Библиотека как воспитательный центр школы. Библиотека как информационный центр образовательного учреждения. Библиотека как информационный центр

Школьная библиотека-

информационный центр учебного заведения

Жизнь-это всегда движение вперед,

и нужно знать не только то,

что делать сегодня, но и куда идти завтра.

Приобщение к чтению чтению – одна из целей школьной библиотеки.. Цель приобщения к чтению – подготовка самостоятельно мыслящего, заинтересованного читателя, для которого чтение является любимым занятием, средством приобщения к искусству слова, источником познания мира и самопознания; читателя, который умеет составить свое мнение о прочитанном произведении, может увидеть связь текста с собственным опытом, использовать его для понимания и решения реальных жизненных проблем.

Но в последнее время отношение к книге изменилось. О слабой заинтересованности учащихся в чтении постоянно говорят исследователи, учителя, родители. Дети действительно не спешат читать учебную и художественную литературу. Причин этому немало: нет массового примера взрослых, включается механизм самосохранения из-за учебных перегрузок и отсутствия навыков эффективного чтения. Времени и здоровья тратится много, а результаты низкие. Тем более, что появились и другие, более живые источники информации – телевидение, кино, компьютер, путешествия, общение в чате… книги стали занимать менее заметное место в жизни.

Однако, если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть, что дети читают, но только не так, как взрослые. Очень часто в Интернете они ищут ответы на учебные вопросы, смотрят материалы сетевых форумов, обсуждают их, становятся посетителями электронных библиотек, где собраны лучшие произведения, и легко найти то, что нравится, читают с карманных компьютеров и в наушниках нередко слушают аудиокниги.

Как отмечают исследователи, изменились и вкусы. Молодое поколение сначала интересуется современными книгами, книгами – ровесниками. Серьезная классическая литература входит в жизнь позднее. До нее нужно дорасти.

Известно, что дети любят слушать, когда кто-то читает. Во многих семьях это сказочное действо происходит ежедневно. Оно бывает похоже на вечернюю молитву. Малыши часто заставляют близких людей перечитывать одно и то же десятки раз. Но почему – то вечернее чтение с началом школьного периода прерывается. Считается, что детям – школьникам надо читать самим. И вместо совместного чтения в классе и дома, им дают учебные задания, а дома помогают их выполнить. На близкое общение, источником которого была книга, у взрослых времени не остается.

Как убить интерес к чтению? Это сделать очень легко. Достаточно говорить ежедневно «Читай! Читай! Читай!». И ребенку уже читать не захочется.

Французский учитель Даниэль Пенак писал: «Заставить читать нельзя, так же как нельзя заставить любить и мечтать.» Однако вернуть радость чтения тоже легко. Надо только снова перед сном начать читать своим детям увлекательные истории, не говоря о важности чтения, не спрашивая о том, понятно или нет. Просто так. Без претензий. Даром. И это, наверное, и есть тот самый ключ от интереса к чтению, которым могут воспользоваться родители дома и учителя в классе.

Дмитрий Лихачев говорил: «Повысить качество восприятия классики -значит повысить нравственное здоровье людей». Американцы забили тревогу по поводу чтения еще в 80-х годах прошлого века. Их исследование называлось «Нация в опасности: необходимость реформы образования». Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, взрывами и авариями. Не читающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации, неспособным исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и бытовые обязанности.

Для России и, в частности для Крыма, до недавнего времени входящих в состав «самой читающей страны в мире», чтение имеет особое значение. Нашему менталитету с его традиционной духовностью всегда было свойственно особое почитание печатного слова.

Разницу целей чтения наших школьников и школьников за рубежом можно показать таким примером из жизни: как-то бывший президент США Билл Клинтон во время посещения России зашел в школу к первоклассникам и спросил их, зачем они хотят научиться читать. Один из мальчишек сказал: «Чтобы самому читать сказки Пушкина», на что американский президент удивленно заметил, что если бы такой вопрос задали американскому школьнику, то, скорее всего, получили бы ответ: «Чтобы читать факсы».

Не стоит говорить о том, как важно сегодня поддерживать интерес ребенка к книге. А вот будет ли ребенок тянуться к книге, хотеть ее прочесть во многом зависит от семьи, школы и, конечно же,от школьной библиотеки.

