В какой руке держат державу. Регалии царской власти: корона, скипетр, держава. Царские регалии. Шапка Мономаха

Древности Российского государства. Отделение I .: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. - М., 1849. - 175 с.

Образ Иоасафовской Богоматери

П од именем Иоасафовской Богоматери известен в Московском Архангельском Соборе налойный осмилистовый образ Богоматери, писанный греческим пошибом [стилем] на липовой доске с выемкою. Судя по рисунку и колориту, он писан в России и твердостью одного и плавкостью другого близко подходит к стилю школы Рублева. Лицо Богоматери более круглое, чем продолговатое, без костоватости [подпробелки], но с отживкою [блесками, движками, оттенками]; выражение его более мрачное, чем умильное; нос маленький, тонкие, глаза без слезников, кои появляются на иконах с XVI века. Доличное вохряного цвета, без иконопи [навод растворенным золотом], между тем как доличное у Спасителя с золотыми гвентами [черты, складки на одежде, коей откинутые полы назыв. картушек ]. На челе и на персях у Богоматери три звезды, знаменующая ее девство до рождества, в рождестве и по рождество.
У крашения иконы замечательны искусством и богатством. Поля ее, или светы, покрыты золотым сканным с финифтью окладом; венец на Богоматери золотой с городками, гривною и тремя цатами, к ней привешенными. Те и другие усеяны драгоценными каменьями, по большей части, негранеными. На Спасителе такой же венец с городками.

Н а золотых дробницах по полям образа наведены чернью лики: Пресвятой Троицы, Св. Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Николая Чудотворца, Св. Василия Парийского, Феодора Стратилата, Иоанна Лествичника, Препод. Сергия и Анастасии Римлянины.
Т ак как, по древнему обычаю на Руси, на св. иконах нередко изображались Святые, тезоименитые членам какой-нибудь фамилии; то и в Святых на иконе Иоасафовской Богоматери, вероятно, увековечены имена семейства владетеля ее; ибо здесь находим святых Иоанна Предтечу, Феодора Стратилата и Анастасию Римлянину, соименных Царю Иоанну Васильевичу, Царице Анастасии Романовне и Царевичу Федору. Если б икона устроена была Царем Федором Алексеевичем, которому присваивается описью этот образ, то наверное на дробницах изображены были бы Святые, тезоименитые его родителю и одной из его супруг, Агафии или Марфе. Вероятнее же, эта икона была молебная, комнатная, и перешла ему в благословение от родителя, а в Собор поступила, может быть, по смерти его, как надгробная, выносная.
Ч то же касается до названия иконы Иоасафовскою: то в числе явлений от икон Богоматери такой не встречается. А как Патриархи Московские, при вступлении своем на Святительский престол, имели обыкновение подносить Царю св. иконы в благословление: то или Иоасаф I поднес ее Царю Михаилу Федоровичу, или Иоасаф II Царю Алексию Михайловичу, от которого она могла поступить в наследие сыну его и преемнику Федору под именем Иоасафовской. (С. 8-9)

Образ Положения Ризы Господней

С ходный по стилю своему с Каппониевыми святцами и с иконами, писанными в XVII веке обществом Строгановских зоографов, этот образ достопримечателен и по своему содержанию.
П ерсидский Шах-Аббас, в удостоверение дружественного расположения своего к Царю Михаилу Федоровичу, прислал к нему между прочими дарами с Грузином Урусамбеком, 1625 года, Марта 11, часть ризы Господней в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В грамоте своей Шах извещал, что, по завоевании Грузии, святыню сию нашел в Митрополичьей ризнице.

Х отя Патриарх Филарет и принял с радостью это священное сокровище; но как оно шло от неверного царя, то и совещался с державным своим сыном о том, можно ли слово неверных принять без истинного свидетельства. Потом Филарет с освященным собором приступил к освидетельствованию. В ковчеге найдена, как значится в окружной грамоте, «часть ризы, в длину и поперег пяди, полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет в давних летах лицо изменила, «а ткана во льну». В Москве тогда пребывали Иерусалимский Патриарх Феофан, поставивший Филарета в Патриархи, а с ним Греческие старцы Нектарий и Иоанникий: Московский Первосвятитель и обратился к ним с вопросами о ризе Господней. Нектарий отвечал, что он видел сам эту святыню в Грузии в церкви, называемой Илета и от тамошнего духовенства слышал, что она некогда принесена туда воином, бывшим в Иерусалиме при распятии И. Христа, и ознаменована многими чудесами. Слова Нектария подтвердил Иоанникий, и другие жители Востока удостоверили в истине предания Палестинских и Греческих христиан о ризе Господней. На человеческом свидетельстве, сколь бы оно ни казалось достоверным, не остановился рассудительный Филарет; но употребил духовное средство. По совещании его с Архиереями и духовными властями, установлен был семидневный пост и молебствие, а для узнания воли Божией и для открытия истины, повелено возлагать сию святыню на больных и недужных. Многие чудеса оправдали подлинность святыни и веру принявших ее.
П осле того, риза Господня торжественно положена в большом Успенском Соборе и установлен ежегодный праздник Положения ризы Господней, который и доныне совершается 10 июля. Для хранения святыни устроен Патриархом 7133 г. Сентября 30, величественный медный шатер, занимающий место близь Филаретовой гробницы в югозападном углу Собора.

