Ремонт шланга пылесоса своими руками. Ремонт пылесоса: различные виды, типичные неисправности и их устранение, тонкости Как вставлять шланг в отверстие пылесоса

Пылесос незаменим при уборке в квартире или доме. Как правило, основной корпус прибора, включая электромотор, служит достаточно долго. Из строя зачастую выходят пластиковые детали периферии. Зачастую это происходит со шлангом, без которого устройство полностью теряет пригодность.

Остаётся только купить новый прибор, но это достаточно дорого и нецелесообразно, так как старый пылесос в целом работоспособен, или попытаться найти подходящий шланг, что не всегда просто и быстро, да и к тому же не бесплатно. Как по-другому справиться с ситуацией, а именно – отремонтировать испорченный шланг?

Особенности конструкции шланга пылесоса

Прежде чем приступать к ремонту, нужно, как всегда, разобраться с конструкцией. Большинство шлангов современных пылесосов представляют собой полипропиленовую гофрированную трубу, обладающую эластичностью, благодаря чему они могут растягиваться и сжиматься в небольших пределах. Длина рукава колеблется около полутора метров.

С двух сторон шлаг оконцован пластиковыми патрубками. На один из патрубков насаживается удлинитель-держатель рабочей щётки. Второй патрубок представляет собой муфту, которая вставляется в корпус пылесоса.

СПРАВКА! Как правило, нарушение целостности поверхности гофры происходит вблизи стыка с пластиковыми окончаниями. Достаточно даже незначительного повреждения, чтобы тяга пылесоса и мощность всасывания существенно ослабли.

Причины появления дефектов

Шланг бытового устройства может порваться по нескольким причинам:

Естественной причинами того, что шланг порвался является также его состаривание и износ.

Как починить шланг от пылесоса своими руками

Существует несколько способов ремонта шлангов.

Ремонт простым отрезом

Этот способ подойдёт, если проблема возникла на стыке гофрированной трубы с пластиковым окончанием . Для ремонта из инструментов потребуется хорошо заточенный нож или ножовка по металлу. Что нужно делать? Аккуратно отрежьте рукав, оставив повреждённый участок со стороны патрубка, извлеките его, освободив и зачистив пластиковый наконечник. Затем обработайте его изнутри герметиком и осторожно вверните по резьбе гофру со стороны линии обреза.

Накладывание бандажа

Если в процессе неаккуратной эксплуатации на шланге образовались крупные повреждения: порезы, проколы и т. п. – уместно произвести ремонт методом накладного бандажа. Его применяют при повреждении рукава посередине (на некотором расстоянии от пластиковых концов).

Последовательность действий следующая. Для начала, как и в первом методе, необходимо аккуратно отрезать рукав, только теперь с двух сторон, оставив повреждённый участок посередине. В качестве бандажа будет использоваться резиновая камера от велосипеда около 10 сантиметров длиной. Обезжирьте отрезанные концы, на один из них полностью затяните камеру таким образом, чтобы из-под неё выглядывал небольшой участок шланга. Нанесите клеящее вещество быстрого действия (например, клей «Супер-момент») на оба конца шланга, состыкуйте их и протяните резиновый «бандаж» в обратную сторону, чтобы приклеить к каждому из фрагментов гофрированной трубки. Место сочленения должно оказаться строго посередине.

Ремонт термическим методом

Для этого способа вам потребуется специальный промышленный фен и термоусадочная трубка. Преимущества такого подхода: высокое качество соединения без сокращения длины шланга. Этот способ ремонта – универсальный, с точки зрения, места повреждения шланга.

Последовательность шагов такая:

  • подберите подходящую по размеру термоусадочную трубку;
  • отсоедините один из пластиковых наконечников;
  • наденьте термоусадочную трубку через свободный конец гофры;
  • установите трубку по месту повреждения и посредством фена равномерно разогрейте термоусадку.

Починка гофры с внутренними проводниками

Если модель пылесоса предполагает регулировку мощности на ручке рабочей насадки, тогда в шланг вмонтированы провода, подающие сигнал от регулятора к мотору. В таком случае ремонт шланга осложняется дополнительными действиями. Полная инструкция по ремонту имеет следующий вид:

  1. Необходимо разобрать крепёж держателя, освободив контакты проводов.
  2. Освободить повреждённый конец рукава от пластика.
  3. Отрезать повреждённую гофру, не затронув проводящие жилы.
  4. На нужном расстоянии перепаять контакты под крепёж.
  5. Собрать корпус держателя.

Как временно восстановить шланг пылесоса

Если вам необходимо во что бы то ни стало закончить уборку, а повреждения воздухозаборного рукава этого сделать не позволяют, вы можете прибегнуть ко временному восстановлению его работоспособности. Такие повреждения, как прокол или трещина могут быть устранены с помощью изоляционной ленты или скотча. Починка не займет много времени, но прослужит такая экстренная мера тоже недолго.

Если у Вас порвался шланг пылесоса, то не спешите выбрасывать пылесос и покупать новый, тем более, если старый пылесос Вас полностью устаивает: прекрасная мощность всасывания и двигатель работает без сбоев. Обычно шланг рвется в местах наиболее сильных сгибов – это либо в месте крепления шланга непосредственно к самому пылесосу, либо в месте близ ручки держателя шланга. Я неоднократно видел, как порванный шланг заматывают изолентой или скотчем. Но в этом случае обычно подобный ремонт недолговечен, да и выглядит несколько грубо и убого.

Шланг же можно починить путем обрезания порванной части. В этом случае он будет короче на 3-5 сантиметров, но будет выглядеть и работать как абсолютно новый .

Для ремонта мы взяли шланг с регулятором мощности на ручке шланга:

Этот шланг отличается от обычного тем, что в качестве пружины в нем используются два изолированных провода, по которым подается напряжение к выключателю и регулятору мощности (реостату), расположенному на ручке держателя. Как и ожидалось, шланг порвался в месте крепления его к пылесосу:

Так как этот шланг с проводами, то он имеет два контакта в виде вилки для электрической розетки, которые замыкают электрическую сеть при подключении к корпусу пылесоса:

Сначала требуется разобрать крепление для доступа к проводам шланга. Для этого нужно воспользоваться крестовой отверткой. Выкручиваем два самореза на креплении держателя:

С торцевой стороны держателя шланга есть круглые технологические отверстия для удобства снятия крепления. Этой же отверткой аккуратно надавливаем в эти отверстия вглубь и одновременно вверх для извлечения пружинного механизма крепления

Таким образом, механизм пружинного крепления шланга приоткрывается:

После этого вилка с пружинным механизмом крепления держателя снимается:

Крепление снято:

Выкручиваем против часовой стрелки на себя. Она держится достаточно плотно, но через несколько секунд она поддается:

и затем снимается:

Провода освобождаются, и таким же выкручиванием снимается сам шланг с насадки пылесоса:

Пластиковую гибкую оболочку порванной части можно легко срезать обычными ножницами:

Провода, приклеенные к оболочке, освобождаем от нее и обрезаем бокорезами лишнюю часть:

При обрезке проводов обратите внимание, что лучше обрезать целое число витков (один, два, три и т.д.). Это нужно для того, чтобы при сборке в естественном положении всасывающий конец шланга был направлен, как и раньше вниз, а не куда-нибудь вбок или вверх.