Прекрасно понимая, что только в союзе с родителями и учителями мы сможем привлечь в библиотеку юного читателя, мы стараемся, чтобы учащиеся стали активными участниками наших мероприятий.

Каждое мероприятие по-своему уникально. В работе с ребятами мы стараемся применять новые, необычные (часто игровые, дискуссионные) формы и методы работы. Это баттлы (соревнования), квесты, виртуальные путешествия по книгам,сказкам и т.д.

Однако, проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования изменило миссию школьной библиотеки. Уходит в прошлое традиционный порядок обслуживания читателей, не соответствующий современным задачам обучения и воспитания, возросшим читательским потребностям. На смену приходит библиотека, оснащенная современной техникой с новыми информационными технологиями. Новые информационные технологии в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять его познавательные интересы. Использование компьютерных технологий в библиотеке приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией.

Сегодня школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением, но и является ресурсной базой обновления школьного образования, воспитательным, информационным центром образовательного учреждения.

Ведь электронная культура способна усилить возможности книжной. Необходимо не противопоставлять, а сочетать книжную культура и возможности электронной. Такие понятия, как Интернет, веб-сайт, локальная сеть – просто очередной инструмент, который помогает решить проблему продвижения чтения новыми и современными методами.

Но, как известно, эмоциональное сопереживание с прочитанным – главный фактор систематического чтения ребенка – происходит только при чтении художественной литературы. Перед нами встала новая задача: как совместить чтение художественной литературы и возможности компьютерных программ, как с помощью последних привлечь к чтению?

Именно поэтому, ознакомившись с опытом работы других библиотек, принимая во внимание накопленные ранее методические наработки, учитывая специфику работы нашей школы, мы пришли к убеждению, что одним из путей совершенствования библиотечной работы является реорганизация деятельности школьной библиотеки в библиотечный информационно- методический центр.

В связи с чем, одной из основных задач нашей библиотеки является – накопление и организация электронных ресурсов. Эта деятельность включает не только формирование фонда мультимедиа материалов, но и поиск, сбор оценку и систематизацию интернет-ресурсов для использования, как в режиме он-лайн, так и в режиме локального доступа.

Однако, на мой взгляд, особое значение сегодня, имеет проблема использования Интернет-ресурсов учениками. В сети имеется огромное количество прекрасных информационных ресурсов. Вместе с тем, избыток информации, наличие недоброкачественных, а иногда и опасных материалов, делают незаменимой роль школьной библиотеки, одной из задач которой, является, фильтровать, отбирать, систематизировать качественные ресурсы для формирования фонда электронных материалов, таких как: базы данных, текстовые материалы, файловые архивы, развивающие игры и т.д. На сайте нашей школы размещен список веб-сайтов рекомендованных к использованию. Да и вообще сайт школы, это огромное подспорье в работе ШБ. По информированию учащихся-читателей.

Использование сетевых интерактивных технологий для привлечения к чтению и продвижения литературы представляется одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками, т.к. позволяет не только привлечь учеников к чтению, но и сформировать навыки информационной грамотности.

Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. Полученные нашей школой CD-диски стали основой для создания фонда медиадокументов.

Ведь электронный информационный продукт (СД диски) в образовании выступает одновременно как учебник, предоставляя информацию; как учитель, разъясняя информацию; как справочно-информационное пособие; как консультант, углубляя знания по изучаемому предмету; как тренажер, способствуя усвоению информации; как контролер знаний, предлагая ответить на вопросы и проводя тестирование.

Одной из давно известных форм работы по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, является библиотечный урок – формирующий информационную культуру ученика, готовя ребенка к самостоятельной работе с источниками информации.

«Да кому нужны сейчас ваши библиотечные уроки?»: могут спросить родители, коллеги и даже учителя. А жаль… Ведь есть много наработок, различных методик, сценариев. И все же, я искренне недоумевала: неужели в век информации детям не нужны библиографические навыки и умение пользоваться этой информацией? Ведь информация – это не только Интернет, но энциклопедии, словари, справочники, периодические издания; книги, наконец...

Ведь именно библиотечный урок позволяет детям проявить активность, находчивость, смекалку, инициативу и сообразительность.

