Сын вельзевула. Демон Вельзевул — правая рука владыки ада. Вельзевул — древнее божество Баал-Зебуб

Демон Вельзевул — один из самых могущественных злых духов в преисподней. Существует множество вариантов написания его имени, но самым распространенным является данный вариант.

Многим знакомо его имя, поскольку это создание — олицетворение зла, часто его путают с Однако нельзя знать наверняка, что он в действительности им не является.

Это связано с тем, что существует несколько теорий о самом и о том, кто им является. Некоторые исследователи демонической мифологии считают, что властитель темных сил — единственный демон, который умеет перевоплощаться в разных злодеев под разными именами. Достоверной информации на эту тему нет, а потому можно сколько угодно строить догадки и домыслы.

История появления Вельзевула

Часто демона Вельзевула зовут Повелителем мух. Так переводится его имя с иврита, а звучит оно как Бааль-Зевув. Имя этого существа встречается в нескольких религиях: христиане считают его одним из помощников и приспешников Дьявола, а древние филистимляне поклонялись божеству по имени Баал-Зебуб, которое как раз и является олицетворением Вельзевула.

В Ветхом Завете есть упоминание об этом демоне, там он представлен как Аккаронское божество. Кроме того, в Евангелии тоже упоминается его имя, и там он назван Князем тьмы.

Так, доподлинно неизвестно, где берет свое начало история существования демона. Поскольку его имя упоминается в двух священных книгах, существование Вельзевула не ставится под вопрос.

По одной из версий это имя дано демону Вельзевулу изначально. Но есть и другие теории. Одна из них гласит, что древние почитатели этого божества изображали его в виде большой мухи, которая была наделена символами власти и силой.

Почему почитатели избрали именно это насекомое, точно сказать нельзя. Возможно, божество было злым, и чтобы его задобрить филистимляне были вынуждены приносить жертвы.

Как известно, на трупы и кровь мгновенно слетаются мухи, часто — в больших количествах. Не исключено, что это и стало причиной появления такого имени. Другие версии говорят, что демон Вельзевул был божеством, которое покровительствовало науке и защищало людей от смертоносных укусов мух, поскольку те часто переносили болезни и инфекции.

Есть еще одна интересная версия — она гласит, что мухи — это грешные души, которыми руководит и повелевает Вельзевул.

Место среди демонов

Некоторые ученые, которые стремились понять суть происхождения демонов, составляли их классификацию и описание. Так, по классификации, представленной немецким инквизитором Бинсфельдом, Вельзевул является олицетворением таких грехов как обжорство и чревоугодие.

Классификация оккультиста Баррета говорит, что демон является символом ложных богов. Как раз эта теория вполне логична — древние филистимляне и хааняне поклонялись Повелителю мух, в то время как он был далек от божества, творя злодеяния и насылая на людей болезни и беды.

Популярна теория о том, что демон Вельзевул — ближайший соратник Сатаны, и в этом амплуа он призван привлекать в Ад души грешников.

В литературе и различных материалах Вельзевул описывается как жуткий и злой демон, который может убить или принести страшную беду. О его скором появлении говорят стаи мух, которые в конце концов сливаются в единое целое, из которого и выходит демон.

Уильям Голдинг написал книгу под названием «Повелитель мух», в которой описываются страшные события из жизни группы мальчиков разного возраста. Ими начинают овладевать первобытные инстинкты, а ведут они себя так, словно в них действительно поселился страшный демон.

- (евр. от baal господин, и s’vub муха). 1) сатана, властитель ада. 2) порода хвостатой обезьяны. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВЕЛЬЗЕВУЛ глава нечистых духов; сатана; первоначально название… … Словарь иностранных слов русского языка

См. Сатана. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

Сатана, демон, дьявол Словарь русских синонимов. вельзевул сущ., кол во синонимов: 4 демон (52) дьявол … Словарь синонимов

ВЕЛЬЗЕВУЛ, в Новом Завете имя главы демонов … Современная энциклопедия

В Новом Завете имя главы демонов … Большой Энциклопедический словарь

Веельзевул (Beelzebul, Beezebub, Beelzebub), в христианских представлениях демоническое существо. В Евангелиях рассказывается, что фарисеи и книжники называли Иисуса Христа В. или утверждали, что он изгоняет бесов силою В., «князя бесов» (Матф.… … Энциклопедия мифологии

