Земельные участки занятые жилищным фондом. Исчисляем земельный налог. Какие организации платят земельный налог

Вопрос: Какие ставки земельного налога надо применять по земельным участкам, занятым общежитиями, гостиницами, санаторными учреждениями, дачами? Возможно ли по этим земельным участкам применение налоговой ставки в размере 0,3%, как по жилому фонду? ("Налоговый вестник", 2007, N 3)

"Налоговый вестник", 2007, N 3

Вопрос: Какие ставки земельного налога надо применять по земельным участкам, занятым общежитиями, гостиницами, санаторными учреждениями, дачами? Возможно ли по этим земельным участкам применение налоговой ставки в размере 0,3%, как по жилому фонду?

Ответ: В соответствии с гл. 31 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Согласно ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) жилые помещения предназначены для проживания граждан. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Статья 16 ЖК РФ относит к жилым помещениям в том числе:

1) жилой дом, часть жилого дома. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;

2) квартиру, которой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Кроме того, ст. ст. 92 - 98 ЖК РФ определены виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, к которым относятся:

1) служебные жилые помещения; предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления;

2) жилые помещения в общежитиях; предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения;

3) жилые помещения маневренного фонда; предназначены для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; в результате чрезвычайных обстоятельств и иных случаях, предусмотренных законодательством;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами; предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами;

6) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.

Земельным законодательством определены категории земель.

В частности, согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Таким образом, общежития учебных заведений и иных организаций, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, также относятся к жилому фонду, и, следовательно, земельные участки, занятые такими объектами, должны облагаться земельным налогом по ставке не более 0,3%.

Если на земельном участке, предназначенном для ведения основной деятельности, находятся не только административное здание, корпуса для занятий со студентами, но и отдельно стоящий объект - общежитие и объекты инженерной инфраструктуры, то по ставке 0,3% облагается земельный участок, непосредственно занятый зданием общежития и объектами инженерной инфраструктуры, то есть за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Статьей 96 ЗК РФ определены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, определяются Правительством РФ.

В этой связи земельные участки, занятые санаторно-курортными учреждениями, домами отдыха, летними дачами и дачами круглогодичного проживания, а также гостиницами (в том числе для преподавателей, студентов), летними и зимними базами отдыха, корпусами пионерских лагерей, пригодными для круглогодичного проживания, подлежат обложению земельным налогом по ставке не более 1,5%.

Если на балансе, например, санатория имеются жилые дома, отвечающие признакам, установленным ст. ст. 16 и 92 ЖК РФ, и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса для обслуживания жилых домов, то организация вправе применять ставку земельного налога в размере не более 0,3% в отношении земель под жилыми домами и вышеуказанными объектами.

Земельные участки под иными находящимися на балансе санатория объектами, предназначенными для ведения основной деятельности, для оказания санаторных услуг (под административными и лечебными зданиями, санаторными корпусами для пребывания граждан и иными объектами), должны облагаться земельным налогом по ставке 1,5%.

Н.А.Гаврилова

Зам. начальника отдела

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России,

советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

Подписано в печать


еще:
Вопрос: Какие документы подтверждают право организации применять ставку налога в размере 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства? ("Налоговый вестник", 2007, N 3)
Вопрос: Имеет ли право ОАО, имеющее на балансе железнодорожные пути и необходимые для их обслуживания объекты электроснабжения, применять льготу по налогу на имущество организаций согласно п. 11 ст. 381 НК РФ в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью вышеуказанных объектов, по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504? ("Налоговый вестник", 2007, N 3)

