Макивара своими руками для дома настенные. Самодельная макивара. (По мотивам макивары МБШ). Мера необходимой упругости конструкции

Рассмотри основные части макивары:


Синим выделен отбойник - задняя часть макивары за которую она крепится и куда приходит боёк, когда мы ударяем по макиваре. Красным выделен боёк - это передняя и самая главная часть макивары, куда непосредственно приходится наш удар.Оранжевым выделен тот самый виброгаситель, который сделал её более упругой и в тоже время чуть повысил жёсткость сопротивления.Зелёным выделен регулятор жёсткости, опустив который можно увеличить жёсткость макивары за счёт уменьшения рычага.

  • Отбойник выполнен из сосновой доски размером: 50х14х2,7 см. (Высота-Ширина-Толщина)
  • Боёк из фанеры ФСФ размером: 42,5х14х1,5 см.
  • Виброгаситель из фанеры ФСФ размером: 25,5х14х1 см.
  • Регулятор жёсткости из сосновой доски размером: 5.5х14х1.8 см.
  • Сверху, как видно на фотографии, отбойник и боёк скрепляются сосновым бруском размером: 7х14х5.5 см.
  • Всё это скреплено двумя железными пластинами размеры которых: 7х14х0,5 см.

5,5 см - таково расстояние между бойком и отбойником у моей макивары. У оригинальной макивары МБШ близкое к этом значение, точное указать не могу ибо нет в распоряжении оригинала.

Для скрепления использовал болты М10 длиной 140 мм. Также используется болт М10 длиной 170 мм, который держит регулятор жёсткости и гайка М10 типа "барашек" для удобства фиксации рукой без помощи ключей.

Материал, которым покрыта область бойка куда приходится удар, выполнен из микропоры - пористая резина. Микропору можно найти в магазине комплектующих для обуви. Размер составляет 17 см в высоту, 14 в ширину, толщиной 0,8 см. Хотя Михаил Шилов рекомендует толщину в 1 см.

Ну вот пожалуй и всё по размерам и материалам, конструкция довольно простая и любой сможет собрать всё воедино. Себестоимость всех материалов не превысит даже 1000 рублей.

Получившаяся макивара на минимальном уровне жёсткости имеет нагрузку в 110-115 кг, судя по моим измерениям. Что примерно соответствует нагрузке оригинальной макивары МБШ, у которой заявлено около 100 кг.

Ниже представлено небольшое видео иллюстрирующее работу с самодельной макиварой:

Я боец тот ещё, поэтому не стоит строго судить и особо обращать внимание на технику и т.д. Это видео лишь для демонстрации. В этом году займусь усиленно работой над прокачкой бойцовских качеств.

Данную заметку прошу рассматривать лишь, как вариант изготовления самодельной макивары, которая вам вряд ли заменит оригинальную макивару МБШ. Но поможет познакомиться с новым типом макивары и определиться с покупкой оригинальной качественной макивары МБШ от фирмы Budoshin, которая изготовлена из древесины дуба и боёк также изготовлен из дубовой фанеры, которая склеена по особенному.

На это всё, благодарю за внимание, всем здравия!

Рассмотри основные части макивары:


Синим выделен отбойник - задняя часть макивары за которую она крепится и куда приходит боёк, когда мы ударяем по макиваре. Красным выделен боёк - это передняя и самая главная часть макивары, куда непосредственно приходится наш удар.Оранжевым выделен тот самый виброгаситель, который сделал её более упругой и в тоже время чуть повысил жёсткость сопротивления.Зелёным выделен регулятор жёсткости, опустив который можно увеличить жёсткость макивары за счёт уменьшения рычага.

  • Отбойник выполнен из сосновой доски размером: 50х14х2,7 см. (Высота-Ширина-Толщина)
  • Боёк из фанеры ФСФ размером: 42,5х14х1,5 см.
  • Виброгаситель из фанеры ФСФ размером: 25,5х14х1 см.
  • Регулятор жёсткости из сосновой доски размером: 5.5х14х1.8 см.
  • Сверху, как видно на фотографии, отбойник и боёк скрепляются сосновым бруском размером: 7х14х5.5 см.
  • Всё это скреплено двумя железными пластинами размеры которых: 7х14х0,5 см.

5,5 см - таково расстояние между бойком и отбойником у моей макивары. У оригинальной макивары МБШ близкое к этом значение, точное указать не могу ибо нет в распоряжении оригинала.

Для скрепления использовал болты М10 длиной 140 мм. Также используется болт М10 длиной 170 мм, который держит регулятор жёсткости и гайка М10 типа "барашек" для удобства фиксации рукой без помощи ключей.

Материал, которым покрыта область бойка куда приходится удар, выполнен из микропоры - пористая резина. Микропору можно найти в магазине комплектующих для обуви. Размер составляет 17 см в высоту, 14 в ширину, толщиной 0,8 см. Хотя Михаил Шилов рекомендует толщину в 1 см.

Ну вот пожалуй и всё по размерам и материалам, конструкция довольно простая и любой сможет собрать всё воедино. Себестоимость всех материалов не превысит даже 1000 рублей.

Получившаяся макивара на минимальном уровне жёсткости имеет нагрузку в 110-115 кг, судя по моим измерениям. Что примерно соответствует нагрузке оригинальной макивары МБШ, у которой заявлено около 100 кг.

Ниже представлено небольшое видео иллюстрирующее работу с самодельной макиварой:

Я боец тот ещё, поэтому не стоит строго судить и особо обращать внимание на технику и т.д. Это видео лишь для демонстрации. В этом году займусь усиленно работой над прокачкой бойцовских качеств.

