Как выбрать профессию, если не знаешь чего хочешь? Как найти свое предназначение в жизни

Изображение: proprof.ru

В этой статье я описываю сценарий проведения сеанса профориентации в феноменологическом ключе, который лежит в основе гештальт-подхода. Как и многие другие техники, он родился спонтанно и потом помогал мне не раз. Он может быть полезен как для работы консультанта, так и в качестве инструмента . Если вы хотите сами для себя ответить на вопрос "Кем мне быть?", вы можете проделать описанные действия самостоятельно устно или на бумаге или найти человека, которому вы доверяете, показать ему эту статью и попросить его помочь.

Для общности мы будем исходить из того, что вы являетесь консультантом, и к вам пришел растерянный клиент, который заявляет, что не знает, кем он хочет дальше работать.

Сценарий состоит из четырех этапов.

Этап 1 . Целью этого этапа является выяснить, какие виды деятельности в принципе способны доставить человеку удовольствие и воодушевление. Ведь новая работа должна приносить радость, а иначе - какой смысл обращаться к консультанту? Для этого задаем человеку вопрос: "Вспомните, чем вы вообще занимались в течение последнего месяца?" и внимательно слушаем, что он скажет. Очень вероятно, что вы быстро получите ответ: "Да ничем" или "Ну, всякой ерундой" или что-то подобное. Это не должно вас останавливать. На этом этапе требуется большое внимание и настойчивость. Главное - не позволять клиенту забегать вперед и делать преждевременные выводы и оценки: "Ну, это... это ж не годится в качестве работы". Цель сейчас в другом. Нужно расспрашивать человека о подробностях его повседневной деятельности, пусть даже самой обычной, и выяснять, что в ней вызывало наибольший интерес и подъем энергии.

Например, человек говорит, что целыми днями смотрел телевизор. Нужно выяснить, какие именно программы смотрел, что предпочитает? Какие моменты были наиболее интересны и почему? Был ли опыт, подобный тому, что он увидел в телепрограмме, или желание его получить. В итоге нужно выделить какую-то деятельность, которая хотя бы потенциально вызывает интерес и способна принести радость. Например, в случае с телевизором "Смотреть передачи о животных", в случае с компьютерными играми - "Играть в стратегические игры, где нужно строить виртуальные города" и т.д. Да, и таких видов деятельности нужно найти не менее пяти.

Этап 2 . Для каждого из найденных на предыдущем этапе видов деятельности нужно провести следующий мысленный эксперимент. Даёте клиенту такую инструкцию: "Представьте, что вы завтра весь день занимаетесь <этим видом деятельности>. Расскажите подробно в настоящем времени, как это будет происходить и в какой последовательности". И вот, например, клиент начинает рассказывать: "Я встал утром в 8 часов, пожарил себе яичницу и сел смотреть канал про животных. В программе показывают морских львов. Мне нравится смотреть на то, как они двигаются в воде. Я вижу, как они ловко плавают и ловят рыбу. Мне жалко, что присутствие человека в среде их обитания ухудшает жизнь морских животных...". Здесь нужно внимательно следить за проявлениями (феноменами) клиента, сопровождающими рассказ. Возможно, вам откроются интересные детали. Например, вы увидите, что клиент рассказывая, проявляет скуку или неприязнь, и тогда нужно проверить, действительно ли ему нравится то, как он проводит свой вымышленный день. Или, наоборот, вы обнаружите воодушевление клиента, когда он упоминает какие-то второстепенные детали, сопровождающие рассказ о том, что он делает. Возможно, это приведет к тому, что на данном этапе какие-то виды деятельности отсеются или изменятся.

После завершения рассказа нужно задать такой вопрос: "Назовите, пожалуйста, буквально несколькими словами, что именно вы делаете, когда выполняете все то, что прозвучало? Какое в этом ваше намерение? Что вы этим приносите миру?" Фраза должна быть краткой, и содержать квинтэссенцию описываемой деятельности. Например, "изучаю природу Севера", либо "сохраняю редких животных", или даже, например: "обучаю детей", если окажется, что клиент каждый раз после просмотра пересказывает содержание передачи своему маленькому сыну и его приятелю. Получилось? Поздравляю, вы только что произвели так называемую феноменологическую редукцию и выделили из рассказа смысловое ядро описываемой деятельности, глубинную интенцию человека, тесно связанную с его уникальной системой ценностей. Назовём её "намерение". Для каждого из пяти видов деятельности нужно найти своё намерение.

Этап 3 . Этот этап требует от клиента креативности и кругозора. Перед клиентом нужно поставить задачу: "Для каждого из полученных намерений подберите три профессии, которые, по вашему мнению, их реализуют". Важно поддерживайте клиента в нестандартных идеях, ибо здесь и начинается самый креатив. Например, "изучать природу Севера" может и ученый-теоретик в кабинете института, и зоолог в экспедиции на исследовательском судне, и оператор системы спутникового наблюдения Земли. Если человек не очень представляет, какие вообще бывают профессии, и затрудняется, вы можете ему помочь, предлагая свои варианты: "Мне кажется, <это намерение> могут реализовать люди <такой-то профессии>. Как вы думаете, так ли это?"

