«Дуальная система обучения, в учреждениях среднего профессионального образования. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении спо с применением элементов дуального обучения Дуальное обучение в спо статьи

13.12.2016

Что понимается под дуальным образованием?

«Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».

Существенные характеристики практико-ориентированного образования, отличающие его от всех других типов образования:

источник целеполагания - запрос экономической сферы (которая рассматривается как ядро «социальной практики», понимаемой в широком смысле) в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации;

развитые механизмы социального партнерства (включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы - непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов практико-ориентированного образования);

первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций);

преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения.

Различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации.

В узком смысле, дуальное обучение - это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое - в организации работодателя.

Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации.

В широком смысле, дуальное образование - это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной, коллегиальной системой управления. Каждая система влияет на развитие другой и одна без другой не может существовать.

Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность дуальной модели обучения (образования).

Разработка (обновление) основной профессиональной образовательной программы должно осуществляться совместно представителями организаций-работодателей и профессиональных образовательных организаций. Разработка или обновление требует создания отдельных рабочих групп, тесно взаимодействующих друг с другом.

Важно соблюдать последовательность шагов алгоритма: от определения результатов освоения образовательной программы к процедурам оценивания и оценочным средствам, только потом - к формированию собственно содержания и структуры программы. Понимание целей (результатов) и способов их проверки дает возможность выстроить программу самым оптимальным способом. При этом формирование структуры программы (состав профессиональных модулей, учебных дисциплин) и ее содержания проводится по принципу «от обратного»: сначала определяются виды работ (практик), входящих в состав модулей, затем состав и содержание МДК по модулям, а затем уже состав и содержание дисциплин. Содержание профессионального модуля должно обеспечивать принцип синхронизации теории и практики, а содержание учебных дисциплин должно «поддерживать», подготавливать освоение модулей. В процессе формирования содержания программ профессиональных модулей и дисциплин происходит перераспределение учебного материала: все специальное, профессионально значимое входит в состав модулей, общепрофессиональные вопросы освещаются в содержании дисциплин. Важно понимать, что все содержание программы должно быть направлено на достижение целей обучения - освоения профессиональных и общих компетенций, определяющих квалификацию выпускников.

Соблюдение алгоритма дает возможность в процессе разработки образовательной программы совместной рабочей группе обсудить условия реализации программы, распределить зоны ответственности за реализацию отдельных элементов программы, что ведет к обоснованному целесообразному построению учебного плана и календарного учебного графика.

Приоритетное значение в построении основной профессиональной образовательной программы с использованием элементов дуальной формы обучения имеет достижение выпускниками квалификации, необходимой работодателю. Это цель сетевого взаимодействия сторон, для обеспечения которой с учетом особенностей производства определяется, какие необходимы педагогические кадры (включая работников предприятий), оборудование, инфраструктура для проведения практик, каким должен быть календарный учебный график, учебный план и содержание составляющих его дисциплин и профессиональных модулей.

Теоретические и практические задания для аттестации по профессиональному модулю, для оценки результатов обучения составляет совместная рабочая группа экспертов от профессиональной образовательной организации и организации работодателей.

Практическая часть экзамена может проходить в рамках производственной практики. При этом необходимо обеспечить экспертную оценку выполнения студентом определенного задания с оформлением соответствующего протокола, который войдет в состав портфолио студента. В экзаменационную комиссию входят представители профессиональной образовательной организации (именно она несет ответственность за организацию аттестации), представители организации работодателей. Желательно предусмотреть «эффект независимости» - включить в состав комиссии преподавателей, мастеров производственного обучения колледжа и наставников на производстве, которые не обучали именно этих студентов.

Подробнее см. . - Москва, 2015, С. 23-25

Как организуется работа студентов над курсовыми работами и дипломными проектами?

Очевидно, принципиальным отличием является два аспекта. Первое - тематика курсовых, дипломных связана с конкретными технологическими, производственными процессами, видами работ конкретного предприятия и программами профессиональных модулей ОПОП. Тематика разрабатывается совместно профессиональной образовательной организацией и организацией работодателя.

Руководство курсовыми и дипломными работами осуществляется как преподавателями колледжа, так и работниками (наставниками) предприятий. Защита также проходит при комиссии, в состав которой входят представители обеих организаций, при этом должны быть приглашены независимые (не обучавшие и не руководившие работами, проектами) эксперты.

Все особенности организации этой работы закрепляются локальными нормативными правовыми актами образовательной организации.

При ответе на данный вопрос нужно обратить внимание на следующее: на предприятии должен быть создан учебный центр (производственно-учебное подразделение). В этом подразделении работают разные по своему функционалу и уровню педагогической подготовки сотрудники. Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников. Можно разделить наставников на тех, кто непосредственно обучает и тех, кто организовывает процесс обучения, взаимодействует с другими организациями, в том числе образовательными.

Наставник-организатор обучения на предприятии может проводить вводные занятия, практические занятия, аналогичные занятиям в колледже, с группой студентов (10-15), а затем они расходятся по рабочим местам, где у каждого из них есть свой наставник. Это идеальный вариант. Если это невозможно, то желательный вариант - 2-3 студента на одного наставника. При этом педагогическая и методическая подготовка таких наставников минимальна (базовая). С ними также взаимодействует наставник-организатор и помогает грамотно организовать обучение студентов.

Какие существуют критерии отбора Наставников на предприятии и как мотивировать их к работе со студентами?

Поскольку на федеральном уровне нет документа, закрепляющего такие требования и меры, в каждом из пилотных регионов и на разных предприятиях эти вопросы решаются по-своему. В рамках проекта на основе обсуждения с экспертами-участниками проекта был подготовлен проект документа «Типовое положение о наставничестве», который дает ответ на данный вопрос с точки зрения лучших практик проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

Подробнее - см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров . - Москва, 2015, С. 110-113

Какое обучение (повышение квалификации) проходят наставники, преподаватели образовательного центра, мастера производственного обучения? Рекомендуемые программы.

Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников, как следствие - о различиях требований к уровню образования.

Деятельность наставника не ограничивается только подготовкой рабочих. Она необходима для техников и технологов, инженеров и т.д. Обучать возможно не только определенным действиям, операциям на рабочем месте, но и исследовательской, проектной, конструкторской деятельности.

Однако говоря о психолого-педагогической и методической составляющей подготовки наставника, можно выделить компетенции, в равной степени необходимые всем, как и педагогическим кадрам колледжей. Среди них: компетенции в области педагогического проектирования; создания практикоориентированной образовательной среды; сопровождения профессионального самоопределения студентов; формирования и оценивания компетенций; организации самостоятельной работы студентов; обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. В программе подготовки наставников можно выделить пять основных разделов:

1. Профессиональное обучение: цель и средства ее достижения.

2. Оценивание результатов освоения профессиональной деятельности.

3. Проектирование профессионального обучения.

4. Организация и ведение профессионального обучения.

5. Документирование процесса и результатов деятельности мастера производственного обучения и наставника на производстве.

6. Работа над программой и учебно-методическим комплексом ведется в настоящее время Центром профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»

«Нужно максимально настроить профессиональное образование на потребности экономики, на решение задач развития как отдельных регионов, так и страны в целом. Бизнес и образовательные учреждения должны наконец иметь широкий набор механизмов сотрудничества, чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно - и сферу деятельности»

В.В. Путин Выступление на Госсовете 23.12.2013

Основной проблемой учебных заведений системы среднего профессионального образования на сегодняшний день является низкий процент трудоустройства выпускников по своей специальности. Решением данной проблемы является внедрение дуальной системы обучения.

