Заполненные листы по самооценке и самоанализу воспитателя. Самоанализ и самооценка педагогической деятельности. Должностных функций воспитателя




Самооценка выступает важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.








Для гармонически развитой, зрелой личности педагога характерна адекватная самооценка, которая, прежде всего, позволяет оценить реально свою индивидуальность: развиваться в работе, в творчестве, в отношениях, радоваться своим успехам и стремиться к большему развитию. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.


Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений. Педагог с низкой профессиональной самооценкой испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов, тревог. Как правило, он не решителен, стеснителен, с опаской берётся за разные дела, оценивает свои возможности и успех ниже, чем есть на самом деле. Такой педагог считает, что от него ничего не зависит, и, даже когда предоставляется шанс реализовать себя, он ничего не делает. Они легко внушаемы, у них постоянно присутствует чувство вины (чаще всего абсолютно необоснованное).


Слишком высокая (неадекватная) самооценка нарушает процесс самоуправления, искажает самоконтроль. Педагог с завышенной самооценкой переоценивает свои реальные успехи и возможности. Оценивает себя намного выше той оценки, которую дают ему окружающие его люди. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной самооценкой выступают причиной конфликтов. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.


Результаты проведения диагностики «Самооценка личностных качеств воспитателя» Тестирование «Самооценка личностных качеств воспитателя» позволило педагогам оценить свою работу в воспитательной деятельности в целом, а также оценить гражданские, духовно-нравственные и интеллектуальные качества, необходимые для организации эффективного воспитательного процесса. Педагоги самостоятельно могли оценить свои знания в области базовых педагогических и воспитательных понятий.


Результаты исследования личности педагогов Методика «Психогеометрия». Симво лы Символическое значение Кол-во Круг Люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность - люди, их благополучие. 7 Квад- рат Люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны 1 Прямо угольн ик Люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. 2 Треу- голь- ник Люди, рожденные, чтобы быть лидерами: они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их. 4 Зигзаг Люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления - синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью. 0

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог »

заместитель заведующего МБДОУ

«Детский сад № 5» г. Алейска

Никитенко Светлана Ивановна


Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе – тот истинно велик!

(Пьер Гренгор)




Компоненты осознания педагогического опыта

само

контроль

само

диагностика

само

оценка



Пример заполнения таблицы по результатам самооценки

Компетенции

Самооценка в баллах

Комментарий (обоснование выставленного балла)

Достижения: умею разрабатывать календарно-тематический план по образовательной области. Могу обучить этому другого.

Дефициты: затрудняюсь в конкретизации целевых ориентиров для описания планируемых результатов

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Компетенции (трудовые действия)

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Самооценка в баллах (0–2)

Комментарий

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

Планирование и проведение учебных занятий

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

Формирование универсальных учебных действий

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

Формирование мотивации к обучению

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Компетенции (трудовые действия)

Самооценка в баллах

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Комментарий (обоснование выставленного балла)

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочнойдеятельности

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядкаобразовательной организации

Проектирование и реализация воспитательных программ

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Компетенции (трудовые действия)

Самооценка в баллах (0–2)

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Комментарий (обоснование выставленного балла)

Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

Освоение и применение психолого-педагогиче-ских технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

Оказание адресной помощи обучающимся

Компетенции (трудовые действия)

Самооценка в баллах

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Комментарий (обоснование выставленного балла)

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

Формирование психологической готовности к школьному обучению


Результаты самооценки профессиональной деятельности

Компетенции (трудовые действия), оцененные баллом «0»

Ранжирование дефицитов по годам их восполнения

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Примечание

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования»


Критерии определения уровня профессиональной компетентности

  • 0 баллов – низкий уровень
  • 1 балл – средний уровень
  • 2 балла – высокий уровень


Анализируя свою профессиональную деятельность,

педагоги ценят,

прежде всего,

уверенность в своих силах

и интерес к работе.


