Как направить ребенка на выбор профессии. Какие профессии подходят девочке. Какие методы профориентации бывают

Ваше чадо уже подросло, приносит из школы хорошие или не очень оценки, норовит одолжить мамину блузку или побрызгаться папиным одеколоном... При мысли о том, что приближается время выбора будущей профессии, большинство родителей охватывает паника. Сможет ли он или она поступить? Выберет ли денежную специальность или будет горбатиться за кусок хлеба без масла? Не бросит ли институт после первого курса?

Но главное – это первый самостоятельный выбор вашего ребенка, первый урок жизни: чтобы что-то выбрать, нужно от чего-то отказаться. Не отнимайте у него этот шаг к самостоятельности, не решайте за дочь или сына. А вот родительская поддержка в этот период необходима. Как помочь подростку с профориентацией?

Типичная головная боль родителей:

Ваши сын или дочь витают в облаках, не предпринимая никаких реальных шагов к выбору будущей профессии и вуза (колледжа). Вы боитесь, что ребенок упустит время и останется ни с чем. Возможно, ваше чадо уже ощутило в себе какие-то склонности, но боится делать решительный шаг – звонить в приемную комиссию, ходить на дни открытых дверей, планировать запись на подготовительные курсы... Поговорите с ребенком. Если это так - помогите ему составить конкретный план, обсудите, сколько времени у него есть и что необходимо сделать.

Подросток все еще не может определиться, не знает, кем хочет быть. В таких случаях помогает обращение к профессионалам. Психологов–специалистов по профориентации сейчас можно найти практически в любом городе. Желательно выбрать психолога, который в своей работе не ограничивается формализованным тестом (подобный тест ребенок может самостоятельно пройти на компьютере за час), а делает упор на личную беседу, впечатление от ребенка, его рассказ о собственных увлечениях. Важно, чтобы этот человек хорошо ориентировался в современном рынке труда, обладал знаниями о различных и широким взглядом на процесс профессионального самоопределения. Ведь в настоящее время человек может успешно сменить несколько специальностей за свою жизнь.

Вы ничего не знаете о той профессии, которую выбрало ваше чадо. Получение информации о той или иной профессии – наиболее важный шаг на пути к профориентации. Замечательно, если вы обладаете знаниями о выбранной сыном или дочерью специальности. Если же вы биолог, а ваш отпрыск мечтает учиться на специалиста по рекламе, вы можете вместе поискать информацию о рекламном бизнесе в Интернете, расспросить знакомых, сходить на день открытых дверей на соответствующих факультетах в нескольких разных вузах.

При возможности очень полезно организовать встречу подростка со взрослым - представителем его будущей профессии, который смог бы рассказать ему о тонкостях работы в данной сфере. Только убедитесь заранее, что этот человек настроен доброжелательно и более или менее позитивно. Есть люди-нытики, которые готовы рассказывать лишь о том, как плоха их работа, какая низкая зарплата у специалистов именно этой области, подробно рассказать обо всех минусах своего ремесла, ни разу не упомянув о плюсах. Такие люди встречаются, наверное, в каждой профессии. Возможно, их жалобы в чем-то оправданы, но все время хочется задать им вопрос: «Если в твоей работе есть только минусы, почему ты до сих пор занимаешься этим делом, почему не сменил специальность?». Вряд ли этот человек сможет рассказать вашему ребенку что-то полезное, разве что запугает и собьет с толку.

Он боится - «вдруг я не подойду». Дайте ему возможность попробовать себя в деле. Понятно, что ваш ребенок не сможет поработать врачом или психологом, будучи старшеклассником. Но вполне реально на время летних каникул, к примеру, устроиться на неквалифицированную работу в то место, где он в будущем хочет работать – промоутером в рекламное агентство, санитаром в больницу, курьером в редакцию. Изнутри увидев местную кухню, подросток сможет более реалистично подойти к своему выбору. Даже если ваше чадо откажется от работы в выбранной сфере, то получит неоценимый опыт: , вести себя с начальством, общаться с коллегами.

А вот чего делать точно не стоит:

Не заставляйте ребенка заниматься воплощением вашей собственной нереализованной мечты. Если вы когда-то хотели заниматься художественной гимнастикой, стать врачом или музыкантом - не подталкивайте ребенка на этот путь, чтобы он осуществил вашу мечту за вас. Ребенок - не ваше продолжение, а отдельная личность.

Еще одна трагедия – когда родители заставляют детей против их желания «продолжать профессиональную династию». Понятно, что в вашей семье быть врачами или бизнесменами – это традиция, гордость. Но профессиональные склонности не передаются по наследству! Бывает, что воспитанный в определенной профессиональной среде ребенок с удовольствием выбирает специальность «отцов и дедов» - это ему интересно и с детства знакомо. Прекрасно, если так и получилось. Но если ребенок признается вам, что у него не лежит душа, к примеру, к химии – не заставляйте его поступать в «освященный традицией» вуз. Вдруг в вашей семье растет талантливый художник или гениальный врач, который спасет множество жизней, а вы сделаете из него весьма посредственного химика?.. Ненавистная работа способна испортить человеку всю жизнь.

Не запугивайте ребенка заявлениями вроде: «Какой из тебя программист, у тебя по математике одни двойки!», «Тебе прямая дорога в техникум!», «С такими оценками даже в дворники не берут, а ты хочешь быть экономистом!». Во-первых, этим вы занизите его самооценку. Во-вторых, это большой педагогический просчет: если ваше чадо и впрямь мечтает работать над созданием компьютерных игр или стать «большим начальником» в крупной торговой фирме, это может стать прекрасной мотивацией подтянуться по каким-то предметам. Спокойно объясните подростку, что для обучения на инженера-программиста ему понадобится сдать сложный экзамен по математике, да и в самом институте этого предмета будет довольно много. На большинстве экономических факультетов к тому же сдают тесты по русскому и английскому языкам. Поэтому, если он хочет приблизить свою мечту к реальности, над этим придется поработать. Поверьте, эти слова действуют намного лучше, чем фраза «тебя никуда не возьмут».