Выясним значение термина дуальное обучение. «Дуальность» означает "двуединство, двойственность". Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом тесного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучаемый уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия, который согласно функциональным обязанностям распоряжается выделенными ресурсами, несет должностную ответственность, овладевает профессиональными навыками, в определенных случаях получает заработную плату.

Дуальная система профессионального обучения уходит корнями в средневековую цеховую деятельность ремесленников. Будущий ремесленник поступал учеником в цех, его задачей было наблюдение за работой мастера и воспроизведение его действий. После успешного обучения ученик становился подмастерьем, но для самостоятельной работы или открытия собственной мастерской он должен был сдать экзамен на мастера, а это, в свою очередь, требовало выучки и у других мастеров.

Со второй половины XIX века с развитием индустриального производства подмастерья стали переходить на промышленные предприятия, где уже складывалась система фабрично-заводского обучения. На предприятиях стали открываться учебные мастерские, в которых обучение технологии ремесла производилось на систематичной основе.

Дуальная форма профессионального образования рассматривается учеными как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен. Вместо традиции подготовки отдельным мастером ученика, подобного себе, экономика востребовала новую форму подготовки специалистов на основе социального партнерства предприятий и профессиональных школ.

Проведенный анализ педагогических исследований по данной проблеме позволяет утверждать, что в современной системе профессионального образования особенно актуальным является практика подготовки кадров в Германии. Ее истоки - в концепции дуальной формы как основного метода подготовки и воспитания молодых рабочих в довоенной Германии, когда обучение в образовательном учреждении сочеталось с частичной занятостью на производстве.

Пропасть между теорией и реальностью - извечная проблема профессионального образования. В разное время она решалась по-разному. Дуальная система в мире доказала свою эффективность в этом вопросе. В недалеком советском прошлом профессиональные кадры ковались по аналогичному принципу и, надо сказать, результат был. Современная система дуального образования, внедряемая в нашей стране, возлагает надежды на ликвидацию разрыва между теорией и практикой.

Внедрение дуального образования в любое образовательное учреждение представляет собой процесс сложной подготовки перехода с традиционной формы обучения к системе дополнительного образования. Данный переход сопровождается изменением самосознания социума и его готовностью принять новые нормы, установленные потребностью и спросом современного общества, готового к развитию и самосовершенствованию.
В соответствии с Международной стандартной квалификацией образования ЮНЕСКО дуальная система образования - это организованные образовательные программы для молодежи, сочетающие частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе.

Дуальное обучение - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении (30%-40% учебного времени) и практическое обучение на производственном предприятии (60%-70% учебного времени).

Основной принцип дуальной системы обучения - это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий и организаций, обучающихся, государства:

Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию.

Для обучающихся - это адаптация выпускников к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения.

В выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для всей экономики.

Анализ литературных источников по проблеме использования дуального обучения в зарубежных государствах позволяет говорить о том, что данную систему можно адаптировать к наших реалиям:

1) нужно обеспечить тесную интеграцию между образовательными учреждениями и предприятиями;

2) следует прогнозировать потребность предприятий в рабочих кадрах, чтобы точно знать кого и сколько надо;

3) необходимо разрабатывать профессиональные стандарты и на их основе строить образовательные программы;

4) добиться того, чтобы блоки теории и практики чередовались в процессе всего обучения (например, неделя теории и сразу же 2 недели практики);

5) обязательно проводить профориентационную работу со школьниками, чтобы их выбор будущей профессии был осмысленным.

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж» в числе образовательных учреждений среднего профессионального образования Пермского края начинает внедрять дуальное обучение.

Дуальное обучение представляет собой сетевую форму, основанную на взаимодействии работодателей и образовательных учреждений СПО, а именно согласованное взаимодействие образовательных учреждений Соликамского городского округа и педагогического колледжа.

Дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в колледже студент должен овладеть основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте: в школах, учреждениях дополнительного образования города, дошкольных учреждениях.

Программы дуального обучения, реализуемые на конкретных рабочих местах в образовательных учреждениях города под руководством школьных учителей-наставников, воспитателей ДОУ, включают в себя три основных компонента:

1) учебную, производственную (педагогическую) практику;

2) практические и лабораторные занятия;

3) внеаудиторную работу (экскурсии, круглые столы, семинары-практикумы).

В настоящее время ГБПОУ «Соликамский педагогический колледж» осуществляет внедрение элементов дуального обучения студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Цель: создание системы подготовки квалифицированных рабочих кадров, удовлетворяющей потребностям работодателей по качеству квалификаций и компетенций и количеству выпускников, требуемых экономике для повышения ее конкурентоспособности.

Задачи:

Уровень квалификации выпускников = ожиданиям работодателей,

Повышение инвестиционной привлекательности региона,

Привлечение инвестиций в систему профобразования.
Участники: дошкольные образовательные учреждения города Соликамска; обучающиеся колледжа; преподаватели.

На первом этапе подготовки к проведению дуального обучения колледжем разрабатывается нормативно-правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения:

Договоры о дуальном обучении студентов колледжа с дошкольными учреждениями города;

Дополнительно определяются образовательные учреждения для проведения отдельных видов дуального обучения;

Разрабатываются Программы дуального обучения по специальности Дошкольное образование, готовится согласование Программ с дошкольными образовательными учреждениями;

Разрабатывается учебный план по специальности, который будет согласован с дошкольными образовательными учреждениями;

Планы-графики дуального обучения будут согласованы с базовыми образовательными учреждениями;

Составляется план мероприятий по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения;

Готовится к утверждению Положение «Об организации и проведении дуального обучения в колледже»;

Готовятся к заключению ученические договоры о дуальном обучении. (2)

На втором этапе - этапе реализации программ дуального обучения, согласно утвержденным графикам будет осуществляться дуальное обучение студентов 2-4 курсов посредством проведения практических занятий и разных видов практики на базе работодателя.

Практика в рамках элементов дуального обучения организуется по профессиональным модулям. По завершению вида практики проводятся дифференцированные зачеты. Защита результатов практики становится составной частью экзамена (квалификационного). Социальные партнеры имеют возможность участия в оценке качества подготовки специалистов посредством участия в экзаменах (квалификационных), проводимых по изученным модулям, государственной итоговой аттестации с присвоением квалификации по специальности.

Обучающиеся колледжа проходят практику на предприятиях города, поэтому у работодателей уже на этой стадии складывается мнение о знаниях и навыках, которые получают обучающиеся в колледже в процессе теоретического обучения. В то же время студенты во время прохождения практики имеют возможность познакомиться с режимом работы предприятия или организации, с условиями и экономическими возможностями предприятия.

Преподаватели специальных дисциплин имеют возможность пройти стажировку на предприятиях социальных партнеров (общеобразовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения), принять участие в мастер-классах, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, тем самым повышая свой уровень квалификации и осваивая новые технологические возможности и современное оборудование.

Таким образом, переход на систему дуального обучения:

во-первых, позволит значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО;

во-вторых, поможет решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к педагогической деятельности;

в-третьих, повысит профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда;

в-четвертых, укрепит взаимосвязь образовательных учреждений общего и профессионального образования.

Благодаря дуальной системе обучения появляется возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства.

Таким образом, мы получаем возможность выйти на объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства - совершенно новый уровень трехстороннего партнерства.