Педагог, умеющий анализировать свою деятельность - это важнейший инновационный ресурс любого образовательного учреждения.



Лист самооценки
педагогической деятельности воспитателя специального (коррекционного) образовательного учреждения


Утверждения (параметры оценивания)
Балл
Комментарий

Я безразличен (-на) к критике в свой адрес
1
Я всегда прислушиваюсь к мнению коллег. Это способствует моему развитию и улучшению личных и профессиональных качеств.

Я поощряю даже самые маленькие успехи воспитанников
5
Я поощряю даже самые маленькие успехи воспитанников, т.к. одобрение побуждает стремлению к успеху.

Я хорошо знаю основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам процесса воспитания в своем учреждении
4
Я хорошо знаю основные нормативные документы, эти знания помогают мне максимально адаптировать собственные планы и программы к условиям обучения в данном образовательном учреждении.

Я умею устанавливать отношения сотрудничества с воспитанниками
5
Я умею устанавливать отношения сотрудничества с воспитанниками, т.к. в работе использую аксиологический подход в совокупности с конкретно-научным уровнем.

Окружающие не прислушиваются к моим предложениям
1
Окружающие прислушиваются к моим предложениям, т. к. я стараюсь выступать с аргументированными предложениями, имеющими практическую направленность.

Считаю важным различать цель и тему воспитательского часа
5
Считаю важным различать цель и тему воспитательского часа, но цели должны быть обязательно связаны с темой.

На моих воспитательского часах отсутствуют условия для формирования устойчивой позитивной мотивации воспитанников.
1
На моих воспитательского часах созданы все условия для формирования устойчивой позитивной мотивации воспитанников. Для этого я:
использую стимул признания,
учитываю достоинства воспитанников,
одобряю успехи,
даю шанс, используя похвалу,
обращаюсь к самолюбию,
показываю достижения воспитанников,

Мое знание методики проведения воспитательского часа и самоподготовки требует серьезного улучшения
2
Я знаю и владею методикой проведения воспитательского часа и самоподготовки, т.к. я имею большой опыт работы и соответствующее образование.

Новаторство – кредо каждого хорошего воспитателя
5
Без новшеств невозможны прогресс и развитие педагогики, как и любой другой науки, поэтому я считаю, что новаторство – кредо каждого хорошего воспитателя.

На моих воспитательских часах и самоподготовке воспитанники делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно
1
Напротив, благодаря методам самоконтроля и контроля создаю возможность воспитанникам, посредством решения учебных задач, самим «дойти до истины».

Мой общий кругозор достаточно ограничен
1
Кругозор - познавательная деятельность педагога, обусловленная стремлением к овладению навыками, знаниями, интересом к новому. Мой общий кругозор широк, т. к. я много читаю, занимаюсь самообразованием, причем не только в рамках своей профессиональной деятельности.

Все мои воспитанники принимают участие в постановке целей и задач воспитательского часа, совместной деятельности
5
Если воспитанники принимают участие в постановке целей и задач воспитательского часа, совместной деятельности, то они чувствуют важность и результативность своей деятельности, повышается его вера в свои силы и способности, рождаются интерес и мотивация. Знания, приобретенные в результате собственной деятельности более прочны и основательны.

Я не считаю нужным анализировать уровень усвоения предлагаемого материала и развития воспитанников
1
Воспитательная работа требует анализа для того, чтобы оценить, что сделано правильно, а что неправильно. То же самое можно сказать и об анализе уровня усвоения предлагаемого материала и развития воспитанников.

У меня достаточно
поверхностное
представление о
возрастных
особенностях
воспитанников
1
Возрастные характеристики детей влияют на их восприятие, внимание и прочие качества, на формирование и развитие которых направлена воспитательная деятельность, поэтому знания о возрастных особенностях воспитанников непосредственно влияют на мою работу, ее темпы, цели, задачи и методы.

