Самодельная горелка на отработке. Горелка на отработке: принципы работы, изготовление своими руками. Устройство готовой горелки, функционирующей на отработанном масле

В настоящее время для организации отопления частного дома применяют несколько различных систем. В зависимости от наличия и доступности того или иного вида топлива, обогреть дом в холодный период года можно, используя электричество, газ и различные виды твердого топлива. При этом в последние годы все интенсивнее стало использоваться в виде топлива для малых котельных отработанное моторное масло. Одним из способов его использования является самосотятельное изготовление горелки на отработанном масле из подручных материалов. О том, как это сделать, и пойдет речь в дальнейшем.

Строение горелки на отработке

Общий вид приспособления можно рассмотреть на расположенном ниже фото.

Изучив его не сложно заметить некоторые особенности горелки. Корпус представляет собой использованный газовый баллон небольшого объема. К нему в верхней и нижней части приварены противоположно направленные отрезки дюймовой толстостенной стальной трубы. Нижняя из них используется для непосредственной подачи масляно-воздушной взвеси в зону горения, а верхняя играет роль раструба горелки, из которой и вырывается поток пламени высокой температуры. Для создания воздушного потока, который нагнетает воздух в печь и способствует возникновению факела, вырывающегося из выходного отверстия горелки, используется обыкновенный бытовой пылесос достаточной мощности. Познакомившись с внешним видом агрегата, перейдем к его изготовлению.

Для сборки вышеописанного агрегата своими руками необходимо приготовить сварочный аппарат, применяемый непосредственно для соединения деталей, болгарку, которую будем использовать для раскроя материалов. Кроме традиционного инструмента понадобится токарно-винторезный станок.

Первым узлом горелки, работающей на отработанном масле, является корпус. Для его изготовления подготовьте использованный газовый баллон. Во избежание чрезвычайной ситуации убедитесь в том, что газ из емкости полностью использован. После этого удалите заливное отверстие. С помощью соответствующего овального шаблона выполните разметку крепежных отверстий обеих труб и высверлите их по внутренней части контура электродрелью с закрепленным в патроне спиральным сверлом. Аккуратно перерубив перемычки между отверстиями слесарным зубилом, или перепилив болгаркой с установленным диском по металлу, удалите лишнее. Для придания посадочным отверстиям правильной формы расточите их с помощью круглого напильника вручную, или цилиндрической фрезой, установленной в электродрель. Не забывайте закрыть глаза защитными очками при выполнении механической обработки металла.

В полученные отверстия, соответствие формы которых необходимо постоянно контролировать с помощью шаблона, установите и приварите отпиленные заранее трубы.

Система подачи отработанного масла в горелку

Обратите внимание, что в крайней половине нижней трубы имеется отверстие с приваренной гайкой М16. Оно необходимо для крепления масляной форсунки.

Ее удобно изготовить на токарном станке по металлу. Основу детали составляет стержень, имеющий гладкий хвостовик, используемый для крепления маслоподводящего шланга. В случае применения гибкой подводки необходимо на этой части выполнить резьбу соответствующего диаметра. На большей части стержня необходимо выполнить метрическую резьбу с наружным диаметром 16 миллиметров. Почти на всю длину форсунки для горелки выполняется осевое отверстие, которое встречается с трехмиллиметровым поперечным, расположенным в нижней части детали. При наличии доступа к указанному оборудованию и достаточному навыку владения токарной обработкой металлов изготовить подобную деталь не составит особого труда. В противном случае закажите ее на ближайшем металлообрабатывающем предприятии либо подберите подобную деталь самостоятельно.

Принцип работы форсунки основан на истечении вязкой отработки из поперечного отверстия и захватывании ее потоком воздуха. При этом масло разбивается на минимальные капли, возгорание которых происходит гораздо легче.

Система регулировки потока воздуха

Еще одной особенностью данной конструкции горелки является наличие системы регулирования воздушного потока, который в дальнейшем позволяет изменять силу огненного факела. В ее основе лежит стальная чашка, имеющая полукруглое дно и достаточного диаметра отверстие.

Эту деталь горелки так же удобно изготовить на токарном станке. При этом для получения правильной полусферической формы дна понадобятся специальные резцы и высокая квалификация токаря. Если вы не уверены в своих силах, обратитесь за помощью к профессионалам или найдите готовый блок для регулировки потока воздуха, например от карбюратора автомобиля.