Демесинова Динара Валерьевна. УТК «Сервис»

«ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ»

Аннотация

В данной статье изложен материал о системе «Дуального обучения». Рассмотрены общие методы внедрения дуального обучения в систему профессионального образования, преимущества этой системы на примере зарубежных учебных заведений. В статье разработан и собран материал для среднего профессионального образования по специальности «Организация питания». Статья интересна тем, что всесторонне рассматриваются пути и методы внедрения и реализации системы дуального обучения, именно в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Вхождение Республики Казахстан в международное сообщество, быстро развивающаяся экономика, производство и научные достижения требуют инновационного развития системы профессионального образования и подготовки конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.

Одной из динамично развивающихся отраслей городского хозяйства является сегодня индустрия питания, которая испытывает дефицит профессионально подготовленных кадров менеджеров по сервису, рестораторов, отельеров, менеджеров ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса. Формирующиеся в городах ресторанные комплексы требуют постоянно возрастающее количество квалифицированных работников с высоким уровнем профессиональной компетентности, способных к эффективной работе по специальности на уровне международных стандартов. Такой уровень квалификации, может быть, достигнут на основе компетентностного подхода в профессиональном образовании, позволяющеговыпускнику образовательного учреждения успешно применять полученные знания, умения, навыки для решения практических производственных задач, эффективно осуществлять деловые коммуникации, быть готовым к обучению в течение всей жизни в связи с изменениями требований профессиональной деятельности.

В связи с этим возникла необходимость внедрить новую – «Дуальную систему обучения».В мировой практике профессионального образования дуальная система,зародившаяяся в германии,получила широкую известность и признание [К.А. Гесслер, В. Грейнерт, Г. Кутшаи др.]

Дуальная система профессиональной подготовки, строится на взаимодействии двух самостоятельных, в организационном и правовом отношениях носителей образования, в рамках официально признанного профессионального обучения,

т.е. осуществляемого в соответствии с законодательством о профессиональном образовании. Эта система включает две различные учебно-производственные среды, такие как предприятие и государственная профессиональная школа, которые действуют сообща во имя общей цели - профессиональной подготовки обучаемых.

Дуальная система обучения – это две производственные среды

ПРЕДП РИЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА

Одна цель

Профессиональная подготовка специалистов

Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают что затраты на качественное профессиональное обучение являются хорошим вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации и т.д. Этим и определяется значимость дуальной системы как модели организации профессиональной подготовки, которая позволяет преодолеть разрыв, рассогласованность в отношениях производственной и образовательной сфер по вопросам подготовки профессиональных кадров.

Как показывает анализ работ немецких исследователей [А. Шелтен, К.В. Штратман, Н. Stegmann и др.], дуальная система обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимодействие профессионального обучения с производственной сферой, своевременное реагирование на изменение ее потребностей и учет тенденций развития.Как известно, новое поколение образовательных стандартов основано на компетентностном подходе, в соответствии с которым современный специалист должен обладать определенным набором социальных и профессиональных характеристик, которые обеспечат ему успешность, мобильность, адаптивность, социальную защищенность на рынке труда и в профессиональной сфере

Можно перечислить ряд преимуществ дуальной системы образования исходя из международной практики:

Образовательная деятельность и работа студентов непосредственно на предприятиях общественного питания будет направлена на обеспечение конкурентоспособности выпускников в соответствии с запросами регионального рынка труда, потребностями отрасли, требованиями профессионального стандарта рестораторов и отельеровт.кобразовательные технологии имеют практическую направленность и способствовать формированию готовности студентов к профессиональной деятельности:

Процесс курсового и дипломного проектирования построен на использовании студентами реальных проектов предприятий сферы общественного питания по предложениям работодателей и социальных партнеров.

Осуществляется принципа непрерывности профессионального образования как постоянного приобретения, применения и совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, углубление профессионального опыта;

Организация процесса подготовки специалистов в соответствии с социальным заказом, с учетом требований социальных партнеров, на основе культурных и социально-экономических особенностей региона;

Обеспечение качества подготовки выпускников на основе ориентации профессионального образования на модель специалиста, владеющего комплексом профессиональных компетенций.

В ходе обучения формулируются ряд качественных критериев, входящих в характеристику специалиста гостиничного и ресторанного бизнеса:

Профессиональные знания, умения, навыки;

Социально и профессионально значимые качества специалиста;

Ценностные ориентации личности;

Требования к профессиональной компетентности: владению способами деятельности, выполнение профессиональных функций, культурная компетентность.

Компетентность, как способность делать работу качественно и эффективно, проявляется через формы поведения в профессиональной среде, связывается с эффективностью труда, оценкой качества процесса и результатов деятельности.

Компетентность выпускников получивших образование по дуальной системе рассматривается и в диссертационной работе Фоминой Ольги Викторовныпо теме "Теория и методика профессионального образования":

«Компетенция является результатом образования, выражающимся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

В ходе исследования профессиональная компетентность определена как профессиональной подготовки и как свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых функций, культура труда и межличностных коммуникаций, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, готовность к предприимчивости и принятию управленческих решений, адаптация к изменяющимся условиям деятельности.

В ходе исследования определены и экспериментально проверены возможности формирования профессионально компетентного специалиста гостиничного и ресторанного бизнеса на примере государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Колледжа гостиничного хозяйства «Царицыно» №37 г. Москвы.

Исследование организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности специалиста гостиничного и ресторанного бизнеса осуществлено с учетом требований рынка труда и направлено на формирование качеств конкурентоспособной личности, к которым отнесены: профессиональная мобильность, готовность к продуктивной деятельности в проблемных ситуациях; способность мобилизовать умения и навыки для принятия самостоятельных решений; умение конструктивно взаимодействовать с другими людьми, работать в команде и др.»

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что необходимо внедрение технологий развития социального партнерства. Так же учитывать мнение работодателей в разработке учебных планов и программ колледжа; тем самым решаются проблемы обеспечения практики студентов на современных предприятиях ресторанного и гостиничного бизнеса, организацияпроведения независимой экспертизы оценки качества подготовки выпускников и содействие их трудоустройству.

Внедрение дуальной системы в профессиональное образование решит проблемы, связанные с использованием студентов III курса на рабочих местах, должностях, которые не только позволяют ликвидировать дефицит рабочих кадров, но способствуют совершенствованию подготовки работников управленческого звена. Будут разрешены проблемы сочетания успешной учебы и работы; коллектив колледжа профессионально и целесообразно может использовать производственный и учебно-методический опыт преподавателей спецдисциплин, их знания производственных процессов предприятия.Дуальная система обучения позволяет студентам получить и применить практические навыки в конкретном виде деятельности на стадии обучения в колледже. Кроме того, базовое предприятие получает целевой адаптированный кадровый потенциал. Студенты могут по окончании колледжа выбрать место работы на базовом предприятии.

В основу формирования практико-ориентированного (повышенного) уровня обучения положены принципы:

Приоритета качества подготовки специалистов;

Усиления профессиональной направленности содержания образования за счёт широкого участия социальных партнёров;

Коллективной мыследеятельности, заключающейся в выработке общих подходов к разработке требований и содержания профессиональных образовательных программ совместными усилиями педагогической общественности, учёных, работодателей и других социальных партнеров:

Практикоориентированности среднего профессионального образования, выражающейся в том, что практическая подготовка студента (производственная практика, лабораторные работы, практические занятия, курсовые работы, проекты) должна составлять не менее 50% от общего объёма времени, отведённого на теоретическое обучение и практику.