(C) сайт. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

В соответствии с ч.5 ст.8 Закона N 1738-1 (с изменениями и дополнениями) земельный налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), исчисляется в размере 3% от ставок земельного налога, но не менее 6 коп. за 1 кв. м земли в 1997 - 1998-гг., не менее 12 коп. - в 1999 г. и не менее 14,4 коп. - в 2000 г. Согласно п.25 Инструкции N 56 централизованно представляют налоговые декларации (расчеты) государственным налоговым инспекциям и уплачивают земельный налог организации жилищно - коммунального хозяйства (дирекции единого заказчика), на балансе которых находится государственный, муниципальный жилищный фонд и нежилой фонд города. Таким образом, органы жилищно - коммунального хозяйства, на балансе которых находится государственный, муниципальный жилой фонд города, уплачивают земельный налог за земли, занятые этими строениями в размере 3% от установленных ставок, но не менее 6 коп. за 1 кв. м земли в 1997 - 1998 гг., не менее 12 коп. - в 1999 г. и не менее 14,4 коп. - в 2000 г.
За земли, занятые нежилым фондом города, находящимся на балансе органов коммунального хозяйства, уплачивается земельный налог по полным ставкам соответствующих территориально - экономических зон города.
Органы жилищно - коммунального хозяйства представляют в налоговую инспекцию одну сводную налоговую декларацию на все объекты налогообложения с приложением к нему таблицы формы N 3 (Инструкция N 56) об исчисленных суммах налога по землям, занятым государственным, муниципальным жилищным фондом, а также нежилым фондом - отдельно по каждому жилому и нежилому дому, объекту, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с их нахождением в разных зонах градостроительной ценности территории города. Если объекты обложения расположены на территории, обслуживаемой несколькими налоговыми органами, то в каждый из них представляется сводная налоговая декларация за те объекты обложения, которые находятся на территории, обслуживаемой этими налоговыми органами.
Пример 1. У дирекции единого заказчика на балансе находится 5 домов, из них 3 дома - жилые.
Территориально - экономическая зона г. Москвы N 3.
Площадь земельного участка, занятого жилыми строениями (3 жилых дома), равна 500 кв. м (0,05 га).
Площадь земельного участка, занятого нежилыми строениями (2 дома), равна 300 кв. м (0,03 га).
Ставка земельного налога в 2000 г. в территориально - экономической зоне N 3 равна 413 323,2 руб./га (172 218 х 2 х х 1,2).
Требуется рассчитать сумму земельного налога за 2000 г.
Расчет земельного налога за 2000 год
1. Поскольку 3%-ная ставка земельного налога в 2000 г. (1 руб. 24 коп. за 1 кв. м земли) более 14,4 коп. за 1 кв. м земли, то сумма земельного налога под жилым фондом рассчитывается следующим образом:
413 323,2 руб./га х 0,03 х 0,05 га = 619 руб. 98 коп.

413 323,2 руб./га х 0,03 га = 12 399 руб. 70 коп.
3. Всего к уплате налога:
619 руб. 98 коп. + 12 399 руб. 70 коп. = 13 019 руб. 68 коп.
Пример 2. У дирекции единого заказчика на балансе находится 11 домов, из них 8 - жилых.
Территориально - экономическая зона г. Москвы N 63.
Площадь земельного участка, занятого жилыми строениями (8 жилых домов), равна 2800 кв. м (0,28 га).
Площадь земельного участка, занятого нежилыми строениями (3 дома), равна 900 кв. м (0,09 га).
Ставка земельного налога в 2000 г. в территориально - экономической зоне N 63 равна 13 387,2 руб./га (5578 х 2 х 1,2).
Требуется рассчитать сумму земельного налога за 2000 г.
Расчет земельного налога за 2000 год
1. Поскольку 3%-ная ставка земельного налога в 2000 г. (4 коп. за 1 кв. м земли) менее 14,4 коп. за 1 кв. м земли, то сумма земельного налога под жилым фондом рассчитывается следующим образом:
0,144 руб./кв. м х 2800 кв. м = 403 руб. 20 коп.
2. Налог за земли, занятые нежилым фондом, рассчитывается следующим образом:
13387,2 руб./га х 0,09 га = 1204 руб. 85 коп.
3. Всего к уплате налога:
403 руб. 20 коп + 1204 руб. 85 коп. = 1608 руб. 05 коп.
Льгот органам жилищно - коммунального хозяйства по земельному налогу законодательством не предусмотрено.
Подписано в печать Г.Рочева
21.06.2000 Советник налоговой службы

