Как жил пророк мухаммад. Краткая биография пророка мухаммада

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) родился в 570 году по христианскому календарю в Мекке (современная Саудовская Аравия). Его отец Абдулла был пра праправнуком Кусайа – основателя Мекки, и принадлежал к Хашимитскому роду племени Курайш. Мать Мухаммада – Амина – являлась потомком брата Кусайа. Однажды, возвращаясь с караваном из Сирии и Палестины, Абдулла остановился, чтобы навестить родственников на одном из оазисов севернее Мекки. Там он заболел и умер за несколько месяцев до рождения сына.

По обычаю, курайшиты отправляли своих детей в пустыню кормилице, где, среди бедуинов, они и проводили первые годы своей жизни. В этом обычае заключалась не только забота о здоровье ребенка, но и возвращение к корням, возможность ощутить свободу в бескрайних просторах пустыни. Пророка Мухаммада забрала кормилица Халима. В семье бедуинов он прожил 4-5 лет: привыкал к жизни в пустыне, присматривал за овцами, как только научился ходить.

Мухаммаду было около шести, когда они с матерью отправились в Ясриб, где погиб отец. Там Амину постигла болезнь. Она скончалась по пути домой. Теперь опекуном Мухаммада стал его дед Абдуль Муталиб – глава Хашимитского клана. Через два года, когда Мухаммаду было 8, умер и он. Главенство перешло к дяде пророка Абу Талибу, он и стал его новым опекуном. Мухаммаду исполнилось девять лет, когда дядя, собрав караван, отправился в Сирию, и взял племянника с собой, чтобы обучить его искусству торговли.

Мухаммад преуспел в торговом ремесле. Среди богатых людей Мекки была дважды овдовевшая Хадиджа. Прознав о славной репутации Мухаммада, которого часто называли Аль-Амин (надежный), она наняла его, чтобы тот сопроводил ее караван в Сирию. Впечатленная способностями Мухаммада и его очарованием, она отправляет к нему сватов. На тот момент Мухаммаду было двадцать пять лет, Хадидже – сорок. После свадьбы она подарила мужу молодого раба по имени Зейд, которому Мухаммад даровал свободу. Когда родственники Зейда пришли заплатить выкуп, он настолько полюбил Мухаммада, что предпочел остаться со своим благодетелем. Хадиджа родила Мухаммаду шестерых детей, включая сына по имени Касим, который умер, не прожив и двух лет.

Мухаммад стал состоятельным человеком, почитаемым членом общины. Его щедрость и здравомыслие вызывали восхищение людей. Казалось, его ждет безоблачное будущее: он добьется процветания своего клана, станет одним из наиболее влиятельных старейшин города, и умрет, возможно, как и его дед, в тени Каабы, размышляя о прожитых годах. Но ему суждено было совсем другое.

Ханифы

Мекканцы были потомками Авраама через его старшего сына Исмаила, их храм – Кааба – был возведен Авраамом для поклонения Единому Богу. Кааба по-прежнему называлась Домом Бога, но объектом поклонения стали многочисленные идолы, божества, которых называли дочерями Бога и считали посредниками между людьми и Богом. Лишь немногие чувствовали отвращение к распространившемуся идолопоклонству, и старались придерживаться религии Авраама. Эти искатели правды известны как ханифы , что означает «отвернувшиеся от идолопоклонства». Они не объединялись в общества: каждый по отдельности пытался найти истину. Мухаммад, сын Абдуллы, был одним из них.

Он родился наполовину сиротой, ибо его отец Абдуллах умер, когда его мать была на втором месяце беременности.

Когда ему было шесть лет, умерла и его мать, Амина бинт Уахаб, оставив Мухаммада сиротой. Его опекуном стал Абдуль-Мутталиб, его дед по отцу, который имел особое положение и влияние в Мекке. Члены его племени Курайш относились к нему, как к достопочтенному шейху. А в те времена племя Курайш занимало господствующее положение среди всех других арабских племен.


Пророк Мухаммад стал предметом заботы, любви и привязанности своего деда, но все это длилось недолго, ибо его дед ушел из жизни, когда Мухаммаду было всего восемь лет. После смерти деда опекуном мальчика стал его дядя Абу Талиб.
Когда Мухаммаду исполнилось двенадцать лет, он вместе с дядей Абу Талибом отправился в торговое странствие в Билад аш-Шам (Сирия). Так Мухаммад впервые покинул свои родные места. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он снова отправился в Билад аш-Шам, на этот раз по делам госпожи Хадиджи бинт Хуайлид, богатой и благородной женщины. Услышав о том, что это человек надежный и честный, Хадиджа доверила ему свои деньги. По возвращении Мухаммада из Билад аш-Шама она предложила ему жениться на ней. На то время ему было двадцать пять лет, а ей сорок.
Еще до того, как Мухаммад в возрасте сорока лет стал пророком, его прозвали “достойный доверия”, ибо он был самым высоконравственным и самым достойным человеком в своей среде. Он славился такими чертами характера, как терпимость, скромность, справедливость, терпение, целомудрие, щедрость и храбрость.
Мухаммад был известен своей ненавистью к языческим идолам еще до начала своей пророческой миссии. Ненависть эта была столь велика, что Мухаммад никогда не присутствовал ни на одном из языческих ритуалов. К тому же пророк Мухаммад никогда в жизни не пил пьянящих напитков.
Эти черты характера присущи всем пророкам. Бог наделяет Своих пророков такими качествами, подготавливая их к принятию Своего Откровения. Ибо пророки всегда должны быть непогрешимы. Это означает, что они не совершают грехов ни до вступления на стезю пророчества, ни после этого.
Иудеи и христиане, жившие в те времена на Аравийском полуострове и в соседних землях, ожидали появления Последнего из пророков в этом мире, так как об этом гласили их Священные книги – Тора и Евангелие.


В 610 г. от Рождества Христова, когда пророку Мухаммаду исполнилось сорок лет, ему через архангела Гавриила (по-арабски Джибрииль) было ниспослано откровение от Бога. Гавриил принес ему первые пять стихов суры Аль-‘Аляк (“Сгусток”) Священного Корана1. Таким образом, Аллах назначил Мухаммада пророком.
С того дня Коран постепенно ниспосылался пророку Мухаммаду откровением на протяжении последующих двадцати трех лет. Каждое новое откровение Корана ниспосылалось Пророку Богом сообразно 1) обстоятельствам и событиям, требовавшим их правильного истолкования и разъяснения, а также 2) по мере необходимости конкретных практических наставлений и указаний2. Коран – это Слово Божье, ниспосланное пророку Мухаммаду через ангела Гавриила; в данном случае роль как пророка Мухаммада, так и Гавриила сводилась лишь к донесению его до людей. Гавриил произносил Коран пророку Мухаммаду, который затем заучивал его и доносил до людей. Пророк велел всем, кому было доверено, хранить текст Корана и записывать его, ибо сам он был неграмотен3. Стоит сказать и о том, что весь текст Корана был полностью записан и сохранен при жизни пророка Мухаммада.
До начала миссии Пророка Аравийский полуостров пребывал под властью невежества и тирании, ибо люди поклонялись идолам. Каждое племя имело своего собственного бога в виде идола, которому оно поклонялось. В то время полуостров населяли 360 племен, и, соответственно, существовало по меньшей мере 360 идолов.
Кроме того, более сильные обходились с более слабыми по принципу “разделяй и властвуй”, и поэтому войны разгорались по малейшему поводу. Это был период, когда процветали воровство и всевозможные грабежи, вплоть до грабительства караванов на больших торговых путях; ростовщичество, прелюбодеяние, пьянство, азартные игры, а также обычай захоронения заживо девочек-младенцев из-за того, что семья новорожденной боялась позора или нищеты. Положение женщины в обществе было сведено на нет. Так, женщина не имела права наследования недвижимого имущества своих близких родственников и, ко всему прочему, сама считалась вещью, переходящей по наследству, подобно предмету мебели, животному или домашней утвари.