Я не считаю необходимым демонстрировать успехи воспитанников их родителям (другим взрослым)
1
Положительная мотивация к учебе у ребенка формируется посредством похвалы за заслуги, поэтому об успехах необходимо говорить взрослым, тем самым поощряя ребенка и побуждая его к хорошим результатам.

Я не применяю на моих занятиях новые информационно-коммуникативные технологии
1
ИКТ-многофункциональные средства обучения, «помощники» в осуществлении организации воспитательной работы, поэтому я регулярно использую на занятиях новые информационно-коммуникативные технологии.

Я затрудняюсь в обосновании достоинств и ограничений разработанной мною программы воспитания
1
Программа разработана мной, поэтому я знаю все ее недостатки и положительные характеристики и могу обосновать ее достоинства и ограничения.

Я умею разрешать конфликты оптимальным способом
4
Я стараюсь оптимальным образом решать конфликты, стараюсь идти на компромиссы, но это не всегда венчается успехом.

Для меня характерно «держать себя в руках»
5

У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке программ, обучающих и методических материалов
5
Я неоднократно участвовала в разработке программ, как в группах, так и лично. Последняя моя работа-участие в разработке программы «Советский район – моя малая родина».

Я уделяю много внимания формированию навыков учебной деятельности у воспитанников
5
Именно на самоподготовке я формирую навыки учебной деятельности, стараюсь помочь педагогам, работающим с моими воспитанниками, поэтому помимо нормативных заданий использую развивающие задания.

Я отдаю предпочтение воспитанникам, которые тщательно и точно выполняют требования воспитателя
1
Я одинаково распределяю свое внимание между воспитанниками, т. к. считаю, что каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

Используемый мною набор обучающих и методических материалов для различных категорий воспитанников достаточно ограничен
1
В своей работе я использую широкий набор обучающих и методических материалов, воспитательная работа требует дифференциации способностей воспитанников, а соответственно и различных наборов обучающих и методических материалов.

При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные последствия не важны
1
Проблемная ситуация всегда имеет последствия. При принятии решения всегда анализирую ее с учетом перспективы.

Считаю, что воспитатель не обязан комментировать оценки, даваемые им воспитанникам
1
Комментарии позволяют воспитанникам понять свои ошибки, произвести адекватную самооценку, поэтому считаю, что воспитатель обязан комментировать оценки, даваемые им воспитанникам.

Я обращаю внимание на плохое настроение своих коллег
3
Считаю необходимым придерживаться принципов профессиональной этики, соблюдать такт, проявлять чуткость.

При постановке целей воспитательского часа должны доминировать нормативные требования, а не индивидуальные особенности обучающихся
2
Необходимо сочетать нормативные требования и индивидуальные особенности обучающихся.

Я так организую воспитательский час, чтобы обучающиеся рассуждали, дискутировали, выполняли нестандартные для них задания
5
Я так организую воспитательский час, чтобы обучающиеся рассуждали, дискутировали, выполняли нестандартные для них задания, используя методы стимулирования и мотивации, идентификации, учитывая интересы и склонности воспитанников.

Моя программа воспитания не предполагает решение дидактических задач
1
В работе использую системно-структурный подход с опорой на активную инициативность воспитанников в сочетании с управляющей деятельность педагога, поэтому моя программа воспитания предполагает обязательное решение дидактических задач.

У меня легко, получается, решать несколько задач одновременно
5
У меня, получается, решать несколько задач одновременно благодаря тщательно продуманному и направленному на формирование положительной мотивации стимулированию воспитанников.

Я не трачу время на то, чтобы воспитанники формулировали цель их деятельности на воспитательском часе
1
При планировании и проведении воспитательского часа ставлю не только цели собственной деятельности, но и определяю цели воспитанников, чтобы пробудить интерес, направленный на продуктивность и эффективность воспитательного процесса.

Лишь некоторые воспитанники с большой заинтересованностью работают на моих воспитательских часах
1
В работе использую метод стимулирования поведения и деятельности воспитанников: упражнение, соревнование, требование-одобрение, поэтому все воспитанники с большой заинтересованностью работают на моих воспитательских часах.

