Прокудин горский фотографии в высоком качестве. Фотограф сергей михайлович прокудин-горский

Этот список самых знаменитых снимков С. М. Прокудина-Горского был составлен мною почти 4 года назад, но с тех пор число читателей блога увеличилось примерно в 10 раз, так что есть смысл повторить пост. Впрочем, немного обновил материал (первоначально было рассмотрено восемь снимков).

Первое место, разумеется, за портретом Льва Толстого, который ещё в 1908 г. разошелся большими тиражами в виде открыток, журнальных вклеек и настенных постеров:

А в советское время этот портрет издавался ещё большими тиражами (публикации в книгах и журналах). В 1978 г. он появился на обложке главного еженедельника СССР журнала "Огонёк" тиражом более 2 млн. экземпляров! Вероятно, этот рекорд уже никогда не будет побит.

Второе место отдадим так называемому "автопортрету", который украшает статью о Прокудине-Горском в Википедии.

Снимок вклеен в альбом с подписью "По реке Каролицхали".
На самом деле, здесь две ошибки. Во-первых, технология трехцветной съемки не позволяла тогда делать никаких "автопортретов", а значит, снимал кто-то из помощников (возможно, один из сыновей).
Во-вторых, широко распространившееся название снимка, как недавно стало известно, ошибочное, просто кем-то из помощников Сергея Михайловича была перепутана подпись при вклейке в контрольный альбом. В самом деле, можно ли сидеть "по реке"? Но дело, конечно не в этом, а в том, что Прокудин-Горский сидит на берегу другой реки - Скурицхали (приток Каролицхали). Чтобы это понять, потребовалось несколько недель исследовательской работы, в которой участвовали, независимо друг от друга, два местных жителя, батумца. Подлинное авторское название снимка есть в альбоме - "На реке Скурицхали. Этюд". К нему приклеили какой-то "левый" снимок с водопадом.

Третье место - знаменитый портрет эмира Бухарского, 1911 г.:

Портрет совершенно бесподобен по колориту, без него не обходится ни одна выставка.
Даже аватарки по мотивам появились:

Четвёртное место - снимок "Крестьянские девушки". [д. Топорня], который отличается, как и предыдущий, бесподной яркостью красок.
Это фото полюбилось сразу двум режиссёрам: Леониду Парфёнову, который посвятил ему отдельный сюжет в фильме "Цвет нации" и голладскому по имени Бен ван Лисхаут, который сделал из него оригинальный постер для фильма "Инвентаризация Родины":

В оригинале:

Пятое место - снимок с Прокудиным-Горским на дрезине у Петрозаводска, 1916 год:


Нашлись умельцы, которые анимировали это изображение! Дрезина плавно бежит по рельсам и если ещё наложить подходящий звуковой ряд, то получиться отличный клип:-)
Кстати, пара подобных анимаций вошли в последний документальный фильм о Прокудине-Горском - «Россия в цвете» (режиссёр: Владимир Мелетин, 2010).

Шестое место - "Вид монастыря из Светлицы". [Монастырь преп. Нила Столбенского, озеро Селигер]. 1910 г.:

Этот снимок стал эмблемой американской выставки "Империя, которой была Россия" 2001 г., с которой началось пробуждение массового интереса к наследию пионера цветной фотографии.
Вид, действительно, завораживающий своим благолепием.

Седьмое место - снимок семьи русских переселенцев в поселке Графовка Муганьской степи:

Снимок широко известен по той причине, что украшает обложку самого первого альбома снимков Прокудина-Горского под ред. Роберта Оллсхауза, изданного в США в 1980 г. (Allshouse, Robert H. (ed.). Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II. — Doubleday, 1980).

Восьмое место - фотография с участниками постройки Мурманской ж. д. на пирсе в Кемь-порту. Она стала широко известна благодаря помещению её на суперобложку первого (и пока единственного) альбома Вейников "Российская империя в цвете":

Девятое место - ещё один фотопортрет Прокудина-Горского, на сей раз, на знаменитом карельском водопаде Кивач, воспетом ещё Гаврилой Державиным:


Снимок был вынесен на обложку альбома под ред. С. Гараниной, изданного в 2006 г.

Опрелиться с 10 местом довольно трудно, т.к. есть много достойных претендентов.
Может быть, шедевральный "Обед на покосе"?

По некоторым сведениям, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горсокого до самой его кончины.

Интересно узнать мнение читателей, какие снимки Прокудина-Горского они считают знаменитыми?

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ.

Светлана Гаранина. Профессор кафедры книговедения Московского государственного университета культуры и искусств.

Студийный портрет. Лондон.1910-е или 1920-е годы. Из семейного архива.

… Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 31 августа 1863 г. в городе Муром Владимирской губернии, умер 27 сентября 1944 г. в «Русском доме», похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

… Родовое имение Прокудиных-Горских Фуникова Гора было селом еще в XVI веке, но в 1607 г. было сожжено «от литовских людей» вместе с находившейся там церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. С тех пор Фуникова Гора стала сельцом. Фуникова Гора до 1778 г. входила в состав Владимирского, а затем — Покровского уезда Владимирской губернии. Сегодня этот населенный пункт не существует. Род Прокудиных-Горских внесен в IV часть Дворянской родословной книги Владимирской губернии в 1792 г., А затем в 1848 г. перенесен в VI ее часть.

… Согласно семейной легенде, С.М. Прокудин-Горский учился в Александровском лицее, однако, документами это не подтверждено. Высшее образование он имел, вероятно, химико-технологическое. В конце 80-х годов он совершенствует свое образование в Германии. Здесь же в 90-е годы начались его исследования по цветовоспроизведению в лаборатории немецкого химика профессора Мите. В 1890 г. он женится на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) — дочери известного русского металловеда, одного из основателей отечественного сталепушечного производства, активного члена Императорского русского технического общества Александра Степановича Лаврова. Отставной генерал-майор А.С. Лавров был директором Высочайше утвержденного Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов и сделал своего зятя директором правления. Эту должность С.М. Прокудин-Горский занимает до Октябрьской революции.

Пейжаж. Канал.