Ни в коем случае не смейтесь над его романтическими мечтами стать археологом или работать в зоопарке. Нельзя говорить подростку нечто вроде «да все равно у тебя ничего не получится», «это несерьезно», «с такой профессией тебе нечего будет есть». Люди самых разных специальностей . Вы не знаете, как именно проявится талант у вашего чада. Если у ребенка есть профессиональная мечта, пусть даже самая сумасшедшая и нелепая, он имеет право попытаться.

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, - опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей - помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер - вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

Мария, редактор

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Ангелина, переводчик

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Настя, копирайтер

Конечно, - это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования - безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика - иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература - на филолога, ничего не нравится - тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Мария, менеджер

Повальное увлечение ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом - просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал - заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное - получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Антон, дизайнер

Диплом об образовании и несколько лет учёбы - это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Чек-лист заботливого родителя

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

А вам родители помогали с выбором?

Поговорим о выборе профессии: когда есть смысл задумываться об этом? Являются ли кружки раннего развития и секции по интересам подготовкой ребёнка к будущей профориентации? На что стоит опираться подростку, выбирая вуз? Что имеет значение при выборе профессии? Как грамотно поменять профессию во взрослом возрасте? Попытаемся ответить на эти вопросы вместе со специалистом-профконсультантом.

С младых ногтей

Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? "Какой крикливый! Наверное, будет певцом!" Или: "Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!" Или: "Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!"

Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.

Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.

Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.

Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.

Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.

Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.

Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.

Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.

Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!

Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять. Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка "из-под палки"! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка.

Поясняет психолог Анна Назарова:

"С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом "проб и ошибок" всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения "полезного с приятным"

Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок "за компанию" — даже не имея особых склонностей к этой деятельности, они упорно посещают занятия лишь потому, что туда же ходит друг или подружка.

Школьные и внешкольные увлечения

Если ребёнку нравится всё из того, где он побывал, то вопрос о том, какой кружок выбрать, остаётся на усмотрение родителей. И здесь — если есть возможность — психологи советуют развивать слабые стороны. Ведь всегда полезнее учиться тому, чего не умеешь, чем стабильно показывать успехи в том, что и так даётся тебе без труда.

Такая тактика хороша для дошкольников и младших школьников — именно такой подход помогает развить все возможные задатки (даже те, которые до сих пор дремали). И если родители действовали именно так, то к семи-девяти годам они сами и ребёнок уже вполне чётко представляют себе тот багаж, который они наработали за ранние детские годы, посещая всевозможные кружки и секции. В 7-9 лет ребёнок и сам способен сформулировать свои предпочтения.

И если дошкольное детство можно считать этапом разведывательным, то начальная школа — это то время, когда ребёнок уже начинает подумывать о будущей профессии. Хотя разнообразные внешкольные занятия в этом возрасте ещё не стоит рассматривать как однозначную профориентацию на будущее, отмечает психолог Анна Назарова:

"На самом деле все эти музыкальные, художественные школы, различные спортивные секции и кружки, куда родители долго и упорно водили ребёнка, — это совсем не обязательно будущая профессия. Часто на консультацию по поводу выбора будущей профессии приходят подростки, закончившие музыкальную школу, или ходившие в спортивную секцию. И свои детские занятия большинство из них вообще не рассматривает как вариант будущей профессии. Скорее бывает наоборот, и это всем известно: большинство из тех, кто закончил музыкальную школу, потом говорят, что больше никогда не будут играть. Исключение, пожалуй, составляют художественные школы — профессию, связанную с изобразительной деятельностью, чаще выбирают те, кто в детстве занимался рисованием".

У меня растут года...

А вот к 12-13-ти годам уже пора задумываться о будущей профессии всерьёз. К чему склонен мой ребёнок? Что у него получается лучше всего, а что даётся с трудом? Каков он по характеру, как справляется с трудностями, склонен ли работать в команде?... На все эти вопросы любая внимательная мама ответит и без всяких специалистов. Однако, и всевозможные тесты могут стать хорошим подспорьем.

Так, мы с моим 12-ти летним сыном по очереди прошли бесплатный он-лайн тест. Любопытно, что в тесте повторяются однотипные вопросы — однако, в итоге получается картина, вполне близкая к реальной. Так, моего сына программа охарактеризовала как уравновешенного, рассудительного, не склонного к общению человека с умеренной способностью к кооперации — и это очень похоже на правду! Программа предложила ему на выбор профессию бухгалтера (88%), специалиста по землеустройству (82%) или кинолога (80%). Также в списке предложенных — к большому удовольствию сына — биолог, геолог, инженер, математик и штурман. Сравнительно низкие проценты соответствия в его случае объясняются, по всей видимости, тем, что он слишком часто выбирал вариант "не знаю".

А обо мне было сказано, что я человек активный, способный к сопереживанию и работе в команде (что по большому счёту тоже недалеко от истины). По оценке теста, мне следует выбрать работу врача (99% соответствия), психолога (96%) или педагога (93%), а также мне подойдут профессии: актёр, фотограф или спортивный тренер. И ни слова о журналистике! В аннотации к тесту, впрочем, есть оговорка, что он не даёт полной картины. Но, во всяком случае, тест заставляет задуматься над вопросом "Кто есть я?" — а это само по себе неплохо

А вообще-то психологи МГУ уже давно разработали специальную диаграмму профильных классов, которая рекомендована к внедрению в старших классах всех российских школ. По мнению специалистов, с 13-14 лет детей можно основательно готовить к будущей профессии, проводя тестирование после 8-го класса и разделяя старшие классы по следующим направлениям:

  • Информационно-технологический.
  • Физико-математический.
  • Лингвистический (языкознание).
  • Гуманитарный (общественные науки).
  • Социально-экономический.
  • Естественно-научный.