Сегодня невозможно провести эффективный библиотечный урок без использования информационных технологий.

Компьютер становится помощником библиотекаря, появляются новые методы и организационные формы проведения библиотечных уроков и мероприятий.

Ведь в начальной школе огромное значение имеет использование наглядного материала. Поэтому библиотечные занятия я стараюсь проводить с использованием информационных технологий.

Преимуществами использования информационных технологий в библиотеке является:

ИТ позволяют представить материал более доступно и понятно.

Способствует организации исследовательской деятельности.

Применение компьютерных тестов.

Позволяют разрядить высокую эмоциональную напряжённость.

Само «участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора, анимация, - всё это очень нравится не только детям, но и взрослым. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной. Беря за основу книгу, создавая электронные ресурсы для детей, можно не только обеспечить быстрый доступ пользователя к материалам и информации о документах но и представить ценность книги на новом уровне понимания. и это очень важно.

Использованием ИТ не только оживляют библиотечные занятия (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительного преобладания наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Благодаря использованию информации на современных электронных носителях (DVD,CD и слайдах) проведение библиотечных уроков стало возможным с использованием энциклопедий на электронных носителях, таких как «Природа России», «Большая детская энциклопедия», «Большая Советская энциклопедия». Дети получают не только информацию, но и имеют возможность увидеть красочные иллюстрации, посмотреть видеофрагменты.

В практике работы библиотеки появилась такая форма работы, как презентация. Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Нельзя не отметить и важность, а главное необходимость и мобильность выставочной работы.

Именно поэтому сегодня в нашей библиотек6е вместе с книжными выставками и тематическими полками, широкое распространение получили электронные книжные выставки. Которые могут представить, как путешествие по страницам одной книги, так и яркую, необычную, захватывающую виртуальную экскурсии. посвященную какой-либо теме, не ограничивая пользователя во времени просмотра.

Такие выставки также могут быть необычными и интересными, а именно:

- выставка-вопрос;

Выставка-цитата;
-выставка-хроника;
-выставка-викторина;
-выставка-кроссворд;
-выставка-иллюстрация

Виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности , а именно:

    1. Использование информационных технологий . Само «участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора, анимация, - всё это очень нравится не только детям, но и взрослым. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. . Беря за основу книгу, создавая электронные ресурсы для детей, можно не только обеспечить быстрый доступ пользователя к материалам и информации о документах но и представить ценность книги на новом уровне понимания и это очень важно.

      2. Выставка рассчитана на разную аудиторию . И один человек и большая группа читателей могут познакомиться с книгами или самостоятельно, или на мероприятии с библиотекарем. А если её представить в Интернете – познакомиться сможет каждый желающий. Использование электронных выставок даёт возможность в дистанционном общении библиотекарей с читателями, без привязки к неизбежным формальностям в обслуживании.

      3. На обозрение может быть представлено большое количество книг (даже тех которых нет в вашей б-ке)

      4. В любое время можно за считанные минуты поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, варьировать цветовую гамму, или общий дизайн.

      5. Работу такой выставки можно запускать в автоматическом режиме , оснастив её озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения.

      6. Возможность разработки электронных выставок как выездных . Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах.
      7. Электронные выставки экономят место . Нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.

Главной задачей современной школы является научить школьника самостоятельно учиться, получать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты обработки. Вызвано это все более увеличивающимся потоком информации, который обрушивается на человека ежеминутно. Поэтому использование традиционной системы обучения, эти задачи решить не может.

Поэтому одной из наиболее востребованных сегодня форм работы является - метод проекта предполагающий совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, технологии, опирающийся на детскую любознательность, позволяющий реализовать творческий потенциал ребенка.

Проектированием занимаются дети на уроках и во внеурочное время и оказывая детям и педагогам помощь в подборе и обработке нужного материала, в поиске иллюстративного материала, в правильном оформлении проекта библиотека выступает партнером проекта.

Я считаю, что на сегодняшний день метод проекта самый распространенный, востребованный и доступная форма работы в школьной библиотеке, т. к. :

Проекты могут быть:
исследовательские;
информационные;
творческие;
игровые;
практические;
ознакомительно-ориентировочные.

