Активные методы работы с детьми в доу. Активные методы обучения в доу

То, что мы знаем, - ограничено,
А то, чего мы не знаем, - бесконечно.
П. Лаплас

Методическая работа в нашем учреждении - часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на нормирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название "активные методы обучения".

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.

К воспитательным задачам активных методов обучения относятся: развитие самостоятельности, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе.

Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности.

Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность, являются консультации. При планировании консультаций стараюсь ориентироваться на возможности дошкольного учреждения, уровень его работы, а также индивидуальные особенности педагогов. Отбираю темы консультаций, которые помогают педагогам расширить и углубить свои знания. Содержание консультации прежде всего зависит:

  • от годовых задач;
  • интересов педагогов;
  • трудностей, которые испытывают педагоги в работе.

Воспитатели условно делятся на небольшие группы:

  • опытные воспитатели и молодые специалисты;
  • с высшим или средним специальным дошкольным образованием;
  • без специального образования.

Для каждой группы определяются свои формы и методы. Для консультации характерна монологическая форма преподнесения новой информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. активно включать воспитателей в воспроизведение и закрепление материала. Чтобы определить, способствуют ли консультации повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирования, или экспресс-опрос. Для его проведения предлагаю педагогам следующее задание:

работа с перфокартами или тестовыми заданиями, чтобы оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему. Такую же работу с перфокартами провожу на педсовете и семинарах-практикумах. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: зачитываются поочередно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, дается разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ранжирование по значимости. В графе "Проверка" отмечается, правильно или неправильно дан ответ педагогом.

КВН. Этот методможет быть использован для уточнения и закрепления знаний педагогов. Его организация предполагает наличие двух команд с капитанами, жюри и награждением победителей. Содержание вопросов и заданий лучше посвящается одной тематике, что позволит более полно охватить разные аспекты проблемы. В нашем дошкольном учреждении этот метод использовался на педагогическом совете по теме "Создание системы работы по защите прав и достоинств ребенка" Приложение 1.

В работе с педагогами я использую такой метод, как педагогический ринг. Здесь предлагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ: "да" или "нет". Такая форма используется, конечно, только среди опытных педагогов. Цель ринга - уточнить и систематизировать знания педагогов или провести мини-диагностику их знаний по целому комплексу вопросов.

При проведении педагогических советов используется один из методов активной деятельности педагогов - деловые игры . Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.

Структура деловой игры достаточно проста:

  • 1 этап. Организационно-подготовительная работа.
  • 2 этап. Сама игра.
  • 3 этап. Исследовательский (может отсутствовать).
  • 4 этап. Заключительный (подведение итога).

Вашему вниманию предлагаю одну из деловых игр, проводимых мною в нашем ДОУ № 171 на тему: "Работа по профилактике жестокого обращения с детьми" Приложение 2

Следующим активным методом является работа с кроссвордами. Включение этого вида деятельности в семинары или педсоветы поддерживает интерес педагогов к обсуждаемой проблеме и позволяет выявить уровень ее понимания педагогами. Работа с кроссвордами осуществляется по обычному принципу - отгадать слово по его значению или дать определение понятию, явлению. Предлагаю кроссворд, используемый на педсовете, посвящённому речевому этикету. Приложение 3

Использование активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления.

Важно, чтобы содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса были не только полезными, повышающими компетентность педагогов, но и интересными для них. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным.

Системное и целенаправленное использование активных методов обеспечивает качественное обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, приносит удовольствие и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.

Уважаемые коллеги, освоение технологии АМО позволит вам сделать занятия современными, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества, времени.

В статье дается подробная характеристика активных методов обучения и особенности их использования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология АМО – образовательные технологии новых стандартов

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого воспитателя к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать воспитанников и мотивировать их на изучение предмета.
Как сделать так, чтобы наши воспитанники не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты?

Как сделать так, чтобы каждому воспитаннику было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на занятии или на любом другом мероприятии? Как гармонично вплести игровые моменты в канву занятия? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу занятия, чтобы добиться максимального результата? На эти и многие другие вопросы дает ответы "Технология АМО".

Сейчас идет речь о разработке для дошкольных учреждений стандартов. Стандарт - это социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.

Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей.

В целом новые требования имеют прогрессивный характер и позволят не только упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации программ дошкольного образования, но и дадут толчок для развития системы в целом. Это вектор движения – к реальному учету принципа возрастной адекватности в массовой практике дошкольного образования.

