Критическое восприятие. Аналитические способности. Серьезность. Озабоченность. Развитие навыков критического мышления

Получение знаний об объектах, свойствах, отношениях окружающей действительности, которые человек не воспринимает непосредственно, может осуществляться с помощью мышления различного типа.

Критическое мышление - это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Можно сказать, что критическое мышление – это мышление высокого уровня, позволяющее ставить под сомнение поступающую информацию. Также его определяют, как «оценочное, рефлексивное» или «мышление о мышлении».

Для прояснения вопроса о том, что такое критическое мышление, Р. Пол предложил разделять его на сильное и слабое. Слабое подразумевает мышление эгоиста, которое занято собственными потребностями и не использует его во благо. Сильное мышление принадлежит личности без эгоцентрической направленности.

Не любая умственная деятельность попадает под определение «критическое мышление». К нему не относятся:

  • запоминание;
  • понимание;
  • интуитивное/ творческое мышление.

Критическое мышление имеет много определений в философских и психологических работах, но любые исследователи сходятся во мнении, что для того, чтобы критично мыслить, необходимо умение :

  • анализировать и синтезировать;
  • осуществлять индукцию и дедукцию;
  • абстрагироваться;
  • интерпретировать;
  • наблюдать;
  • использовать логику;
  • осуществлять восхождение от абстрактного к конкретному.

Также обязательно обладание широким кругозором, творческим воображением, устойчивыми ценностными установками. В некоторой степени эмоциональность также может входить в определение этого понятия.

Критичность мышления – необходимое качество, которое позволяет создавать предпосылки для цивилизованного развития общества.

Составляющие

Способность мыслить абстрактно – это умение отвлекаться от некоторых свойств действительности, которые в настоящее время несущественны, с одновременным выделением других – актуальными. Необходимо различать процесс абстрагирования и абстракцию. Первый подразумевает некоторое количество операций, которые ведут к конкретному результату – абстракции. Под абстракцией могут выступать самые разные понятия и вещи (в том числе обыденные – такие как дом, улица, дерево и т. д.). Этот процесс неразрывно связан с другими понятиями – анализом и синтезом.

Анализ – процесс, позволяющий разложить объект на части. Синтез – это соединение частей, которые были получены посредством анализа, в одно целое.

Следующее умение, которое входит в необходимый критерий оценки критичного мышления, – способность индуктивно и дедуктивно мыслить. Индукция – это умозаключение, которое сформировано в процессе рассуждения от «частного» к «общему» . Дедукция основывается на рассуждении от «общего» к «частному».

Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой прохождение двух стадий. Первая предполагает переход от конкретного определения к абстрактному. Объект разбивается на составные части – признаки и свойства. Вторая стадия – восхождение от абстрактного к конкретному. На этом этапе ум человека пытается восстановить исходную целостность расчлененного предмета. Прохождение второй стадии невозможно без предварительной первой. Таким образом, происходит процесс, который позволяет познанию совершать восхождение от конкретного к абстрактному, а впоследствии – наоборот.

Критический ум позволяет человеку все время сомневаться, взвешивать все «за» и «против». Главные показатели критичности ума – умение смотреть на предположения, как на возможные гипотезы, требующие доказательств. Люди с богатым воображением, «фантазеры» рискуют выдвигать несбыточные планы, поэтому должны уделять внимание развитию критичности суждений и научиться целенаправленно мыслить.

Развитие критического мышления

Для чего нужно критическое мышление в обыденной жизни? Оно:

  • помогает в профессиональном самоопределении;
  • позволяет установить приоритеты;
  • формирует ответственность за выбор;
  • дает возможность формулировать собственные выводы;
  • развивает способность к прогнозу последствий своих действий;
  • вырабатывает умения культурного диалога.

Как развить критическое мышление? Прежде всего, нужно представлять, как оно происходит в последовательности. Его процесс составляют три стадии:

  • вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности;
  • осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными;
  • рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту.

Возможные самостоятельные способы развития

Опишем основные стратегии, позволяющие повысить критичность ума.