По количеству участников:
личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
парные (между парами участников);
групповые (между группами участников);
школьные (внутри одной школы);
региональные;
международные.
По продолжительности выполнения проекта:
краткосрочные;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до года и более).

Девиз работы над любым проектом: « Творчеству надо учить! »

Конечный результат любого библиотечного проекта – реализация умений и навыков учащихся-читателей, полученных на интегрированных и библиотечных уроках, на занятиях библиотечного кружка, раскрытие творческого потенциала одаренных личностей, самореализация своих профессиональных качеств библиотекаря-библиографа.

Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распространен.

В нашей школе мы эффективно работаем, как над краткосрочными, так и над долгосрочными проектами (итог одного из которых вы сегодня увидите), привлекая в работу не только родителей, но и общественных деятелей. Проекты, которые (на сегодняшний день) объединяют не только классы в школе, но и несколько школ города. Например, в этом учебном году нами запущен проект в городе Симферополе, который называется «Передай добро по кругу!», в рамках которого мы объединили не только несколько школ города, но и привлекли к работе над проектом Республиканскую Детскую библиотеку им. В.Орлова.

Долгосрочным является проект «Никто не забыт, ничто не забыто!», мы проводили его в прошлом году и этот проект перешел у нас и на этот учебный год (в рамках данного проекта, каждый месяц библиотека проводила мероприятие связанное с ВОВ («Была война, была блокада», «Песня на войне», «Города-герои» и т. д.) . Итогом данного проекта было открытие школьного клуба-музея «Семейная реликвия. Помним. Гордимся. Храним.»

Одной из главных целей нашей библиотеки помочь читателям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть информационную и личностную замкнутость, обеспечить широкий доступ к информации, максимально используя информационные технологии, объединяя при этом различные формы и методы библиотечного обслуживания

При этом я убеждена, что ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность, сами по себе, обособленно, не дадут возможности человеку уверенно чувствовать себя в современном океане информации. Необходим синтез весь этих знаний, которые в совокупности образуют информационную культуру человека. Тогда дети с удовольствием будут посещать школьную библиотеку, читать книги и разговаривать о прочитанном.

Книги всегда будут востребованы, ведь большинство сведений в Интернете берутся все-таки из книг.

Мне хочется закончить свое выступление словами Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой».

Доклад педагога - библиотекаря МБОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Г.А. Александрова Рожковой Н.Н. на семинаре библиотечных работников «Развитие социального партнёрства – показатель эффективности библиотечного обслуживания» 28 февраля 2017 года.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся, да и самому библиотекарю, который должен не только обладать поисковыми данными, но и уметь их привить пользователям информации.

Возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников может выступать библиотека.

Библиотека – это именно та среда, где ребенок может получить информацию, научиться самостоятельно находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом.

Время вносит коррективы в деятельность многих библиотек, в том числе и школьных. Меняются задачи, школьные библиотеки приобретают новый статус и называются либо “информационный центр”, либо “учебный центр”. Пришло понимание, что школьная библиотека не только место для выдачи книг, она является индикатором образования. Кроме этого школьная библиотека должна еще учить самостоятельности в поиске информации. Ведь учащийся, становясь независимым в поиске знаний, может добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. Он будет способен видеть и оценивать разные точки зрения, судить о них разумно. А научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития (дошкольник - школьник - студент - специалист). Первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка.

Под информационной культурой мы понимаем систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

Современная система образования призвана формировать умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.

Проблема библиотечно-библиографической грамотности или информационной культуры - одна из самых актуальных проблем, как мне кажется, и решение ее во многом зависит от понимания ее значимости руководителями школы, а также от энергии и желания самого библиотекаря.

Организация преемственности перехода школьника в библиотеку более высокого уровня с точки зрения предоставления ему более сложной научной, специальной и иной информации имеет большое значение. Этот вопрос стоит остро и требует основательного решения.

Эффективно решить весь современный комплекс задач по формированию информационной культуры учащихся стало возможно за счет внедрения в нашем образовательном учреждении библиотечных уроков в рамках внеурочной деятельности “Основы информационной грамотности школьника”.

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информаци-онного общества, глобальный характер процессов информатизации, невидимые темпы роста информационных технологий - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности.