Данную заметку прошу рассматривать лишь, как вариант изготовления самодельной макивары, которая вам вряд ли заменит оригинальную макивару МБШ. Но поможет познакомиться с новым типом макивары и определиться с покупкой оригинальной качественной макивары МБШ от фирмы Budoshin, которая изготовлена из древесины дуба и боёк также изготовлен из дубовой фанеры, которая склеена по особенному.

На это всё, благодарю за внимание, всем здравия!

Из этой статьи вы узнаете:

  • Как сделать макивару для каратэ
  • Как пользоваться макиварой для каратэ
  • Как выбрать макивару для каратэ

Современные методы обучения каратэ в большинстве случаев почему-то не подразумевают применения достаточно эффективного тренажера – макивары. Между тем, каждый человек, который профессионально занимается каратэ, должен знать, что базовые упражнения с этим снарядом способны поставить хороший удар и наладить технику. О том, что собой представляет макивара для каратэ, как использовать ее во время тренировок и можно ли сделать такой снаряд своими руками – узнаете из нашей статьи.

Зачем нужна макивара для каратэ

Макивара – многофункциональное приспособление, предназначенное для отработки ударов, набивки ударных поверхностей, используется в контактных единоборствах. Считается, что конструкция макивары для каратэ имеет окинавское, японское происхождение, а непосредственно техника работы с ней пришла из Китая – ее во время тренировок начали использовать в монастырях Шаолинь, отрабатывая удары на деревьях и вкопанных в землю бревнах. Таким образом, монахи стремились к закаливанию определенных частей тела и постановке удара.

Многие разработчики пытаются усложнить и усовершенствовать конструкцию уже имеющихся тренажеров, внести свой уникальный вклад, который принесет известность и хорошую прибыль. В те времена, когда от победы над противником зависел твой ужин, мало кто задумывался о реконструкции снарядов. И макивары были практически единственными помощниками на тренировках каратистов.

Систематическое нанесение множества ударов по макиваре для каратэ было самым эффективным упражнением для постановки удара: укреплялся кулак; организм привыкал к нагрузкам; тело максимально подстраивалось под удар. В большинстве случаев наличие макивары для каратэ рядом с домом и пара выученных ката уже считались предпосылками для воспитания будущего мастера.

Некоторые считают, что макивара для каратэ предназначена только для набивки ударных поверхностей. По мнению других, тренируясь с ее помощью нельзя развить ничего, кроме силы удара. И только часть понимает, что правильная техника работы с этим снарядом позволяет проработать множество составляющих действительно мощного удара.

Предлагаем рассмотреть данные аспекты по порядку, но оговоримся, что все они одинаково значимы:

  • закалка и набивка ударных поверхностей;
  • формирование стабилизации участвующих в ударе звеньев (ударных звеньев), функциональная стабилизация ударного звена;
  • конструктивная стабилизация ударного звена (анатомические деформации, зачастую связанные с компенсаторной гипертрофией или тканезамещением);
  • выработка оптимального положения тела и его частей в пространстве для достижения максимальной силы удара;
  • формирование чувства дистанции для нанесения мощного удара;
  • наработка умений по сохранению силы удара в течение всего приема благодаря правильной координации между мышц и внутри них;
  • развитие навыка кимировать удар не на поверхности мишени, а на некотором расстоянии от нее (в глубине), но в то же время не заменять контролируемый удар ударом с проносом;
  • отработка умения вкладывать все тело в удар, поскольку пробить слишком жесткую макивару для каратэ на глубину намеченного уровня ударом лишь за счет мышц конечностей просто нереально;
  • учит с силой нападать и тут же резко убирать ударную часть тела, чтобы успеть подготовиться к следующему техническому действию.

Как используется макивара в каратэ

Мастера прошлых лет не очень развернуто описывали методы работы с макиварой для каратэ.

К примеру, Итосу Анко писал: «В Тодэ очень важна сила рук и ног, в связи с чем их надо тщательно тренировать на макиваре. Во время упражнений опустите плечи, расправьте легкие, сконцентрируйте силу, крепче упритесь ногами в пол, а пальцами ног вцепитесь в землю, опустите вашу внутреннюю энергию (ки) в нижнюю часть живота (сэйка тандэн). Делайте упражнение на каждую руку не менее ста или двухсот раз».

При вытягивании правой руки во время удара кулак следует повернуть вниз внутренней стороной. Необходимо отметить, что начинать разворачивать кулак нужно во второй части пути от груди к макиваре.

Наносить удар по макиваре для каратэ необходимо большими костяшками указательного и среднего пальцев. Так, при ударе, сила которого составляет примерно 80 %, отдергивать руку следует уже со стопроцентной силой.

Опишем приблизительную методику работы с макиварой для каратэ для начинающего спортсмена.


Подготовительный этап

Сначала попробуйте одну технику, позволяющую улучшить внутримышечную координацию и как следствие – силу удара.

Для начала встаньте перед макиварой для каратэ в финальной точке удара (упритесь ударной поверхностью кулака в боек). Выпрямите руку, пяткой задней ноги упритесь в пол так, чтобы пальцы впивались в покрытие (Ки при этом расширяется вперед, перпендикулярно бойку). Бедро должно быть готово закончить сброс силы/кимэ.

ВНИМАНИЕ! Делать такое упражнение можно только предварительно хорошо разогрев мышцы, иначе риск травмирования очень высок. Размять тело можно при помощи нескольких повторов изометрического упражнения, которое по форме схоже с ударом.

Теперь попробуйте поочередно левой и правой рукой нанести по 10 ударов/сбросов в макивару для каратэ, не отрывая при этом кулак от бойка.

