Колея газ 66. Что представляет собой лебедка

5 / 5 ( 1 vote )

ГАЗ-66, или как еще называют модель «болотная шишига», является популярным советским грузовым автомобилем с кабиной, установленной над силовым агрегатом. Колесная формула машины следующая: 4х4, а грузоподъемность составляет 2 000 килограмм. Данное транспортное средство считается самым массовым двухосным грузовиком с полным приводом. Весь .

История автомобиля

Вершину своей популярности автомобиль приобрел с 1960-1980 года. Самые первые модели представили в 1962-м. Настоящий грузовой внедорожник позиционировался в роли модернизированного варианта 1.2-тонного ГАЗ-62, который уже нуждался в замене. Интересно, что ГАЗ-66 смог вытеснить и другое транспортное средство, которое выпуска Горьковский автозавод – , выпуск которого был завершен в 1968-м.

Серийное производство 66-й модели было начато в 1964-м году. Уже в 1968 автомобиль получил функцию регулирования давления в шинах. В это время нашего героя наградили главным призом на выставке современной технике, проходившей в Москве. Авто экспортировали почти во все страны социалистического строя. Модель пользовалась немалой популярностью в народном хозяйстве и советской армии.

Чуть позже 2-осный грузовик был принят на вооружение российской армии. Массовое производстве 66-х Газонов было прекращено в 1995-м. Сменила машину другая модель Горьковского автомобильного завода . Окончательный выпуск грузовика был прекращен в середине 1999. В общей сложности было произведено 965 000 экземпляров ГАЗ 66.

Интересно, что грузовой автомобиль признали и в Европе, удостоив его награды «золотом» в Лейпциге. Спустя пару лет машина приобрела национальный Знак качества.

Грузовая машина создавалась на платформе ГАЗ-62 и ГАЗ-63. Основанием для образования «Шишиги» стали военные, так как они отмечали малую площадь грузовой части у Газона 63. Кроме этого, силовая установка должна была размещаться под кабиной, что позволяло бы уменьшить габариты машины. Подобные советы были учтены и использованы в новеньком 66-м Газоне.

С такой компоновкой вес обладает почти равномерным распределением веса по колесам при небольших габаритах машины. Обслуживать силовой агрегат можно, если откинуть кабину. Существенно удалось повысить проходимость грузовика. Многих интересует вопрос: почему автомобиль называют «Шишига»? Существует два варианта названия ГАЗ 66.

Первая версия: пара цифр (66) созвучны «шесть-шесть» «шишига». Вторая версия относит нас к русскому народному фольклору, где «Шишигой» именуют существо из семейства кикимор – голое, горбатое и невысокое существо женского пола, обитающее в камышах, небольших речках и возле водоемов. В действительность данные места являются родными для нового грузовика ГАЗ 66.

Грузовой внедорожник ГАЗ-66 – маневренная, неприхотливая и мощная машина, поэтому ее часть применяли в сельском хозяйстве. Кроме этого, автомобиль часто использовали геологи при открытии месторождений руд и полезных ископаемых.

Первая модель машины была произведена 53 года назад и являлась эволюцией автомобиля ГАЗ-63, который выходил на конвейерную сборку за 4 года до этого. Те, кто говорят о сугубо армейском предназначении «шишиги», понятное дело, неправы. В создании новой машины участвовали на самом деле великие люди, имена которых вписаны золотыми буквами в историю завода и всего автопрома СССР.

Среди конструкторов можно выделить Александра Просвирина, Олега Образцова и Ростислава Заворотного. Проектом над созданием новой силовой установки для ГАЗ-66 занимался Павел Сыркин. Триумфом новой машины стал подготовленный в 1967-м супер-автопробег по сложному маршруту Горький – Владивосток – Горький. Львиная доля дороги пролегала по Уралу, Сибири, Забайкальскому краю и Дальнему Востоку, где преобладало лютое бездорожье.

И новые автомобили смогли смело справиться с поставленной на них суровой задачей. Данный грузовой внедорожник использовали десантные войска: при падении с парашютом, машина приземляется на все 4 колеса и не заваливается. Однако в 1980 года автомобиль не применялся в Афганистане.

Причиной тому служила опасность при подрыве на мине. Из-за ограниченного внутреннего объема кабины и ее расположения непосредственно над колесами, было принято решение отказаться от ГАЗ-66 во время боевых действий в Афганистане.

Кузов и кабина

В кузов ГАЗ-66 входит металлическая платформа, высокие решетчатые борта и скамейки откидного типа. Задний борт открывается, тент натягивается на 5 дугах. Цельнометаллическая кабина обладает двумя унифицированными сидениями – для управляющего машиной и пассажира, которые разделены верхним кожухом силового агрегата.

Чтобы водитель во время длительной поездки мог отдохнуть, конструкторы предусмотрели в кабине спальное место подвесного типа. Если сказать по-простому, то это брезентовый гамак на 4-х крючках. Обстановку в кабине ГАЗ-66 можно назвать очень брутальной и спартанской – везде один металл, нет никаких лишних элементов или деталей.

Однако если сравнивать уровень комфорта с его предшественником, ГАЗ-63, то новая кабина стала более удобной. Теперь она имеет эффективную вентиляцию и отопление, устройства обдува и обмыва лобового стекла. Высота дорожного просвета составляет внушительные 315 миллиметров. Наибольшая углубленность преодолеваемого брода – 8 метров.

Чтобы осмотреть и провести ремонт силовой установки, кабину можно без труда откинуть на шарнирах вперед. Между водительским креслом и креслом пассажира разработчики поместили несъемный кожух, который прикрывает мотор, в результате чего изогнутый рычаг КПП установлен справа-сзади от водителя.

Управлять механической коробкой передач из-за этого очень неудобно, поэтому понадобиться какое-то время для привыкания. Зимой в кабине было достаточно жарко. Из-за сильного нагрева капота, его тепло передавалось салону. Сама кабина расположена высоко, что улучшает качество обзора для такой безкапотной грузовой машины.

Однако, исходя из отзывов владельцев, всегда работать на такой высоте нелегко. Кабина получилась очень маленькой, в связи с этим при передвижении по плохой дороге есть большая вероятность получить травмы от ударов о внутренние элементы кабины ГАЗ-66.

Технические характеристики

Силовой агрегат

Объем силовой установки составлял 4 254 кубических сантиметров. Такой «движок» функционирует на бензине марки АИ-76 и АИ-80. Грузовой внедорожник ГАЗ-66 имеет мощный 120-сильный мотор. В роли мотора выступал V-образный 8-цилиндровый 4-тактный карбюраторный «движок» ЗМЗ-66, имеющий жидкостное охлаждение.

Сам силовой агрегат весит 262 килограмма. Тип карбюратора: К-126 (до конца 1980-х) или К-135 (все оставшиеся годы выпуска). По паспорту мотор потребляет 20-25 литров бензина на 100 км. Силовая установка ГАЗ-66 оказалась и короче, и компактнее по габаритам, чем версия у ГАЗ-63. Мотор имеет предпусковой подогреватель ПЖБ-12.

