Что служило символом разящей молнии. Молния в символике различных культур. Что означает тату молнии

Во всех древних культурах молния служит выразительным знаком силы, скорости, движения и является атрибутом бога-громовержца, царя богов. Молния, соединяющая небо и землю, олицетворяет божественную волю, творческий импульс, который передается на землю и становится движущей силой людей и событий. В молниях видели знамения, посылаемые богами; места, в которые ударяла молния, считались священными, а люди, пораженные молнией, - отмеченными божеством.

Являясь выражением божественного гнева и образом разрушительного "небесного огня", молния в то же время бывает и благотворной, олицетворяя пробуждение внутренних жизненных сил. Психологически молния может рассматриваться как кризис и одновременно как способность увидеть во мраке новые горизонты, найти выход. Познание Истины по своей внезапности, силе и потрясению подобно вспышке молнии. "Мгновенность духовного озарения сравнивалась с молнией во многих религиях. Более того: внезапная вспышка молнии, разрывающая тьму, расценивалась как mysterium tremendum (лат."ужасная тайна"), которая, преображая мир, наполняет душу священным трепетом" (Мирча Элиаде).

В Древней Индии считалось, что молния служит символом могущества и величия Брахмана - безличного Абсолюта, лежащего в основе всех вещей. Брахман познается мгновенно, молниеносно и в ведических текстах и текстах Упанишад момент озарения сравнивается с молнией - "истина в молнии".

В Ведах упоминается Трита - очень древнее божество, как полагают, олицетворение молнии. Он связан с водой, с огнем и небом. Молния как небесный огонь - одна из ипостасей Агни; она также ассоциируется с разрушающим огнем "третьего глаза" Шивы (ведического Рудры). Одним из подвигов Шивы было уничтожение одной стрелой Трипуры - столицы асуров: "Тогда трехглазый Шива быстро выпустил губительную стрелу. Небосвод окрасился в красный цвет, будто смешалось расплавленное золото с пурпуром, а сверкание стрелы слилось с лучами солнца. Стрела сожгла три крепости, как стог соломы". С символом молнии тесно связана ваджра - мифическое оружие бога-громовержца Индры. Ваджру (санскр. "алмаз", "молния") называют "метателем молний" и считают силой, которая уничтожает врагов и все виды невежества.

Ваджра также является одним из важнейших символов буддизма и обозначает духовное могущество Будды, раскалывающее иллюзорные реальности мира. Буддисты Тибета называют ваджру "дордже". Она символизирует прочность, ясность и всепобеждающую силу учения Будды.

В древнекитайской мифологии происхождение явлений природы связывается с Пань-гу, первым человеком на земле: с его вздохом рождается ветер и дождь, с выдохом - гром и молния. По преданию, существовала небесная управа грома. В нее входили бог грома, бог ветра, бог дождя и богиня молнии. Главу небесной управы грома Лэй-цзу изображали с третьим глазом на лбу, откуда лился поток света. Дянь-му ("матушка-молния") держала в поднятых над головой руках два зеркала. Стоя на облаке, она то сближала, то разводила зеркала, в результате чего и возникала молния. Считалось, что Дянь-му освещает молнией сердца грешников, которых должен наказать бог грома.

В символике древнего китайского трактата "И Цзин" молния - это образ гексаграммы чжень, "возбуждение". Она обозначает момент, когда жизнь начинается заново, движение вспять невозможно, необходимо идти вперед. В этой ситуация человек может ощутить страх и потерять уверенность в собственных силах. Но если не изменять принципу неуклонного действия и стремления вперед, такое движение приведет к высочайшему успеху.

У древних греков молнией владел глава олимпийского пантеона богов Зевс. Во времена борьбы с титанами циклопы выковали Зевсу молнию - магическое оружие, которым он поразил Кроноса. Победив в этих битвах, Зевс обрел власть над землей и небом, а гром, молния и перуны стали его неотъемлемым атрибутом. Удару молнии Зевса мифы приписывают первое из двух рождений "дважды рожденного" Диониса.

Согласно Плинию Старшему, великий бог этрусков Тин повелевал "тремя сверкающими красными пучками молний". Под его началом было шестнадцать божеств, но только восемь имели право метать молнии, причем, эти молнии отличались по цвету. Все эти особенности учитывали гаруспики -прорицатели, толковавшие небесные знамения.

В древнем Риме Юпитер, как и многие другие древние боги, первоначально не имел человеческого облика, а изображался в виде каменной стрелы, в которой усматривали символ молнии. Впоследствии громовые стрелы, которые он держит в руке, стали символом могущества и непобедимой силы царя богов. Три молнии Юпитера символизируют случай, судьбу и предусмотрительность - три силы, формирующие будущее.