Ознакомьтесь с перечнем самых часто допускаемых ошибок во избежание их повторения:

  • перед ударом кулак отрывается от бойка и, набирая скорость, врезается в макивару для каратэ;
  • удар воспроизводится за счет мышц руки, которая при этом согнута в локте;
  • во время удара лопатка отделяется от спины – сохраняйте мышцы груди и подмышек в тонусе;
  • таз проваливается вперед во время удара (причина: не хватает структуры, живот несвоевременно напрягается или его мышцы медленно сокращаются, что может повлечь за собой ущемление межпозвоночных дисков поясничного отдела) – старайтесь держать мышцы живота и ягодиц в тонусе;
  • таз уходит назад во время удара (причина: стремление ударить плечом часто влечет за собой проваливание) – сохраняйте напряженность в мышцах живота и ягодиц;
  • отрывается пятка во время удара (причина: стремление ударить плечом баллистически), что приводит к нарушению структурной цепи, а поскольку прочность цепи равна прочности самого слабого звена, то сила удара будет соразмерна силе икроножной мышцы.

Контролируйте себя: при полноценном усилии нога отрывается от пола на 5 мм. Структура тела остается прежней.

Начальный этап

Тем, кто только начинает обучаться каратэ, стоит учиться сначала на мягком снаряде. Мы не имеем в виду обивку макивары для каратэ мягким поролоном, просто нужно выбрать доску с минимальной жесткостью.

Примите заднюю стойку кокутсу-дачи, передняя ладонь должна прикасаться к бойку макивары для каратэ, ладонь или кулак (в зависимости от школы: у нас в приоритете ладонь, а в Сетокане – кулак) задней руки – к боку (плавающим ребрам). Стопу задней ноги поставьте на линию атаки/удара. Предплечье задней руки должно быть направлено по оси к бойку этого снаряда, но иногда в школах требуют держать предплечье параллельно оси тела (прижатым к боку).

Задняя рука (правая или левая) производит удар сэйкен-гияку-цуки. Начало действия идет из тандэн, или, проще говоря, от бедер (второй принцип вложения тела в удар). Затем каратист из позы кокутсу-дачи (фудо-дачи) переходит в зенкуцу-дачи (передняя стойка), производя третий принцип вложения тела в удар. И завершается действие заключительной позицией, при которой кулак, плечо и стопа находятся на одной линии.

В некоторых школах обучают удару в проекции собственной оси (когда рука уходит немного внутрь), однако мы считаем, что лобовых столкновений следует избегать, поэтому на линии атаки лучше не задерживаться.

Во время касания бойка происходит кимэ/сброс силы, вжимание бойка минимум на глубину кулака (5–7 см) и сохранение образовавшейся позиции (с продавленным бойком) на секунду или более (нужно ориентироваться на цель тренировки). После этого рука постепенно занимает исходное положение.

Бойцы-новички бьют по макиваре для каратэ по 100 раз обеими руками поочередно (около 10 минут неспешного тренинга). Сначала удары (около 10 %) выполняются легко в медленном темпе, но с каждым касанием снаряда сила удара должна увеличиваться. Обратите внимание, что легкое касание вовсе не подразумевает сгибание бьющей руки, просто тело вкладывается в удар не на полную силу. Это видно по отклонению бойка этого приспособления. С каждым последующим ударом макивара должна отклоняется сильнее, пока она не достигнет крайней точки.

Сосредоточьтесь на том, чтобы «пробить» цель и пропустить свой удар через мишень. Основное внимание должно быть сконцентрировано на координации ваших движений. Все они должны прекратиться одновременно. Избегайте разболтанности! Ки находится в тандэн и распространяется через руку сквозь мишень и через заднюю ногу в пол.

Варьируйте удары с убиранием стоп с линии атаки и фиксацией их на месте.

Макивара для каратэ своими руками

В стремлении обрести лучшую физическую форму и отточить свои навыки не запрещается использовать макивару для каратэ, изготовленную своими руками.

Переносная макивара

Это самый простой способ изготовления макивары для каратэ. Для этого приготовьте: туристический коврик, какую-нибудь ткань (подойдут даже поношенные джинсы), шнурки и нитки. Сперва нарежьте коврик на части, размер и мягкость которых зависят от конечной цели (размеров и мягкости приспособления).

Начинающим бойцам лучше использовать минимум три слоя коврика, а потом, со временем, постепенно сокращать их количество. Затем сшейте из имеющейся ткани чехол для будущей макивары, учитывая ее параметры. Внутрь чехла поместите коврики и прошейте свободный край (желательно на машинке, но можно и вручную).

Если у вас есть желание изготовить макивару для каратэ с несколькими секциями, просто разделите ее с помощью швов (например, если прошить посередине, то получится две секции), после чего можно будет согнуть ее без особых усилий и привязать, допустим, в два слоя.

Макивара, сделанная из покрышки

Для изготовления такой макивары для каратэ вам понадобятся: длинная доска, старая покрышка, шесть болтов с гайками, туристический коврик или бечевка, и, возможно, цепь для крепления.

Доску распилите на три равные части, длина которых будет равна диаметру колеса. При помощи болтов закрепите одну доску в середине покрышки, а две другие по бокам, с обратной стороны. К центральной доске примотайте коврик либо обмотайте ее бечевкой (в зависимости от плотности набивки).

Готовую макивару для каратэ можно закрепить на стене при помощи досок по бокам покрышки либо использовать цепь (в этом случае доски прикреплять не нужно). Главное достоинство этого снаряда в том, что он будет пружинить независимо от места его закрепления, что является немаловажным фактором при постановке удара.

Классическая макивара

Необходимые составляющие: плоская доска, бечевка или туристический коврик, несколько кирпичей. Ничего сложного: выкопайте небольшую яму, частично погрузите в нее доску, укрепите кирпичами и закопайте. К доске прикрепите коврик либо обмотайте бечевкой. Советуем также покрыть доску грунтовкой, чтобы она не отсырела в земле и макивара для каратэ служила вам долгое время.