Существует и небольшое количество автомобилей «шишига», которые комплектовались мотором ЗМЗ-513.10. Он представляет собой модернизированную версию «движка» ЗМЗ-66-06 с тем же объемом и мощностью в 125 лошадиные силы. Также были версии с дизельной силовой установкой ГАЗ-544, который оснащен 85 «лошадьми» и 235 Нм вращающих усилий. Предусматривался и турбированный дизельный вариант ГАЗ-5441, имеющий уже 116 лошадиные силы.

Такие версии грузовика обладали индексом ГАЗ-66-41. Производитель уведомляет о максимальном скоростном режиме 90 километров в час. Однако можно самому убрать ограничитель оборотов, что позволит разгоняться до 110-120 км/ч. Но данный автомобиль не нуждается в езде на высокой скорости. Его главный козырь – плохая дорога.

Машина ГАЗ-66 может увезти груз, весом до 2-х тонн даже на сложной местности без повреждений.

Трансмиссия

Разработчики оснастили «шишигу» механической, четырехступенчатой коробкой переключения передач, которая получила синхронизаторы на третьей и четвертой скоростях. «Раздатка» обладает двумя передачами, с понижающей и отключаемыми передними колесами. Включить прямую передачу в раздаточной коробке не означает отключить передний мост.

Он включается отдельной рукояткой и может функционировать при любой передаче в раздаточной коробке. Сцепление получило однодисковое устройство и также обладает гидравлическим приводом. Что касается ведущих мостов отечественного грузовика, они гипоидного типа.

Конструкцию хвостового моста Газона оснастили картером, сборным редуктором и двумя полуосями. Редуктор разместили в картере. Он гарантирует оптимальные обороты, передаваемые от карданной передачи на полуоси и повышает крутящие усилия на колесах. В редукторе «шишиги» есть ведущая и ведомая шестерня главной передач, а также сборной дифференциал и подшипники.

Задний мост, вместе с передним, обладают одинаковым редуктором. Задний мост получил цельную балку моста. Главная передача одинарная, гипоидная, полуоси полностью разгруженные.

Ходовая часть

Впереди и сзади стоят продольные полуэллиптические рессоры, которые имеют гидравлические телескопические амортизаторы 2-сторонего действия. Вследствие применения одинарных рессор на задних колесах и самоблокирующихся дифференциалов в главных скоростях, данный автомобиль не разрешается перегружать.

Таким большим автомобилем управлять не так сложно с помощью рулевого устройства, дополненного гидравлическим усилителем рулевого колеса. Тормозная система обладает барабанными механизмами и гидравлической структурой, а также имеет вакуумный усилитель. Данное устройство не позволяет выключиться двигателю во время движения по спуску.

Стоимость

Выпуск полноприводного грузовика ГАЗ-66 был завершен в 1999 году. Но приобрести данное транспортное средство можно и сегодня. Очень часто встречаются именно «шишиги», которые сняли с консервации вооруженные силы России. Модификации машины, имеющие КУНГи, можно приобрести от 400 000 до 600 000 руб.

Бортовые варианты отечественного грузовика оцениваются от 250 000 р. Конечно, можно найти отдельные экземпляры от 70 000 рублей, но стоит понимать в каком состоянии они будут находиться. Также ценник будет изменяться в зависимости от технического состояния и уровня модификации.

Тюнинг

Полноприводная машина ГАЗ-66 специально разрабатывали для применения в условиях бездорожья, поэтому она имеет высокую проходимость. Невзирая на это, автомобиль обладает довольно большим количеством заводских недочетов, да и уровень комфорта у грузового внедорожника очень низкий. Поэтому «шишигу» часто подвергают тюнингу.

Внешний тюнинг

Не трудно догадаться, что очень мало кузовов отечественной машины смогли сохранить свою первозданную внешность. Немало автомобилей нуждаются в сварочных или покрасочных работах. Покрасить свой автомобиль в «родную» краску не все хозяева хотят, поэтому зачастую водители используют яркие и необычные цветовые решения, отличающиеся от большинства.

В наше время очень модно перекрашивать машины в камуфляжный цвет. Если кузов приведен в порядок, необходимо обратить внимание на обработку антикоррозийными материалами. Обвес на грузовик устанавливают не так часто, да и он не сильно необходим. Из обвеса чаще всего владельцы ГАЗ-66 применяют дуги и кенгурятники, а на версии с кунгом на крышу устанавливают прочный и массивный багажник.

Родной бампер грузового вездехода довольно мощный, а вот от установки лебедки отказываться не стоит. Можно подумать об улучшении внешнего освещения. Штатное освещение довольно тусклое и его явно не хватает для ясной картины на дороге или в лесу, поэтому стоит смонтировать вспомогательное освещение. Сегодня модно использовать светодиодное наполнение.

И такой вариант очень хорошо подойдет для тюнинга ГАЗ-66, так как светодиоды экономичные и не перегружают электрическую цепь машины. Более того, светодиодное наполнение надежное и обладает большим сроком службы, а подобные фары выделяются довольно прочной конструкцией. Дополнительное освещение можно установить не только впереди, но и в задней части авто.

Благодаря добавочному заднему освещению можно без труда развернуться даже на плохой дороге в темном месте. Чтобы повысить проходимость и придать более серьезного внешнего вида, можно прибегнуть к установке колес большего диаметра, что также позволит приподнять клиренс. Лучшим вариантом внешнего тюнинга ГАЗ-66 является покупка и установка арочных шин. Это тоже позволит повысить проходимость.

Тюнинг салона

Родную кабину «Газончика» нельзя назвать приспособленной для удобного перемещения, ведь транспортное средство больше рассматривали в роли армейского вездехода. Поэтому весь труд конструкторского состава направлялся на повышение технической части автомобиля. Поскольку силовой агрегат с КПП расположен почти внутри кабины (лишь заводской чехол закрывает мотор), то в салоне вездехода достаточно шумно.

Некоторые стараются понизить шумность, прибегая к шумоизоляционным материалам. С помощью хорошей шумоизоляции удастся еще закрыть все щели, что поможет снизить попадание пыли вовнутрь, а также понизит уровень шума. К шумопоглощающим материалам относят:

  • Вибропласт;
  • Сплен;
  • Визомат.

Внутри Газона установлены некомфортные кресла, поэтому долго на них находиться очень неприятно и неудобно. Некоторые решают сделать тюнинг ГАЗ-66 путем установки сидений от легковых современных машин. Понятное дело, что придется переделывать крепления кресел, однако комфорт в данном случае стоит на первом месте. Эстетическая часть в данном случае не так важна, а вот комфорт и удобство явно важны.

