«Приготовьтесь к удару!» Подлинная история «Чуда на Гудзоне. Аварийная посадка на гудзон

Посадка Ту-124 на Неву стала одним из первых случаев удачного приводнения пассажирского самолета. Экипажу терпящего крушение лайнера ценой невероятных усилий удалось посадить самолет в самом центре Ленинграда. Катастрофы удалось избежать, никто не пострадал.

Обстоятельства аварии

21 августа 1963 года пассажирский авиалайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» готовился совершить обычный регулярный рейс Таллин - Москва. Самолет был приписан к эстонскому авиаотряду. Командиром корабля в тот день был опытный пилот Виктор Яковлевич Мостовой. В состав экипажа входили второй пилот Чеченов и бортмеханик Царев.

Лайнер поднялся в воздух из аэропорта Юлемисте рано утром, в 8.55, и взял курс на московский аэропорт Внуково. Через несколько минут полета пилоты обнаружили, что переднюю стойку шасси заклинило и она осталась в полуубранном состоянии. Возвратиться в не представлялось возможным, так как он был окутан плотным туманом. Совершать аварийную посадку в таких условиях было крайне опасно. Экипажу приказали лететь до Ленинграда и попытаться приземлиться там.

Дело в том, что аварийная с неисправным шасси возможна лишь на специальной, вспаханной грунтовой полосе. Она позволяет свести до минимума риск появления искр при приземлении, а значит, избежать возгорания или взрыва самолета. Такая полоса была в Ленинграде. В Пулково тут же приняли все необходимые меры, для того чтобы принять аварийный борт. В короткие сроки все экстренные службы аэродрома были приведены в полную готовность.

Над Ленинградом

Лайнер подлетел к Ленинграду около 11.00. Специалисты Пулково попросили самолет пролететь над аэропортом, чтобы с земли оценить его повреждения. Визуальный осмотр подтвердил, что передняя стойка шасси находится в полуубранном состоянии.

Экипажу приказали готовиться к аварийной посадке. Однако, перед тем как совершить ее, необходимо было выработать лишнее горючее. Самолет начал совершать круги над городом на высоте 500 метров.

Тем временем бортмеханик Царев всеми силами старался освободить заклинившее шасси. Для этого ему пришлось прорубить отверстие в полу кабины самолета и с помощью шеста, вручную, попытаться привести стойку в нормальное положение. Все усилия оказались напрасными.

Самолет успел сделать 8 кругов над городом, когда в 12.10 обнаружилось, что топлива для посадки в Пулково уже не хватает. Внезапно заглох левый двигатель. В связи с возникшими осложнениями экипажу было дано разрешение пролететь прямо над центром города, чтобы сократить расстояние до аэропорта.

Однако в тот самый момент, когда самолет находился прямо над Смольным, остановился и правый двигатель. Лайнер начал быстро терять высоту, и под угрозой оказались все, кто находился в тот момент в центре Ленинграда. В такой экстренной ситуации командир по совету второго пилота Чеченева, бывшего летчика морской авиации, принимает решение садиться прямо на Неву.

Экстренная посадка

Мостовой приказал экипажу отвлекать пассажиров, а сам, в одиночку, начал планировать над городом.

Самолет перелетел Литейный мост на высоте 90 метров и сумел миновать Большеохтинский всего в 40 метрах от воды, чудом не зацепив его высокие фермы. Впереди находился строящийся Когда лайнер пролетел над ним на рабочие со строительных лесов в ужасе попрыгали в воду.

Ценой невероятных усилий командира самолету удалось успешно приводниться за несколько десятков метров до опор следующего, железнодорожного Финляндского моста. Говорят, что Мостовой поседел за эти несколько минут.

Посадка Ту-124 на Неву завершилась благополучно, и самолет остался на плаву, но из-за повреждений, полученных при посадке, в фюзеляж начала поступать вода. Случайно проходивший мимо и чудом избежавший столкновения с самолетом старый буксирчик «Буревестник» сумел оттащить тонущий лайнер ближе к берегу, на территорию завода «Северный пресс». Еще по одной счастливой случайности у берега в этом месте стояли деревянные плоты. Крыло самолета, легло на эти плоты и образовало естественный трап, по которому все пассажиры и экипаж благополучно сошли на берег.

Всего в самолете находились 44 пассажира, в том числе двое детей, и 7 членов экипажа. Паники не было, но, оказавшись на берегу, люди постепенно начали осознавать, что совсем недавно были на волоске от гибели. Экипаж самолета тут же отправили на допрос в КГБ, а пассажиров отвезли в Пулково, откуда первым же рейсом возвратили в Таллин.

Причины аварии

Посадка Ту-124 на Неву стала первым случаем удачного приводнения большого пассажирского самолета. Но что же послужило причиной аварии, которая едва не обернулась страшной катастрофой?

