Безличные предложения в русском языке таблица. Как определять типы односоставных предложений

В предложении, несмотря на отсутствие подлежащего, понятно, что речь идет от определенного действующего лица. Для проверки можно добавить отсутствующее подлежащее, восстановив его по смыслу, и это будет местоимение 1-го или 2-го лица.

Люблю жаркие солнечные дни лета.

(добавляем «я», получим: «Я люблю жаркие солнечные дни лета» — двусоставное предложение).

Будем собирать грибы? (Мы будем собирать грибы?)

Сказуемое определённо-личного предложения может быть выражено:

Глаголом первого или второго лица изъявительного наклонения.

Послезавтра еду к бабушке.

Поедешь в город?

Пойдёте направо, там увидите дом.

Глаголом второго лица повелительного наклонения.

Сегодня задержитесь после уроков разобрать домашнее задание.

Передайте мне книгу.

Возьми кусочек торта.

Чтобы не перепутать определенно-личные предложения с неполными двусоставными, следует запомнить небольшое правило:

Вспомнил прошлое.

(Можно подставить Я, ТЫ, ОН и т. д., так как глаголы прошедшего времени не имеют лица; следовательно, предложение не является односоставным определённо-личным, это неполное предложение с пропущенным подлежащим).

Очень часто в определенно-личных предложениях присутствует обращение, которое не является членом предложения, но его путают с подлежащим. Тем самым совершают ошибку, считая его двусоставным.

Марина, позанимаемся еще. (Марина – обращение, определенно-личное односоставное)

Марина позанимается еще. (двусоставное, где Марина — подлежащее).

Конспект урока русского языка в 8 классе

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Определенно-личные предложения.

  • повторение и углубление знаний о типах односоставных предложений;
  • изучение основных особенностей определённо-личных предложений;
  • развитие умений находить определённо-личные предложения в тексте, отличать их от других видов односоставных и неполных предложений, употреблять в речи;
  • отработка навыков синтаксического разбора.

Тип урока:

Комбинированный.

1. Повторение изученного, актуализация опорных знаний.
(На предыдущем уроке была дана общая характеристика односоставных предложений, рассмотрена таблица видов односоставных предложений по типу главного члена; на последующих уроках эта таблица дополняется и конкретизируется по каждому виду).

Один ученик у доски готовит устный ответ по схеме «Виды односоставных предложений» — назывные и глагольные, с примерами.

В это время – орфографическая разминка (словарный диктант):

Стричь волосы, отрежьте хлеба, приготовьте ответ, оставьте вещи, жечь костёр, привлечь к участию, отметьте абзац, пишешь без ошибок, читаешь выразительно, давайте сделаем вместе, мочёные яблоки, выглаженная рубашка, истинное положение дел, традиционный вопрос, обновлённое здание, мощённая булыжником улица, сложенные в поленницу дрова.

Объяснение орфограмм, самопроверка.

Рассказ ученика о видах односоставных предложений.

2. Анализ предложений по наличию главных членов, подготовка к восприятию темы.

Определить вид предложений: двусоставное или односоставное, выписать односоставные, указать их тип (назывное или глагольное).

Сложенные в поленницу дрова.

Складываю в поленницу дрова.

Мы сложили в поленницу дрова.

Анализируем предложение с одним главным членом в форме сказуемого: Складываю в поленницу дрова.

Каким глаголом выражено сказуемое? (наст. вр., 1 л., ед.ч., изъявит. накл.)

Можем ли мы мысленно подставить в предложение подлежащее? Какое здесь возможно местоимение? (Я).

То есть мы можем определить то лицо, от имени которого идёт сообщение? Такие односоставные предложения и называются определённо-личными.

3. Изучение теоретического материала учебника (§ 22): самостоятельное чтение, поиски нового, ответы учащихся (озвучивание теоретического материала, подбор примеров).

4. Синтаксический разбор предложений (ученики работают у доски):

С разбором выбирай друзей.

С интересом читаю все новые произведения этого талантливого писателя.

Буду старательно готовиться к зачёту.