Придя с пророческой миссией, Мухаммад введением Ислама возвестил начало новой эры. Он призвал людей поклоняться Единому Богу и соблюдать ряд новых принципов и норм повседневной жизни, неведомых людям того времени. Эти новые принципы и нормы поведения положили конец убийствам, грабежам, ростовщичеству, прелюбодеянию, азартным играм, пьянству, захоронениям заживо новорожденных девочек, пренебрежению правами женщин, а также всем остальным порокам, господствовавшим в доисламские времена.

Религия, которую проповедовал пророк Мухаммад, глубоко изменила нравственные устои в среде арабов, ибо она призывала поклоняться Единственному Богу, Аллаху, а также внушала людям такое понятие, как жизнь после смерти. Эта новая религия проповедовала равенство всех людей, целомудрие, добропорядочные родственные отношения, уважение прав соседа, благотворительность, а также отстаивала права женщин на наследование собственности и владение ею.
Большинство язычников Мекки были недовольны новым укладом общественной жизни, который проповедовал пророк Мухаммад, и начали борьбу с ним. Они подвергали его всевозможным преследованиям, причиняя ему глубокие телесные и душевные раны. Они стали обзывать его “лжецом”, “безумцем”, “колдуном” и “стихотворцем”. Прозвище “стихотворец” было призвано унизить его. Тем самым язычники стремились показать, что они не признают Коран Откровением, ниспосланным Мухаммаду свыше. И если до пророчества Мухаммада люди называли его “достойный доверия”, то впоследствии они наградили его множеством дурных и оскорбительных прозвищ.


Язычники также подвергали мукам последователей Пророка. И, в конце концов, Мухаммад и его последователи были изгнаны из родного города Мекки и вынуждены были переселиться в пустынную местность. Там они оставались в течение трех лет, испытывая острую нехватку пищи и воды, а также многие другие тяготы и страдания.
Но несмотря ни на что пророк Мухаммад продолжал проповедовать Ислам в Мекке в течение тринадцати лет. После этого Всемогущий Бог повелел ему переселиться в Медину. Это переселение из Мекки в Медину, называемое хиджра, считается точкой отсчета истории Ислама, оно устанавливает начало мусульманского календаря. Когда Пророк переселился в Медину, жители этого города оказали ему поддержку, и он основал там первое Исламское государство.
Медине пророк Мухаммад был правителем, судьей и военачальником. Эти обязанности дополняли важнейшую роль Мухаммада как пророка, посланника, отца своих детей и супруга своих жен. Этот момент наглядно доказывает основные различия между мусульманской и немусульманской культурами. Так, Ислам является всеобъемлющей религией, которая охватывает все аспекты жизнедеятельности людей. Поэтому мусульмане не верят в распространенную на Западе доктрину “разделения церкви и государства”.
Пророк Мухаммад осуществлял стратегическое руководство в деле защиты Медины, руководя войсками и военными действиями. Он сражался во многих битвах против язычников и других врагов Ислама – это двадцать семь военных походов и шестьдесят военных отрядов. Все эти военные действия предпринимались с целью остановить натиск врагов, а также обеспечить защиту Медины. Кроме того, эти битвы призваны были расчистить путь для распространения Ислама.
Прошло время, и люди поняли, что они сами вольны решать, избрать ли для себя Ислам в качестве нового образа жизни. Спустя некоторое время они убедились в истинности этой новой религии, и Ислам начал распространяться по всему Аравийскому полуострову. Пророк Мухаммад направил письма некоторым из монархов того времени, а также правителям соседних государств, призвав их принять Ислам, ведь Ислам – это религия без границ, т.е. для всех народов. Пророк Мухаммад отправил послания: Ираклию, византийскому императору; Аль-Мукаукасу, египетскому принцу; Асхаму ибн Аль-Абджару, негусу (правителю) Эфиопии; Хосрову, царю Персии; Аль-Мунзиру ибн Сауа, царю Бахрейна; Джифару и ‘Абду, обоим царям Омана; а также Хузе ибн Али, царю Аль-Ямама.

Пророк Мухаммад заключил договор о мире с народом Мекки сроком на десять лет. Но мекканцы нарушили этот договор и объединились с племенем Бакр, которое погубило многих членов племени Хузаа (это племя заключило союз с пророком Мухаммадом). Во главе десятитысячного войска Пророк выступил в поход за покорение Мекки. Мекканцы поняли всю тщетность сопротивления силам Пророка и сдались без боя.
Покорение Мекки считается у мусульман величайшим триумфом, поскольку она имеет статус священного города, куда люди совершают ежегодное паломничество. Мекка – это территория, где находится Кяаба, Запретный Дом Аллаха, возведенный пророками Авраамом и Исмаилем (мир им). Этот город имел также огромное политическое и торговое значение для всех арабских племен. Пророк Мухаммад сам был уроженцем Мекки, как и многие из его сподвижников. И именно здесь против Мухаммада ополчились все племена. Так Мекка стала стратегическим центром сопротивления Исламу. Именно поэтому ее покорение имело такое большое значение. Пророк прекрасно осознавал, что взятие Мекки есть лучший путь распространения Ислама среди арабов.