Согласно мифам ацтеков, Вселенная прошла четыре этапа (или эры) развития. В третьей эре, которая называлась "Четыре. Дождь", верховным божеством, носителем солнца, был Тлалок, бог дождя и грома, который изображался с посохом-молнией. Стихией этой эры, завершившейся всемирным пожаром, является огонь, а знамением его - молния.

В христианскую эпоху молнию связывают с откровением Божьим, как, например, в книге Исход, где гром и молния предвещают явление Бога Моисею на горе Синай. Кроме того, молния является символическим выражением божьего суда (в день Страшного суда).

В знаменитом мусульманском сюжете откровения Магомету в пещере на горе Хира молния предваряет появление божественного посланника - Ангела Джибрила.

Символ творческой силы. Громовержцами, властителями молний, были, как правило, верховные боги (греческий Зевс, римский Юпитер, славянский Перун; в скандинавской традиции, однако, властителем молнии был бог войны Тор). В качестве атрибута верховного божества молния считается эмблемой суверенной власти (геральдический орел с пучком стрел в лапе подчеркивает эту символику, так как стрела выступает метафорой молнии). Молния - также фаллический символ, атрибут божества неба как мужского космического начала; в этом случае гроза предстает как соитие земли и неба. В то же время молния соотносится со светом и просвещением; это образ логоса, пронзающего тьму.
Различные аспекты символики молнии прослеживаются на примере ваджры. В большинстве религий молния представляется как явление божества: в молниях является библейский бог Яхве; Зевс предстает перед Семелой в сверкании молний.

Сегодня снова пятница, и снова гости в студии, крутят барабан и угадывают буквы. Очередной выпуск капитал-шоу Поле чудес у нас в эфире и вот один из вопросов в игре:

Что на Руси служило символом разящей молнии? 7 букв

Правильный ответ - КОЧЕРГА

КОЧЕРГА И ПОМЕЛО
Порядок разделения семьи у славян, если говорить с определенной долей обобщения, чем-то похож на жизнь общественных насекомых. Например, у пчел семья неизменно существует до определенного момента; но во время роения разделяется на две части.

У славян магия рода была тесно связана с магией огня. Славяне верили, что от огня, возжигаемого в очаге, разжигается огонь любви и обожания, который распространяется на всех членов семьи, живущих под одной крышей. В связи с этим находят свое объяснение многие древние обряды. Так, славяне при сватовстве невесты обращались к семейному очагу, как к родовому божеству, и от него получали разрешение на вывод из семьи избранной невесты. Согласно болгарскому обычаю, сват, вступив в дом невесты, загребает из печи уголья. И по этому жесту узнают о цели его визита. На Руси сваха, придя в дом родителей невесты, первым делом, независимо от того, когда это происходит - зимой или летом, начинает греть руки у печи, а уж затем начинает свое сватовство. Очевидно, отсюда пошло выражение «греть руки».

В Малороссии, когда идут переговоры о сватовстве, невеста садится у печи и начинает отковыривать от нее глину. Этим она выражает свое желание выйти замуж. В Черниговской губернии невеста при появлении сватов влезает на печь, и они упрашивают ее сойти вниз. Если она слезает с печи, то тем самым выражает свою готовность покинуть родной очаг.

В Курской губернии перед началом сватовства отец жениха и избранный им сват связывают кочергу с помелом. Этот магический жест должен обеспечить успех кампании. Нетрудно увидеть, что кочерга олицетворяет собой мужской половой орган, а помело женский. Это своего рода Линга - мужской половой орган Шивы, покоящийся на женском половом органе Парвати - йони. А.Н. Афанасьев трактует это по-другому. Он считает, что кочерга - это символ молниеносной палицы бога Агни, а помело - символ ветра, раздувающего грозовое пламя. Эта магическая процедура должна разжечь огонь любви. В Тверской губернии на другой день после свадьбы ряженые ездят по селу с помелом и с печной заслонкою. Очевидно, символизм этого все тот же.

Во всех древних культурах молния служит выразительным знаком силы, скорости, движения и является атрибутом бога-громовержца, царя богов. Молния, соединяющая небо и землю, олицетворяет божественную волю, творческий импульс, который передается на землю и становится движущей силой людей и событий. В молниях видели знамения, посылаемые богами; места, в которые ударяла молния, считались священными, а люди, пораженные молнией, — отмеченными божеством.