Кругозор ребенка, его образованность, воспитанность в пер-вую очередь формируются в школе. И школьная библиотека здесь играет самую активную роль. Она служит прекрасной пи-тательной средой для трансформации и воспроизводства чита-тельской культуры и литературного вкуса.

Только работа в библиотеке с многообразием первоисточни-ков может дать ученику широкий спектр фактов и взглядов, из которых сложится собственный взгляд на мир.

Старшеклассники - это бывшие младшие школьники, по-этому если изначально упустить формирование навыков обуче-ния и самообучения, то даже самая усиленная работа в старшем звене не компенсирует упущенного.

Поступая в вузы, большинство вчерашних школьников не умеют пользоваться библиотечными каталогами, не обладают элементарными навыками выступления на семинарских заняти-ях, не умеют задавать вопросы и рационально использовать время при работе с источниками информации.

Обучение школьников основам библиотечно-информационной культуры является неотъемлемой частью работы любого школьного библиотекаря. Это требование отражено в Пример-ном положении о библиотеке общеобразовательного учрежде-ния во второй части «Основные задачи»: формирование навыков независимого библиотечного пользователя - обучение поиску, отбору и критической оценке информации. Соответственно из этого вытекают цели и задачи программы «Основы информационной грамотности школьника».

Цели программы:

Научить детей рациональным приемам работы с любыми типами и видами литературы;

Привить навыки поиска, анализа, синтеза информации;

Сформировать умение правильно применять найденную ин-формацию.

Задачи программы:

Приобщить учащихся к научной, художественной, спра-вочной и энциклопедической литературе и развивать у них на-выки самостоятельной работы с нею;

Укреплять интерес к познанию окружающего мира через чтение литературы;

Побуждать к чтению и потреблению информации.

Особенности программы в том, что специальные знания да-ются с учетом возрастных особенностей учащихся. В ней преду-смотрено постепенное накопление знаний от класса к классу, поступенчатому принципу, что обеспечивает преемственность в обучении. Использованная методика включает основной ми-нимум библиотечно-информационных знаний. Отдельные темы в программе повторяются. Повторяемость эта минимальна и оп-равдана постепенным усложнением материала и форм работы с книгой.

Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся, как это принято на уроках. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний школьников с помощью тестов, кроссвордов, загадок, вопросов и игр. Это позволяет разнообразить работу учащихся, сделать её интерес-ной и увлекательной.

Школьникам в зависимости от задания предлагается инди-видуальная, групповая или коллективная работа, что способст-вует усвоению и закреплению материала, развитию познава-тельных способностей учащихся, умению применить получен-ные знания в новых условиях.

Программа ориентирована на учащихся 5-6 классов и рассчитана на 68 часов, продолжительностью 2 учебных года по 1 занятию в неделю

А еще на базе библиотеки работает редакция школьной газеты «Школьная правда». Поиск информации, ее анализ, переработка – все это воплощается на наших редакционных занятиях. Ведь библиотека в прежнем понимании этого слова без современного оборудования и антуража не имеет былой привлекательности для нынешнего «компьютерного поколения». Такая библиотека для него – устаревшая изба-читальня. Теперь юного посетителя в школьном библиотечном центре интересуют не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к ресурсам Интернета. Сегодня при работе с молодёжью невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые стремительно вошли в библиотечную деятельность, открыв принципиально новые возможности для её совершенствования. ИКТ навсегда изменили привычную деятельность библиотеки и оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы. Но для меня информатизация – это не самоцель, а средство обеспечения привлекательности и комфортности библиотеки.

Ребята с удовольствием участвуют в издании газеты: подбирают материал, пишут статьи, набирают текст, делают вёрстку. В процессе этой работы им, конечно, приходится обращаться к информационным источникам (книгам, сети Интернет), чтобы добывать информацию

Я стараюсь активно использовать технологические изменения, которые произошли за последние годы в наших библиотеках, чтобы стать более необходимыми, чем прежде, своим читателям.