При подготовке к воспитательскому часу, помимо основного материала, я использую дополнительные материалы
5
При подготовке к воспитательскому часу, помимо основного материала, я использую дополнительные материалы. Это позволяет и способствует расширению кругозора, развитию мышления, пополнению словарного запаса воспитанников.

У меня нет обучающих и методических материалов, разработанных самостоятельно
1
Имею картотеку методических материалов, т.к. уже давно работаю с детьми с ОВЗ.

Мне приходится часто слышать, что воспитанники не поняли изложенный мною материал на воспитательском часе
1
Мне не приходится слышать, что воспитанники не поняли изложенный мною материал на воспитательском часе, т. к. использую в работе эффективно следующие методы:
Репродуктивный
Работа с книгой
Эвристический
Видеометод.

Моя осведомленность об актуальных событиях социальной жизни достаточно ограничена
2
Стараюсь быть в курсе событий социальной жизни.

Все мои воспитанники хорошо осознают причины своих успехов и неудач
4
Мы совместно разбираем с воспитанниками их успехи, неудачи и причины их возникновения, чтобы в дальнейшем ошибки не повторялись.

Побуждаю воспитанников самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности (например, подготовить литературу к воспитательскому часу; осуществлять уход за цветами и т. п.)
5
В работе использую системно-структурный подход с опорой на активную инициативность воспитанников в сочетании с управляющей деятельность педагога, что обязует меня побуждать воспитанников самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности.

Я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации, казалось бы, не имеющие отношения к изучаемому материалу
5
«Направленность на жизнь», практический метод работы с детьми часто используется мной в работе, поэтому я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации.

Я умею сохранять спокойствие в самых непредвиденных ситуациях
4
Считаю, что главной профессиональной характеристикой педагога является умение «держать себя в руках». Поэтому в своей работе стараюсь это делать.

Воспитанникам не обязательно знать критерии оценивания их работы
1
Воспитанникам необходимо знать, по каким критериям их оценивают, т. к. это позволяет им структурировать свою работу и направить ее в «нужное русло».

Мне очень трудно управлять ходом беседы или переговоров
1
Я владею на достаточном уровне диалогической речью и умением поддержать разговор, всегда выражаю свою позицию корректно и деликатно.

Я постоянно предлагаю воспитанникам самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами
3
Иногда я предлагаю воспитанникам самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами, но под моим непосредственным руководством.

Я не умею дозировать задачи так, чтобы воспитанники почувствовали свой успех
1
Я умею дозировать задачи так, чтобы воспитанники почувствовали свой успех. Успех позволяет мотивировать детей к достижению лучших результатов.

Я всегда готовлю разные варианты проведения воспитательских часов для воспитанников разного уровня
5
Воспитанники разного уровня требуют дифференцированного подхода, что позволяет им стремиться к лучшим результатам и не стоять на месте, поэтому я всегда готовлю разные варианты проведения воспитательских часов для воспитанников разного уровня.

Моя программа воспитания недостаточно обоснована
1
Моя программа воспитания составлена и опробована мной на разных классах, я не один год работаю по ней, поэтому считаю, что она полностью обоснована.

У меня есть значительный опыт совместной работы по подготовке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.
4
Я неоднократно участвовала в разработке мероприятий, проектов и программ в группах. Последняя моя работа-участие в разработке программы «Советский район – моя мала родина».

На моем рабочем месте всегда порядок
4
Порядок на рабочем месте - неотъемлемая характеристика педагога и залог его продуктивной работы, поэтому на моем рабочем месте стараюсь соблюдать порядок.

На моем воспитательском часе воспитанники не могут ответить на вопрос «Что должно быть достигнуто в результате занятия?»
1
В начале воспитательского часа всегда озвучиваю цель и задачи, а в конце подвожу итоги, поэтому на моем воспитательском часе воспитанники всегда могут ответить на вопрос «Что должно быть достигнуто в результате занятия?»