Являясь выражением божественного гнева и образом разрушительного «небесного огня», молния в то же время бывает и благотворной, олицетворяя пробуждение внутренних жизненных сил. Психологически молния может рассматриваться как кризис и одновременно как способность увидеть во мраке новые горизонты, найти выход. Познание Истины по своей внезапности, силе и потрясению подобно вспышке молнии. «Мгновенность духовного озарения сравнивалась с молнией во многих религиях. Более того: внезапная вспышка молнии, разрывающая тьму, расценивалась как mysterium tremendum (лат. „ужасная тайна“), которая, преображая мир, наполняет душу священным трепетом» (Мирча Элиаде).

В Древней Индии считалось, что молния служит символом могущества и величия Брахмана — безличного Абсолюта, лежащего в основе всех вещей. Брахман познается мгновенно, молниеносно и в ведических текстах и текстах Упанишад момент озарения сравнивается с молнией — «истина в молнии».

В Ведах упоминается Трита — очень древнее божество, как полагают, олицетворение молнии. Он связан с водой, с огнем и небом. Молния как небесный огонь — одна из ипостасей Агни; она также ассоциируется с разрушающим огнем «третьего глаза» Шивы (ведического Рудры). Одним из подвигов Шивы было уничтожение одной стрелой Трипуры — столицы асуров: «Тогда трехглазый Шива быстро выпустил губительную стрелу. Небосвод окрасился в красный цвет, будто смешалось расплавленное золото с пурпуром, а сверкание стрелы слилось с лучами солнца. Стрела сожгла три крепости, как стог соломы». С символом молнии тесно связана ваджра — мифическое оружие бога-громовержца Индры. Ваджру (санскр. «алмаз», «молния») называют «метателем молний» и считают силой, которая уничтожает врагов и все виды невежества.

Ваджра также является одним из важнейших символов буддизма и обозначает духовное могущество Будды, раскалывающее иллюзорные реальности мира. Буддисты Тибета называют ваджру «дордже». Она символизирует прочность, ясность и всепобеждающую силу учения Будды.

В древнекитайской мифологии происхождение явлений природы связывается с Пань-гу, первым человеком на земле: с его вздохом рождается ветер и дождь, с выдохом — гром и молния. По преданию, существовала небесная управа грома. В нее входили бог грома, бог ветра, бог дождя и богиня молнии. Главу небесной управы грома Лэй-цзу изображали с третьим глазом на лбу, откуда лился поток света. Дянь-му («матушка-молния») держала в поднятых над головой руках два зеркала. Стоя на облаке, она то сближала, то разводила зеркала, в результате чего и возникала молния. Считалось, что Дянь-му освещает молнией сердца грешников, которых должен наказать бог грома.

В символике древнего китайского трактата «И Цзин» молния — это образ гексаграммы чжень, «возбуждение». Она обозначает момент, когда жизнь начинается заново, движение вспять невозможно, необходимо идти вперед. В этой ситуация человек может ощутить страх и потерять уверенность в собственных силах. Но если не изменять принципу неуклонного действия и стремления вперед, такое движение приведет к высочайшему успеху.

У древних греков молнией владел глава олимпийского пантеона богов Зевс. Во времена борьбы с титанами циклопы выковали Зевсу молнию — магическое оружие, которым он поразил Кроноса. Победив в этих битвах, Зевс обрел власть над землей и небом, а гром, молния и перуны стали его неотъемлемым атрибутом. Удару молнии Зевса мифы приписывают первое из двух рождений «дважды рожденного» Диониса.

Согласно Плинию Старшему, великий бог этрусков Тин повелевал «тремя сверкающими красными пучками молний». Под его началом было шестнадцать божеств, но только восемь имели право метать молнии, причем, эти молнии отличались по цвету. Все эти особенности учитывали гаруспики -прорицатели, толковавшие небесные знамения.

В древнем Риме Юпитер, как и многие другие древние боги, первоначально не имел человеческого облика, а изображался в виде каменной стрелы, в которой усматривали символ молнии. Впоследствии громовые стрелы, которые он держит в руке, стали символом могущества и непобедимой силы царя богов. Три молнии Юпитера символизируют случай, судьбу и предусмотрительность — три силы, формирующие будущее.

Согласно мифам ацтеков , Вселенная прошла четыре этапа (или эры) развития. В третьей эре, которая называлась «Четыре. Дождь», верховным божеством, носителем солнца, был Тлалок, бог дождя и грома, который изображался с посохом-молнией. Стихией этой эры, завершившейся всемирным пожаром, является огонь, а знамением его — молния.

