Совершила богохульство — боюсь, что Аллах не простит меня…. Грех, который Аллах не прощает – Ширк

Все мы – грешные рабы Всевышнего Аллаха, хотя Он предписал нам не нарушать границы. Однако мы, слабые рабы Всевышнего Аллаха, не всегда можем соблюдать предписания своего господина. Получается, что мы часто нарушаем эти границы, хотя мы все знаем, что за это нас могут наказать в .

Но, несмотря на это, мы никогда не должны терять надежду на Милость Аллаха. Ведь милость Аллаха так велика, что он может простить все наши грехи, большие и малые. Поэтому нам следует постоянно искренне каяться в своих грехах и всегда обращаться к Аллаху с мольбами, чтобы Он простил нам все грехи.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَىٰ أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ ۚ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا ۚ إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ

«Скажи (о Мухаммад): "О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе (совершали грехи), не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью, какими бы они ни были. Ведь поистине, Он – Прощающий, Милостивый" ». (Сура Аз-Зумар: 53)

В этом благородном аяте идёт призыв ко всем, кто согрешил, независимо от того является он верующим или неверующим. Всевышний Аллах призывает всех их к покаянию. В аяте также говорится, что Всевышний Аллах прощает все грехи тому, кто искренне покаялся и отдалился от грехов, каковы бы эти грехи ни были, даже если их так же много, как пузырьков в морской пене.

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что этот аят был ниспослан после того, как к Мухаммаду ﷺ пришли люди из числа язычников, которые совершили многочисленные убийства и прелюбодеяния, и сказали: «Поистине, прекрасно то, что ты говоришь и к чему призываешь. Может, ты расскажешь, есть ли искупление тому, что мы натворили? ». (Бухари)

От ‘Убады ибн Ас-Самита (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал:

من شهد أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله، حرم الله عليه النار

«Аллах сделал запретным для Огня того, кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха » (Муслим).

Аллах сделает так, если свидетельство человека об этом является искренним. Он может подвергнуться наказанию за свои грехи, но пребывание его в Огне не будет вечным. Даже если Аллах не простит ему некоторые грехи, такой человек, отбыв своё наказание в Аду, наконец-то войдёт в Рай.

Стоит отметить, что человек, совершающий грехи, может в конце жизни потерять свой иман и перед смертью совершить или сказать то, что выведет его из веры, да защитит нас Аллах от этого. Поэтому вместе с надеждой на милость Аллаха в каждом человеке должен быть и страх потери имана. Следовательно, каждый должен делать всё необходимое для сохранения своего имана перед смертью и первым делом искренне каяться.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

سمعت رسول الله - صلى الله عليه وسلم - يقول: جعل الله الرحمة مائة جزء، فأمسك عنده تسعة وتسعين، وأنزل في الأرض جزءا واحدا، فمن ذلك الجزء يتراحم الخلائق، حتى ترفع الدابة حافرها عن ولدها خشية أن تصيبه

«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Аллах разделил милость на сто частей, оставив девяносто девять частей у Себя и ниспослав на Землю одну часть, благодаря которой милосердие по отношению друг к другу проявляют все создания, в том числе и животные, которые поднимают свои копыта повыше над своими детёнышами, опасаясь задеть их "».

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк ﷺ сказал:

إن لله تعالى مئة رحمة، أنزل منها رحمة واحدة بين الجن والإنس والبهائم والهوام، فبها يتعاطفون، وبها يتراحمون، وبها تعطف الوحش على ولدها، وأخر الله تعالى تسعا وتسعين رحمة يرحم بها عباده يوم القيامة

«Поистине, у Всевышнего Аллаха есть сто частей милости, из которых Он ниспослал на Землю только одну, распределив её среди джиннов, людей, животных и насекомых. Благодаря этому (одной из ста частей милости Аллаха) люди проявляют сочувствие и милосердие по отношению друг к другу и благодаря ей дикий зверь чувствует любовь к своему детёнышу. Что же касается остальных девяноста девяти частей милости, то проявление её по отношению к Своим рабам Всевышний Аллах отложил до наступления Судного Дня ». (Бухари, Муслим )

Вот мы видим, как обширна милость Аллаха. Если вся милость, которую проявляли, проявляют и в будущем будут проявлять на Земле люди, джинны, животные и насекомые, является лишь одной из ста частей милости Аллаха, то как же огромна будет вся милость Аллаха!