Из Библии. В Новом Завете так именуется верховный злой дух, глава адских сил (сатана), например (Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 24): «Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою вельзевула, князя бесовского». В… … Словарь крылатых слов и выражений

Или веельзевул библейское название сирофиникийскогобожества Ваалзевув, считавшегося покровителем и защитником от мух, роикоторых составляют ужасную казнь для людей и животных в жарком климатеВостока. Очевидно, это одно из частных проявлений… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Веельзевул (Beelzebul, Beezebub, Beelzebub), в христианских преданиях демоническое существо. В Евангелиях рассказывается, что фарисеи и книжники называли Иисуса Христа В. или утверждали, что он изгоняет бесов силою В., «кпязя бесов» (Мф. 10:25;… … Энциклопедия культурологии

Вельзевул - ВЕЛЬЗЕВУЛ, в Новом Завете имя главы демонов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Ричард Длинные Руки – принц короны , Гай Юлий Орловский. Суровая северная зима засыпала глубоким снегом королевство Сакрант. Войны утихли до весны, даже до лета, когда не только растает, но и подсохнет. Но это не избавляетпринца Ричарда от… электронная книга
  • Всемирный полдень , Георгий Летицкий. Вельзевул использует достижения современной науки, чтобы не только стереть с лица Земли человеческую цивилизацию, но и разрушить саму Землю. Люди, кто из страха, кто из корысти, а кто из…

Согласно большинству существующих сейчас мнений, демон Вельзевул - один из верховных властителей ада. Из-за его власти и силы, его именем славяне часто называли непосредственно Сатану. Чаще всего считается, что Вельзевул является покровителем мух и других нечистых насекомых.

В статье:

Демон Вельзевул в древней истории

На самом деле, многие связывают имя Вельзевула с семитским , культ которого был особенно популярен в древнем Карфагене, однако, это сравнение не является до конца верным. Следует отметить, что на большинстве территорий, где жили различные семитские народы, слово Баал во многих традициях и языках обозначало непосредственно главного бога, покровительствующего определенному аспекту жизни или стихии. И в Ханаане, долгое время верховным богом считался именно Ваал-Зевув , или же Бог Мух, поклонение которому осуждалось непосредственно на страницах Библии. Идол Вельзевула, по некоторым сохранившимся памятникам, требовал постоянных человеческих жертв и был буквально облеплен живыми мухами, которые слетались на запах свежей крови, которой обливали нечестивую статую.

Существование Вельзевула там было обеспечено появлением соответствующего культа. Вельзевул, согласно древнебиблейским источникам, смог остановить распространение насланной им же самим чумы, а взамен потребовал от ханаанцев беспрекословного поклонения и повиновения. Изображали Вельзевула они в виде мухи с царственными атрибутами - короной и скипетром. С именем Вельзевула связан целый ряд семитских притч и историй, которые можно прочитать на страницах Ветхого и Нового Заветов.

Так, ветхозаветный иудейский царь Охозия , однажды упал с крыши дворца и в итоге сильно заболел. Во время болезни он обратился к своим людям, чтобы те пошли в Экрон и спросили у тамошнего бога - Вельзевула, выздоровеет ли Охозия. Узнав об этом, пророк Илья оказался в страшном гневе и отправился к царю. Илья спросил, разве нет у иудеев своего Бога, что он посылает к языческому идолу людей и, в итоге, пообещал ему пророчеством, что тот не встанет более с кровати и погибнет из-за своего неверия.

Встречается история о Вельзевуле и в одном из древнейших гримуаров - Завете Соломона , книге, авторство которой приписывается непосредственно легендарному мудрому царю Израиля. В этой книге говорится, что Вельзевул был призван Соломоном, изрыгал в того языки пламени, но покорился силе перстня и, в конце-концов, буквально сгинул. Этим же объясняется и тот факт, что в другом известном гримуаре - , имя Вельзевула среди демонической аристократии вообще не упоминается, хотя большинство других источников наделяют его силой, равной практически самому Сатане. В Новом Завете несколько раз Вельзевул встречается как бесовской князь, фарисеи пытаются приписать чудесам Христа именно такое происхождение. Но Христос ответил им словами, что ни одно королевство, воюющее против самого себя, не выстоит, а значит - не может и он сам изгонять демонов силой демонов, иначе они сами тоже в итоге падут. Соответственно, изгонять Сатану можно лишь силой Господней.