Непосредственное регулирование воздуха выполняется круглой шторкой, закрепляющейся на Г-образной оси винтом М4.

Для обеспечения надежного присоединения выходного патрубка шланга и работы воздушной задвижки использован переходник, имеющий продольную прорезь.

Возможность доступа в камеру для поджога отработанного масла вовремя запуска горелки обеспечивает утяжеленная крышка, устанавливаемая на привариваемых навесках на горловину газового баллона.

При использовании более легкого варианта возможно самопроизвольное открытия приспособления в процессе работы.

При правильно собранной конструкции работа горелки должна сопровождаться выходом из рабочей части ровного фиолетового факела, возникающего при сгорании воздушно-масляной смеси в корпусе.

Для обеспечения пожарной безопасности при работе с данной конструкцией горелки на отработке место крепления форсунки и маслоподводящего гибкого провода лучше дополнительно защитить стальным экраном, предохраняющим возгорание масла в случае нарушения герметичности.

Кроме рассмотренного нами варианта приспособления, вполне возможно самостоятельное изготовление и других масляных горелок. Некоторые из них используют предварительный подогрев отработанного масла для улучшения его возгорания. Один из способов осуществления этого – установка масляного цилиндра непосредственно на выходном патрубке.

На данном конкретном примере, в отличие от описанного выше, воздух нагнетается с помощью электровентилятора.

Ну а теперь запуск и прогрев горелки:

Уважаемые читатели, комментируйте статью, задавайте вопросы, подписывайтесь на новые публикации - нам интересно ваше мнение:)

Печи и котлы, работающие на отработанном масле, давно заняли достойное место среди отопительных приборов. Отработка - дешевый, а иногда и бесплатный вид топлива, часто ее используют для этой цели в автосервисах и гаражах. Многие мастера при выборе конструкции задаются вопросом: можно ли переделать бензиновую паяльную лампу в горелку на отработке?

Принцип действия обычной паяльной лампы заключается в воспламенении паров бензина, выталкиваемого под действием сжатого воздуха наружу. Этот эффект достигается за счет нагнетания воздуха в топливный бак горелки.

Что произойдет, если залить в паяльную лампу отработанное масло?

Само по себе масло, даже под давлением, испаряется плохо - его нужно нагревать. Из-за плохого распыления пламя будет неравномерным, и разжечь горелку будет сложно. Горит масло с образованием большого количества нагара и копоти, поэтому жиклер быстро закоксуется, уменьшится его сечение, и лампа выйдет из строя. Увеличение сечения жиклера тоже не даст ожидаемого эффекта - масло будет распыляться крупными каплями, что не позволит получить равномерное пламя факела.

Кроме того, отработанное масло часто содержит примеси: солярку, бензин, антифризы и даже воду, что может привести к вспышкам внутри лампы. Для использования отработки в качестве топлива для паяльной лампы придется устраивать систему фильтрации, что еще больше усложнит задачу.

Учитывая все сложности, использовать бензиновую паяльную лампу как горелку на отработке сложно и небезопасно. Поэтому необходимо доработать или полностью изменить ее конструкцию.

Как изготовить горелку на отработке самостоятельно

Для успешного горения масла нужно либо предварительно нагреть его до температуры испарения - примерно 300 градусов Цельсия, или мелко распылить и обогатить масляные пары воздухом. Подогреть масло до таких температур можно с помощью мощных ТЭНов, но это увеличит затраты на электроэнергию.
Добиться создания масляного аэрозоля можно, подавая струю сжатого воздуха через слой масла. Этот эффект реализован в горелке Бабингтона - устройстве, аналог которого можно собрать своими руками из подручных комплектующих.

Горелка Бабингтона - альтернатива паяльной лампе

Изначально горелка Бабингтона была запатентована для работы на дизельном топливе. Позже, внеся незначительные изменения в конструкцию, мастера своими руками изменили конструкцию и приспособили горелку для сжигания отработанных машинных и пищевых масел. Степень загрязненности масла при этом особого значения не имеет, так как топливные каналы агрегата лишены узких мест, склонных к засорам.

В отличие от паяльной лампы, где топливно-воздушная смесь распыляется под давлением через форсунки, в горелке Бабингтона масло нагнетается из резервуара с помощью маломощного насоса и стекает тонкой пленкой по наклонной или сферической поверхности, а масляно-воздушная смесь образуется в результате продувания тонкой струи сжатого воздуха сквозь эту пленку.

