Цель современных образовательных технологий в доу. Современные технологии обучения и воспитания детей в доу

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

Часто педагогический коллектив детского дошкольного учреждения, рассказывая о своих успехах и достижениях, оперирует фразами: “Наше учреждение активно внедряет в работу инновационные технологии обучения и взаимодействия с родителями”. Но инновационным образовательным учреждением в истинном значении может называться только то учреждение, которое не только внедряет инновационные программы в свою систему образования, но и комплексно разрабатывает и внедряет их в свою работу. То есть такое детское образовательное учреждение выступает в качестве лаборатории по разработке программ и площадкой для их апробации.

Характеристики инновационной деятельности детского дошкольного учреждения:

Педагогический коллектив инновационных детских садов разрабатывает и применяет в деятельности по воспитанию детей и в организации образовательной среды модель, которая отличается от общепринятой в других дошкольных учреждениях.

Коллектив разрабатывает и применяет новые способы деятельности педагогов.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:

Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрациивнимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

Родителям нужно быть очень внимательными при выборе детского сада для своего ребёнка, конечно, в том случае, если этот выбор есть.

Случается и так, что за вывеской “инновационное детское дошкольное учреждение” нет ничего, кроме слов.

Здесь имеется в виду феномен “псевдоновизны”: стремление сделать не столько лучше, а просто иначе.

А здесь можно поиграть в классную флеш-игру “Улитка Боб 2″ которая тренирует смекалку.

Прогресс не стоит на месте, и он может и должен внедряться в образовательную среду детских садов, но только в том случае, если научный потенциал педагогического коллектива позволяет ему быть сенситивным к подобным изменениям. Введение инновационных технологий в среду образования на данный момент затруднено по многим причинам. Зачастую старое доброе оказывается лучшим.

Виды технологий Личностно-ориентированная технология включает в себя: 1.Исследовательская (проблемно-поисковая - обучение через открытие) 2.Коммуникативная (дискуссионная - поиск истины через обсуждение) 3.Иммитационного моделирования (игровая) 4.Психологическая (самоопределенческая)- самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности. 5.Деятельностная - способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность и быть её субьектом. 6.Рефлексивная- осознание ребёнком этапов деятельности, какими способами достигался результат, что он чувствовал при этом. Если всё объединить то получиться интегральная технология - проектная деятельность. Ещё есть информационно-коммуникативные технологии.

В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:

  • 1. Здоровьесберегающие технологии
  • 2. Технологии проектной деятельности
  • 3. Технологии исследовательской деятельности
  • 4. Информационно-коммуникационные технологии
  • 5. Личностно ориентированные технологии
  • 6. Технология портфолио
  • 7. Социоигровые технологии

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • 1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья
  • 2. Увеличение резервов здоровья

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  • 1. Пальчиковая гимнастика
  • 2. Гимнастика для глаз
  • 3. Дыхательная
  • 4. Артикуляционная
  • 5. Музыкально-дыхательные тренинги
  • 6. Динамические паузы
  • 7. Релаксация
  • 8. Арттерапия, сказкотерапия
  • 9. Двигательная терапия, музыкотерапия
  • 10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  • 1. Работа в группах, парах
  • 2. Беседы, дискуссии
  • 3. Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения.

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

ФОРМЫ РАБОТЫ

  • - эвристические беседы;
  • - постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • - наблюдения;
  • - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • - опыты;
  • - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • - подражание голосам и звукам природы;
  • - использование художественного слова;
  • - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • - трудовые поручения, действия.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • 1. Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;
  • 2. Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Особенности использования ИКТ

Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • ? Исследовательский характер
  • ? Легкость для самостоятельных занятий детей
  • ? Развитие широкого спектра навыков и представлений
  • ? Возрастное соответствие
  • ? Занимательность.

Классификация программ:

  • ? Развитие воображения, мышления, памяти
  • ? Говорящие словари иностранных языков
  • ? Простейшие графические редакторы
  • ? Игры-путешествия
  • ? Обучение чтению, математике
  • ? Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

  • ? Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • ? Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

  • ? В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • ? Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  • - Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • - Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • - Бесплановость, случайность применения ИКТ
  • - Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

  • - Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
  • - Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  • - Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  • - Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  • - Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • 1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ
  • 2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  • 1. Игры, спортивные досуги, НОД
  • 2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность
  • 3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО

  • 1. Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности
  • 2. Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

IV. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

V. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • 1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
  • 2. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения
  • 3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия
  • 4. Решение задач «социального» закаливания
  • 5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  • 1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться
  • 2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры
  • 3. Сказкотерапия
  • 4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки
  • 5. Тренинги, самопрезентации.