Необходимо вновь их припаять. Для этого нужно новые концы проводов очистить от изоляции (можно воспользоваться обычным строительным ножом) :

Для лучшей схватки припоем, очищенные концы лучше обработать канифолью:

Затем припаиваем концы проводов со штырьками к нашей обрезанной части. Они не должны соприкосаться оголенными проводами обратите на это особое внимание !

Все готово. Теперь можно собирать заново то, что было разобрано. При сборке сначала вкручиваем насадку пылесоса:

При посадке проводов удобно воспользоваться изолентой для фиксации проводов:

Также при сборке лучше сначала установить держатель с пружинным креплением, а затем надевать уже пластмассовую направляющую шланга, так как она заходит сверху держателя:

Практически все пылесосы (современные и не очень) отличаются своей надежностью и долговечностью. Рано или поздно, но все когда-нибудь ломается. Если двигатель вашего пылесоса работает, как и прежде, но агрегат стал хуже пылесосить или не втягивает пыль вовсе - это не значит, что надо торопиться в отдел бытовой техники. Вся причина - в шланге, поскольку именно шланг для пылесоса является слабым его местом по той простой причине, что чаще всего подвергается различным деформациям (изгибы и перекручивания).

Как правило, шланги для пылесосов рвутся в местах наиболее частых сгибов - вблизи ручки держателя либо в месте его крепления непосредственно к самому пылесосу. В данном случае проще всего открутить шланг, обрезать порванное место, а затем вкрутить обратно (на некоторых моделях для этого придется извлечь пластиковые втулки, в которые вклеен шланг, а затем посадить все обратно на герметик). Конечно, от этой процедуры он станет короче на несколько сантиметров, зато на какое-то время это освободит вас от необходимости покупать новый пылесос. Кстати, таким способом можно починить и шланг с расположенным на ручке регулятором мощности, в котором в качестве используются два изолированных электрических провода. Их, естественно, тоже придется укоротить.

Если шланг для пылесоса поврежден ближе к его середине, в качестве временной меры можно наложить на это место заплату из самого обычного медицинского пластыря, а затем обмотать полихлорвиниловой изоляцией. Более надежным вариантом может стать натягивание на поврежденный участок резиновой трубки, отрезанной от концы которой для повышенной надежности следует посадить на "Суперклей".

В последнем случае есть смысл призадуматься о приобретении нового шланга, и не только по той причине, что шланг с заплатками имеет, мягко говоря, непрезентабельный внешний вид. Существует большая вероятность того, что одним повреждением это не закончится и, скорее всего, он будет рваться каждый раз в новом месте. Сегодня проблема "где купить шланг для пылесоса" не стоит так остро, как еще несколько лет назад. А потому - вам самая прямая дорога в магазин. Шланг для пылесоса можно приобрести либо в специализированных магазинах, либо заказать через Интернет. Это может даже оказаться гораздо удобней и дешевле, да и выбор будет больше.

Выбирая шланг для пылесоса, прежде всего, необходимо обратить внимание на его гибкость. Чем он эластичней, тем меньше шансов, что он порвется вновь, да и пылесосить будет гораздо удобней. Обычно шланги изготовляют из резины или пластика, а для прочности внутрь вплетается металлическая проволока, выполняющая роль Кроме того, гофрированный шланг имеет больший запас длины. Кстати, о длине - следует помнить, что длина шланга обратно пропорциональна мощности всасывания. Чем длиннее шланг для пылесоса, тем меньше мощность, а, следовательно, тем качество уборки хуже. Особенно это характерно для встраиваемых пылесосов, длина шланга которых может достигать 15 метров.

Что касается цены, то тут все зависит от фирмы-производителя, но не является основоопределяющим фактором - главное, чтобы шланг подходил именно для вашего пылесоса.

Значительная доля эксплуатируемых бытовых пылесосов – это конструкции, где используется гибкий гофрированный шланг. Во время уборки помещения на него воздействуют нагрузки разного характера, что не исключает вероятность повреждения этой детали пылесоса, ведь верно?

У вас произошла подобная неприятность, а вы не знаете, как починить шланг для пылесоса своими руками? Мы поможем вам разобраться с этой проблемой.

В статье рассмотрены наиболее вероятные причины появления дефекта гофрошланга, а также приведены подробные инструкции по восстановлению целостности детали. Предложенные нами методы устранения проблем достаточно просты, поэтому выполнить ремонт сможет любой домашний мастер.

Большинство гофрированных шлангов клининговой техники представляют собой трубку, выполненную на основе эластичного материала (полипропилена).

Трубка обычно имеет длину не более 1,5 метра. Благодаря гофрированной поверхности, аксессуар обладает свойством растягиваться в небольших пределах.

Классическое исполнение рабочего рукава пылесоса. Два подвижных патрубка соединяются между собой гофрированной эластичной трубкой. Подобная конструкция позволяет легко манипулировать аксессуаром при уборке

Один конец эластичного трубопровода заканчивается коротким отрезком жёсткой пластиковой трубки. Эта деталь является звеном соединения с удлиняющей штангой или непосредственно с рабочей насадкой пылесоса.

Противоположная концевая часть шланга оснащается коротким патрубком-замком, посредством которого образуется замковое соединение с модулем пылесоса. Этот патрубок-замок фактически также является продолжением гофрированной трубки.

Традиционные точки разрывов пылесосных шлангов – область соединения гофрированного рукава с технологическим концевиком. Образуются трещины или разрывы по причине увеличенной нагрузки для этой зоны в процессе уборки

Практика пользования пылесосами отмечает, что именно по линиям стыка эластичной гофры с концевыми жёсткими элементами чаще всего происходит разрыв, а поломка шланга считается одной из распространенных .

Между тем, образование даже небольшого порыва шланга ведёт к существенной потере эффективности уборочной техники.

Причины появления дефектов

Трещины, разрывы, проколы на теле шланга пылесоса могут появляться по разным причинам. Однако главной причиной, конечно же, следует считать неправильное обращение с этой деталью.

Какие действия пользователя приводят к появлению дефектов на теле гофрированной трубки?

Рассмотри подробнее:

  1. Буксировка пылесоса с места на место через шланг.
  2. Сгиб трубки под недопустимыми углами в процессе уборки.
  3. Неаккуратное применение в условиях чистки объектов с острыми краями.
  4. Хранение не по инструкции.

Естественной причиной образования дефектов также следует считать истечение срока службы изделия, износ, низкое качество материала.