Предложенная схема, конечно, сложнее, чем принятое в большинстве уральских школ разделение на классы "физико-математический", "гуманитарный" и "класс для отстающих".

Рассказывает психолог Анна Назарова:

"Независимо от того, в какой школе учится ребёнок и есть ли там разделение классов по направлениям, задумываться о выборе профессии нужно уже лет в 12-13. Родители могут вести серьёзные разговоры с ребёнком, выясняя его склонности и побуждая думать в этом направлении. Это помогает ему лучше понять себя. Но метаться с пакетом документов в 11-м классе, раздумывая в мае месяце, какой вуз выбрать — это уже перебор. Если самостоятельно определиться сложно, можно прибегнуть к помощи специалистов. В нашей практике был такой случай. На консультацию мама привела сына-подростка. Она была расстроена тем, что к концу десятого класса сын мало чем интересовался, никаких особых склонностей не проявлял и учился в среднем на "тройку". Тестирование действительно не выявило ярких способностей к определенному виду деятельности, но с учётом сферы его интересов и темперамента — компьютеры и современная музыка , активное общение — программа рекомендовала профессию звукорежиссёра. Ни мама, ни сам мальчик раньше даже не задумывались о том, что такая профессия существует. А оказалось, она и подходит, и действительно ему интересна, и образование хорошее можно получить, и возможностей для трудоустройства в последующем много! За время, остававшееся до окончания школы, мальчик так проникся этой идеей, что с помощью репетиторов смог "подтянуться" по нужным предметам, сам сдал экзамены и поступил на выбранный факультет вуза. Сейчас учится на втором курсе по специальности "звукорежиссёр" и не жалеет о выбранной специальности".

Профессии как они есть

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник) и средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Вот эти типы:

  • Человек — человек
  • Человек — природа
  • Человек — техника
  • Человек — знак
  • Человек — художественный образ

По этим простым правилам можно составить для себя "идеальную формулу профессии" и понять, какая профессия подходит в том или ином случае.

Цели труда в этих областях могут быть разными

  • Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
  • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
  • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Современные психологи-профконсультанты пошли дальше и на основе изложенной классификации предложили новую, конкретизирующую тот или иной тип. Например, тип "человк-человек" разбили на два: "социальное общение" (педагоги, врачи, сфера обслуживания и пр.) и "общение в сфере бизнеса" (менеджер по продажам, менеджер по персоналу, по работе с клиентами и т.д.)


Какие методы профориентации бывают

Выбирать профессию можно разными путями:

  • самостоятельно. Анализ интересов и склонностей ребёнка своими силами (мамой, папой, с помощью учителей в школе);
  • консультация специалистов — это может быть и школьный психолог, и профконсультант в специальном центре, для взрослых сейчас активно предлагают услуги коучи (карьерный коучинг);
  • тестирование с помощью компьютерных тестов или тестов из сборников, которые в изобилии продаются во всех книжных магазинах. Наряду с приведенными нами в качестве примера опросниками есть глубинные проективные методики, например, тест Л. Зонди, профориентационный тест Ахтниха и др.);
  • активные формы профориентации — тренинги, на которых предоставляется возможность "проиграть", примерить на себя различные профессии.

Кроме того, важной составляющей правильного выбора профессии является информация. Не многие родители могут похвастаться, что могут рассказать своему ребёнку абсолютно обо всех современных специальностях, профессиях, об особенностях рынка труда. Неплохо почитать электронные или бумажные энциклопедии о профессиях, статьи о выборе профессии, просматривать реальные вакансии, посещать Дни открытых дверей и специальные выставки ("Образование от А до Я" и т.п.). Между прочим, многие даже среди старшеклассники не знают, кем и как работают их мама и папа, что уж говорить и других специальностях!

Как правильно выбрать профессию?

Основоположник отечественной теории профориентации — Евгений Александрович Климов. Его метод использовался в 1970-х годах, был усовершенствован в 1990-е, и по сей день считается одним из самых лучших. Тесты и опросники, разработанные Климовым, популярны до сих пор; он же в своё время выяснил, какие именно факторы больше всего влияют на выбор человеком той или иной профессии. Таковых факторов, по Климову, восемь:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Основные ошибки, которых советуют избегать при выборе профессии:

  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий — это частая ошибка школьников. К примеру, есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — и это далеко не только переводчик. При выборе профессии стоит учитывать и то, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Профессий гораздо больше, чем школьных предметов.
  • Также среди подростков нередко случается очарование профессионалом, и как следствие — профессией. Психологи называют это "переносом" отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. Ошибочно выбирать профессию, основываясь лишь на том, что тебе нравится отдельно взятый её представитель.
  • Иногда, плохо разобравшись в сути самой профессии, подросток увлекается только внешней или какой-нибудь одной стороной профессии. Но за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд, а журналисты не всегда выступают по телевидению.
  • Неадекватная оценка собственных ресурсов часто соседствует с предыдущей ошибкой очарования: не сумев (или не желая) разобраться в своих личностных качествах и способностях, ребёнок может настаивать на выборе профессии. Разобраться в том, что действительно "моё", помогут психологические тесты и специальные консультанты по профориентации. Впрочем, не стоит намертво приклеивать к себе ярлык, полученный в результате тестов (пусть даже они самые что ни на есть правильные) — человеку свойственно меняться, и вчерашний "гуманитарий" спустя какие-то время может запросто начать проявлять способности к техническим наукам.
  • Собственно говоря, и сам выбор профессии — это не пожизненный диагноз. Кроме того, что и сам человек меняется с течением жизни, также изменения происходят и внутри самой профессии, да и новые появляются с каждым годом. Каким бы делом вы ни занимались, всегда есть место для развития: придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности...И наоборот, первая, выбранная в юные годы, профессия, может пригодиться в самых неожиданных ситуациях, даже если вы затем найдёте что-то более привлекательное.

Выбрать — выбрали. А применить?