Эффект распыления наглядно представлен в видео:

    Горелка Бабингтона состоит из нескольких функциональных блоков:
  • Топливный - резервуар, насос и трубы для подачи топлива.
  • Воздушный, он состоит из компрессора и воздушной трубки.
  • Полусфера с отверстием малого диаметра, где происходит смешивание воздушной струи с маслом.
  • Сопло, направляющее факел пламени в нужном направлении.

Стандартную конструкцию можно доработать своими руками, повысив ее эффективность. Для этого топливный бак оснащают нагревателем, подогревающим масло до начала работы горелки, что позволяет повысить его текучесть. Кроме того, топливный канал, выполненный из металлической трубки, можно обмотать вокруг сопла - таким образом масло будет нагреваться во время работы горелки.

Сопло горелки направляют в котел, где происходит нагрев топливной камеры и водяной рубашки. Также можно использовать устройство для плавки и нагрева металлов.

Достоинства горелки Бабингтона, сделанной своими руками:

  • широкий выбор топлива - отработанные машинные масла, смазки любой вязкости, дизельное топливо, мазут, любые растительные масла, в том числе отходы пищевых производств;
  • наличие примесей в топливе;
  • простота конструкции - ее можно сделать своими руками.

Недостатки:

  • сложность настройки горелки, особенно часто проявляющаяся при смене вида топлива;
  • запах и грязь - горелку нельзя устанавливать в жилых помещениях, требуется устройство котельной;
  • использование горелки связано с открытым пламенем, поэтому необходимо соблюдать противопожарные меры.
В помещении котельной обязательно должен быть порошковый или солевой химический огнетушитель!

Горелка Бабингтона своими руками

Собрать горелку своими руками можно из простых комплектующих, для этого потребуются:

    • Полый шар или полусфера с такой толщиной стенок, чтобы можно было просверлить отверстие диаметром не более 0,3 мм.Можно использовать любые металлические предметы похожей конфигурации, например, латунную дверную ручку сферической формы, гайки с заглушками. Главное условие - возможность надежного крепления воздуховода.

  • Металлическая трубка для подачи сжатого воздуха от компрессора, диаметр - 10-15 мм.
  • Компрессор, например, от холодильника, с рабочим давлением 2 атм, максимальным - 4 атм.
  • Топливный бак со встроенным ТЭНом на 0,5-1 кВт из металла, не подверженного коррозии.
  • Топливный отстойник и трубу для слива излишков масла обратно в бак.
  • Медная трубка, диаметр - 10 мм, толщина стенки - 1-1,5 мм для топливного канала.
  • Маслонасос от автомобиля или мотоцикла с электродвигателем, чтобы привести насос в действие. Насос желательно оснастить на входе фильтром с крупной сеткой.
  • Сопло - сгон длиной 200-400 мм с внешней резьбой в 2 дюйма.
  • Крестовина для двухдюймовой металлической трубы с внутренней резьбой.
  • Сгон с резьбой на 1 дюйм и переходник 2/1 дюйм для слива излишка топлива в отстойник.
  • Переходники и фитинги для подсоединения топливного тракта, воздуховода и сопла.

Подготовка узлов горелки к сборке

    1. Основная и самая ответственная задача - сделать отверстие заданного диаметра в сферической форсунке. От его размера зависит мощность горелки. Например, котел тепловой мощностью 10-15 кВт требует горящего факела, получаемого при работе горелки с одним отверстием диаметром 0,2-0,25 мм.Для получения большей мощности не нужно расширять отверстие - это приведет к получению более крупных капель. Лучше сделать 2-4 отверстия диаметром 0,1-0,3 мм с расстоянием между ними 8-10 мм, иначе факелы будут взаимно гаситься.Расход топлива можно рассчитать так: через одно отверстие 0,25 мм распыляется 2 литра отработки в час.

Видео о том, как можно сделать отверстия малого диаметра в металлической полусфере:

    1. Бак делают из коррозионно-стойкого металла. В него встраивают ТЭН с терморегулятором, установленным на отключение ТЭНа при температуре 70 градусов Цельсия.
    2. Из того же материала необходимо сделать отстойник топлива, оснащенный трубой с переливом. По этой трубе масло из отстойника будет стекать обратно в бак. Для слива грязи из отстойника можно предусмотреть заглушку в его дне.