Есть умельцы, которые перетягивают потолок, используют хороший дорогой материал, устанавливают приятные и стильные чехлы на кресла, а также монтируют подсветку приборной панели дополнительным освещением. Опять-таки практично и ярко выглядит светодиодное наполнение.

Тюнинг кузова

Если бортовой машины 66-го Газона нечего улучшать, то для армейского фургона типа КУНГ есть очень много возможностей. В последнее время ГАЗ-66 чаще всего приобретается охотниками и рыболовами, а также любителями автомобильного туризма. Получается, что внутри КУНГа можно не просто ночевать, но и жить.

Некоторые владельцы отечественного грузовика устанавливают диваны для отдыха, столики для приготовления и принятия еды, автономного отопления Webasto для более теплого пребывания в зимнее время. Улучшить интерьер кузова позволит также установка мультимедийной системы и дополнительного освещения.

Улучшить интерьер кузова можно на любой вкус, лишь бы хватило средств. Есть умельцы, которые устанавливают буржуйку, другие возят дизельные или бензиновые генераторы. Чтобы было легче попадать вовнутрь или на багажник, смонтированный на крыше, советуется установить удобные лестницы.

Тюнинг двигателя

Насколько бы не были замечательные данные у нашего Газона, отечественный мотор уже серьезно устарел и подходит разве что для внедорожья. Но мощности ему явно не хватает, а «топливный аппетит» очень хороший. Чаще всего заводскую силовую установку заменяют на дизельный Д-245, который выпускает моторный завод Минска.

Также есть 4.5-литровый вариант ISUZU. Если нет необходимых навыков, можно воспользоваться услугами многих предприятий, которые устанавливают дизельные версии ММЗ. Есть компании, которые демонтируют прошлый двигатель, устанавливают новый и предоставляют даже свою гарантию.

Тюнинг коробки передач

Не все в восторге от заводской трансмиссии Газона. Если владелец решил поменять мотор, то многие советуют заменить и коробку переключения передач. Часто выбор падает на вариант от другой грузовой машины . Данный вид коробки обладает пятью скоростями и позволяет чувствовать себя более динамично.

Специалисты советуют, что если устанавливается новый иностранный мотор (к примеру, ISUZU), то важно приобрести и поставить коробку передач той же компании-производителя. В подобном случае силовые агрегаты будут полностью совместимы и отпадет потребность в подгонке КПП под «движок».

Сравнение с конкурентами

Тяжело назвать прямых конкурентов ГАЗ-66, так как машина оригинальная и необычная. Среди аналогичных моделей можно выделить , ГАЗ-63 и ГАЗ-3308. Но все равно именно 66-ая модель имеет свои отдельные преимущества, позволяющие ей быть востребованной даже сегодня. Небольшие габариты, отличная проходимость, практичность и богатое применение – это лишь некоторые достоинства внедорожного грузовика.

Работа над созданием полноприводного грузовика ГАЗ -66, который должен был заменить выпускавшийся на Горьковском автозаводе 2-х тонный ГАЗ-66, началась в начале 60 –х годов.

На начальном этапе разработки конструкторскую группу возглавлял Р.Заворотный, позже ведущим конструктором был назначен О.Образцов. Координировал работу по созданиию автомобиля А.Д.Просвирин. При проектировании автомобиля широко использовался опыт созданного в 1958 году грузовика ГАЗ-62 с расположением кабины над силовым агрегатом.

Автомобиль выделялся на фоне существующих моделей многими нестандартными решениями. На ГАЗ -66 впервые в СССР устанавливался 8 – и цилиндровый V – образный двигатель. Расположение водительской кабины над силовым агрегатом позволило добиться увеличения площади грузовой платформы при сохранении минимальной длины автомобиля.

Вертикальное размещение за кабиной запасного колеса позволило опустить основание грузовой платформы. Другими особенностями конструкции грузовика были гипоидная передача, тормозная система с гидровакуумным усилителем, гидроусилитель руля, цельнометаллическая конструкция грузовой платформы, омыватели ветрового стекла.

Опытная партия грузовиков появилась к ноябрю 1963 года, а с 1 июля 1964 года с конвейера ГАЗа начали сходить серийные автомобили. ГАЗ-66 –автомобиль – долгожитель, сходивший с конвейера завода в разных модификациях 35 лет. Он неоднократно отмечался различными медалями и наградами на автомобильных выставках. Среди его наград – Золотая медаль Лейпцигской ярмарки 1967 года, золотая медаль московской сельскохозяйственной выставки 1966 года. В 1969 году, первым из советских автомобилей, он удостоился права носить на борту Государственный знак качества.

Конструкция ГАЗ-66

ГАЗ – 66 имеет рамную конструкцию. Высокая проходимость автомобиля обеспечивается за счет полноприводной конструкции, коротких свесов и односкатных шин. С 1968 года на грузовике применяется система централизованного регулирования давления в шинах. Цельнометаллический кузов оснащен решетчатыми бортами и откидывающимся задним бортом. Вдоль бортов установлены откидные скамейки, предусмотрена возможность установки тентового покрытия на пяти дугах.

Габариты ГАЗ-66

Цельнометаллическая двухместная кабина установлена над силовым агрегатом, оснащена отопительной системой и омывателем ветрового стекла. При необходимости, в кабине можно установить подвесное спальное место. Доступ к двигателю осуществляется посредством откидывания кабины вперед. Большая часть грузовиков укомплектована 8-цилиндровым бензиновым V –образным двигателем ЗМЗ -66. Для запуска двигателя при отрицательных температурах применяется предпусковой подогреватель ПЖБ -12.

ГАЗ -66 оснащен четырехступенчатой коробкой передач с синхронизацией на 3 и 4 передачах, однодисковым сцеплением с гидроприводом, двухступенчатой раздаточной коробкой, одинарной гипоидной главной передачей.

Отключаемый передний мост комплектуется шаровыми шарнирами равных угловых скоростей. Колеса на рессорной зависимой подвеске оснащаются гидравлическими амортизаторами. Для повышения удобства управления автомобилем рулевой механизм снабжается гидроусилителем.

Рабочая тормозная система автомобиля – барабанная, с гидроприводом и вакуумным усилителем. Стояночный тормоз –барабанный на все колеса, трансмиссионный. Некоторые модификации грузовиков оснащались лебедкой с приводом от силового агрегата.

Модификации и военное применение

ГАЗ-66 –универсальный грузовик, предназначенный для перевозки грузов и людей по всем видам дорожных покрытий, а также по бездорожью. Благодаря удачной конструкции, на основе базовой модели было создано множество модификаций, как универсальных, так и специализированных.

Так, автомобиль применяется на аэродромах для буксировки легких летательных аппаратов. В качестве тягача он используется и на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Широкое применение автомобиль нашел в воздушно – десантных войсках благодаря сбалансированности центра тяжести и компактности. Одинаковая нагрузка на переднюю и заднюю ось позволяют ему при десантировании опускаться на все колеса без завала кабины вперед.