Н а образе, по видимому, современном событию, во внутренности этого шатра виден Царь с тремя Святителями, предстоящий в молении престолу, на коем положена честная и многоцелебная риза Господня. Шатер окружен духовными властями, иноками, боярами и народом. На первом плане Михаил Федорович, бывший тогда 20 лет, изображен безбрадым, во всей царской утвари; по другую сторону Патриарх, вероятно, Иерусалимский, а позади его Московский Патриарх и Архиерей в митрах. Пятиглавый собор, где происходит все это действие, представлен в разрезе.
В расстановке или сочинении лиц заметна симметрия, так что на первом плане фигуры ярче и рельефнее; но, по недостатку знания в перспективе, лица у него на втором и третьем плане одинакой величины, как и на первом. Впрочем в них нет того единообразия, какое находим на многих старинных иконах; ибо повороты голов и лица разнообразны. Для отечественной Археологии важно доличное, или костюмы духовных властей, черноризцев, мирян разных сословий - мущин и женщин. В целом и частях строго соблюдено приличие, так что, если в этом изображении нет изящества, за то нет и уродливости.
К олорит, если только колоритом можно назвать раскраску, отличается твердостью, яркостью, костоватостью на высоких местах и плавкостию, которым по справедливости удивляются иностранные художники в Каппониановых Святцах, где встречаем имена царских иконописцев в Москве XVII века.<…>
К сожалению, нам неизвестно имя зоографа, который написал этот образ, достопамятный в историческом, археологическом и художественном отношении; но, по сличению его с произведениями Царских и Патриарших иконописцев, составлявших при дворах Государя и Святителя род Академии художеств, можно с достоверностью заключить, что он произведение их кисти. Список с этой иконы, большого размера, находится в числе местных образов Успенского Собора Троицко-Сергеевой лавры. (С. 29-31)

Корону, скипетр и державу, трон, двузубец - относят с символам монархической власти.

Корона (от латинского слова corona - венец, венок), головной убор, являющийся знаком (символом) монархической власти. Изготовлялись из драгоценных металлов (главным образом золота) и богато украшались драгоценными камнями и жемчугом. Имели различную форму (диадемы, шапки, венцы, обручи с листьями, зубцами и пластинками и т.п.). Есть также папская корона - тиара. Появление относят к государствам Древнего мира (Древний Египет, Древний Рим, Шумер). Были очень распространены в государствах Европы в период развитого феодализма (с XI века). На Руси в качестве короны Великого князя, позднее царя использовалась шапка Мономаха, при императорах - Большая императорская корона. Сейчас, как правило, монархи носят короны лишь в особо торжественных случаях .

Скипетр - древнейший символ власти, щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов - серебра, золота или слоновой кости; наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти. В русской истории скипетр явился преемником царского посоха - повседневного, а не парадного символа власти царей и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги. В состав царских регалий скипетр «из кости однорога трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями» (сэр Джером Горсей, Записки о Московии XVI, века) вошел в 1584 году при венчании на царство Федора Иоановича. Эта подаваемая в алтаре храма патриархом Всея Руси в руки Помазанника Божия инсигния власти тогда же вошла в царский титул: «Бога в Троице славимого милостию скипетродержателя Российского царствия». В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя. Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича .

Держава - символ монархической власти (например, в России - золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского "държа" - власть. Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом. Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава - женского.

Данную эмблему Россия заимствовала из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.

Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой. Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием. Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока» .

Иконописным прообразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила - как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока). Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю. Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.

Трон (греческое thronos), богато украшенное кресло на специальном возвышении - место монарха во время официальных приемов, торжественных церемоний; символ монархической власти. Испокон веков троны рассматривались как символ королей и богов. Трон служил при коронациях и интронизациях. Древние греки, согласно Гомеру, резервировали дополнительный пустой трон в королевском дворце и в храмах для богов.

Трон воздвигается на возвышении как центр мира между Небом и Землей. Он представляет также чудесным образом рожденного, облик которого изображен на троне и зафиксирован в символическом названии трона, к примеру, драконовый трон, лотосовый трон, львиный трон. Колени Великой Матери как Царицы Небес являются символом трона. Трон предполагает отношения между Богом и человеком или правителем и субъектом. У буддистов Алмазный Трон помещенный у подножия Древа Знания и является вселенским центром, недвижимой точкой, вокруг которой вращается мир, местом вдохновения и просветления. Будда изображается сидящим на Алмазном, Лотосовом или Львином троне. Пустой трон символизирует Будду, черты которого слишком изумительны, чтобы быть - изображенными. Трон Закона - это учение Будды и достижение состояния Будды .

У христиан трон означает епископское и мирское достоинство и правление, власть, подсудность. Трон Бога выполнен из золота. Дева Мария - это Трон Мудрости. У египтян Царица Неба Изида - место сидения и трон, который является коленями Великой Матери-Земли. Трон символизирует также божественность и земное правление фараона. У евреев Трон Бога, изобразивший Изекилю, - Нижний трон как место обитания или дом бога на земле в храме, центр космоса, в то время как Верхний или Небесный Урон располагается в Новом Иерусалиме, его поддерживают четыре существа с лицами льва, быка, орла и человека (тетраморфы).

