Стажировки — мировой опыт. Практика и стажировка – в чем отличие

Практическое обучение представляет собой разновидность обучения во время работы для «белых воротничков» и прочих лиц, пытающихся сделать профессиональную карьеру. И хотя практиканты - это, как правило, студенты колледжей или университетов, иногда ими становятся выпускники школ или аспиранты. В некоторых случаях ряды практикантов пополняют учащиеся средних и младших классов. В ряде стран вместо слова «практика» для школьников используют термин «рабочий опыт». Практика может быть оплачиваемой или неоплачиваемой, в большинстве случаев практиканты рассматривают период стажировки как временную работу.

В общем и целом практика - это предоставление услуг со стороны студента в обмен на получение опыта в определенной организации. Студенты также используют практику как способ, позволяющий определиться, представляет ли для них интерес работа в определенной сфере либо же для налаживания связей. Некоторые стажеры находят себе постоянную оплачиваемую работу в компаниях, в которых они проходили практику. В свою очередь, для работодателя преимущество состоит в том, что человеку, получившему определенный опыт, требуется совсем немного или вовсе не требуется дополнительной подготовки, чтобы работать в качестве постоянного сотрудника. Однако нет гарантии, что стажер получит работу по окончании стажерской программы.

Виды стажировки

Стажировка присутствует в широком количестве индустрий. Производственная практика бывает оплачиваемой, частично оплачиваемой (в форме стипендий) или неоплачиваемой. Оплачиваемая практика - частое явление в таких областях, как медицина, архитектура, наука, инженерия, юриспруденция, бизнес (в особенности бухгалтерия и финансы). В некоммерческих благотворительных организациях и исследовательских центрах зачастую присутствуют неоплачиваемые волонтерские должности. Стажировка может быть частичной или полной. Обычная практика длится в течение 6–12 недель, но может быть короче или длиннее, в зависимости от конкретной компании. В США существует два типа начальных производственных стажировок. Стажировка для получения опыта работы. Чаще всего период практики начинается на втором или третьем году об- учения в каком-нибудь учебном заведении. Этот период длится от двух месяцев до одного полного года. В течение этого времени от студента ожидают практического применения знаний, которые он получает в вузе.

Исследовательская практика (выпускная), или диссертационная. Такую разновидность практики проходят студенты последнего курса, и она предусматривает осуществление студентом исследования для своей компании. Практикант, к примеру, может работать над определенным аспектом, который руководство компании хочет улучшить, либо же ему может быть предложена определенная тема для исследования. Результаты исследования излагаются в докладе и затем представляются общественности. По причине жесткого трудового законодательства европейские стажировки обычно не оплачиваются, но среди других стран они пользуются большой популярностью. Еще одной разновидностью, получившей распространение в последние годы, является виртуальная практика: практикант работает удаленно, без привязки к офису. Виртуальная практика предполагает возможность получения необходимого результата без физического присутствия на работе. Обычно для этого используются соответствующие инструменты: телефон, e-mail, веб-коммуникаторы. Зачастую стажеры работают по индивидуальному графику.

Существуют компании, которые за определенную плату подыскивают студентам место для стажировки. Представители таких компаний обещают вернуть деньги в случае, если рабочее место найдено не будет. Программы этих компаний имеют существенные отличия, некоторые обещают трудоустройство в известных организациях, проживание в другом городе, поддержку на протяжении лета, организацию досуга, а иногда еще и стипендию. Еще одна форма оплаты практики - посредством благотворительных аукционов. В некоторых случаях компании организовывали стажировки только для помощи благотворительным организациям. Есть мнение, что участниками оплачиваемых программ могут стать только студенты из обеспеченных семей. Руководители отдельных компаний заявляют, что «среднестатистический студент принадлежат к мидл-классу, и его родителям приходится «глубоко копать», чтобы найти средства для оплаты практики. Некоторые компании целенаправленно обеспечивают стипендии и гранты для людей из малообеспеченных слоев населения. Критики осуждают распространенные ситуации, когда высокие оценки ставятся только после прохождения неоплачиваемой стажировки.

В зависимости от конкретной ситуации подобное явление может расцениваться как неэтичное, поскольку единственное, чем компенсируется труд студента, - это оценки. Даже если учебные заведения не требуют проходить практику в обмен на получение оценок, руководители некоторых компа- ний совершают давление на администрацию вузов, лоббируя свои интересы. Юридические нормы, касающиеся стажировки и, собственно, процесса ее прохождения, существенно разнятся в зависимости от региона и страны.

Бразилия

Практику в Бразилии называют estágios (буквально «стажировка»). Существует «закон о стажировке». Согласно этому закону компании должны платить практикантам месячную зарплату, хотя некоторые стажировки не оплачиваются.

Канада

В Канаде университеты проводят программы, так называемые «Co-ops». Чаще всего на конкурсной основе студентам приходится соревноваться за право прохождения стажировки, потому как количество мест ограничено. Практика, обычная продолжительность которой составляет четыре месяца, длится во время летних каникул либо в период учебного года. И хотя некоторые стажировки не оплачиваются (в частности, в медиасфере, PR-агентствах), многие канадские организации предлагают студентам плату. Не всегда практикантам предоставляются начальные должности, порой они получают среднеуровневые должности. К примеру, в провинции Онтарио оплачиваемые практики доступны иммигрантам с широким зарубежным опытом, но не имеющим такового опыта в Канаде. Сложно оценить то, насколько в Канаде распространена система неоплачиваемых стажировок. Отчасти из- за того, что нет письменных указаний касательно производственных практик. Уровень минимальной заработной платы определяется законодательно на уровне каждой отдельно взятой провинции. В Онтарио существует шестибалльный тест, призванный установить отсутствие трудовых отношений между работодателем и служащим.

1. Подготовка должна быть схожей с той, которую проходят в школах производственного обучения. 2. Подготовка должна приносить пользу практиканту. 3. Лицо, предоставляющее возможность обучения, если и получает, то весьма незначительную выгоду от активности практиканта во время обучения. 4. Практикант не получает права стать служащим в компании лица, предоставляющего стажировку. 5. Практиканту сообщается, что он или она не полу- чит компенсации за время, потраченное на подготовку. И прочее.