Литература:

  1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
  2. Буторин В.Я. Информационная культура общества и личности // Перестройка: диалектика обновления общества: Сб. науч. трудов. – Новосибирск, 1990. – С.70
  3. Выготский Л.С., Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: (В традиции культ.-ист. Теории Л.С. Выготского). – М.: Тривола, 1994. – 167 с.
  4. Горшкова И.Б. Основы информационной грамотности школьника. – Волгоград: Учитель, 2011. – 254 с.
  5. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. – М.: Наука, 1980. – 303 с.
  6. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Политиздат, 1991. – 287 с.
  7. Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиогр. – 1994. - № 1. – С.12.
  8. Суханов А.П. Информация и прогресс. – Новосибирск, 1988. – 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999. -944 с.

Концепция, решение, результат

Современную школьную библиотеку нельзя создать, не осмысливая саму суть задач, решаемых библиотекой. Поэтому модернизация школьной библиотеки - это, прежде всего, ответ на вопрос: «зачем библиотека нужна?». И только после того, как ответ найден, становится понятно, как именно необходимо модернизировать библиотеку и что для этого нужно делать.

Концепция

Вначале поговорим о концепции функционирования библиотеки. Как нам кажется, школьная библиотека должна реализовывать следующие функции:

  • Культурная функция.
  • Образовательная функция.
  • Библиотечная функция.
  • Культурная функция. Культура является одной из основных опор гражданского общества. Там, где культура уступает место невежеству, расцветают преступность, коррупция, национализм, фашизм. Как следствие - тормозится экономическое и научное развитие страны. Поэтому культурное воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач современной школьной библиотеки. Так же, как основная задача публичной библиотеки - стать культурным центром своего региона, так и задача школьной библиотеки - стать культурным центром своей школы. Кроме того, анализировать поступающую информацию, отделять главное от второстепенного, правду от вымысла, не поддаваясь на приемы манипулирования сознанием, может только человек, гармонично развитый, имеющий сформировавшуюся социальную и жизненную позиции. И в этом, безусловно, библиотека обязана помочь подростку.
  • Образовательная функция. Для школьной библиотеки нет задачи важнее, чем научить школьника ориентироваться в захлестывающих сознание потоках информации с экрана телевизора, из социальных сетей, из Интернета. Поэтому обучение школьника работе с информацией, обучение анализу информации, обучение креативному мышлению - это также одна из главных задач, стоящая перед школьной библиотекой.
  • Библиотечная функция. Работа классической библиотеки ориентирована на выдачу книги и обеспечение сохранности фондов. Однако появление множества альтернативных версий учебников, необходимость работы с электронными версиями книг, развитие беспроводных сетей, обеспечивающих быстрый доступ к информации, - всё это требует серьёзного изменения модели функционирования даже этой «классической» части библиотеки.

Таким образом, относительно типовой существующей школьной библиотеки, налицо существенное расширение круга поставленных задач, необходимость реализации которых требует:

  • дополнительной методической работы,
  • проведения множества дополнительных мероприятий различного формата,
  • переосмысления требований к оснащению «классической» части библиотеки с учётом необходимости её современной организации.

И вот теперь можно поговорить о том, как конкретно эти задачи решать.

Способы реализации

Как уже отмечалось выше, главнейшей задачей школьной библиотеки (выдачу книги выносим за скобки) является приобщение школьников к Культуре. Поскольку каждый человек, каждый школьник - это, прежде всего, Индивидуальность, то по определению не может существовать какого-то жёсткого алгоритма работы, который гарантировал бы положительный результат. Можно выделить некоторое количество мероприятий, которые проводятся или вполне возможно проводить в стенах школьной библиотеки. Например:

  1. Чтение вслух с элементами соревнования (для младших школьников).
  2. Обсуждение книг как по школьной программе, так и вне её.
  3. Просмотр и обсуждение кинофильмов. Сравнение постановки и книжного оригинала.
  4. Тематические интеллектуальные игры, вроде «Что? Где? Когда?»
  5. Организация художественных выставок, концертов, поэтических вечеров; совместные мероприятия с городскими музеями и картинными галереями.
  6. Интерактивные уроки Культуры: изучение творчества поэтов, художников, музыкантов, а также изучение языка, быта, истории, религии разных стран и народов.
  7. Организация школьного киноклуба, театра.
  8. Организация волонтёрской работы, и так далее.