Для каждого намерения нужно найти не менее трёх профессий. В результате у вас должен получиться список из 15 профессий, которые в той или иной степени соответствуют системе ценностей вашего клиента, а значит - несут для него наибольший смысл на данном жизненном этапе. Не этого ли мы хотели добиться?

Этап 4 . Этот этап можно выполнить вместе, либо клиент может проделать его самостоятельно. Вернее, даже не так. Он вряд ли сможет его не проделать:). Получив список из 15 профессий, он наверняка начнет идентифицироваться с ними, "примерять" на себя и сортировать по степени соответствия своей личности. Можете помочь ему в этом, попросив выбрать из списка то, что ему нравится в наибольшей степени, обсудить перспективы и возможные трудности на пути к новой профессии, как их видит клиент. В любом случае, дальнейшая работа с клиентом перейдет из области "Что делать?" в более практическую область "Как этого достичь?".

Все примеры в этом сценарии вымышленные, все совпадения являются исключительно моими проекциями:). Цифры пять и три (пять видов деятельности и три профессии на одно намерение) кажутся мне оптимальными, но их можно менять в ту или иную сторону в зависимости от того, как движется процесс. //

Добрый день, Эльмира! моя мама нашла ваш сайт и посоветовала спросить совет у вас. У меня огромная путаница с будущей профессией. Сейчас я на этапе получения диплома инженера-физика по специальности атомные станции. К слову сдала я его она отлично, как и вся группа. Но наверно стоит рассказать сначала. Мама моя сама по профессии психолог, но как это часто бывает очень сложно что то посоветовать или определить психотип своих близких. Она всегда старалась развивать меня всесторонее: начиная со спорта: теннис, танцы, пинпонг, заканчивая рисованием и актерским мастерством. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю что я не была особенным ребенком, каким то одаренным талантом. Начиная в каждом кружке я не добивалась грандиозных успехов. Учась в 10 классе с экономическим уклоном, в 11 я решила сдать физику(была возможность поступить по целевому месту на "Атомные станции" и чисто скорее чтобы от меня отстали родители, я подготовилась к физике, сдала и каким то образом достаточно приемлемо проучилась все свои 5,5 лет и закончила ВУЗ). во мне происходит борьба противоречий. Папа хочет чтобы я вела с ним его бизнес, мне с одной стороны нравится брать на себя ответствовать и я бы даже сказала, что получаю кайф от организации чего то, но его бизнес связан с недвижимостью и там для меня интересного мало. Мне нравится организовывать праздники, если на работе у отца проходят корпоративы, но от них я устаю так, что потом могу отходить несколько дней. Кстати, есть одна вещь которая приносит мне удовольствие и доход. Я визажист и стилист по прическам, ничего серьезного - закончила курсы, и теперь выезжаю на свадьбы и фотосеты. Не уверена что это то ради чего я создана, но по крайней мере, это та направленность в которой я разбираюсь, которая, конечно, не дает(и врядли даст) мне доход на который бы я могла обеспечить себя...но это мне нравится больше чем быть на побегушках у отца. По поводу основного образования... Здесь очень сложно) как я училась: выживала, улыбалась, списывала и где то конечно учила и вникала. Сейчас очень жалко бросить эту специальность. Зря чтоли я столько лет посвятила этому, мало у кого есть такой узкий профиль. Но с трудоустройством в городе есть всего 2 места, ОКБМ (чей образ жизн на предприятии меня вводит в ужас!! люди сидят на попе ровно и ходят от звонка до звонка на работу, ничего особенного на ней не делая...) и Атомэнергопроект(где меня врядли возьмут без связей..тк я все таки не отличница). В итоге у меня остается неделя законного отдыха адальше надо скорее нырять во взрослую жизнь, но а я даже не знаю куда.
И еще, может я ленивая, но мне очень тяжело сидеть 8 часов на работе, мне очень хочется гибкий график и воздуха...с моей подроботкой визажитом здесь это огромный плюс(накрасил с утра свадьбу - зараотала денег, и весь день свободен можно заняться домашними делами и спортом.)
Прочитав свое послание к вам, мне уже самой кажется, что я сама себе накручиваю, и мне просто не хочетя работать, но поверьте...если мне что то нравится, я ухожу в это головой, а значит я это пока не нашла.
Подскажите и дайте совет, распутайте хоть один клубочек запутавшихся мыслей у меня в голове...