Мотивация воспитанников – это ответственность воспитателя
5
Начальный уровень базовых знаний о каком-либо предмете изучения предполагает наличие вопросов. Любопытство, интерес, эмоции порождают способность ответа на них. Роль педагога заключается в пробуждении интереса и, соответственно, мотивации.

Мне нужна дополнительная подготовка, чтобы преподавать теорию и методику воспитания детей с отклонениями в развитии студентам вуза
4
Несомненно, что преподавание студентам теории и методики воспитания детей с отклонениями в развитии - вещь ответственная, я многое могу им рассказать, но говорить, что я на 100 % готова к этому, не могу.

Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета ранее освоенных знаний и умений
1
При изложении нового материала необходимо опираться на ранее приобретенные умения и навыки, без этого невозможно развитие ребенка.

Я легко поддерживаю разговоры на отвлеченные или связанные с другими предметами темы
4
Мой общий кругозор широк, т. к. я много читаю, занимаюсь самообразованием, причем не только в рамках своей профессиональной деятельности, поэтому я легко поддерживаю разговоры на отвлеченные или связанные с другими предметами темы.

Никто из воспитанников на моих воспитательских часах не принимает участие в постановке целей и задач
1
В работе использую системно-структурный подход с опорой на активную инициативность воспитанников в сочетании с управляющей деятельность педагога, поэтому мои воспитанники на воспитательских часах активно принимают участие в постановке целей и задач.

Мои воспитательские часы не могут заинтересовать воспитанников
1
Я активно привлекаю воспитанников к постановке целей и задач воспитательского часа, поощряю и мотивирую детей, то могу с легкостью сказать, что мои воспитательские часы могут заинтересовать воспитанников.

Мнение и реакция других участников образовательного процесса не важны при принятии педагогических решений
1
В своей работе я всегда опираюсь на мнение и реакцию других участников образовательного процесса. Это позволяет мне выявить плюсы и минусы моей программы.

На воспитательских часах часто используются приемы взаимооценки и самооценки обучающихся
5
Считаю эти приемы самыми эффективными в достижении результатов на воспитательском часе.

Мне всегда интересно, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки
5
Мнение людей важно для меня, оно позволяет мне оценить свою деятельность.

Обычно я озвучиваю цель воспитательского часа несколько раз в течение занятия
5
Я озвучиваю цель воспитательского часа несколько раз в течение занятия для того, чтобы дети не забыли цель занятия и она «красной нитью» проходила через все занятие я озвучиваю цель воспитательского часа несколько раз.

Мои воспитанники смело берутся за трудные задачи
5
Мои методы стимулирования и поощрения приводят к тому, что мои воспитанники смело берутся за трудные задачи.

Я владею ограниченным набором современных методов организации деятельности детей
1
В полном объеме владею разнообразием методов обучения и воспитания, их классификацией.

Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на воспитательском часе недирективными методами
5
Я никогда в своей работе не использую недирективные методы, а пользуюсь основными правилами стимулирования:
Действовать в соответствии с желаниями учащихся
Использовать идентификацию
Учитывать интересы и склонности.

В плане воспитательского часа я всегда пошагово прописываю этапы достижения цели
5
В плане воспитательского часа я всегда пошагово прописываю этапы достижения цели, что позволяет мне достичь наибольшего эффекта в воспитательной работе.

Негативное отношение к учебе – это следствие ошибок в педагогической деятельности
5
Воспитатель должен создать положительную мотивацию к учебе. В этом заключается его работа.

Нет «каверзных» вопросов от воспитанников, а есть незнание воспитателя
5
Некомпетентность воспитателя приводит к «проверке» его профпригодности со стороны воспитанников, а педагог обязан знать материал, который касается его работы, а если не знает, то необходимо узнать.

Мои методические и дидактические разработки никогда не приносили мне победу в профессиональных конкурсах
3
Я не участвовала в профессиональных конкурсах.