Макивара для каратэ: особенности выбора

Макивара-лапы для каратэ – это снаряд, который предназначен, в первую очередь, для отработки техники рук. Выбирая их, ориентируйтесь на цель, которую вы хотите достичь путем дальнейшей работы с этим снарядом.

Если вам нужно поставить удар, то стоит присмотреться к пассивным и тяжелым лапам с высокой инерцией.

Только работая с такой моделью, вы гарантированно не травмируете руки тому, кто будет держать вам лапы – падмэну.

Тяжелые макивара-лапы для каратэ хороши еще и тем, что они позволяют в полной мере ощутить обратную связь. Отрабатывая удары, вы точно почувствуете хорошее сопротивление и отдачу. Благодаря этому вы сможете лучше контролировать свою технику – важный аспект при постановке удара.

Желательно, чтобы на первых порах структура лапы позволяла наносить мощные удары голыми руками даже неопытным пользователям.

В связи с этим лапа не должна быть слишком жесткой. Лучше, чтобы она была большой, толстой и достаточно мягкой.

В случае если вам нужно отработать на макивара-лапах именно тактику, сопротивление снаряда наносимому удару не столь значимо, как при постановочной работе. То есть лапы в этом случае можно выбирать намного легче и жестче. Но учтите, что работать по ним вы будете и защищенным, и голыми руками.

Поговорим о форме и размерах снаряда. Допускаются самые разные варианты.

Постановочную лапу следует выбирать достаточно большого размера. Разумеется, бойцы-профессионалы могут использовать и маленький снаряд, чтобы отработать точность в мощном ударе. Но новичкам до этого уровня нужно долго тренироваться.

Тактические лапы должны быть небольшого размера. Только такой снаряд поможет выработать необходимую точность удара. Однако рант таких макивара-лап должен иметь параметры, позволяющие наносить удары и контратаковать.

Значимый момент – форма лапы.

Лучше, если ударяемая поверхность будет абсолютно плоской. Таким образом, при постановке кулака (особенно незащищенной рукой) можно будет прочувствовать точки контакта и углы приложения силы.

В свою очередь, падмэн, меняя эти углы, может очень эффективно «тренировать» бойца, правильно «приводить» кулак в цель. На это стоит обратить внимание.

Компания «Спортстайл» основана в 1992 году и уже более 25 лет успешно представляет свои товары и услуги на рынках России и ближнего зарубежья.

Одним из основных направлений деятельности компании является производство каркасно-тентовых конструкций, спортивного оборудования, товаров для отдыха. Наши изделия очень популярны и востребованы, среди них всё для:

  • Единоборства . Оборудование и спортинвентарь для бокса, борьбы, ушу, тхэквондо. Боксерские мешки, груши, снарядные перчатки, лапы, щиты, чучела.
  • Гимнастики, фитнеса, аэробики . Гимнастические маты, обручи, палочки, скакалки, шведские стенки, турники, кольца, канаты, скамейки. Помост для спортивной аэробики.
  • Спортивных игр . Спортинвентарь для баскетбола, волейбола, большого тенниса, хоккея с шайбой и мячом, футбола, мини-футбола, гандбола и др.
  • Легкой атлетики . Щиты для метания мячей, метательные гранаты, барьеры для бега с препятствиями, оборудование для прыжков в высоту.
  • Зимних видов спорта . Страховочные кубы, маты для шорт-трека, защитные маты для лыжных трасс.

План статьи:

  • упругость — основное качество макивары
  • конструктивные решения, обеспечивающие упругость
  • подробное рассмотрение 2-х основных конструктивных принципов обеспечения упругости макивары:
  1. упругий боёк
  • конкретные варианты реализации конструктивных решений обоих вариантов
  1. упругий боёк
  • мера необходимой упругости конструкции
  • способы крепления для отработки различных техник
  • предпочтительные варианты конструкции
  • макивара «Камертон» конструкции Шилова (специально разработанные и прошедшие длительное испытание материалы, объективная оценка силы удара, сменные бойки, регулировка жёсткости и упругости макивары, варианты монтажа на горизонтальную и вертикальную поверхность)

Упругость — основное качество макивары

Макивары бывают самых различных конструкций, но основополагающим элементом каждой «настоящей» макивары служит пружинящий элемент — боёк, по которому наносятся удары. Это условие является обязательным и непререкаемым.

Все макивары, широко представленные в продаже и представляющее собой настенную подушку с весьма относительными пружинящими свойствами, а так же протекторы в виде подушки, которую должен держать партнёр, в строгом смысле слова не являются макиварами. Хотя если называть макиварой любое приспособление, предназначенное для нанесения по нему ударов, то конечно… Однако тогда макиварами надо называть и мешки, и груши, и лапы и т.д.

Боёк обязательно должен деформироваться при ударе, оказывая упругое сопротивление ударяющей поверхности. Именно это обеспечивает всё то многообразие аспектов, которые можно прорабатывать одновременно только на этом уникальном снаряде. Абсолютное большинство других снарядов могут обеспечить лишь селективную (избирательную) проработку некоторых качеств удара или изменения свойств ударного звена (той анатомической структуры, которой наносится удар).

Если макивара не обладает упругими свойствами, то она годится только для набивки и закалки ударных поверхностей, а это очень малый спектр задач, которые можно решить с помощью тренировок на макиваре.

Конструктивные решения, обеспечивающие упругость

Решить задачу обеспечения упругости макивары можно двумя основными способами, которые могут использоваться как изолированно друг от друга, так и в совокупности:

  • упругим может быть непосредственно сам элемент, по которому наносится удар
  • упругость может создавать рессорная система, удерживающая относительно неупругий боёк в стабильном положении

Подробное рассмотрение 2-х основных конструктивных принципов обеспечения упругости макивары

В зависимости от того, каким способом из 2-х вышеперечисленных способов решается вопрос упругости, зависит конструкция макивары.