… Именно с его непосредственной службой связан и его первый доклад, сделанный в ИРТО, «О современном состоянии литейного дела в России», а также многочисленные поездки на Урал. Императорское Русское Техническое Общество (ИРТО), созданное по инициативе профессоров и инженеров Петербурга в 1866 г., Ставило своей целью «содействие развитию техники и технической промышленности в России». Членами общества в разное время были почти все крупнейшие учёные, инженеры и промышленники России: А. Бутлеров, Д. Менделеев, Д. Чернов, П. Яблочков, А. Попов, А. Крылов, Л. Нобель и многие другие. Будучи по существу, политехническим, ИРТО, однако, чётко специализировало свою деятельность. Отраслевые отделы и созданные при них комиссии по специальностям или быстро развивающимся направлениямтехники объединяли группы учёных, которые решали конкретные научные задачи, проводили коллективные исследования, вели дискуссии. Для решения же вопросов, важных для русской промышленности в целом, собирались Общие собрания членов ИРТО. С 1867 г. ИРТО издавало многоотраслевой журнал «Записки ИРТО», который отражал все стороны жизни общества, публиковал доклады его членов, сделанные как вОбщем собрании, так и в отраслевых отделах был организован V-й фотографический отдел ИРТО. С 90-х гг. по всей России стали организовываться фотографические общества. Хотя в начале века их насчитывалось уже более сорока и самые крупные из них: Русское фотографическое общество в Москве и киевское общество «Дагерр» — активно работали в области художественной фотографии, Фотографический отдел ИРТО оставался центром развития фотохимии, фотооптики и научной фотографии. В 1898 г. Прокудин-Горский становится членом фотографического отдела ИРТО и выступает на заседании отдела с сообщением «О фотографировании падающих звезд (звездных дождей)», опубликованным на страницах «Записок ИРТО». В этот период его авторитет исследователя и одновременно знатока фотографической практики достаточно высок, ведь именно ему члены фотографического отдела доверяют организацию Курсов практической фотографии при ИРТО, занятия которых вначале проходят в фотографической лаборатории ИРТО в Соляном городке, здесь преподают и его соратники по отделу. На курсах занимались и молодые ученые-естествоиспытатели, которых так же, как и их руководителя, привлекало использование фотографии как метода научного исследования. Учеником Прокудина-Горского был и основатель отечественной эпидемиологии Д.К. Заболотный. 2 августа 1901 года в Петербурге на Большой Подъяческой 22 открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С.М. Прокудина-Горского. Именно здесь у Прокудина-Горского наконец-то появляется своя химическая «испытательная», как он назовет ее позже, лаборатория, здесь с 1906 по 1909 годы будет расположена редакция журнала «Фотограф-Любитель», в течение 10 лет в этом же доме на Большой Подъяческой будет жить и семья Прокудиных-Горских.

«Фотография в натуральных цветах моя специальность …»

Грузия, Боржоми. Стекольный завод. Начало XX века.

… Впервые сообщение о способе изготовления цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии было сделано Прокудиным-Горским 13 декабря 1902 г. , А в январе 1905 г. он

«Ознакомил собрание со своими работами по цветной фотографии, проводившимися им в течение 3-х последних лет в Берлине в лаборатории профессора Мите и в С.-Петербурге. Затем докладчик показывал около 70 сделанных им снимков за границей и у нас в России. В числе их были весьма различные по колориту и содержанию, так, например, виды Дагестана и Кавказа, осенние виды Финляндии, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца и др. Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы, вызывали долго несмолкающие аплодисменты и возгласы одобрения среди присутствующих ».

Заметим, что это было собрание профессиональных фотографов и специалистов, отлично владевших всеми современными фотографическими и фотохимическими методами. Получит такое одобрение профессионалов было очень сложно, бесстрастный протокол передает его очень точно. Из публикаций в печати мы узнаем, что в ту же зиму талантливый ученый «восхищал своими цветными проекциями Петербург и Москву, превзойдя, как химик сам, своего учителя Мите ». В то время на практике применялся единственный способ цветного фотографирования, разработанный немецким профессором А. Мите. Процесс получения цветного изображения был еще чрезвычайно трудоемким: с одной точки снимали через три различных фильтра три негатива. Их проявляли и фиксировали, а затем контактным способом, используя красящие пигменты, получали три окрашенных в основные цвета позитива.

Для того чтобы иметь изображение в натуральных цветах, позитивы нужно было совместить. Сначала научились добиваться такого совмещения, проецируя позитивы одновременно на экран. Однако большая стоимость проекционной аппаратуры и естественное желание каждого фотографа видеть снимок не только на полотне экрана заставляли искать иные способы. Сложность заключалась в том, что при трехцветном переносе необходимо было экспонировать три различных по цвету позитивных изображения, точно совместив их. Всю технологию процесса С.М. Прокудин-Горский описал в 12 номерах журнала «Фотограф-Любитель» за 1906 год. В 1905 г. Прокудин-Горский открыл (создал) новое красочное вещество сложного состава, значительно превосходящее красочные сенсибилизаторы, впервые примененные в 1902 г. немецкими химиками Мите и Траубе, в отличие от которых состав Прокудина-Горского делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всем частям цветового спектра. В описаниях, которые сопровождают его цветные фотографии в журнале «Фотограф-Любитель» всегда указывается «Очувствлено по методу С. Прокудина-Горского » , А позже: «На пластинах С. Прокудина-Горского » . В декабре 1906 г. «Петербургская газета» сообщает, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь добился хороших результатов и предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено».

Машинный зал электростанции.

… 27 и 28 апреля 1906 г. Прокудин-Горский выступает на VI Международном конгрессе прикладной химии в Риме с докладами «Наблюдения и исследования при фотографировании в натуральных цветах» и «Прикладная фотография в России» с демонстрацией работ.

Композиция из сабель и кинжалов.

… В 1907 году появляется система цветного фотографирования на пластинах «Автохром», изобретенных и запатентованных фирмой Братья Люмьер. Под светочувствительный слой, непосредственно на стекло наносили мельчайшие крупинки крахмала, окрашенные в три основные цвета. Пластинки вкладывали в кассету стеклянной стороной наружу, так что свет проходил через окрашенные крупинки крахмала, как через фильтр, прежде чем попадал на чувствительный слой. Пластинки «Автохром» были встречены восторженно, казалось, что цветная фотография благодаря им становится доступной для широкого круга фотолюбителей. На заседании фотографического отдела ИРТО Прокудин-Горский делает сообщение и демонстрирует «весь ход процесса съемки с живой натуры, специально для этого приглашенной», здесь же проявляет пластины, производит обращение цветного негатива в диапозитив. Во время сушки пластин он показывает ряд снимков, специально приготовленных, «для наглядного пояснения причин неудач и важности правильной экспозиции в этом сложном и капризном процессе». Прекрасно владея методами работы на пластинах «Автохром», Прокудин-Горский, тем не менее, основным считает трехступенчатый процесс съемки, над совершенствованием которого продолжает работать. Такое предпочтение, по-видимому, обусловлено тем, что метод позволял с негативов делать нужное количество копий, тройных позитивов для производства диапозитивов, служивших в свою очередь, материалом для изготовления металлических клише в сильно увеличенном виде, с которых получали оттиски на типографских машинах. Совершенствование цветной фотографии шло двумя путями: во-первых, увеличение скорости экспозиции, позволяющее фиксировать быстро текущие события; во-вторых, увеличение возможности тиражировать снимок. В каждое из этих направлений Прокудин-Горский внес свой вклад. Он выступает на международных конгрессах по прикладной химии, успешно участвует в международных фотографических выставках и конкурсах, ему присуждена золотая медаль в Антверпене «за снимки в красках непосредственно с натуры», жетон «за лучшие работы» в Ницце. Русское фотографическое общество в Москве избирает его своим почетным членом наряду с братьями Огюстом и Луи Люмьер и профессором Мите, а фотографический отдел ИРТО — своим председателем.