Следует отметить, что само имя Вельзевула может трактоваться двояко даже в древнееврейской традиции. Однозначно лишь то, что первая часть относится к Баалу, как обозначению бога. Вторая же часть имени могла трактоваться и как «зевуль» - возвышенный, и как «зевув» - мухи, и как «забал» - процесс выбрасывания нечистот, что, в принципе, однозначно было применимо к культу Баал Зебуба. Отдельно следует отметить и связь мухи, как животного, связанного с нечистотами, с сакральным египетским скарабеем - древние евреи долгое время пытались избавиться от египетского влияния на их народ, что вполне могло привести к однозначной демонизации большинства священных египетских символов и существ.

Повелитель Мух Вельзевул в средневековой магической традиции

Огромное влияние на изучение образа практически забытого Вельзевула оказали исследования средневековых магов и теологов, которые старательно изучали каждую страницу библейских текстов и записей. В итоге, большинство ученых, как демонологов, так и церковников, признали важность Повелителя Мух Вельзевула в адской иерархии. В христианской демонологии он практически всегда описывается как второй по силе демон, бывший до падения ангелом-серафимом, вторым по силе после самого Сатаны.

При этом очень часто Вельзевула характеризовало полное покровительство одному из семи смертных грехов. Некоторые редкие демонологии предполагали, что этот адский князь покровительствует гордыне, однако, впоследствии как церковники, так и демонологии приняли решение, что властитель Мух должен быть ответственен, в первую очередь, за обжорство.

Также, особое воздействие Вельзевул оказал на людей в нескольких тщательно документированных случаях одержимости. Так, он пророчествовал устами Николь Обри из Вервена, выйдя из её тела в ходе экзорцизма как гигантский бык. Также, он же вселялся в Марту Брасье из Франции, и сестру Мадлен Демандоль, а также в знаменитых салемских ведьм. Одним из последних случаев одержимости именно Вельзевулом является случившийся на заре 20-го века, где Вельзевул вместе с множеством других демонов, поселился в теле Анны Экланд.

Стоит отметить, что также пользовался Вельзевул и огромным почетом непосредственно у ведьм и колдунов, которые даже без пыток с гордостью признавались в своем поклонении ему и рассказывали истории о его явлениях и благословениях во время различных нечестивых обрядов, призывающих его. При этом сведения, полученные как от культистов, так и от одержимых демоном, были крайне точными и повторялись вплоть до мелочей, что заставляет удостовериться в реальности этого существа даже самых заядлых скептиков.

При этом имел он в христианской вере и четко определенного антагониста, как и большинство других демонических полководцев и руководителей. И выступал в качестве борца с демонической властью Вельзевула - Повелителя Мух, святой католической церкви - Франциск Ассизский. При этом он жил уже тогда, когда от древних культов Баала не осталось никаких следов, что также является еще одним свидетельством того, что Вельзевул является отдельной от Баала сущностью, с которой боролись иудейские и христианские священники, проповедники и пророки во все времена.

Вельзевул в славянской мифологии

Несмотря на то, что большинство славян приняли христианство в относительно ранние периоды - между 8 и 11 веками, борьба с языческими традициями и их ассимиляция продолжались вплоть до начала 20-го века. Претерпел изменения и образ Вельзевула. Так, Вельзевул в славянской мифологии предстает в образе Сатанаила и является практически полностью тождественным Сатане. Тем не менее, есть целый ряд важных отличий от классической церковной трактовки сути Сатаны. Так, практически во всех славянских традициях прослеживается четкое дуалистическое понимание Сатанаила, как существа, не созданного Богом, а одного из изначально существовавших в этом мире.

Согласно некоторым легендам, он издревле жил в морской глади и сам называл себя богом, тем не менее признавая, что истинный бог является господином господ. Согласно одной из легенд, подчиняясь воле господней, он нырнул в гладь морскую и достал из нее песок, из которого Бог впоследствии создал землю, а также кремень, который стал горами. По этой же легенде левую половину кремня Бог отдал Сатанаилу, и этот кремень стал его подземным царством, а другую, правую, оставил себе.