В 80 –е годы конструкция автомобиля подверглась частичной модернизации. Мощность двигателя была увеличена, подверглась изменениям тормозная система, была установлена новая светотехника. Обновленная модель грузовика начала выпускаться с 1985 года. С 1993 года на некоторых модификациях начали устанавливать дизельный двигатель. Серийное производство автомобилей ГАЗ-66 полностью завершилось в 1999 году, однако, отдельные партии грузовиков ГАЗ-66 дизель, продолжали выпускать по специальным заказам и позже.

Всего за годы производства с конвейера завода сошло около миллиона экземпляров автомобилей этой модели. В настоящее время вместо ГАЗ -66, завод освоил выпуск капотных грузовиков «Садко».

Основные модификации

ГАЗ-66-01 Базовая модель, годы производства 1964-1984
ГАЗ-66-02 Грузовик, оснащенный лебедкой, производился с 1964 по 1984.
ГАЗ-66-03 Модификация, оснащенная помехозащищенным электрооборудованием, без системы централизованного регулирования давления в шинах, годы производства 1964-1968.
ГАЗ-66-04 Грузовик, оснащенный дополнительным помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984.
ГАЗ-66-05 Модификации грузовика оснащенного лебедкой и помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984.
ГАЗ-66-11 Модернизированный автомобиль с новым двигателем ЗМЗ 6606 (120л.с.) и новой светотехникой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-12 Модернизированный вариант автомобиля с лебедкой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-14 Модернизированный автомобиль с помехозащищенным электрооборудованием, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-15 Специальная модификация автомобиля с помехозащищенным электрооборудованием и лебедкой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-16 Грузовик с деревянной платформой с двускатными задними шинами без системы регулирования давления в шинах и дополнительного бензобака, выпуск освоен в 1993 г.
ГАЗ-66-21 Грузовик с удлиненной деревянной платформой с усиленной рамой,мостами и подвеской, выпуск освоен в 1993 г.
ГАЗ-66-30 Специальная платформа–шасси для самосвала САЗ 3531
ГАЗ-66-40 Версия автомобиля с турбодизельным двигателем, годы производства 1993 -1999.
ГАЗ-66-41 Автомобиль с дизельным двигателем ГАЗ 544, с двускатными шинами. На грузовике отсутствует система централизованной регулировки давления шин и дополнительный бензобак, годы производства 1993 -1999.
ГАЗ-66-81 Экспортный вариант автомобиля для стран с умеренным климатом.
ГАЗ-66-91 Экспортный вариант автомобиля для стран с тропическим климатом.
ГАЗ-66-92 Автомобиль в северной компоновке, с дополнительной изоляцией и обогревателем, двойными стеклами, противотуманными фарами, аккумулятором увеличенной емкости. Выпуск освоен с 1987г.
ГАЗ-66-96 Платформа–шасси для вахтовых автобусов.
ГАЗ-66Б Десантный автомобиль оснащенный специальным десантным оборудованием и брезентовым верхом.
ГАЗ-66П Опытная модель легкого седельного тягача.
ГАЗ-33 Опытная модель трехосного грузовика.

Технические характеристики ГАЗ-66

История создания

Работа над созданием полноприводного грузовика ГАЗ -66 , который должен был заменить выпускавшийся на Горьковском автозаводе 2-х тонный ГАЗ-66 , началась в начале 60 -х годов.

На начальном этапе разработки конструкторскую группу возглавлял Р.Заворотный, позже ведущим конструктором был назначен О.Образцов. Координировал работу по созданиию автомобиля А.Д.Просвирин. При проектировании автомобиля широко использовался опыт созданного в 1958 году грузовика ГАЗ-62 с расположением кабины над силовым агрегатом.

ГАЗ-62 ставший основой для разработки следующей модели

Автомобиль выделялся на фоне существующих моделей многими нестандартными решениями. На ГАЗ -66 впервые в СССР устанавливался 8 - и цилиндровый V - образный двигатель. Расположение водительской кабины над силовым агрегатом позволило добиться увеличения площади грузовой платформы при сохранении минимальной длины автомобиля .

Вертикальное размещение за кабиной запасного колеса позволило опустить основание грузовой платформы. Другими особенностями конструкции грузовика были гипоидная передача, тормозная система с гидровакуумным усилителем, гидроусилитель руля, цельнометаллическая конструкция грузовой платформы, омыватели ветрового стекла.

Серийное производстово ГАЗ-66 началось в 1964 году

Опытная партия грузовиков появилась к ноябрю 1963 года, а с 1 июля 1964 года с конвейера ГАЗа начали сходить серийные автомобили. ГАЗ-66 -автомобиль - долгожитель, сходивший с конвейера завода в разных модификациях 35 лет. Он неоднократно отмечался различными медалями и наградами на автомобильных выставках. Среди его наград - Золотая медаль Лейпцигской ярмарки 1967 года, золотая медаль московской сельскохозяйственной выставки 1966 года. В 1969 году, первым из советских автомобилей, он удостоился права носить на борту Государственный знак качества.

Конструкция ГАЗ-66

ГАЗ - 66 имеет рамную конструкцию. Высокая проходимость автомобиля обеспечивается за счет полноприводной конструкции, коротких свесов и односкатных шин. С 1968 года на грузовике применяется система централизованного регулирования давления в шинах. Цельнометаллический кузов оснащен решетчатыми бортами и откидывающимся задним бортом. Вдоль бортов установлены откидные скамейки, предусмотрена возможность установки тентового покрытия на пяти дугах.

Грузовой автомобиль повышенной проходимости Газ 66 ещё со времён СССР отлично себя зарекомендовал в самых разных сферах использования: военной, сельского хозяйства, транспортировки в труднодоступные участки горных, лесных массивов и пр. В своё время по части преодоления препятствий и сложных участков рельефа местности с грузовиком модели 66 мало кто мог потягаться из аналогичных автомобилей отечественного производства. Нужно сказать конструктор ГАЗ 66 (в просторечье «Шишиги») - А. Д. Просвирнин потрудился на славу. Начало серийного выпуска автомобиля относится к 1964 году. Массовое производство машины продолжалось до 1995 года (отдельных модификаций - до 1999).

Кузов ГАЗ 66

Длина кузова автомобиля составляет 5805 мм, ширина - 2322 мм, высота - 2520 мм, что, впрочем, довольно компактно; колёсная база - 3300 мм. У передних колёс ширина колеи - 1800 мм, задних - 1750 мм, то есть даже на обычной просеке автомобиль не должен выйти за пределы колеи, не говоря уже о грунтовых дорогах. В снаряжённом состоянии масса машины 3640 кг, полная же - 5970 кг. Нагрузка на переднюю ось - 2715 кг, на заднюю - 3055 кг. Автомобиль обеспечивает грузоподъёмность в 2 тонны на любом, даже самом сложном рельефе местности.