Ту-124 к тому моменту был новейшим детищем КБ "Туполев". Он проектировался и проходил испытания в сжатые сроки, а потому имел множество мелких недоработок. Одна из них и сыграла роковую роль в судьбе эстонского борта. Оказалось, что во время взлета в Таллине у самолета отвалился шаровой болт переднего шасси, его потом обнаружили на взлетной полосе. Без этой небольшой, но важной детали переднее шасси самолета не могло принять нормальное положение, и его заклинило. Как говорят специалисты, посадка с такой неисправностью грозила опрокидыванием машины. В такой ситуации удачное приводнение самолета, возможно, оказалось единственным способом сохранить жизнь пассажирам.

Второй причиной едва не разыгравшейся трагедии стала неисправность топливомера, выдававшего неверные данные о количестве горючего на борту. Этот распространенный дефект множества самолетов того времени был прекрасно известен всем пилотам, и многие из них просили заправить самолет чуть большим количеством топлива, чем полагалось. Однако в тот день этого не случилось. К тому же перед аварийной посадкой нужно было выработать максимальное количество горючего, оставив лишь самую малость, чтобы дотянуть до аэропорта, и здесь погрешность в показаниях прибора оказалась роковой.

Судьба самолета

После того как все люди покинули борт, для откачивания воды из самолета был задействован специальный пароход. Но все же он не справился с быстро поступающей водой, и вскоре Ту-124 затонул. На следующий день под самолет были подведены понтоны, он был поднят со дна и отбуксирован по Неве на запад Васильевского острова, где в то время располагалась воинская часть. После осмотра самолет был списан из-за полученных повреждений.

Его конец был печален. Кабина была отрезана и отправлена в качестве авиатренажера в Кирсановскую авиашколу, находящуюся в Тамбовской области. Красивые мягкие кресла распродали всем желающим по цене, равной стоимости бутылки водки. А останки фюзеляжа еще долго ржавели на берегу Шкиперского протока, пока не были разрезаны и проданы на металлолом.

Судьба экипажа

Изначально в КГБ и Главном управлении гражданской авиации героический поступок Мостового расценили как разгильдяйство, объявили ему строгий выговор и уволили из авиаотряда. Однако из-за шума, поднятого в зарубежной прессе, власти сменили гнев на милость. Командира корабля даже хотели наградить орденом Красной Звезды, но приказ так и не подписали. В конце концов, Хрущев принял решение не награждать, но и не наказывать летчика.

Весь экипаж вскоре снова допустили к полетам. Второй пилот Чеченов через некоторое время сам стал командиром. Мостовой также продолжил работу, но уже в составе Краснодарского авиаотряда. В начале 90-х годов он с семьей эмигрировал в Израиль, где был вынужден оставить летную деятельность и трудиться простым рабочим на фабрике. Он скончался от рака в 1997 году.

Последствия аварии

Несмотря на то что посадка Ту-124 на Неву прошла удачно, после этого случая всем авиалайнерам было строго запрещено пролетать над центром Ленинграда. Этот запрет действует до сих пор.

Удивительный опыт Мостового произвел сильное впечатление на летчиков всего мира. Аварийная посадка самолета на воду отрабатывается теперь на тренажерах во многих авиакомпаниях мира. Именно это позволило американскому пилоту успешно посадить свой аварийный «Боинг» на Гудзон в 1997 году. К сожалению, в нашей стране подобные тренировки не проводятся.

Август 1963 года надолго запомнился многим ленинградцам, которые стали очевидцами уникальной посадки. Многие своими глазами видели серебристый Ту-124 на Неве, и это зрелище, безусловно, осталось одним из самых ярких воспоминаний их жизни.

Этот случай, безусловно, войдет в историю авиации, на нем будут учить молодых американских пилотов и проверять знания действующего летного состава.

Как и положено в голливудских фильмах, в этой истории есть главный герой - бывший военный летчик, 57-летний пилот Чесли Салленбергер по прозвищу Салли. И достойный хеппи-энд - после посадки самолета, которым тот управлял, на воду все 150 пассажиров были спасены.

Причем летчик покинул борт, как и положено морскому капитану, последним. Он дважды осмотрел самолет, чтобы еще раз убедиться: люди покинули тонущий воздушный корабль.

Американские СМИ воспроизвели хронику летного инцидента. В 15 часов 26 минут по местному времени аэробус А-320 вылетел из нью-йоркского аэропорта Ла Гардиа. Но набрать заданную высоту не успел. Поднявшись примерно на 800 метров, через 30-45 секунд после взлета летчик сообщил о нештатной ситуации - столкновении самолета минимум с двумя птицами. Об этом пассажирам станет известно позже - уже на земле. Те же, кто находился в салоне, придавленные ремнями безопасности, с любопытством выглядывающие в иллюминаторы, описывали произошедшее одинаково - "что-то громко стукнуло, самолет зашатался, и появился запах гари".