В этих легендах находит себя древнее отображение исконного языческого дуализма Чернобога и Белбога, без которых не может существовать мир, как не может жить человек без смены дня и ночи, и не может быть света, который бы не оставлял тени. Также, в славянских традициях часто упоминается, что бесы - это не падшие ангелы, а простая попытка Сатанаила создать собственных ангелов в качестве слуг. Точно так же, как и ад является лишь жалкой попыткой славянского Вельзевула создать свои собственные, принадлежащие только ему, небеса.

Как призвать Вельзевула

Следует отметить, что призыв Вельзевула - крайне опасное мероприятие, сопряженное с очень большим риском. Именно из-за мощи самого Вельзевула ни в одном из гримуаров не давались никакие пентаграммы и защитные круги - его сила столь велика, что сдержать его простому смертному просто будет невозможно. Один из немногих относительно современных эзотериков, призывавших себе в помощь второго демона в Аду - , который вызвал Вельзевула чтобы сжить со света своего главного конкурента в магическом сообществе - МакГрегора Матерса.

Вельзевул может помочь добиться практически всего, а договор с ним практически одинаков договору с самим дьяволом. Тем не менее, ему далеко не всегда может потребоваться в качестве расплаты именно душа призывающего, поэтому этот способ работы с демоном считается относительно более удобным для кармических последствий. Стоит отметить, что Вельзевул в демонической иерархии почитается не только как король Мух, но и как покровитель непосредственной жизненной силы - это заметно и по его статусу в некоторых славянских верованиях, и по тому, что он действительно оберегал своих последователей - фарисеев и филистимлян до того, как его культ был уничтожен иудейскими жрецами.

Тем не менее эта же характеристика может потребовать от вызывающего Вельзевула и истинного, постоянного поклонения в ответ на его помощь. К своим врагам этот демон крайне жесток, но настолько же он любвеобилен и щедр к своим последователям.

Считается, что одним из ритуалов инвокаци или вызова Вельзевула является древнешумерский гимн Энлиля - божества, которое однозначно ассоциировалось впоследствии именно с Вельзевулом:

Ворота неба,
Бары небесные,
Крепленья небесные,
Затворы небесные
Ты открываешь,
Ты раздвигаешь,
Ты отпускаешь,
Ты убираешь.
Приди ко мне, Вельзевул!
Приди! Приди! Приди!

Это обращение следует произносить в одиночестве, убрав из комнаты все христианские символы. Как один из самых старших ангелов в прошлом, Вельзевул является наиболее яростным противником всего, что связано с христианством.

Единственный способ как-либо защититься от этого демона указан в Заповедях Соломона. Там говорится, что лишь имя того кто защищает - Эммануэля, а также его святое число 644 способно прогнать Вельзевула. Таким образом вам желательно подготовить соответствующее количество мелких одинаковых предметов в качестве подстраховки, а сама изгоняющая фраза должна неизменно содержать имя Эммануэля и приказ - Элект. Таким образом, если вы захотите прервать контакт с адским писарем и правой рукой Сатаны, вам следует немедленно бросить в его сторону охапку предметов в количестве 644 (это могут быть спички или даже простые шарики пенопласта) и крикнуть:

Эммануэль! Элект!

Следует помнить, что Вельзевул крайне мстителен и после такого изгнания человек всё равно может столкнуться с множеством смертельных проблем, подстерегающих его буквально на каждом шагу. Недаром те, кто осмеливался бросить вызов Вельзевулу, часто были найдены умершими от асфиксии.

Сегодня мы немного поговорим о темных силах и затронем фигуру одного из самых мрачных персонажей ада — Вельзевула. Он считается одним из наиболее могущественных темных духов и главным сподвижником самого Люцифера. переводится с иврита как «повелитель мух».

Вельзевул — древнее божество Баал-Зебуб

У его имени есть много вариантов произношения: Веельзевул, Вельзебуб, Вельзевув, Баал-Зебуб и Веельзебут. По своему статусу занимает 2 место в аду после Сатаны (Люцифера). Однако история этого персонажа весьма интересна.

