тишине проникнуть в вас, оставьте за порогом все насущные проблемы и людей, общение с которыми не приносит вам желанного спокойствия и удовольствия.

, 2014

Во все исторические эпохи властители прекрасно понимали, насколько пагубно для людей состояние изоляции. В древние времена ссылка считалась самым страшным после смертной казни наказанием. (Заметим, что находились и такие, кто ставил ссылку на первое место.) В конце XVIII века и на протяжении XIX века в системе тюремного наказания заметно усиливалась роль одиночного заключения. Английский юрист Уильям Пейли отмечал, что одиночное заключение «усиливает боязнь наказания» и, следовательно, становится фактором, сдерживающим рост преступности. В наши дни в США приблизительно 25 тыс. заключенных содержатся в тюрьмах категории «супермакс». Один известный психолог подчеркивал, что в подобных тюрьмах «заключенные живут в такой тотальной и антигуманной… изоляции, которая ранее никогда не существовала». И критики, и сторонники одиночного заключения как меры наказания используют для его описания одни и те же слова - «смерть заживо».

Но самым ярким свидетельством тяги людей к жизни в коллективе является, разумеется, создание семьи. На протяжении всей истории человечества во всех культурах именно семья, а не отдельный индивид составляют основу общественной и экономической жизни. Такое положение вещей объясняется рядом причин. Как утверждают эволюционные биологи, представителям ранних человеческих сообществ жизнь в коллективе предоставляла конкурентные преимущества в вопросах обеспечения безопасности, добывания пищи и возможности воспроизводства. Специалисты в области общественных наук Николас Кристакис и Джеймс Фаулер утверждают, что в результате процесса естественного отбора у людей появилась генетическая предрасположенность к созданию тесных социальных связей.

Однако сегодня ситуация изменилась. В последние полвека человечество приступило к осуществлению уникального социального эксперимента. Впервые в истории значительное число жителей планеты самых разных возрастов, придерживающихся самых разных политических взглядов, начали жить одиночками (я использую термин «одиночка» для описания людей, которые живут одни. Одинокие могут жить, а могут и не жить одни. У некоторых есть сексуальные партнеры, дети или соседи по совместно арендуемой квартире. Не все одинокие являются одиночками). До недавнего времени большинство рано связывали себя узами брака с твердым намерением не расставаться до смертного часа. В случае ранней кончины одного из партнеров второй быстро вступал в новый брак; если же партнер умирал в преклонном возрасте, то оставшийся в живых воссоединялся со своей семьей. Сейчас принято жениться / выходить замуж гораздо позже, чем это делали наши предки. Согласно результатам исследований, проведенных Исследовательским центром Пью (Pew Research Center), средний возраст вступления в первый брак «поднялся до самой высокой планки и за последние полвека увеличился на пять лет». Иногда за браком следует развод, после которого человек на годы, а то и десятилетия остается одиноким. Вдовец или вдова, пережившие супруга или супругу, делают все возможное для того, чтобы не жить с другими родственниками, в частности с собственными детьми. Иными словами, человек на протяжении всей жизни предпочитает чередовать условия проживания: один, вместе, вместе, один.

До недавнего времени многие рассматривали жизнь в одиночестве как переходный период между более устойчивыми формами организации жизни и быта, будь то нахождение нового партнера или переезд в дом престарелых. Теперь такой подход остался в прошлом - впервые за всю историю страны большинство американских взрослых являются одинокими. Среднестатистические американцы проведут большую часть взрослой жизни не в браке и большую часть «внебрачного периода» будут жить в одиночестве. Мы привыкаем к такой ситуации.

Мы осваиваем жизнь соло и вырабатываем новые способы существования. Сухие цифры никогда не в состоянии отразить полную картину происходящего, но в данном случае статистика просто поразительна. В 1950 году 22 % американцев были одинокими; 4 млн человек жили отдельно, что составляло 9 % всех домохозяйств. В то время одинокую жизнь вели в основном люди в отдаленных и обширных по территории штатах страны - на Аляске, в Монтане и Неваде, то есть там, где была работа для одиноких мужчин, которые относились к своей ситуации как к короткому переходному периоду, за которым следует обычная семейная жизнь.