Трудно представить, что испытали люди, когда поняли, что шедший на взлет лайнер резко стал терять высоту. Все понимали, что-то происходит и это не турбулентность. Некоторые сидящие ближе к хвосту пассажиры видели, как из двигателей вырывалось пламя и они задымили. Стало непривычно тихо. На табло продолжали гореть слова "пристегните ремни". В этот критический момент последовало сообщение пилота о предстоящей посадке на воду. Летчик предупредил пассажиров о возможном "сильном ударе".

О том, что происходило в кабине пилота, стало известно из расшифровки записей переговоров Салли с диспетчерским пунктом. Первоначально экипаж запросил посадку в аэропорту вылета. Однако очень быстро стало понятно, что возвращение невозможно. Тогда было принято решение дотянуть до ближайшей взлетной полосы в соседнем с Нью-Йорком штате Нью-Джерси. Но примерно через три минуты полета летчик передал на землю, что не сможет удержать в воздухе машину. Тогда появилась идея посадить самолет на единственной открытой, подходящей по размерам площадке - в парке, расположенном по пути следования самолета. Но в диспетчерском пункте выяснили: риск слишком велик, поскольку в парке идут ремонтные работы. Последним шансом спасти пассажиров оставалась посадка на воду, в Гудзон, отделяющий Манхэттен от Нью-Джерси. Это решение было вынужденным и, как утверждают специалисты, весьма трудным.

"Огромная сложность заключается в том, что у аэробуса, который пилотировал Салли, двигатели расположены под крыльями. При посадке на воду ему приходилось следить, чтобы моторы не коснулись воды. В противном случае лайнер бы просто зарылся носом в воду. Поэтому летчику надо было сделать все, чтобы скользить по поверхности воды как можно дольше, удерживая нос самолета над поверхностью", - объясняют тонкости посадки в Гудзон профессиональные пилоты.

Другую серьезную опасность представляли суда, с которыми мог столкнуться аэробус. Низкая температура воды - сейчас в Гудзоне минус пять градусов - и сильное течение усугубляли ситуацию. Неудивительно, что, узнав об успешной посадке, губернатор штата Нью-Йорк Дэвид Пэтерсон в сердцах назвал произошедшее "чудом над Гудзоном".

Впрочем, есть одна деталь, о которой сегодня уже почти не вспоминают американцы. О той панике, которая возникла на Манхэттене, когда люди увидели падающий на небоскребы лайнер. О слухах, которые появились в первые часы после катастрофы, о возможном "арабском следе" в этом инциденте. Однако власти отреагировали быстро, сообщив населению, что к данному случаю террористы отношения не имеют.

Все дальнейшее хорошо известно. В ожидании спасателей пассажиры вылезли на крыло самолета. Пять человек, обратившихся за медицинской помощью, были доставлены в больницы. По словам Лорри, супруги летчика Салленбергера, тот позвонил ей, когда все закончилось, и кратко сообщил: "Произошла авария. Но все уже позади".

Швартовка с неба

21 августа 1963 года в Ленинграде совершил первое в мире удачное приводнение советский самолет, следовавший рейсом из Таллина в Москву .

Уже при взлете в таллинском аэропорту командир корабля Ту-124 Виктор Мостовой обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении.

Мостовой доложил по рации о неполадке диспетчерам. Однако из-за сгустившегося тумана аварийную посадку в Таллине запретили. Мостовому предложили сажать машину на запасной грунтовой полосе пулковского аэродрома в Ленинграде, - вспоминает заслуженный летчик СССР Владимир Дмитриев. - Пока пожарные и врачи съезжались к месту предполагаемого приземления аварийного авиалайнера, самолет кружил над городом на высоте 400 метров, вырабатывая запас горючего до одной тонны. Такое распоряжение Мостовой получил от руководителя полетов аэропорта Пулково Георгия Нарбута. На каждый круг уходило 15 минут времени.

На седьмом круге бортмеханик доложил Мостовому о запасе горючего, которого остается больше, чем необходимо по инструкции. А посадка в нарушение правил с запасом хотя бы в 1200-1300 килограммов "горючки" грозила пассажирам гибелью. "Иду еще на один круг", - сообщил по рации на землю командир корабля. Он не подозревал, что топливомеры самолета неисправны. Когда до аэропорта оставался 21 километр, запас топлива был исчерпан: левый двигатель самолета встал.

Чтобы сократить расстояние до аэродрома, экипаж решил лететь над историческим центром города. Однако, пролетая над "штабом революции" - Смольным, отказал и второй двигатель. К счастью, внизу была Нева, - рассказывает Дмитриев. - "Витя, садись на воду", - крикнул товарищу Василий Чеченов, второй пилот, в прошлом гидролетчик.