Поэтому мы никогда не должны терять надежду на милость Аллаха и в то же время не забывать о страхе пред Ним.

Нурмухаммад Изудинов

Аллах сказал: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он Прощающий, Милосердный» (39: 53).

Милость Всевышнего всеобъемлюща и огромна, и способна простить даже самые большие грехи, если верующий приносит .

Чтобы покаяние было искренним и совершенным, есть несколько условий:

  1. Кающийся отдаляется от греха, который совершил, и больше его не совершает.
  2. Глубокое сожаление о содеянном.
  3. Четкое убеждение больше не совершать подобного.
  4. Если совершенный грех причинил вред другому человеку, нужно возместить ущерб.

Когда Аллах видит искреннее покаяние своего раба – того, кто осознает всю пагубность совершенного им поступка и в страхе обращается к Господу в надежде на Его милость, Аллах прощает его грех, заменяя его благими деяниями заранее. В этом благоволении необыкновенная щедрость нашего Творца.

Всевышний сказал: «Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах Прощающий, Милосердный» (25: 70).

Прощение греха – огромное благословение. Но такое благословение Всевышнего может коснуться только того, кто обладает верой, кто совершает искреннее покаяние и стремится к благому.

Кроме того, человек может заслужить прощение Всевышнего, совершая благие богоугодные дела. Аллах сказал:

«Совершай намаз в конце двух частей дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это Напоминание для поминающих» (11: 114).

Получается, что покаяние – это палка о двух концах: отказа от греха и возмещение его благими делами.

«Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход» (4: 31).

Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания (на то, какие грехи ты совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если (совершишь ты столько) грехов, что достигнут они туч небесных (‘анан ас-сама), а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) грехов (что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи)!»

Даже если благие деяния не покрывают греха, эти благие деяния будут в день Суда на весах в пользу верующего. Тот, чьи благие деяния перевесят на весах, в день Суда обретет спасение.

Всевышний сказал:

«В тот день взвешивать будут правильно. Те, чья чаша Весов будет перевешивать, окажутся преуспевшими. Те же, чья чаша Весов окажется легче, потеряют самих себя, поскольку они были несправедливы к Нашим знамениям» (7: 8-9).

Ибн Мас’уд сказал: «Люди предстанут перед Судом. Тот, у кого будет на один грех больше его благих деяний войдет в Ад. У кого будет на один благой поступок больше чем грехов, тот войдет в Рай».

Всевышний прощает нам грехи посредством трудностей и испытаний, которые нам посылает для искупления грехов. Если верующий преодолевает эти трудности со стойкостью, верой и надеждой в Аллаха, принимая их как волю Всевышнего, его грехи стираются.

Всевышний прощает наши грехи молитвами, которые другие совершают с просьбой о нас и о нашем прощении, в том числе после смерти.

Мы обретаем прощение, занимаясь благотворительностью, помогая бедным и нуждающимся. Мы обретаем прощение, если воспитываем набожных детей, которые молятся Всевышнему о нас.

Милосердие Всевышнего выше всего, Он прощает то, что пожелает и кого пожелает.

Человек, это - творение, которому свойственно ошибаться. Никто из нас не может сказать: «Я идеален и никогда не совершаю грехов». Мы живем, стараясь сохранить равновесие между разумом и чувствами. Но у каждого из нас есть нафс и, порой, поддаваясь различным эмоциям и желаниям, мы совершаем грехи.

На самом деле, Всевышний Аллах всегда напоминает нам о своем Могуществе. Например, человеку присуще чувство голода. Всевышний - Дающий пропитание. Он тот, кто принимает наши покаяния. Аллах - Прощающий, Милосердный. Все это еще раз указывает на наше положение в этом мире, на наши ошибки и, что более важно, возможности для того, чтобы переоценить жизненные ценности и тем самым стать ближе к Создателю.

Шайтан наущает человека, поэтому порой он не может контролировать свои чувства, совершает грех, а затем сожалеет о произошедшем и кается. Это состояние и является покаянием и обращением ко Всевышнему.