Мечеть. Люди.

… С 1906 г. Прокудин-Горский становится редактором-издателем лучшего в России периодического издания по светописи «Фотографа-Любителя». Каждый номер «Фотографа-Любителя» открывается обращением редактора к читателям. Такая форма позволяла вести непринужденный и серьезный разговор о постановке в России профессионального фотографического образования, о пикторализме в фотографии, рассказывать о новостях фотографической жизни и достижениях фотографической техники. Лучшей демонстрацией достижений в области цветной фотографии были полиграфические отпечатки цветных снимков, помещаемые в каждом номере «Фотографа-Любителя» и издаваемые в качестве открыток. Бывая заграницей, Прокудин-Горский имел возможность сравнить отечественную цветную фотографию и полиграфию с зарубежной и с гордостью писал:

«… Мы в России не стоим на месте, а идем вперед довольно крупными шагами … Побывав в Берлине, Лондоне, Париже, Вене, Милане и по приглядевшись внимательно к иностранным работам в красках, работам, которые вообще-то появились в публике сравнительно недавно, могу сказать, что у нас это дело стоит нисколько не ниже, а по правдивости передачи во многих случаях и выше. Если принять во внимание, что цветное типографское воспроизведение начало развиваться в России каких-нибудь 4-5 лет, то, безусловно, следует признать огромный успех » .

«Портрет с натуры в натуральных красках …»

… В мастерской Прокудина-Горского на Б. Подьяческой 22 выполнялись и заказные фотоработы: проявлялись и печатались снимки фотолюбителей. Один случай побудил его обратиться с письмом в Ясную поляну:

… « Глубокоуважаемый Лев Николаевич, недавно мне пришлось проявлять цветную фотографическую пластину, на которой кто-то Вас снял (фамилию я забыл). Результат получился весьма плохой, ибо, видимо, снимавший плохо знаком с делом. Фотография в натуральных цветах моя специальность, и возможно, что Вам случайно попадалась моя фамилия в печати. В настоящее время мне удалось после многих лет работы достичь превосходной передачи изображений в истинных цветах. Мои цветные проекции известны как в Европе, так и в России. Теперь, когда процесс фотографирования по моему способу и на моих пластинах требует от 1-3 секунд, я позволю себе просить Вас разрешить мне приехать на один или два дня (имея в виду состояние Вашего здоровья и погоду), дабы сделать несколько снимков в красках с Вас и Вашей супруги.

Мне думается, что, воспроизведя Вас в истинных цветах в окружающей обстановке, я окажу услугу всему миру. Эти изображения вечны — не изменяются. Достичь таких результатов никакая передача красками не может «.

Гидросооружение в ходе строительства.

Приглашение было получено, и в мае 1908 года Прокудин-Горский отправился в Ясную Поляну. Три дня провел он в семье Толстых. В своей заметке, которой предполагалось сопровождать публикации портрета в «Записках ИРТО», мастер сообщает ряд интересных подробностей. Так, например, он пишет, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах ». Естественно, Прокудин-Горский останавливается на технике съемки большого портрета. Он пишет, что вследствие проходившего в мае месяце циклона и сильного ветра вынужден был увеличить время экспозиции до 6 секунд, «Включая сюда и время, необходимое для передвижения очень большой кассеты. Съемка была сделана один раз, кассета доставлена на руках в Москву, где только было возможно вынуть из нее пластины для их упаковки ». Фотографирование было произведено в пять с половиной часов вечера, тотчас после верховой прогулки Толстого, «оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был ярко освещен солнцем». Портрет был впервые опубликован в августовском выпуске «Записок ИРТО» за 1908 г., Которым русская техническая общественность чествовала «великого представителя русской мысли и слова». В статье, адресованной юбиляру, отмечалось, что это «новейший портрет, составляющий последнее слово фотографической техники, — портрет с натуры в натуральных красках, исполненный лишь техническими приемами, без всякого участия кисти или резца художника, портрет тем более соответствующий торжественному дню, что он составляет торжество русской техники: съемка портрета в красках с натуры стала возможной лишь благодаря усовершенствованиям, сделанным в России С. М. Прокудиным-Горским в отношении цветочувствительности и верности передачи красок ». Тогда же портрет был воспроизведен в сентябрьском — 9-ом номере «Фотографа-Любителя» и издан значительным тиражом фотомеханическими мастерскими Прокудина-Горского, а позже книгоиздательством «Солнце» в виде цветных открыток и настенных картин. Открытки выпустило и стереоскопическое издательство «Свет», они до сих пор встречаются на прилавках букинистических магазинов. Во всех случаях клише были выполнены самим фотохудожником.

Л. Н. Толстой. 23 мая 1908 г. Портрет воспроизведен с авторского литографского оттиска, хранящегося в музее Л.Н. Толстого в Москве.

Описывая свои впечатления от работ лучших европейских мастеров портретной фотографии, Прокудин-Горский отмечает, что они «стремятся передать человеческое лицо и фигуру в положении, возможно близком к обычному, естественному положению при« обычном »нормальном освещении, невзирая на то, будут ли выработаны все детали в глубоких тенях.

… Можно было позабыть, что видишь перед собой «фотографию» — видишь самого человека, чувствуешь его. Портретная фотография в данном случае может быть сравнима с такой же живописью ». Этим наблюдениям Прокудин-Горский и следует в своих портретных работах.

Ф. И. Шаляпин в роли Мефистофеля. («Фауст» Гуно). 1915 г. С натуры. С.М. Прокудин-Горский.

Портрет Шаляпина в роли Мефистофеля замечателен передачей цвета сценического костюма.