(Устно заменить форму единственного числа глагола на множественную, сделать вывод о том, что главный член в определённо-личном предложении может быть выражен глаголом в 1 и 2 лице настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонений).

5. Наблюдения над языковым материалом:

Сравнить два предложения и определить, какое из них является односоставным определённо-личным, учащиеся работают самостоятельно, затем при проверке обосновывают свой выбор, аргументируют.

(Вывод о том, что предложение с обращением может быть односоставным определённо-личным; надо помнить, что обращение не является членом предложения). Синтаксический разбор (на доске) предложения.

(Вывод о том, что предложение со сказуемым в прошедшем времени является двусоставным неполным).

6. Тренировочные упражнения из учебника № 146 (продолжить текст, используя определённо-личные предложения), № 147 (выписать из текстов односоставные определённо-личные предложения, в каждом подчеркнуть сказуемое, указать, каким глаголом оно выражено).

7. Творческое задание (по группам): составить небольшой текст, в котором использовать определённо-личные предложения;

  • одна группа готовит текст «Утренняя зарядка»;
  • вторая – «Как приготовить салат из свежих овощей»;
  • третья – «Инструкцию по применению будильника».

Чтение и обсуждение текстов, вывод о том, где в речи нам могут встретиться определённо-личные предложения.

Взаимооценивание, определение, какой группе удалось составить самый интересный и насыщенный определённо-личными предложениями текст.

8. Подведение итогов урока, рефлексия.

9. Домашнее задание: выбрать примеры определённо-личных предложений из литературы или составить свой текст-поздравление (с днём рождения, новым годом) с использованием определённо-личных предложений.

Примеры текстов, созданных учащимися в ходе выполнения творческого задания:

  • «Утренняя зарядка». Встаньте прямо, расправьте плечи. Поднимем руки вверх, глубоко вдохнём, опустим руки вниз, выдохнем. Повторите это упражнение 7-10 раз. Наклонитесь вперед, постарайтесь коснуться руками пола. Выпрямитесь, разведите руки в стороны. Присядьте и встаньте 5-7 раз. Отдохните, восстановите дыхание. Теперь умоемся и пойдём завтракать.
  • «Как приготовить салат из свежих овощей». Возьмите 2 огурца средней величины, два помидора, луковицу, зелень. Тщательно вымойте всё, луковицу почистите. Порежьте огурцы кубиками, помидоры – дольками. Измельчите зелень. Лук порежьте кольцами. Смешайте всё в салатнице, полейте подсолнечным маслом или майонезом. Не забудьте посолить по вкусу. Приятного аппетита!
  • «Инструкция по применению будильника». Вытащите будильник из коробки. Вставьте батарейку. Будьте внимательны! Если её вставить неправильно, будильник работать не будет. Включите будильник. Проверьте, работает ли он. Поставьте стрелку звонка на необходимое время. Убедитесь, что будильник включен для звонка. Спокойно ложитесь спать.
Определенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражается личной формой глагола, указывающей на определенное лицо. Глагол в таком случае не нуждается в наличии местоимения, так как значение конкретного лица передается его личным окончанием. Например: Перечитываю длинный указатель названий. Никакой легочницы нет. Нахожу медуницу (Сол.).

Главный член в определенно-личных предложениях может быть выражен глаголом в форме первого или второго лица единственного числа изъявительного наклонения: Стою один среди равнины голой (Ес.); Видишь , Алешин, справа огонь? (Бонд.); глаголом в форме второго лица множественного числа изъявительного наклонения (при обращении к собеседнику): Что скажете , Иванов? ; реже - глаголом в форме первого лица множественного числа изъявительного наклонения: Будем прорываться к орудиям (Бонд.); глаголом повелительного наклонения в форме второго лица единственного и множественного числа и - реже - в форме первого лица множественного числа (со значением побуждения к совместному действию): Не гляди же с тоской на дорогу, и за тройкой вослед не спеши , и тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши ! (Н.); Грянь над пучиною моря, в поле, в лесу засвищи , чашу вселенского горя всю расплещи ! (Н.); Славьте , молот и стих, землю молодости (М.); Начнем , пожалуй! (П.); Пойдем , старик! (Т.). Все эти формы четко передают значение конкретного лица (или лиц), так как эти значения заключены в окончаниях глагола. Именно определенность значений этих форм позволяет включить подобные предложения в разряд односоставных, а не считать их неполными двусоставными с опущенным подлежащим - личным местоимением, так как это личное местоимение не требуется для полноты высказывания, а если и используется (в двусоставном предложении), то является дополнительным средством передачи того же значения.