Упругий боёк

Пружинящие свойства бойка обеспечиваются материалом, из которого он изготовлен, а так же его геометрией.

Материалы могут быть самыми разнообразными:

  • упругая древесина
  • резина
  • пластик
  • металл

В случае с резиновым бойком упругость обеспечивается, прежде всего, самими свойствами материала. При использовании пластика и древесины немаловажным, а, вернее, главным моментом, обеспечивающим упругость макивары, становится геометрия бойка. Как это выглядит, будет описано ниже, в разделе с описаниями конкретных вариантов конструкции.

Важно отметить, что часто для усиления упругих свойств бойка, используются комбинированные конструкции последнего. Т.е. на относительно твёрдый боёк, обеспечивающий упругость только благодаря своей геометрии (дерево), делается накладка из упругого материала (резина).

Упругие свойства бойков из твёрдых материалов (дерево, пластик, металл) могут обеспечиваться не только геометрией, как таковой, но и конструкцией самого бойка. Так, например, используется многослойная, клеёная по типу фанеры доска, которая может при меньшей толщине обладать большей прочностью и упругостью, чем цельная доска. И т.п.

Рессорная система, обеспечивающая упругость бойка

Рессорная система — это конструкция, способная, за счёт своих амортизационных свойств, оказывать сопротивление ударному звену на всём протяжении удара и приводить боёк в исходное положение сразу после прекращения воздействия на него ударной поверхностью.

Конструкций и способов реализации этой идеи существует и ещё не существует, но может существовать, неимоверное количество. Здесь человеческий гений может себя ни в чём не ограничивать…

Используются как приспособленные для этой цели предметы с необходимыми свойствами от различных машин, агрегатов и пр. (амортизаторы, рессоры, пружины, различные предметы с упругими свойствами), так и специально разработанные конструкции, которые, по сути, являются теми же амортизаторами, рессорами и пружинами.

Их можно условно разделить на 2-е группы:

  1. являющиеся непосредственным продолжением бойка; они прикрепляются к последнему различными способами вдоль его оси и, закрепляясь в неподвижном основании; Именно они и обеспечивают пружинистость относительно жёсткого и неупругого бойка;
  2. являющиеся вполне самостоятельной конструкцией, не являющейся продолжением бойка, но обеспечивающие сопротивление ударному звену на всём протяжении удара и приведение бойка в исходное положение сразу после прекращения воздействия на него ударной поверхностью

Как это выглядит, смотрите чуть ниже.

Конкретные варианты реализации конструктивных решений обоих вариантов

Здесь я рассмотрю самые распространённые, часто используемые и простые варианты, т.к. на самом деле импровизировать на тему конструкции, обладая знаниями об основополагающих принципах конструирования макивары, описанных мною выше, можно до бесконечности.

Упругий боёк

закреплённая неподвижно конструкция из упругого материала (резина):

  • толстый кусок микропоры («вспененной резины») или другого материала, закреплённый на неподвижной поверхности; материал должен сильно, но с сопротивлением деформироваться (проминаться) при ударе, приходя после него в первоначальное состояние
  • конструкция из упругого материала (резина) в виде кольца, закреплённого на неподвижной поверхности; конструкция должна сильно, но с сопротивлением деформироваться (проминаться) при ударе, приходя после него в первоначальное состояние (автомобильная покрышка, кусок покрытия от обрезиненного вала, используемого на конвейерах или других механизмах на производстве); в месте, куда наносится удар, может быть сделана специальная площадка, хотя это необязательно; такая конструкция хороша тем, что позволяет, не меняя положения тела, отрабатывать удары под различными (небольшими) углами

закреплённый неподвижно жёсткий боёк, обладающий упругими свойствами благодаря своей геометрии и конструкции (материал: дерево, пластик, металл):

  • закреплённая подобным же образом доска из упругой породы древесины, лист пластика, пластина упругого металла, наборная пластина из одного или нескольких материалов; удары можно наносить только по 2-м поверхностям, а для отработки приёмов, траектория которых отлична от прямой, необходимо существенно изменять положение тела по отношению к макиваре;

Рессорная система, обеспечивающая упругость бойка

система, являющаяся прямым продолжением бойка (боёк крепится к неподвижной рессорной системе, обладающей высокими пружинящими характеристиками, являющейся его продолжением):

  • автомобильная рессора
  • упругая металлическая пластина
  • наборная пластина из клеёной древесины
  • и т.п.

система, обеспечивающая пружинистость относительно неупругого бойка:

Мера необходимой упругости конструкции

Упругость всей конструкции должна быть такова, чтобы обеспечивать отклонение бойка от первоначального положения примерно на 10 — 20 см, гарантируя конструкционную целостность снаряда (т.е. он не сломается при таком отклонении). Последнее может обеспечиваться специальными ограничителями, не позволяющими бойку отклоняться на большее расстояние.

10 — 20 см — это именно та «глубина», на которую нужно «засунуть» руку в противника, для обеспечения гарантированного поражения внутренних органов (при меньшем проникновении можно просто оставить на поверхности контакта синяк).

Однако я не стану углубляться в вопросы работы на макиваре. Здесь я разбираю только конструкцию снаряда и его характеристики.

Способы крепления для отработки различных техник

Это парадоксально, но для многих является откровением, что на макиваре можно отрабатывать абсолютно весь спектр ударов.

Многие, но далеко не все, понимают, что для отработки боковых ударов нужно встать под углом к макиваре. Но почти никто не догадывается о том, что макивару можно установить не только вертикально, но и горизонтально, и, даже, под углом.

Важно одно — боёк макивары должен оказывать сопротивление ударной поверхности по оси удара, но с силой, точно противоположной по вектору, силе удара.