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Педагогические технологии используемые в ДОУ:

· Здоровьесберегающее технологии

· Технологии проектной деятельности

· Технологии исследовательской деятельности

· Информационно - коммуникативные технологии

· Личностно - ориентированные технологии

· Технология портфолио дошкольника

· Технология портолио педагога

· игровая технология

· Технология разноуровневого обучения

· Технология "ТРИЗ"

· Технология коллективного способа обучения

· Технология интегрированного обучения

· Технология проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии применяемые в ДОУ.

Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Педагогические технологии используемые в ДОУ:

  • Здоровьесберегающее технологии
  • Технологии проектной деятельности
  • Технологии исследовательской деятельности
  • Информационно - коммуникативные технологии
  • Личностно - ориентированные технологии
  • Технология портфолио дошкольника
  • Технология портолио педагога
  • игровая технология
  • Технология разноуровневого обучения
  • Технология "ТРИЗ"
  • Технология коллективного способа обучения
  • Технология интегрированного обучения
  • Технология проблемного обучения

Цель внедрения технологии

Описание технологии

результат

1. Здоровьесберегающая технология (Смирнов Н.К.)

здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

При планирование и проведение различных видов деятельности учитываем возрастные особенности воспитанников; создание благоприятного психологического климата в группе; распределение физической нагрузки с учетом физических возможностей.

Это технология способствует снижению заболеваемости; снижению усталости и утомляемости; укрепляет здоровье воспитанников; формирует устойчивый интерес к двигательной деятельности.

2. Технологии проектной деятельности (Дьюи в США, Щацкий С - Россия)

Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

В основе лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Способствует творческому развитию детей.

Позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов моделей, театрализации, сценических представлений); практическому применению знаний в различных ситуациях

3. Технология исследовательской деятельности (Савенков А.И. "Одаренный ребенок в массовой школе"; Н.Н. Поддьяковым - "Детское эксперементирование")

сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

4. Информационно-комуникативные технологии (Беспалько В.П., Захарова И.Г.)

повысить качество обучения, используя информационно - коммуникативные технологии на занятиях.

создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители .

Приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.

Позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр.

Обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов.

способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения с широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений. Родители, прислушиваются к советам воспитателей, активнее участвуют в групповых проектах.

5. Личностно-ориентированные технологии (Карла Роджерс; В. А. Сухомлинский; Ш. Амонашвили)

Признать в каждом воспитаннике неповторимую личность; формировать социально значимые качества; создать условия для использования полученных знаний.

Личностно-ориентированное обучение воспитанников в ДОУ, это целенаправленное формирование всех качеств его личности, с учетом его особенностей. Это определение уровня обученности и воспитанности с помощью диагностических методик.

Ребенок развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории.

6.Технология портфолио дошкольника (Е. Егорова; Л. Орлова, И. Руденко.).

собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Ведение портфолио позволят целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Своеобразная копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Возможность увидеть родителям на сколько их малыш усвоил новое и сравнить с предыдущим.

7. Технология портфолио педагога (Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С.Прутченкова термин "портфолио" трактуется как "учебный портфель")

оценивание работы педагога по теме самообразования, отслеживание творческого и профессионального роста, формирование навыков рефлексии (самооценки)

портфолио – это своеобразная копилка достижений, открытых занятий, педагогической активности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

8. Игровая технология (Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н.)

Развивать познавательную активность у воспитанников. Повысить интерес к занятиям, каждого воспитаника. Разнообразить занятия и другие виды деятельности различными методами и приемами. Увеличить двигательную активность детей. Повысеть эмоциональный фон на занятиях и других видах деятельности

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Технология игры помогает воспитанникам раскрыться в полной мере. Игра это неотъемлемая часть режима. Игра – это тот вид деятельности где дети в полную меру учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстника. Поэтому этот вид деятельности вызывает наибольшее количество откликов и эмоций.

Игровая образовательная технология способствует, созданию благоприятного психологического климата дружеской атмосферы, при этом сохраняет элимент конкуренции и соревнования внутри группы.

9. Технология разноуровневого обучения (Песталоций И.Г.; Д.Б. Эльконин; В.В. Давыдова.)