Соединенные Штаты

Студенты американских вузов часто выбирают стажировки в зависимости от профильного предмета. Порой бывшие практиканты, получив достаточный опыт, становятся полноправными служащими компании, в которой практиковались. Условия высокой конкуренции, присутствующие на рынке, обязывают студентов получать опыт работы еще до окончания вузов. Не все стажировки оплачиваются. Многие неоплачиваемые практики предусматривают наличие хороших отметок. Власти Соединенных Штатов предоставляют работодателю возможность не платить студенту, если не выполняются следующие условия.

1. Даже в том случае, если практика предусматривает выполнение фактических производственных операций в комплексах работодателя, такая работа должна быть сходной с той, которую проходят в школах производственного обучения. 2. Подготовка должна приносить пользу практиканту. 3. Практиканты не должны становиться заменой обычным служащим, но работать под их контролем. 4. Работодатель, который предоставляет практику, не получает моментальной выгоды от активности практиканта. 5. Прохождение практики не является непременным условием получения работы по окончании стажировки. 6. Работодатель и практикант должны осознавать, что практика не предусматривает получения зарплаты. И т.д. Законы отдельных штатов, регулирующие данный вопрос, имеют определенные отличия. К примеру, в Калифорнии работодатель обязан платить практикантам, работающим на территории штата, в том случае, если они не получают стипендию.

Индия

В Индии студенты часто выбирают стажировку в зависимости от изучаемых в университете профильных дисциплин. Студенты часто используют практику, чтобы получить необходимые сведения и побольше узнать о конкретной работе.

Малайзия

Некоторые курсы, предлагающиеся в общественных университетах Малайзии, пред- усматривают, что студент должен участвовать в профессиональной подготовке на протяжении как минимум десяти недель. В частности, такая ситуация наблюдается в инженерии и архитектуре. Однако этот период может длиться от десяти до шести недель.

Нигерия

Интернатура в Нигерии носит название S.I.W.E.S, или IT (производственная подготовка). Практика для студентов третьего курса обучения обычно длится 6 месяцев, студенты четвертого курса проходят практику в течение 5 месяцев. Студенты, изучающие ветеринарную медицину, как правило, практикуются в период перерыва между семестрами. Таким образом ситуация обстоит в университете Ahmadu Bello University, Zaria, как, впрочем, и в других университетах, с минимальными отличиями.

Новая Зеландия

В Новой Зеландии существует ряд университетов, в которых студенты могут проходить практику во время обучения. Для студентов, изучающих туризм и гостиничный бизнес, прохождение практики является обязательным условием получения диплома. В большинстве случаев стажировка оплачивается работодателем. Студенты, изучающие психологию в образователь- ных учреждениях Новой Зеландии, должны пройти один год практики (к примеру, в университете Massey University выпускники, получившие диплом по специальности «образовательная психология», получают распределение от Министерства образования). Осуществляется поддержка от различных программ, к примеру Ministry of Education Study Awards (программа поддержки стажеров). Финансирование предоставляется на конкурсной основе: в 2013 году такой грант (15 тысяч новозеландских долларов) получили 10 человек.

Германия

Как и в большинстве других стран, здесь основная масса студентов проходит практическое об- учение (практикум) в период между четвертым и пятым семестром. В Германии распространена последипломная практика, длящаяся от 6 до 7 месяцев.

Дания

Неоплачиваемая интернатура в Дании недопустима. Весьма распространенным явлением в датских университетах является выдача студентам направлений на так называемые «бесплатные рабочие места»: практикант получает пособие во время практического обучения, длящегося обычно три месяца. Профсоюзные объединения осуществляют тщательный контроль за такой разновидностью работы, поэтому прием на работу практикантов не влечет за собой потерю оплачиваемого рабочего места. Студенты/граждане EEA/EU могут свободно перемещаться и проживать на территории Дании, в соответствии с правилами ЕС. Если пребывание в стране превышает три месяца, тогда студенту необходимо подать заявку в региональную правительственную администрацию. Особые правила предусмотрены для студентов из стран, не являющихся членами ЕС. Студент из такой страны должен быть в возрасте от 18 до 34 лет (исключение - студенты-медики). Помимо прочего, существуют специальные нормы для студентов, специализирующихся в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение и архитектура.

Франция

Во французских университетах практика носит название stages. Здесь студенты проходят практику на третьем и четвертом годах обучения. Продолжительность стажировок составляет от 2 до 6 месяцев. С 1 января 2012 года в трудовом законодательстве Франции появилось положение, согласно которому каждому практиканту, проходящему практику в течение двух месяцев и более, должны платить 436,05 евро в месяц. В последнее время получила распространение практика, которую проходят выпускники по окончании вузов. Также широкой популярностью пользуются стажировки для студентов из других стран. Главная цель, которую ставят перед собой иностранные практиканты, находящиеся во Франции, - выучить язык. Управляющие французских компаний поощряют служащих-полиглотов. Австралия Стажировки в Австралии часто называют «рабочим опытом», если практикантами являются учащиеся старших классов школ, и «производственным опытом», если практиканты - студенты университетов. В некоторых отраслях, например в инженерии, требуется минимальный практический опыт (обычно 12 недель), для того чтобы получить профессиональную аккредитацию от ведомства «Инженеры Австралии», регулирующего вопросы, относящиеся к этой индустрии. Неоплачиваемые практики разрешены «Законом о честной работе», разработанным в 2009 году. Существуют определенные критерии, использующиеся для того, чтобы установить, соответствует ли стажировка юридическим нормам: критерий полезности практики для стажера, коммерческая выгода для компании, период прохождения.

Нидерланды

В Нидерландах практику во время обучения называют так же, как и во Франции, - stage. Она длится от 3 до 9 месяцев. Компании не обязаны платить студенту, и порой небольшие предприятия не предоставляют практикантам плату. Стандартная компенсация стажерам в Нидерландах составляет порядка 300 евро в месяц, объем зарплаты зависит от образовательного уровня и, не в меньшей степени, от великодушия работодателя.