Не случайно, что в определенно-личных предложениях сказуемое не может быть в форме третьего лица. Эта форма сама по себе не указывает на конкретное действующее лицо. Ср.: Еду в поезде (я ). - Едет в поезде (он? она? оно? ). Точно так же формы прошедшего времени глагола не могут быть сказуемым определенно-личных односоставных предложений, поскольку не выявляют определенного лица. Например, в предложениях: По белевшей в ночи папахе угадал Половцева. Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел (Шол.); Утром через силу поднялся и пошел в больницу (Ч.) - только контекст помогает установить действующее лицо, сама же форма глагола одинаково соответствует первому, второму и третьему лицу. Такие предложения относятся к двусоставным неполным.

Обычно определенно-личные односоставные предложения синонимичны двусоставным с подлежащим - местоимением (Поеду в город. - Я поеду в город ), однако такие параллельные конструкции возможны не всегда, например, в строе некоторых сложных предложений с противительными отношениями отсутствие местоимения немыслимо: Ты сходи домой, а я посижу здесь .

В других случаях предложения с местоимениями и без них различаются лишь стилистически. Так, например, местоимение употребляется при уговаривании: Вы не волнуйтесь, успокойтесь ; при пренебрежительном высказывании: Уходи ты отсюда! ; при логическом выделении, подчеркивании лица: Это я тебе говорю, слышишь - я! (а не кто-либо другой).

Таких особых оттенков значения в употреблении двусоставных предложений, синонимичных односоставным определенно-личным, может и не быть. Однако общая стилистическая тональность этих предложений все-таки различна. Употребление определенно-личных односоставных предложений сообщает повествованию большую динамичность, энергичность, делает его более лаконичным, тогда как предложения с местоимениями являют собой «речь более вялую, разжиженную, спокойную, но ничем не более ясную». Вот примеры определенно-личных односоставных и двусоставных предложений, ср.: Я люблю от прилета зябликов, когда еще не трогался снег в лесу, ходить на кряж и чего-то ждать (Пришв.); Славлю перец - в зерне и в пыльце, всякий: черный - в багряном борще, как бесенок в багряном плаще; красно-огненный - в красном словце... Славлю перец во всем вообще (Н. Матв.); Я не одобряю ваших теорий (Грин); Я красной розы лепестки не оскорблю оттенками. Пускай немыслимо просты цветы недвуименные: пойду на битву за цветы, как за цвета знаменные (Н. Матв.).

В других случаях односоставные определенно-личные предложения помогают избежать словесного повторения: Да и ты ведь такая, ты тоже ведь плакать не будешь, только старый будильник приучишься ставить на семь. Станешь вдвое работать... Решивши забыть, - позабудешь. Позабывши, не вспомнишь, не вспомнив, - забудешь совсем (Сим.).

Неопределенно-личные предложения

Неопределенно-личными называются предложения, главный член которых выражен глаголом в форме третьего лица множественного числа или в форме прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными или необозначенными лицами. Например: На заводе все благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича (Купр.); На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты (Ч.); А в чугунную доску били без устали (Ч.); Возле этой осинки летом стог поставили (Пришв.).

В неопределенно-личных предложениях внимание сосредоточивается на факте, событии, действии. Действующее лицо остается либо необозначенным, так как указание на него, с точки зрения говорящего, несущественно, либо оно неопределенно или неизвестно, и потому указание на него невозможно. В любом случае предложение лишено грамматического подлежащего.

Значение неопределенности лица отнюдь не влечет за собой снижения его активности как производителя действия, только сам по себе этот производитель действия не имеет значения, важно лишь производимое им действие. Такова специфика выражения мысли в неопределенно-личных предложениях.