У индийцев Трон, как и Храм, стоит на священном основании в форме квадрата и присущих этой форме парах противоположностей; в строении трона эти пары представлены порядком и хаосом, знанием и непросвещенностью, правлением и анархией. Положительные качества представлены в виде ножек, как вертикальные, а отрицательные и горизонтальные - в виде подлокотников. Символика Алмазного трона одна и та же для буддизма и индуизма. У иранцев Персидский царский трон - Павлиний трон. У мусульман Трон его был над водами (Коран). Трон, который заключает в себе мир, поддерживается восемью ангелами. У шумеро-семитов это синхронически и власть, и божественное правление царей, а также колени Великой Матери как олицетворение земли.

Двузубец символизировал двусмысленную сущность власти в теократических государствах: ее светскую и духовную сущности. Использовался в качестве эмблемы Хазарского каганата. По-видимому, был заимствован от хазар киевскими князьями. Из летописей известно, что символом князя Святослава Игоревича был двузубец, при Владимире Святославиче трансформировавшийся в трезубец. Вместе с тем двузубец символизировал хтонические силы (хтонические божества - в древнегреческой мифологии - древнейшие, как правило, чудовищные, дисгармонические, змееногие или змееподобные божества: Пифон, Тифон, гекатонхейры, киклопы, гиганты и др.). С двузубцем изображался, в частности, владыка подземного царства Аид .

Таким образом, к символам монархической власти относятся: корона - головной убор монарха; скипетр - преемником царского посоха, символ мужского начала; держава - являлась знаком отличия императоров Священной Римской, также была символом женского начала; трон - место монарха во время официальных приемов; двузубец символизировал двоякую сущность власти в теократических государствах.

Но в этот раз мы хотим обратить ваше внимание на регалии русских царей, которые очень редко покидают стены Оружейной палаты. Это держава и скипетр. В выставочных витринах представляется уникальная возможность разглядеть их со всех сторон и поразиться мастерству их исполнения.

Держава. Западная Европа, конец XVI - XVII века. Фото с сайта Музеев Московского кремля .


О происхождении скипетра и державы нет точных документальных данных, однако совершенно очевидно, что они созданы первоклассными западноевропейскими ювелирами. Эти регалии представляют собой великолепные произведения искусства эпохи позднего Возрождения.



Скипетр имеет вид литого золотого стержня с изящными членениями и виртуозно выполненным гротескным орнаментом, мастерски расцвеченным цветными эмалями.

Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.


Канфарение — украшение поверхности металлического предмета равномерно расположенными мелкими точками, штрихами, линиями и пр. с помощью особых чеканов или пуассонов.


Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.

Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.

Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.


Увенчанная высоким крестом держава декорирована большим количеством драгоценных камней в нарядных кастах. Ее верхнюю часть украшают высокорельефные, покрытые многоцветной эмалью изображения сцен из жизни библейского царя Давида: «Помазание царя Давида пророком Самуилом», «Победа Давида над Голиафом», «Возвращение с победой», «Гонение от Саула».

Каст (оправа камня) — общая деталь всех ювелирных изделий с камнями. Существуют два типа кастов, различающихся принципом держания камня, — глухие и крапановые. В глухих — камни удерживаются сплошными стенками по всему периметру каста, а в крапановых — отдельными стойками (крапанами), вырезанными в касте или напаянными на него.

Фрагмент. Держава. «Помазание царя Давида пророком Самуилом». Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.


1. И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.
2. И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу»;
3. и пригласи Иессея к жертве; Я укажу тебе, что делать тебе, и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе.

(Первая книга Царств 16:1-3)


Давид — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея из Вифлеема. По Библии, царствовал сорок лет: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединённого царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида представляет собой образ идеального властителя. Историчность царя Давида является предметом научной дискуссии.

Каждая сцена - это замечательная скульптурная миниатюра, в которой привлекают тщательная проработка черт лиц, деталей костюма, оружия, уверенная передача пейзажа, сложных движений удлиненных фигур с несколько манерными жестами и позами.

Фрагмент. Держава. «Победа над Голиафом». Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.
Держава - в 42,4; дл. окружности 61; дм. основания 6,7.


48. Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину.
49. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.
50. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.
51. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.

(Первая книга Царств 17:48-51)


Художественные особенности этих двух памятников дают возможность считать, что скипетр был создан в знаменитых придворных мастерских императора Рудольфа II, которые находились в Праге, а держава, скорее всего, принадлежит к работам златокузнецов южногерманских кузнецов, с которыми император поддерживал тесные связи.

Фрагмент. Держава. «Возвращение с победой». Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение
.
Держава - в 42,4; дл. окружности 61; дм. основания 6,7.


6. Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами.
7. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!

(Первая книга Царств 18:6,7)

Царь Саул — библейский персонаж, согласно Ветхому Завету первый царь народа Израиля и основатель единого Израильского царства (около 1029—1005 год до н. э.), создатель регулярной еврейской армии, в ветхозаветном повествовании — воплощение правителя, поставленного на царство по воле Бога, но ставшего Ему неугодным. Возможно, является реальным историческим лицом. Был выбран и помазан на царство пророком Самуилом, позднее не исполнил его повеление и вступил с ним в конфликт, и пророк тайно помазал на царство юного Давида.