Италия

Болонская система, использующаяся в Италии, предусматривает обязательное прохождение практики (называющейся stage на французский манер) почти для всех студентов-бакалавров и магистров (в особенности для учащихся технических и экономических факультетов). Цель болонского процесса - уменьшить разницу между требованиями компаний и знаниями (зачастую только лишь теоретическими), которые предоставляют итальянские университеты. Однако по той причине, что учащиеся вузов обычно проходят практику в университетах (также следует учесть то обстоятельство, что студентам-стажерам крайне редко предоставляется возможность должной профессиональной подготовки), такие стажировки чаще всего вовсе не рассматриваются как реальный опыт работы. Таким образом, почти всем студентам, надеющимся получить необходимую профессиональную подготовку и потенциальную работу в определенной или смежной сфере, приходится проходить повторную практику по окончании учебного заведения. Стандартный период в Италии составляет до 6 месяцев, однако этот период может быть пролонгирован еще на полгода. Стажировки в итальянских компаниях бывают как оплачиваемые, так и неоплачиваемые. Практиканты, которые не пишут письменные работы, обычно не получают денег за практику. Почти все выпускные стажировки оплачиваются, но сумма вознаграждения обычно довольно низкая: в пре- делах 600 долларов (четвертая часть зарплаты молодого специалиста, недавно принятого на работу по окончании университета), без дополнительных бенефитов, за исключением разве что ланча и нескольких дней, которые практикант может пропустить по болезни/во время от- пуска. Сложившимся положением вещей обусловлено распространенное в студенческой среде мнение о том, что управляющие компании принимают на работу практикантов лишь для того, чтобы на них сэкономить, не предлагают должного уровня заработной платы, подготовки, не нанимают их по окончании стажировки, даже несмотря на то, что практиканты могут зарекомендовать себя в качестве продуктивных и способных к быстрому обучению исполнителей. Другими словами, подавляющему большинству выпускников итальянских вузов приходится тратить год или даже два на поиск достойного места работы (в некоторых случаях в такой ситуации оказываются и люди, окончившие магистратуру). Это еще одна причина, по которой итальянцы сравнительно поздно оставляют родительские дома и живут с родителями порой и в 30-летнем возрасте. Чтобы получить возможность стажироваться, выпускники должны пройти ряд собеседований, иногда они проводятся не в тех городах, где выпускники учились.

Испания

В Испании прохождение практики во время обучения не является распространенным явлением. «Настоящий» практический опыт испанские студенты получают только по окончании вузов. Но некоторые испанские компании предоставляют студентам возможность практиковаться, в подавляющем большинстве случаев студентам из других европейских стран. Часто студенты изъявляют желание учить испанский. Приемлемая сумма компенсации за практику составляет 500 евро в месяц. Для поиска стажировки может понадобиться специализирующаяся в этом направлении компания, так как установить непосредственный контакт с работодателями в Испании не так-то просто. Компенсация регулируется во многих университетах, начиная со ставки 6 евро/час. Учитывая такие ставки, работодатели могут использовать неоплачиваемые стажировки для получения бесплатной рабочей силы.

Великобритания

На Британских островах распространена неоплачиваемая практика для студентов. Студенты могут проходить практическую подготовку во время летних каникул. Университетский персонал предоставляет учащимся возможность самостоятельного поиска работодателей. Некоторые студенты предпочитают договариваться о прохождении годичной практики, так называемого sandwich placements’ («сэндвича»), между предпоследним и последним годом обучения в вузе. Некоторые университеты и работодатели проводят ярмарки вакансий и выставки, чтобы привлечь студентов и познакомить их с потенциальной работой. В современных условиях рынка труда студенты, прошедшие практику, более предпочтительны для работодателей. Согласно результатам некоторых исследований, у таких студентов более высокая квалификация, нежели у коллег, не имеющих подобного опыта. Некоторые иностранные студенты могут рассматривать практику как возможность знакомства с британской трудовой системой. Такие организации, как Конгресс профсоюзных объединений и Intern Aware, пытаются добиться изменений существующей системы стажировок с целью повышения правосознания в студенческом сообществе, в частности, для того, чтобы рассказать о правах студентов, в особенности что касается минимальной заработной платы и оплачиваемых выходных.

Слово «стажировка» достаточно часто употребляется в своей речи и выпускниками вузов, и кадровиками, и «продвинутыми» менеджерами по персоналу. Только закончившие обучение молодые специалисты стремятся попасть в какую-либо серьезную компанию на стажировку, надеясь в перспективе остаться в ней работать. Сотрудники отдела кадров мучаются вопросом, для каких работников стажировка обязательна, а для каких нет. Менеджеры по персоналу, в свою очередь, думают, как бы увеличить эффективность стажировок.

Так все же, что такое стажировка на рабочем месте. Действительно ли стажировка может быть обязательной? Как она регулируется законодательством и как её оформить. Обо всем этом расскажет предлагаемая статья. Статья будет интересна как тем, кто организовывает стажировку, так и тем, кто стремится на неё попасть.

Что такое стажировка

Трудовой кодекс не дает понятия стажировки. В то же время это понятие употребляется в нормативном документе. В первый раз оно присутствует в статье устанавливающей основания для заключения с работником срочного трудового договора. Статья 59 Трудового кодекса РФ, говорит о том, что срочный трудовой договор может быть заключен с работником, выполняющим работы, которые связанны с профессиональным обучением в виде стажировки.

Второй раз, данное понятие неоднократно встречается в нормах посвященных охране труда. Из них в частности следует, что работники, задействованные на работах связанных с вредными и опасными производственными факторами, в обязательном порядке проходят стажировку на рабочем месте. Подобная стажировка, является частью комплекса мероприятий связанных с безопасностью труда на рабочем месте.

Такая, обязательная стажировка проводится преимущественно для работников рабочих специальностей. Целью такой стажировки является, прежде всего, обучение безопасным способам и приемам труда. Срок стажировки на рабочем месте устанавливается распоряжением руководителя предприятия. При этом он определяется в зависимости от характера и условий работы, профессионального опыта работника и ориентируясь на положения нормативных документов в области охраны труда.

Информацию, содержащуюся в законодательстве можно дополнить сведениями из практики. Здесь, чаще всего, под стажировкой понимают работу молодого специалиста, который только закончил учебное заведение, и не имеет опыта работы по специальности. Таких работников, чаще всего, берут на должности с небольшой оплатой. Получаемый от такой работы опыт, выступает своеобразным дополнением к окладу молодого специалиста.

Подводя промежуточный итог, можно сделать вывод, что стажировка - это освоение навыков профессиональной деятельности непосредственно на рабочем месте, при соблюдении предусмотренной процедуры. Стажировка может быть связана как с общими вопросами выполнения трудовой функции, так и акцентирована на вопросах безопасных приемов труда. Стажировка на рабочем месте может быть как добровольной, так и обязательной, предусмотренной трудовым законодательством.

Обязательное проведение стажировки на рабочем месте

Самый действенный метод позволяющий научить работать безопасно - это показать все на деле. В рабочей обстановке, непосредственно на рабочем месте. Как правило, под руководством опытного наставника. К самостоятельной работе, новичка, только что пришедшего на рабочее место, не допускают.

В тех случаях, когда стажировка на рабочем месте, является обязательным требованием законодательства, на предприятии, в организации, существует порядок прохождения стажировок на рабочих местах. Такой внутренний нормативный акт утверждается руководителем, и согласовывается профкомом. В этом документе, расписываются основные вопросы, связанные с прохождением стажировок:

  • сроки прохождения стажировок,
  • порядок назначения наставника,
  • размер доплат наставникам,
  • порядок проведения оценки знаний полученных в результате стажировки, и допуска к самостоятельной работе.

Стажировка как способ обучения и отбора персонала

Но чаще всего, под стажировкой понимают освоение профессиональных навыков в целом. Когда молодой сотрудник осваивает специальность, выполняя те или иные рабочие задания. Под руководством наставника. В работающей компании.

Такой метод обучения очень действенен. Он позволяет сразу окунуться в атмосферу трудовой деятельности. Научится взаимодействовать с коллегами в коллективе. Приучится брать на себя ответственность. Одновременно, в период стажировки, есть возможность присмотреться к человеку. Оценить, способен ли он влиться в компанию, разделять её ценности, быть ответственным и целеустремленным работником.

Стажировки применяют многие компании, и крупные и небольшие. В одних случаях . В других такая работа не оплачивается. Но стажировка имеет ценность, если стажеру поручают реальную квалифицированную работу. Если работа стажера заключается в выполнении каких-то простых заданий, для выполнения которых нет необходимости иметь специальное образование, то такая работа, скорее всего, не будет полезна стажеру.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Положения закона регламентируют, что любой труд должен оплачиваться в зависимости от занимаемого поста, квалификации служащего, от того, насколько труден рабочий процесс. Следует трактовать подобные законодательные стандарты как обязанность работодателя оплачивать деятельность человека, проходящего стажировку. Другое дело, что в некоторых случаях работодатель имеет право установить меньший оклад при прохождении испытательного срока. Однако итоговая сумма не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральными чиновниками. На практике часто случается так, что стажёров используют в качестве бесплатной рабочей силы.

Значение стажировки для молодых специалистов

Не является большим секретом то, что наша система высшего образования имеет сильную теоретическую направленность. Специалисты, получающие дипломы, об образовании имеют уклон в сторону теории и не достаточно представляют себе, чем конкретно будут заниматься на практике. Исправить этот пробел и призваны различные способы обучения на рабочем месте, и в первую очередь стажировка.

Для многих начинающих специалистов, стажировка единственный способ, получения необходимых навыков. Цель стажировки, для таких, молодых кадров, как минимум набраться знаний и опыта, как максиму - хорошо себя зарекомендовать, и остаться работать, в уже привычном коллективе и дальше. Так начинаются большие карьерные достижения. Но если места стажеру не досталось, то полученные навыки пригодятся на новом месте работы. А наименование компании, где посчастливилось стажироваться, украсит резюме.

Как стажеру правильно подойти к своей работе? Что делать, чтобы взять он неё максимум знаний и навыков, а возможно даже остаться? Расскажем об этом далее.

Главное чему не учат в учебных заведениях - это искусству, ремеслу работы. Знания дают. А как применять на практике не объясняют. При этом это касается не только каких-либо сложных навыков. Часто, новичкам не доступны элементарные вещи - такие как планирование своего времени, понимание, что от твоей работы зависит кто-либо еще и так далее.

Стажер должен освоить два направления. Как работать вообще. И как работать по своей специальности. Если он освоит только одно из них, то полноценного специалиста из него не получится. Итак, что необходимо, что бы стать хорошим работником, и чему необходимо научится с первых дней стажировки. Несколько простых советов:

  • научится распоряжаться своим временем, планировать дела, расставлять очередность,
  • помнить, что стажер часть механизма, от его действий зависит работа других,
  • если задание непонятно, необходимо уточнить его сразу,
  • с первых дней нужно учиться, работать самостоятельно.

Как организовать стажировку

Если компания заинтересована в притоке «свежей крови», в молодых специалистах, то важно не упустить потенциально ценные кадры, которые приходят стажироваться в организацию. Сам стажер должен раскрыться, в комфортной для себя среде проявить все свои способности и знания. Овладеть опытом и знаниями в процессе выполнения порученных ему работ. А специалисты компании, менеджеры по персоналу, руководитель отдела, в котором трудится стажер, должны присмотреться к возможному сотруднику, оценить его деловые качества и принять решение о его дальнейшем трудоустройстве.

Для того чтобы стажировка прошла удачно, и он неё выиграли все стороны процесса, при её организации нужно выполнять следующие правила:

  • порядок прохождения стажировки должен быть задокументирован,
  • каждому стажеру должен быть назначен наставник, для которого наставничество будет оплачиваемой деятельностью,
  • стажеру должна быть создана комфортная обстановка: организовано рабочее место, поясняющие материалы, не должно возникать бытовых вопросов,
  • выполнение заданий следует чередовать с обучающими инструктажами,
  • в процессе стажировки, сложность поручаемой работы должна увеличиваться.

Как оформить стажировку на рабочем месте

Если принимающая сторона, работодатель, несет перед стажером какие либо обязательства, в большинстве случаев это, оплата труда или последующий прием на работу, то такие обязательства должны быть закреплены договором. Так как такие отношения попадают под понятие трудовых, то и документом, которым они будут оформлены, будет трудовой договор.

Трудовой договор оформляется по стандартным правилам. Но так как стажировка в отличие от постоянной работы имеет временный характер, то и срок трудового договора обязательно необходимо в нем указать. Основания, предусмотренные в ст. 59 Трудового кодекса РФ позволяют заключать срочный договор в случаях, когда договор заключается с лицом, обучающимся в учебном заведении, на очной форме обучения, и когда работа связана со стажировкой.