Гуманизм воспитателя не является важным критерием оценки его работы
1
Гуманное отношение педагога к учащимся является наиболее эффективным средством воспитания, т. к. создание проблемных ситуаций, требующих от воспитанников способности к сочувствию, пониманию, терпимости, уважение выбора, учат гуманности и вырабатывают нравственную позицию учащихся.

Я часто затрудняюсь сделать цели воспитательского часа личностно значимыми для воспитанников
1
Я всегда на воспитательском часе ставлю личностно значимые цели, дабы заинтересовать воспитанников.

Бывает, что высоко оцениваю воспитанника не за правильный, а за творческий ответ
5
Бывает, что высоко оцениваю воспитанника не за правильный, а за творческий ответ. В результате воспитанник ощущает успехи, повышает веру в себя, свои возможности и способности.

Я хорошо ориентируюсь в социальной ситуации группы, знаю и учитываю взаимоотношения воспитанников в воспитательных целях
5
Знаю обо всех их желаниях, потребностях, мечтах. Они для меня - мои дети, поэтому я хорошо ориентируюсь в социальной ситуации группы, знаю и учитываю взаимоотношения воспитанников в воспитательных целях.

Я легко меняю принятое решение под влиянием новой информации
3
Новое поколение более прагматично и предъявляет конкретные, диктуемые жизнью требования. Поэтому применяю субъективно-прагматический метод воспитания, что влечет за собой легкость принятия решения под влиянием новой информации.

Формирование навыков самооценки у воспитанников не относится к задачам воспитателя
1
Формирование навыков самооценки - одна из главнейших задач воспитательной работы, поэтому я всегда формирую самооценку одной из первых. Адекватная самооценка пригодится им в жизни.

Подпись _______ (______________)
Дата________________________________

Татьяна Исаева
Самоанализ и самооценка педагогической деятельности

Я, Исаева Татьяна Севостьяновна, с 2003 года работаю в детском саду «Улыбка» . Наш детский сад рассчитан на 36 групп, в штате 71 воспитатель, 7 музыкальных руководителей, 1 психолог, 4 логопеда , преподаватель бурятского языка. Реализация образовательной программы в нашем дошкольном образовательном учреждении с 1 сентября 2014 строится в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, где отмечены четыре направления развития детей дошкольного возраста : физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно–эстетическое.

Целью Федерального стандарта развития образования является то, что каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности основополагающий принцип интеграции образовательных областей и тематическое планирование в совместной деятельности воспитателей и детей. Цели деятельности нашего учреждения заключаются в организации работы по комплексному развитию детей.

За основу моей рабочей программы взята примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности : игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности , по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль , творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения. Поэтому считаю актуальной проблему недостаточного использования занимательного математического материала и дидактических игр в развитии дошкольников.

С 2010 года работаю по программе самообразования «Занимательная математика» по ФГТ, но в связи с внедрением в 2014 году ФГОС программа требует доработки и некоторых изменений, над чем я начала работать с сентября 2014 года.

Вспоминаю известное высказывание Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. И поэтому главную свою задачу вижу в том, чтобы не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия, для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы в процессе занятий, игр с математическим материалом. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить детей посредством игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе. Сложность же использования дидактической игры по развитию элементарных математических представлений и в совместной деятельности воспитателя с детьми обусловлена нехваткой современных методических пособий по данной конкретной теме.

Вообще, формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. И её решение должно начаться уже в дошкольном возрасте. Главная моя задача - выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации детей, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Созданные мной условия самореализации каждого ребенка в совместной, увлекательной деятельности , выступают эффективным средством выражения его индивидуальности в группе сверстников. Выдвинув предположение, что систематически организуемые дидактические игры с математическим содержанием способствуют улучшению процесса развития математических представлений детей дошкольного возраста, поставила перед собой цель : способствовать развитию математических представлений у дошкольников через дидактические, развивающие игры. Игра, по моему утверждению, не только средство оптимизации процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта детей.