  • Собирают корпус горелки: к крестовине 2 дюйма в передней части подсоединяют сопло из сгона, затем переходники: сверху для подачи масла, с задней стороны - для воздуха. Снизу к крестовине подсоединяют переходник 2/1 дюйм и сгон, по которому будет стекать излишек масла в отстойник. Переходники выполняют из заглушек с просверленными отверстиями, в которые вставляют трубки топливного и воздушного канала.

Можно изготовить корпус также из тройника, при этом воздуховод заводят в верхнюю часть, предварительно просверлив отверстие нужного диаметра.

  • Топливный тракт делают из медной трубки, один конец которой трижды обматывают вокруг сопла, а затем через переходник-заглушку выводят в корпус в верхней части. Топливную трубу подключают к насосу, устанавливают сетчатый фильтр грубой очистки и заводят другой конец тракта в бак. Топливный тракт можно оснастить вентилем. Насос подключают к электродвигателю, работающему от сети 220 В.

  • Воздуховод из металлической трубки с одного конца крепят к полусфере с отверстием, предварительно установив переходник-заглушку на нужном расстоянии. Полусфера должна располагаться так, чтобы масло из топливной трубки равномерно стекало на округлую часть форсунки, а потом - в нижнюю часть корпуса и в отстойник. Другую часть воздуховода подводят к компрессору, который также подключают к сети 220 В.
  • Поскольку в установке будет целых три потребителя электроэнергии, включение которых производится не одновременно, желательно оснастить горелку пультом управления: установить отдельный тумблер или кнопку для включения ТЭНа и отдельный тумблер для включения компрессора и насоса. При желании можно оснастить пульт световой сигнализацией из диодных ламп.
  • Можно оснастить горелку контролёром, автоматически включающим агрегаты в соответствии с выбранным режимом. Электророзжиг реализуют с помощью свечей зажигания, а для гашения горелки достаточно перекрыть подачу масла.

Видео - схема сборки горелки:

Подготовка топлива для горелки

В горелке Бабингтона можно использовать практически любое отработанное масло. Автомобильную отработку с большим количеством посторонних включений фильтруют перед заливкой в бак через сетку и смешивают с более чистым маслом. Масла с незначительным количеством примесей допустимо заливать без подготовки.

При использовании пищевых растительных масел, например, фритюра, рекомендуется отстоять его в течение нескольких часов и аккуратно слить с остатка. Эти масла достаточно текучи при нормальной температуре, поэтому их можно подогревать в баке только в момент запуска горелки. При использовании мазута и других густых материалов их нужно подогревать до температуры от 70 до 90 градусов, иначе насос будет работать с перегрузкой.

Меры безопасности

    Горелка на маслах и других ГСП может быть опасна при неправильной установке и эксплуатации, чтобы избежать пожара, нужно соблюдать ряд мероприятий:
  • полы и стены из горючих материалов обшивают металлом или асбестовыми листами;
  • запас топлива хранят на безопасном расстоянии;
  • потеки масла необходимо своевременно удалять;
  • электрические элементы установки необходимо тщательно изолировать, чтобы избежать искрения в зоне распыления масла;
  • горелку нужно располагать вне досягаемости воздушных потоков и сквозняков.
Горелку с открытым соплом нельзя оставлять без присмотра в работающем состоянии!

Горелка Бабингтона, в отличие от паяльной лампы, переделанной для работы на отработке - надежный и долговечный агрегат, не требующий сложного обслуживания. Достаточно периодически очищать топливную систему, бак и отстойник, продувать воздуховод в холостом режиме, а также следить за исправностью компрессора и масляного насоса. Исправная горелка - надежный и экономичный агрегат с длительным сроком службы.

Часто во время сезонной замены масел в автомобилях возникают проблемы с утилизацией отработки. В то же время многие владельцы личных приусадебных хозяйств хотели бы иметь дешёвый источник отопления для домашних нужд. Обе задачи помогает решить сделанная своими руками горелка на отработанном масле. Небольшие вложения в несложный проект окупаются многолетней экономией на топливе.