В христианскую эпоху молнию связывают с откровением Божьим, как, например, в книге Исход, где гром и молния предвещают явление Бога Моисею на горе Синай. Кроме того, молния является символическим выражением божьего суда (в день Страшного суда).

В знаменитом мусульманском сюжете откровения Магомету в пещере на горе Хира молния предваряет появление божественного посланника — Ангела Джибрила.

Получить удар молнии, по мнению шаманов, означает немедленную инициацию. «О людях, которых убило молнией, думают, что они похищены у Неба богами грозы, и останки их почитаются как реликвии. Тот, кто остается в живых после опыта с молнией, полностью меняется; в сущности, он начинает новую жизнь, становится новым человеком» (Мирча Элиаде).

Тату молния представляет собой рисунок яркой вспышки света, сильного энергетического разряда, красочную картину. Отношение к ней сформировано двояким смысловым значением. Такое природное явление в сознании многих людей приравнивается к опасности, к неуправляемому небесному явлению. Эти понятия часто переносят на владельцев рисунка. При изучении Святого Письма становится понятным, что часто гром и молния предшествуют появлению Господа.

История символа

Тату в виде молнии корнями уходит в глубокую древность к славянскому богу Перуну, греческому богу Зевсу, древнеримскому Громовержцу и индейскому Маниту. В ранние исторические времена изображение наносилось людям, которые по социальным понятиям были приближенными к этим божествам — жрецам, религиозным деятелям. В настоящее время рисунок предпочитают моряки, которые по своей профессии встречаются с грозной силой природы, поэтому с помощью рисунка создают себе оберег от буйства стихии.

Что означает тату молнии

Значение татуировки молния можно обозначить следующими словами — плодородие, неограниченная власть, не иссякающий источник энергии. В зависимости от верования, жители земли по разному относятся к данному символу. Народы Северной Америки видят в нем воплощенный символ Великого Духа, выраженный как птица-молния. Семитские традиции подразумевают самого Бога, который сходит таким могущественным образом на землю, совершая свое правосудие. Народы, исповедующие христианство, соотносят символ как с карой небесной, так и с присутствием Бога в земных делах. Буддизм придает значение силе вдохновения и духовной мощи.

Общая образность рисунка — свет рассекающий пространство и время, представляющий созидание и разрушение, символизирующий жизнь и смерть.

О божественном вмешательстве в жизнь человека говорит татуировка молнии, вырывающейся из-за тучи. Чистая вспышка, без дополнительных атрибутов, означает духовную силу человека, его твердость и непоколебимость. Зигзагообразная форма несет значение плодородия, бесконечной энергии, жажду жизни, победу над страстями и злом, веру в Высшие Силы и сверхъестественную защиту.

Положение и размещение татуировки

Наколка молния может быть выбита на теле в любом месте. Местоположение определяет человек, желающий нанести татуаж. На его выбор влияют личные мотивы и порог болевого восприятия. Места, с малым количеством мягких тканей (колени и локти), чувствительные для боли. Такими же болезненными на уколы будет позвоночник и ребра. Но на этих местах рисунок будет смотреться впечатляюще. Поэтому при необходимом запасе прочности и терпения получится яркий рисунок.

Тату в виде молнии небольшого размера можно выполнить на шее. Необходимо учесть, что здесь подвижная кожа и ранка заживать будет более длительное время, поэтому болезненность может сохраняться несколько месяцев. Менее чувствительными к боли являются поверхности плеча и бедра снаружи, щиколотки. Знак, входящий в состав большого рисунка, обычно наносится на спину, а нанесенный на большой палец, говорит о принадлежности к уголовной субкультуре.

Цветовая гамма изображения молнии

Красивый и эффективный символ, в правильно подобранном цветовом решении, притягивает взгляды. Изображение выполняется схематически (похоже на разветвленное дерево) и реалистически. Обычно зигзаг молнии рисуют черным, желтым или оранжевым, хотя можно увидеть зеленые, красные и другие цвета. По верованиям славян молнии делятся на два вида: животворящие — золотые, разящие — белые и лиловые.

Tattoo молния для девушек и мужчин

Девушки чаще всего обращаются в салон за красивым рисунком, уделяя мало внимания его смысловому значению. Обычно наносится рисунок на внешнюю сторону икры. Хотя духовное притяжение символа говорит о силе ее характера и неприступности, умении принимать быстрые и ответственные решения. Применяют синий и красный расцветки для татуажа.
Для мужчины тату молния обозначает твердость его характера, непоколебимость в принятии решения, энергетическую силу. Такой человек, при возникшей необходимости, сможет постоять за своих близких.