Здравствуйте, меня зовут Рамиль. Моя проблема в следующем.. Я не могу разобраться в себе, не могу понять чего хочу в жизни и кем быть хочу. У меня нет определенной мечты. Да, я хочу быть успешным человеком, но кем быть и в какой области - не знаю. Меня это пугает, угнетает. Постоянно преследует какая-то апатия. Лень берет на до мной верх. Кажется, что я потихоньку чахну. На данный момент учусь на программиста, уже на втором курсе. Понимаю, что это не мое, не лежит душа к этой специальности. Лишь по совету родителей пошел на эту специальность, когда они говорили, что она востребована. Ну а что делать, ведь я сам не знаю, чего хочу. Конечно я послушал родителей. Я вроде сильный духом парень, уверенный и не люблю жаловаться, но этот момент меня пугает. Я боюсь за свое будущее. Время, как вода, скоротечно. Поэтому надо предпринимать какие-то меры. Подскажите, как быть, как найти себя, разобраться в себе. А то с ума так сойду... :(
Оцените:

Рамиль, возраст: 19 / 05.06.2014

Отклики:

Рамиль! Работа часто не похожа на учёбу, т.е.именно когда человек отработает, у него начнет получаться что-то, он может войти во вкус. Относительно Ваше или нет, наверно благоразумно профессию получить и поработать. Если убедитесь, что не Ваше второе образование проще получить или курсы закончить, чем метаться с одного на другое. Но это мнение, на практике у всех по разному, думайте. Насчет успешным, это штамп и не совсем удачный. Человек бывает успешным, но не счастливым. Или успешным, но не порядочным. Или успешным, но не любит свое дело в душе. Нет мечты и не знаете, чего хотите, но это и понятно, юному человеку, который не побывал профессии изнутри сложно выбрать. За исключением каких-то профессий- призваний, вроде спорта, в котором ребенок с детства или искусства. Но даже в искусстве много рутины, например, художник делает 100 копий на заказ. Поэтому делайте что делаете на совесть, получите одно хорошее образование, научитесь делать хорошо хоть что-то, тогда и какое-то другое призвание, если Вы его найдете, сумеете освоить, чем больше человек умеет, тем больше может научиться. Чахнуть в 19 лет, чтобы Вы не делали, нельзя. Все должно работать на Вас: нравится, получаете удовольствие, не нравится -тренируете волю, получается - радуетесь успеху, вообще не получается- тренируетесь преодолевать трудности. Мужчина не должен быть зациклен на комфортно, удобно, беззаботно, если он так живет, он должен сам найти, что преодолевать, это формирует мужской характер. А с сильным характером не так уж важно что ты делаешь и даже насколько ты успешен: ты изнутри гармоничен; и близким: жене, детям с таким спокойно и хорошо.

Марфа, возраст: 35 / 07.06.2014

Пацан, я сам таким был в 18. Знакомо.
1. Для начала, не вздумай бросать учиться!
Особенно если сейчас не знаешь действительно чего хочешь.
2. Займись спортом.
Мне помогли кикбоксинг и бальные танцы. Причем в обе секции ходил одновременно. С. 16.00 - 18.00 - Танцы. С 19.00 - 20.30 - Кик.
3. Надо пробовать. Действовать и искать свое.
Мне сейчас 24.
Итог: Закончил инженера. Пошел учиться на юриста.Нравится. Им и работаю. Жизни не могу представить без штанги. Научился играть на баяне. Хобби - ремонт старых авто (хотя раньше казалось душа к технике совсем не лежит)и стрельба из пневмо. В планах открыть спортзал, а после купить себе квартиру.
Но, Рамиль, я пробовал многое(от оригами до с/х производства) пока не нашел свое.
Дерзай!!!

Сергей, возраст: 24 / 17.06.2014

Для твоего возраста - это нормальное явление. В принципе рано или поздно человек задаёт этот вопрос в течении жизни, при этом на разных уровнях достижений и успеха. Попробуй совместить свою учёбу со своим хобби, если программируешь, придумай что-нибудь, что тебе по душе и сделай программку связанную с твоими интересами. Если учёба не по душе, посети специалиста по профориентации (помощь в выборе профессии) и независимый человек поможет тебе в определении твоих умений, а ты ему всё расскажешь о чем душа поёт. Сходи в армию, там будет время разобраться в себе, плюс большой жизненный опыт получишь самовоспитания. Потом по собств. желанию выбери то к чему душа склонна и отучишься. Жизнь - намного многогранней штука, кто сказал, что нужно всё по шаблону делать и по тому что скажут родители...Надо созидать самому и смотреть на все вещи шире. Написал тебе потому что сам точь в точь был в такой ситуации, только решение о смене Вуза принял на 1 курсе и всё благополучно получилось!

Валерий, возраст: 25 / 30.06.2014

Сомневаюсь, что такие проблемы решаются в сети, и все же хочу увидеть хотя бы пару советов. Моя нынешняя жизнь похожа на какой-то безнадежный тупик. Я абсолютно не знаю что делать дальше, каким
путем идти, и все по причине незнания, чего мне, хочется. Год назад я закончила универ, по специальности я биолог, еще на 5-м курсе начала работать в школе, читать экологию и биологию, работа не
нравилась, зарплаты хватало только на легкий перекус. Через 8 месяцев ушла. В лаборатории тоже платят смешные деньги, работа до тошноты скучная. Вы, наверное поинтересуетесь, почему я только
спустя 5 лет учебы проснулась? Не знаю, раньше очень даже нравилось, практика и теория, может учеба и работа это действительно разные вещи. Сейчас всерьез думаю о еще одной специальности, но
хоть убей не знаю что выбрать, я в ступоре. Не знаю чего хочу. Я очень боюсь так и остаться никем. Пробовала себя в журналистике, писала для сайта статьи, хорошо получалось, но почти опять же
бесплатно. На данный момент подрабатываю в клубе (танцую) танцами занимаюсь с 17). Родители говорят, что я мечусь из крайности в крайность и прожигаю жизнь. Я оочень боюсь этого, не хочу быть
нахлебницей, очень боюсь остаться нереализованным человеком, пустышкой, и в то же время совершенно не могу разобраться в себе, я много читаю и пытаюсь пробовать что-то новое, но ничего не
помогает, апатия и страх одолевают меня все больше. Ответьте пожалуйста, что мне делать?