И вот тогда Мостовой принял единственно верное в сложившейся ситуации решение: сажать самолет на поверхность воды - между Большеохтинским и Финляндским мостами. Чтобы избежать паники, 27-летний командир корабля приказал членам экипажа отвлечь пассажиров разговорами. Пока Мостовой планировал на тяжелой машине без горючего над водной гладью, стюарды рассказывали пассажирам о погоде в городе на Неве.

Самолет пронесся в паре метров над мостом Александра Невского - в то время еще только строящимся. Рабочие, стоявшие на сложных металлических конструкциях, тогда в ужасе попадали в воду, - вспоминает Надежда Степанкова, очевидица событий. - В нескольких десятках метров от Финляндского моста самолет плюхнулся в реку.

Пассажиры были счастливы. Но их радость была преждевременной. При посадке Ту-124 получил значительную пробоину и почти сразу начал набирать воду. Лишь благодаря действиям Юрия Поршина, капитана буксира, зацепившего металлический трос за штурвал пилотов и отбуксировавшего воздушное судно к берегу, самолет не затонул на 13-метровую глубину.

Его "пришвартовали" к причалу завода "Северный пресс" таким образом, что одно из крыльев легло на сушу, образуя трап, - вспоминает Степанкова. - Первыми вышли пассажиры с детьми, за ними - женщины, мужчины с вещами и экипаж. Командир самолета сошел на землю последним. Он был очень спокойным, но абсолютно седым.

Наградить или наказать? - такой вопрос встал перед Главным управлением Гражданского воздушного флота СССР сразу после аварии.

Виктора Мостового исключили из таллинского авиаотряда, как говорили - за разгильдяйство. Якобы по его вине Ту-124 с пассажирами на борту вначале едва не рухнул на исторический центр города, а потом - чуть не пошел ко дну, - продолжает Владимир Дмитриев. - Лишь после того, как скандал дошел до ЦК КПСС, а героизм летчика стал известен на Западе, Мостового наградили орденом Красной Звезды, а членов его экипажа - медалями.

ДОСЬЕ "РГ"

Самые удивительные посадки

17 июля 1972 года. Москва. Самолет Ту-134 ГосНИИ гражданской авиации выполнял испытательные полеты из аэродрома Шереметьево. При заходе на посадку отказали одновременно два двигателя. Командир посадил воздушное судно на водную поверхность канала им. Москвы. Никто не пострадал.

12 августа 1997 года. Салоники. Самолет "Боинг-727-230" греческой авиакомпании Olympic Airways выполнял местный пассажирский рейс из Афин в Салоники. Самолет пилотировали очень опытные пилоты (оба командира воздушных судов, взятых с других рейсов для выполнения данного полета). Погода в аэропорту назначения была сложнейшая: гроза, порывы ветра у земли до 28 узлов, мощная облачность, ливень. Самолет приземлился со значительным перелетом: пролетев первую треть взлетно-посадочной полосы, выкатился за пределы ВПП. Носовая часть самолета повисла над береговой чертой Средиземного моря. Самолет получил значительные разрушения. Экипаж и пассажиры - 35 человек - остались живы.

23 ноября 1996 года. Коморские острова. Самолет "Боинг-767-260ER" эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines выполнял международный пассажирский рейс из Аддис-Абебы и направлялся в Абиджан. Вскоре после входа в воздушное пространство Кении трое террористов захватили самолет и потребовали лететь в Австралию. На подходе к Коморам у самолета закончилось топливо, двигатели остановились. Пилоты пытались произвести управляемую посадку на воду на закрытое мелководье в 500 метрах от пляжа Ле Галава. Однако левый двигатель и законцовка крыла ударились о воду, и самолет разрушился. Из 175 человек, находившихся на борту, погибли 125.

22 марта 1998 года. Филиппины. Новейший самолет A320-214 филиппинской авиакомпании выполнял местный пассажирский рейс из аэропорта Манила в аэропорт Баколод. Самолет отправился в полет с деактивированным реверсом тяги первого двигателя. Полет проходил нормально. Но при посадке из-за асимметричной тяги самолет "снесло" на правую сторону ВПП. Самолет столкнулся с ограждением аэропорта и остановился в небольшой реке. По счастливой случайности никто из 130 человек, находившихся на борту, не пострадал. Самолет восстановлению не подлежал.

, Санкт-Петербург

Источник: http://www.aviasafety.ru/inspection/investigations/815-a320-hudson-results

На основании проведенного расследования данного серьезного инцидента Национальный совет по безопасности на транспорте опубликовал более двадцати пяти новых рекомендаций по безопасности. При проведении расследования было установлено наличие серьезных проблем, которые, тем не менее, не помешали экипажу сохранить жизни всех 150 пассажиров и 5 членов экипажа рейса, вылетевшего 15 января 2009 года из нью-йоркского аэропорта Ла-Гвардия в Шарлотту. Через две с половиной минуты после взлета самолет столкнулся со стаей канадских гусей, причем в двигатели попали сразу несколько птиц. Это вызвало практически полную потерю тяги двигателей, в результате чего экипаж принял решение приводниться в реке Гудзон.