Сведения о действующем лице (или лицах) обычно черпаются из контекста или подсказываются ситуацией. Например: 21 июня, днем, меня вызвали в Радиокомитет и попросили две антифашистские песни (Сим.); Вот кругом него собрался народ из. крепости - он ничего не замечал; постояли, потолковали и пошли назад (Л.). Однако косвенное указание на субъект действия может заключаться и в самом неопределенно-личном предложении: Хорошо в деревнях хлеб пекут (М. Г.); В семье много пели, играли на рояле (Пауст.). Обстоятельственные словоформы в деревнях, в семье не только указывают на субъект, но и в той или иной мере ограничивают круг действующих лиц: в семье - члены семьи; в деревнях - живущие в деревне . Субъектное значение может быть обнаружено и в обстоятельствах времени: Тогда не особенно следили за очисткой крыш (Гиляр.) - круг действующих лиц ограничен здесь временем. Неопределенно-личные предложения с второстепенными членами, содержащими указание на субъект действия, являются наиболее типизированными, так как главный член в них наиболее четко передает грамматическое значение неопределенности.

Действие, обозначаемое глаголом в форме третьего лица или формой прошедшего времени, как правило, относится к неопределенному множеству лиц: На селе поговаривают , будто она совсем его не родственница (Г.); Кричали далеко, но крик оглушал, вызывая шум в голове (М. Г.); Теперь в лесах везде косят (Пришв.). Иногда оно может быть отнесено и к одному лицу, хотя глагол имеет форму множественного числа. Это лицо может быть как неопределенным, так и вполне конкретным, но оно не называется в силу разных причин, в частности из-за отсутствия необходимости в этих сведениях. Например: Но вот прошло четыре года. В одно тихое, теплое утро в больницу принесли письмо (Ч.); И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, только тогда Иван Иванович приступил к рассказу (Ч.); Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата (Ч.).

Иногда в качестве действующего лица выступает сам говорящий: - Диспозиция! - желчно вскрикнул Кутузов, - а это вам кто сказал? Извольте делать, что вам приказывают (Л. Т.). Замена первого лица третьим в последнем примере (фактически действует одно лицо) создает некоторую неопределенность. Такие стилистические замены придают высказыванию категоричность.

Таким образом, основным значением глагольной формы в неопределенно-личных предложениях является именно неопределенность, а не множественность субъекта, хотя последнее и является наиболее часто встречающимся. Данный тип предложений распространен в разговорном стиле и менее употребителен или почти неупотребителен в стилях книжных, особенно научном и деловом, необходимым качеством которых является предельная ясность и определенность изложения.

Широкое распространение неопределенно-личных предложений в разговорном стиле связано с необходимостью в ряде случаев акцентировать внимание на действии, а не на его производителе (хотя он или они вполне известны): Нас сначала сюда и пускать не хотели , мы уже тут встречались с подобными штуками (Сим.); Наверное, здесь, в им [Б. Шоу] осмеянном мире, такими глаза его видят не часто! (Сим.); Уже в горах ему сказали , что путь на Сен-Готард закрыт (Сим.); На рассвете его разбудили настойчивым стуком в окно (Кат.).

В других случаях действующее лицо не называется из-за его неопределенности: Валялась тряпка - выцветший кусок от старенького платья. Должно быть, ею уж не первый год стирали пыль и вытирали туфли (Сим.).

Наконец, действующее лицо может быть просто неизвестно: Это стихотворение в прозе. Со временем к нему напишут музыку (М. Г.).

Частое употребление неопределенно-личных предложений в разговорной речи привело к тому, что некоторые из них приняли характер застывших оборотов, например: Кому говорят!; Тебе говорят .

Однако нельзя утверждать, что неопределенно-личные предложения встречаются только в разговорной речи. Некоторые из них употребляются в речи деловой: в объявлениях, информациях, например: Просят соблюдать тишину; Предлагают начать совещание; Здесь продают билеты на футбол .

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме второго лица единственного числа настоящего и будущего времени (реже - другими личными формами), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно.

Семантической особенностью глагольных форм в данных предложениях является обозначение вневременности .