Пророк Мухаммад вошел в Мекку смиренно, полностью и всецело предавшись Богу, а не с высокомерным видом победителя, покорившего своих злейших врагов. Свидетельством смирения Мухаммада и его подчинения Богу было то, что, въезжая в Мекку, он преклонил голову так, что лоб его почти касался седла его верблюда. Кроме того, пророк Мухаммад простил всех жителей Мекки и велел своим воинам не трогать их имущество и богатство.
Благодаря тому, что Пророк повел себя осмотрительно и терпимо, все граждане Мекки обратились в Ислам. Что же касается окружавших Каабу идолов, они должны были быть разрушены все до единого.
Покорив Мекку, пророк Мухаммад вернулся в Медину, куда стеклись сотни людей, желавших обратиться в Ислам. Все арабские племена послали в Медину свои делегации на встречу с Пророком, который научит их Исламу. Все эти делегации обращались в Ислам, каждая – от имени своего племени. Этот год обрел известность как Год делегаций.
Пророк Мухаммад смог объединить все арабские племена на основе Ислама. Между этими племенами издавна царили взаимная вражда и презрение. Они постоянно сражались между собой, и никому за всю историю Аравийского полуострова еще не удавалось их объединить. Установив исламское государство, пророк Мухаммад объединил подавляющую часть населения Аравийского полуострова.
Перед смертью Пророк совершил паломничество в Мекку. Он обошел вокруг Каабы семь раз. Во время этого Последнего паломничества пророк Мухаммад выступил со своей знаменитой Прощальной речью. Вот часть из того, что он тогда сказал:
“…О люди, слушайте меня, я поясню вам, ибо, воистину, я не знаю, встречу ли я вас на этом месте спустя этот год.
О люди, воистину, как свят для вас этот месяц и день, как священен для вас этот город Мекка, точно так же должны быть для вас святы и священны жизнь и имущество каждого мусульманина, и так до того, как вы встретите Господа вашего. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
И тот, у кого есть доверенная кем-то вещь (амана), пусть вернет ее тому, кто ее доверил ему.


О люди, воистину, шайтан (сатана) утратил надежду на то, что ему будут поклоняться на вашей земле. Однако он довольствуется тем, что подчиняет вас во всех иных ваших деяниях, которыми вы пренебрегаете.
О люди, воистину, верующие есть братья, и разрешается человеку имущество брата его лишь только по его доброй воле. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
О люди, не обратитесь же после меня в неверных, убивая и угнетая друг друга. Ведь я, воистину, оставил средь вас то, придерживаясь которого вы никогда не заблудитесь, – Книгу Аллаха. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
О люди, Господь ваш один, и отец ваш один – все вы от Адама, а Адам из земли. Самый благородный из вас пред Аллахом – самый богобоязненный.
Нет превосходства у араба перед иноязычным, кроме как в богобоязненности. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
И пусть известит присутствующий из вас отсутствующего”.
В 633 г. н.э. пророк Мухаммад умер. Ему тогда было шестьдесят три года по лунному календарю или шестьдесят один год по солнечному календарю. Сразу же после его кончины Абу Бакр обратился к народу со словами: “Воистину, всякий, поклонявшийся Мухаммаду, знает, что Мухаммад мертв. Но всякий, поклоняющийся Аллаху, знает, что Аллах жив, что Он не умирает”. Затем он произнес следующие аяты из Священного Корана:
“Поистине, ты смертен (Мухаммад), как смертны и они”.
(Сура 39, аят 30)
“И Мухаммад – не больше чем посланник, ему предшествовали многие другие, и если он умрет или погублен будет, ужель вы обратитесь вспять? Отступники ни в чем не повредят Аллаху, но благодарным же сполна воздаст Аллах”.
(Сура 3, аят 144)
Тело Пророка было захоронено в его же доме, в комнате его жены ‘Аиши, то есть там же, где он умер. Ее комната расположена возле самой Мечети Пророка, которая сегодня расширилась настолько, что дом Пророка оказался внутри нее. Мечеть Пророка находится в Медине.
Сегодня эту Мечеть посещают миллионы мусульман. Посещать ее можно во время паломничества в Мекку или в другое время.
Не прошло и двух веков после смерти пророка Мухаммада, как мусульмане распространили его Послание. Ислам разошелся по миру до Китая на востоке и Испании на западе. Толчком для такого удивительно быстрого распространения мусульманской веры явились учения Ислама.
Сегодня в мире насчитывается более миллиарда мусульман4, большинство из которых проживает в 55-ти мусульманских странах Азии и Африки. Самой крупной мусульманской страной в настоящее время является Индонезия. Помимо этого, миллионы мусульман живут и в немусульманских странах: 120 миллионов – в Индии, более 100 миллионов – в Китае, около 20 миллионов – в России.


Итак, в настоящее время четырьмя странами с самым многочисленным мусульманским населением являются: Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Нигерия. Миллионы мусульман проживают также в таких немусульманских странах, как Филиппины, Бирма, Таиланд, бывшая Югославия и США.

© ООО «Садра», 2016

Вступление

Аравия, которую ещё называли «выжженной землёй», представляла из себя жаркие пустыни, бескрайние песчаные долины и холмы. Аравия – безводный край, край, где ничего не произрастало, кроме пустынной колючки, которую там называли «растительностью». Жилища арабов, если это можно было называть жилищами, больше походили на склепы, в которых существа под названием «люди», копошась, проводили свою скудную жизнь, питаясь финиками и затхлой водой.

Войны и междоусобицы были привычным явлением в общественной жизни того времени. Мекка представляла собой храм идолов. Ее жители были торговцами и ростовщиками, скупавшими человеческие души за дирхемы и динары.

Племенной образ жизни и скотоводство, сопряжённые с жестоким гнётом обездоленных, были неотъемлемой частью общественного строя Аравии. Духовный кризис, возникший в Аравии, был только частью того мирового духовного кризиса, одним из свидетельств которого было усиление гнёта, разрушившего спокойствие и социальный порядок в обществе.

Группа богачей и ростовщиков, занимавшаяся в Мекке торговлей, приобретала незаконными путями огромные состояния, эксплуатируя низшие слои общества. Ростовщичество и жёсткая эксплуатация способствовали лишь увеличению противоречий и усиливали духовное обнищание населения.

Арабские племена по причине своего невежества поклонялись явлениям природы или идолам. Кааба же была превращена в языческий храм1
«Нахдж аль-балага», Алламе Хои, том 2, стр. 173; «Тарих джамеи адйан», пер. Али Аскар Хикмат, стр. 479.

Неблагопристойные обычаи и сам уклад жизни уничтожали величие целой нации. Развращённость арабов до Исламского периода привела к ситуации, о которой в истории говорится: «Её плодами были нравственное разложение и преступность, пищей – мертвечина, лозунгом – страх, логикой – меч…»

Согласно своим обычаям, арабы признавали более достойными и предпочтительными в общении лишь тех, кто происходил из арабов, в ком текла арабская кровь. Иначе говоря, в эпоху первоначального невежества (джахилийа)2
Если вас интересует тема невежества современного мира, то прочтите персидский перевод книги «Джахилиййат аль-Карн аль-Ишрин», написанный Мухаммадом Кутбом.

Хорошо известный XX веку национализм был культом доисламской Аравии. Каждое племя гордилось тем, что обладает теми или иными качествами, считая это для себя отличительным критерием.

Набеги, грабежи, варварство, гнёт, агрессия, вероломство характеризовали приоритеты арабов того времени.

Убийство расценивалось ими как проявление истинной доблести и мужества!..

Дочь в семье означала позор, и нередко унизительная крайняя бедность вынуждала араба отказаться от ребёнка, убивая или же закапывая живьём в могилу невинное дитя. Когда же арабу-язычнику возвещали о рождении дочери, от негодования лицо его становилось чёрным. Отец уединялся и всё размышлял, как поступить с младенцем: принять на себя позор, оставив его, или же зарыть живьём в землю и «тем самым не запятнать своё достоинство, ибо порой наличие даже одной девочки в семье считалось предосудительным»3
Взято из Священного Корана, 16:58–59; 17:31. Также был использован Тафсир «Аль-Мизан», том 12, стр. 294.