Выпускник при продолжении работы на предприятии не нуждается в психологической и профессиональной адаптации, он хорошо ориентируется в проблемах возникающих в процессе работы, для производственных целей он коммуникабелен. Здесь, несомненно, учитываются и техническое развитие (овладение производственными технологиями), и социальный уровень (профессиональная трудовая деятельность) будущих специалистов. Поэтому, можно сказать, что эта система подготовки кадров носит социально-технологический характер, где наряду с технологическим оборудованием и применяемыми технологиями присутствует и необходимый уровень социальной подготовки специалиста.

К примеру: в России, в Казанском технологическом колледже с 1999 по 2008 год проводилось исследование дуальной системы обучения. Производился анализ и мониторинг выпускников на протяжении 9 лет. Большинство выпускников базового уровня определились с работой в период технологической и преддипломной практик на базовых предприятиях и во время посещения ярмарки вакансий.

99 (+155) специалистов (96,3%), закончившие курс повышенного уровня, решили продолжать работать на заводах и производствах. Предприятия направляют их по целевой контрактной подготовке на обучение в Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева по сокращенной программе.

Практически 100% выпускников колледжа остаются жить и работать всвоих городах. Что очень важно и для наших регионов.

Список использованной литературы:

1. Аксенов, B.C. Социальная и профессиональная адаптация студентов СПО во взаимодействии учебных заведений и социальных партнеров / B.C. Аксенов // Среднее профессиональное образование. - 2004. - № 1. - С.21.

2. Актуальные проблемы среднего профессионального образования: опыт апробации и внедрения / Под ред. Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: ИСПО РАО, 1998. 94 с.

3. Александров, Г.Н. Формирование творческой личности специалиста в системе ЦИПС / Г.Н. Александров, A.B. Райцев / Проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов: Межвузовский тематический научный сборник. - Уфа: изд. УАИ, 1989.-176 с. С. 111-119.

4. Алексюк A.M., Аюрзанайн A.A., Пидкасистый П.И., Козаков A.A. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. Киев: ИСИО, 1993.-336 с.

5. Анисимов, П.Ф. Развитие СПО в контексте модернизации российского образования / П.Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. -2004. -№ 2.-С. 10.

6. Анисимов, П.Ф. Современное состояние и основные направления развития среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. - 2001. № 12. - С. 5-9.

7. Анисимов, П.Ф. О состоянии и перспективах развития среднего технического образования / П.Ф. Анисимов, А.Л. Коломенская // Среднее профессиональное образование. - 2004. № 4. - С. 2.

8. Анисимов, П.Ф, Тенденции развития практико-ориентированного образования в контексте международного образовательного пространства / П.Ф. Анисимов, A.JI. Коломенская, Н.

9. Фомина О.В. диссертационная работа- «Теория и методика профессионального образования»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ НСО «Черепановский политехнический колледж»

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении СПО с применением элементов дуального обучения

Педагогический проект

СЛУШАТЕЛЯ

Курса повышения квалификации «Молодые лидеры в образовании»

Слушатель __________

­­­­­­­­­­­­­­­­

дата

_______________

подпись

Н.А. Антропова

(к.пед. наук.)

­­­­­­­­­­­­­­­­

дата

_______________

подпись

Л.В. Арбузова

Новосибирск, 2014

Введение …………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы организации

дуального обучения………………………………………………………. 7

    1. Сущность дуального обучения в условиях организации

образовательного процесса ………………………………………............. 7

Выводы по главе 1 …………………………………………………………….. 16

Глава 2. Практические основыреализации элементов дуального

обучения ……………………………………………………………………………. 17

2.1. Условия организации элементов дуального обучения и дуальная

культура педагога и мастера…………………………………………… 17

2.2. Механизм реализации модели управления элементами дуального обучения в ГБПОУ НСО «Черепановский политехнический колледж»…………………… 21

Выводы по главе 2 ………………………………………………………… 25

Заключение ……………………………………………………………………… 26

Список литературы ……………………………………………………………… 29

Приложения

Приложение 1 …………………………………………………………………… 31

Введение

Профессиональное образование - это базис социально- экономического развития общества, основа научно- технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования, развития и самоутверждения личности. Оно направлено на достижение всеобщей профессионализации общества, удовлетворение потребностей личности в дифференцированных профессиональных образовательных услугах. Система начального и среднего профессионального образования - социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою логику развития.

В связи с этим дальнейшее развитие системы профессионального образования должно осуществляться в интересах формирования творческой личности, как ведущего фактора экономического и социального прогресса общества.

Исходя из этого, объективной потребностью являются разработка и внедрение в образовательный процесс различного рода инноваций, имеющих целью оптимизировать качество работы образовательной системы в целом. Таким образом, ин­новационная деятельность преобразует характер обучения в отношении таких его параметров, как целевая ориентация, характер и содержание взаимодей­ствия основных субъектов педагогического процесса.

Понятие « образование » в современном мире связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «развитие» . Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. В широком смысле создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование в своей основе уже является инновацией.

Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых организационных форм; методов и пр.).

Ведущее место среди новых форм обучения, обнаруженных в арсенале мировой и российской педагогической практики, принадлежит сегодня дуальному обучению. В основу дуального обучения положена идея, которая позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в колледже, остальные время - на предприятии. Данная проблема очень актуальна, т. к. в нашем колледже знакомство с элементами дуального обучения апробируется с 2012 года в профессиональной деятельности профессии НПО «Сварщик».

Все эти про­цессы тесно взаимосвязаны с обновлением управленческой структуры колледжа, т.к. если не реформируется система управления, соответственно возникает ряд достаточно серьезных препятствий на пути реализации новшеств. Не­обходимо признать, что этот аспект управленческой дея­тельности исследован меньше всего.

Таким образом, организация управления инноваци­онными процессами, к которым относится реализация дуального обучения, выявление условий организации дуального обучения в образовательном учреждении, предстает как наша проблема выпускной квалификационной работы.

Исходя из вышесказанного, цель нашей выпускной квалификационной работы: внедрение организационно-педагогических условий организации дуального обучения в ГБПОУ НСО «Черепановский политехнический колледж».

Объект исследования – элементы дуального обучения как объект реализации и управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении.

Предмет исследования – организационно-педагогические условия организации элементов дуального обучения в ГБПОУ НСО «Черепановский политехнический колледж».

Вышеназванные цель, объект и предмет позволили сформулировать следующие задачи исследования:

- проанализировать научные источники и публикации о передовом инновационном опыте реализации дуального обучения;

- на основе изученной управленческой, психологической, методической, философской литературы, выявить научные подходы к организации элементов дуального обучения;

Определить и обосновать комплекс необходимых и достаточных условий для эффективного управления дуальным обучением в колледже;

Обосновать механизм реализации модели управления элементами дуального обучения в ГБПОУ НСО «Черепановский политехнический колледж», как специфического, профессионального вида деятельности, - управления, направленного на преобразование инновационного процесса и перевода его в новое качественное состояние.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, разных видов официальных документов; изучение отчетов, конференций, публикаций в периодической печати; использовались при этом методы системно-структурного подхода, анализа, синтеза, моделирования, прогностики, наблюдения, изучения результатов деятельности.

Глава 1. Теоретико-методологические основы организации

элементов дуального обучения

В настоящее время в образовательную деятельность профессионального образования вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и элементы дуального обучения. Это происходит потому, что традиционная форма обучения, в которой обучающийся выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая форма обучения, в которой обучающийся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах - 1–2 дня в неделю в образовательном учреждении, остальное время - на предприятии. В образовательном учреждении с помощью преподавателей обучающиеся приобретают необходимые теоретические знания, а мастера предприятия помогают им сформировать практические навыки работы.