В отчете о расследовании отмечается, что только благодаря счастливой случайности в план для выполнения этого внутриконтинентального рейса был поставлен самолет, оборудованный средствами спасения при посадке на воду. Однако отмечено, что в некоторых случаях места размещения спасательных жилетов, веревок и надувных желобов либо были неудобны для использования, либо находились вне пределов досягаемости, либо функционировали не должным образом.

В докладе говорится, что некоторые меры по безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях были либо проигнорированы, либо не могли быть выполнены в течение полных хаоса трех минут после столкновения. Экипаж потерял драгоценное время в попытках перезапустить двигатели, поскольку не знал, что вернуть их в рабочее состояние невозможно. После принятия решения о приводнении в Гудзоне экипаж не подготовил пассажиров к посадке на воду и не смог завершить чтение контрольной карты при отказе двигателей.

Надеть на себя спасательные жилеты и завязать их до посадки на воду успели только четверо пассажиров. Только 29 пассажиров смогли надеть спасательные жилеты, не завязывая их, причем десять из них сообщили, что достать жилет из-под кресла им удалось с большим трудом. Все отметили, что завязать на себе жилет очень сложно, поэтому они не успели это сделать.

При посадке в хвосте самолета образовалась трещина, в которую начала поступать вода. Из-за этого задействовать два хвостовых желоба, которые одновременно служат спасательными плотами, не удалось. Многие пассажиры, не попавшие в задействованные два передних желоба, в которых находилось 64 человека, стояли на крыльях по колено в холодной воде.

Самолет был также оборудован четырьмя спасательными линями, за которые пассажиры могли бы держаться, чтобы не упасть в воду, однако спасательные лини расположены в носовой и хвостовой части самолета, куда бортпроводники попасть не могли. При попадании в воду температурой 4 градуса был бы высок риск того, что это привело бы к многочисленным жертвам, поскольку в таких условиях у многих организм не выдерживает более 5 минут.

Благоприятным фактором явилось также то, что в акватории реки находились многочисленные катера и плавсредства, участвовавшие в речных работах. Благодаря их моментальной помощи всех удалось снять с воды.

В опубликованных Советом документах говорится, что технически экипаж мог вернуться на ВПП 13 в Ла-Гвардии. Однако с учетом времени, которое понадобилось для оценки ситуации, капитан Салленбергер принял наиболее приемлемое решение о выполнении посадки на воду. В докладе особо отмечается быстрота, с которой экипаж оценил имевшуюся информацию и принял решение, а также согласованная работа его членов.

Совет, прежде всего, рекомендует, чтобы все самолеты, даже те, которые выполняют полеты преимущественно над земной поверхностью, в обязательном порядке были оборудованы спасательными жилетами и плавающими подушками кресел каждого пассажира. Аналогичная рекомендация Федеральному управлению гражданской авиации в 2003 году была отозвана по соображениям экономии средств.

Совет по безопасности на транспорте также призвал к исследованию ситуации, когда пассажиры принимают при аварийных посадках сгруппировавшуюся позу - наклоняются вперед и охватывают голову руками. При новой форме кресел данная поза становится небезопасной. Во время посадки на воду два пассажира, принявшие эту позу в соответствии с рекомендациями, приведенными в листке с напоминаниями, что нужно делать в таких ситуациях, получили переломы плеч.

Чтобы пилоты не пытались запустить двигатели, которые находятся в неработоспособном состоянии, Совет рекомендовал Федеральному управлению гражданской авиации США провести совместные работы вместе с NASA и военными по разработке технологии, способной информировать пилотов о состоянии двигателей. Совет также дал рекомендации в отношении новых параметров посадки на воду, когда она выполняется при отказе обоих двигателей на малой высоте.

Выработаны рекомендации в отношении того, чтобы двигатели были более устойчивыми к прямому попаданию птиц. Управлению гражданской авиации рекомендовано провести исследования в отношении наличия взаимосвязи между ростом популяции крупных птиц, таких как канадские гуси и белые пеликаны, и количеством столкновений самолетов с ними. В ноябре прошлого года самолет А319 авиакомпании Frontier Airlines столкнулся со стаей снежных гусей, что привело к отключению одного двигателя и серьезному повреждению другого. Самолет вернулся на аэродром вылета, где произвел аварийную посадку.

Если столкновения с крупными птицами продолжатся, Совет будет рекомендовать пересмотр сертификационных стандартов для того, чтобы двигатели могли оставаться в работоспособном состоянии и после столкновения с более крупными птицами. В случае с самолетом А320 столкновение произошло с птицами весом около 4 килограмм, в то время как двигатели рассчитаны на попадание птиц до 2 килограмм. Двигатели более нового поколения выдерживают столкновения с четырехкилограммовыми птицами, однако в природе есть виды, весящие более 6 килограмм.