III ранга "Финансовая газета", 2000, N 26

Определение Президиума Верховного Суда РФ от 14.07.2004 N 15пв04пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председателя Лебедева В.М.,

членов Президиума Радченко В.И., Верина В.П., Жуйкова В.М., Смакова Р.М.,

Кузнецова В.В., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А.

рассмотрел представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определения Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года по делу по жалобе Ж. на действия инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Курортному району Санкт-Петербурга.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации З.Д. Беспаловой, адвоката Левчишиной Е.П. в интересах Ж., представителей межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам (МНС) России N 12 по Санкт-Петербургу П. и Б., выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., полагавшего представление удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации


установил:


Ж. является собственником земельного участка площадью 1600 кв. м, расположенного по адресу: <...>.

В соответствии со свидетельством о праве собственности на землю от 24 мая 1999 года указанный земельный участок относится к категории "земли населенных пунктов" и имеет целевое назначение "под индивидуальный жилой дом".

В августе 2001 года Ж. обратился в суд с жалобой на действия инспекции МНС РФ по Курортному району Санкт-Петербурга, указав на то, что действия инспекции по направлению ему налогового уведомления N 2510 об оплате земельного налога на указанный участок за 2001 год в размере 12686 руб. 40 коп. (в размере 100% ставки налога) являются незаконными. Заявитель сослался на то, что данный земельный участок предоставлен ему Зеленогорской городской администрацией по распоряжению N 457-р от 22 октября 1992 года как очереднику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий; в течение 9 лет с момента получения этого земельного участка налог с него взимался в размере 3% от ставки земельного налога и этот размер не подлежал изменению.

Решением Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 31 января 2002 года Ж. в удовлетворении жалобы отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 марта 2002 года решение суда оставлено без изменения.

Постановлением президиума Санкт-Петербургского городского суда от 9 октября 2002 года протест прокурора Санкт-Петербурга оставлен без удовлетворения.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года, рассмотревшей дело в порядке надзора по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, все принятые по делу судебные постановления были отменены, вынесено новое решение об удовлетворении жалобы Ж.

Определением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2003 года отменено, оставлены в силе решение Зеленогорского районного суда г. Санкт-Петербурга от 31 января 2002 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 марта 2002 года и постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 9 октября 2002 года.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился с представлением о пересмотре определения Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года по вновь открывшимся обстоятельствам.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, Президиум находит определение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года подлежащим отмене применительно к вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно части 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр (в редакции Федерального закона от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ).

Отменяя определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года, Президиум Верховного Суда Российской Федерации указал на неправильное применение Судебной коллегией норм Налогового кодекса РФ и Закона Российской Федерации "О плате за землю".

В частности, Президиум исходил из того, что приведенное выше положение ч. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" о льготном (3%) налогообложении земель, занятых жилищным фондом, применимо лишь к землям, на которых строительство жилых домов завершено, и, соответственно, неприменимо к землям, на которых строительство домов не завершено, право собственности на них, как это предусмотрено ст. 219 Гражданского кодекса РФ, не зарегистрировано, дома не включены органами технического учета в состав жилищного фонда.

Президиум, отменяя определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года, исходил также из того, что понятие "жилищный фонд", используемое в ч. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", следует применять в том значении, в каком оно используется в ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которой жилищный фонд образуют находящиеся на территории Российской Федерации жилые дома, а также жилые помещения в других строениях (т.е. дома, строения, строительство которых закончено с осуществлением регистрации прав на построенный объект недвижимости), а, следовательно, установленная частью 5 ст. 8 указанного Закона налоговая льгота, по мнению Президиума, должна применяться лишь в отношении земель, на которых полностью закончено строительство объекта недвижимости с регистрацией прав на этот объект.