Таким образом, исходя из вышесказанного, следует, что арабский народ проживал в глубокой трясине разврата и духовного упадка. Арабы превратились в свирепых людей и разбойников. Они, как и многие другие народы мира, следовали суевериям, выдуманным легендам, служившим основой их «религии».

Совершенно очевидно, что основательное преобразование подобного общества было необходимо. Но этим движением возрождения должен был руководить божественный человек, направляемый самим Всевышним, поскольку только в таком случае можно было избежать совершения ошибок и просчётов. На пути к достижению благоустройства общества такой человек не будет руководствоваться корыстолюбием. Уничтожая своих личных противников, он не будет преследовать свои интересы, делая это под видом «фильтрации» непокорных ему элементов. Напротив, такой человек будет пытаться изменить этих людей в лучшую сторону. Он будет идти по пути Аллаха и работать во благо народа. Ибо ясно одно: вождь, лишённый моральных и нравственных качеств, не в состоянии исправить общество и привести его к спасению. Это дано сделать исключительно божественным предводителям. Именно с помощью вдохновения свыше они способны глубоко и всесторонне преобразовать индивидуальные и социальные аспекты жизни человека.

А теперь настало время посмотреть на нового мирового предводителя, на его личность и изменения, которые он принёс с собой…

Рождение и детство его светлости Мухаммада (С)4
Сокращённая форма – да благословит его Аллах и род его.

Мекка была погружена в темноту и тяжёлое оцепенение ночи. Не было ни следов жизни, ни проявления какой-либо деятельности. Лишь высоко в небе луна медленно всходила из-за гор, проливая свой неяркий свет на простенькие домишки среди песков.

После полуночи упоительный ветерок охватил горячие земли Хиджаза, подготавливая их для недолгого отдыха. В то же время звёзды присоединились к этому бесхитростному торжеству ночи, придавая ему блеск, великолепие и скромное оживление. Они смотрели вниз и улыбались спящим жителям Мекки.

Едва забрезжил рассвет, как в том райском воздухе послышалось пение пробуждающихся рано утром птиц, будто изливающих свою душу.

Наступило утро, но до сих пор в городе царило неясное молчание. Все были погружены в сон, и лишь Амина не спала. Она ощутила боль, которую ждала… Понемногу боль усиливалась… Неожиданно она заметила в своей комнате несколько незнакомых и лучезарных женщин, от которых исходило благоухание. Роженица была поражена. Кто они? Как вошли в закрытые двери?!.5
«Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 325.

Прошло немного времени, и на свет появился дорогой сердцу Амины младенец. После долгих месяцев ожидания ранним утром семнадцатого рабби’аль-аввала её глаза осветились чудом – рождением ребёнка.

Все были рады появлению маленького Мухаммада (C). Но в то же время, как младенец озарил одинокую опочивальню Амины, рядом с ней не было её молодого супруга Абдуллы. Ибо так сложилась судьба, что, возвращаясь из поездки в Сирию, он умер в Медине и был похоронен там, покинув Амину навсегда6
«Камил ат-таварих», стр. 10; «Табакат», том 1, стр. 61; «Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 125.

Мухаммад (С) – необыкновенный младенец

Рождение Пророка Мухаммада (C) сопровождалось рядом необычных явлений, которые наблюдались в небе и на земле. В частности, они были обнаружены на Востоке, считавшемся в то время колыбелью цивилизации.

Поскольку этот младенец родился, чтобы спасти народы от разврата, духовного упадка и разложения и заложить новый фундамент во благо прогресса и процветания человечества, уже в момент появления на свет Мухаммада (C) в мире произошли события, побуждающие человека очнуться от сна невежества и забвения.

Исполненный величия дворец Ануширвана являлся в глазах людей символом вечного могущества и власти. Но в ту ночь замок содрогнулся, и четырнадцать зубцов его стены рухнули7
«Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 257.

Неожиданно погас огонь в зороастрийском храме Фарса, пламя которого горело вот уже тысячу лет…8
Там же, стр. 258–263.

Халима – кормилица Мухаммада (С)

В старину среди арабов был распространён обычай отдавать новорождённых детей на воспитание кормилице, проживающей в окрестностях города, поскольку ребёнок в этом случае не только растет на чистом и свежем воздухе пустыни, но также изучает лучший, подлинный арабский диалект, который можно было обнаружить только на пустынных просторах Аравии9
Сирее Халбие», том 1, стр. 99.

Итак, следуя этому старинному обычаю и ввиду того, что у Амины не было молока, Абд аль-Муталлиб, дед и поручитель Мухаммада (C), намеревается нанять для своего любимого внука (единственное напоминание о сыне Абдулле) почтенную и надёжную женщину, которая заботилась бы о нём. После предварительных поисков в качестве кормилицы он выбирает Халиму из племени Бани Са’д, которое славилось среди арабов своей доблестью и красноречием. Халима являлась одной из самых целомудренных и благородных женщин своего времени. Она вернулась с Мухаммадом (C) в родное племя и заботилась о нём, как о своём собственном ребёнке.

Надо заметить, что люди племени Бани Са’д долгое время переживали засуху. Засушливые пустынные просторы и лишённое влаги небо были причиной обострения их печального, бедственного положения. Но с того дня, как Мухаммад (C) пришёл в дом Халимы, благодать снизошла на неё: жизнь, протекавшая в нищете, теперь стала налаживаться, и бледные лица женщины и её детей приобрели свежесть, грудь Халимы, в которой было мало молока, наполнилась. Пастбища тех краёв, где обычно паслись стада овец и верблюдов, покрылись зеленью. А ведь до Мухаммада (C) это племя переживало тяжёлые времена!

В сравнении с другими детьми Мухаммад (C) рос быстрее, был проворнее всех в беге, а также хорошо говорил. Счастье и благополучие сопутствовали ему, что сразу понимали окружающие его люди. Харис, муж Халимы, даже сказал однажды ей: «Знаешь ли ты, что за благословенный ребёнок дан нам судьбой?..10
«Сира», Ибн Хишам, том 1, стр. 159.

Мухаммад (С) в водовороте событий

Когда Мухаммаду (C) исполнилось шесть лет, его мать Амина, забрав его с собой, покидает Мекку и направляется в Медину, дабы повидать родственников. Существует также версия, что она поехала посетить могилу своего супруга Абдуллы. Но ей не суждено было вернуться. Амина умерла на обратном пути и была погребена в местечке под названием Абва11
Там же, стр. 168.

Таким образом, Мухаммад (C) теряет своих родителей в возрасте, когда каждый ребёнок как никогда нуждается в отцовской любви и материнской ласке.