    1. Сущность дуального обучения в условиях организации

образовательного процесса

Дуальная система профессионального обучения уходит корнями в средневековую цеховую деятельность ремесленников. Будущий ремесленник поступал учеником в цех, его задачей было наблюдение за работой мастера и воспроизведение его действий. После успешного обучения ученик становился подмастерьем, но для самостоятельной работы или открытия собственной мастерской он должен был сдать экзамен на мастера, а это, в свою очередь, требовало выучки и у других мастеров.

Со второй половины XIX века с развитием индустриального производства подмастерья стали переходить на промышленные предприятия, где уже складывалась система фабрично-заводского обучения. На предприятиях стали открываться учебные мастерские, в которых обучение технологии ремесла производилось на систематичной основе.

Дуальная форма профессионального образования рассматривается учеными как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен. Вместо традиции подготовки отдельным мастером ученика, подобного себе, экономика востребовала новую форму подготовки специалистов на основе социального партнерства предприятий и профессиональных школ.
Проведенный анализ педагогических исследований по данной проблеме позволяет утверждать, что в современной системе профессионального образования особенно актуальным является практика подготовки кадров в Германии. Ее истоки - в концепции дуальной формы как основного метода подготовки и воспитания молодых рабочих в довоенной Германии
, когда обучение в образовательном учреждении сочеталось с частичной занятостью на производстве.

Анализ мирового опыта дуального обучения создает предпосылки для реализации наиболее эффективных ее сторон в систему профессионального образования стран с рыночной экономикой.

При дуальном обучении предполагается обеспечение на младших курсах общетеоретической базы, а на втором-третьем курсе - работа по индивидуальному плану, содержащему практикоориентированные учебные задачи, требующие выполнения в производственных условиях. К руководству данной работой могут привлекаться специалисты-практики.

Итоговая аттестация проводится в форме защиты курсового или дипломного проекта по специализации, при этом большое внимание уделяется практической значимости работы.
Подобная форма организации обучения требует дополнительных финансовых и трудовых затрат со стороны всех участников процесса, однако, она дает и дополнительные преимущества для каждого из его участников.

При дуальной целевой подготовке обучающийся приобретает на ранних стадиях обучения определенные профессиональные компетенции, а также такие личностные качества, как умение работать в команде, навыки оптимального выбора технологического решения, ответственность за порученный участок деятельности. В процессе работы он по-новому осмысливает будущую специальность и принимает обоснованное решение о правильности выбора профессии. Помимо всего, будущий специалист при добросовестном труде может обеспечить себе дополнительный доход и стаж работы, чрезвычайно необходимый для трудоустройства в современных условиях.

Потенциальный работодатель , имеющий собственное представление о специалисте, имеет возможность "вмешаться" в процесс обучения, дополняя содержание обучения кругом специфичных проблем для данного производства. Партнерство с учебным заведением дает возможность еще на ранних стадиях профессиональной подготовки оценить потенциальные кадровые ресурсы и в случае явного несоответствия заблаговременно отказать выпускнику в работе или же зачислить его на должность с меньшей заработной платой.

Образовательное учреждение также заинтересовано в деловом партнерстве с производством, так как получает доступ к оперативной информации о текущем состоянии производственных процессов, а это позволяет внести коррективы в обучающие программы и актуализировать определенные дисциплины.

В современном мире секреты профессии передают будущим работникам в учебных заведениях различного типа. В них передача знаний устроена таким образом, что идет знакомство с теоретической частью, а затем происходит знакомство с навыками работы, после освоения их проводится производственная практика. На деле такая система дает определенные сбои в процессе обучения. Связано это с многочисленными факторами, в том числе и с оторванностью производства и методами обучения по определенным стандартам.

Сложившийся в нашей стране рынок труда диктует необходимость пересмотра традиционных подходов в системе профессионального образования.

Переориентация на рыночные отношения потребовала серьезных изменений в системе профессионального образования. При приеме на работу работодателя интересует не столько формат теоретических знаний выпускников учебных заведений, сколько их готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

Сегодня образовательные учреждения пока еще не готовы переориентироваться на новые цели подготовки специалистов. Действующие государственные образовательные стандарты предполагают равное соотношение теоретического и практического обучения, хотя необходимы практико-ориентированные формы. Система образования построена следующим образом, что теория и практика обучения проходит с отрывом от производства.

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста.

6 сентября 2013 член комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Елена Панина предложила, ввести систему дуального образования в России, в которой процесс профессиональной подготовки был бы разделен на освоение теории и практики.

Значение самого термина. «Дуальность» означает "двуединство, двойственность".

Дуальная система профессионального образования, получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии.

Россия уязвима на мировых рынках. Одним из факторов является дефицит высококвалифицированных рабочих.

По данным Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации (Роструд), в настоящее время от 60% до 80% вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии. При этом средний возраст российского рабочего - 53-54 года. Таким образом, статистика говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров.

Решить проблему поможет реформа системы профессионального образования. В качестве примера рекомендована система дуального образования Германии, проверенная жизнью и практикой.

Рис.1 Схема системы дуального образования Германии.

Уже со Средних веков немецкие ремесленники отличались особым мастерством. Ученик полжизни мог оставаться подмастерьем, настолько высоки были требования к его квалификации. Право мастера ставить личное клеймо на товары было символом не только профессионального, но и жизненного успеха.

У немцев мы можем поучиться и традиционно уважительному отношению к труду, которую в современных условиях лишь условно можно назвать физическим. Наши молодые люди после школы стремятся поступить в вуз. А более половины детей в Германии проходят через профессионально-техническое образование, предпочитая научиться что-то делать руками.

Россия собирается взять из германской модели «дуального образования» следующие принципиальные аспекты:

Совмещение теоретической и практической подготовки в современном профессиональном образовании, при котором практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте на предприятии, а теоретическая часть – на базе образовательной организации;

Совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе

Россия планирует внедрение модели дуального образования для начала в четырех пилотных регионах с приоритетами по следующим отраслям: автомобилестроение, металлургия, машиностроение, производство строительных материалов, электротехника.

Одними из первых участниками по внедрению элементов дуального обучения стала Московская область. В проекте Министерства образования Московской области «Внедрение элементов дуальной модели профессионального образования в Московской области» отражены конкретные действия по повышению приоритетности рабочих профессий (специальностей) в результате развития новых форм образования, создания современных профессиональных образовательных программ с элементами дуальной системы и учетом освоения специализированных компетенций.

В ПОО имеются элементы дуальной системы образования, которые необходимо развивать в общую новую профессиональную систему обучения и образования.

В настоящее время Министерством образования Московской области разрабатывается пилотный проект дуальной модели образования, которая предусматривает создание на базе учебного заведения (ГБОУ НПО ПУ № 7 МО г. Железнодорожный) модель предприятия, бизнес - инкубатор, максимально приближенного к условиям производства, на котором студенты могут выполнять реальный заказ, совмещая теоретическое обучение с практическим обучением в образовательной организации. Эта программа называется «Технопарк – новая образовательная, научно-производственная структура подготовки профессиональных кадров». Технопарк – это региональный учебно-научно-производственный комплекс, состоящий из исследовательских лабораторий и экспериментальных производств, группирующихся вокруг крупной многопрофильной профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования. Это территориальная интеграция образования, науки и производства, центром которой является образовательная организация среднего профессионального образования, объединяющая деятельность предприятий и систему подготовки и переподготовки профессиональных кадров в единый механизм. Стратегия развития технопарка направлена на расширение числа сфер деятельности профессиональной образовательной организации, как на рынке образовательных услуг, так и на рынках высокотехнологичных производств.