№1. Использование времени, которое обычно тратится на «ничегонеделание». Это время предлагается использовать в качестве самоанализа – например, в конце дня. Необходимо ответить на некоторые вопросы:

  • использовал(а) ли я сегодня методы, развивающие критический ум;
  • были ли они эффективны;
  • что я делал(а) для достижения своих целей.

Лучше всего отвечать на эти вопросы письменно, в виде дневниковых записей .

№2. Проработка проблем. Один день следует отдавать под одну проблему. Следует ее сформулировать и определить, как она соотносится с жизненными ценностями и потребностями. Ее необходимо изучить, чтобы понять, возможно ли на нее воздействовать и какие действия необходимо совершить для ее решения. Обязательное условие – определение своих возможностей, которые позволят решить вопрос в краткосрочной и долгосрочной перспективе. После этого необходимо выбрать стратегию для решения и придерживаться ее.

№3. Развитие интеллекта.

Следует каждые несколько дней работать над развитием критичности ума, а именно одной конкретной стороны – логического мышления, анализа, дедукции и т. п.

Чтобы эффективно развить критическое мышление, не стоит доверять авторитетам. Призма чужого восприятия часто искажает информацию. Именно поэтому так важно самому обращаться к первоисточнику и самостоятельно знакомиться с вопросом.

№4. Фиксирование успехов в дневниковых записях.

Каждую неделю стоит записывать в дневнике эмоциональные значимые ситуации, описание реакций на них и анализ их истоков. Стоит ответить на такие вопросы: что нового о себе я смог(ла) узнать, благодаря этим ситуациям? Что можно было бы сделать по-другому, если бы пришлось переживать их снова?

Необходимо понимать, что развитие критичности ума – это долгий процесс, и было бы оптимальным его вообще не прерывать.

Итак, критическое мышление определяют по-разному, но подразумевают такое мышление, которое позволяет делать собственные выводы самостоятельно на основе поступающей информации и пользоваться ими для решения актуальных проблем. В некоторых случаях такое мышление можно развивать самостоятельно.

В XX веке критическое мышление приобрело особую популярность в качестве постмодернизма и конструктивизма, особенно за счёт своей радикальной точки зрения. Большое число людей, проживающих на планете, отучились выбирать и принимать решения, полагаясь на правду, достоверность и действительность происходящего. То, что человек не обладает возможность критически мыслить, сразу лишает его собственного характера и личности в психологии.

Человек перестаёт самостоятельно ориентироваться в том, что ему нравится, какая его привлекает музыка, политика, мировоззрения, а также он перестаёт осознавать, что он хочет сделать собственно для себя. Если кто-то и обладает своей точкой зрения и своими предпочтениями, то редко соблюдает их и придерживается им: критичность мышления в нашем общества сама по себе подвергается большой критике и спорам среди окружающих. «Будьте толерантными!», «Как вы можете плохо говорить о чужих музыкальных предпочтениях негативно?», «Ты критикуешь этого человека, но чего добился сам?».

Такие слова сразу могут нам показать на человека, который слишком податлив, лишён энтузиазма, опустошён, а также чрезмерно доверчив. Если подумать, что реальность - это какой-то груз, который способен давить на сознание наблюдателя, то можно заметить, что люди, неспособные мыслить критично, показывают нам полную духовную, а также умственную слабость, так как они не могут противостоять некому давлению и предпочтут быть нравственно уничтоженными.

Определение критического мышления, что оно значит

Люди некритичного склада

К сожалению, невозможность мыслить критически (частично либо полностью) сегодня имеется даже у людей далеко не глупых, а даже образованных. А о материальной и политической сфере лучше вообще не говорить: лидеры мнений и власть всегда предпочитают иметь при себе послушных и лояльных людей, доверяющих любому их слову. Ведь не просто так сейчас полный отказ от личной позиции и попытки во всём угодить главенствующему звену - непременный фактор корпоративных заведений. Люди, которые имеют собственное мнение, рискуют быть непонятыми и отвергнутыми с разных сторон, а не так давно высказывания против мнения властей карались ссылками и даже смертью.