При этом при разрешении дела Президиум Верховного Суда Российской Федерации руководствовался пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в Российской Федерации в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Однако в данном случае Президиумом Верховного Суда Российской Федерации допущена ошибка в применении норм материального права, поскольку понятие "жилищный фонд" использовано не в Налоговом кодексе РФ, а в специальном Законе Российской Федерации "О плате за землю" (часть 5 ст. 8 Закона).

Поэтому использование Президиумом Верховного Суда Российской Федерации при применении части 5 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" понятия "жилищный фонд" в значении, в котором оно дано в статье 4 Жилищного кодекса РСФСР, является ошибочным.

С учетом смысла и содержания всей части 5 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю", следует прийти к выводу о том, что эта норма Закона предусматривает 3% ставки налога за землю, исходя из целевого назначения земли, и напрямую не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилищного фонда.

Именно такое толкование данной нормы Закона было дано Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации при вынесении определения от 13 февраля 2003 года, ошибочно отмененного определением Президиума Верховного Суда Российской Федерации, в связи с чем допущенная при рассмотрении 19 мая 2004 года дела судебная ошибка подлежит устранению применительно к вновь открывшимся обстоятельствам посредством отмены определения Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года и оставления в силе определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2003 года.

Придя к такому выводу, Президиум учитывает и то обстоятельство, что в результате указанной судебной ошибки права и законные интересы заявителя Ж. оказались существенно нарушенными.

Руководствуясь ч. 4 ст. 1, ст. ст. 392, 397 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации


определил:


определение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года отменить, оставив в силе определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года.

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

[ О налогообложении земельных участков, занятых жилищным фондом]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее.

1. Разъяснения о налогообложении земельных участков, занятых многоквартирными домами, даны в направленном в ФНС России письме Минфина России от 17.05.2006 N 03-06-02-02/65 , на основании которого юридическое лицо (созданное в форме ЖСК, ТСЖ) признается налогоплательщиком земельного налога только в отношении доли земельного участка, приходящейся на долю площади помещений, принадлежащих юридическому лицу в многоквартирном доме, в общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Граждане исполняют обязанность по уплате земельного налога на основании налогового уведомления. При этом налогообложение земельного участка, занятого многоквартирным домом, осуществляется с момента присвоения ему кадастрового номера.

В том случае, если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на эти помещения, находящиеся в муниципальной казне, отсутствует налогоплательщик. В случае закрепления муниципальной собственности (земельного участка, доли земельного участка) под многоквартирным домом на праве постоянного (бессрочного) пользования за юридическим лицом, налогоплательщиком земельного налога должна признаваться организация - правообладатель на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (доли земельного участка) до государственной регистрации прекращения прав данной организации на земельный участок.

2. Согласно статье 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3 процента, в частности, в отношении земельных участков:

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях" даны понятия таких земельных участков как садовый, огородный и дачный земельные участки, составляющие территорию соответственно садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

Так, садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Огородный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

Дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Давая отдельные понятия данным земельным участкам, законодатель не отождествляет их друг с другом.

В то же время считаем, если собственником дачного земельного участка зарегистрировано право проживания в жилом доме, возведенном на этом земельном участке, то с учетом положений статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации при исчислении земельного налога в отношении этого дачного земельного участка может быть применена налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента, как для земельного участка, занятого жилищным фондом.

3. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Принимая во внимание данное положение, считаем, что в отношении земельных участков, находящихся у муниципальных унитарных предприятий на праве постоянного (бессрочного) пользования, которые заняты городскими свалками, должна применятся налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

4. В отношении начисления пени за неуплату земельного налога (авансовых платежей) налогоплательщикам, осуществляющим уплату налога (авансовых платежей) на основании налогового уведомления, отмечаем следующее.