Не трудно заметить, что в предложенной Климовым классификации склонности человека учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

"На мой взгляд, внутренние предпосылки человека — его способности и склонности, особенности характера, мотивация — важнее, чем внешние факторы (такие как востребованность профессии на рынке труда в настоящее время). Да, сейчас, возможно выбранная специальность востребована и позволяет неплохо устроиться. Но мы не можем знать, как изменится ситуация к тому моменту, когда сегодняшний старшеклассник закончит вуз и перед ним встанет вопрос трудоустройства. Он может оказаться в проигрыше, если выберет специальность, к которой у него нет особенных задатков. При выборе профессии я всегда советую отталкиваться от способностей и мотивации самого человека. Если человек занимается тем, что у него хорошо получается и к чему он способен более всего, то он сумеет реализовать себя в любой специальности. В любом случае, это лучше, чем спустя годы понять, что ты получил образование, которое тебе не нужно, и потратить время и деньги на то, чтобы переучиться".

Образование, которое мы выбираем: будет ли оно востребовано?

Российская рекрутинговая компания провела в сентябре социологическое исследование на тему "Довольны ли россияне полученным образованием?". Были опрошены более 2300 респондентов из разных регионов и результаты оказались довольно любопытными:

  • Больше всех жалеют о первом полученном образовании респонденты, получившие экономическое образование, в сфере менеджмента и, как ни странно, техническое.
  • Меньше всех жалеют о полученном образовании респонденты с гуманитарным образованием и образованием в сфере маркетинга, рекламы, PR.

На вопрос: "Работаете или работали ли вы по специальности?", всего 41% ответили, что работают до сих пор. Работали ранее по специальности, но сейчас работают по другой, четверть опрошенных.

Никогда не работали по специальности, полученной в ВУЗе, 34% респондентов. По оценке авторов исследования, это может говорить, прежде всего, о несформировавшихся карьерных планах и целях части выпускников ВУЗов. Многие идут учиться под влиянием мнения родителей, а не исходя из собственных предпочтений. Также часть выпускников школ не планируют свою жизнь дальше, чем на пару лет, и не задумываются, каким образом они будут применять полученные в ВУЗе знания во взрослой жизни. Кроме того, это объяснимо тем, что интересы человека меняются с течением жизни.

Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:

"Бывает, что на консультацию по поводу выбора профессии приходят уже состоявшиеся люди, чаще всего это женщины в возрасте около 30-ти лет и старше. У них есть дети, семья, но работа по прежней специальности перестаёт приносить удовлетворение. Как ни странно, в этом возрасте профориентация происходит легче — человек уже знает, чего хочет и чего не хочет, уже успел проявить основные свои склонности и черты характера. Проще понять себя, но сложнее себя реализовать — начинать работать в новой сфере "с нуля" не все готовы, а имеющееся образование и опыт не всегда имеют значение в другой профессии. И вот тут уже приходится проявлять больше гибкости, прислушиваться к тому, что происходит на рынке труда. Важно также грамотно составить резюме — таким образом, чтобы ваши лучшие качества подчёркивались в первую очередь. Но не стоит отчаиваться и отказываться от попыток реализовать себя в любимом деле! Практика показывает, что человек замотивированный и уверенный в своих силах находит нужную ему работу, несмотря на множество "неподходящих факторов"".

А что на рынке труда?

Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:

  • Менеджеры по продажам. Причём, больше всего ценятся "продажники" с опытом работы, с собственной клиентской базой и по-настоящему влюблённые в своё дело. Финансовый кризис заставил по-другому взглянуть на профессию менеджера по продажам — это касается как самих "продажников" и их работодателей, так и тех, кто является клиентом менеджеров по продажам, то есть покупателей. Продать что-либо кому-либо сегодня уже не так просто, как два-три года назад — для этого нужны особый склад характера, виртуозное владение своим делом и крепкая хватка.
  • Технические специалисты в области IT. Несмотря на финансовый кризис, технический прогресс не стоит на месте, предприятия развивают коммуникации, информационные технологии совершенствуются... Но и в этой сфере требования к профессиональному уровню работников также высоки. По данным социологической службы одного из кадровых порталов, кризис в целом произвёл революцию на рынке труда: произошла переоценка ценностей, компании избавились от "балласта" (сотрудников, чей профессионализм вызывал сомнения) и ужесточили требования к оставшимся сотрудникам. Сегодня, чтобы найти хорошее место работы или удержаться на старом, нужно едва ли не ежедневно доказывать работодателю, что ты получаешь свою зарплату не зря.
  • Замыкают тройку лидеров бухгалтеры и специалисты в области финансов — эти профессии востребованы всегда, до тех пор, пока "кровью экономики" являются деньги.

Екатерина Крушинская
Консультант: Анна Назарова,
психолог, сотрудник кадрового агентства

Обсуждение

Мне понравилось как ответил на вопрос девушки "кем быть в будущем" Алексей Похабов... Вот ссылка на ответ http://astrallife.ru/index.php?topic=104.0 почитайте, может возьмете, что-то интересное для себя)

10.08.2010 11:57:37, Лирик

Комментировать статью "Кем быть: выбираем профессию с ранних лет?"

(Выбор будущей профессии). Профориентация. Раз пошла такая пьянка самоса бой, как грит Папчик. но тут никакая профориентация не поможет ведь - что выросло то выросло. Профориентация от астролога. Выбор профессии с помощью индивидуального гороскопа.А какую вы себе бы выбрали профессию теперь,с учетом опыта?

Выбираем профессию. Как помочь ребенку в выборе будущей профессии. Какую профессию выбрать? Куда идти учиться после школы? Выбор будущей профессии и тесты на профориентацию: кому и когда это нужно?

Обсуждение

Никакой ответственности? Ну, собственно, это представление обывателей, что фармацевт - это продавец:(и без разницы, продавать феназепам или картошку. Причем, эти же обыватели требуют, чтобы мы срочно, без рецепта и без анализов выбечили их заболевания, причем одной таблеткой и желательно не дороже ста рублей. А то ведь врачи идиоты все, и к ним так сложно попасть.