Конечно, если всё было бы так просто, то род людей был бы уничтожен много лет назад. Существуют люди, которые понимают, что если получать финансы и материальные благи в обмен на свою жизненную позицию, то смысл жизни просто-напросто пропадает, а сам человек становится простым потребителем товаров. Некоторые из таких людей, недолго думая, совершают суицид (существует много статей о богатых успешных людях, которые неожиданно покончили с собой, в их число включают и некоторых знаменитостей).

Другие же, более сильные характером и духом, решают идти дальше и пытаться бороться с этими проблемами. В конце концов, такие люди добиваются по-настоящему значимых успехов - развивают уровень своего критического мышления , не становятся какими-то изгоями либо непонятыми обществом. Данные индивиды и способны продвигать человеческий род вперёд, совершать общее развитие, делать новые открытия и создавать новые приборы и оборудования, именно они должны получать главное признание и особый авторитет.

Что означает критическое мышление и как его развивать?

  1. Все мы слышали такие выражения, как уничижительная критика, раскритиковать, критическое положение. Так, многие предполагают, что критическое мышление означает вечное недовольство всем, осуждение, а также скепсис. Это полностью является неправдой. Конечно же, наличие недоверия и скепсиса – это одна из главных частей критического мышления, но его главные принципы построены не на этом. Данное мышление, главным образом, состоит из обдуманных, тщательно проверенных выводов и решений, которые подкреплены надёжными фактами и аргументами, желательно вещественного типа, построенные на строгой логике, последовательных суждениях и контроле своих эмоций и чувств к окружающему миру.
  2. Человек, который способен мыслить критически, никогда не станет слепо повиноваться и исполнять всё то, что ему скажут. Его сложно вывести из-под контроля своих эмоций и чувств, а также обмануть и каким-либо образом обхитрить. Он не верит полностью ни одним убеждения и в своём выборе и действиях руководствуется только своим обработанным и полученным сведениям. Именно по этой причине такие люди склонны принимать решения лишь за себя и никогда не допускают необдуманных поступков, всегда могут ответить за свои действия.

Критика себя

Ещё одним фактором развития критического мышления является способность мыслить критически по отношению к самому себе. Такой человек может самостоятельно понимать свои реальные способности, хорошо воспринимает и тщательно устраняет совершённые недочёты и ошибки. Если человек не анализирует своё поведение и не критикует себя, то это характеризует его как психически нездорового человека, к примеру, больные шизофренией не способны различать галлюцинации и странные мысли от состояния в реальном времени. Авантюризм, чрезмерные фантазии – всё это также может являться фактором болезненного отсутствия самокритичности.

Как развивать критическое мышление?

Критическое мышление кажется нам процессом вроде лёгким и даже довольно примитивным: существует однозначное решение - правда либо ложь, которое следует вывести; существуют изначальные сведения и действия, следствия и рассуждения, сделанные из них, обработка данных суждений и будет основываться на простой логике. С такими принципами мышление критического вида больше напоминает логику какого-то робота либо машины. Но мы часто можем заметить, как критическое мышление становится для некоторых людей именно этим действием, причём очень часто эти люди сами запутываются в своих выводах.

Наверное, это происходит из-за взрослого этапа жизни: здесь рассуждать, думать и искать правильное решение нужно самому, а к такому готов не каждый человек. Большинство людей выбираю тактику больших детей – всё время опираются на принципы, которые созданы разнообразными группами: политическими, религиозными, традициями, канонами и просто более авторитетными людьми. А им они предпочитают следовать, потому что это проще.

Обучение критическому учению

Полезно анализировать и составлять подробный список всех возможных исходов из определённой ситуации. Представление на визуализационном фоне значительно упростит эту задачу. Можно изображать особые диаграммы, схемы, а также особые таблицы. Здесь можно использовать способы математических дисциплин – статистика, а также логика. При этом стоит помнить, что математика – это самая точная наука среди других.