Абу Хурайра (мир ему) повествует, как Посланник Аллаха (мир ему) передал:

Однажды человек согрешил и сказал: «Господи, прости мне мой грех!»

Всевышний Аллах сказал: «Мой раб совершил грех, и он знал, что у него есть Господь, который прощает грехи или наказывает за грех».

Человек вновь согрешил и сказал: «Господи, прости мне мой грех!»

Всевышний Аллах сказал: «Мой раб согрешил, и он знает, что у него есть Господь, который прощает или наказывает за грех».

Тогда раб снова согрешил и сказал: «Господи, прости меня!»

Аллах сказал: «Раб мой согрешил, он знает, что у него есть Господь, который прощает грех или наказывает за грех. Мой раб, Я прощаю тебя» . (Бухари, Таухид 35; Муслим, Покаяние, 29).

Имам Набави, великий хадисовед, передал следующий хадис: «Грехи повторяются сотни, даже тысячи раз, но покаяние кающегося принимается. Даже если он покается за все грехи, его покаяние истинно» (Муснад, 5:130).

Высказывания Али на эту тему:

«Я восхищен положением того, кто имеет возможность быть среди спасшихся. Этот спасение называется покаяние» .

Имя Аллаха «Гаффар» означает, что «Он прощает; прощает тех, кто совершал грехи, принимает раскаяние кающегося» .

С другой стороны, прощение грехов Всевышнего Аллаха - это Его благодать, Его милость и мудрость. Как сказано в хадисе: «Наказание за его грех - это проявление Его справедливости» .

Сострадание и милость Всевышнего Аллаха бесконечны. Это касается всех людей, Он не оставляет своих рабов, даже тех, души которых погрязли в грехах. Другими словами, Аллах не создал человека, чтобы наказать его, и он не послал его в этот мир, чтобы бросить его в ад. Подобно тому, как человек не бросает своего собственного ребенка, Всемогущий Аллах не обделяет своей бесконечной милостью рабов, которые знают, что Аллах – Господь миров.

Умар Ибн Аль-Хаттаб (мир ему) повествует о событии, свидетелем которого он был сам:

«Это было после войны. Среди рабов была одна женщина, которая разлучилась со своим ребенком. Она обнимала каждого ребенка, которого видела, чтобы хоть немного удовлетворить тоску по своему ребенку».

Посланник Аллаха (мир ему) относительно этого сказал: «Аллах к вам более сострадателен, чем любовь женщины к своему ребенку».

«Тем же, кто совершили мерзкий поступок или, несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, - ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили» (Сура «Имран», 135).

Милость Всевышнего безгранична. Однако, Аллахом определено благое для нас и мы должны следовать прямым путем, остерегаясь совершения грехов.

Вопрос:

Мне очень нужна ваша помощь, как я знаю, что я, без сомнения, попаду в Ад. Я девушка, которой только что исполнилось 14 лет, и я сделала нечто очень-очень плохое. Я не могу перестать плакать. Я никогда не попаду в Рай. Мне действительно страшно. Я совершила богохульство — я оскорбила моего Господа! Я не знаю, зачем я это сделала. Эти слова просто выскочили из моего рта. Я чувствую себя ужасно виноватой. Это были вполне ясные слова. Я не думаю, что Аллах может простить меня. Я не знаю, что делать. Может быть прощено богохульство, если человек действительно раскаивается? Я очень испугалась. Пожалуйста, помогите мне. Я не знаю, что мне делать. Я уже произнесла шахаду и обновила свой иман. Что еще я должна сделать, чтобы успокоиться и избавиться от этого ужаса и страха? Мне очень нужна ваша помощь, я не думаю, что Аллах простит такой грех!

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Ваше раскаяние и страх являются явным признаком вашего имана. Если бы вы были лишены имана, вы бы не страдали так и не волновались. Именно ваш иман побуждает вас к покаянию. Вы совершенно правильно сделали, что попросили прощения у Аллаха и обновили свой иман.

Кроме того, помните, что шайтан – наш явный враг. Он пытается сбить нас с толку различными способами. Первый раз ему удалось поймать вас, заставив вас произнести нечто оскорбительное для Всевышнего. Теперь, после того, как вы раскаялись, он снова нападает на вас, пытаясь вселить в вас отчаяние в милости Аллаха.