08.11.2018 19:17:24, Грозная Муха, провизор

А чего менять, если опыт удачным оказался? Название, правда, поменялось, сейчас это IT. Размеры компьютеров и мощность тоже изменились))) Единственное, что всю жизнь продолжала учиться и учусь до сих пор. Все очень быстро меняется. Зато и точек приложения - море!
40+ лет назад хватило ума выбрать самостоятельно профессию. Спасибо огромное родителям, что позволили сделать свой выбор, а не запихнули в модных тогда экономистов. Хотя все предпосылки для этого были: и связи, и возможности. Верьте своему ребенку, поддерживайте

Мне кажется такая ситуацию возникла в результате того, что отношения с ребенком не очень близкие, он Вам не очень доверяет и боится давления. Тут не стоит настаивать, чтобы не ухудшить ситуацию, а понять как наладить личные отношения. Странно, что психолог Вам об этом не сказал. А по профориентации можно самой создавать для ребенка различную развивающую среду и смотреть, где у ребенка "загораются" глаза и отмечать его сильные стороны. Для моего старшего сына такой средой всегда были развивающие лагеря, где работал яркий состав вожатых. И вот не всегда "Очень доступно и по рекомендации"-это главный критерий отбора. Поищите другие варианты, решающие этот вопрос, сейчас их много-тренинги, лагеря и т. д., те, которые будут приняты ребенком. Только помните, что активное "навязывание" всегда вызывает реакцию протеста.

Любимых/ не любимых предметов - нет, откровенных увлечений и склонностей (" когда я вырасту - стану космонавтом") нет..

Сейчас Вам надо определиться не с профессией, а с направлением. Выясните, какие предметы нравятся больше, какие легче даются. Отправьте ее в какой-нибудь кружок по выбранному предмету, летом - в ЛШ. Пусть побудет в компании увлеченных этим предметом детей. Если все-таки не может определиться между гуманитарным и не гуманитарным направлением, а учится ровно по всем предметам, то в 10м лучше выбрать физ-мат. Это никому не повредит, и гуманитарию в том числе.

Источник: Работа & зарплата

Жизнь не становится проще. Никаких гарантий никто никому ни в чем не дает. Взрослые люди это окончательно поняли и с тревогой смотрят на своих детей: как ты будешь выживать, не свалишься ли на обочину жизни?

Чего хотят родители для детей? Хотят, чтобы они выросли жизнеспособными. Некоторые - чтобы их дети устроились в жизни лучше всех. То есть опять-таки, были жизнеспособны. И вот уже мамы ведут ко мне профориентироваться десятилетних детей. Но сами же сомневаются: не рано ли?

Не рано. Поговорить можно и нужно. Чтобы уяснить, к чему склоняется это тоненькое деревце-отрок, не пытаются ли взрослые склонить его в противоестественную для него сторону, не слишком ли часто они его поливают и «унавоживают» своей заботой, достаточно ли воздуха и солнечного света расцветающей душе.

МЫ ЛУЧШЕ ЗНАЕМ, ЧТО ТЕБЕ НАДО

Частенько родители сами выбирают профессию своим отпрыскам и, бывает, совершенно не прислушиваются к мнению самих детей. Как они размышляют? Ребенок пока не понимает по малости лет, как важно иметь стабильный кусок хлеба с маслом и, по возможности, икрой. Для этого самое правильное будет получить такое образование, которое даст работу в офисе, с документами. А что? Стабильный оклад и над тобой не каплет. «Решено! - говорят они. Будешь адвокатом». Хорошо, если ребенок внутренне не отторгает такой выбор родителя. А если он совершенно не склонен к подобной работе? В результате дочь, которую насильно затолкнули в профессию, вырастает в вялого юриста, не способного читать юридические документы и не умеющего решать профессиональные задачи даже самого начального уровня. Часто ко мне на прием приходят женщины - бухгалтеры. Они приходят тогда, когда им становится уже совсем невмоготу: одеваться как бухгалтер, разговаривать как бухгалтер, смотреть в монитор с цифрами и сидеть на месте восемь часов подряд. На вопрос, как выбирали профессию, отвечают: «Мама сказала, что это женская профессия и дает гарантированный заработок».

Выбирая профессию, думать только о зарплате, - это рационально. Но не разумно. Жизнь показывает, что профессию лучше выбирать не головой. А всем существом. И это правильно. Потому что современный человек ходит на работу не только за деньги. Он хочет наслаждаться работой. В чем нет услады - в том и толку нет (В. Шекспир).

СКАЖИ, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ

Бывает и так. Приходят на консультацию отец с сыном. Папа готов профинансировать любой проект, лишь бы ребенок хоть что-то захотел. А ребенок не хочет ничего хотеть. Он не слышит отцовских слов. Почему же не слышит он отцовских слов? Потому что отец говорит на одном языке, а у сына он другой. Отец - технарь, владелец бизнеса, директор компании - ежедневно в борьбе. Он и выражается в категориях борьбы: «Ты должен войти в средний слой общества. Без высшего образования ты будешь работать только руками, тебя будут окружать люди неинтеллигентные. Ты должен воспитать в себе ответственность, волю. Поезд твоего поколения идет быстро. Люди в этом поезде счастливы, они живут. Они не потеряли время. А ты остался стоять на платформе». Вот такой взгляд отца, жаждущего вывести сына в люди. Кто знает, а может, «оставшись на перроне», парень хорошенько рассмотрел вокзал и его окрестности - и это легло в копилку опыта? Потом он это передаст в своем творчестве, в тексте, например. Главное же - не спать, а видеть и переживать. Сын - явно гуманитарий, он прекрасно, точно, образно говорит по-русски, умея выразить любую мысль, любое переживание (редкость нынче большая!). Парень отдает себе отчет в том, что не желает думать о технике и иметь дело с железом. И его поведение говорит об этом совершенно определенно. Он играет на гитаре в музыкальной группе, бросив технический вуз через три месяца после начала обучения. Отец: «Ну, что это такое? Если играешь - играй хорошо! Ты должен репетировать пять часов в день. Или не играй вовсе». Говорю: «Как вы отнесетесь к тому, что сын ваш никогда не будет начальником?» Отец: «Пусть, пусть, не будет. Лишь бы стал профессионалом».