Развивать чувство ответственности за каждого воспитаника, построить занятия и другие виды деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка, уровня его обученности и воспитанности.

Каждому ребёнку предоставляется возможность развивать в своём темпе и ритме, исходя из особенностей, заложенных в нем природой.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

Психолого-педагогическая диагностика воспитанника;

Сетевое планирование;

Разноуровневый дидактический материал.

предполагается разный уровень усвоения учебного материала. Глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.

10. Технология "ТРИЗ"(теория решения изобразительных задач). (Т.С. Альтшуллером.)

развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.

доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Дает возможность: проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения; позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.

11. Технология коллективного способа обучения (Дьяченко В.К.)

Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности)

Развитие коммуникативных умений (умений слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировано возражать)

Обучение навыком сотрудничества, совместной творческой деятельности.

Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально.

позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения: умение слушать, объяснять, развивает речь учеников, обучает навыкам совместной деятельности.

12. Технология интегрированного обучения (С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец)

формирование целостной естественно-научной картины мира.

Соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, расширяют кругозор; основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников; эмоционально развивают детей, т.к. основан на элементах музыки, живописи. литературы, пластики движения и др

13. Технология проблемного обучения (Д. Дьюи)

усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности воспитаника и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).

Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.

Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить.

Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.

воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.


В настоящий момент в дошкольных образовательных учреждениях, к которым относятся детские сады компенсирующего типа, комбинированного типа, общего развивающего типа или присмотра и оздоровления, происходит постепенное обновление устоявшихся педагогических подходов. Детей начинают воспитывать и обучать в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами (ФГОС), используя для этого и преобразованный методический инструментарий, и практические инновационные технологии. Так какие же наработки качественно отличают современные методы, способы и приемы от того, что знала педагогическая и воспитательная школа ранее?

Приоритеты

Депутаты ГД РФ и чиновники из Министерства образования и науки, прямо или косвенно участвующие в разработке общефедеральных стандартов, закрепляют за воспитателем роль человека, способного раскрыть в ребенке многогранную индивидуальность. Это возможно только при комплексно-тематическом подходе к построению деятельности.

Формы обучения должны сменять друг друга с регулярной периодичностью, а воспитание – не прекращаться ни на минуту, даже если речь идет о режимных моментах (например, подготовке ко сну, приеме пищи, совершении гигиенических процедур и пр.). Именно такая концепция помогает добиться развития следующих навыков, которые Минобразования считает необходимыми для дальнейшей социализации дошкольника в обществе и формирования предпосылок к успешной учебе:

  • социально-коммуникативные;
  • познавательные;
  • речевые;
  • художественно-эстетические;
  • физические.

Именно поэтому одним из наиболее важных понятий становится термин «амплификация» – в контексте ДОУ он означает максимально полное обогащение ребенка за счет проживания периода детства как самостоятельного, а не подготовительного этапа.

Посещение детского сада должно вылиться в обнаружение резервов, скрытых в каждом дошкольнике, и придание им рациональной направленности по принципу: «Учиться самому, а не учиться на объяснениях других». В этом педагогу и помогают новые образовательные технологии.

Развивающее обучение

В соответствии с этим методом сегодня выстраивается деятельность едва ли не всех дошкольных учреждений. Он представляет собой целую педагогическую систему, противопоставленную традиционному комплексу обучения и воспитания. Если в последнем дети обычно теряют тягу к приобретению новых знаний и исследованию окружающего мира, то в данном случае все приемы направлены именно на то, чтобы сохранить в них этот запал.

Создателями концепции стали теоретики советской психологии, работавшие в тандеме, – Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов. В 1960-70-х годах они разработали новую образовательную технологию, базирующуюся на том, чтобы заложить в детские головы умение не только рассуждать в контексте имеющихся фактов, но и выстраивать более обобщенные и абстрактные причинно-следственные связи.

Развивающее обучение в ДОУ, хотя и продолжающее прибегать к сравнению, анализу и вынесению заключений на основе эмпирических знаний (наглядных наблюдений и внешних образов), также ставит задачу по формированию фундаментальных содержательных теоретических выводов, которые затем можно будет вспомнить и применить самостоятельно.