Нередко нарушение правил эксплуатации владельцами уборочной техники приводят к появлению дефектов на теле гофрированного рукава. Работая с пылесосом, не рекомендуется применять физическую силу по отношению непосредственно к шлангу

Буксировка пылесоса с места на место путём вытягивания аппарата за рабочий шланг – практика достаточно частая.

При этом многие владельцы пылесосов проделывают такие «фокусы» совершенно не подозревая о грядущих последствиях. Между тем инструкция к любому пылесосу чётко гласит – так делать нельзя!

Сгиб трубопровода под недопустимым углом может иметь место, когда владелец пылесоса в пылу уборки стремится достать зоны, теоретически недосягаемые по эксплуатационно-техническим параметрам уборочной техники.

Такой сгиб рукава гофры способствует быстрому появлению трещины или разрыва. Поэтому манипуляции со шлангом во время уборки пылесосом должны исключать сгибы гофры под крутыми углами

Несколько раз такие попытки могут завершиться вполне удачно. Однако прочность материала по отношению к недопустимым нагрузкам не безгранична. А потому в самый неподходящий момент трубопровод попросту лопнет в том месте, где был недопустимый перегиб.

Проведение уборочных работ может выполняться в разных условиях. Например, в условиях чистки мебели, каркас которой имеет металлические детали с острыми гранями. Если в таких условиях манипулировать шлангом неосторожно, есть все предпосылки для появления порезов на теле гофры.

Наконец, правила хранения уборочной техники, конкретно расписанные в инструкции пылесоса, тоже нельзя нарушать, так как нарушение здесь – одна из причин для неисправности шланга пылесоса.

Условия хранения принадлежностей бытовой уборочной техники напрямую влияют на качество материала, из которого изготовлен тот же рабочий шланг. Поэтому нарушения правил хранения способствуют появлению дефектов

Так, хранение аппарата вместе с аксессуарами, или отдельно аксессуары, при температуре ниже рекомендуемой ведёт к снижению прочности материала гофрированной трубки.

Резкие температурные перепады, нагруженное состояние, недопустимые перегибы также критичны для материала шланга.

Инструкции по самостоятельному ремонту

Если гибкий рукав пылесоса поврежден – это не повод для принятия решения относительно смены бытовой техники.

Как показывает пользовательская практика, дефектный гофрированный шланг пылесоса вполне доступно привести в нормальный рабочий вид. И сделать это довольно просто своими руками. Рассмотрим варианты.

Вариант #1 - ремонт простым отрезом

Чаще всего порывы образуются в местах соединения гибкого шланга с твердыми пластмассовыми концевиками-патрубками.

Неважно, в какой именно части образовался порыв – в точке соединения трубки под штангу или в точке соединения патрубка-замка. Принцип ремонта в обоих случаях одинаковый.

Для ремонта в таких случаях потребуется единственный инструмент – острый нож.

Ход выполнения работ:

  1. Выполнить ровный отрез шланга чуть в стороне от порыва.
  2. Извлечь аккуратно остаточный материал гофры из внутренней части концевика.
  3. Обработать зачищенную внутреннюю область герметиком.
  4. Аккуратно навернуть концевик на обрезанный конец шланга.

Как правило, концевые пластиковые части имеют внутри винтовой посадочный трек.

Поэтому ровно отрезанная часть гофры хорошо вкручивается во внутреннюю область концевика, а за счёт промазывания «резьбы» герметиком, соединение получается герметичным и достаточно прочным.

Конструкция разборного концевика, куда входит капроновая втулка с внутренней резьбой и кольцо-пробка. Капроновая втулка навинчивается на гофрированный рукав, затем сборка вставляется в корпус концевика и фиксируется кольцом-пробкой

Многие современные пылесосы, например, комплектуются шлангами с разборными концевиками. Внутри которого «сидит» капроновая втулка с резьбой, куда вкручивается конец шланга. Капроновая втулка закрепляется внутри патрубка концевика кольцевой пробкой с фиксаторами.

Принцип ремонта таких сборок аналогичный. Потребуется только отжать фиксаторы, вынуть кольцевую пробку и капроновую втулку с оборванным куском шланга.

Затем оборванную часть извлечь из втулки, шланг подрезать, накрутить на обрезанный конец капроновую втулку и собрать всё в обратной последовательности.

Вариант #2 - использование метода накладного бандажа

Такого рода дефекты обычно появляются в результате повреждений механическими жёсткими предметами и нередко по вине самого владельца техники. Причем повреждения могут иметь вид порезов, разрывов, проколов.

Методика восстановления работоспособности рукава пылесоса путём применения куска резиновой камеры. Для этих целей хорошо подходит камера обычного велосипеда, имеющая чуть меньший диаметр и хорошие свойства растяжения

Здесь довольно практичным и эффективным способом восстановления работоспособности гофры шланга пылесоса видится использование в качестве ремонтного материала куска велосипедной резиновой камеры.

Инструкция ремонта:

  1. Ровно (перпендикулярно) вырезать поврежденный сегмент гофры.
  2. Хорошо очистить (обезжирить) торцы на отрезах.
  3. Взять цельный кусок велосипедной камеры длиной 80-100 мм.
  4. Насадить кусок камеры на любой из отрезков гофры и протянуть чуть дальше места отреза.
  5. Нанести на торцы резов клей типа «Момент» и соединить шланговые отрезки.
  6. Обработать поверхность гофры в области соединения универсальным клеем.
  7. Протянуть в обратном направлении по шлангу кусок камеры до полного охвата резиной места соединения.

Резина велосипедной камеры обладает хорошими свойствами растяжки, поэтому протяжка по шлангу особого труда не составляет.

Вместе с тем чуть меньший диаметр камеры позволяет получить достаточно плотную обтяжку гофры шланга в точке соединения. Нанесенный клей усиливает прочность на растяжение.

Таким способом получается аккуратное соединение, фактически не нарушающее эластичных свойств гофры.

Вариант #3 - применение термического метода

Есть ещё одна методика, более сложная, чем отмеченные выше способы, но результат по качеству можно получить на уровне заводского исполнения. Речь идёт о термическом способе восстановления дефектного шланга пылесоса при помощи термоусадочной трубки и строительного фена.

Способ восстановления при помощи термоусадочной трубки. Для применения такой методики необходимо иметь строительный фен или какой-то аналогичный тепловой инструмент

Следует отметить: в этом варианте резать (укорачивать) шланг нет необходимости, что имеет свои преимущества.

Инструкция производства работ следующая:

  1. Подобрать термоусадочную трубку по цвету и размеру диаметра гофры.
  2. Разобрать и демонтировать концевик на целой части шланга.
  3. Через освобожденный конец надеть термоусадочную трубку и протянуть до места порыва.
  4. Закрыть термоусадочной трубкой поврежденную область с запасом в несколько сантиметров по обоим краям.
  5. Строительным феном нагреть термоусадку, постепенно перемещая инструмент по всей длине заплатки.