Вы смогли преодолеть его нападки в первый раз, покаявшись и обновив свой иман. Не давайте сейчас ему победить вас. Аллах повелевает верующим не отчаиваться в Его милости. Он сказал в Коране:

{قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ} [الزمر: 53]

«Скажи (о, Посланник): «О, рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе (совершая неверие или иные грехи) , не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью (тем, которые обращаются к Нему с покаянием, какими бы эти грехи ни были): ведь поистине, Он – Прощающий, Милосердный!» (39, 53).

Сомнение в милости Аллаха – это также вид неверия. Шайтан сейчас пытается ввести вас из одного вида неверия в другое (из богохульства к отчаянию). Сохраняйте себя от его ловушек. Вы сделали ошибку, но альхамдулиллях, вы сожалеете о ней и раскаиваетесь. Аллах обещает прощение для тех, кто раскаивается. Так доверяйте тому, что говорит Аллаха и не поддавайтесь наущениям шайтана.

Избавьтесь от негативных мыслей с помощью положительных. Радуйтесь тому, что Аллах внушил вам раскаяние – тем самым, поместив вас среди тех, кто удостоился Его милости, ведь кающиеся – это любимцы Аллаха.

إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ

«Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (2, 222).

Будьте уверены в том, что если вы были искренни в вашем раскаянии, вы стали любимцем Аллаха. Он не отвергает вас. Устремляйтесь вперед, чтобы заслужить близость к Аллаху и вместе с ней Рай.

А Аллах знает лучше.

Хафизуррахман Фатихмахомед,

студент Даруль Ифта, Нидерланды,

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Кого Аллах поведёт прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, кого же Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.

Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах и да приветствует его, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по его стопам до самого Судного Дня.

Священные тексты Корана и Сунны указывают на то, что наказание за совершённые грехи может быть отведено от человека посредством десяти способов.

Способ первый

Покаяние (тауба)

По единогласному мнению мусульман, оно служит искуплением совершённых грехов. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи Моим рабам, которые преступали границы во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (Коран 39: 53).

«Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает пожертвования, что Аллах – Принимающий покаяние, Милосердный?» (Коран 9: 104).

«Он – Тот, Кто принимает покаяние Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете» (Коран 42: 25).

И подобных аятов очень много.

Способ второй

Мольба о прощении грехов (истиг̇фар)

В сборниках аль-Бухари и Муслима говорится, что

«Если человек совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я совершил грех, прости меня», Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу». Затем этот человек снова совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я снова совершил грех, прости меня». Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу, пусть делает, что пожелает». И Он сказал это в третий и четвертый раз».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если бы вы не грешили, то Аллах устранил бы вас, и создал людей, которые будут грешить, а потом просить прощения, и Он будет прощать их» (хадис привёл Муслим).

Относительно этого способа учёные сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) должна обязательно сопровождаться покаянием (тауба) .

Другие сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) без покаяния также может быть принята. Однако этот вопрос следует обсудить отдельно в другой теме. Так или иначе, человеку следует приносить покаяние, потому что если мольба о прощении грехов сопровождается покаянием, то она будет действенна в отношении всех тех, кто просит у Аллаха прощение. Если же обращение к Аллаху совершается без покаяния, то она также может иметь силу в исключительных случаях, когда человек, просящий о прощении, проявляет настолько сильную богобоязненность и сожаление, что это стирает его прегрешения. Как пример такого исключительного случая – говорится в хадисе о человеке, у которого не было никаких добрых дел, кроме слов «Ля иляха илля-ЛЛах» , и они перевесили его многочисленные грехи, по причине того, что он произнёс их с особой искренностью и честностью, которые и способствовали искуплению его грехов. Или же, как говорилось в хадисе про прелюбодейку , которой Аллах простил её грехи за то, что она напоила собаку водой и за ту Веру, которая была у неё в тот момент в её сердце.

Способ третий

Праведные дела

Всевышний Аллах сказал:

«Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют плохие поступки» (Коран 11: 114).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пятикратный намаз, совершение пятничного намаза от пятницы к пятнице, соблюдение поста от Рамадана к Рамадану служит искуплением тех грехов, что были между ними, если человек отстранялся от великих прегрешений».