Непосредственно с приказом о приеме на работу оформляется приказ о назначении ответственного за обучение и стажировку молодого специалиста.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология

Общий период прохождения испытательного срока и обучения устанавливает наниматель. Трудовой кодекс сегодня не регулирует продолжительность стажировки. В каждом конкретном случае длительность периода устанавливается индивидуально и прописывается при заключении трудового договора.
Статьёй 70 ТК РФ установлены предельно допустимые сроки для прохождения испытательного периода. Для представителей руководящего звена он не может длиться дольше полугода. Согласно закону, для всех остальных должностей максимальный срок стажировки составляет 3 месяца. Исключением является ситуация, когда трудовой договор был составлен на срок 2-6 месяцев, в этом случае испытательный срок не может длиться более двух недель. Важно учесть, что по закону, в период стажировки не учитывается фактическое отсутствие работника на рабочем месте, если даже отсутствие связано с временной нетрудоспособностью.

Идеальный сотрудник - мечта каждого работодателя. В поисках подходящего кандидата можно провести не один месяц или год. На помощь работодателям приходит удобный способ создания будущего сотрудника «с нуля» - стажировка. Благодаря ей, появляется возможность подобрать специалиста, когда тот еще проходит обучение и находится в начале карьерного пути.

Направляя и наделяя практическими знаниями и опытом, работодатель готовит кандидата под конкретные параметры должности. При кажущейся простоте стажировку все же требуется оформлять. При правильном подходе работодателям не придется сталкиваться с неприятными последствиями неверного ведения документации. Взаимодействие со стажерами - сложный процесс, который поможет выявить наиболее талантливых и перспективных работников.

В чем главные плюсы стажировки?

Для студентов стажировки являются универсальным средством, чтобы определить насколько подходит им выбранная специальность. Это отличный опыт практического применения полученных в процессе обучения знаний. Во время стажировки приходит осознание важных особенностей выбранной профессии, а также понимание принципа внутреннего и внешнего функционирования компаний и предприятий. Работодатели получают талантливых и готовых постоянно совершенствоваться кандидатов, а последние - шанс приобрести необходимые в будущем навыки и опыт в серьезной компании.

Стажировка определяется как дополнительное профессиональное образование. Она помогает преобразовать богатую теоретическую базу в практический опыт. В ее процессе происходит «живое» изучение постоянно меняющихся тенденций в выбранной сфере деятельности. Изучение передового опыта позволяет динамично развиваться не только как профессионал, но и как личность. Существует реальная возможность приобретения специальных навыков, которые необходимы для выполнения обязанностей по выбранной (или занимаемой) должности или более высокой.

Для студентов цель стажировки - получение практического опыта для дальнейшего построения профессиональной карьеры. Для работодателей - возможность на раннем этапе определить подходящих сотрудников, которые примут активное участие в дальнейшем развитии компании. При правильном построении процесса стажировки обе цели могут превратиться в единую - создание крупного предприятия на рынке. Работодателям проще отбирать будущих сотрудников, опираясь на реальные примеры их поведения в рабочей обстановке. Соответственно, обе стороны заинтересованы и будут максимально качественно выполнять свои обязанности.

Какие существуют виды стажировок?

Способы получения трудового практического опыта многообразны. В зависимости от них происходит разделение стажировок на соответствующие виды. Две самые крупные группы - внутренние и внешние. В первом случае стажировка проходит в компаниях, организациях и других учреждениях, которые находятся на территории страны постоянного проживания студента. Во втором, она оформляется за рубежом на иностранных предприятиях.

Стажировки можно также разделить на рабочие и обучающие. Первые предполагают заключение срочного трудового договора в соответствии со статьей 59 Трудового кодекса (далее - Кодекс). Они относятся к для студентов. Проходит не только обучение, но и зарабатываются определенные денежные средства. Вторые направлены только на обучение и получение новых навыков, относящихся к выбранной профессии.

Особенности стажировок для студентов

В большинстве организаций специально разрабатываются программы для стажеров. В штатном расписании компании вводят соответствующие должности. Это помогает своевременно проводить обновления кадров и избегать застоя идей при развитии компании. В процессе отсеиваются неподходящие претенденты и отбираются действительно стоящие кандидаты, которым в дальнейшем будет предложено трудоустройство в компании.

В обязательном порядке должна быть зафиксирована документально. Данный факт позволит воспользоваться определенными правами при ее прохождении. Одно из них получение оплаты за выполняемую работу (в случае оплачиваемой стажировки). Условно можно разделить процесс оформления стажировки на три стадии: сбор необходимых документов, заключение договора и издание приказа.

Сбор документации

При разработке программ стажировки каждая организация устанавливает определенный перечень необходимых для оформления документов. Как правило, среди них подтверждающие личность студента и его образование (специальность), трудовая книжка (при наличии), а также другие необходимые для осуществления конкретной деятельности бумаги. При стажировках за рубежом предоставляются подтверждение владения иностранным языком и документы из учебного заведения на языке той страны, где планируется стажироваться, оформляется виза. Перечень необходимых бумаг зависит от сферы деятельности и специальности.

Подписание договора

При заключении срочного трудового договора, соответствующая запись должна быть внесена в трудовую книжку (при подписании ученического - отметка не ставится). Их оформляют при приеме на стажировку студентов, проходящих курс обучения в учебном заведении. Составляются они на основании положений Кодекса. В договорах должны быть зафиксированы: занимаемая должность, размер оплаты, часы работы, срок действия (соответствует периоду стажировки). Должна присутствовать отметка о том, что работник стажер, и другие важные сведения.

Издание приказа

В случае если стажер был принят по срочному или трудовому вместе с ученическим, то издается приказ. Он нужен для официального завершения процесса оформления нового сотрудника. Направление составляется при заключении ученического договора. Приказ и направление оформляются в соответствии с установленными на предприятии правилами учета.

Если студент во время прохождения стажировки или обучения выполняет какие-либо связанные с ними работы, то данный факт служит достаточным основанием для заключения трудового договора. Подобные сотрудники вносятся штат (с пометкой «стажер»). Оплата производится в соответствии с установленным порядком расчета в договоре. При заключении ученического договора, предполагается выдача стипендии в зависимости от профессии, квалификации и специальности. И в первом, и во втором случаях оплата не может составлять сумму, размер которой меньше минимального (МРОТ).

Когда можно стажироваться?