В случае, если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей) направлено налоговым органом и получено налогоплательщиком в сроки, установленные статьей 52 Кодекса , то есть не позднее 30 дней до наступления установленного нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) срока платежа, то за неуплату налога (авансовых платежей) в установленный срок должна начисляться пеня, начиная со дня, следующего за установленным указанными нормативными правовыми актами (законами) днем уплаты налога (авансовых платежей).

В том случае, если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей) направлено налогоплательщику в более поздние сроки, чем установлено статьей 52 Кодекса , в результате чего налогоплательщик не смог исполнить обязанность по уплате налога (авансовых платежей) в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), то, учитывая нормы пункта 4 статьи 57 , пунктов 3 и 6 статьи 58 (в редакции Федерального закона от 26.07.2006* N 137-ФЗ) Кодекса, налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовые платежи) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, а начисление пени должно осуществляться по истечении одного месяца со дня получения налогового уведомления.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: " от 27.07.2006". - Примечание "КОДЕКС".

5. На основании пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, применяется налоговая ставка, размер которой не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Если на земельном участке, предназначенном для промышленного производства, кроме промышленных объектов расположены объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то в этом случае исчисление земельного налога в отношении данного земельного участка должно осуществляться с применением двух налоговых ставок. При этом к площади земельного участка, занятой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, к остальной площади этого земельного участка применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 1,5 процента его кадастровой стоимости.

При этом исходным материалом для определения площади под соответствующими объектами должна быть карта (план) земельного участка, выданная территориальным органом Роснедвижимости.

Если на земельном участке, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности и предоставленном для жилищного строительства, кроме объектов жилищного фонда расположены иные объекты, не относящиеся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (например, магазин), то в этом случае при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента кадастровой стоимости, в отношении всего земельного участка.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
М.А.Моторин

На земельном участке расположен жилой дом, и потому налог платится за участок занятых жилым домом. Тот факт, что в данном жилом доме располагается оздоровительный комплекс, значения не имеет.

Здравствуйте.

Министерство финансов Российской Федерации

П и с ь м о

17.05.2007№ 03-05-05-02/33

Вопрос: О порядке исчисления земельного налога в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами, в которых находятся нежилые помещения (магазины, офисы, гаражи и др.), принадлежащие на праве собственности организациям и физическим лицам.

Ответ: В связи с поступающими запросами по вопросу исчисления земельного налога в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами, в которых находятся нежилые помещения (магазины, офисы, гаражи и др.), принадлежащие на праве собственности организациям и физическим лицам, Минфин России в дополнение к Письму от 26.12.2006 N 03-06-02-02/154 разъясняет следующее.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, занятый многоквартирным домом, который сформирован и в отношении которого проведен кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Поэтому если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен кадастровый учет, то собственникам нежилых помещений (магазинов, офисов, гаражей, и др.), находящихся в этом доме, принадлежит доля в праве на этот земельный участок.

Учитывая изложенное, при установлении представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) налоговых ставок по земельным участкам, занятым объектами жилищного фонда, торговли, сферы обслуживания, гаражами и т.д., в отношении доли в праве на земельный участок, приходящейся на нежилые помещения в многоквартирном доме, налоговая ставка, установленная на основании пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса, не применяется.

Рассмотрим расчет земельного налога на следующем примере.

В многоквартирном доме находятся 10 двухкомнатных квартир площадью 60 кв. м каждая и 10 трехкомнатных квартир, каждая 100 кв. м. Все квартиры приватизированы. На первом этаже этого дома расположен магазин площадью 200 кв. м, принадлежащий ООО "Изумруд". В доме также располагается подземный кооперативный гараж общей площадью 600 кв. м, в котором находятся 20 боксов площадью 20 кв. м каждый, принадлежащие физическим лицам. Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот дом, равна 2 000 000 руб. Представительным органом муниципального образования установлены налоговые ставки. Для земельных участков, занятых жилищным фондом, ставка равняется 0,1 процента, для земельных участков, используемых для торговли, ставка равняется 1 проценту, а для земельных участков, занятых гаражами и автостоянками, - 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно алгоритму, приведенному в Письме Минфина России от 26.12.2006 N 03-06-02-02/154, определяем долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и величину налоговой базы, применяемую налогоплательщиками при исчислении налога.

