«конспект образовательной деятельности в средней группе. образовательная область «познание» «времена года- осень. Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень

НОД познание «Осень»

Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».

Содержание:

В.: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.

Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Д.: Осень.

В.: Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

Дорогие ребята!

Прошла осенняя пора. Наступают холода.

Птицы и животные приглашают вас в наш волшебный лес.

В. : Принимаем приглашение?

Тогда в путь. Чтобы попасть в волшебный лес нужно Закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: « Раз, два, три, повернись в волшебном лесу очутись»

В. И вот мы в волшебном лесу…

Д\и «Подбери картинки с осенними приметами» (не живая природа).

(часто идут дожди, желтеют листья, листопад, день становиться короче, солнце не греет)

В.: так в каком же лесу мы с вами оказались?

Д.: в осеннем.

В.: Дети, а какая бывает погода осенью:

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

(мягкий мяч передают дети друг другу и называют прилагательные о осенней погоде).

Погода дождливая, погода ветреная, погода холодная, погода пасмурная, погода сырая, погода ясная, погода солнечная, погода теплая, погода морозная.

По ситуации В. Помогает вопросами:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

В. : Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.

В. Деревья и кусты тоже готовятся к зиме?

Д. - они сбрасывают листву.

В. Какие деревья остаются зелеными?

Д. Только елочки и сосны не расстаются со своими иголочками.

В.: ребята посмотрите к нам прилетели птицы (на мольберте изображения зимующих и перелетных птиц). Все ли птицы остаются с нами зимовать?

Дети оставляют зимующих птиц.

В.: ребята, а что происходит с птицами которые не зимуют с нами.

Д.: Птицы улетают на юг.

В.: Правильно. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

А птицы, которые остаются с нами.

Д.: Зимующие.

В. А сейчас вас ждет задание, которое называется

ИГРА «Отгадай и назови! »

Но сначала отгадайте загадку:

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем-

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Песни петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц и рассказывают о них.

Синичка- небольшая птичка. У нее желтое брюшко, черная головка, белые щечки. Любит сало.

У воробья коричневые перышки. Он любит хлебные крошки.

У снегиря красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Он любит лакомиться ягодками рябины.

Ворона серая с черными крыльями. Она хитрая. Любит все что блестит.

Голуби бывают разного цвета. Белые, сизые, коричневые. Любят зерна пшеницы, хлеб, подсолнечник.

Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете о птицах. Да, зимующим птицам тяжело пережить холода без нашей помощи. Поэтому им нужно помогать зимой, подкармливать их.

А знаете ли вы, как называется «Птичья столовая? » (кормушка) .

В.: ну что ребята нам пора двигаться дальше. Проходите, здесь от нас прячутся дикие животные (за ширмой кукольный театр), несколько детей проходят за ширму. Хотите узнать отгадайте загадки.

Р1.: Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответы детей:(белка)

Воспитатель: Правда, белка! Правильно вы отгадали! А где живет белка?

Ответ детей: (в дупле).

В.: Ребята, а как еще белка готовится к зиме

Д: Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. А еще осенью белка делает запасы

В.: А что запасает белка?

Ответ детей. (орехи, грибы).

Воспитатель: Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. А теперь послушайте следующую загадку.

Р2: У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Ответ детей: (заяц)

В.: Молодцы! А вы знаете, как, а заяц осенью готовится к зиме.

Д.: линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк.Осенью заяц не делает запасы, как белка,потому что зимой он грызет кору деревьев. А теперь послушайте следующую загадку.

Р3.: Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост её краса,

Это - рыжая …

Ответ детей (лиса)

Р4.: Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это…

Ответ детей (волк)

В.: Воспитатель: Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Как они готовятся к зиме.

Д.: Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они - сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.

Р5.: В перевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны

Ответ детей: (медведь)

Воспитатель: Правильно ребята это медведь посмотрите, какой он большой, толстый и красивый. Как он готовиться к зиме.

Д.: Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

В.: Где же медведь спит зимой?

Ответ детей (в берлоге).