Этот способ также хорошо подходит для исправления проколов и трещин в любой части гофрированной трубы.

Другой вопрос в том, что строительный фен или похожий инструмент – техника довольно специфичная и не всегда может оказаться под руками.

Вариант #4 - ремонт гофры с внутренними проводниками

Ещё одним, довольно сложным с технической точки зрения делом, является ремонт пылесосного шланга, конструкция которого содержит коммутационную электрическую линию.

Подобная система используется обычно на аксессуарах, дополненных рукояткой с панелью управления воздушным потоком, например, .

Восстановление целостности рабочего рукава, внутри которого проходят проводники связи от рукоятки управления. Конфигурация протяжки проводов внутри таких систем может быть различной

Сложность ремонта заключается в том, что для устранения порыва требуется отрезать дефектный кусок, а вместе с ним неизбежно приходится резать коммутирующую линию, состоящую из двух проводников. Отрезанный провод впоследствии заново перепаивают на рабочие контакты.

Если вы являетесь обладателем пылесоса фирмы Самсунг, то советуем ознакомиться с информацией о типичных поломках техники этого бренда, которая изложена в .

Инструкция в таком случае следующая:

  1. Разобрать корпус патрубка-замка.
  2. Выкрутить из шланга патрубок ходом против часовой стрелки.
  3. Отрезать дефектную часть с учётом достаточной длины проводов.
  4. Перепаять контактные штыри на проводники.
  5. Собрать корпус патрубка-замка.

Порывы на таких системах могут появляться и на противоположной стороне, в месте соединения шланга с рукояткой управления. Также может иметь место дефект только обрыва проводов без разрушения шланга.

При таком состоянии дел ремонт усложняется ещё больше, так как приходится решать задачу восстановления работоспособности контактного механизма коммуникационной линии.

Вариант #5 - методика временного восстановления

Довольно часто владельцы пылесосов прибегают к простейшим способам починки шланга, когда образуется порыв, прокол или трещина. Для выполнения ремонта применяют обычно скотч, изоляционную или сантехническую ленту.

Простейшая методика наложения временной заплатки. В данном случае использовалась сантехническая лента (фум), при помощи которой удалось локализовать дефект на время уборки

В принципе, эти меры временного характера, предпринимаемые на время эксплуатации до замены гофры новой, допустимы, но с точки зрения продолжения эффективной работы техники это не самый лучший вариант.

Если всё-таки решено применить какой-то из простых методов, в любом случае рекомендуется придерживаться стандартной инструкции:

  1. Область накладки скотча или ленты обязательно очистить.
  2. Желательно обезжирить ремонтируемый участок с помощью подходящих средств.
  3. Ленту накладывать плотно и ровно по принципу «виток на виток» не менее чем в два слоя.
  4. Конец ленты желательно закрепить на клей.

При соблюдении этой инструкции временная накладка на месте порыва может служить достаточно долгое время. Но статус «временная» от этого не меняется.

Выводы и полезное видео по теме

В видеоролике ниже мастер продемонстрирует способ ремонта шланга, содержащего внутри коммуникационную линию:

Починка шланга пылесоса зачастую особых трудностей у пользователя не вызывает. Главные критерии для производства самостоятельного ремонта шланга - умение держать в руках слесарный инструмент и, соответственно, творческий порыв на выполнение ремонтных работ. Без того и другого качество починки не гарантируется.

Есть, что дополнить, или возникли вопросы по ремонту гибкого гофрированного шланга? Можете оставлять комментарии к публикации, участвовать в обсуждениях и делиться собственным опытом починки этой детали пылесоса. Форма для связи находится в нижнем блоке.

Ремонт пылесоса своими руками часто оправдан экономически. С одной стороны, напр., новый мотор-вентилятор (см. далее) для недорого Samsung’a или LG можно купить менее чем за 1500 руб., а перемотка сгоревшего обойдется более чем в 3000; замена подшипников от – 1200. Т.е., выгоднее оказывается заменить своими руками весь сборочный узел, не вникая в таинства техники. А негодный по схеме «Сколько хотите?» – «Сколько дадите» охотно возьмут на запчасти мастера-индивидуалы. С другой, очень многие неисправности пылесосов, за устранение которых в сервисе насчитают от 500, буквально за минуты устранимы в домашних условиях.

Цель настоящей статьи – рассказать читателям, что и как можно починить в пылесосе самостоятельно, как по внешним признакам определить место и характер неполадки, как туда добраться, и что и как нужно там сделать, чтобы пылесос ожил. И чего нельзя делать, чтобы не стало еще хуже. За основу возьмем ремонт пылесоса Samsung – они от неаккуратного пользования ломаются чаще других. Но если ваш другой марки, не беда – все пылесосы устроены в общем одинаково и методики их ремонта большей частью совпадают.

Примечание: не касаемся, во-первых, пылесосов-роботов – они «в уме» сбрасывают гарантию и блокируют управляющую электронику, если перед вскрытием не был введен код доступа. Также не касаемся мощных напольных пылесосов с внешним пылесборником или вертикальным циклоном. Бытовые модели тех и других в продаже еще есть, но спрос на них неуклонно падает – не оправдывают себя в эксплуатации.

Почему так много?

Если рассмотреть шильдики старых «Ракет», «Юпитеров» и подобных им «оттуда», то обнаружится, что потребляли старые от сети по 350-450 Вт, а современные пылесосы берут по 1200-2000 Вт. Происки проклятых буржуинов после развала СССР? Нет, все тут честно, дело совсем в другом.

Более 30 лет тому назад медики заметили, что горничные в отелях, уборщики театральных залов и другие люди, постоянно пользующиеся пылесосами, заболевают силикозом почти так же часто, как шахтеры. Оказалось – обычная пыль в пылесборнике дробится, выделяя очень вредные частицы размером 1-10 мкм (микрон). Сквозь ткань пылесборника микропыль проходит беспрепятственно и вздымается в воздух, а при вытряхивании мешка ее концентрация перепрыгивает все мыслимые пределы, и так держится часами.

Пылесосы стали делать с 2-3 ступенчатой очисткой воздуха, но на продувку микрофильров понадобилась дополнительная мощность мотора. А покупатели все как один желали, чтобы пылесосы стали тише, легче и меньше. Т.е., более мощный мотор пришлось делать компактнее и снабжать менее эффективным малошумным вентилятором. Двигатель пылесоса уже не мог работать без принудительного охлаждения, и его мощность пришлось еще увеличить для обдува самого себя. Так и сложились теперешние пределы потребляемой мощности бытовых пылесосов.