… «Костюм Шаляпина вполне своеобразен. Он, конечно, более связан с веком, ибо, раз действие разыгрывается в обстановке XVI столетия, нужно, чтобы все детали соответствовали этой эпохе. И вот Шаляпин дал великолепное воскрешение портретов старинных мастеров. У Гольдбейна и на гравюрах Дюрера вы найдете немецких щеголей, одетых точно таким же образом; в особенности хорош меч и характерны драпировки плаща. Что касается цвета одежды, то тут опять соблюден принцип какой-то неуловимости, с чисто живописной точки зрения костюм привлекает своим общим колоритом, полным необычайной своеобразности: это не правильный красный тон прежних костюмов Мефистофеля — он приближается к оранжевому, не впадая в него ». (Подчеркнуто мною, С.Г.) Передать этот тон можно было только с помощью очень точной цветной фотографии, и Прокудин-Горский единственный мог сделать это и, как свидетельствует фотография в книге, сделал. Портреты, большинство пейзажных и архитектурных снимков мастера мы с полным правом можем отнести к художественной фотографии, однако, сам фотохудожник свою главную задачу видел в том, чтобы «оставить точный документ для будущего».

Он настаивает в своей полемике с фотохудожниками нового направления, что « фотография все-таки искусство протокольного характера ».

Гидросооружение.

«Применение фотографирования в натуральных цветах к сохранению древних памятников России».

… В 1908 г. русские фотографические общества подали в Государственную Думу «Записку об авторском праве фотографа». Для большей убедительности в залах Академии художеств была развернута выставка и устроен вечер демонстрации достижений русских фотографов. Гвоздем программы вечера, состоявшегося 30 мая, стал показ на экране цветных проекций Прокудина-Горского, бывшего одним из авторов «Записки». Современник пишет, что представление то и дело прерывалось взрывом рукоплесканий. Среди археологических снимков была показана замечательная древняя ваза, хранящаяся в Эрмитаже, цвета которой начали пропадать. Документальная точность полученного изображения запечатлела их на века и открыла возможность реставраторам воссоздать их. Большой научный интерес представляли также снимки цветных украшений на туркестанских храмах и зданиях, сделанные в начале 1907 года до землетрясения 8 октября 1907 года, разрушившего эти ценнейшие реликвии истории. В зале среди членов Государственной Думы и Государственного Совета присутствовали и члены императорского дома. Великий князь Михаил Александрович пригласил фотохудожника показать во дворце сделанные снимки и познакомить со способом получения цветных изображений с натуры, затем такое же предложение поступило от Императрицы Марии Федоровны, после чего мастеру предложили продемонстрировать свои работы Государю в Царском Селе.

С.М. Прокудин-Горский в поездке на дрезине с ручным приводом.

… В годы эмиграции, вспоминая об первом посещении Царского Села, Прокудин-Горский писал:

« Наступил самый ответственный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды и т.п. Ровно в половину девятого дежурный арап возвестил:

… «Их Императорские Величества», и в залу вошли Государь, Государыня со старшими дочерьми и приближенные лица свиты. Поздоровавшись со мной, Государь и Государыня заняли свои места перед будкой, и Государь приказал начинать. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке. Во время перерыва, когда был подан чай с прохладительными напитками, Государь отделился от группы придворных и, подойдя ко мне, стал спрашивать, что я имею в виду делать дальше с этой замечательной работой. Я изложил ему свои взгляды на различные применения, которые моя работа могла иметь, и прибавил: «Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россию и ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины ».

Строительство гидрозатвора шлюза.

Государь отнесся с большим одобрением к моим словам и сказал: «Поговорите с С.В. Рухловым, сообщите ему, что именно Вам для этого нужно и пусть он сделает об этом доклад ». Затем началось второе отделение, на которое я, особенно, рассчитывал. Так оно и вышло. Каждая картина вызывала не только шепот одобрения, но даже громкие восклицания. По окончании вечера Государь и Государыня с детьми подошли ко мне, благодарили за доставленное большое удовольствие и Государь, обратясь ко мне, сказал: «Так не забудьте же поговорить с Рухловым ».

В своих записках Прокудин-Горский не сообщает даты посещения Царского Села, но к счастью, всю хронологическую канву событий мы можем установить по очень точным, хотя и лаконичным, каждодневным записям в дневнике Николая II:

Вечером профессор Прокудин-Горский сделал интересное сообщение по фотографии в красках и показал много красивых снимков.

Теперь у фотохудожника появилась реальная возможность осуществить свой грандиозный замысел: «Запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в натуральных цветах».

Этому отныне отдаются мастерство, энергия, деньги. По высочайшему повелению мастеру был предоставлен специально оборудованный пульмановский вагон, для работы на водных путях Министерство выделяло пароход с полным набором команды, маленький пароход, способный идти по мелководью, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съемок Урала и Уральского горного хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль Форда, пригодный для трудных дорог. Выданные царской канцелярией документы обеспечивали мастеру доступ во все места Российской Империи, а местная администрация должна была оказывать ему всяческое содействие в успешном проведении съемок. После окончания каждой экспедиции, занимавшей, как правило, лето, Прокудин-Горский обрабатывал полученный материал, показывал свою работу Министру путей сообщения, а затем демонстрировал снимки в Царском Селе. Первый просмотр во дворце отснятого материала, основываясь на дневниковых записях Николая II, состоялся 20 марта 1910 г.

Мост пешеходный.

[…] После обеда знакомый нам по прошлому году Прокудин-Горский показывал нам свои красивые снимки цветной фотографии из поездки по России до Урала. И дальше в «Дневниках»:

… В 9 часов в круглой зале Прокудин-Горский показывал свои красивые цветные снимки берегов Волги и Урала. Последнее упоминание относится к 1913 году:

От 9 ч. Прокудин-Горский показывал новые красивые цветные фотографические снимки.

По воспоминаниям фотохудожника, «выбор сюжетов для Государя был несколько иной. Специальные сооружения Министерства, как то: плотины, выемки для железнодорожного пути, разные мосты — Государя не могли интересовать так, как интересовали Его русская старина, древние памятники и красоты природы ». Цветную съемку мастер называл процессом «деликатнейшим».

«Если с одной стороны, благодаря всему описанному, работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий.

[…] Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы ».

… Все съемки Прокудин-Горский производил на собственные средства, правительство ограничилось транспортной помощью. Фотохудожник планировал в течение десяти лет сделать 10000 фотографий достопримечательностей России от Финляндии до Тихого океана. И чисто технически он уже был способен осуществить столь грандиозный замысел: добился высокой цветочувствительности своих пластин, позволявшей делать на них моментальную съемку, мог производить пластины в достаточном количестве и успешно тиражировать полученные изображения. У него был большой опыт полевых, походных съемок, он бывал во многих экспедициях как член Императорского Русского географического общества. Уже первый год работы показал, что осуществить задуманное на собственные средства не удастся. Стоимость специальной аппаратуры, реактивов, пластин, фотобумаги, плата помощникам приводили к тому, что каждый снимок обходился 10 рублей, 1000 фотографий производимых ежегодно, стоили 10000 рублей. Экспедиции, обработка и описание отснятого материала не оставляли времени для других заработков, а в семье было трое детей.