Фрагмент. Держава. «Гонение от Саула». Западная Европа, конец XVI - XVII века.

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.

Держава - в 42,4; дл. окружности 61; дм. основания 6,7.

1. И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда.
2. И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек.
3. Оттуда пошел Давид в Массифу Моавитскую и сказал царю Моавитскому: пусть отец мой и мать моя побудут у вас, доколе я не узнаю, что сделает со мною Бог.
4. И привел их к царю Моавитскому, и жили они у него все время, доколе Давид был в оном убежище.
5. Но пророк Гад сказал Давиду: не оставайся в этом убежище, но ступай, иди в землю Иудину. И пошел Давид и пришел в лес Херет.

(Первая книга Царств 22:1-5)

Возможно, что именно к этим предметам относятся сведения о привозе в Москву в 1604 году от Рудольфа II царю Борису Годунову с посольством Генриха фон Логау регалий, в числе которых скипетр и держава.


Держава. Западная Европа, конец XVI - XVII века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.
Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.
Фото из инстаграма Музеев Московского Кремля
.

Мы советуем вам воспользоваться великолепной возможностью рассмотреть эти уникальные экспонаты с невероятно близкого расстояния и посетить выставку «Борис Годунов от слуги до государя всея Руси».

Выставка продлится до 31 января 2016 года.

Адрес: Московский Кремль. Выставочный зал в Успенской звоннице.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
Все подробности .

Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 Кузнецов Александр

Регалии царской власти: корона, скипетр, держава

Корона, скипетр, держава – это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны, в основном, античному миру. Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, – военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.

В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.

Шапка Мономаха

Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Скипетр считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства, скипетр использовался античными правителями и должностными лицами (кроме императоров), например, римскими консулами. Скипетр, как обязательная регалия власти, присутствовал при коронации государей во всей Европе. В ХVI в. он упоминается и в чине венчания русских царей

Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного: «На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов». В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр. Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе – «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с ХVI века. Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными регалиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данныя тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».

«Большой наряд» Михаила Федоровича (шапка, скипетр, держава). 1627–1628 гг.

Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до ХVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую – державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу – князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке – всадник, поражающий дракона), в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава, над головами орла – три короны практически на одной линии, средняя – с крестом. Форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом – символическое изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией. Печать с аналогичным рисунком употреблялась в Малороссийском Приказе.

Печать царя Алексея Михайловича. 1667 г.

Круг к большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Мастер Василий Кононов. 1683 г. Серебро

После Андрусовского перемирия, завершившего Русско-польскую войну 1654–1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в Русском государстве была «учинена» новая большая государственная печать. Она знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное Собрание законов Российской империи, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении Государственного герба. Уже 4 июня 1667 года в статье наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу, который отправлялся с царскими грамотами к курфюрсту Бранденбурга и к герцогу Курляндии, подчеркивается: «Буде ему в Курлянской земле Якубус Князь или ближние его лица, также и в Бранденбурской земле Курфистр или ближние его люди или их приставы учнут говорити, для чего ныне его царского величества в печати над орлом три коруны с прочими изображеньми? И Василью им говорити: орел двоеглавый есть герб державы великого государя нашего, его царского величества, над которым три коруны изображенны, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохра-нимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению». Далее идет описание, которое несколько месяцев спустя объявлялось не только «в окрестные государства», но и российским подданным. 14 декабря 1667 года в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» читаем «Описание печати Российского государства: «Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича (отца и деда – Н. С. ); на персех (на груди – Н. С. ) изображение наследника; в пазнок-тех (в когтях – Н. С. ) скипетр и яблоко (держава – Н. С. ), собою являют милостивейшаго Государя Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».

Опытнейший кодификатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский – светило русской бюрократии, исходя из текста указа, впоследствии однозначно квалифицировал это изображение как «герб державный». Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр Алексеевич – Петр I.

Из книги Большая книга афоризмов автора

Великая держава См. также «Внешняя политика», «Нация» Большая империя, как и большой пирог, начинает крошиться с краев. Бенджамин Франклин Чем меньше граждане, тем больше кажется империя. Станислав Ежи Лец Другие нации «используют силу»; мы, британцы, «демонстрируем

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СК) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Жезл, посох, скипетр Посох с крюком и цеп ТутанхамонаЖезл, посох и скипетр – древние эмблемы сверхъестественной силы.Жезл – символ превращения, связанный с колдовством и таинственными существами. Посох – символ мужской силы и власти, часто связан с энергией деревьев,

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Драгоценности царской семьи (По материалам Э. Максимовой)Семья Николая II увезла в 1918 году свои ценности в сибирское изгнание, в Тобольск. Большая часть ценностей осталась там после того, как семью этапировали в Екатеринбург. ОГПУ неоднократно приступало к поискам. Самые

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Династические регалии Драгоценные камни испокон веков играли важную роль не только в религии и в медицине, но и в качестве династических регалий монархов: королей, императоров, царей. Сапфиры украшали короны многих монархических династий Европы, Византии, Древнего Рима

Из книги По следам шпионов Александра Дюма в столице Универсиады-2013 автора Курносов Валерий