Временных ограничений при прохождении стажировки нет. Главное, чтобы она не мешала основной учебе. Если студенту удастся найти подходящую компанию по своей специальности и договориться о стажировке, то он может оформить ее на период обязательной практики. Чаще всего предпочитают проходить стажировку летом. Идеальный вариант для тех студентов, кто планирует отправиться на стажировку за рубеж. А теперь рассмотрим порядок оформления стажировки на летний период.

Как оформляется летняя стажировка?

Летняя стажировка помогает компании выявить наиболее подходящих претендентов среди студентов. Проводится конкурс, на основе которого и происходит отбор. Учитывается соответствие предъявляемым требованиям и общие результаты, демонстрируемые студентом в процессе обучения. Летняя стажировка позволяет в полном объеме изучить особенности выбранной профессии.

Для того чтобы отношения между работодателем и сотрудником считались трудовыми, необходимо соблюдение трех важных условий. Они должны быть основаны на соглашении:

  • о подчинении сотрудника правилам трудового распорядка, установленным внутри организации,
  • об исполнении сотрудником трудовых обязанностей за установленную плату,
  • об обеспечении условий труда, соответствующих требованиям закона и закрепленных в договоре.

Документальное оформление любой стажировки обязательно, в том числе и летней. Заключение договора - неотъемлемая часть трудовых отношений. Он регулирует основные моменты взаимодействия сотрудника-стажера и работодателя. При возникновении спорных ситуаций его положения будут использоваться при рассмотрении тех или иных действий. При прохождении стажировки оформляют срочный трудовой договор или ученический.

В него в обязательном порядке вносятся все условия работы, наименования сторон, указывается предмет договора (обстоятельство, послужившее поводом для его заключения). Обязательным моментом является подробное описание стажировки (план, программа), основные ее задачи. Отдельно фиксируют права и обязанности обеих сторон - сотрудника и компании. Срок действия заключенного договора равен продолжительности стажировки. Необходимо указать порядок расторжения подписанного соглашения до даты завершения его действия. Важно включить в составляемый договор пункты о размере оплаты, влияющих на нее факторах, периодичность, порядок работы.

Основными моментами стажировки является изучение передового опыта и практическое применение теоретических знаний. По причине этого для новых сотрудников назначают наставников. Они помогут стажерам быстрее адаптироваться на новом месте и подключиться к рабочему процессу. Наставникам полагается доплата согласно статье 151 Кодекса за выполнение временных дополнительных обязанностей.

Особый вид стажировок - международные

Выше вскользь было упомянуто о данном виде. У стажировок за рубежом существует несколько важных моментов, о которых стоит знать. Во-первых, несколько вариантов получения - при содействии учебного заведения, при самостоятельном поиске или участие в конкурсах, которые устраивают компании для привлечения молодых талантливых специалистов. Во-вторых, широкий диапазон возможностей для профессионального роста. Помимо этого студенты могут улучшить свои коммуникативные навыки в процессе изучения новых стран и культуры, а полный отрыв от привычного окружения обеспечит необходимый уровень мотивации для освоения новых знаний.

При оформлении стажировок за рубеж студенты получают студенческие визы. Перечень дополнительной документации, как правило, предоставляет организация или компания, в которой предполагается стажироваться. Оформление проводится установленном порядке. При прохождении стажировок за рубежом также заключается договор. По окончанию периода студент получает соответствующий сертификат, а некоторым перспективным стажерам предлагают продолжить работу в компании уже на общих основаниях (официальное трудоустройство).

Оформление стажировки для студентов - процедура долгая и сложная. Компании необходимо подготовиться к приему нового сотрудника, обеспечив ему указанные в законодательстве гарантии и права. Для студентов это также ответственный шаг, занимающий достаточно длительное время. Им нужно подготовить требуемые бумаги и правильно оформить стажировку в выбранной компании.

Студенты в процессе работы или обучения, как правило, сдают отчеты в соответствии с выбранной сферой деятельности. Стажировка открывает для них новые возможности для профессионального развития и получения неоценимого практического опыта по выбранной специальности. Возможность дополнить резюме отметкой о работе в крупной международной фирме привлекает многих. Стажировка в крупной корпорации - отличный вариант начала профессиональной карьеры.

28.12.2015

Каждый, кто прошел через стены высшего учебного заведения в качестве студента, не понаслышке знаком с таким понятием, как практика. Без ее успешного прохождения в профильной сфере, как правило, получить диплом о высшем образовании не получится.

В свою очередь, выпускники институтов, которые не имеют за своими плечами ничего кроме учебных лет, принимаются на работу в качестве стажеров на время испытательного срока. Казалось бы, очень близкие понятия, главный принцип которых получить необходимый опыт работы.

Что такое практика?

Практика — это особый вид учебной работы, которая должна закрепить институтские знания в профильной сфере студента. Практика является необходимым элементом программы по образованию в ВУЗе. Практические навыки, студенты отрабатывают, как правило, на безвозмездной основе в реальной организации, которая является профильной относительно специальности обучающегося. Студенческая практика может быть учебной, производственной или же преддипломной.

Что такое стажировка?

В ходе стажировки, рабочий нарабатывает необходимый опыт и демонстрирует начальству собственную профпригодность для работы в штате на равных условиях. Стажировка может быть частью программы по повышению квалификации или получения дополнительного образования, однако чаще всего ВУЗ не имеет к стажировке студента никакого отношения. Продолжительность стажировки устанавливается по усмотрению работодателя в зависимости от целей, поставленных перед стажером.

Ранее, пояснялось, что практика является исключительно частью программы обучения ВУЗа. Соответственно, ее проходят все студенты в обязательном порядке. Кроме того, прохождение практики возможно только в той сфере и должности, которая связана напрямую со специализацией, получаемой в учебном заведении. Нельзя учиться на менеджера по туризму и пойти практиковаться в юридическую компанию. Практическая деятельность дает возможность реализовать те теоретические знания, которые были получены в стенах ВУЗа.

Как студенты попадают на практику? Чаще всего, их направляют от лица учебного заведения в конкретную организацию, с которой ВУЗ заключил соглашение. Практические занятия могут выпадать на время учебных семестров параллельно с посещением лекций или же выделены специальным блоком в ходе обучения. Однако самое главное, что практика не выпадает на время каникул.

Также студенты могут самостоятельно договориться о практике в понравившемся месте. В этом случае он заключает договор по установленной университетом форме. Продолжительность практики строго регламентирована и определяется образовательной программой. Сама суть и структура практики также строго оговаривается вне зависимости, где ее проходит студент.