Ира, возраст: 22 / 08.02.2015

Прикол, я вот с 16 лет задаю себе этот вопрос. Мне сейчас 29, кучу работ сменил в разных сферах, не пропускал любые предложенные авантюры! И всё ещё в поиске, сегодня
буду устраиваться вновь. Совет: крепитесь и знайте вы не одни!

Валерий, возраст: 29 / 13.04.2015

Рамилю и всем кто прочитал его вопрос и ответы ребят. В свои 25 я инженер в одной очень-преочень крупной компании, зарплата нормальная, но душа к работе не лежит, и до сих пор нахожусь в
смятении. Поддержу советы Сергея и Валериев, полностью их разделяю: и в спорте оттдушину нашел, и в армейке взгляды на жизнь кардинально изменил, но тем не менее, до сих пор голову ломаю, в чем
себя выразить. Обязательно читай тематическую литературу, т.к. только она в концентрированном виде дает тебе информацию к размышлению и решению твоего вопроса.

Алексей, возраст: 25 / 12.06.2015

Наверное, я довольно поздновато пишу, но дело в том, что я точно в такой же ситуации (кстати тоже учусь на программиста;отстой) собираюсь бросать и перепоступать на следующий год. Кажется нашла,
то что мне нравится, но на 100% не уверена. Друзья говорят это смелый поступок, но неизвестность пугает. Но попробовать стоит;Так что дерзаем!

Настя, возраст: 18 / 06.11.2015

Если ты не знаешь, кем хочешь быть и что вообще умеешь, и ты хочешь найти свое предназначение, попробуй постоянно менять свои профессии, с каждым временем устраивайся на
любые работы до тех пор, пока ты не найдёшь любимую и нужную себе работу, а если не нашёл, то остановись и вернись на все предыдущие профессии и внимательно подумай, что
тебе больше всего понравилось делать. Таким образом изучай желательно как можно больше специальностей и тогда у тебя будет выбор в каком то пределенном деле! Это касается
только для тех, кто не знает, кем они являются, а люди, имеющие конкретную цель в жизни, они знают что делать!

Бакты-Улан, возраст: 17 / 15.01.2016

Та же ситуация...только я учусь в медицинском университете и это сильно мне осложняет все, так как мед.вуз- это серьезно, речь идет о здоровье людей, которые ко мне
придут
Изучать человека интересно, но я не чувствую, что это мое
Я уже на 3-м курсе, и до сих пор не знаю хочу ли я быть доктором
Много чего нового пробывала, но так и не смогла пока решить, что мне нравится, и это сильно угнетает.

сова, возраст: 19 / 18.01.2016

Та же история, не могу себя найти, хочу поговорить с кем нибудь, чтоб дали совет либо направили в правильное русло. Я в тупике. После 9 класса поступила на финансы и
кредит, даже не знаю зачем я это сделала, ведь даже не училась,а работала все это время,вот как 5лет помогаю родителям продовцом в магазине, а для себя ничего нового не
узнаю, стараюсь читать книги саморазвития и психологии,но никак не могу найти себя. Кем я буду, кем я вообще являюсь? все эти мысли убивают, нет четкой цели,да и талантов
нет чтоб проявить себя в чем то. Помогите....?

Канышай, возраст: 20 / 20.01.2016

Действительно, нас много. Это тема выбора жизни и она очень важна. Наверное понять, что тебе действительно нравится, но нравится может много занятий. Но кто сказал, что нужно выбрать что-то
одно? Мне реально чувство, что как будто больно отказывается от каких-то желаний. А лень- это признак того, что тебе не хочется это делать. Быть может есть вопросы более важные, чем это?
Вчера смотрела фильм про хоккеиста Легенда 17, там был такой момент, что герой был в ссоре с девушкой и ему тренер говорит, ты сейчас не полностью на льду, решил свои проблемы и приходится
играть. Может все как в этом случае с хоккеем? Есть какие-то проблемы и вопросы, которые сейчас мешают? Сама сейчас в таком состоянии, хотя чувствую боль, не хочу отказываться от этого дела,
оно нравится, но хочется познать мир, решить свои проблемы, быть может все правда не от опытности. А бывает, что дело так не нравится, что не защищаешь его.

Настч, возраст: 21 / 08.05.2016

Настя, тут не которые поступить не могут а ты бросать собралась.)