«Кто соблюдал пост в Рамадане с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».

«Кто выстаивал ночь Предопределения в молитве с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».

«Кто совершит хадж, не сквернословя и не совершая нечестия, вернется свободным от своих грехов, таким как в тот день, когда его родила мать».

«Искуплением для смуты (грехов), в которую впадает человек, из-за своих домочадцев, своего имущества и детей, служит молитва, пост, милостыня, побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого».

«Кто освободит верующего раба, то за каждый орган этого раба Аллах освободит от Огня соответствующий орган освободившего, и даже половые органы за половые органы».

«Зависть поглощает благие дела подобно тому, как огонь поглощает дрова. А милостыня (Садака) уничтожает грехи подобно тому, как вода тушит огонь».

Способ четвёртый

Молитва (дуа) мусульман за своего верующего брата после его смерти

Например, заупокойная молитва (соля̀ту-ль-джана̀за).

Сообщается со слов Аиши и Анаса ибн Малика, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если группа мусульман, в сто человек, прочитает заупокойную молитву (джаназа) за умершего, и все они будут ходатайствовать за него [перед Аллахом], то их ходатайство будет непременно принято».

Сообщается, что ибн Аббас сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если умрёт какой-либо мусульманин, а затем сорок человек, которые ничего не придают Аллаху в сотоварищи, совершат за него заупокойную молитву (джаназа), то Аллах обязательно примет их ходатайство [за этого мусульманина]» (хадис привел Муслим).

Способ пятый

Праведные дела, сделанные другими людьми для блага умершего мусульманина

К таким делам относятся милостыня, освобождение рабов, хадж и другие подобные действия. Они приносят пользу умершему человеку, что подтверждено достоверными хадисами и единым мнением (иджма`) всех имамов. В достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:

«Если умрёт человек, на котором был долг поста, то за него должен поститься его ближайший родственник».

Также имеются другие хадисы, которые подтверждают, что если человек дал обет (назр) поститься и умер, не завершив своё обетование (назр), то за него должен поститься кто-то из числа его родственников. Если же кто-то скажет, что это противоречит утверждению Ислама, что «каждая душа получит только то, в чём она усердствовала» , то на это возражение можно дать два ответа:


Способ шестой

З аступничество пророка (мир ему и благословение Аллаха) и других заступников в Судный День

О заступничестве за грешников говорится во многих хадисах, в одном из которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Моё заступничество будет за тех членов моей Уммы, которые совершали большие грехи».

В другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Мне был дан выбор между тем, чтобы половина моей Уммы вошла в Рай и заступничеством, и я выбрал заступничество, потому что оно обширнее и больше. Думаете ли вы, что оно будет для людей богобоязненных? Нет, но для грешников, испачканных и ошибающихся».

Способ седьмой

Бедствия, которыми Аллах стирает грехи

В сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:

«Какая бы болезнь, тягость, тревога, печаль, скорбь или неприятность ни постигла верующего, даже если его просто уколет колючка, то Аллах обязательно сделает это искуплением его грехов».

Способ восьмой

Испытания в могиле

Сжатие могилы, страх и другие испытания также служат искуплением для совершённых грехов.

Способ девятый

Страшные события, которые будут происходить в День Суда

Предстояние, печаль и тяжёлые испытания также являются искуплением грехов, вплоть до того, что некоторые из грешников войдут в Ад (да убережёт Аллах нас от этого) и пробудут там столько, пока не очистятся от своих грехов.

Способ десятый

Милость Аллаха и Его прощение

Аллах может простить кого пожелает из Своих рабов без какой-либо причины с их стороны.

Слава Аллаху, Господу миров, который по Своей милости и доброте даровал людям надежду на искупление своих грехов. Просим Аллаха простить нам наши грехи и ошибки и даровать нам сердца, которые не переставали бы приносить Ему покаяние, сердца далекие от высокомерия и самообольщения.

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Искупление грехов
Десять советов от Ибн Таймийи
Сокращённо из книги:
«Маджму`у-ль-фатава ибн Таймийя»
Перевёл: Абу Ясин Руслан Маликов
Редакция: