Завышенная, заниженная и адекватная самооценка подростка! Как повысить самооценку у ребенка, чтобы он вырос уверенным в себе

12 советов как повысить самооценку

Уровень самооценки влияет на все поступки человека. Чаще всего самооценка личности бывает занижена, то есть реальные возможности человека выше, чем представления человека о своих возможностях. Обычно это связано с тем, что формирование самооценки происходит, в основном, в детстве, когда возможности человека развиты слабо. Кроме того, серьезное влияние оказывает негативное окружение. Конечно, встречаются случаи, когда у человека завышенная самооценка, но, на мой взгляд, это характерно только для очень молодых людей. А для взрослых людей характерна обратная ситуация.

Повысить самооценку вполне реально, хотя это часто довольно медленный процесс. Однако сознательные попытки в формировании самооценки могут быть полезны практически каждому.

Как повысить самооценку и уверенность в себе? Здесь 12 советов, которые помогут в этом:

1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас, и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много оппонентов или противников, которых вы не можете превзойти.

2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли вы о своем внешнем виде, своей карьере, отношениях, финансовом положении или любых других аспектах вашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.

3. Принимайте все комплименты и поздравления ответным «спасибо». Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного», вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.

4. Используйте аффирмации (утверждения) для того, чтобы повысить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например, пластиковой карточке или кошельке утверждение вроде: «я люблю и принимаю себя» или «я привлекательная женщина и заслуживаю в жизни самого лучшего». Пусть это утверждение всегда будет с вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем, как лечь спать и после того, как проснетесь. Всякий раз, когда вы повторяете аффирмацию, почувствуйте положительные эмоции в отношении аффирмации. Таким образом эффект воздействия будет значительно усилен.

5. Используйте семинары, книги, аудио и видеозаписи, посвященные повышению самооценки. Любая информация, допускаемая вами в свой разум, пускает там корни и влияет на ваше поведение. Доминирующая информация влияет на ваши поступки доминирующим образом. Если вы смотрите негативные телевизионные программы или читаете в газетах криминальную хронику, скорее всего ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимистическую сторону. Точно так же, если вы будете читать книги или слушать программы, позитивные по своей природе и способные повысить самооценку, вы будете приобретать качества от них.

6. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.

7. Сделайте список ваших прошлых достижений. Это не должно обязательно состоять из чего-то монументального. Список может включать небольшие победы, например: научились кататься на сноуборде, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т.д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую вы когда-то испытали.

8. Сформируйте список ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите по крайней мере 20 своих положительных качеств. Как и с предыдущим списком важно просматривать этот список почаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего вы хотите.

9. Начните больше давать другим. Я говорю не о деньгах. Здесь подразумевается отдача самого себя в виде поступков, которыми вы можете помочь другим или позитивного поощрения других. Когда вы делаете что-то для других, вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а ваши самооценка и настроение повышаются.

10. Старайтесь заниматься тем, что вам нравится. Трудно испытывать в отношении себя позитивные чувства если ваши дни проходят на работе, которую вы презираете. Самооценка процветает, когда вы заняты работой или какой-либо другой активной деятельностью, которая приносит вам удовольствие и дает возможность почувствовать себя более ценными. Даже если ваша работа не вполне устраивает вас, вы можете посвятить свободное время каким-то своим увлечениям, которые приносят вам радость.

11. Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как вы хотите ее проводить. Если вы принимаете решения, основанные на одобрении ваших друзей и родственников, вы не верны себе и у вас будет низкая самооценка.

12. Действуйте! Вы не сможете развить в себе высокий уровень самооценки, если будете сидеть на месте и не принимать возникающие перед вами вызовы. Когда вы действуете, независимо от получаемого результата, растет ваше чувство самоуважения, вы чувствует более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки.

Вы уникальная личность, с огромными возможностями, с огромным потенциалом. По мере того, как ваша самооценка будет расти, ваши истинные способности будут раскрываться. Вы начнете принимать на себя больший риск и не бояться отказа; вы не будете ориентироваться на одобрение других людей; ваши взаимоотношения будут намного полезней как для вас, так и для других; вы будете делать то, что приносит вам радость и удовлетворение. Что наиболее важно, высокая самооценка принесет вам душевное спокойствие, и вы действительно по настоящему оцените самого себя.

Низкая, (кстати, как и высокая) самооценка человеку очень сильно мешает по жизни. Самооценка должна быть адекватной. Что делать тому, у кого она оказалась низкой в силу каких-либо не всегда зависящих от него причин? Как ему, наконец, зажить нормальной достойной его жизнью? ВсеОтветы.ру дадут вам несколько очень простых, но важных советов о том, как повысить самооценку.

Откуда берется низкая самооценка?

Первая и основная причина – это воспитание. Родители очень часто упрекают своих детей за все что можно и что нельзя. В такой ситуации у ребенка очень легко создается ощущение, что он все на свете делает неправильно. Если в позднем детстве или в юности это ощущение человеку победить не удается, то он переносит с собой низкую самооценку во взрослую жизнь, а это уже по-настоящему страшно и опасно. Человек никогда не сможет достичь чего-то серьезного в жизни, если он себя не ценит.

Вторая причина не так часто, но тоже встречается. Есть люди с мягким и нерешительным характером, легко убеждаемые и «ведомые» во всех смыслах. Такому человеку достаточно в грубой или резкой форме сказать, что он ничего не стоит или ничего из себя не представляет, как его самооценка упадет до нуля. В этом случае, самооценка поднимается таким же способом, т.е. человеку уверенно и четко говорят, что он на самом деле очень «хороший».

Способы, как повысить самооценку

  1. Никогда не зацикливайтесь и не думайте все 24 часа в сутки о том, что у вас низкая самооценка – она от этого ни на один пункт не поднимется. Есть такое правило в жизни, что нужно перестать чего-то хотеть, чтобы это что-то произошло. Повышения самооценки это касается на 200%!
  2. Когда вам непонятна задача, обязательно её уточните. Будет лучше, если вас воспримут глупцом только один раз, чем будут считать таковым при каждой встрече.
  3. Не будьте человеком, который недоволен всем и вся. Старайтесь смотреть на мир оптимистичнее. Вообще низкая самооценка чаще всего бывает именно у пессимистов. Поэтому один из способов, как повысить самооценку – это стать оптимистом.
  4. Любое сравнение вредит самооценке. Не сравнивайте себя с известными и успешными людьми. Очков в копилку собственной значимости это не добавит. И потом, вы ведь не знаете через какие трудности в жизни прошли эти люди, чтобы достичь того успеха, который у них сейчас есть. Тогда зачем себя с ними сравнивать?
  5. Научитесь отвечать за свои слова и гордо воспринимать все с вами происходящее. Тут мужество нужно. Не оправдывайтесь, если совершили ошибку. Принимайте это как должное, даже если это очень тяжело. Внутренняя твердость, неуступчивость и высокая самооценка – это то, что всегда рядом.
  6. Никогда и ничего не бойтесь. Лучше продумайте все свои действия до самого конца, если вдруг произойдет самое страшное событие на свете. Это поможет вам психологически пережить эту ситуацию и стать увереннее в себе.
  7. Благотворительность – великолепный способ поверить в себя. Найдите в интернете благотворительный фонд, переведите туда немного денег, и ощутите собственную ценность для общества. Это один из лучших способов, как повысить самооценку.
  8. Позвольте себе несовершенство. Простите себе свои недостатки, примите себя таким, какой вы есть. Не зацикливайтесь на своих отрицательных чертах (они есть у всех), а сделайте упор, наоборот на свои сильные стороны (они тоже есть у всех). Все это позволит вам воспринимать себя адекватнее и в итоге стать еще увереннее.
  9. Измените свой круг общения. Вам нужны позитивные и уверенные в себе люди, которые чего-то достигли, у которых есть цели, движение и вера в будущее. Окружение оказывает слишком большое влияние на человека, чтобы им можно было пренебрегать.
  10. Делайте то, что вам нравится, что вам приятно. Пусть вас увлекает сам процесс и полученный результат. Это создаст прекрасное настроение и поможет вам поверить в себя!

Проблема низкой самооценки, к сожалению, знакома многим людям. Если ваш ребенок не любит фотографироваться, смотреть на себя в зеркало и до ужаса боится публичных выступлений, то, возможно, она близка и ему. Мы взяли интервью у психолога, специалиста центра «12 коллегий» Юлианы Исаковой и выяснили: неуверенность в себе – приговор или зона развития.

— Низкая самооценка у подростка – это нормально или с ней нужно сразу обращаться к психологу?

— Вопрос степени. Вообще, переживания, связанные с самооценкой, типичны для подростка и их можно считать особенностью возраста. Один день подросток думает, что у него все прекрасно, он талантлив и хорош собой. Но уже завтра без каких-либо объективных факторов самооценка может измениться на диаметрально противоположную. Он решит, что он неудачник, особенно если ему кто-то что-то сказал или прокомментировал его действия.

В целом, переживания из-за своих особенностей нормальны, но нужно обращать внимание на уровень серьезности этой проблемы и если она мешает подростку в его повседневной жизни, то можно обратиться к специалисту.

— Есть ли грань, после которой точно надо обращаться к психологу?

— Есть несколько колокольчиков: общается ли он с другими детьми или проводит все свободное время в одиночестве? Как реагирует на изменения? Если он пошел в новую секцию, поехал в новый лагерь, поведение изменилось? Что у него со здоровьем? Часто ли болит голова и живот? Пропускает ли он по этой причине школу?

— Самооценка у подростка неустойчивая?

— Да, все верно. Она ситуативна, изменчива и во многом зависит от слов окружающих.

— Как формируется самооценка у ребенка и что на нее влияет?

— Процесс развития ребенка и формирования самооценки делится на два периода: дошкольный и школьный. До школы ребенок ориентирован на значимых взрослых, и его самооценка напрямую зависит от их слов и обратной связи. Ребенок пока мало сталкивается со сверстниками и не до конца понимает: что у нечего получается хорошо, а что не очень. Поэтому считается нормальным, если ребенок приходит в школу с несколько завышенной самооценкой – это не проблема, а особенность возраста.

Потом, когда ребенок идет в начальную школу, он начинает сравнивать себя с другими, получает отзывы от сверстников и учителей, его самооценка несколько понижается и становится адекватной, ведь теперь она основана на опыте. В этот момент формируется отношение к себе и своей деятельности, поэтому очень важно, какой «заряд» дает учитель младших классов: критикует или, наоборот, хвалит детей.

— Что делать родителю, чтобы у ребенка была адекватная самооценка?

— Есть несколько базовых правил. Во-первых, когда обсуждаете деятельность ребенка, сравнивайте его результаты с его предыдущим опытом, а не с другими детьми, братьями или сестрами, собой или еще кем-то. Сравнение всегда должно происходить с ним же в прошлом. «На этой неделе у тебя две тройки, а на прошлой было четыре. Ты молодец и постарался».

Во-вторых, не используйте обобщения и критикуйте не ребенка, а его поступок. Когда родители раздражены, они часто используют формулировки: «Какой ты у меня невнимательный, все теряешь» или «Какой ты неряха: все разбросал». Дети запоминают такие оценки и считают, что они правдивы.

Есть принцип обратной связи, при котором в общении с ребенком, вы обращаете внимание не на промахи, а на успехи. К примеру, вы учите его писать буквы. Он написал весь алфавит, часть букв получилась хорошо, часть – не очень. Что обычно делают родители? Указывают на неудачные буквы и просят их переписать. А можно спросить: «Какие буквы получились лучше всех и тебе больше всего нравятся?». Вместе выберите их с ребенком и потом предложите остальные написать столь же аккуратно.

— Корректно ли говорить ребенку, что он лучше всех? Или это тоже сравнение?

— Дошкольнику — корректно, а школьник уже способен отличить реалистичную оценку от фантастической. Если оценка нереалистична, у него может возникнуть ощущение обмана, поэтому лучше использовать сравнения только с его прошлыми результатами.

— Низкая самооценка поддается корректировке?

— К счастью, это не приговор, с ней можно работать и улучшать в любом возрасте: школьном, подростковом и взрослом. Она успешно корректируется.

— Каким образом?

— Чаще всего происходит комплексная работа. Во-первых, необходимо научить родителей давать положительные оценки и правильно реагировать на успехи и неудачи, чтобы ребенок чувствовал поддержку. Затем ребенок приходит на индивидуальные консультации или групповые тренинги. Групповая работа полезна еще тем, у кого есть сложности в общении с другими ребятами.

— Ребенок переживает из-за внешности – что делать?

— Из-за внешности в основном переживают подростки – еще одна характеристика возраста. Тело быстро меняется, они перестают узнавать себя в зеркале и им нужно время, чтобы принять новый образ.

Но если изменения или некоторые особенности переживаются ребенком болезненно, то важно понять: проблема реальная или он себе ее придумал. Если реальная, к примеру, акне, то стоит вместе обратиться к врачу за консультацией и поддержать ребенка на пути к выздоровлению. Если проблема надуманная, подумайте об индивидуальной консультации с психологом.

— Что делать, если ребенок переживает из-за интеллектуальных способностей или спорта?

— Здесь работает принцип компенсации. Не получается в одной сфере – ищем ту, в которой получится. Важную роль играют примеры компенсации родителей, друзей и знакомых. Помните речь Стива Джобса о том, как трудности продвигали его к гораздо большим успехам? Такие истории мотивируют искать «свои» сферы, развиваться и добиваться результата.

— Стоит ли требовать от ребенка гармоничного развития во всех областях или лучше дать возможность заниматься тем, что нравится и получается?

— На первом этапе лучше дать развиваться в том, что нравится, особенно если есть вопросы к самооценке. Ребенку важно почувствовать эйфорию от успеха и реализации возможностей. На следующих этапах в качестве вызова и новой ступеньки можно предлагать задачи из других сфер.

Также надо учитывать тип нервной системы ребенка. Люди с некоторыми типами нервной системы не выносят однотипную продолжительную деятельность, зато с радостью принимаются за новые задачи. Это тоже стоит учитывать.

— Завышенная самооценка тоже связана с неуверенностью в себе?

— Завышенная самооценка, чаще всего, — это маскировка заниженной. Часто агрессивное, вызывающее и хамоватое поведение подростка означает неуверенность в том, как же он на самом деле выглядит. Это корректируется на групповых занятиях.

— Несколько слов на прощание подросткам и их родителям, для которых тема самооценки актуальна…

— Среди подростков часто принято вести себя позитивно. Показывать, что у них все здорово и нет переживаний. Пока они вместе на такой волне, каждому кажется, что только у него есть проблемы, а жизнь остальных легка и беззаботна. Одна из задач тренинга – честно поговорить о том, что они такие не одни и других те же самые проблемы. Важно понять, что ты не уникален в своих переживаниях и ты можешь с ними справиться.

Биографическая справка:

Юлиана Исакова — психолог-консультант, специалист центра «12 коллегий», закончила факультет психологии СПбГУ по специальности «Общая психология».

С 2008 Юлиана ведет тренинги, развивающие занятия и индивидуальные консультации для детей в возрасте 6-13 лет, а также проводит диагностику детей и подростков.

Прошла дополнительную подготовку по следующим курсам:

  • Специальный курс «Посредничество в разрешении конфликтов» (21 час, СПбГУ, факультет психологии) 2008 г;
  • Специальный курс «Технология практической групповой работы» (36 часов, СПбГУ, факультет психологии) 2009 г.;
  • Методический семинар-тренинг «Арт-терапия эмоциональных нарушений и кризисных состояний у детей и подростков» (24 часа, «Иматон») 2011 г.;
  • Повышение квалификации по программе «Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции» (72 часа, «Иматон») 2012 г и др.

Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «12 коллегий», где работает Юлиана:

Тематический лагерь:

Психологический лагерь:

Как повысить самооценку у учащихся.

Что такое самооценка?

Самооценка играет важную роль в нашей жизни, определяя, чего мы ждем от себя и от окружающих, и чего мы в конечном итоге сможем добиться. Что такое самооценка, какая она бывает и из чего складывается — на эти и другие вопросы вам поможет ответить эта статья.

Самооценка, как видно из названия, отражает ваше отношение к самому себе, показывая, каким вы себя видите своим внутренним взором, как оцениваете свои способности, достижения, какое место отводите себе в обществе и в жизни в целом. Самооценка тесно связана с таким понятием, как уровень притязаний, т.е. то, чего мы хотим добиться и на, что рассчитываем. Чем выше самооценка, тем больших достижений мы ждем от себя, тем на более сложные задачи замахиваемся, и тем больших результатов, в конечном итоге достигаем.

Самооценка может быть заниженной, адекватной и завышенной.

Заниженная самооценка означает, что мы не вполне объективно оцениваем себя и свои способности, преуменьшая их значимость. Люди с заниженной самооценкой часто объясняют свои достижения удачно сложившимися обстоятельствами, сводя роль собственных усилий до минимума. По их словам, в их успехе «виноват» друг, вовремя пришедший на помощь, удача, которая помогла вытащить нужный билет, учитель, научивший их какому-то особому приему. В общем, все, кто угодно, только не они сами.

Да, так говорят и люди, желающие казаться скромными. Отличие в том, что люди с заниженной самооценкой искренне верят в незначимость собственных усилий. Кстати, такие люди, совсем, не умеют принимать комплименты. Они стесняются, краснеют, оправдываются, пытаются доказать, что сказанное об их достоинствах явно преувеличено, даже могут высказывать недоверие и демонстрировать агрессивное неприятие. В общем, какова бы не была форма их реакции, суть ее одна — они не принимают комплимент на свой счет, относя его на склонность говорящего заблуждаться или преувеличивать.

Адекватная самооценка — отражает умение человека воспринимать себя и свои достижения с достаточной степенью объективности. Это отнюдь не значит, что такой человек всегда абсолютно уверен в себе и своих силах. У него тоже бывают взлеты и падения, но в целом, если спросить его, доволен ли он собой, то ответ его будет положительным. Такой человек не будет стремиться достигнуть намеченной цели любой ценой. Его также сложно бывает заставить совершить необдуманные поступки путем провокации.

Помните, как поступал герой фильма «Назад, в будущее», когда ему говорили «Слабо тебе?». Он тут же пытался доказать, что не слабо и постоянно попадал в какие-то передряги. Так вот, человеку, имеющему адекватную самооценку не нужно никому ничего доказывать. Он знает себе цену и оценивает себя по своей собственной шкале, отметая все напускное и ненужное.

Да, человеку с адекватной самооценкой также важно мнение окружающих, но воспринимает он его лишь как еще один фактор, но отнюдь не самый значимый. И рассматривает он это мнение в общей совокупности и временной перспективе. Т.е. он не делает выводы по одному неосторожно сказанному слову, а собирает информацию из нескольких источников и за какой-то период времени. Конечно, делает он это не целенаправленно и не вполне осознанно, но, тем не менее, постоянно.

Это как с погодой, мы всегда знаем, какая сейчас погода, хотя редко об этом задумываемся целенаправленно. И если летом температура резко упала, мы, ведь не делаем вывод, что уже наступает осень? Точно также и человек по резкому порицанию своих поступков со стороны других не делает вывод, что он плох в целом, но понимает, что что-то он сделал неправильно, чем и вызвал неприятие окружающих.

Человек же с заниженной самооценкой в подобной ситуации сделает вывод, что он плох сам по себе. Он подумает, что он плохой человек, а не то, что он ошибся, поступил неправильно, и это вполне можно исправить при желании. Т.е. его восприятие критики будет более генерализованным, обобщенным.

А еще такие люди «коллекционируют» свои неудачи, мысленно постоянно к ним возвращаясь, рассматривая их еще и еще раз с разных сторон. Часто говорят себе: «Ах если бы…» При этом, как правило, они не делают выводов на будущее, и вновь попадая в подобную ситуацию, могут совершать те же ошибки. А что касается успехов, то они не замечаются ими, как случайные, не вписывающиеся в их картину себя.

Завышенная самооценка подразумевает склонность человека преувеличивать собственные способности и достижения, часто преуменьшая при этом способности других, хотя последнее и не обязательно. Человек с завышенной самооценкой не склонен замечать роль посторонних факторов, приведших его к успеху. Как правило, он считает, что всеми достижениями в своей жизни обязан лишь себе самому, в то время как его неудачи — результат стечения обстоятельств или злой воли других людей.

И вообще, он склонен отбрасывать свои неудачи и оплошности, как нечто несущественное, не имеющее к нему никакого отношения. Он очень плохо реагирует на критику, агрессивно отстаивая свои позиции. Да, критику никто не любит. Но люди с завышенной самооценкой ее совсем не приемлют, почти свято веря в собственную непогрешимость. Им просто жизненно необходимо быть всегда правыми! А все потому, что где-то глубоко в душе они вовсе не так уж уверены в собственном превосходстве.

Завышенная самооценка часто является компенсаторной реакцией на базовое чувство собственной неполноценности.

Особого внимания, со стороны педагогов, заслуживает заниженная самооценка. Ниже даны рекомендации, которые помогут педагогам повысить самооценку учащихся.

  1. Учащийся должен учиться, оценивать сам себя.

Выполняя задания на уроке, подросткам предлагается оценить их самим до того, как отдать на проверку педагогу. После того, как работы проверил и оценил педагог, обсудить случаи несовпадения оценок, выяснить основания, на которых строили самооценку подростки, и показатели, по которым оценивал работы педагог. Привлечение подростков к оценке результатов своей деятельности постепенно приводили к тому, что количество несовпадений уменьшиться. (Это показывает практика психологов, работавших с коррекцией самооценки). Этот эксперимент свидетельствует о том, что включение ученика в оценку достигаемого им результата играет важную роль как в усвоении требований, которым должны удовлетворять выполняемые учебные задания, так и в формировании у него критического отношения к получаемому результату, верного представления об уровне своих учебных достижений. Важно не оставлять это несовпадение без обсуждения даже если оно вызывает конфликтные ситуации, споры, необходимо привлечь остальных учащихся к обсуждению, а не ограничиваться соотношением ролей учитель-ученик.

  1. Не нужно сравнивать подростков между собой.

В процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях неминуемо складываются условия, стимулирующие постоянное сравнивание одного ученика с другим. Но в процессе сравнивания достижения и неудачи каждого становятся известными всем остальным. Постоянное подчёркивание недостатков одних и достоинств других неблагоприятно сказывается на личном развитии подростков. У тех, кого демонстрируют, как образец возникает чувство превосходства над другими, у других, которыми постоянно недовольны - теряется вера в себя. Важно чтобы у подростка развивалось чувство собственного достоинства. Наиболее предпочтительные варианты работы в этом случае, когда успехи одного подростка сравниваются с неуспехами другого, с тем лишь различием, что составляют равного с равным ему по возможностям (способностям), но в силу определённых личностных качеств достигающим в учении других результатов. В этих случаях все оценки, замечания высказываются с целью показать, что отставание или успех в учении зависят от отношения к работе. Либо другой вариант: когда каждого подростка на протяжении года сравнивают только с ним самим, не вынося это на всеобщее обсуждение, и не сопоставляя его результаты с другими. Сравнение учащихся не должно носить случайного, стихийного характера. Его следует «грамотно» применять как способ воздействия на учебную деятельность, личностное развитие и совершенствования личности подростка.

  1. Неуспевающий в роли «учителя».

Изучение неуспевающих и недисциплинированных подростков показывает, что их плохое поведение является чаще всего реакцией на неуспех, формой протеста против сложившегося отрицательного отношения к ним со стороны учителя и сверстников. Утрата позиции в коллективе влечёт за собой изменения и в самой личности подростка, ведет к нарастанию неуверенности в себе и снижению самооценки. Работа с такими подростками должна вестись на изменение его социальной позиции через организацию новой деятельности. Как пример можно предложить подростку оказывать помощь другим. В психологическом плане это означает резкое изменение социально-личностной позиции подростка, характера его деятельности и отношения к себе. Из ставшей привычной для него позиции слабого, отстающего, ущербного он сразу становится в позицию более сильного, знающего, способного обучать другого и самостоятельно оценивать его достижения. Здесь можно преследовать две цели:

1.создаются объективные предпосылки для повышения самооценки, уверенности в себе, укрепления чувства собственного достоинства.

2. роль «учителя» ставит неуспевающего перед необходимостью самому овладеть тем учебным материалом, которому он должен обучить другого, причём так, чтобы суметь объяснить другому суть задания и приёмы его выполнения.

  1. Типичные ошибки, допускаемые педагогами в общении с учащимися, которые резко отрицательно сказываются на формировании подростковой самооценки:
    • Снижение оценок за дисциплину - оценка должна соответствовать действительным знаниям, а особенности поведения подростков- это прежде всего особенности данного возраста, которые педагог должен учитывать в своей работе.
    • Важно не только какую оценку поставил педагог, но и что он при этом сказал: подросток, прежде всего, должен знать чего от него ждёт учитель? Не захваливать легко успевающих, но поощрять хотя бы малейшее продвижение старательного, трудолюбивого. Помнить что положительная оценка- это ориентация на положительное в учащемся.
    • Педагогический такт! - не снисходительность - а прежде всего требовательность к личности, не унижение - а уважение к личности, не презирать - а уважать личность, взывать к достоинству и открывать перед подростком возможность стать другим, верить в растущего человека и его возможности.
    • Обращение свысока - лучше сотрудничество, помощь и поощрение самостоятельности мышления.
    • Безличность образования - от этого страдают учащиеся с недостаточной внешней и внутренней мотивацией, они не воспринимают лицей, следовательно, необходимо больше уделять времени общению с подростками, например, регулярное проведение проблемных классных часов, организация внеурочной деятельности, и т. д. Это дает возможность более тесного общения с учащимися, более доверительного взаимодействия.
    • Ограниченность одним предметом - самооценка подростка во многом определяется уровнем интеллектуального развития. Человек с широким кругозором и умственной пытливостью склонен проявлять любознательность не только к научно-техническим, художественным или другим предметным знаниям, но и к человеку, его психологии и поведению, познанию законов формирования человеческих отношений. Поэтому важно расширять кругозор подростков, воспитывать в них любопытство и жажду знаний.

Низкая самооценка у подростков - явление распространенное. Если маленьким детям свойственно переоценивать свои способности (все могу, все умею, все знаю - я лучший), то по достижении подросткового возраста ребенок начинает смотреть на себя совсем другими глазами (так ли я хорош и хорош ли вообще?).

Сказывается и половое созревание, и пробуждающийся интерес и желание нравиться противоположному полу, и первое серьезное знакомство с взрослой жизнью, например, необходимость качественно и вовремя выполнять школьные задания, участвовать в общественной жизни, принимать самостоятельные решения.

Подавляющее большинство подростков реагируют на эти изменения резким снижением самооценки и уверенности в себе. И тут на помощь должны прийти родители. Итак, как помочь ребенку в подростковом возрасте повысить свою самооценку?

Низкая самооценка в той или иной мере является проблемой любого подростка. Но у некоторых детей этот период быстро проходит, не оставляя никаких негативных последствий, а у других, без преувеличения, появляются психологически проблемы, которые способны изрядно портить жизнь даже взрослому человеку.

В первом случае никакой особой помощи извне подростку не требуется. Родителям нужно лишь быть внимательными, доброжелательными и искренними по отношению к своему чаду, второй случай требует серьезной поддержки.

Как отличить первый вариант от второго?

Признаки низкой самооценки у подростка:

  • отшельничество (шумной вечеринке или походу в кино с одноклассниками ваш ребенок предпочитает вечер в своей комнате);
  • замкнутость (подросток неохотно делится с вами не только переживаниями, но и просто событиями из своей жизни);
  • подросток отказывается от чего бы то ни было нового в своей жизни (новых друзей, нового занятия, опасаясь быть непонятым или высмеянным);
  • ухудшение результатов учебы (боязнь стать «белой вороной»);
  • сильная зависимость от мнения окружающих (если кто-то в классе назовет новую шапку вашего ребенка смешной, больше он ее никогда не наденет, даже если она ему очень нравилась);
  • явное подражание кому-то из сверстников, обычно неформальному лидеру компании (прическа, одежда, аксессуары, жаргон, манера поведения в отдельных ситуациях);
  • частые приступы упаднического и даже панического настроя (меня никто не любит, я никому не нужен, я неудачник, я урод, зачем я живу и т.п.);
  • чересчур пристальное внимание своей внешности (кричащий макияж, вызывающая одежда) или полное равнодушие к своему внешнему виду (демонстративное пренебрежение к своей одежде, обуви, прическе – зачем, если и так я хуже всех);
  • постоянное сравнивание себя с другими, естественно, не в свою пользу (Даша крутая, у нее новый айфон, у Игоря классный батя, у Марины длинные ноги, а я бедный, жирная, очкарик, тупица и тому подобное).

Разумеется, к анализу этих признаков нужно подходить взвешенно. Даже самый уверенный в себе подросток (как впрочем, и взрослый человек) может переживать периоды уныния и неверия в собственные силы. Но если у вашего ребенка имеются минимум 2-3 из перечисленного, ему точно нужна ваша помощь.

К сожалению, многие родители чересчур легкомысленно относятся к тому, что их ребенок имеет низкую самооценку. Ну, это возраст такой, пройдет, - уверены они. Увы, не всегда это проходит вместе с подростковым возрастом, а проходя, оставляет совершенно ненужные комплексы и другие психологические проблемы.

Ребенок вырастает неуверенным в себе, зависимым от чужого мнения, легко поддающимся манипуляциям человеком, у которого будут проблемы на работе и в личной жизни. Такому человеку практически невозможно достичь самореализоваться и жизненного успеха.

Помимо негативных последствий укоренившихся вследствие низкой самооценки комплексов, неуверенные в себе подростки часто попадают в плохие компании с самыми нехорошими сюжетами. Стремясь найти коллектив, где их внешний вид, поведение и прочие важные вещи будут одобряться безусловно, они подпадают под влияние различных проходимцев, а тут уже и до беды недалеко.

Какой выход у родителей? Не сидеть в сторонке, наблюдая изменения в ребенке, а брать ситуацию под контроль. О том, как это сделать правильно, читаем дальше.

Как помочь поднять самооценку подростку

Не критиковать

Критика - это то, о чем следует вообще забыть при общении с подростком. Проблема в том, что мы в большинстве случаев не умеем критиковать правильно, обязательно переходя на личности. Не «ты плохо сегодня убрал в комнате», а «ты - неряха». Но если взрослый человек адекватно оценит такое высказывание, то для подростка это станет еще одной причиной для низкой самооценки.

Хотите что-то исправить, выбирайте нейтральные фразы. Вместо оценочного «ты - неряха» можно сказать: «Тебе не мешают вещи на полу? Если нужно помочь с уборкой, зови».

Не сравнивать с другими

Вообще. То есть не только не говорить о том, какой Ваня молодец, потому что сдал английский на максимальный балл, а ты, эдакий лентяй и неумеха, едва набрал необходимый минимум, а даже не хвалить за то, что ты оказался лучше Пети. Любые сравнения говорят подростку только об одном - его сравнивают и оценивают по тому, насколько он лучше или хуже остальных.

Вместо этого сделайте вашего ребенка центром Вселенной. Какой вам дело до какого-то Пети или Васи? Сравнивайте его успехи или неудачи только с его прошлыми успехами или неудачами. Причем делать это нужно исключительно конструктивно - для похвалы или выяснения причины, с которой можно бороться.

Не обсуждать ребенка с посторонними

«Он у меня такой стеснительный», «А нам так плохо математика дается» или «Ничего, нам бы похудеть немножко и будет красавица», сказанные в присутствии подростка, способны повергнуть вашего ребенка буквально в депрессию. Следите за тем, что вы говорите не только ему, но и о нем.

Вообще желательно никогда не обсуждать своего ребенка с кем бы то ни было из посторонних, если не хотите потерять его доверие, конечно. Но если кто-то из ваших знакомых навязчиво расспрашивает об успехах в учебе или о чем-либо еще, достаточно вспомнить о чем-либо, в чем ваш ребенок действительно успешен.

Помочь добиться успеха

Но только гордиться успехами ребенка мало - важно помочь ему стать успешным. Поощряйте в нем стремление к новым увлечениям, знаниям, видам деятельности. Зажгите искру и будьте всегда рядом. Конечно, не факт, что ваш сын или ваша дочь станет блестящим спортсменом, танцором, фотографом или полиглотом. Но сейчас это неважно. Куда важнее, чтобы ребенок смог почувствовать вашу поддержку и готовность быть с ним рядом во всех его начинаниях.

Создайте благоприятную обстановку для его всестороннего развития. Ваши усилия обернуться сторицей.

Считаться с его мнением

Приучите себя считаться с мнением ребенка. Подростковый «бунт» зачастую является следствием неправильного поведения родителей, которые пытаются держать свое чадо в рамках поведения маленького ребенка. Ваш ребенок становится взрослым, и с этим обстоятельством придется смириться.

Дайте ему свободу: выбирать друзей, хобби, времяпровождение. Это вовсе не вседозволенность и отсутствие контроля. Это - нормальное общение взрослых людей, имеющих право выбора.

Особенно деликатными нужно быть, если . Даже если вам не очень нравится избранник вашего сына или дочери, проявите терпение и не начинайте разговор об этом с давления или угроз.

Помочь с внешним видом

Подростки часто неадекватно оценивают свою внешность. Равняясь на кумиров, считают себя сильно худыми, толстыми, маленькими, долговязыми… Помогите вашему ребенку выглядеть лучше. Сходите в салон красоты, подберите стрижку, купите хорошие вещи в том стиле, который он предпочитает. Научите подчеркивать достоинства.

Если с внешностью есть какая-то реальная проблема (хотя чаще эти проблемы надуманы), признайте это. Не пускайте ситуацию на самотек.

Лишний вес, прыщи, угревая сыпь, обильная перхоть - это не мелочи. А для подростка это вообще серьезные проблемы, отравляющие жизнь. Дети жестоки, и вашего ребенка травить сверстники, а это повышению самооценки, как понимаете, никак не способствует.

Обратитесь за помощью к специалистам при необходимости.

Не отказывать в покупке «мечты»

Последний пункт, о котором часто молчат психологи. Материальная сторона вопроса. Ваш сын давно просит какой-то электронный гаджет? А дочь мечтает о какой-то новомодной вещице, в которой щеголяют признанные модницы школы? Не отмахивайтесь от таких просьб.

Для подростков такие вещи - это не просто вещи, это некое подтверждение статуса. У всех в классе есть смартфоны, а ваш ребенок пользуется старой кнопочной моделью, потому что «ребенку и этого хватит»? Тогда не удивляйтесь, если ребенок начнет избегать общества сверстников.

Конечно, идти на поводу всех просьб не стоит, но периодически баловать подростка модными вещами просто необходимо, чтобы он чувствовал себя «своим» в своей тусовке.

Введение 3

Глава 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте 5

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста 5

1.2 Процесс формирования самооценки у подростков 9

Глава 2. Роль семьи и родительских отношений в становлении подростковой самооценки 17

2.1 Особенности отношений подростков с родителями 17

2.2 Семья, как ведущий фактор формирования самооценки подростков 23

Заключение 32

Список используемой литературы 34


ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст - важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

В словаре по социальной психологии самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровиной, "Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли."

Таким образом, становление самооценки – это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка.

На сегодняшний день исследования самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Не меньший интерес представляет собой проблема взаимодействия между родителями и взрослеющими детьми, так как именно в ходе этого взаимодействия формируется оценка подростком самого себя, а также происходит становление или разрушение личности, как ребенка, так и взрослого.

Прблема нашего исследования связана с тем, что процесс развития самооценки личности, по сравнению с другими психологическими явлениями, изучен мало. Кроме того, в достаточной мере не исследовано, какой фактор оказывает большее влияние на становление подростковой самооценки. Переходный возраст разительно отличается, как от детства, так и от взрослости. Именно поэтому интерес к этим исследованиям в современной психологии быстро возрастает.

Безусловно, мы не претендуем на решение данной проблемы, однако попытаемся изучить процесс становления самооценки в подростковом возрасте и сделать соответствующие выводы, представленные в ряде особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте в исследованиях различных ученых.

Целью нашего исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте, а также роли института семьи в ее формировании.

Объектом исследования служит самооценка подростка; предметом же данного исследования выступает взаимосвязь семейных отношений и подростковой самооценки.

В ходе работы нами был произведен теоретический анализ литературы, поверхностный анализ информации сети интернет, а также обобщение полученного материала.

Теоретико-методологической основой работы служили труды по изучению самооценки таких авторов, как Ш.А. Амонашвили, А.В. Захарова, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Реан, В.В. Столина, Л.Д. Столяренко, К. Хорни и мн.др.

Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:

Изучить особенности развития личности в подростковом возрасте;
- рассмотреть основные точки зрения исследований по проблеме самооценки в подростковом возрасте;

Выявить основные особенности отношений между подростками и их родителями, а также их роль в становлении подростковой самооценки;


ГЛАВА 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).

По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже .

Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные психологические характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять, как формируется самооценка в данном возрастном этапе, и какую роль играет семья в этом процессе.

Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.

Второй момент отождествляется с появлением чувства взрослости у подростков.

У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по–разному представлены в характере, потребностях и способностях. Естественно, что элементы взрослости формируются неравномерно, с разной динамикой и качественным составом в учебной или общественно–организаторской деятельности.

Еще одной особенностью и ценнейшим психологическим приобретением подростка является открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения.

Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание включает представление о себе самом. Возникает образ своего «Я» под влиянием отношений других людей, правил и норм социально одобряемого и неодобряемого поведения. Представление о себе может не совпадать с реальными действиями, которые совершает человек. Поэтому говорят о соответствии Я–реального Я–вымышленному и Я–возможного Я–нереализованному.