Обычным способом выражения главного члена в обобщенно-личных предложениях является глагол в форме второго лица единственного числа настоящего и будущего времени. Именно эта форма имеет в русском языке в качестве распространенного значения обобщенно-личное, расширительное значение: Любишь кататься - люби и саночки возить (посл.); Слезами горю не поможешь (посл.).

Однако глагол может обозначать обобщенное действие и в форме третьего лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: В лес дров не возят (посл.); Снявши голову, по волосам не плачут (посл.); А дуги гнут с терпеньем и не вдруг (Кр.); После драки кулаками не машут (посл.); Ах, он любил, как в наши лета уже не любят (П.); Ячмень сеют , когда молодой скворец голову в окошке показывает (Пришв.). Такие предложения совмещают в себе значение обобщения и неопределенности действующего лица, их иногда и называют неопределенно-обобщенными.

Иногда встречается в обобщенно-личном предложении и форма первого лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем - не храним, потеряем - плачем (посл.); Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред (П.). И, наконец, форма первого лица единственного числа изъявительного наклонения: Чужую беду руками разведу , а к своей ума не приложу (посл.).

Довольно распространены обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения. Например: Век живи - век учись (посл.); Не спеши языком - торопись делом (посл.); Семь раз отмерь - один раз отрежь (посл.).

Обобщенно-личные предложения с главным членом - глаголом в форме повелительного наклонения могут формально выступать в качестве придаточных частей, но фактически они превращаются в устойчивые сочетания и теряют значение придаточных, нечеткой становится и отнесенность действия к какому бы то ни было лицу, даже обобщенному: И бороду так приморожу к вожжам - хоть руби топором ! (Н.); Хоть убей , следа не видно (П.); Куда ни сунься - тут как тут (Гр.). Такие предложения характеризуют только разговорный стиль речи.

Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, широких обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Что посеешь, то и пожнешь; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что написано пером, не вырубишь топором; Тише едешь - дальше будешь; Шила в мешке не утаишь; Скажешь - не воротишь .

Предложения данного типа распространены и в описаниях, в тех случаях, когда они помогают нарисовать картину типичного, закономерного в данной ситуации протекания действия или проявления состояния. Именно эта типичность и становится ситуативной основой значения обобщенности. Например: А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (Т.); Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.); Как только зайдешь и несколько углубишься в лес, сразу зловещим голосом закричит какая-то птица. В устоявшейся тишине и настороженности даже вздрогнешь от ее крика (Сол.); А выйдешь на свет - и уж жалко своей же грусти, кажется, что вот только вошло в душу что-то предрассветно-тихое, нежное; но возрадуешься, понесешь, чтобы и впредь тоже радоваться, и - нет, думы всякие сбивают, забываешь радоваться (Шукш.).

В критических статьях, в публицистике обобщенно-личные предложения помогают придать суждениям большую объективность: Читая «Заметки литератора», с особой отчетливостью осознаешь значение таких произведений, как «Спутники» и «Кружилиха», в развитии нашей послевоенной прозы (газ.).

Хотя основная стилистическая сфера употребления обобщенно-личных предложений - это разговорная речь и язык художественной литературы, все-таки их некоторые разновидности, в частности с глаголом в форме третьего лица множественного числа, используются в научном стиле для обозначения обычности того или иного действия. Например; Тензодатчики делают из тонкой проволоки, складываемой «змейкой»; По углу наклонения различают экваториальные, полярные и наклонные орбиты; Под минимальной дальностью действия (или радиусом мертвой зоны ) локатора понимают наименьшее расстояние от него, ближе которого объекты не могут быть обнаружены . Ср. использование той же формы выражения мысли в художественном тексте: Наверно, для того и ставят памятники знатным людям, чтоб удлинить память о них, и это дело удлинения памяти сверхблизкими поколениями есть особо большое общественное дело (Пришв.).

Очень часто в художественной литературе такие предложения служат приемом для отражения мира мыслей и чувствований пишущего. Форма всеобщности помогает писателю, не обнажая свои собственные чувства, приобщить к ним читателя, заставить его сопереживать. Такая форма выражения мысли «является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным». Например: В запахе одной только черемухи соединяешься со всем прошлым (Пришв.); Ляжешь, а горькая дума так и не сходит с ума, голову кружит от шума... (Ес.).