Воспитатель: Правильно он спит в своей берлоге, а как же он готовиться к зиме.

Д.: он натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло.

В.: Скажите, а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?

Ответ детей (еж)

В.: Правильно еж. А как ежик готовиться к зиме.

Д.: Он, так же как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, так как зимой им нечего есть.

В: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу, давайте все вместе попрощаемся с жителями леса до весны. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова: покружись, покружись в детский сад опять вернись.

В.: ну вот мы с вами и в детском саду, (перед детьми картинки с изображением города и деревни.

В.: ребята а как готовятся жители деревни к зиме.

Д.: собирают урожай, готовят дрова и т.д.

В.: ребята посмотрите, к нам в гости пришла кукла Маша, давайте поможем ей собраться на прогулку. Д\и «Одень куклу на прогулку»

Дети отбирают только осеннюю одежду.

В.: а кукла Маша хотела убрать листву у себя во дворе, вот только она не знает какие орудия труда ей нужны, давайте поможем Маше. (работа с раздаточным материалом перед детьми различные орудия труда нужно выбрать только осенние)

В.: спасибо, ребята что помогли Маше. Ну что вам понравилось наше путешествие.

Д.: да.

ТЕМА: Сезонные изменения в природе. Осень
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с признаками осени и осенними явлениями; систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.
ЗАДАЧИ: Уточнить и обобщить представления учащихся о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени;
развивать познавательную активность, интерес к предмету.
воспитывать бережное отношение к природе.
ТИП УРОКА: комбинированный
МЕТОДЫ: словесно-наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ:
оформленная доска, набор иллюстраций, учебник, тетрадь, таблицы.
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
- психологический настрой учащихся:
Прозвенел звонок, начинается урок.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
- проверка готовности учащихся к уроку:
Быстренько проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Всё на месте,
Всё в порядке,
Книжка, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь «пятёрку»!
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
- Что такое окружающий мир?
- На какие группы делятся предметы природы?
- Какие явления природы вы знаете?
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ:
Золотая и немая,
Затаилась тишина.
Песням спрятанным внимая,
Я иду, как в чарах сна.
Листья тихо улетают
С засыпающих ветвей
И на землю оседают,
Красотой пленя своей.
Мы начинаем с вами путешествие по временам года.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ:
- Существует четыре времени года. Это весна, лето, осень и зима. Времена года следуют одно за другим, и каждое имеет свои особенности.
- Определите, про какое время года я вам сейчас прочитаю.
Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Пролетают косяки журавлей. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только хвойные деревья радуются зеленому наряду.
- Конечно, это осень. По каким ее особенностям вы об этом догадались? (ответы детей)
- Перечислите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью в неживой природе.
Солнце поднимается все ниже и ниже, день становиться короче.
Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холоднее. На лужицах появляется первый ледок. Небо все чаще затягивают облака и тучи. Дожди становятся холоднее, затяжные и начинает пролетать снег.
- В чем же причина происходящих в природе изменений? (Похолодание)
- Мы знаем, что живая природа тесно связана с неживой природой.
- Какие изменения происходят осенью в жизни трав, кустарников и деревьев?
- А что вы знаете об изменениях в жизни животных?
ФИЗМИНУТКА:
Прыгай ножка по дорожке.
Прыгай и другая.
Все девчонки и мальчишки
в классе отдыхают.
Побежали все трусцой,
дружный бег на месте.
А теперь наклон большой,
поклонились вместе.
Руки вверх, глубокий вдох.
Руки опустили.
А теперь ещё разок
это повторили.
Отдохнули? Хорошо!
А теперь за дело.
Вот и день уже прошёл.
Время пролетело.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Осень – особая пора, она настраивает на лирическое настроение. Недаром лучшие стихи многих русских поэтов были посвящены именно этому времени году.
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется –
И заплачет спросонья.
- Работа по карточкам:
ОСЕНЬ ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО
- Расположите их по порядку, начиная с времени года, когда начинаются занятия в школе.
РЕФЛЕКСИЯ:
ИГРА: «да» и «нет»
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?
ИТОГ УРОКА:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- Кто хорошо работал на уроке?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Творческая работа: ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ


Приложенные файлы

Конспект НОД в старшей группе по теме

«Осеннее путешествие»

(образовательная область «познание»)

Воспитатель Чернова Н.С.