Рис.2 Схема реализации дуального образования в Московской области.

Таким образом, мы определили, что система дуального обучения – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени, направленный на «создания уникальных продуктов или услуг». Вместе с тем, система дуального обучения, независимо от степени ее новизны, на наш взгляд, опирается, исторически, на ряд своих предшественниц, создавших те или иные предпосылки зарождения нового подхода, новой технологии, системы знаний и т.д.

Выводы по первой главе

В настоящее время в системе профессионального образования происходят изменения, направленные на создание среды, которая бы мотивировала и ориентировала обучающихся на успешную профессиональную деятельность, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем профессиональном пространстве, в мобильности квалифицированной рабочей специальности быстроменяющейся обстановке на рынке труда. Система дуального обучения позволяет решить поставленные задачи, обусловленные ФГОСТ 3 поколения и эффективнее развивать профессиональные компетенции обучающихся.

В современном обучении элементы дуального обучения рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Для того чтобы успешно организовать элементы дуального обучения необходимо в полной мере изучить сущность дуального обучения, этапы работы над ним, принципы, знать критерии оценки дуального обучения и то, какие знания, умения и навыки формируются у участников такой деятельности.

Глава 2. Практические основы реализации элементов дуального обучения

2.1. Условия организации элементов дуального обучения и дуальная

культура педагога

Главной задачей руководителя при внедрении в учебно-производственный процесс инноваций, является создание условий для самореализации и саморазвития каждого участника образовательного процесса, ситуаций успеха.

И, несомненно, наиболее важным условием продуктивной организации системы элементов дуального обучения является высокий уровень дуальной культуры прежде всего инженерно- педагогического состава учреждения образования.

Дуальная культура ИПР - сложное интегративное понятие, включающее общекультурную, компетентностную и личностную составляющие . Она формируется в коллективе, поэтому ее значимым внешним элементом является корпоративная культура организации, объединяющая ценности, нормы, традиции, стиль, социальный климат. Обобщенная модель проектной культуры ИПР представлена на рис. 2.

Важное место в этой модели занимает компетентностная составляющая в виде совокупности «дуальных» умений, навыков, способов инновационного преобразования педагогической действительности на основе формирования проблемного видения, планирования, прогнозирования, организации развивающего образовательного взаимодействия с обучающимися. Модель дуальной культуры педагога включает также психологические качества, особенности личности педагога и мастера, необходимые для успешного овладения элементов дуальной деятельностью при решении профессиональных задач. Среди них следует выделить социально-коммуникативные навыки - искусство речи, управление своим поведением во время общения.

Дуальные компетенции достаточно подробно представлены на рис. 2, прежде всего, это уровень знаний и умений в профессиональных сферах: создания и использования развивающей среды, дидактического материала, установления интегративных связей различных образовательных областей в дуальном обучении.

Личностные и профессиональные качества (активность, работоспособность, инициативность, ответственность, профессиональная компетентность)


Дуальные компетенции

    Четкое представление о дуальном обучении как явлении (осознание ИПР понятий «дуальное обучение», «технология дуального обучения»

    Способность реализовывать дуальное обучение:

Анализировать проблемы дуального обучения;

Формировать систему целей, задач дуального обучения;

Осуществлять интеграцию и планирование дуального обучения;

Прогнозировать ожидаемые результаты всех участников дуального обучения;

Выстраивать взаимоотношений педагога (наставника) и обучаемого в процессе деятельности дуального обучения;

Организовывать презентацию полученных ЗУН участников дуального обучения .


Творческий подход к реализации дуального обучения

(овладение различными методиками)


Рис. 2 Модель дуальной культуры ИПР

В начале опытно-экспериментальной работы в целях диагностики исходного уровня дуальной культуры ИПР Черепановского политехнического колледжа было предложено провести самооценку по десятибалльной шкале, используя восемь обобщенных показателей разработанной модели (см. рис. 2). Анализ результатов, представленных на рис. 3, показал, что оценки основных компонентов не превышают уровня 6 по десятибалльной шкале. В первую очередь это объясняется непониманием сущности дуального обучения, недостаточной мотивацией, а также слабым владением дуальными компетенциями.

Результаты самооценки уровня дуальной культуры

Рис. 3 Сравнительные результаты самооценки исходного и достигнутого в ходе ОЭР уровня дуальной культуры

На втором этапе работы было организовано целенаправленное обучение, проведены методические объединения, тренинги, обеспечено практическое участие ИПР на предприятии, которое в значительной степени позволило повысить уровень ИПР в области дуального культуры.

Следующим этапом стала организация деятельности по разработке и реализации элементов дуального обучения по профессии «Сварщик». Ее основное содержание – разработка замысла, планирование, распределение обязанностей для эффективного достижения поставленных целей, реализация элементов дуального обучения, рефлексия.

Все это позволило существенно повысить уровень дуальной культуры. Сравнительные показатели исходного и достигнутого уровня дуальной культуры представлены на рис. 3.

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод о существенном повышении уровня дуальной культуры по всем составляющим после организации работы в данном направлении. Результаты самооценки ИПР практически совпадают с результатами объективной экспертной оценки. Направлением дальнейших исследований является оптимизация методики формирования дуальной культуры, исследование факторов, определяющих эффективность дуально-созидательных технологий.

2.2 Механизм реализации модели управления элементами дуального обучения в ГБПОУ НСО "Черепановский политехнический колледж"

Как и любое новое дело, вначале дуальная деятельность занимала незначительное место в образовательном процессе колледжа. Сказывалось незнание технологии и методик, отсутствие профессиональных знаний и культуры в области дуального обучения, пугал ожидаемый результат обучения. О настороженности, недоверии, скептическом отношении к новому виду учебной деятельности говорили результаты первых диагностических исследований по этим вопросам (анкетирования по разным проблемам проводятся в колледже постоянно).

Сегодня элементы дуального обучения – норма в образовательной деятельности колледжа как обучающихся, так и их наставников.

Некоторые факторы оказали серьезное воздействие на процесс формирования системы элементов дуального обучения в колледже. Значительную роль в становлении системы элементов дуального обучения в колледже сыграла активная, увлеченная работа творческой группы ИПР- новаторов, опиравшихся сначала на небольшой коллектив обучающихся по профессии "Сварщик". Именно деятельность этой группы и постоянный рост ее сторонников постепенно поменяли психологию коллектива, устранили недоверие и боязнь, активизировали процесс освоения элементов дуального обучения, увидевших в этом роде деятельности новые возможности формирования ключевых образовательных и профессиональных компетенций у обучаемых, необходимых ему для будущей социальной адаптации в современном обществе.

Действующая в колледже модель релизации и управления элементами дуального обучения объединяет непосредственно всех участников процесса (обучающиеся, ОУ, предприятие), которая в значительной степени позволит повысить не только профессиональный уровень обучающегося, его дальнейшее трудоустройство по выбранной професии, но и знанчимость работодателя в образовательном процессе, повышение престижа образовательного учреждения. Организация элементов дуального обучения представлена в приложение №1.

ГБПОУ НСО "Черепановский политехнический колледж "


ЗАО "Черепановскферммаш"





Обучаемый по профессии "Сварщик"


Рис.4 Структура реализации элементов дуального обучения в ГБПОУ НСО "Черепановский политехнический колледж"

Внедрение дуальной формы обучения позволяет решить основную проблему профессионально образования - разрыв между теорией и практикой.

Это действительно полезное и нужное дело - проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку обучаемых. Таким образом решается следующие проблемы:

Стажер получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы;

Предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.