Вначале определяем общую площадь помещений в доме, находящихся в собственности налогоплательщиков, которая равняется:

площадь всех двухкомнатных квартир + площадь все трехкомнатных квартир + площадь магазина + площадь кооперативного гаража = 200 кв. м + (60 кв. м x 10) + (100 кв. м x 10) + 600 кв. м = 2400 кв. м.

С учетом определенной общей площади всех помещений, принадлежащих налогоплательщикам, определяется доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для ООО "Изумруд" она составит 200 кв. м: 2400 кв. м = 0,08, для собственника двухкомнатной квартиры 60 кв. м: 2400 кв. м = 0,03, для собственника трехкомнатной квартиры 100 кв. м: 2400 кв. м = 0,04, для гаражного кооператива 200 кв. м: 2400 кв. м = 0,08, а для владельца гаражного бокса 20 кв. м: 2400 кв. м = 0,01.

Налоговая база для исчисления земельного налога будет равняться:

для ООО "Изумруд" 2 000 000 руб. x 0,08 = 160 000 руб.;

для собственника двухкомнатной квартиры 2 000 000 руб. x 0,03 = 60 000 руб.;

для собственника трехкомнатной квартиры 2 000 000 руб. x 0,04 = 80 000 руб.;

для гаражного кооператива 2 000 000 руб. x 0,08 = 160 000 руб.;

для владельца гаражного бокса 2 000 000 руб. x 0,01 = 20 000 руб.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, с учетом налоговых ставок, установленных представительным органом муниципального образования, составит:

для ООО "Изумруд" (160 000 руб. x 1,0) : 100 = 1600 руб.;

для собственника двухкомнатной квартиры (60 000 руб. x 0,1) : 100 = 60 руб.;

для собственника трехкомнатной квартиры (80 000 руб. x 0,1) : 100 = 80 руб.;

для гаражного кооператива (160 000 руб. x 0,5) : 100 = 800 руб.;

для владельца гаражного бокса (20 000 руб. x 0,5) : 100 = 100 руб.

Заместитель Министра финансов РФ

С.Д.ШАТАЛОВ

Павел Макаренко

Налоговая ставка в данном случае составляет 0,1%.

письмо Минфина России от 17.05.2007 № 03-05-05-02/33:Минфин России обращает внимание, что ЖК РФ различает понятия "жилое помещение", "нежилое помещение" и "общее имущество в многоквартирном доме".

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47). Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, магазины, офисы, гаражи и другие объекты, расположенные в нежилых помещениях, находящихся в многоквартирном доме, не относятся к объектам жилищного фонда.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, занятый многоквартирным домом, который сформирован и в отношении которого проведен кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Поэтому, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен кадастровый учет, то собственникам нежилых помещений (магазинов, офисов, гаражей и др.), находящихся в этом доме, принадлежит доля в праве на этот земельный участок.

Следовательно, налоговая ставка в размере не более 0,3% не применяется при установлении представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) налоговых ставок по земельным участ­кам, занятым объектами жилищного фонда, торговли, сферы обслуживания, гаражами и т. д., в отношении доли в праве на земельный участок, приходящейся на нежилые помещения в многоквартирном доме.

Земли, предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

1,5% от кадастровой стоимости участка используется для прочих земельных участков.

В вашем случае правильный ответ 0,3%.

Сумма земельного налога рассчитывается и начисляется налоговыми органами по месту расположения участка по следующей формуле:

РАЗМЕР ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА= Площадь участка (м2) * Кадастровую стоимость 1 м2 земли * Ставка налога.