В наши дни одинокими являются более 50% взрослых американцев; 31 млн человек - приблизительно один из семи взрослых - проживают в одиночестве. (В эту статистику не входят 8 млн обитателей частных и государственных домов престарелых и тюрем). Одинокие составляют 28% всех американских домохозяйств. Одинокие и бездетные супружеские пары - самые распространенные категории и по числу домохозяйств «обгоняют» такие формы организации проживания, как нуклеарная семья, семья из нескольких поколений, живущих под одной крышей, соарендаторы квартир или определенная группа людей, живущая в специально для нее снятом или построенном доме. Возможно, вы удивитесь, но жизнь в одиночестве является одной из самых жизнестойких форм организации домохозяйства. Исследования, длившиеся пять лет, выявили, что одинокие люди не склонны менять свой образ жизни, равно как место жительства. Именно эта группа населения по сравнению со всеми остальными группами, за исключением категории женатых пар с детьми, является наиболее стабильной в том, что касается формы проживания.

Современные одиночки, собственники или арендаторы квартир, - это главным образом женщины, которых в общей сложности насчитывается 17 млн. Число одиноко живущих мужчин составляет 14 млн. Из общего количества взрослых представителей обоих полов 15 млн принадлежат к возрастной группе 35 – 64 года, около 10 млн составляют престарелые (лица старше 65 лет). Число молодых взрослых (между 18 и 34 годами) достигает 5 млн по сравнению с 0,5 млн в 1950 году. Молодые взрослые представляют собой наиболее быстро растущий сегмент одинокой части населения.

В отличие от своих предшественников наши одинокие современники проживают в определенных районах крупных городов по всей стране. Городами с наибольшим числом проживающих в одиночестве людей являются Вашингтон, Сиэтл, Денвер, Миннеаполис, Чикаго, Даллас, Нью-Йорк и Майами. Более половины обитателей Манхэттена проживает в квартирах, рассчитанных на одного человека.

Несмотря на распространенность «жизни в одиночестве», этот феномен мало обсуждают и он малопонятен. Повзрослев, мы стремимся переехать в собственные стены, но сомневаемся, стоит ли долго вести такой образ жизни, даже если он полностью нас устраивает. Мы переживаем за судьбу не нашедших своей «половинки» друзей и родственников, даже если те твердят, что все у них в полном порядке и они встретят кого-нибудь, когда придет время. Мы стараемся поддержать престарелых родителей, а также вдовствующих дедушек и бабушек, проживающих отдельно, и теряемся, когда те заявляют, что никуда не хотят переезжать и собираются коротать век в одиночестве.

Распространяясь все шире и шире, феномен одиночества перестает быть делом сугубо личным и приобретает общественное значение. К сожалению, его чаще всего рассматривают однобоко - как следствие человеческой самовлюбленности, серьезную социальную проблему, вызванную растущей фрагментацией общества и индивидуализацией его членов. Подобные нравственные оценки, в сущности, не выходят за крайне узкие рамки романтических идеалов сериала «Отец знает лучше» и гламурных соблазнов «Секса в большем городе». На самом деле жизнь в одиночестве гораздо более разнообразна и комфортна, чем кажется со стороны. Становясь все более популярным, этот феномен изменяет «социальную ткань» и представление о человеческих взаимоотношениях, влияет на особенности градостроительства и развития экономики. Феномен одиночества оказывает значительное воздействие и на процесс личного взросления, старения и умирания. Это явление так или иначе затрагивает все социальные слои населения и почти все семьи, вне зависимости от их социального положения и состава в данный конкретный момент.

Это явление гораздо шире, чем большинство из нас себе представляет. Можно, конечно, пытаться объяснить растущее число живущих в одиночестве людей исключительно американской спецификой, следствием того, что литературный критик Гарольд Блум назвал национальной «религией самообеспечения». Современные американцы на самом деле в меньшей степени склонны жить в одиночестве, чем граждане Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии - стран, имеющих один из самых высоких уровней жизни, где приблизительно 40 % домохозяйств состоит всего из одного человека. Скандинавы инвестируют в социальную защищенность и общества взаимопомощи, что одновременно избавляет их от необходимости делить друг с другом жилплощадь.