Кабина Газ 66 расположена над двигателем. Конечно, это улучшает обзорность такого бескапотного варианта, в том числе, и из-за высоты расположения. Но постоянно «брать» эту высоту, садясь в машину и выходя из неё - удовольствие, по отзывам многих, сомнительное. Кроме того, немало автовладельцев считает размер кабины маленьким: во время езды в тяжёлых дорожных условиях или на бездорожье велик риск получения травмы о твёрдые поверхности и о края кабины изнутри. Также отмечено, что на территориях военных конфликтов машина представляла повышенную опасность при подрыве на мине для находящихся в кабине, которая расположена прямо над колёсами. Другим минусом такого расположения становится затруднение доступа в моторный отсек. Однако выигрыш приходится на более компактные размеры автомобиля и равномерное распределение веса на обе оси.

Газ 66 кабина

Двигатель на автомобиль устанавливался 8-цилиндровый карбюраторный, объёмом 4250 см3, рассчитанный на бензин марок АИ-76 и АИ-80. Максимальную мощность он развивает в 115 лошадиных сил при 3500 оборотах в минуту, чего вполне хватает владельцам даже в тяжёлых условиях эксплуатации. На ГАЗ 66 дизель устанавливался редко (обычно это двигатель Д-245 или Д-243). Максимальная достигаемая скорость - 90 км/час. Между тем, некоторые отмечают, что при самостоятельном снятии ограничителя становится возможным разгоняться и до 110-120 км/час, но двигатель в этом случае работает на износ, и его ресурс существенно сокращается.

Стоит отметить, что для Газ 66 технические характеристики разрабатывались именно с учётом использования в сложной местности. Коробка переключения передач - механическая, на 4 ступени, с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах. Можно использовать понижающий делитель для преодоления особо крутых склонов или для движения с прицепом, что с успехом находит применение у автовладельцев. Есть возможность отключения переднего моста для экономии топлива на ровных дорогах с хорошим покрытием.

Штатно на Шишигу установлены 2 топливных бака по 105 литров, что даёт суммарный запас хода более 800 км из расчёта заявленного расхода 21-24 литра на 100 км в зависимости от скорости движения. Но в реальных условиях, как знают все автомобилисты, эти цифры будут отличаться, причём не в лучшую сторону.

Газ 66 двигатель

Технические характеристики Газ 66

Завод - изготовитель: Горьковский автомобильный завод

Марка: Газ 66

Начало выпуска: 1964

Колесная формула: 4 х 4

Масса перевозимого груза, кг: 2 000

Полная масса прицепа, кг: 2 000

Масса снаряженного автомобиля, кг: 3 470

Полная масса, кг: 5 800

Габаритные размеры, мм: 5 805 х 2 322 х 2 400

Двигатель: ЗМЗ-66

Количество и расположение цилиндров: 8 V-образное

Рабочий объем, л: 4,25

Мощность при 2600 мин-1,кВт(л.с.): (120)

Крутящий момент при 1800 мин-1, Н·м(кгс·м): 29

Топливо: бензин АИ-76

Сцепление: однодисковое, сухое

Коробка передач: четырехступенчатая с синхронизаторами 3-4 передачи

Тормозные системы

Рабочая: барабанные на все колеса с гидроприводом игидровакуумным усилителем

Стояночная: барабанная на трансмиссию с мех. приводом

Подвеска

Передняя: на 2-х продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, телескпич. 2-х стороннего действия

Задняя: то же

Шины: 12.00 х 20

Кабина: двухместная,металлическая, откидывающаяся

Платформа: металлическая, задний откидной борт

Внутренние размеры, мм: 3 313*2 050*890

Погрузочная высота, мм: 1 110

Лебедка: механическая с приводом от КОМ

Глубина преодолеваемого брода, м: 0,8

Максимальная скорость, км/ч: 95

Расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км: 24

Шины ГАЗ 66 размер имеет 12,00-18. Наличие такой специальной резины делает автомобиль более приспособленным для использования на горных дорогах или вовсе на бездорожье. Эти удачно спроектированные шины позволяют автомобилю успешно преодолевать грязь, снег, рыхлые и каменистые поверхности. Однако при развороте машине нужна окружность радиусом минимум 19 метров. Некоторыми водителями отмечено, что развернуться, скажем, на небольшой лесной поляне с первого раза не получается, но эта проблема не существенная.

Управляемость

Повышенная проходимость машины становится возможной благодаря приводу на обе оси и использованию на обоих мостах самоблокирующихся дифференциалов. Владельцы высоко отзываются о достаточно большом дорожном просвете в 315 мм, позволяющим преодолевать препятствия даже в виде небольших водоёмов, глубина которых, кстати, может намного превышать сам клиренс. Очень помогает автолюбителям система регулировки давления в шинах: в грузовике установлен компрессор с приводом от двигателя для подкачки шин. Также положительно сказывается оснащение двигателя предпусковым подогревателем.

Поскольку в машине установлена гидравлическая раздельная тормозная система с вакуумным усилителем, двигаться с выключенным двигателем накатом не получится, к сожалению многих водителей. Но наличие гидравлического усилителя рулевого управления позволяет пользователям легче справляться с поворотами на трудных дорогах.

Газ 66 с лебедкой

Важный положительный момент данного автомобиля : центр тяжести расположен сбалансированно и нагрузки на переднюю и заднюю оси практически выровнены. Вследствие этого машина способна приземляться сразу на все четыре колеса без завала кабины при прыжках с небольших препятствий-трамплинов, что делает особенно популярным ГАЗ 66 военный при использовании в десантных войсках.

Модификации Газ 66

ГАЗ-66-01 Базовая модель, годы производства 1964-1984
ГАЗ-66-02 Грузовик, оснащенный лебедкой, производился с 1964 по 1984.
ГАЗ-66-03 Модификация, оснащенная помехозащищенным электрооборудованием, без системы централизованного регулирования давления в шинах, годы производства 1964-1968.
ГАЗ-66-04 Грузовик, оснащенный дополнительным помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984.
ГАЗ-66-05 Модификации грузовика оснащенного лебедкой и помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984.
ГАЗ-66-11 Модернизированный автомобиль с новым двигателем ЗМЗ 6606 (120л.с.) и новой светотехникой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-12 Модернизированный вариант автомобиля с лебедкой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-14 Модернизированный автомобиль с помехозащищенным электрооборудованием, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-15 Специальная модификация автомобиля с помехозащищенным электрооборудованием и лебедкой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-16 Грузовик с деревянной платформой с двускатными задними шинами без системы регулирования давления в шинах и дополнительного бензобака, выпуск освоен в 1993 г.
ГАЗ-66-21 Грузовик с удлиненной деревянной платформой с усиленной рамой,мостами и подвеской, выпуск освоен в 1993 г.
ГАЗ-66-30 Специальная платформа-шасси для самосвала САЗ 3531
ГАЗ-66-40 Версия автомобиля с турбодизельным двигателем, годы производства 1993 -1999.
ГАЗ-66-41 Автомобиль с дизельным двигателем ГАЗ 544, с двускатными шинами. На грузовике отсутствует система централизованной регулировки давления шин и дополнительный бензобак, годы производства 1993 -1999.
ГАЗ-66-81 Экспортный вариант автомобиля для стран с умеренным климатом.
ГАЗ-66-91 Экспортный вариант автомобиля для стран с тропическим климатом.
ГАЗ-66-92 Автомобиль в северной компоновке, с дополнительной изоляцией и обогревателем, двойными стеклами, противотуманными фарами, аккумулятором увеличенной емкости. Выпуск освоен с 1987г.
ГАЗ-66-96 Платформа-шасси для вахтовых автобусов.
ГАЗ-66Б Десантный автомобиль оснащенный специальным десантным оборудованием и брезентовым верхом.
ГАЗ-66П Опытная модель легкого седельного тягача.
ГАЗ-33 Опытная модель трехосного грузовика.