29. РЕСУРСЫ ВЛАСТИ И СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ Источники власти разнообразны, как и средства воздействия на объекты власти для выполнения поставленных задач.Ресурсами власти называют потенциальные средства, которые могут использоваться, но еще не используются или

Из книги Символика тюрем [Нравы уголовного мира всех стран и народов] автора Трус Николай Валентинович

XII. Таинственные масоны на царской дороге «Во время своих походов мы столкнулись с ректором Казанского университета, что был основан императором Александром в 1804 году. Спасенья не было, и мы должны были следовать за ним в его учреждение», – написал далее в своих путевых

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Тюрьма в царской России: из воспоминаний Наконец, дело наше подходило к концу. В Комитет же водили редко. Нам позволяли иногда выходить на полчаса в сени. Вскоре принесли обыкновенные вопросы для подсудимых: который кому год? какого исповедания? и т. д. Вслед за тем стали

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Политика, журналистика, правосудие автора Душенко Константин Васильевич

Установление царской власти Иван IV Грозный – первый русский царь (с 1547 г.).1533–1584 гг. – правление Ивана Васильевича IV Грозного.1547 г. – коронация Ивана IV в Успенском соборе Кремля. Московское княжество становится царством.Титул: Царь и Великий князь всея Руси.1547 г., июнь –

Древние государственные регалии принадлежат к наиболее значительным государственным символам. К ним относятся венцы, короны, скипетры, державы, меч, бармы, щит, троны. Однако государь являлся в полном облачении лишь несколько раз в год – во время важнейших церковных праздников и на приёмах особо важных иноземных послов. Некоторые регалии использовали лишь единожды при жизни монарха. В настоящее время подлинные регалии Московского, а позже Российского государства хрнятся в коллекции Государственной Оружейной палаты Московского Кремля. В этой статье мы расскажем о царский регалиях в хронологической последовательности, начиная с самых древних.

Царские регалии в коллекции Оружейной палаты

Самым древним символом княжеской власти является меч. Впервые его стали изображать ещё на древних иконах. Чуть позже к мечу добавился щит. Таким образом княжескую власть в первую очередь символизировало оружие, в древние времена – щит и меч. Однако государственный щит и государственный меч в коллекции оружейной палаты относятся к XVI-XVII векам.

О щите – ниже.

Самая древняя регалия, представленная в нашей сокровищнице – это шапка Мономаха. О ней подробно рассказано в статье . Кратко повторим основные факты.

Царские регалии. Шапка Мономаха

Существует старинное “Сказание о князьях Владимирских”, согласно которому Владимир Мономах венчался на Великое Киевское княжение Шапкой Мономаха. Сказание гласит, что венец подарил ему византийский император Константин Мономах, приходившийся дедом киевскому князю. (Подробно о “Сказании о князьях Владимирских” рассказано в статье ) .

На одном из барельефов Мономахова трона видно, что князь Владимир изображён в шапке Мономаха.

Мономахов трон. Фрагмент

Историю о том, что византийский император пожаловал эту шапку давнему предку Грозного, активно распространяли во времена царя Ивана. Однако это не более, чем красивая легенда, придуманная для объяснения (легитимизации) нового статусного звания Государя Всея Руси. Ещё в XIX веке историки опровергли византийскую версию происхождения Шапки Мономаха.

По сей день существуют три версии о месте изготовления этой регалии. Согласно первой из них, шапку Мономаха могли изготовить в Византии, но не при императоре Константине, а гораздо позже, во время правления Палеологов в XIV-XV веках. В пользу этой версии говорит то, что скань на изделии очень высокого качества, характерная для византийских мастеров.

Есть и другая гипотеза, согласно которой шапка Мономаха имеет центральноазиатское происхождение. На это указывает мотив цветка лотоса в её украшении. Вероятным местом её изготовления могут быть Самарканд или Бухара.

Третья версия гласит, что это работа греческих мастеров, работавших в Москве.
Возможно, что шапку Мономаха подарил Ивану Калите татарский хан Узбек. Подобный подарок был подношением хана своему вассалу, поэтому при русском дворе такую версию замалчивали и выдавали венец за византийскую работу.

Надевали шапку Мономаха не на голову, а на особую шапочку, сшитую из парчи.

Церемония венчания на царство

Все средневековые правители, в том числе и западные, в символах государства ориентировались на Константинополь. Во многих европейских государствах существовали короны, похожие на венец византийского императора. На таких коронах почти всегда изображали Христа в венце. Таким образом отражалась идея божественного происхождения власти. Государь есть помазанник Божий и проводник учения Христа на земле.


Корона Константина IX Мономаха. XI век. Фото с сайта http://botinok.co.il/node/52192

Первая подробно описанная относится к концу XV века. Государь Иван III венчал своего внука, царевича Дмитрия Ивановича, на Московское княжение золотым венцом, т.е. Шапкой Мономаха. Известно также, что на него возложили бармы – золотые цепи. Происхождение барм историки ещё не объяснили.

В церемонии венчания на царство на Руси также присутствовал обычай осыпать князя монетами. Хотя известно, что в Византии и на Западе монеты кидали в толпу. Скорее всего, русские послы, бывшие на торжественном венчании императора в Константинополе, не совсем поняли этот обряд, или неточно передали его. Поэтому у нас самого князя осыпали монетами. После чего присутствующим на церемонии разрешали их подбирать.