саня, возраст: 19 / 11.10.2016

Мне 26, первый универ бросил через три месяца учебы (финансы и кредит), второй окончил (менеджмент). Работал в банках (в продажах, во взыскании), на стройках, в отделке, на буровой установке
ГНБ (машинист, оператор локационного оборудования, сварщик полиэтиленовых труб), работал сушитом, потом поваром-универсалом в ресторане, поваром на корпоративных обедах, изучал
программирование на трех разных курсах. Играю на синтезаторе, гитаре, бас-гитаре, немного пишу музыку. Занимаюсь спортом.

НО, я так и не могу найти свое место в жизни, свою профессию, увлечения. На работу уже мало куда берут, везде отказы, так как опыта нет. Предлагают поваром, за копейки, банковским клерком за
еще меньшие копейки. Дипломом менеджера можно только гузно подтереть.

Все кажется полным де*ьмом... Благодаря своей жене еще не сошел с ума. Благо что близкие живы и здоровы.

Реконунг, возраст: 26 / 12.11.2016

Julia , возраст: 19 / 23.11.2016

По любому образование на 1 план.
Потом плавание и бег, ну и велик (велосипед) не помешает.
Музыка как хобби, гитара или ещё какой нибудь инструмент.
Не пить спиртное даже лёгкого и не курить, в общем никаких наркотиков.
Ну и общение с правильными и надёжными людьми.
С девушками поразборчивей. Мнение родителей обязательно весомое!
Через них (высшый разум или Бог, каму как нравится) даются нам советы
на дальнейшее прибывание и деиствие в данном мире и ситуациях.
Вот и весь фокус.
И поменьше бредовый телек смотреть с придурковатыми передачами.
Укорачивает и уничтожает жизнь, и губит психику населения.
Учись! И не обращай внимания на придурков!

Владимир, возраст: 44 / 09.02.2017

Полностью соглашусь с Julia. Мне 22, до армии занимался тем что нравилось, пришёл с армии занимаюсь тем что нравится, только со временем интересы меняются, меняются люди, кто тебя окружает, можно всю жизнь не найти
своё призвание, но Всю жизнь заниматься тем, что по душе, и быть довольным! Сам последние годы стараюсь найти одно из основных направлений своей деятельности, в основном свою жизнь связываю с техникой(автомобили,
мотоциклы) с детства очень любил быстро ездить, в данный момент ухожу в авто спорт и всё, что с ним связано, учусь на 5ом курсе автомобильного колледжа(в этом году заканчиваю) по поводу заработка: в том что мне
нравится заработка нет никакого, одни затраты, зарабатываю на жизнь работая на Сто, и ещё занимаюсь риэлторским "бизнесом" . Конечно у каждого свои возможности и желания, не терпите и не отказывайте себе в чем то,
делайте так, как Вам хочется, работайте там, где хочется(по возможности конечно) и со временем вы поймёте что не обязательно заниматься всю жизнь одним делом, главное от каждого дела получать удовольствие, ведь
счастье - это Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

Игорь Сергеевич, возраст: 22 / 14.05.2017

Та же ситуация! Как раз склоняюсь к профессии программиста (это что, правда так скучно? :с). Здесь так много интересных ответов. Всю жизнь размышляю насчёт выбора профессии и не могу понять, кем хочу быть и кто я в
принципе. Правда, я ещё совсем мелкий по сравнению с вами. Тем не менее, я рад, что не один.

Роб, возраст: 14 / 01.09.2017

Книги! Я стараюсь по максимуму читать. Книги вдохновляют. Я после каждой прочитанной книги, как будто обновленная. Нужно пробовать себя везде пока не найдешь то, что так долго искал. Если у тебя есть хобби,
постарайся сделать это профессией (если это возможно). Я постоянно думаю чего хочу и то чем я занимаюсь действительно ли это мое. И пока что да. Это важно! Заниматься тем, что действительно нравится.

SG , возраст: 16 / 28.12.2017

Привет всем. Училась на программиста, поняла, что не мое. Сейчас в декрете. Но вопрос о том, кем быть в жизни, меня изводит. Думаю, думаю. Вроде бы и нахожу что-то, но боюсь пробовать, а после ошибиться. Я понимаю, что без попытки попробовать, не узнаешь. За время декрета вообще сломалась и стала одиночкой. Тяжелы для меня новые знакомства. Но я стараюсь держаться и выходить с этого состояния.

Аня, возраст: 22 / 08.03.2018

Здравствуйте,меня родители заставляют заниматься аккордеоном,они уже настолько говорят садись занимайся часто, ибо они музыканты, но меня это жкутко раздражает.Сколько я пролила слез и сколько было ссор-я уже и сейчас не вспомню, так как началось с 6 класса. После определенной ссоры я беру себя в руки, пытаюсь заставить, но все бестолку. Мама говорит, что математика, химия, физика -не мое. Я согласна с ней.Что мне делать..Буду благодарна каждому слову

Здравствуйте. Меня зовут Настя. Мне 19.