Прав отец? Прав! Однако он не находит пути к сердцу сына. Он не может донести до сына своей тревоги. Сыну кажется, что отец в его голову забивает гвозди (говорит напористо, сильно, быстро, используя абстрактные слова: долг, ответственность). И сын «включает глушитель». Сын не слышит. Но ведь и отец не слышит речей сына. Отец не замечает, например, что у сына хорошая речь.

Этот юноша оказывает отцу мягкое сопротивление. Он ни разу не сказал: «Пап, мам, я не хочу учиться в этом институте». Он это явно не сказал. Он это показал - тем, что ушел из института. Поставил родителей перед фактом. Сыну восемнадцать. Придется идти в армию, но он не боится: «Надо так надо». Отец в недоумении: «Ну, почему он мне не говорит о своих намерениях?!» Я скажу так. Ребенок должен иметь опыт сопротивления родителям, опыт спора с родителями. И хорошо, если родители дают сыновьям и дочерям такую возможность - иметь свое мнение, отличное от их, родительского. И хорошо, если дети не очень боятся его высказать. Отец недоумевает: «Да мы же его не убьем, если он скажет свое мнение!» Но сын думает по-своему: «Убить не убьете, но вы же так вкладываетесь! Я боюсь вас огорчить, но и сделать по-вашему все равно не могу». При этом сын ведет себя расслабленно и не по-взрослому. Пока у него есть такая возможность - продолжать быть во всех смыслах иждивенцем. Тревогой и помощью родители создают мягкую прослойку между реальностью и сыном. Стукнуться об экономическую реальность (она-то и отрезвляет, делает взрослым) сыну никак не удается: он живет с родителями. А родители боятся: столкновение с реальностью может быть гибельным для сына. Отец буквально излучает тревогу и оказывает всевозможную помощь.

Как тревога этих родителей работает в душе этого сына? Сын понимает ситуацию так: «Немного назойливо, но зато безопасно. Все равно за меня все сделают, потому что тревожатся. Но браться за дело все равно надо». Ну так путь берётся! Родители, позвольте ему сделать свой выбор!

СМОТРИТЕ В ОБА

Ребенок, хоть и ваш родной сын, несет гены других ваших родственников, он воспитывается уже не в той среде, в которой воспитывались вы. Он - человек другой эпохи. Это жизненный факт. Чтобы мягче пережить период выбора профессии, надо начать наблюдать за сыном или дочкой с самого рождения. Мой совет: наблюдайте за каждым проявлением своего ребенка. Если он что-то любит делать, и постоянно это делает, думает об этом, значит, эти действия доставляют ему удовольствие. Эти действия могут стать частью будущего любимого дела. Скажем, если ваш сын или дочка любят «совать нос в чужие дела», то следует подумать, например, о профессии журналиста, психолога, адвоката. Вы можете возразить мне: «А как же талант, грамотность? Разве журналисту не нужно уметь писать? Разве не нужно иметь пятерки по русскому языку?» Отвечаю: не обязательно. Главное - иметь что сказать. Главное - смелость и удовольствие от общения с разными людьми. А по-русски, конечно, журналисту надо писать грамотно. Но этому можно научиться за полгода - год даже и после школы. Было бы зачем.

Бывает и так. Начинающий журналист приносит свой первый материал, и редактор переписывает все-все в этом материале, каждое слово. А через несколько лет этот парень уже пишет так, что его материалы становятся классикой, по ним учатся следующие поколения журналистов. В профессии журналиста главное - люди и события, осмысление событий, а текст - на втором месте. Ничего недоступного нет, если дело нравится. Надо понимать, что молодому человеку, выбирая профессию, нельзя сразу же атаковать себя возражениями: «трудно поступить», «далеко ездить», «не знаю такого-то предмета». Профессия - на долгие годы, может, на всю жизнь. Надо ли отступать от нее из-за трудностей? Наклонности ребенка проявляются в игре. С очень раннего возраста. Вот идет ребенок, едва ковыляет - это его первое лето в жизни. Он впервые увидел других детей. Если малыш подходит к ним, заглядывает им в глаза, трогает руки, личико, - значит, он человек ориентирован. Если он ориентирован на людей, это не означает, что ему будут не интересны растения, книги и машины, но про его интерес к человеку уже в этом малом возрасте можно сказать утвердительно. Если ваш четырехлетний сын соорудил из ведер, веревок, дверных ручек нечто, это нечто приходит в движение при открывании дверей и он назвал сооружение системой, - замрите и не дышите - вы видите перед собой инженера-конструктора.

Уважайте любое повторяющееся действие вашего ребенка. Именно языком этих действий говорит его Призвание.

Любая профессия сложена, как мозаика, из разных умений и действий. Например, профессия врача предполагает сострадание, умение поговорить с человеком, владение медицинскими техническими средствами, понимание человека как системы. Но привлекательной профессия врача может стать для ребенка просто из-за какого-либо симпатичного примера или по иной таинственной причине. Не все человек в силах осознавать.

НЕ ЛЕНЬ, А НЕОХОТА.

Человек - это сплетение энергетических рек. Если одна из этих рек перекрыта (взрослыми - больше никем), энергия не движется дальше. Что в таком состоянии чувствует человек? Он чувствует вялость. Ему лень. Но, дорогие родители, не существует в психологии такого понятия, как ЛЕНЬ. Лень - это отсутствие интереса к предмету (а значит, и таланта). Вот что такое лень. Если что-либо делать лень, значит, человек в этом не видит смысла для самого себя. У него на интересный, казалось бы, предмет не поднимаются руки и закрываются глаза. Значит, ваш ребенок талантлив в другом.