Для экономии – можно сделать горелку своими руками

Принцип работы и виды конструкций

Поскольку в любом масле есть горючие вещества, их можно сжигать. Люди давно стараются максимально использовать это для своего блага, но решить эту задачу не так-то просто, особенно если сжигать стараются отработанное масло, в котором содержится много дополнительных составляющих. Есть три вида устройств для этой цели:

  1. Эжекционное. Очень эффективная система. Отличное сгорание топлива, высокая температура, мало вредных выбросов, но сделать в домашних условиях практически невозможно. К тому же не всякое топливо можно использовать без предварительной обработки.
  2. Испарительное. Самый простой в сборке из подручного материала, но эффективность его мала, много отходов и загрязнений. Для разжигания и бесперебойной работы требуется дополнительное оборудование.
  3. Инжекторное. Наиболее приемлемый вариант для изготовления масляной горелки своими руками. Сравнительно несложная конструкция, проста в обслуживании, неприхотлива к топливу. Из недостатков основной - невозможность использовать в жилых помещениях.

В этом видео вы узнаете, как работает горелка на отработке:

Некоторые умельцы стараются приспособить для обогрева отработкой паяльные лампы, но чаще всего такие начинания оборачиваются сложными переделками и полным отказом от первоначального устройства горелки. Наибольшую популярность в последние годы получила мазутная горелка Бабингтона.

Роберт Бабингтон запатентовал своё изобретение в конце прошлого века с помощью одного из законов Мэрфи - сделать всё наоборот. Роберт не стал распылять топливо, выдувая его из сопла, а просто попробовал прогнать воздух через плёнку масла . У него получился маслянистый аэрозоль, который прекрасно горит. Не зря говорят, что всё гениальное просто.

Сделать такую горелку сможет начинающий мастер, если имеет гараж или мастерскую со слесарными тисками и электродрелью. Собрав необходимые материалы и приготовив инструменты, делают чертежи горелки на отработанном масле или находят готовые в интернете.

Изготовление своими руками

Собрав в гараже всё необходимое, приступают к пошаговой сборке горелки на жидком топливе. Своими руками сделать её по силам даже любителю. Для работ понадобятся следующие материалы:

  1. Тройник стальной ДУ50 для двухдюймовых труб.
  2. Сферическая головка форсунки. Используют латунные дверные ручки, сферические гайки или похожие детали.
  3. Сгон-сопло - стальная трубка с резьбой на концах. Длина - 150−200 мм.
  4. Медная трубка диаметром 10 мм для подачи топлива к форсунке от топливного бака.
  5. Трубка из металла диаметром не менее 10 мм для воздухопровода.
  6. Резьбовые заглушки для соединений.
  7. Машинный или мотоциклетный насос для топлива.

Не забываем про материалы, которые нам понадобятся

Собрав все необходимые детали, приступают к сборке. Для этого следуют пошаговой инструкции:

  1. В полусфере будущей форсунки делают маленькое отверстие не более 0,3 мм.
  2. Прикрепляют к полусфере трубку воздухопровода.
  3. Вставляют полусферу внутрь тройника, завинчивают герметичную резьбовую заглушку.
  4. Проделывают на сопле для поджигания горелки отверстие.
  5. Прикручивают сгон-сопло к корпусу.
  6. Сверху прикручивают медную трубку-топливопровод.
  7. Другой конец вставляют в бак с топливом.
  8. Бак оснащают ТЭНом для подогрева топлива до 70°С.
  9. Трубку подачи топлива оборачивают вокруг сопла для подогрева топлива во время работы горелки.
  10. Подключают компрессор для нагнетания воздуха в форсунку на отработке.

Своими руками по чертежам так делают отличную горелку. Для более надёжной и безопасной работы приспособление обеспечивают измерительными датчиками и дополнительными деталями, которые повысят эффективность устройства.

При использовании самодельной горелки обычно предъявляются повышенные требования к соблюдению правил пожарной безопасности. Важно помнить:

  1. Нельзя оставлять работающую форсунку без присмотра.
  2. Запрещается устанавливать оборудование в жилом помещении.
  3. Для обогрева котла теплотрассы обычно делают специальное помещение без огнеопасного покрытия на стенах, потолке и полу.
  4. Чтобы увеличить эффективность работы, обогащают сильнозагрязнённую отработку чистым маслом.
  5. В котельной сооружают надёжную вентиляцию для отвода газов и дыма после сгорания топлива.
  6. Проводят регулярное обслуживание и проверку надёжности оборудования.