Важнейшим условием полноценной реализации данных требований является изменение позиции воспитанников. Переход из позиции пассивного объекта, послушно исполняющего задания на запоминание и воспроизведение информации, на позицию активного, творческого, целеустремленного, самообучающегося субъекта.

Новую стратегию прежними педагогическими инструментами не реализовать, требуются новые образовательные технологии и методы. Эти технологии должны создать условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и социализации ребенка.

На сегодняшний день, опыт показывает, что активные методы обучения эффективно решают поставленные перед образованием новые задачи.

Что же это за технология активных методов обучения?

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. К АМО интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры.

Принятые новые ФГОС окончательно убедили в необходимости создания полноценной образовательной технологии, позволяющей системно и эффективно использовать АМО в образовательном процессе.

В технологии можно выделить две составляющих – структуру и содержание.

По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников на протяжении всего образовательного мероприятия.
Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта воспитанников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы:

  • инициация (приветствие, знакомство)

Можно необычно начать занятие, предложив детям поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями»


Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми.

  • вхождение или погружение в тему (определение целей урока)

Вместо привычного устного рассказа воспитателя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Н-Р, при изучении темы «Овощи» детям предложить, используя геометрические фигуры, цвет, форму, включив ассоциацию, сказать о чем идет речь. И плавно подвести к определению новой темы.

  • определение ожиданий воспитанников(планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды)


Методы, используемые на этом этапе позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Метод «Датчик настроения» (с помощью веселых или грустных смайликов дети выставляя на датчик, определяют настроение)

Фаза 2. Работа над темой
Этапы:

  • закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания)

обсуждение предыдущей темы.

Метод «Найди пару» (Тема «Фрукты» один ребенок описывает фрукт, второй находит отгадку)

  • интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)

Метод «Волшебный мешочек» (вытаскивая из мешочка по одному предмету, рассказать о нем, дать информацию)

  • проработка содержания темы (групповая работа воспитанников над темой урока)

Метод «Путаница» (помочь художнику раскрасить только овощи)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы:

  • эмоциональная разрядка (разминки)

Метод «Эстафета» - Чья команда быстрее соберет овощи в корзину.

  • подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка занятия)

Дети самостоятельно анализируют и оценивают занятие.

Метод «Солнышко». Показываем детям карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Детям предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. Дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Дети подходят к доске и вставляют лучики.

На этом этапе идет выяснение и получение обратной связи от детей, от прошедшего занятия.

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями занятия или мероприятия. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей занятия. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид занятию или развлекательному мероприятию, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов. Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося.

Внутреннее содержание активных методов заключается в создании с их помощью свободной творческой обстановки, наполнении каждого действия воспитанников смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечении в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придания этому процессу личностной значимости для каждого его участника, обеспечении самостоятельности воспитанников в постановке целей и определении путей их достижения, организации командной работы и построении истинных субъект-субъектных отношений.

Суть , ценностное ядро данной технологии состоит в том, что воспитанники, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить воспитателю или родителям, не целью получить оценку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося . И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.

При системном использовании активных методов роль воспитателя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему воспитанников – из «контролирующего органа» воспитатель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с воспитанником. Растет доверие к воспитателю, растет его авторитет и уважение у детей. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки педагога по проектированию такого занятия, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей дошкольников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.



Предварительный просмотр:

Активные методы обучения В ДОУ

Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Целями образования, которые ставит государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
И еще одно. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучени

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

АМ начала образовательного мероприятия


Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Пример АМ начала образовательного мероприятия

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – весь класс.
Время – 10 минут
Подготовка : Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение :
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание : Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений


Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:

Метод «Фруктовый сад»

Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс.
Время – 20 минут
Подготовка : Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение :
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание : Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

АМ презентации учебного материала


В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Стриптиз», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Пример АМ презентации учебного материала

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы : все участники.
Время : Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал : подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение :
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела
(можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Сегодня мы продолжаем говорить о качественно новом взаимодействии дошкольных организаций, основанном на специально организованной совместной деятельности, в результате которой формируется единая точка зрения на сущность проблемы преемственности и пути её решения.

Перед администрацией нашей ДОО и начальной школы встала задача: организовать работу по обеспечению взаимодействия без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, с учетом развития дошкольников на основе педагогических технологий ДОО.