Последнее венчание на великое княжение состоялось в 1534 году. Тогда венчали малолетнего Великого Князя Иоанна IV Васильевича. В 1547 году Иван IV венчался на царство, изображение этой церемонии сохранилось в Лицевом летописном своде.
Кроме меча, щита, шапки Мономаха и барм одной из важнейших государственных регалий является крест. В коллекции Оружейной палаты в крест вставлена щепочка подлинного креста Иисуса Христа.

Регалии царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Царские регалии

Шапка Казанская. Царские регалии

Вторым по древности венцом в коллекции регалий Оружейной палаты является ШАПКА КАЗАНСКАЯ . Она не дошла до нас в первоначальном виде, в начале XVII века её переделали. Первоначально Казанскую шапку венчал большой изумруд, который мы сейчас видим на шапке Михаила Фёдоровича.

В отношении места её изготовления также нет единого мнения. Возможно, она была изготовлена в Москве во времена Ивана Грозного в честь завоевания Казанского ханства и повторяет собой венец татарского хана. Возможно, что это подлинный венец правителя Казани, взятый во время похода Ивана Грозного в качестве трофея.

Загадкой для исследователей является состав материала тёмного цвета, образующего фон Казанской шапки. Достоверно известно, это не чернь и не эмаль. Чтобы провести химический анализ материала, нужно соскоблить небольшую часть покрытия. В настоящее время это не представляется возможным. Учитывая неизвестную технику изготовления этого фона, Казанская шапка имеет, скорее всего, не московское происхождение.

У иностранцев венец подобной формы вызывал ассоциацию с папской тиарой. Они полагали, что Иван Грозный посягает на мировое господство. На Руси во времена Ивана Грозного появилась легенда о том, что Рюрик был потомком римского императора Августа.

При венчании на царство Ивана Грозного, в 1547 году, первого русского царя не мазали миром. Первым государем, кого действительно «помазали» на царство, был его сын, царь Фёдор Иоаннович.

Костяной трон. Царские регалии

«Костяной трон» хоть и называется троном Ивана Грозного, возможно, не имеет отношения к этому царю.

В этом троне есть пластины, которые датируют XVI веком. Кроме слоновой кости в нём присутствуют моржовая кость, кость мамонта и даже говяжья. Русские мастера в разные времена ремонтировали трон и некоторые утраченные элементы сделали из говяжьей кости.

Подлинная слоновая кость находится в первом ярусе трона, где изображены сцены помазания царя Давида на царство. Ниже находятся изображения языческих, античных сцен, взятых из греческой мифологии. Именно поэтому историки делают вывод о том, что трон собирали по частям из разновременных элементов.


Костяной трон. Фрагмент

Двуглавый орёл, расположенный на спинке трона – это символ империи. Он изображался не только на гербе Российской, но и Австрийской империи. Есть версия, что вместо орла на спинке трона прежде было изображение Юноны.


Может быть трон и принадлежал Ивану Грозному, но привезли его в Москву позже.

В XVIII-XIX веках возникла легенда о том, что этот трон привезла в Москву греческая царевна София Палеолог в конце XV века. Интересно, что Ивана Грозного дважды изобразили на этом троне. Известна скульптура Антокольского, где царь изображён сидящим на костяном троне. также изобразил этот трон. Хотя у историков при этом возникает вопрос – что делал этот трон на женской половине дворца, где и произошла трагедия, послужившая сюжетом для полотна Репина. (Оба изображения экспонируются в коллекции ГТГ).

Регалии царя Фёдора Иоанновича. Царские регалии

Бармы

Бармы, которые также входят в состав государственных регалий, сейчас экспонируются в витрине со светским платьем, вместе с платном Петра I. На них изображены христианские святые. Изготовили их в конце XVI века в золотошвейной мастерской царицы Ирины Годуновой, жены царя Фёдора Иоанновича.

Каждый раз при церемонии венчания на царство бармы переделывали. Эта вещь индивидуальная и другому человеку не подходила, потому что сонм святых покровителей одного человека не соответствовал святым покровителям другого и новый царь не мог воспользоваться бармами своего предшественника. На бармах царя Фёдора шелками и драгоценными нитями вышит – Деисус – молельное предстояние Богоматери и Иоанна Предтечи перед Небесным Царём и Судией Земным.
СКИПЕТР впервые появился в церемонии венчания на царство царя Фёдора Иоанновича в 1584 году.

Регалии царя Бориса Годунова

Державу впервые использовали при венчании царя Бориса Годунова в 1598 году.

Трон царя Бориса Годунова

В коллекции ГОП экспонируется и ТРОН ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА иранской работы. Это подарок 1604 года от персидского шаха Аббаса II.

В Иране такой предмет мебели не служил троном. Обычно делали два таких кресла и столик к ним. Хранители коллекции до сих пор не знают, получил ли Борис Годунов в подарок полный комплект или же только один трон. Использовать это кресло как собственно трон не могли, потому что у него нет спинки. Он мог служить как выносной трон. Подлинная обивка не сохранилась, в современном виде трон обит французской тканью XVIII века.