Роль фильтров и шланга

Пыльный воздух вреден мощному малогабаритному электромотору ничуть не менее, чем микропыль человеческим легким. Как следствие, все без исключения современные пылесосы строятся по схеме с полнопоточным охлаждением мотора очищенным воздухом. Если старый пылесос с забитым мешком просто плохо тянул, то современный с засорившимися фильтрами через несколько мин после запуска перейдет на пониженную мощность, или будет выключен аварийным термостатом, или сгорит, если нет защитной автоматики (самые дешевые) либо она заглушена (есть такие умельцы). Поэтому, прежде чем разобрать пылесос, как описано далее, проверьте все фильтры и, при необходимости замените или промойте и перезаправьте, см. далее. А также – шланг, тоже см. далее. Симптомы неисправностей из-за поломки шланга могут совпадать с гораздо более серьезными.

Устройство пылесоса

Подавляющее большинство моделей пылесосов построено по 3-м конструктивным типам:

  1. C сухим пылесборником-мешком;
  2. C аквафильтром (с воздушно-водяным туманным фильтром);
  3. C несменным пылесборником-циклоном.

Любой из пылесосов указанных типов может снабжаться насадками (щетками) для влажной и сухой уборки. У насадок случаются свои характерные неисправности, с которыми мы также разберемся далее.

С мешком

В пылесосе с сухим пылесборником (слева на рис.) воздух проходит сначала через мешок-пылеулавливатель, затем через фильтр тонкой очистки и отсек мотор-вентилятора. Т. наз. HEPA-фильтр задерживает частицы размером порядка 1 мкм. HEPA-фильтр работает только под напором, а пылинки менее 3-5 мкм на работу и долговечность мотора не влияют, поэтому HEPA-фильтр ставят после мотор-вентилятора, который в данном случае работает и как компрессор.

Пылесосы с сухим пылесборником наименее склонны к поломкам, но главный их недостаток – одноразовые фильтры. Пылесборник выполняется из пропиленового или силиконового волокна и регенерации не подлежит – наполнившийся мешок выбрасывают и заменяют новым. Если попытаться его почистить, промыть или к прежней горловине пришить тканевый от старого пылесоса, образование микропыли усиливается настолько, что тонкий и HEPA-фильтр мгновенно засоряются. Если же и с ними подобным образом «схимичить», скоро оказывается, что необходим ремонт мотора, дорогой и/или сложный.

Фильтр тонкой очистки и HEPA-фильтр восстановлению также не подлежат, но в отдельных случаях это все-таки возможно, см. далее. Характерный признак засорившихся фильтров – пылесос плохо тянет, сильно гудит (без лязга и дребезга), греется. Если есть автоматика – спустя 1-15 мин после включения переходит на пониженную мощность или останавливается. Напр., свыше 65% обращений в гарантийный сервис с недорогими пылесосами LG по поводу такой «поломки» вызваны засорившимся HEPA-фильтром. Пользователю показывают, где мелким шрифтом напечатано, что это случай негарантийный и дружелюбно объясняют, сколько следует заплатить. Между тем замена фильтра в пылесосе LG совершенно ерундовое дело, см. след. видео.

Видео: ремонт выключающегося пылесоса заменой фильтра (на примере LG)

С аквафильтром

В пылесосах в аквафильтром (в центре на рис. в начале раздела) фильтрация 2-ступенчатая; фактически – одноступенчатая. Поток входящего воздуха взбивает воду в пылесборнике в туман, сразу поглощающий всю пыль. Туманный вихрь крутится под передним козырьком пылесборника и пыль оседает на дно. Далее туман с остатками микропыли проходит через туманный фильтр, работающий и как HEPA-фильтр, чистый воздух без капельной влаги охлаждает мотор и выводится наружу. Электричества пылесос с аквафильтром потребляет на 20-25% меньше, чем «сухой с мешком» той же производительности по воздуху и с таким же вакуумом.

Если аквафильтр пылесоса своевременно опорожнять, промывать и заполнять до метки (или по норме в инструкции) чистой (лучше – дистиллированной) водой, то туманный фильтр служит без замены до 2-2,5 гарантийных сроков. Если же в пылесборник наливать водопроводную воду на глазок, то засоряется задолго до окончания первого. Симптомы – такие же как, в пред. случае; замена в сервисе также платная. Самостоятельная замена – открыть крышку пылесоса, отжать защелки крышки фильтра, вынуть старый, поставить новый. Засорившийся туманный фильтр восстановлению не подлежит.

Примечание: туманный фильтр пылесоса с аквафильтром почти всегда мгновенно выходит из строя, если пылесос опрокинулся и на туманный фильтр попала жидкая влага. То же случается от перезалива воды в пылесборник.

Гораздо серьезнее другая болезнь пылесосов с аквафильтром – их мотор обдувается воздухом, насыщенным парами воды. В среднем гарантийная замена мотор-вентилятора с подгоревшими обмотками в пылесосах с аквафильтром производится вдвое чаще, чем в прочих, в расчете на одно изделие; особо этим грешат пылесосы Samsung серий VC/VCD. Признаки того, что обмотки мотора «завитковали» (короткое замыкание, КЗ, между витками) – пылесос сильно гудит, плохо тянет, греется. Не выходит на полную мощность; возможно выбивание пробок или защитного автомата. Проверяем мотор на витковое КЗ след. образом (методика подходит и для пылесосов других типов):

  • Включаем пылесос на короткое время без шланга и с сухим аквафильтром. Слышны лязг, стук – нужно сначала проверить крыльчатку и подшипники мотора, см. далее.
  • Работает ровно, но тянет слабо – прикрываем ладонью входное отверстие (гнездо для шланга). Если крыльчатку затянуло пылью, но мотор исправен, звук его должен существенно измениться. Остался прежним или изменение мало заметно – постоянное витковое КЗ.
  • Мотор вроде исправен – убираем ладонь и ждем 5-10 мин (не более!). Тяга упала, пошел нагрев; возможно, вышибло пробки – перемежающееся витковое КЗ от нагрева.
  • Ищем в интернете или любым другим способом, сколько стоит новый компрессор (мотор-вентилятор) для данной модели пылесоса на замену.
  • Справляемся в сервисе или у мастеров – такая-то модель, подозрение на витковое в моторе, во что обойдется переборка с перемоткой?
  • Решаем, отдавать в ремонт или заменить компрессор своими руками, см. далее.

Примечание: также о ремонте пылесоса Samsung VC6015V на 1500W можно посмотреть ролик ниже:

Видео: разборка и ремонт пылесоса с аквафильтром (на примере Samsung VC6015V)

С циклоном

Пылесос с пылесборником-циклоном можно узнать по прозрачному «стакану» спереди, см. рис. справа. Мастера так и говорят между собой: ну вот, еще со стаканом принесли. Что случается в общем не чаще, чем с «сухими мешками». Это справедливости ради.

Главное достоинство пылесосов с циклоном – меньше одноразовых фильтров, которые нужно покупать и покупать, и емкостей с водой, которые нужно аккуратно заправлять и нельзя опрокидывать. Казалось бы, и мотор может быть послабее; на вид сопротивление потоку воздуха минимальное. Но – нет. Поскольку размеры и конфигурация циклона пылесоса далеки от оптимальных исходя из физических свойств воздуха, мотор, наоборот, нужен на те же 20-25% мощнее, чем для «сухого с мешком».