Возникает вопрос: Какие же педагогические технологии непрерывного (дошкольного и начального) образования являются актуальным средством обеспечения преемственности?

В соответствии с ФГОС среди выбираемых технологий приоритет, как в детском саду, так и в школе должен быть отдан технологиям, основанным на принципах развивающего образования.

«Наибольшее значение имеет не то, что
ученик использует новые технологии,
а то, как это использование способствует
повышению его образования».

С. Эрманн

Многие из представленных технологий нам знакомы и часто применимы в работе, но как показывает опыт недостаточно эффективны:

  • здоровьесберегающие технологии
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии
  • личностно-ориентированные технологии
  • технология портфолио
  • игровая технология

Достаточно долгое время, находясь в поиске новых технологий и форм работы, мы все-таки нашли…

Как говориться: пока все искали принцев… а мы нашли Короля!

А именно, современную технологию АМО ориентированную на стандарт дошкольного и начального общего образования, позволяющей эффективно управлять образовательным процессом.

Вы слышали о технологии АМО?

Подробно изучив технологию АМО, Вы сможете управлять АКТИВНО МОБИЛЬНО, как Вы думаете чем? Конечно же ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ процессом!

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения развивающего материала.

В чем преимущества АМО?

Прежде всего АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта воспитатнников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии, что и требуют от нас ФГОС ДО и НОО.

У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности, Вы видите их на слайде:

  • групповая форма организации работы участников образовательного процесса;
  • использование деятельностного подхода к обучению;
  • практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • интерактивность образовательного процесса;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
  • использование знаний и опыта обучающихся;
  • задействование в процессе обучения всех органов чувств;
  • рефлексия процесса обучения его участниками.

В технологии АМО выделяют две основные составляющие – структуру и содержание.

По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы, Вы видите их на слайде:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этапы:

  • Инициация (приветствие, знакомство)
  • Вхождение или погружение в тему (определение целей занятия)
  • Определение ожиданий, опасений обучающихся (планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды)

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

  • Закрепление изученного материала (повторение пройденного, обсуждение домашнего задания)
  • Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)
  • Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой занятия)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

Этапы:

  • Эмоциональная разрядка (разминка)
  • Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка занятия)

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объём и содержание этапа определяется темой и целями образовательного мероприятия. Каждый этап несёт свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, и помимо этого вносит вклад в достижение общих целей образовательного мероприятия. Будучи логически связанными и взаимно дополняя друг друга, фазы и этапы образовательного мероприятия обеспечивают целостность и системность всего образовательного процесса, придают законченный вид занятию.

На каждом этапе образовательного мероприятия используются свои активные методы, позволяющие решать конкретные задачи этого этапа.

Так, например педагоги нашего ДОУ в практике применения метода проекта используют АМО как средства активизации, разнообразия, интеракции познавательной деятельности детей. С помощью активных методов обучения развивают способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

С целью получения более качественных образовательных эффектов педагогами группы составлен план поэтапного внедрения активных методов на занятиях.

Каждое образовательное мероприятие наши воспитанники с удовольствием начинают с приветствия, за счёт чего создаётся позитивная атмосфера в группе, настрой на образовательную деятельность. Для этого мы используем методы «Круг приветствия» , «Улыбайся, улыбайся!» , «Пожелания» и др.

Плавный переход к непосредственному содержанию занятия происходит на этапе определения целей занятия. Для наших воспитанников это очень важный момент, так как определение целей позволяет понять каждому ребёнку, каких результатов он может достигнуть к концу занятия и сосредоточиться на той деятельности, которая приводит к запланированным результатам. С помощью активных методов «Угадай-ка!» , «Путанка» этап целеполагания, достаточно трудный для дошкольников, проходит легко и непринуждённо.

Выяснение имеющихся ожиданий и опасений в успехе собственной деятельности у воспитанников помогает нам, отметить детей с заниженной самооценкой для последующей индивидуальной работы. При этом мы используем методы «Дерево ожиданий» , «Кинолента» , «Рюкзак и портфель» и др.

Работа над темой у нас происходит по-разному. Это зависит от реализуемой образовательной области, конкретного занятия, его целей и задач. Используемые активные методы на этом этапе позволяют нам удерживать внимание детей, активизировать их мыслительную деятельность, вовлекать в командную работу по практическому освоению изученного материала.