Баал-Зебуб почитался как бог хаанеянами и филистимлянами и имел много оракулов. Самый известный располагался в Аккароне. Его имя переводится как «повелитель мух» и жители Хаанана изображали его как огромную муху. При раскопках были найдены изделия в форме мухи, вероятно посвященные именно Баал-Зебубу.
Существует несколько причин такого названия. По 1-й теории Вельзевул наслал тучами мух чуму на Ханаан. По 2-й он наоборот, защищал людей от укусов мух. Жан Боден высказывал мысль, что божество так назвали потому, что в его храме не было ни единой мухи. Выдвигаются идеи, что жрецы предсказывали будущее по полетам мух.

Демон Вельзевул в христианском мире

В версии Инститориса и Шпренгера в «Молоте ведьм» говорится, что имя Вельзевул можно перевести как «муж мух», точнее муж заблудших душ, покинувших истинного бога. Считается, что демон был изгнан с небес как и Люцифер, где считался князем Серафимов. Еще одна роль демона — склонение людей к гордыни.


В христианском мире он превратился из мухоподобного бога Баала в дьявола, именуемого Вельзевул. Его изображали с ногами паука и головами жабы, кошки и человека. В аду демон Веельзевул сидит под деревом смерти и звонит в колокола 7 смертных грехов. По классификации Бинсфельда он олицетворял обжорство и чревоугодие.
Имя демона, трактовка его сущности встречаются во многих книгах, в том числе в Евангелиях.
Во времена гонений ведьм в Средние века было проведено много обрядов изгнания его их человека. Так, считается, что в 1563-66 демон вселился в Николь Обри, из тела которой был изгнан в виде вола. В том же веке Вельзевул вселился в Марту Брасье. Также ему поклонялись на шабашах многие ведьмы. Но преимущественно популяризирован его образ был только в католицизме. Католики называют его противником на небесах святого Франциска.

Вельзеву́л или Веельзевул (от ивр. בעל זבוב‎ — Бааль-Зевув, «повелитель мух», буквально — «повелитель летающих вещей») в христианских представлениях — один из злых духов - вторая фигура в Аду, «падший Херувим», ближайший соратник и соправитель Сатаны-Люцифера.Любит вселяться в людей.

Демон Баал, иллюстрация книги Collin de Plancy’s «Dictionnaire infernal» (1862)

«Повелитель мух» больше известен под другими именами, а на древнееврейском это сочетание слов означает имя дьявола - Вельзевула. Вельзевул был ассиро-финикийским божеством (Баалзевув), его почитали и филистимляне, но больше известен он как демон иудаизма, который уже в Новом Завете был назван «князь бесовский», а в Евангелии от Матфея - «сатана». Этот образ восходит к зороастрийской традиции, где муха вызывала вполне понятные ассоциации с нечистотой (некоторые исследователи отправляют Вельзевула еще дальше - в древний Египет, исходя из символизма скарабея). Изначально жители города Ханаан, где Вельзевул почитался именно как верховное божество, изображали его в виде мухи с атрибутами высшей власти. Археологи сделали много таких находок.
Считался он и «мушиным богом», защищавшим людей от укусов мух, и одновременно покровителем врачебной науки, что с санитарной точки зрения несколько необычно. Тем более, что Вельзевул по преданию вместе с мухами наслал чуму на Ханаан. Как бы то ни было, еще в Библии есть указания на то, что к Вельзевулу обращались как к богу. До конца связь с мухами все же не ясна. Возможно, делались какие-то предсказания по мухам. Возможно, сама статуя божества, которой приносили жертвы, была усижена мухами, кто знает? Но во всех случаях наблюдается связка: мухи - нечистоты.

А ведь, действительно, кроме бытовавшего имени сатаны Zabulus (искаженное греческое «дьявол»), существовал еврейский глагол zabal - «выводить нечистоты» - и в прямом, и в метафорическом значении. Тогда Баал - Зебуб - «повелитель скверн». Что касается первой части имени - Баал, Ваал -по общепринятой традиции это Lord, «повелитель», «господин». Персидское «Баг» (вспомним Багдад), перешедшее к арабам, - «иллах», и к нам - «Бог»

Вельзевул. Рисунок Коллена де Планси из его Словаря преисподней, Париж, 1863


Считается, что небесным противником Вельзевула является святой Францис католический святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена.