Современная гражданская авиация является одним из самых безопасных видов транспорта. Многократное дублирование различных систем позволяет свести опасность катастрофы до минимума.

И всё-таки избежать чрезвычайных ситуаций совсем невозможно. Одной из самых опасных из них считается вынужденная посадка на воду.

Авиаэксперты убеждены — если есть хоть один шанс этого избежать, им надо воспользоваться. Потому что даже посадка лайнера «на брюхо» в аэропорту оставляет куда больше шансов на выживание пассажиров и членов экипажа, чем приводнение.

Мировая авиация знает всего чуть более десятка управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду. Большинство из них не обходились без жертв на борту.

21 августа 1963 года экипаж советского авиалайнера Ту-124, летевшего из Таллина в Москву, совершил вынужденную посадку в Ленинграде, прямо на поверхность Невы. Командир лайнера Виктор Мостовой сумел сделать невероятное — уйдя от столкновения с многочисленными мостами, он приводнил самолёт так, что уцелели все пассажиры и члены экипажа.

Без малого 46 лет спустя на месте Мостового оказался американский пилот Чесли Салленбергер .

«Лётчик высшего класса»

В год, когда Виктор Мостовой совершил «чудо на Неве», 12-летний сын стоматолога из Техаса Чесли Салленбергер стал членом общества людей с высоким IQ Менса.

Увлечение авиацией пришло позже, в 16 лет. Чесли поступил в частный аэроклуб, где понял, что профессия лётчика — это то, чем он хочет заниматься всю жизнь.

В 1969 году Военно-воздушная академия США пополнилась 18-летним курсантом Салленбергером, который собрал все возможные награды и поощрения, закончив учёбу с квалификацией «top flyer» («лётчик высшего класса»).

После семи лет военной службы он перешёл в гражданскую авиацию. Специалиста с военным опытом и высоким IQ привлекли к расследованию авиакатастроф.

Гораздо позже лётчик основал компанию Safety Reliability Methods, которая даёт консультации по технике безопасности на авиатранспорте.

Но основным делом для Чесли Салленбергера оставались полёты. Три десятка лет он пилотировал гражданские суда авиакомпании US Airways, благополучно доставляя пассажиров к месту назначения.

Чесли Салленбергер. Фото: www.globallookpress.com

Особо опасные гуси

Ему предстояло выполнить рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк - Шарлотт - Сиэтл. Вылет из Нью-Йорка был назначен на 15:20 по местному времени.

Полёт выполнялся на Airbus A320. Самолёт не вызывал опасений — он был выпущен в 1999 году, регулярно проходил плановое обслуживание и не вызывал нареканий.

Вторым пилотом у Салленбергера в этот день был 49-летний Джеффри Скайлз . За его плечами было 23 года работы в US Airways, но на А320 лётчику предстояло лететь во второй раз в жизни.

Всего на борт самолёта поднялись 150 пассажиров. Кроме двух пилотов, в экипаж входили три стюардессы.

В 15:24 лайнер вылетел из аэропорта Нью-Йорка. И почти сразу случилось ЧП.

Как правило, во всех аэропортах существуют системы отпугивания птиц. Это необходимо для предотвращения столкновения пернатых с самолётами, что представляет серьёзную опасность для полётов.

Но в этот день на пути Airbus A320 оказалась не одна шальная птичка, а целая стая гусей. Встреча произошла всего через 90 секунд после взлёта. Уклониться от них самолёт не мог, и через мгновение раздались глухие удары, которые слышали и пассажиры в салоне.

Для современных лайнеров выход из строя одного двигателя не является фатальным — самолёт может долететь до пункта назначения и на одном.

Но в этот день гуси попали в оба двигателя, которые вышли из строя. Пассажиры услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма, некоторым через стёкла иллюминаторов был виден огонь.

Река Гудзон. Фото: www.globallookpress.com

«Мы садимся на воду»

Салленбергер доложил на землю: на борту аварийная ситуация, выведены из строя оба двигателя, нужна экстренная посадка.

Ситуация была почти безнадёжной: тяга двигателей стремительно уменьшалась, запаса высоты не было, поскольку А320 успел подняться только на 975 метров, а внизу простирался мегаполис.

Наземные диспетчеры отмечали, что командир лайнера сохранял абсолютное спокойствие. Первоначально он объявил, что вернётся в аэропорт Нью-Йорка, затем сказал, что совершит посадку в ближайшем аэропорту Тетерборо. После этого связь прервалась.

Пилоты поняли, что до аэропорта не доберутся — в воздухе им оставалось находиться считанные секунды. Развернув лайнер на юг, они повели А320 над рекой Гудзон. Перед ними вырос мост Джорджа Вашингтона, но, как когда-то пилотам Ту-124 удалось избежать столкновения с ленинградскими мостами, так и американцам удалось миновать одну из нью-йоркских достопримечательностей.