Лучшим методом развития в себе критического мышления будет придерживаться особой схемы: решение стоящей перед вами проблемы происходит при помощи пяти действий – подготовки, знакомства и анализа задачи, разработки правильного решения, выбора наиболее точного результата, а также оценки конечного результата проделанной работы. С таким методом знакомы все люди, которые получали высшее образование либо участвовали в каких-либо исследованиях. Так, этот метод является основным для написания дипломных работ, диссертаций, курсовых и других документов подобного типа. Структурированный и хорошо обдуманный план способен помочь человеку быстро и поэтапно решить любой трудный вопрос.

Нынешнее состояние людей, на которых сыплется разнородная информация, напоминает мне сюжет рассказа Рэя Брэдбери «Уснувшие в Армагеддоне». Астронавты высаживаются на планету, и в тот момент, когда они погружаются в сон, ими овладевают души всех тех, кто когда-то ее населял. Все бы ничего, если бы эти инопланетяне жили в дружбе и доверии, но нет, они принадлежали к враждующим племенам – и в головах спящих начинается борьба, она разрывает сознание и заставляет астронавтов сходить с ума.

Нечто похожее происходит сегодня со многими из нас. Когда люди получают разные сигналы, которые противоречат друг другу, это стресс, ситуация чрезвычайной неустойчивости. Конечно, практически у каждого есть свои способы, как с этим справляться. В основном они касаются активизации психологических защит.

Грегори Бейтсон (1) в книге «Шаги к экологии разума» описывает ситуацию, когда ребенок получает от старших противоречивые, взаимоисключающие послания, которым невозможно следовать. При этом ребенок не может уйти из семьи, не может выжить без родителей, и тогда он уходит в себя, закрывается – так возникает предрасположенность к шизофрении.

То же самое сейчас происходит со многими из нас: люди не могут покинуть место событий и получают разную информацию: ТВ говорит одно, интернет другое, а за границу выедешь – и видишь третье. И мы либо, как дети, уходим в себя, либо выбираем какую-то одну сторону и полностью присоединяемся к ней и соглашаемся с ней, а все, что этому может противоречить, игнорируем. Но стороны-то разные, и другие люди могут присоединиться к другой стороне, и возникает картина, будто мир раскололся. Раскол проходит через семьи, коллег, друзей. Но дело здесь не в том, что один прав, а другой нет, одна сторона хороша, а другая плоха. Это работа психологических защит, наш способ справляться с неустойчивостью и противоречивостью нашей повседневной ситуации.

Кроме ухода в себя, полного выхода из ситуации (например, эмиграции), либо отождествления с одной из сторон есть и другой выход. Для этого надо изменить масштаб, подняться на другой уровень, постараться увидеть шахматную партию целиком, а не с точки зрения белых или черных. Возможно, попытаться осмыслить глобальные геополитические процессы. Это сложно и требует не только знаний, но и умения видеть свои состояния и работать с ними.

Сильные чувства мешают нам ясно мыслить. Это касается и радостных чувств: после поздравлений и букетов задачки решаются с трудом. И когда нас захлестывает страх и тревога, нам тоже нелегко думать. Однако это необходимо, если мы намерены понимать, что и почему происходит с нами.

Например, мы читаем заметку в интернете или видим репортаж – и они пробуждают в нас сильный эмоциональный отклик…

Шаг 1. Понять, что происходит: «Я испытываю сильные чувства».

Шаг 2. Прийти в себя, несколько раз глубоко вздохнуть.

Шаг 3. Начать анализировать, «как это сделано» – какие выразительные средства (слова, образы, приемы) автор использовал, чтобы вызвать у нас эти чувства.

Шаг 4. Предположить, какую цель преследует этот материал (репортаж, публикация) и зачем нужно было вызывать у зрителя или читателя эти чувства.

Шаг 5. Увидеть более ясно всю картину в целом: не только конкретное сообщение, но и его автора и его цели.

В общих чертах стратегия такова: успокоиться, начать обращать внимание на эмоциональный контекст и задать себе вопрос «зачем?» – зачем это написано, зачем я это читаю и к чему все это приводит.

1. Грегори Бейтсон (Gregory Bateson) – ученый, разработчик теории коммуникаций, автор теории «двойного послания» (double bind).