При правильном использовании самодельная горелка прослужит много лет. Экономия от применения такого вида обогрева очевидна, ведь отработанное масло уже оплачено, а если бы не самодельная топка, его пришлось бы утилизировать.

Сделав такое несложное устройство, хозяин убивает двух зайцев сразу: экономит на топливе и на утилизации вредной жидкости.

Идея использования отработанного машинного масла в качестве топлива для горелки не нова. В интернете существует множество различных схем по изготовлению такого приспособления. И популярность таких изделий только растет. Оно и понятно, ведь такое устройство будет весьма полезно в быту, отоплении дачного домика или хозяйственного помещения.

К тому же, оно обладает целым рядом плюсов:

  1. Большинство предлагаемых схем просты , и любой человек, обладающий минимумом необходимых навыков и инструментов способен его собрать.
  2. Топливо для этой горелки является весьма доступным. Его можно, в основном найти в автомастерских, где его просто переизбыток. Таким образом, отработанное масло можно получить бесплатно или за минимальную сумму.
  3. Часто возникает вопрос с утилизацией отработанного масл а, а такая горелка поможет утилизировать его без вреда окружающей среде.
  4. Это приспособление многофункционально и может использоваться как обычная горелка или система отопления на жидком топливе.
  5. Подобное устройство, как правило, является мобильным , так как имеет небольшой вес и размеры.
  6. Эта горелка универсальна по виду используемого топлива. По сути, она может работать на любом горючем виде топлива, будь то отработанное машинное масло, бензин, керосин или любое другое.

Среди множества схем одна является наиболее интересной в плане простоты, функциональности и неприхотливости. Такой чудо-агрегат называется горелкой Бабингтона. Она названа в честь своего создателя и ее устройство долгое время было недоступно из-за патента. Но время патента истекло и теперь каждый желающий может воплотить схему в жизнь.


Принцип ее работы весьма прост и включает в себя следующие этапы и части:

  1. Заранее разогретое топливо попадает на сферу, растекаясь по ней равномерно, образуя тонкую пленку.
  2. К самой сфере подведен компрессор , нагнетающий воздух. В сфере сделано очень малое отверстие, диаметром 0,1-0,3 мм. Через это отверстие из сферы выходит воздух под давлением. Проходя через топливо, воздух рассеивает его, образуя подобие аэрозоли.
  3. Далее эта струя поджигается и получается горящий факел.
  4. Остальная часть неиспользуемой отработки стекает в отстойник и может использоваться вторично.
  5. Для того , чтобы неиспользованное отработанное масло вновь автоматически поступало на сферу, необходимо к системе подключить насос, который и будет подавать топливо из отстойника.

Предварительный нагрев топлива решает сразу 2 проблемы:

  1. Увеличение текучести. Разогретое отработанное масло растекается лучше по поверхности сферы и при этом распыляется намного проще подаваемым воздухом.
  2. Облегчает процесс поджигания факела. При этом, не только проще выполнить, так сказать, запуск устройства, но и повышается КПД.

Преимуществами такой схемы можно назвать:

  1. Универсальность по использованию топлива. Такая горелка практически не зависит от степени загрязненности жидкого энергоносителя.
  2. Нет необходимости в фильтрации. Благодаря тому, что в системе нет узких проходов, кроме отверстия для воздуха она не нуждается в фильтрации в отличие от заводских аналогов.

Серьезным недостатком такой горелки является то, что даже если она выполнена практически герметично и весь процесс контролируется автоматикой, то все равно помещение будет загрязняться.

Делаем своими руками


Процесс изготовления горелки Бабингтона не очень сложен и при наличии всех необходимых материалов и инструментов займет всего несколько дней, в зависимости от навыков человека.

Для изготовления данного агрегата потребуются следующие материалы:

  • стальная трубка ДУ10,
  • металлический тройник диаметром 50 миллиметров с внутренней резьбой;
  • металлическая сфера (или полусфера) диаметром меньшим 50 миллиметров;
  • медная трубка ДУ10 не менее одного метра длины;
  • металлическое колено ДУ10 с наружной резьбой;
  • сгон диаметром 50 миллиметров с наружной резьбой, длиной не менее 10 сантиметров;

Также потребуется минимальный набор инструментов:

  • угловая шлифовальная машина (болгарка) или ножовка по металлу;
  • перфоратор;
  • специальный патрон для тонких сверл;
  • сверла;
  • сверло диаметром 0,1–0,3 миллиметра;

Подготовительный этап

Перед началом сборки необходимо проделать отверстие в сфере (полусфере). Это один из наиболее сложных и ответственных этапов, так как отверстие нужно сделать точно в середине. В противном случае факел горелки будет направлен в сторону, что в свою очередь может негативно сказаться на качестве изделия и на его экономичности.