Предпочтительные варианты конструкции

Конкретные предпочтения в конструкции макивары объективно должны формироваться исходя из свойств, которыми обладает снаряд той или иной модификации.

Необходимые свойства (не по порядку и не по значимости — просто подряд):

  • необходимая и достаточная амплитуда отклонения бойка от первоначального состояния
  • объективная возможность оценки силы удара по отклонению бойка
  • прочность
  • упругость и пружинистость
  • возможность изменения и регулировки жёсткости, упругости и пружинистости
  • удобство (возможность стоять под необходимыми углами по отношению к макиваре)

Это важные критерии для работы на макиваре и оценки прогресса.

Существуют критерии менее значимые, но желательные:

  • возможность быстрого монтажа — демонтажа
  • возможность крепления под разными углами и в разных плоскостях
  • возможность объективного измерения силы сопротивления (динамометр)
  • счётчик ударов (вообще баловство, но полезное)
  • и пр. и пр.

Этот и другие отзывы пользователей макивары «Камертон Шилова» можно прослушать, пройдя по ссылке, расположенной ниже

Официальный сайт Макивары «Камертон Шилова»

www.makiwara.ru

_____________________________

Макивара БАДЮКА-ШИЛОВА (МБШ)

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 580px; max-width: 100%; border-radius: 24px; -moz-border-radius: 24px; -webkit-border-radius: 24px; border-color: rgba(6, 24, 158, 1); border-style: solid; border-width: 6px; font-family: "Segoe UI", Segoe, "Open Sans", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 550px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 2px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #ff6500; color: #ffffff; width: 100%; font-weight: bold; font-style: normal; font-family: "Segoe UI", Segoe, "Open Sans", sans-serif; border-width: 2px; border-color: #d65600; border-style: solid; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

На днях известный мастер каратэ Евгений Галицын опубликовал на своей странице в Facebook интересную статью о макиваре. Рассуждения Евгения Борисовича вызвали живой интерес у Будо-аудитории, многие читатели задают вопросы и не без резона интересуются у автора, когда же выйдет его книга. Мы публиковали несколько статей Галицына и не могли пройти мимо материала о макиваре. Статья публикуется без изменений.

Евгений Галицын: "Макивара… Макивара??? Макивара!!!"

Макивара, - неотъемлемый, почти культовый тренировочный снаряд в каждой более-менее серьезной школе каратэ. Об этом слышали все, кто так или иначе на практике соприкасался с каратэ.

Но почему-то о том, для чего, кроме общих слов о "набивки ударных частей", она предназначена, как ее сделать самому и как правильно ее использовать, информации не так много.

Раньше под макиварой в каратэ понимали некий, назову его "традиционный" вариант - неподвижно закрепленную одним (нижним) концом и вертикально установленную довольно толстую доску, высотой, как правило, до уровня плеча или подбородка, верхний конец которой должен быть обмотан грубой веревкой из рисовой соломы или просто привязанным снопом соломы (собственно - "макиварой"), который в процессе работы по нему становился все тоньше и тоньше, и постепенно удары наносились уже по голой доске. (Выражаю благодарность Горбунову И-сану за подробную историческую справку!)

Затем постепенно веревку или сноп стали заменять другими материалами - кожей, свернутым брезентом, резиной, полиуретаном и т.п., но "общая конструкция" оставалась неизменной: под термином макивара как правило понималась вкопанная в землю (или вмонтированная в пол) специальная упругая доска различной толщины с выделенной рабочей зоной для нанесения удара в ее самой верхней части.

Сейчас к рассмотрению (и особенно к приобретению) предлагается довольно много самых различных вариантов макивар: и "традиционная" вертикальная и ее разновидность - горизонтальная, и современная настенная, сделанная на основе автомобильной покрышки, и компактная металлическая многорычажная с изменяемой сменной системой натяжения, требующая для своего изготовления промышленного оборудования, а также макивара на растяжках, переносная портативная, даже авторские макивары - макивара Федоришена, макивара Шилова, и т.д, и т. п.
Я не буду давать им оценку - пусть это сделает каждый для себя сам, я буду говорить о том, как лучше и как правильно макивару использовать.

Если взглянуть на наиболее распространенные в сети фото макивары, а также на некоторые видео мастеров, работающих на своих "традиционных" макиварах, то, как правило, видим в качестве ее основы довольно толстую деревянную доску шириной до 20 см и толщиной около 4-6 см, а у некоторых - даже толстенный брус толщиной в 10-15 см., обмотанный в верхней части грубой веревкой или прикрытым современным комбинированным "бойком" (термин - не мой, взят из параллельной статьи Володи Воловикова).

Такие макивары действительно существуют, но они подходят лишь единицам, годами готовившим свои конечности к работе на таком "агрегате". А вот комментарии к подобным фото и видео, в которых читаешь, что кто-то делает на подобной макиваре по 300-500 ударов каждой рукой, причем - ежедневно, вызывают массу вопросов…

Если к разговору о работе на макиваре подходить серьезно, то начинать надо с того, что макивара должна подбираться каждым человеком индивидуально под себя, с учетом своей текущей подготовленности и своего роста, и при этом он должен помнить - макивара должна быть разная на разных этапах подготовки.

Не претендуя на изложение окончательной истины и описание всех существующих вариантов, я просто напомню, чему и как нас (еще в СССР!) учили наши первые УЧИТЕЛЯ, и чему учили и учим мы, постоянно переосмысливая опыт своих тренировок.

Хочу также предупредить, что я не ставил задачу дать детальное и подробное описание методики работы с разными "ученическими" макиварами и на каждом этапе, поскольку это сложно, если не невозможно в "заочном варианте".