Выбора не было — Чесли Салленбергер принял решение сажать самолёт на воду. Растерянные и толком не понимающие, что происходит, пассажиры услышали по громкой связи голос командира: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду».

Обломки самолёта. Фото: www.globallookpress.com

Командир уходит последним

Те, кто находился на ближайших улицах, испытали не меньший шок — снижающийся самолёт заставил вспомнить о терактах 11 сентября.

Airbus A320 коснулся поверхности воды, подняв тучу брызг, которые скрыли его на несколько секунд. Со стороны показалось, что самолёт разрушился или ушёл на дно, но затем все увидели, что лайнер остаётся на поверхности.

Экипаж сумел предотвратить катастрофу, но это ещё не было спасением — самолёт не мог долго держаться на воде. На борту были спасательные жилеты, но прыгать в воду было нельзя — на дворе стоял январь, и купание в Гудзоне грозило людям повторением судьбы пассажиров «Титаника», многие из которых не утонули, а умерли от переохлаждения в ледяной воде.

А320 постепенно погружался, и его пассажиры выбирались на плоскости крыльев и крышу. В это время полицейские, береговая охрана, спасатели и просто неравнодушные люди, располагавшие плавсредствами, устремились к самолёту, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.

Эвакуацию удалось провести оперативно. Чесли Салленбергер, как и положено командиру судна, покидал его последним, обойдя салон и убедившись, что на борту никого не осталось.

В результате ЧП пострадали 83 человека, большинство из которых получили лёгкие обморожения, и лишь пятеро были тяжело ранены при посадке.

Такой исход данной ситуации с полным основанием позволил назвать её «чудом на Гудзоне».

Чесли Салленбергер обходит салон того самого самолёта. Фото: www.globallookpress.com

Хэнкс в роли героя, герой в роли Хэнкса

Самолёт отбуксировали к причалу около Всемирного финансового центра, где и извлекли из воды.

А320 больше не поднялся в небо. Он был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (в этот город лайнер должен был прилететь во время своего рокового рейса). Теперь самолёт является одним из самых популярных экспонатов.

А Чесли Салленбергер превратился в настоящего «героя нации», участника многочисленных ток-шоу. Правда, находились и те, кто считал, что самолёт можно было посадить и иным способом, а лётчик подверг людей неоправданному риску.

Однако расследование пришло к выводу: действия пилота были единственно верными.

Семь лет спустя на мировые экраны вышел филь «Чудо на Гудзоне», в котором главную роль сыграл Том Хэнкс .

65-летний Чесли Салленбергер ответил на это весьма неожиданно — в телевизионном шоу Джимми Киммела пилот сыграл… Тома Хэнкса. Вернее, он сделал пародии на все знаменитые роли актёра от Форреста Гампа до астронавта Джеймса Ловелла из «Аполлона-13».

Том Хэнкс, также участвовавший в шоу, просмотрев пародии, заметил: «Чесли Салленбергер, я так тебя уважал. Теперь у нас обоих есть тёмные пятна в карьере».

Аварийная посадка самолета на Гудзон, выполненная 15 января 2009 года, несомненно, войдет в историю всемирной авиации. Подвиг американского летчика, который несмотря на ужасающую ситуацию, все же смог спасти жизни 150 пассажирам , будет еще долго обсуждаться в ходе обучения молодых представителей авиации.

Аварийная посадка А320 на Гудзон была совершена бывшим американским летчиком, которому на тот момент исполнилось 57 лет – Челси Салленбергером. Летчик действительно показал неимоверные навыки пилотирования, ведь он смог посадить самолет на воду, после отказа двигателей, и тем самым спас жизни всех, кто находился на борту. После падения Челси дважды убедился, что все пассажиры благополучно смогли покинуть идущее ко дну воздушное судно и только после этого сам покинул борт тонувшего самолета.

Недавно на экраны вышел художественный фильм «Чудо на Гудзоне» , подробно рассказывающий о данной аварийной посадке.

Постер к фильму «Чудо на Гудзоне»

После расследования, которое проводилось американскими СМИ, была воссоздана хроника воздушного крушения:

  1. А-320 стартовал из воздушной гавани Нью-Йорка Ла Гуардиа в 15 часов 26 минут, однако, ему не удалось набрать нужную высоту.
  2. После того как аэробус поднялся на высоту около 800 метров, для этого понадобилось примерно 40-45 секунд, поступило сообщение от пилота. В сообщении было сказано, что воздушный транспорт не смог избежать столкновения с двумя птицами.
  3. Конечно, всем находившимся на борту это стало известно позже, после того как была опубликована хроника расследования. А в момент столкновения люди просто услышали непонятный стук и почувствовали запах гари, который стал проникать в салон.