К основным преимуществам дуального обучения можно отнести:

Во-первых, участие работодателя в корректировке учебных программ и обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближено к запросам производства. Примечательно, что участником дуального обучения может быть самая маленькая компания;

Во-вторых, достигается высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего работника».

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

Дуальная система подготовки специалистов устраняет разрыв между теорией и практикой;

Дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

Заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;

Учебное заведение, работающее в тесном контакте с Предприятием, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения и т.д.

Высокая надежность дуальной системы обучения объясняется тем, что она отвечает интересам всех участвующих сторон - предприятий, работников, государства:

Для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших студентов;

Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни;

В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.

Для того чтобы инновации вошли в нашу жизнь необходимо:

Необходима работа в тесном контакте с предприятиями, имеющим возможность внедрения дуальной системы обучения;

Разработать совместно с работодателями рекомендации для предприятий по внедрению дуальной модели обучения;

Обеспечить создание или выделение на предприятиях ученических мест, учебных полигонов и мастерских для обучения по дуальной системе.

Ввести обязательную (один раз в год) стажировку преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения на рабочем месте;

Подготовка будущих педагогов профессионального образования к организации и методике преподавания дуального образования.

Выводы по главе 2

Невозможно представить себе скорейшее решение всех проблем создания системы элементов дуального обучения без планомерного и мощного формирования методической базы колледжа – активного, действенного стимула к дуальному обучению, сформированной дуальной культуры ИПР.

На сегодняшний день педагог получил возможность по-новому организовать учебную деятельность своих обучаемых, используя новые технологии. Еще существует много проблем, как с техническим, так и с методическим обеспечением для поддержки таких занятий, но, тем не менее, работа в сторону улучшения уже идет. Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания на практике, а также практических задач – суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на теоретических знаниях, на учебнике, на педагоге и мастере. Необходима многосторонняя познавательная деятельность (ОУ, обучающийся, предприятие), основанная на элементах дуального обучения. Которая позволит повысить образовательный уровень выпускников, решит вопрос их социализации.

Заключение

Изучив научные источники, мы утвердились в понимании, что проблема дуального обучения исследовалась в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии. Научный потенциал знаний, имеющийся в педагогике, позволяет предположить, что дальнейшее исследование проблемы организации проектной деятельности обучающихся связано с использованием теории и практики продуктивного обучения, объединяющего идеи и концепции продуктивного подхода, свободного самоопределения и самореализации, развития самостоятельной деятельности обучаемых. Нами рассмотрены история развития дуального обучения, изучены положительные аспекты использования элементов дуального обучения, возможные трудности, возникающие в ходе организации дуальной деятельности.

Известно, что включение дуального обучения в образовательный процесс сегодня сопряжено с рядом трудностей. Многие педагоги в целом относятся с осторожностью к введению инноваций. Здесь требуется и профессионализм педагога, и достаточный высокий уровень знания преподаваемого предмета, моральная готовность, временные затраты, поэтому администрация, выступая инициатором включения проектов в учебно-воспитательный процесс, призвана оказывать конкретную помощь учителю, использующему этот вид учебной деятельности. Прежде всего, требуется изменить позиции и взгляды участников педагогического процесса на образовательные цели и задачи в использовании метода проектной деятельности.

Основная цель дуального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации: это и разработанные методы и программы, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации дуального обучения, системность, отраженная в модели управления дуальной деятельностью.

Опыт ГБПОУ НСО "Черепановский политехнический колледж"» и полученные данные о внедрении элементов дуального обучения показывают ряд его достоинств: более глубокое усвоение предметного содержания; высокая способность к концентрированию знаний из разных областей; мотивацию обучаемых в ходе учебного процесса.

Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как дуальное обучение достаточно мощно направляет свою деятельность в сторону расширения знаний по выбранной профессии, развивает профессиональные и соцально-направленные умения и навыки: коммуникативные, менеджерские.

Анализ деятельности, описанный во второй главе, позволяет говорить о том, что наш ИП коллектив правильно понимает и осознает инновационные процессы и в своей практике, правильно действует в управлении инновационными процессами. Однако, предстоит ещё более глубоко осуществлять изучение личности обучаемого, профориентирование, мотивирование ИПР и обучающихся на деятельность, и, уже с учетом этих данных, строить дальнейшую деятельность в организации образовательного процесса.

Дуальное обучение может стать одной из образовательных форм, организующей учебно-производственную работу всего образовательного учреждения. Таким образом, мы видим, что дуальное обучение может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности обучаемых, раскрытия их интеллектуального потенциала, повышения мотивации к учебно-производственной деятельности. Разумеется, мы не рассматриваем дуальное обучение как основной, определяющий стратегию образования, претендующий на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Система обучения определяется общей концепцией обучения и включает целый комплекс компонентов - цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Все компоненты этой системы взаимосвязаны. Элементы дуального обучения - это лишь один из ее компонентов, который может быть эффективно использован в обучении, дополняя любые другие методы в условиях вариативности обучения и позволяющий оптимизировать образовательный процесс.

В целом результаты данной работы подтвердили решение поставленных задач, доказали эффективность разработанной модели управления общеобразовательным учреждением в процессе дуальной деятельности. Внедрения элементов дуального образования в традиционную форму обучения показал, что данный подход раскрывает новые возможности в предоставлении образовательных услуг, что в свою очередь повысит образовательный уровень выпускников, решит вопрос их социализации.

В заключение хотелось бы отметить, что использование инновационных технологий в обучении не только подогревает мотивацию обучаемых, не только делает теоретические занятия более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию ИПР приближая всех участников к производственной деятельности.

Список литературы

п\п

Вид источника

Пример библиографического описания

Родиков А.С. Некоторые аспекты профилизации образовательных услуг дуальной системы европейского образова­ния // Вестник Военного университета. - 2010. - № 3 (23). - С. 41-46.

Статья из сборника материалов

Шерстнева Н.В. «Дуальное обучение – перспективная системаобучениявТиПО», : «Вопросы перехода на дуальное образование»,

Электрн-ные информационные ресурсы

moshiach.ru›study/enciclopedia/1057_11_3.html

http://www.e-prof.ru/jurnal/professia/novie_i_redkie_professii.htm

lakubik.narod.ru›mazalova/3_021.shtml

tupa-germania.ru›rabota/svobodnye-professii.html

web-local.rudn.ru› Ресурсы›ido/psix_trud/ch4_4.htm

Статья журнала

Взаимодействие учебных заведений и предприятий

как компонент интеграции профессионального образования и производства / И.М. Айтуганов[и др.] //

Казан. пед. журн. – 2009. – №2. – С. 3–9.

Петров, Ю.Н. Дуальная система инженерно педагогического образования– инновационная модель

современного профессионального образования/ Ю.Н.

Петров. – Н. Новгород: Изд-во Волж. гос. инженер.-

пед. ун-та, 2009. – 280 с.

Смирнов И.П. Новые принципы организации начального профессионального образования. Переход

к открытой системе в условиях рынка труда/ И.П.Смирнов, В.А. Поляков, Е.В. Ткаченко. – М. : Акад. проф. образования, 2004. – 32 с.

Чапаев Н.К. Интеграция образования и производства:

методология, теория, опыт/ Н.К. Чапаев, М.Л. Вайнштейн. – Екатеринбург: Изд-воРос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. – 408 с.

Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику/

А. Шелтен. – Екатеринбург: Изд-воУрал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. – 288 с.