Естественно, возникает вопрос, неужели деньги на съемки не могло выделить Министерство Императорского двора, коль скоро Николай II был так живо заинтересован проводимой работой?

… В своих воспоминаниях Прокудин-Горский дает ответ на этот вопрос:

«Государь ничего не сказал, потому что я ни о чем не просил. Министр ничего не говорил, потому что на это не было высочайшего повеления, а я считал, что предоставленные мне возможности в достаточной степени двигают меня по пути достижения моей задачи, а отчасти и даже опасался испортить дело ». Деньги быстро таяли, коллекция росла, обработанный материал на стеклянных пластинах был достаточно громоздким, для его хранения требовалось помещение. Крупные частные фирмы предлагали Прокудину-Горскому капитал, однако уверенность в том, что коллекция должна принадлежать государству, заставила его обратиться в правительство. Архивы сохранили «Дело Канцелярии Совета Министров о приобретении в казну составляемой профессором Прокудиным-Горским коллекции фотографических снимков достопримечательностей России ».

… В состав архивного дела входят обращение Прокудина-Горского перед очередной экспедицией летом 1910 г. к Министру Финансов В.Н. Коковцову с просьбой купить у него выполненную часть работы, чтобы обеспечить дальнейшую; Докладные записки Прокудина-Горского, деловая переписка по этому вопросу Председателя Совета Министров П.А. Столыпина и В.Н. Коковцова, письмо Августейшего Управляющего Русским Музеем Вел. Кн. Георгия Михайловича, другие материалы делопроизводства.

Здесь приведем некоторые фрагменты «Дела …».

… «Так как весь интерес моей жизни неразрывно связан с этой работой, я позволю себе усиленно ходатайствовать, в случае если бы состоялось решение о переходе всей работы в какое-либо ведомство, дать мне возможность, хотя бы безвозмездно, принимать активное участие в руководстве при эксплуатации материала », — просит ученый в своей очередной «Докладной записке» от 6 декабря 1910 года.

… «Так как весь интерес моей жизни неразрывно связан с этой работой, я позволю себе усиленно ходатайствовать, в случае если бы состоялось решение о переходе всей работы в какое-либо ведомство, дать мне возможность, хотя бы безвозмездно, принимать активное участие в руководстве при эксплуатации материала », — просит ученый в своей очередной« Докладной записке »от 6 декабря 1910 года.

Специально созданная Советом Министров «Межведомственная комиссия» в своем «Заключении» отметила:

«Когда картинам С.М. Прокудина-Горского будет устроен широкий доступ в наши учебные заведения, то у нас окажется образцовое, истинное родиноведение (выделено С.Г.), и в этом важном и необходимом деле Россия займет завидное положение между культурными странами ».

Были произведены все сметные расчеты и определены суммы на покупку прав и продолжение работ. Однако, все намерения остались только на бумаге. Думается, что роковую роль сыграла гибель П.А. Столыпина в сентябре 1911 г.

… В «Заключении Межведомственной комиссии …» встречаем подтверждение того, в Туркестане была удачно проведена что киносъемка: по методу Прокудина-Горского были получены «этнографические картины групп жителей, находящихся в движении, например: ярмарки, народные празднества, крестные ходы и т.п. Получение таких картин возможно только при моментальной экспозиции, для чего необходимо было спроектировать и построить особый новый фотографический аппарат, впервые испытанный С.М. Прокудиным-Горским осенью сего 1911 г. при поездке в Туркестан ».

… Демонстрация снятого фильма проходила 24 января 1912 года в Соляном городке, где с момента своего возникновения (1866 г.) размещалось ИРТО, в зале Кустарного музея. По-видимому, качество съемки или воспроизведения не удовлетворило Прокудина-Горского, так как демонстрируя свои достижения членам правительства 3 марта 1912 г. в Зале Экспедиции Заготовления Государственных бумаг, он ограничился проекцией диапозитивов.

Чтобы иметь деньги на продолжение съемок и совершенствование своего нового изобретения — цветного кинематографа, Прокудин-Горский находит денежных компаньонов и вместе с С.О. Максимовичем организует в январе 1913 г. «Товарищество на вере под фирмою« Торговый дом С. М. Прокудин-Горский и К ° »». Несколько позже в том же 1913 г. Прокудин-Горский организует Акционерное общество «Биохром», которому передается вся собственность «Торгового дома …». Акционерное общество «Биохром» учреждено, согласно его уставу, «для проведения и развития действий, принадлежащих« Торговому дому С.М. Прокудин-Горский и К ° »мастерских фотоцинкографии в С-Петербурге, для эксплуатации изобретений С.М. Прокудина-Горского, С.О. Максимовича и других изобретателей в области цветной фотографии и цветной кинематографии, а также красочного и всякого другого печатания.

Крым, Ялта. «Ласточкино гнездо». Начало XX века.

… В Париже, подводя итог проделанной в России работы, Прокудин-Горский дает перечень отснятого. Приведем его полностью:

ОБСЛУЖЕНЫ БЫЛИ:

1) — Мариинский водный путь;

2) — Туркестан;

3) — Бухара (старая);

4) — Урал в отношении промыслов;

5) — Вся река Чусовая от истока;

6) — Волга от истока до Нижнего Новгорода;

7) — Памятники, связанные с 300-летием дома Романовых;

8) — Кавказ и Дагестанская область;

9) — Муганьская степь;

10) — Местности, связанные с воспоминаниями о 1812 годе (Отечественная война);

11) — Мурманский железнодорожный путь. Кроме того, есть много снимков Финляндии, Малороссии и красивых мест природы.

Продолжая исследования, Прокудин-Горский добивается новых успехов: патентует способ изготовления дешевых цветных пленочных диапозитивов, вместе с Максимовичем берет патенты по цветной синематографии в Германии, Англии, Франции, Италии. Начавшаяся Первая Мировая война заставила его почти полностью отказаться от съемок коллекции и работать для военных надобностей: заняться цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фото препаратов, обучением съемкам с аэропланов и т.д. Последний раз снимки из Коллекции достопримечательностей России демонстрировались на родине 12 и 19 марта 1918 г. в Николаевском зале Зимнего дворца на вечерах под названием «Чудеса фотографии», устроенных Народным Комиссариатом Просвещения.

Вскоре после Октябрьской революции Прокудин-Горский был назначен профессором специально созданного по указанию А. В. Луначарского фотокиноинститута. Но уже в 1918 г. он покинул Россию. Через Финляндию и Норвегию Прокудин-Горский попадает в Англию, где продолжает свои эксперименты по созданию цветной пленки для кинематографических съемок.

Здесь в 1920 году он женится на своей сотруднице Марии Федоровне Щедриной; у них родилась дочь Елена (в замужестве Елена Сергеевна Сусалина).