Если говорить о формах использования этой новой образовательной технологии в ДОУ более конкретно, то она проявляется через:

  1. Позиционирование ребенка как полноценного субъекта деятельности на всех ее этапах. Он сам преимущественно осуществляет целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов, или рефлексию. Воспитателю отводится роль наставника, который следит за тем, чтобы поставленные познавательные задачи соответствовали возрасту и способностям дошкольника, а их формирование по итогу было достигнуто.
  2. Метод проблематизации, при котором дети становятся соучастниками полноценного научного поиска, выдвигая свои предположения и гипотезы.
  3. Коллективно-распределительную мыследеятельность. Малыши на начальной ступени учатся вести диалог с оппонентами, эффективно взаимодействовать с товарищами для реализации общей цели, излагать мнения, культурно отстаивать правильные пути решения, основываясь на пока еще элементарных аргументах и доказательствах. Этот прием позволяет работникам ДОУ выпускать ребят, умеющих вести межличностное общение и подвергать информацию критической оценке.

Следующая новая педагогическая технология появилась в дошкольных образовательных учреждениях благодаря Борису Павловичу Никитину – советскому и российскому педагогу 20 века и одному из основоположников методики раннего развития.

Суть данного метода заключается в развитии детского потенциала посредством самых разных игр, ведь именно эта форма деятельности привлекает малышей больше остальных за счет наличия атмосферы свободного и радостного творчества и, напротив, отсутствия принуждения. Игровые технологии Никитина полностью соответствуют новым ФГОС, введенным в ДОУ, ведь здесь происходит формирование всех необходимых образовательных и воспитательных компетенций, а также осуществляется экспериментирование с различными материалами и ресурсами. Это может быть конструктор, кубики, карты, планы, вкладыши Монтессори, раскраски, машинки и пр.

В рамках ФГОС в ДОУ применяются следующие новые образовательные игровые технологии (по классификации С. Л. Новоселовой):

  • спонтанные, требующие поддержки со стороны воспитателя, поощрения инициативы и обеспечения необходимого времени и пространства дошкольникам;
  • экспериментаторские (с природными объектами, людьми, игрушками и даже компьютерными средствами);
  • сюжетные самодеятельные (ролевые, режиссерские, театрализованные и пр.);
  • обучающие (дидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные);
  • досуговые (забавы, развлечения, празднично-карнавальные);
  • обрядовые (семейные, культовые, сезонные);
  • тренинговые (сенсо-моторные, адаптивные).

Важно, чтобы по завершении игры группа во главе с педагогом провела анализ выполненных действий и достигнутых результатов.

Достаточно вспомнить ход учебно-игрового взаимодействия, обсудить смоделированную ситуацию и соотнести ее с реальной жизнью. Если все это будет делаться правильно, систематично и вкупе с дидактическими упражнениями, данная новая технология сделает образовательный процесс в ДОУ намного содержательнее.

ИКТ

Как воспитателям придать занятиям по математике яркость и эмоциональность, сделав их интересными для каждого ребенка?

Как привлечь внимание современных дошколят, в жизнь которых уже прочно вошло телевидение и даже Интернет?

Федеральный государственный стандарт учел и эти вопросы, а потому обязал ДОУ оснащать помещения необходимыми средствами для обучения и воспитания, о чем говорится в главе III пункте 3.3.4 официального документа. Здесь же сказано, что предметно-пространственная среда должна обязательно включать в себя техническое оснащение, под которым в том числе имеются в виду и новые информационно-коммуникационные технологии.

Благодаря современной компьютерной технике и мультимедийным устройствам, делающим возможным сопровождение материала насыщенными иллюстрациями, увлекательными видеозаписями и уникальными звуковыми файлами, познавательная деятельность начинает играть для ребят новыми красками. С помощью воспитателей, которые должны не только уметь обращаться с новыми информационными технологиями, но и знать распространяющиеся на них санитарные и пользовательские нормы, дошкольники в ДОУ:

  • Выполняют интерактивные задания на «электронных досках».
  • Создают коллективные презентации в «Power Point» и других специализированных программах.
  • Развивают каналы восприятия (зрительный, слуховой, логический и пр.).
  • Получают возможность оказываться в различных электронно-смоделированных ситуациях и средах (технология виртуальных путешествий, интегрированных занятий и пр.).
  • Обучаются грамоте на базе новых программных комплексов по развитию связной речи. Обычно такая методическая продукция состоит из диска, на котором записан фонетический материал (например, неречевые, звукоподражательные и речевые звуки, раздел с обучением построению предложений и т.п.), и пособия для образовательного учреждения. Она также может включать в себя ресурсы для логопедических и коррекционных занятий.