ГАЗ-66 начали производить еще в СССР. Особенно популярен он был в 1960–1990-х годах. Его использовали в хозяйственных работах и Советской армии. Часто на нем ездили геологи на раскопках руд и поисках полезных ископаемых. На машине возили буровые установки, аппаратуру, тяжелые приборы и т. д. Технические характеристики ГАЗ-66 позволяют перевозить автомобилю около 2 т по пересеченной местности.

Области применения ГАЗ-66

Хорошая проходимость и легкая конструкция позволяют автомобилю справляться с бездорожьем. Эта машина не имеет конкурентов из-за своей отличной сбалансированности центра тяжести, что позволяет распределять нагрузку между передними и задними осями грузовика. Именно благодаря этим техническим характеристикам ГАЗ-66 использовался в десантных войсках – при парашютных прыжках автомобиль ровно приземлялся на все колеса и не заваливался.

Основные технические характеристики

Все технические характеристики ГАЗ-66 направлены на одну цель - прохождение по сложной местности. Основные параметры приведены в следующей таблице:

Параметр Значение
Длина 5,8 м
Ширина 2,3 м
Высота кабины 2,5 м
Грузоподъемность 2 т
Длина 5,8 м
Ширина 2,3 м
Клиренс 315–870 мм
Радиус поворота 9,5 м
Мощность 120 л. с.
Макс. скорость 90 км/ч
Топливный бак 210 л
Трансмиссия Механическая, с 4 передачами
Максимальный крутящий момент 284,4 Нм
Глубина преодолеваемого брода 0,8 м

Схема грузовика ГаЗ 66

Характеристики двигателя

В ГАЗ-66 устанавливается четырехтактный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель на бензине с водяным охлаждением. Изготовлен на Заволжском моторном заводе. Его рабочий объем составляет 4,25 л. Масса – 262 кг. Использует бензин АИ-76 и АИ-80. При снятии ограничителя может разгоняться до 120 км/ч, но мотор от этого сильно изнашивается. Расход топлива – 20–25 л бензина на 100 км. У двигателя имеется предпусковой подогреватель, а также привод компрессора, позволяющий подкачивать шины.

В 90-е годы выпускались грузовики ГАЗ 66 с дизельным двигателем.

Технические параметры коробки передач

К основным техническим характеристикам механической трансмиссии относится то, что она имеет четыре передачи. В состав коробки передач входят – главная скорость, сцепление с гидроприводом и «раздатка» с двумя передачами. Синхронизация на третьей и четвертой позволяет передвигаться по бездорожью.

Для упрощения движения по склонам или с прицепом можно использовать понижающий делитель. Если же у дороги хорошее покрытие, то передний мост можно отключить с целью экономии бензина. Помимо синхронизаторов, вести автомобиль облегчает гидравлический усилитель, встроенный в рулевое управление.

Трансмиссия располагается справа и сзади («раздатка») от водительского кресла, что доставляет неудобства для начинающих.

Раздаточная коробка усиливала крутящий момент, распределяя его между управляемыми мостами. Именно с ее помощью можно было включить или отключить ведущий мост спереди.

С 1980–1990 гг. применяется раздельная гидравлическая тормозная система. Сам механизм является барабанным с двухконтурным гидроприводом (с осевым разделением) и гидроусилителем, позволяющим справляться со сложными поворотами. Стояночный тормоз является трансмиссионным и барабанным с механическим приводом. Он действует на весь грузовик только в случае включенного переднего моста. Это связано с его установкой на приводе заднего моста. При таком устройстве тормозной системы двигаться накатом, выключив мотор, невозможно.

Особенность устройства кабины грузовика ГАЗ-66

Автомобиль ГАЗ-66 имеет цельнометаллическую кабину с двумя сидениями (водительское и пассажирское). Между ними расположен верхний несъемный кожух двигателя. Имеется подвесной гамак для сна водителя при долгих переездах/командировках. Есть также и вентиляционное и отопительное оборудование, обдув и обмыв переднего стекла. Это выгодно отличает ГАЗ-66 от предшествующих моделей и существенно повышает комфорт во время работы водителя.

У грузовика имеется одна особенная характеристика – капот подвержен сильному нагреву, и часть тепла передается внутрь. В зимнее время – это удобно, но вот летом может доставлять дискомфорт. Наклон водительского кресла и его длина регулируются. У пассажирского кресла нет таких достоинств. Появились специальные места для ремней безопасности, которых не было у предыдущих моделей машины. Для осмотра и возможного ремонта мотора кабина откидывается вперед при помощи шарниров.

Она расположена достаточно высоко, благодаря чему открывается хороший обзор. С другой стороны, водители утверждают, что работать на такой высоте достаточно тяжело, особенно длительное время. Сидеть на водительском и пассажирском креслах тесно, что повышает риск получения травм при тряске на дороге. При участии в военных действиях, можно было пострадать от подрыва на мине. Это связано с тем, что кабина находится ровно над передними колесами. Попасть в моторный отсек тоже достаточно затруднительно.

Кузов представляет собой большую металлическую платформу. По длине располагаются скамейки для пассажиров. У кузова откидывается задний борт, снимаются решетки по бокам и крепления для дуг. Чтобы в кузов не попадала дорожная пыль и осадки, можно натянуть тент.

Автомобиль укомплектован разнообразными техническими дополнениями – сварочный аппарат, лебедка и т. д.

Выводы

Автомобиль отмечен множеством наград в России и за ее пределами за грузовые и внедорожные характеристики. Этот грузовик является достаточно неповоротливой машиной, в которой сложно переносить долгие поездки. Техническое управление может показаться неудобным из-за тесного размещения. Но все эти недостатки можно простить за выровненное распределение нагрузок между осями машины и удивительную проходимость по бездорожью – от болот до горных снегов. На данный момент автомобиль снят с производства, но приобрести его на рынке б/у по выгодной цене все еще можно.