Такой подход распространен не только в Скандинавии. В Японии, где вся жизнь традиционно была организована вокруг семьи, из одного человека состоят около 30 % домохозяйств, причем их процент гораздо выше в городах, чем в сельской местности. Культура и традиции во Франции, Германии и Англии очень различны, но процентное соотношение домохозяйств, состоящих из одного человека, еще выше, чем в США. То же самое можно сказать о Канаде и Австралии. Сегодня наиболее быстрый рост домохозяйств, состоящих из одного человека, наблюдается в Китае, Индии и Бразилии. По данным исследовательской компании Euromonitor International, во всем мире число людей, проживающих в одиночестве, резко увеличилось - со 153 млн в 1996 году до 201 млн в 2006 году, то есть за 10 лет количество таких людей возросло на 33%.

В чем же причина столь масштабного роста? Бесспорно, ему способствуют накопление богатства, созданного вследствие экономического развития, и развитие системы социального страхования. Грубо говоря, сегодня одиночество стало более доступным экономически, но экономический фактор - всего лишь фрагмент общей картины. Сам по себе он не дает ответа на вопрос: почему такое множество обеспеченных граждан в развитых странах используют свои капиталы и возможности не как-нибудь иначе, а именно для того, чтобы отгородиться друг от друга?

Помимо экономической независимости и социальной защищенности резкое увеличение числа одиноко живущих людей объясняется общемировыми культурными и историческими изменениями, которые один из основателей социологии Эмиль Дюркгейм называл «культом индивида». По Дюркгейму, культ индивида явился результатом перехода от традиционных сельских общин к современным индустриальным городам, где индивид постепенно стал «своего рода предметом поклонения», чем-то более священным, чем группа.

Сейчас бытует мнение о том, что счастье и успех скорее зависят не от того, связывает ли один человек себя с другим, а с открытием целого мира возможностей для того, чтобы индивид мог выбрать лучший для себя вариант. Свобода, гибкость, личный выбор - именно эти ценности считаются сегодня приоритетными. Эндрю Черлин, ученый, специализирующийся на изучении семьи и семейных отношений, отмечает, что сегодня «главное обязательство человека - это обязательство по отношению к самому себе, а не по отношению к собственному партнеру и детям». Это означает, что в наши дни культ индивида достиг таких масштабов, каких Дюркгейм и вообразить не мог. Еще не так давно человек, недовольный своим супругом или супругой и желающий развода, должен был обосновывать свое решение. Сейчас все ровно наоборот. Если несчастливый брак мешает человеку реализовать свои жизненные планы, тот должен обосновать, почему не разводится. Вот насколько далеко простирается стремление заставить людей заботиться исключительно о своих собственных интересах!

Мы уже не привязаны к какому-либо конкретному месту жительства. Мы переезжаем так часто, что социологи называют современные жилые районы «районами ограниченной ответственности», обитатели которых знакомы друг с другом, но не ожидают того, что их связи окажутся долгими и серьезными.

Точно такая же ситуация сложилась и на рынке труда. Компании больше не заключают пожизненных контрактов даже с наиболее ценными сотрудниками. Каждый из нас прекрасно понимает: чтобы выжить, следует исходить только из своих интересов и уметь «вертеться». Немецкие социологи Ульрих Бек и Элизабет Бек-Гернсхайм пишут о том, что «впервые в истории индивид становится базовой единицей социального воспроизводства общества». И все вращается вокруг этого.

Культ индивида постепенно распространялся на Западе на протяжении XIX и начала XX веков. Однако наибольшее влияние на общество он начал оказывать только во второй половине ХХ века. В этот период в общественной жизни четко обозначились четыре социальных фактора: усиление роли женщин, революция в средствах коммуникаций, массовая урбанизация и скачок средней продолжительности жизни. Все это создало условия для настоящего расцвета индивида.