Есть молодой человек, с которым встречаюсь 3 года. Про него я расскажу чуть позже. Так тоже далеко не все гладко. В общем в школе я не знала, кем мне пойти учиться. И я решила стать косметологом. Да мне нравятся всякие масочки, уход... Но для этого нужно поступать в медицинский. Я поступила и вот почти отучилась год. Вы, как психологи, должны были слышать об учебе на лечебке. То есть это просто ад и все. Я хотела учиться в любом университете, кроме первого меда. Но родители захотели для ребёнка самого лучшего. В общем, да, я здесь.

Я как бы и люблю учиться и ответственная, но здесь такая нагрузка, что даже я не могу это выдержать. У меня выгорание. Я больше не хочу здесь учиться. Я не хочу тратить 10 лет жизни только на учебке (6 на общего и 4 аспирантура + курсы...) И вот я хочу уйти, но не знаю, куда. Я не знаю, чего я хочу. Мой молодой человек говорит пойти в тех вуз, потому что у меня многое получается. Да, у меня баллы лучше, чем у остальных по математике и информатике здесь, но не с медицинской стороны, я думаю, что не справлюсь. Я думаю о чём-то, что имеет общее между медициной и технологией, исчислениями, потому что медициной я прониклась. Но как же цель с косметологией? И да, я планировала уехать заграницу учиться, но потом поняла, что раз я здесь не могу выучиться, то на другом языке я тем более ничего не смогу.

Проблема ещё в финансах. Я учусь по целевому. Если сдавать ЕГЭ, то и за курсы придётся платить. Да и за полгода я не успею подготовиться. А может я вообще не хочу в тех. Я опустошена. Где вообще я? Почему у всех все хорошо, а я, как белая ворона. Кто я? Я не знаю. Я не знаю, чего хочу. Думаю даже пойти на курсы и делать реснички, чтоб как-то подзаработать летом, потому что не летом не могу, учеба занимает и день и ночь. Я надеюсь, вы мне сможете помочь, потому что я только сейчас осознала своё состояние и оно меня очень пугает. Внутри будто пустота...

Пожалуйста, помогите разобраться себе.

Настасьюшка

Светлана Дьяченко

Администратор , Россия

Настасьюшка, Настя, здравствуйте!
Расскажите, пожалуйста, о своих увлечениях и интересах.
К чему Вы чувствуете у себя способности?
Какой результат общения с психологом был бы Вам полезен?

Я даже сама не знаю, что мне нравится
Я люблю путешествовать, нравится изучать язык. Но я не очень хороша в гуманитарных предметах, но я люблю читать. Так же меня интересует интерьер, но я не умею рисовать. Так же нравится фотографировать, но не уверена, что смогла бы заниматься этим на постоянной основе. Так же я люблю пунктуальность и точность, так что не против чего-то в этой сфере. Но разбор всяких офисных бумажек/точно не мое.

Предполагаю, что не смогу работать на однообразной работе. Как Вы поняли, мне нравится ухаживать за собой. Нравится разбираться во всяких кремах, масочках... Я достаточно стеснительна и даже боюсь разговаривать по телефону, но это исправимо, я знаю. До ЕГЭ занималась танцами около 5 лет, но никогда особо не выбивалась в состав лучших. Раньше думала о поступлении на генную инженерию, но в России с этим плохо. Может я бы рогов б на аппаратную косметологию, но там, вроде, тоже нужно мед образование. Я не знаю, если ли за границей какие-то места для обучения именно косметологии. Потому что я считаю, что это не так важно копаться во внутренностях людей, чтобы делать Ботокс.

И да, меня не пугает расчлененка и кровь, и все такое. Анатомию проходим на влажных препаратах. Я думаю о том, что хочу учиться где-то, где я могла тратить время ещё на свою жизнь. В медицинском же я пропущу всю молодость там. Да и про детей не хочу забывать. Я знаю, что сейчас есть много людей, которые занимаются чём-то на дому, делают свой бизнес и получают не малые деньги. Да, может и я хочу все и сразу и ничего не делать. Но я понимаю, что не все так просто. Может бы и родители меня бы поддержали (хотя без образования вряд ли), но я просто не могу найти себя. Мне кажется, что все чем-то интересуются и знаю, чего они хотят, а я нет. И обидно, что я трачу много времени на это. На этом фоне мне кажется, что я начинаю стареть. Хотя мне только 19!!! И я это осознаю, но там внутри скребёт. Я до сих пор говорю, что мне 17. Я знаю, что многие взрослые посчитают, что я совсем поехала и все хотели бы вернуть мои годы, но простите, я ничего не могу поделать. Кстати, мой молодой человек тоже иногда говорит об этом. И может если Вы мне сможете помочь, то я бы смогла и его как-то подбодрить.

Светлана Дьяченко, ну, я думаю, что по телефону не очень хорошая идея, потому что я пока не очень комфортно себя чувствую, а вживую нет времени. Так что может остаться здесь, если Вам не сложно.