Регалии царя Михаила Фёдоровича. Царские регалии

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО ЦАРЯ МИХАИЛА ФЁДОРОВИЧА. Миниатюра опубликована в книге И.А.Бобровницкой “Регалии Российских государей”
Держава

Державу царя Михаила Фёдоровича сделали в Западной Европе, в Праге, в мастерских короля Рудольфа II. Скорее всего, эти регалии привезло на Русь Цесарское посольство.

Царь Михаил Фёдорович

Дипломаты тайно вручили царский заказ, ибо вручение государственных регалий в международной дипломатии было знаком признания вассального положения государя, которому эти регалии вручали. (Вспомните, что пока не найдено ни одного документального подтверждения того, что Узбек вручил государственную регалию, шапку Мономаха, Ивану Калите. Если такой факт и имел место быть, то его тщательно «забывали»).

Заказ на изготовление государственных регалий, сделанный богемскому королю Рудольфу II был хоть и почётным, но вручили его на неофициальной встрече. Есть версия, что регалии заказывал ещё Фёдор Иоаннович, но он умер прежде, чем успел ими воспользоваться. Борис Годунов также не успел их надеть, так как вскоре тоже приказал долго жить.

Цепь

К регалиям Михаила Фёдоровича при венчании его на царство в 1613 году относится цепь.


Цепь-окладень царя Михаила Фёдоровича. Москва, Мастерские Кремля, XVII в.

Это одна из древнейших дошедших до нас цепей. На звеньях цепи изображён царский титул. Хотя считается, что цепь принадлежала Михаилу Фёдоровичу, историки не пришли к единому мнению, к какому времени относится этот выгравированный на цепи титул – то ли к 1613-му году, то ли к концу правления, к 1640-м годам.

Другие цепи в коллекции – скорее всего западноевропейской работы. К ним крепили кресты.


Цепь из коллекции Оружейной Палаты. Западная Европа, XVI в.

Бармы царя Михаила Фёдоровича Романова находятся в фондах музея.

Венец царя Михаила Фёдоровича

Венец царя Михаила выполнен в царских кремлёвских мастерских. Мастер, сделавший его, был родом из Германии, хотя в документах о получении гонораров он значится под русским именем. Для русского средневековья это обычная практика: изменять иностранные имена и заменять их русскими. Мастер получил заказ восстановить шапку, утраченную в Смутное Время и изготовить новую на манер скипетра и державы, чтобы было соблюдено стилистическое единство всех трёх предметов.


Венец, скипетр и держава царя Михаила Фёдоровича

Изумруд, который венчает шапку, был снят с Казанской шапки Ивана Грозного.

Интересная история произошла с Николаем I в Варшаве, когда он короновался в столице Польши. Императору передали сапфир. Якобы он был частью русской короны, которую увезли в Польшу в Смутное время. Первоначально в мастерских Рудольфа сделали полный комплект – шапку, скипетр и державу. Шапка во время Смуты пропала, якобы стала трофеем польских завоевателей. И всё, что он неё осталось – сапфир, который и преподнесли российскому самодержцу.

Трон царя Михаила Фёдоровича

Есть версия, что трон царя Михаила Фёдоровича прибыл в 1629 году из Ирана. Это ещё один дар персидского шаха Аббаса. Трон сильно переделан. Он украшен золотыми пластинами, общим весом около 13 кг золота.

Среди камней преобладают камни красного цвета – турмалины и рубины, а также голубая бирюза. Другие самоцветы – сиреневые аметисты, крупные желтовато-зелёные перидоты и изумруды. Два самых крупных камня – ромбовидные топазы. Иран очень нуждался в хороших отношениях с Россией. Об этой нужде можно судить по стоимости “золотого” трона.

Посох

Посох также включался в состав государственных регалий. Известно, что когда свергли царя Василия Шуйского, то первым делом у него отобрали посох. Когда призывали на царство Михаила Фёдоровича, то в Кострому малолетнему Романову в качестве регалии привезли тоже посох. Посох Михаила Фёдорвичаукрашен сапфирами и мордами грифонов.

Посохи духовных и светских лиц довольно просто различить. На посохах духовенства концы рукоятки направлены вниз, а на светских – нет.

Регалии царя Алексея Михайловича. Царские регалии

Алмазный трон

Алмазный трон сохранился без переделок. Латинская надпись на спинке прославляет мудрость царя.

Вместо европейских львов изображены восточные слоны. Трон привезла компания купцов, которая просила царя разрешить им беспошлинную торговлю. Возникает вопрос – где заказывали трон? Всё говорит о том, что трон заказали в Иране. Тогда знал ли иранский шах, о том, что его мастера работали «налево» для русского царя? Видимо, он знал. Так же, как знал о том и Рудольф, что его мастера выполняют заказ Бориса Годунова.

Но по этикету русский царь не мог принять такой подарок от нижестоящих чинов. Он выкупил трон у купцов за 7 000 рублей. Это единственный в истории случай, когда троном пытались дать царю взятку. Но русские цари неподкупны, деньги заплатили, а ходатайство отправили в долгий ящик. Право беспошлинной торговли купцы получили лишь спустя 7 лет, потому что исполнение их просьбы противоречило интересам государства.

Турецкие ювелирные изделия в коллекции Оружейной Палаты. Царские регалии

В собрании хранится держава, выполненная в турецком стиле. Держава – это символ государства. Государство процветает в царствование государя.