Формат подобных мероприятий не так важен. Это могут быть и доклады, и ток-шоу, типа «К барьеру», и дискуссионный клуб. Рабочие группы могут набираться из учеников параллельных классов, и даже из классов разных возрастов. Старшеклассники при этом могут выступать в роли со-организаторов и соавторов сценариев этих мероприятий. Но без осознания библиотекарем своей миссии Воспитателя, конечно, ничего не выйдет, и это очень важный момент.

Теперь относительно обучающей, информационной функции библиотек. Задача школы вообще, и школьной библиотеки в частности, - готовить полноценные кадры для жизни и работы в современных условиях, обучать школьников умению свободно ориентироваться в информационном мире будущего. Для этого нужно:

  • Школьников всех возрастов обучать умению «креативно мыслить», умению добывать, сортировать и анализировать информацию; необходимо обучать их основам тайм-менеджмента - здесь стоит проработать вопрос создания соответствующих образовательных программ.
  • Обучать как школьников, так и преподавателей новым компьютерным технологиям. В западных школах набирает популярность создание «умных классов» (к примеру, SamsungSmartschool), в которых применяются новые технологии обучения с использованием планшетов, проекторов, интерактивного оборудования, связанных в единую информационно-обучающую систему с помощью специально разработанного программного обеспечения.
  • Обратить внимание учеников старших классов на современное презентационное оборудование, учить их навыкам работы с аудиторией.

«Классическая» библиотечная задача - книго-обслуживание, также расширяется до обеспечения доступа к электронным версиям книг и учебников, обеспечения возможности работы электронных версий непосредственно с гаджетами школьников. При этом необходимо учитывать современные тенденции организации библиотечного пространства.

Проектирование библиотечного пространства - задача достаточно сложная, и для гарантированного достижения хорошего результата эту тему желательно доверить профессионалам. Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, что обращаться к профессионалам желательно как можно раньше, чтобы была возможность использовать современные наработки по проектированию открытых пространств библиотеки непосредственно в дизайне помещения, при проектировании разводки электричества и компьютерных сетей. Только плотное взаимодействие библиотекаря, проектировщика и производителя может обеспечить дальнейшую универсальность и трансформируемость библиотечных помещений.

Необходимая материально-техническая база (МТБ)

МТБ школьной библиотеки должна обеспечивать возможность выполнения всех вышеупомянутых задач. Разумеется, нельзя говорить о какой-то строгой парадигме комплектования библиотеки тем или иным оборудованием, можно лишь обозначить примерные схемы оснащения, которые будут варьироваться в зависимости от финансовых и организационных возможностей. Попытаемся изложить некоторые общие требования к библиотечной МТБ:

  1. Помещение книгохранилища библиотеки. Должно быть оборудовано недорогими стеллажами, предпочтительно металлическими. Его необходимо оборудовать системой пожаротушения.
  2. Абонемент и читальные залы. В последние годы в библиотеке происходит слияние функций абонемента и читального зала. Распространение электронных версий книг и учебников также вносит корректировки в существующие нормы проектирования. Увеличивается количество комфортных посадочных мест. Необходимо учитывать широкое распространение гаджетов, способных работать с электронными версиями книг, предусматривать возможность удобной работы с ними. Повышаются требования к дизайну библиотеки, большое внимание уделяется вопросам цветовых решений, солярности, визуально открытого пространства. Рабочие места сотрудников организуются так, чтобы между библиотекарем и читателем не возникало ощущения непреодолимого барьера. Все это требует особой тщательности в вопросах проектирования открытого пространства и диктует свои требования к оборудованию, представляющему собой, по сути, «лицо» библиотеки. По возможности, здесь следует отдавать предпочтение современным дизайнерским решениям, не бояться экспериментировать. К проектированию открытых пространств библиотеки полезно привлекать старших школьников, устраивая «конкурсы идей». Подобная практика, в которой к проектированию библиотек активно подключают «community» местных жителей, давно распространена в Европе.
  3. Помещения библиотеки, используемые для проведения массовых мероприятий, необходимо оснащать трансформируемой мебелью, обеспечивая таким образом универсализм использования. При этом желательно придерживаться единого дизайнерского стиля и предусматривать возможность одновременной работы нескольких групп. Здесь хорошо зарекомендовала себя практика комплектования таких залов мебелью двух-трех типов гармонирующих цветовых сочетаний, что позволяет естественным образом делить зал для одновременной работы нескольких групп.
  4. Информационная система. Разумеется, современную школьную библиотеку нельзя представить без адекватной АБИС, обеспечивающей, наряду со стандартными функциями:
    • функции учёта книгообеспеченности учебников, включая альтернативные версии;
    • функции учёта выдачи электронных версий книг;
    • функции доступа к полнотекстовым версиям учебников и книг для учащихся и посетителей библиотеки, работающих со своими гаджетами;
    • функции ведения сайта библиотеки.
  5. Залы новых технологий и презентационное оборудование. Образованный современный человек должен иметь навыки работы с публикой и навыки использования стандартного презентационного офисного оборудования. Поэтому в комплект техники, приобретаемой библиотекой, желательно включать проектор с мобильной стойкой (не забываем о трансформируемости!), интерактивную доску, экраны, в т.ч. сенсорные. Комплект этого оборудования позволит организовать минимально необходимый набор для проведения презентаций, докладов, а также, при грамотном использовании, «оживить» различные мероприятия, проводимые в библиотеке. Разумеется, данный комплект оборудования можно будет использовать и при проведении интерактивных уроков по разным дисциплинам в рамках школьной программы.