Приложение №1

Анализ опыта реализации программ дуального обучения в

ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж»

Старооскольский педагогический колледж в числе образовательных учреждений среднего профессионального образования Белгородской области на основании постановления Правительства Белгородской области «О порядке организации дуального обучения обучающихся» № 85-пп от 18 марта 2013 г., постановления Правительства Белгородской области от 19 мая 2014 года № 190 «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 года № 85-пп» внедряет дуальное обучение.

Дуальное обучение представляет собой форму, основанную на взаимодействии работодателей и образовательных учреждений СПО, а именно согласованное взаимодействие управления образования администрации Старооскольского городского округа и педагогического колледжа.

Дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в колледже студент должен овладеть основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте: в школах, учреждениях дополнительного образования города.

Программы дуального обучения, реализуемые на конкретных рабочих местах в образовательных учреждениях города под руководством школьных учителей-наставников, включают в себя три основных компонента:

1) учебную, производственную (педагогическую) практику;

2) практические и лабораторные занятия;

3) внеаудиторную работу (экскурсии, круглые столы, семинары-практикумы)

В настоящее время ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж» осуществляет дуальное обучение студентов по следующим специальностям:

На первом этапе подготовки к проведению дуального обучения колледжем разработана нормативно-правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения:

– заключены договоры о дуальном обучении студентов колледжа с управлением образования администрации Старооскольского городского округа, «якорным работодателем» и с базовыми школами и учреждениями дополнительного образования детей: МБОУ «НОШ № 31»,МБОУ «Гимназия № 18»,МАОУ «СОШ № 24 с УИОП»,МАОУ «СОШ № 40»,МБОУ «СОШ № 16 с УИОП»,МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова», МБОУ «СОШ № 21»,МБОУ «СОШ № 30»,МБОУ «СОШ № 14» им. А.М. Мамонова, МБОУ «СОШ № 20 с УИОП»,МБОУ «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ»,МБУДО ЦДО «Перспектива»,МАДОУ детский сад № 69 «Ладушки»,МБДОУ детский сад № 71 «Почемучка», МБДОУ детский сад № 20 «Калинка», МБДОУ детский сад № 68 «Ромашка».

– дополнительно определены учреждения для проведения отдельных видов дуального обучения студентов: МБУДО «Детская школа искусств № 2», МБУДО «Детская музыкальная школа № 5», МБУДО «Детская музыкальная школа № 3» МБУДО «Детская школа искусств имени М.Г. Эрденко №1», МБУК «Старооскольский Дом ремесел», МАУК ДК «Комсомолец», МБУКДО «Центр эколого-биологического образования», ООО «Арт-Мастер», студия мебели «Astoriya», ООО РА «Премьера Плюс», ООО «Яркий мир», МУП «Зеленстрой», МКУК «Старооскольский художественный музей»,Веб-студия ITUp, ООО РПК «Реклайн», ООО «Гелион», ООО «Софтсервис».

Практические занятия студентов 21-М группы по МДК 01.11. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности:хоровой класс и практика работы с хором на базе

МБУДО «Детская школа искусств им. М. Эрденко № 1». Занятие по хору проводит педагог-наставник Иванова С.Н.


Практическое занятие студентов 22-Х группы по МДК 01.02.Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: ритмика с методикой преподавания на базе МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 5» (педагог-наставник Клещевникова С.А., преподаватель колледжа Христолюбов В.Н.)

– разработаны Программы дуального обучения по всем специальностям, прошло согласование Программ с управлением образования администрации Старооскольского городского округа, с департаментом внутренней и кадровой политики Белгородской области;

– разработаны учебные планы по всем специальностям, учебные планы согласованы с управлением образования администрации Старооскольского городского округа;

– планы-графики дуального обучения согласованы с управлением образования администрации Старооскольского городского округа и базовыми образовательными учреждениями;

– составлена «дорожная карта» (план мероприятий) по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения;

– утверждено Положение «Об организации и проведения дуального обучения в колледже»;

– заключены ученические договоры о дуальном обучении;

– управлением образования администрации Старооскольского городского округа и ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж» проведено совместное совещание «О порядке организации и внедрения дуального обучения студентов».

На втором этапе – этапе реализации программ дуального обучения, согласно утвержденным графикам осуществляется дуальное обучение студентов 2-4 курсов посредством проведения практических занятий (просмотр и анализ уроков, внеклассных мероприятий, классных часов) на базе работодателя. Эта форма сегодня дает положительные результаты в приобретении студентами колледжа более качественного профессионального опыта.

№ п\п

Название специальности

Базы дуального обучения

1.

44.02.02 Преподавание в начальных классах

МБОУ «НОШ № 31», МБОУ «Гимназия № 18», МАОУ «СОШ № 24 с УИОП», МАОУ «СОШ № 40», МБОУ «СОШ № 16 с УИОП», МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова»

2.

49.02.02 Адаптивная физическая культура

МБОУ «СОШ № 30», МБОУ «СОШ № 14» им. А.М. Мамонова, МБОУ «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ», МБОУ «СОШ № 20 с УИОП».

3.

44.02.01 Дошкольное образование

МАДОУ детский сад № 69 «Ладушки», МБДОУ детский сад № 20 «Калинка», МБДОУ детский сад №71 «Почемучки», МБДОУ детский сад № 68 «Ромашка», МАДОУ детский сад № 11 «Звездочка».

4.

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

09.02.07 Информационные системы и программирование

МАОУ «СОШ № 40», МАОУ «СОШ № 24 с УИОП», МБОУ «СОШ № 16 с УИОП», МБОУ «СОШ № 20 с УИОП», МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова», ООО «Гелион», ООО «Софтсервис».

5.

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова», МБОУ «СОШ № 21», МБОУ «Гимназия № 18», МАОУ «СОШ № 40», МАОУ «СОШ № 24 с УИОП», МБУДО «Детская школа искусств № 2», МБУДО «Детская музыкальная школа № 5», МБУДО «Детская музыкальная школа № 3», МБУ ДО «Детская школа искусств имени МБУДО М.Г. Эрденко №1».

6.

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)

МБОУ «Гимназия № 18», МБУДО ЦДО «Перспектива», МАОУ «СОШ № 40», МБОУ «НОШ № 31», МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 5», МБУ ДО «Детская школа искусств имени М.Г. Эрденко №1», МАУК ДК «Комсомолец», МБУДО «Детская школа искусств № 2».

7.

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

МБУДО «Центр эколого-биологического образования», ООО «Арт-Мастер», студия мебели «Astoriya», ООО РА «Премьера Плюс», РА «Яркий мир», МУП «Зеленстрой», МКУК «Старооскольский художественный музей», ООО РПК «Реклайн», МАУК ДК «Комсомолец».

На третьем – этапе реализации программ учебной и производственной практики реализуется более 15 видов практики. Учебная и производственная практика студентов проходят в более чем в 30 организациях, образовательных учреждениях разного типа (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования).

09.02.07 Информационные системы и программирование

09.02.05 Прикладная информатика


44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)

49.02.02 Адаптивная физическая культура

Летняя практика студентов

Практика в рамках дуального обучения организуется по профессиональным модулям. По завершению вида практики проводятся дифференцированные зачеты. Защита результатов практики является составной частью экзамена (квалификационного).

Таким образом, переход на систему дуального обучения:

во-первых, позволил значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО;

во-вторых, способствовал решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к педагогической деятельности;

в-третьих, повысил профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда;

в-четвертых, укрепил взаимосвязь образовательных учреждений общего и профессионального образования.

Программы дуального образования

Адаптивная физическая культура 2018г.