Образ Мухаммада (С)

Подобно тому, как рождение Пророка Ислама (С) и события, следующие за ним, были удивительными и говорили о его неординарной личности, речь и поведение его светлости в детстве отличали его от сверстников, так, что даже его дед Абд аль-Муталлиб оценил это и проявлял к нему глубочайшее уважение12
«Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 382, 402, 366.

Дядя Пророка, Абу Талиб говорил: «Я никогда не видел, чтобы Мухаммад лгал или совершал непристойные и необдуманные поступки, не слышал ни неуместного смеха, ни бесполезных разговоров. Большинство времени он проводил в одиночестве»13
Там же.

Мухаммаду (C) было семь лет, когда произошёл этот удивительный случай. Как-то иудеи приготовили украденную курицу и послали её Абу Талибу. Все отведали этого мяса, и только Мухаммад (C) не прикоснулся к нему. Когда остальные захотели узнать причину, он ответил: «Мясо было запретным, а Бог бережёт меня от всего запретного…»

В другой раз иудейские раввины взяли у соседей курицу, пообещав заплатить после. Но Пророк (C) по-прежнему не прикасался к мясу, говоря, что сомневается в дозволенности этой пищи.

Тогда иудеи подтвердили: «Этот ребёнок обладает большим превосходством»14
Там же, стр. 336.

Несколько случаев из детства и юношества

Детство Пророка Мухаммада (C), сопровождавшееся горечью сиротства, прошло под опекой его великодушного деда Адб аль-Муталлиба и ласкового дяди Абу Талиба. Словно эти годы, когда любая печаль терзала его тонкую душу, были необходимым условием для дальнейшего формирования великой личности Пророка (C). Сирота, которому суждено было стать Посланником и благодетелем, должен был с самого детства познать все горести и страдания; ему нужно было обладать твёрдостью и стойкостью, чтобы вынести нелёгкую ношу божественного послания. Несмотря на то, что будущий Пророк (C) был лишён доброты матери и нежной любви отца, он не был покинут. Абу Талиб, согласно завещанию своего брата, а также по настоятельной просьбе отца, Абд аль-Муталлиба, взял под свою заботу и защиту Мухаммада (C). Фактически племянник заменял Абу Талибу сына и был памятью о брате Абдулле и об отце Абд аль-Муталлибе. Абу Талиб был для Мухаммада (C) ласковым отцом, преданным дядей и сострадательным и отзывчивым опекуном. Дядя и племянник были настолько привязаны друг к другу, что казалось, их жизни сплелись между собой неразрывной нитью. Из-за большой привязанности Абу Талиб никогда не расставался с Мухаммадом (C) и даже водил его с собой на такие большие базары, как «Акказ», «Маджанна», «Зил Маджаз». Когда же Абу Талиб покинул Мекку для торговли в Сирии, то, неспособный выдержать разлуку, взял его с собой в дорогу. Сидя верхом на верблюде, Мухаммад (C) преодолевал долгий путь в Сирию…15
Сира», Ибн Хишам, том 1, стр. 180.

Встреча Мухаммада (С) с монахом Бахирой

В день, когда курайшитский караван приближался к городу Бусра16
Небольшой город в Сирии.

Некий монах по имени Бахира, ведущий отшельнический образ жизни, был у себя в келье. Вдруг он заметил вдали караван и облако, которое следовало за ним и защищало путников от палящих лучей солнца.

Бахира вышел из своей кельи и велел своему слуге: «Иди и скажи тем людям, что сегодня они наши гости».

Пришли все, кроме Мухаммада (C), оставшегося стеречь вещи. Увидев, что облако осталось над верблюдами, Бахира спросил: «Все ли путники присутствуют здесь?» – “Да, кроме одного мальчика”, – последовал ответ.

Монах попросил, чтобы привели мальчика, и когда тот пришёл, облако тоже последовало за ним. Бахира очень внимательно разглядывал Мухаммада (C) и после сказал ему: «Я спрошу тебя ради Лата и Уззы»17
Самые почитаемые идолы мекканских язычников.

– Не спрашивай меня ради Лата и Уззы ни о чем. Клянусь Аллахом, я ничего другого ненавижу больше их двоих.

– Ответь тогда мне ради Аллаха.

– Спрашивай.

После недолгой беседы с Мухаммадом (C) монах припал к его ногам и рукам и, целуя их, произнёс: «Если дано будет мне жить в твоё время (время твоего пророчества), то я, одним из первых, буду сражаться с твоими врагами. Поистине, ты – великий человек…»

Затем Бахира поинтересовался, кому принадлежит этот ребёнок. Ему указали на Абу Талиба, сказав, что он его отец.

– У этого отрока не должно быть живого отца, – возразил Бахира.

– Он сын моего брата, – признался Абу Талиб.

Тогда Бахира обратился к нему:

– Этого мальчика ожидает большое будущее. Но если иудеи увидят его и узнают то, что знаю я, они попытаются его убить. Береги его от них!

– Но что предстоит ему сделать, и какое отношение иудеи имеют к этому? – спросил Абу Талиб.

– Он будет Пророком. Ангел Откровения снизойдёт к нему. Бог не оставит его одного!18
Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 193–204.

Пастушество

Несмотря на то, что Абу Талиб был одним из знатных курайшитов, но всё же денег на тяжёлые расходы его семьи было недостаточно. Мухаммад (C), достигший зрелости, был склонен заняться делом и тем самым помочь Абу Талибу.

Но какую же профессию он должен выбрать, чтобы она соответствовала его духовному миру?

Ввиду того, что Мухаммаду (C) предстояло стать великим Пророком и благородным предводителем, а также столкнуться с упрямыми и необузданными арабами, вести борьбу с фанатичными иудеями и неправильными традициями эпохи невежества, заложить основы возвышенного дворца справедливости и принести в мир счастье и благополучие, он предпочитает пастушество.

Мухаммад (C) пас скот своих родственников и мекканцев в степях, находившихся в окрестностях города Мекки. Полученные за работу деньги он отдавал дяде. Кроме этого, пустынные просторы, отдалённые от мирской суеты, были хорошей возможностью отдалиться от погрязшего в разврате и невежестве общества.

Нравственная чистота Мухаммада (С)

В пору, когда в человеке проявляются и формируются его скрытые ранее природные инстинкты и способности, дети вступают на новую ступень – непредсказуемую и трепетную. Они видят себя в другом мире. В этот очень важный момент в жизни молодого человека необходимо удержать и привести в равновесие его сиюминутные желания и душевные стремления. Разного вида отклонения, разврат и порочность, могут поглотить молодёжь и низвергнуть её в ужасную бездну злосчастия.

Мухаммад (C) жил в обществе, атмосфера которого была загрязнена безнравственностью. Не только молодёжь, но и преклонных годов люди Хиджаза непристойным и позорным для себя образом склонялись к распутству и половым извращениям. В каждом переулке над некоторыми из домов развивался чёрный флаг – знак порочности, зазывая подобных развращённых людей.