Настасьюшка

Печально, что столько написала
А ответа так и не дождалась

Настасьюшка

Светлана Дьяченко

Администратор , Россия

Настасьюшка, психологи отвечают по мере возможности, в свободное от основной работы время.

Здравствуйте, Анастасия!
При прочтении Ваших сообщений у меня сложилось полное понимание, что Вы хотите работать в косметологии. Если исходить методом "от противного", то косметология - это единственное, что не просто для Вас приемлемо, но даже и нравится.
Зачем Вам аспирантура? В аспирантуру идут те, кто хочет работать преподавателем в ВУЗе, либо те, кто хочет заниматься научными исследованиями и т. п. Поэтому, чтобы получить именно медицинское образование, Вам необходимо 6 лет, 1 год вы уже, как я понял отучились.
Какие-то курсы по косметологии Вы можете проходить параллельно с учебой, поэтому срок 10 лет сокращается вдвое - 5 лет.
Поскольку Вы хотите связать свою жизнь с косметологией, то и к учебе можно относиться как помощнице Вам в этом деле. Учеба Вам даст компетенции в нужных Вам вещах, Вы получите нужные знакомства с учеными людьми в Вашем городе и т. п.
Вы не обязаны заканчивать ВУЗ на отлично. Человек должен учиться тому, что ему нравится, можно обучаться в Вашем Вузе в нужном для Вас ракурсе.
Конечно, если Вы не сможете изменить Ваше отношение к учебе, то 5 лет насиловать себя не стОит.
Но бросать и поступать заново куда-то - это терять 1 год. И не факт, что в другом месте пойдет.
Как смотрите на то, чтобы пересмотреть свое отношение к нынешней учебе и учиться тому, чему вы хотите (брать интересные вам курсовые, связанные с косметологией, кожей и т. п.)?

Для молодых людей, только что закончивших школу, вопрос выбора специальности по душе - решающий. Какой области посвятить следующие 5 лет учебы? Задача родителей и педагогов - поддержать подростка в выборе подходящей сферы деятельности, разобраться в своем внутреннем мире, понять, к чему у него есть способности.

К поступлению в учебные заведения дети готовятся не только в последний год школьного обучения. Это долгий и планомерный процесс, в результате которого школьник приходит к важному решению о своей будущей профессии.

После выпускного класса подростки сталкиваются со сложным выбором будущей профессии; задача родителей в этом случае - не настаивать на поступлении в тот или иной институт, а прислушаться к желаниям ребенка

В каком возрасте нужно начинать задумываться о профессии?

Часто родители с раннего возраста отдают своих детей в разные кружки. Это правильно, нужно давать малышу попробовать себя в различных сферах. Только методом проб и ошибок можно сделать выбор и определить, что ему интересно, с чем захочется связать свою будущую профессию.

Чем шире кругозор ребенка, чем больше интересных дел он попробует, тем проще для него будет выбрать будущую специальность. Однако перегибать палку тоже не стоит. Нельзя заставлять ребенка заниматься музыкой или танцами, перегружая малыша. Есть родители, которые через своих детей реализуют свои несбывшиеся мечты и планы стать художником, музыкантом или геологом. Итогом будет только стойкое неприятие и протест, если не сейчас, то спустя годы.

Осознанные размышления на тему будущей специальности посещают школьников примерно с 7-8 класса. С этого возраста можно начинать изучать информацию о разных профессиях, возможно, знакомиться с ними на практике или во время наблюдения за профессионалами.

Главные правила выбора будущей профессии

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Есть три важных аспекта в выборе будущей специальности, которые нужно учитывать подросткам и обсуждать с родителями, делая выбор:

  • личностные особенности, интересы, склонности ребенка, его способности и хобби;
  • физическое развитие, состояние его здоровья, ограничения;
  • востребованность специальности на рынке труда не только на сегодняшний момент, но и в то время, когда он закончит обучение в вузе.

Учет желаний и возможностей ребенка

В будущей специальности человек должен максимально раскрыть свои способности и таланты. Получать удовольствие от работы можно только тогда, когда делаешь то, что любишь и умеешь. Ходить на работу без желания, и считать минуты до окончания рабочего дня - едва ли радужная перспектива для человека. Только искренняя заинтересованность в деле и ощутимые результаты работы помогут стать профессионалом.

Пусть школьник отталкивается от того, что ему нравится, от предмета, по которому у него лучше успеваемость. Возможно, ему нравятся иностранные языки или литература, это и должно стать отправной точкой при выборе.

Нельзя заставлять подростка

Ребенок – продолжение своих родителей, но он другой человек, со своими талантами и интересами, поэтому необходимо предоставить право выбора ему. Только в случае сомнений в выборе профессии, стоит вместе с ним оценить «за» и «против», помочь разобраться в себе.

Если сейчас он пойдет учиться на специальность, которая не по душе и даже получит диплом, вряд ли ему будет интересна работа. Впоследствии он либо сменит ее, либо будет заниматься нелюбимым делом и останется не реализовавшимся в профессиональной сфере.

Разграничение реальности и мечты

Часто на наше представление о той или иной профессии накладывает отпечаток конкретный человек, фильм, рассказы других людей.