Сохранение и укрепление здоровья

Однако там, где есть компьютер, взрослый не может забывать и о важности формирования принципов здорового образа жизни. Подобные новые технологии, охватывающие комплекс физкультурных мероприятий, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и закладывание основ валеологической культуры (такой, которая подразумевает самостоятельную заботу о собственном теле), носят название «здоровье сберегающих».

Сегодня в ДОУ продолжает применяться большое количество традиционных приемов и методов. Наработки советской педагогической школы действительно отличались эффективностью – большинство детей выходило из садов крепкими, активными и физически выносливыми. Однако позднее некоторые положения все же подверглись пересмотру, в результате чего сейчас воспитатели осуществляют следующие виды деятельности:

  • медико-профилактический (организация медицинских осмотров, контроль состояния ребят, слежение за качеством организации питания, профилактика и предупреждение болезней, соблюдение санитарных и гигиенических норм и пр.);
  • проведение подвижных игр и спортивных занятий, процедур закаливания, прогулок;
  • просвещение родителей и детей (побуждение их к ведению здорового образа жизни, ознакомление с базисными принципами валеологии, расширение знаний о возрастных особенностях развития дошкольников).

Обычно педагоги прибегают к таким конкретным здоровье сберегающим практикам, как:

  • физкультминутки;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • психогимнастика;
  • ритмопластика;
  • игротерапия;
  • ароматерапия;
  • песочная терапия и др.

Современные образовательные технологии в ДОУ

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность - технология должна обладать всеми признаками системы:

Логикой процесса,

Взаимосвязью его частей,

Целостностью.

Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность - современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть - это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Процессуальная часть - совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии , она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в ДОУ

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Проект - это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Типы проектов

Актуальной для дошкольного образования является следующая типология проектов:

1. По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания : включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов : осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников : индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап -подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Развитие проектных умений у детей

Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

Основная функция проектирования - наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;

усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы. Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДОУ

Последовательность работы педагога над проектом

педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

вовлекает дошкольников в решение проблемы;

намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

обсуждает план с семьями на родительском собрании;

вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;

собирает информацию, материал;

проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);

даёт домашние задания родителям и детям;

поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Критерии проектов

1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
2.Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
3.Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
4.Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
5.Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

После защиты проекта переходят к его реализации, т.е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара.

План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение__________________________________________


3. Необходимые материалы __________________________________________
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как нам найти ответы на наши вопросы?

5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Этапы проектной деятельности

1 этап

«Выбор темы»

Задача педагога - осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

2 этап

«Реализация проекта»

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

3 этап

«Презентация»

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

4 этап

«Рефлексия»

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Воспитатель - организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта, при этом - партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель - ребенок, ребенок - ребенок, дети - родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе и даже ВУЗе.

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

по доминирующему методу:

исследовательские,

информационные,

творческие,

приключенческие,

практико-ориентированные.

по характеру содержания:

включают ребенка и его семью,

ребенка и природу,

ребенка и рукотворный мир,

ребенка, общество и его культурные ценности.

по характеру участия ребенка в проекте:

заказчик,

исполнитель,

участник от зарождения идеи до получения результата.

по характеру контактов:

осуществляется внутри одной возрастной группы,

в контакте с другой возрастной группой,

внутри ДОУ,

в контакте с семьей,

учреждениями культуры,

общественными организациями (открытый проект).

по количеству участников:

индивидуальный,

групповой,

фронтальный.

по продолжительности:

краткосрочный,

средней продолжительности,

долгосрочный.

Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

творчески думающим,

владеющим современными технологиями образования,

приемами психолого-педагогической диагностики,

способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,

умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;

повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

дипломы различных конкурсов;

другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности» .

материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;

сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;

материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

в неделях педмастерства;

в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

планы по организации предметно-развивающей среды;

эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

Использованная литература:

Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.2006.

Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. \\ Развитие личности. 2000 №1.

Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 2007.

Метод проектов.// Российская педагогическая психология. Т.1 М., 1993.

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера. М., 2011.

Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: Учеб. Пособие. М., 2011.

Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников.\\ Дошкольная педагогика. 2010 №1.

Комратова Н.Проектный метод в социо-культурном воспитании дошкольников.\\Дошкольное воспитание.2010 №8.