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи:

образовательные:

1.Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года.

2.Активизировать словарь детей по теме занятия.

3.Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.

4.Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

развивающие:

1.Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.

2.Развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

1.Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

2.Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегаюшие:

1.Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, социализация.

Оборудование:

Конверт с письмом и заданиями от Осени;

3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);

Листочки из картона для дорожки;

Аудиозапись «Звуки осеннего леса»;

Краски, альбомы, кисти, стаканчики с водой, простые карандаши.

Части НОД

Деятельность и ответы детей

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?

Тогда отгадайте загадку:

Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?

— Да, ребята, это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте?

На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.

— Принимаем приглашение осени?

Тогда — в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу.

Беседа

— Вот мы пришли в осенний лес.

Осенний лес — какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу!

А зачем люди ходят в лес?

А зачем осенью, да ещё и поздней?

— А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки.

Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

(Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»)

Открываем глаза.

Ребята, кто что услышал?

Вот как нас встретил лес — зашумел, зашуршал, загудел.

Давайте опять закроем глаза.

Чем-то пахнет в осеннем лесу?

Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?

— Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

Открыли глазки

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

Презентация «Почему опадают листья»

— Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

Какое время года изображено на первой картине?

— А на этой?

— А какое время года на третьей картине?

— Почему про осень нарисованы три разных картинки?

Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы.

— Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.

— Опавшей листвой, грибами.

— Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

— Жёлтые деревья.

Земля покрыта листьями. Светит солнце.

— Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.

— Осень бывает разной.

Мотивация

— Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

Физкульт-минутка

"Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Повторяют за воспитателем:

кружатся, бегут на носочках, выполняя взмахи кистями рук, присаживаютя.

1 задание

«Отгадай загадку»

— А теперь перейдём к заданиям на карточках.

Первое задание называется «Отгадай загадку».

Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно..

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это -….

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? …

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок

И сковал ее..

Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый …

— Лесник!

— Листопад

Сентябрь

Поздняя осень

2 задание

«Игра ДА или НЕТ»

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

При ответе «да» на вопрос воспитателя,

дети хлопают

3 задание

«Какая бывает погода осенью»

Когда дует ветер —

Холодно —

Пасмурно —

Когда идет дождь-

Молодцы, справились со всеми заданиями

Ветреная

Холодная

Пасмурная

Дождливая

Практическая часть

Художественное творчество

(рисование)

«Золотая осень»

Итог занятия

— Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились

Пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались?

А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.

Ответили на все вопросы-загадки и нарисовали очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

Дети повторяют слова, кружатся.

— Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень» с использованием личностно - ориентированных, игровых, здоровьесберегающих, информационно - коммуникативных технологий.

Программные задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
активизировать словарь детей по теме занятия;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций, работа с календарём природы, отгадывание загадок, рассматривание осенних листочков, подвижные и дидактические игры по данной теме.
Оборудование:
Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.
Обручи для «кочек»
Листочки из картона для дорожки;
Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»
Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Время года отгадай:
Собираю урожай
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает
Свою норку утепляет.
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).
Письмо:

Я – разбойник Злой, могучий.
Соберу сейчас я тучи,
Всю осеннюю листву
Я с собою заберу!
Не хотите Осень, дети?
Так не быть же ей на свете!
Будет сразу вам – зима!
Холод, лёд и снега – тьма!
Воспитатель : Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?
Дети: Да!
Воспитатель:
Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по
осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.
(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).
Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот наше первое задание:
1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень).
2. Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя), а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
4. А как называют осень в октябре? (Золотая), а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
5. Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя), почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?
Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель : Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.
Познавательный мультфильм «Почему опадают листья».
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?
Дети: Идём дальше.
Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.
(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги).
Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете?
Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель : Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.
Двигательный тренинг «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали!!! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью? (собирают урожай и делают заготовки), какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей). (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).
Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.
Воспитатель : А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями
Практическая часть:
Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая-то записочка от него. Прочитаем ее. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает):
«Освобожу я вашу Осень, если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.»
Воспитатель : Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень. (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).
Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень. Рефлексия: Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей. Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

Деятельность: познавательная, коммуникативная.