В эмиграции, попав после скитаний в Париж, куда к этому времени уже переехала из России его первая семья, С.М. Прокудин-Горский (вместе со своими сыновьями, унаследовавшими профессию отца, и дочерью Екатериной, в замужестве Свечиной), организуют фотоателье, которое по имени младшей дочери от второго брака называют «Ёлка».

В начале 30-х гг. Прокудин-Горский отошел от дел в лаборатории и занялся просветительской деятельностью. Ателье, теперь уже под названием «Братья Горские », продолжило свою деятельность.

В семье сохранился экземпляр превосходного цветного альбома национальных павильонов Всемирной парижской выставки 1937 г., снятый братьями Михаилом и Дмитрием Прокудиными-Горскими по методу отца. Относительно недавно альбом воспроизведен факсимильно одной из парижских издательских фирм. Периодические издания русской эмиграции дают возможность воссоздать хронику выступлений уже старого фотохудожника перед русской молодежью в Париже — на ежегодных детских праздниках, в Русской академической группе, в патриотическом объединении «Русский Сокол» он выступает с лекциями и показами «Образы России», «Россия в картинах», «Центральная Россия».

Он пишет в своей записке:

«Единственный способ показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание, — это показать ее красоты и богатства на экране такими, какими они действительно и являлись в натуре, т.е. в истинных цветах ».

В 30-е годы в Париже возникла мысль создать фотографическую коллекцию исторических и художественных памятников Франции и ее колоний, но денег на этот проект найти не удалось. Идея была частично реализована Михаилом Прокудиным-Горским, составившим коллекцию этнографических типов французских женщин в национальных костюмах, один из экземпляров коллекции хранится у его сына Сергея Прокудина-Горского в Париже.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 31 августа 1863 г. в городе Муром Владимирской губернии, умер 27 сентября 1944 г. в «Русском доме», похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

  1. Государственный архив Владимирской области. Ф.556. оп.3. д.72.
  2. Фролов Н.В. Владимирская родословная. Вып.1. Ковров. «БЭСТ.В», 1996. С.109.
  3. Записки ИРТО. 1899. Вып. 1. с.59-634 РГИА СПб. Ф.90. Оп.1. Ед.хр. 445. Л.27.
  4. С.М. Прокудин-Горский сделал сообщение о фотомеханическом отделении Высшей Технической Школы в Шарлоттенбурге. Докладчик подробно ознакомил присутствующих с программой предметов, преподаваемых в Отделении, указал на серьезное отношение директора отделения проф. Мите и его помощников к преподаванию и руководству практическими занятиями студентов. Затем докладчик перешел к изложению способа изготовления цветных диапозитивов на принципе трехцветной фотографии, с которым ему удалось ознакомиться на фабрике д-ра Гезекииля. Диапозитивы последний готовит следующим образом. Для красного и желтого позитива он копирует соответственные негативы на целлулоидных пленках, обработанных двухромовокислой солью. После копировки проявляет в теплой воде, фиксирует и затем окрашивает эритрозином и нафтоловой желтой. Синий диапозитив Гезекииль делает на диапозитивных пластинках. Для этого экспонирует пластинку под соответственным негативом в копировальной раме, проявляет и обрабатывает красной солью. Восстановленное в проявителе металлическое серебро превращается в желтое синь-серебро, которое переводится хлорным железом в берлинскую лазурь. После этого диапозитив промывается и фиксируется. Все три диапозитива склеиваются между собою канадским бальзамом. Докладчик в заключение демонстрировал на экране цветные диапозитивы, изготовленные по описанному способу. П.М. Дементьев и К.Н. Чистерман указали, что подобный описанному докладчиком способ был значительно ранее опубликован Сангером-Шепардом. П.М. Дементьев показал на экране несколько цветных диапозитивов, изготовленных по измененному способу Гезекииля. Собрание шумными аплодисментами благодарило докладчика и П.М. Дементьева.
  5. РГИА СПб. Ф.90. Оп.1. Ед.хр. 449. Л.59-60.
  6. Фотограф-Любитель. 1905. № 11. С.402.
  7. РГИА СПб. Ф.90. Оп.1. Ед.хр. 460. Л.18.
  8. Там же. -С.99.
  9. Гос. Музей Л.Н. Толстого. Отдел рукописей. Инв. № 16 474.
  10. РГИА СПб. Ф.90. Оп.1. Ед.хр. 9129. Л.19-20.
  11. Записки ИРТО. 1908. № 8. С.369.
  12. Фотограф-Любитель. 1908. № 7. С.203-204.
  13. См . наши статьи: Гаранина С. Фотомонография о Шаляпине. Фотография. 1997. № 2. ; Последний трагик … Книгочей. 1998. № 3.
  14. Старк Э. Шаляпин. С.80.
  15. Каталог образцов цветной печати художественных фотомеханических мастерских С.М. Прокудина-Горского. СПб., 1911. С.8.
  16. Фотограф-Любитель. 1906. № 5. С.132.
  17. Личный архив С.М. Прокудина-Горского. Собственность его внука, М.И. Сусалина.
  18. ГАРФ. Ф. 601. Оп.1. Ед.хр. 254. Л.6.
  19. ГАРФ. Ф. 601. Оп.1. Ед.хр. 254. Л.55.
  20. ГАРФ. Ф. 601. Оп.1. Ед.хр. 256. Л.104.
  21. ГАРФ. Ф. 601. Оп.1. Ед.хр. 259. Л.176.
  22. Семейный архив. — С.М. Прокудин-Горский — внук. Париж.
  23. РГИА СПб. Ф.25. Оп.5. Ед.хр. 381. Л.7, 2.
  24. РГИА СПб. Ф.25. Оп.5. Ед.хр. 1925. Л.2-3.
  25. РГИА СПб. Ф.23. Оп.12. Ед.хр. 1925. Л.27.
  26. Личный архив С.М. Прокудина-Горского.
  27. РГИА СПб. Ф.23. Оп.12. Ед.хр. 1925. Л .28.
  28. 29 . Фотографические новости . 1918. № 3. С .34.
  29. Международная выставка искусств и DES методы аппликации La Vie Moderne: Альбом Officiel: Париж 1937 Edition Colombes: J. капеллан, 1987.
  30. Личный архив С.М. Прокудина-Горского и его сыновей Дмитрия и Михаила. Собственность С . М . Прокудина Горского , внука . Париж .

03:07 pm - Первая цветная фотография....Прокудин-Горский, Сергей Михайлович (1863-1944)
Любителям расширенных динамических диапозонов, да и вообще цветных фото посвящается...