В бытовых циклонных пылесосах применяется почти исключительно двойное циклонирование (справа на рис. со схемами выше); в торговых наименованиях таких присутствует обозначение twin. Наполнившийся пылесборник вытряхивают; промывка не нужна. Очищенный воздух далее идет в моторный отсек и, через HEPA-фильтр наружу. Поскольку образование микропыли в циклоне минимально, HEPA-фильтр циклонного пылесоса служит гораздо дольше.

Болезнь циклонных пылесосов – сетчатый фильтр на выходе циклона; он защищает мотор-вентилятор от крупных частиц. В целом циклонные пылесосы отлично себя показывают в помещениях, где хозяйка (или горничная) ежедневно проходятся с пылесосом. Если же помещение убирается раз в неделю или реже, сетчатый фильтр быстро забивается. Симптомы – такие же, как от засорившегося HEPA-фильтра. А бывает, что очень мощный пылесос с циклоном, напр., Samsung на 1800W (Samsung SC8431 twin) в обычной комнате не выходит на полную мощность, пока вообще не удален сеточный фильтр, см. след. видео.

Видео: ремонт циклонного пылесоса с забитым сетчатым фильтром (на примере Samsung SC8431)

Удаление сеточного фильтра, безусловно, не полезно и ни для долговечности мотора, ни для чистоты воздуха и комнаты. Вдруг пылесос затянет брошку, значок, скрепку, любой мелкий твердый предмет – можно со спокойной душой отсчитывать деньги на новый мотор-вентилятор, т.к. от помятой крыльчатки мгновенно нарушается балансировка якоря мотора, см. далее. Samsung’и меньшей мощности с циклонами удаления сетки не требуют (она у них реже), но зато появляется другой характерный дефект – разбитый нижний подшипник. Впрочем, его замена много проще, дешевле и возможна самостоятельно, напр., см. сюжет, как отремонтировать Samsung на 1600W с такой неисправностью:

Видео: замена подшипника в циклонном пылесосе


Ремонт: от простого к сложному

Впрочем, случаи, в видео выше достаточно серьезные и не такие уж частые. К тому, что случается с мотором и что с ним возможно сделать, мы еще вернемся. Как и к смоточному барабану для сетевого шнура – он иногда дает внешние признаки, как от виткового КЗ и, чтобы добраться до барабана, тоже нужна полная разборка пылесоса. А пока займемся тем, что доступно снаружи без инструмента – фильтрами и шлангом. Чаще всего ремонт пылесоса к ним и сводится.

Фильтры

«Тонкий» и HEPA-фильтр пылесоса устроены похоже, см. рис. справа; разница только в фильтрующем элементе. Рамки того и другого разъемные (нужно подковырнуть в щель сбоку). HEPA-фильтр просто вынимается из гнезда за ручку. Чтобы вытащить фильтр тонкой очистки, обычно достаточно убрать мешок-пылесборник. Но в некоторых моделях фильтр тонкой очистки становится доступен лишь вместе с мотором, так что см. далее.

Откроем читателю секрет: на вкладыши фильтров пылесоса (кроме туманного) отлично подойдут фильтрующие элементы автофильтров. Более того, их делают одни и те же производители. С фильтром тонкой очистки хуже: для него нужен вкладыш моторного воздухофильтра, который отдельно не продается. А вот на самый дорогой и быстро засоряющийся HEPA-фильтр годится вкладыш салонного воздухофильтра любого внедорожника. Самые дешевые – УАЗовские, и они ничуть не хуже «крутой фирмы».

Одного салонного фильтра хватит на несколько HEPA, поэтому оригинальную упаковку нужно вскрывать, аккуратно отрезав край ножницами. Затем рамку HEPA-фильтра разнимают, грязный вкладыш выбрасывают. Рамку промывают, вытирают насухо. Из салонного фильтра вырезают кусок в размер рамки, а остаток суют обратно в пакет и обрез заклеивают скотчем, чтобы вкладыш не насосался пыли из воздуха. Отрезанный кусок кладут в рамку, проклеивают по контуру (лучше – из клеевого пистолета), рамку защелкивают – новый HEPA-фильтр готов.

Шланг

При порыве оболочки шланга пылесос ведет себя так же, как при засоре фильтров, крыльчатки или небольшом постоянном витковом КЗ: плохо тянет, меняется звук мотора, возможен перегрев. Обнаружить неисправность просто: нужно слегка потянуть шланг у обоймы штанги (трубы, на которую насаживается щетка) или присоединительного штуцера (штуковины, которой шланг вставляется в пылесос).

Чаще всего шланг рвется у штанги; в таком случае возможен ремонт подручными средствами и очень скорый, буквально не прерывая уборки:

Видео: быстрый ремонт порванного шланга пылесоса

Примечание: о ремонте шланга пылесоса с функциями уборки см. далее в соотв. разделе.

Гораздо реже шланг пылесоса рвется посередине. Восстановить его также возможно очень быстро, но нужна термоусаживаемая трубка (ТУТ). Усаживать ТУТ над пламенем не обязательно, можно прогреть воздухом от бытового фена на полной мощности. Как произвести ремонт шланга пылесоса с помощью термоусаживаемой трубки, см. след. видео.

Видео: ремонт шланга пылесоса термоусадкой

Разборка

Теперь возьмемся за ремонт посложнее, для которого пылесос надо разобрать. Это может быть необходимо, если описанные выше меры приняты, неполадки устранены, а внешние признаки неисправности остаются. Перед разборкой пылесоса необходимо:

  1. Отключить его от сети электропитания.
  2. Отсоединить шланг.
  3. В пылесосах с циклоном или аквафильтром вынуть и опорожнить пылесборник.

Внутреннее устройство пылесоса детальнее показано слева на рис.:

Разборка пылесоса осуществляется в след. порядке:

  • Откинуть крышку, поз. 1 на рис.
  • Освободить защелки или вывернуть винты, крепящие к корпусу шарнир крышки, и снять крышку, если шарнир спереди.
  • Если крышка откидывается назад, вынуть HEPA-фильтр, поз. 2.
  • Вывернуть винты под HEPA-фильтром.
  • Приподнять ручку для переноски. Если под ней виден винт, вывернуть его.
  • Если крепежные винты верхней половины корпуса видны сверху (красная стрелка на поз. 2), вывернуть их.
  • Если крепежных винтов сверху не видно, перевернуть пылесос и осмотреть снизу. Возможно, винты, скрепляющие половины корпуса, скрыты под откидной технологической крышкой, поз. 3.
  • Снять верхнюю крышку корпуса. Теперь будет доступ к мотору, барабану со шнуром и, возможно, к фильтру тонкой очистки, поз. 4.
  • В некоторых моделях пылесосов после разъема корпуса обнаруживаются еще 2 винта и защелка. Вывинтив винты и отжав защелку, можно извлечь лоток с мотором и барабаном, поз. 5.
  • Мотор-вентилятор крепится в отсеке длинными винтами (показаны стрелками на поз. А).
  • Головки винтов не крутить, они сидят на резьбе и в моторе! Нужно отвинтить гайки на шпильках, тогда мотор вынется, поз. 6.
  • Вероятен вариант крепления мотора, когда вместо гаек на резьбовых шпильках сзади него видны головки винтов. Это значит, что кожух крыльчатки сидит на тугой посадке, см. далее. В таком случае вывинчиваем винты и вынимаем мотор-вентилятор.
  • Вынув разъем питания мотора из гнезда, получаем полный доступ к барабану сетевого шнура, поз. 7.