К тому же, сверление отверстий такого диаметра является сложной задачей, так как тонкие сверла могут ломаться. Поэтому этот процесс надо производить аккуратно и неспешно.

Пошаговая инструкция


горелка Бабингтона

После того, как сфера или полусфера готова, можно приступить к сборке. Она очень проста и состоит из нескольких несложных манипуляций:

  1. Металлический сгон будет играть роль сопла. Он отрезается нужной длины и вкручивается в тройник. После этого в сгоне сбоку сверлится отверстие достаточно большое, чтобы через него можно было поджечь струю.
  2. Сверху тройника ближе к соплу делается отверстие под медную трубку, по которой будет подаваться топливо в устройство.
  3. К медной трубке присоединяется колено для подключения топливной магистрали.
  4. Медной трубкой делается несколько витков (2-3 будет достаточно) вокруг сопла. Их надо делать на некотором расстоянии от сгона. Это позволит подогревать масло до нужной температуры перед его попаданием на сферу.
  5. В сфере с противоположного конца от маленького отверстия сверлится еще одно по внешнему диаметру стальной трубки. Трубка герметично вставляется в сферу. Это необходимо для того, чтобы воздух выходил только через маленькое отверстие, а внутри нее создавалось давление. Если же вместо сферы используется полусфера, то трубка припаивается в месте малого отверстия и герметизируется.
  6. С противоположного конца от сопла в тройник вставляется металлическая трубка со сферой. Она фиксируется в нем.
  7. Таким образом, горелка готова к работе. Осталось только подключить к трубке со сферой компрессор, который будет нагнетать в нее воздух и топливную магистраль к медной трубке.
  8. При желании данную систему можно усовершенствовать, подключив для подачи масла насос. Также можно поставить блок управления датчики контроля. Это сделает данную систему автоматической и более безопасной.

Правила эксплуатации

Для того, чтобы горелка была безопасной в эксплуатации, необходимо, чтобы все части связанные с подачей воздуха и отработанного масла были герметичны. К тому же, необходимо обезопасить хранилище отработки от случайного попадания на нее огня. Для этого необходимо сделать металлический экран. Его можно так же сделать и из других негорючих материалов.

Для безопасности также важно, чтобы факел горел строго прямо (это зависит от точности расположения по центру просверленного малого отверстия). Не менее важным является и правильная регулировка подачи масла в горелку. Ее можно осуществлять за счет продольного смещения трубки со сферой (полусферой) внутри тройника.

Если соблюсти все нормы пожарной безопасности и правильно настроить подачу топлива, то самодельная горелка Бабингтона будет надежной, гореть чисто, не будет коптить и прослужит долгие годы.


  1. Если правильно отрегулировать подачу топлива , то горелка Бабингтона является очень экономичной и потребляет всего 0,5–1 литра отработки в час. А потребление воздуха составит всего несколько литров в час.
  2. Если дополнительно в схему добавить дымоход , камеру сгорания с водяной рубашкой, то такую горелку можно использовать в качестве полноценного котла для отопления частного дома.
  3. В качестве аппарата нагнетающего воздух можно использовать компрессор от старого холодильника.
  4. Такая система стабильно работает даже на смеси из различных отработанных масел с содержанием бензина , дизельного топлива, различных присадок и даже антифриза, что, несомненно, дает ей преимущество перед заводскими аналогами.
  5. Жар от такой горелки очень сильный , а мощность, в зависимости от конфигурации, составляет более 10 кВт.

Горелка Бабингтона

Сложность изготовления: ★★★★★

Время изготовления: Пару дней

Подручные материалы: ██████░░░░ 60%


Работаю в автомастерской, столкнулся с проблемой утилизации отработки. Недавно нашёл в Интернете интересную схему, и решил сделать горелку на отработке своими руками, причём она может работать на неочищенном масле, смешанном с водой или даже со стружкой!
Основная идея такова: масло течёт по сферической поверхности и растекается по ней тонкой плёнкой. Если подавать воздух или горючий газ через маленькое отверстие в поверхности (прямо под слоем масла), струя будет мелко распылять масло. Если поджечь - получим отличный масляный факел.