Обобщенно-личные предложения обычно бывают односоставными. Однако иногда они могут иметь форму двусоставного предложения, где подлежащее, выраженное личным местоимением, употребляется в значении обобщенного лица. Например: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Кр.). Распространен такой вид предложений и в художественных описаниях: Вы входите в лес. Вас сразу охватывает прохлада. Вы медленно идете по опушке (Т.); Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите - лес превращается в высокую грядку полыни на меже (Т.). Во всех этих случаях дается описание состояния и действий вообще, любого человека, без отнесенности к конкретному лицу.

Характерны подобные конструкции и для разговорно-обиходного языка: Ну что ты с ним (ней ) сделаешь; Ну что ты скажешь; Хоть ты семи пядей во лбу будь; и т.д.; Вот не доедешь, да и только, домой! Что ты прикажешь делать? (Г.).

Наличие формального показателя двусоставности (при сказуемом есть подлежащее) не позволяет отнести такие предложения к категории односоставных, хотя они имеют типичное обобщенно-личное значение. Обе разновидности выступают лишь как семантические и стилистические синонимы.

Односоставные обобщенно-личные предложения употребляются в основном при необходимости представить действие, которое относится к любому лицу вообще. Такая форма подачи мысли обычно возникает в обиходно-разговорной речи. Однако стилистические свойства обобщенно-личных предложений позволяют широко использовать их в речи и публицистической, и художественной. Они помогают придать высказыванию характер объективности суждения. Особенно распространены такие предложения в очерковой литературе. Например: Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира. Едешь, едешь и постепенно теряешь ощущение движения. Кажется, и автобус и ты в нем - все стоит на месте, потому что вокруг ничего не меняется (газ.).

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

Понятие односоставных предложений. Все простые предложения, согласно характеру грамматической основы, в русском языке делятся на два типа: двусоставные и односоставные. В отличие от двусоставных предложений, в односоставных есть только один главный член. Причем отсутствие второго члена предложения не мешает передавать логически законченную мысль в односоставном предложении.

Например: Ранняя весна. На клумбах сажают цветы. Все позже темнеет.

В односоставных предложениях главный член может выступать в качестве подлежащего и сказуемого. В зависимости от того, стоит в предложении подлежащее или сказуемое, предложения называют именными либо глагольными соответственно. Отличительною особенностью глагольных односоставных предложений является то, что они бессубъектные. Глагольное односоставное предложение включает спрягаемую форму глагола, который выступает в качестве глагола – связки.

Отличия односоставных и неполных предложений

В определении односоставного предложения следует знать их главное отличие от неполных предложений, которые также имеют только один главный член. Например:

1) В садах сажают сливовые деревья.
2) Что делают садовники осенью? – В садах сажают сливовые деревья.

В первом случае мы видим, что происходит установленное действие, кто его производит – в предложении не является важным. Во втором случае предложение указывает на действие, которое выполняют определенные субъекты–садовники. Подлежащее садовники упущено из предложения, но его можно легко восстановить в нем, руководствуясь предыдущим предложением. Это значит то, что второй предложение принадлежит к категории двусоставных неполных, а первое – односоставных.

Группы односоставных предложений. По способу выражения и значению главного члена односоставные предложения распределяются по следующим группам:
1. Определенно личные. Люблю зимний лес. Созерцаю штормовое море.
2. Неопределенно личные. В поселке строят новый магазин. На окраине поют песни.
3. Безличные. Светает. Темнеет. Выспаться бы. Мне холодно.
4. Назывные. Лето. Вот и жара.
5. Обобщенно личные. Никогда не знаешь, где найдешь свое истинное счастье.

В односоставных предложениях с глагольным сказуемым выражается исключительно действие, деятель отсутствует. В безличных односоставных предложениях не предусмотрено вообще лицо, которое совершает действие. Важно не забывать о том, что в таких предложениях как Мне холодно, «мне» - это лицо, которое только испытывает состояние, но никак не создает его, и не может выступать подлежащим. В обобщенно личных предложениях главный член указывает на действие, выполняющееся широким неопределенным кругом субъектов.