В заключение хотелось бы сказать о классах новых технологий, в которых обучение проводится на планшетных компьютерах, связанных с компьютером преподавателя и с презентационным оборудованием класса в единую сеть. Комплект такого оборудования относительно недорог, минимальная цена - от нескольких сот тысяч рублей, но наличие хотя бы одного класса в школе, оснащенного таким оборудованием, открывает новые перспективы в области интерактивного обучения школьников.

Напоследок повторим ещё раз: если вы задумали в своей школе действительно глобальную модернизацию библиотеки - привлекайте к этому делу профессионалов. И чем раньше - тем лучше!


Основные задачи. Основной задачей библиотеки является: обеспечение участников образовательного процесса (обучающихся, педагогических работников, родителей) доступом к информации на различныхносителях: *бумажном(книжный фонд,переодические издания); *магнитном(фонд аудио и видео касет) ; *цифровом и дискокоммуникативном (компьютные сети и иные носители).


ИНФОРМАТИЗАЦИЯ-СТРАТИГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВСЕХ БИБЛИОТЕК Школьная библиотека строится как среда адаптации в мире чтения информации И спользование новых технологий для расширения библиотечного пространства, интеграция детей в обществе, а школьных библиотек в общее информационное и библиотечное пространство, должна рассматриваться как наиболее перспективное направление в библиотечной политике Дети имеют право на свою территорию. Детская библиотека формирует у человека своего рода код эстетических представлений. Более того, библиотеки будут создавать свои собственные видео- и фотоколекции, интернет ресурсы. Изменение философии библиотечного обслуживания Школьная библиотека должна стать инновационной, то есть оперативно реагировать на все изменения в обществе. бществеобществе,культуре,образов ании.


Дети в интернете С компьютером на «ты» Анкетные данные показали, что очень большой процент опрошенных (43,7% и 52,8) любят играть в компьютерные игры, и в то же время 56,2% и 55,6% «играков» осознают,что компьютерные игры могут принести вред. К сожалению, что у детей 9-15 лет чтение стоит На четвертом месте после увлеченности Интернетом(68,7%), прогулками (68,?%), и общением с друзьями(52,2%); летние также в первую очередь предпочитают Интернет и общение с друзьями (соответственно 50% и 65%). Есть ли способы безопасного развития интернет пространства по вопросам создания безопасности для детей в интернете?


Заинтересовать можно, только если интересно самому. Если вы, нахмурясь, выйдете из дома, Если вам не в радость солнечный денек, Заходите смело, как к своим знакомым, Завернув в библиотеку, к нам на огонек. ЧАСЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ: С 9 до16 час. Выходной день – воскресенье. К ВАШИМ УСЛУГАМ: Зав.библиотекой Буцкая Тамара Ивановна, Библиотекарь Выставкина Ольга Михайловна. МЫ ВАМ ВСЕГДА РАДЫ!