  • Ведро
  • Листовое железо
  • Автомобильный маслонасос
  • Двигатель для маслонасоса с регулятором оборотов
  • Болт М10
  • Медная трубка
  • Датчики тепла и света
  • Электромагнитный воздушный клапан
  • Дрель
  • Болгарка или ножовка
  • Сварочный аппарат
  • Ключи, плоскогубцы
  • Паяльник

    Как сделать горелку на отработке


    Схема работы


    В честь своего создателя, горелка называется горелкой Бабингтона. Вот оригинальная схема


    Как работает


    Масло течёт снаружи форсунки, поэтому и его чистота не влияет на работу. Расход воздуха очень мал, всего несколько литров в час.

    Можно использовать самодельные компрессоры из холодильников, или компрессоры от аквариумов.


    Также масло, стекающее со сферы, нужно подавать обратно в бак, а это значит, что нужен масляный насос.
  • Горелку я решил сделать в виде насадки на ведро с маслом. Автомобильный маслонасос приделан к листу железа вместе с мотором и редуктором и регулятором оборотов для регулировки подачи масла.


    Делаем форсунку горелки на отработке


    Металлическую сферу найти не удалось, поэтому я приварил полоску нержавейки к болту М10 и на наждаке придал ей сферическую форму.


    В центре болта сделал отверстие диаметром 5 мм, и запрессовал в это отверстие заглушку из алюминия, и в ней сделал отверстие диаметром 0,3 мм,




    Форсунку вставил в чугунный тройник на 1,5", изготовил к тройнику основание с гидрозатвором для безопасности.

    Принципиальная схема будущей горелки Бабингтона


    Сворачиваем медную трубку в спираль диаметром чуть больше выходного диаметра тройника

    Чтобы не нарушить структуру трубки, перед изгибанием засыпьте в неё песок



    Крепим трубку к тройнику.
    Горелка Бабингтона в сборе. Масло подаётся по медной трубке. Трубка согнута в спираль, чтобы обеспечить подогрев масла.

    Нагретое масло становится более жидким и лучше распыляется



    Форсунка


    Вид спереди, можно видеть форсунку в центре


    Вот горелка на отработке в работе. Можно видеть, насколько тонко распыляется масло


    Автоматизация горелки на отработке



    План действий


    Для старта самодельной горелки на отработке попробую использовать покупную пропановую горелку. Если вместо воздуха на форсунке использовать пропан, то можно обойтись без поджигающей горелки.
    Автоматика будет работать примерно так: контроллер открывает кран с газом и подаёт искру. Когда датчик пламени (термопара например) регистрирует наличие пламени, отключается зажигание и через некоторое время включается подача масла и воздуха, после чего наличие пламени на горелке контролируется оптическим датчиком. Как только пламя начнёт устойчиво мерцать, газ на поджигающую горелку перекрывается. Также будет установлен датчик температуры, и после перегрева выше критической температуры горелка Бабингтона будет выключаться, остывать, и включаться снова.
    Форсунку пришлось заменить на меньшую, горит немного слабее (а то подойти невозможно было). Можно реализовать ступенчатую регулировку мощности, для этого делаем два сопла с разным диаметром, одно больше чем другое. Подключаем их к двум разным воздушным клапанам, и получаем три степени мощности, одно сопло, второе, либо оба сразу.

  • Сделал поджигающую горелку, подглядев устройство у китайской горелки




    Горелка Бабингтона работает на пропане под давлением 0,2-1 кг/см. К горелке приварена трубка с автомобильной свечой для крепления поджигающей горелки и трубку для датчика наличия пламени.



    Промежуточные итоги


    Запускается замечательно, с одной искры, горит очень устойчиво, пламя не сдувается. Давление пропана поставлено низким для возможности горелки Бабингтона работать в холод, когда давление в баллоне опускается до 0,5-1 кг/см.

  • Для автоматизации нужны датчики. Первым делом вытащил термопару из выброшенного котла.


    Также нашёл инфракрасный фототранзистор для датчика