Все пассажиры устремились к иллюминаторам, и в ужасе обнаружили, что аэробус стал стремительно терять высоту. Многим стало понятно, что причиной потери высоты не является турбулентность, а какая-то чрезвычайная ситуация. Более того, некоторым людям, сидящим ближе всего к хвосту аэробуса, удалось рассмотреть горящие двигатели и черный едкий дым. А тревожное сообщение на табло – «Пристигните ремни», так и продолжало гореть, нагнетая ужас и панику.

Пилоту ничего не оставалось, как принять решение о вынужденной посадке аэробуса, о чем он и объявил пассажирам. Так как аварийная посадка самолета на Гудзон могла быть, мягко говоря, «жесткой», пилот выступил с сообщением, чтобы подготовить пассажиров к возможному сильному удару. Всем было приказано сесть на свои места, выбрав при этом безопасную позу, и пристегнуться ремнями безопасности.

Реальные кадры, снятые очевидцами

Действия пилота

Какие действия в этот момент предпринимал пилот и что вообще происходило в его кабине, выяснилось после публикации переговоров, которые вел летчик с диспетчером аэропорта:

  • оценив сложившуюся ситуацию Салли, такое прозвище было дано американскому летчику коллегами по работе, обратился в диспетчерский пункт с просьбой о разрешении вынужденной посадки на взлетно-посадочной полосе. Однако пламя настолько стремительно охватывало аэробус, что стало понятно, возвращаться на аэродром просто не хватит времени;
  • второе решение, которое стали рассматривать диспетчер и летчик – долететь до штата Нью-Джерси, чтобы приземлиться в ближайшей воздушной гавани. Но летчику хватило всего 3-х минут, чтобы понять – самолет не сможет столько времени продержаться в воздухе, о чем он и передал в диспетчерский пункт;
  • на пути самолета виднелась площадка в парке. Размер площадки подходил для приземления аэробуса, местность была полностью открыта. Салли передал, что будет садить воздушное судно именно на эту парковую площадку. Но диспетчер не разрешил садить самолет в этом месте, так как в этой зоне велись обширные ремонтные работы, с использованием габаритной техники;
  • аварийная посадка самолета на воду – только это оставалось пилоту, чтобы попытаться спасти жизнь пассажиров и экипажа.

Именно это решение и было принято героем американской авиации.

Сложность посадки на воду

По мнению специалистов, сделать вынужденную посадку в Гудзон, который отделяет Нью-Джерси от Манхеттена, было очень рискованно и крайне сложно, но другого выхода экипаж воздушного транспорта просто не видел. А так как самолет продолжал гореть, решение нужно было принимать как можно скорее. Профессиональные летчики отметили несколько сложностей посадки самолета на Гудзон:

  1. Основная сложность заключалась в конструкции аэробуса, ведь его двигатели располагались под крылом. А это означало, что Салли должен при посадке контролировать, чтобы они не касались воды. В противном случае самолет ушел бы в воду со всеми людьми за считаные секунды. Чтобы моторы не касались воды, летчику нужно было сделать практически невыполнимое – заставить массивный аэробус как можно дольше скользить над водной поверхностью и ни в коем случае не допустить, чтобы нос воздушного транспорта затронул поверхность.
  2. Столкновение с морским судами. Аварийная посадка самолета на воду могла привести к столкновению с судами, которые выполняли свой запланированный рейс. Но по счастливой случайности падающий аэробус смог избежать ужасного столкновения, так как в Гудзоне в этот момент не было ни одного корабля или яхты. После успешного приземления губернатор Нью-Йорка назвал этот инцидент «чудом, который произошел над Гудзоном», а пилоту выразил огромную благодарность за подвиг, спасая более 150 человеческих жизней.

Кадр из фильма «Чудо на Гудзоне»

Как отреагировали на крушение местные жители?

Разумеется, крушение самолета на Гудзон вызвало невероятную панику среди жителей Манхеттена. И это вовсе не удивляет, ведь картина горящего самолета многим напоминает действие террористической организации. Некоторые это происшествие сразу отнесли к деянию арабских террористов, что и повлекло ужасную панику. Но надо отдать должное местным властям, которые быстро и организовано успокоили население, дав гражданам правдивую информацию о случившемся инциденте и полностью опровергнув отношение террористов к крушению аэробуса.

Пассажирам А-320 после падения самолета на Гудзон, осталось только дожидаться спасателей, которые были вызваны наземными службами при оценке сложившейся ситуации. Пилот аэробуса и члены экипажа помогли всем пассажирам покинуть борт и вылезти на крыло воздушного транспорта, чтобы быстрее пересесть на спасательные катера. Медицинская помощь потребовалась лишь для пятерых человек, которые незамедлительно были доставлены в больницу. А своей супруге Лорри, Салли сообщил о происшествии после его завершения. По словам супруги, Салленбергер позвонил и сказал всего две короткие фразы – «В пути произошла авария. Все закончилось благополучно для пассажиров и экипажа».