Односоставное предложения, главный член в котором – сказуемое и которое представлено только одним словом называют номинальным предложением.

Например: Утро. Мороз. Ночь.

Неопределённо-личным предложением

Является один из видов односоставного предложения, в котором единственный главный член – сказуемое.

Напомним, что таких видов четыре:

  • неопределённо-личные;
  • обобщённо-личные.

Обобщенно-личные

Выделение обобщённо-личных условно, чаще говорят об определённо-личных или неопределённо-личных со значением обобщения, но мы будем рассматривать их как отдельный тип односоставных предложений.

Обобщённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Само название объясняет их основную особенность: они имеют обобщённое значение. Другими словами, действие, выраженное сказуемым в этом предложении, относится к каждому или любому человеку, является общим.

Как видим, действие, обозначаемое глаголом в данном предложении, может относиться к любому лицу и не зависит от времени его совершения, то есть мыслится обобщённо.

Отличием обобщённо-личных предложений от всех остальных односоставных предложений является именно это значение обобщённости, по форме же они могут быть сходными с определённо-личными или неопределённо-личными предложениями.

Сказуемое в обобщённо-личных предложениях может быть выражено:

  1. Глаголом 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени.

    Например:

    Спасибо в карман не положишь. Что написано пером, не вырубишь топором. Что посеешь, то и пожнёшь.

  2. Глаголом повелительного наклонения.

    Например:

    Береги честь смолоду. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Не спеши языком, торопись делом.

  3. Глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени.

    Например:

    Цыплят по осени считают. От добра добра не ищут. После драки кулаками не машут.

Многие из примеров таких предложений являются пословицами, так как именно в пословицах даются широкие обобщения, образно выражаются общие суждения.

Неопределенно-личные

Отличием неопределённо-личных предложений от остальных является то, в какой форме сказуемое выражено в предложении:

  1. Оно может быть выражено глаголом третьего лица, множественного числа настоящего или будущего времени.
  2. Это может быть глагол третьего лица, множественного числа, повелительного наклонения.

    Пусть говорят! Пускай принесут горячую воду.

  3. Это может быть глагол множественного числа прошедшего времени.

    Мне предложили поехать на олимпиаду. Нашу команду включили в состав участников соревнований. Тебя записали в дисциплинарную тетрадь.

  4. Либо глагол множественного числа условного наклонения.

    Сказали бы сразу. Отнесли бы обед вовремя. Утром перенесли бы встречу на завтра.

В таких предложениях действующее лицо не определено. Вернее, действующие лица. Еще одна отличительная особенность – это множественное число сказуемого. В предложении акцент делается на сказуемом, то есть на действии, о котором идет речь. Если дополнить предложение по смыслу отсутствующем подлежащим, то оно будет выражено местоимением «они» или «все».

На зимних каникулах нас повезут на ёлку. (На зимних каникулах они нас повезут на ёлку).

На кухне обсуждают новости. (Все на кухне обсуждают новости).

При дополнении неопределённо-личного предложения местоимением – подлежащим, мы получим двусоставное предложение.

Очень легко спутать неопределённо-личные предложения с неполными двусоставными. Чтобы не допускать ошибок, следует запомнить простое правило:

В неполном двусоставном предложении нам по смыслу понятно о действии конкретных лиц, в неопределённо-личном — действующие лица не определить. Отсюда и название.

В январе строители начали работы по возведению перехода, в сентябре – закончили.

(Вторая часть сложного предложения представляет собой двусоставное неполное с пропущенным подлежащим «строители», которое легко восстанавливается по смыслу; на месте пропуска ставится тире).

Закончили работы по возведению перехода.

(Кто закончил? Неизвестно. Кто-то закончил, они закончили. Односоставное неопределённо-личное).

Также, если сказуемое выражено глаголом в единственном числе и можно добавить подлежащее, то это неполное двусоставное.

Собрался уходить.

(Кто собрался уходить? Я или он – можно определить по соседним предложениям, но даже если их нет, мы видим, что в предложении нет значения неопределённости. Действие совершается каким-то конкретным лицом, наименование которого пропущено: перед нами неполное двусоставное предложение).