Форма: проблемная ситуация.

ОО «Познание»

  • Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их.
  • Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.

ОО «Коммуникация»

  • Развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему.

ОО «Социализация»

  • Воспитывать бережное отношение к природе через разрешение проблемных ситуаций.

Материалы к НОД: осенние листья березы, тополя, рябины. Плоды деревьев: сережки березы, ягоды рябины, еловая шишка. Картинки с изображением леса осенью. Игрушка белочка.

Словарная работа:

(На окошке в группе дети замечают осенний листочек.)

Иду я сегодня в детский сад и слышу, как что-то шуршит под ногами. Вот так (пошуршать фантиком). Остановилась, посмотрела по сторонам – тишина. Пошла дальше, опять какое-то шуршание. И тут я догадалась: это листочки под ногами шуршат! Иду и слушаю песенку осенних листьев. (Пошуршать фантиками вместе с детьми, послушать «песенку».) Один листочек шуршал лучше всех. Подняла я его с земли и принесла вам. А листочек ожил и заговорил: «Жил я на маме-дереве вместе со своими братьями-листочками. Все мы были зелёными. На улице стало холодать, поменяли мы, листочки, свой наряд, стали разноцветными и стали улетать от дерева в разные стороны. Почему это случилось? Что произошло в природе?» Поможем листочку объяснить, что такое осень?

  1. «Погода осенью»

Работа с календарем погоды.

Выберите картинку, которая подходит к осени. Почему выбрали эту? (Небо хмурое, часто идет дождь, а иногда снег.)

2. «Осеннее дерево». (На столе разложены кружочки разных цветов – красные, желтые, оранжевые, зеленые, силуэт дерева.)

Возьмите те листики-кружочки, которые бывают осенью, украсим дерево.

Физминутка.

Ребята, превратимся в осенние листики. (Раздаю каждому ребенку листочки.)

Мы – листочки,

Мы – листочки. (Дети стоят свободно, руки вверх.)

Мы – осенние листочки.

Мы – на веточки сидели, (Покачиваются.)

Ветер дунул – полетели. (Разбегаются.)

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали. (Бегают, кружатся.)

Перестал дуть ветерок

Мы присели все в кружок. (Приседают.)

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. (Вновь разбегаются, помахивая руками.)

3. «Птицы» (фонограмма: «Крики птиц).

Кто так кричит? (птицы). (Иллюстрация: «Стаи птиц улетают в теплые края».)

Ребята, почему птицы так разволновались, куда они собираются? (В теплые края.)

Как называются птицы, которые улетают? (Перелетные.)

А как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

  1. «Животные»

Листочек хочет приглашает нас в осенний лес погулять. Чтобы туда отправиться, надо вспомнить правила поведения в лесу. (См. моделирование: «Правила поведения в лесу».)

Послушайте загадку и узнаете кто спрятался под кустиком:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы? (Заяц.)

Кто это?

Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц готовится к зиме. Интересно, как он это делает?

Осенью заяц линяет.

Какая шерсть у него вырастает? (Белая, теплая.)

Почему у зайца зимой шерстка белая? Теплая?

Зайчик кого-то испугался, кто это?

Кто-то косолапый

По лесу идет.

И мохнатой лапой

Он кору дерёт. Кто это? (Медведь.)

Как медведь готовится к зиме? Что он делает зимой? (Спит, впадает в спячку.)

Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же умрёт с голоду.

(Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, посмотрите.)

Где медведь спит зимой? (В берлоге.)

До свидания, мишка, до весны!

Посмотрите, какая картина у нас получилась. Расскажите листочку, что такое осень? (Ребенок поочередно выкладывая картинки составляет рассказ.)

Рефлексия: - Кому мы сегодня помогли?

О чем попросил нас листочек?