Итак, Мухаммад (C) провёл свои детские и юношеские годы в подобном низком обществе. Однако, не создав семьи до двадцати пяти лет, он всё же не попал под отрицательное влияние окружения. В этот период жизни великого Пророка Мухаммада (C) нельзя проследить за ним даже малейшего непристойного поступка. Во всяком случае, Пророк (С), в отличие от остальных, достиг совершенства во всех моральных качествах и нравах: в великодушии, добронравии, благородстве, терпении и выдержке, честности, надёжности, добрососедстве и отдалении от пороков. В связи с этим, ещё до пророческой миссии, его величали «Мухаммадом Амином», что переводится как «верный и благонадёжный человек»19
«Сира», Ибн Хишам, том 1, стр. 183.

И друзья, и враги соглашаются с этим и выделяют его высокие духовные качества.

Панегирические произведения, написанные поэтами во время женитьбы Пророка (С) на святой Хадидже (А)20
Сокращенная форма – мир ей.

Напоминают о самых прекрасных его качествах, таких, как целомудренность. Обращаясь к Хадидже, поэт говорит: «…О, Хадиджа (А)! Среди людей всего мира, ты достигла наивысшей степени, ты одна удостоилась этой чести.» (т. е. ты, – единственная женщина, которая была удостоена чести супружества с Мухаммадом (C))21
«Бихар аль-Анвар», том 16, стр. 74.

Другой поэт в своих стихах выражается следующим образом: «Если сравнить Ахмада (C) со всеми творениями, то он превзойдёт их. Поистине, его достоинства явны для курайшитов»22
Там же, стр. 75.

Брак

По преданиям, святая Хадиджа (А) была первой женщиной, принявшей Ислам. Со стороны отца и матери она принадлежала к племени курайшитов.

Отец Хадиджи – Хувайлид ибн Асад, мать – Фатима бинт За’д ибн Асам. Таким образом, родословная святой Хадиджи (А), Матери правоверных по отцовской и материнской линии, восходит к благородному арабскому роду.

Хадиджа (А) обладала чистой душой и получила религиозное воспитание. Она и до возникновения Ислама была известна под именем «Тахира», что означает “чистая, непорочная,” и считалась лучшей женщиной племени курайшитов.

Существует версия, что до того, как стать женой Пророка (С), её светлость Хадиджа (А) была в браке и имела детей, однако биографы почти не упоминают о них. Причиной этого упущения является то, что в своих книгах они начинают описание жизненного пути Хадиджи лишь с того времени, как она удостоилась чести стать женой Пророка (С).

После смерти мужа Хадиджа (А) не вступала в брак, хотя к ней сватались представители самых знатных курайшитских племён. По милости Аллаха она удостоилась чести стать женой Посланника Бога и великого Пророка (С). Хадиджа (А) была его первой женой и спутницей его жизни в течение 25 лет.

Будучи богатой женщиной, она ежегодно снаряжала торговый караван, который по численности был равен всем курайшитским караванам, вместе взятым. Для ведения торговых дел каравана она нанимала людей. Весть о благородстве Мухаммада (C) распространилась по всему Аравийскому полуострову. Хадиджа (А) решила предложить ему вести её торговые дела.

Однажды Хадиджа (А) поделилась своей тайной с подругой Нафисе, сестрой Яли ибн Умайи. Она хотела, чтобы подруга поговорила с Мухаммадом (C) на одну деликатную тему.

Ибн Са’д повествует со слов Нафисы: «Хадиджа (А) – дочь Хувайлида ибн Абдулаза ибн Касы – была женщиной весьма умной, практичной, богатой и превосходящей по благородному происхождению всех курайшитов. И все её родичи засылали к ней сватов, так как в случае её согласия к ним могло перейти большое состояние. Когда из Сирии вернулся торговый караван, которым руководил честный и благонадёжный Мухаммад (C), Хадиджа (А) позвала меня к себе и сказала: «Я выбрала тебя для серьёзного дела». На что я ответила: «Я принадлежу тебе до кончиков пальцев и всегда к твоим услугам». Хадиджа (А) сказала: «Поговори обо мне с Мухаммадом (C)». Я отправилась к Мухаммаду ибн Абдулле (C) и спросила его: «Почему ты не выберешь себе жену?» Он извинился и сказал, что для создания семьи у него нет достаточных средств, на что я ответила: «Как ты поступишь, если я укажу тебе на женщину, обладающую красотой, богатством и равную тебе по происхождению?»

– О ком ты говоришь?

– О Хадидже (А).

После этого случая прошло немного времени, и Мухаммад (C) вместе со своим дядей Хамзой отправился свататься. Обратившись к дяде Хадиджи Амру ибн Асаду ибн Абдулази Аль-Фахри, Хамза сказал: «Мухаммад (C) превосходит всех молодых людей племени Курайш по своему благородству, чести, достоинствам и уму, и он желает жениться на Хадидже…»

Итак, состоялась свадьба, свидетелями и участниками которой была вся курайшитская знать.

Пророк (С) так говорил о Хадидже (А): «Клянусь Богом, у меня не было жены лучше Хадиджи. В те времена, когда все были неверными, она первой приняла Ислам, когда все меня отвергали, она поверила мне. Она не пожалела для меня своего имущества…»

Великий Пророк Ислама (С) даже после смерти Хадиджи (А) всегда с теплом вспоминал о ней.

Из рассказа ибн Аббаса: «Однажды Пророк начертил на земле четыре линии и промолвил: «Знаете ли вы, что обозначают эти линии?» Ему ответили: «Бог и Его Посланник знают больше нас». На что Пророк (С) сказал: «Это лучшие из женщин рая: Хадиджа (А), дочь Хувайлида, Фатима, дочь Мухаммада, Марьям, мать Иисуса, и Асия, дочь Мазахема».

В первые годы пророческой миссии курайшиты оказывали большое давление на Пророка Ислама (С), и он был вынужден переселиться и жить вместе со своими родственниками и соратниками в горном ущелье Ша’б Абу Талиб. Хадиджа (А) последовала за ним и в те тяжёлые годы находилась всегда рядом с Пророком.

Историки пишут: «Пророк и Хадиджа (А) лишились всего своего состояния. Но вера во Всевышнего придавала им силы переносить голод, гонения и все те трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. Всё это отразилось на её здоровье. Хадиджа (А) очень ослабела и вскоре после возвращения в Мекку, так и не поправившись, покинула этот бренный мир».

В том же году умер и дядя Пророка – Абу Талиб, и, так как Пророк (С) потерял самых близких и родных людей, которые были ему надёжной опорой в жизни, в истории этот год был назван годом «скорби и печали».

Мавлид ан-Наби, что в переводе с арабского означает рождение Пророка, основные течения в исламе празднуют в разные дни - сунниты отмечают день рождения Пророка Мухаммеда 12-го числа Раби аль-авваль, а шииты — 17-го.

Месяц Раби аль-авваль, что в переводе означает начало весны - занимает особое место в мусульманском календаре, в который родился Пророк Мухаммед, а затем и скончался.

Отмечать рождение Пророка Мухаммеда стали лишь через 300 лет после прихода ислама.