ГАЗ-66 - 2-тонная грузовая полноприводная машина по схеме 4х4 высокой проходимости, предназначенная для нужд армии и народного хозяйства. Автомобиль серийно производился в Советском Союзе с 1964 г. Последний 965941-й экземпляр вышел 1 июля 1999 г.

Основное назначение — перевозка людей и грузов, буксировка прицепов в разных дорожных условиях при температуре воздуха от -40 до +50 °С.

В народе техника имела название «Шишига» или «Шишка» по номеру 66. Благодаря отличным эксплуатационным показателям и большому количеству модификаций на Международных выставках в 1966-1967 гг. она отмечена золотыми медалями, решением Государственной аттестационной комиссии присвоен Государственный знак качества.

Конструкционные особенности и характеристики

Особенности конструкции автомобиля:

  • равномерное распределение нагрузки на передний и задний мост;
  • балансировка центра тяжести;
  • расположение кабины над силовым агрегатом.


Кабина — 2-местная металлическая, откидывается вперед на шарнирах, что облегчает доступ к двигателю.

Рама — штампованная, клепаная. Давление в пневматических шинах зависит от дороги, регулируется в пределах 50-280 кПа. Колеса имеют разъемный обод и распорное кольцо размером 203CV-457, схождение — 2-5 мм. Для подкачки колес крепится компрессор с приводом от мотора.

Подвески расположены на 4 продольных полуэллиптических рессорах. На обоих мостах имеются телескопические гидроамортизаторы 2-стороннего действия. Коробка отбора мощности (КОМ) включает 2 передачи — для намотки и размотки 50-метрового троса лебедки массой 120 кг.

Для автомобиля ГАЗ-66 технические характеристики (ТТХ) следующие:

  1. Грузоподъемность — 2 т.
  2. База — 3300 мм.
  3. Клиренс — 315 мм.
  4. Тормозной путь — 25 м.
  5. Скорость езды — 90 км/ч.
  6. Погрузочная высота — 1110 мм.

Двигатель

Базовый двигатель на ГАЗ-66 — V-образный 8-цилиндровый 4-тактный карбюраторный бензиновый ЗМЗ-66-06 с верхним расположением клапанов. Мощность достигала 120 л. с. при 3200 об./мин, рабочий объем — 4,25 л, крутящий момент — 29 кгс*м. Смазочная система работала комбинированно — под давлением и разбрызгиванием. Расход бензина доходил до 35 л.


В 1991 г. мотор модернизировали и установили версию ЗМЗ-153.10 с увеличенной до 125 л. с. тягой. Топлива на 100 км пути стало тратиться меньше, около 25 л при езде на трассе. Контрольный расход топлива на 100 км пути при замере в летнее время для обкатанного грузовика составлял 20 л.

Установка дизельного двигателя ГАЗ-544 в 1992 г. объемом 4,15 л и мощностью 85 л. с., а также ГАЗ-5441 с турбонаддувом на 116 л. с. и крутящим моментом 296 Нм в 1995 г. существенно повлияли на экономию горючего. В последних версиях ГАЗ-66 расход топлива был сокращен до 17 л.

Трансмиссия

Коробка переключения передач (КПП) ГАЗ — 3-ходовая, механическая, с 4 режимами для движения вперед и 1 — назад. В раздатке предусмотрена понижающая передача.


Включение трансмиссии осуществляется движением муфты синхронизатора, шестерни 1 передачи и заднего хода и их зацеплением. Переключение в коробке передач происходит качающимся рычагом.

Передний мост машины отключается, для поворота предусмотрены шарниры.

Редуктор приводит в движение полуоси, которые расположены на заднем мосту. Дифференциалы — самоблокирующиеся.

Масса заднего моста — 270 кг. Передний мост с тормозами и ступицами имеет вес 350 кг.

Рулевое управление

Рулевое управление ГАЗ состоит из глобоидального червяка и 3-гребневого ролика. Верх вала руля с нижней частью, а также колонка с кабиной соединены шарнирно. Привод включает рулевые тяги с шаровыми шарнирами. Поперечная тяга для навинчивания наконечников содержит резьбу.


Они влияют на длину тяги и регулируют схождение передних колес. К продольной тяге крепится клапан гидроусилителя руля (ГУР), который уменьшает поворотное усилие переднего моста, понижает ударные рулевые нагрузки.

Электрическое оборудование

Электрооборудование выполнено по 1-проводной схеме. Отрицательные клеммы источников и потребителей энергии соединяются с корпусом грузовика. Номинальное напряжение сети — 12 В.


На машину устанавливается стартерный аккумулятор емкостью 75 Ач. Генератор переменного тока с вмонтированным выпрямителем током отдачи 85 А работает с регулятором. С помощью реле регулятора поддерживается напряжение 13,5-14,8 В.

Система зажигания — батарейная, контактно-транзисторная. Свечи подобраны по тепловым характеристикам и имеют резьбу М14х1,25 с длиной 12 мм.

Цветная схема электрооборудования содержит цифровые указания элементов и обозначения электропроводки. Обслуживание выполняется строго по электросхеме. Подключение дополнительных потребителей запрещается.

Сколько весит и какие габариты авто

Габаритные размеры кузова:

  • длина — 5805 мм;
  • ширина — 2322 мм;
  • высота по кабине — 2440 мм.

Размеры рамы:

  • длина — 3313 мм;
  • ширина — 2050 мм;
  • высота бортов — 890 мм.


Весовые параметры:

  • полная масса машины без оснастки — 5800 кг;
  • вес с лебедкой — 5970 мм;
  • вес платформы — 446 кг;
  • масса прицепа — 2000 кг.

Заправочные емкости:

  • объем топливного бака — 210 л;
  • система охлаждения мотора — 23 л;
  • система смазки — 8 л;
  • бензиновый бачок пускового подогревателя — 2 л;
  • бачок омывателя ветрового стекла — 1,5 л.

Модификации и самоделки на базе автомобиля

После модернизации ГАЗ-66 модификации со специализированными кузовами получили широкое распространение в народном хозяйстве. Особенно выделяются такие машины, как:

  • ассенизатор АНМ-53;
  • пожарные установки АЦ-20, 30;
  • санитарный эвакуатор АС-66;
  • автоперевязочная АП-2;
  • маслозаправщик МЗ-66;
  • изотерм-фургон ГАЗ-2766.


Многие умельцы способны переделать технику, используя шасси военной машины. Например, на отечественных дорогах можно встретить внедорожник, переделанный под «Джип».

Самосвал

Представителем техники является ГАЗ-САЗ-3511 — полноприводный самосвал на базе модификации 6631 с КОМ, двойными шинами заднего моста и дизельным мотором с высоким ресурсом, до 150 тыс. км. Централизованный механизм для подкачки шин отсутствует. Самосвальным кузовом объемом 5 м³ выполняется разгрузка сыпучих строительных и сельскохозяйственных материалов в 3 стороны. С помощью установки дополнительных бортов вместительность увеличивается в 2 раза. Механизм подъема — гидравлический.