Раз в месяц в редакции Psychologies за овальным столом собирается несколько психологов, писателей, деятелей культуры. Каждый из них рассказывает, что его волнует или интересует на сегодняшний день. Выбирается одна общая тема – и каждый из гостей пишет небольшой текст. В результате мы получаем объемную картину – несколько мнений по одному вопросу. Тема нашего последнего «Овального стола» – «Некритическое отношение к информации».

Способность критически мыслить была важны во все времена, в XXI веке без неё просто не обойтись. Впервые в истории человечества возникает опасность, что мы способны уничтожить всё живое на нашей планете. Решения, которые мы принимаем как частные лица, и как члены общества отразятся на будущих поколениях народов всего земного шара. Кроме того, приходится принимать решения по целому ряду важных вопросов имеющих локальный или частный характер. Поскольку каждому гражданину требуется принимать огромное количество важных решений, представляется естественным, чтобы общество побеспокоилось о том, каким образом эти решения принимаются.

Необходимо обучать школьников мыслить продуктивно. Зачастую учащиеся лишаются самого важного компонента образования - обучения способности мыслить.

В процессе мышления нужен последовательный переход от одного звена, в цепи рассуждений, к другому. Порой из-за этого не удаётся мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего шага. В связи с этим необходимо быть очень внимательным после какого-либо умозаключения всякого рассуждения, тем более, что ученик имеет предрасположенность вести длинную цепь рассуждений.

Критическое мышление позволяет осуществить выбор между несколькими гипотезами и тем самым определяет дальнейшее направление мысли школьника.

Критическое мышление диктует вопросы, которые способствуют определению рационального выбора.

В контексте психологии мышления критичность обычно трактуется как одно из свойств ума и определяется как осознанный контроль, за ходом интеллектуальной деятельности человека. Приведём высказывания ряда ведущих советских психологов.

Б.М. Теплов определял критичность как «умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке».

С.Л. Рубинштейн считал, что проверка, критика, контроль характеризуют мышление как сознательный процесс.

А.А. Смирнов связывал самостоятельность ума с его критичностью, то есть с умением не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, а строго и правильно оценивать их, видеть их сильные и слабые стороны, вскрывать, то ценное, что в них имеется, и те ошибки, которые допущены в них. Он также подчёркивал, что критичность является необходимой предпосылкой творческой деятельности.

Б.В. Зейгарник указывает, что критичность состоит в умении обдуманно действовать, сличать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с ожидаемыми результатами.

Совершенно иное отношение к критичности содержится в эмпирических исследованиях зарубежных психологов. В работах А.Осборна и У. Гордона для повышения творческого и интеллектуального потенциала учащихся рекомендуются мероприятия, снижающие критичность. Снижение критичности может осуществляться двумя путями: прямой инструкцией (“быть свободным, творческим, оригинальным, подавить критичность к себе и своим идеям, не бояться критики окружающих”) и созданием благоприятных внешних условий, снижающих критичность опосредованно - сочувствие, поддержка, ободрение и одобрение партнёров, преодоление “боязни выглядеть глупым” (А.Осборн).

Критичность как деятельность оценочного анализа по отношению к себе и своим гипотезам является необходимой и полезной на стадии рассуждения может быть противопоказана во время работы воображения, при выдвижении новых идей и постановке новых целей. [ 18 ]

Оценка влияния критичности на развитие умений требует содержательного подхода. Необходимо описывать и анализировать то содержание, по отношению к которому субъект проявляет критичность. На процессе постановки новых оригинальных целей благотворно сказывается снижение критичности субъекта к себе, к оценке своей личности и способствует успешности целеполагания. Желательным оказывается также усиление критического отношения к внешнему миру и другим людям.

Развитие критичности ведёт к формированию у человека критического мышления. Хотя специалисты по психологии и смежным с ней наукам предложили несколько определений термина «критическое мышление», все эти определения довольно близки по смыслу, вот одно из самых простых передающее суть идеи: критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, т.е. такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом, думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. [ 5 ]

Другие определения дополнительно указывают, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают решение конкретной мыслительной задачи.

Слово критическое, используемое в определении, предполагает оценочный компонент. Иногда это слово употребляется для передачи отрицательного отношения к чему-либо. Но оценка и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов - насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые были учтены при принятии решения.

Критическое мышление иногда называют ещё и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата. Существуют виды мыслительной деятельности, которые не предполагают преследования определённой цели, такие виды мышления не относятся к категории критического мышления. Например, при решении сложной математической задачи, выполняя некоторое промежуточное действие, например, действие умножение, мышление ориентировано на определённую цель, а именно решение задачи, поэтому практически выполнение действия умножения не предполагает сознательной оценки совершаемых действий. Это один из примеров ненаправленного, или автоматического мышления.

Критическое мышление подразумевает обязательное присутствие этапа проверки и оценки предположений перед ответом на поставленный вопрос с точки зрения их достоверности и значимости, в противовес оперированию готовыми фразами, подсказанными память, без участия их творческой переработки.

Формирование критичности мышления, на уроках математики, можно сочетать с использованием математических софизмов.

Определение

В узком смысле критическое мышление означает «корректную оценку утверждений». Также характеризуется как «мышление о мышлении» . Одно из распространённых определений - «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать» . Более подробное определение - «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия» .

Она дополнительно указывает, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи .

Состав

Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации , анализу , выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику , а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления. :40

Литература

  • Elliott C., Turnbull S. .- Routledge, 2005.- 210с.- ISBN 0415329175 ; ISBN 978-0415329170
  • Халперн Д. Психология критического мышления .- СПб.: Питер, 2000.- 512c. ISBN 5-314-00122-5 , ISBN 9785314001226
  • Турчин В. Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции . - Изд. 2-е - М.: Словарное издательство ЭТС. - 2000. - 368 с.
  • Король С. А. К классификации особенностей критичности мышления . Вопросы психологии , 1981, №4, стр. 108-112
  • Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» // Молодой ученый. - 2009. - №11. - С. 170-174.
  • Бутенко А.В., Ходос Е.А. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
  • Критическое мышление: библиография

Примечания

См. также

Внешние источники

  • «Foundation for Critical Thinking» - Фонд за критическое мышление, Калифорния, США , переводы материалов по критическому мышлению на сайте Е. Н. Волкова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Критическое мышление" в других словарях:

    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - рациональное, рефлексивное мышление, направленное на решение того, чему следует верить или какое действие следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенности (склонности) … Профессиональное образование. Словарь

    критическое мышление - kritinis mąstymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Savarankiško protavimo būdas, kai siekiama tiksliai, argumentuotai, atsižvelgiant į ankstesnę patirtį ir esamas sąlygas rasti naują objektyvią tiesą. Jo pradininku laikomas XVIII a.… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    Критическое мышление - мышление, направленное на выявление недостатков в суждениях других людей. Критичность мышления качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - См. мышление, критическое …

    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость… … Педагогический словарь

    МЫШЛЕНИЕ, КРИТИЧЕСКОЕ - Когнитивная стратегия, состоящая в значительной степени из непрерывной проверки и испытания возможных решений относительно того, как выполнять определенную работу. Критическое мышление часто противопоставляется творческому мышлению (см.… … Толковый словарь по психологии

    МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; формирование критического мышления –… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Мышление критическое - (греч. kritike искусство разбирать, судить) когнитивная стратегия, которая в значительной степени состоит из непрерывной проверки и испытания адекватности возможных решений относительно того, как выполнять определённую работу. Сосредоточено на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Психический материал развития - Психическим материалом знаний являются образы объектов или действий. Психическим материалом развития являются психические операции. Эти операции осуществляются в психических процессах. Поэтому психическое развитие учащихся предполагает… … Энциклопедия педагогических технологий

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Волков. Евгений Новомирович Волков … Википедия

Книги

  • Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды , Левитин Дэниел. О книге Доступное и богатое на примеры руководство по критическому мышлению, актуальное как никогда раньше. Это книга о том, как распознавать проблемы с помощью тех фактов, которые вам…