Где и когда родился Пророк

Пророк Мухаммед, согласно традиции, родился около 570 года (по другим источникам в 571 года) нашей эры по григорианскому календарю в священном городе Мекке (Саудовская Аравия) — толкователи Корана говорят, что это событие произошло 12 числа третьего месяца лунного календаря, в год слона, в понедельник.

Точная дата рождения Пророка Мухаммеда осталась неизвестна, поэтому в исламе праздник рождения в действительности приурочен к дате его смерти — согласно исламу, смерть — это не что иное, как рождение для вечной жизни.

Отец Пророка Мухаммеда умер за несколько месяцев до его рождения, а матери - Амине, явился во сне ангел, который сообщил, что она носит особенного ребенка под сердцем.

Необыкновенными событиями сопровождалось и само рождение Пророка. Появился на свет он уже обрезанным и сразу смог опереться на ручки и поднять голову.

О его рождении тетя Пророка Сафия рассказывала так: "При рождении Мухаммеда весь мир залило светом. Как он появился, сразу сделал сажда (поклон). И, подняв голову, ясно произнес: "Нет Божества кроме Аллаха, я Посланник Аллаха".

Сиротская доля

Мухаммад осиротел, когда ему было около шести и опекуном его стал дед Абдуль Муталиб - глава Хашимитского клана. Через два года, после смерти деда, мальчик попал в дом дяди Абу Талиба, которой стал обучить его искусству торговли.

Будущий пророк стал торговцем, но вопросы веры не оставляли его. Еще в подростковом возрасте он познакомился с религиозными течениями христианства, иудаизма и иных верований.

© photo: Sputnik / Radik Amirov

Среди богатых людей Мекки была дважды овдовевшая Хадиджа, которая очарованная Мухаммедом, несмотря на то, что была старше него на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять себя в жены.

Брак оказался счастливым, Мухаммед любил и уважал Хадиджу. Женитьба принесла Мухаммеду благополучие — свободное время он посвящал духовным исканиям, к которым его влекло с юных лет. Так началась биография Пророка и проповедника.

Пророческая миссия

Мухаммеду исполнилось 40 лет, когда началась его пророческая миссия.

В жизнеописании основоположника исламской религии сказано, что Мухаммед часто любил уединяться от суеты и мира в пещере горы Хира, где погружался в созерцание и раздумья.

Первая сура Корана была ниспослана Пророку в пещере горы Хира в Ночь Могущества и Предопределения или Ляйлят-аль-Кадр, в 610 году.

По приказу Аллаха К Пророку Мухаммаду явился один из ангелов — Джебраил (Гавриил), и сказал Ему: "Читай". Слово "читать" — значит "Коран". С этих слов началось ниспослание Корана — в ту ночь ангел Джебраил передал первые пять аятов (откровений) из суры Сгусток.

© photo: Sputnik / Nataliya Seliverstova

Но миссия длилась до смерти Мухаммеда, так как ниспосылался Великий Коран Пророку в течении 23 лет.

После встречи с ангелом Джебраилом Мухаммед начал проповедовать и число его приверженцев постоянно росло. Пророк рассказал, что всемогущий Аллах создал человека, а с ним все живое и неживое на земле и призывал соплеменников к праведной жизни, соблюдать заповеди, и готовиться к грядущему божьему суду.

В проповедях Мухаммеда влиятельные жители Мекки увидели угрозу власти и планировали заговор против него, а последователей Пророка подвергали издевательствам, насилию и даже пыткам.

Соратники уговорили Пророка покинуть опасный край и переехать из Мекки в Ясриб (названный позже Мединой). Переселение происходило постепенно и последним переселился Пророк Мухаммед, который покинул Мекку в день, соответствующий 16 июля и прибыл в Медину 22 сентября 622 года.

© photo: Sputnik / Maksim Bogodvid

Именно с этого великого события начинает свой отсчет мусульманское летоисчисление. Новый 1439 год по Хиджре — Рас-ас-Сана (День хиджры), наступил в первый день священного месяца Мухаррам — по григорианскому календарю этот день в 2017 году выпал на 21 сентября.

Переселение позволило спасти множество верующих людей от гнета язычников, наладить безопасную жизнь, а в дальнейшем с этого момента началось распространение Ислама не только в пределах Аравийского полуострова, но и по всему миру.

Пророк Мухаммед вернулся в Мекку в 630 году, торжественно въехав в священный город спустя 8 лет после изгнания, где Пророка встретили толпы почитателей со всей Аравии.

После кровопролитных войн окрестные племена признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. И вскоре он стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу.

Смерть Пророка

Здоровье проповедника подкосила скоропостижная кончина сына — он снова отправился путь, чтобы перед смертью увидеть священный город и помолиться в Каабе.

В Мекке собралось 10 тысяч паломников желая помолиться с Пророком Мухаммедом - он объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных. С тяжелым сердцем паломники внимали словам Мухаммеда, понимая, что слушают его в последний раз.

© photo: Sputnik / Mikhail Voskresenskiy

Возвратившись в Медину, он простился с окружавшими его людьми и просил у них прощения, отпустил своих рабов на волю, а деньги свои приказал отдать бедным. Пророк Мухаммед скончался в ночь на 8 июня 632 года

Пророка Мухаммеда похоронили там, где он умер, в доме его жены Айши. Впоследствии над прахом Пророка возвели прекрасную мечеть, которая стала одной из святынь мусульманского мира. Поклониться гробу Пророка Мухаммеда является для мусульман таким же богоугодным делом, как и паломничество в Мекку.

Как празднуют

День рождения Пророка Мухаммеда - третья дата по почитанию для мусульман. Первые два места занимают праздники, которые Пророк праздновал при жизни — Ураза-байрам и Курбан-байрам.

В дни празднования дня рождения Пророка Мухаммеда самым благочестивым делом может стать посещение могилы посланника Аллаха в Медине, совершение молитвы в его мечети. Не всем это удается, но все должны читать молитвы, посвященные Мухаммеду, как в мечети, так и дома.

В день рождения Пророка Мухаммеда в исламских странах традиционно проводят мавлиды - торжественные мероприятия, где мусульмане восхваляют Пророка, рассказывают о его жизни, о его семье и обо всем, что связано с ним.

© photo: Sputnik / Michael Voskresenskiy

В некоторых мусульманских странах праздник отмечается достаточно пышно — в городах развешивают плакаты с аятами из Священного Корана, люди собираются в мечетях и поют религиозные песнопения (нашиды).

Среди исламских богословов существуют разногласия в вопросе о дозволенности праздника в честь дня рождения Пророка Мухаммеда. Например, салафиты считают Мавлид ан-Наби нововведением и отмечают, что Пророк назвал "каждое нововведение" заблуждением, не сделав при этом различия между "хорошим" и "плохим" нововведением.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этой земле и только к верующим в день Великого Суда.