Для того чтобы увидеть специальность «изнутри», надо поработать в выбранной сфере или пообщаться с теми, кто вращается в ней каждый день.

Сказка о прекрасной жизни киноактеров разбивается о понимание, что это тяжелый, порой непосильный труд. Немногие могут задержаться на долгое время в этой профессии, и прославить свое имя. Как правило, многие так и остаются на второстепенных ролях. Чем больше ребенок узнает об изнанке профессии, тем легче ему разобраться в себе и своих желаниях.

Как родителям помочь ребенку с выбором будущей профессии?

Родители могут направить, дать подростку информацию о профессии, посоветовать, но ни в коем случае не решать авторитарно, чем будет заниматься их ребенок в будущем. Желательно обсудить с ним непонятные моменты, развеять страхи и переживания.

Стоит оценить рынок труда и востребованность разных специальностей, чтобы получать не только радость от работы, но и материальное вознаграждение. Объяснить подростку, что выбор специальности – это не выбор сейчас и на всю жизнь, его можно поменять со временем, но сейчас надо выбрать правильное направление.

Составление списка подходящих специальностей

Необходимо сузить круг профессий, исходя из способностей, интересов и физического развития. Кому-то легко дается математика, а кому-то география - от этого и нужно отталкиваться. Оцените возможности обучения определенной профессии в нескольких вузах, стоимость обучения, его срок, изучаемые дисциплины и квалификацию преподавателей. Рассмотрите смежные специальности в данном направлении.


Идеально, если родители замечают желание и способности ребенка к определенному предмету еще в средних классах, таким детям будет легче определиться с выбором будущей профессии

Получение информации о специальностях

Если выбор специальности сделан, можно пообщаться с ее представителями, чтобы иметь максимально полное представление о том, чем именно предстоит заниматься и насколько хорошо оплачивается труд. Можно пойти на курсы подготовки к поступлению в вуз на определенную специальность. Как правило, там бывают практические занятия, где можно пообщаться с представителями данной профессии.

Тест на профориентацию

Ученикам старших классов предлагают пройти тест на профессиональную ориентацию, которая поможет им выбрать профессию. Тест составляется при сотрудничестве психологов, педагогов и кадровых специалистов. После оценки результата молодым людям предложат несколько вариантов специальностей.

Оптимальный вариант, если после теста на профориентацию с ребенком побеседует психолог и поможет ему выбрать нужную профессию. Однако тест можно пройти и в домашних условиях, в интернете. В любом случае он даст пищу для размышлений и развеет сомнения, а кого-то и удивит.

Изучение ситуации на бирже труда

Стоит проанализировать рынок труда на данный момент, оценить какие специальности востребованы и хорошо оплачиваются. Можно попробовать сделать прогноз на будущее – какие профессии станут наиболее востребованы через 5-10 лет, почитать, что говорят об этом специалисты кадровых служб. Ситуация на рынке меняется каждый год, и востребованные сегодня специалисты через определенное время становятся ненужными из-за перенасыщения рынка.

Распространенные ошибки при выборе профессии

  • Нельзя думать, что профессия – это нечто неизменное, на всю жизнь. Часто люди меняют профессию или специализацию кардинально, некоторые даже не один раз.
  • Престижность. Меняются времена, а вместе с ними и представления о профессиях. Появляются новые специальности, престижная работа хорошо оплачивается. Руководствоваться нужно только внутренним чувством и своими способностями. Если ребенок выбирает профессию, в которой рынок труда уже перенасыщен, можно рассмотреть профессии смежные или узкие, более востребованные.
  • Принимать безоговорочно выбор родителей, идти по стопам династии. Только интерес и любовь к профессии сделает из человека специалиста с большой буквы. Выбор должен остаться за самим школьником.
  • Выбирать свою профессию «за компанию», «все пошли, и я пошел». Нельзя чрезмерно опираться на мнение других людей.
  • Неполное, поверхностное представление о профессии, увлеченность только одной ее стороной. Нужно как можно подробнее и полнее изучить, чем занимается человек на выбранной специальности.
  • Представление о профессии формируется конкретным образом человека. Ребенок просто хочет походить на популярного персонажа или приятного ему человека, но при этом не имеет полной информации о работе, которой тот занимается.

Одна из главных ошибок выпускников - «поступление за компанию»
  • Лень или нежелание разобраться в себе, непонимание в какую сторону двигаться. Позиция «хоть куда-нибудь, лишь бы взяли». Стоит поддержать ребенка, понаблюдать за ним, подтолкнуть в нужную сторону, подсказать какие таланты в нем скрыты. Для того чтобы понять, чем будешь заниматься в жизни, нужно с раннего детства заниматься каким-то делом, осваивать новые области, чем-то увлекаться.

Что делать, если никакая из профессий не нравится?

Немногие люди перед поступлением в институт могут однозначно сказать, кем они хотят стать. Впрочем, ошибочно полагать, что такой вопрос мучает только подростков. Многие люди на протяжении жизни меняют профессии, осваивают новые области труда.