В Евангелиях рассказывается, что архиреи (фарисеи) и книжники называли Иисуса Христа Вельзевулом или утверждали, «что он изгоняет бесов силой Вельзевула, княза бесов». Согласно видению одержимой католической монахини, сестры Мадлен из Э-ан-Прованс, этот демон никто иной как один из правителей дьявольского мира. «Вельзевул был князем серафимов, - записано с ее слов, - самым главным после Люцифера. Все князья, то есть правители девяти орденов ангелов пали; из ордена серафимов первыми пали трое, а именно: Люцифер, Вельзевул и Левиафан, и все из них взбунтовались». Далее сестра Мадлен сообщает, что служба Вельзевула заключается в искушении людей грехом гордыни и что его небесным противником является Св. Франциск Ассизский

Как сказал Раньо Неро называя себя псевдонимом "Черный Паук" и сам пишет, что в его задачу входит "вылавливать мух", которые являются носителями всевозможных бедствий, заразы, черноты, эпидемий. Цель - выловить этих "мух", показать человечеству, какими путями идти нельзя...

Христос и Его народ будут судить сатану и падших ангелов.

Немецкий инквизитор П. Бинсфельд (1589) составил классификацию демонов, дифференцируя их по 7 категориям греха, характерным для человека: Люцифер олицетворял гордыню, Маммона — алчность, Асмодей — разврат, Сатана — гнев, Вельзевул — обжорство, Левиафан — зависть, Бельфегор — праздность. В одной из позднейших демонологических классификаций, составленных английским оккультистом Ф. Барретом в 1801 (его сочинения эпатировали читателей рационалистической эпохи), предлагалась иная структура демонического легиона. Маммона провозглашался князем искусителей и соблазнителей, Асмодей — мстителей, Сатана — обмана (он обслуживал заклинателей и ведьм), Вельзевул — ложных богов, Пифон — духов лжи, Велиал — вместилищем порока (он покровительствовал игре в карты и кости), Мерихим — духов, вызывающих заболевания, Аббадона — войн, Астарот — обвинителей и инквизиторов.

Демоны предстают перед людьми в разных обличьях, но чаще всего в образе инкубов (подобие мужчин) и суккубов (подобие женщин). Цель дьявола заполнить мир своими потомками. Но, имея ангельскую природу, он является бесполым существом. Устраняя данное препятствие, дьявол идет на хитрость. Первоначально, принимая обличье суккуба и вступая в половые отношения с мужчинами, он забирает у них семя. Демон похищает семя и у мужчин, занимающихся самоудовлетворением, осуждаемом в христианстве как бесовское действо потворства преисподней. Затем, превратившись в инкуба, дьявол оплодотворяет женщин. По свидетельству ведьм, подвергшихся инквизиционному дознанию, специфика сексуальных контактов с демоном заключается в жгуче холодном состоянии его полового органа. Считалось, что нельзя быть ведьмой и не вступать в половые отношения с демонами. Потому особо подозрительными в глазах инквизиции выглядели одиноко живущие женщины. Самым серьезным доводом против обвинения Жанны д’Арк в ведьмовстве являлась ее девственность. Ведьмы вызывали дьявола, ложась спать на левом боку, что было предосудительно для христиан. Демоны особенно любили нападать на монахинь, насилуя их во сне, если те легкомысленно засыпали на левой стороне. Число инкубов превышает количество суккубов в 9 раз, потому что женщины более похотливые существа и чаще грешат с демонами. Особо много дьявольского потомства было рождено Евой в период разлуки с Адамом, который продолжался 130 лет. Изгнанные из рая, первые люди, в период поиска друг друга, удовлетворяли половую страсть, сожительствуя с демоническими существами. Известно историческое свидетельство, относящееся к папе римскому Сильвестру II, который на смертном одре признался, что ему в течение всей жизни помогал некий суккуб. После смерти первосвященника его могила покрылась влагой, что было интерпретировано как слезы суккуба


«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». (Откр.20:1-3)