Сергей Михайлович Прокудин-Горский провёл своё детство в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора. По семейному преданию, учился в Александровском лицее, однако документами это не подтверждено. Закончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Момене и Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.
13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
Автопортрет

В начале XX века ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки (которые он сенсибилизировал по собственным рецептам) и фотоаппарат собственной конструкции (точное его устройство неизвестно; вероятно, он был похож на фотоаппарат системы немецкого химика - профессора Мите). Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив (вероятно, методом контактной печати). Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.

Состав нового сенсибилизатора, запатентованного Прокудиным-Горским, делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». Возможно, показы проекций фотографии Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями слайдов.

Прокудин-Горский внёс свой вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: путь уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду); и, во-вторых, увеличение возможности тиражировать снимок. Он также выступает на международных конгрессах по прикладной химии.

Снимки производятся не на три разные пластины, а на одну, в вертикальном расположении, что позволяет ускорить процесс съёмки, производя сдвиг пластины.

Есть вещи, в которые сложно поверить, но они были на самом деле. Мы в погоне за своим будущим не всегда оглядываемся назад. Наши предки творили невиданные чудеса, о которых знает далеко не каждый.


1910 год. На склоне холма около Артвина (территория современной Турции) Прокудину-Горскому позирует женщина в национальном армянском костюме.

Предлагаю восполнить огромный пробел и обратиться к временам начала 20 века. Именно тогда фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский при поддержке императора Николая II сделал фотообзор Российской Империи. Да какой!

Прокудин-Горский фотографировал местности, людей, архитектуру страны с использованием специальной камеры для фотографий собственной конструкции.

Эта чудо-камера умела делать из трех черно-белых фотоснимков три фотоснимка в синем, зеленом и красном каналах. После этого фотопластинки совмещались и получалось цветное изображение. Для этого надо было вставлять фотопластинки в три разных проектора и направлять их на экран.

Прокудин-Горский в начале 20 века делал цветные фотографии, причем с высоким качеством изображения.

Уверен, что вы сейчас смотрите на эти фотографии и думаете, что все это неправда, и что на самом деле это фотошоп или, на худой конец, современная подделка под старину. Трудно поверить, что фотографии сделаны еще до Первой мировой войны. Но это так.

При написании этого поста я пользовался материалами библиотеки Конгресса. Более подробно о работах Прокудина-Горского можете ознакомиться по адресу loc.gov/exhibits/empire.


1910 год. Касли, художественное литье. Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промышленных районов, Российская империя».


1910 год. Женщина на реке Сим


1909 год. Часовня на месте, где был основан город Белозерск


1910 год. Грузия, вид на Тифлис (Тбилиси)


1910 год. Хорезм. Хан Российского протектората Исфандияр II Джурджи Бахадур


Увеличенное фото Исфандияра. Здесь ему 39 лет. Правил Хорезмом до момента своей смерти в 1918 году


1910 год. Берег реки Сим, мальчик-пастух


1910 год. Гидроэлектростанция в Иолотань Туркменистана. На фото генераторы переменного тока производства Венгрии, установленные внутри энергоблока электростанции


1910 год. Дагестанские женщины


1909 год. На фото Пинхус Карлинский, 84 лет от роду, руководитель Черниговского шлюза на 66 году службы


1910 год. Артвин (сейчас Турция)

Прокудин-Горский — русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ.

Прежде всего Прокудин-Горский стал широко известен благодаря тому, что внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Он был пионером цветной фотографии в России, создателем «Коллекция достопримечательностей Российской империи».

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился (18 (30) августа 1863, Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния. О первых двадцати годах жизни С. М. Прокудина-Горского практически никаких сведений нет.

О начальном образовании Сергея Прокудина-Горского также ничего не известно, возможно, оно было домашним. Когда мальчик подрос, его отправили воспитываться в Петербург, в знаменитый Александровский лицей, откуда через три года по какой-то неизвестной причине забрал отец.

Дальнейшая история молодых лет Сергея Прокудина-Горского до настоящего времени является собранием мифов и заблуждений, идущих от книги Роберта Оллсхауза «Фотографии для царя» («Photographs for the Tsar», 1980 г.), в которой изложена самая первая версия биографии Сергея Михайловича.

Но с того времени как он уже приобрел известность расхождений в биографии практически нет. В 1897 году Прокудин-Горский сделал доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (ИРТО) (и продолжил эти доклады вплоть до эмиграции 1918 года).

В 1898 году Прокудин-Горский стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время Prokudin-Gorskiy являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.

В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке. А 2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906-1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.

В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. Последний в том же 1902 году создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор , значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

В 1903 году Прокудин-Горский опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами» . Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена.Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года


3 мая 1909 г. состоялась судьбоносная встреча Проскудина-Горского с царем Николаем II, которую Проскудин-Горский подробно описал в своих воспоминаниях 1932 г.

Очарованный увиденными цветными снимками, Николай II представляет Прокудину-Горскому дает разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана.

Прокудин-Горский также получает разрешение на использование необходимые для путешествий транспортные средства. Всего было запланировано сделать 10.000 снимков за 10 лет. Эти уникальные фотоматериалы Прокудин-Горский, прежде всего, хотел использовать, с целью просвещения – установить в каждом училище проектор и показывать на цветных слайдах-диапозитивах всё богатство и красоту бескрайней страны. А новый учебный предмет должен был называться «Родиноведение».

Уже через несколько дней после встречи с царем Прокудин-Горский отправляется в первую экспедицию – по Мариинскому водному пути от Петербурга до Волги. Съемка были приурочены к 200-летнему юбилею открытия этой водной магистрали. Того же года, 1909, осенью, проводится съемка по северной части промышленного Урала.

В 1910 г. Прокудин-Горский совершает два путешествия по Волге, запечатлев её от самых истоков до Нижнего Новгорода, а летом, он также снимает южную часть Урала. Летом 1911 г. Проскудин-Горский проводит фотосъемку в Костроме и Ярославской губернии, а к предстоящему юбилею 1812 г. проводится съемка мест вокруг Бородино. Весной и осенью 1911 г. фотограф успевает ещё дважды посетить Закаспийскую область и Туркестан.

Насыщенным становится и 1912 г., когда с марта по сентябрь Прокудин-Горский совершает две фото-экспедиции на Кавказ, где снимает Муганскую степь, совершает поездку по планируемому Камско-Тобольскому водному пути, и проводит съемки местностей, связанных с памятью об Отечественной войне 1812 г. – от Малоярославца до литовской Вильны, также фотографирует строительство Кузьминской и Белоомутской плотин на Оке. и города Рязань и Суздаль

Однако в самый разгар проект прекращается. Предполагают, что у фотографа просто кончились деньги, так как вся работа, кроме транспортных расходов, производилась за его личный счет. С 1910 г. Прокудин-Горский вел переговоры с правительством о приобретении его уникальной коллекции, с целью обеспечить финансирование дальнейших экспедиций. После долгого рассмотрения его предложение получило поддержку на самом высоком уровне, но в итоге коллекция так и не была выкуплена.