А что, если ребенок проявляет интерес к профессии, которая кажется вам недостойной, не интересной? В этом случае надо обязательно советоваться с консультантом по профессии. Чем он поможет вам в этом случае? Психолог-консультант знает рынок труда, он разбирается в профессиях и знает, какие требования предъявляет та или иная специальность к человеку. Он также может сказать вам, как будет выглядеть рынок труда через десять или двадцать лет (конечно, если жизнь в стране обойдется без катастроф). Психолог-консультант определит склонности вашего ребенка и расскажет вам об этом. Вместе с консультантом вы и ваш ребенок примете решение о дальнейших действиях: где лучше учиться, на чем следует сосредоточиться, какие шаги нужно сделать, чтобы получить желаемое.

ИТАК, ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

    Родители, имейте в виду, что влачить мешок с нелюбимым делом - очень тяжело. Даже если этому делу отданы годы, деньги, надежды родителей. Профессию надо выбирать не только головой, а всем существом. Дайте возможность сыну или дочери возражать вам по существу. Не стоит смеяться над выбором вашего ребенка. Искренний этот выбор дает силы к достижению, а значит, принесет ему счастье, деньги и славу. Энергия достижения иссякает, если идея достижения принадлежит другому человеку. В чем нет услады - в том и толку нет. Профессия должна доставлять удовольствие телу, глазам, ушам, пальцам, должен нравиться запах работы. Ведите наблюдения: за что хвалят ребенка в школе, в детском саду, за что его ругают (то, за что его ругают, это тоже может быть частью дарования), что у него получается легче всего, чем ему хочется все время заниматься, о чем он любит говорить, о чем спрашивает часто. Советуйтесь с профессионалом.

Для того, чтобы помочь ребенку выбрать будущую специальность, родители должны приложить не мало усилий. Присмотритесь к умениям подростка, прислушайтесь к его мнению, дайте ненавязчивый совет. Ведь в 14 или 15 лет очень трудно сразу определиться, кем ты хочешь работать. Как же понять, какая профессия подойдет? Какой ВУЗ выбрать? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Трудность выбора будущей профессии

Большинству подростков достаточно трудно сделать правильный выбор в сторону той или иной специальности. Такое происходит по нескольким основным причинам. К ним можно отнести:

  • огромное количество новых специальностей, в которых сложно разобраться;
  • у школьника нет возможности познакомиться с различными профессиями, в школах редко проводят экскурсии на производства, а также в другие сферы деятельности;
  • маленькое количество кружков по интересам.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что современные дети просто запутались в новых специальностях и их престижности, поэтому родители должны как можно более подробно рассказать о той или иной профессии, интересующей ребенка.

выбор профессии повлияет на образ жизни подростка и дальнейшую учебу в течение нескольких лет, поэтому к выбору нужно относиться внимательно и ответственно

Мотивация школьника

Мотивировать подростка к выбору будущей профессии могут несколько факторов, которые разделяют на внутренние и внешние. Давайте разберем более подробно каждый из них.

Внешние

К внешним факторам, которые влияют на мнение ребенка, а также на дальнейший выбор профессиональной деятельности, можно отнести следующее:

  • мнение родителей, близких друзей или же сверстников;
  • желание получить престижную должность и стать успешным человеком;
  • страх перед другими людьми, которые могут не принять в свой коллектив или осудить.

Внутренние

Внутренние факторы, которые влияют на выбор школьника - это прежде всего:

  • характер и личное мнение;
  • способности и навыки;
  • склонности к тому или иному предмету;
  • привычки;
  • наличие лидерских качеств.

Методы выбора будущей профессии

Существует несколько основных методов, благодаря которым вы сможете помочь своему ребенку подобрать будущую профессию. Давайте разберем каждый из них более подробно.

Тесты на профессию

Для того, чтобы помочь ребенку определиться с будущей профессией, можно пройти специальное тестирование, которое покажет наклонности и многие качества подростка как будущего работника. Существуют онлайн-тесты, а также обычные, на каком-либо бумажном носителе. Совершенно неважно в каком формате будет проходит опрос, так как они абсолютно одинаковы. В качестве примера мы приведем один из таких тестов. В него входят следующие вопросы и варианты ответов:

  • любимое занятие в детстве - прогулка, игры с друзьями, рисование;
  • кем тебя считали в детстве - тихим и послушным, умным и усидчивым, шумным, ленивым или веселым;
  • какие предметы в школе тебе больше всего нравятся - гуманитарные или технические;
  • любимый герой из мультфильма о Винни-Пухе - Пятачок, Ослик, Кролик или Винни-Пух;
  • в большой компании ты - сидишь и наблюдаешь за происходящим, развлекаешь друзей, стараешься побыстрее уйти;
  • как ты относишься к советам - прислушиваешься и стараешься выполнить, категорически отказываешься, они тебя раздражают, не замечаешь.

Исходя из полученных результатов, психолог сможет определить ваши наклонности, то есть насколько вы общительны, любите коллективную работу и т.п.

Профориентация в школе

Цель профориентации заключается в помощи школьникам при выборе будущей специальности, в воспитании у подростков ответственного отношения к учебе, а также в оценке собственных способностей и уровня знаний школьной программы. Курс профессиональной ориентации включает в себя следующие критерии:

  • проведение воспитательной работы;
  • изучение способностей, особенностей, а также потребностей каждого ученика;
  • беседу с психологом и проведение диагностики личности подростка;
  • консультация по вопросам дальнейшего трудоустройства, а также по выбору специальности.