Что такое одиночество? На этот вопрос у каждого свой ответ. Для одних это состояние наступает после ночи, проведенной в пустом доме. Другие могут жить в уединении месяцами (например, на полярных станциях). Но большинство из нас все же не любит долго быть в отрыве от людей.

У длительной изоляции есть много неприятных и даже опасных спутников - от тяжелой депрессии до когнитивного расстройства с непоправимыми последствиями для здоровья. Психолог Джулианна Холт-Люстадт обнаружила, что у людей, которые испытывали социальную изоляцию постоянно, на 30% был повышен риск смерти. Если одиночество так губительно, зачем кому-то стремиться к нему?

Между тем о плодотворности времени, проведенного наедине с собой, говорили многие поэты, художники и философы. Генри Торо в знаменитом романе «Уолден, или Жизнь в лесу» воспевал уединение. «Я нахожу полезным проводить большую часть времени в одиночестве. Общество, даже самое лучшее, скоро утомляет и отвлекает от серьезных дум», - писал он. Торо описывал собственный опыт: он прожил два года в уединенной хижине, обеспечивая себя всем необходимым. Правда, раз в неделю он выезжал в город, чтобы пообедать с друзьями.

Люди склонны к креативному мышлению, когда чувствуют себя отверженными

Связь между одиночеством и творчеством сложно отрицать. «Жизнь писателя, когда он на высоте, протекает в одиночестве, - говорил Эрнест Хемингуэй в своей нобелевской речи. - Избавляясь от одиночества, он вырастает как общественная фигура, и нередко это идет во вред его творчеству». Об озарениях, которые приходят в периоды уединения, сообщали Моцарт, Гайдн, Гете, Пикассо, Тесла, Эйнштейн и многие другие.

Хотя одиночество может обернуться мучительным самокопанием, сомнениями и страхами, оно может помочь нам лучше понимать мир. В эксперименте психиатров Джона и Стефани Касиоппо участники, заявившие о своей склонности к одиночеству, быстрее других реагировали на стимулы, связанные с угрозой (речь идет о реакциях мозга, которые регистрировал томограф). Джон Касиоппо предположил, что такие люди более отзывчивы и проницательны, поскольку могут тонко улавливать изменения в окружающей обстановке и поведении других.

Есть и другое возможное объяснение. Шэрон Ким, организационный психолог из Университета Джона Хопкинса, обнаружила, что люди склонны к креативному мышлению, когда чувствуют себя отверженными. Самое интересное в том, что никакого отвержения на самом деле может и не быть. Просто атмосфера отчужденности каким-то образом помогает нам видеть то, мимо чего проходят другие.

С эволюционной точки зрения одиночество - это важный механизм выживания, считает специалист по психологии развития Памела Куолтер. Оно побуждает нас искать общества других подобных нам, чтобы не остаться без пищи и защиты. Без чувства одиночества мы не познаем радости общения и совместной жизни. «Неслучайно среди тех, кто не способен на это переживание, много психопатов», - объясняет Джон Касиоппо.

Стремление к одиночеству может принимать разные формы. Скитания по съемным квартирам, отказ от долговременных отношений, переезд в другую страну - эти действия могут казаться беспорядочными и вредными, но они связаны с самосохранением. В современном мире наше «Я» рискует раствориться в огромном количестве социальных ролей, статусов и ситуаций, в которых нам приходится вести себя определенным образом. В результате возникает отчужденность: мы забываем, кто мы такие, чего хотим и ради чего живем.

Тяга к одиночеству - защитный механизм, который предохраняет нашу личность от распада, от вымывания под напором бесконечного потока «других». Потеря себя, возможности слышать свой голос и различать его в нестройном хоре чужих голосов в конечном счете пугает не меньше, чем одиночество со всей его болью и недостатками.

Можно сказать, что в нашем отношении к одиночеству кроется парадокс. Мы считаем его благом, но только тогда, когда сами ищем его. Оно необходимо нам, как холодный душ, который смывает с нас пыль и прикосновения других людей, очищая поры и обостряя чувства.