Одарённые дети – культурный и научный потенциал общества. От них зависит, как будет развиваться наука, культура нашего общества в будущем. Дошкольное детство наиболее благоприятный период развития личности и именно в этот период необходимо создать условия для формирования их индивидуальности, расширения спектра возможностей, реализации интересов, наклонностей и способностей.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность , чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Развивать творческие способности, создавать все условия для полноценного развития этих способностей, талантов – вот главная задача моей педагогической деятельности ! Для этого воспитательно–образовательное пространство в нашем детском саду проектируется с соблюдением единства трёх факторов :

Социально – организованной деятельности ;

Предметно – пространственной среды;

Эмоционального и мотивированно–личностного взаимодействия взрослых и детей.

Проблемой развития логического мышления занимаюсь в последние годы с детьми, имеющими речевые нарушения. Чтобы определить, насколько эти нарушения влияют на развитие психических процессов, особенно мышления, я провела обследование детей в своей старшей группе, используя методы наблюдения, беседы и тестирования. Результат таков : почти все дети испытывают трудности при выполнении заданий, направленных на определение уровня развития мышления. Эти трудности связаны с мыслительными операциями : анализом, синтезом, сравнением, обобщением, которые у данной категории детей недостаточно сформированы. Почти всем детям для выполнения заданий требуется помощь взрослого. Для них характерны : низкий уровень развития внимания, недостаточная его концентрация, низкий уровень познавательной активности, низкий объём представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует. Они испытывают трудности в ориентировке, отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики : общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Передо мной встала задача : можно ли у детей с ОНР развивать гибкость мышления, умение анализировать, сравнивать, делать хотя бы простые умозаключения. Да, возможно! Тогда я поставила перед собой цель – через систему игр развить интерес к познанию, стремиться к тому, чтобы радость игровой деятельности постепенно перешла в радость познания. Один из основных залогов успешного развития дошкольников – создание условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность . Поэтому в группе создала уголок «Занимательная математика» , где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности . Игровой материал я подобрала с учётом возраста, последовательности усложнения.

Составила для своей работы с детьми старшего дошкольного возраста парциальную программу : «Занимательная математика» , где решаются следующие задачи :

Формирование познавательной мотивации обучения;

Развитие психических процессов (ощущения, восприятия, представлений) ;

Развитие вариативного и образного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) ;

Развитие любознательности, самостоятельности , инициативности;

Увеличение объёма внимания и памяти;

Развитие речи, умение обосновывать суждения;

Строить простейшие умозаключения;

Формирование основных компонентов учебной деятельности ;

Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

Знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путём самостоятельного анализа . Ребёнок выступает при этом в роли исследователя, «открывающего» основополагающие свойства и отношения, а педагог подводит детей к этому «открытию» , организуя и направляя их учебные действия.

При проведении занятий я руководствуюсь следующими педагогическими заповедями :

Поощрять ребёнка на стремление узнавать новое;

Избегать отрицательных результатов деятельности ;

Сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями;

С отстающими детьми начинать усваивать новый материал раньше, чем со всей группой.

Формы организации занятий : фронтальная работа с демонстрационным материалом, практическая работа, дидактические игры, развивающие игры, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и решение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализации и т. д. На занятиях используются различные планы : кодовые карточки; фишки; модели времён года, месяцев, дней недели; модель в виде часов, разделённых на сектора и т. д. Конечно, учитывая повышенное внимание к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным и учитывая индивидуальные особенности детей на занятиях и в свободной деятельности , хотелось бы использовать детские компьютеры, что даёт толчок к дальнейшему развитию интеллектуальных способностей, но нет пока такой возможности.

Занятия проводятся систематически, в игровой форме, что даёт эмоциональный настрой, повышает активность и заинтересованность у детей.

Я люблю математику со школьной скамьи, интересуюсь разными новинками, и хочу эту любовь передать детям.

Мои воспитанники в школе активно участвуют в математических олимпиадах, прекрасно учатся!