Тест : Какой ты демон
Сатана - демон гнева и обмана

Сатана («противник», «клеветник») — в религиозно-мифологи- ческих представлениях авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) — главный противник небесных сил, представляющий собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели.
В ряде книг Ветхого Завета Сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника. В Евангелиях указывается, что Сатана пал с. {censored} пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, «чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни». Апостол Павел утверждает, что Сатана способен преображаться () в ангела света (). В Апокалипсисе Сатана выступает как Дракон и Дьявол — предводитель тёмных ангелов в битве с архангелом Михаилом.
Образ Сатаны
Средневековые описания образа Сатаны чрезвычайно детальны, наделяя его исполинскими размерами, смешением антропоморфных и животных черт и т. д. Пасть Сатаны часто отождествлялась с входом в ад, так что войти в ад означало быть сожранным им.
В иконописи существует композиция «Падение денницы», основанная на 14-й главе книги пророка Исаии. В этой композиции показаны ангелы в различных стадиях преображения в демонов и собственно Люцифер (Денница), в данном случае естественно отождествляемый с Сатаной.
В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) Сатана — гигантских размеров падший ангел с ужасающей внешностью: у него шесть крыльев летучей мыши и три лица, красное, бело-желтое и «как у пришедших с водопадов Нила» (комментарии в конце книги обозначают цвет, как цвет кожи эфиопа). Его зубы терзают Иуду Искариота — предателя Христа, и Брута с Кассием — убийц Гая Юлия Цезаря, знаменитого римского правителя, выдающегося полководца и писателя.
Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном рае» придаёт образу Сатаны мрачное величие, делающее его пригодным для роли эпического героя.
Мильтон в «Потерянном рае» также описывает Хаос как третью силу, не связанную с восставшими ангелами и дружественную Сатане. Сатана также обращается к Ночи, как к «Несозданной».
В этом же направлении идёт трагическая поэма нидерландского поэта Йоста ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своем тщеславии и рассуждает о необходимости исправить ошибку Ягве на пользу самому Ягве.
В поэме Байрона «Каин» главный герой, Каин, является единомышленником и соратником Люцифера-Сатаны в битве против творца мира. Люцифер здесь положительный герой, благосклонный к человеку, поскольку его бунт и бунт людей сродни друг другу.
Люцифер ведет Каина по «безднам пространства». Каин следует за ним, чтоб уйти от ужаса земной жизни и там познать средство для преодоления этого ужаса. Но оказывается, что весь его земной опыт — «блаженнейший эдем» во всей его невинности в сравнении с тем, что ему в «безднах пространства» предстоит скоро постичь. Истина есть знание зла, и потому счастье со знанием несовместимо. Перед человеком выбор: или верить и спастись или сомневаться и погибнуть. Верить Каину больше не дано, он сомневается и познает.
Только после романтизма (Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов и др.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ Сатаны как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным героем, обретая черты древнегреческого божества: «К Сатане» Карддучи, «Люцифер» Марио Раписарди, «Литания Сатане» Ш. Бодлера.
Для А. Франса, как наследника этой традиции, уже аксиоматично что Сатана — идеал, и он играет этой аксиомой в «Восстании ангелов», доказывая, что Бога следует уничтожать в себе, «ибо мы не понимали, что победа — дух и, что в нас, и только в нас самих, должны мы побороть и уничтожить Иалдаваофа».
Булгаков в «Мастере и Маргарите» изображает Дьявола свидетелем евангельских событий, излагающим их как «Евангелие от себя», при этом Иисус («Иешуа») выступает как нищий философ-мечтатель, лишённый божественной глубины. Характерно, что поведение свиты Воланда (страх креста, петушиного крика и т. д.) выдаёт лукавый характер дьявольского повествования — таким образом, Булгаков пародирует представления«Истор- ической школы» в библеистике. Воланд — ироничный критик современной Булгакову реальности, окруженный свитой демонов и насмехающийся над человечеством. Балу у Сатаны также посвящен немалый отрывок романа.
В современном искусстве
Изображение Сатаны, идеи и образы, символика сатанизма в настоящее время активно используются при продвижении некоторых музыкальных групп — прежде всего, с целью привлечения внимания к себе.
Многие группы, играющие в стиле метал (и особенно Блек-метал), прибегают к символике сатанизма и имени Сатаны, а также других демонов. Известны группы, утверждающие, что включают сатанистов или состоят только из них, в частности, Dissection.