Мотор: что можно сделать

Электродвигатели пылесосов ради компактности выполняются коллекторными с последовательным возбуждением: бесшумный и экономичный асинхронный движок на 1,5-2 кВт будет больше всего пылесоса и потянет не несколько десятков кило. Чтобы получить приемлемый КПД коллекторного мотора (на переменном токе, вообще говоря, для электрических машин из рук вон плохой), более-менее приличную производительность крыльчатки и уменьшить шумность пылесоса, его мотор рассчитывают высокую скорость вращения, более 10 000 об/мин. В таком случае огромное значение приобретает балансировка ротора (который в коллекторном моторе называется якорем) вместе с крыльчаткой. Если, допустим, полезть «не по делу» в компрессор и чуть-чуть помять крыльчатку (или надломить лопасть пластиковой) – вы «попали» на новый компрессор. Или, допустим, пылесос тарахтел, но тянул. Потом и тянуть перестал. Разбираем, смотрим – разбиты гнезда подшипников в корпусе. Опять «попадалово» на то же самое. Поэтому непреложные правила, которым надо следовать, вдруг пылесос барахлит и есть подозрение на механику, таковы:

  1. Вдруг в работе пылесоса появились гул, вибрация, лязг, стук, иные резкие посторонние звуки – не тянуть с ремонтом, дороже обойдется.
  2. Если пылесос греется и, особенно, попахивает горелой изоляцией – немедленно выключить и см. пред. пункт.
  3. Прежде чем добираться до мотора, тщательно проверить все возможные источники неполадок, описанные выше, и барабан сетевого шнура, см. далее.
  4. Убедиться, что напряжение в розетках соответствует указанному в паспорте или на шильдике пылесоса. Его бытовая норма – 185-245 В, но мощные коллекторные двигатели переменного тока не терпят колебаний напряжения питания в столь больших пределах; для них норма (если производитель не указывает иного) – 195-235 В.
  5. Не зная броду, не лезь в воду – беритесь за электромеханику, лишь точно зная, что и как там будете делать и к чему это приведет.

Внутреннее устройство мотор-вентилятора пылесоса показано на поз. 1 рис. ниже, а на поз. 2 и 3 – варианты его исполнения. Поз. 2 – крепление короткими винтами сзади и кожух крыльчатки на тугой посадке (см. также выше) применяется преим. в современных пылесосах; весь поток воздуха омывает мотор. Поз. 3 – кожух с уплотнением крепится винтами-шпильками, это старый, но еще довольно распространенный вариант. В таком случае проблем нет: вывинчиваем винты, поддеваем кожух отверткой (он прикипел на уплотнении), и кожух сам отваливается.

Если кожух на тугой посадке, очень-очень осторожно, не торопясь, потихоньку обстукиваем его выступающий назад бортик, пока кожух не сползет. Лучше будет подложить стальную полоску толщиной 3-4 мм: она, не ослабляя удара, распределит его силу по большей длине бортика. Сборка, кстати, в обратном порядке, только обстукиваем горловину. Если ее нет, значит, узел собирается на специальном стенде. Тогда – стоп! Дальше сами не лезем.

Но, допустим, кожух снят и мы видим крыльчатку, поз. 5. Помята или побита – новый компрессор, ничего не поделаешь. На такой скорости вращения, если в крыльчатку канцелярская кнопка попадет, гнезда подшипников разболтаются обязательно; что это значит, см. выше.

Ладно, крыльчатка цела. Выворачиваем крепежные винты щеткодержателей (показаны красными стрелками на рис. справа) и вынимаем щеткодержатели со щетками (зеленые стрелки). Пока откладываем и проверяем крыльчатку: без щеток она должна вращаться свободно, легко, плавно и от резкого толчка пальцем делать несколько оборотов. Нет – см. ниже, а пока займемся щеточно-коллекторным узлом.

Проверяем огарки щеток, их должно остаться не менее чем по 1-1,5 см в длину и точно одинаковых. Если посредине торца щетки видна дырочка, а в ней какая-то медяшка, все, щетки изношены полностью. Меняются щетки только и только комплектными парами. Если одна изношена хотя бы на миллиметр больше другой, пара щеток меняется независимо от степени общего износа.

Чистим коллектор замшей, смоченной спиртом, и протираем насухо фланелью. Ни упаси боже тереть шкуркой! Ламели коллекторов моторов пылесосов делаются из омедненного алюминия. Слой меди тонкий: продрал наждачкой до белого – новый компрессор. То же, если на коллекторе обнаруживается кольцевая канавка, выгоревшая от кругового огня. Круговой огонь опоясывает коллектор, если пылесос долго гонять с засорившимися фильтрами.

Теперь допустим, что крыльчатка вращается туговато и/или не плавно, вроде как за что-то цепляется. Вообще-то снимается она пневмо- или гидросъемником, но сначала нужно отвинтить удерживающую крыльчатку гайку с левой резьбой. Засела она намертво: при каждом включении пылесоса инерция крыльчатки стремится затянуть гайку. Не имея навыков работы с механикой и электромеханикой, на этом лучше остановиться и честно сказать мастерам: сам не умею, а поломать совсем боюсь. Но для любителей, вполне владеющих инструментом, даем видео, как открутить гайку крыльчатки пылесоса:

Видео: откручивание гайки крыльчатки пылесоса



Если гайка поддалась, можно попробовать снять крыльчатку, осторожно поворачивая на валу вправо-влево руками. Вал можно зафиксировать капроновым шнуром: один его конец завязывают к каком-нибудь отверстии, туго-натуго обматывают вал под крыльчаткой шнуром, затем помощник все время тянет за свободный конец шнура, а вы пытаетесь сорвать крыльчатку. Но ни в коем случае не заклинивайте вал чем-то твердым! Силуминовый корпус мотора может треснуть, и тогда опять – новый компрессор. Кое-кто умудряется даже провернуть вал в якоре, что уму постижимо, но с большим трудом.