В этой статье мы хотим рассказать о некоторых эпизодах из жизни нашего господина (сайида) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Это минимум необходимого объёма знаний, который должен знать каждый мусульманин о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение). Все учёные Ислама единогласны в том, что родители обязаны обучать своих детей (даже раньше, чем совершению обязательной молитвы) и сообщать им следующую информацию о жизни и деятельности последнего Пророка (мир ему и благословение).

Они должны знать, что наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) родился в достопочтенном городе Мекка, и пророческая миссия была возложена на него в Мекке. Он переселился в лучезарный город Медина, где и покинул этот мир, там и находится его благородная могила.

Также мы должны обучить наших детей с малых лет тому, что Всевышний Аллах возложил на Пророка, не обученного грамоте (не умеющего читать и писать), который был арабом из племени Курайш, из благородного рода Хашима и который является нашим господином Мухаммадом (мир ему и благословение), донести послание ко всем народам – арабам и неарабам, ангелам, людям и джиннам и даже к неодушевлённым предметам. Важно знать, что Закон, с которым он пришёл, – Шариат – аннулировал все предыдущие законы, которые были даны прежним пророкам. И его Шариат останется непревзойдённым до Судного дня. Всевышний Аллах возвеличил Мухаммада (мир ему и благословение) над всеми остальными созданиями. И не принимаются слова единобожия: «Нет бога, которому следует поклоняться, кроме одного Аллаха» – без признания того, что Мухаммад – Посланник Аллаха. И вменил Всевышний в обязанность подтверждать истинность всего того, что Мухаммад (мир ему и благословение) рассказал об Аллахе, и всего, что он сказал о земной и потусторонней жизни.

У Любимца Аллаха цвет лица, кожи был самый красивый, белый с оттенками румянца. Он был самым совершенным из всех людей. Обязательно необходимо рассказать детям о благородном происхождении и чистой родословной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) с отцовской и материнской линии, а также о его детях, поскольку они являются лучшими представителями уммы.

Детство Пророка (мир ему и благословение)

В благословенные дни Айяму-ташрик возле Джамратуль-вуста в утробу Аминат проник свет Благодатного Пророка (мир ему и благословение). А родился он в месяце раби-уль-авваль, 12 числа, в понедельник, перед рассветом. В час рождения Пророка (мир ему и благословение) треснули стены и рухнули вниз 14 балконов знаменитого дворца Иван, принадлежащего Хосрову , осушилось озеро Сава, которому поклонялись язычники. В этот миг погас огонь, горевший тысячу лет, которому поклонялись персы.

Отец Пророка (мир ему и благословение) умер, когда ему было два месяца в утробе матери. А когда исполнилось шесть лет, умерла и мать. После её смерти Пророка (мир ему и благословение) взял на воспитание его дед Абдул-Муталлиб , который скончался, когда Пророку исполнилось восемь лет, два месяца и десять дней. После смерти деда Пророка (мир ему и благословение) взял под опеку его дядя Абу-Талиб.

В первое своё путешествие Пророк (мир ему и благословение) отправился в двенадцатилетнем возрасте в Шам (нынешняя территория Сирии, Ливана, Иордании и Палестины, находящаяся в то время под властью Византийской Империи) с караваном дяди Абу-Талиба. Когда они достигли города Бусра, Пророка (мир ему и благословение) увидел священник Бахира, он узнал его по образу, описанному в Библии. Подойдя к ним и указывая на Пророка (мир ему и благословение), он обратился с такими словами: «Это посланник Творца всех миров, который является милостью для всех существ. С того момента, как вы тронулись в путь, не осталось ни одного камня и дерева, не поклонившихся ему. А они не поклоняются никому, кроме пророков. Святые люди с давних времён рассказывали о нём, и мы видим образ его в наших писаниях». Повернувшись к Абу-Талибу, священник произнёс: «Если ты пойдёшь с ним в Шам, иудеи его убьют!» Опасаясь вреда со стороны иудеев, он отправил их в обратный путь.

Второй раз Пророк (мир ему и благословение) отправился в Шам, сопровождая торговый караван Хадиджи (да будет доволен ею Аллах). Вместе с ним в этом путешествии был раб Хадиджи по имени Майсара. Когда вступили в земли Шама, они остановились под тенью дерева, растущего вблизи монастыря. Через некоторое время к ним подошёл один монах и сказал: «Никто никогда под этим деревом не останавливался, кроме пророков». Майсара рассказывал: «Когда приближался полдень и усиливалась жара, спускались два ангела с небес. И мне было видно, как от них падала тень на Мухаммада (мир ему и благословение)».

По возвращении из путешествия Пророк (мир ему и благословение) женился на Хадидже (да будет доволен ею Аллах) – дочери Хувайлида. Тогда Пророку (мир ему и благословение) было 25 лет, два месяца и десять дней.

В возрасте 35 лет Хабиб (мир ему и благословение) участвовал при реставрации Каабы курайшитами и своими благословенными руками установил в стену Каабы Чёрный камень.

Предки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Предками Пророка (мир ему и благословение) со стороны отца являлись: Абдуллах , Абдульмутталиб , Хашим , Абдуманаф , Кусаййю , Килаб , Муррат , Каабу , Луаййю , Галиб , Фихр , Малик , Назар , Кинанат , Хузаймат , Мудрикат , Ильяс , Музар , Низар , Маадди , Аднан .

Матерью Пророка (мир ему и благословение) была Аминат – дочь Вахба , сына Абдуманафа , сына Зухрата , сына Килаба . На Килабе сходится родословная по отцу и матери нашего Пророка (мир ему и благословение).

Молочные матери Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

В младенчестве Мухаммада (мир ему и благословение) грудью кормили его мать Аминат и несколько кормилиц. Среди тех, кому посчастливилось сделать это, была Халимат , дочь Абу-Зуайба из племени Хузайль . Когда он находился у неё, с неба спустились два ангела, рассекли его грудь и святой водой Зам-зам омыли его сердце, наполнили его верой и мудростью и изъяли маленький кусок из его сердца. У каждого человека в сердце есть частица, которую называют «доля шайтана», это частица сердца, которой владеет шайтан и вводит человека в сомнение. Именно эта частица сердца была изъята у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) ангелами.

Также его кормила Сувайбат – она была рабыней его дяди Абу-Лахаба. Сувайбат была первой молочной матерью Пророка (мир ему и благословение), кормившая и его дядю Хамзата, ставшего молочным братом Пророка (мир ему и благословение). Сувайбат была освобождена из рабства Абу-Лахабом за радостную весть о рождении племянника.

Нянчила Пророка (мир ему и благословение) рабыня-эфиопка Умму Айман Баракат, которую он унаследовал от отца. Когда Пророк (мир ему и благословение) вырос, он освободил её и выдал замуж за Зайда, сына Харисата. Зайд попал в плен в младенческом возрасте. Он был куплен и подарен Хадидже (да будет доволен ею Аллах) её дядей. Она, в свою очередь, подарила его Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Подаренного раба Пророк (мир ему и благословение) освободил и усыновил.

Да одарит Всевышний нас всех искренней любовью к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), и поможет нам следовать ему во всём, и да обрадует встречей с ним в Раю! Амин!