После практической деятельности необходимо подвести итоги и представить их в качестве отчета, за который выставляется оценка. Работодатель пишет свои наблюдения и рекомендации относительно деятельности студента.

В свою очередь, стажировка чаще всего является действием инициативным, а не по наставлению преподавателей. Стажировка является возможностью показать свою профпригодность начальству, она может проходить даже на конкурсной основе, по итогам которой выбирается лучший из претендентов. Стажироваться можно не только на должность, которая соответствует вузовской специализации. Вполне возможно, что человек имеет образование медика, а работать устраивается в компанию по аренде недвижимости, просто потому что это финансово выгоднее. Естественно, у практикантов такой возможности нет.

Вообще, понятие стажировки не относится исключительно к выпускникам ВУЗов. Стажироваться также могут опытные работники, которые решают переквалифицироваться или пойти вверх по карьерной лестнице. Регулярная стажировка и так называемая «прокачка» своих навыков ведет не только к получению более высокой должности, но и росту заработной платы. Если в результате практической деятельности, студенты чаще всего не могут рассчитывать на материальную награду, то стажировка, как правило, является делом оплачиваемым. По итогам стажировки работник либо получает желаемое вакантное место и повышение зарплаты, или же встречает неприятный отказ от начальства.

Особенности практики и стажировки

Практика:

  • Является неотъемлемым элементом обязательной программы учебного заведения.
  • Студент направляется по указу ВУЗа в конкретную организацию.
  • Как правило, не имеет материального вознаграждения.
  • Главная цель — закрепить теоретические знания на практике.
  • Должна быть исключительно в рамках получаемой специализации.
  • Срок и время проведения определяется учебной программой.

Стажировка:

  • Стажировка назначается при устройстве на работу и является личной инициативой работника.
  • Чаще всего не подкрепляется подписанием каких-либо соглашений.
  • В большинстве случаев оплачивается работодателем.
  • Цель — демонстрация профпригодности и получение в итоге желаемой должности.
  • Образование работника может не быть профильным относительно деятельности компании.
  • Сроки определяет в индивидуальном порядке работодатель в зависимости от производственной необходимости.

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОГБОУ ДО «УМЦ ДПО»

_________________

«_______»________________20__г

Положение

о стажировке педагогических и руководящих работников

в образователь­ных учреждениях СПО/НПО Томской области

Положение о стажировке педагогических и руководящих работников в образователь­ных учреждениях СПО/НПО Томской области (далее – Положение о стажировке) разработано для организации стажировки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений СПО/НПО Томской области.

Стажировка является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования , или же одним из разделов учебного плана при повышении квалификации педагогических работников по традиционной и по модульно-накопительной системе.

Положение о стажировке определяет цели и задачи, процедуры организации и проведения стажировки как формы повышения квалификации педагогических и руководящих работников, требования к результатам стажерской практики.

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение о стажировке разработано на основе Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования(повышения квалификации) специалистов, инструктивного письма «Об организации и проведении стажировки специалистов» от 15 марта 1996 г. №18-34-44 Ин/18-10.

1.2. Данное Положение о стажировке распространяется на педагогических и руководящих работников образовательных учреждений СПО/НПО.

1.3. Под стажировкой педагогических и руководящих работников понимается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Стажировка носит практико-ориентированный характер и требует после ее завершения подготовку и защиту образовательного продукта. Повышение квалификации в форме стажировки является необходимым условием эффективной деятельности педагогов и руководителей. При этом понятие «стажировка» рассматривается и как процесс, и как результат образования.

2. Цели и задачи стажировки

2.1. Целью стажировки является формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников.

2.2.Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
2.3. Задачами стажировки являются:

· совершенствование знаний и умений в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной деятельности на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологии,

· подготовка преподавателей, в первую очередь, по профессиональным модулям, ознакомление их с новейшими технологиями , перспективами развития и организации соответствующей отрасли науки,

Непосредственное участие в планировании работы образовательного учреждения;

Изучение нормативно-правовых документов и учебно-методической литературы по теме стажировки;

Участие на педсоветах, научно-методических советах, круглых столах , совещаниях и др.

Программы целевых краткосрочных стажировок могут предусматривать изучение какой-либо одной темы: изучение и анализ планов и программ образовательного учреждения; организацию научно-методической работы педагогических работников и др.

3.3. Программы стажировки могут иметь модульную структуру и содержать инвариантные и вариативные модули объемом от 8 до 72 часов.

4. Формы организации стажировки

4.1. Стажировка осуществляется в период обучения на курсах повышения квалификации и определяется учебно-тематическим планом курсовой подготовки, или в межкурсовой период в соответствии с индивидуальным планом стажера, который разрабатывается в рамках курсов повышения квалификации в соответствии с содержанием образовательной программы.

В межкурсовой период план стажировки является предметом согласования руководителя образовательного учреждения (по согласованию с педагогом) и руководителя Стажерской площадки.

4.2. Стажировка организовывается учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – УМЦ ДПО и осуществляется в период обучения на курсах повышения квалификации или в межкурсовой период.

4.3. Стажировка проводится с полным отрывом или с частичным отрывом специалиста от его основной работы.

4.4. Программа стажировки определяется учебно-тематическим планом курсовой подготовки или индивидуальным планом стажера в соответствии с содержанием образовательной программы курсов по согласованию с сетевой организацией, на базе которой проводится стажировка специалиста.

4.5. Зачисление на стажировку (повышение квалификации) специалиста проводится учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) по направлению организации по месту основной работы специалиста в соответствии с договором между учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) и заказчиком, а также по личному заявлению стажера.

4.6. Продолжительность стажировки (повышения квалификации) устанавливается исходя из ее целей учреждением дополнительного образования (УМЦ ДПО), организующим повышение квалификации, по согласованию с работодателем, направляющим работника на обучение, и по согласованию с руководителем сетевой организации, где проводится стажировка.

4.7. Стажировка осуществляется как в форме однократного обучения, так и в нескольких распределенных во времени циклов (курсов, модулей), возможных на нескольких стажерских площадках различных образовательных учреждений.

4.8. В условиях использования модульно-накопительной системы повышения квалификации период стажировки засчитывается стажеру в общий зачет. Общий объем повышения квалификации, в том числе и стажировки, для получения удостоверения составляет не менее 72 часов.

4.9. Стажировка проводится учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) за счет средств бюджета (в пределах, установленных контрольными цифрами) или с оплатой расходов за счет организации-заказчика или самого стажера.

4.10. При условии выполнения стажером установленной программы стажировки и прохождения итоговой аттестации ему выдается документ (удостоверение, свидетельство) о повышении квалификации.

4.11. Заключение по результатам стажировки и решение об итоговой аттестации стажера принимает учреждение дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО), ответственное за организацию стажировки, на основании представленного стажером отчета, рекомендации руководителя и заключения организации, на базе которой проводилась стажировка.

5. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТАЖИРОВКИ И ПОДВЕДЕНИЕ ЕЕ ИТОГОВ

5.1. Основным отчетным документом для образовательного учреждения и стажера является дневник стажировки (приложение 1). В дневнике стажер дает краткую характеристику места стажировки, функций организации и формулирует личные цели стажировки согласно программе (индивидуальной).

5.2. В дневнике ведется ежедневный учет выполненной работы , возникших проблем и записываются вопросы для консультантов и руководителей стажировки.

5.3. Отдельно в дневнике формируются предложения по совершенствованию работы организации, технологии и других направлений деятельности организации. Дневник заканчивается отчетом по стажировке.

В конце срока проведения стажировки руководителем от сетевой организации дается отзыв (заключение) о ее прохождении стажером. Соответствующая запись производится в дневнике и заверяется печатью организации.

5.4. Итоги стажировки подводятся как в самой организации, так и в образовательном учреждении с участием руководителей от обеих сторон.

5.5. При стажировке, являющейся самостоятельным видом обучения, решение о выполнении программы стажировки, ее оценке и о выдаче соответствующего документа (удостоверения, свидетельства) принимает комиссия, назначенная учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО).

5.6. Во время прохождения стажировки стажер обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в образовательном учреждении, обладающем статусом «Стажерская площадка»;
участвовать в мероприятиях, проводимых на базе стажерской площадки;
активно осваивать инновационные методы, приемы, технологии организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с направлением деятельности стажерской площадки;
5.7. В условиях использования модульно-накопительной системы период стажировки засчитывается стажеру в общий зачет.

6 . Требование к кандидатам на повышение квалификации в форме стажировки

6.1. Кандидатами на стажировку могут быть работники образовательного учреждения категорий: административно-управленческий персонал, преподавательский состав .

7. Порядок подачи заявки на стажировку

7.1. Для участия в повышении квалификации в форме стажировки по индивидуальному учебному плану педагогические и руководящие работники образовательного учреждения подают заявку на стажёрскую практику по индивидуальной программе в УМЦ ДПО (приложение 3).

7.2. К заявке необходимо приложить подтверждение договоренности с принимающей стороной (форма свободная: приглашение, программа конференции с указанием выступления заявителя и др.). Ссылка на устную договоренность подтверждением не считается. Отсутствие подтверждения может стать причиной отказа в рассмотрении или удовлетворении заявки.

8.1. Направление педагогических и руководящих работников на стажировку оформляется приказом руководителя учреждения на основании утвержденной заявки.

8.2. За сотрудниками, направленными на стажировку с отрывом от работы, сохраняется заработная плата по основному месту работы.

8.3.Командировочные расходы оплачиваются из бюджетных и внебюджетных средств по установленным для командировок нормам.

8.4. По итогам прохождения повышения квалификации в форме стажировки по индивидуальному учебному плану в образовательное учреждение предоставляются следующие отчетные документы:

Отчет педагогических и руководящих работников о прохождении стажировки с подтверждением руководителя учреждения, в котором проводилась стажировка, о выполнении плана. К отчету о повышении квалификации в форме стажировки (обучение на курсах повышения квалификации) (приложение 4) могут быть приложены научные статьи, учебно-методические разработки и пособия, рабочие программы;

Сертификат или удостоверение об участии в конференции, семинаре (если предусмотрено условиями стажировки);

Копия вызова (приглашения) на стажировку или направления на стажировку, подписанного принимающей организацией.

Приложение 1

к Положению о стажировке

Структура программы стажировки

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебный план.

5. Оборудование, материалы и вспомогательные средства.

6. Методические материалы к модульной программе.

7. Руководство к оценке освоения модуля.

8. Список литературы.

Приложение 2

к Положению о стажировке

Департамент образования Томской области

ОГБОУ ДО «УМЦ ДПО»

«Утверждаю» «Утверждаю»

__________(руководитель ОУ) _____(директор УМЦ ДПО)

«__»__________20___г. «__»__________20___г.

Индивидуальный план стажировки

1. ФИО стажера ___________________

2. Наименование программы _________________________________________

3. Цель стажировки _________________________________________________

___________________________________________________________________

4. Название образовательного учреждения, в котором проводится стажировка

5. Руководитель стажировки _________________________________________

6. План стажировки __________________________________________________

___________________________________________________________________

7. Сроки стажировки ________________________________________________

8. Заключение руководителя стажировки о выполнении программы _________

___________________________________________________________________

9. Заключение организатора стажировки о выполнении программы ______

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель УМЦ ДПО ______________________

(подпись)

Приложение 3

к Положению о стажировке

Директору УМЦ ДПО

_________________________________

(должность, название ОУ, ДОУ, органа управления образованием)

_________________________________

ЗАЯВКА

на стаж и р овку по индивидуальной программе

«_________________________________________________________________»

(название )

в ___________________________________________________________ г.____

(название организации )

Ф. И.О. слушателя_____________________________________________________

Место работы, занимаемая должность____________________________________

Период прохождения стажировки с_____________20__г. по _____________20__г.

Индивидуальная программа стажировки прилагается.

Руководитель ОУ_______________ _________________

Приложение 4

к Положению о стажировке

О Т Ч Е Т

о повышении квалификации в форме стажировки

(обучение на курсах повышения квалификации)

Фамилия, имя, отчество______________________________________________

Должность_________________________________________________________

Цель стажировки ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Место прохождения обучения________________________________________

Сроки обучения с «___»____________20__г. по «___» ____________20__г.

Программа стажировки _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________

Итоги обучения (заполняется стажером) ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения об использовании результатов обучения (заполняется стажером)

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель ОУ______________ / ______________________

(подпись) (расшифровка подписи)