В качестве КУНГа выступает каркасно-металлический шаблонный кузов-фургон закрытого типа, изготовленный из стальных швеллеров и уголков. С внешних сторон конструкция обшита листами из алюминия, внутри заделана фанерой, обработанной лаковым материалом.

Внутренние составляющие КУНГа:

  • отопительно-вентиляционная система;
  • фильтро-вентиляционная установка;
  • осветительные приборы;
  • бытовое оборудование;
  • спальные места.


Образцом модели с герметичным фургоном является модификация 6611.

Пожарный

Всего насчитывается 9 версий пожарных машин на шасси 66-й модели. Самая распространенная — автоцистерна АЦ-30 на базе 6601. В комплектацию специализированного оборудования входят:

  • цистерна для воды, покрытая эпоксидной эмалью, емкостью 1500 л;
  • пожарный насос ПН-40 с коллектором и пеносмесителем;
  • рукава диаметром 51 и 66 мм;
  • ствол;
  • лестница.


Пожарно-техническое вооружение служит для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ как в городской местности, так и в условиях бездорожья.

Буровая установка

Буровая установка УГБ-50 на базе 66-го грузовика предназначена для горизонтального бурения гидрогеологических скважин с целью изучения грунта, поиска месторождений полезных ископаемых, водозабора. Геологоразведка осуществляется отбором керна ударно-канатным способом. Глубина сверления шнеком достигает 100 м.

Манипулятор

Кузов манипулятора представляет собой металлическую платформу с высокими боковыми бортами и открывающимся задним. Спереди в верхней части шасси монтируется крано-манипуляторная установка, которая служит для перемещения, подъема и перевозки грузов.


Оптимальным вариантом для ГАЗ является японское оборудование Tadano-Z290 с минимальным вылетом 3-секционной стрелы 2,95 м, радиусом 8 м. Механизм способен поднимать груз весом до 4 т.

Инструкция по эксплуатации и ремонту

В процессе использования автомобиля необходимо придерживаться правил техники безопасности, своевременно устранять обнаруженные поломки, производить замену расходных материалов и технических жидкостей. Все операции по обслуживанию и уходу описаны в инструкции по эксплуатации и ремонту грузовой машины.


Поддержка работоспособности приводит к увеличению срока службы транспортного средства, надежной и безопасной езде.

Техобслуживание и текущий ремонт ГАЗ-66 сводятся к проверке рабочего состояния, регулировке деталей, диагностике систем.

Чтобы отремонтировать грузовик, обращаются в специализированные мастерские или выполняют технические работы самостоятельно, согласно руководству по ремонту.

Как прокачать тормоза

При долгой эксплуатации машины происходит износ фрикционных накладок тормозов. При этом увеличивается зазор между ними и барабанами, что приводит к плохой работе педали во время торможения, постоянному и сильному выжиманию сцепления. Для устранения проблемы производят прокачку тормозной системы. Текущая регулировка тормозов направлена на восстановление зазора.


Прокачивать тормоза на ГАЗ нужно так:

  1. Сначала необходимо отсоединить эксцентриковый болт промежуточного рычага от толкательного устройства.
  2. Снять главный тормозной цилиндр.
  3. Развести колодки.
  4. Проверить все положения педали.
  5. Установить до упора толкатель.
  6. Собрать детали в обратной последовательности.

Как отрегулировать клапана

Последовательность регулировки клапанов:

  1. Снять крышку коромысла.
  2. Вывернуть свечу первого цилиндра.
  3. Установить поршень в верхнюю мертвую точку (ВТМ).
  4. Провернуть коленвал до совпадения указателя на картере сцепления с шариком маховика.
  5. Проверить зазор щупом. Он должен быть 0,25-0,3 мм на холодном моторе. При необходимости отрегулировать вращением регулировочного винта.
  6. Установить детали в обратном порядке.

Как выставить зажигание

Алгоритм действий по установке зажигания:

  1. Выворачивают свечу первого цилиндра.
  2. Закрывают пальцем отверстие для свечи и проворачивают коленвал до момента выхода сжатого воздуха.
  3. Снимают крышку люка на картерном сцеплении и наблюдают за метками, нанесенными на маховике мотора.
  4. Проворачивают коленвал до совпадения указателя на картере сцепления с шариком, зачеканенным в маховик.
  5. Устанавливают привод распределителя.
  6. Проверяют и регулируют зазор в прерывателе.
  7. Вставляют распределительный механизм в отверстие привода и закрепляют винтом.
  8. Присоединяют провода высокого и низкого напряжения от катушки зажигания и высокого напряжения от свечей в порядке 1-5-4-2-6-3-7-8.
  9. Устанавливают момент зажигания.

Как прокачать сцепление

Правильное сцепление заключается в установке свободного хода наружного конца вилки выключения, равного 4-5 мм.


Регулируется ход сцепления следующим образом:

  1. Открепляется оттяжная пружина.
  2. Измеряется ход. Если он меньше установленного параметра, контргайку ослабляют и настраивают вращением толкателя.
  3. Надевают пружину.

Шум при работе, стук при резком изменении частоты вращения, трудное переключение передач или самовыключение прямой передачи могут быть связаны с неполадками в трансмиссии. В этих случаях выполняют ремонт раздаточной коробки и карданной передачи.

Как настроить карбюратор

Настройка карбюратора — это регулировка основных его параметров, проверка уровня топлива в поплавковой камере и герметичности поплавка и топливного клапана.

Настройку основных параметров необходимо осуществлять так:

  1. Отрегулировать момент включения экономайзера.
  2. Проверить герметичность клапана.
  3. Проверить производительность ускорительного насоса.
  4. Рассчитать пропускную способность жиклеров специальными приборами.

Как уменьшить расход топлива

Если включить передний мост грузовика на бензиновом двигателе, можно уменьшить расход горючего до 10%. Шестерня понижающей передачи жестко соединена с промежуточным валом. На шлицах крепится передвижная шестерня включения переднего моста. При перемещении ее в обратную сторону мост включается. Маховики ведущего вала при движении вперед контактируют с элементами промежуточного вала, тем самым приводя в действие понижающую передачу.

Сколько стоит базовая модель и ее модификации

Базовые модели грузовой машины можно купить по цене 150-400 тыс. руб. в зависимости от года выпуска, пробега и способов хранения. Стоимость модификации без дополнительной оснастки в рабочем состоянии — 130 тыс. руб. Автомобиль ГАЗ-66-15 с помехозащищенным электрооборудованием и лебедкой на вторичном рынке предлагают за 300 тыс. руб. Популярностью пользуются фургоны-КУНГи. Они стоят около 400 тыс. руб.