Хорошо, крыльчатка сползла. Зачем? Чтобы проверить подшипники. В зазоры между обоймами подшипников и их гнездами в корпусе капаем по 1-2 капли керосина или тормозной жидкости. Берем гвоздь, упираем его острие в лунку на хвостовике вала и пытаемся вытолкнуть якорь (см. рис. ниже) вперед. Если не прикипел намертво – выйдет, т.к. передний подшипник больше заднего. Можно слегка постучать легким молотком по шляпке гвоздя, но очень осторожно – силуминовый корпус может треснуть!

Проверяем вращение подшипников. Снять негодные будет трудно, т.к. на шейки вала они посажены с холодным нагягом, т.е. якорь перед установкой подшипников охлаждают. Можно попробовать прогреть подшипники бытовым феном и, пока горячие, столкнуть концами ножниц. Есть и другие способы, см., напр., как заменить подшипники мотора довольно популярного Samsung’а SC4325 в след. ролике:

Видео: замена подшипника пылесоса Samsung SC4325

Чего не надо

«Восстанавливать» разбитые подшипники литолом, фиолом и т.п. Не те обороты у движка, чтобы такой фокус прошел. Также не надо самостоятельно перематывать якорь, по причине той же скорости вращения. После перемотки обязательно нужна его динамическая балансировка. Не статическая в центрах! Если найдется специалист, перематывающий с гарантией, и возьмет за это дешевле нового компрессора – можно попробовать. А самому – не надо.

Барабан

В барабане сетевого шнура возможны механические и электрические неисправности. Механические – поломка рычага-фиксатора и пружины внутри. В том и другом случае шнур или не вытаскивается, или не затягивается обратно, полностью либо частично. Рычаг обычно плоский Г-образный; новый делается из кусочка металла, особой точности не нужно. Чтобы добраться до пружины (и контактов, см. ниже), нужно полностью смотать шнур и разобрать барабан; все крепежные винты снаружи. Обычно у пружины отламывается ус. Чтобы отогнуть новый, конец пружины отпускают, нагрев над огнем. При обратной сборке барабана пружину заводят на 2-3 оборота и проверяют ход шнура. Не вытягивается полностью – начальный завод нужно ослабить. Не втягивается весь – наоборот, усилить.

Сетевой шнур в барабане соединяется с монтажом пылесоса чаще всего скользящими контактами. Симптомы их неисправности – пылесос работает с перебоями или вовсе не включается. Возможно совпадение с признаками виткового КЗ: греется, плохо тянет, несет горелой изоляцией. Однако проверять контакты тестером бесполезно: не уловит перемежающегося точечного неконтакта.

Контакты барабана проверяются самодельным пробником из любого наушника и пальчиковой батарейки, хорошо знакомого радиолюбителям. Схему проверки см. на рис.:

Процедура такова:

  • Одним щупом (все равно каким) становятся на контактную площадку барабана (показано красными стрелками).
  • Другим щупом находят по щелчку в наушнике соответствующий штырек сетевой вилки.
  • Один человек слушает, что в наушнике, удерживая вилку у себя, а другой за петлю полностью вытягивает шнур и отпускает.

В наушнике все время должна быть мертвая тишина. Малейший шорох – барабан нужно перебирать, чистить, рихтовать или менять контакты. Ток через наушник всего несколько мА, а что будет, когда по цепи пойдут штатные 5-10 А?

Щетки-дворники

Неисправности пылесоса возможны также в активных наконечниках, т.е. выполняющих функции уборки. Как устроены и действуют основные их разновидности, показано на рис. ниже. В наконечнике для влажной уборки (слева на рис.) основной источник неисправностей – пользователь. Помпа, подающая моющее, не рассчитана на работу всухую. Если перед уборкой не заправить моющим пылесос, ее моторчик выйдет из строя. Помпа конструктивно неотъемлема от бака для моющего и ремонту не подлежит. Что касается трубок для подачи моющего и его распылителя, то они снаружи, прозрачны и засоры в них сразу видны. Для прочистки подающая трубка просто стягивается со штуцера на пылесосе и распылителя, а обратно также просто надевается. Замена также не представляет затруднений: любая пластиковая трубочка подходящего диаметра.

Чтобы увидеть устройство сухого (метущего) активного наконечника (справа на рис.), нужно снять сидящие на трении или защелках боковые крышки на шарнире наконечника (в центре на рис.) или непосредственно на боковинах щетки. Маломощный моторчик щетки в пылезащищенном исполнении выходит из строя очень редко. Несколько чаще провисает и сползает приводной ремень (зеленая стрелка справа на рис.) или изнашивается щетина метущего барабана; она должна выступать за нижнюю плоскость наконечника не менее чем на 8-9 мм. Восстановлению метущий барабан не подлежит, его меняют на новый. Достаточно часто встречается также обрыв проводов питания привода метущего барабана. Провода проходят внутри шланга; как их заменить в довольно широко распространенном пылесосе Samsung SC-6573, см. сюжет:

Видео: ремонт проводов в шланге с регулятором (Samsung SC-6573)

Напоследок об электронике

Надо сказать, что электросхемы пылесосов, кроме самых дорогих с микропроцессорами, особой сложностью не отличаются. Электрическая принципиальная схема пылесоса, которую можно считать близкой к типовой, приведена на рис. ниже. Напряжение сети в данном случае 110 В. Для напряжения 220 В сопротивление R1 увеличивают до 150 Ом и его мощность до 2 Вт. R5 берут 330 кОм, VR1 и VR2 по 470-510 кОм, R3 – 24 кОм 2 Вт. Рабочее напряжение всех конденсаторов – 630 В.

R3 задает максимальную мощность пылесоса, его можно менять в пределах 12-47 кОм. VR1 – оперативная регулировка мощности, а VR2 выставляется ее минимальное значение, и тут нужно быть осторожнее. Дело в том, что, если якорь мотора остановится, каждый полупериод напряжения сети через него потечет пусковой ток, равный 3-5 рабочего, и дорогой мощный симистор (TRIAC по схеме) сгорит. Поэтому при настройке схемы движок VR2 сначала ставят на минимальное сопротивление, потом от ЛАТРа дают напряжение 175 В и VR2 очень осторожно, без перерегулирования, уменьшают обороты мотора до 700-800 об/мин.

Термозащита в такой схеме осуществляется также несложно: параллельно C3 подключают терморезистор на 1-1,5 МОм (для напряжения сети 220 В) с обратно-логарифмической температурной характеристикой. Физически терморезистор должен находиться в тепловом контакте в корпусом мотора, но быть электрически от него изолирован. «Холодный» терморезистор (при комнатной температуре) на работу схемы не влияет, но при нагреве до 70-80 градусов его сопротивление упадет до 1-0,5 R3, C3 в течение полупериода станет заряжаться медленнее, маломощный симистор DIAC открываться и открывать TRIAC позднее, и мощность мотора снизится вдвое-вчетверо. Примерно таким же образом возможно доработать большинство пылесосов с регулировкой мощности, но без защитной автоматики.

(Пока оценок нет)