В процессе коррекционно-образовательной деятельности мы учитываем психофизические и индивидуальные особенности наших воспитанников и не забываем о восстанавливающей силе релаксации, физминуток. Смена умственной работы весёлой разминкой (физминуткой) позволяет снять психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения обучения.

Активные методы, используемые нами на этапе подведения итогов, такие как «Кинолента» , «Круг» позволяют всем участникам ещё раз как бы пропустить через себя всё прошедшее на занятии. У наших детей появляется осознанность своих действий, ясное понимание того, как вложенные усилия содействовали личным достижениям и успехам на занятии. Это укрепляет мотивацию и уверенность ребят в собственных силах.

В процессе внедрения чего-то нового всегда возникают трудности. Для нас трудности составляет подбор активных методов обучения к каждому этапу занятия, так как готовых методов, разработанных для детей дошкольного возраста очень мало. Учитывая то, что каждый метод должен соответствовать целям этапа, целям всего занятия и теме занятия, часто мы разрабатываем свои авторские активные методы или адаптируем уже имеющиеся АМО под цели, задачи занятия и особенности наших воспитанников.

Наш опыт показывает, что при взаимодействии с семьями воспитанников технология АМО является хорошим помощником в организации и проведении мероприятий. Организуя различные мероприятия для родителей (родительские собрания, консультации, гостиные) , мы используем данную технологию с целью активизации родителей, вовлечения их в процесс сопровождения ребёнка.

При проведении интегрированных занятий технология АМО является незаменимым дидактическим инструментом. Эти методы позволяют развивать мышление дошкольников, способствуют вовлечению их в решение проблем в соответствии с возрастными возможностями, развивают практические навыки и умения, побуждают к практической и мыслительной деятельности.

С помощью технологии АМО мы эффективно корректируем недостатки и формируем психологический базис для полноценного развития личности ребенка. При организации комплексного и системного обучения дети усваивают формы коммуникации, овладевают учебными и социальными навыками. Это придает детям относительную независимость и максимально возможную самостоятельность в окружающем их мире.

Таким образом, использование педагогами группы технологии АМО создаёт оптимальные условия для успешной подготовки дошкольников к школьному обучению.

Литература:

  1. Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение) , 12. 11. 2009г.
  2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”. / Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М. Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1999.

Алена Румянцева
Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками

Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками .

На современном этапе развития России происходят изменения в системе образования : внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, что в свою очередь вносит свои коррективы в содержание образовательной программы, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие социально-коммуникативных, художественно-эстетических, познавательных, речевых способностей детей, а также физической сферы; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания , направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Новая образовательная ситуация требует использования методов , обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности , самостоятельности и творчества детей. Отвечающие новым подходам организации обучения выступают активные методы обучения .

По определению Российской энциклопедии активные методы обучения (АМО) - методы , позволяющие активизировать учебный процесс , побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.

Суть активных методов обучения , направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах :

Формирование положительной учебной мотивации;

Повышение познавательной активности детей ;

активное вовлечение детей в образовательный процесс;

Стимулирование самостоятельной деятельности;

Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

Эффективное усвоение большого объема информации;

Развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности ребенка;

Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ребенка;

Развитие навыков самостоятельного умственного труда;

Развитие универсальных навыков.

Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах : Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, М. А. Данилова, В. П. Есипова, М. В. Кларина, М. Крулехта, С. Л. Рубенштейна, А. М. Смолкина, и др. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности» , разработанная академиком А . Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения , так и воздействия на него.

Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности . Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста .

В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как в совместно детско-взрослой деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения , объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение образовательной программы.

Активные методы обучения

Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент : они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному : «ДИД - думай и делай!» .

Метод проектов - это один из методов обучения , способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения , когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий . Это обучение через деятельность .

Релаксация - цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.

Еще один активный метод – «Мозговая атака» . Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем . Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы , развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.

Список литературы

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. -1966.-№6. – С. 13-15.

3. Леонтьев А. Н. Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии : проблемы и перспективы. - М., 1990

4. Лернер И. Я. Проблемное обучение . - М., 1974.

5. Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание . -1983. - № 10. - С. 38-46.

6. Российская энциклопедия по охране труда : В 3 т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2007. Т. 1 : А-К. - 440 с.

7. Смолкин А. М. Методы активного обучения : Науч. -метод . пособие. - М.: Высш. шк., 1991.-176 с.