Цель статьи - прежде всего предостеречь нашу каратэ-молодежь от неправильных рекомендаций, выводов и ошибочных подходов к тренировкам, которые могут быть сделаны на основе увиденного в сети, помочь им сохранить собственное здоровье, и обратить внимание на основные важные составляющие работы на макиваре, часто по тем или иным причинам остающиеся без внимания.

Началу работы на любой макиваре обязательно должны предшествовать специально-подготовительные упражнения для укрепления мышц и связок кисти, запястья, предплечья и т.д. Это - и отжимания на кулаках и пальцах, и различные прыжки на кулаках и тыльной стороне кисти в упоре лежа, и упражнения с отягощениями (тиси), и упражнения на тренажере Сотского, и т.п.

Как правило, параллельно с ОФП и СФП идет начальное изучение техники. И только когда ученик уже может более-менее правильно выполнить технику удара "по воздуху" - начинается работа над точностью, над скоростью (быстротой) и силой, и собственно над постановкой удара.

При наличии необходимого оборудования и инвентаря в тренировочный процесс активно включается работа на макиваре, мешках, грушах, лапах, кольцах и т.п.) Т.о. в процессе теперь уже этих специализированных тренировок происходит дальнейшее укрепление и подготовка мышц, связок, костей к ударным нагрузкам, недоступное при "работе по воздуху", но крайне необходимое для выполнения точных ударов в полную силу по различным поверхностям.

Не секрет, что у работы на каждом их перечисленных снарядов - своя методика использования для эффективных тренировок. Ограничусь описанием правильной работы только на традиционной макиваре.

Бытует мнение, что макивара предназначена только для набивки и закалки ударных частей как основы для постановки удара. Но не акцентируется, что для каждого этапа тренировки и закалки подбираются различные макивары переменной жесткости, и на каждой - используется специфическая методика работы.

Стандартные макивары, как правило, изготавливаются из досок прочных пород дерева равной (одинаковой по всей длине) или переменной (равномерно или особым образом уменьшающейся кверху) толщины и ширины, и, соответственно, разной степени упругости и жесткости.

Сразу хочу сказать: распространенная в интернете рекомендация работы на макиваре, идущая якобы от восточных мастеров - "не умничай, подходи и бей" - это самый прямой и самый короткий путь к ссадинам и повреждениям кожи, ушибам надкостницы, бурситам, травматическому артрозу и малоподвижности пальцев и кисти.

На самом деле тренировка на макиваре должна представлять длительный, постоянный, постепенный, строго контролируемый и непрерывный процесс "выращивания прекрасного цветка", в роли которого - наше собственное физическое и психологическое здоровье.

Макивары условно можно подразделить на Скоростные (ученические) и Силовые (мастерские).

Толщина верхней части скоростных макивар разная и подбирается в соответствии с задачами:
- для первичной закалки кожи;
- для уплотнения подкожной клетчатки, укрепления и закалки надкостницы;
- для укрепления капсулы ударной поверхности суставов;
- для укрепления связок пясти, кисти, лучезапястного, локтевого и плечевого суставов.

Соответственно, толщина верхней части макивары под "бойком" варьируется от 5 мм до 15 мм. Такая "скоростная" макивара под воздействием удара должна отклоняться от вертикали на расстояние от 30 см до 10-15 см...
При работе на таких макиварах используют расслабленные удары на различную (постепенно увеличивающуюся) глубину правильно "сформированной", но не напряженной ударной частью руки.
И начинают работу на скоростных макиварах обязательно с почти "бесконтактной" тренировки точности, нанося удары по пластилиновому шарику на бойке макивары (как обязательной предпосылки предотвращения повреждения целостности кожи) и первичного умения дозировать требуемое усилие для выполнения удара на различную глубину.

Затем шарик убирают и начинают работу с ударов для уплотнения кожи - наносят точные удары глубиной 1-2 см, затем - для укрепления надкостницы -удары глубиной - 4-5 см, далее - для укрепления суставных капсул - удары глубиной -от 5 до 10 - 15 см…

Такая последовательность работы имеет, с одной стороны, прежде всего формирование психологической готовности ударить в твердый предмет, постепенно укрепляя ударные поверхности, но главное - избежать формирования "подсознательного тормоза", неизбежно возникающего из-за ссадин кожи, ушибов и даже первых бурситов от ударов.
С другой - она позволяет как можно позже подойти к своему "скоростному барьеру".

Еще раз подчеркну, что скоростные макивары предназначены (наряду с закалкой ударных частей) прежде всего для как можно более позднего возникновения "скоростного барьера" и для предотвращения "внутреннего подсознательного "тормоза", неизбежно возникающего из-за опасения получения ушибов и растяжений связок, особенно на начальных этапах работы.

После работы на "скоростных" макиварах переходят к работе на "силовых".

Силовые макивары предназначены:
-прежде всего для корректировки выстраивания взаиморасположения различных костей тела для передачи максимального усилия в ударную часть и их гармоничного взаимодействия при "продавливании" сопротивления макивары;
-для развития взрывной силы участвующих в ударе мышечных групп.
- для "прочувствования" включения именно нужных групп мышц в выполнение удара на определенных режимах работы;
- для тренировки "разделения тела" как важной предпосылки мощных ударов на заданную глубину. (Кто "в теме", тот знает, что при работе по голове и туловищу, особенно- целенаправленно по конкретным внутренним органам для различных последствий применяются удары разной глубины и направления передачи импульса, и т.д.). Иногда для контроля этого на макиваре используют дополнительный контрольный маятник как показатель достаточной глубины "пробива".