Возможно, именно ввиду финансовых проблем с 1913 г. Прокудин-Горский стал уделять внимание предпринимательской деятельности, делая упор на привлечение к своим проектам крупных бизнесменов. В январе 1913 г. он учреждает товарищество на вере «Торговый дом С.М.Прокудин-Горский и К0».

В марте 1914 г. организуется Акционерное общество «Биохром» (услуги по цветной фотографии и по печатанию фотографий) с основным капиталом в 2 миллиона рублей, которому передаётся вся собственность «Торгового дома». Прокудин-Горский с весьма скромным пакетом акций входит в состав правления. Возможно, именно в качестве своего вклада в уставный капитал он передает «Биохрому» права на коллекцию своих снимков.

В 1913-1914 гг. Прокудин-Горский со всей присущей ему страстью занимается созданием цветного кинематографа, патент на который он получает совместно со своим коллегой и компаньоном Сергеем Олимпиевичем Максимовичем. Изобретатели поставили перед собой задачу создать такую систему цветного кино, которую можно будет использовать в широком прокате.

Летом 1914 г. во Франции было построено всё необходимое оборудование для съемки и показа цветных фильмов, но развитию этого нового проекта помешала начавшаяся Первая мировая война. Ни одна из экспериментальных цветных кинолент Прокудина-Горского, включая съемку выхода царской процессии в 1913 г., до сих пор не найдены.

Как писал в своих воспоминаниях 1932 г. сам Сергей Михайлович, с наступлением войны ему пришлось отдать свой специально оборудованный вагон, а самому заниматься цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, обучением съёмкам с аэропланов русских летчиков

В 1915 г., Прокудин-Горский возвращается к «делу всей своей жизни», как о называл цветную фотографию, и с помощью акционерного общества «Биохром» пытается наладить массовый выпуск недорогих диапозитивов со снимков своей коллекции. В том же 1915 г. эти диапозитивы поступают в открытую продажу, но, дело не получает коммерческого успеха.

В 1915 г. Прокудин-Горский создаёт два замечательных юбилейных фотопортрета Федора Шаляпина, в сценических костюмах Мефистофеля и Бориса Годунова. Эти снимки были опубликованы сразу в нескольких изданиях, благодаря чему мы можем их и сейчас видеть. К сожалению, негативы бесследно исчезли.

Летом 1916 г. Прокудин-Горский совершает свою последнюю фото-экспедицию по России, снимает только что отстроенный южный участок Мурманской железной дороги, в том числе лагеря австро-германских военнопленных. По чьему приказу и в каких целях делалась эта съемка секретных военных объектов – до сегодняшнего дня остается загадкой.

После Октябрьской революции 1917 г. Прокудин-Горский ещё несколько месяцев ведёт активную деятельность в России: входит в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, а в марте 1918 г. демонстрирует свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР.

С вступительным словом перед этим показом выступил нарком Луначарский, который к удивлению многих оказался большим ценителем и знатоком фотографии.

Надо заметить, что знания и опыт Сергея Михайловича были востребованы советской властью, как большого специалиста по цветной печати. Поэтому, 25 мая 1918 г. В. И. Ленин дал указание о включении Прокудина-Горского в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг.

С того времени типография на Б. Подъяческой, 22, принадлежащая обществу Проскудин-Горскому стала получать заказы от советских властей. К примеру, в 1918 г. издательство «Коммунистъ» заказывало там клише для книги В. М. Величкиной «Швейцария».

В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ, и у фотографа опять появилась надежда, что новая власть позволит ему осуществить мечту, так и не состоявшуюся при прежней царской власти: чтобы его цветные снимки увидели миллионы школьников и студентов по всей России.

Но к великому разочарованию, фотографу уже было не суждено вернуться на Родину. В стране началась гражданская войн и, командировка превратилась в эмиграцию. В мае 1919 г. Прокудин-Горский собрал в Норвегии группу для продолжения работы над цветным кинематографом. Однако приготовления столкнулись с огромными трудностями, о чём он сам писал впоследствии: «Норвегия является страной, совершенно не приспособленной для научно-технических работ».

Поэтому, в сентябре 1919 г. фотограф перебирается из Норвегии в Англию, где продолжает работу по созданию цветного кино. Всю аппаратуру пришлось делать заново, буквально «на коленке», так как денег не хватало катастрофически. Привлеченные к проекту компаньоны не могли удовлетворить в полном объеме необходимые средства, да и имеющиеся не всегда могли предоставить вовремя.

К тому же в это время, к началу 1920-х гг., началась конкуренция, так как цветной кинематограф в Европе активно осваивали уже несколько фирм, хотя до широкого коммерческого применения было ещё далеко.

С 1921 г. и до самой смерти в 1944 г. Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923-25 гг. из России перебрались члены его семьи. Последними, в марте 1925 г., из СССР выехали его первая жена и дочь Екатерина со своим сыном Дмитрием. В 1920 г. Сергей Михайлович женится на своей сотруднице Марии Федоровне Щедриной и в 1921 г. у них родилась дочь Елена.

Работа по созданию цветного кино к 1923 г. потерпела финансовый крах. К этому моменту относится идея переезда в Соединенные Штаты для продолжения работы, но скорее всего из-за болезни Сергея Михайловича эта поездка не осуществилась. Не реализовав идеи Проскудин-Горский вместе с сыновьями стал заниматься привычным для себя делом фотографированием.

Что стало с знаменитой коллекцией? Вот, что удалось узнать . Согласно записям Сергея Михайловича, «благодаря удачно сложившимся обстоятельствам» ему удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной её части. Когда и при каких обстоятельствах это произошло – до сих пор остаётся загадкой.

Первое упоминание о нахождении коллекции во Франции относится к концу 1931 г., когда её показали соотечественникам-эмигрантам. В 1932 г. была составлена записка о коммерческой эксплуатации коллекции, которая перешла в собственность сыновей Прокудина-Горского Дмитрия и Михаила.

Предполагалось закупить новый проекционный аппарат (взамен оставленного в России) и проводить демонстрации снимков в цвете, а также издавать их в виде альбомов. Но, осуществить этот замысел не удалось, скорее всего, из-за отсутствия необходимых средств.

До 1936 г. Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрируя свои снимки, в том же году он опубликовал свои воспоминания о встрече с Львом Толстым в Ясной Поляне.

Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 г. в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Могила Сергея Михайловича находится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (Prokudin-Gorskiy)