Профориентация состоит из нескольких основных этапов:

  • 1 этап: начинается с 1 по 4 класс. Учитель объясняет детям о необходимости ответственного отношения к труду, к получению знаний и к стремлению развиваться.
  • 2 этап: проходит с 5 по 7 класс. В этот период детям прививают интерес к различным профессиям, рассказывая о пользе той или другой специальности.
  • 3 этап: с 8 по 9 класс. Педагоги организуют различные кружки и факультативы, в зависимости от интересов своих учеников.
  • 4 этап: с 10 по 11 класс. В этот период подростки уже осознанно выбирают будущую специальность, готовятся к сдаче выпускных экзаменов и поступлению в ВУЗ.

Определение типа способностей у подростка

Существует несколько основных признаков, по которым можно определить способности и склонности подростка к той или иной профессии. Сюда можно отнести:

  • Технический. Уже из названия понятно, что школьники, обладающие техническим складом ума, склонны к инженерным специальностям. Обычно таким подросткам нравится посещать занятия по физике, математике, черчению. Они обожают разбирать и собирать различные сложные механизмы, изучать аппаратуру.
  • Социальный. Этот показатель говорит о способности ребенка к общению с другими людьми, а также насколько он социально адаптирован. Подростки, у которых социальный признак находится на высшем уровне, достаточно общительны, легко находят общий язык со сверстниками, учителями. Таким детям гораздо проще устроиться в жизни, чем замкнутым и молчаливым.
  • Природный. По этому признаку можно говорить об интересах подростка к естественным наукам: биологии, химии, физики, астрономии. Дети, которые проявляют большую заинтересованность к этим предметам, чаще всего работают врачами, лаборантами, учителями по данным направлениям, учеными.
  • Математический. Данный признак характеризует интерес ребенка к решению различных математических задач, выводу формул, желанию разгадывать ребусы, составлять шифры и коды. Для подростка с таким складом ума наиболее подходящими станут специальности: экономист, финансист, бухгалтер.
  • Творческий. Если подросток стремится участвовать в различных конкурсах по художественной самодеятельности, проявляет интерес к актерскому мастерству, вокалу, живописи, то вероятнее всего, ему присуще творческий потенциал. Такие дети становятся отличными художниками, знаменитыми певцами и артистами.
  • Гуманитарный. Данный показатель говорит об интересах подростка к гуманитарным наукам: русскому языку, литературе, иностранному языку, философии, психологии. Чаще всего такие дети находят себя в следующих специальностях: филолог, психолог, переводчик, учитель, логопед.
при выборе профессии подросток должен руководствоваться не родительскими амбициями, а собственными предпочтениями

Выбор подходящей профессии в зависимости от пола подростка

Девочки

Многие девчонки мечтают в детстве стать известной актрисой, певицей, моделью или принцессой, но не всегда детские мечты переходят во взрослую жизнь. Основными критериями при выборе профессии для девочки-подростка служат:

  • достойное финансовое обеспечение;
  • популярность на рынке вакансий;
  • отсутствие тяжелых и вредных условий труда;
  • работа в хорошем помещении;
  • престижность.

Перед поступлением в ВУЗ необходимо точно определиться с будущей специальностью, узнать о ее востребованности не только на момент окончания школы, но и на несколько лет вперед. Например, специальность «стоматолог» или «педагог» будут популярны в любое время, а некоторые узкие профили могут уйти с рынка вакансий. Самыми распространенными и подходящими для девочки, считаются следующие профессии:

  • визажист;
  • врач: стоматолог, терапевт, специалист функциональной диагностики, акушер-гинеколог, физиотерапевт, педиатр, окулист, отоларинголог;
  • парикмахер;
  • педагог старших и начальных классов;
  • стюардесса;
  • дизайнер;
  • экономист;
  • логопед;
  • психолог;
  • менеджер по туризму;
  • воспитатель в детском саду.

Мальчики

Каждый мальчишка в детстве хотел стать военным, полицейским, футболистом или же космонавтом. В школьном возрасте интересы ребенка сильно поменялись и выбор профессии уже зависит не от детской мечты, а от реальности современной жизни. Подросток начинает задумываться о той специальности, которая будет приносить хороший доход, а также является престижной для мужчины. На основании исследований рынка труда, в ближайшие 15-20 лет самыми востребованными для мальчиков остаются следующие профессии:

  • врач: хирург, терапевт, ортопед, стоматолог, травматолог, кардиолог, уролог, андролог;
  • спасатель;
  • военный;
  • полицейский;
  • пожарный;
  • инженер;
  • водитель разных категорий;
  • программист;
  • специалист по охране труда;
  • педагог: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, технология, информатика, физика;
  • ученый;
  • машинист электропоезда или тепловоза.

Поддержка со стороны родителей

Если ребенок задумывается о выборе будущей специальности, то ваша задача не давить на его мнение, а помочь принять правильное решение. Для этого необходимо делать следующее:

  • Слушать. Всегда внимательно слушайте о том, что говорит ваш ребенок, о его увлечениях и интересах. Никогда не пропускайте это мимо ушей.
  • Помочь. Попробуйте рассказать подростку более подробно о той или иной специальности, почитайте полезную информацию в интернете, но делайте это вместе.
  • Выступить в качестве эксперта. Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, как вы искали свою будущую профессию.
  • Не давить. Никогда не оскорбляйте и не давите на ребенка, ведь свой выбор он должен сделать сам. Вы должны только направить его.

Иногда близкие и друзья могут дать вполне полезные советы по поводу выбора будущей специальности. Не стоит сразу отказываться от рекомендаций родителей или кого-то еще, лучше выслушать и принять полученную информацию к сведению.

Когда-то мы все думали о том, какую профессию выбрать, чем заниматься после школы и т.п. Если ваш ребенок задумывается о будущей специальности, то постарайтесь ему помочь, ни в коем случае не навязывайте свое мнение, не давите на подростка, а, наоборот, поддержите его. Посетите ВУЗ, в которой планирует поступать ваш сын или дочка, узнайте все более подробно о поступлении, познакомьтесь с педагогами, почитайте отзывы о той или иной профессиональной деятельности и т.д.