Толщина таких силовых макивар - от 5-6 см в нижней части до 1,5-2 см в верхней. "Сводится" или уменьшается толщина доски от максимума внизу до необходимой вверху специфическим образом, обязательно с тыльной стороны доски, что позволяет не терять прочность при убывании жесткости. Индивидуальная высота силовой макивары - также примерно до уровня подбородка или плеча. Количество "рабочих зон" или "бойков" на ней - в зависимости от предназначения конкретной макивары - от одного до 3-5…

Кроме соблюдения последовательности смены макивар важными условиями работы являются:
- Правильное использование "сформированного", но не напряженного кулака, прямого положения запястья, обеспечивающие способность встретить цель на любом участке ударной траектории и правильно и безопасно передать усилие;

Тренировка "точности" и своевременности вращения кулака перед попаданием в "боек" как условие предохранения от ссадин. Для ускоренного формирования точности любителям "экстремальной" тренировки предлагаю использовать отработку удара в цель, вызывающую болевые ощущения при ошибках, например в днище консервной банки или маленькой кастрюльки, подобранной по размеру так, чтобы в нее свободно проходил кулак, оставляя по бокам пространство примерно в 5 мм. В такой работе, если ошибешься с точной центрирования удара - будет очень больно, а боль - учит лучше и быстрее любых слов.

Разминка и подготовка ударной части и окружающих суставов, и обязательная "заминка" после окончания работы.

Необходимо соблюдать не только последовательность работы на макиварах различной толщины, но и не превышать допустимую частоту работы в неделю для разных типов ударов (хлестких, силовых, таранных..) и выдерживая оптимальные перерывы для восстановления после нагрузок ударных поверхностей, суставов и связок - каждую ударную часть прорабатывать не чаще 2-х раз в неделю.

При энергичной работе на силовых "мастерских" макиварах имеют смысл использование фарм-препаратов (растирок) и тепловых спец-процедур в течение первых 2-х часов после ударной работы, а также придерживаться правильного питания.

Повторюсь: к отработке импульсных ударов на силовой макиваре можно переходить только после длительной предварительной работы на скоростных макиварах, обеспечивших достаточную подготовку всего суставно-связочного и опорного -двигательного аппарата к большим нагрузкам, и соответствующую подготовку нервов, связок и участвующих в работе мышц.

Критерием возможности начала перехода к более жесткой макиваре может служить субъективное отсутствие болевых ощущений в костях и связках как при работе на макиваре, так и после тренировки, при ощущении некоторой "наполненности" и "теплой тяжести" в ударных частях после тренировки.

Количество сильных ударов не должно превышать 30-50 на каждую ударную часть, и повторяться не чаще чем 2 раза в неделю. За одну тренировку желательно "обрабатывать" не более 3-х ударных частей.

Другие Обязательные пункты, которые надо соблюдать при работе на макиварах:

Первое требование - работа на макиваре является логичным продолжением и закреплением Кихона. Не должно быть искажения ранее изученной правильной техники. Этого достигают как подбором правильных исходных положений и выбором местоположения перед макиварой, а также и изолированной работой над отдельными фазами ударов.

Второе требование - обязательны согласование ударов с дыханием, а работы задней ноги - с правильным моментом окончания вращения бедер и вариантом напряжением мышц кора.

Соблюдение требований "разделения тела" для нейтрализации "обратного удара" за счет соответствующего расслабления и "выстраивания" тела, шеи и плеч, особенно в случае так называемого таранного и "залипающего" удара, располагая тело в соответствии с анатомическими "лучами силы".

Проработка разных типов включения мышц кора при работе на макиваре (прямое, перекрестное, двойное и т.п.) при импульсном ударе;

Помнить об особенности работы бедер и ног при отработке варианта удара типа "плеть", и избегание "рассеивание силы" за счет широчайших мышц спины.

Правильная работа колена передней ноги - как условие того, что "удар не уйдет в пол", моменты его расслабление и включение для сохранения устойчивости и равновесия.

Особенность работы колена задней ноги в "бедро-импульсе" для согласование вращательного и поступательного движений.

Работа на макиварах выполняется сначала одиночными ударами с места, затем - со значительным перемещением ОЦТ, с различными передвижениями, в связках с блоками и ударами ног, и т.п.

Специфика подобной работы - уже за пределами данной статьи.

Таковы лишь некоторые существенные моменты, общие для всех. Детали, нюансы, акценты и поправки в каждом отдельном случае делаются тренером (учителем) уже по ходу тренировки.

К сожалению, большинство людей, приходящих на тренировки в каратэ, не обладают развитыми способностями кинестетического самоконтроля, и не могут самостоятельно определить причины неправильного исполнения. Иногда кому-то может в этом помочь использование видеосъемки с последующим анализом, и сопоставление с видео мастеров, и т.п.

Но самым лучшим (и безопасным! вариантом является тренировка под "присмотром" учителя или у хорошего тренера, способного не только научить, но и помочь учиться.

Когда-то в своей статье "Даны, пояса, разряды. и кому все это надо" (она еще есть в сети) я написал:

Каждому ученику не лишне помнить:
- Ни один учитель, каким бы "великим" и известным он не был, не может никого научить насильно. Насильно можно только "выдрессировать", и только в том случае, если у обучаемого есть необходимые предпосылки.

Учитель может только помочь научиться тому, кто этого сам очень хочет и готов работать.

Хороший учитель поможет выбрать наиболее эффективные и подходящие только этому ученику тренировочные методы, научит анализировать успехи и причины неудач, и тем самым ускорит процесс обучения, поможет развить сильные стороны ученика и ликвидировать его слабости.

И только очень хороший учитель может сделать все это вместе взятое, но еще он может найти такие слова, которые зажгут в душе ученика неугасимый огонь стремления к совершенству, вселят в него непоколебимую уверенность и дадут силы преодолеть любые препятствия на своем Пути, сохранив и даже улучшив при этом свое здоровье".

Я по-прежнему искренне желаю всем встретить на своем жизненном пути и Пути боевых искусств такого хорошего учителя.