Держава и скипетр царя Алексея Михайловича

Хронологию турецкого скипетра пока выяснить не удалось. Он выполнен то ли в 1639, то ли 1659 году. И если в 1639 году, то его заказывал не Алексей Михайлович, а Михаил Фёдорович. Тогда возникает вопрос, а где другие предметы? Сохранилась переписка об изготовлении скипетра. Его выполняли греческие мастера, работавшие на турецкого султана. Заказ им оплатили не сразу, хотя драгоценные камни для украшения предметов они покупали за свой счёт. Но в конце-концов деньги мастерам выплатили сполна.

Турецкие ювелирные изделия можно видеть на маскарадном костюме императора Николая Александровича. В украшении этого костюма использовали подлинные турецкие пряжки XVII века.


Регалии царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Царские регалии

Двойное венчание на царство проходило в 1682 году. Ивану было 16 лет, Петру – 10. Шапкой Мономаха венчали старшего из братьев, Ивана Алексеевича. В коллекции находится ШАПКА ВТОРОГО НАРЯДА. Изготовили её в течении одного месяца, поэтому у мастеров просто не было времени, чтобы украсить её тонкой изящной сканью.

Двойной трон

Трон переделан из трона Алексея Михайловича работы Аугсбургских мастеров. Ширина ступенек и ширина сиденья не совпадают.

Это единственный в истории двойной трон. Он представляет собой полный тронный комплекс с подставками для того, чтобы никто не приближался к царю достаточно близко. Приблизиться к царю можно было только послам, когда им разрешали целовать государеву десницу (руку).

Алмазные венцы

Алмазные венцы тоже вызывают много вопросов. Почему они разные? Ведь на одном венце только алмазы, а на другом – алмазы и хризолиты. Алмазы составляют узор в форме двуглавых орлов. Вес венцов – примерно 2 кг. Они сохранились благодаря стараниям царя Петра Алексеевича.

Шапка алмазная царя Ивана Алексеевича Шапка алмазная царя Петра Алексеевича
Шапка алтабасная
Шапка алтабасная царя Ивана Алексеевича

Выполнили её для царя Ивана. Металл заменили на ткань, чтобы уменьшить вес регалии, она легче алмазного венца в два раза.

Пластины, украшающие шапку, турецкой работы. Есть версия, что для этой регалии переделали венец Алексея Михайловича. Но, возможно, для венца использовали запоны, которые нашивались на рукава и обшлага.

Посох. Стамбульский заказ Алексея Михайловича – главный символ царской власти, апелляция к королевской лилии – форма рукояти. Посох стоит у платна Петра.

Царские регалии XVIII века

В витрине с царскими регалиями есть три предмета XVIII века.

1.Императорская корона императрицы Екатерины I. Выполнена в 1724 году для коронации Екатерины I. По одной из версий камни на неё собирали у знати, в том числе у Меньшикова. Поэтому после коронации их вынули из оправы и вернули владельцам. Эта версия пока официально не подтверждена, поэтому считается, что камни сняли по неизвестной причине. Надпись на короне – имя владелицы.
Два полушария символизируют светскую и духовную власть монарха.

2. Корона императрицы Анны Иоановны.

Корона императрицы Анны Иоанновны

Фенкель приписал эту корону Готтлибу Вильгельму Дункелю. Рассуждал Фенкель просто – короны делает придворный ювелир. При дворе Анны Иоановны придворным ювелиром был Готтлиб Дункель, следовательно, он и сделал корону. Но никаких документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось. Напротив, недавно выяснили, что корону Анны Иоановны выполнили московские мастера: золотых дел мастера Самсон Ларионов, Калина Афанасьев, Никита Милюков, серебряник Пётр Семёнов, золотарь Лука Фёдоров.

3.Щит . Анна Иоановна в коронационной церемонии пожелала иметь щит и меч. Щит – турецкий, меч – польский, весом около 1,5 кг.

Государственный щит. Москва, конец XVIII века, запоны – Турция, XVII в.

Но в самой церемонии военные регалии не использовали, их просто несли на подушке. Весь XVIII век в России правили женщины и меч очень плохо сочетался с фижмами.
Есть в собрании и корона мальтийская, она время от времени появляется на выставках, в основном она хранится в фондах. Её использовали при погребении монарха.

Ещё один скипетр Павла Петровича находится в витрине с ювелирными изделиями XVIII века, там же, где представлено потёмкинское блюдо. Этот скипетр предназначался для вручения грузинскому царю.

Грузия 11 раз приносила присягу русскому царю, последний раз в 1795 году. Этот скипетр заказал Павел Петрович для вручения правителю Грузии. Но Павел умер. Вскоре умер и грузинский царь. Политическая ситуация изменилась и Грузия вошла в состав Российской империи на правах губернии.

Изготовление корон на этом не заканчивается. Короны изготовляли для императриц, а после смерти государыни их разбирали и дарили по завещанию. Единственная уцелевшая корона принадлежала императрице Марии Александровне (хранится в Алмазном фонде). Это единственная императрица, которая умерла раньше своего мужа.
Приведённые в статье факты выявили современные исследователи. Но всё вышесказанное – отнюдь не истина в последней инстанции. Исследования продолжаются, новые данные выплывают на свет Божий и атрибуция через некоторое время может измениться.