Увидела парус.

Рассказал о себе.

Пристально посмотрел на меня.

Конспект урока в 8 классе

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Неопределённо-личные предложения.

  • повторение и углубление знаний о типах односоставных предложений;
  • изучение основных особенностей неопределённо-личных предложений;
  • ознакомление с обобщённо-личными предложениями;
  • развитие умений находить неопределённо-личные предложения в тексте, отличать их от других видов односоставных и неполных предложений, употреблять в речи;
  • отработка навыков синтаксического разбора.

Тип урока:

Комбинированный.

1. Повторение изученного, актуализация опорных знаний.

а) Орфографическая разминка (повторение правописания личных окончаний глаголов);

образовать от данных глаголов форму 3-го лица множественного числа:

бегать, бежать, хотеть, превозносить, охранять, строить, бороться, блистать, приземлиться, победить, рассказать, рассказывать, клеить, дышать, махать.

б) Синтаксический разбор предложений (2 ученика пишут на доске).

Поднимите свой взгляд к небу.
Нам пишут из Франции.

(На основании разбора второго предложения переходим к изучению новой темы)

2. Изучение новой темы.

а) Самостоятельное формулирование учащимися темы и целей урока, планирование работы (совместно с учителем).

б) Повторение сведений об односоставных предложениях и их видах (по таблице), самостоятельное объяснение понятия «неопределённо-личное предложение».

(можно организовать работу в парах, затем ответы учащихся).

в) «Проверь себя»: изучение информации по теме в учебнике § 23, уточнение и дополнение ответов (продолжение работы в парах, затем ответы учащихся).

г) Анализ языкового материала (определение вида предложений, обоснование, доказательство).

В такие дни особенно начинаешь ценить пустяки.

Очень уж шумят у нас в коридоре.

Дело взяли под контроль.

Поля уже вспахали, зерно посеяли.

Работу закончили вовремя.

Молчите и не перебивайте!

(Вывод о различиях между определённо-личными и неопределённо-личными предложениями)

д) Выполнение тренировочных упражнений из учебника (152, 154, 156):

Упражнение 152:

Найдите среди односоставных предложений неопределённо-личные. Выпишите их, подчёркивая грамматическую основу и указывая форму глагола-сказуемого. Устно докажите правильность своей точки зрения. Используйте следующее начало рассуждения: «Я считаю, что это предложение односоставное, неопределённо-личное, так как…»



Упражнение 156:

Запишите фрагмент текста из книги С. Лавровой «Занимательная химия», вставляя пропущенные буквы.

Найдите в тексте фразеологизмы. Как вы их понимаете?

Найдите односоставные неопределённо-личные предложения, подчеркните в них главные члены и укажите, чем они выражены.

Объясните, какую роль в тексте играют неопределённо-личные предложения. Для чего они используются?


3. Знакомство с обобщённо-личными предложениями.

а) Анализ языкового материала:

Шила в мешке не утаишь. После драки кулаками не машут.

Учащиеся определяют эти предложения как определённо-личное (первое) и неопределённо-личное (второе): Ты шила в мешке не утаишь (2 лицо ед. ч.); они после драки кулаками не машут (3 лицо мн. ч.).

б) Обращаем внимание на смысл данных предложений, на то, что они имеют обобщённое значение: все не могут утаить шило в мешке, все после драки кулаками не машут.

в) Обобщающий смысл характерен в первую очередь для пословиц. Приведём примеры пословиц, которые имеют форму односоставных предложений.

Что посеешь, то и пожнёшь. Из песни слов не выкинешь. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Снявши голову, по волосам не плачут.

(С объяснением значений, комментированием).

Делаем вывод, что в этих предложениях речь идёт о действиях вообще, любого человека, без отнесённости к конкретному лицу. Это и есть обобщённо-личные предложения.

4. Вывод по уроку, рефлексия. (Что было самым важным на уроке? Какой материал оказался трудным? Что необходимо проработать дома, к чему надо вернуться ещё раз? Что было самым интересным на уроке? Что получилось хорошо? И т. д.)